Девять мифов о том, каким должен быть христианин. Быть христианином


Мы продолжаем разговор на тему: «Быть Православным!», начатый правящим архиереем Майкопской и Адыгейской епархии епископом Тихоном. Сегодня мы предоставляем слово матушке Ольге Евенко.

Что значит быть православным христианином?

Сегодня, наверное, каждый человек, крещенный в православной церкви, считает себя христианином, но не каждый задумывается над вопросом: что это значит - быть православным христианином? Святитель Феофан, затворник Вышинский дал такой ответ на этот вопрос: «Значит и веровать право, и жить свято, и освящаться таинствами, и слушаться руководства пастырей, и к Церкви Божией Православной принадлежать, и всё ею повеленное строго исполнять…» [Святитель Феофан Затворник, Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни].

Например, человек крестился и считает себя православным христианином, но он не имеет даже приблизительного понятия о Христе, о домостоительстве нашего спасения, об обязанностях христианина перед Церковью. Если после Крещения человек не живет по-христиански, он теряет то благодатное общение, которое приобрел в Крещении. Священномученик Киприан Карфагенский писал: «Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа».

А если человек и заповеди старается соблюдать, и в церковь ходит регулярно, молится, постится, зажигает свечи, исполняет другие духовные правила, можно ли его считать православным христианином?

Мало выполнять правила, нужно жить по заповедям Божиим, возрастить в себе любовь к Богу и ближним, творить дела милосердия, стараться исправиться. Вера должна менять человека, преображать душу. Быть христианином - это не выполнение правил, это образ жизни.

Бог хочет видеть нас своими детьми. Об этом можно прочитать в Первом послании апостола Иоанна Богослова: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.» (1 Ин. 3:1). То есть мы люди должны любить Его как своего Небесного Отца, должны понимать это отцовство. Не написано, что Бог хочет видеть нас своими рабами. Рабы выполняют повеления начальника ради заработной платы или из страха наказания, а дети выполняют все, что хочет отец из любви к нему. Как научиться любить Бога? Сам Господь научил нас этому, сказав: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». (Ин.14:15)

Людям Иисус Христос дал заповедь: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею» (Мк. 12:30). Из этой заповеди ясно, что Бог хочет, чтоб мы Его любили. А когда любишь, то делаешь все чтобы не огорчить, не обидеть своим поведением Того, Кого любишь, стараешься радовать Его, благодарить за всякую малость, не расстраиваешься, если Он тебе чего-то не разрешает или не дает того, чего просишь. Любить Бога - значить посвящать ему время изо дня в день, чтобы помолиться, чтобы открыть перед Богом наши сердца, чтобы поблагодарить Его и прославить Его, чтобы поразмыслить над Его спасительным словом. И если истинно любишь Бога, то и ближнего будешь любить, потому что он тоже Божие творение, и в нем есть Его частичка. Любовь ко Христу и ближнему должна быть основой жизни христианина, его деятельности в церкви, поведения дома или на работе, ежедневного общения с семьей, друзьями, посторонними людьми. Она должна руководить мыслями, чувствами, разговорами, электронной перепиской христианина и непременно должна являться основой его литургической жизни.

Именно это означает — быть православным христианином. Не называться, не казаться, а именно быть.

Ольга Евенко

Разговор на тему «Быть Православным!» будет продолжен. Мы ждём новых материалов, размышлений и рассуждений от священников, богословов и мирян на эту непростую тему.


У православных христиан есть один источник, из которого они черпают знания о богоугодной жизни - это Священное Предание.Однако есть еще кое-что, хранящее источник этот незамутненным, - реальный опыт жизни в Боге и (что особенно актуально для сегодняшних христиан) богословское осмысление этого опыта. Дефицит того и другого приводит ко всевозможным искажениям, перетолкованиям православного учения, а в жизни - к пресловутому магизму, обрядоверию, «мертвой букве» веры.Попытаемся определить лжеблагочестие и понять, почему православный христианин не может позволить себе…

Печальное и строгое лицо; холодное, хоть и вежливое, общение с окружающими.
Начитавшись житийной литературы первых веков христианства, надергав там и тут святоотеческих цитат, испытывая острое желание поскорее стать хоть немножечко христианами, мы зачастую усваиваем себе совершенно ложное понятие о том, как держит себя, как себя ведет православный христианин. Наша поврежденная природа упорно игнорирует призыв к изменению во Христе, в любви, а вместо этого выбирает подобное себе,



нехристианское «изме нение». Логика примерно такова - если я сосредоточен на мыслях о горнем, если внимателен к себе, я должен иметь вид отрешенный, печальный и строгий, а быть внимательным к другим мне просто некогда. И становится человек таким себе «каменным гостем», заслышав грохочущий шаг которого хочется сбежать куда подальше.
Однако Православие учит обратному. Оно учит, что «качество христианина» в первую очередь зависит от его отношения к другому человеку: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Апостол призывает христиан: «в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:10). Мы должны это делать в подражание своему Творцу, потому что, как пишет святитель Николай Сербский (Велимирович), «то спасительное правило, кое апостол Павел повелевает выполнять всем верным в совершенстве осуществлено между Ипостасями Святой Троицы.





Каждая из Ипостасей старае тся в почтительности предупреждать Две Другие; как и Каждая желает послушанием умалиться пред Двумя Другими». Любовь не оставляет места холоду, сдержанности, «кислым минам»: «Имейте друг к другу горячую любовь и братьям приличную расположенность», - пишет блаженный Феодорит; «Любовь должна быть у вас не только непритворная, но крепкая, горячая, пламенная. Что пользы, если любишь
хотя искренно, однако же без горячности? Посему и сказал Апостол: друг ко другу любезны - то есть любите горячо. Не дожидайся, чтобы другой обнаружил к тебе любовь; но беги к нему сам и начни первый», - увещевает святой Златоуст.



Отказ от красоты во всем - от бытовых вещей, внешнего вида до предметов искусства.
Опять же, логика псевдоблагочестия: «Чтобы не прилепляться сердцем к этому грешному миру, я буду отвергать его красоту». Когда мы смотрим на Христа, стараемся подражать Ему, можем ли мы представить Его неопрятно одетым, неряшливо выглядящим? Когда псалмопевец Давид восхваляет красоту Богом созданного мира - погрешает ли он? Нам кажется, ответ очевиден. Как пишет архимандрит Савва (Мажуко): «Невозможно из состояния плотского, в котором большинство из нас обитает, совершить „комсомольский» бросок к духовности, минуя ступень душевного <…> ничто так не будит душу, как внимание к прекрасному. Мой внешний вид, манера общаться, мой круг чтения и досуга. Безусловно, есть люди, которых это не касается, они уже на другой ступеньке, но таковых, поверьте, меньшинство. <…> Это <…> самая соль христианского мироощущения. Господь сотворил человека для радости. Величайшей радости мы приобщаемся в созерцании красоты. <…> И дело здесь не только в том, что красота примиряет нас с жизнью; переживание прекрасного - это опыт скорее мистический, он выводит человека за пределы его самого, ставит его лицом к лицу с миром Божественным, потому что мы, христиане, знаем, что Красота есть одно из имен Божиих, Он - Прекрасное Само по Себе, и Он же - источник подлинной красоты» .



Казалось бы, проводить жизнь в постоянном плаче о грехах и считать себя «хуже всей твари» - это очень
и очень






православно. Однако, как показывает опыт, такое понимание православия тоже оказывается «вырванным из контекста», а потому ложным и искаженным. Вот что пишет, к примеру, о непрестанном плаче преподобный Исаак Сирин: «От трех причин происходит поток непрекращающихся слез у человека. Во- первых, от изумления исполненными тайн прозрениями. Или, <во-вторых, слезы могут происходить> от любви к Богу, которая воспламеняет душу, и не может человек выносить ту любовь без постоянного плача, происходящего от сладости ее и наслаждения ею. Или, в-третьих, слезы могут происходить от великого смирения сердца». Как видим, говоря о плаче, святой вовсе не говорит о мироощущении: «А кабы к утру умереть - так лучше было бы еще…» Сетовал на антихристианское самоненавистничество и праведный Иоанн Кронштадский: «Люди стыдятся сознаться, что они не веруют в высокое достоинство и предназначение свое, в то, что они - бесценный образ Божий, прелюбезный Богу, которому предуготовано и обещано бесконечно-великое блаженство на небесах - в единении с Богом» .
«Любить себя можно двумя способами, - писал известный христианский писатель К. С. Льюис. - Можно видеть в себе создание Божие, а к созданиям этим, какими бы они ни стали, надо быть милостивым. Можно видеть в себе пуп земли и предпочитать свои выгоды чужим. Вот эту, вторую любовь к себе нужно не только возненавидеть, но и убить. Христианин ведет с ней непрерывную борьбу, но он любит и милует все „я» на свете, кроме их греха. Дурной аскетизм калечит душу, истинный - убивает самость. Лучше любить себя, чем не любить ничего; лучше жалеть себя, чем никого не жалеть» .








Христиане призваны к блаженству; в каждом апостольском послании мы читаем призыв радоваться, слова ободрения и утешения. Но враг рода человеческого ухитряется и в эти слова вложить глубоко противоположный Евангелию смысл: «мол, счастье будет только в Царствии Небесном, а здесь нам положено отстрадать в полную силу». И человек начинает искать страданий, «циклиться» на них!
Умение радоваться и быть счастливым здесь и сейчас - базовое умение христианина; «радость рождается из благодарности», сказала как-то одна христианка - и это истинно так! А еще радость рождается из осознания себя любимым; а еще - из уверенности в Христовой победе над смертью и грехом!
«Наши молитвы так немощны, а благочестие такое пресное, так скучна и угрюма наша самодельная аскетика, потому что мы слишком взрослые и давно уже не помним той естественной радости быть, которой непосредственно жив каждый ребенок, - пишет архимандрит Савва (Мажуко). Человеку на самом деле надо очень мало. Мы давно утратили радость простых вещей. Мы не умеем пить воду, как нам распробовать шампанское? Тот, кто не знает, как есть хлеб, способен ли оценить куропатку по-венгерски? Святые подвижники, светоносные старцы продолжали поститься всю жизнь не потому, что их тело требовало умерщвления - оно уже давно было пронизано светом благодати - они умели полно и естественно получать радость от самых простых и достаточных вещей - от воды и хлеба» .
«Как могут быть несчастны те, кто узнал, что у него есть любящий и мудрый Отец, добрая, всепрощающая Мать? - недоумевает журналист Мария Свешникова. - Конечно, скорби и несчастья посылаются каждому - важно, как к ним относиться: как к главной цели христианства либо как к подспорью, дающему возможность осознать, проанализировать свою жизнь, поставить правильные вопросы» .


Не искать себе защиты, справедливости.
Припоминая незлобивость святых, в частности, подвиг святого Серафима Саровского, христиане порой считают должным не искать для себя правосудия, не защищать себя от явного преступления. Мысль эта тоже лукава. Житие князя Владимира, крестителя Руси, ярко иллюстрирует подобный подход - весь Киев был превращен в ад ложно понятым благочестием князя. Поэтому, если мы покрываем преступление, пусть и совершаемое против нас, мы должны помнить, что подставляем не вторую щеку, а других людей.
«Поддержание внешнего общественно-правового порядка само по себе не вызывает в душах расцвета христианской любви, - пишет философ И. Ильин, - но оно устанавливает в человеческом общении тот внешний ритм миролюбия, терпимости и корректности, который неизбежно, хотя и незаметно, передается и в души людей. Осуществляющий эту борьбу служит именно делу духа и любви; но служение его отрицательное и подготовительное».

Избегать успеха в работе.
Священное Писание богато примерами богатых и успешных людей, которые между тем были праведниками: это и отец верующих Авраам, и Иосиф, и Давид, и Соломон, и многие-многие другие. Слова Господа о том, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24), не отрицают богатства - если оно приходит к человеку честным путем и не искажает шкалу его ценностей. «Мы призваны расставить свои жизненные цели по местам, руководствуясь Евангелием, где сказано: „Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33)», - пишет священник Вячеслав Голощапов. При этом, если человек реализует данные Богом таланты, не ленясь, - его ждет успех. «Разве это грех - хорошо учиться? Разве плохо, если врач или педагог повышает свой профессиональный уровень? Если у врача пациенты выздоравливают, а у школьного учителя дети легко поступают в хорошие вузы - разве это не успех? Успех, но он - на благо людям, - рассуждает протоиерей Георгий Бреев. - Мне кажется, Сам Господь заложил в человеческую природу стремление к успешности. Это одна из духовных сил, которая человека активизирует, собирает воедино и побуждает стремиться к избранной цели - мыслями, чувствами, действиями. И эта движущая сила склоняет нашу волю к исполнению того, что мы задумываем, что ложится желанием в душу. Духовная жизнь тоже связана с восхождением. Стремление к духовному успеху, к совершенству неотъемлемо от человеческой души, вложено в нее Богом, человек должен трудиться, должен принять все меры к достижению успеха, но венчает всякое дело только Господь».



«Мы живем в иное время, чем то, когда Григорий Богослов не мог войти в баню или лавку за хлебом, не будучи схваченным кем-нибудь за рукав и не спрошенным: „Скажи, что правильнее: „омоусиос» или „омиусиос»? Теперь так не богословствуют и к богословию относятся неприязненно или с недоверием» , - со скорбью писал протопресвитер А. Шмеман. Святитель Филарет Московский






говорит, чт о «прежде чем христиане стали называться христианами, они назывались учениками, и если христиане ими быть не хотят, то не для них было проповедано Евангелие» . Эти слова - уже достаточное вразумление людям, не желающим прилагать усилий для изучения собственной веры,святоотеческого наследия, и в особенности тех, кто ищет такому нежеланию благовидные оправдания. Известный религиозный мыслитель протоиерей Георгий Флоровский писал: «…для святых отцов богословие было делом жизни, духовным подвигом, исповеданием веры, творческим разрешением жизненных задач. Среди церковных служений в наше время богословское исповедни- чество приобретает особенную важность, как воцерковление мысли и воли, как живое вхождение в разум истины». А у преподобного Исаака Сирина читаем: «Удивляюсь я… людям, которые, когда видят человека, трудящегося в чтении Святых Писаний и усердно изыскивающего смысл их, постоянно пребывающего в собеседовании с этими и подобными размышлениями на тему сокровенного служения,говорят ему некое весьма грубое слово, безвкусное и безумное, вроде: „Сколько бы ни читал ты и ни трудился, труд <твой> бесполезен». Особенно же удивляюсь я тем, которые <говорят что-либо вроде: «Какой смысл в этих исследованиях, и какая польза для тебя праздно проводить время в изыскании смысла Писания и тому подобного? Делом надо заниматься! Если мы исполняем то, что знаем, нам не нужно целыми днями корпеть над Писаниями и заниматься другими подобными вещами». Не понимают они, что говорят, и не знают, что именно это - то есть чтобы ум человека был наполнен мыслью о божественном домостроительстве и постоянной памятью о нем благодаря восхитительной мысли, посеянной в уме чтением Писания и поиском его сокровенного смысла - ото самое> и есть настоящее дело и исполнение всех заповедей Господа нашего».

Люто ненавидеть всех нехристиан и неправославных, как «врагов Бога».
Мы должны твердо знать, что любые размышления на тему «кого можно ненавидеть и почему», не имеют к христианству никакого отношения. Христианство - это религия любви, это религия Бога, Который, умирая, молился о своих распинателях, и в ней нет места ненависти ни к язычникам, ни даже к самым страшным грешникам. «Слово святителя Филарета Московского
в неделю 19-ю по




Пятдесятнице», из контекста которого была вырвана и ужасно искажена знаменитая цитата, призывающая ненавидеть врагов Бога, на самом деле исполнено совершенно иного духа, призывает к совершенно иным чувствам. «Конечно, мы не можем любить зла, да и кто сего требует? Чувствуйте все омерзение к порокам, какое они заслуживают, - этого не запрещают, но еще требуют; только не смешивайте их с самими людьми, в которых замечаете их: отделив оные, вы еще найдете в них то, что достойно любви вашей. Сколько бы ни казалось неестественным любить врага - разве менее противно природе ненавидеть человека?» - вот подлинные слова святителя Филарета. Более того, он пишет: «Удерживать мстительный удар, но не простирать руки для помощи, проливать с языка сладкую лесть и носить желчь во внутренности сердца не значит любить врагов. Любовь есть живое и деятельное участие в благосостоянии другого. Не называйте себя напрасно - готовыми к услугам вашего соперника, - будьте такими в самом деле. Говорите к нему сердцем и подтверждайте ваши уверения делами».
Любой наш грех - это тоже вражда против Бога. И что же? «…Будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим 5:10), - говорит апостол. И предостерегает: не судите внешних (1 Кор 5:13). «Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его. Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада. И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».


Считать, что спасение и благополучие заслуживается только посещением служб и добросовестным исполнением всех церковных предписаний: пост, регулярное причастие и исповедь.
О таком подходе к вере хорошо сказал Валерий Духанин: «В оккультизме есть своя технология: делай так-то и так-то - и непременно получишь искомое. К сожалению, часто это переносится и на религию».



Безусловно, посещение служб, исполнение заповедей - необходимы, но главное здесь - внутреннее устроение человека и его часть «духовной работы». С одной стороны, «исполнение внешних заповедей, таких как чтение молитв, посещение и совершение богослужений, принятие таинств, доброделание, милостыня, строительство и украшение храмов и монастырей и т. п., когда человек рассматривает их как заслуги перед Богом, может (и не редко так бывает) привести его к тщеславию, самомнению, гордыне, - предостерегает А. И. Осипов. - И в таком случае все это добро превращается во зло для человека, ибо соединяет его, по слову преп. Антония Великого, с демонами-мучителями. Жизнь по заповедям только тогда преображает человека, когда он понимает, что без помощи Божией ничего не может сделать, что Бог творит его руками, а он сам по себе без Бога не до порога». С другой стороны, положившись на волю Божью, нужно избегать и противоположного греха - излишнего упования на Бога, или хулы на Духа Святого, по определению святителя Игнатия (Брянчанинова). «…Это грех, когда человек не желает ничего менять в своей жизни, притворно утверждая, что все в руках Божьих», - объясняет священник Антоний Скрынников. Человек в плену этой страсти считает, что никакой работы над собой, кроме посещения церкви, проводить не нужно; ежедневный труд христианина над душой остается ему чуждым. «Мы должны надеяться на милосердие Божье, но то, что можем, обязаны делать сами. Творить же все, что нам заблагорассудится, разжигать свои страсти и надеяться, что Бог нас все равно простит, - это непозволительное, сурово наказуемое легкомыслие», - уточняет священник Константин Островский.

= «КАКОЙ ОН, ХРИСТИАНИН?» = (Рим. 12:14–16) Маленький мальчик много раз слышал слово «христианин» на занятиях и в проповедях, но не знал, что оно означает. Однажды он спросил отца: «Пап, а что значит “христианин”?» Отец рассказал ему, что христианин - это человек, который принадлежит Христу, и объяснил, как можно стать христианином. Мальчик по-прежнему выглядел озадаченным, и потому отец сказал: «Христианин должен вести определённый образ жизни. Я изучаю Римлянам 12, и эта глава коротко и ясно говорит, как христианин должен поступать в разных ситуациях». Он нашёл свои записи по Рим. 12:9–16 и прочёл: «Христианин - человек любящий, неэгоистичный, энергичный, постоянный, внимательный к другим, милостивый, сострадательный и смиренный». Мальчик подумал над тем, что сказал отец, и затем спросил: «А я когда-нибудь видел его?» В Рим. 12:2 Павел призывал всех христиан жить преображённой жизнью. В стихах 9–16 он приводит примеры преображённой жизни - того, как выглядит христианин. Стихи 9–13 мы изучили под заголовком «Будем любить». В данном уроке мы разберём оставшиеся три стиха. В перечне Павла нет ничего нового. Его читатели, наверное, часто слышали подобные наставления, но Павел хочет донести до них, что такая жизнь должна быть естественным результатом оправдания верой. Сегодня поучения Павла так же уместны, как и в I веке. Белл пишет: «Наша трудность лежит не в понимании, а в исполнении требований этого отрывка». Главный упор взятый нами текст делает на наших взаимоотношениях с другими - братьями и сёстрами во Христе, соседями, друзьями и даже врагами. Изучая этот текст, мы увидим, «какой он, христианин», в конкретных ситуациях. Каждый из нас должен спросить: «А мои знакомые когда-нибудь “видели христианина”?» ХРИСТИАНИН МИЛОСТИВ (12:14) В годы Своего личного служения Иисус сделал несколько поразительных заявлений о том, как мир будет обращаться с Его последователями. Он сказал Своим ученикам, что люди «будут поносить вас, и гнать, и всячески несправедливо злословить» (Мф. 5:11). И ещё Он сказал: «возненавидят вас люди и… отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше как бесчестное» (Лк. 6:22). Как христианин «выглядит», когда оказывается в таких ситуациях? Павел говорит, что, когда с чадом Божьим обращаются подобным образом, он должен быть милостивым: «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте». (В некоторых древних манускриптах отсутствует слово «ваших», поэтому некоторые комментаторы полагают, что наставление Павла относится к гонителям в общем смысле). Это слова вводят тему, которая получит развитие в последних пяти стихах главы (Рим. 12:17–21). Слово «благословляйте» - это перевод греческого глагола эулогео, буквально означающего «доброе слово» (от эу [«добрый», «хороший»] плюс логос [«слово»]). «Благословить» кого-либо - значит «сказать доброе слово» о нём. В данном случае эулогео - это «сказать доброе слово» Богу о тех, кто несправедлив по отношению к нам. «Проклинать» (глагольная форма от ара [«проклятие»], усиленная приставкой ката), не означает произносить так называемые бранные слова; «проклинать» противоположно по смыслу слову «благословлять» и означает «призывать Божьи проклятья на наших гонителей». Этот стих перекликается с учением Иисуса: «Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6:28; см. Мф. 5:44). Предвижу возражение: «Но это же невозможно!» Это трудно, но не невозможно. Это сделал Иисус на кресте, когда сказал: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Это сделал Стефан. Почти до смерти забитый камнями, он просил: «Господи! Не вмени им греха этого» (Деян. 7:60). Это же сделал Павел, когда сказал коринфянам: «Злословят нас - мы благословляем» (1 Кор. 4:12). В Рим. 12:14, в первую очередь, говорится о гонении чада Божьего, но этот стих можно применить и к другим ситуациям дурного обращения. Иногда с христианами плохо обращаются просто потому, что они живут в мире, где люди не всегда добры к другим. В подобных ситуациях неверующие часто разражаются проклятиями - а христианин благословляет. «Какой он, христианин», когда сталкивается с дурным обращением (каков бы ни был его источник)? Христианин милостив. ХРИСТИАНИН СОСТРАДАТЕЛЕН (12:15) Другое качество последователя Христа состоит в том, что он должен быть сострадательным. Павел пишет: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (ст. 15). Это наставление особенно касается наших отношений с христианами. В первой части Рим. 12 Павел подчёркивал, что мы «составляем одно [духовное] тело во Христе [церковь], а порознь один для другого члены» (ст. 4, 5). В письме к коринфянам он писал, что «страдает ли один член [тела], страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12:26). Рим. 12:15 предполагает близость членов церкви между собой. Этой близости не достичь только лишь еженедельным вкушением Господней вечери вместе с другими христианами. Её не достичь, собираясь на поклонение несколько раз в неделю. Она не придёт, даже если мы будем болтать друг с другом до и после библейских занятий и богослужений. Всё это важно, однако стих 15 призывает к большему. Один преподаватель из Оклахомского христианского университета признаёт, что он интроверт, и всё же говорит своим студентам: «Независимо от того, насколько мы по природе общительны или необщительны, Библия призывает нас активно участвовать в жизни других людей». Мы становимся ближе друг к другу, когда участвуем в таких событиях в жизни товарищей, какие вызывают смех и слёзы, - в рождении детей, свадьбах и похоронах. Как сделать такую близость реальностью в теле Христовом? Ключевые слова здесь - «участливый» и «делиться». Нам следует быть участливыми к тому, что происходит в жизни наших братьев и сестёр во Христе. И затем нам следует делиться с христианами всем хорошим и плохим, что приходит в нашу жизнь. Хотя контекст указывает на то, что стих 15, в первую очередь, говорит о наших отношениях с детьми Божьими, этот отрывок может иметь более широкое применение. Христианин должен проявлять интерес к жизни тех, с кем он соприкасается, всех тех, на кого он надеется оказать доброе влияние. Он делает это, потому что так правильно, но иногда из этого можно извлечь дополнительную пользу: люди зачастую наиболее восприимчивы к евангелию в драматические моменты своей жизни - во время событий, вызывающих улыбки или слёзы. Позвольте мне ещё более заострить поучения Павла в стихе 15. А что если у кого-то происходит какое-то хорошее событие, а у вас, кажется, всё только плохо? Можете ли вы порадоваться вместе с ним? Что если кто-то с вами плохо обращался, и в его жизни вдруг случилась трагедия? Сможете ли вы поплакать вместе с ним или подумаете: «Он получил по заслугам»? Кто-то может возразить: «Неестественно радоваться или плакать с другим человеком в описанных вами ситуациях». Да, это так. Это неестественно, но христиане призваны с Божьей помощью подниматься над естественными наклонностями плоти. Христианин может петь и страдать с любым человеком. Христианин сострадателен. ХРИСТИАНИН СМИРЕН (12:16) В стихе 16 Павел обращается к тем, кто считает себя лучше других, потому что у них больше богатства или власти, потому что они более талантливы, или получили лучшее образование, или по каким-то иным причинам. Этот текст мы можем отнести даже к тем, кто чувствует превосходство над другими членами церкви только лишь потому, что у них больший христианский стаж, более основательное знание Библии, потому что они более активно участвуют в работе церкви, более благочестивы в жизни и т.д. Отношение Павел начинает: «Будьте единомысленны между собой» (ст. 16). В другом послании Павла, где он призывает быть «в одних мыслях», это означает быть едиными в том, во что мы верим и чему учим (1 Кор. 1:10). Здесь, похоже, смысл таков: «Относитесь ко всем одинаково; не выказывайте никому особой благосклонности». В Российском Библейском Обществе дан такой перевод: «Живите в полном согласии друг с другом». Общение Текст продолжает: «Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным» (Рим. 12:16). Фразой «не высокомудрствуйте» переведена фраза, которую буквально можно перевести «не думайте высоко (гипселос)». «Думать высоко» можно о вещах - или о людях, в частности о себе. Российское Библейское Общество и Слово Жизни дают перевод «не будьте заносчивы». Вторая половина предложения в разных версиях Библии передаётся по-разному. Так, в Международном Библейском Обществе говорится: «общайтесь с людьми скромного положения»; в Российском Библейском Обществе сказано: «будьте в дружбе со всеми - и с простыми и малыми»; в Современном Переводе: «общайтесь с униженными». Нетерпимость существовала в дни Павла точно так же, как существует она и сегодня. Иаков описывал, как по-разному могли относиться к богатому и бедному человеку в церковном собрании (см. Иак. 2:1–9). Рассказывают историю о бедняке в грязных лохмотьях, который пришёл на богослужение в богатую церковь. Он сел рядом с женщиной, чья одежда и драгоценности говорили о её благосостоянии. Женщина отодвинулась от посетителя как можно дальше. Когда мимо проходил брат, обычно рассаживающий гостей, она спросила его громким шёпотом: «Вы чувствуете запах?» Брат потянул носом воздух и сказал: «Да, думаю, это запах самомнения». Христианство - великий «уравнитель» (Гал. 3:28). Христос не признаёт классовых и кастовых различий. Когда я учился в Абилинском христианском колледже (теперь это университет), его президент был старейшиной церкви Христовой колледжа. Старейшиной был также и один из вахтёров колледжа. Когда они сидели вместе на собраниях старейшин, то мнение одного было таким же важным, как и мнение другого. Возвращаясь к ситуации в дни Павла, надо сказать, что во многих общинах того времени, скорее всего, был большой процент бедных членов (1 Кор. 1:26–28). Кроме того, христианами становились как рабы, так и хозяева этих рабов (см. Еф. 6:5–9). Можете себе представить, какое эмоциональное потрясение испытывали господин и его раб, когда впервые усаживались рядом друг с другом в церковном собрании и вместе вкушали Господню вечерю? Да поможет нам Бог поступать по-христиански по отношению ко всем людям. Почти в каждой общине есть, как минимум, один человек, который чувствует себя «не в своей тарелке» или просто болезненно застенчив. Христианин берёт таких людей на заметку, подходит к ним пообщаться и помогает им освоиться, излучая доброжелательность и любовь. И последнее, что хотелось бы сказать об этой части стиха 16, которая в Синодальной Библии переведена «последуйте смиренным». Некоторые считают, что здесь речь идёт не о людях, а о вещах. В Международном Библейском Обществе сноской даётся такой вариант: «не гнушайтесь скромных обязанностей». Независимо от того, вкладывал Павел в свои слова такой смысл или нет, выраженная таким образом истина достойна внимания. Никогда нельзя думать, что мы «слишком хороши» для скромной работы. Когда Иисус омыл ноги Своим ученикам, Он исполнил работу раба (Ин. 13:5–17). Павел часто зарабатывал на жизнь собственными руками (1 Кор. 4:12; Деян. 18:3). Во всём мире есть христиане, которые всю неделю трудятся на так называемой «светской работе», чтобы по воскресеньям иметь возможность проповедовать евангелие Христа. Наставление Павел завершает Рим. 12:16 таким наставлением: «Не мечтайте о себе [«Не будьте разумными в собственных глазах»; Славянское Евангельское Общество]» (ст. 16; см. Прит. 3:7). Вы когда-нибудь встречали человека, который действует так, будто «знает всё на свете»? Какая бы тема ни затрагивалась, он пытается убедить всякого, что его мнение самое авторитетное. Мы обычно стараемся избегать таких людей. Леон Моррис пишет: «Человек, который мудр в собственных глазах, редко бывает таковым в глазах других людей». Однако Павел хотел, чтобы мы не указывали пальцем на других, а исследовали себя. Говорим ли мы о мудрости в библейском смысле или о «старом добром здравом смысле», истинно мудрые осознают, что они многого не знают и многого не понимают. «Какой он, христианин?» Он смиренный. И не только по отношению к другим христианам, но и к людям из мира. Он уважает и принимает всякого и никогда не старается казаться лучше всех. Стотт говорит: «Снобизм - одна из наихудших разновидностей гордыни». Здесь, наверное, мне следует оговориться: «Доброжелательность не значит одобрение» (Бейти). Мы можем проявлять уважение к другим, не одобряя их убеждений или образа жизни. Иисус был «друг… грешникам» (Мф. 11:19), но в то же время Он учил: «Впредь не греши» (Ин. 8:11). Рассмотрим ещё один практический аспект. Павел конкретно обращается к тем, кого мы могли бы назвать «аристократией», но мой опыт подсказывает, что в наставлении Рим. 12:16 нуждаются все люди независимо от их жизненных ситуаций. Я слышал, как те, у кого мало денег, пренебрежительно говорили об обеспеченных людях. Я слышал, как малообразованные высмеивали людей с учёными степенями. Нам присуще желание думать, что мы чем-то лучше других, и среди причин может быть место нашего проживания, цвет нашей кожи, политические пристрастия - список можно продолжить. Христианин не придаёт значения подобным вещам. Он любит всех людей, он смиренный. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мы посвятили два урока Рим. 12:9–16. Эти стихи дают нам ясно понять, что Христос хочет, чтобы мы жили не так, как живёт мир. Он призывает всех христиан быть любящими, неэгоистичными, энергичными, постоянными, внимательными к другим, милостивыми, сострадательными и смиренными. Надеюсь, вы всё сказанное соотнесли с собой: «А окружающие меня люди видят, “какой он, христианин”?» В Рим. 12:9–16 Господь призывает нас жить, поднявшись над примерами и стандартами мира. Он говорит, что с Его помощью мы это можем. Ответим мы на этот призыв и будем стараться жить, как подобает христианам, или же, выслушав слова Павла, не позволим им изменить нашу жизнь?

Иисус говорит, что истинного верующего можно определить по результатам его жизнедеятельности («по плодам их узнаете их» (Мф. 7: 16).») Бывают люди, которые кажутся на первый взгляд очень благочестивыми, много и правильно говорят о вере, но на самом деле, как христиане, стоят немногого. А почему? Потому что не выполняют на деле заповедей . Вот и задаются часто вопросом люди: каким должен быть в миру истинный православный христианин, чтобы это не было лишь внешней оболочкой, только формальностью?

Один из самых ярких библейских примеров тому – фарисеи. Иисус Сам говорил о таких людях, что они лицемерно долго молятся, любят славу, сребролюбивы, обижают слабых и незащищенных.

Прежде, чем брать пример с человека, который выставляет себя истинным христианином, необходимо внимательно проследить за его поступками. Истинные христиане обычно стараются не выделяться из толпы, но их удивительные дела окрашены благородством и готовностью к самопожертвованию. Причем, в них не должно быть ни мелочности, ни лицемерия, ни, что не менее важно, мазохизма.

Истинные христиане чаще всего кажутся простыми радостными людьми без особых дарований и особых проблем. Дело в том, что дарования и проблемы они чаще всего по скромности скрывают от других, и соглашаются выставлять их напоказ только при крайней необходимости.

Плоды истинного христианина меняют его жизнь и жизнь его близких, наполняют их теплом и светом. Истинный христианин старается помогать ближнему, не поступать корыстно, и служить Богу и близким всем сердцем. Как сказал кто-то из святых отцов — ты можешь хоть лоб разбить, кладя поклоны, хоть тысячу молитв читать и объездить все святые места – но если нет никаких плодов твоей деятельности, твой путь к Богу пуст, как та смоковница, которая не давала урожая и была уничтожена. Если нет любви к своим ближним, сострадания сердечного, нет видения своих грехов и покаяния сердечного, нет и христианской жизни. Так, фарисейство одно.


- Мир христианский многолик и многообразен. И человеку несведущему трудно найти в нем истину. Как-то раз я спросила у одного американского христианского миссионера, к какой конфессии он принадлежит, на что он мне ответил: "Я просто христианин". Для многих понятие "христианин" сводится лишь к исполнению десяти ветхозаветных заповедей, но интуитивно мы понимаем, что "христианин" - это нечто большее. Что же значит: быть христианином? Об этом мы размышляем сегодня вместе со священником Аркадием Штейнбергом.

Прежде, чем ответить на вопрос: "Что значит: быть христианином?", - нужно понять, кому будет адресован ответ. Христианам? Для них этот ответ ясен. Людям, которые считают себя не христианами? Скорее всего, для них наши объяснения ничего значить не будут. Таким образом, мы приходим к выводу, что ответ на этот вопрос будет интересен, в первую очередь, тем, кто только идет к пониманию христианской жизни, кто только начинает к ней приобщаться. Человек этот, как минимум, крещен, иногда ходит в церковь, но чувствует все-таки какую-то недостаточность в своей жизни, ощущает и знает, что для звания христианина ему чего-то не достает. Откуда знает? Эти представления берутся из какого-то идеала или даже нормы, которую себе человек представляет. Вопрос - что же это за норма? На этот вопрос мы и попробуем ответить.

Итак, первое. Очевидно, что для того, чтобы быть христианином, надо быть крещеным. Потому что если человек не крещен, то трудно его и называть христианином. Ясно, что крещение необходимо, но недостаточно. Крещеных полно, а христиан почти нет. Второе. Человек должен ходить в церковь и молиться, то есть иметь какое-то непосредственное общение, соприкосновение с Богом, естественно, веруя в Него по-христиански. Достаточно ли этого? Ясно, что недостаточно. Потому что и молиться можно по-разному. Некоторые говорят: "У меня Бог в душе, я дома молюсь, зачем мне ходить в церковь?", - то есть, люди создают себе альтернативы. Обобщая сказанное, приходим к выводу: конечно, нужно ходить в церковь, нужно молиться, нужно, чтобы Бог был в душе, но этого все равно мало.

Обратимся теперь к такому понятию, как вера. Это "сильное" понятие. Нужно веровать во Христа. Причем не просто абстрактно веровать - и бесы веруют и трепещут, зная, что их ждет суд Божий. Вера нужна конкретная, вера спасающая. И к этому понятию уже труднее подойти. Вот, допустим, я верую. Верую во Христа, верую, что Он - Спаситель, верую, что Он - действительно Сын Божий. Во все верую, и в церковь хожу, и молюсь, и все, что от меня требуется, я делаю, но изнутри-то у меня все равно какой-то "червяк" сидит. Внешне я, вроде бы, христианин. Но внутренне я не уверен, что угоден Богу. Значит, только верить тоже недостаточно, хотя это и необходимо.

Что же мы имеем в итоге? Человек в церковь ходит, молится, верует, исповедуется, причащается, посты соблюдает - в общем, старается жить по-христиански. Достаточно ли этого? У католиков этого было бы достаточно. У православных - нет. Потому что внутрь себя трудно заглянуть. Вроде бы каешься, а грехи совершаешь одни и те же, и не из раза в раз, а из года в год. Видишь грех, а ничего с ним поделать не можешь. В таком случае - христианин ли я? В общем, ситуация - караул!

Так почему же, если все эти внешние действия мы выполним и соблюдем, мы еще не чувствуем, что мы христиане? Нашу жизнь можно сравнить со стрельбой по мишеням. Мы - как солдат, который видит впереди мишень, стреляет - и все мимо. Вроде бы правильно все делает: целится, курок нажимает, а пуля - когда попадет, а когда и в "молоко". Так же и человек. Он мечется по жизни в поисках счастья и все равно находится в неудовлетворенном состоянии. Почему? Мне кажется, это происходит потому, что цель у нас потеряна, цель христианской жизни. И действительно, ведь какая-то цель должна нами преследоваться, и мы не должны эту цель из виду упускать.

Обычно, когда говорят о цели христианской жизни, сразу вспоминают преподобного Серафима Саровского, его беседу с Мотовиловым. Стяжание Духа Святого - вот она, цель, а все посты, молитвы наши, коленопреклонения, чтение Священного Писания и добрые дела, которые мы творим, являются только средством. Но должен сказать, что мы совершенно другие, мы не понимаем, что это такое - стяжание Духа Святого - и как этого добиться. Должен сказать, что преподобному Серафиму принадлежит одно замечательное высказывание. Один из монахов Саровской обители спросил его: "Как мне спасти других людей? Вот у меня родственник погибает, как мне молиться за него?" Преподобный ответил: "Радость моя, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся". Надо стяжать мир в своей душе. Для нас это понятие кажется уже более близким. Но даже такого объяснения нам недостаточно. Какова все-таки цель? Спасение. Наверное, с этим все согласятся. Все, что мы делаем, мы делаем для того, чтобы спастись. Конечно, не в утилитарном смысле спастись, не в католическом, то есть избежать наказания Божия. Спасение надо понимать в более широком смысле. Это перерождение, которое начинается при крещении и продолжается на протяжении всей жизни человека во Святом Духе. Мы как-то должны избавиться от греха. Вспомним проповедь Христа: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное (Мф. 4, 17). Вот цель - войти в Царствие Божие, войти в реальное соприкосновение с Богом, жить по воле Божией, быть в единении с Богом, минимум - в нравственном, максимум - в духовном. Когда Святой Дух сошел на апостолов, они Его передавали другим людям, и Господь… ежедневно прилагал спасаемых к церкви (Деян. 2, 47). Так написано в Деяниях святых апостолов. Спасение давалось через Церковь; значит, чтобы стяжать Святого Духа, нужна Церковь. Кто-то из святых отцов сказал: "Отворяющие врата Царствия впустят нас туда не по тому, сколько мы постились, а по тому, найдут ли в нас черты, делающие нас похожими на Христа". Итак, похож ли ты на Христа? То есть, христианин ли ты? Выполняешь ли ты евангельские заповеди? А исполнить их ты можешь только посредством труда. Если ты хотя бы внешне пытаешься приобрести христианские добродетели, то действием Духа Святого они действительно становятся твоими, ты действительно становишься похожим на Христа.

Теперь вспомним о тех учениках Христовых в Антиохии, о которых написал евангелист Лука в книге Деяний святых апостолов: целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами (Деян. 11, 26). То есть, христианами стали называться те, кто учился у Христа. Чему? Жизни, тому, чтобы быть таким, как Он. Чему же все-таки надо учиться у Христа? Ответ, опять же, в Евангелии: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, - говорит Христос, - возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня (Мф. 11, 28). Прямо говорит: Возьмите иго Мое . Что это за иго? Мы знаем, что каждый должен нести свой крест, но иго Христово - это не только свой крест. Он нес крест за весь род человеческий. Поэтому апостол потом и добавляет: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Возьмите иго Его на себя. И еще Он говорит: Научитесь от Меня, потому что Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Тот покой, которого не имеет душа, не чувствующая, что она - христианка. Важнейшие свойства христианина - кротость и смирение. Смирение - это не слабость, не пассивность, а сила духа в преданности воле Божией и любви к людям. Как у Серафима Саровского - "стяжи дух мирен". Вот это главное.

- Батюшка, а существует ли конкретный рецепт того, как человек может избавиться от грехов, от своей внутренней испорченности, или душа сама, методом проб и ошибок должна искать путь ко спасению?

Мы учимся. Например, какой прок, если человек учится в школе, а в результате ничему не научится? Получит он аттестат? Нет. Нужно прилагать усилия, Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Другими словами, с самим грехом нужно бороться и верить, что Бог, если ты искренне и честно это делаешь, поможет тебе, и ты победишь эти грехи.

- Но покаяться ведь трудно, легче просто осознавать свой грех .

Это, в некоторой степени, можно сопоставить с покаянием. Главное, что здесь нужно - это надежда и вера. Мы никогда не сможем сказать о себе, что покаялись абсолютно. Так только католики говорят. Франциск Ассизкий, например, говорил: "Я не знаю за собой никакого греха, которого бы я не искупил покаянием". А истинное покаяние - внутри человека. Когда человек только головой думает, что будет смиренным и кротким, а в сердце у него царит духовный разлад, то, конечно, ему трудно чего-то добиться.

- К такой жизни стремились первые христиане, когда мир еще не был расколот на христианские конфессии. Кстати, можем ли мы католиков или протестантов называть христианами?

Мы их называем христианами, потому что они исповедуют какие-то христианские нормы жизни. Но дерево по плодам познается. Вот мы православными называемся, но и нам трудно сказать о себе, что мы христиане. Однако, у нас есть та самая малая закваска, которая квасит все тесто. У католиков она другая. Там подсчет идет, производятся расчеты с Богом. Если не хватает тебе добрых дел для покрытия грехов, можешь купить индульгенцию, она существует у католиков до сих пор. То есть тебе трудиться над собой не надо, у тебя нет цели стать истинным христианином. Для католичества важны совершаемые действия: надо делать добрые дела. Для Православия важно не столько сами действия, сколько результат или цель, к какой они ведут: быть и стать по-настоящему добрым, чтобы добрые дела стали органическими и естественными для доброго человека.

- Если быть христианином так непросто, то имеем ли мы право сказать, что мы христиане, если нас спросят - кто мы?

Если ты ученик Христа - да. Ученики стали называться христианами . Вот критерий. Ты ученик? Учишься ты у Христа или ты живешь в мирской суете? Когда миряне пришли к преподобному Иоанну Лествичнику и сказали: "Мы, миряне, не можем жить такой аскетической жизнью, как вы, монахи. Как же нам спастись?" Он же им ответил: "Всякое добро, которое можете делать, делайте и будете недалеко от Царствия Божиего". То есть, надо бороться со злом и понуждать себя на добро.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.



Поделиться: