Десятый месяц жизни ребенка: развитие, навыки и умения, сон, зубы, питание. Десятый месяц жизни ребенка: развитие, навыки и умения, сон, зубы, питание 10 ый месяц

Когда малышу исполняется 10 месяцев – это бесспорно большой повод для радости родителей ребенка. Малыш с каждым днем становится все сообразительней, он активно познает окружающий его мир и уже показывает домочадцам свой характер. Но у большинства родителей по мере взросления их крохи появляются все новые и новые вопросы. Один из главных вопросов: нормально ли развивается кроха, не отстает ли ребенок в физическом и психическом развитии? Для того чтобы это понять, важно знать какими умениями должен обладать ребенок в возрасте 10 месяцев.

Физическое развитие в 10 месяцев

По сравнению с предыдущими месяцами жизни грудного крохи, прибавка в весе у ребенка уже не так заметна. Связано это с тем, что детишки в возрасте 10 месяцев ведут себя уже довольно активно: они много ползают, ходят вдоль стен, а некоторые даже могут ходить самостоятельно. Теперь ребенок в течение каждого месяца будет набирать в весе не более 500 гр. В среднем же за 10-й месяц жизни грудничок должен прибавить в весе от 350 до 500 гр. Прибавка в росте составляет, как правило, от 1 до 2 см. Таким образом, 10-месячный ребенок должен весить от 8 до 10 кг. При этом рост у малыша может составлять от 70 до 75 см.

В возрасте 10 месяцев у ребенка, как правило, уже есть 4 зубика – 4 центральных резца (2 нижних и 2 верхних). Следует учитывать, что все детишки развиваются индивидуально. Немалую роль играют наследственные факторы.

Несмотря на индивидуальность развития, каждый 10-месячный малыш должен обладать определенными умениями:

  • Хорошо ползать. Причем ползанье не ограничивается одной комнатой – с каждым днем малыш все увереннее покоряет новое пространство.
  • Самостоятельно подниматься на ножки и приседать.
  • Стоять на ножках без опоры, передвигаться, держась за руку взрослого или за стены и мебель.
  • Самостоятельно взять интересующий его предмет любой рукой, уверенно держать различные предметы в обеих руках. В возрасте 10 месяцев уже можно заметить, какая рука у грудничка является доминирующей – левая или правая. Если окажется, что малыш – левша, не нужно пытаться переучить ребенка, это может привести к отрицательным последствиям.
  • Повторять движения взрослых. Кроха может «хозяйничать» в кухонных и плательных шкафах: самостоятельно открывать дверцы и выдвигать ящики, выкидывать одежду и другие легкие предметы. Если ребенку такого возраста показать, как перекатывать по полу мячик, он легко повторит показанные действия.
  • Находить применение предметам. Детишки очень наблюдательны и находчивы: здоровый 10-месячный малыш способен при помощи одного предмета достать другой интересующий его предмет. Мальчики на своих игрушечных машинках катают (перевозят) мелкие предметы.

Учитывая, что ребенок обладает вышеперечисленными навыками, родители должны быть все время начеку и заботиться о том, чтобы кроха был в безопасности. Ребенок может доползти хоть куда, поэтому нельзя оставлять грудничка без присмотра.

10-месячного ребенка нужно начинать учить слезать с кровати и с дивана. Для этого нужно многократно показывать крохе, как правильно это сделать: поворачивать малыша к краю дивана попкой и аккуратно спускать ножки. Ребенок очень скоро поймет, что можно слезать, только почувствовав опору под ногами.

Что касается психологического развития крохи, то в 10 месяцев ребенок обладает следующими навыками:

  • Понимает многое из того, что ему говорят взрослые. 10-месячный кроха понимает, когда ему что-то запрещают, и начинает капризничать, чтобы добиться желаемого. В то же время малыш доволен, когда его хвалят. Ребенок также понимает, когда его просят отдать предмет, который он держит в руке, и если раньше его кулачок разжать было практически невозможно, то теперь грудничок сам легко его разжимает.
  • Просится на руки к родителям, протягивая ручки вверх. Ребенок осознанно обнимает маму, тактильные ощущения для него очень важны.
  • Понимает и радуется, когда с ним играют. Ребенок улыбается и смеется, когда родители шутят или щекочут его.
  • Может повторять за родителями некоторые простые слова.
  • Проявляет интерес к своим сверстникам, изучает их – внимательно всматривается в лицо, трогает за руки.
  • Проявляет интерес к животным. Дети очень любят животных, им интересно любое животное или любая птица: собаки, кошки, вороны, голуби. Не нужно препятствовать этому, но важно, чтобы общение ребенка с животными проходило под контролем.
  • Понимает, для чего нужны некоторые предметы. К примеру, ребенок может прикладывать к уху мобильный телефон, тянуть ложку в рот.
  • Показывает свое недовольство. Когда малыш чем-то недоволен, он начинает капризничать, разбрасывать игрушки, причем делает это осознанно.
  • Запоминает, в какое место он положил тот или иной предмет. Ребенок уже хорошо знает, где находятся его игрушки, и может сам достать интересующую его игрушку.

Как понять, что 10-месячный малыш не отстает в развитии?

Любой 10-месячный кроха должен уметь выполнять следующие действия:

  • Самостоятельно садиться и вставать, держась за опору.
  • Доползать до интересующей игрушки.
  • Понимать, когда у него чего-то просят или когда ему что-то дают.
  • Привлекать внимание родителей при помощи лепета, плача и жестов.
  • Повторять за мамой хотя бы несколько слов.

Если ребенок не обладает даже половиной из вышеперечисленных навыков, то это может стать серьезным поводом для обращения к педиатру. Кроме того, ребенок должен быть в меру эмоциональным – монотонное бормотание крохи также может стать поводом для беспокойства родителей.

В рацион 10-месячного грудничка уже включены многие продукты с общего стола: супы, овощные пюре, молочные каши, различные запеканки, печенье, компоты, морсы, соки. При этом нужно продолжать кормить ребенка грудью (смесью – если на искусственном вскармливании) ночью, утром после пробуждения и перед ночным сном. Общее количество кормлений должно составлять не менее 5 раз в день, включая грудное молоко. Наилучший вариант – 2 кормления грудью (утром и вечером) и 3 кормления пищей с общего стола (днем с интервалом в 4 часа).

Всю еду для ребенка нужно варить либо готовить на пару, жареную пищу 10-месячному крохе давать нельзя. Важно чтобы малыш получал полноценное питание, еда должна содержать все необходимые для развития ребенка витамины, белки, жиры и минералы. Учитывая, что у ребенка уже есть зубки, нужно давать ему твердые кусочки пищи, которые должны быть среднего размера, чтобы грудничку было удобно держать их в руке.

Режим дня — сон и бодрствование

Режим дня 10-месячного крохи остается практически таким же, как и месяц назад. Ребенок спит ночью от 8 до 10 часов, при этом днем ему требуется два периода для сна – по 1,5-2 часа. Кормить малыша нужно не менее 5 раз в день. Особое внимание следует уделить прогулкам на свежем воздухе и развивающим играм. Для того чтобы не допускать переутомления грудничка и лишних капризов нужно постараться не нарушать установленный распорядок дня, тем более что результат таких сбоев отрицательно сказывается на самочувствии и поведении ребенка.

От родителей напрямую зависит то, насколько полноценно будет развиваться их ребенок. Для того чтобы кроха нормально развивался родители должны со всей ответственностью отнестись к уходу за ребенком и к его воспитанию. Родители должны:

  • По-прежнему носить малыша на руках. Даже если малыш уверенно ходит, это не значит, что его нужно перестать носить на руках. Кроха по-прежнему нуждается в родительских объятиях. Таким «обнимашкам» нужно уделять хотя бы 1,5 часа в день: брать малыша на руки, ходить с ним на руках по комнате, разговаривать, петь песенки, смотреть в глаза, целовать и говорить ласковые слова.
  • Уделять много времени разговорам с крохой. В разговоре с малышом лучше употреблять короткие предложения с простыми словами. Можно показывать ребенку предметы и части тела, называя их, при этом речь должна быть внятной и спокойной.
  • Играть с ребенком. Игры должны быть не только развивающими (складывание пирамидок, собирание кубиков, рисование, лепка), но и шуточными. Хорошо, когда малыш много смеется. Для того чтобы игрушки не надоедали ребенку, их нужно периодически менять.
  • Обеспечить безопасность для малыша во всей квартире. Важно чтобы все опасные предметы (посуда, вазы, розетки) были изолированы от малыша, ведь ребенок ползком свободно перемещается по комнатам и способен достать многие интересующие его предметы. Не стоит забывать и о регулярной влажной уборке всех комнат.
  • Читать малышу короткие сказки. Лучше остановить свой выбор на самых простых русских народных сказках.

Важно не допускать переутомления ребенка, поэтому время занятий должно составлять от 15 до 20 минут.

Возраст 10 месяцев – наиболее подходящий возраст для начала общения грудного крохи с другими детишками. При этом родители должны понимать, что ребенок еще очень мал для игр в большой компании детей. Ведь ребенок быстро устает, а большое скопление людей может даже напугать малыша. Наилучший вариант – периодически приглашать в гости подругу или знакомую с ребенком. В домашней обстановке, привычной для ребенка, ему будет легче познакомиться с другим малышом. Дети хорошо обучаются в процессе игры и перенимают друг у друга увиденные навыки и умения. Если нет знакомых, у которых есть маленькие детки, то можно совершать прогулки на дворовые игровые площадки для самых маленьких детишек. Общаться с другими детьми ребенку нужно обязательно, ведь так он не только быстрее освоит все необходимые для нормального развития навыки, но и обзаведется друзьями!

Развитие ребенка в 10 месяцев (видео)

9-10-месячный ребенок - это неутомимый «исследователь», любопытство крохи в этом возрасте достигает «апогея». Такой интересный окружающий мир манит малютку, побуждает к движению. Поэтому игровое пространство малыша должно быть организовано с учетом его безопасности. Удобным местом пребывания ребенка может быть место «за барьером», на полу, покрытым ковром или паласом.

На 10-м месяце жизни ребенок начинает хорошо ориентироваться в пространстве . Малыш уже хорошо ориентируется в пространстве, начинает ходить.

Этот период младенчества очень важный для ребенка. И вот почему. В это время он переживает настоящий интеллектуальный подъем . Поддерживайте его стремление как можно лучше изучить окружающий мир, принимайте участие в его «исследованиях». Соответствующие дидактические игрушки помогут вам развить у малыша сообразительность и уверенность в себе, которые так пригодятся ему в дальнейшем.
Из всех ведущих линий развития на первое место выдвигается предметная деятельность (манипулирование предметами). Его все больше интересуют окружающие предметы и игрушки , которые теперь он не просто хватает, а пытается с ними что-то сделать.
В этот период, занимаясь с малышом, большое внимание следует уделять овладению им так называемыми тонкими действиями рук и развитию мелкой моторики пальцев .

Ознакомительные игровые манипуляции с шариками, колечками, кубиками и другими обучающими игрушками оказывают особое воздействие на развитие психики малыша. Разъединяя и соединяя отдельные части предмета, собирая кольца и шары в какое-то целое или, наоборот, разбрасывая их, малыш совершает действия анализа и синтеза – а это, в свою очередь способствует развитию интеллекта . В этом возрасте мозг «учится» мыслительным операциям, получая информацию, как говорится, из первых рук, а вернее от собственных рук.
Среди других двигательных функций особое значение имеет работа пальцев руки. Она оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка, в частности на развитие речи . Неслучайно, именно на 10-м месяце жизни в речевых навыках ребенка появляются новые возможности. Если раньше дитя повторяло за взрослым звуки, которые спонтанно появлялись в его лепете (по сути дела, это взрослый подражал ребенку, вызывая на «перекличку»), то на 10-м месяце жизни малыш начинает подражать взрослому, повторяя за ним новые слоги, которые ранее не были свойственны его лепету.

У 8-10-месячных малышей так же меняется позиция пальцев руки при захватывании мелких игрушек : интенсивно работает не только большой палец руки, но и указательный. Вы замечаете, что малыш выполняет более тонкие движения: пытается взять небольшие предметы «щепотью», хотя раньше в захватывании участвовала вся ладонь.

Комплексное развитие ребенка на 10 месяце первого года жизни

Игрушки для ребенка

В играх с ребенком этого возраста можно использовать:
резиновый мяч и другие ,
игрушечный молоток с деревянными колышками (стучалка «Верстачок»),
(сортеры),
небольшого размера,
кубики разнообразных форм,
музыкальные и игровые центры и игрушки (способствуют развитию зрительно-моторной координации, и стимулирует развитие мышления, так как побуждает к установлению логической связи между действием - нажатием на кнопку и звуковым или механическим эффектом),
игрушки для игры в ванне и др.
привлекают внимание детей куклы-неваляшки разных размеров (от 10 до 25 см). Для показа детям нужны 1-2 крупные куклы (высотой около 40 см), изображающие детей в красивой одежде. Они могут быть озвученными и заводными (например, шагающая кукла).
фигурки кукол и куклы из мягких материалов - (ткани, мягких пластмасс, резины), в которых представлены понятные ребенку особенности облика человека (крупные яркие глаза, гибкие руки, ноги). Куклы могут быть плоскими и объемными, размером 10-20 см.
игрушки, изображающие животных, должны по возможности издавать характерные для данного животного звуки (негромкие, но выразительные). Хороши мягконабивные, пластмассовые и резиновые игрушки, передающие главные черты изображаемых животных (мишка, заяц, лошадь).
заводные, забавные игрушки ().
для первых отобразительных игр нужны игрушки, изображающие некоторые предметы быта: игрушечные тарелки диаметром около 7-10 см, чашки по размеру руки ребенка, лоскуты разной ткани размером 50х50 см.
технические игрушки (машины) развивают движения малышей. Это машины лаконичной формы из пластмассы размером около 15 см, заводные машины, тележки. Детям, начинающим ходить, нужны коляски для кукол, каталки с рукоятко й.
в 10-12 мес. малыши пытаются вместе со взрослым класть кубик на кубик, сооружая первые постройки. Необходимыми игрушками для них становятся дидактический и строительный материал .

Малыш не играет в игрушки?

Ребенку очень важно заниматься тем же, чем занимается взрослый. Покажите малышу - что играть вместе - это весело и интересно. Выбирайте игрушки в магазине не по красоте, а по возрасту вашего малыша, по рекомендациям детских психологов. Тогда занятия с такими игрушками будут приносить конкретную пользу. В нашей статье мы напишем - какие ребенку нужны сейчас игрушки, и дадим ссылки на их подробное описание и признаки правильного отбора и «употребления» - то есть как правильно в них играть.

Как завлечь малыша игрушкой

Все детки по-разному реагируют на новую игрушку, но даже если ребенку новинка “не понравилась”, не нужно заострять на этом внимание, уберите пока – пригодится позже. Вообще, нужно стараться не вручать малышу игрушку – они настороженно относятся к новому, иногда – сразу негативно. Правильнее будет сесть рядом с ребенком, заняться самой этой игрушкой, тогда ребенка обязательно заинтересует (природа берет своё), чем именно там занимается с таким интересом мама.

Как играть?

Развиваем координацию движений, понятие причинно-следственных связей

Игра «Кубик с сюрпризом»

Эта игра прекрасно развивает память. Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо подходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкой бумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету.

Игра «Мой ящик»

Наполните ящик или коробку разными предметами и вещами. Малыш будет опустошать его, доставая их, а вам придется складывать предметы обратно. Также можно применять ящики с крышками и отделениями, с прорезями для фигур.

Игра «Прячем игрушку»

Мы уже рассказывали, как можно играть с ребенком пряча его игрушку под платком или одеялом – высовывая ее часть. Постепенно усложняйте задачу: на глазах у ребенка спрячьте его любимую машинку под кастрюльку, затем накройте их коробкой, а сверху накройте все это пеленкой. Для начала «ищите» игрушку вместе, а при повторе дайте малышу возможность найти машинку самому.

Игра «Палочки и камешки»

Во время прогулки можно найти массу разных предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики, шишки, листья. Не бойтесь, что малыш запачкает ручки – с собой всегда нужно иметь влажные салфетки – тогда эта неприятность будет легко исправима. Нужно приобщать малыша к использованию в игре природного материала.

Игра «Игрушка на шнурке»

Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваш ребенок любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.
Для разнообразия игры можно привязать также воздушный шарик, который поднимется к потолку, его тоже интересно будет подтягивать за веревочку.

Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений

Игра «Просунь пальчик»

Как Вы, наверное, уже заметили, детям в этом возрасте нравится засовывать пальчики в маленькие отверстия. Сделайте ему специальную «игрушку: возьмите маленькую коробочку с тонкими стенками и проделайте с двух сторон две дырки шириной с палец. Изнутри обклейте стенки коробочки разным материалом - мехом, мешковиной, бархатом или наждачной бумагой.
Покажите ребенку, как сунуть пальчик в дырочку. А вы можете сунуть свой палец в другую дырку. Поговорите с малышом о том, что чувствует его пальчик, трогая стенки коробочки, там мягко и приятно или стенка шершавая и жесткая и т. д. С такой коробочкой можно поиграть даже в машине.

Игра «Открой коробочку»

Для этой игры Вам пригодятся коробочки различной формы с крышками (2-3 шт.) и мелкие игрушки (величиной 3-4 см) по 2-3 шт. (их нужно разложить в каждую из коробочек).
Привлеките внимание малыша к первой коробочке, встряхните ее, побуждая повторить действие: «Что там?». Если малыш не знает, как действовать с коробкой, но не спешите сразу открывать ему способ действия с коробочкой. Необходимо добиваться, чтобы ребенок сам проявил интерес и открыл крышку.
Во второй части занятия ребенок сам выбирает игрушки из открытой коробки, рассматривает их, манипулирует ими.
А теперь привлеките внимание малыша к другой коробочке. Будет очень хорошо, если ребенок «поработает» с 2-3 коробочками разной формы: откроет-закроет, выложит-вложит игрушки.

Развиваем понимание речи и звука, развитие речи

Речевое общение – это произнесение слов, фраз, активная речь и понимание речи других. Для 10-месячного малыша основным достижением в речевом общении является понимание обращенной к нему речи.
Несколько советов:
необходимо разговаривать с малышом всегда – как во время режимных моментов по уходу за малышом, так и во время игр;
в процессе общения выделять название предмета и действия с ним;
называя предмет, следует дать ребенку время, чтобы он смог рассмотреть его и подержать в руках.
все предметы должны быть неоднократно показаны ребенку, чтобы он постепенно начинал понимать отдельные слова, а затем и короткие фразы.
важно, чтобы ваша речь совпала с моментом показа предмета (игрушки) и действия с ним;
не допускайте двух крайностей: скупость на слова и многословия. Последнее, приводит к тому, что за потоком слов теряется то слово, которое ребенок должен запомнить.

Игра на узнавание лиц и понимание речи

Покажите ребенку две фотографии членов вашей семьи (например, его бабушки и сестры). Накройте обе фотографии полотенцем или тряпочкой и попросите малыша найти, где его брат, а потом, где сестричка. Вы сами удивитесь, как много понимает ваш ребенок.

Первые книги

Живое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой - это семимильный шаг к развитию его речевого развития, а также образного мышления и интеллекта, расширения мировоззрения. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. Как правильно подобрать такие книги для малышей второго полугодия жизни – читайте в разделе . Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педагогов и филологов.

Музыкальный час

  1. разных концах комнаты (на ковре) положите бубен и барабанчик. Привлеките внимание ребенка к звучанию бубна: напевайте мелодию и ударяйте в такт по инструменту. Малыш двигается ползком или вдоль опоры к ней.
  2. Покажите крохе звенящий бубен, украшенный цветными ленточками, попросите малыша «поплясать», покрутить ручками, похлопать в ладошки. Затем сделайте паузу (10-15 сек.). Затем опустите бубен на уровень детских рук. Пусть малыш ударит по бубну. Помогите ему это сделать: вначале возьмите его ручку и покажите движение, ударяя его ручкой по бубну. Всю эту игру можно сопровождать пением.
  3. В третьей части занятия познакомьте ребенка со звуком барабана. Пусть малыш (возможным для него способом) сам до него доберется, дотянется и ударяет по нему.

О развивающем видео, методиках и проч..

А вот «Развивающее» видео покупать и давать смотреть маленькому ребенку смотреть вообще не рекомендуется – об этом в статье Так же нужно ограничивать ребенка от телевизора, мультфильмов.

Секреты воспитания

Воспитание любовью...

Да-да, представьте себе: кроху уже на протяжении всего первого года жизни можно и нужно воспитывать!

Но, воспитывать любовью – а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни. На основании материнской любви уже в подознание закладывается его собственная самооценка, уверенность в себе и защищенность...

Как сказать ребенку «нет»

Как правильно похвалить ребенка

Когда начинать приучение к горшку?

Многие матери начинают приучать детей к горшку, начиная с 10-месячного возраста. Более того, 40% матерей приступают к этому процессу по достижении ребенком возраста 6–8 месяцев. Проведенные в России исследования показывают, что 95% матерей начинают приучать своих детей к туалету слишком рано, неправильно определяя готовность младенца к обучению.
Союз педиатров России рекомендует родителям начинать обучение ребенка туалетным навыкам после достоверного определения у него признаков готовности к обучению, таких как моторные умения и способность управлять мышцами сфинктера. Как указывают авторитетные специалисты, эти признаки обычно становятся очевидными в возрасте около 18 месяцев.

О физическом развитии

Физическое развитие

Массаж и гимнастика

Обязательно почитайте статью , в ней очень подробно рассказывается о методике профессионального детского массажа и гимнастики.

Закаливание

Чтобы узнать, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами – читайте в разделе: « » Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.
Развивайте своего малыша с удовольствием и растите вместе с ним!

Обычно на десятом месяце жизни малыш уже уверенно сидит без опоры с прямой спиной, из этого положения самостоятельно встает на ножки, придерживаясь за опору (кроватка, манеж) и шагает вдоль нее, перебирая ручками.
Очень важная сфера - развитие движений кисти и пальцев. Обученный ребенок вкладывает игрушки одна в другую, разбирает простую пирамидку. Появляется способность взять небольшой предмет двумя пальцами: большим и указательным - это необходимый этап на пути к формированию координации тонкой моторики.
Многие родители после 8-9 месяцев перестают заниматься с ребенком гимнастикой, считая, что он и так достаточно подвижен. Между тем гимнастика ребенку по-прежнему полезна: она активизирует обмен веществ, укрепляет "отстающие" группы мышц, способствует более гармоничному развитию.
Наступило время серьезно позаботиться об обуви малыша (хотя некоторые родители покупают ботиночки и туфельки заранее) - ведь от того, какой будет его первая обувь, во многом зависят правильное развитие стопы, красота походки и даже правильная позиция позвоночника. Нельзя позволять ребенку подолгу стоять и тем более ходить босиком (по гладкой поверхности), в носочках или пинетках - это может способствовать развитию плоскостопия. Самая лучшая обувь - это кожаные ботиночки с фиксированным подъемом, супинатором и каблучком высотой 0,5-0,8 см. Подошва ботиночек, если она гладкая, протирается наждачной бумагой. Если нет супинатора, родители могут сами слегка приподнять внутренний край стельки и подложить кусок ваты. На прогулке удобны теплые мягкие сапожки, менее желательны валенки вследствие их жесткости.
Обычно десятимесячного ребенка уже можно водить по полу за две руки, а еще лучше с помощью старого русского способа - на полотенце, пропущенном под мышки, или на специальных "волнах" с нагрудником. Поскольку плечевой пояс у ребенка к этому возрасту уже достаточно развит, его используют как естественную опору - в отличие от "ходунков", такой способ обучения ходьбе не вредит ребенку, а способствует формированию нормальной походки. И очень хорошо приговаривать при этом какую-нибудь ритмичную считалочку, например: "Раз-два-три-че-тыре, Катю мы ходить учили" и т.п.
Чувство ритма у детей к этому возрасту обычно достаточно развито для усвоения не только простых стихов, но и более сложных - и это необходимо использовать, читая ребенку родные русские стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова. "Есть сила благодатная в созвучье слов живых" - многие возбудимые дети при этом успокаиваются без всяких лекарств.
В этом возрасте ни рацион ребенка, ни режим питания не меняются.
Малыша по-прежнему кормят 5 раз в день - обычно в 6, 10, 14, 18 и 22 часа, хотя есть некоторые дети, которые сами переходят на 4-разовое питание - если малыш здоров, то это допустимо. Общий суточный объем пищи в этом возрасте и до конца первого года жизни составляет 1-1,2 литра. Нельзя недокармливать ребенка, но недопустимо и перекармливать. Сейчас уже доказано, что избыточное питание на первом году жизни (особенно, если ребенок искусственник) может в будущем способствовать ожирению и заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

Развитие ребенка от 9 до 10 месяцев

Физическое развитие

За десятый месяц малыш наберет новые граммы массы и новые сантиметры роста. На этом этапе показатели веса детей следующие: мальчики могут весить от 8 до 11,8 кг, а девочки от 7,7 до 11,3 кг. Рост мальчиков и девочек обычно составляет 68,8 - 78,8 см и 67,7 - 77,1 см соответственно. Вы помните, каким вы забирали кроху из роддома? Прогресс очевиден. Малыш растет и развивается. Осваивает все большее число навыков и умений. Продолжают расти и прорезываться зубки. К концу десятого месяца их может быть уже шесть.

Большинство малышей в этом возрасте – неутомимые исследователи. Откуда у них столько энергии? Малыши продолжают учиться ползать и расширяют свои знания об окружающем мире. Улучшается тонус мышц, движения ребенка становятся еще более координированными. Одни малыши ползают вперед и вокруг своей оси, как тюлени, на животе. Другие начинают ползать «на четвереньках», опираясь на руки и коленки. И тот, и другой способ передвижения позволяет малышу самостоятельно, без помощи взрослого перебираться из одной комнаты в другую, преодолевать различные препятствия (порожки, предметы).

Придерживаемый за руки, ребенок хорошо стоит на ровных подошвах, принимая на ноги всю массу тела. Чувствуя опору, малыш учится поднимать ногу. Не за горами – первые шаги!

В положении сидя малыш чувствует себя очень уверенно – хорошо удерживает равновесие, даже если держит предметы в руках. Будьте очень внимательны, не оставляйте малыша без присмотра, если он сидит на диване или в кресле.

Уверенность в собственных силах толкает малыша на освоение новых движений – он учится слезать и залезать на диван, карабкаться по ступенькам. Эти двигательные умения позволяют ребенку смотреть на окружающие предметы в новом ракурсе, на разном расстоянии.

Двигательная активность детей в этом возрасте все же может иметь индивидуальные отличия. Далеко не все дети пытаются утолить свои исследовательские интересы постоянным стремлением двигаться куда-то. Некоторые дети, наоборот, могут подолгу находиться на одном месте и играть с одной игрушкой. Скорость исследования окружающего пространства не связана с развитием познавательных способностей ребенка. Флегматичные, на первый взгляд, малыши, так же, как и их неугомонные сверстники, становятся более умелыми и энергичными.

Психическое развитие

Малыши начинают ориентироваться в бытовых ситуациях, узнают некоторые звуки и соотносят их с источником звучания – поворачивают голову в сторону звонящего телефона или на звук приоткрываемой двери, ищут глазами знакомые предметы и людей, если про них говорит взрослый.

Крохе нравится исследовать содержимое шкафчиков, особенно кухонных – он с удовольствием извлекает оттуда кастрюли, сковородки, миски и разбрасывает их по полу. Эти игры с домашней утварью продолжаются длительное время, иногда до двух лет. Запреты взрослого не трогать «опасные» предметы (вилки, стеклянную посуду) ребенок не воспринимает пока всерьез. Помните об этом и постарайтесь заблаговременно сделать окружающее малыша пространство безопасным.

Игры малышей становятся продолжительней и разнообразней. Появляются «любимые» мягкие игрушки и куклы. Ребенок злится и показывает свое недовольство, если у него забирают предмет (игрушку), который нравится ему. По просьбе взрослого малыши могут дать игрушку, показать ее детали. Детям нравятся игры с предметами, которые можно доставать из небольших коробок, сумочек, прозрачных баночек.

Начинайте оставлять в разных местах квартиры небольшие картонные коробки с игрушками и предметами, которые малыш будет доставать и рассматривать. Крохе доставляют огромное удовольствие игры со взрослыми. Малыш понимает правила игры и громко смеется, если взрослый прячется под платком или за мебель. Вспоминайте традиционные русские игры-потешки: «Гули-гули», «Сорока-сорока», «Коза рогатая». Эмоциональная интонация и простой ритм стишка помогают малышу запоминать и выполнять простые движения, сопровождающие чтение потешки, – он начинает хлопать ладошками, загибать пальчики, класть ручки на головку. Такие игры помогают запомнить значение слов, обозначающих предметы и действия.

В этом возрасте малыши начинают реагировать на неприятные ситуации и вредные предметы. Но пока эта способность очень индивидуальна и проявляется по-разному, поэтому особенно рассчитывать на «сознательное» поведение крохи не стоит. Например, страх высоты. На этом возрастном этапе у малышей развивается страх высоты, что выразительно демонстрирует эксперимент с обрывом. Закройте поверхность стола стеклом, под него на половину стола положите яркую ткань, еще один кусок такой ткани расстелите под столом с другой стороны. Ребенка положите на ту часть стола, где лежит ткань, и он поползет вперед. Когда малыш достигает края этой части стола, его руки продолжают опираться на стекло, но глаза «говорят», что впереди пропасть, поэтому карапуз останавливается, не заползая на другую половину стола. Этот эксперимент доказывает, что малыши на этом этапе развития могут определить край и высоту и принять решение: дальше ползти нельзя. Обязательно следует предостеречь родителей, что, несмотря на описанный опыт и реакцию крохи, никогда не оставляйте ребенка играть на столе! У импульсивных детей темперамент иногда берет верх над осознанием грозящей опасности, и они вполне могут поползти вперед, «за край пропасти».

Какова степень доверия ребенка маме? Интересным вариантом эксперимента с обрывом является ситуация, когда дети смело ползут вперед через «видимую» пропасть, если на другом конце стола их дожидается мама со спокойным лицом, не выражающим опасения по отношению к этой ситуации. Если же на лице мамы страх, то ребенок замирает на месте. Резюме: матери являются для детей эмоциональными регуляторами. Ребенок получает информацию о том, как вести себя, «считывая» ее с лица матери или схватывая мамино отношение к своим сигналам. Дети читают на наших лицах абсолютно все и особенно то, что относится непосредственно к ним. Если вы постоянно пребываете в подавленном, раздраженном состоянии, то выражение, какое ребенок увидит на вашем лице, он, вероятно, перенесет на всю свою последующую жизнь. Лицо, озаренное улыбкой, которое видит ваше чадо, также запомнится ему на всю жизнь.

Неутомимость маленького Человека проявляется даже ночью. Однажды вы проснетесь и удивленно увидите сквозь темноту ночи, что ваш малыш спокойно стоит на ножках в кроватке и, приседая, раскачивает ее. Оказывается, она качается! Нет, минуты покоя! Да, это школа жизни, в которой для малыша нет перерыва.

Физическое развитие

Продолжаем расти! В массе малыш набирает в среднем 400-450 г, в росте - 1,5-2 см. Длина тела должна составлять 72-73 см.

Последнее десятилетие наши дети переживали процесс акселерации: рождались с большими, чем среднестатистические, массой тела, ростом. Однако сегодня научные работники утверждают о начале другого процесса - замедления физического развития, которое связано с неблагоприятной экологией.

Если же вы беспокоитесь о темпах развития вашего малыша, обязательно обсудите эту проблему с педиатром.

Двигательная активность. Игра

Положение сидя и все маневры, связанные с ним, сейчас очень легко удаются малышу, и он охотно ими пользуется. Из положения лежа ребенок без трудностей переходит в сидячее, потом возвращается к игрушке или человеку, которые больше всего интересуют.

В десятимесячном возрасте малыш любит забираться на разные окружающие предметы. Поэтому бывает, что ребенок восторженно забирается на значительную высоту (ступеньки, стол, подоконник), а потом, увидев, где он оказался, начинает плакать или, еще хуже, может упасть. Проверьте, защищены ли подоконники. Открывайте для проветривания только форточки и ни в коем случае не окно полностью.

Подготовка к первым шагам у каждого своя. Некоторые малыши ползут к мебели, поднимаются и, держась за поверхность, делают несколько шагов, а потом снова возвращаются к привычному способу передвижения - на коленях. Ни одна книга не подскажет вам, как именно должен пойти ваш малыш. Одни дети от ползания "по-пластунски" сразу переходят к ходьбе. Другие проходят полный комплекс подготовки, который включает ползание разными способами, хождение с поддержкой и, лишь со временем, самостоятельные шаги.

Если малыш ползает, то ему очень легко удерживать какой-либо предмет одной рукой, а другой ухватить и сбросить что-то интересное, например, скатерть со стола, на которой вы только что накрыли обед. Будьте предусмотрительными!

Нет более интересной комнаты в вашей квартире, чем туалет. И это понятно: трубы, туалетная бумага и еще, ко всему, громко течет вода, если нажать на определенный выступ. Именно в туалете есть замечательное место, куда можно что-нибудь бросить, поболтать руками, попробовать "на зуб". Так вот, лучше держите эту комнату закрытой или же ходите на экскурсии туда вместе с ребенком.

В один ряд с играми у вашего малыша может попасть и игра с половыми органами. Не поднимайте панику! Это не онанизм! Для малыша они являются обычной частью тела, такой как рука или нога. Не ругайте за такие игры. У малыша может сформироваться установка, что он делает что-то запрещенное. Лучше всего - не обращайте внимания и воспринимайте это как одну из многочисленных игр.

Несколько слов о формировании навыка садиться на горшок. Нет четких рекомендаций, когда именно начинать это делать, но не советую раньше 9-10 месяца. Только в этом возрасте малыш уверенно, без страха самостоятельно сидит. Если вы приблизительно знаете время, когда малыш делает «свои дела», то посадите его на горшок незадолго до этого. Горшок должен быть теплым, удобным. Можно открыть кран, чтобы потекла вода. Положение сидя, ваше поощрение звуками "а-а-а", давление горшка на ягодицы, звук воды стимулируют дефекацию. Только не отвлекайте малыша игрушками или пищей. В случае неудачи, не расстраивайтесь и не ругайте малыша. Если же у него все получилось, - здесь уже вам воля в похвалах! Дайте понять, что малыш сделал лучше всего, и вы очень его за это любите. Помните, ребенок может стать целиком опрятным, только достигнув трехлетнего возраста.

Очень хорошо, если вы можете выделить целую комнату или же ее часть малышу. После окончания игры приучайте его возвращать все игрушки в свою комнату. Пусть их будете складывать вы, но малыш должен наблюдать, что все вещи перемещаются в его комнату. Если же в семье есть еще дети, лучше всего будет, если брат или сестричка будет иметь другой, свой уголок или комнату, так как возможны конфликты, инициируемые старшим ребенком, по поводу захвата его территории.

Любимой игрой остается "Где ты?". Малыш прячет головку за край шторы или просто закрывается ладонью и с наслаждением ждет момента, когда его будут искать.

Помните, каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности развития. Ваш малыш, скажем, знает больше новых слов, по сравнению с соседским, лучше управляется с игрушками, больше имитирует взрослых, но еще не стоит самостоятельно. Успокойтесь, все идет так, как надо. Соседское дитя опередило ваше в стоянии, но не во всем другом. Через месяц-два ситуация, вероятно, изменится. Такова жизнь!

Обратите внимание, малыш начинает разговаривать, связывая действие со своим словом. Например, смотря, как разливается сок на кровать, ребенок коротко сделает заключение: "Ба!". Ребенок еще долго будет высказываться так кратко. Как правило, небольшой запас слов (всего 5-6) не пополнится и на протяжении следующих месяцев. Иногда малыш может "заговорить" лишь в два года, причем сразу простенькими предложениями.

Хотя вы еще не утомлены от массы вопросов будущего "почемучки", обратите внимание, что малыш прекрасно понимает и воспринимает ваш язык. Поэтому старайтесь разговаривать с ним абсолютно полноценно, по-взрослому, объясняя каждое свое действие, рассказывая простые рассказы. Ни в коем случае не играйте в "детство", дублируя детские слова, которые используют знакомые малыши. Иначе вы просто усложните восприятие малыша, отсрочите момент, когда ребенок начнет правильно разговаривать.

Очевидно, вы столкнетесь со стеснением у малыша, когда попросите его что-то сказать или показать незнакомым. Успешный "концерт" получится лишь в знакомом помещении со своими родными людьми.

Восприятие окружения

Лишь теперь ваш малыш начинает понимать, что вещи и все живое может существовать вне его взгляда. Он уже сознает, что если мама куда-то пойдет, то она не исчезнет навсегда, а обязательно возвратится через определенное время. Такое понимание формируется простой игрой, пользуйтесь ею: игрушка, которую помещаем в какую-нибудь коробку, исчезает и снова появляется, если заглянуть туда.

В этом возрасте формируется понимание взаимосвязи нескольких действий. Например, если мама идет на кухню, то со временем появятся приятные запахи, а немножко позже настанет обеденное время.

Для лучшего формирования понимания окружения берите малыша с собой в другие, пока неизвестные ему места. Дело в том, что в этом возрасте ребенку свойственно бояться незнакомых людей, помещений. Помочь ему вы сможете, если будете спокойно объяснять то, что видит ваш ребенок перед собой.

Проблемой малыша могут стать трудности в засыпании. В таком случае вашей задачей будет научить малыша расслабляться. Пригодится ваше кресло-качалка, где вы вместе, покачиваясь, успокаиваетесь. Или же просмотр книжки с картинками, обязательно в спокойном окружении, сопровождая это нежным рассказом. Результатом будет сонливость ребенка, которая проявится зевком. Но заснуть малыш должен в своей кроватке, а не на ваших руках!

Участковый врач

Можете посоветоваться с педиатром по поводу целесообразности и рациональности питания; уточните, как предотвратить возможные бытовые травмы малыша.

Мои достижения

Интеллектуальные

"Профессионально" имитирую действия других: "чищу" зубки зубной щеткой.
Могу повторять подряд "цепочку" простых слогов, как бы отвечая на заданный вопрос.
Понимаю и могу выполнять простые просьбы.
Могу открывать разные емкости, чтобы узнать, что внутри.
Интересуюсь складыванием чего-то вместе (пирамидки, кубики, кольца).

Социальные

Люблю играть с водой во время купания.
У меня есть самая любимая игрушка.
Имитирую услышанные звуки, мимику лица, смех кого-то из взрослых.
Боюсь незнакомых мест.
Люблю танцевать, особенно вместе с другими людьми.

Сенсорно-моторные

Могу самостоятельно подняться в положение стоя.
Хожу, если мама поддерживает за одну или обе руки.
Самостоятельно сажусь с положения стоя.
Могу создавать маме проблемы, становясь на ножки в кроватке посреди ночи.
Могу удерживать два предмета в одной руке.
В играх одна рука начинает доминировать ("правша" или "левша").



Поделиться: