А12. Видоизменение листьев у хвойных растений служит приспособлением к

1 вариант

В части А к каждому заданию приводится 4 ответа, один из которых верный

А 1.Среди перечисленных примеров ароморфозом является

    Плоская форма тела у ската

    Покровительственная окраска у кузнечика

    Четырехкамерное сердце у птиц

А 2. Биологическая эволюция – это процесс

    Индивидуального развития организма

    Исторического развития органического мира

    Эмбрионального развития организма

    Улучшения и создания новых сортов растений и пород животных

А 3.В ответ на увеличение численности популяции жертв в популяции хищников происходит

    Увеличение числа новорожденных особей

    Уменьшение числа половозрелых особей

    Увеличение числа женских особей

    Уменьшение числа мужских особей

А 4.К причинам экологического кризиса в современную эпоху не относится

    Рациональное природопользование

    Строительство плотин на реках

    Сельскохозяйственная деятельность человека

    Промышленная деятельность человека

А 5.Определенный набор хромосом у особей одного вида считают критерием

    Физиологическим

    Морфологическим

    Генетическим

    Биохимическим

А 6. Отбор особей с уклоняющимися от средней величины признаками называют

    Движущим

    Методическим

    Стабилизирующим

    Массовым

А 7. Основу естественного отбора составляет

    Мутационный процесс

    Видообразование

    Биологический прогресс

    Относительная приспособленность

А 8. На каком этапе эволюции человека ведущую роль играли социальные факторы

    Древнейших людей

    Древних людей

    Неандертальцев

    Кроманьонцев

А 9. Видовая структура биогеоценоза леса характеризуется

    Ярусным расположением животных

    Числом экологических ниш

    Распределением организмов в горизонтах леса

    Многообразием обитающих в нем организмов

А10. Биогеоценоз считают открытой системой, так как в нем постоянно происходит

    Приток энергии

    Саморегуляция

    Круговорот веществ

    Борьба за существование.

В 1. К факторам эволюции относят

    Кроссинговер

    Мутационный процесс

    Модификационную изменчивость

    Изоляцию

    Многообразие видов

    Естественный отбор

В 2. Саморегуляция в экосистеме тайги проявляется в том, что

    Численность деревьев сокращается в результате лесного пожара

    Волки ограничивают рост численности кабанов

    Массовое размножение короедов приводит к гибели деревьев

    Численность белок зависит от урожая семян ели

    Популяция кабанов поностью уничтожается волками

    Совы и лисицы ограничивают рост численности мышей

В заданиях В3 и В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

В 3. установите соответствие между организмами и направлениями эволюции

Организмы Направления эволюции

    Страус эму А) биологический прогресс

    Серая крыса Б) биологический регресс

    Домовая мышь

    Синезеленые (цианобактерии)

    Орел беркут

    Уссурийский тигр

В 4. Установите сответствие между признаками отбора и его видами

Признаки отбора Вид отбора

    Сохраняет особей с полезными в данных условиях признаками А) естественный

    Приводит к созданию новых пород животных и сортов растений Б) искусственный

    Способствует созданию организмов с нужными человеку

    1. Изменениями

    Проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида

    Действует в природе миллионы лет

    Приводит к образованию новых видов

    Проводится человеком

    Божья коровка

    Листья растений

В 6. – Установите хронологическую последовательность антропогенеза

    Человек умелый

    Человек прямоходящий

    Дриопитек

    Неандерталец

    Кроманьонец.

C 1 Численность популяций окуней в реке сокращается в результате загрязнения воды сточными водами, уменьшения численности растительноядных рыб, уменьшения содержания кислорода в воде зимой. Какие группы экологических факторов представлены в данном перечне?

С 2. Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?

А1-3; А2-2; А3-1; А4-1; А5 -3; А6 -1; А7 -1; А8-2; А9-4; А10-1.

В 1. – 2,4,6; В 2. – 2,4,6; В 3. – БАААББ; В 4. – АББАААБ; В 5. – 51324; В 6. – 31245;

С 1. Абиотические, биотические, антропогенные.

С 2. 1) Большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей питания

2) Сбалансированным круговоротом веществ

3) Участием солнечной энергии в круговороте веществ и продолжительными сроками существования

Итоговая проверочная работа 11 класс

2 вариант

В части А к каждому заданию приводится 4 ответа, один из которых верный

А 1. Какой ароморфоз способствовал выходу позвоночных животных на сушу

    Жаберное дыхание

    Появление конечностей

    Наличие позвоночника

    Появление легочного дыхания

А 2. Общую территорию, которую занимает вид, называют

    Экологической нишей

    Биоценозом

  1. Кормовой территорией

А 3. Биомасса растений в океане уменьшается на глубине вследствии

    Понижения температуры воды

    Уменьшения освещенности

    Уменьшения числа животных

    Уменьшения питательных веществ в воде

А 4. Парниковый эффект на Земле явдяется следствием повышения в атмосфере концентрации

    Кислорода

    Углекислого газа

    Сернистого газа

    Паров воды

А 5. Уровень организации любой лягушки остромордой

    Молекулярно – клеточный

    Биосферно – биотический

    Популяционно – видовой

    Организменный

А 6. Концентрационная функция живого вещества биосферы заключается

    В аккумуляции солнечной энергии в процессе фотосинтеза

    Избирательном накоплении химических элементов организмами

    Круговороте химических элементов, входящих в состав организмов

    Переносе органических веществ и энергии по цепям питания

А 7. Согласно взглядам Ч. Дарвина результатом естественного отбора является

    Выживание наиболее приспособленных особей

    Гибель наименее приспособленных особей

    Появление приспособленности у организмов

    Появление изменчивости признаков у организмов

А 8. Элементарным материалом для эволюции служат

    Фенотипы группы особей популяции

    Генотипы отдельных особей популяции

    Мутации генов у особей популяции

    Модификации генотипов у особей популяции

А 9. Увеличение числа видов в экосистеме, образование разветвленных цепей питания, ярусность – это признак

    Устойчивого развития экосистемы

    Перехода устойчивой экосистемы в неустойчивую

    Отмирания экосистемы

    Смены одной экосистемы другой

А10. Укажите неверное утверждение. Оставленный человеком агроценоз гибнет, так как

    Культурные растения вытесняются сорняками

    Он не может существовать без удобрений и ухода

    Он не выдерживает конкуренции с естественными биоценозами

    Усиливается конкуренция между культурными растениями.

В заданиях В 1 – В 2 выберите три верных ответа

В 1. Устойчивые биогеоценозы характеризуются

    Сложными пищевыми цепями

    Простыми пищевыми цепями

    Отсутствием видового разнообразия

    Наличием естественного отбора

    Зависимостью от деятельности человека

    Устойчивым состоянием

В 2. Почему популяцию считают единицей эволюции

    В ней происходит свободное скрещивание

    Многие виды состоят из ряда популяций

    Особи популяции подвергаются мутациям

    Особи популяции имеют различные приспособления к среде обитания

    Происходит саморегуляция численности популяций

    Под воздействикм естественного отбора в популяции сохраняются особи с полезными мутациями

В заданиях В3 и В 4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

В 3. Установите соответствие между видами изменчивости и их характеристикой

Характеристика изменчивости Виды изменчивости

    Изменение признака исчезает после прекращения А) модификации

действия вызвавшего его фактора Б) мутации

    изменение возникает внезапно

    изменение имеет ненаправленный характер

    возникающее изменение, как правило, соответствует

изменениям среды

    проявляеся у всех особей вида

    проявляется у отдельных особей вида

В 4. Установите соответствие между направлениями эволюции и их характеристиками

Характеристики Направления эволюции

    Расширение ареала А) Биологический прогресс

    Снижение приспособленности Б) Биологический регресс

    Возрастание численности

    Уменьшение численности

    Уменьшение разнообразия

    Увеличение разнообразия

В 5. Установите последовательность объектов в пастбищной пищевой цепи

    Жук жужжелица

  1. Гусеницы

В 6. Установите в какой хронологической последовательности появилист основные группы растений на Земле

    Цветковые

    Папоротникообразные

    Псилофиты

    Водоросли

С 1. Какое значение для эволюции имеет изоляция популяций?

С 2, Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?

А1-4; А2-3; А3-2; А4-2; А5 -3; А6 -1; А7 -1; А8-3; А9-1; А10-3.

В 1.- 1,4,6; В 2, - 1,5,6; В 3, -АБАБАБ; В 4. – АБАББА В 5. – 23154; В 6. – 54312;

С 1. Способствует накоплению мутаций в популяции.

С 2. 1) Создают органические вещества из неорганиченских

2) Аккумулируют солнечную энергию

3) Обеспечиваюторганическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.

1) улучшению минерального питания растений

2) повышению интенсивности фотосинтеза

3) экономному расходованию воды

4) улавливанию солнечного света

1) ароморфоза 2) дегенерации

3) биологического прогресса 4) биологического регресса

А14. Образование новых видов в природе происходит в результате

1) возрастного изменения особей

2) сезонных изменений

3) природоохранной деятельности человека

4) взаимодействия движущих сил эволюции

А15. Пример внутривидовой борьбы за существование –

1) соперничество самцов из-за самки

2) «борьба с засухой» растений пустыни

3) сражение хищника с жертвой

4) поедание птицами плодов и семян

А16. При переходе от плоских к круглым червям произошли следующие ароморфозы:

1) появилась полость тела

2) появились органы дыхания

3) появилась замкнутая кровеносная система

4) появились специальные органы движения

В1. Установите соответствие между особенностью строения организма человека и видом сравнительно-анатомических доказательств его эволюции

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

А) развитие хвоста 1) атавизмы

Б) аппендикс 2) рудименты

В) копчик

Г) густой волосяной покров на теле

Д) многососковость

Е) складка мигательной перепонки

В2. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?

1) развитие образовательных тканей у растений

В3. Искусственный отбор, в отличие от естественного

1) проводится человеком целенаправленно

2) осуществляется природными экологическими факторами

3) осуществляется быстро

4) происходит среди особей природных популяций

5) завершается получением новых культурных форм

6) завершается возникновением новых видов

В4. Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие

ОРГАНИЗМЫ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

А) страус эму 1) биологический прогресс

Б) серая крыса 2) биологический регресс

В) домовая мышь

Г) комнатная муха

Д) уссурийский тигр

В5. Установите последовательность этапов эволюции растений

1) возникновение псилофитов

2) появление многоклеточных водорослей

4) возникновение папоротниковидных

5) возникновение покрытосеменных

6) появление одноклеточных водорослей

В6. Установите последовательность событий, протекающих в популяции в процессе микроэволюции

А) фенотипическое проявление мутаций, перешедших в гомозиготное состояние

Б) дивергенция внутри вида, образование новых популяций и подвидов

В) попадание под действие естественного отбора новых наследственных изменений

Г) накопление фенотипически не проявляющихся наследственных изменений

Д) постоянно протекающий мутационный процесс и свободное скрещивание особей внутри популяции

С1. Муха-осовидка сходна по окраске и форме с осой. Назовите тип её защитного приспособления, объясните его значение и относительных характер приспособленности

Вариант 3 Тема «Эволюция органического мира» ЕГЭ

1) появление спор 2) образование семян

3) образование плода 4) видоизменение листьев

А2. Следствием эволюции организмов нельзя считать

1) приспособленность организмов к среде обитания

2) многообразие органического мира

3) наследственную изменчивость

4) образование новых видов

А3. Микроэволюция приводит к изменению

1) видов 2) родов

3) семейств 4) отрядов

А4. Эффективность действия естественного отбора в природе повышается при

1) усилении мутационного процесса

2) ослаблении внутривидовой борьбы

3) снижении численности популяций

4) увеличении числа гомозиготных особей

А5. Рудиментарные органы – пример доказательств эволюции

1) эмбриологических 2) палеонтологических

3) сравнительно-анатомических 4) биогеографических

А6. Свойство организмов приобретать новые признаки, а также различия между особями в пределах вида – это проявление

1) наследственности 2) борьбы за существование

3) индивидуального развития 4) изменчивости

А7. Приспособление вида животных к среде обитания – результат

1) заботы о потомстве 2) упражнения органов

3) отбора случайных наследственных изменений

4) высокой численности особей популяций

А8. О существовании древовидных папоротников в истории природы Земли свидетельствует

1) существование травянистых и древесных форм

2) наличие их отпечатков и окаменелостей

3) их способ размножения

4) их современное многообразие

А9. Какой тип покровительственной окраски называют мимикрией?

1) окраску, расчленяющую тело

2) яркую окраску, сигнализирующую о ядовитости и несъедобности организма

3) сходство в окраске менее защищенных организмов одного вида с защищенными организмами другого вида

4) приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами

А10. Виды лютик едкий и лютик ползучий объединяют в более крупную систематическую категорию –

1) род 2) семейство

3) порядок 4) класс

А11. Верны ли следующие суждения о критериях вида?

А) Только в совокупности все критерии позволяют выявить видовую принадлежность

Б. Главным критерием при определении вида считается генетический – одинаковое число, форма, и размер хромосом

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А12. Популяция служит структурной единицей

1) рода 2) вида 3) семейства 4) отряда

А13. Примером межвидовой борьбы за существование является

1) распределение ролей во время охоты в волчьей стае

2) миграция стаи одной популяции лосося к месту нереста

3) выживание кукушонка и гибель других птенцов в гнезде

4) образование журавлиных стай для осенних миграций

А14. Верны ли следующие суждения о критериях вида?

А. Генетический критерий вида характеризуется одинаковой реакцией особей на воздействие факторов среды обитания

Б. В соответствии с генетически критерием все особи вида имеют одинаковый химический состав и сходные процессы жизнедеятельности

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А15. Какой критерий вида основывается на различиях у особей процессов жизнедеятельности?

1) физиологический

2) экологический

3) генетический

4) морфологический

А16. Впервые термин «эволюция» был использован

1) К.Линнеем 2) Ш.Бонне

3) Ч.Дарвином 4) Ж.Б.Дамарком

Часть В. Выберите три верных ответа

В1. Установите соответствие между признаком обыкновенной беззубки и критерием вида, который он характеризует

ПРИЗНАК КРИТЕРИЙ ВИДА

А) тело покрыто мантией 1) морфологический

Б) раковина имеет две створки 2) экологический

В) обитает в пресных водоёмах

Г) кровеносная система незамкнутая

Д) питается водными микроорганизмами

Е) личинка развивается в воде

В2.Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства Растений, начиная с наименьшей

А) Мятлик

Б) Мятлик луговой

В) Однодольные

Г) Покрытосеменные

Д) Злаки (Мятликовые)

В3. Результатом эволюции является

1) дрейф генов

2) многообразие видов

3) мутационная изменчивость

4) приспособленность организмов к условиям внешней среды

5) повышение организации живых существ

6) борьба за существование

В3. Установите соответствие:

А) ласты кита и роющие конечности крота 1) дивергенция

Б) крылья птицы и крылья бабочек 2) конвергенция

В) обтекаемая форма тела дельфина и акулы

Г) разнообразие форм клюва у вьюрков

Д) крыло летучей мыши и совы

В4. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям

1) развитие образовательных тканей у растения

2) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений

4) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных

5) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений

6) железистые волоски на листьях душистой герани

В5. К ароморфозам относят

1) возникновение хорды у животных

2) образование пятипалых конечностей у наземных позвоночных

3) наличие у коров четырёхкамерного желудка

4) наличие у комара колюще-сосущего ротового аппарата

5) появление зеленой окраски покровов у кузнечика

6) возникновение полового размножения


Примером аналогичных органов могут служить

1) крыло летучей мыши и крыло бабочки

2) рука человека и нога лошади

3) роговая чешуя ящерицы и панцирь черепахи

4) нижняя челюсть человека и собаки

Пояснение.

Аналогичные органы - органы и части животных или растений, сходные в известной мере по внешнему виду и выполняющие одинаковую функцию, но различные по строению и происхождению.

1. крыло летучей мыши и крыло бабочки (крылья птиц - видоизменённые передние конечности, крылья насекомых - складки хитинового покрова)

Ответ: 1

Установите соответствие между животными и группой, к которой оно относится по способу питания

Пояснение.

К растительнядным относятся: полевая мышь, заяц-беляк, колорадский жук. К плотоядным - хищникам относятся: волк, пресноводная гидра, божья коровка.

Ответ: 221211.

Ответ: 221211

Раздел: Царство Животные

Источник: ЕГЭ по биологии 12.06.2013. Вторая волна. Вариант 1.

Татьяна Бочерикова 13.02.2016 22:35

Подавляющее большинство божьих коровок - хищники, однако есть и растительноядные. Как в таком случае определять принадлежность животного к группе питания, не конкретно даже про божью коровку, а вообще? По преимущественному большинству?

Наталья Евгеньевна Баштанник

Установите соответствие между примером и процессом, к которому этот пример относится.

A Б В Г Д

Пояснение.

Дивергенция: разнообразие пород голубей; зависимость формы клюва у галапагосских вьюрков от способа добывания пищи. Конвергенция: сходство функций крыла бабочки и летучей мыши; строение глаза осьминога и человека; сходство в форме и функциях конечностей крота и медведки

Ответ: 12212.

Дублирует задание 12538

Ответ: 12212

Выберите клетки, в которых набор хромосом диплоиден.

1) ооциты первого порядка

2) яйцеклетки растений

3) сперматозоиды животных

4) клетки печени мыши

5) нейроны мозга

6) клетки листьев мха

Пояснение.

Диплоидные клетки (2n) животных: соматические (телесные) клетки, зигота (оплодотворенная яйцеклетка), первичные половые клетки (сперматогонии, оогонии), созревающие половые клетки на стадии размножения и стадии роста (сперматоциты первого порядка и ооциты первого порядка).

Гаплоидные клетки (n) животных: зрелые половые клетки (сперматозоиды и яйцеклетки), а также половые клетки на стадии созревания (сперматоциты второго порядка, сперматиды, ооциты второго порядка).

Диплоидные клетки (2n) растений: зигота (оплодотворенная яйцеклетка), соматические клетки взрослых растений плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений, клетки спорогона мхов.

Гаплоидные клетки (n) растений: половые клетки (яйцеклетка, сперматозоиды, спермии), споры (зооспоры, микроспоры, макроспоры), клетки взрослых растений зеленых водорослей (хламидоманада, улотрикс) и взрослых растений мхов, клетки заростка плаунов, хвощей, папоротников, ядра зародышевого мешка и пыльцевого зерна семенных растений.

(1) ооциты первого порядка - половая клетка на стадии роста имеет диплоидный набор хромосом;

(2) яйцеклетки растений - зрелые половые клетки имеют гаплоидный набор ;

(3) сперматозоиды животных - зрелые половые клетки имеют гаплоидный набор ;

(4) клетки печени мыши - соматические клетки животного имеют диплоидный набор ;

(5) нейроны мозга - соматические клетки животного имеют диплоидный набор ;

(6) клетки листьев мха - клетки взрослых растений мхов имеют гаплоидный набор .

Ответ: 145.

Ответ: 145

Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которые для него характерно: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

Прогресс характеризуется увеличением численности особей популяции,расширением ареала, генетической разнородностью особей, преобладанием молодых особей, процветанием вида. В прогрессе: рыжий таракан, мышь полевая, сизый голубь. В биологическом регрессе: латимерия, секвойя.

Ответ: 11122.

Ответ: 11122

Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

Прогресс характеризуется увеличением численности особей популяции,расширением ареала, генетической разнородностью особей, преобладанием молодых особей, процветанием вида. В прогрессе: дождевой червь, домовая мышь, комнатная муха. В биологоческом регрессе: страус эму, уссурийский тигр.

Ответ: 21112.

Ответ: 21112

Установите соответствие между примерами эволюционных процессов и направлениями, в которых они протекали: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А Б В Г Д Е

Пояснение.

Дивергенция: различия в формах клюва у галапагосских вьюрков; различия в форме черепа у млекопитающих; различные породы голубей. Конвергенция: форма тела акулы и дельфина; появление аналогичных органов; крылья бабочек и летучих мышей.

Ответ: 122121.

Примечание.

Дивергенция - расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции. Конвергенция - процесс сближения, схождения признаков у не родственных групп организмов.

Аня Труфанова 03.10.2018 22:24

Акулы и дельфины это хордовые животные, имеющие общее происхождение. Значит, их органы гомологичные. Хотя, в то же время у них одинаковые признаки (форма тела). Что за глупость?

Наталья Евгеньевна Баштанник

конвергенция - схождение признаков при жизни в сходных условиях... аналоги - в другом предложении...

Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых они сформировались: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

Пояснение.

1) конвергенция: А) крылья птицы и бабочки;Б) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина; Г) глаза осьминога и кошки

2) дивергенция: В) конечности медведки и кузнечика; Д) конечности крокодила и летучей мыши

Дивергенция - расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции. Конвергенция - процесс сближения, схождения признаков у не родственных групп организмов.

Ответ: 11212

Ответ: 11212

Раздел: Основы эволюционного учения

Анастасия Королёва 04.03.2019 19:08

Почему конечности крокодила и летучей мыши-дивергенция? Ведь крокодил-пресмыкабщееся, а лет.мышь-млекопитающее?

Наталья Евгеньевна Баштанник

Искренне поддерживаю Ваше недоумение, но следуя логике определения (и составителей задания) - наверное, имеется ввиду общность происхождения (млекопитающие произошли от пресмыкающихся).

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) широкий лентец и человек

2) минога и рыба

3) рак-отшельник и актиния

4) карась и щука

5) малярийный плазмодий и комар

6) сова и мышь

1. Широкий лентец и человек;

2. Минога и рыба;

5. Малярийный плазмодий и комар.

Ответ: 125.

3. Рак-отшельник и актиния - симбиоз.

4. Карась и щука - хищничество.

6. Сова и мышь - хищничество.

Ответ: 125

Установите соответствие между примерами и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 11 класса Вариант 1

1. Выберите три признака, которые можно считать результатами биологической эволюции.

А. приспособленность организма к окружающей среде

Б. геологическое преобразование Земли

В. возникновение новых штаммов вирусов

Г. вымирание неприспособленных к условиям среды видов

Д. возникновение этносов

Е. возникновение письменности

2. Выберите три признака, которые характеризуют мутации:

А) Имеют приспособительный характер

Б) Передаются по наследству

В) Носят случайный характер

Г) Не передаются по наследству

Д) Не затрагивают генотип

Е) Изменяется генотип

3. Распределите перечисленные ниже факторы на абиотические и биотические

а. Химический состав воды

б. Разнообразие планктона

в. Наличие в воздухе бактерий

г. Наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых

д. Засоленность почвы

е. Скорость течения воды

1. Абиотические факторы

2. Биотические факторы

4. Установите соответствие между организмами и направлениями эволюции

Организмы

Направления эволюции

А. Страус эму

Б. Серая крыса

В. Домовая мышь

Г. Синезеленые (цианобактерии)

Д. Орел беркут

Е. Уссурийский тигр

1) биологический прогресс

2) биологический регресс

5. Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют.

Признаки:

Критерии вида:

а. тело покрыто мантией

б. раковина имеет две створки

в.обитает в пресных водоёмах

г.кровеносная система незамкнутая

д. питается водными микроорганизмами

е. личинка развивается в воде

1) экологический

2) морфологический

6. Установите последовательность объектов в пастбищной пищевой цепи

Тля

Паук

Божья коровка

Грач

Черемуха Ответ______________

7. Установите хронологическую последовательность антропогенеза

Человек умелый

Человек прямоходящий

Дриопитек

Неандерталец

Кроманьонец. Ответ______________

8. Вставь-те в текст «Ла-мар-кизм» про-пу-щен-ные тер-ми-ны из пред-ло-жен-но-го пе-реч-ня, ис-поль-зуя для этого чис-ло-вые обо-зна-че-ния. За-пи-ши-те в текст цифры вы-бран-ных от-ве-тов, а затем по-лу-чив-шу-ю-ся по-сле-до-ва-тель-ность цифр (по тек-сту) впи-ши-те в при-ведённую ниже таб-ли-цу.

Ла-мар-кизм

Ла-мар-кизм — эво-лю-ци-он-ная кон-цеп-ция, ос-но-вы-ва-ю-ща-я-ся на тео-рии, вы-дви-ну-той в на-ча-ле XIX века _________(А) в трак-та-те «Фи-ло-со-фия зоо-ло-гии». В ши-ро-ком смыс-ле к ла-мар-кист-ским от-но-сят раз-лич-ные эво-лю-ци-он-ные тео-рии, воз-ник-шие в XIX — пер-вой трети XX веков, в ко-то-рых в ка-че-стве ос-нов-ной____________(Б) силы эво-лю-ции рас-смат-ри-ва-ет-ся внут-рен-нее стрем-ле-ние к__________(В). Как пра-ви-ло, боль-шое зна-че-ние в таких тео-ри-ях придаётся и вли-я-нию__________(Г) ор-га-нов на эво-лю-ци-он-ные судь-бы ор-га-низ-мов, по-сколь-ку пред-по-ла-га-ет-ся, что по-след-ствия упраж-не-ния и не-упраж-не-ния могут пе-ре-да-вать-ся по_________________(Д).

Пе-ре-чень тер-ми-нов:

1) ста-би-ли-зи-ру-ю-щий

2) дви-жу-щий

3) на-след-ство

4) упраж-не-ние

5) про-гресс

6) Ла-марк

7) Лин-ней

8) Дар-вин

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

9. Най-ди-те ошиб-ки в при-ведённом тек-сте. Ука-жи-те но-ме-ра пред-ло-же-ний, в ко-то-рых они до-пу-ще-ны, ис-правь-те их. Со-глас-но ос-нов-ным по-ло-же-ни-ям син-те-ти-че-ской тео-рии эво-лю-ции:

1. Ма-те-ри-а-лом для эво-лю-ции слу-жит на-след-ствен-ная из-мен-чи-вость, то есть му-та-ции и ком-би-на-ции генов. 2. Дви-жу-щи-ми си-ла-ми эво-лю-ции яв-ля-ют-ся из-ме-не-ние ге-но-фон-да по-пу-ля-ции и воз-ник-но-ве-ние при-спо-соб-лен-но-сти ор-га-низ-мов к усло-ви-ям су-ще-ство-ва-ния. 3. На-прав-ля-ю-щий фак-тор эво-лю-ции - есте-ствен-ный отбор, ос-но-ван-ный на со-хра-не-нии и на-коп-ле-нии на-след-ствен-ных из-ме-не-ний ор-га-низ-ма. 4. Наи-мень-шая эво-лю-ци-он-ная еди-ни-ца - вид. 5. Эво-лю-ция имеет по-сте-пен-ный и дли-тель-ный ха-рак-тер. 6. Ви-до-об-ра-зо-ва-ние как этап эво-лю-ции на-зы-ва-ет-ся мак-ро-э-во-лю-ци-ей

1.________________________________________

2.__________________________________________

3.__________________________________________________

10. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о функ-ци-ях жи-во-го ве-ще-ства в био-сфе-ре?

А. Га-зо-вая функ-ция жи-во-го ве-ще-ства свой-ствен-на в эко-си-сте-ме толь-ко про-ду-цен-там.

Б. Кон-цен-тра-ци-он-ная функ-ция жи-во-го ве-ще-ства со-сто-ит в вы-де-ле-нии ор-га-низ-ма-ми ко-неч-ных про-дук-тов жиз-не-де-я-тель-но-сти.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 11 класса

Вариант 2

Фамилия, Имя, класс_____________________________________________________

1. Выберите три правильных ответа. Результатом эволюции является:

появление новых сортов растений

появление новых видов в изменившихся условиях

выведение новых пород

формирование новых приспособлений в изменившихся условиях

сохранение старых видов в стабильных условиях

получение новых пород кур

2. Вы-бе-ри-те по-ло-же-ния, от-но-ся-щи-е-ся к син-те-ти-че-ской тео-рии эво-лю-ции.

Ответ за-пи-ши-те циф-ра-ми без про-бе-лов.

1. эле-мен-тар-ной еди-ни-цей эво-лю-ции яв-ля-ет-ся по-пу-ля-ция

2. вли-я-ние внеш-ней среды на-прав-ле-но на раз-ви-тие по-лез-ных при-зна-ков

3. есте-ствен-ный отбор - глав-ная при-чи-на ви-до-об-ра-зо-ва-ния и раз-ви-тия адап-та-ций

4. ма-те-ри-а-лом для эво-лю-ции слу-жит мо-ди-фи-ка-ци-он-ная из-мен-чи-вость

5. эле-мен-тар-ной еди-ни-цей эво-лю-ции яв-ля-ет-ся вид

6. ма-те-ри-а-лом для эво-лю-ции слу-жит му-та-ци-он-ная и ком-би-на-ци-он-ная из-мен-чи-вость

3. Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и критерием вида, для которого он характерен.

а) Личинка живет в воде

б) Тело уплощено

г) Питается тканями хозяина

д) Имеет две присоски

е) Пищеварительная система имеет ротовое отверстие

1) Морфологический

2) Экологический

4. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование .

Причина гибели растений

Форма борьбы за существование

а) растения одного вида вытесняют друг друга

б) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий

в) семена погибают от сильных заморозков и засухи

г) растения погибают от недостатка влаги при прорастании

д) люди, машины вытаптывают молодые растения

е) большое количество елей мешают росту сосны

1) Внутривидовая

2) Межвидовая

3) борьба с неблагоприятными условиями

5. Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением эволюции

а) Многообразие видов

б) Ограниченный ареал

в) Небольшое число видов

г) Широкие экологические адаптации

д) Широкий ареал

е) Уменьшение числа популяции

1) Биологический прогресс

2) Биологический регресс

. Установите последовательность объектов в пастбищной пищевой цепи

Жук жужжелица

Липа

Гусеницы

Сова

Синица. Ответ______________

7. Установите в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле

Цветковые

Папоротникообразные

Псилофиты

Водоросли Ответ______________

8. Вставь-те в текст «Дар-ви-низм» про-пу-щен-ные тер-ми-ны из пред-ло-жен-но-го пе-реч-ня, ис-поль-зуя для этого чис-ло-вые обо-зна-че-ния. За-пи-ши-те в текст цифры вы-бран-ных от-ве-тов, а затем по-лу-чив-шу-ю-ся по-сле-до-ва-тель-ность цифр (по тек-сту) впи-ши-те в при-ведённую ниже таб-ли-цу.

Дар-ви-низм

Дар-ви-низм — по имени ан-глий-ско-го на-ту-ра-ли-ста _________(А) — на-прав-ле-ние эво-лю-ци-он-ной мысли, при-вер-жен-цы ко-то-ро-го со-глас-ны с ос-нов-ны-ми иде-я-ми Дар-ви-на в во-про-се эво-лю-ции, со-глас-но ко-то-рым глав-ным ___________(Б) эво-лю-ции яв-ля-ет-ся _______________(В) отбор. В ши-ро-ком смыс-ле не-ред-ко (и не со-всем пра-виль-но) упо-треб-ля-ет-ся для обо-зна-че-ния эво-лю-ци-он-но-го уче-ния или эво-лю-ци-он-ной био-ло-гии в целом. Дар-ви-низм про-ти-во-по-став-ля-ют идеям ____________(Г) ко-то-рый счи-тал, что ос-нов-ной дви-жу-щей силой эво-лю-ции яв-ля-ет-ся при-су-щее ор-га-низ-мам стрем-ле-ние к _____________(Д).

Пе-ре-чень тер-ми-нов

1) свой-ство

2) фак-тор

3) со-вер-шен-ство

4) ис-кус-ствен-ный

5) есте-ствен-ный

6) Ла-марк

7) Лин-ней

8) Дар-вин

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

9. Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.

1. Все экологические факторы, действующие на организмы подразделяются на биотические, геологические и антропогенные.

2. Биотические факторы - это температурные, климатические условия, влажность, освещенность.

3. Антропогенные факторы - влияние человека и продуктов его деятельности на среду.

4. Фактор, значение которого в данный момент находится на пределах выносливости и в наибольшей степени отклоняется от оптимального значения, называют ограничивающим.

5. Каннибализм - форма взаимоотрицательных взаимодействий между организмами.

1._________________________________________

2.____________________________________

3.________________________________________

10. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о живом ве-ще-стве в био-сфе-ре?

А. Живое ве-ще-ство пла-не-ты обес-пе-чи-ва-ет не-пре-рыв-ный кру-го-во-рот ве-ществ и пре-об-ра-зо-ва-ние энер-гии в био-сфе-ре.

Б. Живое ве-ще-ство рас-пре-де-ле-но в био-сфе-ре рав-но-мер-но, за ис-клю-че-ни-ем вод Се-вер-но-го Ле-до-ви-то-го оке-а-на.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

1 вариант

2 вариант

Авг

Бве

122211

212211

211122

123322

221211

122112

51324

23154

31245

54312

62543

82563

Всего максимально - 50 баллов

45-50 баллов - отметка 5

38-44 балла - отметка 4

25 -37 баллов - отметка 3

Менее 24 баллов - отметка 2.

Структура и содержание работы

Цель проведения: выявление уровеня освоения учащимися учебного материала курса "Общая биология" по итогам 11 класса

Ориентировочное время выполнения контрольной работы -40 минут.

Каждый вариант работы состоит из 10заданий, различающихся формами и уровнями сложности.

Задание 1,2 - выбор трех правильных ответов (0-3 балла)

Задание 3-5 -соответствие (0-5 баллов)

Задание 6-7 - последовательность(0-5 баллов)

Задание 8 - вписать термины (0-5 баллов)

Задание 9 - исправить ошибки в тексте (0-3 бпалла)

Задание 10 - выбрать один правильный ответ(0-1 балл)

Кодификатор

дела

контроли-

руемого

элемента

Номер вопроса в тесте

Элементы содержания, проверяемые заданиями работы

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина

Вид и его критерии

Популяции. Генетический состав и изменение генофонда популяций

Борьба за существование ее формы, Естественный отбор и его формы

Система растений и животных - отображение эволюции

Главные направления эволюции органического мира

Анторопогенез

Экосистема

Экологические факторы среды

Пищевые связи в экосистемах

Биосфера - глобальная экосистема

итоговой контрольной работы по биологии в 11__ классе Класс 11 " "

Ф.И.О. учителя ______________________

Дата проведения: " " _______________ 20 года

Количество обучающихся, выполнявших работу ______,

отсутствовали

Справились с контрольной работой на "5" чел. %

«2» _ __ чел. %

Не справились с работой чел. %

учащихся

Выполняли работу

Получили отметку

Вариант 1

1. Отличительным признаком живого от неживого является:

1) изменение свойств объекта под воздействием среды

2) участие в круговороте веществ

3) воспроизведение себе подобных

4) изменение размеров объекта под воздействием среды

2. Исходная единица систематики организмов-

1) Вид 3) популяция

2) род 4) отдельная особь

3. Следствием изоляции популяций является

1) миграция особей на соседнюю территорию

2) нарушение их полового состава

3) близкородственное скрещивание

4) нарушение их возрастного состава

4. На образование новых видов в природе не влияет:

1) мутационная изменчивость

2) борьба за существование

3) естественный отбор

5. Ароморфоз, обеспечивающий освоение насекомыми наземной среды обитания, - появление у них

1) конечностей

2) нервной системы

3) органов чувств

4) трахейного дыхания

6. Укажите неверное утверждение : Биологический прогресс характеризуется »

1) повышением жизнеспособности особей

2) возрастанием числа отдельных таксонов

3) расширением ареала

4) уменьшением числа видов

7. Выходу первых позвоночных на сушу в процессе эволюции способствовало появлению у

2) питания готовыми органическими веществами

3) приспособлений к дыханию кислородом воздуха, к передвижению по суше

4) внутреннего скелета (хрящевого или костного)

8. Какой из перечисленных признаков человека относят к атавизмам?

1) рождение человека с удлинённым хвостовым отделом

2) расчленение тела на отделы

4) наличие грудной и брюшной полостей тела

9.

1) движущий

2) стабилизирующий

3) массовый

4) методический

10. Сходство человека и человекообразных животных свидетельствует об их

1) родстве и общем плане строения

2) одинаковом уровне организации

3) конвергентном сходстве

4) происхождении от разных предков

1 . Установите соответствие между организмами и направлениями эволюции , по которым в настоящее время происходит развитие этих организмов

Организмы

1) страус эму Направления эволюции

2) серая крыса А) биологический прогресс

3) домовая мышь Б) биологический регресс

4) синезелёные (цианобактерии)

5) орёл беркут

6) уссурийский тигр

2. Установите в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле.

Б) цветковые

В) папоротниковидные

3. Установите последовательность действия движущих сил эволюции

А) борьба за существование

Б) размножение особей с полезными изменениями

В) появление в популяции разнообразных наследственных изменений

Г) сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

Д) формирование приспособленности к среде обитания

1. Дайте краткий ответ на вопросы:

1. Какое влияние оказало создание эволюционной теории на формирование современной естественнонаучной картины мира?

2. В заболоченных районах тундры, многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это связано?

2. Дайте развёрнутый ответ на вопрос :

Почему людей разных рас относят к одному виду?

Контрольная работа по биологии в 11 классе

Вариант 2

1. Строение и функции молекул белка изучают на уровне организации живого

1) организменном

2) тканевом

3) молекулярном

4) популяционном

2.Элементарной единицей существования и адаптации вида является

1) особь 3) подвид

2) популяция 4) сорт

3.В результате взаимодействия движущих сил эволюции происходит

1) размножение организмов

2) образование новых видов в природе

3) мутационный процесс

4) изоляция популяций

4.. Укажите группу организмов, сформировавшуюся в результате идиоадаптаций

1) царство Животные 3) класс Млекопитающие

2) род Кролики 4) тип Хордовые

5. Какое изменение не относится к ароморфозу?

1) живорождение у млекопитающих

2) прогрессивное развитие головного мозга у приматов

3) превращение конечностей китов в ласты

4) постоянная температура тела у птиц и млекопитающих

6.Среди хордовых животных наиболее высокий уровень организации имеют

1) костные рыбы

2) пресмыкающиеся

3) млекопитающие

4) земноводные

7. К движущим силам антропогенеза не относится

1) борьба за существование

2) общественный образ жизни

3) наследственная изменчивость

4) модификационная изменчивость

8. О происхождении человека от млекопитающих животных свидетельствует

1) развитое мышление у млекопитающих

2) сходное строение всех систем органов, развитие зародышей

3) питание растительной и животной пищей

4) общественный образ жизни млекопитающих

9. Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о

1) возникших мутациях

2) о проявлении атавизма

3) нарушении развития плода в организме

4) происхождении человека от животных

10. Какой отбор сохраняет видовые признаки современного человека?

1)движущий

2)стабилизирующий

3) массовый

4)методический

1 . Установите соответствие между причинами и способами видообразования

Причины видообразования Способы видообразования

1) расширение ареала исходного вида А) географическое

2) стабильность ареала исходного вида Б) экологическое

3) разделение ареала вида различными

преградами

4) многообразие изменчивости особей внутри ареала

5) многообразие местообитаний в пределах

стабильного ареала

2. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей.

А) семейство Волчьи (Псовые)

Б) класс Млекопитающие

В) вид Обыкновенная лисица

Г) отряд Хищные

Д) тип Хордовые

Е) род Лисица

3. Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки берёзовой пяденицы в процессе эволюции

А) сохранение тёмных бабочек в результате отбора

Б) изменение окраски стволов берёз вследствие загрязнения окружающей среды

В) размножение тёмных бабочек, сохранение в ряде поколений тёмных особей

Г) уничтожение светлых бабочек птицами

Д) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на тёмную

1. Дайте краткий ответ на вопросы :

1.Почему первые живые организмы Земли были гетеротрофами?

2.В чём проявляется конвергентное сходство крокодила, лягушки и бегемота?

2. Дайте развёрнутый ответ

Почему у отдельных людей появляются атавизмы?

Ответы: 11 класс

А: 3,1,3,4,4,4,3,1,1,2 А: 3,2,2,2,3,3,4,2,4

В: БАААББ В: АБАББ

ДГВАБ ВЕАГБД

ВАГБД БГАВД

1. Эволюционная теория утвердила и доказала историческое развитие живой природы, изменчивость видов.

2. Холодная вода плохо всасывается корнями растений, т. к. понижается корневое давление и уменьшается сосущая сила.

3. - Вследствие сходства строения, процессов жизнедеятельности, поведения.

Вследствие генетического единства – одинакового набора хромосом;

От межрасовых браков появляется потомство, способное к размножению.

В -2 С: 1. В первичном океане было много органических веществ, а у организмов ещё не сформировался механизм автотрофного питания.

2. В сходном расположении глаз и ноздрей на голове.

Всего: 10б А + 16б В + 5бС = 31б

Нормы оценок:

На оценку «5» -б (10бА + 2-3 задания В + 1-2 задания части С)

На «4 » - 22 – 26б (10бА + 1-2 задания В)

На «3 » -б (7-8бА + 1заданиеВ, допущены ошибки)

На «2 » - 16 и меньше баллов, т. е. менее половины контрольной работы , допущены

грубые биологические ошибки)



Поделиться: