Как привить ребенку уважение к старшим. Уважение к старшим Уважение к старшему поколению

Сначала поговорим об отношениях, а ниже практическое упражнение — работа с картой сердца!

Хотим мы или не хотим, но наша жизнь — это в первую очередь Отношения!!! А отношения, они разные, и если, по правде говоря, чтобы перестать страдать и стать счастливым в этом мире, нам нужно научиться правильно строить отношения, найти себя в иерархии отношений с разными людьми и занять своё место, "сесть на свой стул", не на чужой, на свой, и не пытаться выбивать его из-под другого, пытаясь его занять.

Нам также важно понять, что наши отношения с другими людьми, живыми существами — это наши отношения с Высшим Началом, с Абсолютом, с Богом. На сколько у нас будут улучшаться отношения с другими людьми, насколько наша квалификация в построении отношений буде повышаться, настолько мы будем приближаться к Богу и восстанавливать связь с Высшим Источником!

Разберём, кто такие старшие, равные и младшие, почему важно различать, кто перед нами.

Каждый должен руководствоваться таким правилом: "При встрече с тем, кто обладает большими знаниями и опытом, нужно радоваться, при встрече с тем, кто обладает меньшими знаниями и опытом, нужно отнестись к нему с состраданием, а, встретив равного, нужно подружиться с ним. Тот, кто придерживается этих принципов, избавляется от тройственных страданий материального мира" .

Так обычно, встречая того, кто превосходит нас в чём-либо, мы завидуем такому человеку, при встрече с тем, кто обладает меньшими знаниями или опытом, мы насмехаемся над ним, а при встрече с равным начинаем хвастаться своими достижениями. Такое поведение является причиной всех материальных страданий. Вместо того, чтобы завидовать более знающему человеку, нужно радоваться встрече с ним. Вместо того, чтобы с презрением смотреть на менее знающего, следует отнестись к нему с состраданием и помочь ему подняться на должный уровень. Встретив же равного, вместо того, чтобы кичиться перед ним своими достижениями, следует смотреть на него как на своего друга. Мы также должны с состраданием относиться к обычным людям, которые мучаются из-за того, что забыли Бога. Тот, кто придерживается этих важных принципов, сможет обрести счастье в материальном мире.

Мы все здесь на самом деле учимся одному — Любить! А любовь, она многогранна, это и уважение, и дружба, и забота, и сострадание, и т.д. В ведах говорится, что Любовь — это бескорыстное безусловное беспримесное преданное служение.

И как же нам сделать эти шаги к Любви, Любви обучаются во взаимоотношениях и не как иначе. И в разных отношениях мы обучаемся разным составляющим Любви…

  1. В Отношениях со старшими мы обучаемся смирению! Старшие — это родители, начальники, учителя, мужчины, те, кто старшие по возрасту, те, кто обладают большими знаниями и опытом, богатством, властью.

Здесь две формулы, которые можно применять:

  • Самолёты на разных высотах не сталкиваются, если сталкиваются постоянно со старшими, значит, вы высоко летаете! Таким образом, жизни будет постоянно выбивать из-под вас стул, как бы понижать постоянно, так как вы высоко прыгаете и пытаетесь занять место другого. Эта болезнь называется Гордость, если ещё глубже смотреть, это природа Зависти. Это то, что приводит к страданиям. Чтобы нам выстроить эти отношения правильно и начать учиться у старших, перенять их качества, которым мы завидуем, нам нужно начать служить им, помогать в их деле, иначе будем только критиковать, а это путь деградации личности. Кстати, когда мы кому-то завидуем, если мы на это реагируем, значит, в нас есть тоже этот потенциал, этот талант, можно обратить на это внимание и использовать как тест, чтобы увидеть свой талант и начать его развивать!
  • Вторая формула: смысл коммуникации лежит в вызываемой реакции. Т.е. мы общаемся с другим человеком, что-то ему говорим такое, а он, например: "И чего ты на меня кричишь?" . А вы — "Да не кричу я" . Другой вам, реагируя, что-то показывает в вас, а вы это не принимаете… нам важно понять, для чего мы общаемся, другие люди нам нужны для того, чтобы в первую очередь понять себя, что с нами, что в нас, какие мотивы нами движут и т.д. Другие нам отражают нас.

Эти отношения должны занимать не более 20% от всего нашего общения. Что будет, если всегда общаться только со старшими?

  • Невозможно развиваться и самовыражаться — потому что нет полной свободы и много рамок;
  • Невозможно обменяться мнениями и энергиями — ведь яйца курицу не учат;
  • Невозможно нести за себя ответственность и взрослеть — просто незачем;

Такое часто можно увидеть у младших научных сотрудников, например. Или у детей, которые всю жизнь живут и работают с родителями.

  1. В отношениях с равными мы обучаемся сотрудничать, дружить и спонтанно проявлять себя! Однако вместо этого часто по отношению к другим мы проявляем зависть, она выражается в соперничестве и конкуренции, это неправильные отношения, которые приносят страдания.

Эти отношения должны занимать большую часть нашего времени, такие отношения позволяют нам совершать обмен — энергией, мнениями, знаниями, опытом и т.д.

  • Развиваться — мы охотно учимся друг у друга;
  • Мы можем вместе расти;
  • Поддерживать друг друга в сложных ситуациях;
  • Каждый несёт ответственность за себя сам — и это делает отношения свободными.

Если у человека нет таких отношений, то человек не может расслабиться, он постоянно в напряжении.

Говориться, что если у человека есть отношения с равными, это отдельное благословение от Бога, ведь это удивительные отношения, где можно открывать сердца, изучать, искать, идти вглубь. Важно понять, что равные — это не по возрасту, а по умонастроению в большем смысле, это единомышленники. Если они у вас есть радуйтесь, благодарите и учитесь сотрудничать!

  1. И в отношениях с младшими мы обучаемся щедрости! Младшие — это дети, ученики, младшие братья и сёстры…

Это отношения, от которых мы как старшие ничего не должны ожидать и просить взамен, они должны быть безусловными, это то, куда мы должны вкладываться, и если этого нет, и не хочется, то это называется Жадность! Если проявляется жадность, то жизнь также будет все забирать, работу, родных, время деньги т.д. Отдавать нужно уже сейчас, а не ждать, когда что-то станет больше, не станет… потому что не отдаёте… самый дешёвый способ — это дать деньгами, есть другие — отдавать своё время, энергию, вкладывать душу. Говориться, что "Ад — это место, где вам подать будет некому, потому что там не будут брать" . Поэтому нужно быть благодарным, когда у вас берут, и что вы можете кому-то что-то дать, это милость на самом деле, и не думать, я такой какой-то важный, когда я даю… это нам важно, чтобы брали, это для нас…

Также младшие не для того, чтобы их эксплуатировать. И если об уважении старших говорят достаточно часто, об уважении равных говорят реже, но всё-таки говорят, то об уважении младших мы почти ничего не слышим, хотя именно в этом и кроется решение самых насущных для нас задач. Оскорбление младших приводит, к тому что люди впадают в невежество. Неуважение младших выражается в том, что мы начинаем давить, а не заботиться, приказывать, а не просить. Начинает казаться, что старшинство даёт нам право на насилие, но даже в воспитании и руководстве это не совсем так. Отношение к младшим проявляет нашу истинную природу, показывает нам нашу душу изнутри. И если качества характера развиты недостаточно хорошо, человек начинает пользоваться своим превосходством, пытаясь получить то, что не смог развить в результате самосовершенствования. Поэтому любое давление на младших — это просто проявление неудовлетворённости и безысходности. Фактически человек становится старшим только тогда, когда готов заботиться о других, до этого он сам находится в категории младших, так как неразвитость и заключается в неумении заботиться о других. В соответствии с этим есть только два менеджмента: менеджмент власти и менеджмент любви, и отличаются они друг от друга именно желанием заботиться.

Одному великому святому однажды репортёры задали вопрос: чему вы хотите нас научить? А он ответил очень просто и глубоко: я приехал вас не учить, а просить… Мы видим, что в священных текстах даже Бог не приказывает человеку, а просит его. Изменения становятся продуктивными и стабильными, когда человек идёт на это самостоятельно, ощущая уважение и вдохновение. Если же нас заставляют что-то делать, то даже несмотря на то, что это может быть очень вкусным и полезным, мы будем как собака, которую тащат к миске, упираться всеми четырьмя лапами, подозревая в этом какой-то подвох.

Кстати, существует мнение, что правильное отношение к младшим избавляет человека от мук совести за глупости, совершённые в прошлом; правильное отношение к равным — от проблем, совершённых в настоящем; а правильное отношение к старшим избавляет от страха будущего…

И так как глупости прошлого будут нас преследовать вновь и вновь как тенденции к совершению греховных поступков, без уважительного отношения к младшим мы будем постоянно находиться на уровне двуличия, заявляя одни стандарты поведения, а следуя другим. И пока человек не научится такому уважению, он будет совершать глупые поступки, а любые ограничения будут ему казаться сложными и нелогичными. Без уважения любое продвижение приводит к последующей деградации, это подобно желанию проехать зайцем. Часть поездки, конечно, пройдёт нормально, но потом нас поймают и заставят заплатить во много раз больше…

Уважительное видение (уважение — значит быть внимательным к другому): человек, уважающий младших, по-особому воспринимает их поведение. Давайте приведём несколько примеров такого восприятия.

  • младший совершает ошибку не потому, что он тупой, а потому, что все их совершают;
  • младший обманывает нас не потому, что он исчадие ада, а потому, что мы сами не заслуживаем доверия;
  • младший имеет право понимать всё так, как ему кажется правильным, вне зависимости от нашей точки зрения.

Одним словом: как мы относимся к младшим, так старшие будут относиться к нам…

Это очень важная тема взаимоотношений, очень глубокая! Хорошо…

Дальше перейдём к практике. Предлагаю вам нарисовать Карту вашего сердца — Страну сердца ! Сделайте это упражнение, пожалуйста, если оно сделано искренне и как есть, это просто трансформирующая работа! Чтобы дойти до цели, а наша цель — счастливые отношение, то нам нужно понять, где мы сейчас, так ведь, я же не могу доехать до Сочи, если я беру билет из Ханты-Мансийска, когда я нахожусь в Москве, так и здесь, нам нужно понять, где Я сейчас, и оттуда начать свой путь, иначе никак не доберёмся!!! В общем, будете честны с собой!

Это работа со своим сердцем, с теми отношениями, которые у вас есть! Мы исследуем, кто живёт в нашем сердце, какие у нас с ними отношения, какие эмоции и чувства мы испытываем, здесь важно увидеть и позитивные и негативные эмоции.

На листе мы рисуем Сердце и начинаем вписывать туда всех тех, кто там живёт, ваших родных и близких, друзей, всех, с кем у вас есть отношения и связывают разные эмоции, с кем есть эмоциональная связь (пример: может быть вы развелись, и вам этот человек уже не важен, но вы его вспоминаете, и у вас есть к нему обида, например, наверняка он тоже живёт где-то в вашем сердце). Проложите стрелками (вы можете их выбрать разные, в зависимости от эмоции отношений: толстую, тонкую, прерывистую, т.д.) дорожки от себе к другому человеку и можете подписать её, с чем вы к нему ходите, с любовью, с обидой, страхом и т.д., и в обратную сторону, как вам кажется, этот человек к вам относиться. Также подпишите рядом с человеком, кто он вам, должен быть старший, равный или младший.

Проявите творчество, возьмите цветные карандаши или ручки и изобразите страну своего сердца, так, как вы её видите!

Ответьте себе на вопросу письменно, а лучше напишите эссе основываясь на следующие вопросы:

  • Как называется страна вашего сердца?
  • Какая эта страна — опишите?
  • Какой в стране климат?
  • Как в эту страну попадают, может быть, там есть особый визовый режим или нет? По каким условиям?
  • Какие условия депортации, если есть, как покидают страну?
  • Как жителям живётся в этой стране?
  • Кто хозяин в этой стране?
  • Какой режим в этой стране (свободный, авторитарный, тирания и т.д.)?
  • Люди, которые живут в стране, они вообще об этом знают?

Когда вы это сделаете, вы можете удивить, что есть на самом деле, и над чем стоит работать, могут высветиться какие-то белые пятна, которые вы не видели в своих отношениях, и это очень важно, чтобы сделать первый шаг в их исправлении и счастливым отношениям. Также же вы можете увидеть, что у вас нет старших, или нет равных, или младших, посчитайте, сколько кого у вас получилось, посмотрите, где перекос, примерно соотношение должно быть 20% старшие, равные 60% и 20% младшие. Напишите себе рецепт: какие шаги необходимо сделать!

В течение двух месяцев анализируйте динамику своих отношений.

По прошествии этого периода напишите отчёт-анализ, отмечая следующие моменты:

  • Какие уроки вы проходите благодаря этим отношениям.
  • С какими трудностями вам пришлось столкнуться?
  • Какие открытия вы сделали благодаря этим урокам?
  • Какие отношения вы хотели бы осознанно улучшить?
  • Что вы для этого делаете?

Удачи в познании себя!

Радостного пути, вдохновения и творчества!

Почему нужно помогать пожилым.

В нашей стране много пожилых людей. Об этом говорят всевозможные источники и статистика, но все понятно и без цифр. По тому, как живет большая часть из них, создается впечатление, что государство вовсе не рассчитывало обеспечивать им достойную, ну или хотя бы близкую к нормальной, жизнь. Пенсия маленькая, а льгот практически не осталось. Тем, у кого есть дети и родственники, повезло больше: они не одни, есть те, кто о них позаботится. Однако много и таких, для кого самыми родными являются собака или кошка, но вряд ли их можно назвать помощниками...

Дерево сильно корнями

В последнее время мы как-то позабыли о самом главном — взаимопомощи, уважении и почитании старших, о таких чувствах, как искренность, бескорыстность, благодарность. В общем, о человеческом, вечном — о душе. Большинство людей пребывают в стремлении жить сегодняшним днем, зарабатывать много денег, не оглядываясь ни на что, думать только о своем благе. Но разве может жить дерево без корней? Безусловно, нет.

Сегодня многие благотворительные организации с большой охотой помогают детям-сиротам, брошенным, тяжелобольным, в то же время забывая о людях пожилых, нуждающихся в такой помощи в не меньшей степени. Почему так происходит? Психологи утверждают, что это так называемая боязнь старости: в сознании людей она ассоциируется с чем-то негативным. Люди не замечают проблем пожилых, чтобы сознательно отдалить себя от этой «страшной» старости. Старики это чувствуют... И это ощущение изгойства даже хуже болезни и недостатка денег. Но разве имеем мы моральное право ничего не замечать и абстрагироваться?! Нет, друзья. Мы должны помогать пожилым. Кроме нас — некому.

А почему нужно помогать?

Итак, начать необходимо с того, чтобы раз и навсегда развеять в себе сомнения о необходимости любой помощи пожилому человеку. Некоторые люди задаются вопросом: а почему вообще нужно помогать пожилым? Прежде всего удивительно, что такой вопрос возникает в принципе.

Хотя бы потому, что в России огромному количеству стариков просто некому помочь: по статистике 2012 года, четверть пожилых людей одиноки. Очень часто старость связана с болезнями, бедностью, неспособностью позаботиться о себе. И еще одна очевидная беда одиноких людей — само одиночество, недостаток внимания и обычного человеческого общения. Каждый из нас может чем-то помочь, а всего лишь одна улыбка пожилого человека — это уже так много! Мы составили небольшую инструкцию для тех, кто хотел бы помочь, но не знает, с чего начать.

Как можно помочь

Однако можно ведь оказать и самую простую, но столь необходимую помощь, которая будет заключаться во внимании к человеку. К примеру, начать переписку с людьми, живущими в домах для престарелых. На первый взгляд кажется, что это очень просто и не так уж важно, но на самом деле все иначе. Да, отправить одно письмо, поддавшись сиюминутному порыву альтруизма, нетрудно, куда сложнее постоянно поддерживать переписку с незнакомым человеком. Найти информацию о подобных домах легко: она находится в свободном доступе в Интернете.

О чем общаться?

Да абсолютно обо всем. Начните просто рассказывать о себе: кто вы, чем занимаетесь и увлекаетесь, какую музыку слушаете, какие книги читаете. Поинтересуйтесь о вкусах и пристрастиях своего собеседника. Обратитесь к его опыту и мудрости, спросите совета о том, как поступить в той или иной жизненной ситуации. И пусть вы не очень внимательно прислушаетесь к его рекомендациям, но пожилому человеку будет крайне приятно почувствовать себя нужным. Психологи рекомендуют приложить к первому письму свою фотографию.

Однако оставим в стороне письма. Посмотрите на улицу, во двор своего дома. Наверняка на лавочке вы увидите скучающего пенсионера. Подойдите к нему, просто поздоровайтесь, поговорите о том о сем, выслушайте его. Поверьте, для него это станет хорошим воспоминанием прошедшего дня.

О чем говорить нельзя

Запомните главное правило: лучшее — враг хорошего, или, иначе, не навреди. Безусловно, есть темы, которые лучше не затрагивать. Каких-то особых рекомендаций в данном вопросе нет. Просто необходимо слушать свое сердце и руководствоваться культурой, уважением и чувством такта. К примеру, если человек недавно потерял вторую половинку, не стоит постоянно рассказывать ему о своей счастливой любви. Он, безусловно, порадуется за вас, однако досада и горечь утраты возьмут верх.

Если вы возьметесь за переписку, имейте в виду, что вам далеко не всегда будут отвечать: многим пожилым людям тяжело писать.

Активная помощь

Если рассуждения, общение и написание писем вам не по нраву или вы попросту не имеете времени на это, есть и иные варианты оказания помощи пожилым людям. К примеру, можно связаться с профильными фондами, стать волонтером. Всегда нужны те, кто готов разговаривать со стариками, петь для них под гитару, вывозить на прогулку (многие не могут ходить и поэтому не бывают на улице годами) или просто водить машину. Самое главное — хотеть помогать, а уж дело вам непременно найдется.

Опять же, возвращаясь к тому, что и кто нас окружает. Сделать доброе дело для пожилого человека гораздо проще, чем кажется. Как бы банально это ни звучало, но от помощи в покупке продуктов и доставке их до квартиры вряд ли кто-то откажется. Прибраться в квартире? Будут очень благодарны! Помочь добраться до памятников и тех мест, до которых сами они дойти не в состоянии, тоже благое дело. В общем, если захотеть — найти область применения своей искренности можно всегда.

Хочу помочь деньгами

Допустим, у вас нет времени ни на дела, ни даже на беседы, но помочь вы хотите и возможность такую имеете. Что делать и куда, собственно, жертвовать средства?

Прежде всего можно перечислить деньги тем же профильным организациям и фондам, реквизиты которых без труда найдете в Интернете. У них есть разные формы для перевода средств, так что это будет делом пяти минут. Какому бы фонду вы ни перечисляли деньги, помните: лучше жертвовать скромные суммы (буквально по 100 рублей), но регулярно. Тогда благотворители смогут планировать свой бюджет, а помощь станет постоянной.

Между тем многих из нас не покидает сомнение, что отправленные деньги не дойдут до адресатов. Уж больно время сегодня такое — не подкрепленное моральными принципами. Что можно сделать? Помочь продуктами, вещами, необходимыми пожилым людям товарами.

Что касается сомнений по поводу принимающих благотворительность организаций, то прежде чем отправлять какие-то суммы, почитайте, как понять, доверять ли той или иной компании. Общее и самое главное правило такое: все должно быть прозрачно.

Теперь о необходимых вещах: во многих учреждениях не хватает пеленок, лекарств, подгузников, средств гигиены и прочего. А уж постельное белье чаще всего настолько застиранное, что лежать на нем неприятно. Полные списки нужных вещей также есть почти на всех сайтах, занимающихся благотворительностью.

Вместо послесловия

К сожалению, так сложилось, что в нашей стране самой незащищенной группой граждан сегодня являются старики — особенно одинокие, немощные, тяжелобольные. Уважение к ним, пожалуй, один из главнейших принципов человечности и морали. Поэтому очень важно не отворачиваться от их проблем, не закрывать глаза, а помогать — всецело и бескорыстно. Вам воздастся, не сомневайтесь. То, что является мелочью для нас, становится большой ценностью для стариков. И ведь требуется совсем немного — быть чуточку внимательнее, добрее, благороднее. Это просто. Но очень важно.

Таша Бережная.

В семье протоиерея Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и уже 15 внуков. Отец Александр - настоятель храма Всемилостивого Спаса в Москве, кроме того, он работает в секторе МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными органами, читает лекции в академии МВД, а также руководит работой портала «Православие и мир» - одного из крупнейших православных сайтов. Мы попросили отца Александра рассказать о проблеме взаимоотношений отцов и детей.

Отец Александр, расскажите пожалуйста, что такое почтение к старшим и как оно воспитывалось в прежние времена?

В старое доброе время уважение к старшим воспитывалось очень последовательно, решительно и грамотно. Одна пожилая женщина рассказывала о том, как ее воспитывал отец:

Папочка, а можно, я в церковь пойду? - спрашивала она, тогда шестилетняя дочка.

Нет, доченька, нельзя.

А почему, папочка?

А ты сегодня по улице шла?

Шла, папочка.

Старушку видела?

А ты ей в пояс поклонилась?

Нет, папочка.

А почему? Она перед тобой уже свою жизнь прожила, она тебе дорожку проложила, а ты ей не поклонилась. Нет, доченька, в церковь ты сегодня не заслужила пойти.

Обратите внимание, как мягко, доброжелательно и, вместе с тем, строго ей отвечает отец, и с каким почтением, не помышляя «качать права», говорит с ним его доченька. Вот так вот строго и одухотворенно воспитывали детей в крестьянских семьях, какое мы здесь видим удивительно уважительное и бережное отношение к ребенку!

Из других воспоминаний мы знаем, что отец мог и выпороть сына за то, что тот не поклонился старику. Авторитет старших поддерживался, но и сами старшие были такими, что их нельзя было не слушать и не уважать: это были люди с огромным жизненным, духовным и практическим опытом.

Сейчас семья разрушается, семья как основа народа уничтожена практически полностью. Уничтожено крестьянство, которому нет сейчас даже названия в русском языке, остались сельские жители, но это не крестьяне. В городах - деградация. Когда я был мальчишкой, было вполне естественно поднести пожилому человеку сумку, а сами пожилые люди обращались к молодым людям ласково: «сынок» или «доченька». Мы переживаем страшное разрушение нравственных устоев народной жизни, которое происходит из-за изменения миропонимания, утраты нравственных ценостей, потому что мы воспринимаем любую ерунду, вещаемую средствами массовой информации, поэтому нами так легко бывает управлять.

Возможно ли сейчас так воспитывать детей? С трудом представляется, что современные дети смогут так же осмысленно обсудить с родителями причину того, что им не разрешают пойти в храм…

К сожаланию, такое воспитание - прошлый век. Чтобы правильно воспитывать детей, нужно начать с воспитания взрослых. Сегодня часто можно увидеть, как ребеночек замахивается на мамочку. Это недопустимо, это нужно решительно и быстро пресечь! Не прекратив это, мать копит своему ребенку гнев на день гнева. В Священном Писании сказано не только «Чти отца и матерь и благо тебе будет», но и «Злословящий отца и матерь смертию да умрет». Если мамочка не пресекает такое поведение сразу, потому что у нее «такой ребеночек», значит, она сама подрывает свой авторитет в глазах ребенка, и не только свой, но и авторитет всех старших. Ребенок не виноват, он пока не понимает, что можно, а что нет, но родители должны сразу же твердо определить, что можно и что нельзя. Ребенка за такое нужно, образно говоря, в бараний рог скрутить, сделать так, чтобы он больше никогда такого не повторил.

- «Скрутить в бараний рог» значит, что ребенка надо отшлепать за такое поведение?

Нет, совсем не обязательно. Вспомните знаменитое произведение Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»: когда Карлсон прогонял грабителей, он приговаривал: «Я привидение дикое, но симпатичное! Сейчас я вас настигну, и нам всем будет весело!». Так и воспитатель должен себя вести, он должен быть добрым, веселым, но при этом он может быть и очень строгим. Ты ребеночка любишь всегда, даже когда сердишься, но такого поведения ты не допустишь. Твори, выдумывай, пробуй, добивайся, чтобы ребенок это уяснил.

Воспитание основано на постоянном повторении. Ребенок может не воспринять, может не запомнить, забыть, может устать - ничего страшного - нужно снова и снова повторить, стараясь это повторение сделать максимально эффективным. Может быть, талантливому педагогу и одного раза хватит, но нам надо быть готовыми, что повторять придется неоднократно.

Если хамский и грубый тон допустим в семье, то, значит, такая грубость - норма и для общества, поэтому и вырастает поколение людей, которое не имеет представления о том, как правильно и как неправильно себя вести. В какой-то мере это их беда, их так воспитали. Это хамство пронизывает всю нашу жизнь. Всем нам известна фраза «Я начальник, ты дурак». Ее произносят иногда серьезно, иногда в шутку. Эти слова демонстрируют пренебрежение элементарными правилами человеческого общения. Ведь в нормальном обществе, начальник должен тебя внимательно выслушать и, если ты прав, согласиться. Например, в русской армии военный совет начинали с младших офицеров, чтобы каждый, невзирая на мнение старших, мог свободно выразить свое мнение, а начальник говорил последним, выслушав всех, и его решение все воспринимали как окончательное. Великий русский юрист и правовед, Анатолий Федорович Кони, писал, что глупый от умного отличается не интеллектом, а несокрушимой уверенностью в своей правоте. Если некто, занимая какой-то пост, искренне считает, что он всегда прав, то он не начальник, а просто самодур.

- Взаимоотношения со старшими братьями и сестрами ведь тоже закладывают основы отношения к старшим?

Безусловно. Младшие должны помогать старшим, а пока они еще маленькие, слушаться старших братьев или сестер. И в нашей семье мы стараемся поступать по Лермонтову. Помните, в «Песни… про купца Калашникова» есть такие строки: «Ты нам старший брат, нам второй отец». Старшего брата надо слушать в отсутствие отца: при папе воспитывать его детей совершенно недопустимо! Безусловно, это относится и к матери.

Конечно, не надо старших братьев и сестер идеализировать, нам в семье, например, приходилось очень решительно бороться против дедовщины. Но авторитет старших детей, если он направлен в нужное русло, конечно, надо поддерживать.

Ребенок растет, становится подростком. Меняются жизненные ориентиры, меняется отношение к родителям. Неизбежна ли переоценка ценностей в подростковом возрасте?

Это совсем не обязательно, в нашей семье не все через это проходили, у девочек этот период более незаметный, чем у мальчиков. Многое зависит от характера и воспитания. Если родители с самого начала растили детей в разумной строгости, интересно, разносторонне, то, скорее всего, в трудный переходный возраст ребенок не будет обособляться, мнение родителей и их авторитет будут значительными, несмотря на такую серьезную мировоззренческую, и физическую перестройку, происходящую в ребенке.

Жизнь ребенка должна быть наполненной и трудной: если ему легко учиться, можно перевести в более сильную школу, отдать в кружок, в спортивную секцию. Многие сложности и беды, связанные с воспитанием детей начинаются, когда ребенок не может заставить себя заниматься чем-то серьезным, занимается ерундой, становится неуправляемым. Если найти то, что ему самому интересно, если ребенка увлечь, если детей учить чему-то важному и содержательному, то дети будут это воспринимать. Но для этого взрослые должны проводить сами над собой сложную напряженную работу, советоваться, читать книги о воспитании, искать то, чем можно увлечь ребенка.

Если время воспитания упущено, то нужно помнить: нет ничего непоправимого. Если человека испортили неправильным воспитанием, то воспитанием же его можно и исправить. Но если родители не научили своего ребенка почтительно относиться к старшим, значит, они позволяли себе не уважать окружающих и самих себя. Значит, начинать нужно с того, что внимательно и критически посмотреть на свой стереотип поведения и понять свои же ошибки. Если требовать от самих себя глубокого уважения к окружающим, то на примере родителей и дети будут учиться такому отношению, постепенно перестраивая свое привычное поведение.

Среди распространенных недостатков - излишняя мягкотелость. Воспитатель должен быть твердым, добрым, веселым, но в то же время спокойным, упорным, твердым. Можно привести классическое сравнение: у воспитателя должна быть железная рука в бархатной перчатке. Для этого ты должен твердо знать, чего хочешь, что хорошо, а что плохо. Зло нужно побеждать добром. Если подросток ведет себя по-хамски, нужно побеждать такое поведение активным мудрым добром. Различать добро и зло - плод духовных усилий. Если ты этого не знаешь - воспитателя из тебя не получится.

- Батюшка, а к чему же может привести такое неуважение к старшим, которые мы сегодня видим повсеместно?

Оно уже привело к тому, что современная молодежь стала источником агрессии: страшно вечером и выйти на улицу. Утрачена чистота нравов, человек сам себе господин и хозяин, он живет, относясь к жизни потребительски. Почтительным уважением к старшим, причем не только к родителям, мы воздаем долг благодарности их жизненному подвигу, их труду и заботе о настому, Но, если мы считаем, что заслужили это как некий дар, который можно принять готовым, то это означает проявить неблагодарность. Значит, и к нам в свое время будут относиться неблагодарно. Неблагодарность - это такой негативный заряд, который приводит к тому, что от жизни будет уже нечего ждать, и зло умножится, а доброе будет теряться перед таким напором зла.

Приведу такой пример: в Государственном историческом музее есть один интересный экспонат: модель железнодорожной станции, которую сделали ученики реального училища в подарок Государю Императору Николаю II ко дню коронации. Представьте себе: реальное училище - это современное ПТУ. Могут ли современные учащиеся ПТУ сделать не просто удивительной красоты модель, но такую тонкую, филигранную музейную работу? Утрата нравственных ценностей сказывается на всем, даже на мастерстве.

Отец Александр, а верно ли, что забвение, небрежность и невнимание к истории во многом способствует развитию такого хамски-циничного отношения к старшим? Знакомые рассказывали леденящую кровь историю, о том, как ветерана Великой Отечественной войны обокрали: поскольку брать в доме было нечего, воры унесли только парадный пиджак старика, на котором были прикреплены все его боевые награды. Как он пережил это - не знаю, знаем только, что на Парад Победы на 9 мая он не пошел: стыдно перед однополчанами было без боевых наград появиться. Это уже не просто неуважение, это словно надругательство над всей нашей историей…

Связь здесь прямая: историческая память выбита прочно, а этот провал не заполнен ничем. Недавно на лекциях в военном училище я спросил первокурсников, кто были современниками: Александр Невский, Батый или Дмитрий Донской. Один курсант робко ответил, что, наверное, Батый и Дмитрий Донской. Остальные промолчали. Это говорит о качестве образования в нашей средней школе, ведь первокурсники - это вчерашние школьники. Школа должна прививать гордость за свою историю, а сейчас в головах у школьников черная дыра, в которой витают отдельные разрозненные мифы.

Воспитание же на примерах исторических, на примерах доблести и отваги прошлого способно сформировать твердый характер и почтение к старшим.

- А что значит «отцы, не раздражайте детей ваших!»?

Это значит, что каждый человек - личность, сотворенная по образу и подобию Божиему, поэтому в человеке, независимо от его возраста, нужно уважать личность. Ты можешь быть строгим, но если ты относишься с уважением, то ты не будешь провоцировать воспитанника, будешь стараться всеми силами его не раздражать, ведь и самые неприятные вещи можно говорить с уважением.

Последний вопрос о взрослых детях, что делать, если родители слишком настойчиво и требовательно вмешиваются в жизнь уже выросших детей?

Такие проблемы особенно отчетливы в тех семьях, где один ребенок и все внимание, все силы сосредоточены на нем. Конечно и в многодетных семьях могут возникнуть такие проблемы, многодетность - это не панацея от проблем, но конечно, такие проблемы преимущественно свойственны маленьким семьям. Инфантильность и эгоизм родителей, родивших одного ребенка, его собственный эгоизм - это то, с чем ребенок может не справиться. Если молодая семья живет вместе со старшими, то это обстоятельство, подчас, способствует возникновению конфликтов, которые нередко приводят к распаду еще не окрепшей семьи. Поэтому нужно всеми силами стремиться разъехаться. В этом не проявится никакого непочтения к родителям, которых обязательно нужно общаться и навещать, но жить молодой семье надо отдельно. На Руси молодой семье ставили новую избу: собственно, изба и приспособлена для жизни только одной семьи - это большая комната, несколько семей в ней едва ли смогут жить. В наше время жилищная проблема стоит очень остро, нужно искать возможности влиять на общественную жизнь, и законными способами добиваться, власти, содействовали решению жилищных проблем.

Беседовала Анна Данилова

Как бы ни были склонны представители молодого поколения отрицать заслуги старших, нельзя не признать, что именно предыдущее поколение создает базу для последующих. Это и материальные ценности, и культурная среда, и традиции, сохраненные и приумноженные представителями старшего поколения.

Бывает, что дети недовольны достижениями своих родителей и склонны укорять их за то, что те не там и не так работали, не смогли достичь того уровня жизни, которого считают себя достойными дети. Но это неправомерно! Старшие поколения прожили свою жизнь так, как считали нужным и возможным, предоставили своим детям определенную «стартовую площадку» для развития, обучения, формирования характера и других личностных качеств.

Даже если молодой человек в раннем возрасте способен зарабатывать больше, чем его отец или мать, то возможности для этого в немалой степени были предоставлены ему родителями, а это достойно уважения.

Точно так же несправедливы и высказывания молодых в предыдущих поколений по поводу сложившегося социального строя, экономического и политического положения страны в целом. Старшее поколение действовало как могло в предложенных исторических обстоятельствах, а без их усилий не было бы «отправной точки» для деятельности поколений последующих. И за это стоит уважать людей, родившихся на 20, 40 и более лет раньше!

Опыт

Говорят, что умные учатся на чужих ошибках, а глупые – на своих. Нравоучения и наставления, от которых склонна отмахиваться молодежь, чаще всего не что иное, как попытка старшего поколения передать свой жизненный опыт детям.

Да, реалии их жизни во многом отличались от нынешних, а сейчас наступили «другие времена», но человеческая природа за тысячелетия изменилась очень мало. Так почему бы не прислушаться к выводам, сделанным отцами и матерями, бабушками и дедушками на основе их личного жизненного опыта? Ведь как бы ни изменились реалии жизни, любовь остается любовью, а вражда – враждой. Человеком движут все те же слабости, страсти и устремления, что и много лет назад: каждому хочется стабильности, любви и покоя.

Люди, прожившие несколько десятков лет, уже умеют распознавать признаки, по которым легко могут определить измену и предательство, отличить истинные чувства от лицемерия. Они на собственном опыте убедились, к чему может привести та или иная последовательность действий. Поэтому молодым, возможно, и не стоит с такой настойчивостью стремиться набивать собственные шишки. Ведь можно постараться избежать неприятностей, проявив уважение и внимание к опыту предыдущих поколений.

Из этой статьи вы узнаете:

    Как воспитывать детей-помощников пожилым людям

    Как дети должны помогать пожилым людям

    Существуют ли в наше время детские волонтерские движения

    Современные тимуровцы – кто они и какую помощь пожилым людям оказывают

Социокультурная модель любого общества предполагает помощь детей пожилым людям. Уважение к старшему поколению возникает не вдруг, оно формируется годами. Не придумано еще волшебного средства, способного за короткий срок повлиять на характер пренебрегающего социальными нормами невежи. До пяти лет малыш контактирует с взрослыми, не придавая значения возрасту. Постепенно дети начинают осознавать возрастную разницу. Но почему же их стиль взаимодействия с пожилыми людьми порой бывает таким неадекватным? Дело в том, что родители не привили ребенку общепризнанные правила и стандарты поведения. И чем взрослее становится малыш, тем сложнее воспитать в нем нравственность.

Как воспитывать детей, чтобы те оказывали помощь пожилым людям

Во все времена детей учили уважать старших, оказывать им помощь. На протяжении тысячелетий не дозволялось перечить взрослым. Пожилые люди – носители мудрости и огромного жизненного опыта. У всех народов принято прислушиваться к мнению стариков, их слово всегда было законом для детей и внуков. С годами институт семьи претерпел изменения, но традиция считаться с позицией старшего поколения сохранилась до наших дней. Помощь молодых пожилым людям приобрела особую значимость.

Воспитывай детей или не воспитывай, они все равно вырастут похожими на нас. Помните, что лучший метод педагогики – это личный пример. Можно с раннего утра до позднего вечера читать нотации, рассказывать о моральных принципах и необходимости помогать нуждающимся, но если родитель сам нарушает законы нравственности, демонстрирует бескультурье и невежество, ребенок будет копировать его поведение, не придавая значения словам.

Чтобы помощь детей пожилым людям оставалась социальной нормой, не забывайте уступать место старичку в транспорте, доносить тяжелую сумку бабушке, вежливо отвечать на вопрос дедушки, оказывать поддержку старушке-соседке.

Если случилось так, что ваши дети начали проявлять неуважение к вам, к престарелым родным, другим пожилым людям, начинайте искать причины в себе!

Не задумываясь, ответьте на следующие пять вопросов:

    Каково ваше личное отношение к родителям, бабушкам и дедушкам, пожилым родственникам? Оказываете ли вы им помощь?

    Хотели бы вы, чтобы сын или дочь относились к вам так же, как вы относитесь к своим родителям, дедушкам, бабушкам, другим пожилым людям?

    Прислушиваетесь ли вы к родительским советам? Жалуетесь ли на постоянные нравоучения со стороны пожилых людей? Демонстрируете ли всем своим видом недовольство, подчеркивая, что вы уже не дети?

    Раздражают ли вас постоянные жалобы родителей и других пожилых людей на усталость, забывчивость, плохое самочувствие?

    Случалось ли вам обижаться или сердиться на своих родителей, дедушек, бабушек, пожилых родственников? Считаете ли вы, что мать или отец недостаточно любили вас, обделяли вниманием и заботой? Высказываете ли эти мысли вслух своим родителям?

По результатам ответов сделайте выводы.

Терпимость

Терпимость – это первая ступенька к уважению старших. Объясните младшим членам семьи, почему старики поступают так, а не иначе, как необходима помощь детей пожилым людям. Бабушка не может быстро двигаться в силу своего возраста. Дедушка постоянно переспрашивает, потому что стар и плохо слышит. Но одних разъяснений будет мало. Важно, чтобы вы сами проявляли снисходительность и терпение по отношению к ребенку, если он что-то разлил или разбил, неуклюже или медленно выполняет задание и т. д.

Учтите, что ему тоже нужна помощь. Малыши всегда внимательно наблюдают за взрослыми и копируют их реакции на происходящее. Будьте сдержанны, не кричите, не обвиняйте, не злорадствуйте. Помните: проявляя терпимость к другим, вы воспитываете это качество в своих детях!

История семьи

Мудрость людей старшего поколения понимаешь с годами. Детям кажется, что старики «отсталые» и глупые, ничего не смыслят в современной жизни. Объясните ребенку, что дедушка и бабушка не всегда были такими, как сейчас. Когда-то они так же играли, пели, учились в школе, дружили и влюблялись, радовались и грустили. Пожилые люди пережили все то же самое, что сейчас переживаем мы.

Чаще беседуйте с детьми об истории вашей семьи, рассказывайте им о жизни дедушки и бабушки, других пожилых родственников. Чтобы ваши истории были интересными и эмоционально окрашенными, демонстрируйте старые фото, домашнее видео, покажите награды старшего поколения. В доступной форме расскажите о трудностях, которые пришлось пережить пожилым родственникам, о том, как достойно люди справлялись с невзгодами и оказывали помощь другим. Но теперь, когда дедушка и бабушка состарились, они сами нуждаются в поддержке и понимании.

Рассказы детям о помощи пожилым людям помогают сформировать в них ответственность. Такие беседы способствуют осознанию, что у бабушек и дедушек была не менее интересная, насыщенная событиями жизнь. Поэтому их опыт бесценен, они достойны уважения. Дети, знакомые с историей своей семьи, гордятся старшим поколением.

Внимание

Существует мнение, что стареют не от болезней, а от недостатка внимания. Лучший способ проявления заинтересованности и участия – это помощь детей пожилым людям. Только родители могут научить ребенка ограждать дедушку и бабушку от трудностей, заботиться о них.

С тем, что порой уже бывает не под силу людям старшего возраста, с легкостью справится подросток, полный энергии. Объясните детям, как необходима старикам подобная помощь: сходить в аптеку, купить продукты, вынести мусор, проводить в поликлинику, помочь с уборкой, перевести через дорогу и т. д.

Во многих семьях пожилым людям приходится сталкиваться с детским эгоизмом. Дедушка или бабушка плохо себя чувствует, а ребенок включил звук телевизора на полную мощность или затеял шумную игру. Научите малыша ставить себя на место других, бережно относиться к тем, кто рядом. Если страдает пожилой человек, следует уменьшить громкость телевизора, прекратить шумную игру, спросить, не нужна ли помощь. Дети должны знать, как реагировать на замечания старших членов семьи, проявлять осторожность в словах, чтобы не ранить и не обидеть стариков.

Но внимание заключается не только в помощи. Особую важность для пожилых людей имеют праздники. Разъясните детям, как важно не забыть поздравить дедушку или бабушку с днем рождения, с Новым годом, с профессиональным праздником и другими памятными датами.

Расскажите, как старики ждут этих дней, чтобы порадовать любимых внуков вкусным пирогом, напоить ароматным чаем. Как им будет приятно получить в подарок самодельную открытку или букетик полевых цветов. Как важно, чтобы дети о них помнили и стремились сделать приятное.

Помощь

Покажите на собственном примере, почему важна помощь детей пожилым людям. Научите уступать старикам место в общественном транспорте, пропускать вперед в очереди, донести сумки, перевести через дорогу и т. д. Помощь должна быть добровольной и от души. Сначала делайте добро вместе с ребенком, чтобы в дальнейшем у него закрепилось такое поведение.

Покажите картинки для детей, на которых изображена помощь пожилым людям. Обсудите, какую реальную поддержку может самостоятельно предложить ребенок. Можно совместно с детьми приготовить небольшие подарки для нуждающихся стариков, в выходной день посетить дом престарелых, навестить одинокую пожилую бабушку.

Сострадание

Сострадание – это способность чувствовать боль другого человека, отзываться на его беду. Чтобы ребенок вырос чутким и внимательным, необходимо с ранних лет развивать в нем это чувство. Учите своих детей сопереживать, оказывать помощь в трудной ситуации. Даже малыш способен проявить жалость, если кому-то больно.

Покажите, что необходимо сделать, когда кому-то плохо. Можно принести чай уставшему дедушке, укрыть одеялом заболевшую бабушку, отдать свою конфету плачущей сестренке, сказать теплые слова старенькому соседу. Читайте детям рассказы о помощи пожилым людям, обсуждайте проблемные ситуации. И тогда ребенок проникнется неподдельным уважением к интересам и переживаниям старшего поколения.

Личный пример

Все родители учат своих детей терпимости, вниманию, состраданию, трудолюбию, отзывчивости и другим лучшим человеческим качествам. Почему же все чаще и чаще звучат слова разочарования: сын растет черствым, дочь грубит пожилым людям, ребенок эгоистичный и бесчувственный, отказывает в помощи? Посеянные в душу малыша зерна добра прорастут только в том случае, если мать и отец сами служат ему примером, уважают старших, оказывают поддержку пожилым людям.

Папы и мамы должны помнить, что на них всегда устремлен любопытный и оценивающий взгляд ребенка. Самое действенное и результативное воспитание – это не слова, а поступки. Будьте вежливы по отношению к пожилым людям, относитесь к ним терпимее, не сквернословьте, не грубите старшему поколению, предлагайте помощь. Дети, как губка, впитают модель вашего поведения.

Конечно, воспитывать ребенка на личном примере намного сложнее. Нужно постоянно быть готовым оказать помощь и поддержку пожилому человеку. У добрых поступков нет каникул и выходных! Родитель должен быть примером в общественном транспорте, когда нужно уступить место старику, на улице, чтобы помочь пожилому человеку, дома, чтобы в десятый раз терпеливо ответить бабушке на один и тот же вопрос.

Обязательно поощряйте инициативу ребенка, объясняйте, как важна помощь детей старшему поколению. Грубость и невежливость, черствость и эгоизм должны подвергаться незамедлительной критике. Помните, что воспитание детей зависит только от родителей, самых близких людей.

Желание оказать поддержку не приходит само собой, его нужно мотивировать. Смотрите вместе с детьми художественные и мультипликационные фильмы, где добро побеждает зло, где демонстрируется помощь пожилым людям. После просмотра обязательно побеседуйте с ребенком, обсудите поступки героев, задайте вопросы:

    Сколько главных героев в фильме? Как их зовут?

    Кто из них положительный герой, а кто – отрицательный? Почему ты так решил?

    Влияет ли на поступки героев их воспитание? Какие положительные качества характера помогают герою фильма в жизни?

Подобное обсуждение учит детей анализировать свои действия, расширяет понимание плохих и хороших поступков.

Не огорчайтесь, если ребенок затрудняется давать оценку героям произведения. Чем больше вы будете обсуждать с ним различные сюжеты, тем лучше впоследствии будет результат.

Реальная помощь детей пожилым людям, или Кто такие современные тимуровцы

Многие люди говорят, что современный мир достаточно жесток, в нем ощущается дефицит нравственности, гуманности и сострадания.

Бесспорно, в нашем обществе много эгоистичных людей, живущих своими идеалами. Их мир ограничен компьютерными играми и социальными сетями, а проблемы решаются лайками и кликами компьютерной мыши.

Жестокость подростков порой переходит все границы. Ради самоутверждения они готовы унизить более слабого одноклассника, пожилого человека, беззащитное животное. Многими подростками движет чувство превосходства над другими. Мы каждый день встречаем на улице детей, которые не уважают старость, не умеют сострадать, не обучены правилам вежливости и нравственности.

Но не все такие. Среди тех, кому небезразличны проблемы пожилых людей, есть волонтеры, или современные тимуровцы. Они готовы в любую минуту прийти на помощь. И делают это от чистого сердца, не ожидая награды за свои поступки. Молодые добровольцы находят стариков, нуждающихся в помощи, и стараются сделать их жизнь радостнее.

Дети помогают пожилым людям в уборке жилья, приносят продукты и лекарства, поздравляют с праздниками, скрашивают общением одинокую старость. Ребята посещают детские дома, больницы, интернаты для престарелых, устраивают праздники для сирот и стариков. Широкий круг деятельности юных тимуровцев охватывает и помощь бездомным животным.

Численность волонтеров растет с каждым годом. Отрадно, что в их ряды вступают школьники, осознавая, как важна помощь детей пожилым людям.

Ребенок, пополнивший ряды волонтеров, начинает смотреть на окружающий мир другими глазами. Его жизнь наполняется общением с единомышленниками, а сердце излучает доброту и оптимизм. Такие дети становятся более адаптированными в современном мире, учатся преодолевать препятствия, разрешать сложные проблемы. Они являются участниками реальной жизни, а не выдуманной виртуальной.

В современном обществе тимуровское движение не такое обширное, каким оно было во времена А. П. Гайдара. Но уже то, что это гражданско-патриотическое направление возрождается, говорит о моральном оздоровлении молодого поколения. Помощь детей пожилым людям сейчас как никогда кстати. Тимуровцы встречаются с ветеранами боевых действий, оказывают разностороннюю поддержку престарелым людям.

В школьных коллективах дети с интересом изучают творчество А. П. Гайдара. Юные тимуровцы стараются быть похожими на своих сверстников XX века. Их сердца наполняются тем же благородством, любовью к Родине, патриотизмом. Порывы детей направлены на помощь ветеранам, пожилым людям и тем, чьи возможности ограничены.

Изучив все идеи и принципы тимуровского движения, они разрабатывают новые векторы деятельности: берут шефство над домами престарелых, оберегают природу, поддерживают порядок на улицах родного города или поселка, оказывают помощь младшим школьникам, опекают одиноких стариков.

Основная концепция деятельности российских тимуровцев – любовь к ближнему, к Родине, ко всему живому.

Без формирования в душах наших детей принципов гуманизма, милосердия и сострадания невозможно дальнейшее развитие современного общества. Добро и порядочность, совесть и толерантность, нравственность и патриотизм – это те качества, которые должны быть присущи гражданам России.

Каково будущее нашей страны? На этот вопрос могут ответить только родители подрастающего поколения. Все начинается с семьи. А семья – это, прежде всего, связь поколений, которая основана на поддержке и помощи детей пожилым людям.



Поделиться: