Ссср, комитет государственной безопасности: история спецслужбы. Владимир семичастныйспецслужбы ссср в тайной войне

(Совнарком, СНК) рассмотрел вопрос о возможности антибольшевистской забастовки служащих правительственных учреждений во всероссийском масштабе. Было принято решение создать чрезвычайную комиссию для выяснения возможности борьбы с такой забастовкой «самыми энергичными революционными мерами». На пост председателя комиссии была предложена кандидатура Феликса Дзержинского .

С июля по август 1918 обязанности председателя ВЧК временно исполнял Я. Х. Петерс , 22 августа 1918 г. Ф. Э. Дзержинский вернулся к руководству ВЧК.

Были созданы областные (губернские) чрезвычайные комиссии, особые отделы по борьбе с контрреволюцией и шпионажем в Красной Армии , железнодорожные отделы ЧК и т. д. Органы ВЧК осуществляли Красный террор .

ГПУ при НКВД РСФСР (1922-1923)

НКГБ - МГБ (1943-1954)

По итогам посещения СССР в 1973 году принцем Филиппом , посол Джон Киллик писал о впечатлении британской стороны о работе КГБ : «На нас не могли не произвести впечатления широкие возможности и полномочия, которыми они пользуются, равно как и та уверенность, с которой они работают, и презрение к простым смертным» .

Разделение КГБ (август 1991 - январь 1992)

Основная статья: Комитет по охране государственной границы СССР

22 октября 1991 года постановлением Государственного Совета СССР № ГС-8 Комитет государственной безопасности СССР был разделён на Межреспубликанскую службу безопасности (МСБ), Центральную службу разведки СССР (ЦСР) и Комитет по охране государственной границы СССР. Чуть ранее (в августе-сентябре) из него также были выделены подразделения правительственной связи (создан Комитет правительственной связи СССР) и правительственной охраны. 3 декабря 1991 года Президент СССР М. С. Горбачёв подписал Закон «О реорганизации органов государственной безопасности», таким образом окончательно закрепив ликвидацию КГБ.

19 декабря 1991 года Президент РСФСР Б. Н. Ельцин подписал ряд указов, в соответствии с которыми Межреспубликанская служба безопасности упразднялась, а её материально-техническая база передавалась создаваемому Министерству безопасности и внутренних дел РСФСР. Однако из-за протеста Верховного Совета РСФСР новое министерство так и не было создано. 24 января 1992 года МСБ была упразднена повторно, её инфраструктура была передана создаваемому Министерству безопасности Российской Федерации (МБР).

24 декабря 1991 года на базе комитетов правительственной связи СССР и РСФСР создано Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РСФСР (ФАПСИ).

26 декабря 1991 года на базе Центральной службы разведки СССР была создана Служба внешней разведки Российской Федерации .

Комитет по охране государственной границы СССР просуществовал до октября 1992 года, однако пограничными войсками руководил только до июня 1992 года. 12 июня 1992 года указом Президента № 620 были созданы Пограничные войска Российской Федерации (в составе Министерства безопасности Российской Федерации).

Органы правительственной охраны после ряда реорганизаций к январю 1992 года были объединены под руководством Главного управления охраны Российской Федерации и Службы безопасности Президента Российской Федерации .

Создание российских органов госбезопасности (май 1991 - январь 1992)

6 мая 1991 года Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин и председатель КГБ СССР В. А. Крючков подписали протокол об образовании, в соответствии с решением Съезда народных депутатов РСФСР отдельного Комитета государственной безопасности РСФСР (КГБ РСФСР), имевшего статус республиканского государственного комитета. До осени 1991 года штат комитета составлял несколько человек, однако по мере ликвидации КГБ СССР его полномочия и численность начали расти.

26 ноября 1991 года Президент РСФСР Б. Н. Ельцин подписал указ о преобразовании КГБ РСФСР в Агентство федеральной безопасности РСФСР (АФБ РСФСР).

19 декабря 1991 года Президент РСФСР Б. Н. Ельцин подписал Указ «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР» (МБВД). При этом упразднялись Министерство внутренних дел СССР, Министерство внутренних дел РСФСР, Агентство федеральной безопасности РСФСР и Межреспубликанская служба безопасности. 14 января 1992 года Конституционный суд РФ признал этот указ не соответствующим Конституции РСФСР, и 15 января 1992 года Б. Н. Ельцин его отменил. Соответственно, оказались восстановленными Агентство федеральной безопасности Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации.

МБР (1992-1993)

24 января 1992 года Президент РФ Б. Н. Ельцин подписал указ об образовании Министерства безопасности Российской Федерации (МБР) на базе Агентства федеральной безопасности Российской Федерации.

ФСК и ФСБ (с 1993)

21 декабря 1993 года Борис Ельцин подписал Указ об упразднении МБ РФ и о создании Федеральной службы контрразведки Российской Федерации (ФСК России). ФСК была создана на базе МБР, за исключением следственного аппарата и пограничных войск, выделенных в Федеральную пограничную службу Российской Федерации - главное командование пограничных войск Российской Федерации (создана 30 декабря 1993 года, с 30 декабря 1994 - Федеральная пограничная служба Российской Федерации).

3 апреля 1995 года Борис Ельцин подписал Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», на основании которого ФСК была переименована в Федеральную службу безопасности РФ (ФСБ России). Закон вступил в силу 12 апреля 1995 года. Указом Президента РФ № 633 от 23 июня 1995 г. соответствующие изменения внесены в структуру федеральных органов исполнительной власти, и переименование было закреплено окончательно.

11 марта 2003 года в ведение ФСБ России были переданы упраздняемые Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и Федеральная пограничная служба Российской Федерации.

Примечания

См. также

Ссылки

  • История создания ФСБ России на официальном сайте ФСБ РФ (содержит фактологические неточности)
  • Сайт «Щит и меч» (содержит документы органов госбезопасности СССР)
  • С. Турченко ОБРАЗОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЧК-ОГПУ
  • Петров Н. В., Скоркин К. В. Кто руководил НКВД, 1934-1941: Справочник / О-во «Мемориал» и др.; Под ред. Н. Г. Охотина и А. Б. Рогинского - М.: Звенья, 1999. - 504 с - ISBN 5-7870-0032-3
  • Структура Центрального аппарата КГБ при СМ СССР (1954-1960).
  • Колпакиди А., Север А. КГБ. - М .: Яуза Эксмо, 2010. - 784 с. - (Энциклопедия спецслужб). - 3000 экз. - ISBN 978-5-699-37862-3
  • Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ, 1917-1991: Справ. / Сост. А. И. Кокурин, Н. В. Петров М.: Международный фонд «Демократия», 2003.

Спецслужбы ведущих стран мира и бывшего СССР

В этой главе мы рассмотрим структуру современных разведывательных служб Соединенных Штатов Америки, Англии, Франции, Германии, Канады и Израиля. Но для начала мы ознакомимся с принципами организации двух спецслужб бывшего СССР, оказавших колоссальное влияние на ход мировой истории в XX веке, - КГБ и ГРУ. Конечно, политические цели и задачи этих служб существенно отличались от текущих политических целей и задач спецслужб, организованных в государствах бывшего СССР. Однако изучение структуры и принципов работы КГБ и ГРУ в сравнении со структурой и принципами работы спецслужб ведущих государств мира позволяет отделить частное от общего. Таким образом, анализ данной информации облегчает понимание принципов развития спецслужб, которыми должно руководствоваться демократическое государство

В СССР были две мощные спецслужбы, сегодня хорошо известные не только специалистам в области разведки, но и широким кругам населения, - Комитет государственной безопасности (КГБ) и Главное разведывательное управление (ГРУ). Причем если в годы существования СССР о деятельности КГБ не знали лишь, пожалуй, воспитанники детских дошкольных учреждений, то деятельность ГРУ стала освещаться в открытой печати лишь после распада Советского Союза. Объясняется это тем, что работа КГБ была направлена на обеспечение безопасности существующего строя, поэтому она пронизывала все советское общество. Основной же задачей ГРУ были сбор информации о подготовке вероятного противника к войне и разведывательное обеспечению ВС СССР в ходе боевых действий. Таким образом, работа ГРУ была направлена, в основном, на внешнего противника. Внутренний же противник интересовал ГРУ только с точки зрения сокрытия даже самого факта существования своих структур и ведения ими какойлибо деятельности от находящихся на территории СССР агентов и информаторов вероятного противника, а также с точки зрения возможности добывания информации от иностранцев, находящихся на территории СССР.

Советские спецслужбы 53

КГБ СССР

Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР - это спецслужба Советского Союза, отвечавшая с марта 1954 по ноябрь 1991 года за обеспечение госбезопасности и прекратившая свое существование накануне распада СССР после подписания Президентом СССР М. С. Горбачевым 3 декабря 1991 года Закона “О реорганизации органов государственной безопасности”.

В годы своей деятельности КГБ сочетал в себе функции контрразведки, внешней разведки и анализа получаемой информации, контрразведки в Вооруженных Силах, охраны наземных и морских границ СССР, держал под контролем ядерные вооружения, ведал правительственной связью и осуществлял охрану руководителей КПСС и Советского государства.

За время существования КГБ его структура несколько раз изменялась и к моменту его упразднения имела вид, показанный на рис. 3.1.

К моменту распада СССР в состав КГБ входили следующие Главные управления:

1-е Главное управление - внешняя разведка и контрразведка, анализ информации;

2-е Главное управление - внутренняя контрразведка, борьба с подрывными действиями, направленными против государства, промышленная безопасность;

Главное управление Пограничных войск (ГУПВ);

8-е Главное управление - разведка связи, безопасность средств связи, шифровальная служба;

Помимо Главных управлений, в структуре КГБ были следующие управления:

3-е управление - контрразведка в Вооруженных Силах;

4-е управление - охрана и внутренняя безопасность посольств;

5-е управление - защита конституционного строя, под которой понималось искоренение инакомыслия;

6-е управление - вопросы экономической безопасности;

7-е управление - наружное наблюдение;

15-е управление - охрана государственных объектов;

16-е управление - радиоперехват и электронная разведка;

управление строительства военных объектов.

В конце 60-х годов 4-е, 5-е и 6-е управления вошли в состав 2-го ГУ, а в 1969 г. они вновь были выделены в самостоятельные управления. Офицеры 3-го управления КГБ, отвечающего за контрразведку в ВС, имелись во всех родах войск (так называемые “особисты”). Они подчинялись только КГБ и имели в армии разветвленную сеть “информаторов”. В ВМФ эти сотрудники проходили службу на всех крупных надводных кораблях, подводных лодкахибереговыхбазах.

54 Глава 3. Спецслужбы ведущих стран мира и бывшего СССР

Рис. 3.1. Структура КГБ СССР

8-е ГУ отвечало за защиту технических средств связи вообще и создание шифросистем, в частности;

Созданное в 1969 году 16-е управление занималось добыванием информации из линий связи других стран, что включало в себя перехват шифросообщений из каналов, принадлежавших как легальным, так и разведывательным сетям связи, с последующим их дешифрованием, а также прослушивание с помощью технических приспособлений и средств обработки информации, размещенных на территории дипломатических представительств зарубежных стран.

1-е ГУ, организационно входившее в структуру КГБ, фактически представляло собой вполне самостоятельную организацию и базировалось в отдельном комплексе зданий, находящихся в Ясенево (“в лесу”, на профессиональном сленге офицеров КГБ). Структура 1-го ГУ представлена на рис. 3.2.

Советские спецслужбы 55

Рис. 3.2. Структура 1-го ГУ КГБ

Работа 1-го ГУ велась в следующих отделах.

1. США, Канада.

2. Латинская Америка.

3. Великобритания, Австралия, Африка, Новая Зеландия, Скандинавия.

4. Восточная Германия, Западная Германия, Австрия.

5. Страны Бенилюкса, Франция, Испания, Португалия, Швейцария, Греция, Италия, Югославия, Албания, Румыния.

6. Китай, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Северная Корея.

7. Таиланд, Индонезия, Япония, Малайзия, Сингапур, Филиппины.

8. Неарабские страны Ближнего Востока, включая Афганистан, Иран, Израиль, Турцию.

9. Англоговорящие страны Африки.

10. Франкоговорящие страны Африки.

11. Контакты с социалистическими странами.

12. Регистрация и архивы.

13. Электронный перехват и операции против шифровальных служб западных стран.

14. Индия, Шри-Ланка, Пакистан, Непал, Бангладеш, Бирма.

15. Арабские страны Ближнего Востока, а также Египет.

16. Эмиграция.

17. Контакты с развивающимися странами.

56 Глава 3. Спецслужбы ведущих стран мира и бывшего СССР

Одной из интереснейших совместных технических операций 1-го и 8-го ГУ было применение уже упоминавшейся в предыдущей главе системы “Амхерст” для обеспечения связи с зарубежной агентурой, как легальной, так и нелегальной.

После распада СССР 16-е управление и служба правительственной связи были выведены из состава КГБ и реорганизованы в Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) Российской Федерации. Сам КГБ после ряда реорганизаций был преобразован в Федеральную службу безопасности (ФСБ). (В настоящее время Указом Президента РФ производится реорганизация российских спецслужб, в результате которой ФАПСИ и Пограничные войска должны войти в структуру ФСБ.) По сравнению с КГБ СССР, ФСБ является достаточно открытой организацией (конечно, в той мере, в какой может быть открыта спецслужба). С ее задачами и структурой можно ознакомиться в Internet на официальном Web-узле ФСБ по адресуhttp://www.fsb.ru . При реорганизации КГБ 1-е ГУ было выведено из его состава и преобразовано в отдельную службу, получившую название Службы внешней разведки (СВР) РФ. Последняя, учитывая квалификацию ее специалистов, а также роль РФ в мировой политике, заслуживает отдельного рассмотрения.

В соответствии с новой разведывательной доктриной России, внешняя разведка РФ в 90-х годах отказалась от политики глобализма. В настоящее время СВР действует только

в тех регионах, где у России имеются подлинные, а не мнимые интересы. Разведка не формирует собственные задачи, они определяются руководством страны, исходя из интересов государства. Кроме того, в настоящее время в разведке происходит переход от конфронтации со спецслужбами различных стран к взаимодействию и сотрудничеству в тех областях, где совпадают их интересы (борьба с международным терроризмом, наркобизнесом, нелегальной торговлей оружием и т.п.). Тем не менее, это взаимодействие не носит всеобъемлющего характера и не исключает ведения разведки на территории тех или иных стран, исходя из национальных интересов РФ.

В настоящее время СВР ведет разведку по трем основным направлениям: политическом, экономическом и научно-техническом.

В области политической разведки перед СВР стоят задачи: получать упреждающую информацию о политике ведущих государств мира на международной арене в отношении России; отслеживать развитие кризисных ситуаций в “горячих точках” планеты, которые могут представлять угрозу для национальной безопасности России; добывать сведения о попытках отдельных стран создать новые виды вооружения, особенно ядерные; через свои каналы оказывать активное содействие осуществлению внешней политики России.

В области экономической разведки перед СВР стоят задачи: защита экономических интересов России; получение секретных сведений о надежности торгово-экономических партнеров, деятельности международных экономических и финансовых организаций, затрагивающей интересы России; обеспечение экономической безопасности страны.

По линии научно-технической разведки задачи СВР практически остались прежними. Они заключаются в получении данных о новейших достижениях в области науки и тех-

Спецслужбы первых лет СССР. 1923–1939: На пути к большому террору Симбирцев Игорь

Глава 1 Становление СССР и система его спецслужб

Становление СССР и система его спецслужб

В 1923 году в мире появилось новое и невиданное ранее государство под названием СССР – Союз Советских Социалистических Республик, хотя официально о его создании было объявлено уже под Новый год – 30 декабря 1922 года. Он пришел на смену существовавшей в революционное лихолетье Советской России как новый проект Ленина, как временное государство мирного периода, раз уж мировая революция немедленно не случилась, а экспортировать социализм в Европу тоже не удалось.

Мирный период виделся как временный, как некая уступка сложившимся условиям, как отход от многих прежних ленинских принципов, включая военный коммунизм, насильственную продразверстку и ту же мировую революцию. Это уже затем при полном переходе власти в руки Сталина большевики были вынуждены признать, что им придется пока строить социализм только внутри захваченной их властью России во враждебном окружении. А тех, кто вслед за Троцким не принял этой реальности из уст Сталина и по-прежнему настаивал на продолжении перманентной революции, начали преследовать как крамольников.

Весь период довоенной жизни советских органов разведки и госбезопасности в СССР можно назвать скорее межвоенным, поскольку в 1923–1940 годах он уложился ровно между двумя великими катаклизмами: Первой мировой, перешедшей у нас в России в кровавую Гражданскую войну, и Второй мировой, в самом Советском Союзе получившей название Великой Отечественной.

Весь этот межвоенный период от создания ГПУ до объединения его с НКВД связан с поколением первой чекистской гвардии старых ленинцев и дзержинцев. Кроме продолжения дзержинского поколения первых чекистов в ГПУ – НКВД, кроме того, что это межвоенное время можно назвать эпохой раннего правления Сталина в СССР, этот период в жизни советских спецслужб с 1923 по 1940 год четко отсечен от других и тем, что главным их врагом на тот момент были белые эмигранты и традиционные антисоветские партии, сложившиеся еще в годы революции и продолжавшие бороться с СССР в эмиграции. Это определяющий фактор в направлении работы ГПУ и НКВД в 20 – 30-х годах – главный враг в лице разномастной собственной эмиграции и антисоветского подполья внутри СССР, борьбе с которым посвящали едва ли не больше времени, чем противостоянию спецслужбам иностранных государств. В свое время такой подход к вопросу госбезопасности и разведки был присущ первым спецслужбам Российской империи при Романовых, особенно на стыке XIX и XX веков в наибольший пик революционного подъема. После 1940 года ситуация для советских спецслужб изменится, и никогда больше антиэмигрантская борьба не будет превалировать над чистым противостоянием в мире шпионажа с иностранными спецслужбами.

Еще один объединяющий штрих – это «коминтерновская» эпоха развития СССР, как раз к 1940 году начавшая сходить на нет. Формально «жизнь» уникальной структуры с названием «Коммунистический интернационал» датируется от рождения до смерти 1919–1943 годами. Но до создания в 1923 году СССР сам Коминтерн еще переживал период колыбельного детства и не успел встать на ноги, а после 1940 года тянул свою жизнь практически «на инъекциях» и по привычке, затухая, как в агонии, до своей окончательной ликвидации в разгар Второй мировой войны. 20-е и 30-е годы стали периодом наибольшей активности Коминтерна и его штаба в советской Москве, когда он сыграл большую роль в жизни советских спецслужб этого периода и сам временами почти претендовал на статус отдельной разведывательной спецслужбы.

Жизнь и работа этих спецслужб раннего СССР в 1923–1940 годах (ГПУ, НКВД, Разведупра при Генштабе Красной армии) четко уместилась между двумя большими и кровавыми страницами нашей истории. Она стартовала на излете «красного террора» и Гражданской войны созданием ГПУ в 1922 году и закончилась сталинским Большим террором конца 30-х годов. Большинство деятелей этого чекистского поколения начало свою карьеру именно с отстрела в «красный террор» тех, кого они считали врагами революции и помехой сначала в организации мировой революции вселенского масштаба, а затем в построении нового общества в отдельно взятой Советской России. И большинство этих же людей в Большой террор было отстреляно своими же вчерашними соратниками и теми, кто пришел на их место. Так через двадцать лет для них замкнулся этот кровавый круг от одной бойни до другой, причем вторая для многих стала горьким похмельем и расплатой судьбы за активную пляску на пиру первой.

Само ГПУ (Государственное политическое управление) создано в феврале 1922 года вместо ВЧК, когда ленинским Политбюро утверждено «Положение о ГПУ». Тогда же разработана его структура и утвержден руководящий состав. Во главе ГПУ оставался поначалу первый руководитель советской ВЧК Феликс Дзержинский, хотя он уже совмещал работу во главе госбезопасности с массой других государственных постов, все больше сил и внимания уделяя порученному ему делу руководства советским народным хозяйством на посту председателя ВСНХ. На Лубянке же все больше рычаги власти оказывались в руках его первых заместителей в ГПУ Менжинского и Ягоды. Летом 1926 года он ушел из жизни, окончательно расчистив путь к утверждению во главе ГПУ своего наследника Вячеслава Менжинского, но с ним судьба и здоровье через несколько лет сыграли такую же злую шутку. До 1930 года Менжинский с перерывами на лечение еще отчасти руководил ГПУ, но в последние годы своей жизни, до кончины в 1934 году, уже только номинально числился главой этой структуры, а всем практически руководил его первый заместитель Генрих Ягода, многими уже и во власти воспринимаемый как полноценный начальник на Лубянке.

ГПУ в 1922 году создавали как орган при Наркомате внутренних дел – НКВД, но уже с созданием Советского Союза опять вывели из подчинения ведомства внутренних дел по примеру прежней ВЧК, снова подчинив напрямую главе государства. С созданием СССР в названии к ГПУ появилось дополнение «Объединенное», в официальных документах конца 20-х годов его часто именуют ОГПУ СССР. Но в целом эту спецслужбу до ее реорганизации продолжали именовать просто ГПУ, а ее сотрудников – по старой памяти «чекистами», поскольку неказистое слово «гэпэушник» в русском языке так и не прижилось.

В первые годы существования ГПУ оно прошло ряд преобразований. Поначалу по сравнению с прежней всесильной ВЧК у него отобрали часть функций и полномочий, по крайней мере на бумаге превратив в подобие обычной спецслужбы большого государства, хотя в реальности особый характер Советского Союза накладывал печать непохожести на коллег из других государств и на его службу госбезопасности. Вот спокойно и без особых реформ просуществовав почти до начала Второй мировой войны под началом одного руководителя Яна Берзина, Разведупр действительно все больше напоминал типичную военную разведку иных государств.

Структура ГПУ, как и кадровый состав, отчасти была заимствована у прошлой ВЧК времен Гражданской войны. Во главе, наряду с председателем этой спецслужбы, стояла коллегия ГПУ, куда входили заместители начальника и руководители самых важных отделов. На местах работали областные отделы ГПУ и республиканские ГПУ в союзных республиках СССР, районных (уездных) отделов ГПУ, как это было в годы Гражданской войны в ЧК, с 1923 года в Советском Союзе уже не было. Отчасти и из-за урезания функций ГПУ, в котором было решено оставить только вопросы внешней разведки, контрразведки, госбезопасности и охраны государственных мужей, тогда как присущие ранее ЧК вопросы работы по части уголовных преступлений или по спекуляции были полностью переданы в Наркомат внутренних дел. Одним из первых приказов начальника ГПУ Дзержинского по новой спецслужбе от 10 марта 1922 года было указание сосредоточить все силы на вопросах государственной безопасности, на работе по ликвидации антибольшевистских партий, по антисоветской эмиграции, на усилении безопасности на транспорте и контроле за находящимися на территории СССР иностранными гражданами.

В отличие от ВЧК ГПУ уже ближе к облику стандартной спецслужбы. В нем уже своя чекистская форма, знаки различия и четкая иерархия в его рядах, а в снабжении и финансировании сотрудники ГПУ с 1922 года приравнены к командному составу Красной армии. С 1923 года в только что созданном СССР председатель ГПУ в обязательном порядке входил в состав советского правительства – Совнаркома на правах отдельного наркома (министра) с теми же министерскими правами. На самом деле прав и полномочий у главы ГПУ было побольше, чем у иного наркома. Во всяком случае, Дзержинского, Менжинского и Ягоду в стране знают люди даже не самые подкованные в нашей истории, а вот кто в это время возглавлял Наркомат внутренних дел или Наркомат связи – ответить смогут уже явно не все из них.

Главными отделами в ГПУ стали три составляющие с 1922 года. Это Секретно-политическое управление под началом Менжинского (с уходом его на пост председателя ГПУ эту должность занял Агранов), Экономическое управление во главе с Канцнельсоном (позднее его сменил Прокофьев) и управление войск ГПУ под началом Воронцова. Отдельное и изолированное положение в ГПУ занимал Иностранный отдел (ИНО ГПУ) для внешней разведки, которым руководил до конца 20-х годов Трилиссер, а затем Артузов. До перехода на должность главы внешней разведки в ГПУ Артур Артузов руководил другим важнейшим отделом контрразведки – КРО ГПУ. Спецотдел по контролю за чистотой рядов в партии большевиков и по работе с оперативной техникой тоже занимал особое положение внутри ГПУ, им все 20 – 30-е годы, вплоть до своего ареста в 1937 году, руководил Глеб Бокий. Отделом охраны важнейших руководителей страны поначалу руководил создавший отдел охраны Ленина еще в ВЧК чекист Беленький, но в ГПУ его позднее сменил Шанин, а в начале 30-х годов – Паукер, одновременно бывший начальником Оперативного отдела. Юридическим отделом ГПУ руководил Фельдман, одновременно возглавлявший курсы подготовки кадров при ГПУ. Наконец, важным Особым отделом по военной контрразведке в рядах Красной армии руководил сам Генрих Ягода, а после его перехода в первые заместители председателя ГПУ в 1924 году на его место назначен Ольский. Транспортным отделом командовал поставленный на этот пост еще Дзержинским в ВЧК Благонравов. Почти все эти руководители ГПУ 20-х годов и члены коллегии ГПУ занимали высокие посты и в ВЧК времен 1918–1922 годов, и почти все они перебиты после 1936 года в Большой террор.

Чуть позднее, в 1929 году, в ГПУ прошла небольшая реорганизация, когда Ягода в роли первого заместителя председателя ГПУ окончательно укрепился в ранге неформального главы этой спецслужбы при уже больном Менжинском, а вторым заместителем назначен переведенный из руководителей Ленинградского ГПУ Станислав Мессинг. Другой заместитель Менжинского и одновременно начальник разведки ИНО ГПУ Трилиссер в это время из-за конфликта с Ягодой и вообще из-за своих непримиримых троцкистских высказываний покинул все чекистские посты и ушел на другую работу, именно вместо него переведен из Ленинграда Мессинг. Тогда же в ГПУ впервые создано отдельное управление исправительно-трудовых лагерей во главе с Эйхмансом, из которого позднее разрастется по стране страшными метастазами ГУЛАГ.

А в 1931 году после большого скандала в верхушке ГПУ вокруг дела царских офицеров в РККА (дело «Весна») и изгнания из рядов ГПУ ряда руководителей из видных дзержинцев эту спецслужбу вновь тряхнули перемены. Мессинг в числе главных бунтарей был убран из заместителей председателя, а в компании с Ягодой замами на Лубянке оказались Акулов и Балицкий. Но окончательно утвердившийся в качестве негласного шефа Лубянки Генрих Ягода вскоре «подвинул» обоих назначенцев власти, вытеснив Акулова из ГПУ вообще в прокуратуру, а Балицкого – на его прежнее место главы Украинского ГПУ. Взамен в заместителях оказались близкие к Ягоде чекисты Прокофьев и Агранов. После 1933 года «команда Ягоды» занимала в ГПУ все ключевые посты: Буланов – секретариат коллегии ГПУ, Гай – Особый отдел, Артузов – ИНО ГПУ, Молчанов – Секретно-политический отдел, Миронов – Экономический отдел, Бокий – Спецотдел, Кишкин – Транспортный отдел, Благонравов – Отдел шоссейных дорог, Берман – управление лагерей, Фриновский – войска ГПУ и пограничные войска, Паукер – Оперативный отдел и правительственную охрану. В таком составе ГПУ встретило переломный для него 1934 год, когда сначала умер Менжинский, а летом того же года ГПУ слито с ведомством внутренних дел в одну большую спецслужбу – Наркомат внутренних дел (НКВД) СССР.

Внутри единого НКВД в 1934–1940 годах непосредственно госбезопасностью и разведкой занималось его Главное управление госбезопасности (ГУГБ НКВД), куда в большей степени уместили за некоторыми исключениями бывшее ГПУ и чей начальник с 1934 года был первым заместителем наркома НКВД. Другие управления НКВД (Рабоче-крестьянской милиции, Пожарное, командования войсками НКВД, ГУЛАГ – управление лагерей и т. д.) занимались в этой спецслужбе своими прежними обязанностями, их сотрудников часто даже не именовали «чекистами», хотя формально все они теперь тоже работали в одной большой спецслужбе с чистыми чекистами из ГУГБ. Из прежнего ГПУ в новом едином НКВД в отдельное управление кроме ГУЛАГа выделили еще и Управление погранвойск и внутренней охраны (ГУПВО). Вся разведка, контрразведка, госбезопасность, Оперативный отдел и охрана первых лиц государства оставались отделами в ГУГБ НКВД. Важность этой части в НКВД была таковой, что нарком Ягода поначалу проигнорировал даже указание ЦК поставить во главе ГУГБ своего заместителя Агранова, сохраняя руководство ГУГБ за собой, пока его не одернули с верхов власти. Сам Ягода всего два года просидел на вожделенном посту наркома этого большого НКВД и походил в пошитом лично для него маршальском мундире генерального комиссара госбезопасности, в 1936 году он убран из НКВД, а в следующем году арестован и вместе со многими людьми из своей команды расстрелян. На его место наркома НКВД на Лубянку пришел Николай Ежов, а во главе ГУГБ оказался Фриновский, после короткого и страшного периода ежовщины отстреляли и их команду.

Из книги Мифы и откровенная ложь о русской истории, сфабрикованная нашими врагами автора Козинкин Олег Юрьевич

автора Шевякин Александр Петрович

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СССР. 1353-1985 За годы Большого Застоя управление в СССР проделало длительную и не во всем удачную эволюцию: от бизнес-плана построения коммунизма к конкретному сроку (Третьей Программы КПСС), от хрущевских экспериментов, не имеющих ничего общего с

Из книги Разгром советской державы. От "оттепели" до "перестройки" автора Шевякин Александр Петрович

Глава VII СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СССР. 1985–1991

Из книги Спецобъекты Сталина. Экскурсия под грифом «секретно» автора Артамонов Андрей Евгеньевич

Система охраны периметра госдач в/ч 1139 из 9-го Управления КГБ СССР в Новом Афоне Трудно восстановить полную картину системы охраны на госдаче №11 в период с 1947 года по 1953 года, так как кроме скупых воспоминаний сотрудников МГБ СССР и вольнонаемных, работающих на данном

автора Катасонов Валентин Юрьевич

Государственная система внешней торговли СССР после 1930 года В организационном плане государственная система внешней торговли СССР после 1930 г. стала состоять из следующих основных элементов:– Наркомат (Министерство) внешней торговли СССР;– торговые

Из книги Экономика Сталина автора Катасонов Валентин Юрьевич

Глава 7. Денежно-кредитная система СССР: государственная монополия и централизация управления Мы уже дали общее описание сталинской экономики. Это была некая система отношений и институтов, тесно между собой связанных и функционирующих по определенным правилам. В

автора Заякин Борис Николаевич

Глава 2. Появление спецслужб Тайный сыск существует с тех пор, как появились первые государства.Деятельность спецслужб всегда была не видимой и вызывалась исторической необходимостью.И с тех же самых пор люди испытывают к его представителям сложную гамму чувств - от

Из книги Краткая история спецслужб автора Заякин Борис Николаевич

Глава 46. Практика спецслужб Практика уголовного и государственного сыска, приемы и методы, разработанные спецслужбами России за период своего развития:1. Сыск и розыск - оперативно-розыскные мероприятия, опрос граждан, наведение справок, изъятие образцов для

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

2.5. СССР и система коллективной безопасности в Европе СССР и «пакт Бриана-Келлога» Основным направлением советской европейской политики конца 1920–1930 гг. явилось создание так называемой «системы коллективной безопасности». Первым ее этапом стало присоединение СССР в

Из книги СССР. Жизнь после смерти автора Коллектив авторов

Из книги Советско-финский плен 1939-1944 автора Фролов Дмитрий Джонович

автора

21.1. СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ СИСТЕМЫ КНИГОИЗДАНИЯ В СССР На рубеже 1920–1930–х годов в стране стали нарастать тенденции, свидетельствующие о целенаправленной смене политического и экономического курса. Происходило формирование командно–административной системы

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

22.3. СИСТЕМА КНИГОИЗДАНИЯ И КНИЖНОЙ ТОРГОВЛИ В СССР В 1960–1980–Е ГОДЫ В 1960–1980–е годы дальнейшее развитие народного хозяйства, науки и культуры шло на фоне усложнения социально–экономических отношений, накопления противоречий в советском обществе. История книжного дела

Из книги История экономики: конспект лекций автора Щербина Лидия Владимировна

10. Хозяйственная система социализма в СССР Экономика социализма возникла в России в результате почти бескровного государственного переворота, произведенного партией большевиков в октябре 1917 г. Фактически не встретив сопротивления, большевики превратили

Из книги Москва - Вашингтон: Дипломатические отношения, 1933 - 1936 автора

Становление посольств СССР и США в 1933 г. После вручения верительных грамот послы приступили к исполнению своих обязанностей. Наступило ответственное время - налаживание на договорно-правовой основе нормальных отношений между двумя странами. Предстояло преодолеть

Из книги Становление литературы автора Стеблин-Каменский Михаил Иванович

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ПУШКИНСКИЙ ДОМ) М.И. СТЕБЛИН-КАМЕНСКИЙ Мир саги Становление литературы Отв. редактор Д.С. ЛИХАЧЕВ ЛЕНИНГРАД "НАУКА" ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1984 Рецензенты: А.Н. БОЛДЫРЕВ, А.В. ФЕДОРОВ c Издательство "Наука", 1984 г. Становление

Безопасности исчез вместе с этой страной. Однако память о нём жива до сих пор не только на постсоветском пространстве, но и далеко за его пределами.

На счету КГБ - бесчисленное множество спецопераций, которые оказали серьёзное влияние на развитие политической ситуации в мире. До наших дней дошло много воспоминаний об одной из самых эффективных спецслужб в мире через народный фольклор. Сотни анекдотов, мифов, имён нарицательных и другого.

Создание структуры

Сразу после победы революции новая народная власть создала органы специального назначения в СССР. Комитет государственной безопасности де-юре появился только в 1954 году. В это время, после смерти Сталина, происходили довольно масштабные реформы. Органы безопасности также подверглись изменениям. КГБ, по сути, существовал и задолго до этого, просто носил другие названия. Отдел был довольно автономным, а его руководители играли значительную роль в политической системе партии. Особенно, начиная с так называемой когда партия начала медленно отходить от прежних идеалов и всё больше погрязать в трясине бюрократии и номенклатуры.

В послевоенные времена, вплоть до 1954 года, продолжалась масштабная контршпионская программа в СССР. Комитет государственной безопасности принимал в ней непосредственное участие. Было огромное количество шпионов, разведчиков, информаторов и так далее. Однако во время хрущёвских реформ был значительно сокращён личный состав. Как стало известно из опубликованных в России документов, сократили практически половину людей.

Иерархия КГБ

Сотрудники советской спецслужбы контролировали все процессы в стране и за её пределами, которые могли угрожать безопасности народа. В Москве находилось центральное управление. Также в каждой республике были свои центральные комитеты. Таким образом, приказ из Москвы отдавался в республиканские управления, которых было 14, а далее - на места.

В каждом городе, районе, автономии также были отделы. Чекисты, как называли в народе сотрудников этой службы, занимались расследованием особо важных или резонансных преступлений, контрразведкой, поиском шпионов, политических диссидентов. За это отвечала одна ветвь. Существовали также и другие.

Отделы

Это отдел по обеспечению безопасности границ, который защищал государственный кордон и препятствовал въезду потенциально опасных лиц и выезду неблагонадёжных элементов. Отдел контрразведки, который занимался антишпионской деятельностью. Отдел внешней разведки. Он устраивал спецоперации за рубежом, в том числе и силовые. Ещё существовал отдел, который занимался идеологическими вопросами за рубежом и в СССР. Комитет государственной безопасности уделял этому направлению особое внимание. Сотрудники принимали непосредственное участие в контроле и создании продуктов художественной деятельности. Агенты вербовали зарубежных деятелей культурного поприща, чтобы те пропагандировали коммунистические идеалы.

Известные секретные операции

Одна из самых известных операций КГБ была осуществлена в 1945 году. отстраивался после разрушений войны. В начале февраля в Крыму открылся детский оздоровительный На торжественную церемонию открытия были приглашены послы США и Великобритании. В конце празднования пионеры исполнили гимн Соединённых Штатов Америки в оригинале как дань военному союзу. Далее польщённому Гарриману передали деревянный герб ручной работы. Ничего не подозревающий посол повесил его у себя над столом. В гербе находился не имеющий на то время аналогов жучок "Златоуст". Он мог работать автономно без источников питания. Он позволил спецслужбам целых 8 лет прослушивать кабинет посла. После обнаружения прослушивающего устройства американцы попытались скопировать его, но безуспешно.

Военные операции

Комитет государственной безопасности при совете министров СССР часто вовлекался в различные военные операции. Одной из самых первых была операция "Вихрь". В 1956 году в Венгрии начался мятеж против правящей партии, которая лояльно относилась к СССР. Комитет государственной безопасности тут же разработал план по ликвидации лидеров мятежников.

В конце ноября в Будапеште развернулись кровопролитные бои между сторонниками националистической контрреволюции (многие из которых поддерживали Третий рейх во Второй мировой войне) с одной стороны, и венгерскими службами безопасности вместе с советскими войсками - с другой. Комитет государственной безопасности СССР не принимал в них участие, однако разработал план по захвату одного из лидеров мятежников - Имре Надя. Он скрывался в посольстве Югославии, откуда его обманным путём выманили и передали румынской стороне, где он и был арестован.

Полученный бесценный опыт помог КГБ в следующей подобной операции в Чехословакии, где контрреволюционный мятеж также пришлось подавлять с помощью советских войск ввиду неспособности коммунистического режима в Чехословакии сделать это самостоятельно.

Комитет государственной безопасности СССР был образован в 1954 году и просуществовал до 1991 года. Память об одной из самых успешных спецслужб в мире сохранилась по сей день.

Итак, к февралю 1917 г. в России сложилась достаточно широкая система специальных служб, включавшая в себя охранные отделения Департамента полиции и жандармский корпус, военную разведку и контрразведку Генерального штаба. Была сформирована обширная агентурная сеть, накоплен опыт оперативной деятельности.

В ходе революции 1917 года были упразднены Департамент полиции, жандармский корпус и их подразделения на местах. Молодое государство нуждалось в действенном органе по борьбе с контрреволюцией и уголовной преступностью. Таким органом стал Военно-революционный комитет (ВРК), созданный Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов в октябре 1917 г. ВРК стал главным оперативным органом ВЦИК и СНК по борьбе с преступностью и антигосударственными выступлениями.

22 ноября 1917 г. Декретом о суде были образованы революционные трибуналы и особые следственные комиссии при них. Эти комиссии осуществляли следственные, судебные и административные функции. Однако послереволюционная обстановка требовала не только расследовать уже совершенные преступления, но и выявлять готовящиеся. Для этих целей 7 декабря 1917 г. был создан специальный орган по борьбе с контрреволюцией и саботажем - Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) 2 . Председателем этой комиссии был назначен Ф.Э. Дзержинский. С образованием ВЧК Военно-революционный комитет был упразднен.

На первом этапе своего существования вся деятельность новой спецслужбы была направлена на борьбу с политическими преступлениями. Осложнение в 1918 г. политической обстановки в стране усилило позиции ВЧК.

Руководство государства поставило перед ВЧК задачу выявления и ликвидации подрывной и разведывательной деятельности зарубежных спецслужб. Для решения этой задачи был разработан и проведен в жизнь ряд операций, позволивших выявить и уничтожить основную часть вражеской агентуры.

Необходимость содержания мощного репрессивного аппарата начала ослабевать лишь к осени 1921 г., когда политический террор был в основном ликвидирован.6 февраля 1922 г. ВЦИК издал декрет в соответствии с которым ВЧК и ее местные органы упразднялись, а основные задачи спецслужбы были возложены на Народный комиссариат внутренних дел, для чего в его составе создавалось Государственное политическое управление (ГПУ). Надзор за деятельностью ГПУ поручался прокуратуре.

С созданием СССР было принято новое положение, регулирующее работу органов государственной безопасности. Было образовано общесоюзное ведомство - Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. ОГПУ вменялось в обязанность расследование и рассмотрение дел о контрреволюции. На местах были созданы специальные отделы ГПУ, подчинявшиеся центральному органу.

Полномочия ОГПУ были существенно расширены в связи с созданием в 1925 г. рядом стран военного союза против СССР.9 июня 1927 г. Президиум ЦИК предоставил ОГПУ право рассмотрения во внесудебном порядке дел на белогвардейцев, шпионов, бандитов вплоть до применения к ним высшей меры наказания. В этот же период были укреплены органы контрразведки и приняты меры по усилению борьбы с контрабандой и улучшению охраны границ.

Очередная реорганизация спецслужб была проведена в 1934 г., когда Постановлением ЦИК СССР был создан Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), включивший ОГПУ как одно из структурных подразделений. Кроме ОГПУ, переименованное в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ), в состав НКВД вошли также подразделения внешней разведки, контрразведки, секретно-политическое управление, транспортное, милицейское и ряд других управлений, вплоть до строительных. В составе центральных органов СССР появился комиссариат, который сосредоточил в своих руках огромные административно-политические полномочия, имел пограничные и внутренние войска, а также военизированный состав центральных и местных органов.

Первоначальным замыслом реорганизации спецслужбы было создание мощной, действующей в соответствии с законом, структуры, обеспечивающей безопасность государства. Однако эти намерения свелись в итоге к созданию всесильного репрессивного аппарата государства, что было законодательно подкреплено постановлением ЦИК от 1 декабря 1934 г (Поводом для принятия этого постановления послужило убийство С.М. Кирова). Постановление предписывало следственным органам вести все дела о государственных преступлениях ускоренным порядком. Кроме того, органам НКВД давалось право немедленно приводить в исполнение приговоры к высшей мере наказания, а судебным органам запрещалось принимать к рассмотрению ходатайства о помиловании. В 1935 г. в составе НКВД были дополнительно созданы "тройки", в компетенцию которых входило право принятия решений о заключении, ссылке или высылке неблагонадежных граждан в лагеря сроком до 5 лет. Эти "тройки" были ликвидированы в 1938 г.

Создание такой мощной структуры привело к неограниченным полномочиям последней и, как следствие, к массовым нарушениям законности. Это в полной мере проявилось в 1937-1938 г., когда репрессиям подверглись тысячи граждан, в том числе партийных и государственных деятелей.

Накануне Великой отечественной войны, в феврале 1941 г., была проведена очередная реорганизация силовых ведомств. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля НКВД был разделен на два наркомата - внутренних дел и государственной безопасности СССР. На местах были созданы наркоматы (республик) и управления госбезопасности. Таким образом, спецслужба вновь обрела самостоятельность.

Во время войны органы государственной безопасности вели большую работу но борьбе с фашистскими захватчиками. Разведка и контрразведка организовывали и активно использовали оперативно-боевые и разведывательно-диверсионные группы, руководили партизанским движением на оккупированных территориях, вылавливали диверсантов в тылу. Основной задачей советских спецслужб на фронтах было ограждение войсковых структур от проникновения вражеских шпионов, диверсантов и террористов, сохранение в тайне оперативных планов и замыслов командования.

Для ведения борьбы с диверсантами в действующей армии, обеспечения непроницаемости линии фронта вражеской агентурой в 1943 г. было создано новое подразделение спецслужб - Главное управление контрразведки "Смерш", которое было передано из НКВД в ведение Наркомата обороны СССР.

После победы в войне переход к мирной жизни потребовал внесения изменений в организацию деятельности спецслужб, а также реорганизацию структуры данного ведомства.

В марте 1946 г. решением партии и правительства было создано Министерство государственной безопасности (МГБ) СССР, в задачи которого входило получение информации о политических планах руководства государств, ведущих разведывательно-подрывную деятельность против СССР, о работе их спецслужб, а также о военно-экономическом потенциале. Кроме того, на МГБ возлагалось ведение контрразведывательной работы.

13 марта 1954 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР при Совете Министров был создан новый орган - Комитет государственной безопасности (КГБ), который имел в своем составе разведку и контрразведку, управления по обеспечению безопасности транспорта и связи, по защите конституционного строя, по борьбе в организованной преступностью, по обеспечению охраны высшего руководства государства и ряд других подразделений. Сосредоточение всех функций спецслужб в одном лице обеспечивало КГБ СССР оперативное использование всех средств и методов работы по обеспечению безопасности государства.

КГБ СССР просуществовал до 1991 г., когда в связи с распадом СССР данная структура подверглась очередной реорганизации и некогда монолитное ведомство распалось на пять самостоятельных служб: разведку, контрразведку, правительственную связь, государственную охрану и пограничную службу.

В конце сентября 1990 г. делегация под руководством министра внутренних дел СССР В.В. Бакатина привезла из Оттавы известие о приеме страны в Интерпол. В состав делегации входил будущий создатель НЦБ генерал-полковник В.П. Трушин.

В обращении на имя Генерального секретаря Интерпола Р.Э. Кеидалла говорилось:

"В настоящее время Советский Союз, как и многие другие страны, выражает серьезную озабоченность ростом преступности в мире, особенно транснациональной. Советская сторона неоднократно подчеркивала свое стремление активно участвовать в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью. Мы считаем, что в современных условиях эффективность борьбы с международной преступностью, особенно с организованными ее формами, включая терроризм и наркобизнес, во многом зависит от степени взаимодействия между национальными органами уголовной полиции (милиции) всех стран...

В Советском союзе в 1989 году уровень преступности на 100 тыс. населения составил 862. Транснациональная преступность пока не оказывает сколь-нибудь существенного влияния на криминогенную ситуацию в стране, но с расширением международных контактов не исключается возможность усиления такого влияния.

Это является еще одним аргументом в пользу нашего обращения о вступлении в Интерпол" Дайчман И. Интерпол. Всемирная система борьбы с преступностью м.: 2003.- с.96.

Днем образования московского НЦБ Интерпола считается 27 сентября 1990 г. В качестве правопреемника бывшего СССР Россия стала членом МОУП-Интерпола в 1993 году.

В первые месяцы становления отечественной службы Интерпола была проделана огромная работа по определению идеологии в основных направлений деятельности новой службы. Был учтен опыт национальных Центральных бюро Интерпола многих стран. И уже с 1 января 1991 года НЦБ начало работу с зарубежными коллегами по обмену информацией и исполнению запросов иностранных полицейских организаций.

Работа эта начиналась в непривычной обстановке. Предстояло обеспечивать взаимодействие органов внутренних дел тогда еще Советского Союза с полицией многих стран, работавшей по другим законам, на совершенно другом уровне технической оснащенности, а также с организацией, чья штаб-квартира только что переехала из Парижа в Лион, в суперсовременный комплекс, оснащенный по последнему слову техники.

Первые месяцы работы НЦБ позволили накопить некоторый опыт, оценить его и на этой основе уже к концу 1991 года создать службу в основном в том виде, в котором она существует и поныне.



Поделиться: