Следует отметить, что выгоду от этой работы в конечном счете получает не только, а может быть и не столько оборонная промышленность, сколько государство в целом. Таким образом, помимо многомиллиардных валютных поступлений в российский бюджет, экспорт ПВН

Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами не только приносит России миллиарды долларов, но и является важнейшим инструментом для решения геополитических задач. "Власть" выяснила, как создавалась система торговли вооружениями в современной России, какие изменения в ней уже произошли, а какие только ожидаются.


Иван Сафронов


Система отечественного оружейного экспорта образовалась почти сто лет назад. Начало было положено в 1917 году с появлением Межведомственного комитета по заграничному снабжению с исполнительным органом в виде одноименного главка. Но днем появления системы военно-технического сотрудничества (ВТС) принято считать 8 мая 1953 года — в этот день вышло распоряжение Совмина СССР о создании при Министерстве внутренней и внешней торговли главного инженерного управления (ГИУ), выполнявшего функции государственного посредника в сфере продажи оружия за рубеж. До этого момента существовало несколько подразделений, которые обладали правом на ВТС (ИУ Минвнешторга, 9-е управление Военного министерства, 10-е управление Генерального штаба Советской армии, 10-й отдел Морского генерального штаба и т. д.), что затрудняло взаимодействие и усложняло контроль при поставках оружия иностранным государствам. Создание ГИУ — узкопрофильного координирующего органа в сфере ВТС — было призвано разрешить эту проблему.

Спустя два года оно было переподчинено Главному управлению по делам экономических связей со странами народной демократии (ГУДЭС) при Совмине СССР, а еще через два года вошло в состав Госкомитета СССР по внешним экономическим связям (ГКЭС). На него возлагались функции по рассмотрению заявок зарубежных стран по подготовке проектов постановлений правительства СССР, оформлению контрактов, обеспечению отгрузки военной техники и вооружения, а также проведению расчетов с заказчиками за поставки военно-технического имущества. В 1958 году распоряжением правительства СССР в рамках ГКЭС на базе 5-го управления ГИУ появилось Главное техническое управление (ГТУ): оно занималось строительством ремонтных предприятий для капитального и среднего ремонта военной техники, поставками ЗИП, оказанием техпомощи, созданием спецобъектов. Два этих управления — ГИУ и ГТУ — останутся ключевыми для всего оружейного экспорта страны вплоть до начала 1990-х. В 1992 году ГИУ будет преобразовано во внешнеэкономическое объединение "Оборонэкспорт", а ГТУ — во внешнеэкономическую госкомпанию "Спецвнештехника". Но просуществуют они недолго: в ноябре 1993 года на их базе будет создана госкомпания по экспорту и импорту вооружений и военной техники — "Росвооружение". Эта компания стала первой самостоятельной коммерческой организацией в сфере ВТС, деятельность которой не была подконтрольна ни одному из федеральных органов исполнительной власти.

Техника и оружие поставлялись либо в счет выданного кредита, либо вообще на безвозмездной основе

От советской системы ВТС России досталось, казалось бы, неплохое наследство. Контр-адмирал в отставке Сергей Краснов, работавший в 1969-1989 годах в ГИУ, а после возглавлявший ГТУ, утверждает, что "масштабы сотрудничества в области ВТС в советские годы были громадными". "Достаточно сказать, что объемы прибыли составляли десятки миллиардов долларов. В общей сложности в разные годы, включая 1992-й — последний год существования ГИУ, мы поставляли военную технику почти в 70 стран мира,— вспоминал он в интервью газете "Красная звезда".— Для сравнения: до Великой Отечественной войны Советский Союз поставлял оружие лишь в шесть стран: Турцию, Афганистан, Иран, Монголию, Китай и Испанию".

Несмотря на столь широкую географию поставок, доходы СССР от экспорта вооружений практически не чувствовались: в денежном выражении объемы поставок в некоторые страны исчислялись десятками миллиардов долларов, однако техника и оружие поставлялись либо в счет выданного кредита, либо вообще на безвозмездной основе. Таким образом, советское руководство поддерживало правительства дружественных (прежде всего социалистических) стран. В 1977-1979 годах противокорабельные береговые ракетные комплексы "Редут-Э" были поставлены в Социалистическую Республику Вьетнам и Народную Республику Болгарию, а в 1983 году — в Сирийскую Арабскую Республику. У последней, к слову, общий долг за приобретенные у СССР вооружения и военную технику составлял порядка $10 млрд.

Советская система ВТС — громоздкая и излишне забюрократизированная — оказалась совершенно не готова к новым российским реалиям. Предприятия оборонно-промышленного комплекса в условиях обвала экономики и, как следствие, крошечного внутреннего заказа, оказались на грани выживания. Этот тезис, впрочем, разделяли не все. Например, в интервью газете "Коммерсантъ" глава "Росвооружения" Виктор Самойлов говорил, что компании "за счет концентрации усилий в одних руках" удалось восстановить рынки сбыта продукции: "Если год назад (1993 год.— "Власть" ) у нас было примерно на $1,5 млрд подписанных контрактов, то сегодня (ноябрь 1994 года.— "Власть" ) — на $3,4 млрд". "Мы утроили объемы будущих обязательств. Поверьте, это было непросто сделать: и люди, и предприятия в 1992-1993 годах были те же самые, здесь мало что изменилось. Это был действительно очень сложный для нас период, но работа принесла свои плоды. Разумеется, это отнюдь не значит, что пришел некий генерал Самойлов, голова у которого оказалась квадратной по сравнению с остальными,— почва готовилась и до нас",— утверждал глава компании. На самом деле спасением стала не столько работа "Росвооружения", сколько стечение обстоятельств: примерно в это время начали появляться заказы со стороны Индии и Китая, которые могли себе позволить рассчитываться за продукцию живыми деньгами и проявляли желание развивать свою оборонку, приобретая технологии. Практически сразу возрос спрос на боевые самолеты семейства "Су" и системы ПВО. Предприятия смогли немного вздохнуть, однако ситуация по-прежнему оставалась сложной, ведь их мощности были недозагружены. По воспоминаниям чиновников, работавших в сфере ВТС, многие предприятия были готовы поставить продукцию кому угодно и как угодно, лишь бы увидеть деньги. Происходило это все на фоне создания в декабре 1994 года Госкомитета по военно-техническому сотрудничеству — контролирующей структуры, замкнутой на президента и имеющей возможность наделять предприятия промышленности правом ведения внешнеэкономической деятельности. Так или иначе, но по официальной статистике выручка от экспорта вооружений росла: в 1994 году она составила $1,72 млрд, в 1995 году — $3,05 млрд, в 1996 году — $3,52 млрд.

Помимо "Росвооружения" правом продажи оружия обладало и Министерство обороны. Как рассказал "Власти" бывший чиновник спецслужб, в 1990-х годах 10-е управление ведомства, причастное к ВТС, обладало правом вести продажу практически любого оружия из военных арсеналов, многие из которых были битком набиты советским оружием. "Многие люди тогда на этом погорели,— говорит собеседник "Власти".— В 1992-1995 годах шла распродажа всего и всех. Но иначе быть и не могло — если есть вакханалия в государстве, значит, будет вакханалия и везде. Никто процесс продажи оружия военными де-факто не контролировал: что хотели, то и делали, а получилось, что продавали кому попало и что попало. В этом и была трагедия". Так, например, в середине 1990-х неофициально сообщалось о переброске части вооружений, числившихся на балансе Западной группы войск в Германии, на Балканы. Практически неконтролируемо распродавались стрелковое оружие, боеприпасы и запчасти, порой доходило даже до незаконного сбыта тяжелой артиллерии. Кроме того, по словам сотрудника спецслужб, в тот момент фиксировались утечки технологий производства оружия за рубеж, нелегальный реэкспорт и копирование образцов наших вооружений.

Попытка провести реформу системы ВТС была предпринята в августе 1997 года, когда образовалась компания "Промэкспорт". Согласно указу Бориса Ельцина "О мерах по усилению государственного контроля внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" задача новой компании заключалась в реализации за рубежом военной техники, высвобождаемой из состава вооруженных сил в связи с проводимой военной реформой (министром обороны в тот момент был Игорь Сергеев). По словам нескольких собеседников "Власти", работавших в сфере ВТС, эту идею периодически озвучивали Борису Ельцину на закрытых совещаниях еще с 1994 года. Однако он, внимательно выслушивая предложения, брал время на раздумья, советовался с сотрудниками своей администрации (у него, отметим, был даже помощник по вопросам ВТС — Борис Кузык), обещал вскоре принять решение. Но ничего на протяжении двух лет так и не происходило.

По разным оценкам, к концу 1990-х годов на Индию и Китай приходилось до 80% военного экспорта, зайти и тем более закрепиться на рынках других стран не удавалось. Конкуренция между оборонными предприятиями на внешних площадках росла, а полномочия "Росвооружения" и "Промэкспорта", несмотря на совершенно разный круг задач, дублировались. В Кремле и правительстве начинали понимать, что система ВТС нуждается в срочном реформировании. Свои предложения, по данным "Власти", в 1998 году подготовили спецслужбы, Совбез РФ и военные. Однако из-за грянувшего в августе того же года экономического кризиса с этим вопросом решили повременить. Радикальную реформу системы оружейного экспорта провели только в 2000 году при новом главе государства — Владимире Путине.

В ноябре 2000 года президент Путин создал спецэкспортера вооружений, военной и специальной техники "Рособоронэкспорт", в состав которого вошли "Промэкспорт" и "Росвооружение". Новую структуру возглавил выходец из спецслужб Андрей Бельянинов (ныне руководитель Федеральной таможенной службы), а его первым заместителем стал Сергей Чемезов (ныне гендиректор госкорпорации "Ростех"). Параллельно в Министерстве обороны был создан Комитет по военно-техническому сотрудничеству (КВТС), главой которого стал замминистра обороны генерал-лейтенант Михаил Дмитриев. Он полагает, что 1990-е годы нельзя считать пропащими: "Люди были нормальные, но обстановка в стране просто не позволяла системе развиваться. Мы в 2000 году опирались уже на то, что было сделано до нас: многие специалисты "Промэкспорта" и "Росвооружения" перебрались в "Рособоронэкспорт"".

Как рассказал "Власти" Сергей Чемезов, работу над реформой он вел вместе с тогдашним вице-премьером по ОПК Ильей Клебановым: "Было принято решение выстроить "президентскую вертикаль": замкнуть систему на президента, за которым оставалось бы последнее слово в вопросе поставок оружия тем или иным странам, и создать при главе государства комиссию — коллегиальный орган" (см. интервью "Не было ни одного года, когда объемы падали, всегда наблюдался рост"). "Задача состояла в том, чтобы сломать существовавшую систему ВТС,— вспоминает в беседе с "Властью" Михаил Дмитриев.— Переформатировать работу "Росвооружения", избавиться от посреднических структур, что было правильно,— ни у кого никаких возражений по этому поводу во время первого совещания по вопросам оружейного экспорта у Владимира Владимировича не возникло. Решение создать единого госпосредника — это положительный момент". По его словам, в новой системе — с "Рособоронэкспортом" и КВТС — действительно появилась "президентская вертикаль": "Это было удобно для того, чтобы быстро решать нужные вопросы".

Платежеспособные страны не хотели приобретать российское оружие, поскольку над ними висели долги перед СССР

Так или иначе, но система ВТС переживала коренную ломку. "Рособоронэкспорт" получил право вести внешнеэкономическую деятельность в части поставок готовой продукции, в то время как предприятия необходимых для этого лицензий лишались. Директора заводов не хотели терять свою свободу и довольствоваться только лишь поставками запасных частей к поставленным изделиям. По воспоминаниям нескольких источников "Власти" в оборонном комплексе, очень активно сопротивлялось тульское КБ приборостроения, которое до момента отзыва лицензии в 2007 году продавали за рубеж противотанковые комплексы "Корнет-Э" на сумму $150-200 млн ежегодно. "Они исполнили обязательства по ранее заключенным контрактам, а создавать прецедент в новой конфигурации мы не хотели",— объясняет логику решения другой собеседник. Против выступали и некоторые чиновники из самой системы торговли оружием, считая, что может произойти подмена понятий: мол, все ВТС будет направлено не на развитие оборонной промышленности, а на коммерческие интересы спецэкспортера. Но их оказалось меньшинство. В 2004 году Сергей Чемезов возглавил "Рособоронэкспорт", а Михаил Дмитриев — Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству (преемник КВТС). "Мы убрали всю внутреннюю конкуренцию в российском ОПК, превратившись в мощный кулак, нас стали воспринимать на мировом рынке,— говорит сотрудник "Рособоронэкспорта".— В 2000 году Россия получила $2,9 млрд, а по прошествии 16 лет эта сумма выросла кратно. Значит, сделали все правильно". На этом внутренняя реформа системы ВТС завершилась.

Теперь предстояло начать работу по привлечению новых партнеров на рынке. Если с Индией и Китаем в середине нулевых отношения продолжали складываться вполне успешно, то заходить на площадки других стран было достаточно сложно. В дело пришлось вступить политике: платежеспособные страны вроде Вьетнама, Сирии и Алжира не хотели приобретать российское оружие, поскольку над ними висели долги перед СССР. В 2000 году Москва простила $9,53 млрд Ханою, в 2005 году — около $10 млрд Дамаску, в 2006 году — $4,7 млрд Алжиру. "Мы понимали, что этих денег никогда не увидим, зато, как только мы поставили точку в вопросе долговых обязательств, дела сразу же преобразились: мы подписали пакет контрактов с Алжиром на 4,5 млрд. Это вопрос чистой политики,— утверждает собеседник "Власти" в правительстве.— С тех пор вопросам по ВТС уделяется внимание по линии МИДа, Минобороны и, естественно, на уровне первого лица". В 2007 году "Рособоронэкспорт" стал дочерней компанией госкорпорации "Ростехнологии" — ее возглавил Сергей Чемезов, а главой госпосредника был назначен Анатолий Исайкин.

Высокопоставленный источник "Власти" в Кремле считает, что сложившаяся сейчас система ВТС несколько бюрократизирована, но убежден: по сравнению с теми вариантами, которые предлагались в 2000-х, схема, предложенная Сергеем Чемезовым и Ильей Клебановым, оказалась лучшей. "Головным организациям нужно давать работу на внешнем рынке, но только до определенной степени. Нельзя давать право поставки финальных образцов вооружений кому попало, потому что мы обязаны знать, кому и что продаем, как оно будет использоваться, против кого. Чтобы потом это же самое оружие не выстрелило против нас",— говорит собеседник "Власти".

За 16 лет у России сформировался костяк основных покупателей (в том числе Индия, Китай, Венесуэла, Вьетнам, Ирак, Алжир), за счет которых Россия и формирует свой портфель заказов. Определенные перспективы продвижения на мировые рынки "Рособоронэкспорт" связывает с вертолетами типа "Ми" и "Ка"; зенитными ракетными системами и комплексами С-400 "Триумф", "Антей-2500", "Бук-М2Э", "Тор-М2Э", ЗРПК "Панцирь-С1", ПЗРК "Игла-С". В военно-морской сфере — с фрегатами проекта 11356 и "Гепард-3.9", подводными лодками проекта 636 и "Амур-1650" и патрульными катерами "Светляк" и "Молния". Сухопутная часть представлена модернизированными танками Т-90С, боевыми машинами пехоты БМП-3 и машинами на их базе, бронеавтомобилями "Тигр". Успехом пользуются истребители Су-30, МиГ-29 и Су-35, достаточно велик спрос на учебно-боевые самолеты Як-130.

Не стоит забывать, что за счет экспорта вооружений России удается добиваться дивидендов и на международной арене: поставка оружия той или иной стране может кардинально изменить баланс сил в регионе. Например, в 2005 и 2014 годах Москва могла поставить в Сирию оперативно-тактические комплексы "Искандер" и зенитные ракетные комплексы С-300 соответственно, однако по просьбе Тель-Авива делать этого не стала. По данным "Власти", взамен израильтяне оказали РФ помощь по линии спецслужб.

"Если бы мы контрактовали новейшие системы ПВО со всеми, кто их хочет, то мощности были бы загружены на десятилетия вперед без учета заказа Минобороны РФ,— говорит чиновник из сферы ВТС.— Есть, конечно, неудачи — например, когда мы подготовили пакет контрактов на $20 млрд с Саудовской Аравией, но они в последний момент нас кинули. Или история с отказом в 2011 году поставлять С-300 в Иран — она обернулась для нас имиджевыми потерями. Но мы в любом случае были и остаемся конкурентоспособными. Нас признают в мире".

Каких-либо кардинальных изменений, по его словам, вноситься в систему ВТС в ближайшее время не будет: "Насколько мне известно, Владимира Владимировича все устраивает и нареканий к деятельности "Рособоронэкспорта" и в целом к сфере оружейного экспорта нет".

Для России военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами является одним из основных приоритетов военно-технической политики государства. Оно позволяет повысить безопасность и обороноспособность страны, экономить расходы и сокращать время на разработку современных дорогостоящих видов продукции военного назначения, дает существенную долю валютных поступлений в госбюджет за счет экспортных поставок продукции военного назначения, обеспечивает занятость большой части трудоспособного населения и способствует сохранению научно-технического и технологического потенциалов российского оборонно-промышленного комплекса.

Система военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами представляет собой целенаправленную упорядоченную совокупность федеральных органов государственной власти, экспортеров продукции и услуг военного назначения, а также процедур принятия и реализации решений в сфере военно-технического сотрудничества.

Современная система военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, хотя и кардинально отличается от ранее существовавшей, несет в себе традиции предыдущих лет.

Основными целями военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами являются:

  • 1. получение валютных средств для государственных нужд, развития военного производства, конверсии, уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники и структурной перестройки предприятий оборонных отраслей промышленности;
  • 2. укрепление военно-политических позиций Российской Федерации в различных регионах мира;
  • 3. развитие научно-технической и экспериментальной базы оборонных отраслей промышленности, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений и организаций;
  • 4. поддержание на необходимом уровне экспортного потенциала Российской Федерации в области обычных вооружений и военной техники;
  • 5. обеспечение социальной защиты персонала организаций, разрабатывающих и производящих вооружение, военные, специальные технику и имущество. Федеральный закон от 19.07.1998 N 114-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // «Российская газета», N 138, 23.07.1998

Во главе системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами стоит Президент России.

Реализацию государственной политики в области военно-технического сотрудничества обеспечивает Правительство Российской Федерации.

Особое место в системе военно-технического сотрудничества занимает Министерство обороны Российской Федерации, на которое возложены функции по выработке государственной политики в области военно-технического сотрудничества, полномочия по осуществлению военно-технического сопровождения поставок продукции военного назначения, разработка предложений по формированию списка продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам, выдаче заключения об отнесении продукции, предполагаемой к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из нее, к продукции военного назначения. Федеральная служба во военно-техническому сотрудничеству «Система ВТС Российской Федерации» URL: http://www.fsvts.gov.ru/

Регулирование и контроль деятельности в области военно-технического сотрудничества осуществляет Федеральная Служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС). Руководство его деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации, а координацию и контроль этой деятельности -- Правительство Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.

По вопросам, относящимся к совместной компетенции ФСВТС России и Минобороны России, координацию деятельности осуществляет Министр обороны Российской Федерации.

Основные задачи, функции, полномочия, а также подотчетность Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству закреплены в Положении о ФСВТС России.

Основная задача ФСВТС России - осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в области военно-технического сотрудничества.

Основными функциями ФСВТС России являются: выдача (отзыв) субъектам ВТС лицензий на экспорт и импорт продукции военного назначения; определение исполнителя заявки иностранного заказчика; ценовое регулирование при поставках на экспорт; самостоятельное принятие некоторых решений в области военно-технического сотрудничества.

В общем виде отечественная система военно-технического сотрудничества идентична сложившейся практике в других странах, где руководство и контроль осуществляются двумя ветвями власти -- исполнительной и законодательной, с обязательным лицензированием и контролем со стороны государства. Для решения задач, возложенных на систему военно-технического сотрудничества, предусмотрена реализация практических мероприятий, основными из которых являются:

  • 1. подготовка и принятие нормативно-правовых актов (Законодательной инициативой в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами обладают Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. С предложениями по совершенствованию нормативно-правовой базы мо­гут выступать государственный посредник », а также другие субъекты и участники ВТС. Эти предложения передаются в ФСВТС России, который готовит проект нормативно-правового акта, создавая для этого межведомственную комиссию. Затем проект передается в Правительство Российской Федерации, где проводится его уточнение и дополнение.);
  • 2. предоставление права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения (Внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения осуществляют: государственный посредник -- Федеральное государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт», организации -- разработчики и производители продукции военного назначения. Предоставление организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения возлагается на Правительство Российской Федерации. Эти организации представляют в соответствующее российское агентство оборонной отрасли промышленности документы, необходимые для получения такого разрешения. Российское агентство оборонной отрасли промышленности, к которому по принадлежности относится организация-заявитель, регистрирует представленные документы и проверяет правильность оформления и передает в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами проект соответствующего решения в Правительство Российской Федерации для дальнейшего рассмотрения и представления Президенту.);
  • 3. рассмотрение официальных обращений иностранных заказчиков (Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за рассмотрение официальных обращений иностранных заказчиков, является Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами. ФСВТС при поступлении в установленном порядке официального обращения иностранного заказчика регистрирует его и поручает одному из российских субъектов ВТС провести дальнейшую проработку указанного обращения и определить возможность его реализации.);
  • 4. лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения (Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с ее территории продукции военного назначения при осуществлении военно-технического сотрудничества производятся в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо в соответствии с решениями ФСВТС по лицензиям, выдаваемым этим ведомством.);
  • 5. поставка продукции военного назначения (Решения об экспорте продукции военного назначения принимаются во исполнение международных договоров Российской Федерации, а также на основании официальных обращений иностранных заказчиков. Для принятия решения об экспорте продукции военного назначения необходимо наличие документа, содержащего обязательства уполномоченного органа иностранного государства использовать экспортируемую из Российской Федерации продукцию военного назначения только в заявленных целях и не допускать ее реэкспорта или передачи третьим странам без согласия Российской Федерации. После рассмотрения официального обращения иностранного заказчика и принятия решений Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и ФСВТС о поставках продукции военного назначения субъект ВТС, которому поручено осуществить эту сделку, заключает договор поставки с иностранным заказчиком. Одновременно на основании решения соответствующего агентства оборонной промышленности, определившего предприятие-исполнителя заказа, заключает с ним договор комиссии.). Pandia «Система военно-технического сотрудничества» URL: http://pandia.ru/

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль и место военно-технического сотрудничества в российско-индийских отношениях: предпосылки и этапы развития, договоренности и принципы. Ракетно-космическая сфера сотрудничества. Двустороннее сотрудничество в области авиации и в военно-морской сфере.

    дипломная работа , добавлен 30.04.2012

    Особенности военно-технического сотрудничества США с зарубежными странами. Факторы, обуславливающие стремление США развивать ВТС с арабскими странами. Современное состояние данного вопроса. Обзор военного сотрудничества Америки с рядом арабских стран.

    реферат , добавлен 03.03.2011

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Развитие взаимоотношений России и Болгарии на разных исторических этапах. Роль России в обретении Болгарией независимости. Место Болгарии во внешней политике РФ. Определение факторов, предопределяющих характер взаимоотношений. Направления сотрудничества.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    История отношений России и Вьетнама. Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество. Перспективы в развитии машиностроения, металлургии, агропромышленного комплекса, транспорта, связи, финансово-банковской сферы, военно-технического сотрудничества.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2013

    Становление внешнеполитического курса независимого Казахстана. Факторы и основные направления казахстанско-американского сотрудничества в политической и военно-технической сферах. Перспективы всестороннего сотрудничества этих стран на ближайшее будущее.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    БРИК как новая концепция многовекторной дипломатии. Совместное заявление стран БРИК по глобальной продовольственной безопасности. Страны БРИК в международной экономике. Экономическое, военно-политическое, научно-техническое сотрудничество в рамках БРИК.

    дипломная работа , добавлен 09.02.2011

Основные задачи ремонта:

Восстановление средств связи АСУ после повреждений, отказов.

Восстановление израсх. техн. ресурса.

Восстановление работосп. после работы.

Ремонт ВВТ классифицируется:

По степени восстановления ресурса –

Текущий(част. восст.)

Средний(средн. восстан.)

Капитальный(полное восстановл.)

По планированию –

Плановый

Неплановый

По совмещению времени и места проведения –

Комплексный

Специализированный

Виды ремонта:

Войсковой 1 ступени – текущий ремонт

Войсковой 2 ступени – текущийсредний

Заводской ремонт 3 ступени – текущий ремонтконтрольное техническое состояниекапитальный ремонт

Неплановый ремонт предназначен для устранения неполадок в случайные моменты времени непосредственно после установки факта неработоспособности.

Текущий ремонт не планируется. 3 его основные операции – поиск неисправностей, замена и восстановление отдельных элементов, проверка работоспособности аппаратуры.

Плановый ремонт проводится на технике, частично или полностью израсходовавшей свой ресурс. Бывает 3х видов – средний(не более 2х раз в год(в лекциях так, восстановление ресурсов), регламентированный, капитальный(не более 1 раза в год).

Регламентированный ремонт – полное или близкое к полному восстановление ресурса техники связи и АСУ с ограниченной наработкой, или содержащейся на длительном хранении.

12.Система ремонта втс и асу в мирное (военное) время.

Ремонт – комплекс мероприятий по восстановлению исправности или работоспособности, а также ремонта техники связи. Система ремонта состоит их объектов ремонта, средств ремонта, исполнителей и документации, и предназначена для восстановления исправности, работоспособности или ресурса ТС и А путём замены агрегатов, узлов и деталей.

Структура сист.рем.: стратегический уровень; (ОАО «оборонсервис») оперативно-стратегический (сервис-центры, рем.бат.); оперативный (рем.бат); тактический (рем.рота).

Задачи в МВ: поддержание ТС и А в исправном состоянии и восстановление ресурса. Задачи в ВВ: быстрое восстановление работоспособности ТС и А, получивщей боевые повреждения. Приказ МО РФ №.19 – введена единая система комплексного ремонта в МВ.

13. Порядок сдачи втс и асу в ремонт и ее получение.

(межремонтные нормы эксплуатации, которые устанавливаются приказом МО)Выработка межремонтного ресурса не является основанием для отправки техники связи в ремонт, если она по своему техническому состоянию пригодна к дальнейшей эксплуатации.

Для определения технического состояния образцов назначается комиссия.В случае если аппаратура не требует ремонта, приказом командира части срок эксплуатации продлевается на один год. Если аппаратура требует среднего или капитального ремонта, то комиссия определяет целесообразность дальнейшего использования его в войсках. Если он непригоден оформляются документы на его списание.

Сдача техники связи и АСУ в плановый ремонт производится после ее освидетельствования и утверждения командиром соединения (части) составленных комиссией актов технического состояния.

Основанием для отправки воинской частью техники связи и АСУ в ремонтные органы является наряд, выданный соответствующим довольствующим органом. Отправка должна быть произведена по номенклатуре и в сроки, указанные в наряде. Наряды на ремонт техники связи и АСУ выдаются в строгом соответствии с планом эксплуатации и ремонта.

Отправка техники связи и АСУ в ремонт без последующего возврата в воинскую часть производится только по письменному распоряжению довольствующего органа. В этом случае в наряде на ремонт указываются номер и дата распоряжения об отправке в обезличенный ремонт и делается запись: «Без возврата в часть». На основании распоряжения об отправке в ремонт без возврата и акта ремонтного органа о приемке в ремонт техника связи и АСУ снимается с учета воинской части.

Перед отправкой техники связи и АСУ в ремонт отправитель обязан:

очистить ее от пыли, грязи, ржавчины и других окислов;

укомплектовать;

составить ведомости комплекта изделия, отправляемого в ремонт, и

оформить оправдательные документы на утраченное (списанное)

техническое имущество;

проверить соответствие номеров всех комплектующих изделий номерам,

указанным в формулярах (паспортах);

проверить правильность и полноту заполнения формуляров, наличие

отметки о переводе изделия в категорию, соответствующую фактическому

техническому состоянию, заверить подписью заместителя командира по

материально-техническому обеспечению и гербовой печатью соединения

(части) данные о наработке изделия и установленной категории.

Одновременно с отправкой техники связи и АСУ в ремонтный орган воинская часть обязана выслать следующие документы:

наряд на ремонт − два экземпляра;

акт технического состояния − один экземпляр;

ведомость комплекта − два экземпляра;

полный комплект эксплуатационной документации;

паспорт и акт технического состояния средства подвижности.

Готовность техники связи и АСУ к отправке в ремонт проверяется помощником начальника связи соединения (начальника связи части), а всоединении (части) связи − заместителем командира по материально- техническому обеспечению.

В акте делается отметка «Подготовленность к отправке в ремонт проверил...» с указанием должности, звания и фамилии проверяющего.

В ремонт техника связи и АСУ отправляется железнодорожным (автомобильным, воздушным, водным) транспортом или своим ходом. Секретная (специальная) техника транспортируется железнодорожным (автомобильным) транспортом или своим ходом под охраной караула доместа назначения.

На каждый источник питания электроэнергией в ремонтный орган отдельно представляются:

акт технического состояния – два экземпляра;

справка о состоянии электротехнического изделия, сдаваемого в

капитальный ремонт − два экземпляра;

заполненные и заверенные гербовой печатью воинской части формуляр на источник питания электроэнергией и паспорт (формуляр) на его первичный двигатель.

Техника связи и АСУ, прибывшая в ремонт, должна быть принята ремонтным органом в пятидневный срок. В течение этого срока проверяется комплектность, техническое состояние и составляется акт приема. Один экземпляр акта после утверждения, выдается представителю воинской части или высылается отправителю почтой.

Воинская часть обязана в течение 30 сут. со дня получения акта приема сотметкой о принятии на временное хранение устранить имеющиесянедостатки, если есть недостатки.Если в установленный срок воинской частью недостатки не устранены, то ремонтный орган третий экземпляр наряда высылает довольствующему органу, которому он подчинен, и в дальнейшем действует по указаниям этого органа.

На отремонтированную ремонтными органами технику связи и АСУ устанавливаются гарантийные сроки.


5
Содержание
    Введение


      Роль и место ВТС во внешней политике России
      Заключение
      Список использованных источников

Введение

"Уникальная особенность военно-технического сотрудничества заключается в том, что оно находится на стыке нескольких важнейших направлений. Это и международная деятельность в целом, военно-политическая работа как внутри страны, так и за рубежом, торгово-экономическая деятельность государства. Судя по тем объемам, которые ВТС дает в бюджет страны, это направление для нас - одно из весьма важных ".

В .В. Путин

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) является неотъемлемой частью внешней политики любого государства. В настоящее время оно приобретает особое значение, в связи с происходящими в мире сложными геополитическими и экономическими процессами, появлением новых центров влияния и систем безопасности.

Способность конкурировать на мировых рынках вооружений могут себе позволить только ведущие политические акторы, имеющие в своем багаже не только значительные финансовые средства, но и передовые научно-технические разработки, конкурентоспособную промышленность и, естественно, политический вес, необходимый для продвижения своей продукции.

Специалистам хорошо известно, что торговля оружием помимо сугубо экономической целесообразности (получение валютной прибыли, пополнение бюджета страны) имеет значительную политическую составляющую. Продажа крупных партий вооружений нередко переводит взаимоотношения страны-экспортера и страны-импортера из экономической сферы в политическую плоскость, зачастую предопределяя на долгие годы их партнерский характер. В связи с этим борьба за перспективные рынки зачастую отождествляется с борьбой за сферы политического влияния.

Данный аспект во многом обуславливает жесткую конкуренцию в борьбе за ниши мирового рынка вооружений. Принимая во внимание, что акторами этого процесса выступают тяжеловесы мировой политики, можно отчетливо представить какой экономический и политический инструментарий используют страны-экспортеры для продвижения продукции военного назначения (ПВН) собственного производства на иностранные рынки.

Следует также отметить важность военно-технического сотрудничества и экспорта вооружений для внутриэкономических процессов. Помимо чистой выручки от экспорта вооружений в бюджет страны, размещение экспортных заказов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) позволяет заводам не только выживать в сложных экономических условиях, но и развивать свое производство, выделять средства на генерирование и воплощение новых конструкторских идей, а также на научно-исследовательскую работу. Во многом благодаря этому Министерство обороны России имеет достойные предложения со стороны отечественного ОПК, разрабатывающего и выпускающего современные, конкурентоспособные образцы вооружений и военной техники.

Совокупность этих политических, экономических, военно-промышленных и оборонных аспектов определяет особую важность ВТС для национальной безопасности страны и внешней политики. Выстроенная в последние годы государством система работы в этой сфере позволяет достаточно эффективно реализовывать национальные интересы в условиях жесткой конкуренции. Неслучайно председателем Комиссии по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами является Президент России. По его оценке, военно-техническое сотрудничество является для России "существенным и весьма эффективным инструментом влияния на эти процессы".

Система и принципы ВТС России

Во главе системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами стоит Президент России. Ему принадлежит право определения политических направлений в этой сфере, принятия решений по всем вопросам, связанным с военно-техническим сотрудничеством, в том числе об экспорте, сдаче в аренду (лизинге), временном вывозе и ввозе продукции военного назначения и определении государств, в отношении которых эта деятельность разрешена.

Детализация президентских указаний на исполнительском уровне осуществляется Правительством России. Данная работа проводится исходя из следующих принципов:

максимально способствовать продвижению продукции военного назначения на внешний рынок;

исключить нанесение ущерба оборонным возможностям России или создания предпосылок для возникновения таких ситуаций;

обеспечить соответствие деятельности России в области военно-технического сотрудничества международным соглашениям и обязательствам.

Третьим органом верхнего эшелона управления системой военно-технического сотрудничества является Федеральное собрание Российской Федерации. Законотворческая работа этого органа оказывает существенное влияние на характер военно-технического сотрудничества.

Регулирование и контроль деятельности в области военно-технического сотрудничества осуществляет Комиссия Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству. Руководство его деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации, а координацию этой деятельности - Правительство Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации, в том числе в лице Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (ФС ВТС) О комиссии по вопросам ВТС Российской Федерации с иностранными государствами, Указ Президента РФ № 1062 от 10.09.2005 г. .

Внешнеторговую деятельность в отношении готовой продукции военного назначения осуществляет единственный государственный посредник - ФГУП "Рособоронэкспорт". Помимо государственного посредника, 23 предприятия оборонно-промышленного комплекса обладают правом на самостоятельное осуществление ВТС с иностранными партнерами в сфере проведения ремонтных работ, модернизации, поставки запасных частей.

Поставка продукции военного назначения осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Проекты этих решений согласовываются субъектом ВТС, которому поручена реализация контракта на поставку конкретной продукции, с федеральными органами исполнительной власти: МИД России, Минобороны России, Минфином России, Федеральное агентство по управлению имуществом России, Службой внешней разведки России и Федеральной службой безопасности России, Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации и Минюстом России.

Аккумулирование ресурса федеральных органов власти, имеющихся возможностей в политической и экономической сфере в сочетании с гибким коммерческим подходом позволило России в условиях сложной экономической ситуации в стране и жесткой конкуренции со стороны зарубежных стран (в первую очередь США, Великобритании, Франции и Германии), добиться существенных успехов на мировом рынке вооружений.

ВТС в системе внешне и внутриэкономических процессов России

Мировые экономические показатели свидетельствуют о том, что 2008 год, несмотря на глобальный экономический и финансовый кризис, стал рекордным для рынка вооружений по объемам поставок за последние 5 лет (2004-2008 гг.). В 2008 году общемировой объем поставок ПВН составил 59,74 млрд. дол., что более чем вдвое превышает показатель 2004 г. (27,188 млрд. дол). Столь значительный рывок зафиксирован впервые после окончания "холодной войны". Причем в последние два года имел место "лавинообразный" рост объемов мировых поставок вооружений.

С одной стороны развивающиеся страны, на долю которых приходится более 60% всего экспортируемого оружия, активизируют свое участие в процессе приобретения вооружения. Во многом это стало возможным благодаря динамично прогрессировавшей в последнее время конъюнктуре цен на энергоносители. С другой стороны, развитые страны концентрируются на приобретении современных, высокотехнологичных (читай дорогостоящих) образцов оружия и комплектующих.

Все это свидетельствует о том, что, несмотря на процессы глобализации и региональной интеграции, расходы мирового сообщества на оборону своих государственных интересов неуклонно будут расти.

В целом по периоду 2004-2008 гг. рейтинг 12 крупнейших мировых экспортеров ВиВТ по фактическим поставкам ПВН выглядит следующим образом: США (1 место, 78,218 млрд дол, 38% от общемировых поставок ВиВТ), Россия (2 место, 29,173 млрд дол, 14,18%), Франция (3 место, 19,257 млрд дол, 9,36%,), Германия (4 место, 17,714 млрд. дол, 8,6%), Великобритания (5 место, 10,673 млрд дол, 5,19%), Израиль (6 место, 7,541 млрд дол, 3,67%), Канада (7 место, 7,036 млрд дол, 3,42%), Швеция (8 место, 5,544 млрд дол, 2,7%), Италия (9 место, 4,346 млрд дол, 2,1%), Испания (10 место, 4,177 млрд дол, 2,03%), Нидерланды (11 место, 3,54 млрд дол, 1,72%), Швейцария (12 место, 3,153 млрд дол, 1,53%) Аналитический отчет АРМС-ТАСС в журнале "Рынки вооружений" N3, 2009. .

Как видно из приведенных цифр, безусловным лидером в сфере экспорта вооружений являются США. Данная ситуация характерна, по крайней мере, для последних 15 лет.

В определенной степени этому объективно способствовали мировые процессы конца XX века. После распада СССР, являвшимся на протяжении ряда лет основным и равным конкурентом Америки в этой сфере (в 1988 году СССР лидировал в экспорте вооружений, занимая 37% мирового рынка или 15 млрд. долл. в суммарном исчислении), часть производственных мощностей оборонно-промышленного комплекса (ОПК) осталась в бывших союзных республиках, а кризис 90-х годов серьезно пошатнул экономическое состояние России и ее политический вес на мировой арене Кузык Б.Н. и др. Россия на мировом рынке оружия. М., «Военный парад», 2004. - с. 8. .

Вместе с тем, последовательно проводимая Россией на протяжении ряда лет политика в сфере ВТС позволила преодолеть кризисные процессы в этой области. Основные усилия, в том числе вырученные от заключения контрактов с иностранными партнерами средства, были направлены на создание возможностей для нормального функционирования и модернизации предприятий отечественного ОПК, налаживание межпроизводственных связей, разработку единой системы изучения спроса и продвижения продукции на зарубежные рынки. Были определены направления производства конкурентоспособной продукции, ниши для международной производственной кооперации. В совокупности данные меры и позволяют удерживать достойное место в рейтинге стран-экспортеров ПВН.

В рейтинге стран, экспортирующих вооружение, Россия на протяжении ряда лет занимает твердое вторе место, существенно опережая европейские страны. Стоимость поставленной за рубеж в 2008 году ПВН составила 8,35 млрд. долл США, превысив показатели 2007 года на 800 млн. долл. США.

Следует отметить, что экспорт продукции военного назначения занимает 5 позицию в доходной части российского бюджета вслед за нефтью, газом, черными и цветными металлами. Более того, это единственный высокотехнологичный сегмент нашего экспорта, отвечающий мировому уровню.

Таким образом, помимо многомиллиардных валютных поступлений в российский бюджет, экспорт ПВН выполняет также имидживые функции, представляя Россию на мировых рынках в качестве развитой, индустриальной страны, имеющей потенциал для перехода в категорию высокоразвитых, постиндустриальных стран.

Термин "постиндустриальное общество" был предложен американским социологом Дэниeлом Беллом еще в 1965 г. По его мнению, термин „постиндустриальное общество“ соотносится с "доиндустриальным“ и "индустриальным". Доиндустриальное общество в основном добывающее, его экономика основана на сельском хозяйстве, добыче угля, энергии, газа, рыболовстве, лесной промышленности. Индустриальное общество - в первую очередь обрабатывающее, в котором энергия и машинная технология используются для производства товаров. Постиндустриальноеобщество - это организм, в котором телекоммуникации и компьютеры выполняют основную роль в производстве и обмене информацией и знаниями.

Большинство западных экспертов склонны относить Россию к списку стран с переходной экономикой, которые, с одной стороны - по многим экономическим и социальным показателям занимают место в ряду развивающихся стран (с доиндустриальной экономикой), а с другой - имеют относительно развитые индустриальные экономики (даже с элементами постиндустриальных экономик), располагают солидным научно-техническим и человеческим потенциалом.

К сожалению, объективно говоря, российский экспорт в основе своей имеет сырьевую направленность. Несмотря на ключевое значение экспорта сырья (в первую очередь углеводородов) для российского бюджета, мировая классификация уровня развития стран по их экспортной номенклатуре (1. Сырье > 2. Машины и оборудования > 3. Услуги > 4. Технологии) отнесет Россию к элементарному, первичному типу развития. На этом фоне роль экспорта ПВН, базирующегося на поставках высокотехнологичных машин и оборудования, сочетающего в себе экспорт услуг, и обладающего потенциалом для экспорта технологий, способствует закреплению имиджа России в качестве высокоиндустриальной страны с задатками инновационной экономики.

Отдельно следует отметить значение экспорта ПВН для развития научно-исследовательской работы, а также их взаимозависимость. В настоящее время конкурировать на рынках ПВН без современных высокотехнологичных образцов вооружений не возможно. Чтобы удержать лидирующие позиции и не скатиться в нишу торговли "железными изделиями" предприятия отечественного ОПК и ФГУП "Рсоборонэкспорт" просто вынуждены вкладывать часть средств в НИОКР.

Следует отметить, что выгоду от этой работы в конечном счете получает не только, а может быть и не столько оборонная промышленность, сколько государство в целом.

Традиционно разработка новых образцов вооружений была связана с передовыми научными открытиями и нередко приводила к открытию критических (прорывных) технологий. История знает массу таких примеров - разработка Пентагоном нового вида связи и управления в конечном счете способствовала созданию Интернета, создание ядерного оружия в последствии позволило использовать открытые технологий для строительства атомных электростанций и т.д. Существует теория о роли создания нового оружия в судьбе различных государств. Можно спорить с этой теорией, однако один факт остается аксиомой - военная продукция - это высокотехнологичный товар, который определяет высокий уровень технологий в промышленности, в том числе в ее гражданских отраслях.



Поделиться: