Благотворительный фонд особенности создания и деятельности. – Фонд социального страхования Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды

Благотворительные фонды в современном мире получили широкое распространение. Их популярность вызвана ростом социальной активности граждан. Работа благотворительных фондов, прежде всего, направлена на решение жизненно важных проблем: поддержку социально не защищенных слоев населения (престарелых, матерей – одиночек, детей – отказников), лечение и реабилитацию страдающих алкогольной или наркотической зависимостью. Нередко благотворительные фонды создаются для поддержания жизни неизлечимо больных.

Нормативной базой, регулирующей деятельность благотворительного фонда, является Гражданский кодекс РФ (часть первая); Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 года; Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11.08.1995 года.

В силу прямого указания в законе органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительного фонда.

Что касается численности учредителей, то закон в качестве минимального количества учредителей благотворительного фонда устанавливает одно лицо. Максимальное количество учредителей законом не ограничено.

По своему правовому статусу благотворительный фонд является некоммерческой унитарной организацией. В отличие от корпорации, учредители благотворительного фонда как некоммерческой унитарной организации не становятся его участниками и не имеют прав членства.

Учредители собственно создают организацию – благотворительный фонд. Формируют и утверждают его устав. Делают добровольные имущественные взносы. Проходят процедуру государственной регистрации.

В силу отсутствия прямого запрета в законе, учредители вправе войти в состав органов управления фондом.

Вопрос о порядке формирования органов управления фондом, а также компетенции органов управления решается в законе и уставе фонда.

Закон дает право учредителю выйти из состава учредителей и устанавливает порядок выхода.

Учредители вправе выйти из состава учредителей в любое время без согласия остальных учредителей. Для выхода из состава учредителей достаточно направить сведения о выходе в регистрирующий орган (налоговую инспекцию).

В случае выхода из состава учредителей последнего либо единственного учредителя он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя другому лицу в порядке, определенном уставом фонда, если иное не предусмотрено в законе.

Правомочия учредителя фонда в случае его выхода из состава учредителей прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.

Учредитель, вышедший из состава учредителей, обязан направить уведомление об этом фонду в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей в регистрирующий орган (налоговую инспекцию).

Вопрос об ответственности учредителя благотворительного фонда в законодательстве решается следующим образом.

Имущество фонда как сказано выше, формируется, в том числе за счет добровольных взносов учредителей.

Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда. Это значит, что имущество, переданное в качестве добровольного взноса, становится собственностью фонда. Действующим имуществом фонда учредители также не вправе владеть, пользоваться и распоряжаться. Учредители по общему правилу не участвуют в распределении прибыли фонда, а также имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.

В связи с этим, взаимная ответственность фонда и его учредителей исключена: учредители не отвечают по обязательствам фонда, а фонд, в свою очередь, не отвечает по обязательствам своих учредителей.

4.1. Для достижения своих целей Фонд осуществляет следующую деятельность:

  • оказание материальной и иной помощи в сохранении, восстановлении и реставрации памятников истории и культуры, природы, исторических ландшафтов;
  • оказание материальной и иной помощи учреждениям в сфере науки, культуры, образования, искусства;
  • содействие деятельности, направленной на сохранение и пропаганду культурно-исторического и природного наследия Пушкиногорья;
  • содействие пропаганде, изучению и сохранению пушкинского наследия;
  • сотрудничество с Русской Православной Церковью в деле духовного воспитания и образования молодежи;
  • содействие движению доброхотов Пушкинского Заповедника;
  • содействие возрождению и развитию традиционных промыслов и ремесел в Пушкиногорье;
  • содействие развитию среднего и высшего образования в Пушкиногорье;
  • оказание материальной и иной помощи в развитии туристической инфраструктуры вокруг Пушкинского Заповедника, привлечение ресурсов для развития туризма в Пушкиногорье;
  • оказание материальной и иной помощи в сохранении и развитии Пушкинского Заповедника (осуществлении уставной деятельности и реализации концепции развития Пушкинского Заповедника);
  • содействие инициативам российских и иностранных граждан и юридических лиц, соответствующих целям Фонда и способствующих реализации Фондом своих целей;
  • привлечение добровольных пожертвований, аккумулирование полученных средств и направление их на цели, предусмотренные Уставом.

4.2. Фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям Фонда и необходимую для достижения общественно полезных целей, ради которых Фонд создан. Фонд осуществляет предпринимательскую деятельность в пределах видов деятельности, определенных настоящим Уставом.

  • 4.2.1. К предпринимательской деятельности Фонда относятся следующие виды деятельности:
    • производство товаров и услуг, отвечающее целям и видам деятельности Фонда;
    • приобретение и реализация имущественных и личных неимущественных прав;
    • приобретение и реализация ценных бумаг и долей участия в хозяйственных обществах;
    • размещение привлеченных (в виде пожертвований и иных благотворительных взносов) денежных средств, ценных бумаг в банках, кредитных учреждениях, инвестиционных институтах и иных организациях, имеющих на это право, на основании соответствующих договоров;
    • издательская деятельность;
    • организация массовых праздников, зрелищных мероприятий, фестивалей, семинаров, конгрессов, выставок, ярмарок, аукционов;
    • проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских и строительно-реставрационных работ;
    • туристическая и экскурсионная деятельность;
    • деятельность, направленная на установление, развитие, укрепление международных культурных связей;
    • концертная и гастрольная деятельность.
  • Если для осуществления какого-либо вида предпринимательской деятельности необходимо получение соответствующей лицензии, то такая деятельность может осуществляться только после получения необходимой лицензии.
  • 4.2.2. Для осуществления предпринимательской деятельности Фонд вправе создавать хозяйственные общества. Не допускается участие Фонда в хозяйственных обществах совместно с другими лицами. Созданные фондом хозяйственные общества обладают общей правоспособностью, если иное не установлено законом или учредительными документами этих обществ.

4.3. Прибыль, полученная Фондом в результате осуществления им предпринимательской деятельности (как непосредственно, так и посредством участия в хозяйственных обществах), не распределяется между его учредителями, а направляется на общественно полезные цели, ради которых Фонд создан.

5. Имущество Фонда

5.1. Для достижения Фондом целей, предусмотренных настоящим Уставом, его Учредители наделяют Фонд первоначальным имуществом на общую сумму в 700 рублей, передаваемым Фонду на праве собственности:

  • 5.1.1. Учредитель Алексеев Н.А. передает Фонду денежные средства в размере 100 (Сто) рублей 00 копеек.
  • 5.1.2. Учредитель Белецкий С.В. передает Фонду денежные средства в размере 100 (Сто) рублей 00 копеек.
  • 5.1.3. Учредитель Бурченков К.П. передает Фонду денежные средства в размере 100 (Сто) рублей 00 копеек.
  • 5.1.4. Учредитель Василевич Н.Б. передает Фонду денежные средства в размере 100 (Сто) рублей 00 копеек.
  • 5.1.5. Учредитель Мнацаканян А.Л. передает Фонду денежные средства в размере 100 (Сто) рублей 00 копеек.
  • 5.1.6. Учредитель Насибулин Э.Х. передает Фонду денежные средства в размере 100 (Сто) рублей 00 копеек.
  • 5.1.7. Учредитель Секерин А.П. передает Фонду денежные средства в размере 100 (Сто) рублей 00 копеек.
  • 5.1.8. Названное имущество передается Фонду в течение 2 (двух) месяцев со дня его государственной регистрации и подлежит зачислению на баланс Фонда в порядке, установленном нормативными актами о бухгалтерском учете и отчетности.

5.2. Источниками формирования имущества Фонда также являются:

  • взносы учредителей;
  • благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
  • доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;
  • поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);
  • доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
  • поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
  • доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных Фондом;
  • труд добровольцев;
  • другие, не запрещенные законом поступления.

Законами могут быть установлены ограничения на источники доходов Фонда.

5.3. На основании приказа Исполнительного директора Фонда могут быть созданы различные фонды (фонд накопления, оплаты труда и другие), порядок образования, назначение и размер отчислений в которые устанавливаются в положении о порядке использования средств соответствующего фонда.

5.4. В собственности или на ином вещном праве Фонда могут находиться земельные участки, здания, сооружения, строения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, средства связи, множительной техники, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, а также имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности Фонда. В собственности Фонда могут также находится учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств Фонда в соответствии с его уставными целями.

5.5. Фонд может совершать в отношении находящегося в его собственности или ином вещном праве имущества любые сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации, соответствующие уставу, пожеланиям благотворителя.

5.6. Фонд не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых Фондом за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

5.7. В случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения Фондом этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.

5.8. Имущество Фонда не может быть передано (в формах продажи, оплаты товаров, работ, услуг и в других формах) учредителям Фонда на более выгодных для них условиях, чем для других лиц.

5.9. Имущество Фонда может использоваться исключительно по целевому назначению - то есть в соответствии с целями Фонда, определенными настоящим Уставом. Фонд не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.

5.10. Фонд ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в установленном порядке и несет ответственность за ее достоверность.

5.11. Финансовый год Фонда совпадает с календарным.

Правовое положение

Фонд представляет собой некоммерческую организацию, не имеющую членства, учрежденную физическими и (или) юридическими лицами на основании добровольных взносов, преследующую благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Его правовое положение определяется ст. 118 ГК РФ и ст. 7 Закона о НО.

Учредители

Учредителями могут быть граждане и (или) юридические лица, число которых не ограничено. Возможно учреждение фонда одним лицом (ст. 1 Закона о НО).

Учредительные документы

Фонд действует на основе устава, утвержденного учредителями. Устав фонда должен содержать:
- его наименование, включающее слово "фонд";
- цель его создания;
- cведения об органах фонда, в том числе о попечительском совете;
- порядок назначения должностных лиц фонда и их освобождения;
- местонахождения фонда;
- порядок распоряжения имуществом фонда в случае его ликвидации.

Устав может быть изменен соответствующими органами фонда, органом, уполномоченным осуществлять надзор за деятельностью фонда, либо по суду при возникновении непредвиденных обстоятельств. Фонд может быть ликвидирован только на основании судебного решения.

Формирование имущества

Имущество, переданное фонду учредителям и, является его собственностью. Фонд должен быть "прозрачным" в финансовом отношении и ежегодно публиковать отчеты об использовании имущества.

Органы управления

Порядок управления фондом определяется его уставом (ст. 29 Закона о НО). В нем может быть предусмотрено образование коллегиального или единоличного исполнительного органа.

Предпринимательская деятельность

Допускается предпринимательская деятельность фонда, соответствующая его целям. Фонды вправе создавать хозяйственные общества и участвовать в их деятельности.

Ответственность

Учредители не отвечают по обязательствам фонда, а фонд не отвечает по обязательствам учредителей. Фонд отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству РФ может быть обращено взыскание (ст. 25 Закона о НО).

1. Краткий комментарий правовых основ деятельности фондов

Фондом признается не имеющая членства организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов учредителей для достижения социально-культурных, благотворительных, образовательных и иных общественно полезных целей (п. 1 ст. 118 ГК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о НО). Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда (п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК РФ). Тем самым исключается и их ответственность по долгам фонда.

Фонд создается по решению учредителей, утверждающих его устав как единственный учредительный документ. В нем помимо общих для всех юридических лиц данных должны содержаться сведения о целях деятельности фонда, его органах, в том числе о попечительском совете, и о порядке распоряжения имуществом фонда в случае его ликвидации. Закон ограничивает возможности внесения поправок в устав фонда его исполнительными органами, что препятствует изменению статуса фонда вопреки воле учредителей. Изменения могут вноситься указанными органами самостоятельно лишь в тех случаях, когда устав (утвержденный учредителями фонда) прямо разрешает это, а при отсутствии таких указаний - только по решению суда при наличии условий, предусмотренных законом (п. 1 ст. 119 ГК РФ).

В качестве учредителей фондов могут выступать как физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), так и публично-правовые образования - государство, его субъекты; административно-территориальные образования - города, поселки, селения и т.д. Учредитель может быть единственным (единоличным).

Важнейшей особенностью фонда является способ формирования его имущества и распоряжения им. Фонд может безвозмездно получать любое имущество от любых физических и юридических лиц в виде пожертвований и самостоятельно осуществлять благотворительную деятельность, передавая имущество кому сочтет нужным, руководствуясь действующим законодательством.

Учредители фонда имеют право и должны контролировать соблюдение целевого характера использования полученного фондом имущества. Для этого ими создается попечительский совет фонда с участием учредителей или их представителей и иных авторитетных в общественном мнении лиц(п. 4 ст. 118 ГК РФ, п. 3 ст. 7 Закона о НО). Попечительский совет, будучи высшим органом фонда, осуществляет надзор за всей деятельностью организации, ее исполнительных органов и должностных лиц. В фонде может образовываться коллегиальный (правление, совет и т. п.) и единоличный (президент, председатель и т.п.) исполнительные органы, обычно назначаемые или утверждаемые попечительским советом.

Фонд не может распределять полученное имущество между учредителями или сотрудниками. Наряду со взносами учредителей и другими пожертвованиями он вправе использовать для пополнения своего имущества результаты собственной предпринимательской деятельности. Последняя, однако, обязана непосредственно служить достижению целей фонда и полностью соответствовать им. На аналогичных условиях фондам разрешено создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Благотворительные фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них в качестве "компаний одного лица", будучи их единственными учредителями и участниками (п. 4 ст. 12 вышеназванного закона). Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (п. 2 ст. 118 ГК РФ, абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о НО, п. 5 ст. 19 Федерального закона от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").

Фонды могут реорганизовываться по решению их учредителей и (или) назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. Они, однако, не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц. Закон предусматривает также особый порядок ‚ликвидации фондов. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного фондами имущества, в частности, при их самоликвидации, ликвидация фонда допускается только по решению суда(п. 2 ст. 12 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона о НО). При этом остаток имущества направляется на цели, предусмотренные уставом фонда, или на благотворительные цели, а при невозможности использования его таким образом обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о НО).

В связи с безвозмездным характером деятельности фондов, при котором финансовые и имущественные потоки минуют государственные структуры, очевидно отсутствие заинтересованности государства в увеличении их числа и расширении сферы деятельности. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и закон г.Москвы от 5 июля 1995 г. №11-46-ФЗ "О благотворительной деятельности" существенно ужесточили требования к ней и ограничили ее масштаб. Единственное исключение в силу объективных причин (государство не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства в необходимом объеме) сделано для негосударственных пенсионных фондов.

Существующие в настоящее время так называемые внебюджетные фонды, а именно пенсионный, медицинского страхования, фонд занятости и другие, являются государственными образованиями, что и определяет характер их деятельности. Отчисления в эти фонды являются обязательными, и платежи в них приравнены к статусу налогов (ст. 199 УК РФ).

2. Негосударственные пенсионные фонды

Негосударственное пенсионное обеспечение в РФ не получило широкого распространения. В стране действует не более 300 негосударственных пенсионных фондов (НПФ), число участников (вкладчиков) которых не превышает 2 млн. человек.

Правовое положение

Правовое положение и деятельность НПФ определяются специальным Федеральным законом от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон о НПФ).

НПФ - некоммерческая организация, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу его участников (абз. 1 п. 1 ст. 2; здесь и далее в этом разд. все ссылки приведены на статьи Закона о НПФ). НПФ действует на основании лицензии (ст. 5).

Учредители, вкладчики, участники

Учредители - юридические и физические лица, вносящие имущество совокупный вклад учредителей (ст. 19).

Вкладчик - юридическое или физическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и перечисляющее пенсионные взносы в пользу назначенных им участников (абз. 3 ст. 3).

Участник - физическое лицо, являющееся гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства, которому в силу заключенного между вкладчиком и НПФ договора должны производиться или производятся выплаты негосударственных пенсий (абз. 4 ст. 3). Вкладчик может выступать участником, внося вклады в свою пользу.

Взаимоотношения вкладчиков и участников строятся в соответствии со следующей схемой.


Учредительные документы

Специфика правового положения и регламентации деятельности НПФ определяется набором обязательных документов. Основными среди них являются не только устав и учредительный договор, но и правила фонда, пенсионные схемы и пенсионные договоры (ст. 6, 9, 11, 12).

Устав фонда должен содержать:
- полное и сокращенное наименование фонда (должны быть включены слова "негосударственный пенсионный фонд", сведения о его местонахождении;
- сведения о структуре и компетенции органов управления, нормах представительства в них;
- положения о порядке назначения на должность и освобождения от нее должностных лиц, принятия решений, опубликования отчетов, осуществления контроля за деятельностью фонда, реорганизации и ликвидации НПФ, распределения доходов от размещения пенсионных резервов имущества при ликвидации НПФ (п. 2 ст. 6).

В учредительный договор должны быть включены:
- полное и сокращенное наименование фонда, сведения о его местонахождении;
- положения о предмете и целях деятельности;
- сведения о составе учредителей;
- сведения о размере совокупного вклада учредителей при создании НПФ;
- сведения об органах управления фонда и о порядке управления его деятельностью;
- перечень обязательств учредителей фонда по его созданию и обеспечению его деятельности, сведения об условиях передачи учредителями имущества фонду и участии учредителей в формировании совокупного вклада;
- положения о порядке дополнительного приема в состав учредителей фонда и выхода из состава учредителей (п. 3 ст. 6).

Правила фонда должны содержать (ст. 9):
- перечень видов пенсионных схем, применяемых фондом, и их описание;
- положения об ответственности фонда перед вкладчиками и участниками, а также условиях возникновения и прекращения обязательств фонда;
- положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов в фонд;
- положения о направлениях и порядке размещения пенсионных резервов;
- положения о порядке ведения пенсионных счетов и информирования об их состоянии вкладчиков и участников;
- перечень пенсионных оснований;
- положения о порядке и об условиях выплаты негосударственных пенсий;
- положения о порядке изменения или прекращения пенсионного договора;
- перечень прав и обязанностей вкладчиков, участников и фонда; положения о порядке формирования пенсионных резервов;
- положения о порядке расчета выкупной суммы;
- положения о порядке представления вкладчикам и участникам информации об управляющем и о депозитарии, с которыми фондом заключены договоры на оказание услуг согласно требованиям Закона о НПФ;
- методику осуществления актуарных расчетов обязательств фонда нормативы определения размера оплаты услуг фонда, управляющего и депозитария;
- положения о порядке и об условиях внесения изменений и дополнений в правила фонда (п. 1 ст. 9).

Согласно п. 2 ст. 9, внесение изменений и дополнений в правила фонда, затрагивающие права и обязанности вкладчиков и (или) участников, возможно лишь при наличии согласия указанных лиц либо при условии их предварительного уведомления с предоставлением им права выхода из фонда с получением выкупной суммы или ее переводом а другой фонд в случае их несогласия с вносимыми в правила фонда изменениями и дополнениями.

Формирование имущества
Еще одной особенностью НПФ является разделенный правовой статус имущества фонда и установленный законом порядок распоряжения им.

Собственное имущество НПФ подразделяется на две части: имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, и пенсионные резервы для пенсионных выплат участникам фонда.

Органы управления

Органами управления НПФ являются совет фонда и исполнительная (генеральная) дирекция. Органы, контролирующие деятельность НПФ, - попечительский совет и ревизионная комиссия (ст. 28).

Структура, компетенция и порядок формирования органов контроля на управления определяются законодательством РФ и уставом фонда.

Согласно абз. 2 и 3 ст. 31, в попечительский совет фонда входят полномочные представители вкладчиков и участников. При принятии решений последние располагают не менее чем половиной голосов. Члены попечительского совета исполняют свои обязанности безвозмездно.

Ответственность

Фонд отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом (п. 3 ст. 4). Учредители, вкладчики, участники и государство не отвечают по обязательствам НПФ, равно как и фонд не отвечает по их обязательствам (п. 4 ст. 4).

НПФ не вправе принимать на себя поручительство за исполнение обязательств третьими лицами; отдавать в залог пенсионные резервы; выступать в качестве учредителя в организациях, организационно-правовая форма которых предполагает полную имущественную ответственность учредителей (учредителя); выпускать ценные бумаги. Сделки, совершенные с нарушением данных требований, признаются ничтожными (п. 2 ст. 14).

Термин «фонд» неоднозначный и имеет несколько трактовок. Наилучшим образом смысл термина «фонд» раскрывается благодаря естественной классификации, основанной на различных признаках и параметрах этого понятия, которые объединяют или указывают на отличия разных видов фондов.

Фонды имеют свои цели, собственника, каналы наполнения. Первая ступень классификации сформирована по виду его собственника — деление фондов на государственные и частные. Государственные фонды находятся в распоряжении государственных органов. Они могут быть бюджетными и внебюджетными. Внебюджетные фонды — особая форма образования и расходования денежных средств. Создаются государством на основании обязательных платежей, регулируемых государственным законодательством, добровольных взносов всех субъектов и др. для удовлетворения интересов некоторых социальных групп, имеют определенное целевое назначение и направлены на финансирование государственных социальных программ, средства таких фондов не включаются в государственный бюджет. Примеры: Государственный Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.


Бюджетные фонды образуются за счет бюджетных средств и концентрируются в распоряжении органов местного самоуправления и органа государственной власти. Целями БФ является финансирование преимущественно важных отраслей экономики, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также значимых социальный, экономических, научно-технических и других программ. Примеры: фонд финансовой поддержки территорий, валютный фонд, фонд развития области и др.


Негосударственные фонды подразделяются на:
  • фонды предприятия — это средства любой коммерческой организации, которые принимают непосредственное участие в производственном процессе, а также специально созданные фонды развития бизнеса, резервные фонды и др.;
  • некоммерческие фонды — организации, в распоряжении которых находятся средства для выполнения общественно-полезных целей, в том числе и благотворительных;
  • инвестиционные фонды, созданные для получения прибыли, деятельность предусматривает образование общего капитала с последующим портфельным инвестированием в отрасли экономики, которые производят товары и услуги.


Особенности частного некоммерческого фонда:
  • имеет устав, на основании которого осуществляется его деятельность;
  • учредителями могут быть физические лица, коммерческие и некоммерческие организации;
  • деятельность не может быть направлена на получение прибыли и регулируется законодательством Российской Федерации;
  • возможность ведения коммерческой деятельности допускается лишь с целью привлечения дополнительных средств для существования фонда или пополнения капитала для основной деятельности.


Отдельные виды фондов:
  • взаимным фондом называют портфель акций, который приобретен профессиональными финансистами на денежные средства множества вкладчиков;
  • трастовый фонд — денежные средства и другие активы, собранные физическим или юридическим лицом для дальнейшей их передачи другому субъекту на определенных условиях, например, родители создают доверительный фонд, средства из которого переходят в собственность ребенку после их смерти;
  • резервные фонды формируются из прибыли на случай непредвиденных ситуаций, чтобы вовремя иметь возможность восполнить капитал;
  • Международный валютный фонд — организация, осуществляющая кредитование государств в условиях снижения их платежеспособности.


Главная задача любого фонда — аккумулирование денежных средств для дальнейшего их распределения в соответствии с целями деятельности.



Поделиться: