Внутренний мир человека психология как наука изучающая. Главным предметом изучения является человек

Современная биология - сложная система знаний, включающая в себя большое количество отдельных биологических наук, отличающихся задачами, методами и способами исследований. Анатомия и физиология человека - основа медицины. Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела с точки зрения его развития и взаимодействия формы и функции. Физиология - жизнедеятельность организма человека, значение различных его функций, их взаимную связь и зависимость от внешних и внутренних условий. Физиология тесно связана с гигиеной - наукой об основных путях сохранения и укрепления здоровья человека, о нормальных условиях труда и отдыха, о предупреждении заболеваний. Каждый человек по-своему отражает внешний мир который его окружает. У каждого складывается свой внутренний мир, взаимоотношения с другими людьми, определяя и оценивая свои поступки. Всё это образует душевную деятельность каждого индивида, его психику. Она включает: восприятие, мышление, память, представление, волю, чувства, переживания человека, образуя тем самым, характер, способности, интересы каждого. Психология - наука, изучающая душевную жизнь людей. Она использует методы характерные для любой науки: наблюдения, эксперимент, измерения.

Развитие этих наук помогает медицине разрабатывать эффективные методы лечения нарушений деятельности жизненно важных органов человеческого организма и вести эффективную борьбы с различными заболеваниями.

Наука Что изучает
Ботаника Наука о растениях (изучает растительные организмы, их происхождение, строение, развитие, жизнедеятельность, свойства, разнообразие, историю развития, классификацию, а также структуру, развитие и формирование на земной поверхности растительных сообществ)
Зоология Наука о животных (изучает происхождение, строение и развитие животных, их образ жизни, распространение по земному шару)
Биохимия, биофизика Науки, отделившиеся от физиологии в середине ХХ столетия
Микробиология Наука о микроорганизмах
Гидропалеонтология Наука об организмах, населяющих водную среду
Палеонтология Наука об ископаемых организмах
Вирусология Наука о вирусах
Экология Наука, изучающая образ жизни животных и растений в их взаимосвязи с условиями внешней среды
Физиология растений Изучает функции (жизнедеятельность) растений
Физиология животных Изучает функции (жизнедеятельность) животных
Генетика Наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов
Эмбриология (биология развития) Закономерности индивидуального развития организмов
Дарвинизм (эволюционное учение) Закономерности исторического развития организмов
Биохимия Изучает химический состав и химические процессы, лежащие в основе жизнедеятельности организмов
Биофизика Исследует физические показатели и физические закономерности в живых системах
Биометрия На основе измерения линейных или численных параметров биологических объектов производит математическую обработку данных с целью установления практически значимых зависимостей и закономерностей
Теоретическая и математическая биология Позволяющая, применять логические построения и математические методы, устанавливать общие биологические закономерности.
Молекулярная биология Исследует жизненные явления на молекулярном уровне и учитывает значение тримерной структуры молекул
Цитология, гистология Изучает клетки и ткани живых организмов
Популяционно-водовая биология Наука, занимающаяся изучением популяций и слагаемых частей какого-либо вида организмов
Биоценология Изучает высшие структурные уровни организации жизни на Земле до биосферы в целом
Общая биология Изучает общие закономерности, раскрывающие суть жизни, её формы и развитие.
и многие другие.

Становление наук о человеке

Желание и умение помочь больному сородичу - вот одна из черт, которая отличает нас от животных. Иначе говоря, медицина, а точнее, первые опыты врачевания появились даже раньше возникновения человеческого разума. Ископаемые находки свидетельствуют о том, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных. Передаваемый из поколения в поколение опыт в результате лечебной деятельности способствовал накоплению знаний. Охота на животных доставляла не только пропитание, но и некоторую анатомическую информацию. Опытные охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах добычи. Форма органов была ясна, а об их функциях скорее всего тогда и не задумывались. Лица, бравшие на себя роль исцелителей, вынуждены были часто упражняться в кровопусканиях, накладывании повязок и швов на раны, они же извлекали инородные предметы и производили ритуальные вмешательства. Всё это, вместе с заклинаниями, преклонением перед идолами и верой в амулеты и сны, составляло комплекс средств излечения.

Первобытно-общинный строй является уникальным: через него прошли все народы нашей планеты без исключения. В его недрах складывались решающие предпосылки для всего последующего развития человечества: орудийная (трудовая) деятельность, мышление и сознание, речь и языки, хозяйственная деятельность, социальные отношения, культура, искусство, а вместе с ними врачевания и гигиенические навыки.

Первобытное врачевание . До возникновения науки палеонтологии, которая сформировалась (как наука) около ста лет тому назад, бытовало представление, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникали как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживался Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого века» на заре человечества. Данные палеонтологии способствовали её опровержении. Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут следы травматических повреждений и тяжёлых болезней (артриты, опухоли, туберкулёз, искривление позвоночника, кариес и др.). Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждением мозгового черепа. Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие - о пережитых или непережитых трепанациях черепов, которые стали производить примерно в XII тысячелетии до н.э. палеонтология позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека (она не превышала 30 лет). Первобытный человек погибал в расцвете сил, не успевая состариться, погибал в борьбе с природой, которая была сильнее его.

Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах, так как без поддержки тяжелобольной, должен быть погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Древние люди уже стали производить первые захоронения умерших. Анализ многочисленных проб из захоронений свидетельствует о том, что сородичи собирали лекарственные травы и обкладывали ими умерших.

В период расцвета первобытного общества врачевание было коллективным занятием. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты. Врачевание в период разложения первобытного общества происходило закрепление и развитие традиционных навыков и приёмов, расширялся круг лекарственных средств, изготавливались инструменты.

Формирование лечебной магии происходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания.

Как устроен человеческий организм? Почему он устроен так, а не иначе? Все эти и другие вопросы стали интересовать человека с того момента, когда он стал задумываться не только о своём физическом существовании. На первый вопрос даёт ответ анатомия, на второй - физиология. История анатомии и физиологии созвучна истории передовой человеческой мысли. Мистика и домыслы, не выдержав испытания временем и исследованием - вначале при помощи скальпеля, а потом и микроскопа, - отсеивались, а истина оставалась, корректировалась, получая должные результаты. В связи с этим представляется, что интерес к анатомии и физиологии как к наукам у просвещённой части человечества был естественный, продиктованный потребностью разобраться в человеческих страданиях и по возможности, облегчить их. Поэтому именно в античном искусстве врачевания, в котором суммировался опыт предшествующих тысячелетий, следует искать истоки таких наук, как анатомия и физиология человека.

У истоков медицины

В современном мире оценка первобытного врачевания неоднозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующих эпох и, в конце концов, современной научной медицины. С другой стороны - иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания в тяжёлых условиях борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом. Врачевание в эту эпоху не было примитивным. Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более 5 тысяч лет тому назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах.

Искусство врачевания и медицина в странах античного Средиземноморья имели эмпирическо-описательный и прикладной характер. Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья, медицина сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточных культур. Связанная с мифологическими представлениями о строении мира и месте человека в этом мире, зарождающаяся как наука медицина ограничивалась лишь внешним наблюдением и описанием строения тела человека. Всё, что выходило за пределы информации о форме, окраске, цвете глаз и волос, всё, что не поддавалось исследованию глазами и руками, оставалось вне медицинского вмешательства. Однако, факты, в то время не нашедшие объяснения, постепенно накапливались и первично систематизировались. Происходило очищение истинной науки от магии и колдовства, что делало медицину более убедительной. Благодаря исследованиям, связанным со вскрытием трупов животных и человека, возникли такие науки, как анатомия и физиология, изучающие строение и функционирование организма человека. Многие анатомические термины и хирургические приёмы существуют в медицине и по сей день. Несомненно, изучение опыта и образа мыслей великих учёных античного времени позволит лучше понять законы и тенденции развития современных естественных наук.

Период Мыслители/учёные Вклад в науку
VI–V века Гераклид (греческий мыслитель)
  • Организмы развиваются по законам природы и, можно использовать эти законы на благо людей;
  • мир непрерывно меняется;
  • «В одну и ту же реку нельзя войти дважды!»
384–322 гг до н.э. Аристотель (греческий мыслитель)
  • любое живое существо отличается от неживых тел чёткой и строгой организацией;
  • ввел термин «организм»;
  • понял, что душевная деятельность человека есть свойство его тела и существует до тех пор, пока живёт тело.
460–377 гг до н.э. Гиппократ (медик античности)
  • изучал влияние на здоровье людей природных факторов;
  • нашёл причины болезней, в которых виноваты сами люди.
130–200 гг н.э. Клавдий Гален (римский врач, продолжатель идей Гиппократа)
  • подробно изучил строение костей, мышц и суставов обезьяны;
  • предположил, что человек устроен сходным образом;
  • ему принадлежат многие работы о функциях органов.
1452–1519 гг Леонардо да Винчи (итальянский художник и учёный) Изучал, записывал и зарисовывал строение тела человека.
1483–1520 гг Рафаэль Санти (великий итальянский художник) Cчитал, что для правильного изображения человека надо знать расположение костей его скелета в той или иной позе.
1587–1657 гг Уильям Гарвей (английский учёный)
  • Открыл два круга кровообращения;
  • впервые применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем.
Первая половина XVII Рене Декарт (французский философ) Открытие рефлекса.
1829–1905, 1849–1936 гг И. М. Сеченов, И. П. Павлов Работы с рефлексом
Начало XIX до наших дней Луи Пастер (французский учёный), И. И. Мечников (русский учёный) Работы с рефлексом

Средневековье , ещё недавно считавшееся варварским, внесло существенный вклад в культурную историю человечества. Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма естественные науки того времени пережили периоды почти полного забвения и жестких церковных догм, чтобы, обратившись к богатому наследию прошлого, возродиться заново, но на новом, более высоком уровне, используя опыт и эксперимент для новых открытий.

В наши дни , когда человечество возвращается к пониманию важности приоритета общечеловеческих ценностей, изучение исторического и культурного наследия Средневековья позволяет увидеть, как в эпоху Возрождения начали расширяться культурные горизонты мира, как учёные с риском для жизни низвергали схоластические (знания оторванные от жизни) авторитеты и ломали рамки национальной ограниченности; исследуя природу, они служили, прежде всего, истине и гуманизму.

О том, какие существуют науки изучающие человека, Вы узнаете из этой статьи.

Какая наука изучает организм?

Организм человека изучают науки физиология, анатомия, морфология, гигиена.

О каждой мы поговорим отдельно.

  • Морфология

Наука изучающая строение организмов это морфология человека. Она специализируется на изучении внешнего строения человеческого тела, его связи с исполняемыми функциями, а также закономерностей изменения его отдельных частей.

Данная наука связана с происхождением и местом человека в системе мира животных. Она состоит из двух разделов. Это соматология и мерология. Соматология занимается изучением закономерностей изменчивости организма в целом, влияния условий жизни и возрастных изменений на него. А мерология изучает изменения развития и роста отдельных частей организма.

  • Анатомия

Анатомия – это наука, которая изучает внутреннее строение человека, его отдельных органов. Выделят несколько подразделений данной науки:

  • Нормальная анатомия. Изучает анатомию здорового человеческого тела.
  • Сравнительная анатомия. Изучает закономерности строения органов, сравнивая их с разными таксонами животных.
  • Топографическая анатомия. Изучает расположение органов.
  • Функциональная анатомия. Изучает связь строения организма с исполняемыми функциями.
  • Пластическая анатомия. Изучает внешнюю форму тела и его пропорции.
  • Патологическая анатомия. Изучает болезненные патологические процессы в организме.
  • Макроскопическая анатомия. Изучает строение тела и его органов.
  • Микроскопическая анатомия. Изучает органы под микроскопом.
Физиология

Физиология – это наука, которая изучает функции организма и его органов. Из общей науки выделилось несколько ее направлений:

  • Нейрофизиология. Изучает нервную систему.
  • Возрастная физиология. Изучает развитие организма на протяжении его индивидуального развития.
  • Сравнительная физиология. Изучает функции организма, сравнивая их с животными.
  • Эволюционная физиология. Изучает процесс изменения функций организма в ходе эволюционного развития.
  • Экологическая физиология. Наблюдает над тем, как экологические факторы влияют на реакции организма.

Также существуют и другие науки изучающие организм человека. К ним относят и гигиену, которая изучает влияние труда и условий жизни на здоровье. Благодаря этому разрабатываются меры по профилактике недугов и по созданию условий для укрепления и сохранения здоровья.

Психология как наука, изучающая внутренний мир человека Психика – внутренний мир живого существа, человека. Психология – наука о душе, внутреннем мире человека.

Метод самонаблюдения Идеал – высшее совершенство, цель человеческого стремления. Интроспекция (самонаблюдение) – один из способов изучения психических явлений. Тест – испытание, задача или проба.

Метод самонаблюдения Сознание – это восприятие человеком происходящего в его уме. Это первое определение сознания, данное английским философом Джоном Локком в XVII в. Дж. Локк Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно представляющих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.

Психологическая структура моего «Я» Структура личности человека, разработанная советскими психиатрами Надсознательное (не поддающееся волевому контролю уровень психической активности при решении творческих задач, творческая интуиция) Сознание (осознаваемые человеком чувства и умственные образы) Бессознательное (глубинные психические процессы и состояния, которые человек не осознаёт, проявляются, например, в сновидениях)

Психологическая структура моего «Я» Структура личности по Зигмунду Фрейду Сверх-Я (система моральных норм и требований к поведению человека) конфликт Я (результат выделения человеком самого себя из окружающей среды) конфликт Оно (бессознательное сосредоточение инстинктивных побуждений, сексуальных и агрессивных) З. Фрейд

Причины разнообразия представлений человека о самом себе Темперамент – психологическое проявление типа нервной системы человека. Тип темперамента Свойства темперамента Холерик Сильный, неуравновешенный тип нервной системы. Отличается высокой активностью, инициативностью, повышенной возбудимостью, резкой сменой настроений, вспыльчивостью, иногда – агрессивностью. Сангвиник Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы. Энергичен, активен, доброжелателен, спокоен, легко сходится с людьми, привыкает к новой обстановке. Флегматик Сильный, уравновешенный, инертный тип. Высокая работоспособность, выдержка, терпение сочетаются с медлительностью, малой реактивностью и пластичностью. Меланхолик Слабый тип нервной системы, для которого характерны повышенная чувствительность, ранимость, неуверенность в себе, робость, замкнутость, склонность к глубоким переживаниям.

Причины разнообразия представлений человека о самом себе «Я знаю всё, но только не себя» ? Франсуа Вийон Л. Н. Толстой «Человек, если прожил долгий век, то пережил много перемен, - был сначала младенцем, потом дитём, потом взрослым, потом старым. Но как не переменялся человек, он всегда говорил про себя «Я» . И этот «Я» был в нём всегда один и тот же. Тот же «Я» был и в младенце, и во взрослом, и в старике. Вот это – то непеременное «Я» и есть то, что мы называем душой» .

Вопрос 1. Какие органы тела человека ответственны за возникновение ощущений?

Органы чувств ответственные за возникновение ощущений. К органам чувств относят глаза, уши, язык, кожу, нос.

Вопрос 2. Почему человека называют биосоциальным существом?

Человек – это часть природы, в то же время он не может без социума, общества.

Человек является неотъемлемой частью природы. Ему, как и любому биологическому организму, свойственны саморегуляция, обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Биологическая сторона жизни человека характеризует особенности строения и функционирования его организма, работу его органов чувств, простейшие психические реакции. Как и другие живые существа, человек может быть здоровым или больным.

Однако своей деятельностью он создаёт «вторую природу» , надстроенную над естественной средой обитания. Люди, человеческое общество являются как преобразователями природы так и творцами, создателями культуры. Главное качество человека – общественное (социальное) , и состоит оно в способности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в жизнь общества, быть её субъектом.

Вопрос 3. Что изучает психология?

Вопрос 4. Как можно представить возникновение духовных запросов человека в процессе эволюции? (Обдумывая ответ, обратите внимание на то, что любознательность – важнейшая черта человека.)

Человек всегда искал поддержку извне, потому что не мог объяснить явления природы и другие события, происходящие с ним. Поэтому человек придумывал себе богов, которых он изображал и покланялся им. Духовные потребности, познание окружающего мира, самовыражение. Каждый человек нуждается в развитии и самореализации. Чем больше информации он получает, тем активнее расширяется его сознание.

Вопрос 5. У всех здоровых людей строение мозга сходно, а психика индивидуальная у каждого. Почему так получается?

Все люди разные и не только в физическом плане, но и по врожденному функционально-ролевому предназначению, каждый из нас носитель неизменного определенного врожденного психотипа. Системная психология дает универсальный ключ к пониманию человеческого предназначения, души, разума, ментального, духовного начал в человеке. Базируясь на выделении восьми психотипов или, точнее, векторов в человеке, дает возможность понять глубинные причины поведения человека, его отношений – внутри себя, в паре, в обществе, в группе, выявить причинно-следственную связь наших поступков и действий. Осознав и приняв свой врожденный векторный набор, мы начинаем максимально использовать весь заложенный в нас потенциал. Понимание себя дает, прежде всего, возможность жить полноценной, здоровой, счастливой и творческой жизнью.

Вопрос 6. Человек учится говорить, значит, речь – приобретённая черта. Но ни одно животное нельзя обучить членораздельной речи. Значит, чего-то врождённого не хватает. Чего?

Нет ни одного млекопитающего, который мог бы освоить все звуки человеческого языка: необходимые для этого движения губ, языка, контроль дыхания – недоступны даже человекообразным обезьянам. Но обезьян можно научить языку жестов, которые использую глухонемые.

Вопрос 7. Чему могут научиться дети-маугли?

Дети-маугли могут научиться имитировать поведение животных, подражать звукам, которые они издают.

Вопрос 1. Кого и что изучает психология?

Психология – наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы.

Вопрос 2. Что можно назвать материальной основой психических явлений?

Материальной основой психических явлений является головной мозг.

Вопрос 3. Что человек наследует от родителей, а чему учится у них и у других людей в течение жизни?

Человек наследует у родителей внешние признаки, черты характера, возможно даже предрасположенности к различным заболеваниям. А в течение жизни человек приобретает ценный жизненный опыт, стереотипы поведения в различных жизненных ситуациях.

Вопрос 4. Какие признаки человека отсутствовали, а какие были присущи детям-маугли и почему? До какого возраста ребёнок должен научиться ходить и разговаривать?

Считается, что ребенок должен научиться ходить в период с 8 до 18 месяцев. Существует так называемый активный словарь и пассивный. Активный – это те слова, которые произносит ребёнок, пассивный- это запоминание и удержание в памяти незнакомых слов. Когда эти слова повторяются взрослыми, ребёнок их хорошо запоминает и когда- нибудь произнесёт. В возрасте 2 лет идёт активное запоминание новых слов, накопление пассивного словаря. Для развития речи необходимо взрослым больше разговаривать с малышом, показывать картинки с изображением предметов, пусть он повторяет все названия.

Вопрос 5. На примерах докажите, что психические процессы отражения реального мира субъективны. Проанализируйте для этого ситуации после посещения музея, просмотра театральной постановки или кинофильма и т.д.

У каждого свой взгляд, например, на музыку, картину или кинофильм. Это доказывает, что психические процессы отражения реального мира субъективны. Один человек может искренне восхищаться картиной художника, а для другого эта же картина будет полнейшей безвкусицей.

Вопрос 6. Какие слова будут использовать в разговоре о поведении человека физиологи, а какие – психологи?

Поведение в физиологии – определённый сложившийся образ взаимодействия живого существа с окружающей средой.

Поведение как предмет психологии – это активность человека, которая служит средством удовлетворения его потребностей, относящихся к разным сферам жизни: социальной, физиологической и биологической.



Сознание – это восприятие человеком происходящего в его уме. Это первое определение сознания, данное английским философом Джоном Локком в XVII в. Дж.Локк Сознание – способность человека думать, чувствовать, желать и знать об этом. Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общест- венно-историческому существу. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувствен- ных и умственных образов, непосредственно представ- ляющих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.




Психологическая структура моего «Я» Структура личности человека, разработанная советскими психиатрами Надсознательное (не поддающееся волевому контролю уровень психической активности при решении творческих задач, творческая интуиция) Бессознательное (глубинные психические процессы и состояния, которые человек не осознаёт, проявляются, например, в сновидениях) Сознание (осознаваемые человеком чувства и умственные образы)


Психологическая структура моего «Я» Структура личности по Зигмунду Фрейду З.Фрейд Сверх-Я (система моральных норм и требований к поведению человека) Оно (бессознательное сосредоточение инстинктивных побуждений, сексуальных и агрессивных) Я (результат выделения человеком самого себя из окружающей среды) конфликт


Причины разнообразия представлений человека о самом себе Темперамент – психологическое проявление типа нервной системы человека. Тип темперамента Свойства темперамента Холерик Сильный, неуравновешенный тип нервной системы. Отличается высо- кой активностью, инициативностью, повышенной возбудимостью, рез- кой сменой настроений, вспыльчивостью, иногда – агрессивностью. Сангвиник Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы. Энер- гичен, активен, доброжелателен, спокоен, легко сходится с людьми, привыкает к новой обстановке. Флегматик Сильный, уравновешенный, инертный тип. Высокая работоспособ- ность, выдержка, терпение сочетаются с медлительностью, малой реактивностью и пластичностью. Меланхолик Слабый тип нервной системы, для которого характерны повышенная чувствительность, ранимость, неуверенность в себе, робость, замкну- тость, склонность к глубоким переживаниям.


Причины разнообразия представлений человека о самом себе «Я знаю всё, но только не себя»? «Человек, если прожил долгий век, то пережил много перемен, - был сначала младенцем, потом дитём, потом взрослым, потом старым. Но как не переменялся человек, он всегда говорил про себя «Я». И этот «Я» был в нём всегда один и тот же. Тот же «Я» был и в младенце, и во взрослом, и в старике. Вот это – то неперемен- ное «Я» и есть то, что мы называем душой». Л.Н.Толстой Франсуа Вийон



Поделиться: