В чем заключается счастье христианина. Может ли христианин быть счастливым

Если проанализировать все поздравления, которые мы получаем в День рождения и в другие праздники, то обычно они начинаются словами «счастья-здоровья…». Но какой смысл мы в них закладываем? Как понимает суть счастья православие? Разве только внешнее благополучие и деньги делают человека действительно счастливым?

От ветхозаветного благоденствия до надежд на Царство Небесное

По мирским меркам православие — очень странная религия. Ведь вместо синицы в руке она предлагает только журавля в небе. Никаких тебе обещаний счастливой и беззаботной жизни, рая на земле.

Даже в тексте Библии очень редко упоминается само слово «счастье».

Например, в Ветхом Завете оно встречается девять раз, и что интересно, пять из них относятся к книге Иова. Того самого Иова Многострадального, искушаемого сатаной, и в один миг потерявшего состояние, семью и здоровье.

Всего девять скупых упоминаний, хоть в Ветхом Завете и верили, что если человек исполняет заповеди, то Господь вознаградит его за это земным благоденствием.

Считалось, что Бог благословляет человека детьми, умножением состояния… Такое понимание частично сохранилось и у современных христиан, а в протестантской среде друг другу желают не счастья и здоровья, а говорят: «Пусть вас Бог благословит!».

Но, по правде говоря, Новый Завет совсем иначе оценивает суть счастья. В Евангелии это слово вообще ни разу не упоминается. Более того, воплотившийся Христос проповедует отнюдь не земное благобытие. Своим ученикам Он говорит: меня на земле гнали, значит, и вам придется пережить то же самое. Он не обещает им финансового благополучия, карьерного роста и социальных гарантий.

Почему? Да потому, что все это — земное, временное, тленное. А Он — Бессмертный Бог, Его Царство — на небе. Поэтому Христос обещает лишь одно — «претерпевший до конца спасется». То есть перенесший все испытания и скорби, но оставшийся верным Богу, попадет в Царство Небесное . Там его ждут вечные радости и веселие. Но никак не счет на миллион долларов, просторная квартира в центре города и продвижение по карьерной лестнице.

Хоть многие и понимают, что все это внешнее и временное, но часто поступают так, как Саломия, мать апостолов Иоанна и Иакова. Однажды она обратилась ко Христу с просьбой: посади моих сыновей по правую и левую руки в царстве Твоем. На что Спаситель ответил: не знаешь, чего просишь.

А знаем ли мы, что такое счастье, и чего мы на самом деле желаем нашим близким, друзьям, коллегам?

Не в деньгах…

Обычно счастье разделяют на две категории:

  • внешнее;
  • внутреннее.

Под внешним принято понимать все факторы извне, которые якобы делают нас счастливыми. Это деньги, дорогая одежда и украшения, квартиры и машины, заграничные курорты…

Обычно все это сводится к одному — к богатству. Ведь если человек имеет деньги, то может позволить себе многое: от образования в самых престижных университетах мира до устройства на хорошую должность, статуса в обществе и иллюзии счастливого человека.

Но суть счастья не в навязываемых иллюзиях. Да и приумножение финансового состояния не делает жизнь человека радужной и безоблачной.

Иногда приходится сталкиваться с тем, что чем больше имеешь, тем больше хочется. Если у тебя миллион, то кажется, что когда появится еще один, то все будет прекрасно. Но потом захочется еще один, а тогда и миллиард…

Да и у каждого человека индивидуальные «аппетиты» на деньги. Сравните нищего и владельца крупного бизнеса. У первого нет ни крова, ни одежды, ни еды. Второй имеет все в излишестве.

Если нищему дать 10 тысяч долларов, то он весьма обрадуется — хватит не только на хлеб. Но для второго это будет всего лишь мелкая прибавка к состоянию.

Если не деньги, то что же такое счастье?

Счастье — в любимом деле и достижении целей?

Это комплексное внутреннее состояние, когда личность удовлетворена своей жизнью, каждый ее день проходит осознанно, у нее есть любимое дело.

Такой человек любит и любим, творит добро и вкладывает много энергии в любимое занятие. Достигнутые цели и полученный результат влияют и на внутреннее состояние человека, и частично на внешнее:

  • для учителя счастье, когда ученики приходят на уроки подготовленными;
  • для музыканта — собрать аншлаг или написать новый шедевр;
  • для спортсмена — установить рекорд;
  • для миллионера — приумножить состояние на очередной миллион;
  • для нищего — иметь вдоволь еды.

Христианство же ставит перед человеком более глобальную цель — спасение. Что это значит? Счастье в православии — это быть с Богом. Но об этом надо говорить постепенно и детально.

Христианское счастье: тоска по раю и желание спастись

В каждом человеке заложено стремление к счастью, и в этом нет ничего греховного.

Более того, можно смело сказать, что каждый из нас создан Богом для счастья. Вот только смысл этого понятия совсем не тождественен крупной сумме на банковском счету и внешнему благополучию.

Человек был создан для любви, достижения святости, жизни с Богом. Первые люди жили в Эдемском саду, познавали красоту Божьего мира и общались с Богом. Это было подлинное счастье. В Библии есть даже более удачное слово — блаженство.

Но все изменилось после злополучного грехопадения. С тех времен уже на протяжении тысячелетий человек скорбит за потерянным раем и пытается отыскать его в земной жизни.

Христианство дает ему надежду. Какую? Достигнуть святости и попасть в рай. Именно Царство Небесное обещал Христос Своим ученикам.

Можно долго фантазировать на тему того, какой будет жизнь в обещанном раю, но это не главное. Важно одно: для праведника, всем сердцем полюбившего Бога, пребывание на небе превратится в вечное блаженство. Никакой скорби, тоски, болезней, переживаний. Только всеобъемлющая радость и любовь.

Обычному человеку, обремененному суетой и грехами, это тяжело представить. Но многие святые на собственном опыте знали, к чему они стремятся.

Молитва — дверь к небесной радости

Праведники в молитвенном состоянии познавали вкус счастья в православии.

  • Апостол Павел в послании к коринфянам пишет, что в свое время был «восхищен до третьего неба» — то есть попал в рай и слышал ангельское пение.
  • Мария Египетская , искупившая грех блуда 47-летним подвигом в пустыне, молилась так горячо, что поднималась над землей.
  • Серафим Саровский достиг такой святости, что еще при жизни его посещала Пресвятая Богородица, а, по свидетельству современников, от него исходил божественный свет. Кроме того, преподобный был настолько «не от мира сего», что постоянно радовался и всех встречных приветствовал возгласом «Радость моя, Христос воскресе!».

Это лишь некоторые примеры. Многие святые, творящие непрестанную Иисусову молитву, говорят о неземной радости и утешении. Здоровы они или немощны, в благоденствии или скорби — они спокойно принимают все, что посылает Бог. Как пишет апостол Павел, всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите.

Получается, что все эти добродетели неразрывно связаны: если человек постоянно помнит о Боге и все совершает с молитвой, то с благодарностью принимает все испытания. И даже если приходят скорби или болезни, он все равно благодарит Бога. Почему? Потому что Всевышний посылает человеку шанс измениться, смириться, помочь другому, преодолеть собственные гордость и самолюбие.

Блаженный — счастливый или сумасшедший?

Внутренняя радость и любовь — это и есть основа счастья в православии. В Новом Завете первые слова упоминаются очень часто. А евангелист Иоанн Богослов, которого еще называют «апостолом любви», призывает каждого: Радость ваша будет совершенна.

Также в Новом Завете часто используется слово «блаженство». В Нагорной проповеди Христос произносит девять заповедей блаженства — путей достижения святости. Блаженными он называет милостивых, кротких, чистых сердцем, миротворцев, изгнанных и претерпевших за правду Божью.

По христианским меркам такие люди действительно знают суть счастья и готовятся к райской жизни, а не к комфортной земной.

Но какие значения имеет слово «блаженный» в толковом словаре?

  1. Счастливый.
  2. Сумасшедший, не совсем нормальный, юродивый.

Эти толкования как раз и противопоставляют мирское и церковное понимание.

Если счастье в православии — это быть с Богом, в земной жизни переносить все скорби, смиряться, отказываться от земных благ, чтобы достичь совершенства и пребывания в раю, то в миру все совсем не так.

Надо искать себе место под солнцем, соответствовать статусу и быть даже лучше других — иметь много денег, красиво одеваться, жить в роскоши. Мол, один раз живем, надо попробовать все.

Но если бы это соответствовало действительности, так почему же зажиточные люди часто впадают в депрессию, чувствуют себя опустошенными и даже доходят до суицида?

Почему же многие пережившие клиническую смерть кардинально меняют собственную жизнь, отказываются от миллионов и миллиардов и помогают нуждающимся, как, например, австралийский бизнесмен Карл Рабедер ?

Потому что суть счастья — не в деньгах и временном благополучии. В этой жизни его можно достичь в молитве, помощи другим, постоянной самоотдаче. Чем больше отдаешь, тем больше возвращается.

Также понятно, что земная жизнь настолько разноцветная, что постоянно держаться на белой полосе не удастся. Мы постоянно что-то теряем и приобретаем. Но будут ли важны наши переживания через определенное время, или тогда, когда времени и пространства уже не будет?

…Помню, как в студенческие годы одна девушка очень расстроилась, когда преподаватель музыки сказал, что у нее слабый голос. После занятия она выглядела очень грустной. Тогда подруга дала ей очень важный совет: а ты попробуй посмотреть на свои проблемы с расстояния вечности. Останется ли для тебя эта мелкая проблема важной через пять лет, десять, в старости? Будет ли она иметь хоть мало-мальское значение не во временной жизни, а в вечной? И что такое счастье конкретно для тебя?

О сути счастья рассказывает и эта видеопритча:

Отец Валериан, насколько в христианской традиции корректно говорить о счастье? Может ли христианин стремиться земному счастью или у него должны быть более высокие цели в жизни?

В Вашем вопросе уже присутствует ответ. Быть может, я ошибаюсь, но само слово «счастье» означает часть, которая сопричастна некоему целому понятию.

Несчастье современного человечества заключается в том, что, как прекрасно сказал Святитель Николай Сербский, человечество перестало понимать. Он говорит: «Первые люди немного знали и все понимали, потом стали знать больше, но меньше понимать. Наконец (и это мы видим как раз сегодня), люди могут почти все знать, но ничего не понимать».

Дело в том, что понятие счастья относится к духовным вещам, а их невозможно объяснить. Например, у святых отцов есть такое понятие - «смирение». Что такое смирение»? Как о нем говорить? Смирение касается мира духовного и потому непременно уже связано с тем, что непонятно и непостижимо. К нему можно только приблизиться. Поэтому многие духовные понятия интуитивно близки человеку, а что это такое - толком никто не знает.

Я помню отца Николая Гурьянова, старца, человека удивительно святой жизни. С улыбкой он иногда говорил: «Какие вы счастливые, что в Истине». Вот это верное определение счастья.

Часто приходится слышать: «Счастье в здоровье». Было бы счастье в здоровье, не было бы самоубийств среди здоровых людей. Часто многие здоровые люди несчастны. Может быть, счастье в богатстве? Среди богатых счастливых мало. А если власть? Человек во власти сам себе уже не принадлежит, ведь он должен выглядеть, должен присутствовать, он должен, должен, должен… Какое там счастье! Сказать: «Счастье в семейной жизни», - счастливых пар не так уж много… Сказать: «В детях»?.. Почему так много женщин избавляются от этого счастья абортами? Что ж они сами себя лишают этого счастья?

В чем же тогда земное счастье? Все-таки, видимо, счастье земное только тогда настоящее, когда сопричастно счастью небесному, когда в нем любовь неизменяемая, непреходящая, верная, когда семья - это союз любящих сердец, неизменный, неразрушимый, когда дети - во Славу Божию и благословения Божии, когда чада чад утешают. Тогда это именно счастье. Такое счастье было у Иокима и Анны, Захарии и Елисаветы, схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Родители Преподобного Сергия - счастливые люди… Без цели, без смысла нет счастья.

Читая жития святых, видим, что их жизнь, как правило, была очень тяжелой, полной лишений и скорбей. Получается, если подражать святым, то кроме лишения и скорбей ничего в жизни и не увидишь?

Вы знаете, для того чтобы достигнуть земного успеха, тоже надо очень много сил приложить: потерпеть скорби, лишения. Только разница в том, что святой за свои лишения и скорби получает вечное и небесное, а другой, тоже потратив немало сил, получит (или не получит, что тоже вполне может быть) временное, земное.

- Что нужно делать, как нужно жить, чтобы стать счастливым?

Ну, самый простейший ответ дан в Священном Писании: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле». То есть почитай родителей, вообще старших, и без сомнения будешь счастливым. Потому что, пока ты додумаешься до чего-то сам, отбрасывая опыт, ты можешь всю жизнь не найти, где же счастье, чем нужно заниматься. Мудрые люди говорят, что хорошо и почтенно идти по стопам старших, если они шли прямым путем.

- Батюшка, а в чем счастье священника в этой, земной жизни?

Что Вы!!! Во-первых, священник сподобляется предстоять престолу Божию, совершать литургию - а это самое высокое, что может быть не только на земле, но и на небе. Выше этого ничего нет! Без сомнений, самое главное счастье – это совершать литургию! И конечно, счастье - это та радость, которую испытываешь, видя, как Господь спасает души. Когда человек обращается от греха к праведной жизни, когда люди приходят в Церковь, обращаются к Богу и у них появляется надежда на спасение. Конечно, это большая радость для священника. А вот те, которые вне Церкви, те несчастные, тех жалко! Страдают в поисках пути, в поисках счастья, а ведь счастье так возможно, так близко…

- Можно ли евангельские заповеди блаженства понимать как правила обретения счастья человеком на земле?

Можно, конечно. Блаженство - это и есть счастье. Я вот подумал, что нет такого слова «счастье» в духовном смысле, есть понятие «благо». Благо, как сказал Преподобный Серафим Саровский (а он пережил то состояние, о котором говорил), - это то блаженство, за которое всю свою земную жизнь человек с радостью согласился бы находиться в келье, наполненной червями…

- А здесь, в земной жизни, может человек быть причастен такому благу?

Человек рожден для вечной жизни с Богом и здесь должен готовиться к этому. Просто многие люди не понимают данного им Богом блаженства, вообще удаляются от Бога и потому несчастны. Но тоска по раю остается у всех, и желание избавиться от этой тоски и есть поиск счастья.

Беседовала Ф.Н. Савельева

Всякий, хотящий жить во Христе, — гоним будет. Не обязательно людьми, но болезнями, обстоятельствами, своим сложным характером, когда пытаешься что-то в нем исправить, и т. д. То есть получается, на этом свете христианам счастья не дождаться?

В чем несчастье гения?

Несомненно, что счастье — это состояние. Но его природа может быть разной. Есть небольшая притча о бедном рыбаке и его богатом соседе. Когда один лежал на берегу у своей лодки и смотрел на то, как солнце садится в море, второй подошел и спросил, почему тот не ловит рыбу?

— А зачем? — спросил рыбак. — Я сегодня наловил достаточно, чтобы прожить день.

— Как зачем? — удивился сосед. — Ты поймаешь рыбы больше, чем обычно, и продашь за деньги.

— Купишь себе еще одну лодку, чтобы ловить еще больше рыбы, наймешь работников, и они будут трудиться на тебя, а ты будешь богатеть.

— Ну и что?

— А потом ты будешь ничего не делать и наслаждаться жизнью, дурачок, — воскликнул богатый сосед.

— А что я, по-твоему, сейчас делаю?

Один из собеседников был явно счастлив, но был ли несчастлив другой, притом что оба наслаждались жизнью так, как они это понимали? Для богатого соседа большая часть отпущенного ему на земле срока прошла в ожидании этого состояния, когда, как в детстве, предвкушение летних каникул часто радует больше, чем сами каникулы, которые уже омрачаются неминуемым сентябрем. Наслаждение жизнью было целью, процесс достижения которой растянулся на всю жизнь.

Для рыбака счастье могло быть и вне его. Он мог соприкоснуться с ним, стать его частью. Его счастье могло вобрать в себя еще миллиарды таких же, как он, и счастья не стало бы меньше. Счастье же его богатого приятеля замкнуто на него самого и более ни на кого. Там нет места для лежащего на берегу соседа, но у этого соседа всегда рядышком найдется подходящее местечко.

Для того чтобы осмыслить, какой из подходов верен (или верны оба), важно попытаться понять, счастье — это понятие объективное или субъективное, временное или вечное? От этого зависит ответ на вопрос — возможно ли в принципе вывести некую общую для всех формулу? Как это будет правильно, по-русски: мы в счастье или счастье в нас?

Например, Google, не хуже романтичной восьмиклассницы, заполняющей на уроке литературы традиционную анкету с розовой кошечкой на обложке — «счастье — это…», найдя за 0,2 секунды 32 миллиона страниц, выдает результат, что счастье, как правило, бывает семейным, женским, еврейским, и в конце списка оптимистично заключает, что больше всего найдено определений «счастье — это просто».

Понятиями, близкими по смыслу, обычно считают эйфорию, экстаз. Мне приходилось встречать людей, которых уверенно можно было назвать счастливыми. Но ни в одном из них не было даже следа какой-либо экзальтированности. Их счастье было смиренным и радостным покоем духа.

Хотя Кант и утверждает, что «в отношении счастья невозможен никакой императив, который в строжайшем смысле слова предписывал бы совершать то, что делает счастливым», невозможно не отметить, что для счастливцев важно исполнение верного целеполагания. Однако преходящая цель рождает постоянную неудовлетворенность, так как по достижении ее наступает временное насыщение результатом, сменяющееся еще большей жаждой. Отсюда драма творчества. Художник всегда в смятении, гений не удовлетворен своим творением, потому что оно несовершенно. Цель отразить в тленном — нетленное обречена на неудачу. Поэтому гений обычно несчастен (в отличие от просто талантливого человека), потому что он не удовлетворяется земным, но и не в его силах самому постичь небесное. На пике этого диалектического единства противоположностей рождается острое ощущение необходимости в Творце. Итак, возможно, верный критерий счастья не в земной жизни, а в сопричастности Небесному.

По следам праведного Иова

Но, как ни странно, счастье, как, казалось бы, вполне христианское понятие, не очень популярно в Священном Писании. В Синодальном переводе Библии слово «счастье» встречается лишь в одной, но настолько знаковой книге, что это не может быть простой случайностью. Речь идет о книге Иова.

«Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними» (Иов 1: 3-4). В полном соответствии с ветхозаветным миропониманием, счастье здесь объясняется как длящееся состояние земного благополучия, достатка, отсутствия внешних напастей. Это почти классическая античная ευδαιμονία — процветание, невозмутимое блаженство в добродетели.

У Ивана Сергеевича Тургенева есть рассказ «Живые мощи», который, можно сказать, написан по мотивам книги Иова, но уже в христианском миропонимании. Его героиня была, как описывает ее автор (повествование ведется от его лица), «первая красавица во всей нашей дворне, высокая, полная, белая, румяная, хохотунья, плясунья, певунья! Лукерья, умница Лукерья, за которою ухаживали все наши молодые парни, по которой я сам втайне вздыхал».

В момент встречи автора с героиней рассказа Лукерья лишена всего — она тяжело больна и недвижима. Но можно ли назвать ее несчастной (а ведь именно это слово просится на язык у сострадательного читателя)? Вот и автор рассказа обращается к ней:

«– И не скучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья?

— А что будешь делать? Лгать не хочу — сперва очень томно было; а потом привыкла, обтерпелась — ничего; иным еще хуже бывает.

— Это каким же образом?

–А у иного и пристанища нет! А иной — слепой или глухой! А я, слава Богу, вижу прекрасно и все слышу, все. Крот под землею роется — я и то слышу. И запах я всякий чувствовать могу, самый какой ни на есть слабый! Гречиха в поле зацветет или липа в саду — мне и сказывать не надо: я первая сейчас слышу. Лишь бы ветерком оттуда потянуло. Нет, что Бога гневить? Многим хуже моего бывает. Хоть бы то взять: иной здоровый человек очень легко согрешить может; а от меня сам грех отошел. Намеднись отец Алексей, священник, стал меня причащать, да и говорит: “Тебя, мол, исповедовать нечего: разве ты в твоем состоянии согрешить можешь?” Но я ему ответила: “А мысленный грех, батюшка?”

Хуторской староста говорит о ней: “Сама ничего не требует, а напротив — за все благодарна; тихоня, как есть тихоня, так сказать надо”».

«Ничего не требует, а, напротив, за все благодарна», — это уже совсем по-евангельски, где любовь не ищет своего и благодарит за все. Такой человек недалек от Царствия Божия, но сама страдалица не считала себя совершенной.

«– Эх, барин! — возразила она. — Что вы это? Какое такое терпение? Вот Симеона Столпника терпение было точно великое».

Лукерья, несомненно, пребывала в том состоянии, когда даже смерть не может нарушить внутренний покой.

Вот как она описывает одно из своих видений: «И проходят мимо меня все странники; идут они тихо, словно нехотя, все в одну сторону; лица у всех унылые и друг на дружку все очень похожи. И вижу я: вьется, мечется между ними одна женщина, целой головой выше других, и платье на ней особенное, словно не наше, не русское. И лицо тоже особенное, постное лицо, строгое. И будто все другие от нее сторонятся; а она вдруг верть — да прямо ко мне. Остановилась и смотрит; а глаза у ней, как у сокола, желтые, большие и светлые-пресветлые. И спрашиваю я ее: “Кто ты?” А она мне говорит: “Я смерть твоя”. Мне чтобы испугаться, а я напротив — рада-радехонька, крещусь! И говорит мне та женщина, смерть моя: “Жаль мне тебя, Лукерья, но взять я тебя с собою не могу. Прощай!” Господи! как мне тут грустно стало!.. “Возьми меня, говорю, матушка, голубушка, возьми!” И смерть моя обернулась ко мне, стала мне выговаривать… Понимаю я, что назначает она мне мой час, да непонятно так, неявственно… После, мол, петровок… С этим я проснулась».

Христианское сознание видит божественную награду не в возвращении в земное благополучие, а в сопричастности к той Небесной радости, о которой говорит Христос в притче: «…войди в радость Господа твоего». Евангелие, в отличие от книги Иова, не знает категории счастья. Но Христос и апостолы неоднократно говорят о радости, причем радости, которая может быть соединена (правда, вовсе необязательно) с житейскими скорбями. Только в христианской аскетике было возможно появление выражения «радостотворный плач».

Почему страдания не омрачают счастья христиан? Потому что они разделены пропастью между тленным и вечным. Страдает вещественное, временное тело в этом мире, радуется вечная душа, сопричастная Царства Божия. Радуется, облекаясь во Христа и приобщаясь вечного Бога. И смерть — не просто окончание земных страданий, смерть, — врата в жизнь, и поэтому она может быть радостной, что немыслимо для ветхозаветного сознания.

Когда промыслом Божиим от Иова отнимается земное богатство, он, пораженный «проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его», восклицает: «…как ветер, развеялось величие мое, и счастье мое унеслось, как облако. И ныне изливается душа моя во мне: дни скорби объяли меня» (Иов. 30:15-16). Когда же Иов раскаивается в том, что «говорил о том, чего не разумел, о делах чудных… которых не знал», Бог возвращает его в прежнее состояние и награда за верность измеряется в количестве имущества и наследников: «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери» (Иов. 42: 12-13).

Героиня тургеневского рассказа страдает подобно Иову, лежит в тяжкой болезни, так же верна Богу и терпеливо сносит свое положение, но ее награда оказывается выше земного благополучия. Она не одинока в своем мнимом одиночестве, дух ее мирен, мысль покойна. Она не осуждает ни жениха, бросившего ее после того, как она, получив травму, стала калекой, никого. Она радуется новому дню, забежавшему зайцу, запаху гречихи — любой мелочи… И тихо отходит в предсказанный ей во сне день, слыша колокольный звон с небес — символ того, что жизнь и смерть ее были угодны Богу, к Которому и стремится душа ее.

Значит, настоящее счастье — выше всего земного. Это причастие Небесного. По-русски славянское слово «причастие» переводится как «приобщение». Быть причастным, значит быть общником чего-то или Кого-то.

Пусть восьмиклассница с розовой тетрадкой, не задумываясь пока над смыслом, старательно вписывает в анкету определения типа: счастье — это когда тебя понимают, счастье — это смотреть на закат вдвоем. Ведь здесь так же отражено главное содержание понятия — счастье невозможно в одиночку и, добавлю, недостижимо вне Бога. И когда в душе мир и покой, в этой тихой радости сопричастности с Начальником Жизни все остальное становится незначительным. Действительно, Google прав: счастье — это просто. Все остальное — иллюзии.

Трудно представить день рожденья или другой праздник без традиционного пожелания счастья-здоровья. Но какой именно смысл вкладывают в это понятие? Безропотное существование? Внешнее благополучие? Обеспеченность? Как стать счастливым? Перед тем как ответить на эти вопросы, стоит сначала раскрыть смысл понятия.

Толковый словарь дает такое определение:

Счастье — это состояние абсолютной удовлетворенности жизнью, чувство наивысшего удовольствия, радости. То есть это внутреннее состояние человека.

Каждый человек по-своему достигает этого внутреннего состояния.

За деньги счастье не купишь

Ребенку для радости нужно совсем мало: чтобы родители были рядом и на день рожденья родные дарили игрушки и конфеты.

Нищий также довольствуется малым. Для него радость то, что для остальных кажется нормой жизни — постоянные кров и еда и человеческое к нему отношение.

Намного тяжелее богатому, ведь ему для того, чтобы чувствовать себя счастливым, надо преумножать свой капитал.

Но разве смысл счастья только в деньгах, благополучии, обеспеченности? Если бы это было так, тогда в самых развитых и богатых странах никто не страдал от депрессии — все есть, осталось только радоваться.

Но статистика заболеваний клинической депрессией свидетельствует об обратном: богатые чаще печалятся. Например, согласно данным 2011 года от ВОЗ и Гарвардского университета, уровень депрессии в развитых странах доходил до 28%, в то время как в средних и бедных странах — до 20%.

Казалось бы все средства есть: жилье, транспорт, денежные ресурсы, но… радости нет.

Потому что чтобы быть счастливым, не обязательно иметь толстый кошелек. Христианство говорит, что достичь подлинной радости можно тогда, когда ты с Богом. Рассмотрим эту мысль с разных сторон.

Суть счастья в Ветхом Завете и проповеди Христа

В Ветхом Завете счастье заключалось в земном благоденствии. Считалось, что если человек служит Богу, то за это Господь наградит его земным богатством, чадородием и многолетием.

Да и само слово «счастье» употребляется в Ветхозаветных книгах, хоть и отнюдь не часто — лишь девять раз.

В Новом Завете все иначе. В Евангелии мы не находим ни одного упоминания этого слова. Почему? Потому что оно ассоциировалось в первую очередь с земным благоденствием.

Иисус Христос в Своей проповеди никому не обещает рай на земле, несметное богатство, бесскорбную жизнь.

Более того, Он говорит, что Его ученики будут иметь скорбь, гонения:

  • В мире будете иметь скорбь (Ин. 16:33);
  • Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин.15:20).

Но Христос дает надежду: все эти скорби и лишения полезны для человека. За стояние в вере, любовь, смирение, безропотное терпение человека ждет великая награда — Царство Небесное, пребывание вместе с Богом.

Именно в этом и суть счастья в христианстве, которое в Новом Завете называют преимущественно «радостью» или «блаженством».

Но в земной жизни невозможно достичь этого состояния постоянного соединения с Богом. Почему? Потому что человек грешит, а грех разделяет человека с Богом. Именно так было с Адамом и Евой.

Рожденные для радости и любви

Бог создал первых людей не для скорби, бедствий, болезней и смерти, а для вечной жизни, вечной любви, вечной радости. Адам и Ева жили в прекрасном Эдемском саду, общались с Богом, питались райскими плодами, наслаждались красотой сотворенного Господом мира.

И это райское состояние длилось бы и длилось, если бы не наступила всем известная катастрофа: по своей воле и внушению дьявола первые люди вкусили запретный плод. Вместе с этим плодом они вкусили скорби, болезни и смерть. Какие последствия это имело? Человек настолько падал греховно, что дошел до убийств, войн, глобальных катастроф, сам себя сделав несчастным.

Но Бог милостив. Он дает человеку шанс вернуться в то райское состояние, в котором он и был создан.

Смысл счастья и крестная жертва Христа

Для того, чтобы избавить человека от последствий первородного греха, Бог посылает в мир Иисуса Христа. Сын Божий пострадал на Кресте для того, чтобы искупить каждого из нас от этого греха. Более того, Спаситель дал человеку возможность еще в этой жизни соединиться с Богом, жить с Христом. Как? Через Таинство Евхаристии.

Возможность соединиться с Богом, принять в свое сердце Христа — это возможность уже на земле достичь небесного счастья. Но осознать важность этого Таинства может не каждый христианин и далеко не сразу.

Со временем человек теряет благодать, снова «коллекционирует» грехи — в греховном мире невозможно полностью освободиться от пороков. Но очиститься помогает покаяние и исповедь.

Смысл счастья в христианстве — достижение святости

Каждый человек, который хоть раз подходил к исповеди, чувствовал на себе, как после разрешительной молитвы священника у него словно груз с души спадал. Становилось так легко и радостно.

А представьте себе, как же легко и радостно будет чувствовать себя человек, когда никакие грехи уже не будут обременять его.

Что-то похожее переживали многие святые, которые еще при жизни могли прочувствовать небесное блаженство и этой частичкой Божественной радости делились с другими.

Потому можно сказать, что суть счастья / радости / блаженства в православии — это быть с Богом. А чтобы быть с Богом, надо и самим стать святым. То есть путь к счастью непременно ведет к достижению святости.

Счастливые и святые, святые и счастливые

Серафим Саровский с такой любовью принимал каждого приходящего, что сам словно светился изнутри и обращался к каждому со словами «Радость моя, Христос воскресе!». Некоторые люди могли даже своими глазами видеть, как он сиял и извне.

Вот представьте себе обычного человека, который в момент разговора с вами вдруг начинает преображаться, сначала начинает сиять его лицо, затем руки, все тело… Приблизительно таким увидел святого Серафима некий помещик Николай Мотовилов.

Не так явно, но от внутренней радости словно сияли и многие старцы нашего времени, познавшие смысл небесного счастья.

Отца Николая Гурьянова (1909-2002) духовные чада называли любвеобильным старцем, ходячим Евангелием. Сам же он, кроме тысяч примеров помощи ближним, оставил и духовные советы. Один из них призывает к радости: «Будьте всегда радостны и в самые тяжелые дни вашей жизни не забывайте благодарить Бога: благодарное сердце ни в чем не нуждается».

Жизнерадостностью и особой любовью отличался и отец Иоанн Крестьянкин (1910-2006). Даже на многих фотографиях он слегка улыбается. Словно не было в его жизни более пяти лет тюрьмы, болезней и недомоганий. Все свое время отец Иоанн проводил либо на богослужении, либо в кельи, где он молился или отвечал на многочисленные письма, либо в беседе с людьми. А приходили к нему за духовным советом как днем, так и ночью. В книге «Несвятые святые», уже ставшей бестселлером, духовное чадо Иоанна Крестьянкина, епископ Тихон Шевкунов, приводит многие примеры прозорливости старца.

Суть счастья в пребывании с Богом

Но чтобы быть счастливым, радостным, не обязательно иметь дать прозорливости и каждый день принимать нескончаемые потоки людей. Также совсем не обязательно иметь миллионные счета и квартиры в разных столицах мира.

Главное — быть с Богом. А это возможно в любом уголке мира и совсем не зависит от нашего состояния или даже статуса.

Глубокое впечатление на всех зрителей производит фильм священника Сергия Баранова «Литургия» . В 36 минут вместились истории абсолютно разных людей.

  • Некий подсудимый, пребывающий в камере пожизненного заключения, называют себя счастливым. Он был бандитом, за самые тяжкие попал в тюрьму. Но только здесь, за решеткой, для него началась настоящая жизнь. Он не знает, сколько дней ему осталось. Но все это время хочет посвятить молитве. Бог с ним, рядом, в его узкой камере — в этом узник не сомневается. С особой радостью, раскаянием и надеждой он каждый раз ждет священника, который его регулярно исповедует и причащает.
  • Парни из детского дома не размышляют над тем, как стать счастливыми — они считают себя именно такими и говорят, что у них все хорошо. У одного парализованы ноги, у второго — руки, у третьего — и то и другое. Но они радуются. У них все хорошо. Да, им тяжело, но Бог рядом, любимый батюшка навещает. … А когда хочется рисовать, парализованные руки и ноги не помеха. Ведь, в конце концов, карандаш еще можно и в зубах держать.
  • Некоторым людям Бог дает прожить одну жизнь так, словно три разных. Так было и с Александром, героем этой истории. Казалось, жизнь его ничем не отличалась от других. Но однажды в разговоре с богатым другом, смотря на разрушенную церковь, он сказал: «Если бы у меня были деньги, я бы достроил этот храм». Через короткое время его бизнес настолько поднялся, что он достроил разрушенный храм, возвел монастырь, помогал многим нуждающимся. Хватало на себя и на добрые дела. Но потом бизнес так же резко пошел на спад. К тому времени Александр уже раздумывал над третьим этапом его жизни. И ушел в монастырь. А монаху не нужны миллионы и квартиры. Келья, иконы и молитва делают его очень богатым. Внутренне богатым.

Подобных жизненных историй можно насобирать не на одну книгу. Люди понимают, что не в деньгах счастье, и отказываются от миллионов и даже миллиардов (как австралийский бизнесмен Карл Рабедер ).

Иные даже пытаются убегать от мира и славы в глубинку, как в свое время было с Петром Мамоновым — известным музыкантом и актером. Придя к православию, он завязал с алкоголем, наркотиками, прошлым творчеством и вообще на определенное время уехал в деревню, где жил вдали от всех, тщательно прятался от журналистов, молился и размышлял о сути счастья и небесной радости. А еще он подарил для всех верующих великую радость — роль старца Анатолия.

Но чтобы быть ближе к Богу, обрести подлинную радость, не обязательно прятаться в глубинке или пустыне. Как же тогда обрести счастье христианину?

  1. Попробуйте молиться каждый день, утром, вечером, когда приходит на ум и чувствуете необходимость. Обращайтесь своими словами, читайте отдельные молитвы и правила с молитвослова. Но делайте это внимательно и искренне. Если молитва — это беседа с Богом, то не упустите шанс пообщаться с Творцом.
  2. Будьте внимательны к людям. Любите их. Помогайте нуждающимся. Когда делаешь добро другому человеку, тогда тебе самому становится радостно.
  3. Читайте Евангелие и старайтесь жить по заповедям. Если бы все люди жили так, как им предлагает Христос, то в мире царила бы гармония и любовь.
  4. Посещайте храм, участвуйте в богослужениях. Это возможность помолиться с остальными верующими. Кроме того, во время Литургии совершается центральное таинство — Евхаристия. Человек соединяется с Богом, подкрепляется духовно, обретает небесную радость.
  5. Благодарите Господа. Не только за приятные события в вашей жизни и моменты земного благоденствия, но и за все страдания и скорби.

Тогда вы на собственном опыте узнаете, как стать счастливым и достичь святости.

Накануне праздников принято друг другу желать счастья. При этом, разумеется, счастье каждый понимает по-­своему. Например, когда одного молодого человека спросили: «Как стать счастливее?» - он ответил: «Нужно больше улыбаться, отдыхать, больше уделять времени себе и радоваться жизни». Разумеется, такой светский «рецепт» счастья не подходит для православного христианина. Стоит отметить, что тема счастья актуальна не только для светских, но и для верующих людей. Не случайно Святейший Патриарх Кирилл, касаясь этой темы в своих выступлениях и проповедях, заметил: «Счастливы мы или несчастливы зависит от того, что у нас в сердце».

Современный книжный рынок просто переполнен книгами о способах приобретения утилитарного, мирского счастья, которые в действительности могут привести человека только к несчастью. Отрадно, что в этой духовно небезопасной литературной нише прозвучал голос священника о том, что же такое настоящее счастье и как его правильно понимать.

Не так давно в издательстве «Никея» вышла новая книга психолога протоиерея Андрея Лоргуса, в которой была предпринята попытка духовно-­психологического исследования счастья, скажем так, с православной точки зрения. Напомню, протоиерей Андрей Лоргус - ректор Института христианской психологии, окончил факультет психологии МГУ и Московскую духовную семинарию. Он потомственный священник с 20-летним стажем и практикующий психолог. Несмотря на то, что «Книга о счастье» написана простым языком, доступным даже для далеких от веры людей, она весьма глубока по своей сути. Более того, отец Андрей касается в ней многих непростых вопросов современной церковной жизни.

Сначала я хотел написать отзыв на эту уникальную книгу, однако, прочитав ее дважды с карандашом в руке, понял: подробно говорить о том, что там написано, равносильно пересказыванию стихов своими словами. Мне кажется, эту книгу лучше изучить самому читателю, поэтому поделюсь только некоторыми своими впечатлениями и мыслями, навеянными данной работой.

Мифы о счастье, или счастье внутри нас

В предисловии к своей книге отец Андрей пишет, что счастье для него никогда не было целью и смыслом жизни, но, исполняя свой долг священника и психолога, он пришел к выводу, что необходимо дать христианский ответ на вопрос, что такое счастье. При этом он сразу предупреждает читателей, что если их интересует счастье как объект, который можно найти, обрести, заслужить, выпросить или вымолить, то эту книгу им лучше не читать. Так же это относится и к тем, кто убежден, что жизнь - это трагедия, «крест» или тяжкое испытание.

По мнению батюшки, каждый способен быть счастливым, нужно только это себе позволить. Для христианина счастье - это ощущение полноты жизни с Богом.

В этой связи отец Андрей рассматривает распространенные мифы о счастье, которые часто укореняются в нас с детства. Например, один из них: «Счастье будет когда-­то...» - то есть человек живет в ожидании «светлого будущего». Тот, кто застал советские времена, хорошо поймет, о чем идет речь. Такая склонность к идеализации будущего обычно присуща детям.

У взрослых людей такое тоже бывает, но часто при этом они еще идеализируют прошлое: вот раньше все было лучше. В результате человек вместе с чувством реальности утрачивает и счастье, которое всегда бывает только в настоящий момент. Поэтому православная аскетика учит трезвению: осознанности, собранности и четкой соотнесенности с настоящим моментом, то есть, как сейчас принято говорить, нужно быть здесь и сейчас.

Еще один миф о счастье можно сформулировать так: «Вот когда я разбогатею...» Он заключается в ожидании особого жизненного этапа, за которым, по мнению человека, все будет хорошо. Например, кто­-то думает: вот когда заработаю миллион, или удачно женюсь (выйду замуж), или буду кандидатом наук, или стану начальником, - тогда и будет мне счастье. Однако такая постоянно отодвигающаяся реальность часто ведет к сильному разочарованию и пустоте жизни, основанной на сплошном ожидании чего-­то. Опять же, этот миф не позволяет человеку жить реальностью, настоящим. В результате такой поиск счастья со временем приносит много несчастья.

Как видим, подобные мифы ошибочно основываются на том, что якобы существует некий внешний источник счастья, который способен нас осчастливить. По мнению же священника Андрея Лоргуса, «главная духовная задача - научить людей перенести эту точку внимания, точку осознания внутрь себя, потому что источником счастья является собственная душа человека», которая очень ценна для Господа. Кстати, в основе слова «счастье» корень «часть». Для христиан радостно обнаружить, что счастье и причастие - однокоренные и по смыслу очень близкие слова.

В своей книге автор учит не путать радость и счастье с наслаждением - чувственным удовольствием. (В слове «удовольствие» два корня: «уды» - части тела, и «воля». Следовательно, «удовольствие» - власть тела, наслаждение). Радость гораздо многообразнее и многосложнее. В общем, батюшка призывает людей взрослеть, так как духовная и психологическая зрелость личности включает в себя реализм. По словам батюшки, необходимо научиться ценить сегодняшний день, так как только здесь и сейчас человек способен действовать: будущего еще нет, а прошлого уже нет. В этом смысле автор определяет счастье как деятельную радость, то есть не получение чего-­либо, а именно созидание в себе духовной радости.

Познай себя

Современные люди, даже не интересующиеся психологией, знают, что в человеке есть не только сознательная, но и подсознательная (бессознательная) сфера. Образ бессознательного часто сравнивают с айсбергом: то, что находится над поверхностью воды, - это наше сознание, а то, что под темной водой, значительно большая часть, - наше бессознательное. Но одно дело знать это понаслышке, а другое - убедиться в этом на практике.

Как­-то я был свидетелем того, как одна женщина обратилась к психологу по поводу того, что она не умеет правильно обращаться с деньгами: сразу их тратит, залезает в долги и т.д. И вот психолог, чтобы разобраться в ситуации, предложил женщине пройти проективный (рисуночный) тест. Я стоял рядом и наблюдал за происходящим. Женщина взяла листок бумаги, ручку и стала уверенно выполнять задание психолога. Я умел интерпретировать этот тест и был очень удивлен (как и тестирующий психолог) тому, что стала рисовать женщина. Обычно такие изображения рисуют очень успешные в бизнесе люди. Их принято даже называть топ-­менеджерами, и было неясно, как у этой женщины при такой психодиагностике могут быть какие-­то проблемы в материальной сфере. Это же прирожденный лидер-­руководитель. И вот в самый последний момент женщина вдруг неосознанно сама перечеркивает этот рисунок. Мы были крайне удивлены и спросили у женщины: «Зачем она это сделала?», - она недоуменно посмотрела на нас и с трудом вымолвила: «Сама не пойму, но рука так дернулась...» То есть в данный момент сработало ее бессознательное: на самом деле женщина не хотела богатства и боялась его, хотя говорила об этом с точностью до наоборот... Это наглядный пример того, что внутренние глубинные желания человека часто не соответствуют тому, что он озвучивает, находясь в ясном уме и трезвой памяти. Как говорится, у человека на уме одно, а в подсознании совершенно другое.

К слову сказать, тему бессознательного затрагивает в своей книге и протоиерей Андрей Лоргус. Он пишет: «Мы для себя в нашем бессознательном остаемся тайной». Именно то, что мы не знаем себя до конца, - результат всеобщего грехопадения. Он отмечает, что некоторые люди в бессознательной глубине не считают себя вправе быть счастливыми. Как выяснилось, в человеке может скрываться глубинное многоуровневое отрицание себя, своего счастья, отрицание любви.

По мнению священника­-психолога, «именно в Евангелии стремление человека к счастью, к радости и к Богу раскрывается более чем убедительно, во всей полноте. Но Евангелие сейчас чаще понимается, к сожалению, не как открытие Воскресения, а, скорее, как открытие того же «фрейдовского» ада. Многие христиане видят в Евангелии, в первую очередь, свидетельство греховной безнадежности человека, а вовсе не свидетельство безграничной любви Бога к нам и того, как хорошо человеку быть вместе с Христом». По словам отца Андрея, он часто встречается у православных мирян с доминирующим пониманием, что главная их цель - поиск в себе греха, страстей и покаяния. Но покаяние понимается ими не как путь «жизни преизбычествующей», а как цель, далее никуда не ведущая. Выходит, человек принимает крещение, участвует в Таинствах, а при этом рождения Свыше у него не происходит. Тяга к греху у такого верующего не просто остается, но неосознанно ему с ней даже и расставаться не хочется.

Подсознательные «мины» на духовном пути

Автор интересно пишет и о ловушке ложных смыслов. Речь идет о том, что в глубине каждый человек стремится к своему благу, пусть и неправильно понимаемому. Так, например, тот же вор может оправдывать свою преступную деятельность тем, что таким образом он борется с несправедливостью и алчностью богатеев.

По словам отца Андрея, некоторые и в церкви завуалировано продолжают поиски самоутверждения за счет других людей, стремятся к власти или деньгам. Разумеется, это страстные стремления, но они продиктованы какими­-то глубинными смыслами, открыть которые и есть задача христианской психологии. То есть сделать так, чтобы человек осознал их и понял ошибочность, чтобы он созидал, а не разрушал свою жизнь. «Важная задача психолога - показать, что это не стремление к саморазрушению, греху, а желание мнимо понимаемого блага, которое оборачивается грехом».

В христианстве не существует рецептов. И «стандартная» духовная практика, описанная в учебниках для воскресной школы, в жизни не действует. Есть определенный внутренний оценочный критерий, данный апостолом Павлом: «Всегда радуйтесь». Речь идет о радости, которая не связана с внешними удовольствиями, но генерируется изнутри. Именно греховность внутренних установок не дает человеку ощущать эту радость.

Святые Отцы указали нам духовный вектор: стать образом и подобием Божиим, обрести свободу, способность творчества, созидательности, мужества, любви, - то есть обрести то, что помогает человеку в стремлении к цельности. Человек, настроенный на созидание в себе образа Божьего, и есть счастливый человек. В пасхальном ликующем тропаре «Христос воскресе из мертвых...» и заключается наше эмоциональное свидетельство о христианском счастье, - отмечает автор и далее продолжает: «Когда вы любуетесь закатом или восходом, знайте, что это Бог говорит всем: «Я вас люблю!» Об этом нужно чаще думать, чтобы выражение лица не было хмурым. Духовная задача - радоваться и преображать этой радостью отношения хотя бы с двумя-­тремя своими близкими».

«Жизнь жительствует»

Как пишет отец Андрей, неверие в свое прощение многим отравляет жизнь, ведь это есть отрицание Божественного прощения. Счастье человеку открыто и дано в прощении Божьем, в Таинстве Исповеди. Однако даже в христианстве человек ухитряется выбрать аспект суда и наказания, а не аспект прощения и любви, несмотря на то, что Евангелие дает нам примеры того, как связь человека и Бога восстанавливается через прощение. Это и благоразумный разбойник, и блудный сын, и множество исцеленных и прощенных Господом людей. Для Господа ценность живой души человека несравнимо весомее, чем все его грехи. По сравнению с бессмертием человеческой души грех ничтожен.

В современных условиях необходим духовный вектор, который можно определить словами святого Иоанна Златоуста: «Жизнь жительствует». Это означает, что Православие должно нести людям свет жизни во всем многообразии, как понимает это Церковь.

Счастье по-­христиански - это Пасха. Воскресение Христово - это победа Жизни над смертью, это победа Любви над враждой. Счастье христианина - это уверенность в бессмертии, упование на жизнь с Богом, на евангельскую любовь и жизнь в этой любви и прощении Божьем. По мнению автора «Книги о счастье», «очень важная миссия православия сегодня не просто сказать, а показать людям своей жизнью: «вот наша вера - вера радости и жизни».

Рецензии

Есть передача на ТВ Культура: "Правила жизни" называется. Так вот там о счастье рассказывают каждый день: о счастье пишут люди и их рассказы записанные транслируют! Никто еще не говорил о счастье с Богом, ни разу за год пока передача идет! Это может быть счастье рождения ребенка. Это может быть первая любовь и так далее. Ни какой меркантильности - типа, миллион денег заработать или клад с золотом найти за целый год не прозвучало! а представлять счастье людей так, как это делает священник! - сознательно принижая мнение людей - ему же и грех! Не в деньгах счастье - так скажет вам любой человек в мире, а уж тем более в России! И еслимниться тому священнику, что - вот,мол, люди все меркантильные - тогда он сам меркантилен до немогу, засвечки и за сгоревший воск переживает даже спать ложась - вот бы собрать воск-то да вновь на переплавку отдать, еще много свечек можно наделать! По себе людей судит! грех ему - меркантильному! А уж если изначально на ложной идее построено:"Еще один миф о счастье можно сформулировать так: «Вот когда я разбогатею...» Он заключается в ожидании особого жизненного этапа, за которым, по мнению человека, все будет хорошо. Например, кто-то думает: вот когда заработаю миллион, или удачно женюсь (выйду замуж), или буду кандидатом наук, или стану начальником, - тогда и будет мне счастье".
Все его построение и все его выводы неверны! На песке строит! Кто ему сказал, что люди видят счастье в деньгах? Он сам придумал, потому что сам так мечтал - разбогатеть и думает, что все люди такие! Ужас и ужас - какой ему огромный грех будет - всех людей обвиняет - "они, видите ли, в деньгах счастье видят" - дурак и тот не в деньгах счастье находит! А священник на людей обвинение накладывает - они -грешные, типа? Кто поставил его судьею? Никакое исследование - проведенное институтами, учеными, психологами! - не подтвердит такую точку зрения. Тысячи людей опросили, сотни тысяч, и никто не видел счастья в деньгах и в богатстве!! Только этот священник - умней всех институтов и всех людей умней - он видите ли знает? Идиот! Грешник великий! Если он не принесет публичного покаяния и не извиниться перед людьми, которых осудил. (если есть мечтатели о богатстве - это психбольные).Гореть ему в Адском пламени! И вечно каяться будет! Факт!
а вам не следует на обман поддаваться! на ложном основании только ложные построения возможны! Феофана Затворника почитайте, если уж на то пошло!

Если совершенно непредвзято и спокойно философски анализировать статью Андрея, как некий комментарий к "Книге о счастье" православного психолога, то книга, как и статья автора, уникальна, интересна и потребна-востребована, особенно в условиях современного мира. А чтО мы наблюдаем в современном мире, например, зайдя в книжный супермаркет? Хаос мировоззрений и огромное множество "учителей жизни". А чему учат современные "учителя жизни"? По этому вопросу я много раз иронизировал, взирая на книги современных американских писателей-психологов, которые внушают читателям, именно, меркантильно-прагматический интерес к жизни, примешивая к этому "интересу" еще и веру в Бога. Типа того, что будете верить Богу и будете богатыми и счастливыми, и у вас все будет в том числе и деньги, как средство к богатству. Т.е., исходя из традиции американского прагматизма, на поверку выходит чисто потребительское и корыстное отношение к Богу. Возникает закономерный вопрос: а какие методы и средства предлагают и внушают читателям современные "популярные" психологи, а самое главное, какие цели они ставят и возбуждают у читающей публики. Ответ прост: эти средства, методы и цели современных психологов во многом не то что противоречат христианскому мировоззрению, особенно православному, но вообще пропагандируется лжехристианское мировоззрение. Вот в чем проблема современности. И данная книга православного психолога и статья автора есть лишь малый вклад в копилку жизни, как альтернативное прочтение и понимание Жизни именно с христианской православной точки зрения, как альтернативное всему тому "морю"-множества "учений" в современном мире. Вот в чем корень и зерно сей статьи - миссионерский и просветительский, как показать раношерстной светской публике на примере понятия "счастья" совсем ИНОЕ, альтернативное понимание "счастья в жизни", исходя из ОСНОВ Православной традиции и мысли.

Теперь касательно рецензии автора Сергия.
Что сразу бросается в глаза, так это агрессивность и озлобленность автора рецензии. Возникает вопрос: почему такой тон и пафос рецензии? Если автор рецензии придерживается атеистического мировоззрения, то тогда нужно ЧЕСТНО с этого и начинать разговор, как с Точки своей определенности и критиковать, и полемизировать. Между прочим, и атеисты бывают совершенно разные, ибо если человек действительно приобщен к традиции мировой Философии, то он никогда не напишет в таком духе озлобленности, как это написано автором рецензии.
Например, философ мог бы заметить в рецензии, как:
"если в "культурных передачах" никто еще ни разу не говорил о счастье с Богом, то это отнюдь не значит, что нет Опыта постижения того, что в мире светском называется как "счастье". Что такое "счастье" как категория светского понимания? Очевидно, что это понимание, как обширное и неопределенное, так и весьма относительное. Что такое счастье в свете светского житейского понимания некоторых моментов жизни человека? Именно, как нечто весьма относительное и туманное. Ибо наряду со светским пониманием "счастья" приходит иное понимание как тревога, забота и отчаяние. И в этом смысле, философ по праву может обратится к библейской книге "Екклесиаста" за постижением мудрости, в которой сказано, что все в мире суета сует и что сам мир, как явление, есть нечто преходящее и относительное. И, между прочим, самое светское слововыражение как "счастье рождения ребенка" весьма корявое в сопоставлении с полноценным и ясным выражением как "Радость рождения ребенка"; Радость, как понятие и переживание, указующее на конкретное глубинное чувство души человека. И это одно, а второе, что в мире во все века до христианства было много рождений, но только Христианство ОТКРЫЛО Миру истинное ЗНАЧЕНИЕ такого понимания, как "РАДОСТЬ Рождения", "РАДОСТЬ Рождества Младенца". И это ОТКРЫТИЕ-ОТКРОВЕНИЕ Христианства есть метафизического масштаба и глубины, перевернувшее мир, которое даже несопоставимо ни с какими научными открытиями по своему значению, касательно расширения и углубления ГОРИЗОНТОВ мировоззрения у человека хоть две тысячи лет назад, хоть человека современного.

И, между прочим, мудрость А.С.Пушкина гласит в запечатленном слове:
"На свете счастья нет,
Есть лишь покой и воля..."

И мудрость слова Пушкина возможно перефразировать так, как гений Б.П.Вышеславцева сформулировал ОТКРЫТИЕ Р.Декарта:
"Мир сомнителен - Бог несомненен"...

Или по другому перефразировать слово Пушкина:
"В сем мире счастья нет (в светском понимании),
Есть лишь Любовь и Радость Божья..."

Стоит заметить, что А.С.Пушкин и Серафим Саровский жили в одно время, но одновременно в разных мирах. И как поразительно Пушкин в своей мудрости совпадает с жизненастроением Серафима Саровского, из которого шло излучение любви каждому приходящему в слове: "Радость моя...".

Согласитесь, что как коряво и действительно в некотором смысле меркантильно-эгоистично звучало бы "счастье мое..."?..

И еще этимологически сопоставляя: "счастье-несчастье" рядом ходят и порой частенько пересекаются.

Иронизируя, можно сказать, что как коряво будет звучать такое предложение:
"какое несчастье" что автор рецензии не понял автора статьи.
Вместо этого есть более точные и определенные слововыражения как "к сожалению", т.е. как "со-жалостию" к человеку.

Вот и у меня вырывается сказать к автору рецензии, как лишь: к сожалению...
К сожалению, автор рецензии не понял сути статьи, в которой корректно и мягко обозначена РАЗНИЦА между пониманием "светского счастья" и религиозно-церковным пониманием "РАДОСТИ"...

Сожалею и я. Что не смог выставить сюда ссылки. Придется словесную вести пояснительную работу! Потому что у меня, на самом деле нет злости и\или агрессивности. Просто уже черезчур много на себя берет представитель религии. Независимо от названия религии: шаманизм, вуду, кришнаиты, свидетели иеговы, или священники и ксендзы с пасторами, - все осуждающе относятся к атеистам! Факт. Сжигали на кострах, травили ядами и даже газ в метро пускали - те же религиозные, уповающие на Бога! Факт! Положительного пока не видно ничего: кроме того, что последние деньги бабушек забирать за свечки и мифические богослужения! службы. Ничего религия не дает! И не надо себя выгораживать: мы не такие, мы "православные" - как были нахлебники, факт, так и есть! тот же Пушкин попов ругал, а известный классик сказку написал: Про работника Балду и попа Талаконного лба! А еще Остап Бендер отбил у ксендзов своего компаньена. И тут же Ильф и Петров показали сущность счастья попа в Советское время: "свечной заводик построим и заживем"! Или это все даром! Это всё факты из жизни. И нет тут злости к людям больным: религиозность - это болезнь-атавизм!
http://www.сайт/2013/08/16/1321 Это рассказ о Матушке Любови, из реальной нашей жизни.



Поделиться: