Успение пресвятой богородицы в. Как молиться Богородице на Успение

Что значит слово «Успение»

«Успение» - это устаревшее слово. В переводе на современный русский язык значит «смерть, кончина».

Что такое Успение Богородицы

Полное название праздника - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии . Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение - Богородичный праздник.

Праздник, который отмечается в Русской Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю), установлен в память о смерти Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. Интересно, что Успение – последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).

Когда празднуется Успение Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа по новому стилю. У него есть 1 день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Что можно есть на Успение Богородицы

28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет. В 2016 году праздник Успения - не постный день.

События Успения Богородицы

Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах мы не прочитаем ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание - один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика - апостола Иоанна Богослова - заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

В письменных памятниках начиная с IV века мы находим упоминания о том, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг - праведный Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было - лишь ее плащаница.

История празднования Успения Богородицы

Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 годы. Скорее всего, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, то есть не общецерковным праздником.

Икона Успения Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Традиционно иконописцы изображают Богородицу в центре образа - она лежит на смертном одре, по сторонам от нее - плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца.

В XI веке распространился расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». Мы можем увидеть его, например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде в Македонии. В верхней части такой композиции изображаются апостолы, летящие к смертному одру Богоматери на облаках. Самый древний пример «облачного Успения» на Руси - это икона начала XIII века, которая происходит из новгородского Десятинного монастыря. В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Сейчас этот образ хранится в Третьяковской галерее.

Часто у ложа Богородицы иконописцы изображают одну или несколько горящих свечей, которые символизируют молитву Богу.

Богослужение Успения

У праздника Успения есть один день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 5 сентября по новому стилю. А предшествует Успению Божией Матери двухнедельный Успенский пост. Он длится с 14 по 27 августа.

Существует особая Служба погребению Богоматери. Ее совершают по подобию службы Утрени Великой Субботы; во время нее читают 17-ю кафизму - «Блаженни непорочнии». В настоящее время Чин погребения Богоматери можно увидеть во многих кафедральных и приходских храмах на второй или третий день праздника. Богослужение начинается со всенощного бдения. На великом славословии духовенство храма выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богоматери; кадит ей, а потом обносит ее вокруг храма. После этого всех молящихся помазывают елеем (освященным маслом). И наконец читаются ектении (ряд молитвенных прошений) и отпуст (благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения).

Стихиры Успения в V веке написал Константинопольский патриарх Анатолий. А в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.

Молитвы Успения Богородицы

Тропарь Успения Богородицы

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Перевод:

При рождении Христа Ты, Богородица, сохранила девство и по преставлении не оставила мира; Ты перешла к вечной жизни, Мати Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Кондак Успения Богородицы
глас 2:

В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование/гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Перевод:

Богородицу, в молениях неустанную и в ходатайствах надежду неизменную, гроб и омертвение не удержали, ибо к жизни перенёс Её, как Матерь Жизни, Вселившийся в Ее утробу вечнодевственную.

Величание Успения Богородицы

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Митрополит Антоний Сурожский: Проповедь на Успение Божией Матери

Прямо святоотеческая жизнь была. Капрал приходит, говорит: нужны добровольцы копать траншею, ты доброволец… Вот первое: твоя воля полностью отсекается и целиком поглощается мудрой и святой волей капрала

Мы празднуем сегодня престольный праздник наш; мы все стоим перед единым и единственным Престолом, который существует: престол, на котором восседает Бог наш; но, как сказано в Священном Писании, Бог во святых почивает: не только в святых местах, но в сердце и в уме очищенных подвигом и благодатью, в жизни и в самой плоти святых.

И сегодня мы празднуем день Успения Святейшей всех святых - Божией Матери. Она уснула сном земли; но как Она была живой до самых глубин Своего естества, так и осталась Она живой: живой душою, вознесшейся к престолу Божию, живой и воскресшим телом Своим, которым Она предстоит теперь и молится о нас. Поистине Она является престолом благодати; в Нее вселился Живой Бог, в утробе Ее Он был, как на престоле славы Своей. И с какой благодарностью, с каким изумлением мы думаем о Ней: Источник жизни, Живоносный Источник, как называет Ее Церковь, прославляя Ее в одной из икон, - Живоносный Источник, Богородица, кончает Свою земную жизнь, окруженная трепетною любовью всех.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});

Но что же Она оставляет нам? Одну только заповедь и один дивный пример. Заповедь - те слова, которые Она сказала слугам в Кане Галилейской: Что бы ни сказал Христос - то исполните… И они исполнили; и воды омовения стали добрым вином Царства Божия. Эту заповедь Она оставляет каждому из нас: пойми, каждый из нас, слово Христово, вслушайся в него и не будь только слушателем, но исполни его, и тогда все земное станет небесным, вечным, преображенным и прославленным…

И Она оставила нам пример: о Ней говорится в Евангелии, что каждое слово о Христе и, конечно, каждое слово Христово Она складывала в Свое сердце как сокровище, как самое драгоценное, что у Нее было…

Станем и мы учиться так слушать, как слушают всей любовью и всем благоговением, вслушиваться в каждое слово Спасителя. В Евангелии много сказано; но сердце каждого из нас отзывается то на одно, то на другое; и на что отозвалось мое или твое сердце - это слово, сказанное Спасителем Христом тебе и мне лично… И это слово нам надо сохранить как путь жизни, как точку соприкосновения между нами и Богом, как признак нашего родства и близости с Ним.

И если так будем жить, так слушать, так складывать в сердце своем слово Христово, как сеют семя во вспаханную землю, тогда и над нами исполнится то, что Елизавета сказала Божией Матери, когда Она к ней пришла: Блаженна веровавшая, ибо исполнится все, сказанное Тебе от Господа… Да будет это и с нами; да будет Матерь Божия нашим примером; воспримем Ее единственную заповедь, и только тогда прославление Ее нами в этом святом храме, который Ей дан в жилище, будет истинным, потому что мы поклонимся тогда Богу в Ней и через Нее и духом и истиной. Аминь.

Успенский собор Московского Кремля

Материал28 августа Православная Церковь празднует один из главных праздников – Успение Пресвятой Богородицы. Замечено, что на Руси именно в честь Успения освящено больше всего соборов и храмов. Почему именно это событие в жизни Богоматери так повлияло на русское храмостроительство нам рассказала кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры Культурологии ПСТГУ Наталья Эдуардовна Юферева

В Успенском соборе в Кремле на протяжении шести веков возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Первое каменное здание собора заложили в 1326 году. Это сделали лично первый Московский митрополит Петр и князь Иван Калита. В конце XV века великий князь Иван III Васильевич повелел перестроить собор, в 1479-ом над этим проектом работал итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.

Современный облик собора определился к середине XVII века. Именно тогда были созданы сохранившиеся до наших дней росписи и иконостас. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Также в XIV – XVII веках Успенский собор в Кремле был усыпальницей митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви.

После революции 1917 года храм стал музеем. Богослужения в нем вновь начали проводить в 1990 г.

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире построили в 1158-1160 годах по повелению владимирского князя Андрея Боголюбского. Первоначально собор возвели из белого тесаного камня, он был одноглавым с тремя небольшими притворами и башнями у западных углов.

В 1185-1189 годах при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни разобрали и заменили на высокие галереи. Собор перестроили - в частности, он стал пятиглавым.

Живопись собора сохранилась до наших дней лишь фрагментарно. К росписи 1161 относятся фигуры пророков между колонками в северной галерее, к росписи 1189 - фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора.

В 1408 году Успенский собор во Владимире расписали преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный. Сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и еще несколько фресок. Именно для иконостаса этого собора иконописцы создали грандиозный деисусный чин и иконы праздничного ряда, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее в Москве.

Народные традиции празднования Успения

Православный праздник Успения Пресвятой Богородицы совпадал по времени с жатвой. В эту пору года русские крестьяне были заняты на уборке урожая. Именно поэтому в народном сознании на церковные традиции Успения наложились земледельческие обычаи.

У восточных славян к Успению приурочивали так называемые «Обжинки». Обжинки - праздник жатвы хлебов. Кроме того, этот день называли «Госпожинки», «Госпожи», «Госпожин день» - в этих словах нашло отражение почитание Богородицы, к которой верующие обращаются как к Госпоже, Владычице.

На следующий после Успения день - 29 августа - отмечали «Ореховый (или Хлебный) Спас». Его назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи. К концу августа начинали также собирать грибы, делали овощные и плодовые заготовки на зиму. Старались засеять озимые: «Озимь сей за три дня до Успенья и три - после».

«Ореховый, или Хлебный, Спас»

«Ореховый, или Хлебный, Спас» - так простой русский народ называл праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (по новому стилю). Этот праздник приходился на первый день после окончания Успенского поста, то есть на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

«Ореховый (или Хлебный) Спас» назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи и завершать жатву хлебов.

Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

После крестной смерти Иисуса Христа Пречистая Его Матерь около пятнадцати лет жила в Иерусалиме, в доме святого апостола Иоанна Богослова, которому поручил Ее Сам Господь со креста. Вот приблизилось время переселиться ей в небесную обитель Сына Своего. Когда Матерь Божия молилась на горе Елеонской, Ей, – рассказывает предание, – явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, и известил о Ее кончине через три дня.

Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ко дню Ее преставления, по повелению Божию, чудесно явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди по всему миру. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный бесчисленным множеством Ангелов и праведных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей и со славой вознес Ее на небо.

Так окончила земную жизнь Свою Пресвятая Дева Мария! С возжженными светильниками и пением псалмов апостолы понесли тело Богоматери в Гефсиманию, где погребены были Ее родители и Иосиф. Неверующие первосвященники и книжники, пораженные величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Богоматери, послали слуг и воинов, чтобы разогнать провожавших и сжечь самое тело Богоматери.

Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но были поражены слепотой. В это время проходил мимо иудейский священник Афоний, который бросился ко гробу с намерением повергнуть его на землю; но едва коснулся он руками одра, как Ангел отсек ему обе руки: отрубленные части их повисли у одра, а сам Афоний упал на землю с криком.

Апостол Петр остановил шествие и сказал Афонию: «Убедись, что Христос истинный Бог». Афоний тут же исповедал Христа истинным Мессией. Апостол Петр велел Афонию с усердной молитвой обратиться к Богоматери и приложить останки рук к частям, повисшим у одра. По исполнении этого руки срослись и излечились, а на месте отсечения остались лишь знаки. Ослепший же народ и воины с раскаянием прикоснулись к одру и получили зрение не только телесное, но и душевное, и все с благоговением присоединились к шествию.

На третий день после погребения Божией Матери прибыл отсутствовавший, по воле Божией, апостол Фома, и пожелал видеть Ее гроб. По его желанию гроб был открыт, но в нем не нашли тела Богоматери. Вечером того же дня, во время трапезы своей, апостолы увидели в воздухе Пресвятую Деву на небесах, живую, со множеством Ангелов. Стоящая и неизреченной славой осияваемая Богоматерь сказала апостолам: «Радуйтесь! Я всегда с вами»; апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Это явление Богоматери совершенно убедило апостолов, а через них и всю Церковь в Ее воскресении. В подражание Пресвятой Деве Марии, часто посещавшей места, которые Сын Ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих, возник обычай между христианами – посещать святые места.

Какого числа Успение Богородицы в 2017 году. В череде церковных торжеств есть знаменательное событие, которое в мирской жизни сложно назвать праздником. В этот день православные христиане отмечают дату смерти, или Успения, Божией Матери.

В настоящее время все больше людей проникается любовью к церкви. Устремляясь в храм Божий, каждый из нас надеется на заступничество и благословение Высших сил. Огромное количество чудотворных икон, проводников между нами и святыми, украшает церковь. Люди молятся о разном, но ни один человек не пройдет мимо образа Пресвятой Девы. В ее силах умолить за каждую грешную душу Спасителя, Сына Своего. Людям предоставляется возможность вознести славу и отблагодарить Богородицу за ее великую любовь и милосердие в день ее Успения.

Успение Пресвятой Богородицы в 2017 году

Успение Божией Матери приходится на 28 августа 2017 года. Многие люди могут задаться вопросом, как могут в религиозных кругах праздновать день кончины Пресвятой Девы, радоваться и превозносить это торжество? В христианском учении это не только возможно, но и необходимо. Смерть - это подарок, освобождение души, избавление от греховной жизни на земле и воскресение на Небесах. Успение Богородицы - это время для радости и прославления.

Из Священных Книг известно, что Богородица молилась о своей смерти, ожидая ее, как подарка. Только так она могла оказаться подле Сына Своего. Иисус поручил заботу о ней своему верному ученику и последователю Иоанну Богослову, который был с Богородицей до момента кончины. В момент предсмертного прощания с Девой Марией случилось чудо: все помещение озарил яркий Божественный свет, Иисус и ангелы снизошли с Небес. Богородица покинула свое тело. Иисус Христос вознес ее на руках в Царствие Небесное. Именно поэтому праздник в народе называют «Вознесение Богородицы».

Житие Богородицы

В исторических хрониках о Богородице было сказано мало. Летопись ее жизни отмечена двумя событиями: рождением и страшной казнью Спасителя.

Жизнь Пресвятой Девы не отличалась чем-то особенным от жизни других женщин того времени, разве что праведностью, целомудрием и неиссякаемой любовью к Богу. Как только она стала Матерью Сына Божьего и Спасительницей всего человечества, к ней пришло и почитание, и известность, и всеобщее восхваление.

После ужасной казни Сына Дева Мария не знала покоя. О ней заботился Иоанн и вся его семья по велению Христа. Богородица не нуждалась ни в чем, однако сердце ее не находило успокоения. Она каждый день ходила на то место, где Иисус претерпевал муки, посещала пещеру, где Он , и молилась о скорейшем свидании с Сыном.

Богородица знала, что мертво тело, но не душа, верила и ждала смерти, чтобы наконец увидеть своего Сына. Молитвы ее были услышаны: Бог подарил ей минуты прощения и вечный покой. Все ученики Христа устремились с разных стран, где проповедовали слово Божие, к хижине Иоанна, дабы проститься с матерью Спасителя. Дева Мария была слаба, но с улыбкой сообщила, что всегда будет рядом с ними и со всеми христианами, что не перестанет возносить молитвы об их благополучии и счастливой жизни. Богородица дождалась своей смерти и вознеслась на Небеса.

Традиции Успения

Успение Богородицы - не время для скорби. Только радость должна присутствовать в ваших мыслях. Богородица призывала не страшиться смерти: каждый умерший покинет землю, попадет в рай и будет жить вечно в Царствии Небесном. Свою кончину она ждала с умиротворением. Пример ее заложил в людях веру в лучшее и предчувствие радости от встречи на Небесах с близкими людьми, которые отошли в мир иной.

В это время следует воздерживаться от тяжелой работы и физического труда. Необходимо посетить церковь, поставить свечку и прочесть молитву Богородице. Даже если вас ничего не тревожит, поблагодарите Пресвятую Деву за защиту и опеку. Сохраните в себе память о Ней, ведь Богородица подарила новую жизнь не только Иисусу Христу, а всем христианам.

Успение Богородицы - фиксированная дата в православном . Этот день - время для радости, любви и счастья. Мы желаем вам крепкой веры, любви Господа и заступничества. Будьте счастливы!

Для православных людей смерть - это не окончание жизни, а освобождение души от грехов, воскрешение, очищение, поэтому Успение - это действительно праздник и каждый верующий должен знать его дату. Дева Мария молилась о том, чтобы она поскорее увидела своего сына и была все время возле него. Ее молитвы были услышаны и однажды она была вознесена на небо. Предлагаем узнать историю праздника, его традиции и узнать ответ на вопрос: какого числа Успение в 2017 году.

Когда будет Успение Пресвятой Богородицы в 2017 году

Ежегодно праздник отмечается 28 августа и в этом году не будет исключения. День предваряет Успенский пост, длится он 14 дней. Данный пост считался более легким, ведь в его дни можно себе позволить картофель, свежие овощи, фрукты, грибы. Вместе с тем, Успенский пост не менее строгий. В его рамках не устраивали какие-либо гулянья, народные зрелища и прочие веселья.

Если внимательно изучить историю, то можно понять, что о Деве Марии много было написано и сказано слов в период до зачатия Иисуса Христа и до его распятия. Когда он был распят на кресте, мать не отходила от него, держала за руку и чувствовала все его страдания. Дева Мария верила, что умерло лишь тело и что очень скоро она встретится со своим сыном.

Шли годы, Мария жила в заботах семьи Иоанна, но Марии не было покоя. Она часто приходила на то место, где мучился ее сын, посещала пещеру, где он вознесся и просила о смерти, чтобы встретиться с сыном. И Господь услышал Марию и вмиг вокруг нее со всего мира собрались все ученики Иисуса Христа, они страдали, чувствуя, что Дева Мария скоро уйдет. Мария обещала молиться обо всех и защищать.

Вмиг в комнате стало слишком светло, появился Христос с ангелами и символично забрал ее душу, чтобы отнести в рай. Мария умерла засыпая. Для нее это было радостное событие, она уснула, оттуда и «успение». Марию отнесли в усыпальницу, там покоился и ее муж. Апостолы в течение трех дней оставались около усыпальницы и молились. К захоронению не успел апостол Фома и был от этого очень сильно опечален. Тогда другие апостолы разрешили поклониться Богоматери и открыли вход в усыпальницу. Открыв гроб они увидели, что тела Марии там нет. Она также, как и ее сын вознеслась на небо. Считается, что Мария не умерла, а заснула и пробудилась для жизни вечной. Апостолы подняли голову в небо и увидели там улыбающуюся Марию, которая еще раз пообещала за всех молиться. Это было чудо, такое же, как и непорочное зачатие.

Стоит отметить, что сам праздник ранее назывался не Успение, а «Память Блаженной», позже он назывался как «Праздник кончины Божией Матери».

Праздник Успение — приметы, обычаи, традиции

В православии праздник Успения Богородицы принадлежит к числу двунадесятых и имеет определенные правила и традиции. В этот день, как и в другие главные церковные праздники нельзя работать, хотя есть некоторые моменты, о которых поговорим позже.

До наступления этого дня необходимо поститься, посещать церковь, причащаться, покаяться. В день Успения молятся Богоматери, просят о здоровье, благополучии, семейном счастье. Девушки просили у Девы Марии послать им хорошего жениха, ребенка. Если Успение выпадает на пятницу или среду, то можно отведать немного рыбы. Разговение будет перенесено на следующий день. Если дата праздника выпадает на какие-то другие дни, то есть можно все, что захотите.

В этот день принято собираться всей семьей, проводить время с матерями. Не принято на Успение печалиться, ругаться, обижаться, наоборот в этот день дарят друг другу счастье, добро, улыбки, хорошее настроение.

В этот день по обычаю заканчивался сбор урожая, таким образом в Успение праздновали и окончание успешной жатвы. Благодарили Богородицу за хороший урожай и достаток в доме. В церковь на Успение приносят семена и колосья, чтобы их освятить. Была традиция наряжать сноп в платье и ставить его под икону.

Раньше считалось, что именно с Успения начинается бабье лето, поэтому внимательно наблюдали за изменениями погоды. Если 28 августа появилась радуга, то значит жди теплой осени. А вот если в этот день стоит хорошая погода, то бабье лето будет не очень теплым.

Если заметили много паутины в доме или сарае, то это значит, что зима будет без снега и морозная.

Смотрели на Успение за водой: если она волнуется, то осень жди ветреной, а зиму - заснеженной.

С Успения начинали заготовку разных орехов, грибов на зиму. Кстати, если на Успение туманно, то урожай грибов жди хорошим.

Хозяюшки на Успение всегда засаливали на зиму огурцы. Считалось, что они не покроются плесенью и хорошо сохранятся.

У девушек была примета, что если не присмотреть себе жениха в Успение, то всю зиму можно просидеть за ухажера. Парни же старались поскорее сделать предложение выбранной девушке, чтобы успеть пожениться.

Церковь не поддерживает всевозможные гадания, но в этот день молодые женщины гадали на песке и воске, чтобы увидеть свое будущее.

Женщины в этот день ложились на землю и катались по ней, прося вернуть силы и бодрость духа.

После успения — 29 августа отмечается Ореховый Спас. Называют его еще хлебным. Именно к этом дню полностью поспевают орехи и их можно собирать. К тому же, в этот день пекли хлеб и пирожки из нового урожая.

Чего не делают на Успение?

Как и на многие церковные праздники, в день Успения существуют определенные запреты.

  • Во-первых, в этот день ни в коем случае не ссорятся с близкими, особенно с матерями.
  • Считается, что на Успение нельзя ходить с босыми ногами. Люди приметили, что это может привести к болезням. В этот день обували удобную обувь, которая не могла натереть или надавить ноги.
  • Согласно разным источникам есть и разная информация о том, можно ли работать в этот день. Одни источники говорят, что категорически нельзя, а другие, что наоборот в этот день заканчивают все важные дела. Особенно, можно работать, если деятельность связана с помощью людям.
  • Не берут в этот день колющие предметы - считалось, что это может привести к беде. Таким образом, на Успение не пользовались ни ножами, ни ножницами, ни иголками. А еще в этот день нельзя было втыкать в землю нож.
  • Серьезным грехом считалось в этот день уронить хлеб или крошки хлеба, который был освящен в церкви.
  • Было поверье, что девушки не должны были на Успение стричь волосы, тем более их выбрасывать. Считалось, что такими действиями можно было вызвать слезы Богоматери.
  • Чтобы не привлекать на свое жилище разные напасти и болезни, нельзя разжигать в этот день костер.

Важным и торжественным днем в православном мире является Успение Пресвятой Богородицы. Для верующих - это действительно праздник, так как Богоматерь была принята на небо.

Для православных людей смерть - это не окончание жизни, а освобождение души от грехов, воскрешение, очищение, поэтому Успение - это действительно праздник и каждый верующий должен знать его дату. Дева Мария молилась о том, чтобы она поскорее увидела своего сына и была все время возле него. Ее молитвы были услышаны и однажды она была вознесена на небо. Предлагаем узнать историю праздника, его традиции и узнать ответ на вопрос: какого числа Успение в 2017 году.

Когда будет Успение Пресвятой Богородицы в 2017 году

Ежегодно праздник отмечается 28 августа и в этом году не будет исключения. День предваряет Успенский пост, длится он 14 дней. Данный пост считался более легким, ведь в его дни можно себе позволить картофель, свежие овощи, фрукты, грибы. Вместе с тем, Успенский пост не менее строгий. В его рамках не устраивали какие-либо гулянья, народные зрелища и прочие веселья.

Если внимательно изучить историю, то можно понять, что о Деве Марии много было написано и сказано слов в период до зачатия Иисуса Христа и до его распятия. Когда он был распят на кресте, мать не отходила от него, держала за руку и чувствовала все его страдания. Дева Мария верила, что умерло лишь тело и что очень скоро она встретится со своим сыном.

Шли годы, Мария жила в заботах семьи Иоанна, но Марии не было покоя. Она часто приходила на то место, где мучился ее сын, посещала пещеру, где он вознесся и просила о смерти, чтобы встретиться с сыном. И Господь услышал Марию и вмиг вокруг нее со всего мира собрались все ученики Иисуса Христа, они страдали, чувствуя, что Дева Мария скоро уйдет. Мария обещала молиться обо всех и защищать.

Вмиг в комнате стало слишком светло, появился Христос с ангелами и символично забрал ее душу, чтобы отнести в рай. Мария умерла засыпая. Для нее это было радостное событие, она уснула, оттуда и «успение». Марию отнесли в усыпальницу, там покоился и ее муж. Апостолы в течение трех дней оставались около усыпальницы и молились. К захоронению не успел апостол Фома и был от этого очень сильно опечален. Тогда другие апостолы разрешили поклониться Богоматери и открыли вход в усыпальницу. Открыв гроб они увидели, что тела Марии там нет. Она также, как и ее сын вознеслась на небо. Считается, что Мария не умерла, а заснула и пробудилась для жизни вечной. Апостолы подняли голову в небо и увидели там улыбающуюся Марию, которая еще раз пообещала за всех молиться. Это было чудо, такое же, как и непорочное зачатие.

Стоит отметить, что сам праздник ранее назывался не Успение, а «Память Блаженной», позже он назывался как «Праздник кончины Божией Матери».

Праздник Успение - приметы, обычаи, традиции

В православии праздник Успения Богородицы принадлежит к числу двунадесятых и имеет определенные правила и традиции. В этот день, как и в другие главные церковные праздники нельзя работать, хотя есть некоторые моменты, о которых поговорим позже.

До наступления этого дня необходимо поститься, посещать церковь, причащаться, покаяться. В день Успения молятся Богоматери, просят о здоровье, благополучии, семейном счастье. Девушки просили у Девы Марии послать им хорошего жениха, ребенка. Если Успение выпадает на пятницу или среду, то можно отведать немного рыбы. Разговение будет перенесено на следующий день. Если дата праздника выпадает на какие-то другие дни, то есть можно все, что захотите.

В этот день принято собираться всей семьей, проводить время с матерями. Не принято на Успение печалиться, ругаться, обижаться, наоборот в этот день дарят друг другу счастье, добро, улыбки, хорошее настроение.

В этот день по обычаю заканчивался сбор урожая, таким образом в Успение праздновали и окончание успешной жатвы. Благодарили Богородицу за хороший урожай и достаток в доме. В церковь на Успение приносят семена и колосья, чтобы их освятить. Была традиция наряжать сноп в платье и ставить его под икону.

Раньше считалось, что именно с Успения начинается бабье лето, поэтому внимательно наблюдали за изменениями погоды. Если 28 августа появилась радуга, то значит жди теплой осени. А вот если в этот день стоит хорошая погода, то бабье лето будет не очень теплым.

Если заметили много паутины в доме или сарае, то это значит, что зима будет без снега и морозная.

Смотрели на Успение за водой: если она волнуется, то осень жди ветреной, а зиму - заснеженной. Если заметили уже 28 августа иней, то жди скорейших морозов, осень будет короткой.

С Успения начинали заготовку разных орехов, грибов на зиму. Кстати, если на Успение туманно, то урожай грибов жди хорошим. Хозяюшки на Успение всегда засаливали на зиму огурцы. Считалось, что они не покроются плесенью и хорошо сохранятся.

У девушек была примета, что если не присмотреть себе жениха в Успение, то всю зиму можно просидеть за ухажера. Парни же старались поскорее сделать предложение выбранной девушке, чтобы успеть пожениться.

Церковь не поддерживает всевозможные гадания, но в этот день молодые женщины гадали на песке и воске, чтобы увидеть свое будущее. Женщины в этот день ложились на землю и катались по ней, прося вернуть силы и бодрость духа.

После успения - 29 августа отмечается Ореховый Спас. Называют его еще хлебным. Именно к этом дню полностью поспевают орехи и их можно собирать. К тому же, в этот день пекли хлеб и пирожки из нового урожая.

Чего не делают на Успение?

Как и на многие церковные праздники, в день Успения существуют определенные запреты.

Во-первых, в этот день ни в коем случае не ссорятся с близкими, особенно с матерями.

Считается, что на Успение нельзя ходить с босыми ногами. Люди приметили, что это может привести к болезням. В этот день обували удобную обувь, которая не могла натереть или надавить ноги.

Согласно разным источникам есть и разная информация о том, можно ли работать в этот день. Одни источники говорят, что категорически нельзя, а другие, что наоборот в этот день заканчивают все важные дела. Особенно, можно работать, если деятельность связана с помощью людям.

Не берут в этот день колющие предметы - считалось, что это может привести к беде. Таким образом, на Успение не пользовались ни ножами, ни ножницами, ни иголками. А еще в этот день нельзя было втыкать в землю нож.

Серьезным грехом считалось в этот день уронить хлеб или крошки хлеба, который был освящен в церкви.

Было поверье, что девушки не должны были на Успение стричь волосы, тем более их выбрасывать. Считалось, что такими действиями можно было вызвать слезы Богоматери.

Чтобы не привлекать на свое жилище разные напасти и болезни, нельзя разжигать в этот день костер.

Интересные факты о празднике Успения Богородицы

Празднику Успения посвящено множество икон, картин, стихов, песен. В честь этого дня названы храмы, населенные пункты, улицы. Кстати, Асунсьон - столица Парагвая - названа именно в честь Успения Богородицы, ведь с испанского слово переводится как «успение».

Микеланджело да Караваджо написал картину «Смерть Марии» по заказу папского адвоката Лаэрцо Черубини. Она предназначалась для семейной церкви Санта Мария делла Скала. Священнослужители отвергли картину по причине неподобающей позы Девы Марии, а так же из-за того, что она была изображена мертвой, а не женщиной, которая чудом была вознесена на небо, прекрасной и умиротворенной. А вот Рубенс увидел в картине одну из лучших работ Микеланджело.

Крупнейшей алтарной картиной в Венеции является работа Тициана - «Успение Богородицы». Картина состоит из нескольких уровней, имеет яркие оттенки, непривычные позы и действия апостолов и Девы Марии. Эта работа сразу привлекла внимание множества людей, а Тициан стал весьма популярным.

Классическая икона, посвященная Успению выглядит так: в центре полотна располагается ложе, покрытое пурпурным покрывалом, на нем лежит тело Богоматери, вокруг стоят апостолы. За ложе находится Иисус, который держит в руках святую душу Марии. Кроме того, над Девой Марией и Спасителем летают ангелы, являющиеся свидетелем этого важного события. Считается, что это самое простое древнее изображение Успения. Позже создатели икон стали расширять сюжетную линию.

Описания Успения Девы Марии записаны в форме апокрифов. В Библии же такие сведения полностью отсутствуют.

Католическая церковь рассказывает об Успении с акцентом на вознесение Богородицы на небо и ее коронации как царицы Небесной. На месте захоронения Богородицы в Иерусалиме проходят торжественные мероприятия в день Успения.

Митрополит Антоний (Паканич) о сокровенном смысле праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Отмечают праздник ежегодно в один и тот же день – 28 августа. Так как Успение Пресвятой Богородицы приходится в 2017 году на понедельник, то, согласно Уставу Православной Церкви, этот день не постный. Разрешено вкушать любую пищу.

Запреты

Существует множество суеверий и народных обычаев, связанных с Успением. Многие из них «запрещают» людям заниматься обычными домашними делами. Прижившиеся языческие страшилки вносят смуту в умы даже православных людей, которые годами ходят в храм.

Ничем этот день не отличается от других дней, за исключением того, что мы особо почитаем Пресвятую Богородицу, прославляем Ее Успение.

«Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое», – поется в тропаре праздника.

Главное, что должен вынести из этого события каждый верующий, – возможность победы жизни над смертью, добра над злом, веры над неверием. Именно об этом говорит Святая Церковь своим чадам посредством праздничного богослужения.

Образ Успения Пресвятой Богородицы – это квинтэссенция земной жизни, это личная Пасха… Это возвращение к Богу.

Совершая разные чудеса, Господь указывал, что истинное чудо для человека – возвращение к Богу, обожение, потому что наша подлинная родина – Небо, а не эта временная земля.

В ранних христианских сочинениях подчеркивается: «Бессмертная душа обитает в смертном жилище – так и христиане находятся среди тленного мира, ожидая небесного нетления».

Земная жизнь дана человеку как некий экзамен перед входом в Вечность. И от того, как человек подготовится к этому экзамену, зависит его будущая бессмертная жизнь.

Митрополит Антоний Сурожский говорил, что главным критерием последнего Страшного суда, который ожидает каждого человека перед входом в Вечность, будет только любовь. С человека не спросится, сколько он прочитал молитв, сколько соблюдал постов, сколько сделал поклонов. С каждого из нас будет спрошено, помогли ли мы ближнему, накормили ли голодного, одели ли нагого, ведь в зависимости от того, как в своей жизни мы проявили свою любовь к ближним и в какой мере, Бог так же засвидетельствует Свою любовь и к нам. И если в нас не было любви, мы, к сожалению, никак не сможем войти в любовь Божию и пребывать в ней.

Именно об этом нам напоминает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, являясь по сути праздником величайшей радости, утверждения вечной жизни с Иисусом Христом.

История праздника: что произошло в этот день

После вознесения Христа Спасителя Пресвятая Богородица жила в Эфесе в доме родителей апостола Иоанна Богослова.

Пресвятая Дева денно и нощно молилась о том, чтобы поскорее встретиться со своим Божественным Сыном. И вот однажды во время уединенной молитвы Богородице явился Архангел Гавриил с вестью, что через три дня наступит конец ее земной жизни и она встретится с Господом.

Перед переходом в мир иной все апостолы чудесным образом оказались возле ложа Матери Божией, где она, молясь, ожидала долгожданной Встречи. И сам Господь с сонмом Ангелов явился, чтобы забрать ее душу.

Апостолы похоронили тело Богородицы в пещере в Гефсимании и три дня пребывали подле пещеры в молитве. Опоздавший апостол Фома очень сокрушался, что не успел поклониться святым останкам Приснодевы. Апостолы решили приоткрыть могилу, чтобы утешить Фому. Открыв гроб, все были изумлены: тела Богородицы не обнаружили. Таким образом, они убедились в Ее чудесном телесном вознесении на Небо.

В тот же день Пресвятая Дева явилась апостолам и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни».

Записала Наталья Горошкова



Поделиться: