22 марта православный праздник 40. марта: традиции и обычаи дня

*** Святых 40 мучеников Севастийских: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Флавия, Аетия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия (ок. 320).
Мучеников Урпасиана (ок. 295); 6-ти мучеников. Святого Кесария, брата святителя Григория Богослова (ок. 369). Праведного Тарасия. Священномучеников Михаила (Маслова), Алексия, Димитрия (Гливенко), Петра (Космодамианского), Сергия (Лебедева), Сергия (Цветкова), пресвитеров, Николая (Горюнова) диакона и преподобномученика Иоасафа (Шахова), Московских; преподобномучениц Наталии (Ульяновой), послушницы, и Александры (1938). Иконы Божией Матери Албазинской, именуемой "Слово плоть бысть" (1666).

День памяти сорока мученикам Севастийским

В 313 году святой император Константин Великий даровал христианам свободу вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай. И вот зимой 320 года он повелел всем своим воинам совершить жертвоприношения идолам. Сорок человек отказались, заявив, что они -- христиане и поклоняются только Богу истинному, а не истуканам.
Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. Узники усердно молились и ночью услышали глас: «Претерпевший до конца спасется».
Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.
Ночь длилась, и стражники, охранявшие место мучения, задремали. Не мог заснуть только один из них, Аглаий. Он был поражен: как же эти христиане, несмотря на неслыханные мучения, не прекращают молитвы? В третьем часу ночи он увидел, что над озером разливается яркий свет, совсем как летом. Стало так тепло, что лед растаял. Аглаий недоумевал: что же происходит? Взглянув вверх, он увидел над головами воинов светящиеся венцы. Венцов было тридцать девять -- по числу оставшихся стойкими мучеников. Тогда Аглаий сбросил с себя одежду, крикнул, будя других стражников: «И я христианин!» - и побежал к мученикам. Он молился: «Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».
Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины еще живы, да впридачу среди них один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога.
Лисий приказал уничтожить останки воинов, чтобы христиане не почитали мощи новых мучеников. Тела святых были сожжены на костре, а кости брошены в реку. Спустя три дня мученики явились во сне епископу Севастии Петру и повелели ему взять кости из реки. Епископ с несколькими священниками ночью тайно пришли к реке. О чудо: кости мучеников сияли в воде как звезды! Христиане собрали останки святых и с честью похоронили их.

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» - булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды - Христу.

Албазинская икона Божьей Матери "Слово плоть бысть"

Албазинская икона Божией Матери прославившийся в Амурском крае в XVII в. в период завоевания и заселения Даурии. Свое название А. и. получила от рус. Албазинского острога, основанного казаками в 1651 г. на левом берегу Амура. В 1665 г. икона была принесена в Албазин из Киренского острога иером. Ермогеном, основателем Усть-Киренского Троицкого муж. монастыря (1663); в 1671 г., по устроении им муж. монастыря во имя Всемилостивого Спаса (см. Албазинского Брусянского), образ был перенесен туда. В 1685 г. в результате осады Албазина маньчжурами Спасская обитель была разрушена, и иером. Ермоген, возвращаясь в Усть-Киренский монастырь, оставил чудотворный образ в Сретенске. В 1860 г. А. и. была перевезена в Благовещенск и помещена в кафедральный собор. Для образа изготовили серебряный оклад с памятной надписью: «Сия Албазинская икона Божией Матери принесена из Сретенска в Благовещенск преосвященнейшим Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским в июне 1860 года при первом вступлении его в свой епархиальный город». В 1885 г. указом Святейшего Синода был учрежден епархиальный праздник в честь чудотворной А. и., отмечавшийся 9 марта. В 1895 г. икона явила чудеса во время эпидемии; при содействии еп. Камчатского Гурия (Буртасовского) было установлено еженедельное чтение акафиста перед иконой, заканчивавшееся молитвой об избавлении от «тлетворных ветр и смертоносныя язвы». С 1902 г. ежегодно, после второго дня Св. Троицы, А. и. совершала длительный путь по Дальн. Востоку. От кафедрального собора до Зейской переправы ее торжественно провожали соединенные крестные ходы от всех церквей во главе с епископом, затем на специальном пароходе вверх по Амуру икона двигалась до Николаевска-на-Амуре, вниз по амурским притокам и на о-в Сахалин; примерно через 2 месяца А. и. возвращалась в Благовещенск. В 1924 г. кафедральный собор сгорел, и икона была передана в Ильинскую ц., имущество к-рой 10 мая 1938 г. по решению горсовета поступило в Амурский областной музей краеведения в Благовещенске.
В кон. 1991 г. А. и. была возвращена РПЦ и крестным ходом перенесена в благовещенский кафедральный собор.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
27.03.2019 -
28.03.2019 -
29.03.2019 -

По церковному календарю . Святые сорок мучеников пострадал» в 320 году, когда особенно жестоки были гонения Лициния за христианскую веру.
В Севастии Армянской «за непреклонное исповедование новой веры» сорок христиан сначала мучили, затем осудили простоять целую ночь в ледяной воде при пронизывающем северном ветре. Утром их, полумертвых, вытащили из озера и подвергли новым истязаниям. В конце концов мучеников сожгли на костре, а пепел развеяли.
Память сорока великомучеников Православная церковь чтит особо. В этот день, приходящийся на время четыредесятницы, совершается литургия и облегчается пост.
По народному календарю . Весеннее равноденствие. Зима кончается, весна начинается. Вторая встреча весны.
День сорока мучеников севастийских носит в народе название «сорок», а иногда «куликов». В этот день, по воззрению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц и первая из них -жаворонок.
Еще накануне женщины месили из ржаной муки тесто и пекли «жаворонков» (в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками), а утром, в день праздника, раздавали их детям.
Кроме этого, утром одна из женщин делала на дворе сорок соломенных гнездышек и в каждое клала по яичку из теста (чтобы куры не ходили по чужим дворам, а неслись дома).
Когда жаворонки были готовы, дети, подхватив их, веселой гурьбой, с криками и звонким смехом, несли куда-нибудь в сарай или под ригу - закликать жаворонков. Там они сажали своих птиц, всех вместе, на возвышенное место и, сбившись в кучу, начинали громко кричать: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела». Или пели: «Уж вы кулички-жаворонки, солетайтеся, сокликайтеся. Весна-красна, на чем пришла? На сошечке, на бороночке, на лошади ной голове, на овсяном снопочку, на ржаном колосочку, на пшеничном зернышку-у-у!«-
Песню исполняли несколько раз. Затем ребятишки разбирали сво их жаворонков и с той же песней бежали по деревне. Так продолжалось до самого обеда. Набегавшись вволю, ребятишки опять собира лись в одно место и начинали есть своих ржаных птиц. Оставляли от жаворонка только голову, которую берегли каждый для своей матери. Потом ребятишки целовались, поздравляли друг друга с весенним праздником и разбегались по домам. А дома каждый мальчик отдавал голову жаворонка матери со словами: «На-ка, мама, тебе голову от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен такой головастый был?.
В Пензенской губернии жаворонков пекли и для взрослых, которые по этим птичкам гадали. Прежде чем посадить жаворонков в печь, в каждую клали какую-нибудь вещицу с символическим значением: кольцо, щепку, копейку. Кольцо, например, обозначало свадьбу, щепка - гроб, копейка - деньги и т.д.
Приметы . С 22 марта до Зосимы-пчельника (30 апреля) считают сорок утренних морозов. Если утренники с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет теплое.
Гречу нужно сеять спустя сорок морозов после сорока мучеников.
Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок. Те, что прилетели раньше, считались «шепутящими».
Чайка прилетела - скоро лед пойдет, весна начинается; жаворонок - к теплу, зяблик - к стуже.

Из мыслей на каждый день, собранных Львом Толстым

Ты так зачитываешься полезными книжками, что жалеешь, когда люди отрывают тебя от этого занятия. Ты смеешься над человеком суетным, который веселится праздными забавами, и думаешь, что читать полезную книгу никогда не суетно. Посмейся лучше над собой, потому что читать полезную книгу так, только для одного себя, как ты ее читаешь, также праздно и суетно: страдания и недовольство у обоих вас будут одинаковы...

... Не ударь же лицом в грязь; не сетуй на людей за то, что они прервали твое занятие: ведь если б не было людей, то кому бы ты служил, и к чему было бы читать книжки о том, как лучше служить людям? (Эпиктет)

Народное название: сороки, Сорок мучеников, Никола, Николай студеный, Кирьян, сороки - встреча весны.

Традиции на 22 марта

В этот день отмечают вторую встречу весны. Считается, что в эти дни прилетают сорок разных пичуг, и первая из них - жаворонок. Пекут булочки в форме жаворонков, обмазывают их медом.

Считается, что с 22 марта и до Зосима-пчельника (30 апреля) будет сорок утренних морозов - утренников. Если утренники с этого дня идут постоянно, то лето будет теплое. Чтобы защититься от морозов, хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков - «сороки святые, колобаны золотые». Испеченные колобки начиная с сорок каждый день выбрасывали по одному за окошко, приговаривая: «Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес, а теперь убирайся подобру-поздорову!»

Приметы на 22 марта

Если на сороки будет тепло, то оно простоит еще сорок дней, а холодно - жди сорок холодных утренников-морозов.

Если сороки и галки прилетели на Сорока - к теплу.

Чайка прилетела - скоро лед пойдет.

Теплый ветер - к дождливому лету.

Гречу сеять пропусти сорок морозов после Сорока мучеников.

Сколько на сороки проталинок, столько жаворонков.

Прилетел кулик на сороки из заморья, принес весну из неволья.

На сорок сороков, жаворонки, прилетите, красно лето принесите.

Именины 22 марта празднуют : Александра. Александр, Алексей, Афанасий, Валерий, Дмитрий, Иван, Кирилл, Леонтий, Михаил, Наталья, Николай, Петр, Сергей, Тарас.

Характеристика женщины с именем Александра

Имя дня — Александра. Эта женщина всю жизнь будет делать вид, что ей все на свете безразлично. Она имеет четкое представление о своем месте в жизни. Может стать врачом, бухгалтером, учителем, ей нравится водить автомобиль. Она лучше чувствует себя в обществе мужчин, которые с ней охотно дружат. Эта женщина не захочет ограничивать свою жизнь только хозяйственными заботами, чаще всего ее привлекают карьера и самостоятельность.

Излишняя эмоциональность нередко вредит ей - она реагирует бурно, под впечатлением внезапных импульсов. Замуж она выходит поздно и становится не только прекрасной хозяйкой, но и хорошим другом своему мужу. Очень любит путешествовать, проводить время за городом. Вместе с мужем любит смотреть хоккей или футбол. В браке постарается иметь много детей, будет заботливой мамой. Для семьи способна сделать многое. Александра, родившаяся в марте, одарена удивительной интуицией. Она имеет способность к обобщениям, быстро все схватывает, все понимает. Мартовская Александра - ошеломительная и заразительная. Она - удивительный коктейль дружелюбия, чувственности и секса.

22 марта - День 40 Святых. Приметы. 40 Святых или день сорока Севастийских мучеников.

22 марта Православная Церковь отмечает память 40 Севастийских мучеников - воинов-христиан из города Севастии (Турция), которые умерли мученической смертью за веру в Иисуса Христа.

Память святых 40 мучеников во всех древнейших церковных книгах относилась к наиболее чтимым праздникам. В день их памяти облегчается строгость поста - разрешается пить вино и даже елей. Предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ : Зима заканчивается, начинается весна. Если в этот день тепло, то и весна будет теплой, если холодно - то следующие 40 дней будет холодно.

В легенде о мучениках говорится следущее: «В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания, и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое там значительно распространилось. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников служил Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые выходили победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако, старший из них, Кирион , сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием , попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила.

В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа : «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные» . На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны.

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле.

Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру , епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.

Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай."

Один из наиболее почитаемых православных праздников - день памяти 40 севастийских мучеников, страдавших за христианскую веру. На этот день, как и на многие другие, церковь имеет свои заветы, а народная мудрость - свои.

Предание о сорока севастийских мучениках.

В III веке нашей эры в Малой Армении жил правитель Ликиний, убежденный язычник. Он готовился к войне против своего соправителя Святого Константина Великого, исповедовавшего христианство и решил избавить ряды своих воинов от всех верующих христиан, чтобы избежать возможности измены на почве веры. Среди них оказалась целая дружина из 40 человек, исповедавшая христианство. Дружинники эти не стали отказываться от своей веры и были заточены в темницу. Лестью их уговаривали стать язычниками, но, видя их непреклонность, Ликиний приговорил их к мучениям. В холодную ночь их поставили нагих на лед озера и растопили баню неподалеку. Один из них все-таки не выдержал мук и направился к бане, но загадочно умер, едва совершив измену. А в три часа ночи стало тепло и светло, вода в озере перестала быть холодной, а над головами мучеников появились венцы.

Один из стражников, охранявший дружину христиан, увидев все это, сам уверовал в Христа и поэтому решил принять мучения с ними. Так как все они выжили после морозной ночи, их было решено умерщвить иным способом. Им перебили голени, тела сожгли, а кости бросили на дно озера, чтобы христиане не могли их похоронить. Через три дня все сорок мучеников явились во сне блаженному Петру и велели ему захоронить их останки, как подобает. При помощи клириков, он исполнил завет мучеников, похоронив их с честью.

Как отмечается этот день церковью

Праздник сорока мучеников всегда отмечается 22 марта. На этот день снижается строгость в приеме постной пищи и проводится Литургия Преждеосвященных Даров. Церковь рекомендует читать беседу Василия Великого «на день святых четыредесяти мучеников» и, конечно же, посетить в этот день храм, чтобы присутствовать на литургии. Также в этот день чтят память Тарасия Ликаонийского и мученика Урпасиана Никомидийского.

Приметы на 22 марта

В народе день сорока мучеников тесно переплелся с днем птиц, поэтому иногда его называли сорокиным днем. К концу марта возвращались грачи, поэтому люди приветствовали весну.

О многом судили по поведению птиц. Ранние ласточки были залогом хорошего урожая, а если много галок и сорок, то можно было ждать вскоре теплые дни. Если над водоемом кружат чайки, значит, вскоре лед будет сходить. Неблагоприятной приметой был теплый ветер — считалось, что он предвещает дождливое и ненастное лето. Холодный ветер предвещал заморозки в течение ближайших 40 дней. Если же день был теплым и безветренным, то и на лето ждали тепло.

Также в этот день было принято делать из теста булочки, внешне похожих на птичек. Эта традиция осталась в память о почитании птиц.

Проведите этот день с пользой для себя, не забудьте посетить церковь и присутствовать на Литургии Преждеосвященных Даров. Всего вам доброго, теплой весны, и не забывайте нажимать на кнопки и



Поделиться: