Швейцария является федерацией. Швейцария (швейцарская Конфедерация)

Швейцария, несомненно, является одним из самых маленьких существующих федеративных государств. Например, Соединенные Штаты в 227 раз больше, чем Швейцария. Численность населения Швейцарии достигает приблизительно 6,3 миллионов. Однако Швейцария разделена на 26 кантонов, каждый из которых является государством с суверенной юрисдикцией. Кантон Аппенцелль Иннерроден насчитывает только 14000 жителей. В нем меньше жителей, чем государственных служащих в городе Цюрихе. Но эти малые демократические государства могут развиваться в современном окружении высоких технологий и сверхдержав, когда экономика требует больших территорий и больших рынков.

Исторически Швейцария как страна возникла на месте традиционной конфедерации старых средневековых государств. Хотя институционально Швейцария стала федеративным государством, она все еще называется Конфедерацией. Причина этой путаницы заключается в особенностях перевода. По-немецки Швейцария называется «Schweizerische Eidgenossenschaft». Немецкое слово «Eidgenossenschaft» не переводится на французский, итальянский или даже английский языки. Это немецкое слово буквально означает, что Швейцария - это страна, основанная на соглашении «присягнувших».

Каждый субъект Швейцарской конфедерации имеет свою конституцию, легислатуру и правительство, однако их права ограничиваются федеральной Конституцией: согласно ст. 3 Конституции, кантоны суверенны в той мере, в которой их суверенитет не ограничен федеральной Конституцией. Принимая во внимание все эти обстоятельства, исследователи указывают, что Швейцария разделена на 26 кантонов, каждый из которых «является государством с суверенной юрисдикцией» Конституции государств Европы: Т.3 // Под ред. Окунькова Л.А. М.,2001. С. 540..

На федеральном уровне автономия кантонов защищается не только Конституцией, но и политической практикой, часто выходящей за существующие правовые рамки, но и в конечном счете получающей институциональное воплощение.

Швейцария является «пестрой» в этнонациональном отношении страной, состоящей из четырех основных этнических групп: немецкая -- 65%; французская -- 18%; итальянская -- 10%; ретороманская -- 1% (представлена швейцарскими романшами). В соответствии с Конституцией все эти группы равноправны и все четыре языка -- государственные (впрочем, романшский -- «ограниченно» государственный, т. е, не все официальные документы публикуются на этом языке). Лингвистический состав населения таков: немецкий (63,7%), французский (19,2%), итальянский (7,6%), романшский (0,6%). В Швейцарии проживают около 1 млн неграждан-иностранцев (порядка 6% населений принадлежат этническим группам, отличным от перечисленных). Католицизм и протестантизм исповедуют примерно равное число швейцарцев (на прочие культы и религии приходится 5% от общего числа жителей страны).

Швейцарский федеративный опыт уникален: он выходит за рамки классического американского или канадского федерализма. Швейцарское федеративное устройство часто характеризуется в понятиях разделенного (или ограниченного) суверенитета. Согласно Конституции, сувереном -- наравне со всем швейцарским народом как единым целым -- выступают и отдельно взятые кантоны. Кантоны суверенны в том, что они являются учредителями самих себя и соучредителями единого государства. Но государство утверждается также всем швейцарским народом как целым, и это целое тоже суверенно. Таким образом, народ Швейцарии и граждане кантонов «делят» суверенитет. В институционально-функциональном плане это отражается в автономных полномочиях как центральной власти, так и властей кантонов.

Кроме работающего в условиях Швейцарии принципа, что каждое кантональное большинство должно считаться с таким же правом локальных (коммунальных или муниципальных) меньшинств, в швейцарской модели имеются и другие институты сохранения единства на федеральном уровне. Федеральная власть оставляет в своей исключительной законодательной компетенции сферы внешней политики и обороны, финансовую систему, гражданское и уголовное право, патентное право, транспорт, почту, социальное страхование, атомную энергетику. Высшей инстанцией, подтверждающей изменения в конституциях кантонов, которые обязаны выполнять федеральные законы, является Федеральное Собрание.

Высший орган исполнительной власти -- Федеральный Совет. Семь его членов избираются на четырехлетний срок на совместной сессии обеих палат Федерального Собрания. При формировании Федерального Совета исключается избрание двух человек из одного кантона. В декабре каждого года Федеральное Собрание выбирает из состава Федерального Совета Федерального президента и его заместителя сроком на один год. Федеральный президент выполняет функцию главы государства, но имеет весьма ограниченные полномочия, будучи «первым среди равных» в Федеральном Совете. Правительство подотчетно Федеральному Собранию, однако последнее не имеет полномочий по роспуску или отставке Федерального Совета. В свою очередь, Федеральный Совет так же не может распустить парламент.

Из состава нижней палаты парламента выбираются члены Федерального Верховного Суда, Федерального Страхового Суда.

Считается, что судебная система страны функционирует в основном на кантональном уровне. Каждый кантон имеет апелляционный суд, кассационный суд, общегражданский и уголовный суды.

Высшим законодательным органом Швейцарии является Федеральное Собрание, состоящее из двух равноправных палат -- Национального совета и Совета кантонов.

Нижняя палата парламента -- Национальный совет -- состоит из 200 депутатов, избираемых на четырехлетний срок в ходе прямых выборов по пропорциональной системе.

Верхняя палата парламента -- Совет кантонов -- состоит из 46 человек (два депутата от каждого кантона; в разделенных кантонах -- по одному депутату от каждого полукантона), избираемых на основе кантональных законов, которые значительно разнятся от кантона к кантону.

На законодательные акты, одобренные обеими палатами парламента, исполнительной властью не может быть наложено вето. Такие законы также не могут быть опротестованы в судебном порядке. Особенностью законодательного процесса в Швейцарии являются предусмотренные Конституцией страны внесения конституционных изменений или дополнений по итогам референдумов, считающихся наиболее эффективным способом влияния на законодательные решения. 50 тыс. граждан могут потребовать референдума по поводу решения Федерального Собрания. Таким образом, швейцарская политическая традиция отдает предпочтение народным инициативам и референдумам. Как считают сами швейцарцы, в системе, где власть передана кантонам и коммунам, принципы представительной демократии играют второстепенную роль. На кантональном уровне законодательную власть осуществляет Большой Совет или Совет Кантона, или Совет Земли.

Исполнительная власть -- прерогатива правительства кантона, которое возглавляется избираемым местными законодателями один год председателем (эта должность называется в различных кантонах по-разному). В небольших кантонах (полукантонах Аппенцелля и Унтервальдена, Гларус) выборы не проводятся,-- общие собрания граждан принимают решения простым голосованием.

Кантоны лишены права свободного выхода из состава федерации, хотя в Конституции нет положения, регулирующего этот вопрос. Согласно ст. 6 Конституции, кантоны должны получать у федерации одобрение (гарантии) своим Конституциям. Федеральные законы предусматривают меры по обеспечению этих гарантий, в том числе меры федерального вмешательства - отзыв субсидий, применение военной силы, которая не использовалась с 1847 году.

В то же время в выполнении своих обязательств выявляется политическая автономность кантонов, поскольку федеральное правительство не имеет исполнительных структур для прямой реализации федеральных законов. Их внедрение и исполнение -- функция властей кантонов. В данной связи кантоны сохраняют известную остаточную автономию даже в сфере исключительной компетенции федерации. Кантоны не могут организовывать себя по типу монархии. Их правительственная система должна быть либо республиканской, либо демократической. Однако они могут копировать Вестминстерскую модель, американскую или даже французскую президентскую систему. Однако ни один из кантонов не использовал эти возможности. Так что кантональные системы так или иначе изменили систему федерального правительства, единственного в мире правительства, которое копировало директивную систему второй Французской Республики 1795 г. Энциклопедия: Федерализм. // Под ред. В.И. Коваленко. М., 2000. С. 374

Институты местного самоуправления в Швейцарии представлены коммунами (муниципалитетам), т. е. такой формой самоорганизации, которая позволяет наиболее эффективно сбалансировать интересы кантонов и граждан. Последним предоставлена широкая возможность принятия решений на самом низовом уровне. Роль коммун (их насчитывается более трех тысяч) в политическом процессе настолько значительна, что швейцарскую федеративную модель иногда называют коммунальным федерализмом. Постепенно происходит рост числа местных сообществ за счет дробления и образования новых коммун. Примерно половина коммун насчитывает не более 500 человек. В некоторых кантонах коммуны объединяются в районы. Степень автономии коммун различна и регулируется кантональными Конституциями. Однако за ними закреплены некоторые неотъемлемые права: на объединение с другой коммуной, невмешательство сверху, если не нарушается федеральная или кантональная Конституция, определение структуры управления в рамках кантонального законодательства, свобода действий в рамках полномочий, не входящих в компетенцию кантонального или федерального уровня власти.

Целесообразно остановиться на такой уникальной особенности Швейцарии как институт двойного (иногда тройного) гражданства, предусматривающий предоставление федерального гражданства негражданам лишь после получения муниципального (коммунального), а затем и кантонального гражданства.

Принципиально важно, что Конституция Швейцарии начинается словами: «Мы, народ Швейцарии и кантоны», что дает основание говорить, как уже подчеркивалось выше, об особом принципе суверенитета, а также о своеобразной кантональной и коммунальной лояльности, органично дополняемой и лояльностью к федерации в целом. Конституции государств Европы: Т.3 // Под ред. Окунькова Л.А. М.,2001. С. 531.

Необходимо особо отметить характер политической культуры швейцарцев, в значительной степени определяющей облик этой страны. Как утверждал Дэниел Элейзер, несмотря на множество разделительных линий, политическая культура Швейцарии является федералистской во всех своих проявлениях (включая институциональные), особенно в организации ячеек гражданского общества в умении создавать консультативные механизмы с целью принятия решений на основе консенсуса. По мнению этого исследователя ковенантная родословная швейцарского федерализма проявляется хотя бы в том факте, что немецкоговорящие швейцарцы до сих пор называют федерацию «Eidgenossenschaft», что можно перевести как «ассоциация (Genossenschaft), скрепленная особым обязательством в форме взаимной клятвы (Eid)», а гражданина Швейцарии - «Eidgenosse», что означает участника соглашения, товарища, связанного клятвой. Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. № 5. С. 106--115.

Здравый смысл, умеренный консерватизм и толерантность проявляются на всех уровнях власти и во всех сферах жизни Швейцарии. Уже много лет согласно неписаному правилу в федеральное правительство входят по два представителя Радикально-демократической партии, Христианско-демократической народной партии, Социал-демократической партии и один представитель Швейцарской народной партии, что позволяет поддерживать политический баланс в обществе. Так что можно говорить о том, что в многопартийной Швейцарии доминирует четырехпартийная коалиция.

Соблюдению договоренностей по партийному составу федерального совета и других органов федеральной власти способствует партийная система. В отличие от большинства других федераций, в Швейцарии организационные центры партий рассредоточены по кантонам, т. е. географические размежевания внутри партий играют более важную роль, чем идеологические разногласия между различными партиями. В результате на федеральных выборах основная борьба разворачивается непосредственно в кантонах.

Принцип разделения полномочий касается не только Федерального Совета, но и других федеральных структур, а также всех уровней власти. Различные сегменты общества (национальные общины, конфессиональные и языковые группы) рассматриваются как партнеры в политическом процессе. С учетом этого принципа швейцарская федеральная почтовая служба, например, возглавляется тремя директорами, каждый из которых принадлежит к определенной языковой группе.

Хотя в ст. 3 и 5 Конституции провозглашается суверенитет кантонов, они не являются независимыми во внешних сношениях. Согласно ст. 8 Конституции, заключение союзов и договоров является исключительным правом Швейцарской конфедерации, однако -- в качестве исключения -- статья 9 наделяет кантоны «правом заключать соглашения в сфере экономических связей госсектора, регулирования отношений с соседями и по вопросам полицейского сотрудничества при условии, что они ни в чем не противоречат Конфедерации или правам других кантонов». В практическом плане кантоны обладают лишь параллельными и подчиненными полномочиями, что оговорено в ст. 10 Конституции: «В целях добрососедства кантоны могут напрямую устанавливать отношения с соответствующими им по уровню властями и официальными лицами», однако это право, как следует из ст. 9, не должно использоваться «в ущерб Конфедерации или правам других кантонов». Конституции государств Европы: Т.3 // Под ред. Окунькова Л.А. М.,2001. С. 531-540.

Швейцария во многих отношениях является потенциально очень конфликтной страной. Поэтому так важны процедуры, которые помогают сохранять спокойствие в обществе.

Многие наблюдатели думают, что демократические процедуры в Швейцарии неэффективны, поскольку требуется обычно более десяти лет, чтобы реализовать политическую идею, которая нуждается в поправках к конституциям и законам. Но такая процедура позволяет всем группам, интересы которых не совпадают, защитить свои интересы в процессе рациональной и открытой процедуры.

Кроме того, поскольку парламентские предложения о новых законах или расходах отклоняются, если граждане не убеждены в их легитимности и необходимости, меньшинства всегда имеют возможность помешать принятию новых законов в ходе референдума. И, так как легко предлагать новые инициативы, меньшинства также имеют хорошую возможность для выдвижения новых политических идей и возобновления установленных политических структур.

Многие критики утверждают, что эти процедуры очень неэффективны. Если эффективность измерять временем, необходимым для реализации новых идей, которые будут приняты на уровне законов, эта критика оправдана. Но, если принимать во внимание, что эти идеи должны быть осуществлены в обществе, что они должны быть приведены в исполнение без полицейской силы и без нарушения интересов меньшинств, тогда испытание таковых идей на эффективность в Швейцарии проходит успешно.

Каждое западноевропейское федеративное государство также имеет свою специфику. Самое свободное конфедеративное объединение представляет Швейцария. Центральный парламент - Федеральное собрание - состоит из двух палат: Национального совета, избираемого всем населением на основе пропорционального представительства, и Совета кантонов, депутаты которого в большинстве кантонов выбираются непосредственно избирателями, а в двух - парламентами этих кантонов. Обе палаты Федерального собрания принимают равное участие в законодательном процессе и в выборах правительства - Федерального Совета (бундесрата). Федеральный Совет обладает относительно узкой компетенцией: вопросами внешней политики, национальной безопасности, некоторыми общегосударственными делами (иммиграционной политикой, охраной окружающей среды и т.п.). Основные же полномочия сохраняются у властей кантонов, которые имеют свои конституции, парламенты и правительства и являются, по форме и существу, государствами в государстве.

Первую конституцию швейцарцам подарил Наполеон. Более глубокого обморока конфедерация швейцарских кантонов, вдруг сделавшаяся "унитарной, единой и неделимой Гельветической республикой", не знала ни за 500 лет до этого, ни даже в следующие 200 лет. В конце концов великий республиканец отступил и разрешил кантонам заключить "Акт о медиации". Впервые конфедерация обзавелась общим правительством, в ведении которого оказались лишь внешняя политика и поддержание общественного порядка в стране.

После падения Наполеона Венской конгресс (1815 год) перекроил границы "христианских народов" по мерке Просвещения - теперь это стали "государства - нации". Но перед феноменом Швейцарии дипломатический плуг застрял: две религии, четыре языка, тут "германское право", там "романское", уже девятнадцать минигосударств в связке и просятся еще три… Настоящее яблоко раздора в центре Европы.

Еще раз, и это был уже последний раз в истории, пороховой дым окутал страну Гельвецию. Гражданская война между протестантскими и католическими общинами лишь внешне выглядела религиозным конфликтом, на самом же деле это был конфликт двух типов суверенитета - новейшего и старинного. Протестанты, представлявшие в основном буржуазное сословие, требовали создать федерацию кантонов, католики, по преимуществу сельские традиционалисты, настаивали сохранить в неприкосновенности конфедеративный союз. Этот конфликт и разрешился в 1848 году принятием конституции с компромиссно-лукавым названием.

А в сущности, признав себя федерацией кантонов, Швейцария по-прежнему осталась конфедерацей коммун. Ибо для швейцарца государство - это кантон, а Швейцария - это конфедерация. Коммун в Швейцарии 3029, кантонов - 23, но так как три из них разделены еще и на полукантоны, то всего их 26. Соответственно в конфедерации 23 равноправных государства со своими кантональными конституциями, большинство из которых старше федеральной.

Так все же: федерация - или конфедерация?

С одной стороны, "кантоны суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен федеральной конституцией, и как таковые осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти" (гл.3). С другой стороны, "любые сепаратные союзы и договоры политического характера между кантонами запрещены, за исключением соглашений по вопросам законодательства, суда и управления" (гл.7).

Как же свободные кантоны проглотили такое ограничение их суверенитета, как вяжется это со статусом конфедерации - добровольно объединившихся государств? Вот мнение проф. Эриха Грюнера (Институт исследований швейцарской политики): "Не удивляйтесь: уже отцы - основатели федеральной конституции 1848 года взвесили все за и против такого дуализма в названии и решили, тем не менее, его сохранить. Нашей конфедерации более 700 лет: она основана в 1291 году. Но последние 150 лет мы сознаем себя федерацией особого типа, с двумя видами суверенитета: кантональным и конфедеративным. Мы, конечно, федерация, но с очень сильной самостоятельностью составных частей и до минимума ограниченной центральной властью."

Вот уж где не может появиться "культ президента" как символа исполнительной власти, так это в Швейцарии. Депутаты обеих палат, обладая четырехлетними мандатами, на такой же период времени избирают правительственный кабинет. В нем семь департаментов, стало быть семь высших федеральных чиновников, но называться им министрами нельзя. Министров в Швейцарии можно встретить только в кантонах. Кто же эти семеро? Они представляют четыре самые крупные "парламентские" партии: два радикала, два демохристианина, два социалиста, один аграрий-центрист. Вот из этих семерых нижняя палата парламента и избирает поочередно президента Швейцарии ровно на один год, и нужно очень стараться заслужить переизбрания на второй срок, чтобы каждый из семи однажды оказался во главе стола. Ибо этим, собственно, и исчерпывается вся президентская привилегия: год он сидит во главе стола, за которым все семеро равны.

В кантонах всенародно избирают не только депутатов местных парламентов (в них, как правило, одна палата), но даже членов правительств. Разделение законодательной и исполнительной властей полное.

Швейцарские конституции различают четыре способа народного участия в решении проблем федерации и кантонов.

      Референдум обязательный. Собственно, он потому и обязательный, что касается самих конституций: любая поправка, предпринятая по инициативе сверху, должна пройти через сито всенародного голосования. Это можно сделать даже в течение года после того, как поправка вступила в силу, чтобы выложить на стол самый неотразимый аргумент: как она проявила себя в жизни.

      Народная инициатива. 100000 граждан федерации (в кантональном масштабе, естественно, поменьше) могут затребовать внесения новых либо изъятия, изменения существующих конституционных положений. Если парламент или правительство с этим не согласны, они вправе вынести на всенародное голосование параллельный контрпроект.

      Контрпроекты. Контрпроекты побеждают чаще, чем первоначальные формулы народных инициатив: все-таки политическая элита искушеннее в трактовках законов и умело снимает радикализм с проектов инициативных групп. Однако важно то, что контрпроекты рождаются благодаря народным инициативам и в подавляющем большинстве случаев не расходятся с ними, а как бы "подчищают" их.

Результаты обязательных референдумов и народных инициатив вступают в силу только в случае двойного большинства: если большинство мнений в целом по стране совпадает с большинством в 14 (из 26) кантонов и полукантонов.

4. Референдум факультативный. 50000 граждан (или же правительства восьми кантонов как минимум) могут затребовать всенародный плебисцит в связи с любым важным законом или решением федеральных властей, в то числе когда это касается уже ратифицированных парламентом и действующих 15 лет или более международных договоров. Для легитимизации результатов факультативного референдума достаточно простого большинства.

Референдумы (обязательные и факультативные) учреждены в Швейцарии в 1874 году, народные инициативы - в 1891 -м, контрпроекты - в 1949-м. Примечательно, что сначала эти формы демократии были введены в федеральную конституцию, а потом уже сделались достоянием и кантональных. За 120 лет народ и кантоны в ходе обязательных референдумов согласились со 118 поправками в федеральную конституцию и примерно столько же отвергли. За это время вступило в силу свыше 1200 федеральных законов, что вызвало факультативные референдумы 81 раз (из них 33 преуспели, 48 были "проиграны"). В каждом кантоне, кроме того, проходят свои референдумы, инициативы, контрпроекты.

Шопинг

В сознании огромного количества людей Швейцария ассоциируется с сыром и часами. И, конечно, сюда едут затем, чтобы убедиться, что швейцарский сыр самый вкусный, а часы - самые точные. Вряд ли будет преувеличением сказать, что так оно и есть.

Швейцарские сыры и блюда на их основе турист может попробовать в любом уголке страны. А вот в Женеву многие специально отправляются затем, чтобы приобрести часы и ювелирные украшения. Кстати, оригинальные изделия здесь можно купить на любой центральной улице.

Весенние месяцы в Швейцарии особенно привлекательны для тех, кто любит приобретать дизайнерские вещи. Дело в том, что именно в это время многие производители делают скидки (до 70%!) на свои товары - от одежды до сувениров. Купить вещи от именитых дизайнеров можно в Тичино, на юге страны.

Среди крупнейших торговых центров можно назвать Shop Ville (Цюрих) и Fox Town Faktory (Менндризио). Последний - самый крупный торговый комплекс в Европе.

Огромное удовольствие доставит вам шоппинг в Берне. В торговых бульварах протяженностью до 6-и километров вы сможете найти все - от сувениров до пирожных.

Что касается расписания работы магазинов, то к нему придется попривыкнуть. Во-первых, в воскресенье большинство учреждений не работает. В субботу рабочий день длится, как правило, до 16-ти часов. Раньше закрываются магазины в среду, особенно в сельской местности, зато в четверг они работают дольше – примерно до 21:00. Довольно строго у швейцарцев с обедом: с 12:00 до 14:00 большинство учреждений не работает.

Вне конкуренции - заправочные станции: работают каждый день с 08:00 до 22:00. Правда, продукты питания и напитки здесь стоят дороже.

Транспорт

Крупнейшие международные аэропорты Швейцарии находятся в Цюрихе, Базеле и Женеве. Они обслуживаются швейцарской компанией Swiss.

Вообще, транспортное сообщение в Швейцарии является одним из самых плотных. Следование поездов осуществляется примерно через каждые полчаса. Крупные города имеют очень плотную сеть автобусов и трамваев. Большинство линий метро в Швейцарии напоминает наши трамвайные линии: они проходят над землей. Только в 2008 году в Лозанне открылось первое подземное метро.

Междугородние перевозки тоже налажены безупречно. Даже в отдаленные населенные пункты регулярно хотят автобусы. В любое место города и страны вы можете добраться быстро, легко и на том транспорте, который вам больше по душе.

По многочисленным озерам Швейцарии точно по расписанию курсируют паромы. В горах действуют канатные дороги: не только очень удобно, но и захватывающе!

В общем, транспорт в этой стране работает - простите за каламбур - как швейцарские часы.

Что касается дорог, то путешествие на собственном авто тоже может доставить немалое удовольствие. Хотя бы из-за пейзажей, которые простираются вокруг. Кроме того, нельзя пожаловаться на качество покрытия и инфраструктуру. Важную роль играют дороги, которые проходят через горные перевалы.

Важный момент: чтобы передвигаться на авто по некоторым автомагистралям, ваша машина должна быть оснащена специальным талоном. Его можно купить при въезде в Швейцарию, на таможне. Стоит он в пределах 30 $. Допустимая скорость на автомагистралях - 120 км/ч, до 80км/ч - вне населенных пунктов, до 50 км/ч - в населенных пунктах. На всех дорогах стоят видеокамеры, которые помогают отлавливать нарушителей, так что будьте осторожны. Кстати, за превышение скорости в Швейцарии могут судить. Штраф вы можете заплатить даже за превышение скорости на 5 км/ч.

Полезный совет: не водите машину в солнечных очках. Дело в том, что на дорогах Швейцарии очень много тоннелей. Въехав в солнечный день в тоннель, вы попадете в кромешную тьму, что небезопасно для вас и, возможно, для движущегося навстречу транспортного средства.

Связь

Связь в Швейцарии, как вы уже догадались, тоже работает бесперебойно. Более того, современные общественные телефоны открывают весьма непривычные возможности для многих туристов. Так, они имеют сенсорный экран, через который можно не только сделать звонок, отправить электронное письмо или полистать телефонный справочник, но и заказать билеты на поезд.

Что касается мобильной связи, то здесь используется стандарт GSM.

Доступ к Интернету можно найти везде: в местах общественного доступа или в виртуальном кафе - бесплатно или за пару франков.

Почтовые отделения открыты по будням (понедельник-пятница) с 07:30 до 18:30 (обед - с 12:00 до 13:30). В холлах большинства отелей есть один-два подключенных к интернету компьютера, которыми вы можете воспользоваться.

Безопасность

Туристам, намеревающимся провести в Швейцарии отпуск с проживанием в съемном жилье или гостинице, необходима туристическая виза. Для ее получения нужно представить следующие документы: заграничный паспорт и копию его первой страницы, заполненную анкету с подписью и фотографией, оригинал и копию билета в обе стороны, подтверждение предоплаты жилья, подтверждение о наличии денежных средств. В некоторых случаях Посольство может потребовать иные документы.

Швейцария считается безопасной страной, и все-таки специалисты рекомендуют получить страховку, которая может спасти от выплаты внушительных сумм на неотложную медицинскую помощь (мало ли что). А в случае кражи вашего имущества страховка поможет восполнить ущерб.

Вообще, уровень преступности в Швейцарии очень низок. Однако карманных воришек все-таки следует остерегаться, особенно в разгар сезона или во время выставок и конференций. Особенно осторожно рекомендуется вести себя на вокзалах и во время ночных поездок на поезде.

В случае кражи немедленно обратитесь в полицейский участок за рапортом. При себе лучше всегда иметь паспорт, если хотите избежать проблем с полицией. Кстати, представители закона здесь не отличаются ангельским характером.

Уровень дорожной безопасности в этой стране также очень высок. Однако повышенную опасность могут представлять извилистые горные дороги, особенно во время летних и зимних каникул, когда загруженность возрастает.

Бизнес

Швейцария является богатейшей страной мира. Кроме того, это один из важнейших финансовых центров во всем мире: здесь функционирует огромное количество филиалов иностранных банков. Секрет надежности швейцарских банков прост: они находятся в стране со стабильной экономической и правовой системой, а потому не могут разориться.

Совершенно логичным кажется тот факт, что в стране с таким статусом ежегодно проходят международные конференции и выставки, на которые съезжаются десятки, сотни тысяч людей из разных точек планеты. Так, наиболее популярными из выставок являются: FESPO ZURICH («Отдых, путешествия, спорт»), SICHERHEIT («Международная ярмарка безопасности»), IGEHO («Международная выставка индустрии снабжения, гостиничного и ресторанного дела»), Internationaler Automobil-Salon Genf («Международный автомобильный салон»), Blickfang Basel («Выставка дизайна мебели, украшений и моды») и многие другие. Регулярно здесь проходят конференции, посвященные политическим, финансовым, банковским, промышленным и культурным вопросам.

Недвижимость

Швейцария уже давно считается одной из самых закрытых стран для покупателей недвижимости из зарубежья. Здесь невозможно купить недвижимость, если у вас отсутствует вид на жительство категории В (а это постоянное продление визы в течение 10 лет). Причем покупатель еще обязан соблюдать правила «игры» государства: приобретенная недвижимость не может использоваться в коммерческих целях. Иностранцу разрешается использовать жилье только для собственных нужд, причем с ограничением по времени проживания - 6 месяцев в году. Постоянно проживать в этом доме можно лишь получив вид на жительство в данной стране. При этом существует еще ограничение по площади.

Дома и апартаменты в Швейцарии стоят очень недешево, причем рынок недвижимости страны продемонстрировал свою устойчивость даже во время кризиса. Эксперты отметили даже некоторое повышение цен на ряд объектов.

Стоимость жилья в Швейцарии зависит от множества факторов. Один из важнейших - расположение. Так, маленькую квартирку в Вилларе, в жилом комплексе, можно приобрести за каких-нибудь 60 тыс. евро. Квартиры на более дорогих курортах могут стоить от 150 тыс. до 800 тыс. евро (это зависит от площади и вида из окна). Те, кто располагает более серьезными средствами и ищет уединения на лоне природы и огромного личного пространства, конечно, выбирают шикарные виллы и шале. Такое жилье будет стоить порядка 5-8 млн. евро.

Вопреки расхожему мнению, путешествие по Швейцарии обходится ничуть не дороже, чем путешествие по Германии или Италии. Просто швейцарцы очень хорошо понимают, что «хорошие деньги» равно «хороший сервис». В этой стране турист всегда получает то, за что заплатил.

Если вы хотите потратить по минимуму, то лучший вариант - жить на турбазе, готовить самому, перемещаться на небольшие расстояния и только на велосипеде. При таком отдыхе в день у вас может уйти примерно 30 $. Не намного больше вы потратите, если будете питаться в ресторанах быстрого питания или студенческих столовых при университетах: там обеды сравнительно недорогие (7-9 $).

Комфортные условия в пределах разумного - трехзвездочная гостиница или постоялый двор - «потянут» около 100 $ в день. Обед в ресторане может ощутимо облегчить ваш кошелек. Кстати, чаевые там (+15 %) включены в счет. То же самое касается стоимости услуг такси.

Посещение музея или знакомство с какой-нибудь достопримечательностью обойдется примерно в 4 $. Примерно столько же вы потратите на перемещение по городу на общественном транспорте.

Визовая информация

Гражданам СНГ и РФ для поездки на территорию Швейцарию, которая входит в состав стран Шенгенского соглашения, необходима виза. Краткосрочная шенгенская виза (категория С) может быть туристической (при бронировании отеля или тура по стране), гостевой (при визите к родственникам или друзьям), деловая (при необходимости встреч с деловыми партнерами) и транзитная (при поездке транзитом в те страны, которые не являются членами Шенгена).

Помимо этого швейцарское посольство выдает учебные визы для лиц, направляющихся на учебу сроком более 90 дней, и рабочие визы для лиц, которые приняты на работу по найму.

Швейцарское Посольство в Москве располагается по адресу: пер. Огородная Слобода, д. 2/5. Также можно обратиться в Генконсульство в Санкт-Петербурге (пр. Чернышевского, д. 17) или Визовый отдел посольства (г. Москва, Пречистенская наб., д. 31).

История

История Швейцарии счисляется с XII тысячелетия до нашей эры. Именно тогда территория, покрытая вечными снегами, под натиском глобального потепления климата стала освобождаться ото льда. Постепенно сменила белый покров превратился в зеленый, и «ожившая» земля обрела первых своих обитателей из рода человеческого.

В древности Швейцария была населена кельтскими племенами гельветов, отсюда ее древнее название - Гельвеция. Примерно в I веке до нашей эры после походов Юлия Цезаря, страна была завоевана римлянами и приобрела мировую известность. В V веке нашей эры, в эпоху Великого переселения народов, ее захватили алеманны, бургунды и остготы; в VI веке - франки. В XI веке Швейцария вошла в состав «Священной римской империи германской нации».

Изначально швейцарцы не были единой нацией, сама же Швейцария представляла собой союз общин (кантонов), стремившихся к самоуправлению. В начале августа 1291 года крестьяне лесных кантонов Швиц, Ури и Унтервальден, жившие на берегах Фирвальдштетского озера, заключили между собой союз и дали клятву помогать друг другу в борьбе против владычества династии Габсбургов; в упорной борьбе они отстояли свою независимость. Это радостное событие швейцарцы празднуют и по сей день: 1 августа - Национальный праздник Швейцарии - салюты и фейерверки озаряют швейцарское небо в память о событиях более чем семивековой давности.

В течение двух веков швейцарские войска одерживали победы над феодальными армиями герцогов, королей и кайзеров. К первоначальному союзу стали присоединяться провинции и города. Объединившиеся союзники стремились изгнать Габсбургов, постепенно расширяя свои границы. В 1499 году, после победы над кайзером Максимилианом I Габсбургом, Швейцария освободилась от господства империи. В 1513 году в союзе насчитывалось уже 13 кантонов. Каждый кантон был абсолютно суверенным - не было ни общей армии, ни общей конституции, ни столицы, ни центрального правительства. В XVI веке в Швейцарии наступил тяжелый кризис. Причиной тому послужил раскол в христианской церкви. Женева и Цюрих стали центрами деятельности протестантских реформаторов Кальвина и Цвингли. В 1529 году в Швейцарии началась религиозная война. Только серьезная опасность, исходящая извне, предотвратила полный распад государства. В 1798 году в Швейцарию вторглись французы и преобразовали ее в унитарную Гельветическую республику. Пятнадцать лет страна находилась под их властью. Положение изменилось только в 1815 году, когда швейцарцы ввели собственную конституцию с равными правами для 22 суверенных кантонов. В том же году Венский конгресс мира признал «постоянный нейтралитет» Швейцарии и определил ее границы, которые незыблемы до сих пор. Однако единство союза кантонов не было надежно обеспечено организацией достаточно крепкой центральной власти. Только по конституции 1948 года непрочный союз превратился в единое государство - федеративную Швейцарию.

Национальные особенности

Швейцария - высокоразвитая страна с интенсивным сельским хозяйством. Это крупнейший экспортер капитала, финансовый центр капиталистического мира. Швейцарские банки - самые надежные. Может быть, это объясняется тем, что страна никогда не примыкала ни к каким блокам. Она была и остается стабильной страной Европы.

В Швейцарии говорят и пишут на четырех языках: по-немецки (на разнообразных местных диалектах швейцаро–немецкого и на литературном верхненемецком говорят 65% населения), по-французски (18%), по-итальянски (в основном на одном из ломбардских диалектов, 12%), и по-реторомански (на пяти разных диалектах). Имея возможность в школе изучить все языки страны, каждый швейцарец, как правило, понимает их, хотя не всегда способен на всех изъясняться.

Швейцарцы весьма религиозны: по переписи 1980 года, около 50% исповедуют протестантскую веру, 44% - католическую, 6% придерживаются иных вероисповеданий или атеизма. Путешествуя по Швейцарии, нельзя не заметить всемирно известную добродетель швейцарцев - любовь к чистоте и порядку. Они чистят улицы пылесосом! Джеймс Джойс заметил однажды, что суп здесь можно есть без тарелок, прямо с мостовой. В Швейцарии невозможно пройти мимо швейцарских часов, ставших воплощением точности, элегантности, своеобразным мировым эталоном. Для этой маленькой страны часы стали самым престижным и значительным видом экспорта.

Культура

В Восточной Швейцарии находится Рейнский водопад (средний расход воды - 1100 куб.м в секунду). Вблизи водопада расположен город Шаффхаузен. Эта часть страны изобилует пестрыми цветочными коврами: альпийская роза (рододендрон), эдельвейс, камнеломка, проломник. Большинство растений - многолетние травы и кустарники. Цветы их относительно велики и ярки; и цветы, и сами растения часто душисты. Маленькие городки и деревеньки, обладающие ненавязчивым шармом, прекрасно вписываются в такой природный ландшафт. В Центральной Швейцарии можно полюбоваться горой Пилатус - любимое место отдыха и жителей страны, и иностранных туристов.

Швейцария - удивительная страна. На малом пространстве в ней сосредоточены и красоты природы, и выдающиеся творения рук человеческих. На каждом шагу - следы различных цивилизаций. О римлянах напоминают развалины в Ньоне (Nyon) и Аванше (Avenches), в частности амфитеатр на 10000 посетителей. В Базеле, Женеве и Лозанне привлекают внимание разнообразные романские и готические памятники архитектуры. Сохранилась крепость Кастелло-ди-Монтебелло (Castello di Montebello) времен Ренессанса - одно из мест паломничества туристов. Богато представлено барокко, в основном это монастыри Айнзидельн (Einsiedeln), Энгельберг (Engelberg) и церкви Кройцлинген (Kreuzlingen) и Арлесхайм (Arlesheim).

В архитектурном облике города Шаффхаузена преобладают барокко и рококо, а старейшие сохранившиеся здания относятся ко времени поздней готики. По вымощенной камнями дорожке можно подняться к старинной крепости Мюно (Munot). Центр Восточной Швейцарии - город Санкт-Галлен, который, согласно легенде, был обязан своим рождением ирландскому монаху Галлусу. При строительстве скита Галлусу помогал медведь; его изображение можно увидеть сегодня на городском гербе. Знаменитый собор в Санкт-Галлене и монастырская библиотека считаются главными памятниками стиля барокко в Швейцарии.

Разнообразна и богата культурная жизнь страны. Каждый большой город имеет свой театр и симфонический оркестр. Из музыкальных театров наиболее известны Оперный театр в Цюрихе, Гранд-театр (Grand Theatre) в Женеве и Базельский городской театр. Лето в Швейцарии - пора фестивалей, они проходят в Лозанне, Цюрихе, Монтре и многих других городах. Кроме всемирно известных международных музыкальных фестивалей в Люцерне ежегодно проходит карнавал. Праздник начинается всегда в четверг и длится до первой среды великого поста.

Швейцарская кухня

Кухня Швейцарии пользуется заслуженным признанием у гурманов всего мира, да и сами швейцарцы у себя дома отнюдь не чуждаются лукулловых услад. Так, любимое занятие жителей Цюриха - прогулка по ресторанчиками и кафе, и если они похвалят вам какую-нибудь из закусочных, вы можете смело отправляться туда. Местная кухня испытала сильное влияние своих соседей, в первую очередь «старшей французской кузины» и итальянской кухни, а также чисто швабского стола, но все таки у нее достаточно своих собственных деликатесов, получивших широкое распространение и в других странах. Типично швейцарское блюдо - знаменитое фондю, которым лучше всего лакомиться, когда на улице холодно и идет дождь или снег. Тогда усаживайтесь поудобнее перед камином и, наколов на длинную вилку кусочки хлебного мякиша, обмакивайте их в расплавленный сыр. Запивать это лакомство лучше всего белым вином или чаем.

Другое известное блюдо из сыра, получившее широкое распространение, - раклетт из Валлиса. Само название блюда («raclette» (фр.) - крупная терка) выдает принцип его приготовления. Сыр натирают на крупной терке или ломают на мелкие кусочки, разогревают и подают с картофелем. Впрочем, чтобы насладиться вкусом и ароматом сыра, его вовсе не обязательно разогревать. Лучший пример - эмментальский (чаще называемый швейцарским) и аппенцелльский сыры, пользующиеся заслуженным признанием у гурманов, а также грайерцский сыр. Изысканным вкусом и ароматом отличаются «Вашерен» - который готовят только зимой, и «Шабцигер» - сыр с пряными травами из Глернерланда.

В числе тичинских деликатесов следует назвать в первую очередь небольшие мягкие сыры формаджини, которые варят из творога, а также различные сорта горного сыра, наибольшей известностью из которых пользуется Пиора. Еще один знаменитый швейцарский деликатес - цюрихский шницель (телятина в сливочном соусе). Любители плотно поесть отдают предпочтение закуске по-бернски (Berner Platte) - блюду из квашеной капусты с бобами и жареным картофелем. Берн считается также родиной знаменитого рёшти (Rosti) - тонко нарезанного жареного картофеля со шкварками.

А теперь самое время вспомнить о супах, например, базельской мучной похлебке, ячменном супе из Бюндена или Бусекка - тичинском супе с требухой. Национальное блюдо солнечной южной Швейцарии - это, кончено, поленту, блюдо из кукурузной крупы со сливками и кусочками фруктов. К югу от Сен-Готарда очень любят ризотто - блюдо из риса, которое готовят по-милански (с шафраном), с грибами или по-крестьянски (с овощами).

В меню швейцарской кухни есть и рыбные блюда: красноперка, форель, щука и эгли (пресноводный окунь), которые готовят всюду по-разному. Поздней осенью и зимой во многих ресторанах вы сможете отведать деликатесы из дичи, например спинку косули. И еще один деликатес, славящийся по обе стороны швейцарской границы, заслуживает вашего внимания. Это - мясо по-бюнденски, вяленая говядина, нарезанная тончайшими ломтиками. Те, кто впервые отведал ее в Вале, а не в Граубюндене, называют это блюдо «мясом по-валлийски».

Альпийская республика славится своими винами. Широкой известностью пользуются белые вина - «Dezaley» и «St.-Saphorin», «Fendant» и «Johannisberg», «Twanner». Лучшие сорта красных вин - изысканно тонкое «Rose der CEil-de-Perdrix», крепкое «Dole», «Pinot Noir» и «Merlot». Но, пожалуй, лучшие бюнденские вина делают в итальянском городке Вельталин, с 1815 г. ставшим швейцарским кантоном Граубюнден. «Sassella», «Grumello», «Inferno» - так называются крепкие рубиново-красные вина, обязанные своим роскошным букетом щедрому южному солнцу. Осталось только сказать несколько слов и о всевозможных сладостях, подаваемых и на десерт, и в полдник, и к вечернему кофе. Это и фруктовые пирожки, и цугский вишневый торт, и морковный пирог, и энгадинский ореховый торт, и конечно, же знаменитый швейцарский шоколад.

Экономика

Швейцария одна из самых развитых и богатых стран мира. Швейцария - высокоразвитая индустриальная страна с интенсивным высокопродуктивным сельским хозяйством и почти полным отсутствием каких-либо полезных ископаемых. По подсчетам западных экономистов, она входит в первую десятку стран мира по уровню конкурентоспособности экономики. Швейцарская экономика тесно связана с внешним миром, прежде всего со странами ЕС, тысячами нитей производственной кооперации и внешнеторговых сделок. Ок. 80-85 % товарооборота Швейцарии приходится на государства ЕС. Через Швейцарию транзитом проходит более 50 % всех грузов из северной части Западной Европы на юг и в обратном направлении. После заметного роста в 1998-2000 гг. экономика страны вступила в полосу спада. В 2002 г. ВВП вырос на 0,5 % и составил 417 млрд шв. фр. Инфляция была на отметке 0,6 %. Уровень безработицы достиг 3,3 %. В экономике занято ок. 4 млн человек (57 % населения), из них: в промышленности - 25,8 %, в том числе в машиностроении - 2,7 %, в химической промышленности - 1,7 %, в сельском и лесном хозяйстве - 4,1 %, в сфере услуг - 70,1 %, в том числе в торговле - 16,4 %, в банковском и страховом деле - 5,5 %, в гостинично-ресторанном бизнесе - 6,0 %. Политика нейтралитета позволила избежать разрухи двух мировых войн.

Политика

Швейцария - федеративная республика. Действующая конституция принята в 1999. В ведении федеральных властей находятся вопросы войны и мира, внешних отношений, армии, железных дорог, связи, денежной эмиссии, утверждение федерального бюджета и т. д.

Глава страны - президент, избираемый каждый год по принципу ротации из числа членов Федерального совета.

Высший орган законодательной власти - двухпалатный парламент - Союзное собрание, состоящее из Национального совета и Совета кантонов (Палаты равноправные).

Национальный совет (200 депутатов) избирается населением на 4 года по системе пропорционального представительства.

Федеративное устройство и конституция Швейцарии были закреплены в конституциях 1848, 1874 и 1999 гг.

Сейчас Швейцария - федерация из 26 кантонов (20 кантонов и 6 полукантонов). До 1848 года (кроме короткого периода Гельветической республики) Швейцария представляла собой конфедерацию). Каждый кантон имеет свою конституцию, законы, но их права ограничены федеральной конституцией. Законодательная власть принадлежит Парламенту, а исполнительная - Федеральному совету (правительству).

В Совете кантонов 46 депутатов, которые избираются населением по мажоритарной системе относительного большинства в 20 двухмандатных округах и 6 одномандатных, то есть по 2 чел. от каждого кантона и по одному от полукантона на 4 года (в некоторых кантонах - на 3 года).

Все законы, принятые парламентом, могут быть утверждены или отвергнуты на всенародном (факультативном) референдуме. Для этого после принятия закона в 100-дневный срок необходимо собрать 50 тыс. подписей.

Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет.

Высшая исполнительная власть принадлежит правительству - Федеральному совету, состоящему из 7 членов, каждый из которых возглавляет один из департаментов (министерств). Члены Федсовета избираются на совместном заседании обеих палат парламента. Все члены Федерального совета поочередно занимают посты президента и вице-президента.

Основы швейцарского государства были заложены в 1291. До конца XVIII века в стране не существовало центральных государственных органов, но периодически созывались общесоюзные соборы - тагзатцунг.


Швейцария, несомненно, является одним из самых маленьких существующих федеративных государств. Например, Соединенные Штаты в 227 раз больше, чем Швейцария. Численность населения Швейцарии достигает приблизительно 6,3 миллионов. Однако Швейцария разделена на 26 кантонов, каждый из которых является государством с суверенной юрисдикцией. Кантон Аппенцелль Иннерроден насчитывает только 14000 жителей. В нем меньше жителей, чем государственных служащих в городе Цюрихе. Но эти малые демократические государства могут развиваться в современном окружении высоких технологий и сверхдержав, когда экономика требует больших территорий и больших рынков. Исторически Швейцария как страна возникла на месте традиционной конфедерации старых средневековых государств. Хотя институционально Швейцария стала федеративным государством, она все еще называется Конфедерацией.

Швейцария

Высший исполнительный орган Швейцарии. Федеральный совет (правительство). Крупные города Швейцарии. Цюрих, Женева, Базель, Лозанна, Люцерн.


Государственный язык Швейцарии. Немецкий, французский, итальянский, ретороманский. Религия Швейцарии. 50% - католики, 48% - протестанты.
Этнический состав Швейцарии. 65% - немцы, 18,5% - французы, 10% - итальянцы. Валюта Швейцарии. Швейцарский франк = 100 сантимам. Климат Швейцарии.
В силу своего географического положения Швейцария подвержена влиянию четырех климатических зон: средне-и североатлантической, средиземноморской и континентальной. В Женеве средняя температура января около 0 °С, июля + 19°С, у подножия горы Юнгфрау - соответственно - 14 °С и 0 °С.
Альпы являются преградой для циклонов, несущих влагу, поэтому уровень осадков во внутриаль-пийских регионах существенно ниже показателей внешних областей.

Швейцарская конфедерация

Принципиально важно, что Конституция Швейцарии начинается словами: «Мы, народ Швейцарии и кантоны», что дает основание говорить, как уже подчеркивалось выше, об особом принципе суверенитета, а также о своеобразной кантональной и коммунальной лояльности, органично дополняемой и лояльностью к федерации в целом. Конституции государств Европы: Т.3 // Под ред. Окунькова Л.А.

Инфо

М.,2001. С. 531. Необходимо особо отметить характер политической культуры швейцарцев, в значительной степени определяющей облик этой страны. Как утверждал Дэниел Элейзер, несмотря на множество разделительных линий, политическая культура Швейцарии является федералистской во всех своих проявлениях (включая институциональные), особенно в организации ячеек гражданского общества в умении создавать консультативные механизмы с целью принятия решений на основе консенсуса.

На федеральном уровне автономия кантонов защищается не только Конституцией, но и политической практикой, часто выходящей за существующие правовые рамки, но и в конечном счете получающей институциональное воплощение. Швейцария является «пестрой» в этнонациональном отношении страной, состоящей из четырех основных этнических групп: немецкая 65%; французская 18%; итальянская 10%; ретороманская 1% (представлена швейцарскими романшами). В соответствии с Конституцией все эти группы равноправны и все четыре языка государственные (впрочем, романшский «ограниченно» государственный, т. е, не все официальные документы публикуются на этом языке). Лингвистический состав населения таков: немецкий (63,7%), французский (19,2%), итальянский (7,6%), романшский (0,6%).

Такие законы также не могут быть опротестованы в судебном порядке. Особенностью законодательного процесса в Швейцарии являются предусмотренные Конституцией страны внесения конституционных изменений или дополнений по итогам референдумов, считающихся наиболее эффективным способом влияния на законодательные решения.

50 тыс. граждан могут потребовать референдума по поводу решения Федерального Собрания. Таким образом, швейцарская политическая традиция отдает предпочтение народным инициативам и референдумам. Как считают сами швейцарцы, в системе, где власть передана кантонам и коммунам, принципы представительной демократии играют второстепенную роль. На кантональном уровне законодательную власть осуществляет Большой Совет или Совет Кантона, или Совет Земли.

Швейцарская конфедерация исторически швейцария как страна возникла

ВВП: 386,1 млрд USD (2007) ВВП на душу населения: 51,4 тыс. USD Форма государственного устройства: федерализм Форма правления: парламентская республика Законодательный орган: двухпалатный парламент Глава государства: президент Глава правительства: премьер-министр Партийные структуры: многопартийность Основы государственного устройства В раннее Средневековье почти вся территория Швейцарии входила во Франкское государство.

После распада империи Карла Великого Швейцария делилась на множество практически не связанных между собой земель – кантонов (от фр. canton – округ). В августе 1291 г. с целью совместных действий против территориальных претензий Габсбургов лесные кантоны Швейцарии заключили между собой «вечный союз», заложивший основы Швейцарской Конфедерации (Швейцарского Союза), которая обладала широкими правами в рамках Священной Римской империи.

Какая форма правления у швейцарии

Швейцария Швейцарская Конфедерация Дата создания независимого государства: 1 августа 1291 г. Площадь: 41,3 тыс. кв. км Административно-территориальное деление: 26 кантонов Столица: Берн Официальные языки: немецкий, французский, итальянский и ретороманский Денежная единица: швейцарский франк Население: 7,5 млн (2007) Плотность населения на кв.


км: 181,5 чел. Доля городского населения: 68 % Этнический состав населения: германо-швейцарцы, франко-швейцарцы, итало-швейцарцы и ретороманцы; ок. 20 % населения страны составляют иностранцы (итальянцы, испанцы, немцы, французы и др.) Религия: доминирует католическое христианство (42 % населения), на втором месте – протестантизм (33 % населения) Основа экономики: промышленность, банковские услуги Занятость населения: в сфере услуг – св. 70 %; в промышленности – ок. 26 %; в сельском хозяйстве – ок.

Швейцария как конфедерация

Причина этой путаницы заключается в особенностях перевода. По-немецки Швейцария называется «Schweizerische Eidgenossenschaft».

Немецкое слово «Eidgenossenschaft» не переводится на французский, итальянский или даже английский языки. Это немецкое слово буквально означает, что Швейцария — это страна, основанная на соглашении «присягнувших».

Каждый субъект Швейцарской конфедерации имеет свою конституцию, легислатуру и правительство, однако их права ограничиваются федеральной Конституцией: согласно ст. 3 Конституции, кантоны суверенны в той мере, в которой их суверенитет не ограничен федеральной Конституцией. Принимая во внимание все эти обстоятельства, исследователи указывают, что Швейцария разделена на 26 кантонов, каждый из которых «является государством с суверенной юрисдикцией» Конституции государств Европы: Т.3 // Под ред. Окунькова Л.А. М.,2001. С. 540..

Швейцария конфедерация или федерация

Кантоны могут предусмотреть, что вновь поселившиеся лица могут пользоваться избирательным правом на кантональном и коммунальном уровне самое большее по прошествии трех месяцев со времени поселения. Кантоны могут заключать между собой соглашения по вопросам законодательства, управления, правосудия и образовывать совместные организации и институты.

Внимание

Конфедерация может участвовать в этих соглашениях в пределах своих полномочий. Межкантональные соглашения не должны противоречить ни праву, ни интересам Конфедерации, ни правам других кантонов.


Соглашения должны быть доведены до сведения Конфедерации Какие-либо сепаратные союзы и договоры политического характера между кантонами запрещены В случае возникновения споров между кантонами, они обязаны воздержаться от насильственных и военных действий Взаимоотношения между Конфедерацией и кантонами Принципы.

Швейцария конфедерациясы

Преемницей Коммунистической партии Швейцарии (КПШ), основанной в 1921 г. и в 1944 г. прекратившей свое существование, стала Швейцарская партия труда (ШПТ). В последней четверти ХХ в. ШПТ пересмотрела свои позиции, прежде ориентированные на достижение социалистических идеалов, и сблизилась с демократами. Швейцарская народная партия (ШНП) существует с 1971 г. Под ее крылом объединились выходцы из Партии крестьян, бюргеров и ремесленников (основана в 1919 г.) и Демократической партии Швейцарии (основана в 1941 г.). К новым партиям относятся Евангелическая народная партия, партия «Швейцарские демократы» и «зеленые».

Территория нынешней Швейцарии переходила под контроль римлян с III в. до н. э. и к 15 г до н. э. оказалась римской провинцией, а населявшие ее кельтские племена гельветов и ретов сильно романизировались. Римляне построили города и дороги, чтобы использовать выгоды географического положения Швейцарии для транзита товаров. Главным античным «логистическим центром» того времени стала Генава современная Женева.
В развитии сельского хозяйства и поддержании инфраструктуры Швейцарии огромную роль в средние века сыграли монастыри, и среди них - Сент-Галлен, которые строились большей частью на стратегически важных участках. Открытие Готардского горного перевала в 1220 г. проложило новый прибыльный торговый путь.
В 1291 г. земли Ури, Швиц и Унтервальден образовали ядро будущей конфедерации, и к 1513 г. в результате присоединения еще 10 земель образовалась Конфедерация 13 кантонов.
Распространение протестантизма оказало огромное влияние на экономическое развитие Швейцарской Конфедерации. Француз-протестант Жан Кальвин (1509-1564) не только проповедовал, что кропотливый труд есть единственная ценность, а богатство и благосостояние - Божья награда, но и активно проводил экономические преобразования. Женева при Кальвине предоставляет убежище протестантам из Франции, Италии, Англии и Нидерландов. Беженцы, среди которых были ремесленники, купцы и банкиры, создали новые производства - часовое, шелковое, производство бархата и влили новые средства в экономику страны.
В XVII в. Швейцария переживала экономический подъем - она сохранила нейтралитет во время Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) и получила международное признание Конфедерации как самостоятельное государство согласно Вестфальскому договору 1648 г. В XVIII в. в Швейцарии значительно развились промышленность (особенно текстильная и часовая), сельское хозяйство и торговля. К концу века Швейцария занимала одно из первых мест в Европе по выпуску хлопчатобумажных тканей, а к 1814 г. прядение в стране было полностью механизировано - развивалось машиностроение. Спрос на красители для тканей привел к развитию химической отрасли.
В 1848 г. была принята Конституция и упразднены внутренние таможенные сборы, введена единая денежная единица и объединены в систему почтовые услуги, унифицированы системы мер и весов, жители Швейцарии получили право свободно выбирать место жительства. Стали активно развиваться химическая, пищевая, машиностроительная отрасли и банковская сфера. У страны появилась общая столица - .
В 1860 г. немецкий беженец Генри Нестле создал заменитель грудного молока - и основал одноименную всемирно известную фирму. В Швейцарии активно строились железные дороги (с 1847 г.) и расширялись горные перевалы. К 1864 г. протяженность железнодорожной сети составила 1300 км. Среди состоятельных европейцев становятся популярными туристические поездки в Швейцарию.
Необходимость больших инвестиций в строительство дорог и электрификацию страны привела к основанию первых крупных промышленных банков, которые принимали деньги частных акционеров и вкладывали их в перспективные проекты. В 1907 г. открылся Швейцарский национальный банк.
Постепенно Швейцария стала мировым финансовым центром - ее законодательство жестко охраняло интересы банковских вкладчиков.

В соответствии с Гаагской конвенцией от 1907 г. Швейцария, как нейтральное государство, имела право торговать с воюющими странами, чем она и воспользовалась в годы Первой и Второй мировых войн. Будучи нейтральным финансовым центром, Швейцария вела дела как с союзниками, так и с Германией и Италией и скупала золото и драгоценности у всех заинтересованных сторон. В дальнейшем это было поставлено Швейцарии в вину. Швейцарию также обвинили в том, что ее банки после окончания Второй мировой войны скрыли вклады нацистов, а также не стали разыскивать наследников тех вкладов, держатели которых погибли.
Хотя представители швейцарских банков утверждали, что проводили собственное расследование и на всех невостребованных счетах, теоретически принадлежащих жертвам Холокоста, находится не более 30 миллионов швейцарских франков, решение группы швейцарских банков, принятое в 1998 г., о выплате суммы более миллиарда долларов жертвам Холокоста, не привело к прекращению нападок на Швейцарию.
К этим обвинениям добавились требования раскрыть информацию о вкладчиках, наживших свои капиталы преступным путем, отмывающих «грязные деньги» или скрывающихся от налогов. Более того, сама концепция банковской тайны подверглась жесткой критике и Европарламент предложил вообще упразднить ее к 2014 г.

Стоит вспомнить, как вообще возник термин «банковская тайна». Первые письменные сведения о ней датируются 1713 г., когда Великий Женевский Совет не только обязал банкира «регистрировать своих клиентов и их операции», но и запретил передавать такую информацию третьим лицам иначе как с явно выраженного разрешения городского совета.
Причина самого появления «банковской тайны» в далеком прошлом. Одними из клиентов швейцарских банкиров еще до Французской революции 1789 г были французские короли, сделки с которыми необходимо было держать в строжайшей тайне король-католик не имел права занимать деньги у банкира-протестанта.
Состоятельные люди всего мира веками находили в Швейцарии спасение для своих капиталов. Войны, революции, финансовые кризисы, огромные налоги, претензии государств и третьих лиц - от всего этого «банковская тайна» Швейцарии ограждала владельцев счетов.

В 1934 г. вступил в силу закон о тайне банковских вкладов, который предусматривал за ее раскрытие уголовную ответственность вплоть до лишения свободы. Смысл в этом был так, в том же 1934 г. в нацистской Германии казнили людей за то, что они владели зарубежными счетами.
Разумеется, легенда о том, что «банковская тайна» приводит к преступлениям, основана на ошибочном представлении о сути вопроса. В законодательстве Швейцарии предусмотрены ограничения, в соответствии с которыми информация перестает быть «банковской тайной» и выдается по распоряжению судов или требованию правоохранительных органов без согласия клиента. Конечно, в этом законодательстве присутствует швейцарская специфика - так, уклонение от налогов в Швейцарии преступлением не считается. А вот налоговое мошенничество или иные преступления реально могут стать причиной раскрытия «банковской тайны» - но это вправе решать только суд.
Пока швейцарские банки продолжают оставаться для многих состоятельных людей надежной «копилкой». Но не только банки определяют благополучие швейцарской экономики. Высокотехнологичная продукция, уникальные по качеству сыры и шоколад, самые точные часы в мире, одна из самых привлекательных туристических инфраструктур все это Швейцария.
Сформулированный в свое время реформатором церкви Ж. Кальвином, который жил и умер в Женеве, постулат о том, что истинно верующий христианин трудолюбив и воздержан, в этой стране не забыт Здесь не принято выставлять напоказ богатство. Швейцарский бизнесмен может вложить деньги даже в очень рискованный наукоемкий проект, но не станет покупать что-то «для престижа» - обойдется необходимым. Такие здесь устои. Непоколебимые.


Общая информация

Официальное название: Швейцарская Конфедерация.

Форма правления: парламентская республика.

Резиденция международных организаций: штаб-квартиры Всемирной торговой организации, Международной организации труда. Всемирной организации здравоохранения, Международного Красного Креста, Всемирного совета церквей, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Европейского отделения ООН и многих др. (Женева); Всемирный почтовый союз (Берн); Международный олимпийский комитет (Лозанна) и т. д.

Административно-территориальное деление: 26 кантонов.
Столица: Берн, 128 345 чел. (2007 г.).
Языки: немецкий, французский, итальянский, ретороманский.

Религия: протестантизм, католицизм, иудаизм, ислам.

Денежная единица: швейцарский франк.

Важнейшие аэропорты: международный аэропорт Женева-Койнтрин, международный аэропорт Клотен (Цюрих), международный аэропорт Базель-Мюлуз-Фрайбург (евроаэропорт, расположен на территории Франции, используется совместно).
Крупнейшие реки: , Тичино.

Соседние страны: Германия, Италия, Франция, Австрия, Лихтенштейн.

Цифры

Площадь: 41 284 км 2 .

Население: 7 700 200 чел. (2008 г.).

Плотность населения: 186,5чел./км 2 .

Экономически активное население: 3 950 000 чел.
Занятость населения по секторам: сельское хозяйство - 5%, промышленность - 26%, сфера услуг - 69%.

Урбанизация: 73%.

Экономика

ВВП (номинальный): $492,6 млрд (2008 г.), по данным Всемирной книги фактов (ВКФ).
ВВП (ППС): $309,9 млрд (2008 г.), поданным ВКФ.
ВВП на душу населения (ППС): $40 900 (2008 г.), поданным ВКФ.
ВВП по секторам экономики: сельское хозяйство - 2%, промышленность - 34%, сфера услуг - 64%.
Объем экспорта: $202,8 млрд.
Дефицит государственного бюджета: отсутствует.
Объем государственного долга: $493,1 млрд (2009 г.), по данным ежегодного отчета Центра международной конкуренции (Лозанна).
Промышленность, наиболее конкурентоспособные области: микроэлектроника, биотехнологическая, электротехническая и фармацевтическая промышленность, химическая промышленность, машиностроение, производство специального оборудования и точных инструментов, часовая промышленность (52% мирового рынка), ювелирная промышленность, текстильная промышленность, пищевая промышленность; энергетика (гидроэнергия - 56,2%, атомная энергия - 38%, тепловые электростанции - 5,4%, возобновляемые источники энергии (ветровая и солнечная) - менее 1%).
Сельское хозяйство: молочное животноводство (75% стоимости всей сельскохозяйственной продукции); производство кормов, виноградарство; в 2005 г. доля фермерских хозяйств, применяющих органические методы, составила 11% от общего числа.
Сфера обслуживания: страховая деятельность, банковская система, торговые предприятия, туризм.

Особенности экономики : необходимость экспорта продовольствия; самые большие дотации в Европе на сельское хозяйство; зависимость экономики от внешнего спроса; высокая стоимость жизни в стране - высокая себестоимость всей продукции.

Любопытные факты

■ Самые сложные часы в мире - Calibre 89 фирмы Patek Philippe, они состоят из 1728 частей, и на их создание потребовалось 9 лет.
■ В 2006 г. в Женеве открылся первый исламский банк, действующий на основе принципов мусульманской религиозной этики.
■ Банк «Кантональ» при ревизии невостребованных вкладов в 2006 г. обнаружил незакрытый счет на имя Владимира Ульянова, Правда, «золото партии» оказалось каким-то несерьезным - на этом счету всего 13 франков.

Поделиться: