Протоиерей игорь мягкий. Вы к этому спокойно относитесь? Где же служил отец Игорь

Регентство жены Игоря при малолетнем князе Святославе.

КНЯГИНЯ ОЛЬГА

Ольга - великая русская св. равноап. княгиня. Жена вел. кн. Игоря Рюриковича. Относительно происхождения кн. Ольги существует несколько летописных версий. Одни авторы называют ее уроженкой Плескова (Пскова), другие - Изборска. Одни заявляют, что она происходила из рода легендарного Гостомысла и первоначально носила имя Прекраса, но была переименована Олегом Вещим в свою честь, другие называют ее дочерью Олега Вещего, третьи сообщают, что она была простой крестьянкой, понравившейся Игорю и потому ставшей его женой. В рукописном сборнике XV в. имеется известие, согласно которому Ольга была болгарской княжной из города Плиски и приведена на Русь Олегом Вещим в качестве невесты для кн. Игоря.

В «Повести временных лет» под 903 сообщается о женитьбе Игоря на Ольге. В Устюжском летописном своде говорится, что она стала женой Игоря в 10-летнем возрасте. Иоакимовская летопись отмечает, что Игорь имел впоследствии и других жен, однако Ольгу чтил больше иных за ее мудрость.

Из договора Игоря с Византией видно, что Ольга занимала в иерархической структуре Киевского государства третье по значению место - после великого кн. Игоря и его сына-наследника Святослава.

После смерти мужа Ольга становится верховной правительницей Руси. Она жестоко подавляет восстание древлян, устанавливает размеры податей с населения в ряде русских регионов, создает погосты, где останавливаются сборщики даней.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

Об Ольге до ее замужества с Игорем известно мало. Повесть временных лет сообщает под 6411 (903) годом, что к Игорю привели «жену из Пскова, именем Ольга». «Книга Степенная царского родословия» (создана в 60-е годы XVI века) называет родиной Ольги весь (село) Выбутскую под Псковом. В поздних Раскольничьей и Иоакимовской летописях, бывших у В. Н. Татищева, родиной Ольги оказывается уже Изборск. Поскольку во время появления Ольги на свет Пскова вроде бы еще не было, но, зато, в середине X века существовало село Ольги Выбутино-Будутино, то она, следовательно, в нем и родилась. Аналогично, возникла и легенда об изборском происхождении Ольги. Например, В. Н. Татищев, сохранивший это предание, повинуясь логике своих летописных источников, считал, что «изборская» версия более правильная, так как «тогда Пскова еще не было». А между тем, «псковская» версия подкрепляется археологическими данными, согласно которым Псков, как собственно город, сложился к VIII веку, то есть раньше Изборска. Впрочем, и версия об Изборске (расположен в 30 км от Пскова), и версия о Выбутской веси, как о местах, где родилась Ольга, помещают родину Ольги в Псковской области.

Любопытно сообщение ряда летописей XVII-XVIII веков о том, что Ольга была дочерью «Тмутарахана, князя Половецкого». За этим известием стоит, таким образом, определенная летописная традиция, но вряд ли можно считать русскую княгиню X века Ольгу дочерью половецкого хана.

Итак, смело можно утверждать только, что родиной Ольги был север территории расселения восточных славян, возможно, Псков или его окрестности. Тесные связи существовали, судя по всему, у Ольги и с Новгородом. Именно ей летопись приписывает в 6455 (947) году установление даней в Новгородской земле. Правда, летописный рассказ о походе княгини к Новгороду и установлении даней по Мсте и Луге вызывает справедливое сомнение исследователей в том, что все это действительно имело место. Ведь возле Новгорода в древности существовала своя «Деревская земля», «Деревский погост». В начале XI века Деревской землей называлась область Новоторжская, возле Торжка, а сам город Торжок звался в древности Искоростенем! Это может свидетельствовать об основании его выходцами из Древлянской земли, вероятно, бежавшими туда после подавления древлянского восстания. Летописец XI века, труд которого был использован при составлении Повести временных лет, мог неверно понять рассказ о том, что Ольга упорядочила сбор дани с Деревской земли, и расширить масштаб устроительной деятельности княгини, включив в нее и реформу Новгородской земли. Здесь проявилось стремление летописца упростить историю организации на Руси погостов, приписав всю реформу одному человеку - Ольге.

«Повесть временных лет» ничего не сообщает о том положении, которое занимала Ольга до брака с Игорем. Правда, в «Степенной книге», в которой о браке Игоря с Ольгой рассказывается с необыкновенными и романтическими деталями, говорится, что Ольга была простой поселянкой из веси Выбутской, которую Игорь встретил на перевозе во время охоты. Историки уже на протяжении трех столетий сомневаются в том, что Ольга была низкого происхождения, и сомнения эти вполне обоснованны. Выше уже говорилось о том, что «Степенная книга» помещала родину Ольги в веси Выбутской, исходя из убеждения, что Пскова тогда еще не существовало. Истории о «крестьянском» происхождении Ольги, о том, как она работала перевозчицей, сохранились и в псковских устных преданиях. Здесь мы скорее всего имеем дело с известным стремлением сказителей приблизить героя к слушателям, сделать его представителем их сословия. Большинство же летописных сводов сообщает о знатном происхождении Ольги или ограничивается простым упоминанием о браке Игоря и Ольги. «Степенная книга», представляя Ольгу бедной поселянкой, оказывается почти в полном одиночестве. Ермолинская летопись (вторая половина XV века) называет Ольгу «княгиней от Плескова». Типографская летопись (первая половина XVI века) сообщает, что «некоторые» рассказывали, что Ольга была дочерью Вещего Олега. Известие о том, что Ольга была дочерью Олега, сохранилось в Пискаревском летописце и Холмогорской летописи.

О знатности Ольги свидетельствует и известие Константина Багрянородного в труде «О церемониях византийского двора» о том, что во время визита Ольги в Царьград ее сопровождала большая свита: «анепсий», 8 приближенных людей, 22 посла, 44 торговых человека, 2 переводчика, священник, 16 приближенных женщин и 18 рабынь. Самым интересным нам кажется присутствие 8 приближенных людей. Это не дружинники и не слуги. Для дружины этого количества людей мало, а весь обслуживающий персонал перечисляется позднее. Это и не союзные князья. От них с Ольгой было послано 22 посла. Возможно, это родственники Ольги, не случайно в том же источнике говорится, что вместе с Ольгой прибыли и «родственные ей архонтиссы». Кроме того, в составе русского посольства особо выделяется «анепсий» Ольги. «Анепсий» - термин, означавший в Византии того времени чаще всего племянника (сына сестры или брата), а также двоюродного брата или, гораздо реже, родственника вообще. Как известно, в договоре 944 года упомянуты племянники Игоря (Игорь и Акун). Поскольку племянник мужа мог считаться племянником и его жены, возможно, об одном из этих двух лиц и идет речь в данном случае. Правда, термин «анепсий» означал кровного родственника, каковыми в отношении Ольги не были ни Игорь, ни Акун. Может быть, речь здесь идет о совершенно неизвестном нам князе, относившемся к роду Ольги. Таким образом, Ольга не была простой поселянкой без роду, без племени, а являлась главой рода, пришедшего в Киев вместе с ней и участвовавшего в ведении дел.

Однако и еще одно обстоятельство усиливало позиции Ольги. Она была не просто женой Игоря, но и, как видно из рассказа о распределении ею дани с древлян, самостоятельной правительницей Вышгорода. Значение Вышгорода было велико. Город возник всего в 12-15 км от Киева и с самого начала представлял собой мощную крепость, которая позднее служила хорошим щитом для защиты Киева с севера. Подобное расположение Вышгорода по отношению к Киеву позволило ряду историков рассматривать его как некий «придаток», пригород «матери городов русских». Вряд ли это справедливо, по крайней мере, по отношению к Вышгороду X века. По данным археологии, в это время территория его была равна современному ему Киеву. Город располагал детинцем (кремлем). Вышгород являлся центром ремесла и торговли. О значении и силе этого города свидетельствует и упоминание «Вусеграда» в сочинении Константина Багрянородного, наряду с другими крупнейшими городами - Смоленском, Любечем, Черниговом. Скорее, правы те историки, которые склонны рассматривать Вышгород как независимый от Киева и, более того, конкурирующий с ним центр.

КРУЖЕНИЕ ОЛЬГИ

С именем Ольги связывают важные реформы, относящиеся к учреждению административных центров - погостов и упорядочению системы государственного управления. В доказательство приводят следующий отрывок из летописи XII в.: «В лето 6455 (947) иде Вольга Новугороду, и устави по Мьсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани; и ловища ея суть по всей земли, знаменья и места и повосты, и сани ее стоятъ въ Плескове и до сего дне». Для верности интерпретации приведенного отрывка следует сравнить его с Записками императора Константина Багрянородного, написанными во времена Ольги в середине X в. С приближением зимы, писал император, русские «архонты выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдиа, что именуется «кружением», а именно в земли древлян, дреговичей, северян и прочих данников славян. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда тает лед на Днепре возвращаются в Киев».

Константин VII описал полюдье при жизни Ольги на основании бесед с послами. Киевский летописец почерпнул сведения о полюдье Ольги из преданий, спустя столетие. Он не знал термина «полюдье», зато приписал мудрой княгине важную реформу - установление «повостов» и «оброков». Слово «оброк» позднего происхождения, а понятие «погост» («повост») имело в X в. совсем иное значение, чем в XII в. При Ольге «погост» обозначал языческое святилище и место торга славян («погост» от слова «гость» - купец). С принятием христианства власти стали разорять капища и на их месте ставить церкви. Крупнейшие погосты превратились к XII в. в центры управления округой. Но при Ольге погосты оставались языческими святилищами по преимуществу.

Скрынников Р.Г. Древнерусское государство

ИЗ ЖИТИЯ

И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения. Преставилась святая княгиня Ольга в 969 году 11 июля (ст. стиль), завещав открыто совершить погребение ее по-христиански. Ее нетленные мощи покоились в десятинной церкви в Киеве.
За свою миссионерскую деятельность, Ольга одной из первых была причислена к лику святых и удостоилась высокого звания равноапостальской.
В то же время до сих пор с именем этой княгине связано несколько спорных вопросов таких как:
- место ее происхождения, (согласно Начальной летописи Ольга происходила из Пскова
Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были не знатного рода, «от языка варяжска». Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец сообщают, будто Ольга была дочерью Вещего Олега. И.Д. Иловайский считал, что Ольга происходила из славян и выводил ее имя от славянской формы «Вольга», кстати, в древнечешском языке так же имелся аналог Ольги Olha. Ряд болгарских исследователей считают, что Ольга происходила из болгар. В подтверждения чего приводят сообщение из Нового Владимирского Летописца («Игоря же ожени [Олег] въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу».), где автор ошибочно перевел летописное название Плесков не как Псков, но как Плиска - болгарская столица того времени.
- время ее рождения (большинство летописцев считают ее ровесницей Игоря, другие полагают, что она была младше мужа лет на 15-20),
- место и время ее крещения. (по одной версии 954 – 955 г. по другой 957 г., ряд исследователь считают, что крещение произошло в Константинополе, другие в Киеве).

Княгиня Ольга была самой первой правительницей, которая приняла христианство. Причем это произошло еще до крещения Руси. Правила она государством от безвыходности, так как мужа ее, князя Игоря убили, а его наследник, их сын Святослав был еще слишком мал, чтобы управлять. Правила она с 945 по 962 год .

После убийства князя Олега, его место очень хотел занять древлянский князь Мал. В его планах было жениться на княгине Ольге и захватить Киевскую Русь. Он посылал ей кучу подарков и украшений через своих послов. Ольга была очень умна и хитра. Первых послов Мала, приплывших на лодке, она приказал пронести вместе с лодкой над пропастью, послов бросили в пропасть и они были погребены заживо.

Вторую партию послов Ольга сожгла в бане. Затем она сама поехала к князю древляней, якобы чтобы выйти замуж, в тот день было напоено и умертвлено более 5000 древлян.

Правление княгини Ольги.

Деятельность княгини Ольги.

Ольга была воодушевлена мыслью о том, что ей необходимо отомстить древлянам за смерть своего мужа. Она собралась в военный поход. Это был 946 год. Осада древлян продолжалась почти все лето. В этом случае Ольга показала силу могучей Руси. После осады она отправила послание о том, что они отступают, но просят жителей дать им с каждого древлянина по голубю и по три воробья. Затем птицам привязали зажженный трут и выпустили. Так был полностью сожжен город Искоростень.

Внутренняя политика и реформы княгини Ольги.

Ольга систематизировала сбор податей с населения. Она организовала специальные места для сбора дани, которые назывались погостами. Княгиня активно занималась градостроительством и облагораживанием территории. Все земли, которые были во власти княжны были ею поделены на административные единицы. Каждой единице был присвоен свой управляющий – тиун.

Внешняя политика княгини Ольги.

Так как Ольга все таки была женщиной, в походы она ходила нечасто. Она развивала торговлю своим умом и сообразительностью. Ольга была сторонником мирного решения возникших конфликтов. Скандинавы и немцы шли работать наемными работниками в войска русичей.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

903 - летописная дата брака Игоря и Ольги.

944, осень - первое достоверное упоминание Ольги и ее сына Святослава в источниках (в тексте договора Игоря с греками).

945 (?)**, поздняя осень - зима - гибель Игоря в Древлянской земле.

946** - поход на древлян, взятие Искоростеня.

947** - поездка на север, к Новгороду и Пскову, установление даней по Мете и Луге; установления по Днепру и Десне.

957, лето - осень - путешествие в Константинополь (Царьград).

959, осень - посольство Ольги к германскому королю Отгону I.

961/62 - прибытие в Киев рукоположенного в епископы «ругов» немца Адальберта и изгнание его вместе со спутниками из Руси. Начало языческой реакции (политический переворот?) в Киеве; вероятное отстранение Ольги от реального управления страной.

964** - летописная дата «возмужания» Святослава; начало его военных походов.

969, весна - осада Киева печенегами. Ольга пребывает в городе со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром.

Ок. 999 - перенесение мощей княгини Ольги ее внуком, князем Владимиром Святославичем, в киевскую Десятинную церковь Пресвятой Богородицы.

Из книги Бах автора Морозов Сергей Александрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ 1685, 21 марта (по грегорианскому календарю 31 марта) в тюрингском городе Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах, сын городского музыканта Иоганна Амвросия Баха. 1693-1695 – Обучение в школе. 1694 – Смерть матери, Элизабет, урожденной Леммерхирт.

Из книги Чаадаев автора Лебедев Александр Александрович

Основные даты жизни Чаадаева 1794, 27 мая - В Москве родился Петр Яковлевич Чаадаев. В том же году скончался отец Чаадаева - Яков Петрович.1757 - Скончалась мать Чаадаева, Наталья Михайловна, урожденная Щербатова. Братья Чаадаевы - Петр и Михаил - взяты на воспитание старшей

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -

Из книги Бенкендорф автора Олейников Дмитрий Иванович

Основные даты жизни 1782, 23 июня - родился в семье премьер-майора Христофора Ивановича Бенкендорфа и Анны Юлианы, урождённой баронессы Шиллинг фон Канштадт. 1793–1795- воспитывался в пансионе в Байрейте (Бавария).1796–1798 - воспитывался в пансионе аббата Николя в Петербурге.1797,

Из книги Пространства, времена, симметрии. Воспоминания и мысли геометра автора Розенфельд Борис Абрамович

Из книги Ольга. Запретный дневник автора Берггольц Ольга Федоровна

Основные даты жизни и творчества Ольги Берггольц А я вам говорю, что нет напрасно прожитых мной лет… О. Берггольц 1910. 16(3) мая. В Петербурге в семье фабричного врача родилась Ольга Берггольц. Отец - Федор Христофорович Берггольц. Мать - Мария Тимофеевна Берггольц

Из книги Гончаров автора Мельник Владимир Иванович

Основные даты жизни И.А. Гончарова 1812, 6 (18) июня - в Симбирске родился Иван Александрович Гончаров.1819,10 (22) сентября - смерть отца Гончарова, Александра Ивановича.1820–1822 - Иван Гончаров обучается в частном пансионе «для местных дворян».1822, 8 (20) июля - десятилетнего

Из книги Александр Гумбольдт автора Сафонов Вадим Андреевич

Основные даты жизни и деятельности 1720 - Родился простым бюргером Александр Георг Гумбольдт - отец братьев Вильгельма и Александра: лишь в 1738 году получил наследственное дворянство отец Александра Георга (дед братьев Гумбольдт) Иоганн Пауль. Род Гумбольдтов восходит к

Из книги Лев Яшин автора Галедин Владимир Игоревич

Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторов

Основные даты жизни и деятельности 1892 г. Родился в костромской деревне1911 г. Поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет1917 г. Стал заместителем министра продовольствия Временного правительства и избран членом Учредительного собрания1920 г. Возглавил

Из книги Данте. Жизнь: Инферно. Чистилище. Рай автора Мишаненкова Екатерина Александровна

Основные даты жизни и деятельности 1894 г. Родился в Лондоне1911 г. Поступил в Колумбийский университет1914 г. Окончил университет и поступил на работу в брокерскую фирму Newburger, Henderson & Loeb1920 г. Стал партнером и совладельцем фирмы Newburger, Henderson & Loeb1925 г. Основал фонд Benjamin Graham

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1897 г. Родился в баварском городке Фюрт1916 г. Призван в армию1918 г. Комиссован в связи с тяжелым ранением в звании унтер-офицера1919 г. Поступил в Высшую торговую школу в Нюрнберге1923 г. Поступил в докторантуру Университета имени Гете во

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1899 г. Родился в Вене1917 г. Участие в Первой мировой войне1918 г. Поступил в Венский университет1923 г. Стажировался в Колумбийском университете1926 г. Женился на Хелен Фрич1924 г. Организовал с Людвигом фон Мизесом Институт изучения деловых

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1905 г. Родился в Мюнхене, через три недели был крещен в Санкт-Петербурге1925 г. Окончил Ленинградский университет1927 г. Приглашен в Институт мирового хозяйства при Кильском университете1928 г. Защитил докторскую диссертацию в Берлинском

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1912 г. Родился в Нью-Йорке1932 г. Получил степень бакалавра по экономике и математике в Ратгерском университете1937 г. Началось многолетнее сотрудничество с Национальным бюро экономических исследований1950 г. Являлся консультантом по

Из книги автора

Основные даты в жизни Данте 1265, вторая половина мая - Рождение Данте.1277, 9 февраля - Обручение Данте с Джеммой Донати.Ок. 1283 - Умирает отец Данте.1285–1287 - Учится в Болонском университете.1289, 11 июня - Участвует в сражении на Кампальдино, закончившемся победой

Протоиерей Игорь Фомин родился 25 февраля 1970 г. в семье служащих. В 7 лет пошел в школу, а в 9 принял крещение и уже из храма не выходил.

В 14 лет стал алтарничать в подмосковном храме Покрова Божией Матери села Алексино, где настоятелем был ставший духовником протоиерей Василий Владышевский. После возвращения из рядов вооруженных сил, нарушив благословение духовника, пробовал поступить в медицинский институт. Естественно, провалился, и уже через год благословение было исполнено - в 1991 г. поступил в семинарию. В 1994 г. венчался со своей будущей матушкой. А в 1995 г. был рукоположен в диакона, в 1996 г. - во пресвитера. 6 декабря 1995 г., на Александра Невского, был назначен штатным диаконом Казанского собора на Красной площади. А ровно через год, 6 декабря 1996 г., рукоположен в священники Казанского собора.

С первых номеров журнала «Фома» стал членом редакционного совета издания.

Так как журнал «Фома» вышел из коридоров и аудиторий МГИМО, встал вопрос о строительстве храма при сем славном учебном заведении. Когда вопрос был решен положительно святейшим патриархом Алексием, был назначен настоятелем строящегося храма Александра Невского при МГИМО.

Имеет четверых детей.

..

..

Протоиерей Игорь ФОМИН: интервью

Протоиерей Игорь ФОМИН (род. 1970) - настоятель храма Александра Невского при МГИМО: | | | | .

МОЛИСЬ, КАЙСЯ, ЛЮБИ

Как нам строить духовную жизнь сегодня - когда вокруг бушует XXI век? К чему стремиться, а чего остерегаться? Какими словами молиться? Нужно ли современному мирянину быть аскетом? Корреспондент портала «Православие и мир» беседует с клириком Казанского собора на Красной площади протоиереем Игорем Фоминым.

Чем руководствоваться в духовной жизни современному человеку, ведь все серьезные книги, в том числе «Добротолюбие», написаны преимущественно для монашествующих?
- Монашествующий человек и просто православный человек на самом деле мало чем отличаются друг от друга. Ведь обеты, которые дает монах точно такие же, как и обязательства мирского человека.

Монашествующий дает обет безбрачия, но и мирскому человеку запрещается распутство.

Монах дает обет воздержания от мясной пищи, но и мирскому человеку воспрещено объедаться и необходимо соблюдать посты.

Монах дает обет постоянно молиться, но ведь апостол Павел, призывая непрестанно молиться, обращается не к монашествующим, а ко всем людям, желающим жить во Христе Иисусе.

Конечно, условия жизни монашествующих и мирских людей разные. Одни живут в тишине и спокойствии, другие в мятущемся бурном мире.

Но если у мирянина в сердце живет молитва, то он будет спасен от многих житейских катаклизмов, которые в обилии сейчас у нас появляются, например, гнев, раздражение, злоба. Эти явления не совместимы с молитвой. Если в сердце человека живет молитва, то страсти там просто не уживаются, тернию там невозможно взойти. Молитва является орудием, которым обрабатывается почва души человека, для того чтобы зерно Слова, упав в эту почву, выросло и дало плод.

Если говорить о том, что конкретно может мирянин взять из «Добротолюбия», этого сборника мудрых мыслей и молитвенного опыта людей, потрудившихся именно на поприще духовного делания, то это взаимоотношения человека и Бога. Они в обилии должны присутствовать у мирского человека, без этого человек не может обожиться, не может войти в радость Божию.

- А какие это принципы?
- Плоды духовные, о которых говорит апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). Плоды, которые проявляются во взаимоотношениях человека с Богом, человека с человеком, человека с самим собой.

Вы сказали, что если в сердце человека будет жить молитва, то духовная жизнь будет развиваться правильно. А что значит «молитве жить в сердце»? Имеется в виду непрестанная молитва Иисусова или молитва перед каждым делом или еще что-то?
- Молитва - это общение с Богом, разговор с Богом. Причем не монолог, а все-таки всегда диалог. Вершина молитвенного делания - это молитва Иисусова: пять слов, которые мы лучше будем творить умом, чем заниматься многоглаголанием, как говорит апостол Павел. Также молитва может быть вопросительная: «Господи, благослови старушку через дорогу перевести». Это тоже молитва, потому что это живое общение с Богом. И сразу слышишь в сердце ответ: «Конечно, любимое чадо, благословляю тебя на доброе дело».

Или спрашиваешь: «Господи, благослови меня покурить», и сразу слышишь ответ: «Что-то не то ты просишь у Меня». И так во всем. Молитвенное общение с Богом - это живое общение, когда ты непрестанно ощущаешь, что Он стоит рядом, от Него зависит моя жизнь на следующее мгновение. Это и есть молитва, это и есть хождение пред Богом.

Что собой должно представлять молитвенное правило семейного, работающего человека? Допустима ли молитва в метро и Серафимово правило?
- Если семья вся воцерковленная, то обязательно должно быть общее молитвенное правило как утром, так и вечером. Если есть еще традиция совместно читать Евангелие, то, мне кажется, это самое лучшее семейное правило. Я помню из детства, как мы всей семьей читали вечерние молитвы, утром меня будили под начало чтения утренних молитв. Я вскакивал, несмотря на то, что меня сложно было растолкать, но когда папа становился рядом и начинал читать молитвы, у меня просыпалась совесть, и я вставал.

- А у вас не было протеста: вот, мол, «изверги», мучают меня?
- Нет-нет, не было. У меня был, я не могу сказать, что страх, но благоговение перед Богом. Это было воспитано с детства и для меня это было естественно и нормально. Вообще слова «изверги» и «мучают» я узнал гораздо позже, наверное, когда сам стал «мучить» своих детей. По поводу родителей у меня никогда таких мыслей не возникало.

Однажды я был в многодетной семье, в которой и своих и приемных детей всего тринадцать, и увидел такую традицию. Во время завтрака кто-то рассказывает главу Евангелия, и все дети, от мала до велика, ее обсуждают. Взрослые, конечно, их поправляют, папа в этой семье очень хорошо знает Евангелие. Таким образом, получив правильный заряд на весь день, они идут в школу.

- Просто жизнь на Марсе.
- Да, я с этим согласен. Но эти «марсианские» традиции не сами собой у людей образовались, над ними очень много работали. Когда мы заходим в дом и видим идеальный порядок, все сверкает и блестит, везде развешаны красивые рюшечки, мы прекрасно понимаем, что за всей этой красотой стоит многочасовой труд хозяйки или всей семьи. Только там, где человек трудится, есть красота и бытовая, и духовная, и молитвенная. Надо трудиться.

Но это что касается семьи воцерковленной. Если же в семье только один человек тянется к Богу, его положение, наверное, сходно с положением монашествующего. Он должен затвориться в клети души своей и там внутри тихо стоять на молитве, чтобы своим православием не смирять всех окружающих. Как сейчас говорят: наши неверующие ближние первые войдут в Царствие Небесное, так как православные смиряют настолько, что наши родственники уже готовы быть равноангельными.

В этой ситуации, конечно, все по-другому. Здесь уместно и читать в метро Серафимово правило, здесь может быть и ночное домашнее бдение. Когда все ложатся спать, ты тихонечко встаешь на молитву. Бывает и такая практика. Если у человека есть потребность молиться, он всегда найдет способ.

Говоря о правиле, можно провести аналогию со спортивными тренировками. Как спортсмен тренирует свое тело, готовясь к состязаниям, так и православный человек должен тренировать свою душу, готовясь к Царствию Небесному.

Иногда надо себя понуждать встать утром на 15 минут раньше. Эквивалент этим 15 минутам - 1/8 любого фильма, и на те же 15 минут позже лечь спать. Это не сравнимо с тем, сколько времени мы проводим перед телевизором или за компьютером, если это, конечно, не работа.

На самом деле ничего сложного в этом нет. Начни молиться и все у тебя получится. Замечательный совет есть по этому поводу у Антония Сурожского. Он говорит, что если ты не можешь молиться длинными правилами, начни молиться по часам. Поставь иконку, рядом будильник, и помолись пять минут, не больше.

Через некоторое время ты увидишь, что молитва тебе понравится, и ты с удовольствием будешь читать и большие, длинные правила.

- Молитва в метро и Серафимово правило - реальность для работающего человека?
- Я не против молитвы в метро. Я считаю, что лучше помолиться в метро, чем совсем не молиться или чем в давке метро отвечать на толчки в спину. Мне кажется, лучше в метро почитать святых отцов или даже Евангелие, хотя, казалось бы, не место в суете читать слово Божие. Но это всяко лучше, чем смотреть и осуждать пьяные физиономии твоих попутчиков или разглядывать рекламу, которая является совершенно непристойной. Каждый, как мне кажется, должен сам для себя понять, может ли он молиться в метро, а не перед иконой.

Относительно Серафимова правила я думаю, что оно допустимо, но только не в той редакции, в какой оно сейчас принято, а именно в той редакции, в которой его дал Серафим Саровский.

- Три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево радуйся» и один раз «Верую»?
- И еще помянник о здравии и об упокоении. Если почитать житие преподобного Серафима, то мы увидим, что эта составляющая везде присутствует. Такое Серафимово правило приемлемо, а вот в современной редакции, без помянника, я считаю, недопустимо.

- Надо ли что-то менять в современном правиле и отношении к нему?
- Отношение к правилу, я считаю, ни в коем случае менять не надо. Правило и должно оставаться правилом. Господь нас не будет судить, если мы не выполним все правило. Все-таки правило существует для нас, а не мы для правила. Но, скажем так, должны присутствовать некоторые угрызения нашей совести относительно того, что я что-то не доделал, не доработал, может быть, доработаю в следующий раз, когда будет свободное время, будет другой настрой, тогда я может быть, более полно прочитаю.

Молитвы святых людей, которые есть в молитвослове, это камертон настройки нашей беседы с Богом. Мы ведь можем менять и дополнять молитву. Есть очень интересное изменение в вечернем молитвенном правиле в самой последней молитве, в которой перечисляются грехи. Многие вместо перечня этих грехов исповедуют свои грехи за день. Их можно даже записывать. Я считаю, что это очень правильное изменение. Таких вариаций достаточно много.

Некоторые вместо молитвы ангелу-хранителю читают молитву своему небесному покровителю, например благоверному князю Игорю или мученице Наталье.

Я помню, когда был маленький, лет в десять, пришел таким важным молитвенником к батюшке Алексею Зотову, который сейчас уже старенький служит на Павелецкой в храме Фрола и Лавра, и говорю: «Батюшка, как мне совершать молитвенное правило, благословите?» Он спрашивает: «А как ты молишься?» Я говорю, что читаю предначинательные молитвы, а потом каждый день по одной новой молитве еще добавляю, которые идут под номерами.

Первый день читаю первую молитву, потом «Достойно есть» и т. д. То есть такой сокращенный детский вариант. Я помню, что тогда он оценил мое усердие, а я про себя думаю: «Нет, наверное, он меня осуждает, надо наверное все-таки все читать».

Сейчас, когда я уже стал священником, я понимаю, что на самом деле он правильно оценил, скажем так, мой подвиг, и я очень рад, когда вдруг случайно вижу моих детей молящимися, не всем правилом конечно, но какие-то кратенькие молитвы в их жизни присутствуют.

- Если грехи мешают молиться, то надо все равно себя заставить встать на правило?
- Мы помним, что в молитвослове есть такое примечание: перед тем, как читать молитвы, постой немного в тишине, пусть твои чувства улягутся, и тогда рцы*: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Вообще, перед тем как начать молиться, желательно испросить прощения у всех, кого ты обидел, с кем ты поругался, на кого ты прогневался. Мысленно попросить, примириться сначала в своем сердце, а потом уже будет возможность примириться и по-настоящему. И потом уже рцы.

А можно заменить утренние и вечерние молитвы Иисусовой молитвой из тех соображений, что такое обращение к Богу некоторым более близко, чем слова святых, которые не соответствуют их духовному уровню? Например, пятьдесят молитв произносить?
- Ну, почему пятьдесят молитв? Существует определенное количество, которое изложено в правиле. Вообще это правило для неграмотных - заменять утренние и вечерние молитвы и правило ко Святому Причащению Иисусовой молитвой. Я думаю, что такая замена возможна, если согласовать это со своим духовником. Он свободно благословит.

- А обязательно согласовывать?
- Все-таки Церковь - это союз людей верующих во Христа. Мы единым сердцем исповедуем Бога и предстоим ему. Это и замечательно, что ты не считаешь себя одиноким. Некоторые изменения, безусловно, допустимы, но совет духовника нужен для того, чтобы самому не заблудиться. Первые десять изменений ты сделаешь правильно, а на одиннадцатом, возможно, ошибешься. Лучше посоветоваться с третейским судьей, который со стороны на тебя посмотрит и скажет: «Знаешь, тебе лучше не Иисусову молитву творить, а «Богородице Дево радуйся».

Как сегодня постятся и должны поститься православные? Отмечают, что пост - это самое острое время - все ругаются, в интернете не стихают самые страшные и сокрушительные дискуссии…
- Предваряя разговор о посте, хочу рассказать такой случай. Один преподаватель Троице-Сергиевой Лавры выходил из своей квартиры, тогда еще в Загорске, к нему подошел его сосед и спросил: «У вас неделю назад пост начался?» Тот говорит: «Да, а откуда Вы знаете, вы же, в общем-то, неверующий?» А сосед отвечает, что под ним живут две верующие бабушки, два Божиих одуванчика, но как только начинается пост, они сразу начинают ругаться. Так он время поста и определяет.

Пост нужен для того, чтобы мы научились сдерживать свои чувства - и физические, и душевные. Однако когда пост начинается, обнажаются очень негативные стороны нашей души. Я знаю людей, у которых с началом поста открывается жуткая блудная страсть, казалось бы, наоборот, должно быть, а они себя еле-еле держат в руках. Некоторые начинают ругаться, гневаться.

Мудрый человек за это должен бы ухватиться, чтобы осознать живущие в себе страсти, выяснить, что по этому вопросу говорит Священное Писание, святые отцы, как это можно излечить. Многие же зачастую просто делают вывод, что «все вокруг козлы». Мне кажется, пост - уникальное и необходимое время, когда и молитва более в душе отзывается.

- Можно ли ослабить пост?
- Я считаю, можно, но это надо делать тоже с благословения духовника. Все-таки на ослабление поста должны быть какие-то причины. Должно быть и покаянное чувство из-за того, что ты не соблюдаешь пост вместе со всей Церковью так, как положено. Но полностью себя отстранять от Церкви, которая постится, мне кажется, можно только больным и беременным. Есть люди, которые ищут причины, а есть люди, которые ищут средства. То есть одни ищут причины, чтобы «законно» нарушить пост, другие ищут средства, чтобы даже в тех моментах, когда можно сделать себе послабления, хранить пост.

Как обуздать свою раздражительность и гневливость в начале поста, когда все страдают, в том числе сам согрешающий в первых рядах?
- Если гневливость - постоянный недуг души, то, может быть, стоит положить в карман записку: «Я гневный человек». Возможно, что такой способ будет немножечко останавливать. Но на самом деле молитва, исповедь и причащение полностью искореняют из человека эти грехи. Можно также противопоставлять подобным поступкам соответствующие добродетели. Из одного источника не может течь и горькая, и сладкая вода. Если источник заполнить сладкой водой, то, может быть, и горечи такой не будет.

- Что такое послушание, каково его место в духовной жизни?
- Под послушанием понимается выполнение требований начальника, родителей, духовника, учителя.

В Священном Писании есть интересное замечание по этому поводу, когда Господь говорит про фарисеев: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф 23:3).

Мы очень часто бываем не согласны с властями предержащими, со своим начальством. Они дают задания, которые нам кажутся тупыми, бессмысленными, глупыми, показывающими духовное развитие наших начальников. Но, вы знаете, мы подчиненные, и мы действительно должны проявить в этом послушание и выполнить свои обязательства, если, конечно, требования начальства не противоречат догматике.

Если тебе говорят убить кого-то, то, естественно, ты должен отказаться, если ты не солдат. Воин, защищающий Родину, просто обязан держать в руках оружие и им пользоваться, но и он вполне может отказаться от исполнения своего долга, если речь идет о захватнических войнах. Я считаю, что здесь человек может сложить с себя всякие обязательства, то есть уйти из армии.

- А зачем нужно послушание, ведь человек может не без основания полагать, что он умнее своих наставников?
- Человек должен иметь послушание, потому что все, к чему призывают родители или духовник, направлено на твое спасение. Например, есть такая «заповедь»: не суй два пальца в розетку. Ведь с этим все согласны, и никто не требует, что бы ему подвели под это требование научное обоснование о том, что ток по межклеточной жидкости пройдет к мозгу и т.д. Здесь все готовы быть послушными безоговорочно, просто все святые.

Но если речь идет о таком требовании как «не завидуй», то начинаются вопросы и сомнения: «А почему мне запрещено завидовать? Ну и что, помечтаю немножко, позавидую кому-нибудь». Но это точно такая же «заповедь», как и с розеткой, только она направлена на твое духовное состояние, а не физическое.

Когда ты еще являешься учеником в духовной ли жизни или за школьной партой, то ты многое еще не понимаешь, и не обязательно учителю объяснять ученику, зачем ему учить то или иное правило. Ученик должен просто выучить: «жи», «ши» пиши через «и».

Необходимость послушания Церкви, кажется, понятна. А говоря о послушании родителям, надо сказать, что любящий родитель никогда не пожелает своему ребенку плохого. Только надо эту любовь понять.

Ребенку тяжело осознать, что родитель его любит, когда заставляет учиться, чистить зубы и заправлять постель. «Кошмар - думает чадо - это не любовь, а какое-то издевательство». А потом вырастает, хватает родителей за грудки и начинает упрекать: «Почему ты меня не заставлял учиться? Почему ты меня не заставлял английский учить? Почему ты мне позволял валяться на диване и играть на гитаре? Надо было бить меня как сидорову козу, чтобы во мне ума было побольше». Сейчас многие дети предъявляют претензии своим родителям о том, что они не дали им образования. Да ты же сам не захотел его получить.

Послушание - это, наверное, акт любви друг перед другом. У монашествующих существует безоговорочное послушание, в миру такого нет. В миру есть ответственность взрослых перед детьми, супругов друг перед другом, перед родителями, и послушание должно соизмеряться с твоими обязанностями.

- Что такое вообще духовная жизнь?
- Это жизнь со Христом. Это такая жизнь, когда у тебя на лице есть отблеск Славы Божией. Это такая жизнь, когда любой человек хочет спросить именно у тебя, сколько сейчас времени, лишь бы с тобой поговорить, потому что приветливых людей сейчас становится мало.

Духовная жизнь - это ни в коем случае не длинные юбки, черные платочки и длинные бороды. Это не духовная жизнь. Духовная жизнь - это когда в твоем сердце есть любовь, как к президенту, так и к какому-нибудь бомжику, так и к «благодетелю-кассиру», который выдает тебе зарплату. Одинаковое отношение ко всем.

- Это же 30-ая ступень лествицы, которой у нас, по определению, нет и быть не может!
- Может быть, и есть. И любовь есть, и люди такие есть. Золото всегда тонет в житейском море, и его не видно. На поверхности любого моря - и житейского, и природного, известно, что плавает, вот это видно всем и всегда. А золото, оно всегда тонет, но оно есть.

- В чем главная проблема современного православного человека?
- Наверное, главная проблема в том, что каждый православный человек считает, что он самый православный человек на свете. Ощущение того, что ты делаешь все правильно, мне кажется, самая главная проблема в человеке. Теперь редко можно встретить смирение, послушание, и вообще любовь.

- Какие грехи сегодня самые трудные и распространенные?
- Мне кажется, это самооправдание и, не буду оригинальным и скажу, что это блуд. Это самые страшные грехи. Так же, я считаю, что один из самых ужасных грехов - лень.

Если с блудом и ленью понятно, что делать, то, как искоренить самооправдание? Оно какое-то невидимое, и вычленить его в своих поступках сложно, хотя чувствуешь, что оно вроде бы есть?
- Если у человека присутствует самооправдание, у него обязательно присутствует другой грех - осуждения ближнего. Осуждение ближнего можно победить только оправданием всех. Противоположная добродетель греху самооправдания - это оправдание своих ближних.

- Какой из грехов самый труднопреодолимый?
- Те грехи, которые вошли в твою привычку, без которых ты не можешь жить, которые стали твоим сокровищем. Как говорит Господь: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:21).

Если мы привыкли к телевизору, и он уже является фоном нашей жизни, то тогда это самое труднопреодолимое, потому что выключить его очень трудно. Трудно ездить в машине и не слушать радио. Если ты понимаешь, что уже не можешь не слушать радио, ты зависишь от него - это плохо. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор 6:12) - говорит апостол Павел.

То же самое можно сказать про кофе и сигареты. У Клайва Стейплза Льюиса в «Расторжении брака» один из персонажей приехал в рай с ящеркой. Вот эта ящерка и символизирует греховную привычку, от которой человек боится избавиться: «Ой, мне будет больно, я чего-то лишусь в жизни» и т.д. Так что грех, который становится привычкой, самый труднопреодолимый.

- Как строить общение с другими, в том числе неверующими?
- Если не с позиции снизу вверх смотреть, то хотя бы на равных. Строить общение с другими людьми, исходя из того, что это тоже образ и подобие Божие, ничем не хуже тебя. А если мы себя еще и декларируем православными христианами, то мы вообще должны быть скромными и поставить себя в очередь в Царство Небесное самыми последними. Из этого и должно вытекать наше с вами построение общения с другими людьми.

Но если мы здраво рассуждаем, то мы понимаем, что Богу милее не убийцы, чем убийцы, верующие, чем неверующие. А если мы это понимаем, то как же тогда нам не превозноситься над неверующими?
- Во-первых, кто первым вошел в рай?

- Может быть, благоразумный разбойник был просто первым умершим, после того как Христос открыл двери рая.
- Нет, дорогие мои. Когда мы придем в Царствие Небесное, мы начнем Господу перечислять: «Господи, я не убил, я не украл, я не прелюбодействовал, я не завидовал, и т.д. Я выполнил твои заповеди?» Господь однозначно скажет: «Нет. Потому что Моя заповедь не «Не делай», Моя заповедь «Люби»».

А чтобы не превозноситься над другим человеком, надо осознавать, что если тебя поставить в условия, в которых был этот убийца, то ты бы поступил еще хуже. И это однозначно.

- Что такое этика семейного общения? Что должно быть главное в семейной жизни?
- Я считаю, что это строгая иерархичность, когда муж берет ответственность за семью на себя. Когда жена берет ответственность за чад на себя. И когда дети находятся в послушании своим родителям.

Самостоятельным, современным женщинам особенно тяжело поставить себя в подчиненное положение, но раз такой тип женщины исторически уже сложился, то как сейчас решить эту ситуацию?
- Нельзя выхватывать из руки молоток, который должен быть не в твоей руке. Сейчас женщины прибегают и жалуются, что муж такой-сякой ничего не делает. Начнешь разбираться и оказывается, что она сама все у него захватила, причем захватила невольно. А теперь говорит, что он такой-сякой. Так с какой же стати он будет другим? Или прибегает муж и говорит: «У меня жена загуляла». «Давай разбираться, почему она у тебя загуляла. Может быть, ты к ней относишься потребительски? Может быть, ты в ней не видишь женщину?» Как часто жены говорят: «А ты сам додумайся, почему я загуляла», намекая на то, что муж больше не замечает в ней женственности. Нельзя выхватывать инициативу у мужчин и забирать ее себе.

- Что должно быть главным в семейной жизни?
- Любовь с большой буквы и Бог.

- Разве любовь можно контролировать, ведь она сама приходит и уходит?
- Можно. Любовь - это внутреннее философское понятие, а не охи-вздохи под луной, как ее многие понимают. Любовь - это умение с радостью и благодарностью воспринять все, что происходит с тобой. Когда в семье есть радость и благодарность, эта семья счастлива. В такой семье жена может восхищаться мужем, который вовремя не принес зарплату или принес маленькую зарплату. А муж благодарен жене за то, что ужин готов, и ничего, что котлеты не прожарены. Он понимает, что жена старалась. Что важнее в данной ситуации: то, что она старалась или то, что котлеты не прожарены? Если важнее то, что котлеты не прожарены, то это самолюбие у мужа, а если то, что жена старалась, то это любовь к ней.

Разговор накануне выхода журнала

Новый научный журнал Санкт-Петербургской духовной академии «Труды и переводы» полностью подготовлен и отправлен Издательством в печать. Накануне выхода первого номера в свет состоялась беседа директора Издательства Д. В. Волужкова с главным редактором - кандидатом философских наук, доцентом, заведующим кафедрой иностранных языков священником Игорем Ивановым .

Д. В. Волужков. Отец Игорь, вот и ушел первый номер Вашего журнала в печать. Мы с Вами волнуемся и переживаем. Естественно. Как Вы думаете, с отправкой в печать не поспешили? Все готово? Может быть, стоило еще поработать?

о. И. Иванов. Да, Дмитрий Владимирович, кому как ни Вам знать, сколько трудов вложено в это детище! Конечно, можно было бы сказать, что нет предела совершенству. Но, если говорить не о технических вещах, а о содержательном моменте, то, как мне кажется, номер получился достаточно цельным. Как-то так само сложилось, что некоторые темы в нем подобрались созвучные и перекликающиеся.

Д.В. В редсовет Вашего журнала входит епископ Авидский Кирилл (Катерелос) - магистр богословия, доктор церковной истории, профессор Афинского университета, (Константинопольский Патриархат). Расскажите, как владыка Кирилл вошел в редсовет, и какую роль в жизни журнала он играет.

о. И.И. Инициатива включить в редсовет журнала владыку Кирилла принадлежит кафедре древних языков, а именно протоиерею Владимиру Гончаренко, знающему греческого архипастыря лично. Сам отец Владимир тесно общается с греческими учеными, и мы надеемся увидеть его переводы их трудов. Кроме того, в журнале планируются публикации материалов известного греческого популяризатора греческой образованности Константина Сафаса.

Д.В. Можно ли назвать перевод статьи профессора протоиерея Думитру Станилоэ «О некоторых характерных особенностях Православия» главной, важнейшей статьей, или, если можно так сказать, украшением этого номера?

о. И.И. Скорее, это скромная попытка начать говорить об идеях отца Думитру, опираясь на его тексты, доступные русскоязычному читателю. Известно, что в Интернете можно найти переводы фрагментов статей выдающегося румынского богослова, как правило с английского языка. Мы же попытались подойти к освоению его наследия, сделав перевод именно с оригинала полного текста вышеупомянутой статьи. Мне кажется, что работа над проектом «достояние протоиерея Думитру Станилоэ - отечественному читателю» под силу лишь серьезному научному центру. Мы же надеемся внести малую лепту в это большое дело.

Д.В. Предисловие к публикации статьи протоиерея Думитру Станилоэ написано протоиереем Сергием Золотаревым , священником Игорем Ивановым и священником Михаилом Легеевым . Все трое - сотрудники кафедры богословия, но не языковых кафедр Академии. Прокомментируйте этот факт, please!

о. И.И. Этот факт, очевидно, говорит о тесных дружеских и внутрикорпоративных связях и сотрудничестве! И, кроме того, хорошо, когда у богослова есть филологическая жилка, и наоборот. Отец Сергий, например, так увлекся этой ситуацией с переводом, что стал самостоятельно осваивать румынский язык. О себе могу сказать то же самое, благо что романская группа языков мне всегда была близка и интересна. А отец Михаил высветлил богословскую перспективу в европейской теологии ХХ века. Не могу не упомянуть в этой связи еще одного деятельного участника этого проекта - филолога и богослова, доцента нашей Академии Александра Васильевича Маркидонова. Его языковое чутье и ценнейшие замечания к терминологии помогли сделать перевод более внятным с точки зрения русскоязычного православного тезауруса. Проблема в том, что хотя в румынском языке присутствуют православные славянизмы, некоторые румынские понятия латинизированы и при буквальной их передаче на русский язык не вполне коррелируют с привычным нам богословским дискурсом. Поэтому перевод - в какой-то степени - стал продуктом совместных творческих усилий по стилистической адаптации. Возможно, не все удалось, как хотелось бы, но значим сам опыт погружения в стилистику и в мысль отца Думитру Станилоэ. Это опыт, который в некоторой мере сродни вхождению в область богословских интуиций.

Д.В. Со дня на день выйдет в свет монография А. Ю. Митрофанова «Очерки из истории канонического права», в которой значительное место уделено Ансельму Луккскому. Как соотносятся статья А. Ю. Митрофанова «Ансельм Луккский и его «Книга против Гвиберта» и упомянутая монография?

о. И.И. Это вопрос, конечно, интересный. Но, если кратко, статья дополняет материал книги, при этом представляя собой вполне самостоятельный тематический сюжет. Мы говорили с Андреем Юрьевичем на предмет уместности в книге достаточно большого приложения с переводом. В результате он решил опубликовать статью с переводом отдельно, в журнале. Важно отметить, что в этом контексте как бы создается ситуация единого научно-академического пространства, своеобразного общего научного поля, в котором существуют академические издания, тесно переплетаясь и перекликаясь.

Д.В. В чем отличие журнала «Труды и переводы» от сборника с тем же названием? Не имело ли смысл кафедрам продолжать выпускать именно сборник?

о. И.И. Мне кажется, это стандартный путь развития корпоративного научного издания, когда у издателей есть намерение создать долгосрочный, перспективный и результативный проект. Это говорит, скорее, о внутренних мотивациях и научно-корпоративных приоритетах, нежели о сиюминутных «плюсах-минусах» от издания единичного сборника, который может в любой момент стать «последним». Сама логика журнального менеджмента противостоит этой контрпродуктивной матрице «размножения однодневок». Более того, опыт европейской - и мировой - науки показывает, что многие ее проекты развиваются преимущественно в долгосрочной перспективе. Если мы хотим всерьез развивать духовно-академическую науку, это нужно делать в том числе и посредством духовно-академических периодических изданий. Это в чем-то похоже на возрождение приходской жизни: упорядоченность и стабильность привлекают больше, нежели нечеткость и расплывчатость богослужебного распорядка.

Д.В. По поводу статьи диакона Николы Мароевича «Повесть Ф. М. Достоевского «Кроткая» и вопрос самоубийства». Некоторое время назад в разных петербургских театрах одновременно шли спектакли по этой повести (в частности, в театре «Особняк», в котором я когда-то служил). Как Вам кажется, есть ли какая-то связь между интересом театра и интересом академического журнала к этому вопросу?

о. И.И. Возможно, если хорошенько поискать, эту связь можно найти. На мистическом уровне. А так, конечно, отрадно, что русская классическая литература, пропитанная христианским мировоззрением, находит живой отклик в современной театральной среде. Отмечу, что сербскому менталитету как-то особенно дорог Достоевский с его острыми экзистенциальными вопросами. Для нашего журнала эта статья - своего рода визитная карточка рубрики «Православие в контексте русской культуры и литературы».

Д.В. Как мы видим, после издания у нас «Атласа по истории Русской Церкви» В. О. Яковлев обратился к, скажем так, более далекой истории. Его статья «Дидактическая поэзия Древнего Египта в свете библеистики: «Поучение Аменемопе» поневоле привлекает к себе внимание. Разве Василий Олегович библеист и египтолог?

о. И.И. Похоже, что Василий Олегович - весьма разносторонне эрудированный молодой ученый, который не боится открывать для себя новые горизонты исследований. Тут можно привести слова В. В. Болотова о том, что наука немыслима без новизны. Но «новизна» бывает разной. В российской богословской науке - и близких к ней дисциплинах - мы наблюдаем своего рода парадокс: нам приходится осваивать всю палитру ее достижений как в период XIX-XX веков, так и в XXI веке (особенно науки зарубежной). То есть это «новизна» актуализации ранее неизвестных знаний. Поэтому нам так актуальны переводы даже тех текстов, которые хорошо изучены за рубежом, но мало известны у нас. В этом плане эрудиция, знание языков, просветительство и развитие науки идут рука об руку.

Д.В. Традиционный вопрос о творческих планах. Сколько номеров журнала в год Вы планируете выпускать? Чего в журнале будет больше - научных статей или переводов? Появится ли что-то из того, что Вы анонсируете в обращении к читателю в первом номере?

о. И.И. На данный момент мы надеемся на выпуск двух номеров в год, в конце каждого семестра. Чего в них будет больше, статей или переводов - время покажет. Впрочем, хотелось бы соблюдать баланс между ними. Гармония - царица порядка. Хотя это в идеале. Что касается наполнения рубрик, это во многом зависит от наших авторов, как постоянных, так и новых. Задача же редакции - предложить максимальный выбор для реализации взаимодействия богословских и гуманитарных наук. Поэтому мы приглашаем к сотрудничеству всех, кто живет Словом и духовными смыслами, многогранно раскрывающимися в человечестве.



Поделиться: