Проблема потребности в утешении. Проблема потребностей в современной психологии

Направленность деятельности человека, его замыслов и желаний связана с его потребностями, которые призваны обеспечить ему комфортное существование. Конечно, потребности проходят через фильтр я-концепции человека, его ценностных убеждений и установок. тем не менее потребности являются пусковым механизмом для активности индивида. Много энергии заложено внутри человека и связана эта энергия с потребностями. В первую очередь. активность будет обусловлена биологическими, так называемыми первичными потребностями (поисковая активность, безопасность, пища, сон и т.д.). Но кроме этих существуют и социальные (вторичные) потребности, которые могут быть как явными, так и латентными (скрытыми). Именно такие непроявленные потребности являются источником личностных, межличностных и социальных проблем человека. Ученые с давних времен пытаются классифицировать потребности и таких классификаций существует предостаточно, чтобы понять их важность для жизни. Один из таких психологов был Генри Мюррей, известный тем, что разработал ТАТ (Тематический апперцептивный тест). Целью методики явилось изучение внутриличностных конфликтов человека, связанных с влечениями, интересами и мотивами. Прочитайте 32 потребности по Мюррею и прислушайтесь к себе, проанализируйте, как в вашей жизни проявляются эти потребности или им не дано проявиться в открытую и они действуют автоматически, заставляя сознание сдаваться перед их движущей силой.

Перечень потребностей по Г.Мюррею

1. Автономия - потребность независимости - стремление освободиться или бегство от всякого ограничения, желание освободиться от опеки, режима, порядка, регламентации тяжелой работы. Освобождаться от уз и ограничений. Сопротивляться принуждению. Избегать или прекращать деятельность, предписанную деспотичными авторитарными фигурами. Быть независимым и действовать соответственно своим побуждениям. Не быть чем-либо связанным, ни за что не отвечать. Пренебрегать условностями. Упрямство, нонконформизм, конфликтность, анархичность так же порождаются потребностью в превосходстве над людьми и социальными условиями которым необходимо подчиняться. А кроме того, стремление к независимости может быть обусловлено и материально – практическими интересами.

2. Агрессия - потребность агрессии - стремление словом или действием опозорить, осудить, проклясть, унизить, уничтожить противника. Силой преодолевать противостояние. Сражаться. Мстить за обиды. Нападать, оскорблять, убивать. Противостоять насилием или наказывать. Склонность к агрессии). Агрессивность может быть обусловлена как необходимостью отстаивать свои материально – практические интересы (возможно даже и незаконные), так и той же потребностью в превосходстве, то есть гипертрофированным честолюбием, реагирующим даже на малейшие, а порой и мнимые, проявления чужого превосходства.

3. Аффилиация (от англ. affiliation - соединение, связь) - потребность близости , стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Поиск дружеских связей - стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатия к другим людям, страдание при отсутствии дружеских отношений, желание убрать препятствия в отношениях, желание сблизить людей. Тесно контактировать и взаимодействовать с близкими (или теми, кто похож на самого субъекта или любит его). Доставлять удовольствие катектируемому объекту и завоевывать его привязанность. Оставаться верным в дружбе. Потребность социальной дружественности, (стремление к объединению, общению).

4. Бережливость - потребность бережливости, сохранения.

5. Внимание — потребность в раскрытии, потребность быть в центре внимания - желание «завоевать» других, привлекать внимание к себе, удивлять своими достижениями и качествами личности. Производить впечатление. Быть увиденным и услышанным. Возбуждать, удивлять, очаровывать, развлекать, шокировать, заинтриговывать, забавлять, соблазнять. Потребность демонстративности, стремление проявляться, показывать себя. Нет возражений, но для большей ясности: данная потребность иногда определяется здесь, как потребность быть объектом внимания.

6. Доминантность - потребность контроля — стремление и способность занимать в группе главенствующее положение и оказывать преобладающее влияние на других, диктовать другим свою волю, стремление контролировать, препятствовать, оказывать влияние, направлять поведение словом, приказом, убеждать, ограничивать других. Контролировать окружение. Влиять или направлять поведение других – внушением, соблазном, убеждением. указанием. Разубеждать, ограничивать, запрещать. Господствовать. Возражений нет, но в дальнейшем данная потребность будет определяться как потребность в превосходстве.

7. Достижение - потребность быть первым — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;желание преодолеть, побороть, опередить других; сделать что-то быстро и хорошо, достичь высот в каком либо деле. Выполнять нечто трудное. Управлять, манипулировать, организовывать – в отношении физических объектов, людей или идей. Делать это по возможности быстро и самостоятельно. Преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей. Самосовершенствоваться. Соперничать и опережать других. Осуществлять таланты и тем повышать самоуважение. Потребность успеха. Не бывает «склонности к преодолению», если в приложении усилий нет ни какой цели. «Потребность противодействия» заключена не в самом процессе преодоления, а в цели этих усилий, то есть в том же «достижении успеха». Стремление же к успеху может быть мотивировано как потребностями самоутверждения (потребность в превосходстве, уважении, потребность быть объектом внимания), так и материально – практическими интересами.

8. Защита — потребность поиска покровителя- ожидание совета, помощи, беспомощность, поиск утешения, совета, мягкого обращения. Удовлетворять потребности благодаря сочувственной помощи близкого. Быть тем, кого опекают, поддерживают, окружают заботой, защищают, любят, кому дают советы, кем руководят, кого прощают, утешают. Держаться ближе к преданному опекуну. Всегда иметь рядом того, кто окажет поддержку, поиска помощи (зависимости). Потребность помощи (желание получать помощь).

9. Игра - потребность в игре, предпочтение игры всякой серьезной деятельности, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью; желание развлечений, кутежей, страсть к спорту. Действовать «забавы ради» – без иных целей, вести себя бесцельно. Смеяться, шутить. Искать расслабления после стресса в удовольствиях. Желание играть. Участвовать в играх, спортивных мероприятиях, танцах, вечеринках, азартных играх.

10. Избегание неудач - потребность избегания неудач, потребность избегания наказания - сдерживание собственных импульсов с целью избежания наказания, осуждения, потребность считаться с общественным мнением. В избегании позора. Избегать унижений. Уходить от затруднений или избегать ситуаций, в которых возможно унижение, презрение, насмешка, безразличие других. Воздерживаться от действий с целью избежать неудачи, потребность в терпении. Потребность защищённости, желание избежать ответственности.

11. Избегание обвинений — потребность избегания обвинений.

12. Обучение — потребность разъяснения, обучения

13. Опасность — потребность избегания опасностистрах, тревога, ужас, паника, чрезмерная осторожность, отсутствие инициативы, уклонение от борьбы.

14. Отвержение - потребность отвержения других, стремление отвергнуть попытки сближения; критичность, уединенность, беззастенчивость. Избавиться от негативно катектируемого объекта. Избавляться, отказываться, изгонять или игнорировать нижестоящего. Пренебрегать объектом или обманывать его. Неприятие. Потребность избегания, отталкивание неприятного и нежелательного человека).Эмоциональная потребность требует не только насыщения, но и комфорта. Эмоциональный же дискомфорт порождается гораздо более широким спектром причин, нежели одни только неприятные люди.

15. Познание - потребность познания.

16. Покорность - потребность покорности — пассивное повиновение - интрапунитивность, пассивное подчинение силе,принятие судьбы, признание собственной неполноценности. В самоунижении. Пассивно подчиняться внешним силам. Готовность принять обиду, обвинения, критику, наказание. Готовность сдаться. Подчиниться судьбе. Допустить собственную «второсортность», признать свои заблуждения, ошибки, поражения. Исповедоваться и искупать вину. Обвинять себя, принижать, выставлять в худшем виде. Искать боли, наказания, болезни, несчастья и радоваться им. Потребность понижения, унижения, желание быть «ниже» кого либо, потребность подчиняться. Отнесём эти пункты к потребности в безопасности, проявляющейся гораздо более многообразно. Странная же «потребность подчиняться» вероятно означает необходимость пренебрегать своими амбициями в угоду той силе, которая обеспечивает безопасность личности.

17. Покровитель - потребность быть покровителем, потребность оказания помощи, быть утешителем, заботиться, оказывать материальную помощь, предоставить убежище. В опеке.

Проявлять сочувствие и помогать беззащитным в удовлетворении их потребностей – ребенку или кому-то, кто слаб, обессилен, устал, неопытен, немощен, потерпел поражение, унижен, одинок, удручен, болен, в затруднении. Помогать при опасности. Кормить, поддерживать, утешать, защищать, опекать, лечить. Всеобщий утешитель и друг «скорбящих».

18. Понимание - потребность понимания, быть понятым, принятым.

19. Порядок п отребность порядка — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте. Приводить все в порядок. Добиваться чистоты, организованности, равновесия, опрятности, аккуратности. Учёный стремится к системности, потому что знает, что истина имеет стройную форму. Мастер избегает бардака, потому что порядок гораздо практичней. Для домохозяйки, порядок – предмет гордости. Для холостяка это тягостная необходимость. У педанта стремление к порядку может приобрести болезненные и бессмысленные формы. Для эстета, порядок – предмет эстетического удовольствия. Для техника – условие, обеспечивающее безопасность работы. Для командира, порядок – это требование устава.20.

20. Признание — потребность признания.

21 . Приобретение - потребность приобретения. Желание приобретать, коллекционировать, собирать. Иметь.

22. Противодействие — потребность преодоления поражения, неудачи - отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельность в действиях. Основные черты - сила воли, упорство, бесстрашие. В борьбе овладевать ситуацией или компенсировать неудачи. Повторными действиями избавляться от унижения. Преодолевать слабость, подавлять страх. Смывать позор действием. Искать препятствия и трудности. Уважать себя и гордиться собой. Cклонность к преодолению поражений, неудач.

23. Риск — потребность избегания риска.

24. Самосохранение — потребность самозащиты - трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок; потребность избегания опасности, чрезмерная осторожность, отсутствие инициативы, уклонение от борьбы. В защите. Защищаться от нападений, критики, обвинений. Замалчивать или оправдывать ошибки, неудачи, унижения. Отстаивать Я. Избегания вреда. Склонность защищаться, оправдываться. Самозащита как самооправдание, так же бывает обусловлена как потребностью в превосходстве (своей правоты), так и защитой своих материально – практических интересов.

25. Секс — cексуальная потребность создавать и развивать эротические взаимоотношения. Иметь половые отношения с индивидом другого пола. Эротическое, сексуальное влечение.

26 . Созидание — потребность созидания

27. Статус — потребность статуса, желание работать под руководством более сильного, умного, талантливого, стремится стать чьим-то последователем. Восхищаться вышестоящим и поддерживать его. Восхвалять, воздавать почести, превозносить. С готовностью поддаваться влиянию ближних. Иметь пример для подражания. Подчиняться обычаю. Потребность уважать, восхищаться, желание признавать превосходство других. Желание покровительства над собой, в содействии со стороны покровителя.

28. Суждение - потребность суждения, стремление ставить общие вопросы или отвечать на них, склонность к абстрактным формулам, страсть к обобщениям, увлеченность вечными вопросами о смысле жизни, добре и зле и т. п. Интересоваться теорией. Размышлять, формулировать, анализировать, обобщать. Стремление к осмыслению и к внутреннем анализу. Потребность понимания (интеллектуальная направленность, стремление понять). Но ведь никто не будет разбираться в том, что ему совершенно неинтересно. «Потребность понимания» движима или эмоциональной потребностью, получающей в открытии неведомого удовольствие от игры ума, или материально-практическими интересами, для которых осведомлённость бывает весьма полезна.

29. Уважение - потребность в уважении и поддержке- социальность (социофилия) - забвение собственных интересов группы во имя интересов группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других.Потребность заботиться, стремление помогать. Отнесём эти пункты к проявлениям эмпатической потребности.

30. Ущерб — потребность избегать вреда, ущерба, защита от физического ущерба. В избегании боли, ран, болезней, смерти. Избегать опасных ситуаций. Принимать предупредительные меры.

31. Чувственность - потребность в чувственных впечатлениях. И скать чувственные впечатления и радоваться им. Потребность чувствовать, желание испытывать ощущения.

32. Эгоизм (нарциссизм) - стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира, часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении.

Иван Котва, психолог

Некоторые понятия, исторически тесно связанные с религией, до сих пор «по инерции» употребляются преимущественно в религиозном контексте. К их числу относится и понятие «утешение». Между тем само по себе это понятие сохраняет свое значение и вне какой бы то ни было связи с религией.

Существует ли объективная потребность человека в утешении, в том числе и человека, живущего в условиях социализма? На наш взгляд, положительный ответ на этот вопрос не вызывает сомнений. Эта потребность объективно присуща людям, живущим в любой социальной системе, в том числе и социалистической. Могут сослаться на известное высказывание В.И.Ленина в статье «Крах II Интернационала»: «Справедливо указывал Фейербах защищавшим религию тем доводом, что она утешает человека, на реакционное значение утешений: кто утешает раба, вместо того, чтобы поднимать его на восстание против рабства, тот помогает рабовладельцам»238. Однако вдумаемся в смысл и содержание этого ленинского высказывания. Ведь Ленин здесь, во-первых, говорит о религиозном утешении. И, во-вторых, речь идет об утешении раба, имеющем целью утвердить его в рабстве, причем это утешение препятствует борьбе раба против социального гнета. Отрицательное отношение В.И.Ленина к утешению связано с тем, что в социальной ситуации, о которой идет речь, утешение, предлагаемое религией, мешает развитию классового самосознания и социальной активности трудящихся, мешает их реальной борьбе за социальное освобождение. Можно ли из этого сделать вывод, что В.И.Ленин выступал вообще против утешения как элемента социально-психологических отношений людей? Ни в коей мере. В социалистическом обществе, где отсутствуют классовые антагонизмы и эксплуатация человека человеком, могут возникать и возникают такие ситуации в жизни людей, когда они остро нуждаются в утешении, сочувствии, сострадании, сопереживании со стороны окружающих. В жизни каждого человека случаются болезни, потери близких, жизненные и семейные конфликты и неудачи, нереализованные планы и намерения и т.п. Все это вызывает психологическую потребность в утешении, сострадании. Здесь речь идет, естественно, об утешении, источником которого являются люди и которое включает не только сочувствие и сопереживание, но и реальную помощь, моральную, а иногда и материальную поддержку. Такое реальное, человеческое утешение и в условиях нашего общества - немаловажный фактор, способный предотвратить обращение человека к религии как способу утешения иллюзорного. Харви Кокс опрашивал в США членов нетрадиционных групп и сект о причинах их вступления в эти группы. Одной из основных причин, по мнению опрошенных, был недостаток дружбы и теплоты в общении между людьми, который они надеялись восполнить в религиозных общинах239. Аналогичные факты зафиксированы и советскими исследователями. Так, например, М.Г.Писманик пишет: «Треть обследованных нами верующих на вопрос: „Что вы особенно цените в религии?“ - ответили: „Утешение в беде“»240. Согласно данным белорусских социологов, почти 90% верующих баптистов в той или иной форме говорят о важности для них «утешительной» функции религии: религия, мол, помогает переносить неприятности, горе, уменьшает страх смерти и т.п.241 Объективная психологическая потребность в утешении реализуется в нескольких направлениях. Эти направления, по сути дела, уже были обозначены выше. В частности, у каждого человека существует объективная психологическая потребность в эмоциональной разрядке (катарсисе), обостряющаяся прежде всего в ситуациях, когда в психике личности накапливаются отрицательные переживания. Эмоциональная разрядка может сыграть важную роль в снятии отрицательных эмоций. На нерелигиозной основе катарсис может быть реализован в различных социальных формах, в частности в форме безрелигиозных, социалистических обрядов. Всякий обряд представляет собой стереотип коллективных символических действий242. Нерелигиозные обряды, система которых уже сформировалась и продолжает совершенствоваться в социалистических странах, включают определенный динамический стереотип эмоциональных состояний, который выше был обозначен как катарсис. В ходе безрелигиозных обрядов происходит снятие отрицательных переживаний, но уже на базе социалистических идей, ценностей, норм и идеалов. Потребность в снятии отрицательных эмоциональных состояний, в эмоциональной разрядке особенно остро ощущается людьми в моменты жизненного кризиса, утраты родных или близких и т.п. Именно в этих ситуациях необходимы обряды похоронные, поминальные и др., которые, по выражению В.В.Вересаева, являются устоявшейся, привычной формой реализации коллективных переживаний. Но эмоциональная разрядка необходима для личности не только в критические моменты жизни. Зачастую не только физическую, но и «психологическую» усталость, требующую известной эмоциональной встряски, вызывает монотонная деятельность людей, однообразие жизненных впечатлений. Одним из наиболее сильных и полезных средств эмоциональной разрядки для человека является его приобщение к искусству. Особенно благотворную роль играет в духовной жизни личности активное художественное творчество в самых различных формах и проявлениях. Не всякий может стать профессиональным художником, писателем или музыкантом, но каждый или почти каждый при желании может приобщиться к художественной самодеятельности, найти возможности для активного проявления своих эстетических способностей. А ведь это, помимо прочего, дает и необходимую эмоциональную разрядку, удовлетворяет потребность в катарсисе. Спорт, наряду с искусством, является также важным способом интенсификации и обогащения эмоциональной жизни личности. Можно назвать и другие формы реализации этой потребности: туризм, занятия садоводством, техническим творчеством и изобретательством и т.п. Как это ни странно на первый взгляд, все перечисленные формы активной человеческой деятельности выполняют помимо многих иных и определенную «психотерапевтическую» функцию: они снимают как физическое, так и психологическое напряжение, обеспечивают эмоциональную разрядку, стабилизируют психику человека. Для нашей же темы важно подчеркнуть, что они являются немаловажным фактором, предотвращающим обращение человека к религии как к средству утешения. В социалистическом обществе весьма актуальны проблемы взаимоотношения личности и коллектива, в рамках которого проходит ее трудовая и общественная деятельность. Условия социализма создают объективные основы для совпадения коренных интересов членов коллектива. Однако важное значение имеет и субъективная, социально-психологическая сторона взаимоотношений между ними. Когда речь идет о благоприятном социально-психологическом климате на том или ином предприятии или в учреждении, то имеется в виду общая атмосфера взаимного уважения, внимания, заботы о каждом члене коллектива. Только такой психологический климат способствует удовлетворению объективной потребности в сочувствии и сопереживании. Выше уже отмечалось, что желание доверительно рассказать кому-нибудь о личных трудностях, проблемах, переживаниях является также объективной психологической потребностью людей. Конечно, эта потребность, существующая у большинства людей, ощущается разными людьми далеко не одинаково. Степень осознания этой потребности и возможности ее реализации зависят и от характера и психологических особенностей той или иной личности, от обстоятельств ее жизни. Имеются ли у нас социально-санкционированные, общепризнанные и доступные каждому формы ее удовлетворения? Пока они еще не выработаны. Могут возразить, что они вообще не нужны. Однако опыт, накопленный психологическими консультациями и «телефонами доверия» (последние предполагают полную анонимность обращения к ним), доказывает обратное. Вопрос этот, конечно, непростой, многое здесь может вызывать споры. Однако проблема требует дальнейшего изучения. Еще больше вопросов возникает, когда речь заходит о нерелигиозном содержании медитации. Автор вполне сознает, что на данном уровне разработки и исследования проблемы он может ограничиться только ее общей постановкой. Для более конкретного решения необходимы специальные исследования. Однако можно высказать гипотезу, что психологические процессы и состояния, формирующие медитацию, могут играть позитивную роль в жизни человека, удовлетворяя ее потребность в сосредоточенном размышлении над той или иной жизненной или научной проблемой. Эта потребность, как нам представляется, возрастает в современную эпоху, когда динамизм технических и социальных изменений, напряженный ритм жизни создают для человека ряд новых психологических проблем. Подведем краткие итоги. Потребность в утешении является, по нашему мнению, объективной психологической потребностью, сохраняющей свое значение и в социалистическом обществе. Наше общество заинтересовано в том, чтобы данная потребность удовлетворялась на нерелигиозной основе. Существуют различные формы и способы ее удовлетворения в условиях социализма, кратко охарактеризованные нами. Чем полнее наше общество будет удовлетворять данную потребность людей, тем меньше будет в нем возможностей для воспроизводства религиозности.

Аффилиация (от англ. affiliation - присоединять, присоединяться) - эмоциональная связь человека с другими людьми, характеризующаяся взаимным принятием и расположением; в ряде случаев термин употребляется для обозначения потребности в общении , в принятии и стремления к взаимосвязи.

Аффилиация и физическое здоровье

Американские исследователи, в течение нескольких лет проинтервьюировавшие тысячи людей, пришли к единому выводу: тесные улучшают здоровье. По сравнению с теми, у кого были слабые социальные связи, люди, которые поддерживали тесные отношения с друзьями, родными или являлись членами сплоченных религиозных и общественных группировок, оказывались менее подвержены преждевременной смерти. Утрата подобных связей повышает риск заболевания.

Финские исследователи изучили 96 000 случаев потери супруга вследствие его смерти и обнаружили, что в неделю, следующую за этим событием, удваивается риск скоропостижной смерти для вдовы или вдовца. «Они жили долго и счастливо и умерли в один день...» Похоже, в этой романтической формуле истины больше, чем вымысла.

Но если между аффилиацией и здоровьем существует связь, то по какой причине? Предположений тут высказывается множество - по большей части на уровне житейского здравого смысла возможно, те, кто имеет удовольствие состоять в тесных взаимоотношениях, ведут более упорядоченный образ жизни, лучше питаются, более организованны в своей работе и меньше подвержены вредным привычкам. Не исключено, что внимание близких людей заставляет нас больше заботиться о собственном здоровье, которому мы, предоставленные сами себе, до поры не придаем должного значения. Возможно, что поддерживающее нас сообщество помогает нам лучше оценивать события и преодолевать ситуации. Возможно, друзья и близкие помогают нам поддерживать . Когда мы задеты чьей-то неприязнью, отказом в наших притязаниях, некорректной критикой, дружеский совет, ободрение и утешение могут оказаться наилучшим лекарством. Даже если проблема не выносится на обсуждение, чуткие друзья и близкие помогают нам переключиться на что-то приятное и дарят нам ощущение того, что нас принимают, любят и уважают.

Джеймс Пенненбэйкер и Робин О"Хирон связывались с теми, чьи мужья или жены покончили жизнь или стали жертвами катастроф. Те, кто нес свое горе в , имели больше проблем со здоровьем, чем те, кто имел возможность выговориться.

Некоторые исследования сопоставляют мироощущение людей «соревновательных» индивидуалистических культур, таких как США, Канада, Австралия, с духовным миром людей коллективистских культур, таких как Япония и многие страны третьего мира. Главные ценности индивидуалистических культур - личностная автономия, неприкосновенность частной жизни и собственности, право гордиться личными достижениями. Сегодня мы, пресытившись казенным социалистическим коллективизмом, активно перенимаем эти ценности. При этом нелишне было бы иметь в виду и их издержки.

Аффилиация и душевное здоровье

Вот о чем говорят исследования. Из 800 выпускников колледжей, опрошенных Уэсли Перкинсом в начале 90-х, те, кто исповедовал ценности яппи, то есть предпочитал высокий доход и профессиональный успех межличностным отношениям , вдвое чаще, чем их прежние соученики, называли себя глубоко несчастными.

В то же время более тесные социальные связи коллективистских культур предлагают защиту от одиночества, отчуждения и даже заболеваний, связанных со стрессом.

Другие исследования сравнивали людей с малым и с большим числом тесных межличностных отношений. Тесная дружба с теми, кому мы можем доверить самые интимные переживания, дает двойной эффект. Как писал еще Фрэнсис Бэкон: «Она удваивает радость, а горе уменьшает вдвое». Это подтверждают и ответы на вопрос, заданный американцам Национальным центром по изучению общественного мнения: «Кто были те люди, с которыми вы в последние шесть месяцев обсуждали важные для вас вопросы?» В сравнении с теми-кто не смог назвать никого, те, кто называл пять или более близких людей, были на 60% более склонны чувствовать себя «очень счастливыми».

Помимо этого в ряде исследований было продемонстрировано, что тенденции к аффилиации возрастают при вовлечении человека в потенциально опасную стрессовую ситуацию. При этом общество других людей позволяет ему проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. Кроме того, как уже указано, в известных пределах близость других приводит к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса.

Потребность в принятии

Несмотря на то что потребность в принятии присуща человеку изначально, способы ее выражения по-разному формируются в зависимости от специфики общения с родителями и сверстниками в детстве и зависят от стиля . Накапливаемый на протяжении жизни опыт общения с другими людьми ведет к обобщенным ожиданиям встретить в них источник поощрения или наказания. Если доминируют ожидания первого рода, то человек будет стремиться к другим людям и искать в них товарищей, будет склонен доверять им и высоко их ценить. Если же доминируют противоположные ожидания, то человек скорее станет избегать других людей, относиться к ним с подозрением и низко их оценивать. Человек, опыт которого носит смешанный характер и у которого, в силу этого, высоки ожидания того и другого рода, будет находиться в сфере межличностных отношений в состоянии практически постоянного внутреннего конфликта . А человек, у которого оба вида ожиданий низки, будет проявлять в ситуациях межличностного общения безразличие и незаинтересованность.

Для выявления этих тенденций разработано несколько диагностических методик, в частности известный опросник А. Меграбяна. Меграбяну также принадлежат интересные исследования невербальных проявлений аффилиации.

Потребность в утешении и безопасности

Потребность в проявлении безусловной любви

Четыре основных эмоциональных потребности

Отцовские проблемы могут проявляться во многих различных формах. У каждого человека есть четыре основных эмоциональных потребности . В детском воз­расте мы относились к родителям, как к нашим кормиль­цам. С возраста трех лет отец для нас стал источником удовлетворения потребностей. Семья - это место, где дети приобретают навыки взаимоотношений с окружающим миром. Уроки, которые они получают дома, усваиваются на всю жизнь. Человеку будет очень трудно сохранять правильные отношения с Богом и людьми в зрелом воз­расте, если эти четыре эмоциональные потребности не были восполнены в жизни ребенка.

Обеспечить ребенка кровом, едой и одеждой - это еще не все. Отцу недостаточно лишь испытывать внутри себя любовь к нему. Эти чувства должны проявляться таким образом, чтобы они были осознаваемы ребенком. Дети бывают разные, и каждый из них воспринимает любовь по-своему. Для одного ребенка это - время игры вместе с ним в его любимые игрушки, для другого - физические прикосновения, объятия и поцелуи, или сидение у папы на коленях. Отцу необходимо проводить достаточно времени со своими детьми, чтобы узнать их лучше, чтобы понять, каким образом родители могут наиболее понятно для них выражать свою любовь.

Каждый ребенок нуждается в чувстве физической и эмоциональной безопасности. Отец может обеспечить им безопасность, установив замки на двери кладовых, чтобы защитить их от чудовищ. Дети также нуждаются в том, чтобы их дом и семья всегда были в эмоциональной безопасности и чтобы они всегда находили безопасное место в сердце отца, независимо от количества их недос­татков. Взрывы гнева и ярости являются пугающим опытом для многих детей, но подобное происходит слиш­ком часто. Дети нуждаются в атмосфере безусловной любви и признания для обеспечения их эмоционального благополучия.

Даже взрослым приятно, когда о них говорят хорошо. Детям особенно нужно слышать это от родителей. Как много сыновей и дочерей всю жизнь пытаются заслужить одобрение со стороны своих отцов. Д-р Джеймс Добсон утверждает, что требуется, по крайней мере, сорок слов похвалы для противодействия одному слову критики. Многие отцы имеют самые благие намерения, и поэтому они пытаются вести себя жестко со своими детьми, подготавливая их к «жизни». Но дети будут подготовлены к жизни гораздо лучше, если отцы будут прививать им чувство высокой самооценки и собственного достоинства. Это будет намного полезнее, чем постоянная критика.



Поделиться: