Правительство выпускает. Понятие правительства

Мы много раз в течение дня слышим слово "правительство", но никогда не задумываемся над его значением. В представлении среднего обывателя руководство страны состоит из людей, которые что-то там решают за всех. Большинство населения даже не смогут назвать больше 2-3 министерств, а уж фамилия министра - это вообще знания на грани фантастики. Попробуем разобраться, что такое правительство, когда оно появилось, зачем вообще нужно и что собой представляет этот орган управления в нашей стране.

Определение правительства

Государство должно иметь ряд необходимых признаков, без которых оно не может считаться таковым. Одним из них является наличие в стране централизованного органа управления. Правительства в том или ином виде появились ещё до нашей эры, а одни из первых рассуждений о том, что такое правительство и государственное устройство, принадлежат ещё античным философам.

Если учитывать в определении понятия правительства все его виды, то можно прийти к следующему утверждению. Правительство - это один из основных органов управления государством, который регулирует работу всех общественных институтов, отвечает за соблюдение законного порядка внутри страны, благосостояние граждан и защиту от внешних угроз, используя при этом все имеющиеся финансовые, административные и военные ресурсы общества. По сути, государственное правительство является не чем иным, как исполнительной властью.

Какими бывают правительства

В разных государствах исполнительная власть формируется по-разному:

    По партийному признаку. Если в стране существует партийная система и доминирует одна из партий, то правительство там будет однопартийным. Если у власти находятся несколько партийных организаций, то такое правительство - многопартийное.

    Беспартийные правительства. Существуют в странах с отсутствием партийной системы вообще. Это могут быть абсолютные монархии и диктаторские режимы (например, фашистский). При диктатуре формально партийная система может и существовать, но это не более чем вывеска, которая ничего не решает. Вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека и особо приближённой группы лиц.

    Правительства большинства и меньшинства. Действуют в странах, где их члены назначаются или избираются. Если премьера и членов кабинета министров поддерживает большее количество партий парламента, то это правительство большинства, если меньшее количество партий - меньшинства.

    Переходные правительства. Чаще всего назначаются в кризисных ситуациях и могут формироваться по самым различным принципам.

Способы образования правительства

Существуют два основных способа формирования кабинета министров:

    Парламентский. При этом способе премьер-министр избирается парламентом. Часто он должен выносить на одобрение парламентариев и состав будущего кабинета. Парламент может выносить вотум недоверия правительству, после которого встаёт вопрос об отставке кабинета министров.

    Непарламентский. Чаще всего при таком способе формирования решение о составе кабинета выносит президент. Глава государства также выдвигает кандидатуру премьера. При этом вносить изменения правительства президент может самостоятельно, без одобрения премьер-министра. А вот чтобы назначить самого премьера, руководителю страны часто приходится заручиться поддержкой членов парламента.

Парламентское формирование характерно для парламентских республик и монархий, где главным лицом в государстве является премьер-министр. Президентские предпочитают непарламентский способ назначения кабинета министров.

Из кого состоит правительство

При любой форме правления присутствует кабинет министров. Ни один монарх в прошлом не мог править совершенно в одиночку. По сути, так называемый круг приближённых видоизменился со временем в министерства. Правительство как таковое - это сугубо Президент (при президентской форме правления) или (в некоторых случаях) диктатор тоже являются частью правительства страны. Но они работают скорее как генераторы идей и высшая инстанция. За соблюдение распоряжений и поддержание порядка в стране всё же отвечает кабинет министров, поэтому, отвечая на вопрос, что такое правительство, будем иметь в виду именно его.

Во главе кабинета обычно стоит премьер-министр или канцлер, под ним находятся непосредственно министры, отвечающие за свои направления работы. У министров могут быть заместители, ещё заместитель обычно есть у председателя правительства (премьера). Часто при правительстве или президенте существует узкий круг первых лиц государства, которые принимают принципиальные решения. Стать министром может фактически любой человек. Иногда для этого нужен высокий профессионализм в своей отрасли, иногда некоторые связи, а часто - и то и другое.

Что такое правительство Российской Федерации

Правительство в России по закону обладает всей полнотой исполнительной власти вместе с президентом и Советом Федерации. Однако само правительство назначает именно глава государства, он же может распустить кабинет министров. При осуществлении своей деятельности руководство РФ обязано строго придерживаться Конституции. В остальном кабинет министров обладает всей полнотой исполнительной власти в стране и каждое распоряжение правительства должно чётко выполняться.

Правительство РФ включает в себя: 20 министерств, которые возглавляют федеральные министры; 20 различных федеральных служб; 39 служб, являющихся подразделениями Президент своими указами может создавать службы и ведомства либо упразднять их. Основной фигурой является председатель правительства. Он может по мере необходимости замещать президента. У премьера есть заместители, их назначает глава государства (сейчас их 7), и они отвечают за ключевые направления развития страны. Далее идут министры и их заместители.

При правительстве существует Президиум правительства РФ. Туда входят ключевые фигуры, включая премьера, заместителей, председателя Центробанка, министра обороны и др. При министерствах для решения различных вопросов образованы коллегии. Выносить решения, обязательные для исполнения федеральными органами, также может Комиссия по оперативным вопросам.

Как можно видеть, структура исполнительной власти РФ достаточно сложна. При этом непосредственно в правительство не включён огромный вспомогательный аппарат. Кроме того, нельзя забывать о региональных правительствах, при каждом из которых существуют свои министерства.

высший орган исполнительной ветви политической государственной власти в стране. Возглавляется главой государства (президентом) или премьер-министром (канцлером, председателем совета или кабинета министров).

Отличное определение

Неполное определение

ПРАВИТЕЛЬСТВО

высший орган исполнительной власти в государстве (Кабинет министров, Совет министров).

Его формируют из министров (комиссаров, уполномоченных), руководящих наиболее важными направлениями, определяющих жизнедеятельность государства.

«Первичное разделение властей» произошло уже в условиях родовой общины, когда еще не было государственных институтов. В родоплеменных сообществах нередко вводилась на период боевых действий должность военного предводителя, отвечавшего при вожде за военные вопросы, существовал совет старейшин, который занимался практически всеми вопросами хозяйственной жизни общины - распределением продовольствия, организацией охоты, а позднее - земледельческих работ и скотоводства, устроением жилищ, воспитанием молодежи.

Профессиональные правительства появились в древних государствах Востока - Месопотамии, Египте, Северной Индии и Китае. И повсеместно в этих обществах на смену родовой аристократии в качестве управленцев приходила бюрократия. В условиях, когда правители в этих странах обладали абсолютной властью, и их статус, как правило, носивший сакральный характер, предполагал тотальный контроль над всеми сферами жизни подданных, обеспечить его можно было только при наличии значительного чиновничьего аппарата. Существенную роль в нем играли ведомства, занимавшиеся постройкой и поддержанием в порядке каналов, колодцев и иных ирригационных сооружений.

«Силовые» министерства первоначально создавались главным образом для охраны этих объектов и осуществления полицейско-надзирательских функций в отношении тех, кто строил эти каналы и обеспечивал режим их эксплуатации. В условиях высокой зависимости урожаев от климатических условий (наводнений, засухи, ураганов, нашествий саранчи) особую важность приобретало значение структур, занимающихся учетом, хранением и распределением продовольствия. Строгому учету подлежал и скот: в древнем Египте существовало специальное ведомство во главе с надзирателем «за рогатым скотом, копытами и перьями».

В Древнем Китае еще со времен эпохи Чжоу (середина первого тысячелетия до н. э.) при дворе верховного правителя - вана - существовало 3 основных ведомства: земледелия, войны и общественных работ.

В древности довольно рано появился и статус второго после властителя человека в государстве, который на практике и возглавлял всю исполнительную власть. В Месопотамии в XXII в. до н. э. в Уруке «кабинетом», состоящим из «царских людей» или «рабов царя», руководил «великий посланец». Но по-настоящему роль первого министра как главы исполнительной власти окончательно оформилась в большинстве как европейских, так и азиатских государств лишь в Средние века.

Едва ли не правилом было то, что первые министры (визири) были истинными правителями государств при царствующих монархах, зачастую беспомощных в вопросах государственного управления. Так, широкомасштабные реформы в Китае эпохи Сун (960–1279) разработал первый министр Ван Аньши, а вовсе не бездарный и ничтожный император, не пользующийся авторитетом среди подданных. Истинным правителем Франции в первой половине XVII в. был кардинал Ришелье, а не король Людовик XIII. И таких примеров в истории немало. Во многом это и обусловило последующую эволюцию государственного устройства в ряде стран, выбравших демократическую модель.

Во всех современных конституционных монархиях Европы и Азии главой исполнительной власти является премьер-министр. Монарх, номинально являясь главой государства, полнотой власти в стране не обладает и выполняет представительские функции, будучи только «символом нации». Аналогичная ситуация в парламентских республиках, где первыми лицами в государствах являются главы кабинетов, сформированных из представителей победивших на выборах партий - например, в Германии, Италии, Израиле, Турции, Индии. Во всех этих странах президенты выполняют чисто представительские функции и не имеют реальной возможности влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства.

Иная ситуация в президентских республиках. Там глава правительства фактически назначается президентом (при утверждении состава кабинета парламентом), но, как правило, с учетом результатов выборов. Нередка ситуация, когда президент и премьер-министр - политические оппоненты (эта ситуация часто повторялась, например, в истории нынешней Пятой республики во Франции или на современной Украине). Но, в основном, в демократиях этого типа правительства носят «технический» характер, а министры, включая премьера, в большей степени менеджеры, чем политики.

Ярким примером такого способа государственного управления являются США, где президент, будучи главой государства, фактически возглавляет и правительство, самостоятельно назначает министров (по согласованию с Конгрессом) и определяет политику кабинета.

В абсолютных монархиях Ближнего Востока правительства возглавляют исключительно представители правящих династий, нередко - наследники престола.

Прообразы органов исполнительной власти в Древней Руси просматриваются уже в факте существования при великих князьях «старшей дружины», состоявшей из бояр и «мужей». Из них князь формировал «думу», куда нередко приглашались городские старейшины из числа богатых и влиятельных горожан. Без этого органа князь никогда не принимал единоличных решений. Бояре становились наместниками городов, судьями и чиновниками.

В тех русских землях, где сильны были традиции вечевого самоуправления, тоже действовали органы исполнительной власти, решавшие самые разнообразные вопросы экономической и политической жизни городов. В Новгороде, прежде чем то или иное решение выносилось на вече для принятия, проект его готовился особым правительственным советом - «господою». В нее входили все влиятельные городские сановники - посадники и тысяцкие, как действующие («степенные»), так и бывшие («старые»). «Господа» определяла всю внешнюю и внутреннюю политику Великого Новгорода, вече фактически просто одобряло уже принятые решения.

В русских землях вообще было распространенным обычаем, когда церковные иерархи осуществляли и светскую власть, как правило, по причине несовершеннолетия правителей, но нередко и в случае неспособности князя к управлению уделом.

После смерти Ивана I Даниловича и его старшего сына Симеона Гордого великим князем стал другой сын Калиты - Иван II Красный. Но фактически Московским княжеством правил не он, а деятельный, обладающий исключительным умом митрополит Алексий. Именно владыка стал главным инициатором и идеологом собирания русских земель вокруг Москвы. Он продолжал возглавлять русское правительство и при малолетнем князе Дмитрии Ивановиче, будущем победителе Мамая.

С усилением централизованной власти московских князей возрастает и роль органов исполнительной власти. Правительство страны - боярская Дума, в состав которой входили представители старинных боярских родов и высшие чиновники (думские дьяки) - рассматривало важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государства и вырабатывало решение - «приговаривало». Этот «приговор» «по государеву указу» становился законом.

Дума руководила приказами. Они ведали самыми разнообразными вопросами внутренней и внешней политики Московского государства и были фактически прообразами современных министерств. В ведении Посольского приказа были вопросы внешних сношений, Разрядного - военные дела. Стрелецкий приказ руководил стрелецкими полками, Холопий - рассматривал дела, связанные с многочисленной категорией зависимого населения. Общее количество приказов доходило до 40. Они просуществовали до начала XVIII в., когда на смену им Петр I с 1718 г. ввел систему коллегий.

Их было 12: 3 из них - военная, морская, иностранных дел - считались главными, или «государственными»; 3 другие ведали финансами (камер-коллегия - доходами, штатсколлегия - расходами, ревизион-коллегия - контролем). Коммерц-коллегия, мануфактур-коллегия и берг-коллегия занимались вопросами торговли и промышленности, главный магистрат управлял городами, юстиц-коллегия осуществляла контроль за судами, духовная коллегия - синод - управляла церковными делами (патриархия была упразднена).

Система высшей исполнительной власти в России менялась на протяжении всего XVIII в., пока в начале следующего века стала такой, какой без особых изменений просуществовала до наших дней. В 1802 г. взамен коллегий императором Александром I были учреждены министерства. Первоначально их было 8 - военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения.

Роль и влияние Совета министров в Российской империи определялись характером задач, которые ставил себе тот или иной император. Заметно возросли они в начале XX в., когда кабинет возглавил П. Столыпин.

При большевиках после прихода к власти в 1917 г. высшим исполнительным органом власти в стране стал Совет народных комиссаров во главе с В. Лениным. Но народные комиссариаты действовали фактически на базе упраздненных министерств и выполняли аналогичные управленческие функции.

После Великой Отечественной войны народные комиссариаты были преобразованы в министерства, а СНК - в Совет министров. После 1991 г. число министерств и ведомств в кабинете неоднократно менялось: некоторые упразднялись, а потом восстанавливались. Согласно ст. 110 Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Орган исполнительной власти, равно как и законодательной и судебной, самостоятелен (см. Разделение властей) и неподотчетен представительному органу. Президент также не может осуществлять руководство правительством.

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, которую образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении правительства, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента РФ.

Руководители силовых ведомств подотчетны президенту. Правительство РФ возглавляет Председатель (с 8 мая 2008 г. - В. Путин).

Согласно ст. 114 Конституции РФ, Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет ГД отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и т. д.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации, однако в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены президентом.

В соответствии со ст. 104 Конституции Правительство России обладает правом законодательной инициативы - оно может самостоятельно разрабатывать проекты законов и вносить их на рассмотрение в Государственную Думу. В отличие от Совета министров советской эпохи, в правительстве Российской Федерации отсутствуют многочисленные министерства, ведающие отдельными отраслями промышленности, количество их значительно сократилось. Структура нынешнего кабинета такова, что несколько заместителей премьера, обладающих достаточно большим объемом полномочий, курируют основные сферы жизнедеятельности государства - экономику, финансы, оборонный комплекс и промышленность, сельское хозяйство, социальную сферу, здравоохранение, образование икультуру.

Отличное определение

Неполное определение ↓

это орган исполнительной власти общей компетенции Российской Федерации (Правительство РФ), республик, входящих в состав Российской Федерации, и некоторых других субъектов Российской Федерации (например, Свердловской области, Челябинской области, г. Москвы и др.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРАВИТЕЛЬСТВО

высший коллегиальный орган исполнительной власти государства. П. является высшим органом исполнительной власти в государстве независимо от того, какая роль принадлежит главе государства. В разных странах П. может иметь различное название: собственно "П." (РФ, Таджикистан, Казахстан, Молдова, Армения, Кыргызстан, Эстония), "Совет Министров" (Франция, Италия, Польша), "Кабинет Министров" (Великобритания, Узбекистан, Латвия), "Государственный совет" (КНР, Республика Корея) и т.п. В президентских республиках классического типа (США, Грузия) П. как обособленного коллегиального органа с самостоятельным конституционным статусом не существует. П. официально именуется администрацией президента. В федеративных государствах существует центральное (федеральное) П. и П. субъектов федерации (штатов, земель). Конституционно-правовой статус П. закрепляется конституцией и специальным законом о П.

К основным полномочиям П. обычно относятся осуществление общего руководства и управления делами государства, исполнение принятых парламентом законов, составление и реализация государственного бюджета, координация деятельности отдельных министерств и ведомств.

Порядок формирования П. зависит от формы правления. Существуют три основных способа формирования П.: парламентский, внепарламентский и президентско-парламентский. Президентско-парламентский способ наиболее распространен и характерен как для президентских, так и для полупрезидентских республик. Этот способ сводится к тому, что парламент (или его палата) должен утвердить кандидатуры членов П. или только его главы, предлагаемые президентом. В парламентарных республиках П. формируется по поручению главы государства лидером партии (при коалиционном П. - одним из лидеров партий), располагающей большинством мест в однопалатном парламенте или в нижней палате двухпалатного парламента. Внепарламентский способ формирования П. существует в абсолютистских и диктаторских государствах, а также некоторых "суперпрезидентских" республиках. По характеру представленности в нем политических сил П. может быть беспартийным, однопартийным и коалиционным.

В парламентарных и полупрезидентских республиках во главе П. стоит специальное должностное лицо (председатель П.. премьер-министр и т.п.). обладающее обычно самостоятельным конституционно-правовым статусом. В классических президентских республиках П. возглавляет непосредственно глава государства (президент), должности премьер-министра не предусмотрено. В "суперпрезидентских" республиках президент также возглавляет П., однако при этом существует должность так называемого "административного премьера", полностью подчиненного президенту. В абсолютных и дуалистических монархиях также, независимо от наличия поста премьера, фактическим главой правительства является обычно глава государства. В некоторых государствах проводится различие между П., заседающим под председательством главы государства. и - под председательством премьер-министра. Во Франции, Бельгии, а также ряде франкоязычных стран Африки в первом случае используется термин "совет министров", а во втором - "совет кабинета". В Скандинавских странах обычно различаются государственный совет, в котором председательствует глава государства, и совет министров, заседающий под председательством премьер-министра.

Члены П. (министры, министры без портфеля, государственные министры, государственные секретари и т.д.) руководят центральными ведомствами, в парламентарных республиках они обычно должны быть членами парламента (Австралия, Великобритания, Индия, Новая Зеландия), тогда как в президентских и, как правило, в полупрезидентских республиках действует принцип несовместимости министерского портфеля и депутатского мандата. В некоторых странах (Дания, Испания, Финляндия) министры могут, но не обязаны быть депутатами. Конституции устанавливают правило неприкосновенности (иммунитета) членов правительства (Эстония) или только премьер-министра (Азербайджан). Некоторые конституции предусматривают определенные требования к кандидатам в министры, в частности: принадлежность к гражданству соответствующей страны по рождению (Парагвай, Мексика, Эквадор) или в результате натурализации (Швеция, Коста-Рика, Доминиканская Республика), достижение определенного возраста (25 лет - в Бразилии, Сальвадоре, Азербайджане; 30 лет - в Норвегии, Египте, Мексике).

В парламентарных республиках П. несет коллегиальную (коллективную) ответственность перед парламентом (при двухпалатном парламенте - перед нижней палатой). Это означает, что при утрате доверия парламентского большинства П. обязано либо уйти в отставку (что знаменует начало правительственного кризиса, заканчивающегося формированием нового П. и получением им вотума доверия в парламенте), либо распустить парламент и назначить досрочные выборы. Парламентская ответственность П. существует также в полупрезидентских республиках, однако здесь вопрос об отставке П. в случае вотума недоверия или роспуске парламента решает глава государства - президент.

Важнейшим принципом функционирования П. в странах с парламентарной и смешанной формами правления является также принцип солидарной ответственности министров за политику и решения П. Министр, не согласный с решением, принятым кабинетом, должен или принять его, или подать в отставку.

П. может действовать либо в полном составе, либо глава П. создает более узкую коллегию (кабинет - в Великобритании, Индии). В рамках кабинета иногда формируется и еще более узкий "внутренний" кабинет, включающий премьер-министра и 2-4 важнейших министров, пользующихся его наибольшим доверием.

Основной формой функционирования П. являются очередные заседания. Частота их проведения зависит от многих факторов, в том числе остроты политической (экономической) ситуации в стране. Обычно заседания проводятся 1-2 раза в неделю. Важной формой работы П. может быть деятельность различных комитетов и комиссий П., которая повышает оперативность его функционирования.

П. обычно активно участвует в создании законодательства, как путем издания собственных актов, так и путем подготовки законопроектов для внесения их в парламент в порядке законодательной инициативы. Собственные акты П. могут по силе приравниваться к законам (если П. издает их в порядке делегированного законодательства).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Правительство - высший коллегиальный орган исполнительной власти общей компетенции, осуществляющий руководство управлением страной.

В отличие от законодательных органов оно не творит законы, а исполняет их, проводит в жизнь.

В различных странах правительство может носить разные наименования:

Администрация (от лат.

"administratio" - управление) - 1)в широком смысле вся деятельность государства по управлению. Общегосударственную администрацию составляют исполнительные и распорядительные органы государства; 2) в США и в некоторых других президентских республиках название кабинета при главе государства.

Совет министров - название правительства в Болгарии, Венгрии, Греции, Италии, Перу, Польше, Португалии, Турции и некоторых других странах.

Во Франции правительство именуется "Советом министров", когда оно заседает под председательством президента Франции.

Кабинет (кабинет министров) - название правительства в целом, либо его части, либо совокупности министров в некоторых зарубежных государствах.

В ряде стран (например, в Великобритании) понятия "правительство" и "кабинет" не совпадают. Термин "правительство" здесь означает совокупность всех глав центральных исполнительных ведомств (министерств, департаментов) и некоторых высших государственных чиновников, в то время как кабинет представляет собой более узкую коллегию, состоящую из руководителей важнейших министерств. Так в Великобритании в состав кабинета входит лишь часть министров.

Кабинет, хотя он обычно не упоминаем в конституциях, тем не менее является органом, сосредоточивающим в своих руках всю полноту государственной власти. Его состав определяется премьером, который может не только вводить в состав кабинета тех или иных министров, но и определять его численность.

Кабинет возглавляется главой правительства (Великобритания, ФРГ, Италия и другие парламентские государства) или главой государства (США и другие президентские республики).

В некоторых странах учреждается орган, по своему составу еще более узкий, чем кабинет. Это "внутренний кабинет" в Великобритании или "кухонный кабинет" в США. Они представляют собой очень узкие коллегии, состоящие из лиц, наиболее приближенных к главе правительства, и возглавляемые соответственно премьер-министром или президентом. Деятельность этих органов негласна.

В ряде стран (Франция, Бельгия и др.) имеется разграничение между Советом министров, заседания которого проводятся президентом, п Советом кабинета, возглавляемым премьер-ми- нистром.

В некоторых президентских республиках (США, Бразилия, Мексика и др.) и дуалистических монархиях правительства как коллегиального органа не существует, так как исполнительная власть в них принадлежит непосредственно главе государства, по поручению которого его администрация как совещательный орган при нем осуществляет управление страной. В Конституции США, например, говорится, что "исполнительная власть вверяется Президенту Соединенных Штатов Америки" (ч. 1 ст. 2).

Сущность, место и роль правительства характеризуют некоторые конституции зарубежных стран.

Например, в ст. 20 Конституции Франции говорится: "Пра- вительство определяет и проводит политику нации. В его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы".

В ст. 185 Конституции Португалии закреплено: "Правительство - это орган, руководящий общей политикой страны, высший орган государственной администрации".

В ст. 97 Конституции Испании отмечается: "Правительство осуществляет руководство внутренней и внешней политикой, управление гражданскими и военными делами и защитой государства. Оно осуществляет исполнительные и распорядительные функции в соответствии с конституцией и законами".

В п. 6 гл. 1 Формы правления Швеции указано: "Управляет государством правительство".

В ч. 4 ст. 28 Конституции Ирландии зафиксировано: "Правительство должно собираться и действовать как коллективная власть и нести коллективную ответственность за государственные департаменты, управляемые членами правительства".

В ст. 103 Конституции Аргентины говорится: "Министры ни в коем случае не могут принимать решения единолично, за исключением вопросов, относящихся к экономической и административной организации своих департаментов".

В состав правительства входят высшие руководители министерств и ряда других центральных ведомств во главе с премьер- министром или президентом (монархом), если последний включается в правительство.

В федеративных государствах существует центральное (федеральное) правительство и правительства, входящие в состав федерации государственных образований (штатов, провинций).

В партийно-политическом отношении правительства подразделяются на партийные и беспартийные, а партийные - на однопартийные и многопартийные, или коалиционные.

Однопартийные правительства обычно создаются в президентских республиках, в которых президент назначает министров из состава членов своей партии, а также в полупрезидентских республиках, парламентарных республиках и монархиях, если в их парламентах или нижних палатах парламентов одна из партий имеет абсолютное большинство голосов.

Однопартийные правительства присущи и президентской республике (например, США) и парламентским монархиям (Великобритания, Канада и Австралия).

Правительство парламентского меньшинства - в парламентарных государствах правительство, формируемое партией (или коалицией партий, которые даже вместе не имеют большинства в парламенте), которой удалось заручиться поддержкой образуемого ею однопартийного правительства депутатами от других партий, по тем или иным причинам не пожелавшим войти в правительство, но обещавшим поддерживать это правительство голосованием в парламенте (при определенных условиях).

Правительство парламентского большинства - правительство, в состав которого входят представители одной или нескольких политических партий, обладающих в парламенте абсолютным большинством.

Коалиционное правительство - правительство, которое создается в парламентарных государствах в случае, если депутатские места в парламенте раздроблены между различными партиями и ни одна из них не может претендовать на создание однопартийного правительства.

В последнее время коалиционные правительства наиболее часто в создавались в Италии, Венгрии, Бельгии, Нидерландах, Румынии, где в партийной системе отсутствует безусловно доминирующая партия.

Беспартийное правительство - общее название правительств, создаваемых в трех различных ситуациях: 1) когда в стране вообще нет политических партий, или они запрещены и находятся на нелегальном положении (абсолютные монархии Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, ОАЭ, Катар, Бутан и др.); 2) так называемое деловое, чиновничье или служебное правительство, которое создается не лидерами партий, а высшими чиновниками и, как правило, существует недолго: его задача обычно заключается в том, чтобы преодолеть парламентский тупик при формировании правительства, организовывать выборы нового состава парламента. Служебное правительство исполняет свои обязанности до тех пор, пока парламент нового созыва не сформирует новое правительство в соответствии с обычной конституционной процедурой. "Деловые" кабинеты формировались, например, в Финляндии, Нидерландах, Португалии; 3) особого рода беспартийные правительства создаются военными режимами. Сохраняя в своих руках политическую власть и главные рычаги управления, военные формируют кабинет профессионалов, который они обязывают проводить в жизнь выработанную им политику. Технократические беспартийные правительства существовали при военных режимах в Аргентине, Бразилии, Нигерии и ряде других стран.

Порядок формирования правительства во многом зависит от избранной в стране формы правления.

Различают два основных пути формирования правительства - парламентский и внепарламентский.

В парламентских странах правительство формируется следующим образом: глава государства поручает (после консультаций с лидерами различных партий) лидеру политической партии или блока партий, имеющих парламентское большинство, как кандидату в премьер-министры подобрать кандидатуры в состав правительства. Затем подготовленный персональный список кандидатов в состав правительства выносится вместе с программой деятельности будущего правительства на обсуждение парламента для получения вотума доверия, после чего глава государства издает соответствующий правовой акт, завершающий процесс формирования правительства.

В разных странах процедура формирования правительства имеет свои особенности. В одних глава государства назначает премьер-министра (Италия, Индия, Канада, Греция и др.), в других премьер-министр избирается парламентом, а затем уже глава государства оформляет своим актом это назначение (ФРГ, Испания, Япония и др.).

При непарламентском способе формирования правительства глава государства самостоятельно и независимо от каких-либо структур по своему усмотрению назначает и снимает с должности членов правительства (подобным образом создаются правительства в таких президентских республиках, как Бразилия, Мексика, Колумбия, Египет и других, а также в монархиях - Саудовской Аравии, Бахрейне, Кувейте, Катаре и др.).

В ряде стран, где правительство назначается президентом (Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан), каждый из членов правительства должен быть утвержден парламентом.

Примером формирования правительства в полупрезидентских республиках может служить формирование правительства во Франции. Президент страны назначает премьер-министра и прекращает исполнение его функций после подачи им заявления об отставке правительства; по представлению премьер-министра назначает других членов правительства и прекращает исполнение их функций. Правительство несет ответственность перед парламентом, нуждается в получении вотума доверия, а в случае отказа в нем премьер-министр вручает президенту заявление об отставке (ст. 20, 49 и 50 Конституции Франции).

Еще по теме Понятие правительства:

  1. СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК, ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ПОЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПРИ СПАСАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖИЗНЕЙ И ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ СУДАМ И САМОЛЕТАМ, ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ НА БАЛТИЙСКОМ МОРЕ *
  2. 8. Правительство РФ: порядок формирования, состав, компетенция, отставка Правительства
  3. СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК, ПРАВИТЕЛЬСТВОМ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РУМЫНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ і О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПРИ СПАСАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖИЗНЕЙ И ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ СУДАМ И САМОЛЕТАМ, ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ НА ЧЕРНОМ МОРЕ *


Поделиться: