Отличительные черты философской мысли эпохи Возрождения. Реформация

Начало XVI в. ознаменовалось крупнейшим кризисом римско-католической церкви. Апогеем ее нравственного упадка и предметом особого возмущения стала продажа индульгенций - грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. Торговля ими открывала возможность искупить преступление без всякого раскаяния, а также купить право на будущий проступок.

«95 тезисов против индульгенций», вывешенные в 1517 г. на дверях церкви в Виттенберге немецким богословом Мартином Лютером (1483-1546), имели огромный резонанс. Они послужили мощным стимулом для выступлений против официальной церковной идеологии и послужили началом Реформации (от лат.reformatio - преобразование) - движения за обновление веры, обратившегося против папства.

Реформационные процессы, приведя к расколу римской церкви и созданию новой разновидности христианства - протестантизма, проявились с разной степенью интенсивности во всех странах католической Европы. Теоретические положения, выдвинутые Мартином Лютером и его последователями - швейцарским священником Ульрихом Цвингли (1484-1531) и французским богословом Жаном Кальвином (1509-1564), имели не только религиозный смысл, но были наполнены и социально-политическим и философским содержанием.

Отношения же Реформации и Ренессанса противоречивы. С одной стороны, гуманистов Возрождения и представителей Реформации роднила глубокая неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам (в одном случае - к античным, в другом - к евангельским). С другой стороны, Реформация - это протест против ренессансного возвеличивания человека.

В полной мере эта противоречивость проявляется при сопоставлении взглядов родоначальника Реформации Мартина Лютера и голландского гуманиста Эразма Роттердамского. Мысли Эразма часто перекликаются с рассуждениями Лютера: это и саркастический взгляд на привилегии католических иерархов, и язвительные замечания по поводу образа мыслей римских богословов. Но они разошлись в отношении к свободе воли. Лютер отстаивал мысль о том, что перед лицом Бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если человек осознает, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись. А единственным и достаточным условием спасения является вера. Для Эразма же человеческая свобода значила не меньше, чем Бог. Священное Писание для него - это призыв, обращенный Богом к человеку, и последний волен откликнуться на него или нет.

Культурные и социально-исторические результаты реформационного процесса не исчерпываются рождением протестантизма и модернизацией католической церкви. Они более внушительны. Традиционное вероучение опиралось на практику искупления прегрешений путем совершения предписанных церковью «святых дел» (строгий пост, приобретение индульгенций, пожертвования в пользу церкви). Главная же идея тезисов Лютера состояла в том, что вся жизнь верующего должна быть покаянием, и нет необходимости в особых поступках, изолированных от обычной жизни и специально преследующих цели спасения. Человек не должен как монахи бежать от мира, наоборот, ему следует добросовестно исполнять свое земное призвание. Всякое занятие, если его польза не вызывает сомнений, может рассматриваться как святое дело.

Это коренное переосмысление покаяния привело к формированию новой, предпринимательской этики (получение прибыли признается делом, угодным Богу, если совершается без ростовщических хитростей, при условии потребительского воздержания, честности в деловых отношениях и непременного инвестирования нажитого богатства).

Утверждение этих новых норм и ценностей, определивших «дух капитализма», сыграло решающую роль, по мнению известного немецкого мыслителя XX в. Макса Вебера, в разложении натурального хозяйства и становлении капиталистических отношений.

1. Предпосылки и характерные черты философии эпохи Возрождения.

2. Основные направления философии эпохи Возрождения.

1. Философия эпохи Возрождения представляет собой совокупность философских школ и направлений, возникших и развивающихся в Европе в XIV – XVI вв., имеющих антицерковную и антисхоластическую направленность, веру в физические и духовные возможности человека, жизнеутверждающий, оптимистический характер. Возрождение (ренессанс) – важнейший этап в истории развития философии. В эту эпоху возрождается интерес к античной философии, культуре.

Возникновение философии и культуры эпохи Возрождения объясняется рядом причин. Во-первых, великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана) совершили целый переворот в мировоззрении людей; во-вторых, научно-теоретические открытия (изобретения пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытий в области медицины и астрономии) способствовали быстрому развитию промышленного производства; в-третьих, феодализм и соответствующая строю идеология – католическая церковь – переживали острый кризис. Именно в XVI – XVII вв. в Европе произошли нидерландская и английская буржуазно-демократическая революции. На смену изжившей себя общественно-экономической формации – феодализму – пришла новая – капиталистическая. Бурное развитие промышленного производства и торговли, усиление городов, превращение их в торгово-промышленные, культурные, политические центры привело к укреплению и централизации европейских городов и усилению светской власти. Весьма прогрессивным для той эпохи было появление первых парламентов в Европе.

Философия эпохи Возрождения, пробуждая интерес к литературе и искусству Древней Греции и Рима, рассматривала человека как средоточие мира, венец и творец земного бытия. На передний план выдвигаются человеческие возможности о познании, его сила, достоинство. Новая эпоха в становлении капитализма рождает титанов мысли, чувства, знания и дела. Тема религии, Бога отходит на второй план. Возникает новая система ценностей, в которой на первое место выходят проблемы человека и природы. Религия отделяется от науки, политики, морали – что является главной чертой культуры и философии эпохи Ренессанса. Начинается бурное развитие естественных наук, которые опираются на достоверные научные факты, широко применяются новые методы познания: эксперимент, опыт и наблюдение. Их роль в научном познании признается как главная, дающая истинное знание о природе.

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относится: антропоцентризм и гуманизм; критика схоластики и догматизма; исследования содержания, а не формы; новое научно-материалистическое понимание мира (Земля имеет шарообразную форму и вращается вокруг Солнца, а Вселенная не имеет центра, бесконечна и т.д.); глубокий интерес к истории развития человеческого общества, государства, личности; широкая и всемирная поддержка идей социального равенства.

Гуманизм эпохи Возрождения выступал как свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике. Гуманизм – это воззрение, основывающееся на ценности человека труда как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие.

2. В философии эпохи Возрождения были такие основные направления:

Гуманистическое;

Неоплатоническое;

Натурфилософское;

Реформационное;

Социально-утопическое.

Гуманизм как философское направление сильно было развито в Италии в XIV – XV вв. Представители этого направления особое внимание уделяли человеку, а не Богу, воспевали его ум, силу, доблести человека, их работы имели оптимистический, жизнеутверждающий характер. Философы эпохи Возрождения – это цельные, универсальные, гениальные люди. Известными представителями гуманизма были: Данте Алигьери (1265–321), автор «Божественной комедии»; Франческо Петрарка (1304-1374); Леонардо да Винчи (1452-1519) – художник, философ, математик, механик, инженер; Микеланджело (1475-1564); Эразм Роттердамский (1469-1536) – философ, богослов, гуманист, автор «Похвалы Глупости»; Н. Макиавелли (1469-1527) – итальянский политический деятель, философ, писатель, автор работы «Государь»; Лоренцо Валла (1507-1557) – автор трактата «О наслаждении как об истинном благе» и другие. Философы данного направления призывали человека к активному действию, борьбе, самосовершенствованию и смелости в изменении мира.

Неоплатонизм как философское учение, возникло в Римской империи в III в. Философы этого направления старались систематизировать учение Платона об идеях, устранить имеющиеся противоречия и дальше развить. Хотя они не отрицали Бога, но в то же время человека рассматривали как самостоятельный микрокосм. Одновременно работали над созданием целостной мировой философской системы, пытались познать природу, Вселенную и человека с точки зрения идеализма. Гениальными философами этого направления были: Николай Кузанский (1401 - 1464) – кардинал при папе Пие II, крупный ученый в области математики, астрономии, географии; Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) – автор эклектического произведения «900 тезисов», пытавшийся объединить все философские учения и найти «золотую середину».

Натурфилософские идеи широкое распространение получили в Европе (особенно в Италии) в XVI – XVII вв. Ученые-философы этого направления стремились отделить философию от религии, обосновать материалистический взгляд на мир, формировать научное мировоззрение и доказать, что человек познает мир благодаря своим чувствам и разуму, а не Божественному откровению. Среди ярких представителей этого направления: Андреас Везалий (1514 - 1564) – крупнейший ученый в области медицины, автор книги «О строении человеческого тела»; Николай Коперник (1473 - 1543) – польский ученый – астроном; Джордано Бруно (1548 - 1600) – итальянский ученый, философ, поэт, разделял космологическую теорию Н. Коперника, развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров во Вселенной; Галилео Галилей (1564-1642) – изобретатель телескопа, астроном, доказал, что небесные тела вращаются как по траектории, так и вокруг своей оси, подтвердил множественность миров во Вселенной. Предложил научный метод исследования на основе наблюдения, выдвижения гипотез и экспериментальной проверки выдвинутых гипотез.

Философия реформации ставила своей целью проведение реформ в католической церкви, демократизацию религиозных и государственных институтов, установление справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

Возникновению реформационного движения способствовали: кризис феодлизма, моральное разложение католической церкви, ее оторванность от народа, выдача ею индульгенций; укрепление позиций буржуазии; распространение идей гуманизма в Европе; рост грамотности и самосознания народа. Основоположником реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546), который в октябре 1517 года на дверях Виттенбергской церкви в Германии прикрепил 95 тезисов против индульгенций. М. Лютер требовал упрощения обрядов в церкви, освобождения культуры и образования от засилья религии, запрет выдачи индульгенций, восстановление авторитета государственной власти. Тезисы М. Лютера положили начало реформационной борьбе против католицизма.

Продолжателем дела М. Лютера был Жан Кальвин (1509-1564), который выдвинул свои идеи и систематизировал учение Лютера, возглавил реформационное движение в Женеве, упразднил власть Папы в Женеве, установил строгий пасторский надзор за населением, чтобы воспитать граждан в духе аскетизма, добросовестного отношения к работе.

Томас Мюнцер (1490 - 1525) – священник, ученик Лютера, но выдвинул свои революционные идеи, предлагая реформировать все общество с целью установления справедливости на земле. Власть и собственность, по его мнению, должны принадлежать трудящимся. Эти идеи широко поддержали крестьяне, в 1524 – 1525 гг. в Германии шла крестьянская антикатолическая революционная война против духовенства и насилия властей.

Философия реформации стала идеологией борьбы против католицизма, которая продолжалась в XV – XVI вв. в Европе в ряде стран. В итоге установлен протестантизм (лютеранство, кальвинизм) в Германии, Швейцарии, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии, проведены политические и социальные реформы в ряде стран.

Философы эпохи Возрождения исследовали проблемы общества, государства, пытались изменить жизнь трудящихся к лучшему. Некоторые философы разработали проекты идеального государства, где изначально установлена социальная справедливость. Так как эти идеи были нереальны, в историю философии они вошли как утопические.

Основателем идей утопического социализма стал Томас Мор (1478 - 1535). Изложив свое учение в работе «Утопия», утверждал, что все граждане общества должны работать, продукты труда являются собственностью общества и равномерно распределяются между гражданами; всеобщая трудовая повинность дает возможность сокращать рабочий день до шести часов, особо трудную и грязную работу выполняют рабы – военнопленные и осужденные преступники; основой общества является трудовой коллектив, где мужчины и женщины имеют равные права и равные обязанности.

Томасу Мору хорошо были известны сложные проблемы государства, так как он был членом парламента и председателем палаты общин Великобритании, с 1529 года – лордом-канцлером (второй человек в государстве после короля). В 1535 году Томас Мор был казнен за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской церкви Великобритании. Так печально прервалась жизнь этого замечательного философа, который сумел выразить в своей «Утопии» чаяния и надежды миллионов обездоленных, униженных, оскорбленных. Эти идеи были поддержаны теми, кто искренне хотел изменить жизнь на земле в сторону справедливости и добра.

Представителем утопического социализма был и Томмазо Кампанелла (1568 - 1639), который создал образ идеального государства в своей работе «Город Солнца». В этом государстве установлена социальная справедливость: все члены общества заняты работой, получают все одинаково, трудятся и отдыхают сообща. Особое внимание в этом обществе уделяется воспитанию детей: с рождения ребенок обучается и воспитывается в специальной школе, он осваивает азы наук, приучается к жизни в обществе, осваивает традиции и нормы жителей Города Солнца. Этим славным государством правит философ – знаток всех наук и искусств, имеющий навыки всех профессий.

Утопия будет жива до тех пор, пока жива в человеке надежда на возможность лучшей жизни. Без утопии невозможен прогресс, так как она выражает недовольство существующей ситуацией, предлагает разные варианты развития общества.

Имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление отношений между Церковью, Богом и верующими. Предпосылками возникновения данного направления были:

  • · кризис феодализма;
  • · укрепления класса торгово-промышленной буржуазии;
  • · ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;
  • · незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, надго- сударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;
  • · кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни;
  • · распространение в Европе идей гуманизма;
  • · рост самосознания личности, индивидуализм;
  • · рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

В Реформации выделяются два основных течения: бюргерско-евангелическое (Лютер, Цвингли, Кальвин ) и народное (Мюнцер, анабаптисты, диггерыи др.).

Мартин Лютер выступал за общение между Богом и верующими напрямую, считая, что между Богом и верующими не должно быть Церкви. Сама Церковь, по мнению реформатора, должна стать демократичной, ее обряды необходимо упростить и они должны быть понятными людям. Он считал, что необходимо уменьшить влияние на политику государств Папы Римского и католического духовенства. Дело служения Богу - не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан. Мыслитель считал, что необходимо запретить индульгенции. Он считал, что должен быть восстановлен авторитет государственных институтов, культура и образование должны быть освобождены от засилья католических догм.

Жан Кальвин (1509 - 1564) считал, что ключевая идея протестантизма - идея предопределения: людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть. Все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению. Реформатор считал, что выражение смысла жизни человека на Земле - профессия, которая является не только средством зарабатывания денег, но и местом служения Богу. Добросовестное отношение к делу - путь к спасению, успех в работе - признак богоизбранности. Вне работы человеку необходимо быть скромным и аскетичным. Идеи протестантизма Кальвин воплотил на практике, возглавив реформационное движение в Женеве. Он добился признания реформированной Церкви в качестве официальной, упразднил католическую Церковь и власть Папы Римского, провел реформы как внутри Церкви, так и в городе. Благодаря Кальвину. Реформация превратилась в международное явление.

Томас Мюнцер (1490 - 1525) возглавил народное направление Реформации. Он считал, что необходимо реформировать не только Церковь, но и общество в целом. Цель изменения общества - достижение всеобщей справедливости, "Божьего царства" на Земле. Главная причина всех зол, по мнению мыслителя, - неравенство, классовое разделение (частная собственность и частный интерес), которые необходимо уничтожить, все должно быть общим. Богу угодно, чтобы жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества. Власть и собственность, по мнению реформатора, должны принадлежать простому народу - "ремесленникам и пахарям". В 1524 - 1525 гг. Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную Крестьянскую войну и погиб.

Эразм Роттердамский (1469-1536) -Среди произведений выделяется знаменитая "Похвала Глупости", где Эразм в язвительной форме воздает хвалу госпоже Глупости, безраздельно правящей миром, которой все люди поклоняются. Здесь он позволяет себе поиздеваться и над неграмотными крестьянами, и над высоколобыми богословами -- священнослужителями, кардиналами и даже папами.

Стоит отметить так называемый "Энхиридион, или Оружие христианского воина" и "Диатрибу, или Рассуждение о свободе воли". Первая работа посвящена философии Христа.

Сам Эразм считал себя истинным христианином и защищал идеалы католической Церкви, хотя многое, конечно, ему не нравилось -- распущенность нравов, беззаконие, злоупотребление разного рода католическими догматами, в частности -- догматом об индульгенциях, и т.д. Однако Эразм не разделял и многих положений, которые были само собою разумеющимися в эпоху средневековья. Так, он был по духу своему просветителем, считая, что все люди созданы Богом равными и одинаковыми, и благородство их зависит не от их принадлежности по рождению к дворянскому или царскому роду, а от их воспитания, нравственности, образования.

Философия должна быть моральной, только такая философия может быть названа истинной философией Христа. Философия должна решать задачи человеческой жизни, проблемы человека, а этого не замечала схоластическая философия. Философия должна присутствовать во всей жизни человека, вести его по жизни -- именно этой теме посвящено основное произведение Эразма "Оружие христианского воина" (1501).

Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы. Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе: торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе - Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии; сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы - Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.

философия возрождение глобальный гуманизм

Такое понимание христианства как прежде всего системы нравственности, осуществляемой в повседневной жизни, оказалось в противоречии не только со средневековым взглядом на ничтожество человеческой природы, но и с представлением о греховности человека, отстаиваемым Реформацией. Поэтому «христианский гуманизм» Эразма из Роттердама вызвал осуждение не только со стороны охранителей старого средневекового аскетизма, блюстителей догматической чистоты традиционного католицизма, но и в еще большей мере со стороны последователей Лютера и Кальвина.

Вопрос о природе человека оказался, по существу, в центре полемики Эразма и Лютера по теологическому вопросу о свободе воли и божественном предопределении. В теологической форме здесь ставился вопрос о свободе и необходимости, о детерминированности человеческого поведения и ответственности человека. Если Эразм исходил при этом из гуманистического представления о человеке как «благородном живом существе, ради коего одного построен богом этот восхитительный механизм мира», как писал он в 1501 г. в трактате «Руководство христианского воина», то исходная посылка Лютера - род человеческий обречен на погибель из-за первородного греха, сам человек своими силами спастись не может, сам по себе он не может обратиться ко благу, но склонен только ко злу. Эразм, признавая, в согласии с христианским учением, что исток и исход вечного спасения зависят от бога, полагал, однако, что ход дел в земном человеческом существовании зависит от человека и от его свободного выбора в заданных условиях, что является обязательным условием моральной ответственности. Важно при этом, что Лютер ограничивал проблему только загробным спасением, тогда как Эразм ставил вопрос шире о человеческой нравственности вообще. Лютеранское (а также и еще более жесткое кальвинистское) учение об абсолютном божественном предопределении, согласно которому человек только по божественной благодати может быть предопределен к вечному спасению, независимо от собственной воли, дел и поступков, о невозможности для человека достичь спасения собственными силами, послужило главной причиной расхождения гуманистов эразмианского толка с реформационным движением. В полемике с реформаторами гуманисты отстаивали учение о свободе и достоинстве человека. Религиозному фанатизму они противопоставляли представление о «широком» понимании христианства, допускающем спасение всех добродетельно живущих людей, независимо от вероисповедных различий. Этим, а также свободным отношением к библейской традиции, полемикой против некоторых важнейших догматов христианства был вызван глубокий конфликт гуманистов и новых церквей побеждающей Реформации, которая во многих отношениях оказалась враждебной гуманистическим идеалам.

Воздействие христианского гуманизма Эразма Роттердамского на европейскую культуру XVI в. было чрезвычайно велико: его единомышленников и последователей можно встретить по всей католической и протестантской Европе от Англии до Италии, от Испании до Польши.

Цель лекции: изучить основные причины становления и развития философии эпохи Возрождения (Ренессанс), особо обратив внимание на такие факторы, как достижения в области естествознания, меры по возрождению античного философского наследия и утверждению гуманистической культуры. Понять объективный характер изменений, произошедших в предметной сфере философии эпохи Возрождения, трансформировавшегося от схоластической теологии к пантеизму, антропоцентризму и опытно-экспериментальной науке. Рассмотреть особенности натурфилософского истолкования мира и характерные особенности социально-политических учений эпохи Возрождения. Изучить факторы, ставшие причиной возникновения Реформации и роль ее в историческом прогрессе. Познать философские воззрения лидеров Реформации.

Основные вопросы

1. Основные особенности и характерные черты эпохи Возрождения. Гуманизм итальянского Возрождения.

2. Особенности генезиса философии эпохи Возрождения, причины трансформации ее предметной сферы от теологии к естественнонаучным проблемам.

  1. Натурфилософские концепции эпохи Возрождения (Бруно, Николай Кузанский, Кардано, Телезио, Парацельс и др.).
  2. Социально-политическая философия эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла и др.).
  3. Социально-политические и духовные основы Реформации, и ее роль в историческом прогрессе.
  4. Философия Реформации и ее основные мыслители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин.

Ключевые слова и понятия: возрождение (ренесанс), гуманизм, разум, творчество, красота, свобода, опыт, эксперимент, антропоцентризм, пантеизм, секуляризация, натурфилософия, утопия, реформация, протестантизм,

1. Основные особенности и характерные черты эпохи Возрождения. Гуманизм итальянского Возрождения

Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы – это время зарождения капиталистических отношений, возникновения европейских наций и национальных государств. Тенденция к разнообразию форм социальной жизни приводит к развитию культуры и естествонаучных дисциплин, усилению международных торгово-экономических отношений и великим географическим открытиям. Название Ренессанс говорит о возрождении интереса к философии и культуре Античной Греции, в которых начинают видеть образец для современности. Но процесс обновления культуры и философии происходит в тесной связи и на основе античной и средневековой традиции, и только после 17-го века он выходит за ее рамки. Метафизика веры раздваивается: сверхчувственное предоставляется религиозной догме, за философией же утверждается опытный мир вещей. Философия утрачивает свой цеховой характер и все более становится продуктом свободного от влияния религии творчества, несущего на себе черты конкретной национальной культуры, где отражаются усилившиеся к тому времени глубокие социальные и религиозные конфликты. И хотя философы причудливо сочетали элементы различных концепций прошлого, натурфилософия и гуманистический индивидуализм оставались важнейшими чертами их учений. Идеалом знания становится не религиозное, а светское. Происходит поворот от проблем религии к человеку и природе . Философская мысль настроена оппозиционно к католической идеологии. Однако здесь нет атеизма. Отрицается не христианство и бог, а выражается неудовольствие деятельностью Церкви , проявляющей излишнюю властность и жадность в обществе. Переосмысливаются многие положения христианского богословия , в том числе место и положение человека в мире. В средневековье философская мысльбыла направлена исключительно в область трансцендентного, божественного бытия и проблемы человеческой личности, ее ценности и свободы решались ею в мистическом плане, в сфере потусторонней жизни, священной истории. Человек рассматривается, прежде всего, с греховной стороны (он виноват в грехопадении и себя и мира, отступничестве от Бога – все зло мира на нем). В эпоху Возрождения делается акцент на посюстороннюю реальную жизнь человека, свобода и достоинство человеческой личности утверждается на основе его земного бытия. Религиозной идее извечной греховности человека, аскетизма средневековья – противопоставляется доказательство врожденного стремления человека к добру, к счастью и всестороннему совершенству, целостности человеческой природы, неразрушимого единства духовного и телесного. В этике – получает свое развитие и распространение эпикуреизм, что соответствовало господствовавшим тогда идеалам гуманизма и жажде земного счастья. Разум, творчество, красота, свобода – эти черты в эпоху Возрождения уже приписываются непосредственно человеку. Они прорываются наружу, считавшиеся в средневековье отражением бога в нем. Главная черта философии эпохи Возрождения – антропоцентризм, которая, как продолжатель тысячелетней эволюции религиозной философии человека, в значительной мере продолжает все находиться под влиянием схоластической философии. Но человек уже восхваляется и предельно возвышается – он вершина мироздания, призван к свободе, творчеству, славе, блаженству не только в загробной жизни, но и в этой земной. Более того, именно земные заботы составляют первейший долг человека. Именно здесь (в труде, творчестве, любви) он должен реализовать себя. В этом повороте к земной жизни и ее прославлению кардинальное отличие антропологии Возрождения от средневековой антропологии. Меняется и понимание бога. На смену дуалистической, противопоставляющей бога и природу, приходит пантеистическая картина бытия, в которой бог и природа отождествляются. Бог философии Возрождения лишается свободы, он не творит мир «из ничего, он «совечен миру» и сливается с законом естественной необходимости. А природа из служанки и творения бога превращается в обожествленное, наделенное всеми необходимыми силами для самосозидания и развития первоначало вещей (Джордано Бруно ). Таким образом, возникает новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа , а не бог и его обоснование. Отсюда еще одна особенность ренессансной культуры и философии – «секуляризация» - освобождение общества от церковного влияния, которая начала проявлять себя еще в средневековом номинализме. Проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться через призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого должны изучаться светскими науками. В этот период поворота к природе возникают и развиваются естественные науки , дающие истинное знание о природе. В эпоху Возрождения выдвигались теории, как религиозных преобразований, так и социального переустройства (Коперник, Галилей, Кеплер) . Мыслители Ренессанса не анализируют понятия (как это делали схоласты), а пытаются понять сами явления природы и общества, опираясь на опыт и разум , а не на интуицию и откровение

Философия эпохи Возрождения – это философские и социологические учения, развивавшиеся в Европе (прежде всего и ранее всего в Италии) в эпоху разложения феодализма и становления раннего буржуазного общества (14-начало 17 в. н. эр.). Официальной философией в эту эпоху ещё оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма на основе латинской и греческой, возрождение античного философского наследия и значительные достижения в области естествознания привели к тому, что передовая философия Возрождения перестает играть роль служанки богословия, в ней развиваются антисхоластические направления. Ранее всего они появились в этике, в возобновлении этических учений стоицизма (Ф. Петрарка) и эпикуреизма (Л. Валла), направленных против господствующей христианской морали. Философия эпохи Возрождения была представлена следующими направлениями : гуманистическое (Петрарка, Лоренцо Вала, Эразм Ротердамский), натурфилософское (Бруно, Николай Кузанский, Телезио, Парацельс и др.), социально-политическое (Макиавелли, Томас Мор, Кампанелла и др.).

В творчестве поэта Данте Алигьери (родился во Флоренции, 1265-1321 гг.) – «Божественная комедия», «Пир», «О монархии » - впервые появляются элементы, отличные от средневекового мировоззрения. Не отрицая схоластическую догматику, Данте, пытается по-новому, переосмыслить характер отношений бога и человека. Бога нельзя противопоставлять творческим возможностям человека. Данте подчеркивает, что человек – продукт реализации собственного разума, которые осуществляются в его практической деятельности. Все человеческое существование должно быть подчинено человеческому разуму. Отсюда и следует новая идея – о двоякой роли человека. Родоначальник гуманистического движения в Италии, поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374 гг.). Главной задачей философии он считал разработку «искусства жизни» (восхищение природой, воспевание земной любви ). Петрарка считал, что теология и богопознание – вообще не дело людей. Схоластическую ученость считал «болтовней диалектиков» и совершенно бесполезной для людей. С его точки зрения, человек имеет право на счастье в реальной жизни, а не только в потустороннем мире, как утверждают религиозные догматы. Петрарка подчеркивает достоинство человеческой личности , уникальность внутреннего мира человека с его надеждами, переживаниями и тревогами. Вместе с тем в творчестве Петрарки находят место индивидуалистические тенденции, которые также характерны для философии эпохи Возрождения. Он полагает, что совершенствование личности возможно лишь при условии ее обособления от «невежественной черни». Лишь в этом случае, при наличии внутренней борьбы человека с собственными страстями и постоянного противоборства с окружающим миром, творческая личность может достичь полной независимости, самообладания и душевного покоя (близкие идеи высказывал его последователь, итальянский гуманист Джованни Бокаччо ). Лоренцо Вала (1407-1472) – один из основоположников научной критики текстов священных книг, посредством филологического метода . Создал этическое учение , одним из источников которого явилась этика Эпикура. Он пытается обосновать полноценность жизни человека , духовное содержание которой, по его убеждению, невозможно без телесного благополучия, всесторонних проявлений человеческих чувств. В основе его этики находится принцип наслаждения , который Валла сводит к удовольствиям души и тела. Жизнь есть высшая ценность, а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости. В книге «О наслаждении» он провозглашает: «Да здравствуют верные и постоянные наслаждения в любом возрасте и для любого пола!». Валла верил в силу человеческого разума, выдвигая идею активности человека и призывая к воспитанию воли к действию.

К концу 15 в. гуманистическое движение стало общеевропейским . Во всей Европе был широко известен голландец Дезидерий – Эразм Ротердамский (1469-1536 гг.), ставший лидером гуманизма 16 в. и идейным предшественником Реформации. Свое учение он называл «философией Христа», где призывал вернуться к истокам Христианства, забытого и вытесненного католической церковью. Для этого нужно возродить античные науки и искусство, а каждый христианин должен полностью прочитать библию и понять его смысл, и потому перевел ее на латынь. Особой популярностью пользовалась его книга «Похвала глупости» , где он высмеивал фанатизм и насилие, национальную ограниченность и религиозную рознь, лицемерие и невежество феодалов и духовенства. Книга оказала большое влияние на гуманистическую традицию во всей Европе. Приверженцами гуманистических идей были также Франсуа Рабле во Франции, Сервантес в Испании, Шекспир в Англии.

2.Особенности генезиса философии эпохи Возрождения, причины трансформации ее предметной сферы от теологии кестественнонаучным проблемам

Философия эпохи Возрождения возникает и развивается параллельно с закатом схоластки, и не зависимо от ее традиций. И хотя нет полного разрыва с ней, ориентир уже нацелен к классической античной философии, к ее возрождению. Важнейшими отличительными чертами мировоззрения эпохи Ренессанса также являются:

1) Его ориентация на искусство : если средневековье было эпохой религиозной, то Возрождение – эпохой преимущественно художественно-эстетической;

2) Антропоцентризм. Если в центре внимания античности были отношения природа-космос (природно-космическая жизнь), средневековья – человек изучается только в отношениях с богом, то для эпохи Возрождения характерно изучение человека в его земном образе жизни. И хотя в центре внимания формально находиться бог, но фактическое внимание уже уделяется человеку, его личность рассматривается как творческая – будь, то в искусстве, политике, технике и т. д. И потому философское мышление этого периода называют антропоцентрическим и гуманистическим . В центре внимания оказывается свободный, сильный человек, который утверждает свою индивидуальность и независимость, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире;

3) Типичным выражением философии Ренессанса была философия природы (натурфилософия). Природа же трактуется пантеистический, т.е. философия отождествляла бога с природой, не отрицая его существования;

4) Параллельно с натурфилософией развивается новое естествознание (происходят крупные научные открытия, научно-технический прогресс).

Пантеизм был формой перехода от догматического, религиозного мировоззрения к научному пониманию природы. Ученые Ренессанса на первый план выдвигают опыт, экспериментальный метод исследования .

Исследователи различают два периода в развитии философии эпохи Возрождения:

1) реставрация и приспособление античной философии к требованиям нового времени (XIV-XV вв.) – Данте Алигьери, Лоренцо Вала, Франческа Петрарка и др.;

2) возникновение собственной философии, основным течением которой была натурфилософия (XVI в.).

В 15 веке на смену средневековью пришла эпоха европейского Ренессанса (Возрождение), повлекшая за собой культурный расцвет и изменение взглядов на окружающий мир. В нашей статье можно прочитать кратко самое главное о философии эпохи Возрождения.

Характеристика

Философия эпохи Возрождения развивалась под влиянием общеевропейского увлечения классическим гуманизмом, возникшим в 14 веке (Флоренция). Гуманисты считали, что изучение античных произведений поможет современному (для них) познанию и усовершенствованию социальной природы человека.

Распространению гуманистических идей среди философов в 15 веке послужила организация Платоновской академии в Кареджи (1462 год).

Известный меценат и госдеятель Козимо Медичи предоставил свою виллу для собраний ученых и мыслителей. Объединение возглавил итальянский философ Марсилио Фичино.

Перечислим основные черты философии эпохи Возрождения :

  • : основные философские вопросы касаются человека. Он отделяется от божественного начала и рассматривается как самостоятельная система. Человек должен познать и развить себя, определить свои цели, в достижении которых нужно опираться на личные способности;
  • Антирелигиозность : критикуются официальные католические утверждения; философия приобретает гражданский, а не церковный характер. Центром всего больше не является Бог или космос;
  • Интерес к античности : использовались идеи того времени; утверждения, содержащиеся в античных произведениях, составляли основу гуманизма.

В философии Ренессанса чаще всего выделяют такие главные направления :

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • Гелиоцентризм : распространялась идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как было принято считать ранее. Такое мнение противоречило религиозному, опиравшемуся на выдержки из Библии;
  • Гуманизм : утверждалась высшая ценность человеческой жизни, право людей на свободное выражение своих взглядов, самостоятельный выбор жизненных ценностей;
  • Неоплатонизм : представляет собой сложную теорию с мистическим уклоном о ступенчатой структуре Бытия, в которой мышлению отводится особая роль. С его помощью можно познать себя и окружающую действительность. Душа же позволяет соприкоснуться с непознанным высшим началом. Бог и Вселенная являются единым целым, а человек представлен как уменьшенная версия Вселенной;
  • Секуляризм : уверенность в том, что религиозные представления и их проявления не должны зависеть от воли правителей и регулироваться правовыми нормами. Сюда относится свобода вероисповедания, право на атеизм (неверие). Деятельность же людей должна основываться на фактах, а не религиозных представлениях.

Рис. 1. Платоновская академия в Кареджи.

Философия этой эпохи непосредственно повлияла на движение Реформации. Изменившееся мировоззрение не могло не затронуть религиозные устои. Поставив человека в центр Вселенной, приравняв природу к Богу, новая философия способствовала развитию критического отношения к роскошным внешним проявлениям католицизма, поддерживающего феодальные устои.

Рис. 2. Антропоцентризм.

Известные философы

Для удобства укажем самых известных философов Ренессанса и их достижения в таблице:

Представитель

Вклад и общая характеристика мировоззрения

Марсилио Фичино (астролог, священник)

Представитель платонизма.
Переводил и комментировал античные богословские тексты; написал трактат, в котором объяснял платоновские идеи с точки зрения христианства

Николай Кузанский (теолог, ученый)

Представитель пантеизма.
В трактатах размышлял о месте человека в мире, бесконечности Бога и его проявлений (одно из которых природа). Занимался математикой, астрономией. Утверждал, что Вселенная безгранична, а Земля вращается вокруг Солнца.

Мишель Монтень (писатель)

Николай Коперник (астроном, математик, механик)

Представитель гелиоцентризма.
Ввел в Польше новую монетную систему, построил гидравлическую машину, боролся с чумной эпидемией. Главный труд «О вращении небесных тел», в котором обосновал новую модель мира

Джордано Бруно (монах, поэт)

Представитель пантеизма и эзотеризма.
Увлекался чтением неканонических текстов, сомневался в некоторых церковных «чудесах», за что был признан еретиком и сожжен. Трактаты о бесконечности Вселенной и множестве миров, расширил модель Коперника.

Галилео Галилей (физик, механик, астроном, математик)

Представитель гелиоцентризма.
Впервые использовал телескоп для наблюдения за космическими объектами. Основатель экспериментальной физики.

Практически все мыслители Возрождения изучали древнегреческий и латинский языки, позволявшие им самостоятельно читать и переводить античные тексты.

Рис. 3. Марсилио Фичино.

Что мы узнали?

Мы выяснили характерные особенности философии 15-16 веков, расшифровали ее антропоцентрическую направленность. Узнали о влиянии философской мысли Ренессанса на реформационное направление в религии.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 540.



Поделиться: