Наш язык - наше сокровище (Сочинение на свободную тему). Язык - сокровище нации и ее надо беречь

Презрев свои письмена,
воспринявший чужие –
есть Нечто безликое.
Коазой I. ГIалгIай, 1: 146

Кавказцам и другим нерусским народам, чтобы Всевышний был на стороне, необходимо избавиться, исцелиться от неизмеримого изъяна сердца и увечья души, которое нанесло им Российское государство во всех его обличьях.

Прошла целая эпоха как на них надета Узда российской власти. За это время империя оковала языки покоренных этносов кандалами, выкованными из русского языка, и зашвырнула их в языковой концлагерь. Его стены и фундамент возведены из кирпичиков русской словесности. Там и томятся языки предков, находясь ныне на стадии вымирания,* ибо государство отвело русскому языку роль и право быть их Истязателем и Катом.

Дар Господа – слово, речь и письмена подлинных хозяев Северного Кавказа влачат жалкую и презренную участь арестантов русского языка. Остался лишь последний бастион языка предков, о котором говорил Исса Кодзоев: «Интеллектуальная прослойка общества практически отреклась от родного языка, за исключением духовенства. Он ушел в мечеть, в храм Божий. Там он нашел себе убежище, ибо из мирской жизни его изгнали».

Таким образом, язык прародителей занял самый крайний рубеж в храме своего Творца. Если падет и этот бастион, то слово, речь и письмена предков, как и истина после смерти пророков, уйдут навсегда к своему Создателю…

Российское государство, поработив народы Северного Кавказа, сразу же запустило каток ассимиляции, с целью укатать в землю «языки дикарей», чтоб от них не осталось и следа. Образное определение Кодекса русификации устами одного из своих героев дал Исса Кодзоев: «Мы должны отнять у них родной язык. …Мы откроем для них … школы, из которых родной язык будет изгнан. Ему не место жреца в Храме Науки. Дадим ему место дворника. Наш язык войдет в привычку, в кровь. Родной уйдет, поджав хвост, изгнанный, как паршивый пес, со двора».**

Российское государство, пропаганда, делопроизводство, воинская служба, система образования и воспитания предоставила русскому языку статус Карателя родного языка порабощенных народов Северного Кавказа. Ныне великорусский шовинист и держиморда как никогда ранее близок к завершению грязного дела их русификации.

Как расценить то, что покоренные народы Северного Кавказа задвигают язык своих предков на задворки культурной и общественно–политической жизни?
Допустимо ли с позиций нравственности умаление родного языка и возвеличивание языка пришельцев?!
Разве это не преклонение перед теми, кто покорял и истреблял народы Северного Кавказа?! Разве это не измена их памяти?!..
Совместима ли национальная честь и достоинство с забвением кровавого погрома народов, устроенного Российской империей при покорении Северного Кавказа?!

Но наиболее сильный, словно вытесанный из камня, аргумент выдвинул И. Кодзоев: «Всевышний создал свои творения уникально разными по языку и облику, жилищу и пище. Вставший на путь разрушения, сотворенного Господом, есть Богоотступник, враг Его и ненавистник».***

Может быть, это отсебятина писателя? Нет, ни в коем случае!.. В основе его мудрой и выразительной мысли лежат слова Всевышнего Аллаха: «О люди! Поистине, Мы создали вас из (одной пары —) мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами…»*

Определяющий признак любого народа, его сердцевина и душа — это, прежде всего, язык, а он исходя из непререкаемой логики Корана, дарован ему Господом. Значит, язык предков – это послание Всевышнего народу. В нем Богом представлена и отражена душа и сердце этноса, его уникальность. Посредством языка мы отличаем один народ от другого. Если умирает язык, то его хранитель и носитель — народ, неизбежно растворяется в других этносах. Его следов уже не обнаружишь в настоящем, они остаются только в прошлом…

Язык также хранилище культуры народа, пронесенной им через череду столетий от одного поколения к другому. И вот в эту сокровищницу слова и мысли, смыслов и образов вломилось Государство-Каратель с топором ассимиляции и рушит все, что в ней хранилось и оберегалось тысячелетиями. Его цель заключается в превращении покоренных народов в перекати-поле, оторванное от породившей их первоосновы – своего языка и его Творца.

Поэтому только человек без национальной чести и достоинства, впавший в маразм беспамятства, способен был написать И. Кодзоеву такие постыдные строки: «По существу вашей худенькой книжицы {«ЦIе тетрадь» (Красная т. — Х. Ф.)} – объясните вразумительно: что Вы этим хотели сказать? Еще напишите, пожалуйста, по-русски, по-ингушски читать не научились, да и надобности в этом не видим».

Человек, преданный языку предков, каждым своим произнесенным и начертанным словом выражает благодарение Всевышнему и подтверждает свою приверженность Его благодеянию. Тот же, кто отбросил родной язык на обочину жизни и взял на вооружение чужую речь и письменность, всяким сказанным и написанным словом четко и однозначно провозглашает: «О, Господи, нет Тебе благодарения за язык, ниспосланный Тобой моему народу. Я им недоволен, и он мне не нужен. Русскому народу Ты дал язык намного лучше и богаче, красивей и выразительней, и я буду изъясняться и писать только на нем…» Эту мысль он, зачастую, хоть и без упоминания Всевышнего, выражает во всеуслышанье или же утверждает безмолвно, торя дорогу жизни забвением языка предков.

Неужель не страшно подобным особям плестись по стезе нечестивцев, отрекшихся от Божьего дара?!..

Какую цель преследует Российское государство умаляя речь аборигенов Кавказа, истончая сферу ее применения, практически сводя на нет использование письма, стремясь начисто стереть, изгладить следы языка предков из душ покоренных народов? Она состоит в «поглощении этноса. Ведь ассимилированные люди – это уже не народ, а человеческое стадо, которое «пастырь» может гнать куда ему заблагорассудится. Оно будет озабочено только заботой о насыщении утробы и удовлетворении похоти».**

Неужели кавказцы и другие этносы РФ позволят государству, карающему культуры народов, поглотить свои этносы, окончательно втоптав в грязь языки предков?!..

Вместе с тем следует отметить, что русский язык является колоссальным богатством и нерусские народы должны стремиться знать его лучше самих русских. Однако родной язык — это бесценнейшее сокровище, от которого мы не имеем религиозно-нравственного права отказываться. Примером в этом кавказцам и другим народам РФ должно служить слово русского патриота К. Ушинского. Его слово о родном языке имеет вненациональное значение.

«В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим … плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости… Весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в слове. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно … целое. Являясь… полнейшей и вернейшей летописью всей духовной… жизни народа, язык является в то же время величайшим народным наставником… Когда исчезает язык,- народа нет более! Вымер язык в устах народа - вымер и народ».***

После такого проникновенного слова К. Ушинского о родном слове что думать о государевых людишках, лишенных исторического видения, государственного мышления и разумения уникальности и богатства языка и культуры любого народа? Уму непостижимо, как же можно брать на вооружение карательные меры, в том числе и в языковой сфере, которые и обусловили распад Российской и Советской империй?!.. Государство, принятием закона о добровольности изучения родного языка, по существу и по конечному результату, заявило: «Пусть само в трясине сгину, зато десятки туземных языков за собой утяну…»

Хамзат Фаргиев

Если охранишь уши свои, не погрешит язык твой. Если услышишь какие слова вне, не тащи их с собою и, пришедши, не пересказывай другому (прп. , 89, 288).

* * *

Не хвали, чего не видел, а что слышал, о том не говори, как видевший (прп. , 89, 290).

* * *

Когда услышишь о грехе брата твоего, не рассказывай того при ком-нибудь; ибо это смерть для тебя (прп. , 89, 292).

* * *

Приучи язык свой к словесам Божиим с разумом, и ложь убежит от тебя (прп. , 89, 316).

* * *

Храни язык свой, да просветится сердце твое (прп. , 89, 347).

* * *

Необуздание языка означает, что он не имеет внутри себя добродетели (прп. , 89, 349).

* * *

Человек, всегда смотрящий на грехи свои, не имеет языка, чтобы поговорить с каким-либо человеком (прп. , 89, 425).

* * *

Грех, содеваемый языком, и на деле весьма удобен и многообразен. Разгневался ли ты – и язык предваряет. Похоть ли возобладала тобою – язык прежде всего служит тебе, как бы переводчицей и переносчицей, которая помогает во грехе и вводит в искушение ближних. Язык для тебя и оружие неправды, если он не от сердца говорит, но для обмана других.

Но к чему перечислять словом все грехи, совершаемые языком? Жизнь наша наполнена грехопадениями языка: срамословие, смехотворные, глупые, непристойные речи, пересуды, слово праздное, лживые клятвы, ложные свидетельства – все это и гораздо еще большее число зол суть произведение языка. А те, которые отвергают уста своя на поругание славы Божией и неправду в высоту глаголют (ср.: ), каким другим орудием совершают сие нечестие, как не орудием языка! Итак, поскольку от словес своих осудишися (), то удержи язык твой от зла () и не делай сокровища языком лживым суетная (ср.: ). Удержи и устне твои, еже не глаголати льсти (), т. е. сделай, чтобы целое орудие, данное тебе на служение слову, было свободно от действий лукавых (свт. , 5, 261–262).

* * *

Управляй слухом и языком, чтобы одним не принять в себя чего вредного, а другим не выговорить чего запрещенного (свт. , 8, 190).

* * *

Из сокровищ сердца уста предлагают снеди приходящим, и то, чем занят язык, показывает, что любит сердце: Христа или что-либо из настоящего века (прп. , 30, 87–88).

* * *

Слушай, возлюбленный: борец во время подвига сжимает уста свои; и ты сомкни уста свои для всего излишнего и будешь иметь упование (прп. , 30, 158).

* * *

Сад без ограды будет потоптан и опустеет; и кто не хранит уст своих, тот погубит плоды (прп. , 30, 187).

* * *

Охраняй язык свой от всякого зла, и уста твои, сотворенные для хвалы, да не произносят хульного слова (прп. , 33, 265).

* * *

Приобучи уста свои прославлять Бога и язык свой возглашать прекрасные хвалебные песни; но никогда не клянись и не лги, потому что сие радует сатану (прп. , 33, 356).

* * *

У кого язык во всякое время неудержим, как мысль, тот пусть взвешивает и испытывает слова свои и трепещет праведного суда (прп. , 33, 490).

* * *

Много лежит на языке тлетворных зелий пагубы; потому что язык – половина всех человеческих пороков, изрыгает ли он явное зло – гнев, который, особенно сильный, в своих порывах отнимает у человека ум или, затаив в груди коварный умысел, льет кроткие речи из мягких устен (свт. , 15, 304–305).

* * *

Язык всего пагубнее для людей. Это конь, всегда убегающий вперед, это – самое уготованное оружие (свт. , 15, 349).

* * *

Кто исчислит все те огорчения, какие причиняет язык? Если захочет, без всякого труда, в одну минуту, заставит он враждовать дом с домом, город с городом, народ с властелином, царя с подданными, как искра, мгновенно воспламеняющая солому. Плывущих на одном корабле, сына, родителя, брата, друга, супругу, супруга – всех удобно вооружает он одного против другого. Злого сделает добрым, а доброго, напротив того; погубит, и все это опять переиначит. Кто переможет слово? Язык мал; но ничто не имеет такого могущества (свт. , 15, 350).

* * *

Усвоив себе совершенное молчание, он усвоит доброречие (свт. , 15, 353).

* * *

Из мудрых уст каплют самые сладкие слова; а горькая гортань изрыгает брани (свт. , 15, 365).

* * *

Остерегайся, чтобы не поразили тебя нечаянно осмеяние и злой язык, который на совершенства твои изрыгает змеиный яд. Два пути у человека, и поругание бывает двоякое. Один путь худ; он приводит и к концу худому. Другой путь хорош; и конец его, как и естественно, вожделенный. Но осмеяние преследует человека на обоих путях. А если бы язык нападал только на тех, которые худы, что тогда было бы превосходнее его? Теперь же с одинаковою яростью нападает он на всех, на добрых и на злых. И ты будь осторожен и осмотрителен в обоих случаях. Страшись языка, который преследует беззаконников, чтобы бегать и самого порока, поражаемого языком; а языка, который у злого врага, вооружен на добрых, столько же бойся, сколько вдавшийся в море утес боится ветра и сокрушающейся о него волны (свт. , 16, 79).

* * *

Сделаться худым – зависит от одного произволения, и часто для совершения греха достаточно хотения. Гораздо же более удобства к прегрешениям языка; потому что прочие грехи для совершения своего требуют и времени, и занятия, и внешнего содействия, а сподручность слова доставляет всю возможность согрешить (свт. , 22, 47–48).

* * *

Кто бережет язык, тот не оскорбит ближнего (авва Евагрий, 89, 609).

* * *

Ты прогневал Бога языком и злословием, которым оскорбил многих? Языком и умилостивляй Его, воссылая чистые молитвы, благословляя порицающих, восхваляя злословящих, благодаря наносящих обиды (свт. , 44, 553–554).

* * *

Большая сеть – необузданность языка; ей нужна и великая узда (свт. , 45, 177).

* * *

Никакой другой член так не пригоден ему для обольщения и погибели нашей, как невоздержный язык и необузданные уста (свт. , 45, 257).

* * *

Он – меч, лежащий посредине; изощряй же его для обличения своих грехов, а не для нанесения удара брату (свт. , 45, 258).

* * *

Удерживай его... если же он не удерживается, то смиряй его зубами, предавая плоть его им, как бы палачам, и кусая его, – потому что лучше ему ныне быть искусанным за грехи, нежели тогда жаждать капли воды и, иссыхая в огне, не получать облегчения (свт. , 45, 258).

* * *

Для того Бог и оградил его двойною стеною, рядом зубов и оградою губ, чтобы он не произносил непристойных слов скоро и неосмотрительно (свт. , 45, 258).

* * *

Уста Бог дал тебе не для того, чтобы ты производил терние, но чтобы бросал полезные семена, чтобы распространял через них не тщеславие и коварство, но смиренномудрие, благословение и любовь (свт. , 48, 141).

* * *

Будем же постоянно хранить свои уста, приставив разум, как запор, не с тем, чтобы они были заключены постоянно, но чтобы открывались в надлежащее время (свт. , 48, 483).

* * *

Не будет пользы от языка и уст, если разум не будет приставлен открывать и закрывать их с точностию и вели кою осмотрительностию, и знать, что нужно произносить и что держать внутри (свт. , 48, 483).

* * *

Если ты научишься не говорить ничего лишнего, но постоянно ограждать и мысль, и уста свои беседою из Божественных Писаний, то хранение твое будет крепче адаманта (свт. , 48, 484).

* * *

Есть много путей погибели через уста, например, когда кто сквернословит, когда насмехается, когда пустословит, когда тщеславится, как фарисей, который, не имея ограждения при устах своих, в немногих словах излил все, что находилось у него внутри, и потому, как дом без двери, не имея возможности удержать находившегося в нем сокровища, вдруг сделался бедным (свт. , 48, 484).

* * *

Язык есть меч изощренный; но им мы не станем ранить других, а будем вырезывать собственные гнилые язвы (свт. , 49, 480).

* * *

Язык есть царский конь. Если ты наложишь на него узду и научишь его ходить прямо, то царь спокойно будет сидеть на нем, если же пустишь его бежать и скакать без узды, то на нем будет ездить диавол и бесы (свт. , 50, 532).

* * *

Если хочешь изощрить язык свой, изощряй его против грехов своих; говори не о том, какое зло причинил тебе другой, но какое ты сам себе нанес; оно-то и есть величайшее зло (свт. , 50, 533).

* * *

Что может быть приятнее уст, не знающих обиды, а ревнующих о благословении? Если же ты не можешь благословлять проклинающего, по крайней мере, молчи, и поступай так до тех пор, пока при должном старании и постепенных успехах не достигнешь этого и не приобретешь уста, о которых мы сказали (свт. , 50, 789).

* * *

Не так бы блистали уста твои, если бы они были из золота и драгоценных камней, как блистают они, будучи украшены скромностию (свт. , 50, 789).

* * *

Язык твой будет подобен языку Христову, и уста твои будут как уста Отца, и когда ты соделаешься храмом Духа Святаго, то какая честь может сравняться с этою? (свт. , 50, 789).

* * *

Язык наш подражает языку Христову, если прилагает надлежащее старание о том, чтобы произносить угодное Ему (свт. , 50, 789).

* * *

Вот что дерзко: иметь уста, подобные диавольским, и обладать языком, подобным языку злого духа, особенно тому, кто участвует в столь высоких Таинствах и приобщается самой Плоти Господней (свт. , 50, 790).

* * *

Научи свою душу образовать тебе уста, подобные устам Христовым. Она может сделать это, если только захочет; ей известно это искусство, если только она не беспечна... Нужны только добродетель, скромность и смирение (свт. , 50, 790).

* * *

Ты не имеешь власти над демонами; когда будешь иметь уста, подобные устам Христовым, то будешь иметь власть над огнем геенским. Будешь иметь власть над бездною огненною... и с дерзновением взойдешь на небеса и получишь Царствие... (свт. , 50, 791).

* * *

Не столько приятны для Господа уста пророков, сколько уста людей кротких и смиренных (свт. , 50, 791).

* * *

Будем же иметь язык, изрекающий доброе, чтобы снискать любовь и благорасположенность (сит. , 52, 288).

* * *

Благоустроим наш язык и воздержим его от всякого злословия, чтобы, очистившись от грехов, мы могли приобрести благоволение свыше и сподобиться человеколюбия Божия... (свт. , 52, 288–289).

* * *

Будем иметь благоречивый язык, чтобы, соблюдая себя чистыми от всякой укоризны, мы могли безопасно провести настоящую жизнь и сподобиться благ, обетованных любящим Бога... (свт. , 52, 350).

* * *

Хотя мы имеем уста и язык, эти органы слова, непозволительно пользоваться свободою речи, пока мы раболепствуем греху, наиболее жестокому из всех варваров (свт. , 52, 548).

* * *

Язык – причина всех зол или, лучше, не язык, а те, которые худо им пользуются. Отсюда обиды, злословия, хулы, страсть к удовольствиям, убийства, любодеяние, воровство, все рождается отсюда (свт. , 54, 125).

* * *

Для того ты имеешь разум, для того – язык и уста, чтобы исправлять ближнего (свт. , 54, 154–155).

* * *

Бог не для того нам дал его, чтобы мы злословили, чтобы поносили, чтобы клеветали друг на друга, но чтобы прославляли Бога, чтобы говорили то, что благодать внушает слушателю, что служит к назиданию, к пользе (свт. , 55, 14).

* * *

Язык дан для того, чтобы ты песнословил и восхвалял Создателя, но, если ты недостаточно наблюдаешь за собой, он становится для тебя причиной богохульства и сквернословия (свт. , 55, 551).

* * *

Злые болтают языком, не сознавая значения своих слов, а мудрые связывают уста сознанием (свт. , 55, 1116).

* * *

Язык – царский конь. Если вложишь в него удила и выучишь ходить ровно, то доверится ему и сядет царь. А если оставишь необузданным (и позволишь) нестись и скакать, то будет колесницей диавола и демонов (свт. , 55, 1323).

* * *

Бежал ты жизни тленной, вступив на поприще монахов, но язык у тебя неудержим, и говоришь, не подумав. Это не иное что значит, как построить крепкую, неприступную для врагов стену и для входа им оставить врата. Если хочешь и стену соблюсти в безопасности, и перед врагами оказаться сильным, то всеми силами сдерживай язык, от которого приключаются мгновенные и великие падения (прп. , 60, 179).

* * *

Обуздай скорость языка, потому что язык важнее всех земных членов – так как всего труднее его удерживать (прп. , 60, 189).

* * *

Щади язык; он часто произносит то, что лучше было бы утаить (прп. , 72, 235).

* * *

Для того даны нам два уха, а один язык, чтобы для спасения более мы слушали, нежели говорили, взывая паче добрыми делами и божественными преспеяниями (прп. , 72, 379).

* * *

Язык многих тщеславных довел до гибели (прп. , 73, 334).

* * *

Язык злоречивый – диавольское ложе (прп. , 73, 378).

* * *

Злоречивые и суесловные заключают для себя Царствие Небесное (прп. , 91, 100).

* * *

Бегай же необученных владеть языком, сеятелей раздоров и мятущихся внутри и вовне (прп. , 57, 101).

* * *

Утесняй чрево воздержанием, и ты возможешь заградить себе уста: ибо язык укрепляется от множества снедей (прп. , 57, 109).

* * *

Не уязвляй брата загадочными, подозрительными словами, ибо и сам ты, если случится, не перенесешь подобного (авва Фалассий, 91, 298).

* * *

Уста приучайте петь только боголюбезное и пребывать непраздноглаголивыми (прп. , 92, 46).

* * *

Удержите язык свой от зла... от которого мы в большом числе падаем всегда в грехи (прп. , 92, 173).

* * *

Что хуже сего (языка невоздержанного)? Он – неудержимое зло. Надобно положить ему предел, обуздать его, и стеснить, и, скажу так, заставить его служить только нужде (прп. Филофей Синайский, 91, 403).

* * *

Дерзкий язык по возможности сдерживай (ибо он весьма проворен на грех), потому что из-за него одного многие даже из великих (людей), сбившись с правою пути, потеряли Царство Небесное. Прежде же этого загради свои уши, чтобы не слышать ничего постыдного и суетного, тогда, быть может, ты и языком овладеешь (прп. , 78, 89).

* * *

Если мы и языка своего не умеем удержать, то как возможем преодолеть прочие страсти? Какая другая страсть, скажи мне, легче этой? Плоть имеет естественное похотение и жжение и часто поднимает восстание против души и борет ее очень сильно. Чрево естественно желает насыщенным быть яствами, потому что для того и создано. О языке же ничего такого сказать нельзя. Итак, если мы не можем пресечь злого навыка языкоболия, что для нас очень удобно и легко, то как возможем одолеть другие страсти более сильные и упорные, которые опираются на естестве нашем и состоят в союзе с похотию и сластию греховною? (прп. , 77, 291).

* * *

Взнуздай крепкою уздою наглый язык, уставив ему меру и в разговоре, и в молчании – так, чтобы тебе говорить только то, что служит к прославлению Господа и подает духовную благодать слушающим (прп. , 68, 9–10).

* * *

Возлюби молчание, боясь той многогрешной пропасти, в которую влечет необузданный язык (прп. , 68, 10).

* * *

... – они острее всякого ножа, и ими потом враг через воспоминание уязвляет сердце (прп. , 68, 11).

* * *

Самая великая лежит на нас нужда управлять, как должно, языком своим и обуздывать его. Двигатель языка – сердце; чем полно сердце, то изливается языком. Но и обратно излившееся через язык чувство сердца укрепляется и укореняется в сердце. Потому язык есть один из немалых деятелей в образовании нашего нрава.

Добрые чувства молчаливы. Излияния через слова ищут более чувства эгоистические, чтобы высказать то, что льстит нашему самолюбию и что может выказать нас, как нам мнится, с лучшей стороны. Многословие в больших случаях происходит от некоего горделивого самомнения, по коему, воображая, что мы слишком многосведущи и что наше мнение о предмете речи самое удовлетворительное, неудержимое испытываем понуждение высказаться и обильною речью с многократными повторениями напечатлеть то же мнение и в сердцах других, навязываясь таким образом им в учители непрошеные и мечтая иметь иной раз учениками такие лица, которые понимают дело гораздо лучше учителя (прп. , 70, 103).

* * *

Язык коль скоро начнет говорить в свое удовольствие, то бежит в речи, как разнузданный конь, и выбалтывает не только хорошее и подобающее, но и нехорошее и зловредное (прп. , 70, 104).

* * *

Язык?! Нет зловреднее вещи под небесем (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 169).


Язык является душой народа, без языка нет нации, и не существовало бы самого человечества. Он предстает в виде родного языка, а также в виде множества языков других народов мира. Народы изучают языки с целью международного понимания и сотрудничества. Многие языки выполняют главную функцию – выступают средством общения многих народов Земли. Среди этих языков и наш русский.

Есть такие языки, которые обслуживают одну нацию и даже народность, языки, принадлежащие двум или более нациям. Например, португальский – в Португалии и в Бразилии, испанский - в Испании и 20 республиках Центральной и Южной Америки. Есть нации, которые говорят на нескольких языках. Допустим. Швейцарцы говорят на французском и на немецком, а канадцы - французском и английском. Русский язык принадлежит русской нации, но обслуживает и в качестве языка межнационального общения и выступает языком международного употребления.

Необходимость развивать межнациональные и международные связи приводят к стремлению наций к обособленной самостоятельности, выраженной в свободе родного языка.

Применение его во всех сферах общественной жизни, прежде всего в государственном управлении, в школе, призвание его самым лучшим является предпосылкой суверенного национального развития. Без языкового признака не существовало бы нации, что равносильно и человечеству, существующему без средств общения и мышления – языка.

Взаимодействие народов способствует сближению народов и мобилизации их ресурсов в совместной борьбе за коммунистические идеалы. Но это мыслимо без равноправия языков.

Нам необходимо сохранить наш язык с его богатством и многообразием. Необходимо, чтобы каждый обладатель своего языка, независимо от его возраста, активно участвовал в его пропаганде. Пусть язык нашего многонационального общения народов станет достоянием всех жителей нашей Земли.

Хакимуллина Рузалия, 11 класс

Как гул веков, как шум веков

Как бури дыхание – родной язык,

Вишневых нежность лепестков,

Сурьма похода рассветная,

Неволи стон, свободы пение,

Жизни духовной основа.

М. Рыльский

Есть разные люди, разного культурного уровня и по-разному они относятся к языку своего народа. Одни понимают всю глубину значения языка в жизни народа, поэтому питают его и заботятся о нем, неустанно обогащают свой словарь, фразеологию, повышают искусство общения. Послушаешь такого человека: речь льется, как музыка, – богатая, красочная, пересыпанная народными поговорками, пословицами, остроумиями, высвечивает и сверкает, словно мерцающий жемчуг. Есть люди и малообразованные или вовсе без образования, но которые от природы имеют тонкое чутье. Среди них бывают талантливые сказочники, рассказчики…

Прислушайтесь, как океан поет -

Народ говорит. И любовь и гнев

В том гомоне морском. Нет

Мудрых, чем народ, учителей;

У него каждое слово – это жемчужина,

Это труд, это вдохновение, это человек.

(М. Рыльский)

Однако есть даже образованные люди, которые не заботятся о языке. Говорят неряшливо, на суржике, не следят за чистотой слова. Они пренебрегают языком своего народа. Такие люди не являются в действительности образованными и культурными. Своим непочтительным отношением к языку они проявляют духовную неполноценность, безразличие к своей стране, к своему языку. Безразличие к прошлому, настоящему и будущему своего народа. А значит, равнодушие и к своим предкам и потомкам. Этим самым эти люди провоцируют и к себе такое

Же безразличие со стороны потомков. Такие люди не являются полноценными гражданами родной страны, они не понимают исторического процесса и недооценивают огромное значение в нем языка, без которого этот самый процесс был бы невозможен.

Пусть в твоем сердце любви

Не погаснет священный огонь,

Как впервые произнесенное слово

На языке народа своего.

(В. Сосюра)

Слово родное! Пожалуй, не было ни одного выдающегося поэта или писателя, который бы от всего сердца не выразил любви к родному языку и своей тревоги за его судьбу, который бы не возлагал на него надежд, ибо судьбу своего народа видел неотрывно от судьбы родного языка.

Он, как заря пурпурная,

Сияющая с небесных высот,

И там, где звучит родная речь,

Живет украинский народ.

(В. Сосюра)

Украинский язык – один из самых развитых в мире. Он получил международное признание – ему присуждались первые места на мировом конкурсе (одно – за мелодичность, второе – за певучесть). Но до этого наше Слово прошло терновым путем лихолетий и угнетений. Гонимое и униженное оно, наконец, встало из грязи, где стояло на коленях, встало, чтобы заявить во весь голос о своем воскресении. Оно доказало, что не подвластно ни русификации, ни полонизации, ни мадьяризации, что оно – великое Слово великого народа: «Я есть народ, которого правды сила никем поверженной еще не была». Не тонет оно в воде и не горит в огне. Горели хроники, храмы и святые книги, но Слово вышло из огня, как завещание. Его жизнь – это не нудные видения в службе для домашнего потребления, а призыв к вечной борьбе – творчества и деяния.

Язык - сокровище народа.

23.02.2016 1781 335 Сембаева Гулбарша Сатымбаевна

СШ №21 с. Гулдала Талгарский район Алматинская область
Учитель русского языка и литературы Сембаева Гулбарша Сатымбаевна

Тема: Язык – сокровище народа
Цели: Прививать интерес к празднику Дню языков народов Казахстана, к знанию государственного языка, воспитание патриотизма через изучение культурного наследия народа. активизировать и расширить имеющиеся знания учащихся о языке; формировать интерес к культурному наследию народов, проживающих в Казахстане; воспитывать любовь интерес к языкам, дружбу и взаимопонимание между учащимися
Ожидаемый результат: Знают
Методы урока: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, интерактивная доска, раздаточный материал для работы в группах
Эпиграф к уроку: «Язык мой- друг мой»
Ход мероприятия
Этапы и приемы работ Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент. Психологический настрой (На фоне музыки В.Шаинского, слова М. Пляцковского «Улыбка») Психологически настроивает на урок Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Мы рады приветствовать вас в нашем уютном зале. Праздник, посвященный Дню языков народов Казахстана разрешите считать открытым.
Прежде, чем начать урок, создадим себе хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу. Посмотрите, какой сегодня хороший день. Давайте поприветствуем друг друга. У вас на парте лежат «солнышко» и «тучка». Покажите, какая из карточек отражает ваше настроение. Хорошее настроение – «солнышко», плохое – «тучка». Если у кого-то настроение не очень хорошее, мы постараемся его исправить. Я рада, что у большинства ребят хорошее настроение. Вместе поют песенку «Улыбка» 1.От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Припев:
И тогда наверняка, вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке...
С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
2.От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик.
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши. Припев:
3.От улыбки станет всем теплей -
И слону и даже маленькой улитке...
Так пускай повсюду на земле,
Будто лампочки, включаются улыбки! Припев:
Деление на группы
Прием «Найди пару» Делятся на три группы
Целепологание
Слово учителя Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Ты читаешь книгу, газету, журнал и тоже понимаешь, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свой мысли и передаёт их другим. И это происходит благодаря языку.
Проверка знаний уч-ся о языке
Прием «Блиц - опрос» 1.Что такое язык? Для чего нам нужен язык?
2. Где и когда мы его используем?
3. На каких языках говорят народы нашей республики?
4. Государственный язык в РК?
5. Роль русского языка в РК?
6. Роль английского языка? Отвечают на вопросы. Казахский язык – родной язык казахского народа и государственный язык нашей республики. Рус¬ский язык – это язык межнационального общения. Английский язык - язык успешной интеграции в глобальную экономику. Каждый из них также являет¬ся родным языком - казахов, англичан, уйгуров, корейцев соответственно.
Проверка домашнего задания
Прием «Презентации постеров» Были заданы следующие опережающие задания:
1.Написать эссе на тему «Язык мой- друг мой»
2. Составить синквейн на тему «Язык»
3. Нарисовать картинки на тему «Дружба народов РК»
4. Выучить пословицы и поговорки о языке Презентуют и защищают постеров, показывая на них свои творческие способности.
Игра «1001 пословиц и 101 загадок» Задание
Быстро найти продолжение пословиц:
1. Языком болтай, а...
2. Болтуна видать по слову, а...
3. Мудра голова – ...
4. Языком не спеши, а...
5. Языком болтай, а...
6. Когда голова думает, ...
7. Острый язык змею...
8. Работа с зубами, а...
9. На языке медок, а...
10. Мал язык, да...

1. рукам воли не давай.
2. рыбака по улову
3. короткий язык.
4. делом не ленись
5. рукам воли не давай.
6. язык отдыхает.
7. из гнезда выманит
8. лень с языком
9. на сердце ледок.
10. всем телом владеет.
Физкультминутка
«Дружат люди разных стран»
Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан,
Дружат люди разных стран.
Дружат солнце и весна,
Дружат звёзды и луна.
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей земли!
Игра «Полиглот» У нас сегодня день языков народов республики, праздник дружбы и единения. Наука знает сегодня около 6 тысяч языков и диалектов. Говорят, язык- душа, богатство и сокровище народа. Знать язык другого народа – значит глубоко понимать духовность богатство его. А один мудрый человек произнес: у человека столько жизней, сколько он знает языков. Нас всегда восхищают люди - полиглоты, свободно владеющие несколькими языками.
Рефлексия
Заключительное слово учителя Казахстан объединяет много наций. И Президент наш утверждает: "Нужно,
чтоб был один язык народов разных стран, это, несомненно, - язык Дружбы".
Желаем вам Мира, благополучия, и единения нашим народам! Оценивают свои работы, прикрепив стикеры на плакат

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.


Поделиться: