Константин Циолковский - Существа выше человека. Высшие существа


" Я много раз замечал в нашем мире присутствие визитеров из скрытых от нас пространств.
Мало того, их замечал, наверно, почти любой человек - просто не знал, что именно он чувствует.

В нас иногда сверкает такое, что далеко превосходит наш быт и судьбу. Мы при всем желании не можем запихнуть это в свой дневничок или в социальные медиа, поскольку не знаем, как это выразить и сфотографировать. Каждый, наверно, помнит какое-нибудь удивительное переживание, какое-нибудь редкое и красивое состояние ума и души, которое хотелось разделить с кем-то, способным нас понять. Мы как бы зовем к себе в гости ангелов, говоря им: «Глядите, глядите в меня - разве это не прекрасно?»
И ангелы приходят. А мы, обмирая, догадываемся, что кто-то высокий, намного выше нас, видит и чувствует то же самое, что и мы - словно бы спускаясь на балкон нашей души разделить наш восторг. У нас много всяких функций в мире. Одна из них - быть наблюдательной площадкой для высших существ. Мы бессознательно призываем их, когда чувствуем, что происходящее того стоит - это как бы вмонтированный в нас маячок, который включается автоматически. А когда нам кажется, что наша жизнь зашла в тупик и нам не хватает нового и яркого, каких- то путешествий, приключений и так далее - это просто указание, что из нас открывается не особо интересный вид и нужно улучшать сервис.
Фейсбук и инстаграм, по сути, есть упрощение и профанация того, о чем я говорю: вывесить фотографию своего котега, расшэрить со стадом овечек свое ми-ми-ми… Это как если бы кукла стала играть в куклы, а солдат - в войну. Мы сами и есть инстаграм и фейсбук, мы заповедные рощи, темные аллеи, треки и скоростные спуски - измерения, куда путешествуют высшие и непостижимые для нас сущности.
Кто они?
Я не знаю, откуда они приходят и уходят. Я никогда их не видел. Скорей всего, у них вообще нет никакой постоянной собственной формы. Но я знаю, как они используют наш опыт .
Представьте себе калейдоскопического человека, своего рода виртуального франкенштейна: у него нет собственного тела, но он как бы берет тела напрокат у людей, когда с теми происходит что-то интересное. Он встречает рассвет в Азии - и на несколько минут он пловец, плывущий прямо в розовый круг восхода. Потом он переносится в китайские горы - и еще на пять минут он старик, собирающий лекарственные травы … Следующие пять минут он проводит в Южной Америке возле лесного костра, в теле принявшего аяхуяску индейца, а вслед за этим переносится в Нью-Йорк, чтобы ощутить эндорфиновый восторг, заливающий брокера, успевшего сбросить акции за десять минут до биржевого краха. Затем он едет по пустыне на верблюде, сжимая автомат и косясь в ослепительное небо - а потом смотрит на бывшего себя через объективы парящего в небе дрона … И так без конца. Это тоже своего рода искусство, высокая и сложная, но отчасти доступная нашему разумению его форма. Она кажется мне чем-то средним между кино, икебаной и музыкой.
Неведомые существа составляют как бы букеты из разных жизней, которые сочетаются друг с другом по законами, похожим на наши музыкальные правила.
Три индейца на аяхуяске - минорный аккорд, пилот дрона - контрапункт к едущему по пустыне арабу-шахиду, и так далее. Было бы похоже на киномонтаж, но разница в том, что все сознания, сплетенные таким образом в икебану, переживаются в сочетании друг с другом (как это происходит с букетом цветов, на который мы глядим), и вопрос, заданный в одном уме, сразу соотносится с мерцающим в другом сознании ответом - хотя сами вопрос и ответ ничего не знают друг о друге. Такое соединение невозможного открывает созвучия и смыслы, не видимые, конечно, никому из людей. Но это искусство далеко превосходит нашу способность постижения - и его можно в полном смысле назвать сверхчеловеческим, даже когда в его основе лежит простой человеческий опыт. Для высших существ мы - ступеньки, по которым они прыгают. Но в известном смысле мы все - такие прыгуны.

Как соотносятся Бог и мир? Во-первых, по факту присутствия или отсутствия божества в «здешнем» мире. Божество противостоит миру - или наполняет его собой. Это фундаментальное деление. Именно подобным образом Р.Отто классифицировал нуминозное.

Имманентные божества есть божества внутрисущие. Это силы, пребывающие в мире, в вещи. Бог пребывает в мире, наполняет собой мир - и исчерпывается этим. У него есть место. Облики такого бога - лики мира. В том числе это может быть и облик человека. Антропоморфизм есть проекция человеческих свойств и форм на божество. Иногда же божество предстает в облике животного, птицы, камня и т. п. или в облике, сочетающем разные черты различных существ. Но это далеко не всегда значит, что сущность божества можно отождествить с тем или иным его обликом. Философ Пауль Тиллих рассуждал об этом так: «Боги одновременно субличностны и суперлич-ностны. Боги в образе животных не являются обожествленными зверями: это выражения запредельных для человека понятий в символах различных форм животной жизни. Боги в образе звезд не являются обожествленными небесными телами: это выражения запредельных для человека понятий в символах расположения звезд на небе и в их творческой и разрушительной силе. Сочетание субчеловеческого и суперчеловеческого в характере мифологических богов - это протест против низведения божественной силы до человеческих мерок. В тот момент, когда протест теряет свою эффективность, боги превращаются из богов в возвеличенных людей... Поэтому религия представляет божественные личности, чьи качества во всех отношениях опровергают и превосходят их личностную форму. Они -одновременно субперсональные и трансперсональные личности, парадоксальное сочетание, отражающее напряженность между конкретным и запредельным в человеческом мышлении и в каждой разновидности идеи Бога».

Трансцендентные божества пребывают вне мира. Мир в этом случае. - творение или антипод Бога. Бог являет себя неопалимой купиной - но Он сущностно не равен несгораемому кусту. Бог противостоит миру как высшее - низшему: дух и тварь. Богу нет места - и он везде. Нет у него и здешнего облика. Таков Бог Ветхого Завета. В христианской культуре веками длились споры об облике Бога. Иконопочитатели указывали на то, что Иисус Христос пребывал в этом мире и имел человеческую телесность. На этом основании Он может быть изображен в своем земном виде.

Еще одно деление высших существ осуществлено Торкильдом Якобсеном по наличию или отсутствию активной воли.

Интранаитивные божества не имеют воли. Это «жизненный порыв», духовная сущность явлений. Их внутрисушая воля и сила не выходят за пределы явления. То, что происходит с ними, - происходит «само по себе». Нуминозная сила воплощается в определенной ситуации и относится к определенному явлению, не простираясь за их пределы. Божество присутствует, но не действует. Появляется, существует и перестает существовать вместе с характеризующим его явлением. Оно внутри явления и связано его рамками. Бог подчинен Судьбе. Интранэитивны часто имманентные боги.

Транзитивные божества. Это обладатели воли. Таково трансцендентное божество. Имманентные транзитивные божества проявляют волю и энергию с возникновением явления, в котором они присутствуют. Пусть они и имманентны явлению - но обладают интересами, проявляют волю и активность за его пределами. Это владыки и правители, судьи.

Качество транзитивных божеств - распоряжение миром, власть над миром: над временем, пространством, человеком, другими существами и стихиями. Власть суть Знание, всеведение. Бог - владелец хозяйств, вождь, воин, властелин, правитель, царь, защитник от врагов. Вселенная (или часть ее) - его государство. Он наблюдает за своим владением, принимает решения о войне и мире. Бог грозен, суров, иногда беспощаден. Это судья и мститель. Он реагирует на судебные вопросы, иски, судит добро и зло. Иногда же он - милосерден, мягок сердцем: защитник и покровитель, избавитель от бед, родитель, попечитель, заботливый отец. Бог правит историей и творит ее. В истории - печать его участия. Результат правления - упорядоченный, осмысленный универсум, деятельно управляемый богами.

Транзитивное высшее существо может раскрыться как личный бог. Это божество, которое вступает в индивидуальный контакт с отдельным человеком. Он воспринимается как родитель, отец (мать)-кормилец-защитник-ходатай. Личный бог обещает удачу, это блюститель благополучия, сотрудник в успехе и двигатель личного успеха. Подчас он несет ответственность и за содеянное человеком, с которым пребывает в общении.

Классификация высших существ по функциональному признаку. Такое разделение в политеистических системах может производиться различно. Один вариант - триада. В интерпретации Жоржа Дюмезиля три главные космические и социальные функции, три основных социальных слоя традиционного общества (жрецы, воины, земледельцы) соответствуют трем основным разрядам главных божеств или трем главным божествам в рамках мифологической системы. Это:

1. верховная магико-юридическая власть;

2. победоносная сила;

3. богатство, изобилие, плодовитость и связанная с ними смерть.

Часто стройная логика Дюмезиля вносит ясность в пестрый мир мифа. Но все-таки схема Дюмезиля не охватывает многих мифологических божеств. Она не всегда совпадает с основными смысловыми взаимодействиями в мире мифа. Да и трудно опознать богов по функции, сократить их до одной функции.

Другой вариант функциональной классификации - дуальное противостояние . Полярное качественное разделение. Такой космический поединок двух абсолютных сверхсущностей - основа зороастрийской мифосистемы. На основе дуальной антитезы нередко строится и распространенный в разных мифосистемахмиф о близнецах.

От разговора об отдельных высших существах перейдем к рассмотрению своеобразия мифосистем в зависимости от количества богов. По этому критерию есть два вида мифосистем .

Монотеистические системы . Трансцендентное божество единственно и едино. Таков Бог Библии, Корана.

Политеистические системы. По Якобсену, имманентность нуминозного опыта обусловливает политеизм мифологических представлений. Возникает множество богов и аспектов божественного в соответствии с разнообразием теофаний. Нуминозное - внутрисущий дух и движущая сила множества предметов и явлений - выступает всякий раз в новом обличье (Греция и Индия). Еще одна предпосылка политеизма - констелляция, корреляция. Божества не могут существовать абсолютно автономно, они существуют и действуют лишь во взаимодополнительности. Не всегда ясно и то, где кончаются манифестации единого божества и начинаются отдельные боги.

Отдельные божества могут представлять и олицетворять разные объекты, явления и процессы, стихии и сферы. Владычество - тождество. Спецификация: боги солнца, боги грома, боги моря, боги огня, боги деторождения, боги смерти и умерших, боги земледелия, боги мудрости, боги судьбы, богини зари, божество священного ритуального напитка... Так, велика была роль божества-солнца (Сурья, Савитар индийцев, Гелиос, Аполлон у греков, Сол, Хоре, Митра персов, Уту шумеров, Наххунте эламцев, Шамаш семитов, Тум, Хепри, Ра, Атум в разных египетских проекциях). Он выступает как податель благ - но одновременно нередко и как губитель.

Политеизм - предпосылка вступления божеств друг с другом в отношения. Вспомним о принципе констелляции, сформулированном Ассманом. Эти отношения могут иметь разный характер. Основные варианты взаимодействия - господство и подчинение, сотрудничество и вражда, соперничество, дружба, любовь...

Основные божества объединяются в пантеон. Это более или менее упорядоченный союз-совет богов. Каков этот порядок? Во-первых, обозначено количество богов. Довольно определенные представления на сей счет имелись у греков. С другой стороны, в индийских ведийских мифах численность богов и состав пантеона лишены всякой определенности. Здесь насчитывают от 33 до 3339 божеств; многие божества слабо индивидуализированы (а потому могут быть интерпретированы как лики единого божественного начала).

Во-вторых, порядок вносится в характер взаимодействия высших существ. В рамках пантеона божества могут иногда вступать в относительно равноправное взаимодействие, советоваться и принимать решения по взаимному согласию. Иногда основные божества соперничают между собой. Но обычно в пантеоне устанавливаются отношения господства-подчинения, утверждается строгая иерархия божеств.

В этом случае первый принцип, упорядочивающий отношения божеств в пантеоне, - это принцип семейного права. Пантеон - большая семья, руководимая богом-отцом, общим родителем и главой. Прочие божества родственно связаны с ним и как младшие создания находятся у него в подчинении. В этом аспекте акцентируется генеалогия богов.

Второй принцип иерархии, основанной на господстве-подчинении, - принцип функционального распределения обязанностей. Бог-отец - правитель мира, космокра-тор. Прочие божества имеют более или менее четко очерченную сферу деятельности, надзора и опеки. Они властвуют преимущественно в одной конкретной области. Пантеон принимает вид кабинета министров. В этом аспекте акцентируются функции богов и их полезность.

Разделение на моно- и политеистические системы отчасти условно. Бог может быть многолик и многоипостасен, и не всегда ясно, представляют ли собой разнообразные божества аспекты единого бога - или они вполне суверенны. Ф. В. И. Шеллинг рассуждал, что верховный Бог объемлет других богов, но не объемлется ими. Они пребывают в нем, он же - вне их. Он не входит в их число. По своей природе и сущности он предшествует им. «Множественность этих иных Богов не затрагивает его - он все равно один, ему нет равных».

Особую природу имеет Иисус Христос - Богочеловек, «полностью Бог и полностью человек».

…И ворчали боги: воспретил Творец низшим существам применять к существам высшим силу вместо слов, но люди не помнят запретов, а кто помнит – все одно не чтит.

И решили боги: пришел час человека. Довольно он гулял по земле, довольно полагал себя ее хозяином и господином. Мы его породили, мы его и умертвим.

И сказали боги: иди же, Посланник, и восстанови на земле небесную справедливость.

И слово богов стало плотью, и склонился Посланник перед богами, и сошел на землю.


Взглядом и легким прикосновением он мог убивать всех встречных, не различая возраста и пола. Но Посланнику это претило. Людей слишком много, это во-первых, – а во-вторых, они умеют прятаться: пока всех найдешь, пока перепроверишь бесчисленные укромные места… На редкость крепкий народ эти влюбленные парочки: как займутся делом, так им хоть трава не расти. Вроде Девкалиона и Пирры, которые за таким делом умудрились не заметить всемирного потопа… а если хоть одна подобная парочка уцелеет – все, придется сначала начинать. Посланник не желал дурной работы, нет уж – это участь людей, что сочиняют себе богов.

Он долго размышлял, как же лучше истребить человечество, строил планы и опровергал их. И наконец вспомнил речи Бескрылого Оракула, строителя муравейников, который мог решить любую задачу, если имел двое суток на размышление. Он говорил так: «нет страшнее убийцы, чем человек, ему ничто не может противостоять, даже другой человек…»

Посланник мысленно согласился с Бескрылым Оракулом, а после мысленно же задал иной вопрос: что, собственно, мешает людям уничтожить самих себя?

И ответ был очевиден – ничто не мешает, просто люди множатся быстрее, чем убивают, не хватает у них оружия для серьезных войн. А не хватает, потому что дорогое оно… троих бойцов в поход снарядить – это продать все зерно с общинного надела, весь урожай в хороший год. И если снарядить, так жить после этого на что? Страшно и подумать, как поднять в бой не трех и не тридцать воинов, а целую армию…

Но Посланник знал больше всякого человека и уже решил, как обойти это препятствие. Он отправился туда, где людские племена обитали теснее всего и чаще всего воевали, туда, где природа уже была приручена и поделена, где соседи мешали друг другу жить, а не помогали выживать. Выбрав поселение покрупнее, он заглянул к кузнецу. Посланник без большого труда доказал, что железо лучше меди и даже бронзы, если его много – однако миновал не один день, пока человек наконец понял, как получить звонкий серый металл из болотной жижи, а не из звездных камней-метеоритов. Посланник задержался еще на несколько недель, чтобы проследить за трудами, но люди оказались на сей счет весьма понятливы и с первого раза сковали пригодный для боя топор. Спокойный за кровавую будущность этого народа, Посланник посетил соседние края и подарил секрет добычи железа и тамошним кузнецам. С дешевым железом люди смогут вооружить значительно больше воинов, сражения станут куда более жестокими, через некоторое время человечество просто перережет друг друга.

Так проще и куда вернее, Оракул был прав.

Для верности Посланник прошелся по менее населенным краям, тут и там скрывая железные таинства от одних народов и даруя другим: где людям нет нужды драться за место под солнцем, они будут резаться из зависти.

Войны начались не сразу, но достаточно скоро. Убежденный в том, что человечеству недолго осталось, Посланник поднялся по небесной лестнице и предстал перед богами. Боги выслушали его, вознаградили за труды и позволили исчезнуть. Они верили, план удачен и вскоре приведет к успеху.

Люди тоже в это верили, и вера их питала богов еще долго.

Но не вечно.


…И роптали боги: есть у сынов человеческих оружие, есть жажда убийства, уничтожением самих себя они занимаются упорнее, нежели кто бы то ни было – и все-таки людей не становится меньше, земля все так же стонет под грузом содеянного ими.

И увидели боги: человек идет верной тропой, но идет недостаточно быстро, рано или поздно он покончит с собой, но если это случится недостаточно рано, за ним последует вся земля.

И сказали боги: по верной тропе человеку надлежит двигаться быстрее. Ступай же, Вестник, и сообщи ему об этом.

И желание богов стало плотью, и склонился Вестник перед богами, и сошел на землю.


Уверенный в выборе правильного пути, Вестник ни у кого не спрашивал советов. Для чего ему придана часть божественной справедливости, как не для того, чтобы он принимал решение сам! Земные творения могут понимать мысли и характеры друг друга лучше богов, но знать секреты мироздания – о нет, тут с богами равняться некому.

Человеку должно двигаться по тропе самоуничтожения быстрее. Се слово богов.

…Когда-то человек пожелал себе быстрые ноги, чтобы добыча не успела ускользнуть от охотника, придумал богиню о четырех резвых ногах – и приручил лошадь. Потом он пожелал нестись еще быстрее, и запряг пару лошадей в легкую повозку-колесницу, разумеется, не обделив богов и в этом вопросе. Потом человек влез на лошадь и взошел на колесницу, но обратил охотничий лук против своих сородичей, и преуспел в том немало – ведь бог войны, который разил молниями с такой же колесницы, не мог ему не помочь. Сородичи, однако, оказались неглупы и скоро научились при поддержке богов земли, ремесел и порядка возводить валы и могучие стены, с которых могли забрасывать конных и колесничих воинов оскорблениями и дротиками.

И какими были наконечники тех дротиков и стрел – каменные, медные, бронзовые или железные – значило немного. Этот способ войны более не годился, видел Вестник: шуму много, длится долго, а убитых кот наплакал.

Что есть стена, спросил Вестник – и глядя на строй тяжеловооруженных воинов, ответил: щит и панцирь.

Что пробивает панцирь? Вестник снова посмотрел на яростную сечу двух войск и уверенно ответил: копье и кинжал.

А что одолевает щит?

Вестник долго смотрел, как броненосная пехота рассеяла войско противника, прогнала его через все поле брани к городским стенам, где и перебила на глазах у родни – а после, огрызаясь и потрясая окровавленным оружием, отошла назад, потому что со стен в нее летели камни, дротики и стрелы, и хотя только один из десяти достигал цели, но воины, что стояли внизу, не могли ответить и одним на сотню. И тогда Вестник сказал: щит одолевают много ударов, если они сильны и направлены с разных сторон.

Вестник мягко улыбнулся, когда божественная справедливость открыла, как применить этот ответ к угодному богам вопросу.

Он принял облик отшельника-ученого и явился к предводителю войска, которое всегда било врагов в поле, но не могло взять городских стен. Он говорил не кратко и не пышно, он объяснял так долго, как это требовалось, а потом еще два раза по столько, чтобы до людей дошло: воевать нужно не оружием, а головой.

И вождь, у которого нашлась достаточно умная голова, отправил воинов валить лес и строить тараны и большие деревянные башни на колесах, а еще рыть подкопы и делать надежные насыпи, по которым тараны и осадные башни могли бы подойти к нужным частям городских стен.

Вестник полюбовался падением города, но на резню, что последовала за ним, отвлекаться не стал. Ему еще оставалось донести истинные секреты войны до других племен, чтобы никто не мог чувствовать себя в безопасности ни за какими стенами.

И там, где жили люди, не стало безопасных мест.

Уверенный, что задание выполнено, Вестник поднялся по небесной лестнице и предстал перед богами. Выслушав его, боги вознаградили Вестника за труды и позволили уйти в небытие. А сами, спокойные и терпеливые, остались ждать, пока план принесет плоды.

Они верили, плоды будут именно такими, какими нужно.

Верили в это и люди, и вера их питала богов, а пуще того питали людские дела. И даже стоны земли поутихли, приглушенные другими стонами, к которым боги с удовольствием прислушивались, не отвечая иначе как многозначительным молчанием.

Но шли годы и века, и молчание значило все менее и менее.


…И стенали боги: есть у людей досадная манера предавать синему пламени самые замечательные планы. Им и самим от этого бывает несладко, и все же человек готов причинить себе вред, лишь бы кому-то стало еще хуже.

И заметили боги: синее пламя, в котором сгорают тайные замыслы и благие намеренья тех, кому суждено было править, разгорается из крошечных искр звездной мудрости и людского упрямства. А топливом для этого пламени служат людские же чувства и страсти: алчность и честолюбие, благородство и отвага, зависть и злоба, любовь и преданность… качества, которых никак нельзя отнять у человека, не уничтожив его. Боги готовы были ждать, пока человечество само истребит себя, однако синее пламя сгинувших надежд мешало ожиданию.

И сказали боги: явись же, Учитель, и отними у людей синее пламя, дабы план исполнялся согласно задуманному, а не как придется.

И мысль богов стала плотью, и склонился Учитель перед богами, и сошел на землю.


Звездная мудрость, конечно, была ведома Учителю. Она проливалась звездным светом на всех, кто живет под ночным небом, кто видит на черно-синем бархате небосвода самоцветный узор дальних светил. Любопытные люди, бесспорные потомки обезьяны, которая в час творения попалась богам под горячую руку, иногда видели в этом узоре Высший План Творения и в меру своего недалекого разумения толковали его, применяя к земным делам. Учитель знал истинную цену таким толкованиям, но продавали и покупали сей товар – люди, которые не нуждались в советах со стороны, предпочитая советоваться с безмолвным небосводом и не менее безмолвными богами, что обитали по ту сторону небес.

Учитель не собирался спорить с предсказателями. Ему требовалось другое. Лишить людей синего пламени.

Искры, из которых оно разгорается, порождены звездной мудростью и человеческим упрямством. Лишить людей второго даже богам не под силу; переупрямить человека – да, это они могут, может и Учитель, но ведь это нужно сделать с КАЖДЫМ из живущих! убить проще, а ведь сам Посланник не стал браться за подобную задачу… Лишить людей звезд, закрыть для них небосвод, – Учитель обдумывал это, даже провел несколько опытов, но от идеи пришлось отказаться: лишенные возможности видеть небо, люди нашли для себя звезды в морской пучине, в лесной траве и иных малоподходящих местах, и разжигаемое отражением звездной купели призрачное пламя имело тот же презрительно-синий оттенок.

Тогда Учитель зашел с другой стороны. Раз нельзя отобрать у людей пламя, можно отобрать у пламени цвет. В крайнем случае, дать другой, безвредный цвет взамен.

Настоящий учитель никого и ничему не учит, но побуждает учеников к самостоятельному обучению, тем самым каждый из них может и должен превзойти учителя, и это не принижает его, но возвышает.

Учитель был настоящим – а как же иначе, ведь сами боги призвали его на землю, – и очень тщательно подобрал себе учеников. Если в костер подбросить медных опилок, огонь ослабеет и из рыжего станет зеленым, если добавить серы и фосфора – вспыхнет яркой белизной и почти сразу погаснет… Цвет зависит от того, чем и как топить. Если позволить пламени людских стремлений гореть свободно, как доселе делали боги, ничего не делая, – оно часто будет синим, это уже понятно; а если скармливать ему особые, отобранные… дрова, так сказать? Если, по древнему примеру, превратить Надежду – не в богиню, нет, это приведет лишь к войне между богами, среди которых появится синее пламя, – но в божественную стихию? Да, сложно, да, непривычно – и все-таки люди о богах и не такое сочиняли, если им долгое время скармливать правильные байки – поверят как миленькие. Захотят поверить.

Захотят надеяться на лучшую участь, а уж что лучше, как известно, богам виднее. Боги уже решили, ЧТО лучше, но извещать об этом людей им незачем; человеку же не привыкать к молчанию богов, толковать его в лучшую для себя сторону люди умеют…

А что такое надежда на лучшую участь, даруемую богами?

Учитель выждал, пока ученики принесут первые плоды своих учений, разные внешне, но схожие внутренне – что неудивительно, не зря же Учитель был один, – и убедился в успехе миссии. Пламя, которое разжигали в очаге своих душ последователи новых учений, было перламутрово-белым. Ничего общего с тем синим пламенем, в котором сгинули прошлые надежды богов.

Удовлетворенный свершенным, Учитель взошел по небесной лестнице и передал богам историю вместе с плодами. Боги выслушали его, переглянулись, кивнули и позволили раствориться в Музыке Сфер.

Отныне – люди верили, и вера их питала богов.

А боги – верили в успех старого плана, и хотя плоды людской веры имели иной вкус, нежели прежние, зато синее пламя забыло дорогу на небеса. На земле оно по-прежнему порой вспыхивало, но крушение земных планов богов интересовало меньше всего.

Так проходило время.


…И кричали боги…

Нет, не так.

Богам наскучило ожидание, которое приносило плоды, приносило их постоянно, только вкус этих плодов был не тем, к чему боги готовились, становясь богами. Надоело богам также ждать неведомо чего, вернее, ведомо чего, но неведомо сколько. Боги видели, слуги их делают все, на что способны, и даже больше того, однако и этих усилий недостаточно.

Боги сами взялись за дело.

Воплощенное величие, воплощенная власть, воплощенное могущество, воплощенная истина, воплощенная стихия, – спустились они по небесной лестнице в мир людей. Начали они с вестей о том, что, как, зачем и почему произойдет. И когда люди по давнему обезьяньему обычаю не послушали слов и посмеялись над ними – боги, которые только этого и ждали, сменили мантии ораторов на доспехи воителей и свитки с речами на палицы, секиры и мечи.

На этом история закончилась.

Ну разумеется, история богов, чья же еще, коль скоро перед вами раскрыты эти строки? Долгие века боги-небожители сидели по ту сторону небосвода, питаясь верой и деяниями людей, утешаясь заветами Творца о том, кому надлежит быть высшим и низшим. А люди, впитывая советы слуг богов, временных пришельцев с небесных высот, в это время учились воевать и постоянно совершенствовали сие умение. Воевать оружием, воевать разумом, воевать верой – и побеждать, потому что наградой победителю становилась жизнь.

Боги не привыкли проигрывать, но совсем не привыкли – воевать.

Люди же, не ведая тайн мироздания и заветов Творца, с успехом использовали против высших существ их собственные дары – веру, науку и оружие. И жизнь была наградой победителям.

Согласно некоторым исследованиям, Вселенная не должна была просуществовать больше одной секунды. Например, Большой Взрыв должен был произвести одинаковое количество вещества и антивещества, которые взаимно исключили бы друг друга. Вместо этого было произведено немного больше вещества, из которого и сложилась вся наблюдаемая Вселенная. Окончательно объяснить это мы не в силах.

В другой теории Вселенная находится в поле Хиггса, которое дает частицам их массу. Большое энергетическое поле не позволяет нашей Вселенной провалиться в пропасть, в более глубокое поле, в котором Вселенная не могла бы существовать.

Тем не менее, если стандартная модель физики верна, быстрое расширение Вселенной сразу после Большого Взрыва должно было сдвинуть ее в эту пропасть. Оно должно было уничтожить Вселенную прежде, чем той исполнилась бы секунда.

Невероятность жизни на Земле тоже сводит с ума. Галактики не могли бы существовать без правильной смеси материи, темной материи и темной энергии. Затем Земля должна быть на нужном расстоянии от Солнца. Планета размером с Юпитер должна была притянуть кучу астероидов и комет, или же поверхность Земли была бы слишком непригодной для жизни.

Так это жизни невероятно повезло или Вселенная каким-то образом помогла ей?

Семя жизни?


Согласно теории направленной панспермии Фрэнсиса Крика, жизнь возникла в другом месте и была послана на Землю развитыми существами. До этого теории панспермии утверждали, что жизнь попала к нам на планету на астероиде или комете.

В июле 2013 года астробиолог Милтон Уэйнрайт заявил, что обнаружил настоящее «семя жизни». Запустив метеорологический зонд над Англией, он поймал металлический шарик шириной с волос. В оболочке из титана и ванадия содержалась биологическая слизь. Очевидно, многие ученые скептично отнеслись к заявлениям Уэйнрайта. Но как все было на самом деле?

Поиск инопланетной жизни в биологии


В наших генах лишь 3% представлено 22 000 генами человеческого генома. Другие 97% - это «мусорная ДНК», которая может содержать закодированное послание или «метку дизайнера» с указанием на то, существует ли жизнь где-нибудь еще или была ли создана высшим существом.

В 2013 году два казахстанских ученых заявили, что обнаружили упорядоченную последовательность символического языка в нашей мусорной ДНК, которая не могла возникнуть естественным путем. Впрочем, многие критики отвергли их «инопланетную» находку в биологии.

Генетик Фрэнсис Коллинс в своей книге «Язык Бога» писал, что ДНК - это алфавит Бога, которым написана книга жизни.

Космические лучи


В 2003 году философ Ник Бостром заявил, что Вселенная может быть компьютерной симуляцией, недавно эту теорию принял также и Элон Маск . Если это так, то за симуляцию должны нести ответственность высшие существа или существо. Вселенная также должна быть ограниченной, поскольку у всех компьютеров есть ограничения.

Некоторые ученые полагают, что мы можем обнаружить эту компьютерную симуляцию, если найдем пределы Вселенной. Чтобы проверить это, немецкие исследователи построили имитаторы вселенной на решетке в квантовом компьютере.

В центре их внимания были космические лучи, которые являются фрагментами атомов, рождающимися за пределами нашей Солнечной системы. Космические лучи имеют ограниченную мощность и слабеют с течением времени.

Достигая Земли, все эти лучи имеют одинаковое количество энергии, максимум в 10 электрон-вольт. Это говорит о том, что все космические лучи имеют одинаковые начальные точки - подобно границам моделируемой решетки на квантовом компьютере.

Распространение жизни


В 2015 году в Гарвард-Смитсоновском центре астрофизики было проведено исследование, которое предположило, что жизнь должна была распространиться за счет панспермии, двигаясь от звезды к звезде в скоплениях и «слипаясь подобно пузырькам в чайнике с кипящей водой». Такая модель также показывает, что жизнь может распространяться подобно эпидемии.

Ученые проверили два возможных способа занесения жизни на Землю: посредством астероидов и с помощью разумных существ. В результате оба этих варианта были возможны и следовали бы одной схеме. И если исследование верно, жизнь существует по всей галактике.

Физические константы


По мнению физика-теоретика Джона Барроу, мы можем сказать, является ли Вселенная имитацией, обнаружив в ней ошибки или огрехи. Барроу считает, что даже развитая цивилизация не знает всех законов природы досконально.

И значит, в «матрице» должны быть заметные сбои, например, изменения физических констант. Физические постоянные - это физические свойства вроде скорости света - которые одинаковы везде и всегда.

В 2001 году австралийские исследователи обнаружили доказательства того, что скорость света замедлялась в течение последнего миллиарда лет, несмотря на то, что это противоречит общей теории относительности. Астроном Джон Уэбб обнаружил, что свет квазара поглотил не тот тип фотонов в ходе своего путешествия на Землю в течение 12 миллиардов лет.

Такое могло произойти лишь в том случае, если бы скорость света или заряд электрона изменились; и то и другое - физические константы. Ученые никогда на такое не согласятся.

С другой стороны, никто не знает, почему физические константы остаются постоянными. Но это постоянство играет важную роль в существовании нашей Вселенной. Некоторые ученые подозревают, что физические константы могут указывать на то, что наш мир был «точно настроен» для существования жизни.

Онтологическое доказательство Гёделя


В 1940-х годах физик Курт Гёдель попытался доказать существование Бога с помощью математического доказательства, приведенного ниже. В его основе лежит аргумент Ансельма Кентерберийского:

  1. Есть высшее существо, именуемое Богом, и ничего выше Бога представить нельзя.
  2. Бог существует как идея в сознании.
  3. При прочих равных, существо, которое существует в сознании и реальности лучше существа, которое существует только в сознании.
  4. Следовательно, если Бог существует только в сознании, возможно, мы можем представить существо более могущественное, чем Бог.
  5. Однако это противоречит аргументу о том, что невозможно представить ничего выше Бога.
  6. Следовательно, Бог существует.

Используя модальную логику и параллельные вселенные, Гёдель заявил, что всемогущее существо существует, если оно существует хотя бы в одной параллельной вселенной. Поскольку существует бесконечное число вселенных с бесконечным числом возможностей, в одной из вселенной будет существо настолько могущественное, что его можно будет считать всемогущим Богом. Следовательно, Бог существует.

В 2013 году два математика пришли к выводу, что уравнения Гёделя верны. Но эта теорема не доказывает существование Бога, а только возможность того, что исходя из модальной логики всемогущее существо может существовать.


Видеоигра создает себя, когда вы смотрите в определенную область. В ином случае ее не существует. Реальность может следовать аналогичному принципу: существовать только когда вы на нее смотрите.

Этот загадочный феномен берет начало из квантовой механики. Субатомные объекты обычно являются волнами или частицами. Иногда и тем и другим. Среди некоторых примеров - свет и объекты с массой, близкой к массе электрона.

Пока эти объекты не наблюдаемы, они существуют в двойственном состоянии. Но когда их измеряют, объекты «решают» стать волной или твердым объектом. Этот принцип лежит в основе всего, с чем мы имеем дело. Согласитесь, не сильно отличается от искусственного мира видеоигры.

Голографический принцип


В 1997 году физик-теоретик Хуан Малдасена предположил, что наша Вселенная является двумерной голограммой - совершенно плоской - которую мы воспринимаем в трех измерениях. Крошечные струны - гравитоны - вибрируют и создают эту голографическую вселенную. Если его теория верна, она поможет разобраться с рядом отличий между квантовой механикой и эйнштейновской теорией гравитации.

Некоторые исследования показали, что двумерная вселенная возможна. Японские исследователи подсчитали внутреннюю энергию черной дыры, положение горизонта событий и другие свойства в трехмерном мире и затем рассчитали то же самое в двухмерном мире без гравитации. Расчеты совпали. Другая модель показала, что вселенная является двумерной, если пространство-время плоское.

Ученые в Лаборатории Ферми используют , который указал бы на «буферизацию» в космосе. Если трехмерная голографическая Вселенная, построенная на двумерной системе из подвижных линий (вроде строчек кода), подлагнет, это будет сильным аргументом в пользу моделирования вселенной.

Код космоса


По мнению физика-теоретика Сильвестра Джеймса Гейтса, убедительные данные говорят о том, что мы живем в симуляции. Работая над уравнениями суперструн с адинкра (символы, используемые в алгебре суперсимметрии), Гейтс обнаружил код, созданный математиком Ричардом Хэммингом. И задумался о том, может ли это базовое кодирование каким-то образом иметь отношение к работе вселенной.

Гейтс говорит, что «неожиданная связь предполагает, что эти коды могут быть широко распространены в природе и, может быть, встроены в саму суть реальности. Если это так, то у нас может быть много общего с фильмами типа «Матрицы», которые изображают мир, где опыт каждого человеческого существа является продуктом виртуальной реальности, которую генерирует компьютерная сеть».

Развитие (филогенетическое) органического мира на Земле не прекратилось, особенно развитие человека. Тысячу лет тому назад он был не таким как теперь, 5,000 лет назад — ещё проще, 10,000 лет назад был близок к животным, а 100000 лет был родственником обезьян. Идя ещё назад, дойдём до млекопитающихся, ящеров, пресмыкающих, рыб, червей и бактерий.

И все эти стадии пережил человек, прежде чем сделаться теперешним «царем» животных. Ясно, что через 1,000, 10,000 лет он будет другим существом, высшего типа. Так как и ранее мы видели только его прогресс в отношении массы, сложности, ума, знаний и могущества, то и в будущем иного не можем ждать. Итак, мы ждём высших существ на Земле. На миллионе миллиардов иных планет также должны быть животные. Каковы же они? На Земле их высота зависит от их родового (филогенетического) возраста, на иных планетах — также. Но возраст Земли чрезвычайно мал, в особенности возраст человечества. Младенцев же, вообще, тем меньше числом, чем меньше они прожили. Так что таких младенческих планет как Земля не много во вселенной. Большинство планет, в особенности их человечество, достигло мужественного возраста, как достигнет его со временем и Земля.

В этом мужественном возрасте животные должны быть совершенны телом, чувствами, умом, знаниями и могуществом.

Могущество это должно быть очень высоко. Если и теперь человек надеется не только покорить природу, но и путешествовать среди планет и звёзд вселенной, то как же невообразимо будет его истинное могущество и тем более могущество зрелых планетных существ?

Но существа эти не одинаковы; как неодинаковы животные и люди нашей планеты. Все люди будут высоки, но степень этой высоты далеко не однообразна. Так не равно и совершенство жителей любой планеты: избранные — выше рядовых. Но на каждой планет разные степени избрания, как бы разные «начальники». Все эти люди разных степеней достоинства. Высшая его степень будет принадлежать последнему, избранному из избранных, самому достойному существу планеты. Он, со своим советом и управляет всей планетой. Как же он должен быть высок?! Это будет и на Земле, это давно совершилось и на огромном большинстве планет.

Вот вам вторая крупная ступень высших животных вселенной. Но каждая планета крохотна в сравнении с окружающим солнце пространством. Планета использует миллиардную часть энергии солнечных лучей. Зачем пропадать добру! Могущество планетных жителей дозволяет им использовать всю лучистую энергию их солнца. Они завладевают околосолнечными пустынями, строят там жилища, приспособляются к новым условиям и размножаются сообразно окружающей солнечной энергии. Их население увеличивается в миллиарды раз сравнительно с земным. Вместе с тем растёт число последовательных избраний и совершенство последнего выборного, т.е. президента солнечной системы.

Вот вам и третья крупная ступень высших существ: это правители солнечных систем. Число их в известной вселенной (космосе) должно достигать числа солнц, т.е. миллиона миллиардов.

Не объединятся ли также и соседние группы солнц? У них могут быть общие дела и избранный совет со своим председателем.

Могут, объединиться и спиральные туманности (млечные пути) и дать своих избранных. Может объединиться и вся вселенная под управлением одного существа.

Вы скажете: от одной крайней спиральной туманности до другой диаметрально противоположной, т.е. через всю известную вселенную свет идёт 200 миллионов лет. Какие же тут могут быть сношения, какие решения, какие указания? Они всегда запаздывают и лучше решать дела местным умом, местным советом, напр., планетным или солнечным.

Но, во-первых, время, — понятие условное для всяких существ — что для нас много, то для иных — нуль. Во-вторых, разве нет агентов более упругих, чем известный светоносный эфир? Эта новая среда может распространять лучистую энергию в миллионы и биллионы раз быстрее, чем известный эфир. Время бесконечно. Сообразно этому и сюрпризы вселенной бесконечно разнообразны, чудны и бесконечны.

Конечно, все эти существа оказывают влияние друг на друга и находятся во взаимной зависимости. На каждой зрелой планете наибольшее значение имеет, для заурядного гражданина избранный им самим деревенский (условно) совет и его президент. Меньше влияния оказывает президент, избранный не им, а его избранными простейшими президентами и т.д. Наименьшее вмешательство в дело оказывает верховный президент планеты. Но планетные президенты не вполне свободны: в планетные дела иногда вмешивается солнечный совет и т.д. Реже всего вмешательство общего президента известной вселенной. Каково вмешательство бесконечной неизвестной вселенной — мы не знаем, но, вероятно, существует и оно, хотя можно сказать, что оно бесконечно редко. Вообще, чем могущественнее и выше председатель, тем власть его реже проявляется. Но все же могущество его невообразимо велико.

Вы прочитали только начало статьи К.Э. Циолковского.

Приятного прочтения!



Поделиться: