Кому принадлежит данное выражение знание сила. Знание — сила

Наверное, каждый из нас не раз слышал фразу «Знание - сила». Кто сказал эти слова? В связи с чем была произнесена такая фраза? И почему знания - это сила? Поговорим об этом далее.

Что такое знание?

Итак, сегодня мы поговорим об известном высказывании «Знание - сила». Кто сказал эту фразу? Когда впервые были произнесены слова, ставшие известными каждому? На все эти вопросы мы ответим позже. А сейчас постараемся разобраться, что такое знание.

В широком смысле это понятие трактуют как совокупность усвоенных человеком норм и представлений. По сути, знание является результатом познавательной деятельности индивида или группы лиц.

В узком смысле это понятие означает обладание определенной информацией, что позволяет решать поставленные задачи.

Знание не ограничивается исключительно наукой. Оно может быть и вненаучным, или обыденно-практичным.

Кто сказал?

Итак, автор высказывания «Знание - сила» - Имя этого человека знают во всем мире. Фрэнсис Бэкон - знаменитый английский политик. Он родился в 1561 году в Лондоне. Окончил Кембриджский университет. Когда ему было всего 23 года, он был избран в палату общин английского парламента. При Якове I он стал хранителем королевской печати (эту должность занимал и его отец).

В 1605 году на свет появилась первая часть трактата Фрэнсиса Бэкона «Великое восстановление наук». Главной темой работы философа являлась идея о безграничности прогресса развития человека.

Фрэнсис Бэкон считается отцом эмпиризма - философского направления, признающего чувственный опыт главным Он отстаивал позиции, кардинально противоположные Аристотелю и средневековым схоластам.

Главные положения философии Фрэнсиса Бэкона можно свести к следующим тезисам:

  • Бог не запрещал познание вещей людьми.
  • Правильный метод - это залог успешного исследования.
  • В основе научного познания лежат индукция (т. е. при обобщении необходимо придерживаться известных всем правил) и эксперимент (метод исследования определенного предмета в управляемых условиях).
  • Существует 4 человеческих ошибки, которые препятствуют познанию. Это так называемые призраки: «рода» (происходят от самой сущности человека), «пещеры» (индивидуальные особенности восприятия мира), «лошади» (возникают вследствие общения), «театра» (передаются от одного человека другому).
  • Фрэнсис Бэкон не только искал положения, которые подтвердили бы какой-либо тезис, а и факты, опровергающие его.

Итак, мы рассмотрели происхождение фразеологизма «Знание - сила» (кто сказал его). Теперь постараемся узнать первоначальное значение знаменитой фразы.

Значение фразеологизма

Говоря, что «знание - сила», автор выразил одно из главных положений нового мышления. Именно Фрэнсис Бэкон пересмотрел уже установленное в философии понимание взаимоотношения человека с природой. Он утверждал, что люди - это субъект познания. В то же время природа в его философии выступает объектом исследования.

Фрэнсис Бэкон в знании видел мощный толчок для прогресса в социальных отношениях. Он явился основоположником научного метода познания. Он разделил исследования на практические и теоретические, а также разработал принципы так называемой новой логики.

В этом материале не будет ответов на вопросы об истине, так как она вне слов. Здесь будут рассмотрены вопросы, которые меня интересуют в этой жизни, а возможные варианты ответов, вы можете давать в комментариях ниже. Данная тема является весьма объёмной и по природе своей, затрагивает многие аспекты человеческого бытия, поэтому где-то, в общих размышлениях, я могу показаться вам непоследовательным, но постараюсь прийти к полезным умозаключениям. Итак, слова «знание — сила», что они означают на самом деле?

Речь идёт о знании многочисленных фактов или будущего, путём счисления вариантов событий? Какое знание является более ценным, практическое, научное или духовное?

Какова природа и цель существования человеческого рода? Люди размножаются, чтобы потреблять ресурсы и занимать всё больше территорий под свои нужды, подобно плесени? Или же мы должны развиваться интеллектуально и духовно? Если так, тогда почему, гуманным и благочестивым человеком становятся не благодаря обществу, системе образования и средствам массовой информации, а только вопреки им?

Считается, что сильный человек имеет преимущество над слабым, так значит ли это, что стяжавший знание, получает преимущество и обладает большей силой? Зачем вообще человеку сила? Чтобы попирать тех, кто слабее, навязывать им свою волю и отбирать ресурсы или чтобы защитить себя от подобного? Может быть для обретения силы, нужно бросить спортзал и начать читать? Давайте разбираться, так как это несомненно интересные вопросы.

Монахи и отшельники, получившие знания о вечном, считаются людьми просвещёнными и неизбежно становятся на путь ненасилия. Сама философия отрешения от страданий ведёт их к тому, что они начинают соблюдать пост, дабы не впускать в себя подобное зло. Убийства животных видятся им противными и неправильными, также они относятся к страданиям человека. Подобные люди стараются жить так, чтобы не причинять боль себе и другим. Обладая многими знаниями, они могли бы подчинить себе окружение, но не делают этого. Напрашивается вопрос, если знание — это сила, тогда какой в ней смысл, без использования оной?

Осознанный монах знает, что боль любого живого существа равна боли человека и ставит себя на один духовный уровень с ним, поэтому он может справедливо называть животных, братьями меньшими. Он видит Бога в любых проявлениях жизни. Этот шаг является реальным воплощением милосердия, о котором все только говорят, но продолжают поощрять насилие. Если говорить о силе знания, то будет ли человек более продвинутый духовно и интеллектуально, сильнее в материальной жизни?

знание — сила? в чём превосходство одних людей над другими?

Есть ли шанс у монаха-отшельника в тёмной подворотне против грабителя с ножом? Преступник в этой ситуации будет иметь преимущество, если монах не владеет боевыми искусствами. С другой стороны, разумный человек не будет ходить по ночам в таких местах. Получается, что превосходство и сила определяется лишь ситуацией и конкретными навыками для обращения её в свою пользу. Выходит, ключевое значение в обретении знания является его практическая польза для получения выгоды и преимущества над другими? Непонятно… Например, выдающийся физик знает, как собрать водородную бомбу и погубить миллиарды людей, но будет беззащитен против одного единственного боксёра.

Говорят: знание — сила, но никто не говорит, что сила — это знание…

Есть мнение, что просветлённый и мудрый человек понимает разницу между временным и вечным, но какие тут преимущества? Я уже писал ранее о природе иллюзий. Наши тела просто земляные комья и лишь от непонимания природы жизни, мы считаем кого-то сильным или слабым. Одних мы называем близкими, а других врагами. Мы грустим, когда один ком земли, именуемый родственником рассыпается и радуемся, когда меняет форму другой ком, названный нами врагом. Разница существует только в уме, на грубом физическом плане. Христиане как один твердят, что верят в Бога и душу, но разве они зачастую не лгут сами себе? Когда тело их близкого разрушается, они забывают про вечный дух с его дальнейшей трансформацией и горюют лишь о его временном вместилище. С таким подходом, атеисты по крайне мере честнее, когда грустят о потере близких, полагая, что навсегда их утратили.

Что же такое страдание, как не шанс искупления для души? Вот правильный вопрос. Человек двигался и говорил, но разве это был он, бессмертный дух? Тело — это просто соединение биомассы. Оно двигается лишь по воле Всевышнего, именуемого наукой движением. Лишь причина всех причин создаёт время и движение, а значит человек не двигался, двигался Бог. Теперь понимаете? Преимущества на самом деле нет и всё обман. Оно существует лишь в иллюзии, где есть близкие и враги.

Лишь в заблуждении можно считать себя сильнее других и причинять страдания окружающим. Как бы вы не старались причинить боль отрешённому монаху, у вас ничего не выйдет. Он чувствует, что его физическое тело – это не он. Всё, кроме истинного наблюдателя, коим является душа и внешнего, коим является восприятие Бога, есть забавы Всевышнего.

Зло и добро — выдумка человека. Есть только движение и иллюзия, творимая умом. Когда я нахожусь в состоянии просветления, то не гневаюсь даже на самых отвратительных людей. Как можно сердиться на дождь, снег или ветер? Эти явления есть просто стихия из соединения первичного вещества.

Люди тоже стихия. Человек достаточно разумный, чтобы распознавать в других их составляющие основы, способен предвидеть их действия. Как обычный человек, посмотрев в окно на пасмурное небо, способен предвидеть дождь, также разумом можно понять какие действия будут совершать окружающие в следующий момент времени.

Можно сказать, что какие-то преимущества в материальном мире у знания есть, но они определяются лишь степенью иллюзии, в которой пребывает сознание. Так, считается, что находясь в комфорте, мы имеем превосходство над теми, кто испытывает нужду. Но зачем тогда монахи и отшельники стремятся к аскетизму? Они понимают, что излишний комфорт радует тело, но губит душу, поэтому довольствуются лишь необходимым.

Научный и духовный подходы в обретении знаний

Если просчитывать достаточно эффективно, то можно предсказать ситуацию до её возникновения, изменить ход событий на своё усмотрение или избежать неприятных обстоятельств. Некоторые в этом преуспевают настолько, что их именуют провидцами. Так, видящий вещие сны, на самом деле подобен компьютеру, просчитывающему возможные ситуации из исходных данных. Поступки людей как стихии, они неизбежны и созданы движением частиц.

Если принять во внимание научный подход, то физики недавно открыли феномен корпускулярно волнового дуализма. В теории, движения частиц в ограниченном пространстве имеют постоянную траекторию и если владеть достаточными данными, то можно просчитать любые события. Мяч падает оттого, что его бросил человек, тот сделал это потому, что захотел, а мысли есть просто набор готовых шаблонов и движения волн в коре головного мозга, вызванные расположением частиц.

Можно ли злиться на человека, если он является неизбежным движением стихии? Нет, ведь это так же глупо, как злиться на дождь и является свидетельством незрелости нашего ума… Значит ли это, что у человека нет выбора и судьба имеет абсолютную власть над ним? Существуют сложные, но убедительные доказательства обратного. Уравнение Эрвина Шрёдингера и Бройля внесли в теорию волнового дуализма такую вещь как вероятностный фактор. Нельзя предвидеть всё, ведь мельчайшие частицы двигаются не только по инерции, но имеют отклонения.

Так, самые мелкие частицы на самом деле не такие уж мелкие и не такие уж частицы, ведь они имеют волновые свойства. Благодаря научным познаниям, мы способны различать вещество, но не его природу и структуру. Разумом мы можем постигать больше, только когда выходим за рамки здравого смысла и классических представлений, именно так и совершаются подобные открытия.

Квантовая механика сейчас дошла до того, что в космосе нет постоянной пустоты. Частицы исчезают в небытие и появляются ниоткуда, либо двигаются между слоями реальности параллельных вселенных. Нет предопределённости, существуют лишь бесконечные варианты. Разве это не чудо? Разве это не доказательство существования запредельной действительности и трансцендентного?

Атеисты так боятся признать существование Всевышнего, что просто решили назвать его по-научному Вселенной или ноосферой. Вот имеем эти знания, но опять-таки, дадут ли они преимущество и спасут ли нас от ножа, в руках случайно встреченного преступника? От страха избавят безусловно, но вот перед смертью все равны. Богат человек или беден, умён или глуп, его ждёт смерть. Логично думать, что единственным действительно полезным занятием в этой жизни, будет совершенствование и понимание нашей бессмертной основы. Атеисты утверждают, что Бога и души нет, а значит у них есть все основания для моральной деградации. Невыносимо зрелище небесной красоты для тех, кто отвергает чудо…

обезьяна думает о том, что означают слова: знание — сила? в чём превосходство одних людей над другими?

Я видел достаточно доказательств существования трансцендентного и запредельного, чтобы уделять этим вопросам должное внимание. Что же делать атеисту, который не имеет оснований для духовного развития? Либо посвятить свою жизнь поискам смысла и впустить в неё чудеса, пусть даже и научные, либо принять факт посмертной трансформации в удобрение и прожить свою жизнь в невежестве. Второе влечёт за собой бессмысленную и грустную жизнь, а так разницы нет, ведь от человека в его телесном облике, почти ничего не зависит в глобальных и вселенских масштабах. Тем более незначительным фактором являются его жизненные убеждения.

Можно также обратиться к постижению новейших научных исследований и обрести духовное знание, путём замены всех мистических терминов на научные. Интеллектуальное развитие это и есть духовный поиск и совершенствование. Не обязательно идти молиться в церковь, чтобы обнаружить в себе душу, для этого просто нужно открыть глаза на удивительный и бесконечный мир.

Сколько бы человек не молился, без понимания мироустройства и без осознания Бога в себе, он будет оставаться слепым, а душа его не будет иметь развития. Некоторые считают, что расположения Всевышнего можно добиться лишь покаянием и чтением молитвы, но этого мало, нужно ещё быть полезным. Для обретения подлинного смысла, нужно понимание и служение, а его качество определяется навыками и знаниями, которыми владеет служитель. Больше чудес всегда будут доставаться самым качественным слугам. Поэтому совершенствуйте навыки и продолжайте учиться всю жизнь.

Человек, видящий разницу между вечным и временным, не обладает преимуществом. Он просто больше не участвует в крысиных бегах жизни. Он не обретает силу, но обретает Бога и выходит за рамки оценочных суждений. Для такого человека всё становится движением Всевышнего и живёт он не в погоне за благами и наслаждениями, а просто потому, что родился в этом мире и должен пройти определённый Путь.

Сила в человеке – это скорее умение правильно накапливать и использовать энергию наиболее оптимально. Учитывая, что энергия распределена в людях по-разному, знание решает не всё. Действительно, оно позволяет действовать эффективнее других и достигать больших результатов, но итоговое значение имеет лишь распределитель и судьба. Каждый человек получает от рождения те качества, которые понадобятся ему для выполнения его предназначения и следования по пути и только это по-настоящему важно. Человек без цели мёртв духовно или по крайне мере серьёзно болен.

Как найти своё предназначение?

Чтобы действовать в рамках своей функции, нужно просто слушать и развивать совесть. Человек причиняющий боль другим живым существам, заглушает свою совесть. Это действует на душу так, что он теряет способность отличать дурное от хорошего. Некоторые при виде коровы или поросёнка, видят не друга и не меньшего брата, а лишь белки, жиры и углеводы. Такие люди являются просто духовными инвалидами и их спасением будет лишь физическая и духовная смерть в потоке потребления.

Когда человек отказывается от следования по пути или дхармы, то включается совесть — голос Бога. Она пытается вернуть его на путь, но тот, приглушая совесть, действует против неё и соответственно против Всевышнего. В итоге он принесёт страдания и себе и миру. Как же выходит так, что человек является частью или движением Всевышнего и идёт против оного? Может ли рука пойти против собственного тела? Когда в руке возникает судорога, она причиняет боль всему телу. Также зло, на самом деле подобно болезни. Многие люди думают, что Бог полностью контролирует все процессы и соответственно всё плохое происходит по его воле…

Зримая действительность — как сон Всевышнего. Мы способны контролировать события сновидения, занимаясь практиками осознанных снов, но погружаясь глубже, за пределами зримого сценария, мы встречаем наше подсознание, действующее самостоятельно. Поистине сон является тенью действительности и позволяет нам представить картину мира. Мы способны контролировать лишь события, попадающие в наше внимание. Всевышний действует похожим образом. Для него нет зла и добра, есть лишь движение и иллюзии ума.

Ошибочно полагать, что практическое знание о временном, ценнее духовного о вечном. Определённая сила в практическом знании конечно есть и для человека важно куда оно будет направлено, но счастье, покой и гармония достигаются через духовное самопознание.

Тело обречено на разложение и пытаться всеми силами получить физическое превосходство на другими телами, когда они обречёны исчезнуть в следующий миг, по меньшей мере глупо. Важнее шлифовать свой дух, ведь он будет с нами постоянно и именно от него будет зависеть формирование следующего физического сосуда. Красивая и великая душа для Всевышнего подобна самоцвету и имеет большую ценность по сравнению с другими. Но и фанатиком не нужно становиться. Наши тела и всё окружающее временно, только Бог и душа, созданная по его подобию, являются вечными. Понимание вечного имеет значение для души, а временного для тела. Держитесь середины и подумайте обо всём этом…

Знание есть сила, сила есть знание (Бэкон)

Знание есть сила, сила есть знание (Бэкон)

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставила перед собой задачу создать научный метод. В его философии впервые сформулированы главные принципы, характеризует философию Нового времени.

Бэкон стремился привести "границы умственного мира" в соответствии со всеми теми огромными достижениями, которые происходили в современном Бэкону обществе XV-XVI веков, когда наибольшее развитие получили опытные науки. Бэкон выразил решение поставленной задачи в виде попытки "великого восстановления наук", которую изложил в трактатах: "О достоинстве и приумножении наук" (самом своем произведении), "Новом Органоне" (его главном произведении) и других работах по "естественной истории", отдельных явлениях и процессах природы.

Понимание науки у Бэкона включало прежде всего новую классификацию наук, в основу которой он положил такие способности человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача познания и всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. По словам главы "Дома Соломона" (Своего рода исследовательского центра. Академии, идея которого была выдвинута Бэконом в утопическом романе "Новая Атлантида"), "цель общества-познание причин и скрытых сил всех вещей, расширение власти человека над природой, пока все не станет для него возможным ".

Критерий успехов наук - те практические результаты, к которым они приводят. "Плоды и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели истинности философии". Знание - сила, но только такое знание, которое истинно. Поэтому Бэкон приводит различение двух видов опыта: плодоносящего и светоносного.

Первые - это такие опыты, которые приносят непосредственную пользу человеку, светоносные - те, цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений, вещей. Второй вид опытов Бэкон считал более ценным, поскольку без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты.

Недостоверность получаемого нами знания обусловлена, считает Бэкон, сомнительной формой доказательства, которая опирается на силлогистических форму обоснования идей, состоящую из суждений и понятий. Однако понятия, как правило, образуются недостаточно обоснованно. В своей критике теории аристотелевского силлогизма Бэкон исходит из того, что используемые в дедуктивном доказательстве общие понятия - результат опытного знания, сделанного исключительно поспешно. Со своей стороны, признавая важность общих понятий, составляющих фундамент знания, Бэкон считал, что главное - это правильно образовывать эти понятия, так как если понятие образовать поспешно, случайно, то нет прочности и в том, что на них построено.

Главным шагом в реформе науки, предлагаемой Бэконом, должно быть совершенствование методов обобщения, создания новой концепции индукции.

Один из важных вопросов, с которым встречался любой из нас в жизни -- вопрос о получении знаний.

Я согласна с высказыванием известного английского философа Френсиса Бэкона, в котором он говорит, что знание -- это сила. Действительно, знания помогают людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Во-первых, сами по себе мы беспомощны. При рождении Человек ничего не знает и не умеет. Он не может защитить себя от различных раздражающих внешних факторов и бед. В течение всей своей жизни он получает обыденно-практические знания -- силу, которую он использует в своей повседневности для решения задач практически неосознанно.

Во-вторых, знания -- не мудрость, мудрость -- не ум. Прочитав много книг, научных работ, философских трактатов Вы будете больше знать, но не станете мудрее, потому что мудрость характеризуется степенью освоения знаний, а не их количеством. Народная мудрость гласит: «Меньше знаешь -- крепче спишь -- дольше проживёшь» -- нужна ли Вам такая сила, которая лишит вас сна и беззаботной старости, до которой Вы может быть не доживёте?

В-третьих, наши знания и знания наших предшественников могут быть использованы против нас, возможно, даже случайно. Например, создание большого андронного коллайдера. Учёные предполагают, что смогут исследовать микроскопические чёрные дыры, но не могут сказать, что произойдёт, если процесс исследования выйдет из под контроля. Возможно, Землю поглотит чёрная дыра и человечество прекратит существование.

Оказавшись на острове в открытом океане, нас спасут только знания. Знания -- сила, которая может убить, либо наоборот -- спасти.

Вопросы, связанные с получением знаний и их применением будет сопутствовать любому Человеку до его смерти. Стоит ли получать знания? Как использовать знания, чтобы не навредить? Можно ли прожить без этой силы? Уместны слова великого русского писателя Льва Толстого: «Много знаний нужных и важных. Но самое главное -- как жить».

Френсис Бэкон был первым мыслителем, сделавшим опытное знание ядром своей философии. Он завершил эпоху позднего Ренессанса и провозгласил вместе с Р. Декартом главные принципы, характерные для философии Нового времени.

Именно Ф. Бэкон кратко выразил одну из основополагающих заповедей нового мышления: «Знание -- сила». В этом кратком по содержанию афоризме можно усматривать лозунг и пафос всей философской системы Ф.Бэкона. Благодаря ему, по-новому понимается отношение человек-природа, которое трансформируется в отношение субъект-объект, и входит в плоть и кровь европейской ментальности, европейского стиля мышления, сохраняющегося и поныне, мы все ощущаем на себе влияние идей Бэкона. Человек представляется как познающее и действующее начало (субъект), а природа - как объект, подлежащий познанию и использованию.

Активистский утилитаризм полагает, что с появлением человека природа распадается на субъект и объект, которые одновременно и разделены и связаны посредство инструментальной деятельности. "Естественнонаучный способ представления исследует природу, как поддающуюся расчету систему сил. В знании, в науке Бэкон видел мощный инструмент прогрессивных социальных изменений. Исходя из этого, он ставил «дом Соломона» -- дом мудрости в его работе «Новая Атлантида» -- в центр общественной жизни.

При этом Ф. Бэкон призывал «всех людей к тому, чтобы они не занимались ею ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». Для Бэкона природа выступает объектом науки, которая предоставляет средства человеку для упрочения его господства над силами природы.

Стремясь соединить «мысль и вещи», Ф. Бэкон сформулировал принципы новой философско-методологической установки. «Новая логика» противостоит не только традиционной аристотелевской концепции мышления, его органону, но и средневековой схоластической методологии, отвергавшей значимость эмпирии, данные чувственно воспринимаемой реальности. По мнению К. Маркса, Ф. Бэкон является родоначальником «английского материализма и всей современной экспериментирующей науки» и «у Бэкона, как первого своего творца, материализм таит еще в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития. Материя улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку».

философский бэкон научный опытный

Список литературы

  • 1. Радугин А.А. Философия: курс лекций. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2009. - 272 с.
  • 2. Бэкон Ф. Сочинения. Тт. 1-2. - М.: Мысль, 2010.
  • 3. Бэкон Ф. Новый Органон. // Библиотека М. Мошкова (lib/FILOSOF/BEKON/nauka2.txt)
  • 4. Гуревич П.С. Философия. Учебник для вузов. - М.: Проект, 2013. - 232 с.
  • 5. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - М.: Логос, 2012. - 288 с.
  • 6. Лега В.П. История западной философии. - М.: Изд. Православного Свято-Тихоновского Института, 2010.

Наверное, каждый из нас не раз слышал фразу «Знание – сила». Кто сказал эти слова? В связи с чем была произнесена такая фраза? И почему знания – это сила? Поговорим об этом далее.

Что такое знание?

Итак, сегодня мы поговорим об известном высказывании «Знание – сила». Кто сказал эту фразу? Когда впервые были произнесены слова, ставшие известными каждому? На все эти вопросы мы ответим позже. А сейчас постараемся разобраться, что такое знание.

В широком смысле это понятие трактуют как совокупность усвоенных человеком норм и представлений. По сути, знание является результатом познавательной деятельности индивида или группы лиц.

В узком смысле это понятие означает обладание определенной информацией, что позволяет решать поставленные задачи.

Знание не ограничивается исключительно наукой. Оно может быть и вненаучным, или обыденно-практичным.

Кто сказал?

Итак, автор высказывания «Знание – сила» - Фрэнсис Бэкон. Имя этого человека знают во всем мире. Фрэнсис Бэкон – знаменитый английский мыслитель, философ, политик. Он родился в 1561 году в Лондоне. Окончил Кембриджский университет. Когда ему было всего 23 года, он был избран в палату общин английского парламента. При Якове I он стал хранителем королевской печати (эту должность занимал и его отец).

В 1605 году на свет появилась первая часть трактата Фрэнсиса Бэкона «Великое восстановление наук». Главной темой работы философа являлась идея о безграничности прогресса развития человека.

Фрэнсис Бэкон считается отцом эмпиризма – философского направления, признающего чувственный опыт главным источником знания. Он отстаивал позиции, кардинально противоположные Аристотелю и средневековым схоластам.

Главные положения философии Фрэнсиса Бэкона можно свести к следующим тезисам:

  • Бог не запрещал познание вещей людьми.
  • Правильный метод – это залог успешного исследования.
  • В основе научного познания лежат индукция (т. е. при обобщении необходимо придерживаться известных всем правил) и эксперимент (метод исследования определенного предмета в управляемых условиях).
  • Существует 4 человеческих ошибки, которые препятствуют познанию. Это так называемые призраки: «рода» (происходят от самой сущности человека), «пещеры» (индивидуальные особенности восприятия мира), «лошади» (возникают вследствие общения), «театра» (передаются от одного человека другому).
  • Фрэнсис Бэкон не только искал положения, которые подтвердили бы какой-либо тезис, а и факты, опровергающие его.

Итак, мы рассмотрели происхождение фразеологизма «Знание – сила» (кто сказал его). Теперь постараемся узнать первоначальное значение знаменитой фразы.

Значение фразеологизма

Говоря, что «знание – сила», автор выразил одно из главных положений нового мышления. Именно Фрэнсис Бэкон пересмотрел уже установленное в философии понимание взаимоотношения человека с природой. Он утверждал, что люди – это субъект познания. В то же время природа в его философии выступает объектом исследования.

Фрэнсис Бэкон в знании видел мощный толчок для прогресса в социальных отношениях. Он явился основоположником научного метода познания. Он разделил исследования на практические и теоретические, а также разработал принципы так называемой новой логики.

Какие доказательства существования бога привел Фома Аквинский?

Фома Аквинский привел пять доказательств:

1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.

2. Доказательство через производящую причину - это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего - это Бог.

3. Доказательство через необходимость - каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто - Бог.

4. Доказательство от степеней бытия - люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее - этим является Бог.

5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, - это существо мы именуем Богом.

Реализм что это и его сторонники?

Реализм, в философии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыт.

Аврелий Августин так же был реалистом. Он считал, что в божественном сознании замысел всего.

Нет ничего в уме чего прежде не было бы в ощущениях автор и смысл?

тезис Локка.

Эта фраза выражает основной принцип сенсуализма. Только чувственные данные обладают качеством непосредственной истинности, все знание должно быть выделено из чувственного восприятия.

Деизм что это его сторонники?

(от лат. deus - бог) религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т.е. "промысел божий", чудеса и т.п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума.

сторонники допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными чертами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Нет ничего в уме чего прежде не было бы в ощущениях кроме самого ума автор ее смысл?

Сказал это Августин. Смысл этого изречения в том, что он превозносит Веру за счёт разума, так же эта фраза является требованием, чтобы вера была предшественником разума

Позиция Дэвида Юма в теории познания

Юм - скептицист. Традиционно теория познания Юма рассматривается как один из изводов эмпиризма-сенсуализма XVIII столетия. Действительно, Юм исходил из того, что наше познание начинается с опыта. Однако, считал он подобно другим своим коллегам вроде Дж. Локка и Дж. Беркли, оно никогда не сводится только лишь к простому копированию опыта: в нашем познании мы всегда имеем попытки выйти за опытные рамки, дополнить опытные данные связями и выводами не представленными в опыте непосредственно, объяснить то, что непонятно и неясно из данности самого лишь опыта. Наконец, наше познание всегда тесно связано с фантазиями и созданием несуществующих объектов и миров, а также содержит в себе широкие возможности самого разного рода заблуждений. Опыт дает познанию лишь «сырой материал», из которого познавательная активность ума получает конкретные познавательные результаты и на основе которого выстраивает общий вид познаваемой реальности.

Номинализм что это его сторонники?

номинализм -философское учение, противоположное средневековому “реализму”, считающее, что существуют только единичные предметы, а общие понятия суть лишь названия или имена. Номинализм представлял собою первое выражение материализма в разрешении основного вопроса философии об отношении между материей и сознанием. Представители: Т. Гоббс и Дж. Локк

Согласно Локку душа, новорождённого это?

Локк последовательно отстаивает тезис о том, что не существует никаких врожденных идей - ни теоретических (научных законов),» ни практических (моральных принципов), в том числе человек не обладает и врожденной идеей Бога. Все идеи, существующие в человеческом сознании, возникают из опыта. Душа новорожденного ребенка - это белый лист бумаги или «чистая доска» и весь материал, которым оперирует разум, берется из опыта, получаемого в течение жизни.

Позиция Фомы Аквинского в споре об универсалиях.

Важный спор схоластов: спор статусов универсалий (общих понятий).

1)номиналисты (нона – имя)

2)реалисты

Что такое общее понятия: есть конкретные столы, а есть общее понятие – стол вообще.

Номиналисты считали, что существуют только реальные столы. А реалисты что эти общие понятия реально существуют.

Фома – умеренный реалист. Он считал общие понятия существуют трояким образом:

1) До вещей, в уме бога.

2) В самих вещах, в качестве их формы.

3) После вещей, в мышлении человека в результате обобщения.

Согласно Лейбницу душа человека, это?

"Душа человека подобна каменной глыбе" лейбниц

Лейбниц сравнивает сознание человека с глыбой мрамора, прожилки которого намечают контуры будущей скульптуры т.е.он говорит,что идеи человеку не врождены, но существует нечто вроде их контура, который намечен в человеческой душе(у человека есть только предрасположенность к знаниям)

Позиция Августина в споре об универсалиях.

Суть спора об универсалиях (общих понятиях) состояла в вопросе соотношения идеальных понятий и реального бытия вещей, т.е. в соотношении общего и единичного, мышления и действительности.

В схоластический период сформировались три подхода к решению этих вопросов, которые развивались в трех основных направлениях схоластической философии - реализме, номинализме и концептуализме.

Августин Блаженный – реалист, т.к. считал, что общие понятия, т.е. универсалии, реально существуют и не зависят от человеческого сознания.

Этапы развития средневековой философии.

Этапы развития средневековой философии:

1. Этап патристики (2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта)

2. Этап становления схоластики ((7–12 вв.) –Боэций, Эриуген, П. Абеяр)

3. Расцвет схоластики (13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)

Виды идолов по Бэкону?

четыре группы идолов: идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка и идолы театра.

1) Идолы рода находят основание в самой природе человека, в ее несовершенстве, поврежденности.

2) Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека, прирожденные свойства каждого, особенности воспитания и окружающей среды - личная «пещера». Общая пораженность природы проявляется по-разному.

3) Идолы рынка возникают из-за неправильного использования слов, что порождает их беспорядочное употребление и видет «людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям».

4) Идолы театра - искажающее воздействие на человека ложных теорий и философских (в нашем случае религиозных) учение, которые мешают его движению к истине, «слепое преклонение перед авторитетами"

Креационизм, теоцентризм.

Креационизм (лат. creatio – сотворение, создание) – религиозная концепция, согласно которой, человек был создан неким высшим существом – Богом или несколькими богами – в результате сверхъестественного творческого акта.

Теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);

20. "Существовать значит быть воспринимаемым" автор и смысл?

Джордж Беркли.

Согласно Беркли, формула эта применима лишь к объектам чувственно воспринимаемого мира.Смысл этой формулы заключается в отрицании существования материального мира: Все чувственные вещи, по Беркли, существуют лишь в сознании человека так же, как предметы, которые человек представляет во сне. Но, в отличие от образов сновидений, объекты, воспринимаемые наяву, являются не плодом воображения, а результатом воздействия Божества, которое возбуждает «идеи ощущений».

Монотеизм, провиденциализм

монотеизм - существует только 1 бог. он един, бывает эксклюзивный- вера в 1 бога, кот. объявляется личностью. Бывает инклюзивный - допускает сущ бога в нескольких ипостасях (иудаизм христианство ислам).

Провиденциализм - в основе всех исторических событий лежит воля бога. все заранее было предначертано. является историко-философских методом.

Выражение "Знание - Сила" было сказано Ф.Бэконом.

Смысл данного выражения следующий:

Ф.Бэкон выражает отношение к науке как главному средству решения человеческих проблем.

Высказывание Ф.Бэкона обусловлено провозглашенной им целью науки в увеличении власти человека над природой и его предложением реформы научных методов в очищении разума от заблуждений (идолов или призраков), обращения к опыту и обработке этого опыта посредством индукции, основу которой должен составлять эксперимент.

Это высказывание актуально тогда, когда человек обладает знанием и может плодотворно его применить.



Поделиться: