Черный расизм в юар. Черный расизм поставил юар на грань гражданской войны

Историю о том, как бывшая «житница черной Африки» – Южная Родезия, победив расизм и отобрав у белых земли, превратилась в Зимбаве – мирового чемпиона по инфляции, знают многие. Теперь путем изъятия земель у белых решили пойти и в ЮАР. Скандальный законопроект, позволяющий правительству провести экспроприацию земли у белых фермеров в пользу чернокожих, парламент ЮАР одобрил еще на прошлой неделе.

Речь идет о «принудительном выкупе», и в Претории полагают, что это «самое важное решение со времен падения апартеида», которое должно «покончить с исторической несправедливостью». Президент Джейкоб Зума и руководство правящего Африканского национального конгресса (АНК) специально оговариваются, что процесс «не должен привести к кровопролитию», как это случилось в соседней Зимбабве. Но вряд ли удастся: обстановка в ЮАР накалялась весь последний год, столкновения между белой и чернокожей молодежью уже стали ежедневным новостным фоном, а в правительстве и АНК не прекращаются внутренние распри.

Платить и каяться

Пора проговорить это четко и внятно: по всей стране идет террор против белого населения, особенно заметный, кстати, в сельской местности, поскольку в крупных городах белые отгородились от враждебного мира вокруг кварталами, обнесенными двухметровыми стенами с колючей проволокой. Один за другим идут судебные процессы против членов подпольных или полуподпольных организаций «белого сопротивления». И столь взрывоопасный закон, взламывающий всю социальную и экономическую структуру страны, может стать последней каплей, а дальше может случиться страшное.

Возможность экспроприации земель у белых предусмотрена новой конституцией страны, но прежде процедуры для этого не существовало. «Мы подтверждаем, что земля будет возвращена нашему народу», – предупреждал Зума, выступая на празднике по случаю очередной годовщины АНК. Всего за месяц до этого президент счастливо избежал импичмента: Конституционный суд ЮАР обвинил Зуму в «непочтении к конституции», но парламент проголосовал против его отстранения от власти. В частности, Зуме ставили в вину расход баснословных бюджетных сумм на реконструкцию «крааля Нкадла» – его родовой деревни в провинции Квазулу-Наталь, которую президент превратил в личную фешенебельную резиденцию. Избавившись от угрозы импичмента, Зума принялся зачищать потенциальных противников внутри АНК, отстранив от должности, например, премьер-министра той самой провинции Квазулу-Наталь Сензо Мчуну, который, видимо, слишком много знает (формально это отстранение было оформлено как решение ЦК АНК, но озвучивал его лично президент).

На этом фоне уже полгода в республике не стихают студенческие беспорядки. Особенно сильно ситуация накалилась в феврале, когда чернокожие студенты подожгли здание Северо-Западного университета в Мафикенге, требуя прекратить преподавание на языке африкаанс. В Мафикенге преподавание многоязычное, но английский все знают на троечку, потому преподавание предполагалось перевести на тсвана и зулу – да, на этих языках весьма проблематично преподавать, например, физику и английскую литературу, зато это сразу отсекало бы от образования белых студентов-буров. Заодно «восставшие за справедливость» уничтожили известную галерею произведений искусства и памятников «времен апартеида», расположенную в том же кампусе.

Подобное теперь в моде: то тут, то там чернокожие студенты портят и ломают памятники историческим личностям – основателям или бывшим кураторам университетов, начиная с огромной статуи Сесиля Родса в Университете Кейптауна. В Университете Стелленбоша несколько дней обливали красной краской статую Йаапа Марэ – многолетнего спонсора университета и знаменитого политика, начинавшего простым ополченцем во время англо-бурской войны, а под конец жизни потребовавшего от тогдашнего премьер-министра Великобритании Тони Блэра извиниться за зверства того времени. А пока чернокожие студентки лили краску, девушка из буров столь же методично эту краску отмывала. Закончилось все побоищем в кампусе, а белую девушку буквально затравили активисты «борьбы за гражданские права».

Дальше – больше. Из вузов начали изгонять профессоров, читавших лекции на африкаанс, хорошим тоном стали драки со студентами-бурами. Кульминация настала во время регбийного матча (доминирующий вид спорта в ЮАР) на поле Университета Свободного Оранжевого Государства в Блумфонтейне, когда драка между черными и белыми полностью вышла из-под контроля. Правительству пришлось временно закрыть три крупных университета от греха подальше.

В такой вот обстановке президент Зума и продавил через подконтрольный АНК парламент закон о конфискации «белой» земли. Строго говоря, это не совсем закон, а поправка к уже имеющемуся «Закону о реституции прав на землю», который был принят еще в 90-х и ограничивал подачу заявок 1998 годом. На 18 лет тема пропала, но принятая поправка продлевает срок до лета 2019 года. То есть некий формальный наследник земли должен прийти в суд и аргументированно доказать, что его предки владели некой землей, а потом пришли злые белые люди и землю присвоили. При этом заявитель может отказаться от права владения землей и удовлетвориться денежной компенсацией, которую ему будут обязаны выплатить белые фермеры.

До 1998 года было подано около 80 тысяч заявок, и подавляющее большинство просило именно деньги, а не землю. Сейчас ожидается примерно в пять раз больше, а самую большую бомбу под страну собирается подложить экстравагантный король зулу Гудвилл Звелитини. Его заявка включает не только историческую провинцию Квазулу-Наталь, но и выходит за ее пределы – в Восточный Кейп, Кару, Cвободную Оранжевую Республику и Мпумалангу (Нелспрейт). Король готов проявить великодушие и не выгонять фермеров с их земель – если, конечно, ему заплатят. «Там, где реституция невозможна, надо искать альтернативу в форме финансовых компенсаций», – сказал его адвокат Джером Нгвенья.

Великое перемалывание

Южная Африка – страна с тяжелым климатом и солеными почвами, для использования в сельском хозяйстве пригодно не более 15% земли. Но эти 15% использовались с умом. Африка склонна к эрозии почвы, и африканеры довели охрану почвы до совершенства, как и сами методы ведения хозяйства. В результате ЮАР не только полностью обеспечивает свои продовольственные потребности при быстро растущем за счет притока мигрантов населении, но и экспортирует 140 видов фруктов в Европу, Китай и Америку. Держится все это на традиционных семейных фермах буров, размеры которых порой действительно впечатляют – так уж сложилось исторически. Сама история их образования такова, что «земельная реституция» имени Зумы может окончательно подорвать основы и без того проблемного государства и развязать открытую гражданскую войну.

У людей за пределами ЮАР и Зимбабве, мягко говоря, искаженное представление об истории местных земельных, территориальных и межрасовых отношений. В том числе у россиян, дееспособная часть которых выросла на советских пропагандистских штампах про апартеид, расизм и национально-освободительное движение. Описание истории далекой и мало кому интересной страны сводилось к следующему: злые европейцы, исходя из корыстно-капиталистических соображений, высадились на южной оконечности Африки, силой оружия подчинили себе мирные чернокожие народы и отобрали землю, на которой мирные народы издревле жили и плодами которой пользовались.

Это не совсем так. Там, куда высадились первые переселенцы (это были в основном голландцы и французы-гугеноты, составившие впоследствии нацию африканеров, то есть нынешние Капские провинции и Кару), вообще никто не жил. Продвижение вглубь континента происходило одновременно с колонизацией Северной Америки, но в куда более трудных условиях саванны и полупустыни. Буры уходили организованно (это называлось «трек»), на знаменитых крытых повозках, запряженных волами, а главное – не совсем добровольно, ибо их выдавливали англичане, получившие контроль над южным берегом континента после наполеоновских войн. А в пустыне и буше жили готтентоты (они же хой-хой и бушмены) – кочевые племена капоидной расы, до сих пор не имеющие представления о частной собственности. И не было у них никакой земли, которую можно было бы цинично отобрать и присвоить.

Африканеры отличались исключительным протестантским трудолюбием и никакого другого занятия, кроме сельского хозяйства, не знали вплоть до Второй мировой войны. Они не были при этом пушистыми, но определенно были белыми – такими же, как англичане. Но английская экспансия вынуждала их перебираться все глубже в континент, а закончилось все это «Великим треком» – массовым исходом буров на своих треклятых тележках подальше от английского колониального правления, на плоскогорье Вельд, где они впервые и столкнулись с бантуязычным народом зулу, который двигался им навстречу. Зулу в тот период переживали что-то вроде этнического расцвета, который в истории принято называть очень точным словом «мфекане» – «перемалывание». Гонимые засухой, они двигались на запад и север от своего исторического ареала, уничтожая попадавшиеся им по дороге кланы, включая и родственные. Захватывая деревню, зулусы убивали всех мужчин и мальчиков, но многие знали об их приближении заранее и уходили. Получился «эффект домино»: территория современных Квазулу-Наталь, Гаутенга, Лимпопо, Зимбабве была захвачена безжалостными зулу. А выжившие или забились в непроходимые тогда горы (Лесото), или убежали на север и вконец одичали в незнакомом климате. До сих пор никто не посчитал, сколько соседей уничтожили в ходе мфекане зулусы, но счет идет на сотни тысяч, некоторые говорят о двух миллионах. И это – не зная огнестрельного оружия. Очевидцы (в основном христианские миссионеры) свидетельствовали о тысячах вымирающих от голода мелких кланах, бежавших от зулусов аж до Великих озер. Там, в джунглях и тропическом климате, бывшие жители буша и вельда массово гибли от простуды и малярии.

Зулу на земле никогда не работали, это считалось позорным занятием, достойным только рабов. Все мужчины зулу были обучены только войне, а само племя при вождях Чаке, Дингисвайо и Мзиликази представляло собой один большой военный лагерь. И вот на него налетают буры со своими повозками, буйволами, винтовками, бородами и Библией. Первое, что сделали зулусы, – убили и съели африканерских парламентеров. Началась череда пограничных стычек, по результатам которых образовалась более-менее понятная граница между империей зулу и двумя бурскими республиками – Трансваалем и Оранжевой Свободной Республикой.

Таким образом, никаких претензий вида «захвата земли у бедных негров» к бурам быть не может. Африканеры почти триста лет поколение за поколением распахивали почти непригодные для сельского хозяйства буш и вельд, сажали виноград и фрукты, а там, где была хоть какая-то вода, собирали стада буйволов и страусов. Потом их догоняли англичане, все накопленное приходилось бросать – и уходить в неизвестность. Конечно, расизма никто не отменял, тогда он был нормой жизни для всех европейцев, но для многих местных племен лучше было работать на ферме у бура, чем попасть под топор зулуса.

Этот короткий период мира закончился, когда англичане нашли алмазы. После этого их было не остановить. В 1879-м они вторглись в империю зулу и уничтожили ее за полгода. Власть королевы Виктории распространилась за всю Южную Африку, кроме бурских республик, но и они были покорены в ходе двух англо-бурских войн, в которых англичане продемонстрировали редкостную жестокость. Именно тогда были изобретены концентрационные лагеря, стали нормальной практикой массовые расстрелы, тотальное уничтожение собственности и разрушение гражданской инфраструктуры. Буры в ответ применили тактику партизанской войны, но силы были не равны.

Правда, в некоторых регионах англичане пытались договориться с племенными вождями зулусов на частной основе. Так, Сесиль Родс официально выкупил у Лобенгулы – вождя ндебеле (отколовшееся от зулусов племя, проживающее на территории современных Зимбабве и Замбии) – право на освоение его земли. Равноценность сделки можно оспаривать с высоких моральных позиций, но то, что она была законна для обеих договаривавшихся сторон, не подлежит сомнению. А в 1884 году вождь Динузулу, столкнувшись с заговором, призвал соседей, буров из Трансвааля, справиться с мятежниками, пообещав за эту помощь примерно 10 400 квадратных километров земли, то есть примерно треть всего Зулуленда. И после победы бурских наемников над «оппозицией», как ни странно, выполнил свое обещание, передав территорию Трансваалю. И возникает вопрос, как эту сделку собирается оспаривать в судебном порядке нынешний король.

«Один бур – одна пуля»

«Восстановление справедливости» в соседней ЮАР Зимбабве закончилось печально. Белые были практически изгнаны не только с земли, но и из страны. Кто не соглашался – того убивали. Президент Мугабе неофициально позволил захватывать фермерские земли не по праву бывшей собственности (такого права просто не было), а просто так – без какой-либо компенсации даже за скот и имущество. Приоритет отдавался ветеранам национально-освободительной борьбы, бывшим партизанам, которые считали земли наградой за службу, но обрабатывать их и управляться с буйволами не умели. На пастбище сотнями выпускали местных коз. Эти козы склонны есть все, что видят, с корнями, и через два сезона пастбища превращались в пустыню. Буйволы и коровы, которых завозили из ЮАР, вымерли.

Так начался голод. В конце концов глава Национального банка обратился к президенту Мугабе с просьбой разрешить белым фермерам вернуться, чтобы поправить положение. Отреагировал на эту просьбу, что характерно, не президент и даже не министры экономического блока, а глава службы безопасности Дидимус Мутата, который объяснил банкиру, что «наша земля – только для черных, она наша навсегда, и мы никому ее не отдадим». О дальнейшей судьбе банкира ничего не известно. А человек просто овощеводство хотел поправить.

Югоафриканский проект «земельной реституции», конечно, не такой людоедский, как в Зимбабве. Но страну и так покинуло порядка миллиона белых, зато прибыли до 10 миллионов мигрантов, которые гораздо беднее местных вне зависимости от происхождения. «Апартеид наоборот» теперь обычное бытовое явление, несмотря на публично-показную мультикультурность. Изнасилования не попадают на полосы газет, став статистикой. Белые фермеры активно вооружаются.

На этом фоне возобновилась подпольная деятельность тайных обществ, в том числе Брудербонда. Конечно, существует небольшая прослойка либеральной интеллигенции, которая продолжает потакать африканскому национализму и реваншизму. Но один из ее недавних рупоров – англоязычный бур и нобелевский лауреат по литературе Джон Кутзее – вдруг написал пронзительную повесть «Бесчестие», в которой описана как раз история гибели семейной фермы со всеми подробностями – самозахватами, изнасилованиями, тягостным ощущением разрушения еще недавно процветающего мира. Во главе нового белого сопротивления ЮАР оказались лидеры именно молодежные, включая популярных рокеров, поющих на языке африкаанс (например, Бок ван Блерк и Стивен Хофмер). Место убитого лидера бурского сопротивления Юджина Тербланша тоже занимают молодые. Убит он был, кстати, у себя на ферме – наемными сезонными рабочими (разумеется, чернокожими), но в белой среде активно обсуждаются версии заказного убийства.

На первый взгляд может показаться, что Джейкоб Зума протащил столь взрывоопасный закон исключительно для того, чтобы отвлечь внимание от своей персоны – от коррупционных скандалов, попытки импичмента и экономического кризиса. Но это чисто европейская логика. Зума может решиться на подрыв одной из основ экономики своей страны и развязать гражданскую войну с непредсказуемым результатом ради неких «высших целей». Он вообще-то язычник и официальный многоженец. Духи предков вполне могут требовать землю назад, даже если она им никогда не принадлежала. И да, «Один бур – одна пуля». Этот лозунг был куда более популярен, чем принятый в Европе «Один человек – один голос».

Некоторое время назад мне довелось принять участие в дискуссии с евро-леваками, которые утверждали, что черного расизма не существует; по их мнению расистами бывают только белые. Увы, расизм и анти-мигрантские настроения не вызваны каким-то особым геном расизма, который есть почему-то только у белых, а у других народов отсутствует. Это и продемонстрировали недавние события.

Представители местного чернокожего населения ЮАР, принадлежащего к нескольким племенам (зулу, коса и другим) выдвигают против "понаехавших" из разных африканских стран представителей других племен весь набор привычных обвинений. Они утверждают, что мигранты отнимают у местных рабочие места, соглашаясь работать за меньшую плату, их торговые точки конкурируют с местными предприятиями и разоряют бизнес, и, наконец, говорят, что "мигранты продают наркотики и насилуют женщин - представительниц коренного населения". Как можно видеть, черный расизм абсолютно ничем не отличается от белого расизма и является его точной копией: Трамп и Ле Пен, вероятно, подпишутся под каждым словом... Так что, выдумки евро-американских леваков не имеют никакого отношения к реальности.

18 февраля на улицах городов ЮАР вспыхнули столкновения между представителями местного чернокожего населения и мигрантами из других африканских стран. Сначала представители коренного населения вышли протестовать против мигрантов, причем в руках у них были не только лозунги, но и холодное оружие. Затем полиция попыталась рассеять протестующих, а те стали нападать на магазины и дома мигрантов.

***

ЮАР представляет собой адский узел противоречий. Страна сказочно богата. Ее богатство (500-миллиардный ВВП) обеспечено прежде всего трудом работников горно-добывающей промышленности, на которую приходится 52 % экспорта; недра хранят огромные запасы угля, золота, меди, железа.

80% населения страны составляют чернокожие и у власти находится партия чернокожих - Африканский национальный конгресс (АНК), правящая партия аж с 1994 г. Впрочем, она находится в дружественных отношениях с управляемыми белыми частными корпорациями. Но лишь 15 % населения живут в наилучших условиях, тогда как около 50 % (главным образом, чёрные) живут в ужасающей нищете, которая может сравниться с положением жителей беднейших стран мира. Далеко не у всех есть электричество и водоснабжение, а плохие санитарные условия способствуют распространению различных заболеваний. Средняя продолжительность жизни - всего 49 лет. Четверть населения ЮАР не имеет работы, что сопоставимо с показателями Великой Депрессии в США.

В стране с населением 50 млн постоянно проживает по некоторым оценкам 5 млн мигрантов из других африканских стран. В условиях чудовищной безработицы между ними и местными обострилась конкуренция за рабочие места.

В 2012 г в ЮАР имели место совсем иные протесты. В ответ на полицейский расстрел забастовщиков, рабочие горнодобывающей промышленности призвали к общенациональной стачке. Трудовые коллективы шахт выбрали общенациональный стачком (фактически, рабочий совет) для координации нелегальной забастовки. В ней участвовали представители различных этнических групп и широко использовались нападения на штрейкбрехеров (на тех, кто соглашался работать вместо бастующих). Движение вышло из-под контроля легальных профсоюзов. Некоторые его участники открыто заговорили о том, что если экономические требования (увеличить зарплату на 50%) не будут выполнены, для изменения положения дел в стране потребуется революция и захват шахт. Это многонациональное движение, разумеется, совершенно недопустимое с точки зрения последовательных сторонников соблюдения законодательства, было раздавлено действующей властью. Впрочем, некоторые требования работников были удовлетворены.

Сегодня накопившийся из-за социальных проблем гнев выплеснулся на мигрантов, приняв не опасные для существующей системы формы.

На прошлой неделе парламент ЮАР принял спорный и во многом дискриминационный закон, который позволяет провести экспроприацию земли у белых граждан в пользу чернокожих. Другими словами, теперь ее можно будет принудительно "выкупить". Казалось бы, в наше время подобные законопроекты - фантастика, но власти Южноафриканской республики называют его «самым важным решением со времен падения апартеида», которое должно «покончить с исторической несправедливостью».

Президент южноафриканской страны Джейкоб Зума , погрязший в коррупционных скандалах, следующим образом прокомментировал планирующийся "отжим" земли:

Мы подтверждаем, что земля будет возвращена нашему народу, и призываем правительство действовать быстро и принять соответствующее законодательство уже в этом году. Экспроприация будет осуществлена в соответствии с конституцией.

Зума Джейкоб

Интересно, что конституция африканского государства и вправду предусматривает лишение собственной земли у части граждан республики. По расовому признаку. Правда, с выплатой компенсации, но далеко не факт, что на деле все будет происходит законно, а не по зимбабвийскому сценарию. Напомним, в соседнем с ЮАР Зимбабве коренное население после падения режима апартеида тоже "возвращало свои земли". Это повлекло за собой бурю гражданской войны, бушевавшей в период с 1971 по 1979 год.

Но Джейкоба Зуму подобные риски, как видно, заботят гораздо меньше, чем собственная репутация. Дело в том, что политическая карьера президента висит на волоске уже больше десяти лет. Первое обвинение в коррупции поступило еще в 2005 году, а в 2009-м их число достигло неимоверной цифры - семисот, но все они были сразу сняты. В 2012 году его впервые обвинили в расходовании денег бюджета страны на свой дом. В итоге к 2014 году он задолжал государству порядка 23 миллионов долларов. С недавнего времени президент ЮАР начал понимать сложность своего положения и стал исправляться, отбеливая свою репутацию. В феврале этого года пообещал вернуть родной республике украденные деньги, а на прошлой неделе подписал вышеупомянутый закон. Для возвращения репутации среди коренного населения шаги верные.

Но они могут закончиться трагически, ведь в стране до сих пор остается очень высокий уровень напряжения, связанного с расизмом. Причем как со стороны белых, так и со стороны негритянского населения.

Белый и черный расизм в стране имеют совершенно различные проявления. Так, белый расизм проявляется типично, как и во многих других странах, на бытовом и подпольном уровнях. В то время как черный расизм поддерживается на всех уровнях: и хулиганами, и властью, и СМИ, и законами, и экономикой. Но давайте по порядку.

Расизм в быту

Во-первых, за годы правления Африканского национального конгресса (чуть больше 20 лет) в ЮАР было убито около 3 000 белых фермеров. Причем такие убийства всегда осуществляются с особой жестокостью и цинизмом. К этой категории населения у расистов особая неприязнь: по мнению негров, именно фермеры больше всего угнетали их предков. Ненависть к ним проявляется практически во всем. Так, 28 января 2010 года возле единственной сохранившейся школы африканеров-буров (белое население ЮАР) состоялась демонстрация активистов-негров. Основным лозунгом был: « Убей бура, убей фермера».

Во-вторых, в ЮАР преследуются участники разного рода христианских организаций, под предлогом, что они чужие. В 2012 году были убиты трое лидеров религиозного движения «Преодолевшие через Христа». Зарезана Микаэла Валентайн 25-ти лет от роду, чуть позже найдены 31- летняя Наташа Бюргер, и пастор Рег Бендиксен, их гортани были перерезаны ножом. На членов организации продолжают сыпаться угрозы физической расправы.

В-третьих, в зоне риска белые женщины. Дело в том, что 30% чернокожего населения страны заражено ВИЧ, а у африканцев есть суеверие, будто половой акт с белой женщиной вмиг избавит мужчину от этого вируса.

С 90-х годов ЮАР занимает первые строчки в мире по количеству изнасилований на душу населения . Существует расхожее мнение, что для женщины, родившейся в ЮАР, вероятность стать жертвой изнасилования выше, чем вероятность научиться читать.

При этом русскоязычная Елена Соломон, ранее проживавшая почти 5 лет в Рандбурге, городском районе Йоханнесбурга, пишет о том, что бытовой расизм характерен как для черного, так и для белого населения: "Черные белых не любят, потому что белые их зажимали в течение многих десятилетий. Белые черных (не все белые, но очень многие) презирают за то, что черные, по их мнению, недалекие и лентяи на работе".

Расизм в политике

Президент Зума не раз отличался расистскими высказывания. К примеру, выше мы уже приводили его цитату о "возвращении земли нашему народу". То есть "своим народом" он считает лишь чернокожую часть граждан ЮАР. А белые, даже родившиеся в Трансваале, воспринимаются как чужие, людьми второго сорта.

Буры фактически не имеют шансов попасть в политику, а тем более в парламент или президентское кресло. При найме на любую должность в государственном секторе преимуществом пользуется сначала чернокожий мужчина, потом чернокожая женщина (оба - как бывшие угнетённые по расовому признаку), затем белая женщина (как бывшая угнетённая по половому признаку), и только потом рассматривают кандидатуру белого мужчины.

Расизм в экономике и праве

Как правило, белые гораздо состоятельнее представителей коренного населения, но им ставят всевозможные препятствия. Полицейское руководство республики навязывает задачу привлечь в сотрудники полиции как можно больше чернокожих. Объясняется тем, что до апартеида в черных районах не было полицейских участков, поскольку ранее африканцы не допускались к службе в полиции. Набор в полицию в зависимости от расовой принадлежности плохо влияет на компетентность правоохранительных органов. Коррупция в их рядах такая, что российским полицейским и не снилась.

Белым тяжелее устроиться не только в полицию, а на любую работу, потому что компания обязана иметь определенный процент работников африканских кровей.

Не найдя по этой причине работу в городе, светлокожий бур может отправиться в сельскую местность, а там экспроприация - и оттуда выгонят...

Многим белым ничего не остается как бежать из страны. В Глобальной Сети появилась белых жителей ЮАР с просьбой к правительствам европейских держав разрешить им репатриироваться на историческую родину. В обращении указывается, что белые сталкиваются с ужасными фактами притеснений, этнических чисток и прочими «прелестями».

Но руководства западных государств, как видно, не особо желают принимать своих кровных родственников, давая убежище всем желающим из Ближнего Востока и Африки. Выходит, в Европе белые тоже стали людьми второго сорта?

Накануне гражданской войны

Как видно, и без того напряженная обстановка в ЮАР обещает накалиться еще больше, и здесь возможны два выхода? Маловероятный - власти республики начнут работать на искоренение дискриминационных практик, уравняют в правах всех граждан вне зависимости от расы и национальности. Наиболее вероятный - дискриминация белого населения будет и дальше продолжаться, пока не перерастет в серьезную межрасовую войну как когда-то в Зимбабве.

Складывающаяся ситуация весьма невыгодна и для России, ведь ЮАР - наш союзник по БРИКС. Социальный кризис или тем более гражданская война будет означать фактическое замораживание участия страны в организации.

Однако важно помнить и понимать: черный расизм не имеет под собой физиологической, природной ненависти, а является лишь ответом на долгие десятилетия апартеида. Это не оправдание угнетению и вытеснению белого населения, но исторические объяснение.

Юг Африки: чёрный геноцид наступает. Так "Замбия" или "Зомбия" - страна, получившая название от зомби, с помощью которыых запугивали и убивали белых фермеров отцы-основатели государств юга Африки Замбии и Зимбабве (бывшая Южная Родезия). При потакании либерастов был свергнут южноафриканский "апартеид" (всего-навсего "раздельное существование"), натомест… Читайте, взято http://vz.ru/world/2016/5/30/813446.html

Смотрел там комменты. Некоторые всерьёз путают владельцев ДеБирс и прочей промышленности с белыми. Они такие же белые, как и поставщики в Америку гораздо более смуглых собратьев, в качестве рабов. Обама - компромиссная фигура их стычки.

Да, и ещё: в начале 1990-х из СССР в ЮАР поехало много наших, на роботу в полицию и пр. Несладко им в стране-учаснице БРИКС.Черный расизм поставил ЮАР на грань гражданской войны

[Массовые протесты и бунты в ЮАР давно стали обыденностью] 30 мая 2016, 22:18
Фото: Themba Hadebe/AP/Тасс
Текст: Евгений Крутиков
Версия для печати
В закладки
Постоянная ссылка

Сообщить об ошибке

Историю о том, как бывшая «житница черной Африки» – Южная Родезия, победив расизм и отобрав у белых земли, превратилась в Зимбаве – мирового чемпиона по инфляции, знают многие. Теперь путем изъятия земель у белых решили пойти и в ЮАР – члене БРИКС и партнере России. С учетом того, что радикализм вновь популярен и у белых, и у черных, эта история тоже закончится плохо.103Скандальный законопроект, позволяющий правительству провести экспроприацию земли у белых фермеров в пользу чернокожих, парламент ЮАР одобрил еще на прошлой неделе. Речь идет о «принудительном выкупе», и в Претории полагают, что это «самое важное решение со времен падения апартеида», которое должно «покончить с исторической несправедливостью». Президент Джейкоб Зума и руководство правящего Африканского национального конгресса (АНК) специально оговариваются, что процесс «не должен привести к кровопролитию», как это случилось в соседней Зимбабве. Но вряд ли удастся: обстановка в ЮАР накалялась весь последний год, столкновения между белой и чернокожей молодежью уже стали ежедневным новостным фоном, а в правительстве и АНК не прекращаются внутренние распри.

Платить и каяться

«Именно тогда были изобретены концентрационные лагеря, стали нормальной практикой массовые расстрелы, тотальное уничтожение собственности и разрушение гражданской инфраструктуры»Пора проговорить это четко и внятно: по всей стране идет террор против белого населения, особенно заметный, кстати, в сельской местности, поскольку в крупных городах белые отгородились от враждебного мира вокруг кварталами, обнесенными двухметровыми стенами с колючей проволокой. Один за другим идут судебные процессы против членов подпольных или полуподпольных организаций «белого сопротивления». И столь взрывоопасный закон, взламывающий всю социальную и экономическую структуру страны, может стать последней каплей, а дальше может случиться страшное.Возможность экспроприации земель у белых предусмотрена новой конституцией страны, но прежде процедуры для этого не существовало. «Мы подтверждаем, что земля будет возвращена нашему народу», – предупреждал Зума, выступая на празднике по случаю очередной годовщины АНК. Всего за месяц до этого президент счастливо избежал импичмента: Конституционный суд ЮАР обвинил Зуму в «непочтении к конституции», но парламент проголосовал против его отстранения от власти. В частности, Зуме ставили в вину расход баснословных бюджетных сумм на реконструкцию «крааля Нкадла» – его родовой деревни в провинции Квазулу-Наталь, которую президент превратил в личную фешенебельную резиденцию. Избавившись от угрозы импичмента, Зума принялся зачищать потенциальных противников внутри АНК, отстранив от должности, например, премьер-министра той самой провинции Квазулу-Наталь Сензо Мчуну, который, видимо, слишком много знает (формально это отстранение было оформлено как решение ЦК АНК, но озвучивал его лично президент).

На этом фоне уже полгода в республике не стихают студенческие беспорядки. Особенно сильно ситуация накалилась в феврале, когда чернокожие студенты подожгли здание Северо-Западного университета в Мафикенге, требуя прекратить преподавание на языке африкаанс. В Мафикенге преподавание многоязычное, но английский все знают на троечку, потому преподавание предполагалось перевести на тсвана и зулу – да, на этих языках весьма проблематично преподавать, например, физику и английскую литературу, зато это сразу отсекало бы от образования белых студентов-буров. Заодно «восставшие за справедливость» уничтожили известную галерею произведений искусства и памятников «времен апартеида», расположенную в том же кампусе.
Подобное теперь в моде: то тут, то там чернокожие студенты портят и ломают памятники историческим личностям – основателям или бывшим кураторам университетов, начиная с огромной статуи Сесиля Родса в Университете Кейптауна. В Университете Стелленбоша несколько дней обливали красной краской статую Йаапа Марэ – многолетнего спонсора университета и знаменитого политика, начинавшего простым ополченцем во время англо-бурской войны, а под конец жизни потребовавшего от тогдашнего премьер-министра Великобритании Тони Блэра извиниться за зверства того времени. А пока чернокожие студентки лили краску, девушка из буров столь же методично эту краску отмывала. Закончилось все побоищем в кампусе, а белую девушку буквально затравили активисты «борьбы за гражданские права».Дальше – больше. Из вузов начали изгонять профессоров, читавших лекции на африкаанс, хорошим тоном стали драки со студентами-бурами. Кульминация настала во время регбийного матча (доминирующий вид спорта в ЮАР) на поле Университета Свободного Оранжевого Государства в Блумфонтейне, когда драка между черными и белыми полностью вышла из-под контроля. Правительству пришлось временно закрыть три крупных университета от греха подальше.

В такой вот обстановке президент Зума и продавил через подконтрольный АНК парламент закон о конфискации «белой» земли. Строго говоря, это не совсем закон, а поправка к уже имеющемуся «Закону о реституции прав на землю», который был принят еще в 90-х и ограничивал подачу заявок 1998 годом. На 18 лет тема пропала, но принятая поправка продлевает срок до лета 2019 года. То есть некий формальный наследник земли должен прийти в суд и аргументированно доказать, что его предки владели некой землей, а потом пришли злые белые люди и землю присвоили. При этом заявитель может отказаться от права владения землей и удовлетвориться денежной компенсацией, которую ему будут обязаны выплатить белые фермеры.

До 1998 года было подано около 80 тысяч заявок, и подавляющее большинство просило именно деньги, а не землю. Сейчас ожидается примерно в пять раз больше, а самую большую бомбу под страну собирается подложить экстравагантный король зулу Гудвилл Звелитини. Его заявка включает не только историческую провинцию Квазулу-Наталь, но и выходит за ее пределы – в Восточный Кейп, Кару, Cвободную Оранжевую Республику и Мпумалангу (Нелспрейт). Король готов проявить великодушие и не выгонять фермеров с их земель – если, конечно, ему заплатят. «Там, где реституция невозможна, надо искать альтернативу в форме финансовых компенсаций», – сказал его адвокат Джером Нгвенья.

Великое перемалывание

Южная Африка – страна с тяжелым климатом и солеными почвами, для использования в сельском хозяйстве пригодно не более 15% земли. Но эти 15% использовались с умом. Африка склонна к эрозии почвы, и африканеры довели охрану почвы до совершенства, как и сами методы ведения хозяйства. В результате ЮАР не только полностью обеспечивает свои продовольственные потребности при быстро растущем за счет притока мигрантов населении, но и экспортирует 140 видов фруктов в Европу, Китай и Америку. Держится все это на традиционных семейных фермах буров, размеры которых порой действительно впечатляют – так уж сложилось исторически. Сама история их образования такова, что «земельная реституция» имени Зумы может окончательно подорвать основы и без того проблемного государства и развязать открытую гражданскую войну.У людей за пределами ЮАР и Зимбабве, мягко говоря, искаженное представление об истории местных земельных, территориальных и межрасовых отношений. В том числе у россиян, дееспособная часть которых выросла на советских пропагандистских штампах про апартеид, расизм и национально-освободительное движение. Описание истории далекой и мало кому интересной страны сводилось к следующему: злые европейцы, исходя из корыстно-капиталистических соображений, высадились на южной оконечности Африки, силой оружия подчинили себе мирные чернокожие народы и отобрали землю, на которой мирные народы издревле жили и плодами которой пользовались.

Это не совсем так. Там, куда высадились первые переселенцы (это были в основном голландцы и французы-гугеноты, составившие впоследствии нацию африканеров, то есть нынешние Капские провинции и Кару), вообще никто не жил. Продвижение вглубь континента происходило одновременно с колонизацией Северной Америки, но в куда более трудных условиях саванны и полупустыни. Буры уходили организованно (это называлось «трек»), на знаменитых крытых повозках, запряженных волами, а главное – не совсем добровольно, ибо их выдавливали англичане, получившие контроль над южным берегом континента после наполеоновских войн. А в пустыне и буше жили готтентоты (они же хой-хой и бушмены) – кочевые племена капоидной расы, до сих пор не имеющие представления о частной собственности. И не было у них никакой земли, которую можно было бы цинично отобрать и присвоить.

Африканеры отличались исключительным протестантским трудолюбием и никакого другого занятия, кроме сельского хозяйства, не знали вплоть до Второй мировой войны. Они не были при этом пушистыми, но определенно были белыми – такими же, как англичане. Но английская экспансия вынуждала их перебираться все глубже в континент, а закончилось все это «Великим треком» – массовым исходом буров на своих треклятых тележках подальше от английского колониального правления, на плоскогорье Вельд, где они впервые и столкнулись с бантуязычным народом зулу, который двигался им навстречу. Зулу в тот период переживали что-то вроде этнического расцвета, который в истории принято называть очень точным словом «мфекане» – «перемалывание». Гонимые засухой, они двигались на запад и север от своего исторического ареала, уничтожая попадавшиеся им по дороге кланы, включая и родственные. Захватывая деревню, зулусы убивали всех мужчин и мальчиков, но многие знали об их приближении заранее и уходили. Получился «эффект домино»: территория современных Квазулу-Наталь, Гаутенга, Лимпопо, Зимбабве была захвачена безжалостными зулу. А выжившие или забились в непроходимые тогда горы (Лесото), или убежали на север и вконец одичали в незнакомом климате. До сих пор никто не посчитал, сколько соседей уничтожили в ходе мфекане зулусы, но счет идет на сотни тысяч, некоторые говорят о двух миллионах. И это – не зная огнестрельного оружия. Очевидцы (в основном христианские миссионеры) свидетельствовали о тысячах вымирающих от голода мелких кланах, бежавших от зулусов аж до Великих озер. Там, в джунглях и тропическом климате, бывшие жители буша и вельда массово гибли от простуды и малярии.

«До сих пор никто не посчитал, сколько соседей уничтожили в ходе мфекане зулусы, но счет идет на сотни тысяч, некоторые говорят о двух миллионах»Зулу на земле никогда не работали, это считалось позорным занятием, достойным только рабов. Все мужчины зулу были обучены только войне, а само племя при вождях Чаке, Дингисвайо и Мзиликази представляло собой один большой военный лагерь. И вот на него налетают буры со своими повозками, буйволами, винтовками, бородами и Библией. Первое, что сделали зулусы, – убили и съели африканерских парламентеров. Началась череда пограничных стычек, по результатам которых образовалась более-менее понятная граница между империей зулу и двумя бурскими республиками – Трансваалем и Оранжевой Свободной Республикой.Таким образом, никаких претензий вида «захвата земли у бедных негров» к бурам быть не может. Африканеры почти триста лет поколение за поколением распахивали почти непригодные для сельского хозяйства буш и вельд, сажали виноград и фрукты, а там, где была хоть какая-то вода, собирали стада буйволов и страусов. Потом их догоняли англичане, все накопленное приходилось бросать – и уходить в неизвестность. Конечно, расизма никто не отменял, тогда он был нормой жизни для всех европейцев, но для многих местных племен лучше было работать на ферме у бура, чем попасть под топор зулуса.

Этот короткий период мира закончился, когда англичане нашли алмазы. После этого их было не остановить. В 1879-м они вторглись в империю зулу и уничтожили ее за полгода. Власть королевы Виктории распространилась за всю Южную Африку, кроме бурских республик, но и они были покорены в ходе двух англо-бурских войн, в которых англичане продемонстрировали редкостную жестокость. Именно тогда были изобретены концентрационные лагеря, стали нормальной практикой массовые расстрелы, тотальное уничтожение собственности и разрушение гражданской инфраструктуры. Буры в ответ применили тактику партизанской войны, но силы были не равны.

«Мутата объяснил банкиру, что «наша земля – только для черных, она наша навсегда». О дальнейшей судьбе банкира ничего не известно. А человек просто овощеводство хотел поправить»Правда, в некоторых регионах англичане пытались договориться с племенными вождями зулусов на частной основе. Так, Сесиль Родс официально выкупил у Лобенгулы – вождя ндебеле (отколовшееся от зулусов племя, проживающее на территории современных Зимбабве и Замбии) – право на освоение его земли. Равноценность сделки можно оспаривать с высоких моральных позиций, но то, что она была законна для обеих договаривавшихся сторон, не подлежит сомнению. А в 1884 году вождь Динузулу, столкнувшись с заговором, призвал соседей, буров из Трансвааля, справиться с мятежниками, пообещав за эту помощь примерно 10 400 квадратных километров земли, то есть примерно треть всего Зулуленда. И после победы бурских наемников над «оппозицией», как ни странно, выполнил свое обещание, передав территорию Трансваалю. И возникает вопрос, как эту сделку собирается оспаривать в судебном порядке нынешний король.«Один бур – одна пуля»

«Восстановление справедливости» в соседней ЮАР Зимбабве закончилось печально. Белые были практически изгнаны не только с земли, но и из страны. Кто не соглашался – того убивали. Президент Мугабе неофициально позволил захватывать фермерские земли не по праву бывшей собственности (такого права просто не было), а просто так – без какой-либо компенсации даже за скот и имущество. Приоритет отдавался ветеранам национально-освободительной борьбы, бывшим партизанам, которые считали земли наградой за службу, но обрабатывать их и управляться с буйволами не умели. На пастбище сотнями выпускали местных коз. Эти козы склонны есть все, что видят, с корнями, и через два сезона пастбища превращались в пустыню. Буйволы и коровы, которых завозили из ЮАР, вымерли.

Так начался голод. В конце концов глава Национального банка обратился к президенту Мугабе с просьбой разрешить белым фермерам вернуться, чтобы поправить положение. Отреагировал на эту просьбу, что характерно, не президент и даже не министры экономического блока, а глава службы безопасности Дидимус Мутата, который объяснил банкиру, что «наша земля – только для черных, она наша навсегда, и мы никому ее не отдадим». О дальнейшей судьбе банкира ничего не известно. А человек просто овощеводство хотел поправить.

Югоафриканский проект «земельной реституции», конечно, не такой людоедский, как в Зимбабве. Но страну и так покинуло порядка миллиона белых, зато прибыли до 10 миллионов мигрантов, которые гораздо беднее местных вне зависимости от происхождения. «Апартеид наоборот» теперь обычное бытовое явление, несмотря на публично-показную мультикультурность. Изнасилования не попадают на полосы газет, став статистикой. Белые фермеры активно вооружаются.На этом фоне возобновилась подпольная деятельность тайных обществ, в том числе Брудербонда. Конечно, существует небольшая прослойка либеральной интеллигенции, которая продолжает потакать африканскому национализму и реваншизму. Но один из ее недавних рупоров – англоязычный бур и нобелевский лауреат по литературе Джон Кутзее – вдруг написал пронзительную повесть «Бесчестие», в которой описана как раз история гибели семейной фермы со всеми подробностями – самозахватами, изнасилованиями, тягостным ощущением разрушения еще недавно процветающего мира. Во главе нового белого сопротивления ЮАР оказались лидеры именно молодежные, включая популярных рокеров, поющих на языке африкаанс (например, Бок ван Блерк и Стивен Хофмер). Место убитого лидера бурского сопротивления Юджина Тербланша тоже занимают молодые. Убит он был, кстати, у себя на ферме – наемными сезонными рабочими (разумеется, чернокожими), но в белой среде активно обсуждаются версии заказного убийства.

На первый взгляд может показаться, что Джейкоб Зума протащил столь взрывоопасный закон исключительно для того, чтобы отвлечь внимание от своей персоны – от коррупционных скандалов, попытки импичмента и экономического кризиса. Но это чисто европейская логика. Зума может решиться на подрыв одной из основ экономики своей страны и развязать гражданскую войну с непредсказуемым результатом ради неких «высших целей». Он вообще-то язычник и официальный многоженец. Духи предков вполне могут требовать землю назад, даже если она им никогда не принадлежала. И да, «Один бур – одна пуля». Этот лозунг был куда более популярен, чем принятый в Европе «Один человек – один голос».

Шестнадцать лет назад власть в ЮАР мирным путем перешла от правившей Национальной партии белых к Африканскому Национальному Конгрессу, выражавшему интересы черного большинства. Первый черный президент ЮАР, Нельсон Мандела, подчеркивая многонациональный состав своей страны, провозгласил лозунг «народа радуги». Режим апартеида был свергнут, с лавочек в парках сняли таблички «только для белых». Но расизм никуда не исчез. Он только приобрел другой оттенок. Теперь расизм здесь в первую очередь - черный.

С момента смены власти об «экономическом чуде» ЮАР уже не говорят. Говорят в основном о разгуле преступности. Появилась информация о геноциде белого населения, массовом насилии и терроре. Свыше 30% черного населения страны заражено СПИДом. ЮАР удерживает первое место по изнасилованиям и убийству детей. Как ни странно, но последние обстоятельства связаны между собой – чернокожие твердо уверены в том, что половой акт с девственницей излечивает от СПИДа. Негры, составляющие порядка 80% населения ЮАР, в первую очередь недовольны своим материальным положением. Большая часть бизнеса до сих пор остается в руках белых. И горячие головы, понимающие общественную свободу как вседозволенность, уже призывают выгнать из страны белых, и вырезать всех, кто не уедет добровольно. И результаты уже, как говорится, налицо. Если в больших городах полиция худо - бедно контролирует положение, то на отдаленных фермах положение белых совсем уже незавидное. За годы правления АНК было убито около 3 000 белых фермеров. Причем такие убийства всегда осуществляются с особой жестокостью и цинизмом. Жен, в том числе престарелых, обязательно насилуют на глазах мужей и детей, и только после этого полностью вырезают всю семью. Третьего апреля 2010 года на ферме близ города Вентерсдорпа двумя чернокожими работниками был убит фермер Юджин Терре-Бланш. Негры даже не отрицали, что вдвоем забили его деревянной дубинкой и мачете. Фермеру было 69 лет. В связи с массовостью таких явлений это собыполнотие, наверное, не попало бы на страницы газет, но Юджин Терре-Бланш был одним из лидеров «белой оппозиции» и еще во времена апартеида получил прозвище «южноафриканский Гитлер». Правительство немедленно оповестило, что конфликт был на бытовой почве, дескать, Терре-Бланш вовремя не расплатился с работниками. Президент ЮАР Джейкоб Зума, активно использующий в риторике лозунги черного расизма, назвал это преступление «ужасным убийством». Он, правда, забыл сказать, что не задолго до этого «ужасного убийства» сосед Терре-Бланша, такой же фермер, был жестоко избит, а его жена ужасным способом убита. И снова преступники были чернокожие работники. Президент также призвал «не нагнетать и не обострять». Однако представители белого населения ЮАР уже отказываются молчать. Они считают, что в этой стране «черный расизм» носит плановый характер». А в качестве доказательства приводится популярная в ЮАР песня «Убей бура». Следует отметить, что автором и исполнителем ее является лидер молодежного крыла АНК Джулиус Малема. Немного событий: За последние месяцы в ЮАР убиты трое лидеров религиозного движения « Преодолевшие через Христа». Зарезана Микаэла Валентайн 25-ти лет от роду, чуть позже найдены, 31- летняя Наташа Бюргер, и пастор Рег Бендиксен, их гортани были перерезаны ножом. На членов организации продолжают сыпаться угрозы физической расправы. В городе Уокервиль супруги Виано жестоко убиты, Джеральдина предварительно изнасилована. Их двенадцатилетний сын Амаро утоплен в ванне с кипятком. Исполнители – черный садовник Патрик Редус Радеде, и такой же черный сын прислуги Сифо Мбеле. На выходе из здания суда убийц ждали бурные овации чернокожих маргиналов. Газета из соседней африканской страны «Новое Зимбабве» пишет: «Контролируемые евреями медиа на Западе всячески стараются замалчивать эти вопиющие случаи. И они не устают кричать о единичном случае черного наркомана, пристреленного полицией в Цинцинатти. Тем временем в Южной Африке семьи белых фермеров систематически подвергаются убийствам и насилиям». Согласимся, что это уже не типичный вопль «правозащитников» о запрете гадить посреди Арбата. 28 января 2010 года возле единственной сохранившейся школы африканеров – буров состоялась демонстрация активистов – негров. Основным лозунгом был: « Убей бура, убей фермера». Представитель школы доктор Хэнк Бенсон заявил: «Я очень озабочен призывами к уничтожению всех белых учеников школы».

Поделиться: