Занятия людей в зоне влажных субтропиков. Природные зоны россии

Описание урока окружающего мира в 4 классе , разработанного с использованием приёмов «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо».

Выполнила : учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 3 п г т Смышляевка Передрий Ольга Геннадьевна.

Тема урока : У тёплого моря. Субтропики. Природная зона Черноморского побережья Кавказа.

Место урока в системе урока по данной теме: 13 урок из 20 в разделе «По родным просторам»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с понятиями тропики и субтропики , с географическим положением зоны, ее особенностями, растительным и животным миром, хозяйственной деятельностью людей;
  • сформировать представление о природной зоне Черноморского побережья Кавказа;
  • развивать умение работать с географической картой;
  • развивать речь, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся находить и показывать субтропики на карте России;
  • характеризовать природные условия и растительный мир;
  • сравнивать зону субтропиков с зоной пустынь;
  • понимать значение морского побережья Кавказа для оздоровления людей и необходимость охраны природы этой зоны.

Используемые на уроке приёмы ТРКМЧП: верные и неверные утверждения, работа с текстом и заполнение таблицы, градусник настроения

Ход урока

I Организационный момент.

1. Вызов.

II Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Тест

А1. Каковы погодные условия в пустыне?

1) жаркое лето, осадков мало

2) жаркое лето, суровая зима

3) тёплое дождливое лето

4) короткое жаркое лето

А2. Какое колючее растение охотно поедают верблюды?

1) джузгун 3) верблюжью колючку

2) колосняк 4) кактусы

А3. Какое животное называют «кораблем пустыни»?

1) сайгака 3) корсака

2) верблюда 4) скарабея

А4. Что такое барханы?

1) животные 3) валы из песка

2) растения 4) пыльные бури

В1. Какое животное с помощью длинных сильных ног прыгает до 3 м в высоту?

1) сайгак 3) ящурка быстрая

2) корсак 4) тушканчик

В2. Какому жуку поклонялись в Древнем Египте как божеству

1) жуку-красотелу 3) жуку-чернотелке

2) скарабею 4) жуку-оленю

С1. Как животные приспособились к условиям пустыни

1) у них толстая кожа

2) днем они зарываются в песок, ночью питаются

3) они долго обходятся без воды

4) поедая растения, они получают необходимую влагу

С2. Какие экологические проблемы существуют в пустынях?

1) в почве накапливаются соли из-за неумеренного орошения

2) стало больше подвижных песков из-за неправильного выпаса животных

3) загрязняется почва из-за добычи полезных ископаемых

4) сокращается численность сайгаков из-за браконьерства

III Самоопределение к деятельности.

Мы побывали с вами почти во всех природных зонах, путешествуя по ним с севера на юг. Но, возможно, есть еще одна природная зона, с которой нам стоит познакомиться?

Сформулируйте тему урока. Поставьте задачи.

У каждого ученика на парте лежит листок с утверждениями. Коллективно читаем их, каждый ставит знак «+», если верно «-», если неверно напротив каждого утверждения.

1. Зона субтропических лесов расположена на побережье Чёрного моря. (+)

2. Зона субтропиков занимает большую территорию нашей страны. (-)

3. Зона субтропиков расположена вблизи Уральских гор. (-)

4. Для зоны субтропиков характерно умеренно жаркое лето и тёплая зима. (+)

5. Растительный и животный мир субтропиков очень разнообразен. (+)

6. На карте зону субтропиков обозначают жёлтым цветом. (-)

7. На Черноморском побережье обитают киты, морские черепахи, тюлени. (-)

8. В садах черноморского побережья выращивают абрикосы, персики, инжир.(+)

IV Работа по теме урока.

2. Осмысление.

Беседа.

Обратимся к карте. Где находится зона субтропических лесов? (Она расположена на побережье. С одной стороны Кавказские горы, а с другой – Черное море .)

Какую по размеру площадь занимает эта зона? (Она занимает очень маленькую территорию .)

Как солнечные лучи нагревают земную поверхность вблизи тропиков?

(Солнечные лучи падают почти отвесно .)

В каком тепловом поясе расположена зона субтропиков? (В умеренном поясе, но близко к Северному тропику )

В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья.

Какие это горы по высоте? (Высокие горы)

Верно, это высокие молодые горы, они являются преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

Что такое тропики? (Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора. )

А в переводе с латинского приставка «суб» означает «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками )

Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь кусочек.

(заполняется последняя строка, предыдущие заполнены на предыдущих уроках) Каждая строка таблицы соответствует по цвету определенной природной зоне.

Природная

зона

Климат

Растительный мир

Животный мир

Деятельность

человека

Арктика

Тундра

Тайга

Смешанные леса

Широколиственные леса

Степи

Пустыни

Субтропики

Чтобы заполнить второй столбец таблицы, прочитайте 3 абзац учебника на стр. 98.

Почему для зоны субтропиков характерен такой климат?

Заполните третий столбец, прочитав 1 и 2 абзац на стр. 100.

Какие растения можно встретить в субтропиках, а в нашей зоне не встретишь?

Заполните четвёртый столбец таблицы, прочитав 1 абзац на стр. 101

Каких животных можно встретить в субтропиках?

Заполните последний столбец, прочитав 1 и 2 абзац на стр. 99.

Физкультминутка.

«Ленивые восьмёрки»- нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» - мягко завернуть уши от верхней точки до мочки три раза.

«Моргания» - моргание на каждый вдох и выдох.

V Закрепление изученного материала.

VI Рефлексия.

3. Рефлексия.

Вернемся к утверждениям. Проверьте, везде ли вы правильно расставили знаки? Оцените свою работу с помощью градусников настроения.

Предлагаю вам выполнить тест, который поможет определить, все ли вам было понятно на уроке.

ТЕСТ “ Черноморское побережье Кавказа”

1. Черноморское побережье Кавказа расположено ….

а) в лесной зоне страны
б) в субтропической зоне страны
в) в степной зоне страны

2. Субтропики России – это

а) обширная зона в центре страны
б) обширная зона на востоке страны
в) небольшая зона на побережье Черного моря

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:

а) бук, каштан
б) лиственница, брусника
в) ольха, липа

4. На Черноморском побережье обитают:

а) цикады, богомолы, саранча
б) кобылки, жуки-чернотелки
в) жук-скоробей, водомерки

5. В Черном море обитают:

а) крокодилы, анаконды, тюлени
б) медузы, дельфины, камбала
в) акулы, морские котики, черепахи

6. В субтропической зоне:

а)умеренно жаркое лето и теплая зима
б)жаркое лето и умеренно холодная зима
в)умеренно теплое лето и холодная зима.

VII Итог.

Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа? (Бережно относиться к природе, не бросать не побережье мусор, носить головной убор, купаться только со взрослыми и т.д.)

VIII Домашнее задание.

Технологическая карта

Учитель Передрий Ольга Геннадьевна

Дата 10.12.2014 г.

Класс 4 В

Тема урока У теплого моря. Субтропики. Природная зона Черноморского побережья Кавказа.

Тип урока Урок усвоения новых знаний

Цели:

  • Развивающая : развивать умение организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность со сверстниками, развивать умение работать с географической картой.
  • Образовательная : познакомить учащихся с понятиями тропики и субтропики , с географическим положением зоны, ее особенностями, растительным и животным миром, хозяйственной деятельностью людей, сформировать представление о природной зоне Черноморского побережья Кавказа;
  • Воспитательная : воспитывать коммуникативность, умение давать оценку собственной деятельности;
  • Планируемые образовательные результаты : учащиеся научатся находить и показывать субтропики на карте России; характеризовать природные условия и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; сравнивать зону субтропиков с зоной пустынь; понимать значение морского побережья Кавказа для оздоровления людей и необходимость охраны природы этой зоны.

Методы: словесный, информационно-рецептивный (трансформация информации), поисковый, познавательно рефлексивный, приёмы ТРКМЧП (работа с текстом и заполнение таблицы, верные и неверные утверждения)

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Образовательные ресурсы: мультимедийное сопровождение урока, физическая карта России, карта природных зон

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I Организационный момент

Создает эмоциональный настрой на работу в классе.

Личностные УУД: формируется положительный мотивация

II Проверка домашнего задания

III Актуализация знаний

Вызов

Верные и неверные утверждения.

У каждого ученика на парте лежит листок с утверждениями. Коллективно читаем их, каждый ставит знак +, -напротив каждого утверждения.

Определяют свой уровень знаний по данной теме

Формулируют тему урока, ставят цели.

Регулятивные УУД: формируются умения составлять план урока (определение темы, цели и задач урока), планирование действий по выполнению задач урока. Принимают и сохраняют учебную задачу.

IV Самоопределение к деятельности

Работа по теме урока

Осмысление

Заполнение таблицы «Природные зоны России». Учебник стр. 98 – 101. Работа в парах.

Заполняют таблицу «Природные зоны России» используя текст учебника

Познавательные УУД: умение анализировать, находить опорные слова.

Коммуникативные УУД: умение выслушать собеседника, умение слушать других, умение выражать свои мысли, строить высказывания, осмысление правил работы в паре (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

VI Физкультминутка

«Ленивые восьмёрки», «Шапка для размышлений», «Моргания»

Выполняют упражнения. активизирующие мозговую деятельность, внимание, ясность восприятия и речь

Личностные УУД: формирование правильного отношения к своему здоровью.

VII Продолжение работы по

теме урока

Закрепляют изученный материал, выполняя задания из рабочей тетради.

Выполните задание № 3, 4 из РТ.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации, структурирование, анализ и синтез информации

VIII Рефлексия

Рефлексия

Сопоставление ответов из рубрики «Верные и неверные утверждения», данных в начале урока и в данный момент.

Проведение теста, на определение освоенности темы

Работают с «Верными и неверными утверждениями», выполняют тест « Черноморское побережье Кавказа»

Коммуникативные УУД: осмысление правил работы в паре (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

Подведение итогов

Задает вопросы:

Где расположена зона субтропиков России?

Что привлекает людей на Черноморское побережье Кавказа?

Какие экологические проблемы возникают на Черноморском побережье?

Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа ?

Подводят итоги урока, отвечая на вопросы

Регулятивные УУД: Сопоставление поставленных целей и итога урока, самооценка выполненной работы.

Домашнее задание

Запись домашнего задания.


Субтропические климатические пояса – географические пояса Северного и Южного полушарий земного шара, простирающиеся между тропическими и умеренными поясами. Для местности, находящейся в данном поясе, характерно чередование умеренного и тропического климатических режимов. Это объясняется сезонными ритмами общей циркуляции атмосферного воздуха: в летнее время субтропические пояса находятся под воздействием пассатного климатического режима, в зимнее – под влиянием циклональной циркуляции умеренных воздушных масс. Исключением являются восточные окраины, где наблюдаются летние муссонные осадки.

В летний период средняя температура воздуха составляет более 20 °С, в зимний – более 4 °С. При проникновении полярных воздушных масс высока вероятность заморозков и небольших морозов (до -10 °С). Над сушей в субтропическом поясе уровень атмосферных осадков и их режим варьируют в значительных пределах от прибрежных областей океана к внутриматериковым. Этим в комплексе с увеличением в этом же направлении континентальности климата обусловлены значительные ландшафтные различия в характеристиках природных зон.

На территории каждого из материков в субтропических поясах четко различают три главных региона: западный приокеанический, или средиземноморский, с высокой влажностью зимой; континентальный с недостаточной влажностью воздуха круглогодично; восточный приокеанический, или муссонный, с высокой влажностью воздуха летом.

Природные зоны субтропического пояса

В западном приокеаническом регионе, так называемых полусухих субтропиках, находится зона жестколистных кустарников и лесов на коричневых почвах. В Северном полушарии после зоны жестколистных лесов и кустарников следуют к юго-востоку зоны субтропических степей на серо-коричневых почвах. Восточнее простираются зоны субтропических полупустынь и пустынь континентального региона на серо-бурых почвах и сероземах. Это сухие субтропики.

В Южном полушарии в континентальных регионах субтропиков лежит зона субтропических степей на серо-коричневых почвах. В восточных регионах находятся влажные субтропики с вечнозелеными широколиственными лесами, а в более высоких широтах - листопадные широколиственные леса с примесью вечнозеленых древесных видов растений на красноземах, желтоземах и желто-бурых почвах. В горных местностях субтропическому поясу соответствуют лесолуговой (во влажных областях) и лесостепной (в сухих областях) уровни высотной поясности.

На территории стран СНГ расположен участок вдоль верхней границы субтропического пояса, потому природа здесь не соответствует типичной для субтропиков. Субтропики занимают Черноморское побережье Кавказа, Южный берег Крыма, Колхидскую, Кура-Араксинскую и Ленкоранскую низменности, Алазанскую долину и южные окраины пустынь Средней Азии.

За счет хозяйственной деятельности человека в субтропиках леса часто замещаются плантационными и полевыми ландшафтами. В фауне наблюдается совместное обитание видов умеренного и тропического поясов. Океанические воды в субтропиках характеризуются относительно высокой температурой (15-16 °С) и повышенной соленостью воды. В результате слабого вертикального перемешивания океанических вод снижается концентрация кислорода и планктона в них. Этим обусловлено незначительное количество промысловых рыб.

Похожие материалы:

Слайд 2

Черноморское побережье

Узкая полоса Черноморского побережья, в центре которого расположен город Сочи, и склоны гор до высоты 500-600м относятся к зоне субтропических лесов, или субтропиков. С гор стекают быстрые ручьи. Буйно растут деревья, кустарники и травы.

Слайд 3

Погода субтропиков

Зима теплая. Часто идут дожди. Снег выпадает редко и быстро тает. Лето умеренное жаркое. Весна и осень очень теплые. Побережье находится между морем и горами. Побережье защищено от холодных и знойных ветров.

Слайд 4

Отдых на Черномомрском побережье

Удивительно богата неживая природа Черноморского побережья Кавказа. Умеренно жаркое лето и теплая зима, одновременно и морской и горный воздух, лечебные грязи, целебные минеральный воды.

Слайд 5

Растительный мир

Растительный мир этой зоны богат и разнообразен. На склонах гор на высоте 500-600м раскинулись широколиственные леса, где растут дуб, граб, ясень, липа, клён, каштан.

Слайд 6

Парки Кавказа

В парках вечнозёлёные растения: пицундская сосна, кипарис, магнолия, туя, пальма, лавр.

Слайд 8

В Дендрарии собраны растения из разных стран с теплым климатом. Это австралийский эвкалипт, ливанский кедр, японская айва, цветущие кактусы, бамбук, секвойя.

Слайд 9

Из культурных растений в парках можно встретить виноград, инжир, грецкий орех, абрикос, персик, грушу, яблоню, декоративные цветущие растения.

Слайд 10

Животный мир

Самые замечательные и крупные животные заповедных мест – зубры, косули, кабаны, кавказские козлы, олени, рыси, медведи.

Своеобразная природа пустынь определяет использование их основных пространств в качестве сезонных и круглогодичных пастбищ. В северной половине пустынь умеренного пояса развито мясо-сальное, смушковое и полутонкорунное овцеводство, мясо-молочное животноводство (крупный рогатый скот). На юге этой зоны и в субтропических пустынях главное место принадлежит каракулеводству, мясо-шерстному овцеводству и верблюдоводству. В орошаемых оазисах здесь широко представлено хлопководство, садоводство, виноградарство, рисосеяние. Средняя Азия дает подавляющую часть хлопка, собираемого в СССР. Большое количество часов солнечного сияния – благоприятный фактор для промышленного использования солнечной энергии. Широкую известность имеет расположенный в Каракумах климатический курорт Байрам-Али.

На территории пустынь в советские годы проделана огромная работа по орошению земель и обводнению пастбищ. На многих реках созданы крупные водохранилища, прорыты каналы. Фонд пригодных для орошения земель в пустынях Средней Азии еще далеко не исчерпан. Однако дальнейшее развитие орошаемого земледелия лимитируется здесь не почвами, а запасами пресной воды. Площадь орошаемых земель в пустынных и полупустынной зонах может быть увеличена более чем на 5 млн. га, а при переброске вод сибирских рек – намного больше. Возрастающий забор воды из Амударьи и Сырдарьи ставит под угрозу существование Аральского моря, которое уже разделилось на несколько мелководных водоемов и стремительно продолжает усыхать. В перспективе поддержание его на современном уровне станет возможным лишь при условии пополнения его водных запасов водами сибирских рек, но это приведет к крупной экологической катастрофе в нашей стране. Как мы наблюдаем в наши дни, площадь Аральского моря стремительно сокращается и в перспективе оно полностью исчезнет

Хозяйственный интерес представляют некоторые промысловые животные пустынь . В большом количестве здесь добывают лисицу-корсака, суслика песчаного и ондатру, прекрасно акклиматизировавшуюся по заболоченным берегам озер и рек.

Богатство полезными ископаемыми открывает большие перспективы для промышленного развития пустынных зон. Здесь добывают нефть, газ, бурые и каменные угли, полиметаллы, железо, медь, марганец, фосфориты, мирабилит. Если добавить к сказанному, что соседние горные области Памира и Тянь-Шаня располагают крупными запасами водной энергии, которая с успехом может использоваться промышленными центрами на равнинах, то трудно переоценить возможности дальнейшего хозяйственного роста этих районов.

Субтропики - это климатические зоны Земли, расположенные к северу и югу от экватора между тропиками и умеренными широтами. Субтропики характеризуются жарким летом и теплой зимой (t выше нуля оп Цельсию), поэтому занятия и работа людей в этих областях не очень разнообразны.

Испания, Португалия, США, Россия, Сирия, Ирак, Аргентина, ЮАР, Австралия и другие страны научились с пользой для себя вести экономическую деятельность в данных регионах.

Чем же занимаются люди в субтропиках

Основные направления деятельности:

  • сельское хозяйство,
  • туризм,
  • рыболовство.

В Испании, Португалии люди часто занимаются виноделием. Это очень прибыльный бизнес, который приносит много дохода владельцу. Также этим занимаются в США, России, Аргентине благодаря многочисленным солнечным дням, которые необходимы для выращивания многих культур, в том числе и винограда.

Многие люди занимаются чаеводством в Китае (гигант в этой сфере), России, Аргентине. Кстати, в России находится самая северная плантация для выращивания сортов чая в мире. Большой доход и растущее потребление напитков с использованием чайных листьев приводят к росту посевных площадей.

В США выращивают многие культуры именно в южной части страны (субтропики), что позволяет обеспечивать продуктами питания огромную страну и экспортировать их в другие страны (США - один из крупнейших экспортеров пшеницы в мире).

Стоит заметить, что в странах субтропиков хорошо развит туризм. Барселона, Лиссабон, Лос-Анджелес, Сен-Тропе, Сочи и многие другие города каждый год привлекают десятки миллионов туристов. В особенности развит пляжный туризм в Турции, России, Испании, Италии, Греции, где много разных достопримечательностей, что делает отдых в этих странах чарующим и прекрасным.

А рыболовство как отрасль, имеющая ограниченные ресурсы, растет большими темпами в США, России, Турции, странах Старого света и Австралии.

Также, например, в Ираке, Сирии, США развита нефтяная промышленность, приносящая большие деньги, но добыча нефти осложняется многими экономическими и политическими факторами.



Поделиться: