Выборы в государственную думу 1995.

Выборы в Госдуму 1993

Принятие Новой конституции

В России была ликвидирована вся структура Советской власти, «двоевластие» закончилось. На переходный период в России установился режим личной власти Б. Н. Ельцина. Деятельность Конституционного суда была приостановлена. Ельцин своими указами отменял нормы действующей Конституции, законодательства. 12 декабря 1993 года был проведён референдум по принятию новой Конституции, согласно которой в России устанавливалась президентская республика с двухпалатным парламентом. От участия в выборах были отстранены партии и организации, члены которых принимали участие в столкновениях на стороне Верховного Совета, как участники вооруженного мятежа.

  • 23 сентября 1993 года - Президент Б. Н. Ельцин объявляет о досрочных выборах Президента в июне 1994 года (позже это решение было отменено). Произошло нападение на штаб объединенных вооруженных сил СНГ, двое погибших. СМИ и сторонники президента обвиняют в происшествии депутатов Верховного Совета. Открывается X (Чрезвычайный) Съезд народных депутатов, который, с соблюдением всех законных процедур и при наличии необходимого кворума, утверждает постановления ВС о прекращении президентских полномочий Ельцина и переходе их к вице-президенту Руцкому, а действия Ельцина квалифицирует как попытку «государственного переворота».
  • 30 сентября 1993 года - Президент формирует Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу и назначает ее председателем Н. Т. Рябова.

Деятельность Думы: избиралась на 2 года в декабре 1993 г., по новой конституции. Неожиданным оказалось первое место ЛДПР в выборах по партийным спискам. Новую Думу возглавил аграрий Иван Рыбкин.

Политически отличалась неустойчивостью, так как ни у одной партии не было конституционного большинства. Состав фракций в Госдуме постоянно менялся. В июле 1995 Госдума выражала недоверие правительству.

  • Левые фракции: КПРФ, АПР
  • Центр: ЖР, ПРЕС, ДПР, НРП, Россия и Стабильность
  • Радикалы: ЛДПР, Российский путь, Держава
  • Либералы: ДВР, ЯБЛоко, ЛДС 12 декабря
  • Прочие: (НК(семья МММ)- Мавроди), (Дума 96 -Бауер+1 деп)

Избрана : 17 декабря 1995 года на четыре года. Срок окончания полномочий - 17 января 2000 года. Заседала : с 15 января 1996 по 24 декабря 1999 года. Председатель : Селезнёв, Геннадий Николаевич (с 16 января 1996).

За четыре года работы депутаты приняли 1036 федеральных законов (715 из них на данный момент обрели юридическую силу) и ратифицировали 212 законов, двусторонних договоров и соглашений, международных конвенций. Всего депутаты этого состава рассмотрели 1730 законопроектов.


Законодательная деятельность отличалась вниманием к внешнеполитическим и социальным делам. Государственная дума также приняла пять федеральных конституционных законов: «О судебной системе Российской Федерации», «О Правительстве Российской Федерации», «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации». Кроме того, депутатами Думы второго созыва приняты Бюджетный кодекс РФ, II часть Гражданского и I часть Налогового кодексов.

В августе 1996 премьером утвержден Виктор Черномырдин, в апреле 1998 Сергей Кириенко, октябре 1998 Евгений Примаков, мае 1999 Сергей Степашин, августе 1999 Владимир Путин.

Выборы в Государственную думу в 1993, 1995, 1999 годах. Президентские выборы в 1996, 2000 годах

Страница 1

Выборы 1993 года.

В соответствии с указом Президента РФ выборы в Госу­дарственную Думу должны были пройти как на основе традиционной мажоритарной системы - по одномандат­ным округам, так и по партийным спискам. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание. Одно­временно был проведен Всероссийский референдум по про­екту новой Конституции Российской Федерации. Представ­ленный на референдум текст Основного Закона получил одобрение большинства принявших участие в голосовании россиян (около 55 % от общего числа внесенных в списки избирателей). ru.musictext.net

По итогам проведенных выборов конца 1993 г. в Госу­дарственную Думу партийный состав нижней палаты сложился следующим образом: из 450 депутатских мест наибольшее число мандатов получили представители проправительственного блока «Выбор России», возглавляемого Е. Т. Гайдаром, занявших 96 мест с учетом депутатов, избранных по территориальным округам, а наибольшее число мандатов по партийным спискам (70 мест) неожиданно получила Либерально-демократи-I ческая партия России В. В. Жириновского, что явилось политической сенсацией. Компартия РФ (председатель Г. А. Зюганов) получила 65 мандатов, а ее союзница - аграрная партия России (лидер М. И. Лапшин) - 47. Другие избирательные блоки и партии - «Яблоко», Партия российского единства и согласия (ПРЕС), Демократическая партия России и «Женщины России» получили новом российском парламенте от 14 до 21 места. В целом оппозиционный президентскому курсу состав депу­татского корпуса V Думы определил ту политическую ат­мосферу, в которой начался новый этап государственно­го строительства в России.

Парламентские выборы 1995 г.

С конца 1994 г. поли­тическая жизнь России в значительной степени опреде­лялась борьбой ведущих партий и движений за голоса из­бирателей в VI Государственную Думу. В результате про­ведения 17 декабря 1995 г. выборов, в которых приняли участие более 50 % от числа всех избирателей, 5 %-й барь­ер преодолели немногие из 43 избирательных блоков и партий: КПРФ (22 % голосов), ЛДПР (10,9 %), «Наш дом - Россия» (около 10 %), объединение «Яблоко» (бо­лее 7 %).

Итоги выборов по одномандатным округам укрепили позиции этих основных партий и блоков: КПРФ получила 58 мандатов, «Яблоко» - 14, «Наш дом - Россия» - 10.

По сравнению с парламентскими выборами 1993 г. новые выборы продемонстрировали серьезное пораже­ние таких политических и общественных движений, как «Демократический выбор России», «Женщины России», Аграрная партия России, а также Конгресс русских об­щин во главе с Ю. В. Скоковым, А. И. Лебедем и С. Ю. Глазьевым, победу которого предсказывали мно­гие отечественные и зарубежные аналитики.

Расстановка сил в VI Думе отразилась в избрании на пост ее Председателя одного из руководителей фракции КПРФ, Г. Н. Селезнева. Председателем вновь сформи­рованного Совета Федерации стал глава администрации Орловской области, бывший член Политбюро ЦК КПСС Е. С. Строев.

Итоги парламентских выборов 1995 г. отразили глубо­кие противоречия между жесткой политикой реформиро­вания общества, проводимой администрацией Б. Н. Ель­цина, и нарастающим противодействием социальным последствиям этой политики в российском обществе. Действительно, рецепты политики «шокотерапии», при­мененные для оздоровления экономики страны, не при­несли ожидаемых результатов: спад промышленного и сельскохозяйственного производства, «ползучая» инфля­ция и падение уровня жизни 85 % россиян, массовые не­выплаты заработной платы, пенсий и пособий - все это превратилось в постоянно действующие факторы соци­альной действительности современной России.

Выборы в Государственную Думу в 1999 году

19 декабря 1999 г. состоялись выборы в Го­сударственную Думу, зафиксировавшие существенные изменения в соотношении политических сил. Успех пра­вительственной группировки «Единство» был одновре­менно и успехом премьера В. В. Путина.

Президентские выборы 1996 года.

Парламентские выборы 1995 г. в VI Государственную Думу изначально рассмат­ривались в контексте государственно политического раз­вития России как генеральная проба ведущих политиче­ских сил в преддверии главного события 1996 г. - выбо­ров главы российского государства. Уже к началу года ключевые фигуры российской политической элиты - лидеры основных парламентских фракций Г. А. Зюганов, Г. А. Явлинский, В. В. Жириновский и отставной генерал А. И. Лебедь, получивший известность как «умирот­воритель» кризиса в Приднестровье, официально объ­явили о выдвижении своих кандидатур на президентских выборах.

В феврале 1996 г. о своем намерении участвовать в пе­реизбрании на второй срок наконец-то объявил, прибыв специально для этого в родной Екатеринбург, Б. Н. Ель­цин. Помимо основных претендентов на президентский пост в качестве кандидатов зарегистрировались также бывший президент СССР М. С. Горбачев, известный об­щественный деятель, бывший рекордсмен мира по тяже­лой атлетике Ю. П. Власов, вице-президент фонда «Ре­форма» М. Л. Шаккум и, наконец, известный россий­ский предприниматель, руководитель крупной фарма­цевтической фирмы «Ферейн» В. А. Брынцалов. Кроме того, в качестве кандидата на пост Президента РФ был за­регистрирован один из лидеров КПРФ, уже претендовав­ший на эту высшую должность в государстве, А. М. Туле­ев. Однако накануне выборов он снял свою кандидатуру, призвав своих сторонников отдать голоса за председателя КПРФ Зюганова.

Другое о политике:

Средства массовой информации и их влияние на молодежь
Средства массовой информации (СМИ), превратившиеся в наше время в чрезвычайно влиятельную силу ("четвертую власть"), как определенная общественная подсистема должны поддерживать позитивные ценности, целостность и стабильность развития общества. Как известно из социологической теории СМИ, они, и прежде всего телевидение, выполня...

Особенности политической культуры России
При всех многообразных социально-экономических, политико-идеологических и духовных изменениях в развитии российского общества на протяжении досоветского, советского и постсоветского периодов тип взаимоотношения населения и власти демонстрирует удивительное постоянство и преемственность. В его основе лежит подданническая политическая куль...

Политика и власть, связь политики с другими сферами общественной жизни
Центральным элементом политики является борьба за власть. Власть в политике имеет такое же значение, как деньги в экономике. Поэтому уяснение понятия власти имеет принципиальное значение. Существует большой разброс в толковании этого общественного явления. В одних определениях власть рассматривается как возможность осуществлять свою волю...

3 Выборы в Государственную думу в 1993, 1995, 1999 годах. Президентские выборы в 1996, 2000 годах

Выборы 1993 года. В соответствии с указом Президента РФ выборы в Госу­дарственную Думу должны были пройти как на основе традиционной мажоритарной системы - по одномандат­ным округам, так и по партийным спискам. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание. Одно­временно был проведен Всероссийский референдум по про­екту новой Конституции Российской Федерации. Представ­ленный на референдум текст Основного Закона получил одобрение большинства принявших участие в голосовании россиян (около 55 % от общего числа внесенных в списки избирателей).

По итогам проведенных выборов конца 1993 г. в Госу­дарственную Думу партийный состав нижней палаты сложился следующим образом: из 450 депутатских мест наибольшее число мандатов получили представители проправительственного блока «Выбор России», возглавляемого Е. Т. Гайдаром, занявших 96 мест с учетом депутатов, избранных по территориальным округам, а наибольшее число мандатов по партийным спискам (70 мест) неожиданно получила Либерально-демократи-I ческая партия России В. В. Жириновского, что явилось политической сенсацией. Компартия РФ (председатель Г. А. Зюганов) получила 65 мандатов, а ее союзница - аграрная партия России (лидер М. И. Лапшин) - 47. Другие избирательные блоки и партии - «Яблоко», Партия российского единства и согласия (ПРЕС), Демократическая партия России и «Женщины России» получили новом российском парламенте от 14 до 21 места. В целом оппозиционный президентскому курсу состав депу­татского корпуса V Думы определил ту политическую ат­мосферу, в которой начался новый этап государственно­го строительства в России.

Парламентские выборы 1995 г. С конца 1994 г. поли­тическая жизнь России в значительной степени опреде­лялась борьбой ведущих партий и движений за голоса из­бирателей в VI Государственную Думу. В результате про­ведения 17 декабря 1995 г. выборов, в которых приняли участие более 50 % от числа всех избирателей, 5 %-й барь­ер преодолели немногие из 43 избирательных блоков и партий: КПРФ (22 % голосов), ЛДПР (10,9 %), «Наш дом - Россия» (около 10 %), объединение «Яблоко» (бо­лее 7 %).

Итоги выборов по одномандатным округам укрепили позиции этих основных партий и блоков: КПРФ получила 58 мандатов, «Яблоко» - 14, «Наш дом - Россия» - 10.

По сравнению с парламентскими выборами 1993 г. новые выборы продемонстрировали серьезное пораже­ние таких политических и общественных движений, как «Демократический выбор России», «Женщины России», Аграрная партия России, а также Конгресс русских об­щин во главе с Ю. В. Скоковым, А. И. Лебедем и С. Ю. Глазьевым, победу которого предсказывали мно­гие отечественные и зарубежные аналитики.

Расстановка сил в VI Думе отразилась в избрании на пост ее Председателя одного из руководителей фракции КПРФ, Г. Н. Селезнева. Председателем вновь сформи­рованного Совета Федерации стал глава администрации Орловской области, бывший член Политбюро ЦК КПСС Е. С. Строев.

Итоги парламентских выборов 1995 г. отразили глубо­кие противоречия между жесткой политикой реформиро­вания общества, проводимой администрацией Б. Н. Ель­цина, и нарастающим противодействием социальным последствиям этой политики в российском обществе. Действительно, рецепты политики «шокотерапии», при­мененные для оздоровления экономики страны, не при­несли ожидаемых результатов: спад промышленного и сельскохозяйственного производства, «ползучая» инфля­ция и падение уровня жизни 85 % россиян, массовые не­выплаты заработной платы, пенсий и пособий - все это превратилось в постоянно действующие факторы соци­альной действительности современной России.

Выборы в Государственную Думу в 1999 году. 19 декабря 1999 г. состоялись выборы в Го­сударственную Думу, зафиксировавшие существенные изменения в соотношении политических сил. Успех пра­вительственной группировки «Единство» был одновре­менно и успехом премьера В. В. Путина.

Президентские выборы 1996 года. Парламентские выборы 1995 г. в VI Государственную Думу изначально рассмат­ривались в контексте государственно политического раз­вития России как генеральная проба ведущих политиче­ских сил в преддверии главного события 1996 г. - выбо­ров главы российского государства. Уже к началу года ключевые фигуры российской политической элиты - лидеры основных парламентских фракций Г. А. Зюганов, Г. А. Явлинский, В. В. Жириновский и отставной генерал А. И. Лебедь, получивший известность как «умирот­воритель» кризиса в Приднестровье, официально объ­явили о выдвижении своих кандидатур на президентских выборах.

В феврале 1996 г. о своем намерении участвовать в пе­реизбрании на второй срок наконец-то объявил, прибыв специально для этого в родной Екатеринбург, Б. Н. Ель­цин. Помимо основных претендентов на президентский пост в качестве кандидатов зарегистрировались также бывший президент СССР М. С. Горбачев, известный об­щественный деятель, бывший рекордсмен мира по тяже­лой атлетике Ю. П. Власов, вице-президент фонда «Ре­форма» М. Л. Шаккум и, наконец, известный россий­ский предприниматель, руководитель крупной фарма­цевтической фирмы «Ферейн» В. А. Брынцалов. Кроме того, в качестве кандидата на пост Президента РФ был за­регистрирован один из лидеров КПРФ, уже претендовав­ший на эту высшую должность в государстве, А. М. Туле­ев. Однако накануне выборов он снял свою кандидатуру, призвав своих сторонников отдать голоса за председателя КПРФ Зюганова.

Первая половина 1996 г. в политической жизни Рос­сии ознаменовалась беспрецедентной по своим масшта­бам агитационно-пропагандистской кампанией в под­держку действующего Президента РФ. Определяющее влияние на развернувшуюся предвыборную кампанию оказывала группа ведущих российских предпринимате­лей (так называемое «Обращение 13-ти») - руководите­лей крупнейших финансово-промышленных «империй» (в средствах массовой информации они получили назва­ние «семибанкирщины»), которые призвали предпринять все меры для переизбрания Б. Н. Ельцина на второй срок во имя продолжения курса радикальных экономических преобразований и обеспечения их успешной реализации. Перед российскими избирателями была нарисована убедительная картина: от их решения целиком зависел выбор дальнейшего пути развития страны - либо по­строение новой российской государственности на демо­кратических основах и рыночных отношениях, либо воз­врат в «коммунистическое прошлое», к прежним идейным ценностям и социальным стандартам «реального со­циализма».

Проведенные в два тура 16 июня и 3 июля 1996 г. президентские выборы принесли убедительную победу Б. Н. Ельцину, переизбранному на второй срок, то есть до 2000 г. В ходе второго тура голосования Президент Российской Федерации, получивший около 40 млн. голосов избирателей, подтвердил свою роль общепризнанного лидера на российской политической сцене. Таким образом, более трети наших сограждан выступили за поддержку проводимого в стране курса радикальных соци­ально-экономических реформ.

Выборы Пре­зидента в 2000 году. В канун нового 2000 года Президент Б. Н. Ельцин объявил о досрочном уходе со своего поста. Исполняю­щим обязанности Президента был назначен глава прави­тельства В. В. Путин.

Выборы Президента состоялись 26 марта 2000 г. Им был избран уже в первом туре Владимир Влади­мирович Путин. 7 мая 2000 г. состоялась инаугурация В. В. Путина в качестве второго Президента Российской Федерации.


4 Внешняя политика России в новой геополитической обстановке

После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых Государств (СНГ) Российская Федерация, выступив в качестве правопреемника СССР на международной арене, заняла место постоянного чле­на Совета Безопасности ООН и утвердила за собой статус великой ядерной державы. Вместе с тем сложившиеся принципиально новые геополитические условия потре­бовали от российского руководства сформировать соот­ветствующую концепцию внешнеполитического разви­тия. Условно можно выделить два основных этапа форми­рования внешней политики России в современных усло­виях: 1992-1993 гг. были отмечены интенсивным поиском приоритетных направлений во внешней политике России в связи с распадом господствовавшей в течение всего по­слевоенного периода двухполюсной системы «Восток-За­пад», лидерами которой являлись СССР и США; 1994- 1997 гг. стали временем, когда главными задачами явля­лись гармонизация внешнеполитического курса России с политикой ведущих индустриальных держав мира, повы­шение степени интегрированности нашей страны в ми­ровую экономическую систему и ее роли в деятельности авторитетных международных организаций, укрепление лидирующих позиций России на постсоветском про­странстве с ориентацией на более тесные и плодотворные двусторонние отношения со странами СНГ.

Постепенно сформировались два важнейших направ­ления российской внешней политики. Прежде всего это становление и развитие отношений с бывшими советски­ми республиками, или так называемым ближним («но­вым») зарубежьем, а также развитие отношений с веду­щими странами Запада, в первую очередь с США.

В последнее время внешняя политика России все более дистанцируется от Вашингто­на и на глобальном уровне происходит ее переориента­ция на роль ведущей евразийской державы, являющейся ключевым звеном в развитии новых отношений ведущих индустриальных государств Европы и Азии.


Продолжаю делиться своими электоральными картами в России в разрезе районов. Сделал карту думских выборов 1995 года. Сама карта получилась достаточно пестрая из-за того, что тогда в выборах участвовало рекордно число партий - более 40. Целая куча партий заняла первое место хотя бы в одном районе, поэтому на всех даже цветов не хватило. Причем, партии были идеологически на любой вкус. Такое разнобразие в данном случае даже нарушало красоту карты. Но этот пост можно принять и как за повод просто поностальгировать по этим выборам (это для тех, кто их помнит, разумеется). Полные результаты есть в Википедии .

КПРФ заняла ожидаемое всеми первое место с 22,30%. Для нее я даже сделал три оттенка на карте, потому что КПРФ была первой в подавляющей части районов. Больше всего она набрала в тогда уже полностью сформировавшемся “Красном поясе", который виден на карте. Повышенный процент был в большинстве республик, а так же в Кемеровской области, которая голосовала за шедшим третьим номером Тулеева. Тогда КПРФ еще не настолько полностью доминироала на левом после и около трети чисто левых голосов, получат другие партии, о которых я написал ниже. Причем, у КПРФ было больше доминирование среди левого электората в городах, среди более продвинутого электората. Больше всего было за КПРФ было а Алагирском р-не Сев. Осетии - 72,21%. Не считая Чечни, меньше всего КПРФ набрала в Джейрахском районе Ингушетии, где за коммунистов всегда крайне слабо голосуют - 1,44%.

Достаточно неожиданно на втором месте оказалась ЛДПР с 11,18%. Жириновский тогда набрал опять больше, чем давали рейтинги: они показывали куда больший обвал по сравнению с первым местом на выборах 1993 г. Грубо говоря, по сравнению с 1993 г. КПРФ и ЛДПР поменялись местами в процентом отношении. ЛДПР тогда шла на однозначно оппозиционной платформе и то, что оппозиция заняла и первое и второе место на выборах, явно вызвало уныние в стане реформаторов и шансы Ельцина на переизбрание зимой 1995-1996 гг. после этих выборов считались мизерными. Оппозиционность, левизна ЛДПР начала - середины 1990-х годов, сказывалась и на ее электорате. По карте видно, что ЛДПР была первой чаще на Севере, а не на Юге. Но на самом деле это связано с тем, что КПРФ была гораздо сильнее на Юге. ЛДПР же на Юге, в Красном поясе, на селе, набирала не меньше, а даже больше, чем на Севере и в городах. В 1995 г, в отличие от 1993 г., куда значительно больше за ЛДПР стал голосовать и протестный Дальний Восток. Больше всего за ЛДПР было в Погарском районе Брянской области - 38,10%. Не считая Чечни, меньше всего было в Табасаранском районе Дагестана 0,02% или 4%. Кстати, обратите внимание, что ЛДПР на выборах в Госдуму 2011 и на выборах в Госдуму 1995 г. набрала по России одинаковый процент, но ни в одном районе Дагестана у ЛДПР не было ноль голосов, а в 2011 г. нули у них сразу в куче районов. В основной массе районов Дагестана, где практически не было русских, в 1995 г. у ЛДПР были все же десятки голосов, а в более крупных районах или городах, где были русские, сотни и даже тысячи голосов.

"Наш дом Россия" во главе с Черномырдиным занял лишь третье место с 10,13%. Сейчас трудно представить, что партия власти может занять всего лишь третье место на выборах, но тогда были совсем другие времена. Причем, партия власти, как и сейчас, набрала больше всего в республиках. Часть этих голосов мне кажутся сомнительными, но сам факт повышенной поддержки в республиках тем не менее очевиден. НДР заняла первое место почти во всех районах Татарстана. Сепаратистское движение там к ному времени заметно ослабло, но и в обмен на это республика получила немало привелегий, что и сказалось на результате выборов. Высок был результат и в других республиках, а в Чечне голосовали прежде всего федеральные войска. Но на этом совпадения с электоратом Единой России по сути и заканчиваются, разве что можно выделить более проестный Дальний Восток, где был слишком пониженный процент и у НДР и сейчас у ЕР. А так у НДР в русских областях электорат был более городским, хотя и не с такой разницей, как у демократических партий. Среди русских субъектов федерации резко выделялалась сильной поддержкой НДР Москва - 19% и тут у НДР было первое место. Москва больше всего выиграла от 1990-х, так что такой результат понятен. В Питере было почти 13%, но в Питере было сильно Яблоко. Как известно, предвыборной кампанией НДР в Питере руководил председатель регионального отделения партии Владимир Путин, который сейчас не стесняется критиковать лихие 90-е, как будто к власти того времени он не имел никакого отношения. Путину ставилось в вину неудачное выступление НДР в Питере, но таковым оно мне не кажется: скорее процент по городу был таким, какой и должен быть, не выше и не ниже. В осной массе других русских областей у НДР был совсем скромный результат. В целом ряде областей партия власти даже не преодолела 5% барьер. Во многих сельских районах Красного пояса она была на каком-нибудь 10-м месте, устувив всем основным левым и оппозиционным партиям и Женщинам России. Еще любопытно то, что НДР заняла первое место в вотчине Газпрома Ямало-Ненецком АО. Хотя вообще у НДР был повышенный результат во всех районах, имевших отношение к добыче газа. Плюс, разумеется, повышенный процент был в родной для Черномырдина Оренбугской области. Самый же высой результат был в Апастовском р-не Татарстана 76,93%, а самый низкий в Сулемайнстальском р-не Дагестана 0,38%.

В Госдуму прошло и Яблоко с 6,89%, причем, оно набрало меньше, чем давали опросы. У Яблока был чисто городской, интеллигентный электорат. Первое место партия получила в Санкт-Петербурге, который тогда был оплотом яблочников. На первом месте партия была и в ряде других крупных городов: Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Челябинск, Ярославль, Архангельск. 14% партия получила в Ростовской области, просто феноменальный результат: тогда отделение в области было очень сильным и возглавлял его избравшийся в Госдуму по одномандатному округу Михаил Емельянов. А на Камчатке было вообще 17% благодаря Михаилу Задорнову (не путать с комиком), который был позже министром финансов. В Ярославле помогла Елена Мизулина. В Москве Яблоко фактически поделило 2-3 место с КПРФ, набрав почти 15% голосов. Больше всего за Яблоко было в Ленинском районе Ростова-на-Дону 25,04%. Если я не ошибаюсь, это самый образованный район Ростова-на-Дону. Меньше всего было в Цунтинском р-не Дагестана - ноль голосов, и это был единственный район Дагестана и вообще единственный район, помимо Чечни, где совсем мало проголосовавших, где у Яблока было ноль голосов.

Ни одна другая партия в Госдуму не прошла, хотя сразу несколько партий были на грани преодоления 5% барьера. Тогда было много обсуждений того, что прошедшие в Госдуму партии набрали лишь 50% голосов в сумме, то есть остальные 50% фактически не учлись.

Особенно удивило непрохождение "Женщин России". Им даже достался первый номер в таком длинном бюллетене: казалось бы это уже должно было гарантировать прохождение партии, которая по опросам скорее проходила. Это является еще одним свидетельством того, что от места партии в бюллетене едва ли что зависит. "Жещины России" были ближе всего к преодолению 5% барьера с 4,61%. Электорат у них тогда несколько напоминал "Единство" образца 1999 года: более северный, больше в малых городах, а меньше в центральных районах крупных городов, и особенно в Москве, и как правило меньше в республиках. Меньше на селе в Красном поясе, а больше на селе на Севере. То есть меньше было там, где твердо голосовали за основные идеологические партии.

А вот то, что блок радикальных коммунистов "Коммунисты — Трудовая Россия — За Советский Союз” во главе с Анпиловым, Тюлькиным и Крючковым, чуть не преодолел 5% барьер с 4,53% стало полной сенсацией. В опросах они вообще едва ли фигурировали. Помню, когда началось подведение итогов с Дальнего Востока и Сибири, они даже преодолевали 5% барьер, но когда досчитали Европейскую часть, где у них процент был ниже, то все же они не прошли. Блок набирал больше там, где были сильные региональные отделения у составляющих партий, скажем, в Тюменской области, где по списку шел популярный Черепанов. Прилично больше было на селе, причем, непропорционально больше, нежели у КПРФ. В Красном поясе в Европейской части России у блока как раз были средние результаты: то есть тут оплот именно КПРФ. Непропорционально (относительно КПРФ) меньше было в крупных городах, среди самых продвинутых избирателей. Скажем, всего чуть более 1% было в Москве, в 12 раз меньше, чем у КПРФ, хотя по стране у них было в 5 раз меньше голосов, чем у КПРФ.

Достаточно неожиданно не прошел в Госдуму и "Конгресс русских общин" с 4,31%. У него была достоточно активная кампания и пиар по ТВ, а во главе помимо Скокова стояли будущие перспективные политики Александр Лебедь и Сергей Глазьев. Основатель КРО Дмитрий Рогозин тогда еще был мало известен и уступил место в тройке более известным политикам и сам шел под четвертым номером. Возможно, партия просто несколько потерялась в море других партий центриского и умеренно националистического толка, она не имела большого процента твердых сторонников, а харизма Лебедя, которая была хорошо использована на президентских выборах 1996 г., тогда еще не помогла партии: Лебедь был вторым в списке, у него не было настолько мощной раскрутки, а на первом номере Скокове много не возьмешь. Любопытно, что больше всего КРО набрало в Калининградской области: название "русская община" тут было актуально. Очень высок был процент в Тульской области, где избирался Лебедь. Вобще у КРО был достаточно городской электорат. На селе и в республиках же они выступили хуже всего.

Далее c 3,98% шла Партия самоуправления трудящихся во главе со Святославом Федоровым. Федоров тогда был активным политиком с достаточно высокой личной популярностью. Но одного этого для прохождения 5% барьера при таком количетве партий было недостаточно.ПСТ очень много набрала в тюменских округах и судя по лозунгам партии это логично. Самый же высоский процент был в Чувашии, там по одномандатному округу избирался сам Федоров.

Не преодолел 5% барьер и "Демократический выборо России" Егора Гайдара. У него было 3,86%. Хотя сам список был достаточно сильный и в Госдуму прошли 9 одномандатников. Но ”Выбор России" образца 1993 года к тому времени фактически распался на несколько партий, а сама партия потеряла статус как минимум одной из партий власти, что и предопределило исход. Электорат партии был очень городским, интеллигетным, пожалуй, даже больше, чем у Яблока. При менее 4% по стране, в Питере было более 12%, в Москве почти 12%. На Арбате у ДВР было почти 20% и первое место. Были и локальные успехи, скажем, в Челябинской области, урбанизированной, уральской, да еще там и Починок избрался по одномандатному округу в Магнитогорске. Плюс, 12% было в Дагестане. Может быть это чисто результат того, что ДВР была активно против войны в Чечне?

Наконец, последней из партий, которая была хотя бы в пределах досягаемости от 5% барьера, была Аграрная партия. Она получила 3,78%, и в отличие от 1993 г. тоже не прошла в Госдуму. Причины этого, как мне кажется две: банально слишком много партий на любой вкус, плюс усиление КПРФ, а аграрии тогда были чисто сельским филиалом КПРФ. Много партия набрала на селе в субъектах федерации, где у нее были сильные региональные отделения: Башкирия, Удмуртия, Алтайский край, Оренбургская, Кировская, Вологодская область и ряд других.

И близко не подошли к преодолению 5% барьера "Держава" Руцкого с 2,57%. Это партия одного политика. Если бы Руцкой участвовал в выборах 1993 года, то результат был бы другой, но к декабрю 1995 г. после выхода на свободу в начале 1994 г. он несколько "потерялся". 30% и первое место, опередив КПРФ, партия набрала в Курской области, родной области Руцкого. Причем, отрыв от КПРФ был больше всего в центральных районах, в городах.

Почти 2% получила партия ”Вперед, Россия!“ Бориса Федорова, тогда очень активного политика, бывшего и бывшего министра финансов (впрочем, в правительстве до и после этого он был не раз). Он позиционировал себя неким правым политиком и назвал партию по примеру ”Вперед, Италия!“ Берлускони. От остальных либералов отличался тем, что поддерживал войну в Чечне.

1,61% получил блок “Власть - народу!" Николая Рыжкова и Сергея Бабурина. Идеологически они тогда были чем-то между коммунистами и национал-патриотами. Партий и блоков тогда было много на любой вкус: почему бы и такому не быть? Причем, в Госдуму прошли сразу 9 одномандатиников. Это тот случай, когда у партии достаточно сильный список на местах, но нет сильного общенационального политика во главе. Плюс, нет доминирования на каком-то одном электоральном поле. На выборах 2003 г. КРО фактически слили с частью “Власть народу” и при сильной раскрутке интересных лидеров (Глазьев и Рогозин), при сильных региональных списках и при востребованной идеологии, сразу же получился успех. В 1995 г. “Власть - народу!" получила больше там, где просто голосовали за ее представителей на местах, особенно в Омской области, где избирался Бабурин.

Первоначально Кремль пытался облапошить избирателей попыткой создать некую двухпартийную систему: один правоцентриский блок: "Наш Дом Россия“ и один левоцентриский блок: "Блок Ивана Рыбкина“ - спикера Госдумы. Но это сейчас у Кремля есть рычаги для создания партийного поля по утвержденным чертежам. Тогда эта попытка с треском провалилась, и помимо, третьего места НДР, "Блок Ивана Рыбкина" с самого начала едва ли подавал признаки жизни. Партия получила всего 1,11% голосов.

Свои блоки тогда были у Эллы Памфиловой, Ирины Хакамады, и других,которые сильно раскалывали демократический электорат. Были и полушуточные партии, типа Партии любителей пива, которая набрала 0,62%, или же Блок Джуны. Была и крайне националистическая, антисемитская Национально-республиканкая партия Николая Лысенко, который прославился тем, что не смотря на свою украинскую фамилию, разорвал украинский флаг в Госдуме. Но на выборах это не особо помоло и партия набрала 0,48%, хотя у нее было 3% в Краснодарском крае, где был и сильный список, и вообще сильны крайне националистические настроения. Были и партии или блоки на профессиональной основе: "Ассоциация адвокатов России" (кстати, получили 0,35% - явно больше, чем число адвокатов в России), "Союз работников ЖКХ". Несколько партий и блоков, участвоваших в выборах, вобще были непонятно кто такие, откуда взялись и чего хотели: типа ”Думы-96", ”Поколение Рубежа". Результат на выборах у них был соотвествующий: 0,08% и 0,06% соответственно, хотя частично может быть кто-то просто не туда галочку поставил.

Как ни странно, единственной по сути региональной партией (да и то не чисто), было ”Преображение отечества“ Эдуарда Росселя, который до этого избрался губернатором Свердловской области. Основную массу голосов она там и получила и была первой в целом ряде районов и городов. В самом демократическим Екатеринбурге был "Наш Дом Россия", при том, что и Яблоко и ДПР от него не так уж сильно отстали, а по более левым окраинам ЛДПР, КПРФ или АПР, а в остальной более центриской части, на первом месте было "Преображение отечества". Не региональной, но основанной по религиозному признаку, была партия мусульман "НУР", которая получила 0,57%. Но среди самих мусульман она преодолела "виртуальный" 5% барьер.

Еще мне запомнились эти выборы тем, что тогда в списки было модно ставить актеров и вообще деятелей культуры. Вторым номером по списку НДР шел Никита Михалков. Третьей у ДВР была Лидия Федосеева-Шукшина. Третьим у Партии самоуправления трудящихся Александр Пороховщиков. Третьей у Женщин России - Наталья Гундарева. Третьем в блоке Громова “Мое отечество" - Кобзон. Вторым у движения “Кедр” - Леонид Якубович. Третий в блоке Джуны - Александр Панкратов-Черный. Ролан Быков был вторым в партии "Общее дело" Ирины Хакамады. Вторая в списке “Стабильная Россия” - Элина Быстрицкая. Третья в списке “Федерально-демократическое движение" - Римма Казакова (откуда она могла о нем узнать? Даже я, любитель российской политики, его не знал и не помню). Ну, и наконец, блок Станислава Говорухина, разумеется, возглавил сам режиссер. После этих выборов стало очевидно, что деятели культуры в списке совершенно ничего не приносят партии на выборах, и на будущих выборах они все же реже были в самой верхней части списков.

А чем запомнились эти выборы вам?

65% избирателей, вместо едва превысивших 50% в 1993 г.

Партийное представительство депутатов новой Думы в 1995 г. серьезно изменилось. Если в 1993 г. в избирательный бюллетень были внесены 13 избирательных блоков и объединений, и 5%-ный барьер преодолели 8 из них («Выбор России», Партия российского единства и согласия (ПРЕС), Яблоко, КПРФ, ЛДПР, «Женщины России», Аграрная партия, «Новая региональная политика»), то в 1995 г. барьер преодолели 4 объединения из 43 (КПРФ, ЛДПР, «Наш дом - Россия» (НДР), «Яблоко»). Относительное большинство в Госдуме составили коммунисты, за что ее прозвали «красной». Их представитель - Г.Н.Селезнев - был избран Председателем Государственной Думы.

Выборы 1995 г. укрепили российский парламентаризм, сделали многопартийность в России устойчивой реальностью. К началу 1996 г. Министерством юстиции было зарегистрировано 83 партии. Российское общество совершило серьезный шаг в развитии политико-правовой культуры и демократии.

Выборы Президента1996 г

Виюне-июле 1996 г. состоялись президентские выборы - первые выборы Президента суверенной России. Они проходили на альтернативной основе и прошли в два тура. 16 июня 1996 г. никто из 10 претендентов не набрал абсолютного большинства голосов избирателей, необходимого для победы в первом туре. Во втором туре президентских выборов (3 июля 1996 г.) победу одержал Б.Н.Ельцин. Он был избран Президентом России на второй срок. За кандидата от оппозиции, лидера КПРФ Г.А.Зюганова проголосовало 40% избирателей, принявших участие в выборах.

Выборы 1999 г. В VII Государственную Думу и Президента рф 2000г

19 декабря 1999 г. в России состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания 3-го созыва. Большинство мест в парламенте вновь завоевали коммунисты, чуть меньшее количество голосов получили представители проправительственного блока «Единство» (Медведь). Пятипроцентный барьер преодолели еще 4 объединения: центристский блок «Отечество - вся Россия» (ОВР); праворадикальный «Союз правых сил» (СПС); «Яблоко» и «Блок Жириновского». В целом состав Государственной Думы РФ 3-го созыва оказался значительно более правым, чем состав Думы 2-го созыва. Председателем ГД вновь был избран Г. Н. Селезнев.

После убедительного успеха на парламентских выборах проправительственного блока «Единство» Президент РФ Б.Н. Ельцин принял решение о передаче своих полномочий Председателю Правительства РФ В.В. Путину. 31 декабря 1999 г. он подписал указ о назначении В.В. Путина временно исполняющим обязанности Президента РФ 26 марта 2000 г. состоялись досрочные выборы Президента РФ. В первом же туре им был избран В.В. Путин. Принятый им политический курс характеризуется, прежде всего, усилением начал суверенной российской государственности.

Национальный вопрос

В 1992 г. огонь межнациональных конфликтов перекинулся через Кавказский хребет на территорию России. Вначале он разделил на две республики единую Чечено-Ингушскую республику, затем привел к кровавой североосетино-ингушской резне. Ингуши с оружием в руках стремились вернуть себе территорию, с которой их согнали во время войны и не вернули в ходе реабилитации 1957 г. В конце 1992 г. российскому руководству пришлось использовать вооруженные силы для разведения враждующих сторон. Реституционные акты, не подкрепленные продуманной социально- экономической политикой, привели к нагнетанию конфликта.

Проблема беженцев и вынужденных переселенцев превратилась в одну из самых острых политических проблем республики. Общая численность таких граждан за последние два года достигла более миллиона человек. Основной поток мигрантов шел из Средней Азии, Закавказья и Казахстана. Две трети их составляли русские. Усилился и выезд граждан России в другие государства ближнего и дальнего зарубежья.

Главным дестабилизирующим фактом общественно-политического развития России в 1994-1996 гг. стала «чеченская война». Ввод войск в Чечню в декабре 1994 г. с целью «восстановить конституционный порядок» не привел к подчинению республики общефедеральным законам. Чеченские сепаратисты встретили федеральные войска огнем. Вооруженный конфликт стал затяжным и кровавым. Несколько раз он прерывался мирными переговорами и вновь разгорался. Чеченские боевики совершили ряд дерзких террористических актов против мирного населения других регионов России с целью оказать давление на правительство. Чеченский кризис вскрыл слабую боеготовность российской армии, усилил ее деморализацию, одновременно показав непригодность военных методов в решении сложных национальных вопросов. Конфликт в Чечне стал общенациональной трагедией как для чеченцев, так и для всех граждан России. В ходе боевых действий с декабря 1994 г. по май 1996 г. в Чечне погибло 8 тысяч солдат федеральных и 2,5 тысячи солдат чеченских войск, а также тысячи мирных граждан. В августе 1996 г. между руководством РФ и сепаратистов была достигнута договоренность о прекращении военных действий и выводе федеральных войск из Чечни к концу 1996 г., о проведении президентских выборов в республике, которые были проведены в начале 1997 г. В августе 1999 года нападением на Дагестан и рядом крупных террористических актов чеченские боевики спровоцировали начало новой военной кампании на Кавказе. Федеральные войска были вновь введены на территорию Чечни.

Утвержденная Указом Президента от 15 июня 1996 г. «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации» в качестве основополагающего принципа этой политики провозгласила сохранение исторически сложившейся целостности РФ, равноправие всех субъектов Федерации с федеративными органами государственной власти.



Поделиться: