Uncharted 3 игромания. Кэтрин Марлоу

Студия Naughty Dog, подобно герою игры Натану Дрейку, сиганула через пропасть, отделявшую приличный акробатический шутер от отличного боевика. Переход же к третьей части скорее напоминает осторожное топтание на узком карнизе. Формула успеха найдена, технологии обкатаны, Лара Крофт окончательно свергнута с трона. Доказывать больше нечего. Остается сетовать на то, как трудно сделать виртуальный песок и подсчитывать кассу.

Дрейк Аравийский

Любопытные читатели, уже «промотавшие» текст рецензии, чтобы взглянуть на оценку, наверняка удивились его скромному объему. Уж не обессудьте — сколько нововведений, столько и букв. Разработчики шли проторенной тропой в кампании, «коопе» и сетевом режиме. Заметнее всего изменилась боевая механика. Рукопашные драки стали живее и разнообразнее, а стрельба, как уверяют дизайнеры, гораздо честнее прежней. Правда, к ней сначала надо привыкнуть, особенно ветеранам Uncharted 2 — их первая автоматная очередь улетит в «молоко». Переучиваться следует быстро, иначе наглые противники, ловко перебегающие между укрытиями и заходящие с флангов, отправят на вечный покой.

Понятно, отчего Naughty Dog не захотела идти ва-банк — зачем ломать такой надежный фундамент, да еще в столь сжатые сроки? Конечно, чем больше времени мы проводим в обществе Дрейка, тем чаще замечаем самоповторы. Увидели головоломку, «размазанную» по просторному залу, — значит, сразу после ее решения будем воевать с толпой врагов. «Стелс»-экскурсия по восточному музею, скаканье по конвою из грузовиков, 5-6 сцен, где Натан улепетывает «на камеру» от смертельной опасности, финал, до боли похожий на развязку Uncharted 2 … Сегодня подобные моменты тревожат. Завтра, если авторы не сменят курс, непременно вгонят в тоску.

Хотя не так уж важно, свежие они или нет — ведь исполнение безупречно. «Задники», анимация, освещение, музыка, звук, спецэффекты великолепны. Куда бы ни занесла нас нелегкая — лондонский паб, пропахший табачным дымом, или пестрые улочки знойной Сирии, огромное морское кладбище мертвых кораблей или дюны пустыни Руб-эль-Хали, якобы скрывающие затерянный город Ирам, — ощущение, будто мы смотрим голливудский блокбастер, не покидает ни на секунду. Постановочные сценки по-прежнему хороши и как всегда приправлены остроумными диалогами.

Разве что запоминающихся событий меньше. По-настоящему крепко в память врезается один уровень — океанский лайнер, перестроенный пиратами в плавучую базу. Неистовая стихия сперва раскачивает корабль, заливая отсеки поразительно всамделишной водой, а затем опрокидывает на бок, превращая и без того зрелищную вылазку в интерактивный «Титаник». Ух!

А вот сценарий на высоте. Если Killzone 3 , Gears of War 3 , F.E.A.R. 3 и прочие «триквелы» 2011-го разгребают старый сюжетный багаж, Uncharted 3 , свободная от обязательств, просто забрасывает своих героев в очередную безумную авантюру. Впрочем, на сей раз авторы не упустили шанс порыться в далеком прошлом Натана и его наставника Виктора Салливана. Лихо закрученная интрига связывает «флэшбеки» с археологическими раскопками Лоуренса Аравийского, европейскими тайными орденами и странствиями мореплавателя Френсиса Дрейка. Кстати, ничуть не хуже, чем в трилогии про Индиану Джонса.

Die together, play alone

Жаль, распутывать тайны придется в одиночку. Naughty Dog прикрутила модное стерео-3D, но упорно не желает внедрить «кооператив» в основную кампанию. Вместо этого нам подсунули пять эпизодов «по мотивам» и «Арену» — простенький аналог «Horde» из Gears of War 2 . О культовом шутере Epic напоминают и разборки в формате «2 vs 2 vs 2».

Соревновательный мультиплеер вообще не преподносит сюрпризов. Лишь редактор аватара разжился приятной косметической мелочью, новые карты бодрее и динамичнее (чего стоит взлетающий грузовой самолет!), в окошке Uncharted TV крутят яркие фрагменты недавних матчей, а список друзей умеет цепляться к Facebook. «Бустеры» и награды за убийство соперников переработаны в угоду балансу.

По большому счету, сетевая часть в ее нынешнем виде уступает предшественнице по количеству всяких забав, хотя прореху неизбежно закроют. Вслед за Gears of War 3 , Uncharted 3 предлагает самым преданным фанатам «сезонный абонемент» на грядущие дополнения, но с оговоркой — «сингловых» DLC не ждите. Как утверждают руководители Naughty Dog, в их студии мыслят с широким размахом. Каждый «мозговой штурм» порождает уйму интересных задумок для полноценного сиквела, которые не втиснуть в цифровой колбасный обрезок.

* * *

Если это и впрямь так, будущее Uncharted — в надежных руках. Дайте этим людям больше двух лет на разработку, и они опять поразят мир.

Поставленные перед задачей совершить в Uncharted 3 революцию Naughty Dog решили взять приемы, характерные для большого кино, смешать их с максимальным количеством вау-моментов и продвинутой технологией. Учитывая тот факт, что все студии Sony складывают свои наработки в один котел, откуда технология распределяется между партнерами, сделать это при наличии неограниченных ресурсов Sony и почти гениальной Эмми Хеннинг было несложно.

Новая часть саги начинается в Лондоне, где Салли и Дрейк обсуждают свои дела в простом английском пабе, чтобы стать жертвой внезапного нападения. Здесь же они встречают своего основного врага. У Кэтрин Марлоу из тайного общества (с намеком на тамплиеров и оккультистов из Золотой Зари) старые счеты со сладкой парочкой. Здесь же нас знакомят с еще одним героем - Чарли Каттером, весьма смахивающим на Джейсона Стэтхэма, - отчаянным охотником за удачей, страдающим от клаустрофобии. Позднее к тройке присоединяется старая знакомая - Хлоя, по воле дизайнеров игры теперь смахивающая на азиатку, и еще один персонаж, знакомый по предыдущим частям повествования. Собравшись вместе, герои преодолевают преграды, скрываются от преследователей, возвращаются в прошлое в поисках ответов, бродят по пустыне, взрывают самолет, захватывают табун лошадей, ломают ноги, влюбляются и расстаются, и повторяют кое-какие фрагменты из второй части. По ходу сюжета нам предстоит узнать тайну предательства Френсиса Дрейка, сыграть за маленького Натана и пройти дорогой Лоуренса Аравийского. Также, то ли в шутку, то ли на полном серьезе вам объяснят историю возникновения агента 007.

Юмор - один из главных коньков Uncharted 3. Если во второй части он пробивался с трудом, как трава сквозь асфальт, то в третьей главе на скетчах и гэгах строятся целые сцены. Причем, юмор не упирается в тупые американизмы, а старается следовать английским канонам, претендуя на эстетство. Второй момент - это кинематографичность геймплея. И это не только шикарные ролики и диалоги, но и то, как игра обращается со своим зрителем и непосредственным участником. Вас ведут через игру, как ребенка через дорогу. Вы не можете разгадать головоломку, игра ненавязчиво подтолкнет вас к выходу, предложив решение, которое вам, правда, придется воплотить своими руками. Даже обучение происходит через забавные диалоги героев, а об опасности предупредит резкий окрик напарника - “Побежали!”. Если вы часто падаете с обрыва во время динамичных сцен - игра специально сохранит вас после трудного для вас момента. Слишком увлекаетесь исследованием ненужных частей мира - игра возьмет вас и плавно, почти незаметно подтолкнет к выходу.

В целом, сюжет развивается по всем канонам - увлекательно-детективная завязка в начале, постепенное раскручивание спирали - расследование, решение головоломок и нахождение артефактов и увлекательная кульминация, в которой присутствует ложная концовка. Натан Дрейк не обойдется и без любовной линии, которая появится в середине и не закончится в конце. Как я уже отметил выше, в сюжетную ленту вставлен кусок из детства главного героя, а именно тот момент, когда он познакомился с Салли и завладел кольцом Дрейка. При этом игра держит баланс между исследованием мира, головоломками и стрельбой, делая незначительный упор на последнее во второй половине игры. При этом игра активно использует современную технологию. На гигантском корабле вам предложат участие в одной из самых запоминающихся схваток в современной истории игр, с волной смывающей врага за борт, плавающими контейнерами-укрытиями и врагом, готовым нанести смертельный удар. Физика жидких тел засверкает всеми красками на том же корабле, а игра со светом и тенью найдет воплощение в специальной головоломке. Ну и конечно пауки: вы никогда не видели такой прекрасной и смертельной живой массы. Пропустить эти сцены невозможно, как и оторваться от них. Особенно мне запомнилось одиночество пустыни Руб-Эль-Кали. По несколько минут главный герой под вашим управлением бредет по пескам. Сначала вы видите разбившийся самолет и находите там немного провизии и Автомат Калашникова, а потом все дальше отдаляетесь от самолета. Следующий момент - вы видите Натана с высоты птичьего полета, горько бредущего по бархану. Через минуту вы уже за спиной у Дрейка и видите мираж. Еще через минуту, находите колодец. И все это смонтировано через «уход в черное» и смотрится частью полнометражного фильма. Будоражит кровь еще и то, что вы управляете передвижением героя, но при этом совершенно не понимаете на протяжении наверно двадцати минут - что делать дальше и как быть. Атмосфера накрывает вас с головой.

Uncharted 3 - это история не о поиске сокровищ, а об отношении людей. Может ли человек предать государство ради всеобщего блага. Кто важнее: отец по крови или тот, кто воспитал сына? На что можно пойти ради родного человека. Отец и сын, любовь и смерть, предательство и человечность - эти и другие темы остаются в основе игры.

Графика в Uncharted 3 достигает верхних границ PS3. Особенно хорошо удались растворенные в физике вода, песок, огонь и взрывы. Вкупе с музыкой, которая также поражает своими мажорными оркестровыми темами - они создают общую атмосферу, с каждым поворотом сюжета натягивая струну все сильнее. Также важно отметить то внимание к деталям, та скрупулезность, с которой разработчики из Naughty Dog прорабатывали каждую мелочь в игре. Ранее такого внимания удостаивались лишь рпг из страны Восходящего Солнца. Таким образом, мы имеем первую детально проработанную игру: 1. Не из Японии 2. В жанре экшн-адвенчур. Замечу, что это также выделяет Uncharted 3: Иллюзии Дрейка из общей массы игр.

Если вернуться к экшен-составляющей, то кроме стандартных для серии перестрелок больше внимания уделено рукопашному бою. Вы можете блокировать, отбивать, перехватывать удары, наносить комбо и добивать врага в серии QTE. И хотя перестрелок осталось предостаточно, иногда решить дело кулаками проще, а еще приятнее втихую убрать всех врагов и преспокойно направиться дальше, особенно, если стелс просто необходим для прохождения кишащего врагом уровня. Иногда игра предлагает прекратить стрельбу, и резко удрать прочь - и тут проблема лишь добежать, поскольку искусственный интеллект стреляет метко. Вообще действия искусственного интеллекта можно и нужно оценить высоко, поскольку враг стремится не просто спрятаться за укрытием и застрелить вас оттуда. Если есть такая возможность, противники будут обегать, заходить со спины и создавать немало проблем.

Если говорить о недостатках Uncharted 3, то они есть, но их немного. Кроме неудачных ракурсов камеры во время специальных сценарных погонь, когда из-за неправильно угла обзора вы просто погибаете или не успеваете вовремя вскарабкаться по лестнице, в игре есть неприятности покрупнее. Например, отталкивание противника и перехват висят на одной кнопке, поэтому если вас атакуют из миномета, и вы хотите сбежать перекатом, то оказавшийся рядом враг разрушит ваши иллюзии на спасение, принеся медленную смерть себе и Натану Дрейку. Сюжетные дыры и недоработки менее опасны, но встречаются несколько раз за игру. Например, почему нам не дают сыграть за Чарли или Хлою, когда это логично вытекает из сюжета или как действует неизвестный яд секунду назад убивший врага, но не тронувший Дрейка. Не говоря уже про карты таро и историю таинственного ордена. Ну и конечно финальный эпизод слишком грубо скопирован из второй части игры.

Лично мне не хватило головоломок в игре, и хотелось бы увидеть более сложные загадки. Сильнее всех запоминаются две: одна в гробнице во Франции, где предстоит правильно расставить животных на доске с помощью хитрого механизма, вторая же находится в Йемене в зале с кучей дырок на полу и расставленными, кажется, хаотично частями тела. Решение не оказалось сложным, но сама головоломка вызывает неподдельный интерес.

Uncharted 3: Иллюзии Дрейка - это во многом революционный проект, собравший в себе все современные технологии и максимально просчитанный сценарий, где пауки, взрывы, световые головоломки и то, что модно называть сторителлинг собираются в одно большое и вкусное блюдо. Если бы не локальные проблемы с управлением и камерой, не считая сюжетных дырок и самокопирования - Uncharted 3: Иллюзии Дрейка могла бы стать идеальной игрой. Но даже в шаге от совершенства она остается одной из основных причин покупки PS3.

Тестировалась версия для PS3

Название игры: Uncharted 3: Drake’s Deception
Жанр: Third Person Action, adventure
Разработчик: Naughty Dog
Издатель: Sony Computer Entertainment
Похожие игры: Uncharted: Drake"s Fortune, Uncharted 2: Among Thieves
Платформы: PS3
Дата выхода: 02 ноября 2011 года
Официальный сайт: http://www.naughtydog.com/games/uncharted/

«…Выбросьте из головы затерянные города,
экзотические путешествия и раскопки.
Мы не следуем картам зарытых сокровищ,
и клад нигде и никогда не помечен крестом...»
к/ф «Индиана Джонс и Последний Крестовый Поход

Начинается игровая история с сорвавшейся сделки, которая не очень нравится обеим сторонам: Натан Дрейк, главный герой игры, не расположен расставаться с фамильным кольцом, в то время как покупатели и, по совместительству, главные негодяи, прижимисто экономят на приобретении. Закономерным итогом такой несговорчивости становится залихватская кабацкая драка, которая заодно обучает игрока необходимым в мире Uncharted приемам самообороны. Собственно, с самого начала игры приходит понимание двух немаловажных фактов: во-первых, Uncharted 3 будет зрелищным, а во вторых, нас ждет насыщенный, интересный и закрученный сюжет.

Вот оно, суровое и благородное лицо потомка известного корсара, главного героя Uncharted 3: Drakes Deception

А вот и пара его соратников. Узнали Елену Фишер?

Да и как могло быть иначе? Что фильмы, что игры (по крайней мере, те из них, что запоминаются) о похождениях многочисленных коллег доктора Джонса-младшего интригуют прежде всего захватывающим сценарием, в котором обязаны присутствовать неисследованные территории, древние цивилизации и туманные легенды. В качестве времени действия для таких приключений, согласно классике жанра, наилучшим образом подходит первая половина ХХ века: с одной стороны, на планете, не окруженной спутниками, остается еще достаточно укромных мест, способных заинтересовать искателя приключений и быстрой наживы, с другой же - техническая оснащенность последнего уже позволяет ему надеяться не только на свою феноменальную выживаемость. Пожалуй, сценаристы серии Uncharted немного рисковали, помещая действие в современные реалии, в которых уже сложнее было получить неповторимую атмосферу «белых пятен». Но опасения оказались излишними - Naughty Dog наилучшим образом продемонстрировали нам, что настоящие приключения возможны во все времена.

Злобная блондинка пожилого возраста празднует победу над героями. Временную, конечно

Помните старый фильм «Укол зонтиком»?

А этот дядя с выдающимся носом тоже попортит вам немало крови

Игра вращается вокруг поисков древнего города Ирама, погребенного где-то в песках пустыни Руб-эль-Хали. Согласно бедуинской легенде, туда царь Соломон отправил отбывать пожизненный срок злобных джиннов, и именно этот город отправился искать в XVI веке знаменитый корсар Дрейк, получив задание лично от английской королевы и ее советника. Натану, мнящему себя потомком великого мореплавателя (по ходу игры последует намек на то, что это совсем не так), не дает покоя загадка: отчего же пра-пра-пра-и-так-далее-дедушка Френсис не только не обнародовал свою находку, но еще и старательно подтер все сведения об экспедиции, убедив окружающих и историков в том, что полгода болтался в Ост-Индии.

На верный путь героев игры, как положительных, так и отрицательных (интерес которых уже далек от чистого любопытства и зиждется, как водится, на жажде личной власти), наводят записи въедливого Томаса Эдварда Лоуренса, вояки и путешественника, позднее известного как Лоуренс Аравийский. В соответствии со сценарием игры ему довелось проследить большую часть пути Дрейка и его дневник служит игроку путеводной нитью повествования.

Без авиакатастрофы никак нельзя - не поймут-с

Вот так в Uncharted 3: Drake’s Deception некоторых непонятливых приходится учить правилам пожарной безопасности

Как все мы знаем из приключенческих книг, фильмов и игр, древние цивилизации просто не умеют исчезать тихо и бесследно, это ниже их достоинства. Даже спустя тысячи лет о них кто-то, да помнит (пускай даже бедуин в пустыне), в затерянных городах накоплено богатство, сравнимое по стоимости с общим валовым продуктом не самой бедной страны, а инженерному искусству древних современные коллеги завидуют черной завистью: питаемые от неизвестного источника энергии механизмы трехтысячелетней давности работают, словно только что смазанные. И, конечно же, все эти старинные народности никак не могли бы считать себя высокоразвитыми цивилизациями, если бы не любили головоломки. С ископаемыми паззлами вам придется столкнуться не раз, впрочем, вряд ли они отнимут много времени.

Страсть к заброшенным постройкам у Дрейка в крови

Игровой процесс выполнен от третьего лица и только за Дрейка. Он бодрой рысью (порой - заплетающимися шагами) перемещается по локациям, дергает переключатели, постреливает в противников, а некоторым просто и без затей бьет в лицо. Между этими событиями приключенец трудной судьбы с обезьяньей ловкостью, приобретенной, видимо, еще во времена проведенного в Картахене трудного детства, карабкается по стенам и карнизам, ловко перепрыгивает с уступа на уступ и вообще демонстрирует почти полное отсутствие как страха высоты, так и инстинкта самосохранения («почти» - это потому, что иногда, не в самый подходящий момент, Дрейк все же вспоминает о хрупкости своего существования).

На лице убегающего от потока воды героя так и читается: «Больше никогда в жизни!». Врет, конечно.

Uncharted 3 до предела кинематографичен. С одной стороны, это позволило проекту приобрести потрясающую зрелищность, не только наполнить игру падающими самолетами, тонущими кораблями и рушащимися строениями, но и продемонстрировать все это игроку с наилучшего ракурса, дать почувствовать все величие и всю драматичность момента. С другой же стороны, игра полностью лишена хоть какой-нибудь свободы действий. Все локации сводятся к коридорам без ответвлений, к заветной цели ведет лишь один путь, а участие игрока в диалогах не предусмотрено в принципе. Значительная часть игрового процесса сведена к интерактивному фильму, наподобие Fahrenheit, требующему от геймера своевременного нажатия нужной клавиши на контролере и просмотра разворачивающегося действия. Хорошо это или плохо? Пожалуй, в данном случае скорее хорошо, ведь Uncharted 3 ни разу не претендует на лавры RPG, и, главным образом, старается поведать нам захватывающую историю, представляя оную во всей красе. Игра изначально не предполагает какой-либо свободы действий, что совершенно не нарушает ее гармонию.

Поднимать руки вверх вам предстоит часто. Даже слишком, пожалуй...

Равно как и самым спешным образом покидать места катастроф, причиной которых становитесь опять же вы

Если враг не сдается - его уничтожают. Если врагов много, то их уничтожают автоматическим стрелковым оружием. Последнего, в общем-то, не так уж и мало, все-таки игра - не чистый экшен. Дрейк способен утащить на себе один образец короткоствольного оружия (пистолет или пистолет-пулемет) и один длинноствол, чье разнообразие включает в себя ружья, автоматы, винтовки, гранатометы и пулеметы. Переносимого арсенала вполне хватает для игровых перестрелок, которые выполнены, скажем так, на достаточном уровне. Конечно, боестолкновения в Uncharted 3 не дотягивают до уровня забористого боевика, но развлечь способны: противники метко стреляют, громко ругаются и опасливо прячутся за укрытиями. В качестве приправы для игры жанра adventure вполне достаточно. Сами же злобные враги накатывают, как правило, толпами, никаких особенных эмоций не вызывают и представляют собой армию статистов, одетых, в зависимости от локаций, в деловые костюмы одинакового покроя или в традиционные арабские одежды.

Противник часто навязывает крайне неудобные для боя места

Рукопашные бои выполнены уже интереснее, даже с выдумкой. В принципе, дракой заведуют всего три клавиши, одной из которых производится удар, второй - уклонение, а третья позволяет схватить противника за грудки. На деле же, в зависимости от места действия, количества противников и их движений, процесс мордобоя каждый раз отличается от предыдущего и демонстрирует все ту же залихватскую голливудскую кинематографичность: противнику можно врезать по голове бутылкой у стойки бара, эффектным приемом перехватить у него оружие или, например, дернуть чеку с висящей на оппоненте гранаты, отпихнуть несчастного ногой подальше от себя и с садистским наслаждением любоваться его судорожными попытками (всегда тщетными) избавиться от взрывоопасного предмета. Эта часть игры выполнена, безусловно, красиво. И душевно.

Персонажи и их характеры снова заставляют вспомнить о хорошем приключенческом кино. Нельзя сказать, что они уж очень глубоко проработаны, но выглядят вполне себе живыми. Особенно это касается главного героя и его верного спутника и наставника, Виктора Салливана, чему немало способствует глава в начале игры, окунающая Дрейка в его босоногое детство. А в остальном - герои благородны до конца, негодяи до самого же конца демонстрируют подлость и меркантилизм, за что и расплачиваются. Бедуины таинственны, торговцы на базаре крикливы - весь набор штампов и шаблонов налицо. Но исполнено качественно, как раз ровно настолько, чтобы было заметно отличие классики от банальности.

Зрелищная игра, помимо впечатляющих ракурсов, требует приятной глазу графики. Разработчики не подкачали - смотрится Uncharted 3 почти как фильм. Это касается не только спецэффектов, взрывов и текстур, но и персонажей. Все они отлично прорисованы и должным образом «оживлены», а их лицевая анимация, хоть и значительно уступает таковой в L.A.Noir, все же выгодно выделяет Uncharted 3 на фоне множества подобных проектов. В игре чувствуется внимание к деталям, множество мелочей, каждая из которых сама по себе не имеет ни малейшего значения, в сумме создает неповторимую атмосферу каждой локации, будь то восточный базар, средневековый французский замок или затерянный в песках город. Тщательность разработчиков, без сомнения, заслуживает уважения.


Крайне редко встречаются видеоигры, которые не просто развивают жанр, заставляют его двигаться в новом направлении, но создают образец для подражания для всей игровой индустрии. Причем словосочетание «недостижимый идеал» в данном случае, наверное, даже принижает достоинства Uncharted 3. Я просто не могу назвать конкурентов, видеоигры, которые смогли бы приблизиться к результатам трудов Naughty Dog. В этом году мы уже неоднократно писали о том, что эксклюзивы для PS3 – это повод для гордости. И вот среди них есть сериал, на который следовало бы ориентироваться всем остальным. Теперь это совершенно ясно.
Первое и самое главное: в успехе третьего выпуска Uncharted никто не сомневался. Просто поразительно, как у Naughty Dog все еще находятся идеи для приключенческой игры, которая начинала с очевидных заимствований и имела множество провисаний там и тут. Приятно, что они находят силы искать новые решения, и, кажется, ничто не может ограничить полет их фантазии. Знаете ведь, как бывает: задумаешь что-то, но тут же сталкиваешься с очевидными трудностями. А тут все по-другому. Любую свою задумку разработчики реализуют на недосягаемом уровне, всегда находят, чем удивить игрока. И при всем это игра не выглядит как аттракцион, как набор эффектных сцен или динамичных эпизодов со стрельбой. Uncharted – это произведение искусства в полном смысле этих слов. Причем совершенно неважен тот факт, что ориентир в данном случае выбран максимально приближенный. Да, это в некотором роде кино. Но дорогое кино. Красивое. Интересное. Увлекательное. Оно оперирует всеми жанровыми наработками, и все равно производит удивительное впечатление – это кино хочется пересматривать снова и снова. Герои вызывают симпатию, вместе с ними переживаешь трагические моменты. Все здесь – от выбранного ракурса до правильно выведенной драматургии – представлено в совершенном виде, и поэтому происходящему на экране веришь уже с первого кадра. Ведь что самое смешное: третья часть начинается не с каких-нибудь захватывающих дух сцен и всего такого. Она начинается с диалога. Но игрока это не смущает, потому что правильно поставленный диалог может сообщить и впечатлить куда больше, чем взрывы, катастрофы и падения самолетов.


Перестрелки стали динамичнее и разнообразнее. Плюс, появилась возможность подойти к противнику и сломать ему челюсть могучим кулаком.Старый враг у Салли и Дрейка общий – бабушка, которая любит сквернословить.
При этом важно заметить, что это ни в коем случае не выжатая по последней капле похвала графике. Да, визуально третий выпуск безупречен, но кичиться только этим было бы крайне глупо. В миллионе других игр можно встретить превосходно нарисованную пустыню (хотя…), джунгли и что-либо еще. В общем, достойную графику. Тут это не самоцель и даже не инструмент, а простая необходимость, нужная для того, чтобы не вызывать лишних сомнений, чтобы не создавать дополнительные условности. Uncharted 3 не имеет смысла разбирать на составляющие. Вот здесь, скажем, эпизод с дракой в пабе, где Натан Дрейк демонстрирует умения отбиваться от английских фанатов не хуже Бэтмана из Arkham City. Удар, контратака, захват, удар сковородой по голове, если она оказалась рядом, или кастрюлей, или просто башкой о барную стойку. А вот воспоминания из прошлого главного героя, где ни драться, ни стрелять не дают – надо только лазать по карнизам и выслеживать цель. Тут вопрос не в том, какие приемы используют разработчики, чтобы заставить игрока сказать «Ваааау!» при виде панорамы с тонущим кораблем, а в том, как они грамотно сочетают одно с другим, не нарушая повествовани и при этом не заставляя скучать у экрана.
По насыщенности контента, содержания, мне сложно привести пример второго такого интерактивного приключения. Naughty Dog наигрались с перестрелками и поняли, что разбавлять геймплей за их счет глупо – лучше давать их точечно, а само количество сократить, либо разбавить экшн-сценами. Благодаря этому удалось избежать «постановочности», камерности действия. Удалось добиться плавного повествования. Разделение «на главы» больше не кажется попыткой замаскировать традиционную разбивку на уровни, потому что в первую очередь любой игрок следит за сюжетом, за персонажами, развитием отношений между ними. Подхватывает шутки («Только ты мой найти джунгли посреди Франции!»), внимательно слушает диалоги, удивляется лихим поворотам в сюжете, постоянно гадает, что будет дальше. И не может предугадать, потому что разработчики не мыслят шаблонами. Я повторюсь, но здесь это просто необходимо: любая задумка авторов нашла свою реализацию, и именно по такой схеме работает Naughty Dog. Чудес, конечно, не бывает. Но не бывает и непреодолимых преград. И в этом смысле симбиоз творческой мысли и технической подкованности разработчиков не перестает удивлять до финальных титров.
Понятно, что большинство игровых ситуаций заранее просчитаны, и что игрока, по сути, ведут по запланированному пути. Если это драка, большая заварушка, то действия Дрейка выполняются на чистой интуиции, а она почему-то абсолютно всегда оказывается предугаданной авторами. Если это исследование руин какого-нибудь замка, то тут пятьдесят на пятьдесят. Значительную часть времени главного героя будут заставлять скакать туда-сюда точно обезьяну, пытаясь нащупать какой-нибудь уступ, который позволит запрыгнуть повыше и активировать вот тот механизм на втором этаже и опустить вторую люстру. Затем придется думать над решением головоломок. Они встречаются самые разные: акробатические (добраться до вон той фигни на стене), на смекалку (соотнести рисунок в записной книжке героя с узорами на полу и правильно подвинуть статуи). Само по себе исследование локаций всегда крайне увлекательно, и здесь есть сразу несколько моментов, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, это роль искателя приключений (кладоискателя, как написано на коробке с игрой, но, по-моему, это звучит несколько унизительно, что ли), которая в нужной атмосфере заставляет вспомнить любимые фильмы детства. Скажем, про того же Индиану Джонса. Ведь недаром в одном из рекламных трейлеров показывают играющего Харрисона Форда! Вот она, смена поколений, вот они, вроде как археологические работы, которые в конечном счете заканчиваются все одинаково – либо бегством, либо получением ответов на давно мучившие человечество вопросы, а то и просто эффектно представленной перестрелкой. Тут на первый план выходит само копание в истории. То, как убедительно герои рассуждают о мифах, легендах, каких-то исторических фактах и прочем. То, как Салли спрашивает у Дрейка, мол, что это перед нами, и как главный герой в двух предложениях выдает ему справку и об архитектуре, и о культуре того народа и того времени. А иногда просто отшучивается, причем бывает, что не к месту – и сам понимает это, и игрок это чувствует.


Каждый интерьер обставлен с каким-то маниакальным вниманием к мелочам.Прежде чем стрелять в противников, лучше десять раз подумать. Многие моменты можно пройти бесшумно, устраняя противников втихаря, не привлекая внимания. Это сложно, да. Но это лучше, чем еще одна перестрелка на полчаса.


Боевая система похожа на ту, что представлена в Batman: Arkham City. Но менее суматошная и более… правдоподобная.В третьей части появятся многие знакомые герои. Некоторые из них, впрочем, играют скорее эпизодические роли.
Примечательно, что однопользовательский режим не является единственным достоинством Uncharted 3 . Мы привыкли к тому, что приключенческим играм мультиплеер не сильно нужен просто потому, что не видели достойного результата ранее. Однако опыт второй части показал, что достаточно просто выработать механику и не пытаться сделать второй Modern Warfare, чтобы привлечь внимание аудитории. Что в итоге? Посмотрите на актуальные анонсы или на тот же репортаж с EA Showcase: мультиплеер стали внедрять даже в проекты, в которых раньше это было крайне сложно себе представить. Скажем, в тот же Mass Effect 3. Рискну предположить, что индустрии был нужен пример, некий эталон, что убедило бы разработчиков работать и в этом направлении тоже. Вместе с тем, в третьем выпуске Uncharted многопользовательский режим предстает в более значительном, расширенном варианте. По сути, купивший игру человек может начать сразу с онлайн-перестрелок с друзьями или с выполнения миссий. Я не буду подробно рассказывать об этом в рамках обзора – пожалуй, сетевым режимам стоит уделить несколько страниц отдельно в следующем номере – поэтому лишь подчеркну важный момент. И сингл, и кооп, и тот же десматч – это самодостаточные режимы игры, каждый из которых вылизан буквально до блеска и на сто процентов выполняет возложенные на него обязанности. Правда, с сюжетной частью все как-то проще. Она не нуждается в проверке временем, нет необходимости искать какие-то недочеты в балансе. По большому счету, оценку можно выставлять уже по ней. Все остальное, пускай и значимое, но все-таки дополнение.
После выхода Uncharted 3 остается только один вопрос: имеет ли смысл развивать сериал дальше или лучше остановиться на достигнутом и не пытаться прыгнуть выше головы. В том, что у разработчиков это получится, я ни секунды не сомневаюсь. Просто трилогия – это идеальный формат, в котором прослеживается развитие концепции и виден конечный результат. Понятно, что мы привыкли к Дрейку, Салли, Хлои и всем остальным. Смысл в том, что боишься увидеть, как идеи Naughty Dog иссякнут. Понятно и то, что на сегодняшний день это важнейший эксклюзив для PS3. Произведение искусства от мира видеоигр, в котором собраны и отполированы до блеска все выдающиеся достижения игровой индустрии. Drake’s Deception должна служить ориентиром, чем-то вроде маяка для тех, кто не уверен в своих силах и боится воплощать свои мечты. Собственно, в том и смысл Дрейка как главного героя – смелого, решительного человека, который преодолевает любые препятствия ради своих надежд, мечтаний и иллюзий.
Мультиплеер
По большому счету, все многопользовательские режимы в Uncharted 3 представляют собой различные вариации на тему Deathmatch: командные, парный, один против всех и так далее. Правда, в одном из них предлагается воровать сокровища и пытаться вернуть их на собственную базу. Есть также набор миссий для совместного прохождения, но тут тоже не все прозрачно. По сути, наибольшей популярностью пользуется местный аналог режима Horde из Gears of War . Непосредственно миссии лучше все-таки проходить с друзьями, потому что матчмейкинг как-то очень неохотно подхватывает желающих поиграть из сети. При этом в остальном он не вызывает нареканий. Ни разу во время тестирования мультиплеера не появилось сообщение о том, что, мол, сервер занят или соединение потеряно – все работает как часы. Правда, кнопки «отключить чат» в главном меню пока не придумали. Это обидно: иной раз бывает, что игроки с тегом RUS в лобби молчат, а как начнется перестрелка – так сразу строят трехэтажные матерные конструкции. Прямо хоть звук выключай.

Перестрелок в игре достаточно, но они стали разнообразнее и динамичнее.


Крайнего слева мужчину зовут Чарли, он в команде Дрейка новенький.

Наточи свой клинок - и вперед

Про самые зрелищные игры принято говорить, что далекие от индустрии люди тут же путают живой геймплей с кино или, на худой конец, CGI-анимацией. Uncharted 3 идет гораздо дальше - она способна ввести в заблуждение даже человека, у которого руки давно срослись в форме «дуалшока». Натан Дрейк, веселый мужчина, мнящий себя потомком пирата Френсиса Дрейка, дубасит бандитов о барную стойку, сворачивает им шею в прыжке, сметает комнатную утварь со столов, а во время потасовки на базаре может даже схватить с прилавка рыбу-меч и заехать кому-нибудь по лицу. В следующую минуту - карабкается куда-нибудь далеко и высоко, сбрасывая врагов с крыш. Взрывы, вздохи, три фирменные шутки... и вот уже приходится, сверяясь с гравюрами в дневнике, вертеть механизмы. Сделав два года назад перерыв на изучение странствий Марко Поло, Дрейк вернулся к тайнам своего знаменитого предка; условным проводником по Аравии, где Френсис выполнял тайное поручение королевы, служит известный в начале XX века военный офицер Томас Лоуренс, увлекающийся археологией, а помехой - суровая женщина по фамилии Марлоу (на вид - вылитая Николь Хорн из Max Payne ), в которой лютую стерву выдает безупречный британский прононс.

Понять, когда же от вас требуется какое-то участие в происходящем, довольно сложно. Если бы не QTE-иконки на экране, приходилось бы постоянно бороться с рефлексом отложить геймпад в сторонку. В любой другой игре резкая и одновременная смена ракурса, плана и фокуса камеры значит, что можно расслабиться и посмотреть кат-сцену. В Uncharted 3 в такие моменты, наоборот, стоит насторожиться: вероятно, именно сейчас нужно приложить кого-нибудь мордой об пол - даже самое заурядное мельтешение на экране теперь совершенно неотличимо от заранее заготовленного видеоролика. Странно в рецензии на видеоигру применять такие понятия, как «динамичная мизансцена» и «выдержанная ось», но каждую сцену тут хочется захвалить с применением всех известных нам режиссерских и операторских терминов.

Стелс в Drake’s Deception замечательный, но совершенно не обязательный.

Но главное отличие Drake"s Deception от второй части заключается даже не в уровне постановки (хотя взрывается и ломается тут все в десять раз убедительнее, а плотность событий вообще какая-то космическая), а в идеально выверенном, совершенно беспрецедентном темпоритме. Механика здесь никогда не распадается на экшен, акробатику и «все остальное», хотя каждый компонент Uncharted, послужи он основой для самостоятельной игры, выдержал бы любые нагрузки. Здесь нет слишком долгих и слишком сложных эпизодов (поезд из Among Thieves, при всем уважении, был длинноват). Нет пошлых сражений с вертолетом. Нет глупых моментов из предыдущих частей, когда вас запирают в каком-нибудь тесном дворике и в течение десяти минут сваливают врагов пачками. Нет вообще ничего, что вызвало бы удивление и раздражение: уровни выстроены таким образом, что, когда погружаешься в игру с головой, мозг вообще перестает фиксировать, где там закончилась перестрелка и начались прыжки. Просто история продолжается.

Дворцы и песок

Разумеется, в первую очередь Uncharted - это яркая и умная авантюра про дружбу, любовь и старинные сокровища, а уже потом шутер. Третья часть заметно прибавила в драматургии, но это, конечно, не значит, что здесь стало больше статистов или пустой болтовни. Более того, если выписать на бумагу все диалоги и ключевые события Drake"s Deception, выяснится, что займут они примерно полторы сотни страниц - стандарт для двухчасовой картины. Игра длится в пять-шесть раз дольше, но производит впечатление до одури напичканного событиями фильма. В чем же секрет?

Сцену с самолетом проспойлерили, кажется, на всех известных кадрах и трейлерах. Чтобы вы не питали лишних иллюзий: длится она минуты полторы

Просто в интерактивном формате авторы теперь научились так работать со сценарием, как не могут позволить себе ни в одном другом виде экранных искусств. Раньше дизайнеры затыкали временные дыры лишней грузной перестрелкой. Классический трехактовый сюжет дополнен такими сценами и постановочными решениями, на которые в кино банально не хватает хронометража. Помните пролог третьей части «Индианы Джонса»? Здесь есть похожий подростковый флэшбек, но он, во-первых, куда больше и детальнее, во-вторых, написан и исполнен так, что никакого экшена не надо.

Но лучше всего у Naughty Dog получаются волнующие зарисовки «я и природа». Попав в пустыню, Дрейк, хромая, сопя и мучаясь от жажды и страшных галлюцинаций, блуждает средь бескрайних песков (панораме которых позавидовал бы сам Дэвид Лин). Что делать - непонятно, но управление у вас не отбирают: игрок должен прочувствовать - каково это, запутываясь в собственных ногах, сутками шагать неведомо куда. Это не говоря уже о том, что от одного только вида залитых лунной синевой дюн забываешь, как дышать.

Отвага и честь

Самое интересное, что даже в те редкие минуты, когда герой не спасается из горящего особняка, не скачет на лошади, не падает с самолета или, скажем, не бежит с тонущего корабля, Uncharted 3 - все равно глубокий, сложный, совершенно особенный экшен. Во-первых, потому что в потоке поверхностных милитари-экшенов он, весь такой живой и солнечный, в принципе смотрится на редкость выигрышно. Во-вторых, несмотря на укрытия и камеру из-за плеча, он не имеет с механикой подобных игр практически ничего общего. То есть отсидеться за преградами, лениво постреливая вдаль, не получится: враги быстрые и умные, они заходят с разных сторон, забрасывают гранатами, сжимают вас кольцом и активно идут врукопашную. Нужно бегать и скакать, постоянно менять оружие, забираться на высокие объекты, подкрадываться из-за спины, душить и бить головой о колонны. Наш любимый трюк - выдернуть чеку гранаты, засунуть ее врагу за пазуху и оттолкнуть его мощным пинком. Даже без рушащихся декораций Uncharted умудряется каким-то чудесным образом возвышаться над всеми видеоиграми современности.

До Uncharted 3 самой красивой игрой, пожалуй, так и оставался Uncharted 2. Ближайшим конкурентам вроде Enslaved все же бесконечно далеко до такой картинки.

Но странно другое. На экране гибнет куча народу, взрывается техника, пылают и рассыпаются постройки, а Drake"s Deception, как и Among Thieves, сохраняет светлый, добрый, жизнелюбивый настрой. Что и говорить, идеальное приключение.

Не так давно представители Naughty Dog то ли в шутку, то ли всерьез сообщили, что не прочь запустить Дрейка в космос. Тут, конечно, нельзя не провести аналогию с Марио, который, разобравшись со всеми делами в Грибном королевстве, тоже отправился к далеким планетам. Но есть у этих героев и еще одна общая черта: они - символы эпохи, которые в какой-то мере отдуваются за все видеоигры разом. Эпоха PlayStation 2 ассоциировалась с маньяком-социопатом Кратосом, теперь ему на смену пришел интеллигентный молодой человек, который одинаково ловко прописывает апперкот и переводит с латыни, а в перерывах изучает свой потертый дневник, лениво почесывая пятидневную щетину. То есть мутации во всех смыслах примечательные, и пытаться вербализировать весь наш радостный трепет по этому поводу - все равно что объяснять слепому, что трава зеленая. Не увидишь сам - не поймешь.



Поделиться: