Святой афанасий. Вера православная - житие св афанасия великого

Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский , великий отец Церкви и столп Православия, родился около 297 года в городе Александрии в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания. С отроческих лет будущий великий святитель Афанасий стал известен (память 29 мая) при следующих обстоятельствах. Однажды группа детей, среди которых находился и отрок Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих сверстников-язычников. Отрок Афанасий, которого дети избрали «епископом», совершал крещение, в точности повторяя слова, слышанные им в церкви при этом таинстве. Все это наблюдал из окна Патриарх Александр. Потом он велел привести к себе детей и их родителей, долго беседовал с ними и, удостоверившись, что крещение, совершенное детьми в игре, было во всем согласно с церковным уставом, признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием. С этого времени Патриарх наблюдал за духовным воспитанием юного Афанасия и со временем присоединил его к клиру, сначала чтецом, а затем посвятил в сан диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра в 325 году на I Вселенский Собор в Никее. На Соборе святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария. Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане – явные и скрытые – возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям. После смерти святого Патриарха Александра, святой Афанасий был единодушно избран его преемником на Александрийскую кафедру. Он долго отказывался, считая себя недостойным, но по настоянию всего православного населения должен был согласиться, и в возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви. 47 лет святитель Афанасий управлял Церковью, испытав за этот период много гонений и скорбей от своих противников. Несколько раз он изгонялся из Александрии и скрывался от ариан в пустынных местах, так как они многократно покушались убить Святителя. Святитель Афанасий провел в изгнаниях более 20 лет, то возвращаясь к своей пастве, то вновь подвергаясь ссылке. Был момент, когда он оставался единственным православным епископом, все же другие епископы уклонились в ересь. На лжесоборах епископов-ариан он был провозглашен лишенным епископского сана. Несмотря на многолетние гонения, Святитель продолжал твердо отстаивать чистоту православной веры и неустанно писал послания и трактаты против арианской ереси. Когда же Юлиан Отступник (361–363) начал гонение на христиан, то его гнев в первую очередь обрушился на святителя Афанасия, который почитался великим столпом Православия. Юлиан намеревался убить Святителя, чтобы нанести сокрушительный удар христианству, но вскоре сам бесславно погиб. Смертельно раненный стрелой во время сражения, он с отчаянием воскликнул: «Ты победил, Галилеянин». После смерти Юлиана святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью семь лет и скончался в 373 году, в возрасте 76-ти лет.

Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия: четыре «Слова», направленные против ереси ариан, а также письмо к Епиктету, епископу Коринфской Церкви, о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к епископу Серапиону Тмуитскому о Божественности Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном – против ереси Македония. Сохранились также и другие сочинения апологетического характера в защиту Православия, в том числе письмо к императору Констанцию. Известны комментарии святителя Афанасия к Священному Писанию, книги нравоучительного характера и подробное жизнеописание (память 17 января), с которым святитель Афанасий был очень близок. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать каждому православному христианину это житие. Память святителя Афанасия совершается также совместно с памятью

*На русском языке издано:

1. Творения. Части 1–4 / Под ред. проф. А. П. Шостьина. М., 1851–1854 // Творения святых отцев в рус. пер., изд. при МДА. Т. 17, 19, 21, 22. То же. Изд. 2-е, испр. и доп. Ч. 1, 2. СТСЛ. 1902. Ч. 3, 4. СТСЛ. 1903 (Отд. прилож. к ж. «Богословский вестник». 1902, 1903).

2. О пользе чтения Священного Писания // Выписки из писаний святых церковноучителей и других писателей о необходимости и пользе чтения Священного Писания / Пер. с нем. СПб.: Изд. А. фон Эссом. 1817.

3. Из ХХХIХ письма о праздниках // Сочинения и переводы Евсевия, архиепископа Карталинского. Ч. I. Переводы из творений святых отцев. СПб., 1858. То же // Христианское чтение. 1838. III. С. 188 слл.

4. Из беседы на слова: «Вся мне предана суть Отцем Моим». – Из беседы о слепорожденном // Поторжинский М. А. Святоотеческая хрестоматия. Киев, 1877. То же // Христианское чтение. 1835. II. С. 119 слл.; 1837. III. С. 150 слл.

5. Краткое обозрение Святого Писания Ветхого Завета // Христианское чтение. 1841. IV. С. 217 слл.; С. 324 слл.

6. Обозрение Посланий Святых Апостолов и Откровения Иоанна // Там же. 1842. I. С. 157.

7. О девстве или о подвижничестве // Там же. 1833. III. С. 117 слл.

8. О начале и распространении идолопоклонства // Там же. 1837. IV. С. 3 слл.

9. О том, что человек может познавать Бога в душе своей умом, и что душа человеческая разумна и бессмертна // Там же. 1837. IV. С. 113 слл.

10. О причинах воплощения Бога-Слова // Там же. 1837. IV. С. 275 слл.

11. О воплотившемся Боге-Слове против ариан // Там же. 1840. III. С. 165 слл.

12. О Воскресении Господа нашего Иисуса Христа // Там же. 1841. II. С. 84 слл.

13. О терпении // Там же. 1837. II. С. 120 слл.

14. О происхождении нравственного зла // Там же. 1837. III. С. 25 слл.

15. О крестной смерти Иисуса Христа // Там же. 1838. II. С. 132 слл.

16. На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа // Там же. 1831. ХVII. С. 127 слл.

17. Жизнь преп. Синклитикии // Там же. 1824. ХVI. С. 3 слл.

18. Письма // Там же. 1838. IV. С. 118 слл.; 1839. IV. С. 133; 1842. II. С. 212 слл., 236 слл.

19. На богомерзких и проклятых злохульных ариан // Богодухновенные книги великих пастырей церковных и учителей всея Вселенныя / Пер. с эллиногреч. на славянорос. иером. Епифания (Славинецкого). М., 1656.*

Введение

Святой Афанасий, прозванный Святой Церковью Великим за свои выдающиеся добродетели, за непоколебимый характер и за отважную борьбу, которую он вел, спасая Православие от опасности, которую несла в себе ересь антихриста Ария, был крупной исторической фигурой одного из самых важных периодов истории человечества. Именно тогда Римская империя, осознав свою неспособность задушить христианство варварскими гонениями, была вынуждена признать его и опереться на него в попытках продлить свое существование. Подробности жизни и деятельности Афанасия Великого дают нам наглядное представление о той смутной эпохе, когда древняя языческая религия находилась уже на последнем издыхании, а государство перестраивалось на новой религиозной основе - на основе христианства. Одновременно в Церкви шли споры, и созывались местные и Вселенские соборы по вопросам формулировки догматов веры и регулированию проблем, касающихся организации и управления Церкви.

Происхождение и образование Афанасия Великого

Святитель Афанасий родился в Александрии в 295 г. после Р.Х. от греческих родителей-христиан, вскормивших и вспоивших его на источниках христианского и греческого образования. С младых лет Афанасий выделялся острым умом, преданной любовью к Церкви и жаждой знаний. Получив светское образование, он продолжил более углубленно изучать богословие и философию в переживавших тогда свой расцвет Александрийских школах, досконально изучил Святое Писание и посвященные ему труды святых отцов Церкви и церковных писателей, а также древнегреческих поэтов, философов, риторов и историков, прежде всего Гомера, Платона и Аристотеля. Таким образом, он приобрел глубокие знания в христианской и светской (древнегреческой) науке и философии.

Одновременно с получением образования Афанасий подвизался в праведной жизни, в любви и преданности Христу, Церкви и Православию, во имя которого он испытал неслыханные преследования, гонения и изгнания. О его безграничной любви ко Христу и Церкви свидетельствует следующее предание: некогда, еще в детском возрасте, играя на берегу моря, Афанасий крестил несколько детей язычников, и поскольку он точно соблюдал при этом все правила этого церковного Таинства, Александрийский патриарх Александр Первый (313-328) признал это крещение, совершенное маленьким Афанасием, действительным, а самого Афанасия взял под свое покровительство, заботясь с тех пор о его образовании.

В дальнейшем патриарх Александр, высоко ценя праведность, ученость и выдающиеся личные качества Афанасия, дал ему должность секретаря Патриархата, посвятив его в церковный сан чтеца. Позже, в возрасте двадцати четырех лет, патриарх рукоположил его в диаконы. Еще в юном возрасте Афанасий познакомился с прославленным аскетом пустыни Антонием Великим (250-355 после Р.Х.), жил некоторое время рядом с ним, стяжав от общения с ним богатые духовные плоды. Его уважение и почитание Антония Великого были настолько велики, что впоследствии он написал подробнейшее житие великого аскета пустыни.

Битвы за Православие, преследования и гонения

В 318 г., когда Афанасию Великому было 23 года, в Александрии возникла ересь Ария, провозгласившего в своих проповедях и книгах, что Христос был не Богом, а творением Божием. Три года спустя эта ересь появляется и в философском обличье, начав собирать вокруг себя толпы последователей и колебать основы евангельской веры. По этому поводу было решено созвать Собор в Александрии, что и произошло в 321 г. Во время Собора Афанасий, вооруженный богословскими и философскими знаниями, оказал неоценимую помощь патриарху Александру в борьбе с лжеучением Ария.

Однако главная битва православной веры против ереси Ария произошла несколько лет спустя, на Первом Вселенском Соборе, созванном в 325 г. после Р.Х. в вифинском городе Никее. Юный иеродиакон Афанасий принял участие в этом Соборе, сопровождая престарелого патриарха Александра и «несущих с ним служение игуменов» (Сократ Схоластик. Церковн . История . I 25). Там Афанасий, благодаря учености и, прежде всего, горячей вере, стал самым мужественным и непобедимым воином за православную веру против нападок «антихриста Ария». Именно он, главным образом, поразил недуг арианства, поддержав всей своей богословской и философской ученостью и ораторским искусством термин «Единосущный» (Отцу) для второй ипостаси Святой Троицы, Иисуса Христа. Основываясь на учении святого Афанасия, Собор сформулировал семь первых членов Символа Веры, начинающегося со слов «Верую…». (Остальные пять членов Символа Веры были сформулированы на Втором Вселенском Соборе, состоявшемся в Константинополе в 381 г. после Р.Х.). Так имя Афанасия стало с тех пор символом Православия в его борьбе против нападений ариан, многие из которых занимали высокие руководящие посты.

Первый Вселенский Собор столь сильно упрочил славу и влияние святого Афанасия, что уже три года спустя, то есть в 328 г. после Р.Х., когда отошел ко Господу престарелый Александрийский патриарх Александр Первый (313 - 328 гг. после Р.Х.), он в возрасте тридцати трех лет взошел на патриарший трон по «приговору всего народа», как точно отмечает Григорий Назианзин в «Похвальном Слове Афанасию Великому».

Афанасий нес патриаршее служение на Александрийском троне на протяжении сорока шести лет и за все время своего длительного архиерейства оставался «столпом Церкви» и величайшим «отцом Православия». Непосредственно после своего восшествия на патриарший престол он начал деятельно заботиться об устроении Церкви. Путешествуя по своей архиерейской епархии, он посетил Фиваиду, Пентаполь, оазис Аммона (Сива) в Южном Египте, чтобы на месте ознакомиться с нуждами своей паствы, которая везде встречала его с неописуемой радостью и любовью. В посещенных им городах он поставил достойных епископов, в числе которых был и Фрументий - выдающийся человек, обладавший горячим миссионерским пылом. Его Афанасий рукоположил в епископы Аксума и предоставлял ему всемерную помощь и поддержку в работе по распространению христианства в Абиссинии.

Между тем Арий, несмотря на то, что он был низложен Первым Вселенским Собором, вместе со своими последователями причинял много горя святому Афанасию и не переставал сеять смуту в Церкви. Активная деятельность Афанасия по решению церковных вопросов в его обширной епархии, его особый интерес к распространению христианства в Абиссинии, его непревзойденная богословская, филологическая и философская ученость и образование, сила его личности и несгибаемость его характера, а также беспредельное уважение со стороны его паствы обеспокоили предводителя еретиков Ария и его единомышленников. Они пришли к заключению, что, оставаясь на патриаршеском троне Александрии, Афанасий мог нанести смертельный удар их ереси.

По этой причине антихристы ариане начали возводить наветы на святого, пытаясь при помощи интриг и козней скинуть его с патриаршего престола. Он же, сохраняя твердыми и неизменными свои убеждения и непоколебимой веру в Божественную природу Иисуса Христа, выносил с необыкновенным мужеством жестокие гонения со стороны своих противников и их нечестивые интриги и наветы, возводимые на него.

Ариане, склонившие к своему мнению даже самого императора, с небывалой ловкостью плели мириады интриг и наветов, лживость которых обнаруживалась постоянно, так что сами интриганы подвергались осмеянию. Однако эти наветы привели к тому, что святого низлагали с патриаршего престола пять раз, и из сорока шести лет своего патриаршего служения шестнадцать он провел в изгнании.

Поводом для жестокой полемики ариан против святого Афанасия послужил тот факт, что святитель отказался принять в лоно Церкви Ария, несмотря на его исповедание веры, которое он представил в 330 или 331 г. Константину Великому, где лукавейший еретик, конечно, старательно избегал говорить о своих еретических и лживых взглядах на Иисуса Христа. Константин Великий, несмотря на все свое уважение и восхищение, которое он питал к Афанасию Великому за его бескомпромиссный нрав, ученость и храбрость, попал под влияние козней ариан против святого и созвал в 335 г. после Р.Х. Собор в Кесарии Палестинской для изучения обвинений против Афанасия. Собор, в конце концов, собрался в финикийском городе Тире.

Продолжение следует…

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Афанасий (с греческого бессмертный) Великий , архиепископ Александринский, - ревностный защитник православия во время арианских смут, стяжавший себе имя «Отца православия». Его могучий нравственны облик, озаренный светом Божественного учения Христова, как скала возвышается над мятущимся морем ересей того времени и как яркий маяк руководит верных в тумане сомнений и колебаний. В эпоху падения веры, равно как и во времена религиозных волнений и страстей, святой Афанасий может служить примером горячего верования, и идеалом кротости и терпимости - там, где дело может обойтись без строгости и суровости. Он беззаветно борется с бурными волнами разных ересей. Бывают моменты, где он, можно сказать, остается почти один против всего миpa, - и весь мир идёт на него. Но стихает гроза, и святой Афанасий тотчас опускает пылающий меч своего огненного слова и умиротворяет громы своего красноречия, поражающего еретиков. Он кротко увещевает их покаяться, он снова становится терпеливым к немощам и слабостям, хотя не на йоту не уступает им. О жизни святого Афанасия до 326 г. история знает очень мало. Родился он в Александрии в 293 г., как это доказал, проф. Lооfs на основании коптского Еnсоmmiu"а (еd. Lеmm. S. 36). Рассказ о том, что Афанасий, в бытность мальчиком, подражая епископу, крестил своих сверстников - язычников по христианскому обряду, и чрез это сделался будто бы известен епископу Александру, мало вероятен, как записанный позднейшим писателем Руфиномъ (Н. Е. I, 14). Несомненно, однако, что он рано сделался известен епископу Александрийскому Александру, который посвятил его в 319 г. в диакона. Около этого времени появились два первые сочинения св. Афанасия: «Слово против эллинов» и «О воплощении Бога Слова». Эти сочинения быстро выдвинули Афанасия, и на первом вселенском соборе молодой диакон явился неустрашимым обличителем арианства, а по смерти епископа Александра, будучи 38 лет отроду, 8 июня 326 года, избран на Александрийскую кафедру.

Новопосвященный епископ посетил церкви Фиваиды, где Арий произвел; не мало смут, поставил Фрументия епископом для Эфиопии, громил еретиков-ариан, боролся с раскольниками-мелетианами, рассылал окружные послания, писал инструкции и увещанья. С этих пор начинаются тернии и волчцы в жизни Афанасия. Пять раз удавалось врагам добиться изгнания св. Афанасия из епархии; несколько соборов назначалось для рассмотрения его дел, но великий исповедник снова и снова торжествовал, над злобой врагов своих. Энергичный, но исполненный такта, гениальный, но не гордящийся этим, Афанасий не был заносчивым, не был недоступным и беспощадным, а был кротким, мягким, общительным, медленным на гнев и скорым на помощь.

Первое изгнание не заставило ждать себя. Арий, отлученный от церкви, употреблял все, усилия получить снова, общение с ней и, видя в Афанасии несокрушимую преграду этому, направил против него вместе со своими единомышленниками целый ряд клевет. Афанасий обвинялся в жестокости к клиру, безнравственности в частной жизни и в политической неблагонадежности. И хотя Афанасий блестяще опроверг все обвинения, Константин Великий, считая его нарушителем мира, удалил его от паствы. По смерти Константина, Афанасий возвратился из ссылки, к всеобщему ликованию паствы, но не надолго. Египетский префект Филагрий, желая доставить епископскую кафедру своему соотечественнику Григорию Кападокийцу, вооруженной силой заставил александрийцев признать своего клеврета епископом, а ариане добились от своего антиохийского собора нового низложения Афанасия, как уже отрешенного от кафедры тирским собором 335 года.

Афанасий удалился во второе изгнание и, проводя его сначала в Риме, добился у папы Юлия торжественного признания своей невинности на римском (341 г.) и сардикийском (343 г.) соборах. а затем, живя в Галлии, возбудил живейшие симпатии в галльском правителе Констансе, который и ходатайствовал за него перед своим братом Констанцием. В октябре 846 г. Афанасий возвратился в Александрию. Мудрыми мероприятиями он добился того, что многие противники смягчились и склонились к никейской вере. Но ариане не ослабели еще и снова возбудили Констанция против Афанасия, который должен был бежать в Египет и долго скитался в пустыне, пока Юлианом Отступником, желавшим усилить смуту умов, не было сделано общего постановления о возвращении всех изгнанных епископов. Афанасий возвратился в Александрию, но надежды Юлиана - внести смуту в церковь Христову - не оправдались. Св. Афанасий энергично стал собирать стадо Христово. Созван был собор, на котором сделано было постановление, чтобы отпавшие от православия, под влиянием насилия со стороны ариан, - при раскаянии - получали прощение и оставались на своих местах. Кроткие меры обратили многих ариан и язычников к вере Христовой. Такая ревность св. Афанасия сильно не нравилась Юлиану, стремившемуся к восстановлению язычества, и 24 октября 362 г. Афанасий в четвертый раз вынужден был оставить Александрию и скрываться в пустынных дебрях Фиваиды, откуда поддерживал верных своими посланиями.

26 июня 363 г. Юлиан погиб в войне с персами, а его преемник Иовиан не только торжественно вернул Афанасия к его пастве и осыпал милостями но и нанес последний удар арианам, объявив никейский символ веры ненарушимым. Преемник Иовиана Валент, управлявший восточной половиной империи, снова возбудил гонение против Афанасия. Но так как это последнее (5-е) изгнание вызвало между православным населением Александрии сильное волнение, грозившее перейти в открытое возмущение, то Валент через несколько месяцев сам принужден был возвратить изгнанника.

С этого времени св. Афанасий управлял своей паствой спокойно до самой кончины, последовавшей 2 мая 373 года. Своею смертью Афанасий вызвал великую скорбь среди своей паствы, потерявшей в нем попечительнейшего отца, но он дал своим высоким служением образец архипастырской деятельности и борьбы за веру, и оставил идеал духовного пастыря-писателя. Сила и привлекательность его сочинений таковы, что преподобный Козьма советует, найдя любую из книг св. Афансия, «если нет бумаги для списания её, записать ее хотя бы на одежде». Иоанн Дамаскин называет его «краеугольным камнем Церкви Божией», а Григорий Назианзин - «оком вселенной».

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том II, стр. 163.
Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1901 г.

Афанасий Александрийский почитается Церковью как выдающийся церковный писатель, великий святитель, борец за чистоту Православного вероучения.

Нам с достоверностью неизвестно ни о родителях Афанасия, ни о дате его рождения, ни о детских годах.

Если следовать некоторым данным, он ещё в малолетство крестил своих сверстников, как бы играя. Однако местный епископ, узнав о случившемся и рассудив, счёл эти Крещения имеющими силу. Насколько данное предание соответствует действительности, сказать сложно. Во всяком случае оснований однозначно принимать его за истину нет.

Известно, что детство святителя затронуло эпоху кровавых гонений на христиан. Может быть он или его родители (если они были христианами) ощутили последствия Диоклетианова гонения на себе.

Обширный кругозор общих знаний и знаний относительно предметов христианской веры и нравственности дают основания считать, что в юности Афанасий получил превосходное светское образование, и был наставлен в истинах Священного Писания и Предания.

Он достаточно рано приобщился к клиру Александрийской Церкви. В течении шести лет исполнял обязанности чтеца, а затем был возведен в диаконское достоинство. Этот период его жизни совпал с распространением одной из самых опасных и разрушительных ересей — арианством.

Афанасий был близок духовно Александрийскому епископу Александру, и когда тот отправился на Первый Вселенский Собор, он взял Афанасия с собой.

Епископская деятельность

По смерти епископа Александра, наступившей, по разным оценкам, в 326 или 328 году, осиротевшую Александрийскую кафедру занял Афанасий. К тому времени он был известен как человек твердой веры.

Его идейные противники, ариане, впоследствии утверждали, будто он был избран с нарушением канонических правил, меньшинством голосов, но это было не так. Ложь и клевета в отношении Афанасия служили одними из самых распространенных приемов, используемых против него еретиками. В дальнейшем они выдвигали обвинения, одно нелепее другого.

Помимо трудностей, связанных с борьбой с арианством, святителю приходилось сталкиваться и со следствиями мелитианского раскола.

Спустя некоторое время после I Вселенского Собора арианстующие иерархи, прибегнув к лицемерному смирению и формально выраженному согласию с учением Вселенской Церкви, нашли подход к императору Константину и добились у него разрешения возвратиться из ссылок.

Никомидийский, воспользовавшись ситуацией, призвал Афанасия Александрийского принять в общение родоначальника ереси — нечестивого богохульника и еретика, Ария. Святитель, как и следовало ожидать, ответил отказом, хорошо понимая, что слова ариан о согласии с Церковью — только слова.

Тогда евсевиане вступили против него в открытую борьбу. Для этой борьбы они объединились с мелитианами. Сознавая, что бороться с ортодоксальным святителем на почве богословия бессмысленно, так как это вскрыло бы подлинное отношение ариан к Никейскому Символу Веры, они сосредоточили усилия на дискредитации его личности.

Для этого они прибегли к надуманным и весьма экзотическим обвинениям: в незаконном обременении Афанасием египтян льняным налогом; поставках золота заговорщику и мятежнику Феломену; безнравственном, аморальном поведении; бесчинстве (будто бы по приказанию Афанасия был избит пресвитер Исхира, опрокинут престол в храме, разбита Чаша, сожжены книги).

В результате нападок Афанасий был вынужден лично встретиться с императором, что он и сделал. Вопреки желанию еретиков, ему удалось оправдаться и вскрыть всю нелепость этих огульных обвинений.

Однако враги Афанасия не торопились отказываться от ненависти и борьбы. На сей раз они прибегли к более изощренному обвинению: распространили слух, довольно странный, будто Афанасий злодейски убил епископа Арсения. В качестве доказательства они демонстрировали руку «убитого» архиерея. И это не взирая на то, что в действительности епископ Арсений был жив и скрывался в одном отдаленном монастыре.

Осуждение и преследования

Несмотря на очевидность лживости обвинений, тень на Александрийского святителя была брошена. Вскоре враги добились у императора вызова Афанасия на Собор в Тире, от которого, учитывая настрой большинства предполагавшихся участников, нельзя было ожидать ничего хорошего. Так и произошло. Афанасий Александрийский был низложен с кафедры и осужден на изгнание.

Между тем, в ноябре 335 года он был торжественно встречен в Тире. Из изгнания он писал к своей пастве, а верующие, в свою очередь, не оставляли попыток добиться возвращения любимого святителя.

В 336 году при загадочных обстоятельствах умер Арий, что расценивалось верующими как суд Божьей Правды, а в 337 году последовала смерть императора Константина.

Возвращение из ссылки

После этих событий Афанасий был возвращен из ссылки на Александрийскую кафедру, старанием Константина младшего. На пути он имел встречу с императором Констанцием. Жители Александрии встретили его с радостными криками.

Но ариане и мелетиане вновь воспламенились желанием низложить святителя. На сей раз против него выдвинули обвинение, что он взошёл на Александрийскую кафедру без специального решения Собора, единственно по разрешению императора.

Святой Афанасий собрал Собор, состоявший почти из 100 епископов. Это Собор отверг обвинения, однако арине не успокоились и продолжали интриговать.

Евсевиане, составившие Собор в Антиохии около 340 года, избрали на Александрийскую кафедру другого епископа, Григория Каппадокийца, который, затем, был возведен на архиерейский престол при помощи гражданской власти и военной силы.

Афанасий был вынужден скрыться. Первое время он прятался в окрестностях Александрии, а затем отправился в Рим, где на тамошнем Соборе 341 года был признан невиновным и оправдан. Здесь он провел около трех лет, не теряя связи со своей паствой.

В 343 году он отправился в Галлию, а оттуда — на Собор в Сердику. Собор подтвердил его невиновность. Однако вернуться он не мог, так как евсевиане, настроившие против него императора Констанция, добились запрета на его возвращение.

И лишь в 345 году, после смерти Григория Каппадокийца, Констанций, побуждаемый сторонниками Афанасия, согласился с его возвращением на Александрийскую кафедру. В октябре 346 года страдалец прибыл в Александрию.

Через несколько лет, а особенно после 353 года, в связи с изменением политической ситуации в стране, гонения повторились.
В 357 году Александрийская кафедра была передана арианствующему еретику Георгию Каппадокийцу.

Афанасий же вынужден был перейти на полулегальное положение. Императорские власти разыскивали его всюду, но ему удавалось менять места пребывания, путая след.

Ситуация исправилась после 361 года, со смертью императора Констанция и убийством Георгия Каппадокийца.

На следующий год святой Афанасий вновь вернулся на кафедру. Он приложил массу усилий, чтобы очистить церковь от последствий насилия ариан.

Между тем новый правитель, Юлиан, не желал видеть в Александрии столь сильного пастыря, и в 362 году Афанасий опять оставил этот город, опять стал скитальцем.

После смерти Юлиана на престол взошёл Иовиан. Афанасий был восстановлен в правах. Но вскоре Иовиан умер и на престол взошёл Валент, симпатизировавший арианам. Начались преследования Православных епископов.

Афанасий снова покинул Александрию и скрылся. Однако поднимаемые народом волнения привели к тому, что Валент разрешил ему вернуться и приказал оставить его в покое.

В 366 году Афанасий был торжественно встречен александрийцами.

Оставшиеся годы своей жизни он посвятил управлению паствой и утверждению Православия. Сердце святого остановилось 2-го мая (возможно, в ночь со 2-го на 3-е мая) 373 года.

Тропарь святителю Афанасию Великому, глас 3

Столп был еси православия, / Божественными подтверждая Церковь , / священноначальниче Афанасие: / Отцу бо Сына Единосущна проповедав, / посрамил еси Ария. / Отче преподобне, / Христа Бога моли // даровати нам велию милость.

Кондак святителю Афанасию Великому, глас 2

Православия насадив учения, / злославия терния изсекл еси, / умножив семя веры одождением Духа, преподобне, // темже тя поем, Афанасие.

Тропарь святителям Афанасию и Кириллу Александрийским, глас 4

Боже отец наших, / творяй присно с нами по Твоей кротости, / не отстави милость Твою от нас, / но молитвами их // в мире управи живот наш.

Ин тропарь святителям Афанасию и Кириллу, архиепископам Александрийским, глас 3

Делы возсиявше православия, / все погасившие злославие, / победителие, победоносцы бысте, / благочестием вся обогативше, / Церковь вельми украсивше, / достойно обретосте Христа Бога, // дарующаго нам велию милость.

Кондак святителям Афанасию и Кириллу Александрийским, глас 4

Священноначальницы величайшии благочестия / и доблии поборницы Церкве Христовы, / вся соблюдите, поющия: / спаси, Щедре, // верою чтущия Тя.

Кондак святителю Афанасию Александрийскому, глас 2

Православия насадив учения, / злославия терпение изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне, // темже тя поем, Афанасие.

Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский , великий отец Церкви и столп Православия, родился около 297 года в городе Александрии в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания. С отроческих лет будущий великий святитель Афанасий стал известен (память 29 мая) при следующих обстоятельствах. Однажды группа детей, среди которых находился и отрок Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих сверстников-язычников. Отрок Афанасий, которого дети избрали "епископом", совершал крещение, в точности повторяя слова, слышанные им в церкви при этом таинстве. Все это наблюдал из окна Патриарх Александр. Потом он велел привести к себе детей и их родителей, долго беседовал с ними и, удостоверившись, что крещение, совершенное детьми в игре, было во всем согласно с церковным уставом, признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием. С этого времени Патриарх наблюдал за духовным воспитанием юного Афанасия и со временем присоединил его к клиру, сначала чтецом, а затем посвятил в сан диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра в 325 году на I Вселенский Собор в Никее. На Соборе святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария. Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане - явные и скрытые - возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям. После смерти святого Патриарха Александра, святой Афанасий был единодушно избран его преемником на Александрийскую кафедру. Он долго отказывался, считая себя недостойным, но по настоянию всего православного населения должен был согласиться, и в возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви. 47 лет святитель Афанасий управлял Церковью, испытав за этот период много гонений и скорбей от своих противников. Несколько раз он изгонялся из Александрии и скрывался от ариан в пустынных местах, так как они многократно покушались убить Святителя. Святитель Афанасий провел в изгнаниях более 20 лет, то возвращаясь к своей пастве, то вновь подвергаясь ссылке. Был момент, когда он оставался единственным православным епископом, все же другие епископы уклонились в ересь. На лжесоборах епископов-ариан он был провозглашен лишенным епископского сана. Несмотря на многолетние гонения, Святитель продолжал твердо отстаивать чистоту православной веры и неустанно писал послания и трактаты против арианской ереси. Когда же Юлиан Отступник (361-363) начал гонение на христиан, то его гнев в первую очередь обрушился на святителя Афанасия, который почитался великим столпом Православия. Юлиан намеревался убить Святителя, чтобы нанести сокрушительный удар христианству, но вскоре сам бесславно погиб. Смертельно раненный стрелой во время сражения, он с отчаянием воскликнул: "Ты победил, Галилеянин". После смерти Юлиана святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью семь лет и скончался в 373 году, в возрасте 76-ти лет.



Поделиться: