Свято троицкая невская лавра. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра: история, описание и часы работы

Представляет собой оазис русской духовной жизни на Монастырском острове.

Как добраться до Александро-Невской лавры

Станция метро – Площадь Александра Невского;

Вход в лавру находится на площади Александра Невского, напротив огромного здания гостиницы «Москва» .

Режим работы Александро-Невской лавры в 2019 г.

  • Лавра открыта ежедневно с 5:30 до 23:00
  • Свято-Троицкий собор открыт ежедневно с 5:45 до 20:00
  • Некрополь 18 века
    • Ежедневно с 9:30 до 16:00
  • Некрополь мастеров искусств
    • Ежедневно с 9:30 до 16:00
    • Касса закрывается на полчаса раньше

Стоимость билетов Александро-Невскую лавру в 2019 г.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра - действующий монастырь. Вход бесплатный для паломников и туристов всё время.

Также на территории лавры работает музей городской скульптуры - Некрополь XVIII века и Некрополь Мастеров искусств.

Стоимость билетов в некрополи Александро-Невской лавры в 2019 г.

  • Посещение Некрополя 18 века и Некрополя мастеров искусств
    • Для граждан России
      • взрослый билет - 250 рублей
    • Для иностранных граждан
  • Посещение одного из некрополей (Некрополя 18 века или Некрополя мастеров искусств)
    • Для граждан России
      • взрослый билет - 150 рублей
      • дети дошкольного возраста - бесплатно
      • школьники и студенты России - 50 рублей.
      • пенсионеры России и Белоруссии - 50 рублей.
    • Для иностранных граждан
      • взрослый билет - 200 рублей;
      • дети дошкольного возраста - бесплатно

История Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Считается, что на том месте, где Чёрная речка (ныне Монастырка) впадает в Неву , 15 июля 1240 года произошла битва дружины князя Александра Невского со шведами. В память о тех событиях, а также в честь победы над шведами в 1704 году, Петром I было принято решение о строительстве здесь монастыря и дано ему название - Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь. Князь Александр Невский был канонизирован церковью за свои благие дела для Отечества. В народе монастырь называли Александров храм.

Заложен монастырь был в 1710 году по проекту Доменико Трезини и И. Старова. В 1712 году рядом с монастырем появляются первые строения. Были построены деревянные Благовещенская церковь и часовня. В 1713 году церковь была освящена. Застраивается монастырская слобода.

По проекту в комплекс монастыря входили церкви, кельи (жилые комнаты монахов), покои митрополита и другие постройки. Корпуса были построены «покоем» - буквой П с церквями по углам. На территории монастыря был разбит сад с цветником.

Основное здание монастыря расположено у речки Монастырки. И. Старов также выполнил проект церкви Божьей Матери Всех Скорбящих Радость - Надвратной церкви, которую так назвали из-за ее расположения над воротами монастыря.

Одним из первых строений монастыря является Благовещенская церковь, расположенная на правом берегу Монастырки (архитекторы Д. Трезини и Т. Швертфегер, 1724 год). Здание церкви сохранилось до наших дней. Оно было построено на месте деревянной Благовещенской церкви. Церковь имеет прямоугольную в плане форму и украшена пилястрами. Увенчана восьмигранным куполом на высоком барабане. Именно сюда первоначально были перенесены мощи Святого Александра Невского. Здесь находится прах Анны Леопольдовны, Алексея Разумовского, Александра Суворова.

В середине 18-ого века строятся еще несколько корпусов, в том числе Митрополичий дом, Семинарский, Просфорные корпуса (архитектор М. Д. Расторгуев). И. Старов спроектировал также круглую площадь перед входом на территорию монастыря.

В 1720 году при монастыре была открыта типография. Позже в монастыре находилась семинария, которая была преобразована в Духовную академию, которая действует и сейчас. Указом Павла Первого в 1797 году монастырь приобрел высший статус – статус лавры.

Троицкий собор Алексанро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Троицкий собор Алексанро-Невской лавры, построенный в 1776-1790 гг., является основным в ансамбле монастыря. Расположен между Духовским и Фёдоровским корпусам, оформлен в стиле классицизма. Собор украшают скульптурные композиции (архитектор Ф.Шубин). На главном фасаде - шестиколонный портик с треугольным фронтоном. Собор имеет крестообразную в плане форму. Внутренние помещения разделены на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Для иконостаса использован итальянский и русский мрамор. Бронзовые «царские ворота» удивляют изяществом рисунка.

В Троицком соборе находятся мощи Святого Александра Невского, перенесенные сюда в 1989 году. Троицкий собор работает и в настоящее время.

Некрополь Алексанро-Невской лавры

На территории монастыря в 1716 году основано Лазаревское кладбище, где была построена церковь Святого Лазаря. В Лазаревском некрополе похоронены В. Шереметев, Ф. Уваров, Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Д. Кварнеги, А.Н.Воронихин. А.Д. Захаров, Ж.Ф.Тома де Томон, К. Росси, А.В., М.И. Козловский. На Ново-Лазаревском кладбище покоятся Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, Ф.М. Достоевский, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, А.А. Иванов, Б.М. Кустодиев, В.И. Демут-Малиновский, Б.И. Орловский, П.К. Клодт, В.Ф. Комиссаржевская, Н.К. Черкасов и другие известные деятели.

Позже к Александро-Невской лавре присоединяется Тихвинское кладбище (1823 год). Оба кладбища объединяются в Некрополь. Затем в 1861 году в Некрополь вошло и Никольское кладбище. После реконструкции Невской набережной в 1960-ые годы Никольское кладбище было значительно сокращено. Здесь были похоронены историк Л.Н. Гумилёв и первый мэр города А.А. Собчак. Никольское кладбище в настоящее время является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.

В 2002 на площади перед лаврой открыт конный памятник князю Александру Невскому (скульптор В. Г. Козенюк). Главным праздником собора является день 12 сентября - день перенесения в 1724 году мощей св. Александра Невского.

Александро-Невская лавра является одним из красивейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Туристы приезжают посмотреть на красоту и строгость монастырских корпусов и приклонить голову перед выдающимися деятелями России, покоящимися здесь. Александро-Невская лавра не утратила своей духовной роли, несмотря на все гонения советского времени, и функционирует как мужской монастырь и в наши дни.

Музей городской скульптуры Алексанро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

В 1930 году на основе Некрополя был основан Музей городской скульптуры. С 1932 года он занял Надвратную церковь. А после закрытия в 1933 году Благовещенской церкви её первый этаж был также передан этому музею. В послевоенные годы музей занял оба этажа Благовещенской церкви, а в конце 1980-х годов и здание бывшей Тихвинской церкви


Официальный сайт Александро-Невской лавры

  • Свято-Троицкая Александро-Невская лавра -

Александро-Невская лавра.

Один из красивейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга Александро-Невская лавра является украшением Северной столицы и символом ее духовности.

Сюда устремляются паломники и туристы со всего мира, чтобы увидеть красоту храмов, посетить действующий мужской монастырь и приклонить головы перед выдающимися деятелями России, упокоенными здесь.

Историческая справка

В начале XVIII века считалось, что на месте впадения Черной речки (Монастырки) в Неву произошла в 1240 году знаменитая Невская битва со шведами дружин молодого новгородского князя Александра, в честь победы получившего почетное прозвище Невский.

Борьба за Балтийское побережье между Россией и Швецией на этом не закончилась, она продолжалась несколько столетий. Завершающую точку в противостоянии поставил Петр I. В результате победных сражений Россия получила долгожданный выход к Балтийскому морю и возможность создать Северный флот. Реализуя этот потенциал еще в ходе войны, которая датируется 1700-1721 годами, на отвоеванных землях, начиная с 1703 года, возводят укрепления, закладывают город и начинают строить монастырь.

В отличие от большинства монастырей, возникавших там, где обитали монахи-отшельники, решение установить монастырь на месте исторической победы над шведами и дать ему имя Александра Невского принадлежит основателю Санкт-Петербурга Петру Великому. Это имело большое духовное и политическое значение в условиях войны, так как Александр Невский рассматривался как покровитель православных россиян в борьбе с извечным врагом — Швецией и был канонизирован как Святой Покровитель России. Благодаря блестящим победам великого полководца на Западе и его мудрой политике на Востоке удалось отстоять самобытность Руси в тяжелое время татарского ига.

Строить монастырь начинают в 1710 году, а в 1724 году по приказу Петра I, сюда переносят из Владимира мощи Александра Невского, который становится покровителем Санкт-Петербурга.

Главный мужской монастырь столицы царь-реформатор задумывал как своеобразный центр служения монашества миру. Здесь поместили госпиталь, типографию, богадельню, школу для детей священнослужителей, с которой берет начало существующее и поныне высшее учебное заведение – Санкт-Петербургская Духовная академия.

Строительство комплекса продолжалось на протяжении более ста лет. Первоначальный проект разрабатывал итальянский зодчий Доменико Трезини, затем главным архитектором был Иван Старов. Многие известные строители участвовали в возведении храмов и церквей.

Интересные факты:

  • День рождения Александро-Невская лавра отмечает 25 марта. В 2013 году торжественно отпраздновали 300-летие обители.
  • 30 августа — церковный праздник в честь перенесения святых мощей Александра Невского в обитель. В 1753 году в этот день указом императрицы Елизаветы Петровны учрежден крестный ход из Казанского собора в монастырь.
  • На территории современной России существуют две лавры: Троице-Сергиева и Александро-Невская. Лавра — высший статус православного монастыря, присваивается исключительно мужским крупнейшим обителям, имеющим особенное историческое и духовное значение. Свой титул Александро-Невская лавра получила в 1797 году.
  • Троицкий собор лавры со дня освящения является капитульным, т. е. орденским храмом ордена Святого Александра Невского. Исторически так сложилось, что орден Александра Невского стал единственной наградой, которая существовала в наградных системах Российской империи, Советского Союза и РФ.
  • В 1918 году нарком соцобеспечения Александра Коллонтай решила преобразовать обитель в дом инвалидов. Однако, отряд моряков, направленный туда, встретил яростный отпор со стороны прихожан и вынужден был отступить. Богослужения продолжались еще на протяжении полутора десятка лет.
  • С 1936 года соборы лавры планомерно закрывают и на ее территории размещают различные учреждения. Возрождение монастыря относится ко второй половине 90-х годов.

Достопримечательности Александро-Невской лавры

Монастырь, похожий на крепость, занимает целый остров, образованный Невой, речкой Монастыркой и Обводным каналом. Сразу после входа в Лавру по обе стороны расположены два старинных кладбища, где каждая фамилия – это история России. Оба некрополя относятся к главным всемирно известным достопримечательностям Лавры и входят в Музей городской скульптуры, который организует их экскурсионное обслуживание.

Лазаревское кладбище, основанное еще во времена Петра I, получило название Некрополь XVIII века.Изначально здесь хоронили только по разрешению императора самых богатых или знаменитых граждан страны. Здесь находятся могилы великого ученого М. В. Ломоносова, писателя Д. И. Фонвизина, К. Росси, Д. Кваренги и других архитекторов и скульпторов, творения которых создали неповторимый облик Санкт-Петербурга.

Направо от входа располагается Некрополь мастеров искусств,появившийся в ХХ веке на месте Тихвинского кладбища. Здесь похоронены писатели Н. М. Карамзин, Ф. М. Достоевский, И. А. Крылов, композиторы «Могучей кучки», П. И. Чайковский, артисты, художники, известные государственные деятели.

После погребения в 1966 году народного артиста СССР Николая Черкасова (создатель образа Александра Невского в нашем кинематографе, его лицо запечатлено на советском ордене Александра Невского) кладбище было закрыто. Исключение составили перезахоронение праха композитора Александра Глазунова в 1972 году и похороны в 1989 году Георгия Товстоногова – легендарного режиссера питерского БДТ.

У моста через Монастырку расположена Благовещенская церковь, служившая усыпальницей для членов императорской семьи и государственных деятелей. На одном из надгробий – лаконичная надпись «Здесь лежит Суворов».

Старейший храм Санкт-Петербурга, дошедший до наших дней, построен в стиле русского барокко. Позднее появились Федоровская церковь и угловые башни в том же стиле, вскоре ансамбль дополнился надвратной церковью во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

За мостиком виден величественный Троицкий собор Александро-Невской лавры.Храм, построенный в 1776-1790 годах архитектором Старовым, является центральным. Однокупольное с двумя колокольнями здание построено в стиле раннего классицизма, с портиком и колоннами, украшено барельефами и скульптурой.

Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Именно здесь хранятся реликвии лавры:

  • мощи Святого Александра Невского;
  • икона Божией Матери «Невская Скоропослушница».

В настоящее время является действующим храмом.

Перед собором расположена, так называемая Коммунистическая площадка, или Казачье кладбище. Первые захоронения относятся к 1917 году, когда при разгоне демонстрации погибли казаки. Официально кладбище основано в 1919 году. Здесь хоронили участников обороны Петрограда в Гражданскую войну, нашли свое последнее пристанище жертвы Кронштадтского мятежа. В 1920-1930 годы стали хоронить старых партийцев, участников Октябрьской революции, гражданской войны, чекистов, милиционеров. Тогда же появилось новое название. Кладбище приобрело статусный характер. На годы Великой Отечественной войны пришлась следующая волна захоронений — защитников Ленинграда. В 2005 году был установлен памятник всем погибшим за православную веру, а в 2009 году вернулось его прежнее название – Казачье.

В Лавре есть могилы, относящиеся и к нашему времени. На расположенном за Троицким собором Никольскомкладбище похоронен Анатолий Собчак — первый мэр Санкт-Петербурга, который вернул историческое имя городу. В настоящее время Никольское кладбище – единственное действующее место захоронений в Александро-Невской лавре.

Сегодня в Лавре действует паломническая служба, которая занимается организацией экскурсий по святым местам России и Зарубежья.

С возобновлением церковной службы в монастырь вернулись исконные ремесла: иконопись, миниатюра, ювелирные изделия и резьба по дереву. Сувениры можно приобрести в церковных лавках.

У Лавры есть свой музей, воскресная школа и духовно-просветительский центр, который проводит концерты, встречи, фестиваль «Невские купола», вручает ежегодную литературную премию имени Александра Невского.

Проникаясь особой атмосферой Некрополей, так близко от , и вместе с тем — так далеко от городской суеты, любуясь дивной красотой храмов, можно посвятить долгие часы пребыванию в Лавре. Затем отдохнуть и подкрепиться в трапезной. А с наступлением сумерек, заслышав колокольный звон, поспешить к всенощной.

Где находится и как добраться

К Александро-Невской лавре ведет Невский проспект, который не только носит ее имя, но и задумывался, и строился как дорога, соединяющая Адмиралтейскую верфь (центр современного города) и обитель.

Добираться удобнее всего на метро до станции «Площадь Александра Невского». На площади, носящей имя великого полководца, находится вход в Лавру.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра – мужской православный монастырь в Санкт-Петербурге (с 1797 года – лавра).

Первое упоминание о монастыре в документах относится к июлю 1710 года, когда Петр I, осмотрев место близ Черной речки (нынешняя речка Монастырка), распорядился строить здесь Александро-Невский монастырь на предполагаемом месте победы в 1240 года войск св. князя Александра Ярославича Невского над шведами в Невской битве.

Официальная дата основания лавры – день освящения первой деревянной Благовещенской церкви – 25 марта 1713 года.

В 1720 году была открыта школа для детей священнослужителей, в 1726-м преобразованная в Славяно-Греко-Латинскую семинарию, а в 1797-м, при Павле I, получившая статус Духовной Академии.

29 мая 1723 года Петр I, посетив вновь устроенный монастырь, повелел перенести мощи князя Александра из Владимира в новую столицу. Останки князя прибыли в Петербург 30 августа 1724 года, в честь чего в календаре Русской Церкви появился праздник Пренесения мощей благоверного князя Александра. В 1797 году указом Павла I монастырь получил статус лавры со следующим штатом: наместник, благочинный, эконом, духовник, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24монаха, 20 больничных. В 1909 году образован музей - Древлехранилище лавры.


Троицкий собор

(фото с сайта http://days.pravoslavie.ru)

Соборным храмом Александро-Невской лавры является Собор Троицы Живоначальной или Троицкий, изображенный на фарфоровом колокольчике (подраздел «Храмы, соборы») . Место Троицкого собора было определено первоначальным проектом Д.Трезини. Проект однокупольного храма был создан Т.Швертфегером. В 1719 году начались подготовительные работы к строительству, а 17(28) июня 1722 года состоялась закладка собора. К 1731 году храм был вчерне готов. При осадке здания в сводах образовались трещины, работы пришлось остановить. Поэтому в 1744 году постройку было велено «разобрать до подошвы», что и было сделано в 1753–1755 годах «под смотрением» Ивана Росси. В 1763году было решено разработать проекты нового собора. В конкурсе участвовали многие известные архитекторы того времени, как Ж.-Б.Валлен-Деламот, А.Ф.Кокоринов и др., но ни один из проектов не получил «апробации» Екатерины II. 15(26) ноября 1774 года, составление проекта было поручено архитектору И.Е.Старову. Проект был утвержден в феврале 1776года. Торжественная закладка храма была произведена 30 августа (10 сентября) 1778года митрополитом Гавриилом (Петровым) в присутствии Екатерины II. В 1782 году на одной из двух двухъярусных башен-колоколен установлены куранты; на другой башне был повешен 13-тонный колокол, отлитый в 1658году для Иверского монастыря. Вчерне собор был завершен в 1786 году. 30 августа (10сентября) 1790 года, в день святого благоверного князя Александра Невского, митрополит Гавриил (Петров) в присутствии императрицы освятил собор.

С самого освящения собор был капитульным (орденским) храмом ордена святого Александра Невского. В 1797году над входом в храм было укреплено рельефное изображение ордена. В 1847 году в соборе поставили калориферное отопление, и в нем стали служить зимой.

Однокупольный храм с двумя двухъярусными башнями-колокольнями решен в формах раннего классицизма. Внутреннее пространство собора, крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две монументальные колокольни, возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Над южным и северным входами помещены барельефные панно, изображающие события из Ветхого и Нового заветов, исполненные скульптором Ф.И.Шубиным.

Главный неф декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Иконостас в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине, выполнен А.Пинкетти из белого итальянского мрамора. Бронзовые детали сделал П.П.Ажи, а образа в царских вратах написали И.А.Акимов и Я.Меттенлейтер. В алтаре, за престолом, находился образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса. Над южными вратами – картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, на восточной стене – «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. Картины Ван Дейка, Бассано, Гверчино, Строцци и других были переданы в собор из Эрмитажа в 1794 году по указанию Екатерины II. Над царским местом висел портрет Екатерины II кисти Д. Г. Левицкого, напротив – портрет Петра I. В 1862 году в собор из Таврического дворца поступила малахитовая сень для плащаницы, изготовленная в Париже в 1827–1828 годах в мастерской П.-Ф.Томира.

В 1918 году монастырь был формально упразднен, но явочным порядком продолжал действовать до 17 февраля 1932 года, когда в ночь на 18 февраля в Ленинграде были арестованы все монашествующие.

12 мая 1922 года, в рамках кампании по «изъятию церковных ценностей в пользу голодающих», была вскрыта рака с мощами Александра Невского; серебряная рака была изъята и помещена в Государственный Эрмитаж. 15ноября 1922 года мощи были переданы в фонды Государственного музея истории религии и атеизма. Они вернулись в Троицкий собор Лавры лишь 3 июня 1989 года.

В 1922 году Лавра подчинилась обновленческому Высшему Церковному Управлению; но в октябре 1923 года, по прибытии в Петроград новопоставленного Патриархом Тихоном викарного епископа Мануила (Лемешевского) 29сентября 1923 года, примкнула к «Тихоновской» Церкви.

Временный Патриарший Синод 10 октября 1933 года рассматривал «предложение Преосвященного Заместителя о необходимости ввиду того, что в настоящее время Александро-Невская Лавра существует уже не как монастырь, а как приход, и вследствие этого митрополиту Ленинградскому не присвоено наименование Священноархимандрита Лавры, – изменить положение Лавры и в других частях, освободив Преосвященного викария епископа Лужского Амвросия от звания наместника Лавры и поручить Преосвященному митрополиту Ленинградскому назначить настоятеля Александро-Невского прихода на общем основании» и постановил: «Преосвященного викария Ленинградской епархии епископа Лужского Амвросия [(Либина)] освободить от звания наместника Александро-Невской Лавры и предложить Преосвященному митрополиту Ленинградскому назначить настоятеля Александро-Невского прихода на общем основании».

Троицкий собор был закрыт в 1934 году; в январе 1936 года была закрыта последняя остававшаяся действующей Духосошественская церковь.


Гравюра 1812года

( с сайта www.1812panorama.ru)

В 1957 году возобновлены богослужения в Троицком соборе, ставшем кафедральным.

В 1996 году начался процесс возрождения монашеской общины. С 1996 наместник Лавры – архимандрит Назарий (Лавриненко).

3 ноября 1997 года Приходское собрание Троицкого cобора было упразднено и управление передано Духовному собору Лавры; был принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь. Окончательная передача всех зданий Лавры епархии состоялась 18апреля 2000 года.

С начала 2000-х годов Лавра активно сотрудничает с компанией «Петрохолод Пищевые Технологии», продукция которой, по мнению авторов торговой марки «Русь православная», ориентирована «на православную часть потребителей»: с 2006 года десятая часть прибыли идет на нужды монастыря. За счет «десятины» к 20 июня 2007 года завершена реставрация купола Троицкого собора и золочение 14-метрового креста

Сейчас, несмотря на некоторые более поздние добавления, в архитектурном облике Лавры продолжает доминировать барокко XVIII века. Троицкий собор (1776–1790), строительством которого с 1719 года занимались сначала Т. Швертфегер (его сооружение было разобрано в 1753–1755 годах), а затем И.Е. Старов, - образец раннего классицизма. Освящен 30 августа 1790 года; тогда же перенесены в него мощи св. кн. Александра Невского из Благовещенской церкви обители (1717–1724). К тому же времени относится и церковь св. блгв. кн.Феодора Ярославича (1770; перестроена в 1840 году). В XIX веке в Лавре были возведены Духовская церковь и корпус (1822), а также Никольская церковь (1871).

Все кладбища Александро-Невской лавры (Лазаревское – некрополь XVIII века; Тихвинское – некрополь мастеров искусств; Никольское) входят в состав Государственного музея городской скульптуры (основан в 1932году). В Александро-Невской лавре похоронены: М.И. Авилов; Н.Е. Аксененко; Александр Невский; Е.В. Богданович; А.П. Бородин; М.И. Глинка; И.И. Греков; И.К. Григорович; И.Г. Зубков; Ф.М. Достоевский; Р.И. Кондратенко; В.Н. Кубарев; И.В, Ламб; М.В. Ломоносов; Мусса-Бек Хаджи-Касумов; Никодим (Ротов); П.М. Обухов; М.Ф. Полторацкий; Н.А. Римский-Корсаков; К.И. Росси; А.А. Собчак; Г.В. Старовойтова; А.С. Суворин; А.В. Суворов; Л. Эйлер.

На (подраздел «Храмы, соборы»), посвященном Свято-Троицкой Александро-Невской лавре изображена ее панорама с гравюры 1812 года.

Фотографии из Александро-Невской Лавры можно посмотреть .

По материалам Википедии


В 1380 году, спустя 117 лет после преставления св. благоверного великого князя Александра Невского, его мощи были обретены нетленными и положены с подобающею честью в раке в Рождественском монастыре во Владимире.

Когда император Петр I основал новую столицу на берегах Невы, прославленных победой св. Александра, — Санкт-Петербург, то повелел перенести его честные останки сюда. В 1723 году мощи были перенесены в Александро-Невский монастырь, где покоятся и до ныне на благословение северной столице, обители и всей России.

Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был основан Петром на Невских берегах одновременно с переездом царского двора в Петербург. Основав обитель во имя св. благоверного князя Александра Невского, защитника Невских земель, ставшего символом Божией помощи в борьбе против иноземных врагов, Пётр тем самым «вверил город чудесному заступлению, охранению против врагов, охранению северных пределов России». Продолжалась Северная война, шведы не теряли надежды на возвращение приневских земель, Западная Европа с недоверием смотрела на победы Русской армии. В этих условиях воспоминание о русском князе, защищавшем принадлежавшие Руси приневские земли в далёком XIII в. имело и большое политическое значение.

Казалось бы, наилучшее место для монастыря в честь Александра Невского — это поле Невской битвы. Здесь, у впадения в Неву реки Ижоры, уже в XIV в. известна деревянная часовня, а затем церковь Александра Невского. В начале XVIII в. стараниями Александра Меншикова церковь была обновлена. Но это отдалённое от новой столицы место не устраивает Петра. По его планам монастырь должен стать новым духовным центром страны, противостоящим богатой древними святынями и монастырями Москве. Видимо, поэтому был найден участок неподалёку от города, но по планировке очень похожий на поле Невской битвы.


Петр I, портрет работы французского художника Поля Делароша, 1838 год

В журнале Петра Великого за июль 1710 г. записано следующее: «Государь, будучи в Петербурге, осматривал места, где указал строить монастырь во имя Святой Троицы и святого Александра Невского».

Через два года после окончания Северной войны, 29 мая 1723 г., Петр I посетил вновь устроенный монастырь. В тот же день им было издано постановление: «Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи св. благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь».


Перенесение мощей святого князя Александра Невского императором Петром I в Петербург.
Москвитин Филипп Александрович

11 августа 1723 г. древний Владимир огласился звоном многочисленных колоколов. Весь город собрался у стен Рождественского монастыря. В этот день после Литургии, согласно Величайшему повелению, рака с мощами св. благоверного князя Александра Невского была помещена в ковчег, богато украшенный и покрытый балдахином темно-вишнёвого бархата с позументами и увенчанный вызолоченным крестом. Было решено нести ковчег через Москву в Тверь до Боровичей посуху, от Боровичей — по Ильменскому озеру, через Новгород по Волхову до Ладоги, оттуда по Неве до Санкт-Петербурга. Сопровождать торжественную процессию Указом Святейшего Синода был назначен настоятель Рождественского монастыря архимандрит Сергий, «яко в первостепенных архимандритах Российских третий градус имеющий». Ему также надлежало наблюдать за тем, чтобы «ковчег с мощами через города и знатные места нести священным чинам».

На всём пути следования, процессию встречали толпы народа, стекавшегося для поклонения святыне, в городах служили торжественные молебны. Когда стало ясно, что процессия не успеет в столицу к дню заключения Ништадтского мира, царь повелел поставить ковчег с мощами в Шлиссельбургской каменной церкви. Через год, 30 августа 1724 г., в третью годовщину Ништадтского мира, останки св. князя были торжественно перенесены в Петербург.

В Усть-Ижоре, у места Невской битвы, процессию встречал сам Пётр. Ближе к столице к ней присоединились празднично украшенные галеры царской свиты во главе с «ботиком Петра Великого» — родоначальником Русского флота. Под пушечный салют и колокольный звон рака с мощами была торжественно помещена в освящённую к этому событию монастырскую церковь св. Александра Невского.

Икона Святого благоверного князя Александра Невского

По окончании строительства главного монастырского храма — собора св. Троицы (в 1790 г.), останки св. князя были торжественно перенесены в собор в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака. Она была сооружена в 1752 г. по указу Елизаветы и украшена надписями М. В. Ломоносова. Саркофаг украшен чеканными барельефами, рассказывающими о важнейших событиях из жизни св. князя. В 1743 г. Елизавета Петровна учредила крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа по окончании литургии всё столичное духовенство в белых серебристых одеждах, в сопровождении Владыки, с хоругвями и иконами направлялось по Невскому проспекту к Лавре.


Святой благоверный князь Александр Невский [ок. 1850].

В 1922 г. монастырь лишился своей святыни. Мощи святого князя были изъяты и долгое время находились в музее атеизма. Драгоценная рака оказалась в Эрмитаже. Только летом 1989 г. мощи св. Александра Невского были возвращены церкви, и вновь, как много лет назад, крестный ход прошёл по Невскому проспекту в Троицкий собор Александро-Невской лавры.


"Александро-Невская лавра со стороны Невы". Акварель И. А. Иванова. 1815.

С первых дней своего существования Александро-Невский монастырь должен был занять довольно высокое положение. Согласно Петровскому указу «две по Всероссийской Империи лавры, яко то Киево-Печерская и Троицкая Сергиевская, а также и Александро-Невский монастырь о своём первенстве имеют права. А что касается до безчестия оных двух лавр, так же и Александро-Невского монастыря властем, то оных должен положить в равном один против другого градусе».

Настоятелем монастыря Пётр назначил Феодосия (Яновского), с 1708 г. выполняющего обязанности временного судьи и администратора духовных дел столицы и новозавоёванной области. С 1712 г. должность администратора становится постоянной, и при нём в Александро-Невском монастыре учреждается специальная канцелярия. Здесь же помещается и обер-инквизитор. В 1720 г. Феодосий был рукоположён в сан епископа Новгородского с оставлением его архимандритом Александро-Невского монастыря. С этого времени эти две должности были объединены, и Невский монастырь стал постоянной резиденцией Новгородского митрополита. Со времени учреждения епархии в 1724 г. должность архимандрита столичного монастыря должен занимать Петербургский епископ, впоследствии с 1783 г. — митрополит Петербургский и Новгородский. В 1797 г. именным указом Павла I монастырь был переименован в лавру.

Александро-Невский монастырь был основан Петром как образцовый. Здесь он хотел претворить в жизнь свою идею «утилитарного» использования монашества для служения миру. Он замыслил монастырь как благотворительное, исправительное, лечебное и учебное заведение. Здесь предполагалось устроить приют для увечных и отставных воинов, для инвалидов Северной войны, безумствующих, и устроить при монастыре госпиталь, в котором должны были нести послушание все иноки. Здесь же Пётр предполагал учредить лечебно-исправительное заведение для лиц принудительного лечения и пьяниц. Осуществление всех этих проектов противоречило самому смыслу монастыря как источника духовного света и образца праведной жизни, где главное дело монашества — молитва. По счастью, задачи так и не были осуществлены.

Пётр также предполагал воспитывать испытанных и подготовленных в духе его идей кандидатов в «надежду архиерейства». С этой целью он мыслил устроить при монастыре учёное монашеское братство. В разряд «учёных монахов» предполагалось принимать лиц, достигших тридцати лет и прошедших курс семинарии. Послушания «ученым монахам» определялись в виде чтения книг, перевода Богословских трудов, составления собственных сочинений и произнесения проповедей. Учёные монахи должны были подчиняться особо назначенному монаху — директору, которому предоставлялось второе место после архимандрита. Учёным монахам назначалось большее, чем остальной братии, обеспечение.
По окончании курса наук они предназначались к занятию настоятельских должностей в крупных монастырях. Этот проект также не был осуществлён, потому что образованных людей, способных составить подобное братство, было в это время очень мало. Однако в Петровское время монастырь имел значение некоего «семинариума» духовных властей, хотя кандидаты на высшие церковные должности вызывались сюда не столько для повышения образования, сколько для испытания их политической благонадёжности.

С Петровского времени Александро-Невский монастырь стал центром духовного просвещения для столичной епархии. По Высочайшему указу 1719 г. при монастыре была создана первая в столице типография. Первой книгой, вышедшей здесь, было Поучение в день св. Александра Невского.
Здесь был напечатан Букварь, печатались книги против раскольников, проповеди, наставления, позднее — переводы и учёные труды, Богослужебные книги.

В 1721 г. распоряжением архимандрита Феодосия велено было «учредить в общую пользу при Александро-Невском монастыре для учёных юных детей чтения и писания Славянскую школу, в которой, как того монастыря служительских детей и посторонних, кто кого отдать похочет, принимая от пяти до тринадцати лет, учить славенскаго чтения и писания по новопечатным Букварям, а потом и грамматики». Главным учебным пособием был «Букварь или начальное учение отроком» Феофана Прокоповича.
В 1726 г. на основе школы была создана Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария.
Она давала будущим служителям Церкви серьёзное по тем временам общее и Богословское образование. Наставники семинарии занимались также научной и издательской деятельностью.

Трудами ректора семинарии иеродиакона Никодима (Пученкова) и архимандрита Иоасафа (Маткевича), ректора Новгородской семинарии, и были подготовлены переиздания Житий святых, составленных святителем Димитрием Ростовским, и Киево-Печерского патерика. После Екатерининской училищной реформы, в 1788 г. Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария была преобразована в Главную Семинарию, а в 1797 г. в Александро-Невскую Академию.
Согласно указам Павла I от 18 декабря 1797 г. и 11 января 1798 г., новая академия вместе с существовавшими Киевской и Московской, а также новоучреждаемой Казанской становились высшими Богословскими учебными заведениями, в которые надлежало посылать «из епаршеских семинарий отличивших себя успехами учеников для усовершенствования себя в познании высших наук и образования к учительским должностям».
В 1800-1804 гг. префектом Александро-Невской Академии был архимандрит Евгений (Болховитинов), снискавший в дальнейшем известность своими церковно-историческими трудами. В 1809 г. в связи с реформой системы духовного образования в России Александро-Невская Академия была преобразована в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.


Александро-Невская лавра. Акварель Карла Петровича Беггрова, 1820-е годы

Братия Александро-Невского монастыря большей частью не была постоянной. Как правило, это были монахи других, провинциальных монастырей, проходившие послушание в столичном монастыре. Такое послушание продолжалось обычно десять лет. Александро-Невский монастырь был своего рода подготовительным этапом для высшего духовенства. Постриженики монастыря часто направлялись отсюда в другие епархии для занятия высоких должностей. Так, пострижеником Александро-Невского монастыря был старший брат митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Гавриила (Петрова) архиепископ Варлаам. В монастыре духовным наставником инока Варлаама был схимонах Досифей, известный своей духовной жизнью. Впоследствии Варлаам был игуменом Спасо-Елеазарова монастыря Псковской епархии, затем архимандритом Новоторжского Борисоглебского монастыря Тверской епархии, а 5 октября 1768 г. был рукоположён во епископа Тобольского и Сибирского. Архиепископ Варлаам снискал большую любовь и уважение тобольской паствы своей подвижнической жизнью, благотворительностью и заботой о мирянах и о духовенстве. При нём впервые тобольские семинаристы были посланы в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

В Александро-Невском монастыре начинал свой монашеский подвиг знаменитый старец Феодор Ушаков. Он происходил из старинного дворянского рода Ушаковых. В молодости служил в Петербурге в Преображенском полку. Молодого офицера ожидала блестящая карьера, но Божий Промысл распорядился иначе. Однажды он стал свидетелем внезапной смерти своего приятеля.

Этот трагический случай заставил его увидеть всю тщетность мирской жизни и непрочность земного благополучия. Иоанн решил удалиться от мира и бежал на берега Северной Двины в пустынные северные леса, где провёл три года в посте и молитве. С соизволения Елизаветы Петровны в 1747 г. он был пострижен в Александро-Невском монастыре с именем Феодор. Здесь он вёл строгую подвижническую жизнь и вскоре стал известен в столице своей праведностью. Многие из петербургских жителей всех слоёв общества стали обращаться к о. Феодору за духовными наставлениями.
Десять лет провёл о. Феодор в Александро-Невском монастыре, а в 1757 г. перебрался в Саровскую пустынь, трудился для восстановления Санаксарского монастыря и Арзамасской Алексеевской женской общины.

В начале XIX в. в Александро-Невской лавре жил старец схимонах Алексий. К нему приезжал император Александр I перед своей поездкой в Таганрог.
Н. К. Шильдер пишет: «Когда дверь кельи отворилась, мрачная картина представилась глазам Государя: пол и все стены до половины были обиты чёрным сукном; с левой стороны у стены виднелось большое Распятие с предстоящими Богоматерью и евангелистом Иоанном; у другой стены кельи находилась чёрная, длинная деревянная скамейка; лампада, горевшая перед иконами, тускло освещала печальное жилище схимника. При входе императора схимник пал перед Распятием и в то же время, обратясь к своему высокому гостю, сказал: "Государь, молись"». За перегородкой в келье «на столе стоял чёрный гроб, в котором лежала схима, свечи и всё, готовое к погребению.
"Смотри, — сказал схимник, — вот постель моя и не моя только, а постель всех нас: в ней все мы, Государь, ляжем и будем спать долго"». В разговоре с Государем схимник также сказал:
«Ты Государь наш и должен бдеть над нравами. Ты сын Православныя Церкви и должен любить и охранять её. Так хошет Господь Бог наш».
«"Многие длинные и красноречивые речи слышал я, но ни одна не понравилась мне, как слова сего старца", — сказал потом Государь сопровождавшему его митрополиту Серафиму». Как знать, может быть, встреча со старцем Алексием повлияла на последующие события. Ведь живо мнение, что в Таганроге Император не умер, а отрёкся от мира и прожил остаток жизни в сибирских скитах под именем старца Фёдора Кузьмича.

Монахи Александро-Невской лавры занимались миссионерской деятельностью среди языческих народов. После возвращения из Китая здесь некоторое время жил о. Иоакинф (Бичурин), бывший в 1807-1820 гг. начальником русской духовной миссии в Пекине. Здесь он готовил к изданию свои труды, имевшие огромное значение в деле становления мировой синологии. О. Иоакинф (умер в 1852 г.) похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Подвиг миссионерского служения в Америке нёс монах о. Гедеон, трудившийся в 1804-1807 гг. в составе православной миссии на острове Кадьяк, и многие другие.

Александро-Невская лавра была резиденцией столичной духовной власти и местом частых паломничеств Царской Фамилии. Здесь нередко совершались торжественные Богослужения в присутствии Августейших особ, и поэтому все монастырские строения и храмы отличались пышностью и великолепием. Монастырские кладбища были самыми привилегированными в Петербурге.

Каменное строительство в монастыре началось ещё при Петре I. Автором «Генерального плана строения» Александро-Невского монастыря был итальянский архитектор Доменико Трезини. Его проект не во всём отвечал православным канонам: фасад монастырского строения и включённый в него главный храм Святой Троицы были обращены к Неве, т.е. на восток, с востока же должен был быть устроен и вход в собор. Это задержало строительство монастыря, которое было завершено только в конце XVIII в.

В 1720-1723 гг. Т. Швертфегер переработал проект Троицкого собора, и в 1744 г. строительство собора вчерне завершено, но вскоре в стенах и сводах образовались трещины, и по приказу Елизаветы от 20 марта 1753 г. собор был разобран до основания и щебень пошёл на усыпку Невского проспекта. Конкурс на проект собора, состоявшийся в 1763 г., не дал положительных результатов. Строительство началось только в 1774 г. по проекту И. Старова и велось при постоянном попечении митрополита Петербургского Гавриила (Петрова). 30 августа в присутствии Императрицы была совершена торжественная закладка нового собора, а ровно через 16 лет, 30 августа 1790 г., его торжественное освяшение Владыкой Гавриилом и перенесение в него мощей св. Александра Невского. Троицкий собор отличался богатством внутреннего убранства, правда, вместо икон его украшали произведения кисти Ван-Дейка, Рубенса, Бассано, многих известных русских живописцев. Монастырь и Троицкий собор часто посещали русские императоры и вносили богатые вклады, среди них золотые священные сосуды, подаренные Екатериной II вскоре после освящения собора, четыре драгоценных престольных Евангелия XVII в., золотой крест, выполненный в 1660 г. для Кириллова монастыря, и даже образ «Моление о чаше», присланный в дар от папы Пия IV Екатерине II. Среди наиболее драгоценных предметов, хранившихся в ризнице монастыря, была корона св. Александра Невского, «сделанная наподобие архиерейской шапки из белых горностаев и пунцового бархата».

Богослужение в Троицком соборе отличалось красотой и торжественностью. Хор митрополичьих певчих в лавре ничем не уступал придворным певчим. Ещё при Петре I в монастыре было введено нотное пение. Указом Императора было повелено списать у певчих государя копии «со всех знаменного напеву переводов, для знания в Невском монастыре клирошанам». В начале XIX в. регентом монастырского хора был протоиерей П. И. Турчанинов, переложивший многие древние и знаменитые напевы на ноты. При Екатерине в лавре было повелено одному иеромонаху, чтецу и певцу отправлять службу на греческом языке.

Старейшая церковь монастыря Благовещенская, расположенная в северо-восточном углу монастырского каре. Она была построена в 1717-1722 гг. Д. Трезини и послужила образцом для более поздних сооружений — Фёдоровской церкви и угловых монастырских башен. Облик её типичен для петербургской архитектуры петровского времени. Церковь двухэтажная. Верхняя освящена 30 августа 1724 г. во имя св. благоверного князя Александра Невского, и до 1790 г. здесь находилась рака со святыми мощами. Нижняя церковь — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Она служила усыпальницей для особ царствующего дома. Здесь могилы Анны Леопольдовны, сестры Петра I Натальи Алексеевны, здесь был погребён Петр III, перенесённый по указу Павла в 1796 г. в Петропавловский собор. Здесь же находятся могилы видных государственных деятелей XVIII в.: А. В. Суворова, В. В. Долгорукого, А. Г. Разумовского, А. М. Голицына и других, Петербургских епископов Феодосия (Янковского) (1745-1750), Сильвестра (Кулебки) (1750-1761).

В 1800 году в Благовещенской церкви хоронили Александра Васильевича Суворова. Многие присутствующие сомневались, пройдёт ли под сводом лавры высокий балдахин катафалка с гробом. Как говорит легенда, сомнения развеял уверенный голос одного из ветерана суворовских походов: "Не бойтесь, пройдёт! Он везде проходил". Лаконичную надпись на могильной плите придумал лично генералиссимус: "Здесь лежит Суворов"

В Лазаревском некропроле также похоронены В. Шереметев, Ф. Уваров, М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Д. Кваренги, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон, К. Росси, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский.

Благовещенскую церковь связывает с Троицким собором двухэтажный корпус, построенный Д. Трезини в 1717 г. В 1820 г. в части корпуса была устроена церковь Сошествия Святого Духа. В ней были погребены Санкт-Петербургские митрополиты Михаил (1818-1821), Серафим (1821-1843), Антоний (1843-1848), Никанор (1848-1856) и Григорий (1856-1860).

Симметрично Благовещенской церкви в юго-восточном углу монастырского каре расположена Николо-Феодоровская церковь, служившая усыпальницей для особ грузинской царской фамилии и некоторых епископов, среди которых Евгений Булгарис.

Церкви устроены и на монастырских кладбищах, самое древнее из которых Лазаревское, основанное в Петровское время. Здесь была похоронена сестра Петра Наталья Алексеевна, и над её могилой выстроена часовня в честь Воскрешения Лазаря. После постройки Благовещенской церкви прах Натальи Алексеевны перенесен в неё, а на месте часовни выстроена каменная церковь, ставшая усыпальницей для приближённых царя. На Лазаревском кладбище похоронены видные деятели науки и культуры XVIII в. В XIX в. возникло Тихвинское кладбище с церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери. На нём в 1936 г. уничтожено примерно 9/10 захоронений. Здесь был похоронен известный молчальник монах Патермуфий, скончавшийся на 129 г. жизни. К востоку от монастыря расположено Никольское кладбище с церковью во имя св. Николая Чудотворца (1871). Северную часть его занимает Братское кладбище.

В Митрополичьем корпусе, напротив Троицкого собора (1755-1756, архитектор М. Д. Расторгуев) находились парадный приёмный зал и личные покои Петербургских митрополитов, Крестовая церковь. Позади Митрополичьего корпуса в 1720 г. был разбит регулярный сад. В связи с ростом города в XIX— XX вв. площадь значительно сократилась, и в настоящее время ограничена рекой Монастыркой.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра является действующим общежительным мужским монастырём Санкт-Петербургской епархии.

Собственно, возрождение её началось еще в 1956 году, когда Свято-Троицкий собор был передан Русской Православной Церкви и стал действующим приходским храмом г. Ленинграда, любимым местом молитвы и паломничества верующих. При митрополите Никодиме (Рогове, ум. 1978) настоятель собора стал носить титул наместника, а правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии стал настоятелем собора. В этом, на первый взгляд, незначительном изменении, была христианская надежда и мудрое предвидение митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) о будущем монастыря.

Благодатным знамением к грядущим изменениям в судьбе Лавры послужило возвращение 3 июня 1989 года мощей Святого Благоверного Князя Александра Невского - небесного покровителя монастыря и града Святого Петра. Это произошло, когда Ленинградскую кафедру занимал митрополит Алексий (Ридигер). Высокопреосвященнейшим Алексием, митрополитом Ленинградским и Новгородским, было совершено перенесение из Казанского собора честных мощей Александра Невского. Со звоном Лаврских колоколов крестным ходом сонма духовенства и мирян они были торжественно перенесены на место своего честного положения, благоговейного поклонения и почитания, куда и были они первоначально принесены Петром Великим из Владимира 30 августа 1724 года.


1 Лаврский мост

Благодатное возрождение Лавры как монастыря началось летом 1995 года при митрополите Иоанне (Снычеве, ум.1996). Первым наместником монастыря стал старейший клирик Санкт-Петербургской епархии архимандрит Кирилл (Начис) - епархиальный духовник. К этому времени монашествующим был частично передан "Духовской" корпус, где и поселилась немногочисленная братия, состоявшая в основном из постриженников Санкт-Петербургских Духовных школ. Первое монашеское Богослужение состоялось 14 сентября 1995 года. Службу возглавил наместник Лавры архимандрит Кирилл. За неимением достаточного числа братии пел хор из учащихся Духовной Семинарии. Службы совершались каждый день в Никольском храме, расположенном на Никольском кладбище, кроме Воскресных и праздничных дней, когда братия сослужила белому духовенству в Свято-Троицком соборе.

3 ноября 1997 года Приходское собрание Свято-Троицкого Собора было упразднено и управление передано Духовному собору Лавры. Был так же принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь. Лавра начала полноценную монашескую жизнь.

На 1 июня 2002 года братия Лавры составляет 27 человек: архимандрит, 2 игумена, 10 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 2 монаха, 3 инока и 4 послушника.

Со времени своего основания и до самой революции Лавра была тесно связана с Российским Флотом. Большинство иеромонахов, служивших на кораблях, были из насельников Лавры. Символическим началом возрождения и этой традиции стало награждение наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрита Назария (Лавриненко) медалью "300 лет Российскому Флоту". Это произошло 11 июня 2002 г. Награду вручил вице-адмирал Кудряшов Игорь Васильевич.

27 мая 2009 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В ходе него было вынесено решение о назначении митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру двух викарных епископов. Одним из них стал наместник Александро-Невской лавры архимандрит Назарий (Лавриненко).

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СОБОР

Композиционным центром Александро-Невской лавры является Свято-Троицкий собор - архитектурный памятник раннего классицизма. Собор увенчан куполом на высоком барабане, а его лаконичные монументальные формы гармонируют с монастырскими корпусами.


Свято-Троицкий собор. Фотография 1903 г

Первый Троицкий собор, выполненный в стиле "немецкого барокко", был заложен по проекту архитектора Т. Швертфегера еще в начале 18 века. Однако когда строительство собора было завершено, обнаружилось несколько серьезных ошибок: храм оказался очень неустойчивым и, к тому же, был возведен на слабо укрепленном грунте. Посещать его было небезопасно, и, по приказу императрицы Елизаветы Петровны, собор был снесен. При Екатерине Великой Троицкий собор решено было возродить, и царица назначила архитектора И. Старова ответственным за возведение нового храма. Строительство продолжалось 14 лет, и 30 августа 1790 года новый Свято-Троицкий собор был завершен. Искусствоведы полагают, что он стал вершиной творчества архитектора Старова.


Фото Андрей Бутко

В плане Свято-Троицкий собор представляет собой латинский крест. Интерьер храма украшает мраморный иконостас, изготовленный братьями Пинкети. До Октябрьской революции 1917 года в соборе находились картины, пожертвованные Екатериной II из собраний Эрмитажа.
Свято-Троицкий собор хранит несколько картин известных живописцев: "Образ Благовещения Пресвятой Богородицы" Рафаэля Менгса, "Спаситель Благословляющий" Антониса ван Дейка, "Воскресение Христово" Питера Пауля Рубенса и других великих живописцев. По рисункам Д. Кваренги была выполнена роспись купола и сводов собора, сохранившаяся до нашего времени. Барельефы, изображающие сцены из Ветхого и Нового заветов, были выполнены известным скульптором Ф. Шубиным. Главный вход в собор украшает барельеф "Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма" и скульптуры ангелов со знаком ордена святого Александра Невского. В дни, посвященные этому святому, в Троицком соборе проходят торжественные службы.


Фото Андрей Бутко


Фото Андрей Бутко

Окончание постройки и освящение Троицкого храма в августе 1790 года завершило формирование ансамбля Александро-Невской лавры. 30 августа 1790 года в собор была перенесена серебряная рака с мощами Александра Невского. Эта рака была изготовлена на петербургском Монетном дворе и весила 86 пудов. На боковых стенках саркофага выполнены барельефы, изображающие военные победы Александра Невского. Сейчас эта гробница находится в государственном Эрмитаже.

Среди икон собора особо почитаема икона преподобного Серафима Саровского Чудотворца и икона Божьей Матери "Скоропослушница".


Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Рака с мощами св. блгв. князя Александра Невского. Фото 1910-х гг.

Легенды и мифы

Петр I хотел, чтобы его любимый Санкт-Петербург имел небесного покровителя в лице князя Александра Невского, героического полководца, разбившего шведскую армию в устье впадающей в Неву реки Ижоры. В августе 1724 года царь приказал перенести мощи Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, в Свято-Троицкий собор. Долгое время после этого ходили легенды, будто на самом деле в лавре нет никаких мощей: якобы они сгорели во время пожара Успенского собора во Владимире, а все, что удалось спасти, - несколько обгорелых костей, которые доставили в Петербург. Однако, добавляли петербургские сплетники, возможно, что и эти обгорелые останки принадлежат вовсе не легендарному Александру Невскому, а кому-нибудь другому.

Противники Петра Великого и его реформ предлагали свою версию истории о переносе мощей в "город Антихриста", как они называли Санкт-Петербург. Они утверждали, что два раза после перенесения останков князя в Свято-Троицкий собор, они бесследно исчезали на следующий день, и требовалось много времени и сил, чтобы их отыскать. Противники Петра объясняли исчезновение мощей тем, что святой Александр не хочет находиться в "проклятом городе", построенном на костях. По этой версии, в третий раз Петр I приказал запереть мощи Александра Невского в серебряной раке, и лишь после этого останки перестали исчезать.

А согласно еще одной легенде, Петр I, запирая раку с мощами, вдруг услышал позади себя голос, изрекающий мрачное пророчество: "Всего на 300 лет…". Петр вздрогнул, обернулся и увидел высокую удаляющуюся фигуру в черном плаще. Царю так никогда и не удалось выяснить, кем был этот незнакомец.

Историческая справка

1710 г. - по указу Петра I заложен монастырь в честь Пресвятой Троицы и святого Александра Невского.
30 августа 1724 г. - мощи Александра Невского перевезены из Владимира в Санкт-Петербург.

В 1724 году при монастыре был разбит сад, построены оранжереи. Просека от Новгородского тракта была обсажена берёзами. Напротив Благовещенской церкви был построен наплавной, а позднее подъёмный мост.

Начало 18 в. - возведен первый Троицкий собор в стиле "немецкого барокко".
1776-1790 гг. - строительство нового храма по проекту архитектора И. Старова на месте снесенного собора.


Надвратная церковь «Всех скорбящих» Александро-Невской лавры. Фотография 1895 г

В 1783-1785 годах по проекту Старова были построены въездные ворота с надвратной церковью во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Кроме того, Старовым была перепланирована площадь перед лаврой - площадь Александра Невского. Здесь им были построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.

1806 г. - по рисункам Д. Кваренги была выполнена роспись сводов и купола собора, сохранившаяся по сей день.

В 1818-1821 годах в Благовещенской церкви произошли перестройки, связанные с расширением Духовского корпуса лавры. В 1821 году архитекторов В. П. Петровым были сооружены каменные ворота со стороны реки Монастырки.

Из-за тесноты Лазаревского кладбища рядом с ним было основано новое место захоронения, которое стали называть Ново-Лазаревским. Здесь, ныне в некрополе XIX века, похоронены: Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Ф. М. Достоевский, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. А. Иванов, Б. М. Кустодиев, В. И. Демут-Малиновский, Б. И. Орловский, П. К. Клодт, В. П. Стасов, В. Ф. Комиссаржевская, Н. К. Черкасов.

В 1840 году подверглись переделке храмы Фёдоровской церкви. В первом этаже была устроена церковь благоверного князя Фёдора, во втором - церковь во имя святого Николая Чудотворца. Верхняя церковь прихожанами стала называться Никольской домовой, в отличие от Никольской кладбищенской церкви.

К востоку от лавры первоначально планировалась разбивка сада. Но в 1861 году здесь было основано ещё одно монастырское кладбище - Никольское. Здесь похоронены адмирал Г. И. Бутаков, герой Порт-Артура генерал Р. И. Кондратенко, писатели И. А. Гончаров и Д. Н. Мамин-Сибиряк, поэт А. Н. Апухтин, литературовед Ф. Д. Батюшков, издатель А. С. Суворин, художник К. Е. Маковский.

К началу XX века на территории Александро-Невской лавры насчитывалось 16 церквей. В 1920 году весь комплекс был взят под охрану государства как памятник архитектуры. Несмотря на это, в дальнейшем во многих бывших церковных помещениях были размещены различные мастерские.

1917 г. - собор закрыт для богослужений, святые мощи изъяты.

В 1933 году Благовещенская церковь была закрыта. Её первый этаж был передан Музею городской скульптуры, а второй в 1935 году был разделён на отдельные помещения. Тихвинская церковь Ново-Лазоревского кладбища была передана почте.

В 1948-1949 годах оба этажа Благовещенской церкви занял Музей городской скульптуры. Свято-Троицкий собор возвращён церкви 5 апреля 1956 года.

1956 г. - собор вновь открыт для богослужений.

В 1960-х годах при реконструкции Невской набережной было значительно сокращено Никольское кладбище. Позже здесь были похоронены историк Л. Н. Гумилёв и первый мэр города А. А. Собчак. Никольское кладбище в настоящее время является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.


Иван Греков. Середина 18 века. Великий князь Александр Невский и князь Феодор (с видом Александро-Невской лавры). ГТГ.

В верхней части иконы изображены князья Александр Невский и его старший брат Феодор, над ними - Новозаветная троица, апостол Петр и святая Екатерина, тезоименитные святые императора Петра I и Екатерины I. В нижней части - Александро-Невский монастырь (до 1755).

Внизу иконы помещена пространная надпись:

Благословил Троичный Бог Месту сему быти.
Зримым же Горе святым тезоимениты.
Высокославнейший Петр и Екатерина
Россов честь и похвала обое едина
Благословение то делом исполняли.
Александор с Феодором помощь подавали
Их же и телеса зде пребудут во веке.
Благодатны верным всем изливая реки.
Да лиют же паче всех на Елизавету
и наследников ее в чудо всему свету,
Что родителей своих дел нет оставляет
И свою к Месту сему Маеть продолжает.

Иван Греков (годы жизни неизвестны). Упоминается в документах 1753 года как вольный художник, выполнявший театральные декорации. По его рисунку была исполнена конклюзия Стефана Любомирского, посвященная императрице Елизавете Петровне, которую гравировал А.Ф. Зубов (1743).

Санкт-Петербург и пригороды

Монастырки р. наб., 1

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией. Считалось, что именно здесь, при впадении Чёрной речки (ныне Монастырки) в Неву, 15 июля 1240 года произошла битва дружины князя Александра Невского со шведами.

Идея строительства нового монастыря впервые возникла у Хутынского архимандрита Феодосия (Яновского), передавшему свою мысль князю Меншикову. От последнего, согласившегося отдать часть своих владений под монастырь, идея перешла к Петру I . Новая столица требовала наличия при ней священных реликвий. Одну из них, мощи святого князя Александра Невского, Пётр решил поместить в новой обители.

После взятия Выборга императором была осмотрена местность и дано название будущему монастырю - Свято-Троицкий Александро-Невский. В июле 1710 года архимандритом Феодосием при стечении народа здесь был установлен деревянный крест с надписью: "Повелением Царского Пресветлого Величества на сем месте имеет создатися монастырь" [Цит. по 1, с. 89]. На правом берегу Чёрной речки было решено строить монастырские строения, на левом берегу - партикулярные, то есть частные.

Проектировка монастырского комплекса была поручена Доменико Трезини . Причём в данном случае поручена была именно проектировка, но не строительство. Наблюдение за всеми строительными работами поручили Христофу Конрату. В 1712 году здесь стали появляться первые деревянные строения: заложены деревянная Благовещенская церковь и часовня. Вокруг них возникла монастырская слобода. 25 марта 1713 года церковь была освящена. Первым настоятелем монастыря стал архимандрит Феодосий.

Для удобной связи с Адмиралтейской частью города от монастыря до Новгородского тракта в 1712-1713 годах силами монахов была проложена просека, ставшая впоследствии частью Невского проспекта . Александро-Невский монастырь задумывался Петром I не только как духовное учреждение. Здесь он предполагал устроить приют для инвалидов Северной войны и душевнобольных, госпиталь. Эти заведения здесь так и не были открыты. Но в 1720 году при монастыре открылась типография, а в 1721 году - школа. Школа позднее преобразовалась в семинарию, а затем - в Духовную академию. Её выпускниками в разное время стали композитор Пётр Турчанинов, святой Иоанн Кронштадтский.

Проект монастыря Трезини подготовил в 1715 году: были готовы чертежи и проектная модель. Через год этот проект был утверждён Петром I и использован художником Зубовым при создании одной из изображающих Петербург гравюр. В архиве Меншикова сохранилось его распоряжение:

"Указ господину архитектору Трезину. По указу Его Царского Величества велено в... монастыре святого Александра Невского начать построение ныняшнего лета, а по доношению архимандрита Феодосия, что к заложению в начале церкви архитектора не имеет, и того ради предлагаем, что надлежит... ехать в упомянутый монастырь Вам и по предложению вышереченного архимандрита Феодосия церковь заложить...
апреля 28 дня 1717 года" [Цит. по 1, с. 90].

Сразу после этого распоряжения начали рыть канавы под фундамент. Трезини только составил проект. Из-за его занятости другими работами руководство строительством монастыря поручили саксонцу Кристофу Конрату. Первым стали строить правое монастырское крыло: Благовещенскую церковь (заложена 21 июля) и Духовской корпус.

В 1716 году при монастыре было основано Лазаревское кладбище (ныне некрополь XVIII века), при котором в 1717 году была построена каменная церковь Святого Лазаря.

В 1717 году в церкви Святого Лазаря была похоронена сестра Петра I Наталья. В Лазаревском некрополе впоследствии были похоронены В. Шереметев, Ф. Уваров, М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Д. Кваренги , И. Е. Старов , А. Н. Воронихин , А. Д. Захаров , Ж. Ф. Тома де Томон , К. Росси , Ф. И. Шубин, М. И. Козловский.

После отъезда Христофа Конрата в Москву 1 июля 1720 года строение монастыря поручили Теодору Швертфегеру . Швертфегером был составлен новый проект главного монастырского храма. Трезини предусмотрел собор расположенным так, что главный фасад смотрел в сторону Невы, а вход на восток. Тем самым нарушались правила строительства православного храма, по которым вход с храм должен быть с запада, а алтарь на востоке. По всей видимости, именно это заставило Петра I приказать архитектору пересмотреть план Трезини. Кроме того, для приданию монастырскому ансамблю большей симметрии Швертфегер разместил в юго-западной части набережной линии ещё один храм. Сад, который Трезини планировал между монастырём и Невой, Швертфегер поместил к западу от обители.

После Швертфегера строительство в разное время продолжали П. М. Еропкин , М. Д. Расторгуев, И. Е. Старов.

В 1717-1723 годах на месте деревянной Благовещенской церкви по проекту Трезини построили каменный храм. Это здание сейчас является самой старой постройкой на территории лавры. 12 сентября 1724 года здесь освятили придел Александра Невского на втором этаже, а 25 марта 1725 года - Благовещенский придел на первом.

Освящение придела Александра Невского в Благовещенской церкви входило в общий план мероприятий, входящих в церемонию переноса мощей Святого князя Александра Невского из Владимира в Александро-Невский монастырь. Данное событие стало чрезвычайно заметным в жизни города. Процессию с мощами святого князя близ Усть-Ижоры встречал на ботике Петра I лично император.

Благовещенская церковь стала местом захоронений значительных людей и царственных особ. Здесь находится прах Анны Леопольдовны, Алексея Разумовского, Александра Суворова, Наталья Алексеевна (сестра Петра I).

В 1724 году при монастыре был разбит сад, построены оранжереи. Просека от Новгородского тракта была обсажена берёзами. Напротив Благовещенской церкви был построен наплавной, а позднее подъёмный мост. К 1725 году завершены работы над тремя уступами главной линии (Духовской) монастырского комплекса.

Работы над южной частью монастырского комплекса начались в конце 1727 года, когда до карниза были выведены стены собора . Начинал их Т. Швертфегер. После прихода к власти императрицы Анны Иоанновны строительством монастыря заведовали Швертфегер, подполковник Военной коллегии Аничков, М. Г. Земцов , П. М. Еропкин.

Возведение главного Троицкого храма то прекращалось, то вновь возобновлялось. К 1740-м годам особой комиссией недостроенное здание было признано непригодным для использования.

Южную часть монастыря в 1742 году продолжил возводить Пьетро Антонио Трезини . До 19 сентября 1744 года укладывался фундамент. В докладе об окончании этих работ Трезини указывал, что строителям мешала плохая дождливая погода. Дождь шёл практически ежедневно с 16 августа, но всё-равно фундамент был сделан "с добрым порядком". В следующем июне императрица Елизавета Петровна повелела наконец-то заложить храмы и назвать их в честь благоверного князя Фёдора и Иоанна Златоуста. Возведение стен Фёдоровской церкви было завершено в июне 1747 года. Её облик практически полностью повторил формы Благовещенской церкви.

П. А. Трезини уехал из России в 1751 году. К этому времени три построенных флигеля Фёдоровского корпуса были покрыты пильными досками и покрашены в красный цвет. Тогда же была переделана в двухскатную без перелома кровля трёх флигелей Духовского корпуса. Строительство продолжалось по проектам Трезини, но под руководством других людей: каменных дел мастеров Эркуле Казасорпа, Иоганна Георга Вейса, Антонио Антониетти. Последний возводил Семинарский и Просфорский корпуса, Митрополичий дом. С 1 июля 1753 года руководство строительством Александро-Невского монастыря осуществлял Игнатио Росси. Возведение Фёдоровского корпуса и Фёдоровской церкви завершили в 1754 году.

Уже к середине XVIII первые построенные корпуса Александро-Невского монастыря обветшали. В июле 1748 года Канцелярия Александра-Невского монаствря требовала построить новую деревянную колокольню. В аварийном состоянии находились жилые покои:

"В полатах а особливо в ризничих жить невозможно, в которых от потолку подмаска валица, чего ради и потолок столбами подперт... и в кельях мазанках построенных с начала монастыря, в которых почти все монашествующие живут, верхние и нижние переклады и потолки весьма погнили и жестоко нагнулись да и стены весьма ненадёжны, чего ради ежели б во многих местах не имелось подпоров, то б давно и розвалилось всё а подмаска многократно падала и ныне падет, понеже везде бывает от ветхости теча немалая и жить во оных кельях весьма опасно дабы не учинилось падения... а кроме показанных келейных мазанок для жительства братии других в будущую зиму келей не имеется" [Цит. по: 2, с. 337].

Когда главный собор был почти достроен, 29 марта 1753 года императрица приказала разобрать его вплоть до фундамента. Разборку завершили к августу 1755 года .

В 1756-1758 годах западную часть монастыря обозначил Митрополичий (Архиерейский) дом. Автором его проекта часто называют М. Д. Расторгуева, так как его фамилия обозначена на чертежах. Но судя по другим документам, Михаил Дмитриевич Расторгуев был всего-лишь архитектурным учеником, в обязанности которого входило копирование проектной документации. Самостоятельным проектированием он никогда не занимался, и умер в 38 лет в том же чине . Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов построены к 1762 году. Немного позже к западному фасаду Благовещенской церкви был пристроен двухэтажный павильон с лестницей, ведущей на второй этаж.

Сооружение циркумференции вокруг монастырского двора началось в 1756 году. Его проектированием занимался итальянский архитектор Джузеппе Венероне, который перед этим создал проект нового главного собора. Строительство циркумференции было поручено Антониетти, который в мае 1769 года вернулся на родину. Его место 1 июля 1769 года занял архитектор Пауль Йозеф Шпекле.

Отделка внутреннего убранства Фёдоровской церкви была завершена к 1766 году. В 1770 году в первом её этаже была освящена церковь во имя Иоанна Златоуста, а во втором - во имя Фёдора Святославовича.

Спустя более чем пол века с начала строительства монастыря его служители всё ещё испытывали недостаток в служебных постройках. В феврале 1771 года архиепископ Санкт-петербургский Гавриил писал кабинет-секретарю Г. Н. Теплову о том, что храмов на территории монастыря предостаточно, а вот для ризницы и библиотеки места совсем нет. Для решения этой проблемы он попросил: "...на углу, которой к Чорной речке, место назначенное для верхней церкви отделать для ризницы, а внизу кельи ризничему, так чтоб из них вход в ризницу был. В другом углу верхней и нижней этаж отделать для библиотеки " [Цит. по: 2, с. 453]. Положительный ответ на такой запрос был получен в октябре следующего года.

Возведение циркумференции было завершено в 1774 году. Территория монастыря стала замкнута почти полностью, брешь оставалась лишь на месте главного храма. Новый проект соборной церкви был составлен архитектором И. Е. Старовым и в феврале 1776 года представлен Екатерине II. После сооружения фундамента 30 августа 1778 года произошла закладка Свято-Троицкого собора в присутствии императрицы. Его строительство началось в мае следующего года.

В 1783-1785 годах по проекту Старова были построены въездные ворота с надвратной церковью во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Кроме того, Старовым была перепланирована площадь перед лаврой - площадь Александра Невского . Здесь им были построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.

30 августа 1790 года состоялось освящение Свято-Троицкого собора. Тогда же в него из Благовещенской церкви была перемещена рака с мощами Александра-Невского.

Свято-Троицкий собор хранит несколько картин известных живописцев: "Образ Благовещения Пресвятой Богородицы" Рафаэля Менгса, "Спаситель Благословляющий" Антониса ван Дейка, "Воскресение Христово" Питера Пауля Рубенса.

18 декабря 1797 года по повелению императора Павла I монастырь получил статус лавры (наивысший статус для монастыря).

В 1800 году в Благовещенской церкви хоронили Александра Васильевича Суворова. Многие присутствующие сомневались, пройдёт ли под сводом лавры высокий балдахин катафалка с гробом. Как говорит легенда, сомнения развеял уверенный голос одного из ветерана суворовских походов: "Не бойтесь, пройдёт! Он везде проходил". Лаконичную надпись на могильной плите придумал лично генералиссимус: "Здесь лежит Суворов".

С 1806 года в нижнем этаже Фёдоровской церкви начали производить захоронения. Здесь хоронили грузинских и имеритинских царевичей, многие управлявшие монастырём духовные лица.

В 1818-1821 годах в Благовещенской церкви произошли перестройки, связанные с расширением Духовского корпуса лавры. В 1821 году архитекторов В. П. Петровым были сооружены каменные ворота со стороны реки Монастырки.

Из-за тесноты Лазаревского кладбища рядом с ним было основано новое место захоронения, которое стали называть Ново-Лазаревским. Здесь, ныне в некрополе XIX века, похоронены: Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Ф. М. Достоевский, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. А. Иванов, Б. М. Кустодиев, В. И. Демут-Малиновский, Б. И. Орловский, П. К. Клодт, В. П. Стасов , В. Ф. Комиссаржевская, Н. К. Черкасов.

В 1840 году подверглись переделке храмы Фёдоровской церкви. В первом этаже была устроена церковь благоверного князя Фёдора, во втором - церковь во имя святого Николая Чудотворца. Верхняя церковь прихожанами стала называться Никольской домовой, в отличие от Никольской кладбищенской церкви.

К востоку от лавры первоначально планировалась разбивка сада. Но в 1861 году здесь было основано ещё одно монастырское кладбище - Никольское. Здесь похоронены адмирал Г. И. Бутаков, герой Порт-Артура генерал Р. И. Кондратенко, писатели И. А. Гончаров и Д. Н. Мамин-Сибиряк, поэт А. Н. Апухтин, литературовед Ф. Д. Батюшков, издатель А. С. Суворин, художник К. Е. Маковский.

В 1868-1871 годах по проекту епархиального архитектора Григория Карпова на средства купца Н. И. Русанова была построена Никольская (кладбищенская) церковь. В цокольном этаже этого храма была устроена семейная усыпальница Русановых. В 1869-1873 годах по проекту Н. П. Гребёнки на Ново-Лазаревском кладбище была построена Тихвинская церковь.

К началу XX века на территории Александро-Невской лавры насчитывалось 16 церквей. В 1920 году весь комплекс был взят под охрану государства как памятник архитектуры. Несмотря на это, в дальнейшем во многих бывших церковных помещениях были размещены различные мастерские.

В 1922 году мощи Святого князя Александра Невского были перенесены в музей религии и атеизма (Казанский собор), а серебряная рака отдана в Эрмитаж. Из Благовещенской церкви были изъяты все ценности. В 1930 году на основе некрополя был основан Музей городской скульптуры. С 1932 года ему стала принадлежать надвратная церковь. В 1933 году Благовещенская церковь была закрыта. Её первый этаж был передан Музею городской скульптуры, а второй в 1935 году был разделён на отдельные помещения. Тихвинская церковь Ново-Лазоревского кладбища была передана почте.

В 1948-1949 годах оба этажа Благовещенской церкви занял Музей городской скульптуры. Свято-Троицкий собор возвращён церкви 5 апреля 1956 года.

В 1960-х годах при реконструкции Невской набережной было значительно сокращено Никольское кладбище. Позже здесь были похоронены историк Л. Н. Гумилёв и первый мэр города А. А. Собчак. Никольское кладбище в настоящее время является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.

В 1988 году началась комплексная реставрация Благовещенской церкви. Мощи Александра Невского вернулись в Свято-Троицкий собор в 1989 году. В здании бывшей Тихвинской церкви разместили выставочный зал Музей городской скульптуры.


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 89-95) 22.02.2012 г. 00:24
2) 29.10.2013 г. 21:37
3) (Стр. 100-107) 12.05.2014 г. 12:55
4) 30.06.2014 г. 08:38



Поделиться: