Сорокоуст в монастыре. Псково-печерский монастырь Сорокоуст в монастыре

Псково-Печерские подвижники благочестия прп. Иона, прп. Корнилий, прп. Лазарь Прозорливый прославлены в лике святых за свои труды в иноческом житии, за многочисленные подвиги и чудеса, являемые святыми.

В Псково-Печерском монастыре обращаются ко святым за заступничеством и с молитвами:


О помощи и утешении в скорбях;

О наставлении и вразумлении;

Об обретении душевного мира;

О благоустроении жизни родных и близких;

Просят молитв о прощении грехов;

О даровании исцелений от недугов и о многом другом.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Среди глухих лесов, в пещерах Святой горы Псковской области в 1473 году была устроена церковь Успения Святой Богородицы. Это событие положило официальное начало Печерскому монастырю. Поразительно, но со дня своего основания обитель никогда не закрывалась, в отличие от других храмов России, пострадавших в советское время. В XV веке сюда стекались иноки, искавшие уединения от неспокойной жизни центральной Руси, страдавшей под ударами монгольских полчищ. Здесь по преданию поселился и преподобный Марк, фактический родоначальник обители.

Пещеры в горе, где селились монахи, имели естественное происхождение и потому назывались «Богоданными». Земли вокруг монастыря принадлежали местному жителю по имени Иван Дементьев, который и передал территорию в пользование преподобному Ионе. Иона пришел в пещеры после того, как овдовел. До этого он был священником в Юрьеве-Ливонском. Строителем монастыря считается именно святитель Иона.

Монастырь, удаленный от нападений татаро-монгол, страдал от немцев. Впоследствии Печерская обитель превратилась в крепость, так как имела стратегическое положение и близость к ливонскому гарнизону. Игумен Корнилий, выбранный братией для управления монастырем, расширил Успенский храм, построил Благовещенскую и Никольскую церкви, а также углубил пещеры для возможности большего числа от иноков уединяться для молитвы. Корнилий был невинно убит Иоанном Грозным, за что Церковь причислила его к лику преподобномучеников. Благодаря трудам святого по устроению стен обители, монастырь впоследствии выдержал осаду войск поляков, немцев и шведов.

После I Мировой войны монастырь отошел к Эстонии, что сохранило его от разорения большевиками. В XX веке здесь нес служение знаменитый старец Иоанн Крестьянкин. Наряду с другими подвижниками обители он был похоронен в здешних пещерах. Молитва в Псково-Печерском монастыре оберегала иноков и помогала прибегающим сюда за помощью мирянам переносить трудности, скорби и лишения советского периода. К счастью, безбожное время закончилось, и жизнь в монастыре получила новое дыхание после падения СССР.

Интересно, что в пещерах, где хоронят всех насельников обители, отсутствует запах тления. Гробы иноков не засыпают землей, а помещают в специальные проемы в стенах пещер. Это место покрыто святостью подвизавшихся в этих местах благочестивых монахов. И в наши дни верующие обращаются за совершением треб в Псково-Печерский монастырь в надежде на получение помощи от Господа по молитвам насельников обители.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В мире есть большое количество различных вероисповеданий. Каждый человек во что-то верит. И чтобы найти духовное умиротворение и набраться сил, среди верующих есть такой обычай, как путешествие к святым местам. Большое количество различных монастырей есть в списке каждого христианина. Среди наиболее почитаемых выделяют Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь.

Где находится и история

Cвято-Успенский Псково-Печерский монастырь несет в себе историю более половины тысячелетия со дня своего основания. Поговаривают, что именно здесь были положены основы православия еще княгиней Ольгой в 10 веке.

Размещена Псково-Печерская лавра за 40 км от города Пскова и за 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга. Согласно легенде однажды отец и сын охотники услышали дивные песнопения в глуши леса недалеко от речушки Каменец. Через определенное время после этого случая местные крестьяне выкупили эти земли. И часть их, рядом с рекой Пачковкой, попала во владения к Ивану Дементьеву. Однажды, когда он рубил лес, то под корнями поваленных деревьев обнаружил пещеру. Над входом была надпись: «Богом зданныя пещеры».

В те времена эти земли населяли верующие Киево-Печерской обители, которые сбежали сюда во времена набегов монголо-татар. До нашего времени дошло имя одного «первоначального инока» преподобного Марка.

Официальной датой основания Псково-Печерской обители признано считать 1473 год. Именно тогда возле речки Каменец в песчаном холме была выкопана и освящена Успенская церковь. Основателем монастыря был преподобный Иона. За свою жизнь он перетерпел много гонений, но ни разу не отступал от служения Господу. А когда услышал о священных пещерах, то точно решил переехать сюда с женой и детьми. Он, как и все его последователи, старались распространить православие. Но часто эта обитель подвергалась нападениям и пожарам.

Только спустя 50 лет в данном святом месте начали происходить изменения к лучшему. Благодаря разумной деятельности всех последующих игуменов приумножились владения обители, а также расширилось ее влияние. Постройки начали проводить не на горе, а постепенно спускаясь вниз. Был наведен порядок во внутренней жизни монастыря. Но наибольшего расцвета удалось добиться тогда, когда слава об исцелениях распространилась далеко за его приделы. Множество паломников посещали это место и приносили пожертвования. Материальное состояние приумножалось, но оно шло не только на нужды лавры. В сохранившихся документах есть свидетельства о том, что деньги выделялись на ремонт разрушенных захватчиками жилищ, выделялись материальные помощи беженцам.

Благодаря приграничному расположению, этот монастырь был еще и крепким военным пунктом для русских земель. Именно поэтому Петр I приказал укрепить ее валами, башнями и ровами.

Несмотря на все трудности, которые пришлось пережить лавре, в ней тщательно сохранились все традиции. Во все времена основной целью было распространение православной веры, помощь нуждающимся. Все эти ценности монахи пронесли через длительное время и ни разу не изменили им.

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление»

В этом месте есть несколько чудотворных икон. Так например:

  • Образ Успения Богоматери
  • Божья Матерь «Умиление»
  • Лик Святителя Николая

Наибольшую известность обители принесли разговоры об исцелениях, которые проходили под заступничеством Божьей Матери. Именно в Успенской церкви находится список Псково-Печерской Божьей Матери «Умиление», который и сотворил большое количество различных чудес.

Этот лик был написан по заказу иеромонахом Арсением с Владимирского образа Богоматери. Игумен Корнилий принес ее во время своего наставничества в обитель. А вот царь Феодор Иоаннович приказал украсить ее драгоценными камнями, жемчугом. После чего она отправилась к защитникам Пскова. Именно в то время осада Псковского Кремля продолжалась 5 месяцев, но закончилась неудачно. В память об этом событие ежегодно в седьмую неделю после Пасхи носили крестным ходом из монастыря в Псков.

В нынешнее время такой крестных ход совершают внутри обители. Такое же событие происходит и 7/20 октября в честь праздника Псково-Печерской иконы «Умиление».

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал . Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

Этот святой образ известен теми чудесами, которые происходили рядом с ним:

  • исцеление слепцов, сведения сухожилий, прочих хворей;
  • защита от военных нашествий;
  • препятствие разрушений.

Большинство людей излечивали свои болезни, решали различные проблемы рядом с этим ликом, а после этого разносили славу об этом. С каждым годом количество паломников растет.

Многие обращаются к ней за:

  • прошениями защиты,
  • дарованием здоровья,
  • принесением мира,
  • обретением семьи,
  • материнством,
  • избавлением от гордыни,
  • благополучным исходом беременности.

Приезжать можно в обитель в любое врем и приклонится к святому лику, но есть определенные дни празднования его. Празднование этой иконы происходит:

  • 7/20 мая,
  • 21 мая/3 июня,
  • 23 июня/6 июля,
  • 26 августа/8 сентября,
  • 7/20 октября.

Именно в эти дни Псково-Печерскую обитель посещают сотни паломников.

Как добраться

Можно порекомендовать 2 варианта, как доехать из Москвык лавре: ехать собственным авто или поездом, а затем пересесть на автобус или взять такси. Путь может быть как через Москву, так и через Санкт-Петербург. Тут уже выбор индивидуален.

До Пскова из Москвы ходит поезд. А уже из Пскова можно добраться до Печор на автобусе. А в случае, если будет ехать компания, то можно взять и такси. Автобусы и такси приезжают на центральную площадь города, а оттуда совсем недалеко до монастыря. Время езды от Пскова до Печор около часа.

Адрес Псково-Печерского монастыря:181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5

Если Вы захотите переночевать, то для этого есть немало гостиниц и даже обычные люди будут рады Вас приютить. Кроме того, все желающие могут помочь своими силами в жизнедеятельности обители.

Необходимо помнить о том, что ежедневно проходит 2 Божественные литургии. Вечерние в летнее время проходят в 18 часов, а утренние – в 6,7 и 10 часов. Это зависит от службы и дня недели. А более подробную информиацию Вы сможете найти на официальном сайте лавры.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о Псково-Печерской обители:

С утра мы едем в Изборск. Начальник Экспедиции удивляется новым порядкам – под стеной крепости парковаться нельзя, заехав по старой памяти в центр посёлка, мы увидели грозный знак о том, что парковать автомобили в пешеходной зоне у купеческих особняков запрещено.

Вернулись назад и метров через 300 обнаружили знак парковки, а потом и саму площадку. (Схема парковок приложена ниже).
– Теперь к вам и въехать нельзя по-человечески. По жаре придётся шлёпать к стенам, – заметил Начальник продавщице киоска.
– 150 метров всего-то и пройти, – по доброму, но слегка с укоризной ответила она.
– 150 – не страшно!
Мы немного устыдились своих поползновений. Прошли типичной деревенской улицей с крепкими хозяйствами и обширными огородами. Несколько усадеб откровенно заброшены. Порадовали чугунки, которыми украсили изгородь.

До открытия музея осталось минут 20, но все ворота крепости были открыты, в храме шла служба. Проход на стены тоже был открыт. Обойдя часть стен, мы вернулись и засвидетельствовали в кассе свои аккредитационные карточки музейных сотрудников. Цены на осмотр башен и подвалов смешные – рублей 20. Да и смотреть там особенно нечего, из любопытства спустились в подвал арсенала и на минуту погрузились во тьму и холод средневековья.
Крепость действительно впечатляет.


Вид на башню Темнушка


Вид на крепость с востока, от дороги на Словенские ключи

А вот и схема крепости.

Схема взята с сайта http://pechori.ru/attractions/dostoslavnyj-izborsk/

Наверное, там можно заказать экскурсию, мы подробное знакомство с крепостью Изборска не планировали, решили, что в книгах найдём необходимые сведения.
Дальше отправились к . Легче пройти к ним по дорожке, которая выходит из захаба рядом с башней Луковка. На схеме выше тропа обозначена, но проход был закрыт. Мы пошли в обход. Из дальних ворот крепости через Талавскую пятиугольную башню выходит грунтовая дорожка.

На снимке видно, что после сувенирного развала дорога уходит вправо и спускается вниз, по ней и надо идти.

Под горой дорога раздваивается. Одна уходит в посёлок налево. По ней можно пройти к кладбищу и могиле Трувора. Другая ведёт направо, к Словенским ключам, по ней шагают два человечка.

Утром Псков решил нас рассмешить. У подъезда “Рижской” прогуливается “настоящий рыбак” – гласит надпись впереди на футболке. Мужчина поворачивается спиной и мы читаем:
1.Только пришёл
2.На червя
3.Водку буду!
Мы оцениваем юмор и исподтишка, чтобы не обидеть рыбака, хихикаем. “ЧуднЫ крестьянские дети!”- в очередной раз мы приходим к этому выводу. Выражение стало девизом этого путешествия. (В мы говорили “Вот поднимемся на горочку, и там передОхнем!” В – “и нет там никакого старого мОста”. – “иди, жри пиво, дубина, сегодня баварское есть”. – “я не жирный, это дерево слабый, не может держать человека” 🙂)

Вот и подошло к концу это путешествие. Но мы не торопимся. И посвящаем пару утренних часов. На улице Детской – особняк в стиле модерн, там теперь дворец бракосочетания. Как же красив и разнообразен этот стиль. Каждое сооружение – жемчужина!


Подходим к храму. Рядом умиляет кошачье семейство. Котёнок, “которого во дворе ждут одни неприятности”

и его настороженная мама, с рыжим папой. Вот уж не откажется от отцовства, никакого ДНК-анализа не надо!

– Господи, ну что ты там нашла? Новодел современный!- уже торопится Начальник Экспедиции.
– Ага, новодел XVII века! – киваю я на охранную табличку.


Палаты XVII века на подворье Спасо-Елизаровского монастыря, ул. Детская.

Для снимка церкви я нарочно выбираю неудачный для фотографии (против солнца), но тот нужный ракурс, чтобы показать окружающую обстановку. Это – Псков, весь вот в этом небольшом уголочке. Где древность и духовное соседствуют с житейскими чаяниями, деловитостью и не слишком большим достатком (изгородь усадьбы) и городским бытом (дом на заднем плане).

А с другой точки “беру” церковь.


Храм Преполовения Пятидесятницы на подворье Спасо-Елизаровского монастыря, ул.Детская, д.2

– Вот твой “голимый новодел! – я щёлкаю затвором в другую сторону.


Псков. Гостиница “Фаворит”, ул. Детская, д.1б.

Мы снова спускаемся на набережную и долго, жадно смотрим на реку Великую, Климентовскую церковь, Мирожский монастырь.

Поднимаемся к машине и снова Псков не даёт уехать, останавливаемся у довольно позднего собора.

Церковь Успения с Полонища XIX век

Замечаем интересное гражданское сооружение.

Хотя Георгиевскую церковь реставрируют и подобраться для лучшего кадра никак нельзя, мы радуемся, что ещё одну церковь обнесли лесами для поновления!

Церковь Георгия со взвода, ул. Георгиевская, 1

Мы стараемся ещё чуть-чуть помедлить, найти повод задержаться. И он находится! А улица Карла Маркса?

Деревянная резьба на доме по ул. Карла Маркса, 23

А храмы “на торгу”?

Церковь Николы Явленного XVII в., ул. Некрасова, 35.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы от Торгу, XVI в, ул. Карла Маркса, 36 (Два храма стоят рядышком, а почтовые адреса у них разные).

Сварливая смотрительница храмов ругается на меня, что я снимаю здание духовного училища, словно гонит нас из Пскова. Она права, пора и честь знать. Уже на ходу я зацепляю камерой полосатые, как будто с николаевских времён ворота тюрьмы,
. А мы, к сожалению состаримся. Но будем вспоминать, как в эти жаркие июльские дни мы с упоением ходили вокруг псковских церквей из серого известняка с их скромными луковичками. С благоговением стояли у памятника Александру Сергеевичу с “подругой дней его суровых”. Карабкались на Гремячью гору. Ходили по стенам псковской твердыни и вспоминали осаду города Стефаном Баторием у Рождества и Покрова от Пролома. Удивлялись доброжелательности и сердечности псковичей. И увезли с собой глубокое и искреннее чувство. Восхищения, благодарности и любви к великому русскому городу .

Я люблю города
У слияния рек,
Где земля и вода
Породнились навек.
Над рекою ПсковОй,
Над Великой-рекой
Окружен синевой
Силуэт городской.
Ты выходишь к реке,
Ты идешь вдоль воды,
На прибрежном песке
Оставляя следы.
К ней, от ветра рябой,
Наклонилась ветла,
И плывут над тобой
Облака, купола…
Как нужна вам река,
Городки, города,-
Пусть она велика,
Пусть мала - не беда!
Так нужна! Для души…
Чтоб из детской поры
С нею к людям дошли
Плесы, пашни, боры.
У прибрежных песков
И у пойменных трав
Понимаю, что Псков
Трижды мудр,
Трижды прав:
Хочет жить за рекой,
Все равно за какой,
Хочет жить между рек
Городской
Человек!

Олег Дмитриев.

На этой стихотворной ноте позвольте откланяться, дабы не нарушать лирического настроя прозаическим .

Уроки путешествия.

1.К сожалению, придётся исключить июль из месяцев года, пригодных для путешествий. Не пригоден, в июле больше не ездим. Конечно, в нашем климате он непредсказуем, но вероятность жары слишком высока. Путешествовать в жару тяжко. Скорее всего, больше не будем.
2.По возможности, лучше осматривать известные достопримечательности в будний день. В воскресенье в Псково-Печерском монастыре было очень много народу. Мы могли бы избежать такого многолюдия и сутолоки, если бы приехали туда в пятницу, график поездки позволял.

Финансовые итоги

Относительно недорогие цены в псковских гастрономических заведениях вынудили нас выбиться из планируемого тарифа и вместо 30 тысяч рублей на двоих за 6 дней (14.520 из коих потратили на оплату гостиниц, 4.600 – на бензин и парковку, больше 1000 рублей на литературу, около 1000 рублей на входные билеты и разрешение на съёмку) истратили около 35 000. Стоимость личных покупок, а также требы, которые заказывали в храмах, мы как всегда, не оглашаем.

P.S. Этой статьёй отнюдь не завершаеется цикл рассказов о путешествии в город, который праздновал 1111 год своей истории. Мы начинаем другую серию репортажей, где подробно остановимся на многих достопримечательностях, которые обозначили лишь пунктиром. Мы искренне благодарим наших по-читателей за ваше внимание, терпение и тёплые отзывы.

Статьи путешествия Москва-





О ЗАКАЗЕ ТРЕБ

Дорогие братья и сестры!

В монастыре Святителя Николая Чудотворца совершаются молебны на различные потребы и молитвенные поминовения живых и усопших православных христиан (требы). Заказать требы можно непосредственно в монастыре — в храме Святителя Николая, или на нашем сайте:


ПОЖЕРТВОВАНИЯ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ТРЕБ

В православных храмах не взымают плату за церковные богослужения, молебны или панихиды. Пожертвования вносятся добровольно, и могут быть в виде посильных приношений (продукты, ткани, стройматериалы и т.п.).

Часто, приглашая священника домой для совершения частного богослужения, задают вопрос: «А сколько будет стоить?». Людей этих понять можно, и нельзя их винить за то, что они, сами того не осознавая, ставят священника в неловкое положение. Дорогие прихожане, священник не работает по найму, а служит. Служит же он Богу, а Богу не платят, а жертвуют. Священник же питается долей от этой жертвы. Об этом сказано в Писании: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования»(1Кор.9:13-14).

Пожертвования можно направлять на р/с (от 500 р.) или на карту VISA Сбербанка России. Реквизиты указаны в разделе «Контакты».

Размер жертвы каждый определяет сам. В качестве совета и поучения приведем замечательные слова Святого Апостола Павла: «При сем скажу: кто сеет скупо, скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца. Не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог». (2Кор.9:6-11)

Ниже приведено некоторое разъяснение, которое поможет разобраться в особенностях и видах частного богослужения.

Церковные требы

Основные виды треб — молитвы о живых и усопших, испрошение молитвенной помощи при совершении всякого доброго дела или начинания, о страждующих и путешествующих, о здравии и исцелении душ и телес наших, молитвенная помощь на всякую потребу, освящение жилищ, автомобилей, икон и нательных крестов и т.д.

Все требы и поминовения совершаются только за крещеных в Православной Церкви. О самоубийцах, без особого на то письменного разрешения правящего епископа, церковные поминовения на богослужениях не совершаются.

Молебен. Частное богослужение, которое представляет собой сугубое обращение ко Господу Иисусу Христу, Его Пречистой Матери и Святым угодникам, содержащее прошение в чем — либо, или благодарение. Заказные молебны — совершаются священником по просьбам и нуждам верующих. Иногда, во время совершения молебна, совершают малое освящение воды, и окропляют ей молящихся. По окончании молебна — освященную воду раздают верующим. Молебны совершаются как в храмах, обычно после литургии, так и в домах или местах, выбранных для их совершения.

Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах, через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она - наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах.

В записке указывается, какой вид молебна совершается, и кому он служится.

К требам о упокоении — относятся панихиды и отпевания. Они совершаются только за людей крещеных. Осознанные самоубийцы не отпеваются и не поминаются в церковных богослужениях.

Панихида – вид богослужения об усопших христианах, в котором, по молитвенному ходатайству священника и молитвенному обращению родственников и близких усопшего, испрашивается для отошедших, прощение согрешений и блаженное жительство в вечных селениях, с упованием на милосердие Божие к нам. Панихиды совершают как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день. В последущее время — в дни рождения, и годовщины смерти.

В отдельные дни, Церковью совершаются общие, т.н. родительские или вселенские панихиды.

По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно: «Всякий, живущий и верующий в Меня не умрет во век» (Ин. 11, 26). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными её чадами.

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них. В заупокойном богослужении, на котором молитвенно поминаются усопшие в уповании на милосердие Божие, испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), - это подать записку о поминовении на литургии, на панихиде, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия. Также как и в записке «о здравии», в первую очередь пишутся имена священноначалия, священников и монашествующих, а затем мирян.

Поминание на Великий пост. Во время Великого Поста в храмах и монастырях совершается особое поминовение о усопших.

В записке необходимо указать «Поминовение на Пост».

Сорокоуст – поминовение, совершаемое Церковью ежедневно, в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока на Литургии за поминаемого из просфоры вынимается частичка и совершается поминовение на Заупокойной ектении, пред Престолом Божиим, при открытых Царских вратах.

Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется «седминами и сороковинами». Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе — Вознесение Господне. Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Сорокоусты — сорок дней поста, сорок дней Пасхи, все сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами». Иудейский народ скитался в пустыне сорок лет, пророк Моисей постился сорок дней, Спаситель после Своего Крещения провел в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения в продолжении сорока дней учил Апостолов тайнам Царства Божьего. Первые Апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай оплакивать умерших в течение сорока дней. На основании этого Святая Церковь с древнейших времен установила правило творить поминовение усопших в продолжении сорока дней (сорокоуст) и особенно на сороковой день. Как Христос, преодолев искушения диавола в пустыне, пробыл сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшим, помогает силой Божьей, победить воздушного князя тьмы и получить Спасение Христово и Царствие Небесное. Сорокоуст о новоприставленном можно заказывать одновременно с отпеванием. Хорошей практикой на Руси, стало обращение за молитвенным повиновением родственников новопреставленного(ой), одновременно в несколько храмов или монастырей.

По традиции, в течении 40 дней Церковь молится не только за усопших, но и за живых. Сорокоусты «о здравии» заказывают для совершения сорокадневной церковной молитвы за живых на Литургии, на молебнах и при чтении Псалтыри. Заказывают сорокоуст и о тяжелобольных.

Главенствуя в Церкви, Господь, посредством ее служителей освящает весь уклад человеческой жизни, благие дела и начинания, жилища, предметы, которыми мы пользуемся. Существует чин освящения дома, колесницы (машины), и т.д. О совершении этих треб, лучше договариваться заранее, чтобы совершить их в удобное время.

Церковная записка

Первая записка, подаваемая нами, — «О здравии» .

Понятие «здравие» включает не только физическое состояние человека, его здоровье и материальное благополучие, но в первую очередь — его духовное состояние, чистоту души. В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора. Сейчас, указывается имя первоиерарха Русской Православной Церкви — Патриарха Кирилла, имена и сан архиереев, священников, имена монашествующих, затем перечисляются миряне. Имена пишутся в родительном падеже. В поминовении о здравии, так же указывеется имя вашего духовного отца — священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души. «Поминайте наставников ваших» (Евр. 13,7) , родителей, свое имя, имена членов своей семьи, родных и близких, прочих православных христиан. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5,8).

При возникновении вражды и появлении врагов, по Слову Божьему, христианин должен молиться о своих врагах Богу, чтобы Он умерил и обратил их. Молитва за врагов, за враждующих — великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов.

Пример написания «о здравии»:

Вторая записка, подаваемая нами, — «О упокоении» . В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей и всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться и о умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил. Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва. Писать надо четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — подайте несколько записок.

Пример «о упокоении»:

Правила оформления:

Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении». Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?). Имена епископов и священников, с указанием их сана, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона), монашествующих — «монаха», «монахини» (мон. Викентия, мон. Иоанну). Уменьшительно — ласкательные формы не допускаются, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия). Указывайте имя, данное при крещении, которое может отличаться от светских имен (например, не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия). Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей). Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам. Допускается включение в записку слов «воина», «болящего», «путешествующего», «заключенного».

В заупокойных записках можно отметить: новопреставленного — «н/п» (усопшего в течение 40 дней по кончине), приснопамятных «п/п» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».

За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

На литургии можно подать записки:

О здравии — поминовение совершается священником перед Престолом, во время сугубой ектинии, при открытых Царских вратах;

С пометкой «на проскомидию» — когда за каждое имя, указанное в записке, из просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в потир со Святыми Тайнами (Телом и Кровью Господа Иисуса Христа) с молитвой о прощении грехов поминаемых. Таким образом, душа человека, за которого приносится на престоле эта искупительная жертва, получает благодать и освящение. «Искупил еси ны от клятвы законныя честною Твоею Кровию..»

На различные потребы: о исцелении недужных, о путешествующих, страждующих и т.п. Это особое прошение за человека совершаемое во время литургии оглашенных, которое произносится священником на сугубой ектини. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах.

Также можно подать записку на молебен пли панихиду.

Свеча

Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей…
Толкователь Литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви. Кроме того, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному Свету. Она выражает пламень нашей любви ко Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить церковную свечу формально, с холодным сердцем, ведь внешнее действие, является проявлением внутреннего состояния — горения веры православной в душе, и должно совершаться с молитвой, хотя бы и самой простой, своими словами, но исходящей искренне, от сердца. Те верующие, которые регулярно посещают храм, стараются каждый раз ставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких; на панихидный стол (тетрапод) — о упокоении усопших. Если желает сердце — можно поставить свечу, молитвенно испросив помощи или принося благодарение, любому святому или святым. Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. Не надо смущаться, если вашу недогоревшую свечу погасили по окончании службы. Жертва бывает принята Богом тогда, когда человек приносит ее с чистым сердцем, в покаянии и с молитвой. Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла, — значит, будут несчастья; что опалять нижний конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т. п., Такого рода суеверий много, и все они бессмысленны. Духовная жизнь и наше участие в Богослужении не должны ограничиваются возжиганием свечей за живых или усопших. Необходимо участвовать в Церковных Таинствах и вести христианский образ жизни. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.



Поделиться: