Слышат ли умершие наши молитвы. Наша связь с умершими не прерывается, а лишь временно ослабляется

Как можно описать глубину потери родного человека? Пережить это очень тяжело. Многие впадают в сильнейшее уныние и теряют смысл жизни. Но православие каждому верующему дает надежду — на вечную жизнь, на пребывание в Царствии Небесном. Ведь у Бога все живы. Поэтому христиане верят в то, что после смерти они обязательно встретятся с близкими.

Молитва — связующее звено между живыми и мертвыми

В этом не сомневается и писательница Юлия Вознесенская. В своей книге под звучным названием «Мои посмертные приключения» ей удалось показать, насколько тесна связь между людьми — как между живыми, так и мертвыми, между родственниками и просто друзьями и знакомыми, теми, кто живет сейчас, и теми, кто умер десятки, а то и сотни лет тому назад.

Связь между людьми, пребывающими в разных мирах, поддерживается с помощью молитвы.

Верующие знают, что их родственники ушли не навсегда, потому что у Бога все живы. Они и дальше нуждаются в нашей любви и заботе. Вот только донести до них все это можно через молитву.

Православная Церковь учит, что через 40 дней после смерти определяется, где человек будет пребывать до Второго пришествия Христа. Но это еще не окончательное решение. Куда человек попадет — в Царствие Небесное или в ад — будет известно после Страшного Суда. Поэтому, даже если он не прошел мытарства, но за него молятся, есть надежда на спасение.

Как друзья и родные могут помочь усопшему?

В первую очередь, нужно молиться за этого человека и раздавать милостыню. Как молиться? Это вопрос в большей степени интимный, если относится именно к индивидуальной молитве.

Полезно читать по усопшим Псалтирь и Евангелие первые сорок дней после кончины, и столько же перед годовщиной — «Акафист за единоумершего». Также есть много молитв — родителей за детей, вдовцов за супругов, за всех православных христиан. Никто не отменял и индивидуальных прошений своими словами.

Молитва действительно приносит пользу как усопшим, так и живым. Огромную роль играет и молитва Церкви. Подавать записки можно только за крещеных в православии. Почему? Потому что как мы можем молиться за тех, кто еще при жизни не искал Христа?

В Церкви есть специальные службы, на которых поминают усопших, — панихиды. Также можно заказывать сорокоусты (поминовения на протяжении 40 дней), неусыпаемую Псалтирь (на 40 дней, полгода или год).

«Спасительный хлебушек»

Но особо важное значение имеет поминовение как живых, так и усопших, на проскомидии. За каждого поминаемого священник вынимает частицу просфоры и погружает ее в чашу для причастия со словами «Отмый (омой), Господи, грехи поминавшихся зде (здесь) Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

В книге «Мои посмертные приключения» Юлия Вознесенская символически показывает «действие» такой молитвы.

Когда главная героиня блуждала на том свете, впадая в безволие и беспамятство, к ней начала прилетать птица, которая каждый день приносила белый хлебушек. После вкушения этой пищи героиня начинала вспоминать, кто она и куда стремится, ей хотелось становиться лучше, спасаться. Оказывается, это ее подруга подавала записки на проскомидию.

По молитвам святых... родственников

Но молиться могут не только живые, а и усопшие, которые пребывают с Богом. То, что в ином мире за нас молятся дедушки и бабушки (возможно, неоднократно с приставкой пра-) — совсем не выдумка. Вот только соответствует действительности она при условии: эти люди были верующими и заслужили у Бога особую благодать (стали святыми).

Получается, что если они еще при жизни стремились к Богу, то после смерти обрели особый дар — продолжать молиться за всех своих родственников.

Главная героиня книги «Мои посмертные приключения» после попадания в загробный мир встречается со своим дедушкой-священником, который в советское время пострадал за веру. Он — святой, поэтому особо усердно молится за внучку. Именно он умолил Бога вернуть душу героини в тело (чтобы она имела время покаяться).

Священномученик Евгений, так звали героя, вымолил не только внучку. Перед этим по его прошениям избавилась от адских мучений и его дочь, также он помог многим родственникам, которые жили до него.

В этом нет ничего странного: ко многим святым мы обращаемся каждый день, хоть они умерли сотни лет назад. И в том, что они нас слышат, нет никаких сомнений. Разве можно сомневаться, когда получаешь исцеление в болезни, помощь в различных житейских нуждах?

***

Все это еще раз подтверждает: у Бога все живы, поддерживать связь с усопшими мы можем через молитву. Каждая записка на проскомидию для них может стать тем спасительным хлебом, который помогал героине романа «Мои посмертные приключения» вернуть память и искать путь к Богу.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

На днях отпевал пожилую женщину. После отпевания обратился к родственникам с напутственным словом. Говорил, как обычно в таких случаях, о том, что у Бога все живы, что наша цель – это достижение благословенного единства с Ним и единственное, что мешает нам в достижении этой цели, – это наши грехи. И что не всегда, к сожалению, человек успевает принести достойные плоды покаяния, так что нам надо крепко молиться о прощении грехов наших усопших сродников… А чтобы мы могли благотворно влиять на их загробную участь, чтобы молитвы наши были услышаны, надо стараться жить по правде Божией, потому что между нашим духовным, нравственным состоянием и действенностью нашей молитвы существует прямая связь.

Вот я все это сказал, попрощался с родственниками, иду к машине, и тут ко мне подходит женщина и говорит: «Батюшка! Вы вот сейчас там рассказывали… Но ведь мы не можем влиять на загробную участь человека. Как в Библии говорится, помните: “Брат брата не вымолит”?» Я таких слов не помню и честно в этом признался, но притом напомнил еще, что Библия – это целостная книга и неправильно выхватывать из нее какие-то куски вне контекста, вне понимания, по какому поводу, когда, кем и кому это было сказано. Впрочем, женщина продолжала говорить о своем. О том, что человек получает после смерти только то, что он заслужил, и никакие молитвы близких ни помочь, ни облегчить его участь уже не могут. И она настаивала именно на том, что в Библии о таком отношении к умершим ничего не говорится – то есть о том, что есть смысл за них молиться, что им можно как-то помочь.

Я люблю такие неожиданные встречи, но, к сожалению, меня уже ждали другие люди, и не было возможности нам поговорить подробнее. Я только пригласил женщину на беседу в храм. Есть, правда, сомнение, придет ли она, хотя… и надежда, конечно, есть. Чего не бывает в жизни! Насторожило меня только то, что что-то нарочитое, упрямое было в ее словах; жаль, я не успел у нее спросить, не принадлежит ли она к иной конфессии. Ну да ладно.

Итак, есть ли в Библии упоминание о том, что молитвы за усопших имеют какой-то смысл? И могут ли молитвы влиять на загробную участь наших близких? Вопросы интересные и важные. И мне захотелось поговорить об этом более основательно. Может быть, добрая женщина, которую я встретил, прочтет мою писанину, и наша беседа, таким образом, продолжится, а может быть, она и придет когда-нибудь в храм, если не в мой, так в другой. Во всяком случае, я бы этого очень хотел.

Начнем вот с чего. Что меня заставило подумать об инославном происхождении рассуждений этой женщины? Это слова: «В Библии этого нет». Это типично протестантская постановка вопроса. Но дело вот в чем. Несмотря на всю исключительную важность Библии, этой святой книгой не исчерпывается вся полнота жизни, все ее разнообразие, в том числе и жизни духовной всего человечества, различных народов и каждого человека в отдельности. Можно сказать, что Библия – это выражение, существенное воплощение этой жизни. Но также Библия и часть этой жизни. А все, что остается неописанным, все, что остается за пределами начертанных слов, – это что, уже не жизнь, не завет, не продолжение непосредственных и живых отношений Бога и человека?

Важно еще помнить вот о чем. Господь создал Церковь, в которой непостижимыми путями происходит наше спасение, и именно Церковь есть, по слову апостола Павла, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). Церковь – это тело Христово. То есть это и есть Сам Христос, живущий здесь и сейчас, говорящий с нами, открывающий нам Свою волю, милующий и спасающий… Вот это очень важно понять. Церковь и есть та самая жизнь, которой мы можем и должны приобщиться, к голосу которой должны прислушиваться, потому что голос ее и есть голос Бога, Его глагол, вечно рождающийся и вечно обращенный к нам. Вырывать Библию из контекста Церкви и пытаться что-то в ней понять – это занятие, как ни жестко это звучит, совершенно бесперспективное. Единственный положительный исход такого чтения или изучения Библии может заключаться в том, что человек придет в Церковь и станет действительным участником жизни Христа. Тогда все встанет на свои места, тогда слова Писания обретут для человека великую преображающую силу, станут тем самым «мечом обоюдоострым», который проникает даже до разделения души и духа (Евр. 4: 12).

Кроме Священного Писания в Православной Церкви есть еще понятие Священного Предания, то есть понятие об истине, которая продолжает нас просвещать, поучать не только со страниц Библии, но и примером жизни святых людей, их «словом, житием, любовью, духом, верою, чистотой» (1 Тим. 4: 12). Поучает нас посредством святых тот самый Дух Святой, Которым создана и Которым живет Церковь во всей своей соборной полноте.

«Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10: 16), – говорит Господь Своим ученикам, и то, что говорили апостолы, чему они учили, не все, конечно, было записано. Многое с исключительным благоговением и трепетом сохранялось и хранится до сих пор как Церковное Предание. Со временем, кстати, это Предание, передаваемое из уст в уста, было записано и в иных книгах, кроме новозаветных. Это и послания ближайших учеников апостолов, а затем учеников их учеников и так далее… Но не следует думать, что истина, передаваемая из уст в уста, неизбежно искажалась, как в «испорченном телефоне». Такое искажение (неизбежное в делах житейских) немыслимо в делах церковных, и именно в той части, которая относится к нашему спасению, потому что Церковь – это и есть истина, Церковь и есть Сам Христос, Его Духом Церковь содержится и управляется. Это важно понять: наши человеческие, греховные оценки и критерии неприменимы к Церкви. Все те беззакония и заблуждения и нестроения, которые мы видим, и даже часто, в церковной ограде, к Церкви, к ее сущностному содержанию не имеют никакого отношения. И потому важно понимать, что в Церкви принадлежит ее естеству, естеству Божественной и непререкаемой истины, а что относится к человеческой, греховной немощи и относится, если можно так сказать, к пограничной, «околоцерковной» области. Но чтобы во всем этом разобраться, нужно, вне всякого сомнения, самому быть внутри Церкви, быть причастником того Духа Христова, Которым Церковь и живет, и движется, и существует.

Всегда Церковь жила верой в то, что загробная участь людей до Страшного суда не решена окончательно и что живущие здесь, на земле, могут своими молитвами благотворно влиять на загробную участь своих родных и близких. Повторю: это учение существовало всегда, но действенную силу оно приобрело с пришествием в мир Спасителя, благодаря Его искупительной жертве за наши грехи. И мы попытаемся, пусть очень коротко, проследить историю отношения к молитве за усопших в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви.

Хоть мы и знаем, что до прихода в мир Спасителя загробная участь всех людей была пусть в разной степени, но все-таки печальна и безотрадна в силу полного господства над человеком греха, но и в Ветхом Завете мы находим примеры молитв людей, живущих на земле, об умерших.

Самый яркий такой пример – это молитва иудеев за своих собратьев, погибших на поле брани.

После битвы с идумеями под хитонами падших в сражении иудейских воинов были обнаружены посвященные иамнийским идолам вещи, захваченные в качестве трофеев. Поскольку подобное приобретение было явно греховным, то «сделалось всем явно, по какой причине они (воины) пали». И тогда все иудеи обратились с молитвой к Богу, «прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех». Больше того, сделав сбор со всех присутствующих, Иуда Маккавей послал приношение в Иерусалим, чтобы в храме «принесли жертву за грех» погибших, и, по слову Писания, он «поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении…» – то есть заботясь о прощении своих собратьев в день Страшного суда. «Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (см.: 2 Мак. 12: 39–45). Отрывок совершенно исчерпывающий для того, чтобы понять, что и в ветхозаветные времена существовала традиция молитвы и принесения жертв за умерших.

Можно сказать, что эта традиция носила профетический, пророческий характер, потому что реальное духовное положение людей того времени не оставляло им надежды на избавление от уз греха. Эта надежда простиралась в будущее, связана была с мессианскими ожиданиями и предчувствиями.

Теперь насчет «брат брата не вымолит». Сразу скажу, что таких слов в Библии нет, но можно предположить, что женщина имела в виду следующие слова из Псалтири: «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Пс. 48: 8). Предположим, что это и есть те самые слова, тогда попытаемся понять, каков же их смысл.

В этом псалме звучат слова предупреждения, обращенные к живущим здесь, на земле, чтобы они помнили о страшном дне суда Божиего и не надеялись на свое богатство, силу и власть, а старались проводить время земной жизни в покаянии и чистоте. Главное содержание стиха – это обличение нераскаянных. Ибо в день Страшного суда никто не избавит нас от праведного суда Божиего – не только посторонний человек, но даже и самый близкий, как, например, любящий брат.

Но заметим, что здесь идет речь именно о Страшном суде, о последнем, решающем слове, в то время как до этого момента, по учению святых отцов, есть еще время для покаяния живущих здесь, на земле, и есть еще время для умилостивления Господа и принесения Ему за усопших жертв духовных и вещественных.

Святитель Василий Великий толкует этот отрывок в том смысле, что все ветхозаветные люди и даже пророки были связаны грехом и как связанные не имели власть освобождать кого бы то ни было от уз смертных, но когда явился Господь Иисус Христос – совершенный Человек и совершенный Бог, – Он Своей властью искупил нас от вечной смерти и в Его лице мы имеем упование и надежду на спасение.

То есть отношение к загробной участи усопших во времена ветхозаветные и отношение к их участи после пришествия в мир Спасителя разнятся именно тем, что Господь Своей искупительной жертвой приобрел власть и в загробной жизни переменять участь людей с худшей на лучшую. Это мы знаем и из события сошествия Христа во ад, где Он освободил от мучительных уз не только праведников, но и кающихся грешников.

Несомненно, что только Господь может определить загробную участь человека, и несомненно, что участь эта напрямую зависит от образа веры и жизни человека здесь, на земле. Но несомненно также и то, что возможно и даже необходимо молиться за наших родных и близких, прося Господа о прощении их грехов, и несомненно, что молитвы эти не бывают напрасны, если мы только стараемся сами слушать Господа и жить по Его заповедям.

Подводя итог, можно сказать так. Молитва за усопших, тем паче горячая молитва, исполненная любви и самоотвержения, приятна Богу и, если можно так сказать, склоняет Его на милость по отношению к тому, кто молится, и к исполнению Его просьбы. Множество подтверждений тому мы находим в Новом Завете. Так, Сам Господь говорит: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21: 22). Апостол Иаков заповедует «молиться друг за друга», нигде не уточняя, что это относится только к живущим здесь, на земле. Апостол Петр призывает «постоянно любить друг друга от чистого сердца» (1 Пет. 1: 22), также не ограничивая эту любовь только отношениями земной жизни. Больше того, именно «от избытка сердца глаголют уста», и первым изъявлением этой полноты для верующего человека является молитва, в том числе и молитва о близких.

Главное здесь в том, что сострадание, милосердие и любовь, проявляемые человеком в молитве за усопших, угодны Богу, привлекают Его благодать, потому что эти качества – любовь, милосердие и сострадание – и есть качества Самого Бога.

В воспоминаниях свт. Николая, Алма-Атинского и Казахстанского, есть следующий рассказ:
Однажды Владыка, отвечая на вопрос, слышат ли умершие наши молитвы, сказал, что не только слышат, но и «сами за нас молятся. И даже больше того: видят нас, какие мы есть в глубине сердца нашего, и если мы живем благочестиво, то радуются, а если нерадиво живем, то печалятся и молятся о нас Богу. Связь наша с ними не прерывается, а лишь временно ослабляется».
Затем Владыка рассказал случай, который подтверждал его слова.

Священник Владимир Страхов служил в одной из московских церквей. Окончив Литургию, он задержался в храме. Все молящиеся разошлись, оставался лишь он да псаломщик. Входит старушка, скромно, но чисто одетая, в темном платье, и обращается к священнику с просьбою пойти и причастить ее сына. Дает адрес: улицу, номер дома, номер квартиры, имя и фамилию этого сына. Священник обещает исполнить это сегодня же, берет Святые Дары и идет по указанному адресу.

Поднимается по лестнице, звонит. Ему отворяет дверь человек интеллигентного вида, с бородкой, лет тридцати. Несколько удивленно смотрит на батюшку. «Что вам угодно?» - «Меня просили зайти по этому адресу приобщить больного». Тот удивляется еще больше. «Я живу здесь один, никого больных нет, и в священнике я не нуждаюсь!» Изумлен и священник. «Как же так? Ведь вот адрес: улица, номер дома, номер квартиры. Как Вас зовут?» Оказывается, и имя совпадает. «Позвольте все же войти к вам». - «Пожалуйста!»

Входит батюшка, садится, рассказывает, что приходила старушка приглашать его, и во время своего рассказа поднимает глаза на стену и видит большой портрет этой самой старушки. «Да вот же она! Это она и приходила ко мне!» - восклицает он. «Помилуйте! - возражает хозяин квартиры. - Да это моя мать, она скончалась уже лет 15 тому назад!»

Но священник продолжает утверждать, что именно ее он сегодня видел. Разговорились. Молодой человек оказался студентом Московского Университета, не причащался уже много лет. «Впрочем, раз Вы уже пришли сюда, и все это так загадочно, я готов исповедаться и причаститься», - решает он наконец.

Исповедь была долгая, искренняя - можно сказать, за всю сознательную жизнь. С большим удовлетворением отпустил ему грехи священник и приобщил его Святых Тайн.

Ушел он, а во время вечерни приходят сказать ему, что студент этот неожиданно скончался, и соседи пришли просить батюшку отслужить первую панихиду. Если бы мать не озаботилась из загробного мира о своем сыне, то он так и отошел бы в вечность, не приобщившись Святых Тайн.

Это тоже урок, который всем нам преподносит сегодня Святая Христова Церковь. Будем внимательны, потому что мы знаем, что всем нам без исключения рано или поздно придется расстаться с этой земной жизнью. И мы предстанем перед своим Творцом и Создателем с ответом о том, как мы жили, что совершали в своей земной жизни, достойны ли были Своего Небесного Отца.

Святый Григорий Двоеслов представляет примечательный опыт действия молитвы и жертвоприношений за усопшаго, обета нестяжания, случившийся в его монастыре. Один брат за нарушение обета нестяжания, в страх другим, лишен был по смерти церковнаго погребения и молитвы въ продолжение тридцати дней, а потом из сострадания к его душе тридцать дней приносима была безкровная жертва с молитвою за него. В последний из сих дней усопший явился в видении оставшемуся в живых родному брату своему и сказал: доселе худо было мне, а теперь уже я благополучен; ибо сегодня получил приобщение (Беседы, книга 4, глава 55).

Златоуст также учит: «если язычники вместе с умирающими сожигают их имение, то кольми паче ты, верующий, вместе с верующим, должен предпослать его имение не для того, чтобы оное превратилось в пепел, подобно тому, но дабы чрез него доставить большую славу усопшему; и если умерший был грешник, то дабы Бог отпустил ему прегрешения, а если праведник, дабы увеличил награды… Постараемся же оказывать чрез милостыни и приношения возможную помощь отшедшим, и это для них весьма спасительно, приносит великую пользу, ибо иначе напрасно и безрассудно было бы учреждено и Церкви Божией предано от премудрых апостолов, чтобы священник при страшных тайнах приносил молитву об усопших в вере, если бы святые апостолы не знали, что от сего произойдет великая польза, великое благо».

СЛЫШАТ ЛИ НАШИ МОЛИТВЫ УМЕРШИЕ И ЧТО ЧУВСТВУЮТ КОГДА ЗА НИХ МОЛЯТСЯ В воспоминаниях священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, есть следующий рассказ. Однажды Владыка, отвечая на вопрос, слышат ли умершие наши молитвы, сказал, что не только слышат, но и «сами за нас молятся. И даже больше того: видят нас, какие мы есть в глубине сердца нашего, и если мы живем благочестиво, то радуются, а если нерадиво живем, то печалятся и молятся о нас Богу. Связь наша с ними не прерывается, а лишь временно ослабляется». Затем Владыка рассказал случай, который подтверждал его слова.

Священник Владимир Страхов служил в одной из московских церквей. Окончив Литургию, он задержался в храме. Все молящиеся разошлись, оставался лишь он да псаломщик. Входит старушка, скромно, но чисто одетая, в темном платье, и обращается к священнику с просьбою пойти и причастить ее сына. Дает адрес: улицу, номер дома, номер квартиры, имя и фамилию этого сына. Священник обещает исполнить это сегодня же, берет Святые Дары и идет по указанному адресу. Поднимается по лестнице, звонит. Ему отворяет дверь человек интеллигентного вида, с бородкой, лет тридцати. Несколько удивленно смотрит на батюшку. «Что вам угодно?» - «Меня просили зайти по этому адресу приобщить больного». Тот удивляется еще больше. «Я живу здесь один, никого больных нет, и в священнике я не нуждаюсь!» Изумлен и священник. «Как же так? Ведь вот адрес: улица, номер дома, номер квартиры. Как Вас зовут?» Оказывается, и имя совпадает. «Позвольте все же войти к вам». - «Пожалуйста!» Входит батюшка, садится, рассказывает, что приходила старушка приглашать его, и во время своего рассказа поднимает глаза на стену и видит большой портрет этой самой старушки. «Да вот же она! Это она и приходила ко мне!» - восклицает он. «Помилуйте! - возражает хозяин квартиры. - Да это моя мать, она скончалась уже лет 15 тому назад!» Но священник продолжает утверждать, что именно ее он сегодня видел. Разговорились. Молодой человек оказался студентом Московского Университета, не причащался уже много лет. «Впрочем, раз Вы уже пришли сюда, и все это так загадочно, я готов исповедаться и причаститься», - решает он наконец.

Исповедь была долгая, искренняя - можно сказать, за всю сознательную жизнь. С большим удовлетворением отпустил ему грехи священник и приобщил его Святых Тайн. Ушел он, а во время вечерни приходят сказать ему, что студент этот неожиданно скончался, и соседи пришли просить батюшку отслужить первую панихиду. Если бы мать не озаботилась из загробного мира о своем сыне, то он так и отошел бы в вечность, не приобщившись Святых Тайн. Это тоже урок, который всем нам преподносит сегодня Святая Христова Церковь. Будем внимательны, потому что мы знаем, что всем нам без исключения рано или поздно придется расстаться с этой земной жизнью. И мы предстанем перед своим Творцом и Создателем с ответом о том, как мы жили, что совершали в своей земной жизни, достойны ли были Своего Небесного Отца.

Святый Григорий Двоеслов представляет примечательный опыт действия молитвы и жертвоприношений за усопшаго, обета нестяжания, случившийся в его монастыре. Один брат за нарушение обета нестяжания, в страх другим, лишен был по смерти церковнаго погребения и молитвы въ продолжение тридцати дней, а потом из сострадания к его душе тридцать дней приносима была безкровная жертва с молитвою за него. В последний из сих дней усопший явился в видении оставшемуся в живых родному брату своему и сказал: доселе худо было мне, а теперь уже я благополучен; ибо сегодня получил приобщение (Беседы, книга 4, глава 55). Златоуст также учит: «если язычники вместе с умирающими сожигают их имение, то кольми паче ты, верующий, вместе с верующим, должен предпослать его имение не для того, чтобы оное превратилось в пепел, подобно тому, но дабы чрез него доставить большую славу усопшему; и если умерший был грешник, то дабы Бог отпустил ему прегрешения, а если праведник, дабы увеличил награды… Постараемся же оказывать чрез милостыни и приношения возможную помощь отшедшим, и это для них весьма спасительно, приносит великую пользу, ибо иначе напрасно и безрассудно было бы учреждено и Церкви Божией предано от премудрых апостолов, чтобы священник при страшных тайнах приносил молитву об усопших в вере, если бы святые апостолы не знали, что от сего произойдет великая польза, великое благо».

Мытарства блаженной Феодоры – образ частного суда Знаменитые «Мытарства блаженной Феодоры» яркий пересказ удивительного явления. «Когда настал для меня час разлучения с телом, то увидела я множество бесов в виде черных эфиопов (негров, черных людей), стоявших около моей постели. Они скрежетали зубами, как будто хотели пожрать меня. Развертывали свитки, в которых были записаны все мои грехи. Бедная душа моя была в страхе и трепете. Вид бесов был для меня лютее самой смерти. Я отворачивалась туда и сюда, но не могла не видеть их и не слышать голосов их. Изнемогши до конца, я увидела, наконец, двух светлых Ангелов Божиих, которые подошли ко мне в виде красивых юношей. Одежды их сияли светом, и препоясаны они были на груди золотыми поясами. Приблизившись к моей постели, они стали с правой стороны, тихо беседуя между собой, а я обрадовалась и весело смотрела на них. При виде их бесы содрогнулись и отступили», - повествует рассказ блаженной о том, как она проходила испытания прежде чем ее участь до Страшного Суда была решена. Феодора рассказала это, явившись по смерти ученику преп. Василия Нового преп. Григорию. Далее рассказ блаженной Феодоры изобилует мельчайшими, и казалось бы совершенно фантастическими подробностями адских мук и испытаний различных страстей души. Отец Борис не сомневается, что для блаженной Феодоры все так и было: «Есть много вещей, которые мы чувствуем, они даются Богом для нас, но мы не можем это передать нашим современникам, потому что это было только для нас. Апостол Павел, например, говорит о том, что у него нет таких слов, которые могут передать то, что «там» происходит.

Строка поиска: усопшие

Найдено записей : 36

Здравствуйте. Я первый раз столкнулись со смертью родного человека. 26 октября будет 40 дней, как бабушки нет. Подскажите, пожалуйста, что надо сделать? Я совсем в этом ничего не понимаю. Заранее спасибо.

Надежда

Надежда, прежде всего, усопшие нуждаются в нашей молитвенной поддержке. Скорее всего, после смерти бабушки Вы уже заказали сорокоуст об упокоении (то есть поминание на Литургии в течение сорока дней). Теперь, если есть желание и возможность, можно заказать литургию на год или полгода. В сороковой день придите в храм, помолитесь за бабушку на литургии, закажите панихиду. Посетите кладбище, а потом устройте поминальную трапезу. На трапезе обычно подаются блины с медом и кутья - рис с медом и изюмом. От спиртного лучше отказаться.

иерей Владимир Шлыков

Вопрос отцу Александру Здравствуйте, батюшка. А как могут усопшие нас не видеть и молитвы наши не слышать, если они живы и после смерти, и правильно ли я считаю, что они знают, что происходит у нас, в здешнем мире?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Зачем гадать, мы с Вами в свое время каждый узнаем каково "там". Так же, как мы в своем теперешнем естественном состоянии не видим душ - ни живых, ни умерших, так и души умерших не видят нас. А молитвы наши воздействуют на души усопших не непосредственно, а через милосердие Божие, Который принимает наш труд ради близких и облегчает их участь. То, что мы слышим сообщения о каких-то явлениях "потустороннего" характера, не нарушает этого правила, а относится к другого рода реальности. Некоторым святым, которые составляют одну миллионную долю от всего человечества, были некие видения, о которых очень хорошо сказал Апостол: "Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2Кор.12.2-4). Видеть видел, но сказать нечего. Иная реальность нашими понятиями не может быть описана. А то, что описывается нашими понятиями принадлежит нашему миру, т.е. земле, а мы знаем, что на землю был низвержен диавол и аггелы его. Оставим...

иерей Александр Белослюдов

По определенным обстоятельствам не отпели моего брата (он умер17.08). Тело нельзя было держать в морге долго, т.к. была жара и очень много покойников. Знаю, что нужно "запечатать" землю до 40 дней, т.е. до 25.09. На кладбище ехать боюсь, т.к. на пути есть блокпост, который периодически обстреливается. Что я могу сделать в этой ситуации? Как соблюдать все правила в такой обстановке? Крик души. Помогите!

Наталья

Дорогая Наталья, не обязательно до сорока дней высыпать землю с заочного отпевания на могилу усопшего. Никакое земное действо не может помешать или поспособствовать действию милости Божией. То, в чем действительно нуждаются усопшие – это наша молитва. Когда мир установится, тогда можно будет поехать на кладбище и доделать, что сейчас не можете. Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Моя история началась, когда отец мой начал болеть. Его болезнь сильно напугала меня. Его страдания были мучительные не только для него, но и для меня. И я начала ходить часто в храм, чтобы молиться за его здоровье. Но Господь забрал моего папочку. Моя жизнь перевернулась. Для меня так важно, чтобы отец видел мою любовь к нему. Не только, когда он был жив. Больше всего я боялась, что мой отец не сможет увидеть Рая. При жизни он был не сильно верующим человеком, но часто он рассказывал, что к нему приходили ангелы, и тогда он исповедовался и причастился накануне смерти. Я знаю, что на 40 день после смерти его душу Бог определит. Но я хочу повлиять на его участь. Я так люблю своего отца, что каждый день я прихожу в храм, и заказываю проскомидии, панихиды... Для меня важно, где будет обитать его душа. Его телесные боли - это пустота по сравнении с адом, там нет смерти... Я очень переживаю за отца. Я не нахожу себе места, потому что боюсь, что папа попадет в ад. Я так хочу сделать его счастливым, я так хочу, чтобы он радовался вечно, попал в Рай, где нет боли и печали. Я знаю, что я должна молиться за него всю жизнь. И своими делами показать любовь к Богу. Но у меня вопрос. Видят ли нас усопшие? Чувствуют ли наши молитвы? Знает ли отец, как я его люблю? И стоит ли мне верить снам? Ведь он приходит ласковый в мой сон. Сегодня 40 дней. Моя душа болит и радуется, я не хочу плакать, потому что мой папа рядом с Господом, но я так хочу его видеть. Я боюсь, что после 40 дней настанет Вечность, и я не знаю, какая она. Я не люблю ходить на его могилу, потому что там лишь символ - победа над смертью. Я желаю, чтобы отец жил Вечно в моих молитвах. И только в храме я чувствую с ним диалог, я чувствую, как он смотрит. Я знаю, что сегодня очень важный день, сегодня он снова восстанет перед Богом, но я искренно надеюсь, что Господь помилует его душу и я приобрету покой вместе с папой.

Олеся

Здравствуйте, Олеся. Примите мои соболезнования. Смерть - общий удел всех людей. И нас с Вами отпоют и похоронят. Но тот, кто не умрет, не сможет воскреснуть. Господь победил смерть смертью. Смерть телесная полагает грань существованию греха. Продолжайте поминовение усопшего. Ваши молитвы помогают отцу. Он не видит и не слышит Вас, но связь между Вами остается - это молитва. На сны не обращайте внимания, Вы видите не отца, а свою память о нем. Мы же просим у Господа, чтобы он дал усопшим вечную память, вот, Господь исполняет наши прошения и не дает нам забыть близких. Мы их помним, поэтому молимся о них и видим во сне. Святые называли сон бредом души. Так и Вы к снам относитесь. Это не откровения и не явления, просто естественная реакция души. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! У меня умерли мама и папа. Маме 7 сентября год, а папе - 11 сентября 40 дней. Можно ли все сделать в один день? И когда именно?

Ирина

Ирина, поминальную трапезу можно сделать в любой удобный для Вас день. Но в сами дни памяти родителей пойдите в храм, закажите литургию об упокоении и панихиду. Молитва -это главное, чего ждут от нас усопшие.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, до рождества Христова все люди попадали в ад? Правильно ли я поняла? Читаю Закон Божий, там написано, "Когда тело Спасителя лежало во гробе, Душею своею Он сошел в ад, к душам людей, которые умерли до Его страданий и смерти. И все души праведных людей, которые ждали пришествия Спасителя, Он освободил из ада." Значит, все праведники, святые, благочестивые люди за малейший грех попадали в ад? Объясните, пожалуйста! И еще вопросик, мы с мужем не венчаны, он не хочет, брак зарегистрирован, является ли наша жизнь блудом? Нужно ли исповедовать мне этот грех постоянно? Если муж никогда не захочет венчаться? Спасибо.

Валентина

Валентина! 1. До пришествия Спасителя усопшие праведники находились на лоне Авраамовом. По учению Православной Церкви - это место в аду, куда до Воскресения Христова шли души ветхозаветных праведников. В этом месте не было адских мучений, но не было и райской радости. На состояние человека в этом месте указывает Авраам, когда говорит о Лазаре: «Ныне же он здесь утешается»(Лк.16.25). Не «наслаждается», как в раю, но лишь «утешается» тем, что, в отличие от немилосердного богача, мучающегося в аду, избежал адских мук; что обрёл здесь общение с прародителями и праотцами еврейского народа; что из уст оных получил подтверждение древнего обетования о будущем пришествии в мир Мессии, Который спасет род человеческий и изведёт из ада в рай души праведников, что и произошло по Воскресении Христовом. 2. Православная Церковь признает законность брака, зарегистрированного в государственных органах. Такой брак не является блудным сожительством. Просто молитесь за мужа, чтобы он пришел к вере и осознал важность таинства венчания для православных супругов как Божьего благословения и Его благодатной помощи на пути семейной жизни.

иерей Владимир Шлыков

1. В моем молитвослове в молитве о живых написано:"...спаси, Господи, и помилуй Святейшего Вселенского Архиерея (имя)" и т.д. Какое имя у Вселенского Архиерея? 2. Нужно ли креститься при входе на кладбище, при выходе и у могилки? Нужно ли читать при этом какую-нибудь молитву?

Татьяна

1. Здесь имеется в виду Вселенский Патриархат, он же Константинопольский. В наше время Патриархом Константинопольским является Варфоломей. 2. А это – дело Вашего произволения и желания: если душа просит, почему бы не перекреститься, доставьте себе эту радость. Молитв особых при входе на кладбище не положено, однако, из благочестивого чувства можно прочесть тропарь «Со святыми упокой» или, учитывая, что сейчас – дни Пасхальные, «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне», «Плотию уснув» и другие песнопения Пасхи. Да и «Христос воскресе» усопшим можно сказать. В житиях святых говорится о Киево-Печерском святом, преподобном Дионисии, который однажды спустился в пещеры, к усопшим братиям, и воскликнул им: «Христос воскресе!» И усопшие братия ответили ему: «Воистину воскресе!» В этот момент преподобного овеяла такая благодать, что он попросил позволения настоятеля более никогда не выходить из пещер и остаток дней провел там в подвиге и молитве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Христос воскресе! Мой папа умер некрещеным. Знаю, что можно поминать его в домашней молитве. А в храме, когда служится панихида или поминаются усопшие на литургии, могу ли я про себя молиться о его упокоении?

Татьяна

Да, Татьяна, можно, и даже очень хорошо! Господь милостив, и примет Вашу молитву, как благоприятную жертву, молитесь!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У меня умер папа, умер скоропостижно, шок и горе непередаваемое. Но самое главное, что меня мучит сильно, что я не успела сказать ему главных слов о том, как люблю его, не смогла попросить прощения за какие-то обиды и непонимание. Сейчас плачу, прошу прощения, молюсь за его душу. Он меня слышит, простил?

Наталья

Наталья, очень часто после смерти близких мы понимаем, как много мы не успели им вовремя сказать. Сейчас Ваша любовь к папе должна проявляться в усердной молитве за него. Усопшие чувствуют нашу молитву, она очень облегчает их посмертную участь.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, у меня накануне умерла бабушка, а через месяц у меня день рождения. Скажите, мне можно праздновать или нет?

Александр

Александр, нет особых правил по этому вопросу. Но лично я думаю, что дни поминовения усопших важнее, чем день рождения. Усопшие за себя не могут сами помолиться, и поэтому они надеются на нашу и церковную молитву. Так что мой совет - пока 40 дней не пройдет, справлять день рождения не нужно. В этот период лучше усиленно помолиться за Вашу бабушку, заказать ей поминовение в Церкви. А день рождения справите потом – немного с опозданием, но ничего страшного.

иеромонах Викторин (Асеев)

Уважаемые батюшки, в Ветхом и Новом Заветах, житиях святых мы часто встречаем, что знамения и откровения приходят к людям во снах. Но в то же время, во многих духовных книгах сказано, что снам нельзя верить, т. к. мы люди грешные и не способны распознать природу этих явлений. Как же все-таки относиться к этому современным людям? Ведь иногда нам снятся наши дорогие усопшие, или мы видим "как на яву" какие-то события. Благодарю за ответ.

Татьяна

Татьяна, заметьте, сколько в Священном Писании описывается таких значимых, вещих снов? Всего несколько. А сколько нам всего снится? Целый поток! Так вот, сны от Бога – вещь очень и очень редкая, и распознавать их Святые отцы учат так: если сон приводит тебя в глубоко-покаянное чувство, в сознание своих грехов и своего бедственного духовного положения, то, возможно, он – от Бога, хотя возможно, что и нет. А во всех остальных случаях, даже когда снятся усопшие родственники, но сон не меняет нас духовно, он никакого отношения к Богу не имеет.

игумен Никон (Головко)

Здраствуйте. Скажите, надо ли делать поминки за умершего, 11 лет?

Елена

Елена, за умершего необходимо молиться независимо от того, сколько ему лет и как давно он умер. Усопшие всегда ждут нашей молитвы за них. В годовщину усопшего нужно обязательно помолиться за него в церкви, и по окончании службы попросить священника отслужить панихиду. Другое дело поминальный стол – это далеко не так важно, хотя и не будет лишним.

иеромонах Викторин (Асеев)

Как отсчитывать 40 дней? Со дня кончины?

Юрий

Юрий, день смерти считается первым днем, с него нужно отсчитать 3, 9 и 40 дней. Крайне важно помнить, что усопшие нуждаются в молитве. Сами за себя молиться они уже не могут, поэтому мы, живые, должны за них молиться. 3, 9 и 40 дни - это особые поминальные дни для усопших. В эти дни нужно сугубо за них молиться, служить панихиды и заказывать церковное поминовение для крещеных усопших. Самый важный день – 40-й, когда определяется, куда отправится душа, в рай или в ад.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! 10 августа заказала папе сорокоуст, была литургия и панихида, но 9 дней папе будет 14 августа. Мне сказали в церкви, что можно заказать заранее. Это правильно? Не сделала ли я ошибки, очень переживаю.

Елена

Елена, поминовение новопреставленного очень важно для его души. Усопшие сами молиться за себя не могут. Особые поминальные дни - это 3, 9 и 40. Эти дни не следует переносить на другую дату. Нужно поминать именно в эти дни. Самый же важный день для усопшего - это 40-й день, когда определяется его посмертная участь. Поэтому придерживайтесь точной даты.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, уважаемый батюшка! 29 июня будет 1 год, как умерла моя мамочка. Поминки мы делаем дома, скажите, пожалуйста, постные они или мясные?

Светлана

Светлана, больше нужно уделять внимания не застолью, а молитвенному поминовению усопших. Усопшие не могут молиться сами за себя, они очень надеются на нас, живых, и на церковную молитву. 29 июня будет суббота, в этот день необходимо помолиться в церкви за Литургией и помянуть свою маму, по окончании службы нужно отслужить панихиду. Петров пост начинается с 1 июля, 29 июня нет поста, и поэтому на поминальный стол можно поставить любые продукты, в том числе и мясные.

иеромонах Викторин (Асеев)

Можно ли справлять свадьбу в день смерти давно умершего деда?

людмила

Людмила, в принципе, можно, но не стоит забывать, что ваш дед нуждается в молитве - а кто еще за него помолится, как не близкие родственники? Усопшие надеются на нашу молитву за них.

иеромонах Викторин (Асеев)

Можно ли мужу идти на похороны бабушки, если в доме новорожденный?

Алена

Алена, а причем вообще здесь новорожденный?! Все это какие-то суеверия. Идти на похороны бабушки Вашему мужу можно безо всякого сомнения. А вот за усопших нужно молиться, и дома, и в церкви. Поминовение усопших - это наша прямая обязанность перед умершими сродниками. Усопшие сами за себя молиться не могут, и поэтому мы должны им помогать своей молитвой.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшки! От чего произошло, что поминать усопших и ходить на кладбище нужно на Радоницу? И по поводу остальных дней в году особого поминовения усопших. В этот день нас лучше видят и слышат наши близкие? А разве в другие дни не видят и не слышат? И почему именно принято ходить на кладбище, разве именно там видят нас наши близкие, а в другом месте нет? Я думала, что на небе они нас везде видят. Тогда почему эти дни ведут нас на кладбище? И интересно, каким образом они нас на самом деле видят и слышат - так же, как мы, живые, здесь? Или это сделано больше для нас живых, чтобы мы помнили о наших близких, молились? Но ведь, как говорится по поводу мучительной музыки, которая провожает в последний путь, - кому горько и так плачут, а кому все равно - и музыка ничего не изменит. Ведь близкие именно по духу люди, а не просто по обязанности, и так постоянно помнят и молятся.

Людмила

Людмила, видят ли нас усопшие или не видят – на это существует множество мнений, но однозначно сейчас, живя на земле, мы сказать не можем. Понятно лишь одно: незримая духовная связь, безусловно, существует всегда. В отношении того, почему после Пасхи принято ходить на кладбище лишь на Радоницу, можно сказать, что эта традиция носит уставной характер: ради торжества, радости и величия Пасхи некоторое время Церковью не совершаются гласные моления о усопших, а только лишь тайные, в алтаре. Но на Радоницу мы все идем на кладбища, чтобы и усопшим возвестить пасхальную радость приветствием "Христос воскресе!" Эта традиция не связана с тем, что усопшие, как Вы говорите, нас в этот день видят лучше, чем в другие дни, нет, это сделано, чтобы подчеркнуть торжественность праздника. Но помнить о своих усопших мы должны всегда, и православный христианин, беря пример с Матери-Церкви, которая каждый день поминает усопших, тоже ежедневно, даже в пасхальный период, дома на молитве поминает своих ушедших из жизни сродников.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У моей доченьки День рождения (1 год) 12 мая, можно ли праздновать его? Или неделю после Пасхи нельзя (перед поминовением усопших)? Спасибо!

Ольга

Ольга, 12 мая будет воскресенье на Фоминой неделе. И очень хорошо в этот день справить день рождения. В этот день нет поста. С поминовением усопших это связывать не нужно. У нас у всех есть усопшие родственники, за которых мы обязаны молиться, а 14 мая будет Радоница. Радоница - это Пасхальная радость для усопших. Нисколько не сомневайтесь, и справляйте день рождения спокойно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Недавно умер мой дедушка. Он был не верующим, но его похоронили как православного, прочитали молитвы. Я стала очень переживать о том, как пройдет он воздушные мытарства... В интернете я прочла, что для того, чтобы моя молитва была угодна Господу, надо возложить на себя некие ограничения, совершить душевный подвиг. Меня все время мучили блудные мысли, но здесь я решила во чтобы то ни стало на 40 дней прекратить о них думать. Я нашла в интернете огромную молитву за умершего ("Акафист за единоумершего") и каждый день в течении двух недель старалась читать ее, не отвлекаясь. Но недавно я сильно заболела, и блудные мысли окутали меня с новой силой. Но как только мне станет лучше, надеюсь снова взять себя в руки и продолжить молится. Но меня волнует, будет ли такая молитва угодна Богу, после семидневного перерыва? Смогу ли я такой молитвой помочь моему дедушке пройти мытарства? Если, не приведи Господь, душа попадет в ад, можно ли ее от туда вымолить? И еще, можно ли молится о душе после 40 дней, и поможет ли это ей?

Анна

Анна, для того и существует Церковь, чтобы человек приходил и каялся в своих грехах. От грехов можно очиститься только при жизни, через покаяние. После смерти нет покаяния, после смерти - воздаяние, которое человек получает за свою жизнь. Как сказано в Евангелии, «праведник едва спасается», а что же будет с грешником, который ушел из жизни без покаяния? Конечно, можно вымолить своих усопших сродников, но для этого недостаточно молиться только 40 дней. Этому нужно посвятить всю свою жизнь. Нужно отказаться от всех греховных начинаний, вести свою жизнь благочестиво, регулярно ходить в церковь, исповедаться и причащаться, молиться за своих усопших и за себя. И так всю жизнь. Если Вы так проживете, то сами спасетесь, и по вашей молитве Господь помилует и вашего дедушку. Усопшие не могут за себя молиться, они надеются на нас и на церковную молитву. Бог всегда нас слышит, когда мы искренне молимся. Даже если и случился перерыв в молитве, не следует опускать руки, нужно продолжать.

иеромонах Викторин (Асеев)

1


Поделиться: