Дмитровская суббота. Другие поминальные дни

У Пушкина есть гениальные строчки, непосредственно касающиеся дня, который в 2018 году отмечают 3 ноября. Это Дмитровская, или, как принято говорить в Церкви, Димитровская родительская суббота, в народе - Дедов день. И хотя прямого упоминания этой, да и любой другой родительской субботы в стихотворении нет, по сути, оно объясняет, зачем нужны такие памятные вехи.

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.)

Современные политологи формулируют ту же мысль чуть иначе: человек, не интересующийся своими предками, историей своего народа, оказывается подвешенным в безвоздушном пространстве. Не опираясь на опыт - семейный, родовой, национальный, он легко гибнет, и если таких, оторванных от корней, становится много, общество обречено на вырождение. Кстати, подобные гомункулусы, искусственно вынутые из опыта предыдущих поколений, функционирующие лишь в режиме собственных рефлексов, - не только мечта маркетологов всех мастей в эпоху общества потребления, но и надежная база для организаторов любых цветных революций, любых актов дестабилизации.

Конечно, когда наши предки впервые отмечали Димитровскую родительскую субботу, а было это, вероятно, в 1380 году, пращуры гениального поэта о Руси еще слышать не слыхивали, а политологии вообще не существовало. Как считают историки, появление Димитровской родительской субботы и ее утверждение в календаре - показатель нравственной чистоты и дальновидности народа.

Итак, в 1380 году, 8 сентября (21 сентября по новому стилю), великий князь московский и владимирский Дмитрий Иоаннович Донской одержал победу над ордынским войском под началом хана Мамая. Знаменитая битва произошла на Куликовом поле. Бой был затяжной, кровавый, по свидетельству летописцев, кони уже не могли не ступать по трупам - не оставалось чистого места. Русские ратники почти из всех земель Северо-Восточной Руси сражались не просто храбро - "не щадя живота своего", войско Мамая было полностью разгромлено. Да, татаро-монгольское иго не пало и длилось еще столетье, но победа на Куликовом поле нанесла мощный удар по доселе несокрушимой Золотой орде.

Беспамятство лишает нас не прошлого, а будущего

Сразу после победы на Куликовом поле Дмитрий Донской отправился в Троице-Сергиев монастырь к Сергию Радонежскому - его настоятелю. Именно отец Сергий, великий русский святой, благословил Дмитрия Донского на брань с ордынцами. Больше того, в битве участвовали и два инока монастыря - богатыри Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Оба погибли как герои.

По-видимому, осенью 1380 года в Троице-Сергиевом монастыре и было положено начало поминать павших воинов в субботу, предшествующую дню святого великомученика Димитрия Солунского. Почему именно так? Во-первых, в Церкви не принято поминовение усопших в воскресенье: этот день недели даже по названию напоминает нам о Воскресении Христа, а в субботний день Сам Иисус находился во гробе, поэтому даты всеобщего поминовения усопших - это, как правило, именно субботы. Во-вторых, Дмитрий Донской получил свое имя в честь великомученика Димитрия Солунского, чрезвычайно почитаемого на Руси в то время. День памяти святого великомученика Димитрия Солунского, а значит, день ангела Дмитрия Донского - 26 октября (8 ноября по новому стилю). Поэтому днем поминовения воинов, отдавших жизнь на поле брани, и была выбрана суббота, предшествующая именинам Дмитрия Донского, то есть суббота, предшествующая 8 ноября. Каждый год дата тут разная, день один - субботний. А логика у Дмитрия Донского была простая и величественная: прежде чем праздновать свои именины, помянем усопших, тех, кто своею смертью даровал тебе жизнь.

После первого поминовения павших на Куликовом поле бояре высказали великому князю Дмитрию Иоанновичу пожелание на будущее: и впредь "память творити, кто сложил голову свою".

Шли годы, новые битвы за землю русскую, новые тысячи воинов, принявших смерть за веру, за Родину. В XVI веке царь Иоанн Васильевич Грозный узаконил Димитриевскую субботу, повелев "петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить". День прижился, народ поминал на Димитровскую субботу и воинов, и родных. Говорили: "На дедовой неделе и родители вздохнут", и это не единственная поговорка, рожденная осенними соборными поминками. В 1903 году был издан императорский указ: панихиды в этот день служить и в войсковых частях - по воинам "за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим".

В наше время в день Дмитровской субботы особо поминают не только воинов, но и всех умерших скоропостижной смертью, то есть тех, кто "не был напутствован в жизнь вечную молитвами святой Церкви", ну и про своих ушедших родственников не забывают.

У Ивана Шмелева есть описание того, как проводились дни памяти по усопшим. Удивительно, но тема, связанная с болью потери, с тоской и скорбью, у писателя дана с теплотой и даже радостью. И дело здесь не в таланте Ивана Сергеевича, тут просто христианское восприятие смерти, понимание, что после Воскресения Христа она побеждена. А еще чувство выполненного долга по отношению к нашим усопшим. Да, молитва по умершим - это долг еще живущих по отношению к тем, "чьи мертвы уста".

Вот как об этом говорил известный старец архимандрит Кирилл (Павлов): "Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от грехов, и такие оказываются виновными пред Правосудием Божиим. В то же время мы знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых - они могут помочь изменить их посмертную участь. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире". То есть души умерших нуждаются в нашей молитве - так же, как мы, живущие на земле, нуждаемся в еде и питье. Но и для нас - и это тоже нужно понять! - наша молитва за усопших не менее важна. Как учит святой Иоанн Дамаскин, каждый, кто молится и борется за спасение другого, приносит пользу прежде всего самому себе, а только потом ближнему.

В храмах по усопшим священники тайно читают особую молитву. Сегодня мы раскроем ее смысл. Сначала, как обычно, в молитве констатируется, к Кому мы обращаемся: "Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый!", что в переводе с церковнославянского звучит так: "Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь миру Твоему даровавший!" Дальше в молитве, читаемой тайно, священник просит: "Сам Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имена), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание". То есть священник просит: "Сам, Господи, упокой души усопших рабов Своих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание". И затем просьба о прощении грехов умершего, просьба, содержащая оправдание всем нам: "Всякое согрешение, содеянное ими, словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина". "Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя - правда навек и слово Твое - истина".

Простой текст, ничего лишнего - емкое изложение того, чего хочет потерявший близкого, на что он надеется. И перепоручив посмертную участь усопшего Тому, Чья милость и любовь несравнимо больше людских милосердия и любви, молящийся реально ощущает не просто облегчение, но и то, что любовь простирается за границы земного мира. Молитва - проводник, по которому устремляется ток нашей любви. И тут, как в физике: чем сильнее ток, чем выше его частота, тем ярче свет, тем меньше тьмы - в наших скорбящих душах. В мире вокруг нас - если мы не оставляем в нем места для безысходности и отчаяния.

Компетентно

Как правильно провести Дмитровскую субботу

Богослужение по усопшим начинается в пятницу вечером, когда в храмах служат великую панихиду (по-гречески "парастас"), а в субботу утром служится заупокойная литургия и после нее общая панихида. Для церковного поминовения на парастас и отдельно на литургию пишут записки с именами усопших. Имена надо писать крупно, разборчиво, в родительном падеже, в полном варианте (не Сашу, а Александра), в церковном написании (Татиану, Алексия). Есть традиция в день поминовения приносить в храм еду - "на канон" (или "на канун"), то есть оставлять ее на столе рядом с каноном - местом, где зажигают свечи по усопшим. Раньше поминки были общими: за большим столом сообща поминали всех усопших, сегодня продукты, приносимые в храм, отдают нуждающимся. Милостыня - важный способ почтить память близкого.

В XX веке, неожиданно, Куликовская битва стала причиной нешуточных боев между официальной исторической наукой и последователями теории А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского, считающими: битва проходила не на поле между реками Доном и Непрядвой, а в районе Москвы, называемом Кулишки.

Пишите на адрес редакции или [email protected]

В Русской православной церкви существует традиция отводить определенные дни в году для всеобщего поминовения усопших. Одним из них является Дмитриевская родительская суббота.

В этот день поминаются все умершие, — справляются панихиды , посещаются могилки усопших, родные и близкие собираются на поминальные трапезы.

Тысячи христиан заходят в православные храмы, зажигают свечи, приносят хлеб и другие продукты, пишут записки за упокой. Жива вера в Бога и любовь к ближним!

Какого ноября проходит родительская суббота

В православных молитвословах есть молитва за усопших, которую христиане читают дома во время ежедневного келейного правила. Но церковь посчитала необходимым проводить несколько дней в году общецерковного поминания умерших. Почему?

Святые отцы сравнивают келейную молитву с маленькой лодочкой, в которой христианин сам борется с огромными волнами одним или двумя веслами. А церковную – с большим кораблем, где есть паруса, множество гребцов. Из этого сравнения становится понятно, какая молитва будет сильнее, и сможет дойти к Богу.

8 ноября церковь чтит память одного из своих святых – вмч. Дмитрия Солунского. А в близлежащую предшествующую этому дню субботу проводится день всеобщего поминовения умерших.

Установление этой традиции приписывают князю Димитрию Донскому , который ввел ее после кровопролитного Донского побоища. В этом году заупокойный день приходится на 3 ноября.

Родительским его называют потому, что у нас есть долг как у православных христиан молиться за своих отца и мать, — тех людей, благодаря которым мы получили возможность жить на земле.

История

Святой князь Дмитрий в 9 лет осиротел и в дальнейшем находился рядом со свт. Алексием. Впоследствии повзрослевший князь ни к чему не приступал без благословения церкви.

На основах веры строилась и его семейная жизнь. Двоим из родившихся детей князя восприемником стал прп. Сергий Радонежский, с которым Дмитрий всегда поддерживал тесную связь.

Перед решающим сражением князь заехал в обитель и получил благословение старца на битву, который предсказал ему добрый исход. После окончания сражения и полного поражения противника, Дмитрий незамедлительно отправился вновь к старцу, чтобы поблагодарить за молитвы.

По павшим воинам стали служиться панихиды. Даже был выделен для этого особый день (незадолго до дня именин Великого князя), который назвали Дмитриевской субботой.

Служба Дмитриевской родительской субботы

В этот день служится литургия в храмах. Она дополняется заупокойными молитвами и другими церковными песнопениями. Если на этот день припадает какой-либо церковный праздник, тогда поминание переносится на более раннюю субботу.

В богослужебном уставе этот день не упоминается как заупокойный, в отличие от Вселенских родительских суббот. Есть мнение, что он заменил языческие тризны, существовавшие у славян в это время.

Ранее Дмитриевскую субботу на Руси встречали торжественно. На могилках усопших родственников служились панихиды, устраивались трапезы. Считалось, что упокоившаяся душа тоже принимает участие в поминальном обеде, поэтому чей-либо отказ попировать над прахом воспринимался как грех.

В народной среде этот поминальный день считался основным (назывался Дедовой субботой), так как осень всегда имела большое значение в жизни крестьян.

Можно ли работать

Родительскую субботу нужно обязательно начинать с посещения храма. Усопшие очень ждут наших молитв, ведь они приносят им значительное облегчение в потустороннем мире.

Каждый из нас может поставить свечу ушедшим из жизни отцу, матери, брату, сестре. Если нет возможности посетить храм, значит необходимо совершить горячую домашнюю молитву.

Можно передать записки в храм через других людей, например, соседей, родственников, попросить, чтобы они поставили свечку за упокой. Все имена в записках должны быть написаны на церковный лад. Светлана – это Фотиния, а вместо Юрий следует писать Георгий.

Должно быть написано то имя, которое человек получил во время крещения. Если о нем ничего неизвестно или забыто, следует решить этот вопрос через священника.

В этот день принято приносить в храм угощение и милостыню для бедных людей и раздавать всем, кто пожелает. После окончания службы православные люди посещают могилки усопших, приводят их в порядок, читают молитвы, устраивают поминальные трапезы.

Посещение храма следует начать с вечерней пятничной службы. На ней читается великая панихида. Утром, в субботу служится литургия с заупокойными молитвами. После нее — общая панихида.

После совершения всех необходимых действий по поминовению усопших, можно по желанию (возможности) посвятить время другим занятиям или работе. На Руси в поминальные дни женщины всегда занимались уборкой, готовили, пекли пироги.

Дмитриевская родительская суббота - день, в который православные верующие отдают дань памяти своим предкам.
Поминовение усопших традиционно совершается в первую субботу ноября, это 3 ноября 2018 года.
Очень старая и вероятно многие и не помнят, почему именно в это время православный люд поминает своих усопших. Родительских суббот несколько в течении года, а эта особая…

Суббота в Святом Писании – день особый. В Ветхом завете – день покоя, а в Новом – день прощения, отпущения грехов. И не случайно субботний день был выбран Церковью для соборного поминовения героев Куликовского сражения. Накануне праздничного дня – воскресения, когда по обычаю все христиане должны быть в храме, верующие собирались для молитвы об упокоении душ братьев по вере.

…Тот день был днем великой радости и великой печали. Гонец князя Димитрия достиг ворот Москвы в считанные дни, и к моменту возвращения ополчения жители – священники, монахи и миряне, стар и млад – с иконами и хоругвями вышли на окраину города, к тому месту, пониже Егорьевской горки, откуда начиналась улица, ведущая к Кремлю и большому торгу.

Теперь она носит название Варварка (в честь храма св. Великомученицы Варвары, построенного позднее, в самом ее начале).

От Кулишек были видны купола храма в честь Св. Великомученика и Победоносца Георгия – «Егория», как его называли в народе. По этой самой улице, испрашивая благословение у святого покровителя Москвы, выступило на Куликовскую битву русское ополчение. По этой же улице было решено и возвращаться назад. Дорога надежды, молитвы, благодарения и слез – вот, чем стала она для ополченцев и горожан.

Жены, матери, дети и старцы с нетерпением ожидали своих. – Гонец привез весть, что потери огромные. – Они вышли навстречу князю и дружине, зная, что за ними следует великое множество подвод с раненными и убитыми. Возгласы радости, плач, прославление Бога, и над всем этим морем – сердечная молитва об упокоении душ убитых на Куликовом поле православных воинов.


Никогда еще русское воинство не знало такой победы. Она была подобна священным войнам из истории Ветхого Завета, когда на стороне древнего Израиля сражался Сам Бог, когда победа давалась не числом и военным искусством, а верой в Его несомненную и близкую помощь.

Как царь Давид, еще отрок, вышел навстречу великану с пращей в руке, и с призыванием Имени Божия сокрушил нечествица, так и на этот раз из оробевшего стана навстречу Челубею, одетому в тяжелые доспехи, выехал монах Александр Пересвет с одним лишь копьем в руках.

8 сентября 1380 г. подобное чудо видело многотысячное русское войско. Поразив противника с одного удара, инок упал замертво и предал душу Богу, но этого было достаточно для того, чтобы русские полки с молитвой выступили вперед.

В тот день исполнилось слово преподобного Сергия Радонежского, предвозвестившего князю Димитрию Иоанновичу победу, но победу дорогой ценой. Из 150 000 ополченцев в Москву вернулось лишь 40 000. Однако с этого момента Русь начала жить надеждой на освобождение от ордынского ига.

Сразу по возвращении князь Димитрий приказал служить панихиды по убиенным во всех храмах и монастырях. Тут же составлялись и рассылались по приходам и обителям списки погибших. Многие ратники так и остались навсегда неизвестными, и в те дни Православная Церковь соборно молилась о даровании прощения грехов и об упокоении всех русских воинов знаемых и не знаемых, за Русь, за веру православную живот свой положивших.

Город жил одним молитвенным воздыханием. Перед алтарями в свете паникадил и под сводами монашеских келий, в боярских палатах и в тесных избах при огоньках грошовых свечей читались Евангение и Псалтирь с поминовением погибших воевод, тысяцких и сотников и всех православных ополченцев. Люди, не знавшие грамоты, молились от сердца со слезами и с земными поклонами перед темными образами и на папертях храмов. Каждый год в один и тот же осенний субботний день князем Димитрием было установлено служить панихиды в память по убиенным.

Со временем установленный обычай несколько изменился: к молитве о павших воинах стала присоединяться и молитва об усопших родственниках и обо всех от века почивших православных христианах. Тогда-то «Димитровская суббота» - так ее называли в память о князе Димитрии Донском – стала называться «родительской».

С давних времен в Русской Православной Церкви – это день общей молитвы об усопших, день надежды на милосердие Божие. Обычай, установленный в Церкви со времен князя Димитрия Иоанновича, оказался той «связующей нитью», которая объединила чувством соборности, церковного единства многие поколения русских людей.


Что нужно делать в Дмитриевскую родительскую субботу

На Руси считалось, что этот день является переходом с осени на зиму. Начинались сильные морозы, к которым люди готовились заранее. Несмотря на то, что многие старались завершить свои дела в хозяйстве еще до Покрова 14 октября, некоторые по каким-либо причинам не успевали это сделать, и тогда старались закончить подготовку перед Дмитриевской субботой.

Поминальная трапеза проводится после богослужения. В Дмитриевскую субботу принято накрывать богатый стол, на котором обязательно должны присутствовать блюда, которые при жизни любили ваши покойные близкие.

Самым важным яством на столе являлись пироги: хозяйка должна приготовить много выпечки с разной начинкой. В древности считалось, что это может задобрить и порадовать усопшего.

Чудо Ягодница - 3-5 кг свежей клубники каждые 2 недели!

Чудо-ягодница Сказочный сбор подходит для подоконника, лоджии, балкона, веранды – любого места в доме или квартире, куда падает свет солнца. Получить первый урожай можно уже через 3 недели. Чудо-ягодница Сказочный сбор плодоносит круглый год, а не только летом, как на огороде. Срок жизни кустов от 3 лет и больше, со второго года можно добавлять в почву подкормки.

Во время поминальной трапезы было необходимо поставить на стол отдельную чистую тарелку, куда каждый родственник складывал по одной ложке своей еды. Это блюдо оставляли на ночь, чтобы усопший мог прийти и поесть вместе со своей семьей.

Перед родительской субботой, в пятницу, хозяйка после ужина должна убрать все со стола и постелить чистую скатерть. Затем заново накрыть стол и поставить свежеприготовленные блюда. Таким образом в древности покойного звали к столу.

В Дмитриевскую родительскую субботу семья умершего должна вспоминать о нем только хорошее, делиться теплыми воспоминаниями, которые связаны с усопшим. Так вы даете понять душе покойного, что вы до сих пор помните и любите его.

Несмотря на то, что во многие церковные события строго запрещено заниматься домашними делами, к Дмитриевской родительской субботе это не относится. Наоборот, в этот день вы должны провести генеральную уборку, а после этого вымыться.

Наши предки непременно оставляли в бане свежий веник и чистую воду для умершего, чтобы задобрить душу покойного. Самое главное, чтобы ваши домашние хлопоты не помешали посещению церкви.

В родительскую субботу принято ходить на кладбище. Могилу покойного нужно привести в порядок, убраться. После этого помолитесь за упокой его души.

В Дмитриевскую субботу принято кормить бедных, чтобы они молились за душу вашего покойного родственника.

Как поминать: Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников.

Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Приметы на Дмитриевскую родительскую субботу и поговорки

Инновационный стимулятор роста растений!

Увеличение всхожести семян на 50% всего за одно применение. Отзывы покупателей: Светлана, 52 года. Просто невероятное удобрение. Много слышали о нем, но когда попробовали, удивились сами и удивили соседей. На помидорных кустах выросло от 90 до 140 штук помидор. О цукини и огурцах говорить не стоит: урожай собирали тачками. Дачей занимаемся всю жизнь, и никогда не было такого урожая....

Когда тепло на дворе, приговаривали: «Покойнички по нас радуются». На дедовой неделе и родители вздохнут. Живы родители - почитай, а умерли – поминай. Деды́ не знали беды́, а внуки познали муки. Покойника не поминай лихом, а добром - как хочешь.

  • Поминай живых добром, а покойничков зелёным вином.
  • Без пива, да без вина - и не поминки.
  • Человек рождается на смерть, умирает на жизнь.
  • Тяжела земля, а как обольёшь её пивцом да винцом - всё полегчает.
  • Добром поминай, зло забывай.
  • Русский человек без родни не живёт.
  • Мужик своей роднёю крепок. И велико поле, да не родимое.
  • Дмитриева суббота - кутейникам работа.
  • Пей, не жалей - поминай веселей.
  • С весёлыми поминальщиками и покойничкам веселее.
  • На Дмитрия девки хитрые (собираются выйти замуж, так после этого дня уже редко бывают в деревнях свадьбы до зимнего мясоеда).
  • С Егорья хороводы, с Дмитрия посиделки. Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота. На дедовой неделе отдохнут родители, стоит оттепель - всей зимушке-зиме быть с теплинами.
  • На Дедовской неделе вся Русь напоминает единую великую свечу.

Ди-мит-ри-ев-ская ро-ди-тель-ская суб-бо-та - один из ос-нов-ных по-ми-наль-ных дней рус-ско-го Пра-во-слав-но-го ка-лен-да-ря.

Во-об-ще же каж-дая суб-бо-та - осо-бый день для хри-сти-ан. К суб-бо-те, по биб-лей-ско-му по-вест-во-ва-нию, за-вер-ши-лось тво-ре-ние ми-ра, и она ста-ла «днем по-коя», - по-это-му мы на-зы-ва-ем этот - по-след-ний день неде-ли (под-чёр-ки-ваю - по-след-ний!) несколь-ко из-ме-нен-ным ев-рей-ским сло-вом шаб-бат ). Но в этот же день уснув-ший пло-тью Хри-стос за-вер-шил вос-со-зда-ние это-го «об-вет-шав-ше-го» - вет-хо-за-вет-но-го - ми-ра и, сой-дя во ад, воз-ве-стил на-ча-ло но-вой жиз-ни. Помни-те тро-парь из Пас-халь-ных Ча-сов? «Во гро-бе пло тски (пло-тью), во а де же с душе ю (ду-шой), я ко (как) Бог, в раи (раю) же с раз-бой-ни-ком, и на пре-сто-ле был еси , Христе , со Отце м и Ду-хом, вся ис-полня я неопи сан-ный».

По-это-му в каж-дую суб-бо-ту со-вер-ша-ет-ся по-ми-но-ве-ние усоп-ших, - не по-ки-нув-ших нас на-все-гда, но тер-пе-ли-во жду-щих по-след-не-го дня все-об-ще-го Вос-кре-се-ния. Сре-ди этих дней вы-де-ля-ют-ся осо-бые об-ще-цер-ков-ные еже-год-ные - «ро-ди-тель-ские суб-бо-ты», на-зван-ные так по-то-му, что каж-дый хри-сти-а-нин мо-лит-ся преж-де все-го за сво-их ро-ди-те-лей.

Ди-мит-ри-ев-ская суб-бо-та по-лу-чи-ла своё на-зва-ние от име-ни свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ди-мит-рия, ко-мен-дан-та гре-че-ско-го го-ро-да Со-лу-ни (или Фес-са-ло-ник), каз-нён-но-го за ис-по-ве-да-ние хри-сти-ан-ства в 306 го-ду (его па-мять 26 ок-тяб-ря / 8 но-яб-ря). Он был че-ло-ве-ком во-ен-ным - и по-то-му счи-та-ет-ся по-кро-ви-те-лем во-и-нов, а на ико-нах изо-бра-жа-ет-ся в до-спе-хах и с ко-пьем. Уста-но-вил же этот день, со-глас-но пре-да-нию, дру-гой Ди-мит-рий - наш слав-ный ве-ли-кий князь Ди-мит-рий Дон-ской - по-сле зна-ме-ни-той Ку-ли-ков-ской бит-вы, слу-чив-шей-ся 8 сен-тяб-ря 1380 го-да, то есть в празд-ник Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы (по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю).

«И оста-вал-ся ве-ли-кий князь за До-ном на том ме-сте во-семь дней, - от-ме-ча-ет ле-то-пи-сец, - до тех пор, по-ка не смог-ли от-де-лить хри-сти-ан от нече-сти-вых та-тар: ко-го смог-ли, схо-ро-ни-ли, а о про-чих зна-ет Бог, ведь со-вер-ши-лось это Бо-жьим су-дом. И ве-лел ве-ли-кий князь свя-щен-ни-кам петь над-гроб-ные пес-но-пе-ния над уби-ты-ми, и вос-пе-ли свя-щен-ни-ки веч-ную па-мять всем пра-во-слав-ным хри-сти-а-нам, уби-тым та-та-ра-ми на по-ле Ку-ли-ко-вом, меж-ду До-ном и Ме-чей. И сам ве-ли-кий князь со сво-им бра-том и остав-ши-ми-ся во-и-на-ми воз-гла-си-ли гром-ким го-ло-сом с пла-чем и сле-за-ми мно-ги-ми веч-ную па-мять» (Ска-за-ния и по-ве-сти о Ку-ли-ков-ской бит-ве. Л., 1982, с. 194).

С тех пор каж-дый год суб-бо-та, пред-ше-ству-ю-щая дню па-мя-ти Ди-мит-рия Со-лун-ско-го, по-свя-ща-ет-ся хри-сти-ан-ско-му по-ми-но-ве-нию усоп-ших, в первую оче-редь - по-ми-но-ве-нию во-и-нов, «на по-ле бра-ни за Оте-че-ство жизнь свою по-ло-жив-ших» .

Юрий Ру-бан
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия


За-упо-кой-ное Апо-столь-ское чте-ние

Я ни-че-го не мо-гу де-лать Сам от Се-бя: как слы-шу - так и сужу, и суд Мой спра-вед-лив; по-то-му что не ищу Мо-ей во-ли, но во-ли по-слав-ше-го Ме-ня [От-ца]».

При-ме-ча-ния

Хо-чу на-пом-нить, что в XIV ве-ке 8-е сен-тяб-ря по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю со-от-вет-ство-ва-ло 16-му сен-тяб-ря по гри-го-ри-ан-ско-му (хо-тя сам этот ка-лен-дарь был вве-дён позд-нее). Это и есть ис-то-ри-че-ски без-услов-ная да-та Ку-ли-ков-ской бит-вы. По-это-му по-пыт-ки от-ме-чать это со-бы-тие в на-сто-я-щее вре-мя 21 сен-тяб-ря, сов-ме-щая с празд-ни-ком Рож-де-ства Бо-го-ро-ди-цы, ос-но-ва-ны на эле-мен-тар-ной хро-но-ло-ги-че-ской без-гра-мот-но-сти. (Рож-де-ство Бо-го-ро-ди-цы при-хо-дит-ся на 21 сен-тяб-ря по гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю толь-ко в XX—XXI сто-ле-ти-ях; в XXII ве-ке сме-стит-ся на 22 сен-тяб-ря и т. д.)

Ра-ди ис-то-ри-че-ской спра-вед-ли-во-сти сле-ду-ет сде-лать уточ-не-ние. Эта суб-бо-та - наш на-цио-наль-ный по-ми-наль-ный день, ос-но-ван-ный на пре-да-нии. По-это-му Ди-мит-ри-ев-ской суб-бо-ты нет ни гре-че-ском, ни да-же в Рус-ском офи-ци-аль-ном Цер-ков-ном уста-ве (Ти-пи-коне). Непо-сред-ствен-ное уча-стие в его уста-нов-ле-нии Ди-мит-рия Дон-ско-го то-же под-вер-га-ет-ся обос-но-ван-но-му со-мне-нию. Как пи-шет из-вест-ный ав-тор мно-го-крат-но пе-ре-из-да-вав-ше-го-ся ру-ко-вод-ства по бо-го-слу-жеб-но-му уста-ву, «Ди-мит-рий Дон-ской, по-сле по-гре-бе-ния уби-тых на по-бо-и-ще, при-ка-зал там со-вер-шить па-ни-хи-ду по ним. За-тем, воз-вра-тясь в Моск-ву 21 сен-тяб-ря (29 сен-тяб-ря по гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю. - Ю. Р.), по-ве-лел по всем церк-вам её от-пра-вить па-ни-хи-ду об уби-ен-ных. На-ко-нец, по при-бы-тии в Тро-и-це-Сер-ги-е-ву лав-ру, при-ка-зал и там со-вер-шить па-ни-хи-ду (Рус-ская ле-то-пись по Ни-ко-нов-ско-му спис-ку, изд. Имп. Ака-де-мии на-ук, т. IV, с. 124). В ле-то-пи-сях не ска-за-но, чтобы Ди-мит-рий Дон-ской ука-зал для по-ми-но-ве-ния во-и-нов суб-бо-ту пред Дмит-ри-е-вым днем <…>», то есть пред днём сво-е-го те-зо-име-нит-ства. «Есте-ствен-но ду-мать, что по-сле кон-чи-ны его на-зна-че-на суб-бо-та пред Ди-мит-ри-е-вым днём для по-ми-но-ве-ния усоп-ших» (Ни-коль-ский К., про-то-и-е-рей . По-со-бие к изу-че-нию Уста-ва бо-го-слу-же-ния Пра-во-слав-ной Церк-ви. М., 1995, с. 506, прим. 1)

При опре-де-ле-нии да-ты Ди-мит-ри-ев-ской суб-бо-ты в кон-крет-ном го-ду на-до учи-ты-вать сле-ду-ю-щие ка-лен-дар-но-бо-го-слу-жеб-ные по-прав-ки (во из-бе-жа-ние пу-та-ни-цы, да-лее все да-ты - по но-во-му сти-лю). Ес-ли па-мять Ди-мит-рия Со-лун-ско-го (8 но-яб-ря) при-хо-дит-ся на вос-кре-се-нье, то мы по-лу-ча-ем са-мую позд-нюю Ди-мит-ри-ев-скую суб-бо-ту - 7 но-яб-ря. Ес-ли же па-мять Ди-мит-рия Со-лун-ско-го при-хо-дит-ся на суб-бо-ту, то эта суб-бо-та не мо-жет быть ро-ди-тель-ской - и па-ни-хи-да пе-ре-но-сит-ся на пред-ше-ству-ю-щую суб-бо-ту (1 но-яб-ря). Но ес-ли с суб-бо-той пе-ред па-мя-тью св. Ди-мит-рия сов-па-да-ет празд-ник Ка-зан-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри (4 но-яб-ря), то Ди-мит-ри-ев-ская суб-бо-та со-вер-ша-ет-ся ещё од-ной неде-лей ра-нее. Ис-хо-дя из этих пра-вил, мож-но лег-ко опре-де-лить, что са-мая ран-няя Ди-мит-ри-ев-ская суб-бо-та мо-жет быть 28 ок-тяб-ря.

«Сло-вом Гос-под-ним» в Древ-ней Церк-ви на-зы-ва-ли из-ре-че-ния цер-ков-ных про-ро-ков. Наи-бо-лее важ-ные за-по-ми-на-лись и в про-цес-се фор-ми-ро-ва-ния Пре-да-ния ста-но-ви-лись мис-си-о-нер-ски-ми или ли-тур-ги-че-ски-ми фор-му-ла-ми. (Бла-го-да-рю за это уточ-не-ние ар-хи-манд-ри-та Иан-ну-а-рия. - Ю. Р.)

Хо-ро-шо зна-ко-мое нам гре-че-ское сло-во кри сис пе-ре-во-дит-ся как «раз-де-ле-ние», «суж-де-ние», «суд», «при-го-вор», «спор», «вы-бор», «окон-ча-ние», «пе-ре-лом-ный мо-мент», «кри-зис». Во-пре-ки од-но-знач-но от-ри-ца-тель-но-му ме-щан-ско-му зна-че-нию («ох, ко-гда же за-кон-чит-ся этот оче-ред-ной про-кля-тый кри-зис и на-сту-пит же-лан-ная ста-биль-ность »!), ра-зум-ный хри-сти-а-нин все-гда пре-бы-ва-ет в со-сто-я-нии кри-си-са - то естьв со-сто-я-нии ду-хов-но-го трез-ве-ния и су-да над сво-и-ми мыс-ля-ми, же-ла-ни-я-ми и по-ступ-ка-ми. Так он го-то-вит-ся к то-му, чтобы по-след-ний и окон-ча-тель-ный Страш-ный Суд (= Страш-ный Кри-зис!) Бо-жий не стал для него неожи-дан-ным и «страш-ным» в пря-мом смыс-ле это-го сло-ва.

Каждый год церковью определяются дни поминовения усопших – родительские субботы. С уходом близкого человека в души родных навсегда закрадывается тоска и грусть по нему. За упокой души едва не каждый день молятся, ставят свечи в храмах, а в родительские субботы организовывают особенную заупокойную литургию.

В 2019 году количество родительских суббот – 7. Ежегодно их даты меняются.

Нужно понимать, что каждая родительская суббота представляет собой очень важный день для верующего. Нельзя забывать поминать усопших именно в эти дни. Надо поминать души своих родителей в первую очередь, а затем и всех прочих людей, которые дороги сердцу. В христианской семье ребенку обязательно нужно прививать уважение к родителям.

Известна пятая заповедь, в которой говорится о необходимости почитать мать и отца. Отец Августин именно на этой заповеди акцентирует внимание. Считается, что такое почтение, уважение родителей играет огромную роль для вечной жизни человека, а также всего его рода, для его пребывания на земле.

Именно родительские субботы позволяют в полной мере раскрыть истинный глубинный смысл почитания родителей. Всего в календаре православных девять таких дней. При этом две родительские субботы вселенские: они проводятся в поминальных молитвах за души всех усопших.

Родительские субботы в России в 2019 году

В родительские субботы самыми важными являются заупокойные молитвы, благодаря которым душам умерших становится легче.

  • 2 марта – день Вселенской мясопустной субботы

Наступает на 8-й дней до начала Великого поста. Священнослужители будут читать молитвы за всех христиан, которые когда-либо жили на нашей планете. Есть еще одна Вселенская родительская суббота – Троицкая. В такие дни пекут блины: первый нужно положить на полку с образами святых, второй – на подоконник, остальные – раздать беднякам и детям, попросив их помолиться о конкретных усопших. Утром начинается домашняя уборка, а вечером семья устраивает поминальный ужин.

  • 23 и 30 марта, 6 апреля – дни родительских суббот во время Великого поста

По окончании церковной службы православные идут на могилки родных, чтобы почтить их память.

  • 7 мая – день Радоницы

Также православные собираются на кладбищах у могил родных, празднуют Воскресение Христово. На могилки приносят сладости, пироги, крашанки, также раздают еду детям и нищим.

  • 15 июня – день Вселенской Троицкой субботы

В церкви нужно поставить свечи за упокой, украсить могилки зеленью. В этот день нельзя употреблять алкоголь.

  • 2 ноября – день Дмитриевской субботы

Говорят, с этого дня начинается зима, крепкие морозы. Нужно убраться в доме, а затем отправиться на вечернюю службу. Готовят пироги, кутью, варят узвар.

Родительские субботы в Великий пост 2019

В этом году поминальные дни припадают на 23, 30 марта и 6 числа апреля. В православных храмах всегда проводят Литургии, молясь за усопших в субботние дни, выпадающие на 2-ую, 3-ю и 4-ую недели поста. Все верующие имеют возможность не только поставить свечи, подать записки об упокоении, написав в них соответствующие имена, или заказать сорокоуст, но и присутствовать на Литургии лично.

Еще один примечательный факт заключается в том, что на протяжении всего Великого поста заупокойные Литургии в православных церквях никогда не проводятся, кроме трех указанных суббот. После заупокойной службы принято отправляться на кладбище, чтобы почтить память своих умерших родственников и знакомых в местах их последнего пристанища. Хотя священнослужители говорят, что после участия в заупокойных службах ходить на погосты необязательно, так как в гораздо большем внимании нуждаются не тела, а души покойных.

Вселенская мясопустная суббота в 2019 году — 2 марта

Мясопустная родительская суббота в 2019 году — 2 марта (за 8 дней до начала Великого поста 2019. Почему данная поминальная суббота называется Вселенской? Дело в том, что в этот день в православных храмах священнослужители читают молитвы во славу абсолютно всех христиан, живших на Земле и подвергшихся обряду крещения. Вселенских родительских суббот в году всего две – Мясопустная и Троицкая.

Мясопустную субботу еще называют Малой Масленицей, так как поминальный день приходится на мясопустную неделю, то есть на крайнюю неделю перед Масленицей. В церквях проводятся специальные обряды, читаются молитвы за всех христиан (от Адама и до современников), независимо от региона их проживания и погребения. Также проводятся вселенские панихиды, которые представляют собой заупокойные богослужения. Люди молятся о том, чтобы Бог упокоил души усопших и смилостивился, отпустив им все земные грехи.

Согласно славянским обычаям на зимнюю поминальную субботу хозяйки выпекали блины, первый из которых клали на божницу (полочку с расставленными иконами), второй – на подоконник. Остальные блины относили на могилу родственников, раздавали монашкам, нищим, детворе. При этом обязательно просили, чтобы люди полакомились блинами во имя упокоения душ конкретных усопших. В доме проводят уборку, вечером устраивают поминальный ужин, выставляя на стол много блюд, их количество должно быть нечетным.

Радоница в 2019 году — 7 мая

С собой на погост берут куличи, крашенки, сладости (чаще всего конфеты) и другую освященную в церкви снедь. Часть еды раздают нищим и детям, часть кладут на могилки, часть съедают сами. Однако священники не рекомендуют устраивать грандиозные пиршества около могил, ведь такое поведение говорит о неуважении к миру мертвых и в частности к своим усопшим родственникам. В остальном же на Радоницу радуются и организуют традиционный поминальный ужин.

Троицкая суббота в 2019 году — 15 июня

В 2019 году Троицкая суббота, которая к тому же является Вселенской, припадает на 15 июня. В этот день посещают заупокойные службы, проводящиеся в храмах, ставят свечи за упокой усопших родственников, ходят на кладбище. На Троицкую субботу принято украшать могилы свежей зеленью, ведь в эту пору природа окончательно просыпается, появляется молодая листва и травка, цветут ранние цветы.

Так как суббота является Вселенской, в этот день поминают не только родственников, но и всех когда-то живших на Земле и ушедших в мир иной христиан. Некоторые верующие люди, посещающие погосты, добровольно украшают незнакомые им могилы зелеными ветвями и травой. Также стоит отметить, что именно Троицкая Вселенская суббота является главным днем, когда почитается память всех умерших людей православной веры.

Как поясняют священнослужители, любой христианин, живший на Земле, внес свою лепту в строительство Божьего Царства, которое обязательно установится после второго пришествия Христа. Именно после этого события все когда-либо умершие христиане воскреснут, обретя вечное счастливое существование. Вечером родственников и друзей созывают на поминальную трапезу. Во время ужина нельзя предаваться праздному веселью, ругаться, сплетничать, злословить и вести пустые разговоры. Также церковь не рекомендует принимать алкоголь.

Дмитриевская суббота в 2019 году — 2 ноября

2 ноября (канун дня Святого Дмитрия Солунского) – очередной день поминовения умерших родственников. В храмах проводятся специальные панихиды. Люди молятся об упокоении душ усопших, прося Бога простить им грешные деяния и даровать Царствие Небесное. Многие историки связывают возникновение этой субботы с Куликовской битвой. Дмитрий Донской, после победы, предложил православным сановникам установить в честь павших в битве воинов день поминовения их душ. Священнослужители согласились, назвав субботу в честь князя Дмитрия.

В древности Дмитриева суббота считалась днем, когда нужно прощаться с осенью и встречать зиму. Если до наступления Покровов не успевали основательно подготовиться к суровым морозам, именно Дмитриева суббота считалась заключительным этапом приготовления к зиме.

В этот поминальный день проводили генеральную уборку жилых помещений и приусадебных участков. Утром посещали заупокойную службу, днем отправлялись на погост навестить умерших родственников. Вечером устраивали ужин. Столы устилали новыми льняными скатертями белого цвета. На них выставлялись традиционные поминальные блюда (пироги, кутью, блины с различными начинками, узвар).

Другие поминальные дни

Поминовение погибших в ВОВ

Дата этого праздника не является переходящей и всегда припадает на 9 мая. Память воинов, выполнивших долг перед народом и Родиной в 1941-1945 г.г., сложив свои головы на полях кровопролитных сражений, почитается в православии особым образом. Священнослужители отмечают, что вера в Господа помогала в преодолении трудностей, укрепляла дух бойцов Красной Армии, скрашивала лишения их воинских будней, вдохновляя и поднимая на подвиги во имя Отчизны.

Во всех православных храмах 9 мая проводятся заупокойные Литургии, а затем и панихиды по погибшим воинам. Утром в честь Дня Победы утраиваются парады, после чего осуществляется торжественное возложение венков и цветов к памятникам, братским могилам и вечному огню. Целый день люди чествуют ветеранов этой кровопролитной войны, преподнося им презенты и устраивая для них концерты. Преподаватели школ и ВУЗов проводят занятия, в ходе которых рассказывают ученикам о героях войны, их мужестве и подвигах.

В честь окончания войны в 1945 году был дан самый большой и зрелищный на тот момент фейерверк: из тысячи артиллерийских орудий было дано 30 залпов. И по сей день на площадях можно любоваться потрясающей красоты салютами. Волонтеры раздают прохожим маленькие символы праздника – георгиевские ленты, которыми люди украшают автомобили, деревья, дома и свою одежду. Эти ленточки олицетворяют не только память о тех, кто отдал свою жизнь на полях боев, но и крепкую связь между поколениями.

Семик

День припадает на 25 июля. Каждый год его дата меняется в зависимости от даты Пасхи. Семик всегда празднуется в седьмой по счету четверг после Воскресения Христова. Отсюда, собственно, и произошло его название. Наши предки верили, что этот праздник знаменует встречу летнего периода, а также прощание с весенней порой.

Неизменным символом Семика считается береза, на ветвях которой красуется молодая листва. Накануне праздника люди выбирали березку (желательно ту, что росла в одиночестве в поле) и наряжали, повязывая на ее веточки ленты. Именно такой обряд позволял деревцу передать полю и молодой травке всю свою силу, обеспечив людей богатым урожаем и способствуя их личному благополучию, здоровью, процветанию.

Согласно древним традициям, поутру люди отправляются на кладбище, чтобы проведать своих усопших родственников. Также поминали убиенных и тех, кто скончался или погиб насильственной смертью, находясь в местах скудельниц и в своем убогом жилище. К обедне в храмах собирался люд, который приносил с собой свежие растения, веточки молодых деревьев, цветы, молодую травку. Принесенной зеленью устилали полы храмов. Со второй половины дня начинались гулянья и всеобщее веселье, вечером накрывали праздничные столы.

Официальный день памяти и скорби

Дата этого трагического дня памяти и скорби (22 июня) также фиксирована. День нападения фашистской Германии на СССР. Каждый год люди возлагают цветы к памятникам и могилам неизвестных солдат, погибших в период 1941-1945 г.г. Память об изуверствах, которые чинили воины 3-его рейха, еще свежа. Ветеранов и очевидцев этих страшных событий осталось, к сожалению, немного.

Наверняка, в каждом роду имеются погибшие в этой войне родственники – отцы, деды, прадеды… Нечеловеческие муки, которые испытал советский народ в период ВОВ, будут увековечены в сердцах будущих поколений. Забыть об этой страшной странице истории нашего народа, наверное, невозможно. Во многих странах в этот день принято приспускать государственный флаг. Все вспоминают суровый период войны и людей, которые ценой собственных жизней привели страну к победе.

Очень часто 22 июня на экраны выходят киноленты, посвященные героизму красноармейцев и советского народа в целом. Также проводятся вечера памяти жертв ВОВ. В процессе этих вечеров память павших в боях принято чтить минутой молчания, выступающей символом всеобщего траура. Все присутствующие замолкают, выключается свет и в темноте вспыхивает множество огоньков от зажженных свечей и зажигалок. 22 июня принято оплакивать не только своих родственников, сгинувших в жерновах той ужасающей войны, но и всех воинов, проявивших невероятное мужество и сложивших головы ради мирной жизни своих потомков.

Память православных Воинов

День памяти павших воинов православной веры припадает на 11 сентября. В этот же день христиане отмечают и большой церковный праздник, именуемый Усекновением главы Пророка, больше известный как Усекновение Предтечи или Головосечение. Согласно христианским канонам, 11 сентября посещать кладбища и заупокойные службы, которые проводятся в храмах, необязательно. Однако важно помянуть погибших православных воинов добрыми мыслями и словами, особенно находясь за праздничным столом.

В процессе вечерней поминальной трапезы употреблять большое количество спиртосодержащих напитков, плясать и распевать песни нельзя. Это обусловлено не только неуважением к павшим воинам-христианам, но и тем, что день совпадает с днем великого церковного праздника – Усекновением Предтечи. В этой связи на поминальный стол не выставляются овощи и фрукты округлой формы, а также гости не используют режущие столовые приборы. Нельзя подавать пищу на блюдах, так как согласно приданию отсеченная голова Иоанна Предтечи была принесена Ироду именно на блюде.



Поделиться: