Почему споры о матильде. Как поссорились депутат поклонская и режиссер учитель

«Матильда»:
точка обратного отсчета

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)

До выхода на экраны фильма режиссера Алексея Учителя «Матильда» остался один месяц. «Независимая газета» обратилась к председателю Патриаршего совета по культуре епископу Егорьевскому Тихону (Шевкунову) с просьбой высказать свою личную точку зрения, а если возможно, и официальную позицию РПЦ на конфликт вокруг фильма «Матильда».

Прежде чем начать разговор о не вышедшем еще на экраны, но вызвавшем уже столько бурь и, признаться, изрядно всех допекшем фильме «Матильда», хотелось бы вспомнить, что в начале нынешнего года прошел беспрецедентно широкий показ другого фильма, также посвященного реальному историческому персонажу, бывшему также главой русского государства и также прославленному как святой в Русской Православной Церкви.

Прогремевший на всю страну «Викинг» в отличие от «Матильды» не вызвал никаких массовых протестов. Не было ни демонстраций, ни требований запрета (за исключением нескольких единичных писем). И это несмотря на то, что его главный герой - великий князь Владимир Святославич - показан в фильме в период его жизни до принятия христианства поистине как дикий изверг: он убивает родного брата Ярополка, насилует на глазах у родителей полоцкую княжну Рогнеду, а затем убивает ее отца, возводит языческие капища и приносит идолам человеческие жертвы. И при всем том этот мастерски снятый натуралистический кинорассказ не вызывает ни в целом в стране, ни в церковной среде протестов. А вот «невинная», казалось бы, киноистория о юношеском романе Наследника российского престола и балерины императорских театров отозвалась в обществе и 100-тысячными петициями с требованиями запрета фильма, и демонстрациями, и судебными исками. Я не говорю уже об экстремальных эксцессах - но это тема скорее либо медицинская, либо уголовная.

Так что же происходит? Ответ представляется достаточно ясным. В случае с «Викингом» авторы фильма представили на экране пусть очень горькую, но правду истории. Об этой неприглядной правде нам повествуют древние летописи и жития. Они доносят до потомков поистине ужасающий образ князя Владимира до его крещения и лишь потом говорят о поразительном его преображении из языческого чудовища в того милосердного, мудрого и могущественного Владимира Красно Солнышко, которого более 1000 лет так почитает и любит наш народ.

В случае же с «Матильдой», к сожалению, все происходит иначе. Сюжет и сценарий фильма построены на неправде. И многие, познакомившись с широко запущенным в Интернет рекламным трейлером фильма или, как довелось мне, прочитав сценарий, эту неправду почувствовали особенно остро. Почему? И потому, конечно, что для немалого числа людей последний русский Император - святой страстотерпец. И потому еще, что как бы по-разному ни относиться к Николаю II, нельзя не признать, что за последние 100 лет на него были вылиты такие потоки клеветы, напраслины и грязи, каких не удостаивался, пожалуй, ни один наш соотечественник. Сегодня, когда доступна объективная информация о нашей истории, привычные стереотипы о последнем Царе и его Семье для многих рушатся. У кого-то советские клише заменяются порой излишней идеализацией. Но у большинства трезвомыслящих людей происходит пересмотр ценностей в сторону объективной оценки, опирающейся на подлинные факты истории.

Балерина Матильда Ксешинская

И вот в годовщину русских революций появляется фильм, в котором снова - явная неправда. Причем измышления, увы, касаются частной жизни Николая II, его отношений с супругой, Императрицей Александрой Федоровной. Эту тему даже в советское время не подвергали искажениям в угоду идеологической конъюнктуре уважающие себя исследователи. И сегодня в данном вопросе наблюдается, быть может, единственный случай полного согласия среди историков диаметрально противоположных убеждений, школ и направлений: все единодушны в том, что отношения между Николаем Александровичем и Александрой Федоровной были исполнены самой высокой любви, абсолютной верности, ответственности, нежности и заботы. Их поразительные по глубине и силе чувства не смогли поколебать никто и ничто, никакие самые страшные, немыслимые испытания, выпавшие на долю этой семьи.

А как же Матильда Кшесинская? Сплошь и рядом критиков сюжета фильма обвиняют в том, что они отрицают сам факт романтических отношений Наследника и юной танцовщицы. На самом деле это - передергивание. Никто не отрицает, что такие отношения действительно были.

С 18-летней Матильдой Феликсовной Кшесинской Наследник, которому от роду тогда было 22 года, познакомился в сложный период своей жизни: девушка, которую он недавно навсегда и беззаветно полюбил с первого взгляда, Гессен-Дармштадтская принцесса Алиса (через несколько лет она станет его женой - Императрицей Александрой Федоровной), тогда отказала ему, поскольку не находила возможным сменить вероисповедание - перейти из протестантизма в Православие, о котором имела самые смутные представления.

Между тем по законам Российской империи это было обязательно для будущей царицы. К тому же и отец, Александр III, твердо воспротивился выбору сына: у Императора были другие виды на брак наследника.

И вот, отринутый любимой девушкой, получивший строгое увещание отца о невозможности желаемого брака, Цесаревич Николай Александрович позволил себе влюбиться в талантливую балерину. Каковы были их отношения? Одни историки говорят, что молодые люди были очень близки. Другие уверяют, что связь была лишь платонической. Как бы то ни было, в конце концов, это - не наше дело. Они общались с 1892 по 1894 год. А весной 1894 года принцесса Алиса наконец согласилась стать женой Николая; согласие на их брак дал и Александр III. Николай Александрович был безмерно счастлив. Расставание с Матильдой произошло без драм и надрывов: он просил у нее прощения, обещал помогать во всем. Они решили навсегда оставаться искренними друзьями, обращаться друг к другу на «ты»… Но - в заочном общении. Общение очное было разорвано раз и навсегда в том же 1894 году, в котором состоялась помолвка, а затем и свадьба Николая и Александры.

Николай счел своим долгом рассказать невесте о Матильде. Вот что писала Аликс своему жениху после этих непростых для нее признаний: «Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю. Твое доверие так глубоко трогает меня… Смогу ли я быть его достойной?»

Период с 1894-го - когда принцесса Алиса прибывает в Россию, переходит в Православие и сочетается браком с Николаем II, только что ставшим Императором Всероссийским, - до 1896 года, на котором оканчивается киноповествование, были самыми безмятежными и счастливыми в жизни молодой супружеской пары.

А что же происходит в сценарии фильма, представленном публике ни больше ни меньше как «главный исторический блокбастер года»? А в нем все это время Николай мечется в страданиях, истерике и интимных сценах между Матильдой и Александрой, между Александрой и Матильдой…

Ну а дополняют «историческое полотно» такие драматургические находки, как, к примеру, эпизод, в котором Александра Федоровна, словно мрачная фурия, с острым ножом идет на Матильду, чтобы добыть ее кровь. Или развеселый кинообраз Александра III: этого в жизни необычайно благородного, чуждого всякой пошлости Государя создатели фильма заставляют заявить, что он «единственный из Романовых, который не жил с балеринами»…

Не буду умножать горьких примеров. В целом история сводится к тому, что Николай, конечно же, любит демократичную, смелую, свободно мыслящую Матильду, но «ради долга и трона» женится на Александре - и заставляет свое сердце полюбить ее. В общем, такая вот экранизация известной песни: «Все могут короли», кроме разве того, чтобы жениться по любви.

Как стало известно, несколько месяцев назад сценарий фильма был передан для рецензии двум известным историкам, с разрешения которых помещаю здесь их краткое резюме.

«О сценарии полнометражного фильма «Матильда»
(автор сценария: Александр Терехов)

Серьезно разбирать это произведение не нужно, да и невозможно. Сценарий фильма «Матильда» не имеет никакого отношения к историческим событиям, о которых в нем повествуется, разве что только имена героев соответствуют действительности, и у Наследника Цесаревича был роман с Матильдой Кшесинской. В остальном - сплошной вымысел самого дурного вкуса. Уже первая сцена вызывает улыбку и сильное недоумение. Матильда Кшесинская не взбегала на хоры Успенского собора Московского Кремля во время коронации Императора Николая II, не кричала: «Ники, Ники!», а сам Император не падал в обморок. Все это выдумка авторов сценария, воскрешающая в памяти строки из известного романа Ильфа и Петрова: «Графиня изменившимся лицом бежит пруду». Только у Ильфа и Петрова это гротеск и ирония, а в сценарии - суровая «правда» жизни героев, как она представляется автору.

Сценарий кишит выдумками самого дурного вкуса, не имеющими никакого отношения ни к реальным событиям, ни тем более к чувствам героев. Чего только стоит сцена, когда отец Николая Император Александр III выбирает для сына любовницу из числа балерин Мариинского театра. Надо ли объяснять, что такая пошлость могла родиться только в голове у человека, не имеющего никакого представления о реальных отношениях в Царской Семье, да и в придворной среде.

Император Николай II и Императрица Александра Федоровна причислены Русской Православной Церковью к лику святых как страстотерпцы. Но святость - это не стерильность. И в их жизни были разные ситуации (например, отношения с Распутиным), и их деятельность по-разному оценивается историками. Не было только одного - пошлости и грязи. А именно пошлость и грязь самого низкого пошиба автор сценария выдает за историческую истину.

Президент исторического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова,
профессор, академик РАН С.П. Карпов.

Заведующий кафедрой истории России XIX века - начала XX века
исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,
профессор С.В. Мироненко.

Режиссер фильма Алексей Учитель неоднократно заявлял, что не имел и не имеет никакого намерения оскорбить память Николая II. А то, что представлено в сюжете фильма, - не более чем художественный вымысел, без которого не обходится ни одно историческое полотно. Нет оснований не верить Алексею Ефимовичу. Только дерзну напомнить высказывание подвижника VII века святого Исаака Сирина: «Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным». Нет никаких сомнений, что у художника есть право на творческий вымысел. Вопрос лишь в том, в какой мере это право применять, чтобы произведение стало частью высокой культуры.

В дискуссиях о «Матильде» те, кто отстаивает презумпцию безбрежной свободы творчества художника, нередко поминают всуе великие имена, в частности, Пушкина, Толстого. Зря приводят такие примеры! Как раз и в «Капитанской дочке», и в «Войне и мире» перед нами примеры гениальной меры самого бережного отношения к истории и к ее личностям при художественной реконструкции исторических событий.

«Вымысел не есть обман» - мы помним эти слова Булата Окуджавы. Художественный вымысел ни в коем случае и не должен быть обманом. Ни для каких целей. Какими бы творческими, драматургическими и эстетическими резонами этот обман ни пытались бы оправдать. Немыслимо себе представить, чтобы ради предания некой особой «креативности» сюжета в «Капитанской дочке» автор, к примеру, сделал бы Екатерину II любовницей Пугачева, а в «Войне и мире» для большей «драматургической напряженности» распалившийся от «вдохновения» писатель сдал бы Наполеону, а потом и сжег не только Москву, но и Санкт-Петербург. А что? Ничего личного, просто художественный вымысел. Ведь автор (или, как сейчас любят говорить, - «творец») имеет полное право…

Что касается официальной позиции Русской Православной Церкви по отношению к фильму «Матильда», то она была высказана мною как председателем Патриаршего совета по культуре еще в прошлом году в «Российской газете»: мы не будем требовать запрета фильма, почитая такой путь тупиковым. Но оставляем за собой право опровергать неправду и доносить до тех, кто хочет услышать, достоверный рассказ об этом периоде жизни святого страстотерпца царя Николая. Также безусловной позицией Русской Православной Церкви является высказанное неоднократно решительное осуждение любых экстремистских действий, притянутых к дискуссии об этом фильме.

Я не буду в этой статье говорить об оскорблении религиозных чувств - эта материя, действительно, слишком зыбкая, тем более когда она подкреплена статьей Уголовного кодекса. Но хотелось бы заострить вопрос о не подлежащем никакому уголовному наказанию оскорблении чувства исторической правды. Об ответственности художника - нравственной, не более того, - за очевидную историческую неправду, которая ведет к никому не нужным общественным конфликтам, подобным сегодняшнему.

И, наконец, последнее. Если немалое число моих соотечественников сегодня живо и личностно чувствуют себя оскорбленными при встрече с исторической неправдой, если они почитают немаловажным для себя вступиться за честь своей истории, за честь своих давно отошедших в вечность великих и малых сограждан, используя для этого в первую очередь дискуссию, а если считают необходимым, и свои законные гражданские права, - это хороший, очень хороший признак.

А фильм? Через месяц он будет показан на экранах многих российских городов. Отдельно необходимо отметить, что «Матильда» - единственный художественный фильм, созданный в нашей стране к 100-летию революций. Именно это кинопроизведение с таким сюжетом и с таким авторским подходом особенно ярко ознаменует собой посильный для нынешнего отечественного киноискусства, да во многом и для нашего общества масштаб осмысления самых трагических и судьбоносных событий нашей новой и новейшей истории.

Но, может быть, это хотя бы станет точкой обратного отсчета?

Хабаровчане , начиная с этой недели, могут посмотреть фильм «Матильда» и сделать собственные выводы относительно него. К чему быть готовым и почему так много шума вокруг этой картины?

Фильм «Матильда» стартовал в Хабаровске

Мировая премьера картины состоялась ещё 8 октября, российские зрители могут посмотреть её с 26 октября.

Фильм выкупили почти все кинотеатры Хабаровска, кроме «Совкино». Время сеансов вписывается в любое расписание даже самых занятых хабаровчан – от 09.30 утра до 23.50 ночи. Самым популярным временем для просмотра фильма оказалось после семи вечера. На утренних сеансах людей едва ли набиралось на половину мест в зале. Заплатив около 250 рублей за билет, что вас ожидает во время просмотра?

Обзор фильма «Матильда» (внимание, важные спойлеры!)

26 мая 1896 год. Москва, Успенский собор. Время коронации Николая II. Открываются двери собора, вбегает Матильда Кшесинская в свадебном платье. Её замечает начальник сыскной полиции Власов, несётся стремглав за ней по винтовой лестнице. В это время Николай II целует и возносит над своей головой корону. Матильда выкрикивает имя Императора, чем вводит Николая II в обморочное состояние, он падает без чувств. Корона со всем её блеском катится по полу и остаётся лежать рядом с Николаем II.

Так начинается фильм «Матильда», и уже с первых минут перед нами штампованная мелодрама, которая похожа на коммерческий фильм без основы на исторические факты.

И это главное, что должен знать зритель до или после просмотра. Если собрать те эпизоды этого фильма, которые основаны на достоверных фактах, то их едва ли хватит на отдельный короткометражный фильм.

Разберёмся подробнее, что же должно было смутить зрителей во время просмотра, и вдруг было упущено.

«Матильда»: ложь и правда

Матильда Кшесинская, прима-балерина Мариинского театра не присутствовала на коронации и не доводила Николая II там до беспамятства. Её также никогда не приглашали на царские приёмы во дворце. Она не получала благословение от Александра III на дальнейшую жизнь с Николаем II.

Сцена, во время которой у балерины Кшесинской спадает бретелька во время танца, при всём желании режиссёра, не могла произойти в реальности. Сценический балетный костюм не надевался на голое тело.

И можно продолжать так же дотошно снимать слой за слоем красивый фантик с конфеты под названием «Матильда», и от фильма не останется ничего кроме пустой сцены и актёров, загримированных под исторические личности.

Легче сказать, чего нет в картине

Фильм имеет кольцевую композицию. Некоторые события скомканы под клиповое мышление зрителя, стремительно сменяют друг друга одно за другим. Это не даёт времени героям раскрыться, потому что поезд времени несёт их уже дальше.

Режиссёр подсказывает музыкой, где нужно вовремя заплакать, а где с волнением переживать за судьбу героев. Тут нет саспенса и интриги, потому что русскому человеку наперёд известен исход этой истории любви.

Итак, на протяжении фильма нам демонстрируют красивую историю любви между балериной и будущим царём, которая сопровождается откровенными сценами, и почти ничего не имеет общего с правдой.

Почему запретили фильм «Матильда»

Картину действительно пытались запретить, но прокатное удостоверение режиссёр Алексей Учитель всё-таки получил, и фильм вышел в массовый прокат.

Небезызвестный депутат Государственной думы Наталья Поклонская оказалась не так далека от истины, утверждая, что такой фильм нельзя было снимать и до сих пор отказывается его смотреть.

Весь скандал, который разгорелся задолго до премьеры «Матильды» заключается в том, что верующие люди считают, что данный фильм наносит оскорбление их чувствам. Мол, возведенный в лик святых Николай II, который достойно принял мученическую смерть вместе со всей своей семьёй от рук коммунистических палачей, не может быть героем развлекательного фильма, где упоминается его связь с балериной Кшесинской. Этой же точки зрения придерживается и Поклонская.

В фильме нет никаких эпизодов, которые оскорбляют чувства верующих, но нет и того, за что можно было зацепиться и назвать этот фильм выдающимся.

Без ума от царской красоты

Любовь на экране похожа на животную страсть, которая буквально затмевает весь разум цесаревича и чуть ли не доводит до отречения от престола. Неужели вы верите в это? Герои Кшесинской и Николая II даже толком не говорят между собой. Они играют в любовь, в которую с трудом верится.

Зрителю настолько неважно, что является выдумкой создателей фильма, а что действительно исторически подлинным фактом в истории России, что фильм, скорее всего, найдёт положительный отклик.

При выходе из зала, редакция «HabInfo» отметила, что на вопрос сотрудников кинотеатра, понравился ли зрителям фильм, прозвучали ответы именно «да».

Зрители успевают запомнить картинку, которая умело задрапирована великолепными декорациями в виде реальных съёмок в петербургских дворцах, шикарными и продуманными до деталей костюмами. Но это единственное, что может впечатлить невнимательного зрителя. Во всём остальном искать смысл – пустая трата времени, там его нет.

Фильм «Матильда» (2017): актёры

Актёрский состав тоже вызывает живой интерес и оставляет не меньше вопросов, чем сюжет.

66-летний режиссёр Алексей Учитель на главную роль цесаревича позвал немецкого актёра Ларса Айдингера. Он известен на западе участием в театральных постановках режиссёра Томаса Остермайера, который, кстати, тоже сыграл одну из ролей в фильме «Матильда».

Российскому зрителю Ларс Айдингер известен по картинам, в которых он снялся с Кристен Стюарт – «Зильс Мария» и «Персональный покупатель».

Несмотря на то, что актёру 41 год, он сыграл молодого Николая II, до того, как он принял титул Императора Всероссийского. Все реплики актёр произносил по-русски, не зная языка. И такой выбор актёра был сделан только на основе внешнего сходства.

Если судить по фильму, то образ Императора искажён до такой степени, что Николай II предстаёт перед зрителем человеком, который напрочь потерял голову от любви, у которого нет чувства долга перед страной. Он предан блудной страсти и прелюбодействует, что с реальностью, конечно, не имеет ничего общего.

На главную роль Матильды была приглашена неизвестная русскому зрителю 25-летняя польская актриса Михалина Ольшанска, которая как раз, наоборот, внешне никак не похожа на реальную Матильду Кшесинскую.

Настоящая балерина прожила долгую жизнь до 99 лет, выпустив книгу воспоминаний, где многие события романа с наследником престола были приукрашены фантазией женщины преклонного возраста.

Роль будущей императрицы и жены Николая II Александру Фёдоровну сыграла ещё одна иностранная актриса Луиза Вольфрам. Её героиня предстаёт перед нами истеричной, помешанной на мистике женщиной, которая готова была убить соперницу с помощью заклинания на крови или ножом.

На самом деле, Александра Фёдоровна является одной из русских императриц несправедливо опороченной современниками. Она горячо любила Россию и своего мужа Николая II. Они были влюблены друг в друга с детства и пронесли это чувство через всю свою жизнь. В браке, основанном на любви, они родили и воспитали четырёх девочек и одного мальчика.

После признания цесаревича о мимолётном романе с балериной, Александра Фёдоровна отнеслась к этому с мудростью женщины, которая понимала, что их дороги с Николаем II теперь связаны на всю жизнь и то, что было, то было.

Роль Данилы Козловского и сыгранный им офицер Воронцов запомнится зрителю по одержимой страсти к Матильде Кшесинской. Это единственная черта характера героя, которую успел раскрыть Козловский в фильме, его там будет крайне мало.

Императора Александра III сыграл совсем непохожий на потомственного царя актёр Сергей Гармаш. Его образ вышел ходульным и затерян среди остальных персонажей.

Даже если упустить из виду, что перед нами не исторический и не документальный фильм, а художественный, то всё равно картина не производит цельного впечатления. Как поднятую с пола корону в фильме начинают передавать по рукам, производя впечатление брошенной на произвол судьбы страны, так и фильм Учителя мечется от одного разговора к другому, а чувства радости и гордости не испытывает никто.

), но внезапно увлекается балериной Мариинского театра Матильдой Кшесинской (Михалина Ольшанская). Танцовщица отвечает наследнику взаимностью, и их роман продолжается несколько лет, пока Николай не встает перед выбором: Алиса или Матильда.

Сконструировать внятное и исторически достоверное кино об отношениях Николая и Матильды нетрудно. Достаточно взять за основу воспоминания Кшесинской, заметить в них слова великого балетмейстера Мариуса Петипа о том, что настоящая балерина должна познать не только любовь, но и страдание, и история о юной танцовщице, которая попала в печальную сказку и вынесла из нее эмоциональный опыт для своих лучших партий, сложится сама собой. В итоге получится не только познавательное, но и актуальное кино для нашего времени, когда большинство романов заканчиваются разрывом, а не семейным счастьем, и когда стоит объяснять молодежи, что даже из неприятных переживаний можно извлечь полезные уроки.

Роль Матильды Кшесинской изначально предлагалась Кире Найтли, но британская звезда отказалась от съемок из-за беременности

Алексея Учителя , однако, реальность, актуальность и историчность не волнуют. Равно как и балетная карьера Кшесинской. Петипа в фильме вовсе не появляется! «Матильда» не опирается на воспоминания балерины и прочие более-менее подлинные сообщения об описываемых событиях, а прямо и почти во всем им противоречит. От знакомства до разрыва влюбленных - все в фильме не так, как было на самом деле, и зачастую лента зеркально отражает реальность.

Например, в картине Александр III «знакомит» Николая с Кшесинской, показывая фотографию девушки во время разговора в поезде, а в воспоминаниях балерины говорится, что царь познакомил ее с цесаревичем лично, во время торжественного ужина в Театральном училище. Какая из этих сцен эффектнее и кинематографичнее? Ответ очевиден, но Учитель и сценарист Александр Терехов как будто в пику зрителям и историкам предпочитают вялую отсебятину.

Данила Козловский был приглашен для изображения цесаревича, но режиссер был так поражен сходством Ларса Айдингера с портретами Николая II, что передал роль немецкому актеру. Козловский в утешение получил роль вымышленного ухажера Кшесинской

И добро бы их отсебятина была только вялой! По большей части выдумки авторов фильма - агрессивная антиисторичная ерундень, а то и трэшевый бред. Так, в «Матильде» есть сумасшедший немецкий ученый, который с ведома Николая проводит бесчеловечные эксперименты над заключенными. Одним из этих зэков оказывается персонаж Данилы Козловского - свихнувшийся на почве любви к Матильде русский офицер, который в начале картины покушается на жизнь наследника. Сцены Воронцова подаются так, что начинаешь подозревать, что в какой-то момент Козловский превратится в суперзлодея и начнет метать молнии. К сожалению, картина останавливается на полпути и довольствуется изображением Воронцова банальным психом, который ничего не дает фильму и зрителям, кроме повода поржать над абсурдностью сценария.

Вообще, если вы хоть немного знаете историю и хоть немного интересуетесь придворными нравами царской России, то смеяться и «фейспалмить» вы будете безостановочно. Профессиональным историкам со слабым сердцем фильм вовсе противопоказан - они могут его не пережить. Тем, кто ценит сюжетную логику и мастерские диалоги, «Матильду» тоже лучше пропустить. Ее фабульные загибы и неуклюжие реплики персонажей просто угнетают.

Думаете, это все? Как бы не так! Хотя романтическая линия в фильме на первом месте, «Матильда» ее полностью проваливает. Картина констатирует любовь между Николаем и заглавной героиней, но не убеждает, что персонажи в самом деле влюблены. Страсти на экране ноль, а Николай в исполнении Ларса Айдингера смотрится как одутловатый сорокалетний мужчина. Он очень похож на царские портреты, но это портреты Николая-правителя, а не Николая-наследника. Цесаревичу было 22 года, когда он познакомился с 18-летней Кшесинской, и герои в кадре должны были выглядеть как Ромео и Джульетта, а не как папик и секретутка. Ничего романтичного в лице Айдингера нет, а ведь именно сказочная «принцевость» цесаревича заставила Матильду влюбиться в него с первого взгляда.

Во время политического скандала вокруг «Матильды» много было сказано о том, каким грешником лента изображает Николая (ай-яй-яй, мужчина до брака спит с красоткой!). В тени, однако, остались попытки Учителя и Терехова изобразить принцессу Аликс - тоже, между прочим, канонизированную святую - как едва ли не коварную злодейку, которая пытается отделаться от соперницы. К реальности это никакого отношения не имеет, а за будущую императрицу обидно, потому что она выглядит в фильме очень жалко и совершенно не по-царски.

Среди других проблем с персонажами и актерами отметим, что Сергей Гармаш явно не дотягивает до могучего здоровяка, которым был Александр III. Во взятой из учебников (хотя и тоже отчасти перевранной) сцене, где царь после крушения поезда удерживает крышу вагона, чтобы его семья могла спастись, невозможно поверить, что Гармаш способен на то, что он делает в кадре. А вот когда смотришь на фото Александра III, то безоговорочно веришь в байки о его силище. При всем нашем огромном уважении к Гармашу, это очевидный мискаст.

Наконец, стоит сказать о том, ради чего «Матильда» снята. Насколько можно понять довольно-таки путаную и отрывистую картину, Учитель утверждает, что если бы Николай женился по любви (то есть на Кшесинской), то судьба России сложилась бы иначе. В контексте ленты трагедия Ходынки воспринимается как Божья кара за то, что цесаревич предпочел немку польке. Вам тоже кажется, что это запредельный и оскорбительный перегиб?

Почему отдельные верующие люди принадлежащие к РПЦ выступили против этого фильма, который ещё не вышел?

Специально для отдельных людей показали трейлер этого фильма. Для чего трейлеры показывают специально приглашенным людям? Чтобы они фильмом заинтересовались, чтобы могли судить о нем не по названию, а по трейлеру и, наверное, беседе с продюсерами, авторами и актерами состоявшейся при просмотре трейлера.

Значит фиксируем -- отдельные люди которым показали трейлер вполне могут и свободны высказывать своё мнение о концепции фильма.

Если то, что он говорит о трейлере фильма правда, то я с ним согласен.

Одно дело фантазии на основе фактов. Другое дело просто выдумки, которые действительно могут быть оскорбительны для человека.

У Николая Александровича был роман до помолвки. Роман был разорван и это факт зафиксированной в дневниках лично самой возлюбленной. Н.А. честный человек и роман прекратил. В фильме якобы показан человек поступающий нечестно.

Имеют право, конечно, выдумывать. Ну а другие имеют право возмущаться этим.

Это как с Вырубовой. Сначала люди анекдоты сочиняли, а потом некоторые *** написали фейковые дневники с мерзкими пошлостями из анекдотов. Только вот временное правительство провело следствие и ничего не подтвердилось, не получилось ни обвинить, ни судить. Большевики перед тем как расстрелять на обоях эти анекдоты рисовали.

Итог -- ну, подыграли экстремистам, все будут беситься, прыгать-лаять (обе стороны), ещё больше ненавидеть друг друга.

По поводу сказанного Алексеем Бадрызловым.

Церковь не может считать и не считает Н.А. безгрешным, так как безгрешных нет, в том числе святые не значит безгрешные. В то числе и Н.А. и его семья прославляются за то как приняли смерть (это подчеркнуто дополнительно термином -- страстотерпцы), а не то, как жил Н.А.

Из официального доклада комиссии:

Будучи помазанным на Царство, наделенный всей полнотой власти, Император Николай II был ответственен за все события, происходившие в его государстве, как перед своим народом, так и перед Богом. Поэтому определенная доля личной ответственности за исторические ошибки, подобные событиям 9 января 1905 года, - а этой теме был посвящен специальный доклад, принятый Комиссией, - ложится на самого Императора, хотя и не может измеряться степенью его участия, а точнее неучастия в этих событиях.

Другим примером действий Императора, имевших пагубные последствия для судьбы России и самой Царской Семьи, были его отношения с Распутиным - и это было показано в исследовании "Царская Семья и Г. Е. Распутин". Действительно, как могло случиться, что такая фигура как Распутин могла оказывать влияние на Царскую Семью и российскую государственно-политическую жизнь его времени? Разгадка распутинского феномена - в болезни Царевича Алексия. Хотя и известно, что Государь неоднократно пытался избавиться от Распутина, но всякий раз он отступал под давлением Императрицы из-за необходимости обращаться за помощью к Распутину для излечения Наследника. Можно сказать, что Император оказался не в состоянии противостоять Александре Федоровне, истерзанной горем из-за болезни сына и находившейся в связи с этим под влиянием Распутина.

Подводя итог изучению государственной и церковной деятельности последнего Российского Императора, Комиссия не нашла а ней достаточных оснований для его канонизации.

Однако в Православной Церкви известны случаи причисления к лику святых даже тех христиан, которые вели греховную жизнь после крещения. Их канонизация совершалась именно потому, что свои грехи они искупили не только покаянием, но и особым подвигом - мученичеством или аскезой.

========================

«В один из вечеров, когда Наследник засиделся у меня почти что до утра, он мне сказал, что уезжает за границу для свидания с принцессой Алисой Гессенской, с которой его хотят сватать. Впоследствии мы не раз говорили о неизбежности его брака и о неизбежности нашей разлуки», - пишет она в своих воспоминаниях. И когда 7 апреля 1894 года было объявлено об официальной помолвке цесаревича Николая с 22-летней Алисой Гессен-Дармштадтской, Матильда призналась: «Горю моему не было границ».

Надо сказать, что после помолвки Николай сразу поведал невесте о своих отношениях с Кшесинской и та простила его в назидательном письме: « Что прошло, то прошло и никогда не вернется. Все мы в этом мире окружены соблазнами, а когда мы молоды, то не всегда можем бороться, чтобы устоять перед искушением … Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю. Твое доверие так глубоко трогает меня… Смогу ли я быть его достойной?..»

Воспоминания Кшесинской можно прочесть здесь, там всё про встречи и про её романы после Н.А.:

Слова А.Ф. были записаны ей в дневнике Н.А. 8 июля 1894 года на английском, перевод по сноске в конце текста:

Никаких метаний после помолвки и обмороков во время коронации не было. Просто почитайте эти дневники и сравните с фильмом. Учитель подразумевает, что все это ложь и Н.А. чудовищный лицемер.

Да, понимаю, обычное для молодых -- гулял с одной и тут же её забыл чтобы переполниться любовью к другой. Это видно в дневниках.

Откуда Учитель придумал, что Н.А. метался (а это так про трейлеру, в обморок падал и т.д.) и, следовательно, и мерзко лицемерно врал в дневнике -- не знаю.

И, да, я не против фильма, мало ли сколько разных фильмов бывает. Я только был бы рад, если бы фильм финансировался не за гос.счет и на нем не отмывались деньги, как сейчас подозревается.

Грандиозный скандал, который захватил уже всю территорию России, продолжает набирать обороты. Многие россияне уверены, что ни одна отечестенная кинокартина не привлекла к себе такое огромное внимание как кинематографическая лента Алексея Учителя «Матильда».

Напомним, что недавно несколько человек, в том числе лидер организации «Христианское государство — Святая Русь» Александр Калинин, доставлены в полицию в рамках уголовного дела о поджоге транспортных средств возле офиса адвоката режиссера фильма «Матильда» Алексея Учителя Константина Добрынина.

Фильм Матильда 2017 режиссера Алексея Учителя: Смотреть ВИДЕО

Фильм Матильда 2017 режиссера Алексея Учителя: Скандальная «Матильда»

Фильм «Матильда» режиссера Алексея Учителя - безусловно, самая скандальная кинопремьера 2017 года. О чем же фильм и почему его требуют запретить? Почему Поклонская считает, что просмотр «Матильды» — грех?

Сюжет новой российской кинокартины повествует об отношениях последнего российского императора Николая II с российской артисткой балета польского происхождения, прима-балериной Мариинского театра Матильдой Кшесинской. Любовная линия Николая II с Матильдой Кшесинской, как повествуют источники, имела место быть еще до восхождения Николая Романова на престол как императора и до его женитьбы на Александре Федоровне.

Так в чем все-таки «скандал»? Сочетание нескольких факторов, слитых воедино, и это - оскорбление чувств верующих, помноженное на исторические неточности, плюс личный протест Натальи Поклонской.

*Во-первых, против показа фильма взбунтовалась РПЦ, назвав историю вымыслом.

*Во-вторых, Николай II в 2000 году были причислен Русской православной церковью к лику святых, что как бы намекает: о каких внебрачных интрижках со святым вы говорите?

*В-третьих, основную волну негодования всколыхнула никто иная, как Наталья Поклонская - прокурор республики Крым, член партии «Единая Россия» и депутат Госдумы РФ. Поклонскую возмущает в фильме все - сюжет, актерский состав, и уж конечно, намек о, как она выразилась, «блудстве».

Фильм Матильда 2017 режиссера Алексея Учителя: Объединенная киносеть миллиардера Александра Мамута решила не демонстрировать фильм Алексея Учителя

Объединенная сеть кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» отказалась от показа «Матильды» режиссера Алексея Учителя из-за угроз безопасности.

В связи с неправомерными действиями со стороны противников кинофильма, произошедшими в последние дни в разных городах Российской Федерации, и участившимися угрозами в адрес кинотеатров руководство объединенной сети приняло решение отказаться от показа кинокартины, говорится в сообщении: «Решение связано исключительно с желанием оградить посетителей киносети от рисков, которые влекут за собой публичные показы фильма». Объединенная сеть «Синема парк» и «Формула кино» — крупнейшая киносеть в России, она принадлежит Александру Мамуту F 40.

Правда, сеть кинотеатров «Московское кино» заявила, что не намерена отказываться от проката, а сеть «Пять звезд» примет решение позднее.



Поделиться: