Отрывок, характеризующий Решетников, Михаил Михайлович.

Решетников Михаил Михайлович, Санкт-Петербург

Доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ.

Учредитель и ректор Восточно-Европейского института психоанализа (ВЕИП) с 1991 года.

Президент Российского отделения Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии (Вена, Австрия). Председатель Общероссийского совета по психотерапии и консультированию (Москва). Член Президиума Российского психологического общества. Вице-президент, член Президиума Координационного совета Санкт-Петербургского психологического общества. Член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги. Член Российского психотерапевтического общества (Санкт-Петербург).

Член Всемирного Совета по Психотерапии (Австрия). Член Международной ассоциации «Мост между Восточной и Западной Психиатрией» (Рим, Италия). Член Американской Национальной Ассоциации по Аккредитации в Психоанализе (Нью-Йорк, США). Член Комитета по проблемам психического здоровья Европейской Федерации Психологических Обществ (Брюссель, Бельгия).

Член федерального УМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 37.00.00 Психологические науки. Член УМО по психологии по классическому университетскому образованию. Член ученых (докторских) советов по философии и психологии СПбГУ. Член ученого (докторского) совета Института экстренной и радиационной медицины МЧС РФ. Член Экспертного совета при министре МЧС РФ.

Член редакционных коллегий ряда российских и зарубежных профессиональных изданий.

Профессиональный путь

В 1973-1982 гг. служил в Военно-Воздушных силах СССР, с 1982 г. - в Военно-медицинской академии: младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, заместитель начальника и начальник научно-исследовательского отдела. В 1986 г. в качестве врача принимал участие в Афганской войне. Член общества Ветеранов Афганистана. С 2000 г. - в отставке, воинское звание - полковник медицинской службы.

С 1991 по 1996 г. - научный консультант при Администрации Президента РФ. В 1992-1994 гг. - начальник аналитического отдела Комитета по печати мэрии Санкт-Петербурга. 1994-1996 гг. - научный консультант и заместитель главного редактора издания Администрации Президента РФ «Российские вести»; 1996-2006 – член Экспертного совета при Председателе Совета Федерации РФ.

Организатор и главный редактор издательства «ВЕИП» (1993). Научный редактор ряда впервые изданных на русском языке книг З. Фрейда, А. Фрейд, К. Хорни и др.

Научные интересы: занимается исследованием проблем психопатологии, психотерапии, психологии массового поведения, экологических и социальных кризисов; вопросами истории, теории и методологии классического и современного психоанализа.

Один из научных руководителей и разработчиков компьютерных технологий психолого-психиатрической экспертизы для Вооруженных Сил СССР и России (1982-1993 гг.). В 1988-1993 гг. - научный руководитель ряда исследовательских программ Министерства обороны СССР и России, посвященных особенностям состояния и поведения людей в условиях локальных войн, техногенных кризисов и экологических катастроф.

Автор более 200 работ в области психопатологии, психотерапии и психологии массового поведения в условиях вооруженных конфликтов, техногенных катастроф, экологических и социальных кризисов, в том числе – автор 10-ти монографий, соавтор 2-х коллективных монографий и научный редактор 3-х сборников научных работ, а также главный редактор и издатель 26-томного издания собрания сочинений З.Фрейда.

Основные работы:

  • Аутогенная тренировка (1986, 2-е изд.2011);
  • Современная российская ментальность (1995; 2-е изд.1996);
  • Психотерапевтическая энциклопедия (в соавт., 2000);
  • Психодинамика и психотерапия депрессий (2003);
  • Общественное признание в современной России (в соавт., 2004);
  • Психология и психопатология терроризма (сб. работ под ред. М. Решетникова, 2004);
  • Психоанализ депрессий (сб. работ под ред. М. Решетникова, 2005, 2-е изд. 2008);
  • Психическая травма (2007);
  • Психическое расстройство (2008);
  • Психология коррупции (2008);
  • Типичные ошибки и трудности начала терапии (2009);
  • Психоанализ: новейшая энциклопедия (в соавт., 2009);
  • Психология войны - от локальной до ядерной: прогнозирование состояния и поведения людей (2011);
  • Психологические аспекты развития и стагнации демократических реформ (2014);
  • Классический психоанализ: лекции (под ред. М. Решетникова, 2014).

Статьи и интервью в «Психологической газете»

  • Михаил Решетников о механизмах развития и преодоления ПТСР
  • О социально-психологической природе деструктивного поведения
  • М.М. Решетников о причинах трагедии в Керчи - об утрате чувства справедливости
  • Психология терроризма. Видеозапись выступления в Доме учёных РАН
  • М.М. Решетников о конструктивности и деструктивности страха
  • Власть и ее право на легитимное насилие. М.М. Решетников
  • Идеи имеют самостоятельную жизнь: к 120-летию со дня рождения Л.С.Выготского
  • Как справиться с психической травмой? М.М.Решетников. Передача II
  • ВЕИП. Информационное сообщение ректора относительно лишения аккредитации
  • Поздравление с Днем Победы от профессора М.М. Решетникова
  • Что толкает молодежь в ДАИШ? /организация запрещена в России/
  • О забытой научной честности и пренебрежении правилами цитирования
  • Дискуссия психологов «Что случилось? Что дальше? Что делать? Психологические аспекты»
  • Россия и Украина. Психологический анализ феномена антируссизма
  • Агрессивность и интолерантность в психологии, психотерапии и социуме
  • Аудиозапись доклада М.М. Решетникова «Неопределенный образ будущего: мироощущение и переживания современных граждан, общественные иллюзии и реальность»
  • «Требуются уже не политические, а психологические и психиатрические подходы к переговорному процессу с Украиной»
  • Клинический метод в изучении и разрешении межнациональных конфликтов (социально-историческая психиатрия)
  • Феномен агрессивности в психологии, психиатрии и в социуме
  • Неочевидный образ будущего. Психотерапия в условиях мирового экономического кризиса

Участие в конкурсе «Золотая Психея»

  • «Теория нематериальной природы психики» , обоснование представлений о мозге как биологическом интерфейсе (в номинации «Проект года в психологической науке», 2017 г.), номинант
  • , комплекс научно-исследовательских и образовательных проектов (в номинации «Проект года в психологической науке», 2017 г.), номинант
  • «Эра психоанализа: ВЕИП вчера, сегодня, завтра» , юбилейные мероприятия, посвященные 25-летию Восточно-Европейского института психоанализа (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2016 г.), лауреат
  • «Введение в классический психоанализ: лекции» , книга (в номинации «Книга года по психологии», 2015 г.), победитель
  • «Петербургская неделя психологии» , 21–27 апреля 2014 года, Санкт-Петербург (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2014 г.), лауреат

Михаил Михайлович Решетников — российский врач и психолог. Доктор психологических наук (1991), кандидат медицинских наук (1983), профессор (1993), Заслуженный деятель науки РФ (2010). Окончил Военно-медицинскую академию (1973), служил в войсках, участник Афганской войны.

С 1979 — на научной и преподавательской работе. В 1982-1993 — один из научных руководителей ряда исследовательских программ Министерства обороны СССР и России, посвященных поведению и деятельности людей в условиях вооруженных конфликтов, техногенных кризисов и экологических катастроф. За личные заслуги в изучении боевой психопатологии награжден Орденом Красной звезды (1989), а в 2011 — Орденом Вернадского.

С 1991 года по настоящее время — организатор и ректор (Санкт-Петербург), с 2008 — президент Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (Вена, Австрия) и ЕКПП-Россия, с 2011 — председатель Общероссийского Совета по Психотерапии и Консультированию (Москва).

Член экспертных советов при Совете Федерации РФ и МЧС РФ, член Ученого совета Философского факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета и Ученого совета Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины, член УМО по психологии (при Московском государственном университете), член Президиума Российского Психологического Общества, член редакционных коллегий ряда российских и зарубежных профессиональных изданий в области психологии, психотерапии и психиатрии.

Автор более 200 работ в области психопатологии, психотерапии и психологии массового поведения в условиях вооруженных конфликтов, техногенных катастроф, экологических и социальных кризисов, в том числе 9-ми монографий, в частности: Аутогенная тренировка (1986), Современная российская ментальность (1995; 2-е изд.1996); Психодинамика и психотерапия депрессий (2003); Общественное признание в современной России (2004); Психическая травма (2007); Психическое расстройство (2008); Психология коррупции (2008); Типичные ошибки и трудности начала терапии (2009); Психология войны — от локальной до ядерной: прогнозирование состояния и поведения людей (2011). Составитель и редактор сборников работ и материалов международных конференций: Психология и психопатология терроризма — гуманитарные стратегии антитеррора (2004); Психоанализ депрессий (2008).

Книги (9)

Психическая травма: монография

Монография посвящена современной проблематике психической травмы и посттравматическому стрессовому расстройству.

Впервые в отечественной литературе на основе широкого психолого-психиатрического подхода подробно анализируются история, теория, патогенез, клиника, диагностика, течение и терапия психической травмы, а также критически переосмысливается отказ от теории травмы и замена ее теорией влечений в психодинамической психотерапии. Автором излагаются классические подходы к проблеме, освещается содержание и противоречия дискуссии о психической травме, вызвавшей особое внимание психиатрической науки в начале XX века, анализируются современные теории, классификации и диагностические критерии и обобщается собственный исследовательский и практический опыт, полученный в процессе Афганской войны, участия в спасательных операциях и реабилитационных мероприятий после Чернобыльской аварии (1986), Армянского землетрясения (1988), Уфимской железнодорожной катастрофы (1989) и Бесланской трагедии (2004). Заключительный раздел монографии посвящен этническим и массовым психическим травмам.Книга состоит из 25 глав, 5 таблиц, резюме и указателя на русском и английском языках.

Издание предназначено для психиатров, психологов, психотерапевтов, врачей общей практики, педагогов и социальных работников.

Психическое расстройство

Книга посвящена историко-методологическому анализу представлений о психике и психическом расстройстве, и включает критическое переосмысление идей выдающихся философов и врачей о различных формах психопатологии и методах их терапии от античности до современности.

В книге впервые формулируется гипотеза о мозге как биологическом интерфейсе между идеальным и реальным, и ставится вопрос о применимости естественно-научных подходов к гуманитарному знанию. Издание носит глубоко-полемический и познавательный характер, иллюстрировано репродукциями картин и портретами выдающихся ученых.

Психоанализ

Авторы: Решетников Михаил Михайлович, Авакумов Сергей Владимирович, Баранов Юрий Александрович, Бердникова Юлия Леонидовна, Замалиева Снежана Александровна, Змановская Елена Валерьевна, Куликов Андрей Иванович, Лукина Ирина Сергеевна, Рождественский Дмитрий Сергеевич, Савченкова Нина Михайловна, Федоров Ян Олегович, Шукуров Дмитрий Леонидович

Структура книги позволяет читателю рассмотреть учение Фрейда и его последователей как влиятельное направление психологии и значимый факт науки и культуры. Авторы работы — учредители и преподаватели первого в России института психоанализа с богатым опытом психоаналитической терапии.

Учебник рассчитан на освоение вступительного курса всеми, кто изучает социальные и гуманитарные науки, а кроме того, немало способствует демифологизации общественного сознания в отношении психоанализа.

Психоанализ депрессий

Перед читателем первое издание, где несколько представителей различных направлений в психоанализе (фрейдисты, юнгианцы, кляйнианцы, лаканисты, эго-психологи, райхианцы и независимые) преодолели " межконфессиональные" барьеры и представили свои теоретические подходы и клинический опыт, ранее, как правило, не известные за границами сообществ той или иной ориентации.

В некотором смысле это первая попытка сравнительного исследования не только конкретной нозологической единицы, но и вклада различных направлений психоанализа в объяснение и понимание психодинамики депрессий.

Психология и психопатология терроризма

Гуманитарные стратегии антитеррора. Сборник статей под ред. проф. М. М. Решетникова.

В сборнике статей представлены подготовленные для печати основные доклады участников Форума «Психология и психология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора» (Санкт-Петербург, Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 23-25 мая 2004), в ходе которого была предпринята попытка междисциплинарного осмысления одной из наиболее актуальных проблем современного мира.

Как свидетельствуют публикуемые материалы, основное внимание участников привлекли такие темы, как гуманитарные стратегии разрешения конфликтов, базовое доверие, биотерроризм, социальные аспекты терроризма, модификация общества, организация и тактика деятельности психолого-психиатрических бригад, отставленные реакции и отдаленные последствия, посттравматические стрессовые расстройства, проблема идентичности и «других», клиническая и социальная реабилитация, ситуации утраты, современная мифология, социальная терапия, стратегии переговорного процесса и примирения, цели и «мишени» террактов, чрезвычайные ситуации, чувство вины, эстетика насилия, этнические конфликты.

Психология коррупции. Утопия и антиутопия

В работе анализируются наиболее общие психологические и социально-психологические истоки и механизмы коррупции. Проводится краткий исторический обзор мер и методов борьбы с коррупцией в российском государстве с XVI по XX вв. Описываются экономические и социальные факторы, способствующие коррупции, а также обобщается современный опыт борьбы с этим явлением в демократических странах.

Михаил Михайлович Решетников - российский врач, психолог и психоаналитик, доктор психологических наук (1991), кандидат медицинских наук (1983), профессор (1993), Заслуженный деятель науки РФ (2010), с 1991 года ректор Восточно-Европейского института психоанализа (Санкт-Петербург), Почетный профессор Венского Университета им. Зигмунда Фрейда.

Научные интересы: занимается исследованием проблем психопатологии, психотерапии, психологии массового поведения, экологических и социальных кризисов; вопросами истории, теории и методологии классического и современного психоанализа.

Член Совета ректоров Санкт-Петербурга и Союза ректоров России (Москва). Член Экспертного совета при министре МЧС РФ, член Экспертного совета по национальной безопасности и международным отношениям ГД РФ, член учёных (докторских) советов по философии и психологии Санкт-Петербургского государственного университета и учёного совета Института экстренной и радиационной медицины МЧС РФ. Член Учебно-методического совета по Психологии при Московском государственном университете.

Деятельность

Член президиума Российского Психологического Общества (РПО, Москва) и вице-президент Петербургского отделения РПО; президент Российского отделения Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (Вена, Австрия). Практикующий обучающий аналитик и супервизор ЕКПП. С 2011 г. Председатель Общероссийского Совета по Психотерапии и Консультированию (Москва). Член Всемирного совета по психотерапии и консультированию (Вена, Австрия). Член международной организации «Мост между Восточной и Западной психиатрией» (Рим, Италия) и др.

На протяжении ряда лет входит в первую десятку ведущих психотерапевтов страны (по версии «Психологической газеты»), занимает 8-е место в рейтинге из 100 ведущих российских психологов (по версии ОППЛ Москва). Трёхкратный победитель и семикратный лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея».

В 2012 от имени Российского психологического общества награждён Почётной грамотой «За лучшее произведение в психологической науке» (за монографию «Психология войны»).

Член редакционных коллегий журналов: «Методология и история психологии» (Москва), «Психотерапия» (Москва), «Российский психотерапевтический журнал» (Санкт-Петербург), «Вестник психоанализа» (Санкт-Петербург), «Мост» (Рим, Италия) и др. Организатор и главный редактор издательства «ВЕИП» (1993). Научный редактор ряда впервые изданных на русском языке книг З. Фрейда, А. Фрейд, К. Хорни и др. Главный редактор 26-томного издания полного собрания сочинений З. Фрейда.

Биография

Окончил Военно-медицинскую академию (1973), участник Афганской войны в качестве врача (1986).

С 1979 - на научной и преподавательской работе. Один из научных руководителей и разработчиков компьютерных технологий психолого-психиатрической экспертизы для Вооруженных Сил СССР и России (1982-1993). В 1982-1993 - один из научных руководителей ряда исследовательских программ Министерства обороны СССР и России, посвященных поведению и деятельности людей в условиях вооружённых конфликтов, техногенных кризисов и экологических катастроф. Непосредственно участвовал в исследованиях и ликвидации последствий Чернобыльской аварии (1986), Спитакского землетрясения (1988), Уфимской железнодорожной катастрофы (1989) и др. С 2000 г. - в отставке, воинское звание - полковник медицинской службы.

В 1991 года организовал Восточно-Европейский институт психоанализа и является его ректором по настоящее время.

С 1992 - по 1996 руководитель аналитических служб и советник в Администрации Президента РФ, зам. Главного редактора издания Администрации Президента РФ «Российские вести», 1996-2006 - член экспертного совета Государственной Думы и Совета Федерации РФ.

За личные заслуги в изучении боевой психопатологии награждён орденом Красной звезды (1989), а в 2011 - орденом «Звезда Вернадского».

Библиография

Автор более 200 работ в области психопатологии, психотерапии и психологии массового поведения в условиях вооруженных конфликтов, техногенных катастроф, экологических и социальных кризисов, в том числе 10-и монографий, в частности:

  • «Аутогенная тренировка» (1986, 2-е изд.2011),
  • «Современная российская ментальность» (1995; 2-е изд.1996);
  • «Психодинамика и психотерапия депрессий» (2003);
  • «Психическая травма» (2007);
  • «Психическое расстройство» (2008);
  • «Психология коррупции» (2008);
  • «Типичные ошибки и трудности начала терапии» (2009);
  • «Психология войны - от локальной до ядерной: прогнозирование состояния и поведения людей» (2011);
  • «Частные визиты» (2013);
  • «Классический психоанализ: лекции» (2014).
  • Соавтор коллективных монографий, составитель и редактор сборников работ и материалов международных конференций: «Психотерапевтическая энциклопедия» (2000), «Общественное признание в современной России» (2004); «Психология и психопатология терроризма - гуманитарные стратегии антитеррора» (2004); «Психоанализ депрессий» (2008), «Психоанализ: новейшая энциклопедия» (2009).

Михаил Михайлович Решетников - российский врач, психолог и психоаналитик, доктор психологических наук (1991), кандидат медицинских наук (1983), профессор (1993), Заслуженный деятель науки РФ (2010), с 1991 года ректор (Санкт-Петербург) .

Научные интересы: занимается исследованием проблем психопатологии, психотерапии, психологии массового поведения, экологических и социальных кризисов; вопросами истории, теории и методологии классического и современного психоанализа.

Член Совета ректоров Санкт-Петербурга и Союза ректоров России (Москва). Член Экспертного совета при министре МЧС РФ , член учёных (докторских) советов по философии и психологии Санкт-Петербургского государственного университета и учёного совета Института экстренной и радиационной медицины МЧС РФ. Член Учебно-методического совета по Психологии при Московском государственном университете .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Психологическая поддержка׃ если близкие тяжело заболели? Консультация психолога и психоаналитика

Субтитры

Деятельность

В 2012 от имени Российского психологического общества награждён Почётной грамотой «За лучшее произведение в психологической науке» (за монографию «Психология войны»).

Член редакционных коллегий журналов: «Методология и история психологии» (Москва), «Психотерапия» (Москва), «Российский психотерапевтический журнал» (Санкт-Петербург), «Вестник психоанализа» (Санкт-Петербург), «Мост» (Рим, Италия) и др. Организатор и главный редактор издательства «ВЕИП» (1993). Научный редактор ряда впервые изданных на русском языке книг З. Фрейда, А. Фрейд, К. Хорни и др. Главный редактор 26-томного издания полного собрания сочинений З. Фрейда .

Биография

С 1979 - на научной и преподавательской работе. Один из научных руководителей и разработчиков компьютерных технологий психолого-психиатрической экспертизы для Вооруженных Сил СССР и России (1982-1993). В 1982-1993 - один из научных руководителей ряда исследовательских программ Министерства обороны СССР и России, посвященных поведению и деятельности людей в условиях вооружённых конфликтов, техногенных кризисов и экологических катастроф. Непосредственно участвовал в исследованиях и ликвидации последствий Чернобыльской аварии (1986), Спитакского землетрясения (1988), Уфимской железнодорожной катастрофы (1989) и др. С 2000 г. - в отставке, воинское звание - полковник медицинской службы .

В 1991 года организовал и является его

  • «Аутогенная тренировка» (1986, 2-е изд.2011),
  • «Современная российская ментальность» (1995; 2-е изд.1996);
  • «Психодинамика и психотерапия депрессий» (2003);
  • «Психическая травма» (2007);
  • «Психическое расстройство» (2008);
  • «Психология коррупции» (2008);
  • «Типичные ошибки и трудности начала терапии» (2009);
  • «Психология войны - от локальной до ядерной: прогнозирование состояния и поведения людей» (2011);
  • «Частные визиты» (2013).
  • «Классический психоанализ: лекции» (2014)
  • Соавтор коллективных монографий, составитель и редактор сборников работ и материалов международных конференций: «Психотерапевтическая энциклопедия» (2000), «Общественное признание в современной России» (2004); «Психология и психопатология терроризма - гуманитарные стратегии антитеррора» (2004); «Психоанализ депрессий» (2008), «Психоанализ: новейшая энциклопедия» (2009).

Вопрос № 21

Если психоанализ - техника работы, что является предметом работы и возможна ли объективная оценка результатов психоанализа?

Вопрос № 20

Если психоанализ - научная теория, каковы его наиболее существенные отличия от других психологических теорий? Что именно позволяет считать психоанализ научной теорией?

Вопрос № 19

Психоанализ - в большей степени научная теория или техника практической работы? Или эти понятия уже неприменимы, поскольку существующий сейчас психоанализ превратился в нечто третье, например, в идеологию социального движения профессионалов?

Владимир Солондаев (Ярославль)

Уважаемый Владимир!

№ 21

Психоанализ - это не техника. Это методология и метод. Методов психотерапии, вообще - всего шесть: 1) древнейший метод - внушение (но без методологии); 2) рациональная терапия (исходящая из идеи рациональности, и во многом аналогичная обычной беседе с апелляцией к разуму, с техниками убеждения и/или разубеждения); 3) поведенческая терапия, основанная на идеях И.П. Павлова, рефлекторной теории, техниках поощрения и наказания; 4) психоанализ, основанный на теории психической травмы и теории влечений, феноменах бессознательного, переноса, психологических защит и сопротивления и т.д.; 5) разработанная на базе психоанализа гештальт-терапия; 6) появившаяся как попытка синтеза психоанализа и бихевиоризма гуманистическая терапия. Все остальное - варианты применения этих методов (в форме семейной, групповой, детской, стрессовой и тому подобных терапий), а также - техники. Лет 20 назад техник терапии было около 30 тысяч. Сейчас их около 80 тысяч.

Объективной оценкой результатов является улучшение состояния и социальной адаптации пациентов, восстановление их способности испытывать чувство радости от жизни и желания трудится. В целом, объективизация оценки эффективности любых методов психотерапии так, как это делается в доказательной медицине - невозможно. И, по моим представлениям, психотерапия - это вообще - не медицина.

№ 20

Есть несколько стандартных требований к тому, что может именоваться научной теорией. Любая теория - это концентрированное выражение научного знания, которая описывает и дает целостное представление о закономерностях и наиболее существенных связей относительно той или иной объективной реальности. Кроме того, теория должна отвечать принципам верификации (а в последние годы - к этому добавляется и принцип опровергаемости). С этой точки зрения, реальных теорий - единицы. Например, даже классическая механика И. Ньютона, имеет массу ограничений применения. Теория эволюции Дарвина - вообще не выдерживает никакой критики. Электромагнитная теория Максвелла - также, так как никто толком не знает, что такое магнетизм и что такое электрический ток. Теория относительно Эйнштейна - также оказывается неприменимой для объяснения ряда космических феноменов.

Другим вариантом определения понятия «теория» является - учение, то есть, система идей или принципов и обобщающих положений. Как правило, в основе таких теорий лежат гипотезы, возводимые в ранг теорий, если эти гипотезы многократно подтверждаются практикой. Именно такой научной теорией является психоанализ. Его отличие от других психологических теорий состоит в следующем: он базируется на конкретной теории личности, одинаково применений и к норме и к патологи; имеет разработанную методологию исследования, свой метод и свои терапевтические техники, собственную стратегию и тактику работы с различными психическими расстройствами, реализуемые в рамках строгой терапевтической этики и относительно стандартизированного терапевтического взаимодействия с пациентом.

Проверить психоаналитическую теорию, не занимаясь этим методом, впрочем, как и любую другую, невозможно. Отчасти, именно поэтому, то есть - для того, чтобы каждый будущий терапевт убедился, что бессознательное существует, а теория Фрейда - действительно работает, в систему подготовки будущего специалиста входит персональный психоаналитический тренинг, когда будущий терапевт на какой-то время оказывается в роли пациента.

№ 19

Никакой идеологии в психоанализе нет, а объединения психоаналитиков - это обычная форма профессиональных союзов, как и у любых других специалистов. На первую часть вопроса ответ уже был дан под №№ 20-21.

Глубокоуважаемый Михаил Михайлович!

Вопрос № 18

Каким Вы видите будущее психоанализа и других направлений психологии? Возможно ли, по Вашему мнению, построение единой психологической теории?

Вопрос № 17

Что, по Вашему мнению, является объективным критерием успешности проведения психоаналитической терапии?

Будников Михаил (Санкт-Петербург)

Уважаемый Михаил!

№ 18

Это очень сложный вопрос. За последнее столетие психоанализ прошел очень серьезный путь развития, и существенно модифицируется в настоящее время. Думаю, было бы вполне объективно констатировать, что он стал более гуманистически-ориентированным, более тонким и менее консервативным. Он постепенно уходит от характерной для первой половины ХХ века кастовости и полу-монастырской системы подготовки специалистов. Терапия становится (в большинстве случаев) менее протяженной и более эффективной. Активно развиваются методы работы с психотическими пациентами, при которых ранее психоанализ считался недостаточно эффективным. Это если коротко.

О настоящем и будущем психологии - проявлю нескромность и попрошу Вас посмотреть мое обращением к психологам силовых структур на моем сайте (www.Reshetnikov.org). Что касается единой психологической теории, то - уверен, что таковая просто невозможна.

№ 17

Ответ на ваш вопрос уже дан в последнем абзаце ответа на вопрос № 20.

Вопрос № 16

Уважаемый Михаил Михайлович!

Существуют ли особые формы психологической помощи для пациентов с коморбидными заболеваниями? Например, для пациентов с экзогенно-органическими заболеваниями и невротической депрессией.
Спасибо.

Королев Андрей Александрович, сотрудник
кафедры психиатрии и медицинской психологии
Алтайского медицинского университета

№ 16

Уважаемый Андрей Александрович,
каких-либо особых форм психологической помощи для пациентов с конкретными заболеваниями нет, также как и нет каких-либо стандартных приемов психоаналитической работы. С каждым пациентом эти приемы и техники качественно модифицируются, в зависимости от его характера, специфики влечений, уровня развития, фиксации на своем состоянии, ориентации на сотрудничество с терапевтом (или при отсутствии таковой), его переноса и преобладающих форм защит, сопротивления и т.д.

Уважаемый Михаил Михайлович, у меня к Вам два вопроса:

Вопрос № 15

В работе «Психическая травма» изложена, помимо прочего, история понятия и феномена ПТ. Насколько Вам представляется понятие «психическая травма» методологически обоснованным, отражающим психологические / психические механизмы явления? Соответствует ли данное понятие современным классификациям болезней и современному уровню научного знания в психиатрии и клинической психологии?

Вопрос № 14

Какая «методологическая коллизия» психиатрии, на Ваш взгляд, оказала наиболее позитивное влияние на развитие научных взглядов на психику, а какая, - наоборот?

Сагалакова О.А. (Барнаул)

Уважаемая коллега О. Сагалакова!

№ 15

Понятие «психическая травма», безусловно, представляется мне не только методологически обоснованным, но и ключевым для всей психопатологии. Рассматривать его соответствии современной классификации психических расстройств вряд ли уместно, так как эта классификация не является ни этиологический, ни патогенетической, и фактически - реализует идею статистического учета данных о тех или иных формах психических реакций. Никакого прагматического значения (с точки зрения терапии) эта классификация не имеет.

№ 14

По моим представлениям, наиболее позитивное влияние на развитие научных взглядов на психику оказал психоанализ. Не буду долго это обосновывать, но когда Вы бываете на конференциях (психиатров, психологов или психотерапевтов) прислушайтесь - на каком языке они говорят? Большинство, если они не зациклены до предела на таблетках, говорит о переносе, сопротивлении, психологических защитах, эдипальных проблемах, фиксациях и т.д. и т.п. - а все это заимствовано из психоанализа.

Наиболее негативное влияние на развитие научных взглядов на психику оказало увлечение психиатров биохимическими и психофармакологическими концепциями и препаратами. По этому поводу мной написано уже много (и снова нескромно отошлю к своему сайту www.Reshetnikov.org и книге «Психическое расстройство»). А если в двух словах, то мои критические подходы можно выразить одной фразой: «Как радио не разбирай, музыки в нем не найдешь».

Вопрос № 13

Уважаемый Михаил Михайлович!

Является ли «символическое значение» «коверсионных» симптомов объективным фактом, подтвержденным научно / экспериментально или это результат особой психоаналитической процедуры?

Труевцев Д.В. (Барнаул)

№ 13

Уважаемый коллега Труевцев,
символическое значение удается выявить далеко не всегда. Но то, что оно не выявляется, еще не значит, что оно отсутствовало исходно. Вполне возможно, что символическая система пациента была особенно специфичной или даже уникальной (в период получения травмы), а затем эта символическая система могла быть вытесненной и т.д.

Вопрос № 12

Здравствуйте, уважаемый Михаил Михайлович.

Вы знакомы с разными системами подготовки клинических психологов, в частности, психоаналитиков, Вы сам ректор Восточно-Европейского института психоанализа. У нас в стране теоретическая подготовка психоаналитиков ведется в психоаналитических ВУЗах, кафедрах, т.е. государственных учреждениях или учрежденных государством. А на Западе теоретическая подготовка ведется в общественных профессиональных институтах. Расскажите, пожалуйста, о формах такой подготовки психоаналитиков за рубежом и у нас в России.

С уважением,
приглашенный преподаватель Уральской
Государственной Медицинской Академии,
тренинговый аналитик ЕКПП
Низамов Владислав Агзамович (Екатеринбург)

№ 12

Уважаемый Владислав Агзамович,
действительно, на протяжении длительного периода развития психоанализа подготовка специалистов велась преимущественно на базе обществ, и как мной уже отмечалось в ответе на № 18 - в форме некой полу-монастырской системы послушания. Этот период уходит в прошлое, и сейчас обучение специалистов становится реальным университетским образованием, как и в других областях знаний и практики. Мы в России были одними из пионеров этих реформ, которые сейчас реализуются и в западных странах.

Уважаемый Михаил Михайлович! У меня к Вам несколько вопросов:

Вопрос № 11

Обоснована ли существующая критика психоаналитической терапии как неэффективной?

Вопрос № 10

Каковы наиболее перспективные и активно развивающиеся направления психоанализа в наше время?

Вопрос № 9

Как известно, любая теория является «продуктом своего времени». Возможна ли модификация уже существующих или же создание новых концепций в рамках психоанализа, учитывая именно данный аспект?

Екатерина Суворова, студентка
кафедры клинической психологии
РГПУ им. А.И. Герцена

Уважаемая Екатерина!

№ 11

Нет, не обоснована. Большинство критиков или вообще не знают психоанализа, или имеют представления о нем «времен Очакова и покоренья Крыма».

№ 10

Думаю, что в наше динамичное время наиболее перспективными являются краткосрочные методы психоаналитической терапии. Но это не значит, что они применимы во всех случаях. Они имеют свои ограничения и недостатки.

№ 9

Модификация методов психоанализа происходит на протяжении всей его истории. За прошедшее столетие появилось несколько новых и получили дальнейшее развитие ряд классических психоаналитических концепций. Если эта тема Вам интересна, советую посмотреть книгу выдающегося американского психоаналитика профессора Вамика Волкана «Расширение психоаналитических техник» (издана на русском в 2012).

Уважаемый Михаил Михайлович!

Вопрос № 8

Как Вы видите развитие психологии в России в ближайшие 10-30 лет? В каком направлении может пойти развитие психологической мысли? Какие наиболее перспективные направления психологической науки вы видите в настоящее время?

Вопрос № 7

Ваши книги, посвященные терроризму и психологии войны, меня очень заинтересовали, однако остался вопрос, на который хотелось бы получить ответ. Скажите, пожалуйста, какая роль будет принадлежать психологам, психоаналитикам и прочим специалистам по душевным наукам во время, не дай бог, крупных терактов или войн. Имеет ли смысл пытаться предугадать и прогнозировать поведение толпы во время войны?

С.Н. Романов, аспирант

Уважаемый коллега С. Романов!

№ 8

На Римской психоаналитической конференции в октябре 2012 года я позволил себе констатировать такую (на мой взгляд - все более объективную) закономерность: «Центр психоаналитической мысли все еще находится на Западе, но его развитие постепенно смещается на Восток». Надеюсь, что и российская психология со временем сможет констатировать такую же тенденцию. Основными направлениями развития, безусловно, будут личность и психика (ее сознательные и бессознательные проявления), а также поиск ощущений, агрессивность и утрата смыслов. Наиболее перспективным и наименее разработанным мне представляется проблема, которую мной в свое время была обозначена как «субъекты высоких технологий».

№ 7

Спасибо за внимание к книге «Психология и психопатология терроризма» (2004) - мне приятно, что ее читают, хотя она уже давно стала библиографической редкостью (но есть в свободном доступе на моем сайте). Прогностические данные на период обычной и ядерной войны есть в монографии «Психология войны» (и Вы, судя по всему, ее знаете), а также в разделе «Эпидемиология катастрофических событий» в книге «Психическая травма» (2006).

Что касается потребности в специалистах, то их, конечно, пока чрезвычайно мало, и в случае таких событий, о которых вы пишете, эта малочисленная категория специалистов пока никакой особой роли играть не может.

Уважаемый Михаил Михайлович!

Вопрос № 6

Психоанализ в силу своей продолжительности и высокой стоимости является, в основном, прерогативой только состоятельных людей. Затрудняет ли данный фактор развитие психоанализа в нашей стране?

Вопрос № 5

Существуют мнения, что психоанализ постепенно изживает себя и многие западные специалисты считают его неэффективным по сравнению с другими методами психотерапии. Насколько верно данное утверждение?

Вопрос № 4

Существуют ли минусы от прохождения личной терапии будущего психоаналитика, которые могут отразиться на его работе? Формируется ли у него зависимость от прохождения личного психоанализа?

Е.Ю. Лазарева, аспирантка
кафедры социальной и клинической психологии
Чувашского госуниверситета (Чебоксары)

№ 6

В отличие от медицины, которая предназначена для оказания помощи по жизненным показаниям, к психотерапии обращаются, когда требуется не спасение жизни, а возникает потребность в другом качестве жизни. Мы уже хорошо знаем, как сильно это качество жизни отличается у людей с различными уровнями доходов. Психоаналитическая подготовка - это один из высших уровней квалификации, и естественно - это стоит дорого. Чем больше у нас становится состоятельных людей, тем больше спрос на психоанализ. Если 15 лет назад в психоаналитическом центре нашего Института мы принимали 6-12 пациентов в день, то в последние годы - принимаем не менее 70 пациентов ежедневно. Так что - развитие психоанализа идет параллельно с улучшением экономической ситуации в стране. А я верю в будущее России и, соответственно - в будущее психоанализа. Но сделаю одно примечание - в случаях массовых психических травм, мы оказываем неотложную психологическую помощь бесплатно, а бывшим участникам боевых действий - на льготной основе.

№ 5

Это утверждение неверно. Когда специалисты, идентифицирующие себя с одним методом (а следовательно - более менее квалифицированно разбирающиеся именно в этом методе), начинают давать оценку другим методам (в которых они чаще всего вообще не разбираются), это следует классифицировать либо как патологическую защиту, либо как попытку недобросовестной конкуренции. Мной никогда не дается подобная характеристика других методов психотерапии - я кое-что о них знаю, но не являюсь специалистом, и поэтому не считаю возможным высказывать какие-либо суждения о них.

№ 4

У личной терапии есть несколько задач: 1) убедиться, что теория психоанализа действительно работает; 2) почувствовать себя в роли пациента; 3) проработать собственные психологические проблемы, чтобы не привносить их затем в терапию и не отыгрывать на пациенте; 4) усвоить практические навыки построения психоаналитического сеттинга и техники работы. Каких либо негативных последствий такого опыта мне видеть не приходилось. Но не стоит проходить личную терапию у неопытного аналитика, так как он должен постоянно контролировать процесс, чтобы помогать и купировать, а не провоцировать негативные реакции пациента. Поэтому к дидактическому анализу допускаются далеко не все психоаналитики. Зависимость от психоанализа бывает, но у тех, кто проходит учебный анализ мне встречать ее не приходилось - наоборот, все стараются закончить его, даже несмотря на то, что это бывает очень приятным (приходить о говорить только о себе любимом).

Уважаемый Михаил Михайлович!
У меня к Вам сразу несколько вопросов, которые для меня, что называется, самые горячие.

Вопрос № 3

…и последний вопрос. Как Вы считаете, где сейчас в России можно получить достойное психоаналитическое образование?

Вопрос № 2

Один из, наверное, самых волнующих для меня вопросов, касается восприятия психоаналитического процесса… Скажите, как вообще клиенты воспринимают психоанализ, его методологию, Ваши интерпретации?

Вопрос № 1

Вы, без сомнения, один из ведущих специалистов по психоанализу в России. Cкажите, пожалуйста, каким Вы видите дальнейшее развитие психоанализа как направления психотерапии в России?

С Уважением
Московченко Денис,аспирант кафедры
клинической психологии МГМСУ (Москва)

Уважаемый коллега Денис Московченко!

№ 3

Если я скажу, что в нашем институте, это будет рекламой. А реально - психоаналитических институтов уже несколько, и выбирайте сами. Давая совет, вы принимаете ответственность за то, что будет сделано. Принимайте ее на себя.

№ 2

Начну с того, что я вообще практически не применяю интерпретаций. А как воспринимают - это можно долго объяснять, но лучше ознакомиться хотя бы с несколькими реальными сессиями. Вынужден опять проявить нескромность и адресовать Вас к моей новой книге «Частные визиты», где как раз не описываются, а приводятся реальные записи бесед с пациентами.

№ 1

Я уже ответил на этот вопрос в № 6 и 8.



Поделиться: