Открытый урок игра по истории. Дидактические игры на уроках истории

Урок. Деловая игра.
Тема урока: История России с древнейших времен до XVI в.
Форма проведения: групповая
Цели и задачи:
повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVI века; повышение интереса к изучению предмета;
развитие познавательной активности обучающихся;
воспитание культуры общения; воспитание уважения к истории и традициям нашей Родины, формирование чувства патриотизма, обогащение духовного мира школьников через обращение к героическому прошлому нашей страны.
Место проведения: учебный класс
Оборудование: мультимедийное
Ход урока
Учитель:
Ребята! Сегодня наш урок пройдет в виде известной телепередачи “Своя игра”. Мы постараемся вспомнить некоторые важные даты, события истории России, которые изучали на уроках. Надеюсь, что работа будет интересной и продуктивной!
Я представляю вам своего помощника – ученика 9 класса, который будет производить подсчет баллов каждой команды.
Далее класс делится на три команды, команды придумывают для себя названия, учитель знакомит учащихся с правилами игры:
1. Ведущий – учитель истории, который в ходе урока кратко комментирует ответы учащихся.
2. Право первого хода разыгрывается по жребию. В дальнейшем отвечает команда, капитан которой первым поднимает руку.
3. При правильном ответе на вопрос на счет команды поступает соответствующее цене вопроса количество баллов; при неправильном ответе со счета команды снимается соответствующее цене вопроса количество баллов, право ответить на этот вопрос переходит к соперникам.
4. Если команда выбрала сектор “Кот в мешке”, то она определяет, какая команда будет отвечать на вопрос.
5. Если выпал “Аукцион”, то команды сами назначают стоимость вопроса в зависимости от имеющейся суммы баллов. Право ответить на вопрос получает команда, которая назначила самую большую стоимость вопроса (цифры капитаны по согласованию с командой записывают на листах бумаги и передают ведущему).
6. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
7. Победители получают именные сертификаты “Знаток истории” за подписью учителя истории.
Итак, начинаем игру.
Первый раунд “Русь Древняя”.
Раздел “Восточные славяне”
Вопрос 10: Как называлось народное собрание у восточных славян? Ответ: Вече
Вопрос 20: С каким занятием восточных славян связаны слова: перелог, жито, сошник? Ответ: Земледелие
Вопрос 30: О каком союзе племен идет речь в отрывке из “Повести временных лет”:“....жили в те времена сами по себе и управлялись своими родами...И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей...” Ответ: Поляне
Раздел “Формирование Древнерусского государства. Первые киевские князья”.
Вопрос 10 (Кот в мешке): В каком году образовалось единое Древнерусское государство? Ответ: 882 год
Вопрос 20: О каком князе идет речь в отрывке из летописи: “В лето 6477 сказал (он) матери своей и боярам своим: “Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы”. Ответ: Князь Святослав
Вопрос 30: О каком событии идет речь: “Если повадится волк к овцам, то унесёт всё стадо, если не убьют его, так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит”. И послали к нему послов, говоря: “Почему идешь опять? Ты ведь взял дань”. Ответ: о восстании в 945 году древлян против князя Игоря.
Раздел “Расцвет Древнерусского государства”
Вопрос 10: С именем какого князя связано начало создания на Руси первого письменного законодательства? Ответ: Ярослав Мудрый
Вопрос 20: Когда произошли события, описанные в отрывке из летописи: “Затем послал Владимир по всему городу сказать: “Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом”. Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: “Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре”. Ответ: в 988 году
Вопрос 30 (Вопрос-аукцион): Как в Древней Руси назывался разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду, проценты с которой он отрабатывал на поле у человека, ссудившего его деньгами? Ответ: Закуп
Раздел “Культура Древней Руси”
Вопрос 10: В каком веке была создана “Повесть временных лет?” Ответ: XII век
Вопрос 20: Создание какого произведения древнерусской культуры связано с именем митрополита Илариона? Ответ: “Слово о Законе и Благодати”
Вопрос 30: Какое религиозное сооружение было построено в Киеве ещё при Владимире Святом и считается одним из первых каменных храмов на Руси?Ответ: Десятинная церковь
Второй раунд. Политическая раздробленность на Руси.
Раздел “Главные политические центры Руси”
Вопрос 10 (Кот в мешке): В каком году состоялся съезд князей в Любече, постановивший “каждый да держит отчину свою”? Ответ: 1097 год
Вопрос 20: С именем какого князя связано первое упоминание о Москве? Ответ: Юрий Долгорукий
Вопрос 30: При каком русском князе состоялся окончательный перенос столицы из Киева во Владимир? Ответ: Всеволод Большое гнездо
Раздел “Нашествие с востока”
Вопрос 10: Какой город первым подвергся разорению со стороны монголо-татар в 1237 году? Ответ: Рязань
Вопрос 20: Как называлась ханская грамота, которая давала русским князьям право на правление в своих княжествах? Ответ: ярлык
Вопрос 30: О каком городе говорится в отрывке из исторического документа: “...С тех пор татары называют его город злой, потому что бились около него семь недель, и убили у татар под ним трёх сыновей темниковых. Татары искали их и не могли найти их среди множества трупов...” Ответ: Козельск
Раздел “Борьба с западными завоевателями”
Вопрос 10 (вопрос-аукцион): На каком озере произошло Ледовое побоище? Ответ: На Чудском
Вопрос 20: О каком князе идет речь в отрывке из летописи: “Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и Псков, за всё великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру”? Ответ: Александр Невский
Вопрос 30: В каком году произошла битва, последовавшая за описанными в летописи событиями: “Придоша свеи (шведы) в силе велице и мурмане (норвежцы) и сумь и емь (финны) в кораблях множество много зело... с князем и пискупами (епископами)своими, и сташа в Неве в устье Ижеры, хотяче всприяти Ладогу, просто же реку, и Новгород, и всю область новгородскую”. Ответ: 1240
Раздел “Культура русских земель в XII-XIII веках”
Вопрос 10: Как называется произведение, повествующее о походе новгород-северского князя Игоря Святославича в половецкую степь? Ответ: “Слово о полку Игореве”
Вопрос 20: Эту церковь Андрей Боголюбский построил неподалеку от своих палат после кончины любимого сына. Её называют “Поэмой из камня”.Ответ: Храм Покрова на Нерли
Вопрос 30 (изображение представлено на презентации): В каком городе находится этот памятник архитектуры конца XII века? Ответ: Во Владимире
Третий раунд. Московская Русь.
Раздел “Куликовская битва”
Вопрос 10: Кто, согласно преданию, благословил на Куликовскую битву московского князя? Ответ: Сергий Радонежский
Вопрос 20: В каком году произошло событие, описываемое в отрывке из источника: “Уж не соколы и не кречеты и белозерские ястребы за Дон скоро перелетели и ударили по несметным стадам гусиным и лебединым. То ведь были не соколы и не кречеты, то обрушились русские князья на силу монгольскую. И ударили копья каленые о доспехи татарские, загремели мечи булатные о шлемы хиновские... на речке Непрядве” Ответ: 1380 год
Вопрос 30: Какое прозвание дал народ двоюродному брату Дмитрия Донского, серпуховскому князю Владимиру, в честь победы на Куликовом поле?Ответ: Храбрый
Раздел “Создание единого Русского государства”
Вопрос 10: В каком году произошло событие, вошедшее в историю под названием “Стояние на Угре”? Ответ: 1480
Вопрос 20: Какое название носило время перехода крестьян от одного владельца к другому, согласно Судебнику 1497 года? Ответ: Юрьев день
Вопрос 30: О каком событии идет речь в отрывке из сочинения историка Н.М. Карамзина: “Января 15 рушилось древнее вече, которое до сего дня еще собиралось на двор Ярослава. Все знатнейшие граждане, бояре, жилые люди, купцы целовали крест в архиепископском доме, а дьяки и воинские чиновники Иоанновы взяли присягу с народа, с боярских слуг и жен в пяти концах”. Ответ: О присоединении Новгорода к Москве в 1478 году
Раздел “Иван IV Грозный”
Вопрос 10: Как называлось неофициальное правительство при Иване IV? Ответ: Избранная рада
Вопрос 20: О деятельности какого приказа идет речь?
“а в нем сидит диак, да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские. тайные и явные; и в тот Приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя... А устроен тот Приказ при нынешнем царе, для того чтоб его царская мысль и дела исполнилися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали”. Ответ: Приказ тайных дел
Вопрос 30: Как называлась кампания, закончившаяся подписанием Ям-Запольского мира и Плюсского перемирия? Ответ: Ливонская война
Раздел “Русская культура в XIV-XVI веках”
Вопрос 10: Этот храм был построен в честь взятия русскими войсками Казани. Ответ: Храм Василия Блаженного (Покровский собор, Собор Покрова Пресвятой Богородицы).
Вопрос 20: Как называется сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы, составленный в XVI веке протопопом Сильвестром? Ответ: Домострой
Вопрос 30 (изображение демонстрируется на слайде 79): Назовите имя автора данной иконы. Ответ: Андрей Рублёв
Учитель: Итак, все раунды пройдены. Давайте подсчитаем баллы. Наибольшее количество баллов набрала команда “С названием”, все участники этой команды награждаются именными сертификатами “Знаток истории”.
Ребята! Я благодарю вас за сегодняшний урок и думаю, что победителями в сегодняшней игре можно считать всех вас – вы отлично справились с предложенными заданиями и доказали, что знаете историю нашей страны. Желаю вам дальнейших успехов в изучении истории!

Игры на уроках истории

Игра «Чистая игра»

Можно использовать как для объяснения нового материала, так и для повторительно -обобщающего урока.

Перед объяснением нового материала учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке записывает вопросы (для удобства игры их нужно пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой фрагментом карты и т. д. Они должны быть построены на материале изучаемой темы. Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску», она совсем не чистая, наоборот, вся заполнена разными вопросами. Ответы на них будут содержаться в моем рассказе. Я время от времени буду спрашивать готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете на него правильный ответ, то вопрос стирается. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».

Вариант 2: небольшое соревнование: какой ряд поможет ответить на большее количество вопросов. В этом случае необходимо отмечать какой из рядов ответил на тот или иной вопрос.

Вариант 3 : все ученики письменно отвечают в тетради на вопросы по ходу объяснения учителя. Вопросы оставшиеся без ответов автоматически становятся домашним заданием.

Игра «Из уст в уста»

Эта игра строится на неоднократном прочтении вслух учителем учебного текста.

Игру можно проводить с целым классом. Вызываются четыре человека. Трое из них должны ненадолго выйти из кабинета. Оставшийся вместе со всеми учащимися должен внимательно выслушать рассказ, который потом должен пересказать второму участнику. Второй участник передаёт информацию третьему и так по цепочке. Последний участник пересказывает свою версию. После этого учитель медленно читает первоначальный вариант рассказа, а затем помогает школьникам разобрать то, что оказалось сложным для пересказа, задаёт вопросы по содержанию темы.

Класс в этом случае совсем не пассивные слушатели: они мысленно фиксируют искажение информации и пытаются сами вспомнить, как же было в первоначальном варианте.

Игра "Шапка вопросов»

Каждый ученик на полоске бумаги пишет вопросы по теме

«Вариант "Три шапки»

1.Знание текста;

2.Как относится отвечающий к изложенному в тексте (например, впечатление и т. Д.)

3.Вопросы, на которые сам затрудняется ответить.

Методика: ученики по желанию тянут по одному вопросу. И после небольшой подготовки отвечают на вопросы.

Вариант 2: Вопросы задаются исторической личности.

Игра «Царь горы»

Словарно - терминологическая работа.

Методика: ученики должны выстроится в линию. Если ученику удаётся ответить на вопрос, он становится в конец линии, если - нет, он садится на место. Победитель -«Царь горы».

Игра «Три предложения»

Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа учителя тремя простыми предложениями.

Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передаёт содержание.

«Вариант 2: работа с печатным текстом. Это может быть текст из параграфа учебника. Три простых предложения могут быть записаны в тетради. В этом случае удобней выявить победителя.

Игра «Блеф-клуб»

Может применяться в начале изучения темы, при повторении и обобщении материала.

Каждый вопрос обязательно начинается со слов: «Верите ли вы, что...?». Участники должны дать односложный ответ «да» или «нет». За каждый правильный ответ полагается жетон.

Побеждает ученик, набравший наибольшее количество жетонов.

Игра «Кто –Я».

К доске приглашается ученик. Ему на спину вешается табличка с именем исторического деятеля. Каждый ученик в классе знает чьё имя написано на табличке. Дети стараются точнее рассказать ведущему о том, каков он, не называя его имени. Задача ведущего узнать кто он.

Игра «Исторические пятнашки».

Игра способствует формированию практических навыков по уяснению хронологической последовательности исторических событий, закреплению дат, развивает внимание и память.

На доске рисуется квадрат (количество клеточек может варьироваться). В клеточках записаны даты. Ребятам даётся задание восстановить даты в хронологическом порядке, объяснить какое событие произошло в указанном году.

Выигрывает тот, кто более точно укажет все даты за меньшее количество времени

1223

1480

1237

1861

1547

1380

988

1812

1147

Например:

988 год - Крещение Руси;

1147 год - основание Москвы;

1223 год - сражение на реке Калка;

1237 год... и так далее.

Игра «Историческая азбука»

Словарно - терминологическая работа. Игра развивает гибкость мышления, обощаг знания учащихся. Задаётся буква, допустим «А». Ребята за установленное время составляют список слов, результаты сравниваются.

Игра "Исторические перевёртыши»

Игра помогает запомнить крылатые выражения, работа над развитием речи.

Ребята должны отгадать известное, которое зашифровано. Каждому слову в выражении придается обратный смысл. Например: «Картофель дружбы» - «Яблоко раздора»; «Микенская зебра» - «Троянский конь»; и т.д.

Игра « Историческое бинго»

Игра используется для словарно - терминологической работы.

Ученики получают задание на дом заполнить карточку словарными словами. Например:

С детьми оговариваются термины, которые будут использоваться в игре. Н заранее приготовленных карточках написаны определения, но не указаны сами термины. Ребёнок вытягивает любую карточку, читает определение, узнаёт и называет термин. Те, у кого есть такой термин, вычеркивает его из карточки. Ученик, давший правильный ответ, получает жетон. Игра заканчивается после того, как у одного из ребят оказывается, вычеркнуты все слова. ТТодсчитывается количество жетонов, выявляется победитель.

Ареопаг

Архонт

Демос

Реформа

Аристократ

Илот

Полис

Хитон

Задачи:

Повышение интереса к дисциплинам общественно-гуманитарного цикла;

Расширение и углубление знаний и умений по дисциплине «История»;

Реализация на практике основных принципов личностно-ориентированного подхода к обучению;

Создание благоприятных условий для выявления знаний и умений учащихся в нестандартных игровых ситуациях.

Цель:

Углубить знания об обычаях, традициях, хозяйственной жизни, культуре и религии древних славян.

Форма: игра «Что? Где? Когда?»

Эпиграф:

«В нашем рождении участвовали камни гор и воды рек, травы степей и клики пролетающих когда-то птиц; нас согревает не одно лишь солнце нашей жизни, но и солнце, светившее предкам».

Валентин Распутин.

В целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев постановил провести в 2012 году в Российской Федерации Год российской истории. Это связано с тем, что в 2012 году будут иметь место несколько важных исторических юбилеев. Одним из них станет празднование 1150-летия зарождения российской государственности.

В 862 году произошел акт добровольного соглашения славянских и угро-финских племен, договорившихся ради прекращения междоусобиц призвать в качестве правителя «человека со стороны», не связанного ни с одним из местных кланов, который должен был выполнять функции третейского судьи, «судить по праву», то есть по закону. Таким приглашенным правителем стал князь Рюрик, положивший начало первой русской династии, правившей страной более семи веков. Традиционно 862 год считается датой зарождения российской государственности, точкой отсчета отечественной истории. Празднование этой даты несомненно будет иметь большое общественное значение, способствовать консолидации российского общества, воспитанию гражданских и патриотических чувств у подрастающего поколения.

С чего начинается Россия? От какого корня пошёл жизнестойкий росток?

Название родительского дерева – славяне. Первые письменные свидетельства о славянах относится к рубежу первого тысячелетия нашей эры. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские, сирийские источники. На основании этих сообщений историки определили территорию расселения славян. В далёкие времена они жили к востоку от германцев: от Эльбы до Донца, Оки и Верхней Волги; от Балтийского Поморья до Среднего и Нижнего течения Дуная и Чёрного моря.

Учёные считают, что к VI веку происходит обособление из единой славянской общности ветви восточного славянства. Жизнь славян, как и многих древних народов, зависела от сил природы. Их воображение наполняло природу множеством дивных существ, создавало богов. Солнце, ветер, роза, лес – всё представлялось нашему предку одушевлённым. Славяне были язычниками. От первобытности они унаследовали веру в силу магических обрядов: новогоднюю ночь гадали о своей судьбе, о будущем урожае, встречали Масленицу блинами. Особые обряды сопровождали пахоту и сев, а затем начинались праздники урожая.

Во время проведения турнира вы познакомитесь с традициями и обычаями наших предков в культурной, хозяйственной и военной жизни.

НОВЕЛЛЫ-ЗАДАЧИ

«Жилище»

Византийские источники сообщают ценнейшие сведения о быте славян. Предки наши были стройными, русыми, румяными. По словам иноземцев, славяне отличались могучим телосложением, высоким ростом, большой силой и необыкновенной выносливостью: могли долго терпеть зной, холод и голод, пищей довольствовались самой простой.

Селиться славяне любили в лесах, у труднопроходимых рек, болот, озёр, на высоких местах, чтобы жильё не затопило во время весенних разливов.

Славяне ещё не умели строить надёжные жилища – сплетали себе жалкие лачуги из хвороста, покрывали соломой, лишь укрыться от дождя и непогоды. Печей и дымовых труб совсем не умели делать. Устраивали среди жилища очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или в стене.

Жилища свои славяне устраивали иногда со многими выходами. Пожитки и запасы обычно зарывали в землю.

Вопрос. Предположите, зачем славяне устраивали в жилище много выходов и прятали пожитки.

Ответ. Славяне устраивали в своих жилищах много выходов, чтобы легче было уйти при внезапном нападении. Многовековой опыт предков научил славян хранит запасы в тайниках, пользоваться только необходимым.

«Тактика»

В бой славяне шли каждый с двумя небольшими копьями, а некоторые имели прочные и тяжёлые щиты. Вооружение их составляли также лук и стрелы. Панцирей славяне не носили, летом же, по словам византийца, они сражались в коротких штанах.

В сражении славяне избегали открытых местностей, предпочитали встречать врага в лесах, теснинах или у обрывов; при этом они широко пользовались искусством засады, прибегали к различного рода военным хитростям, владели многими способами ведения боя днём и ночью, были чрезвычайно искусны в переправах через реки.

Научились славяне хорошо прятаться и в высокой степной траве, часто сами нападали нежданно-негаданно на неприятеля и одерживали верх даже над сильным врагом. Они умели притворным бегством заманить неприятеля в лесную чащу и там, скрываясь за деревьями, поражали врагов стрелами, концы которых иной раз смазывали ядом.

Вопрос. Предположите, почему славяне предпочитали сражаться в лесу, избегали открытых местностей и старались заманить противника в лес, овраг.

Ответ. По замечанию византийского автора, славяне в целом не имели единого командования и не были способны сражаться правильным строем. Разумеется, славяне, жившие отдельными племенами, ещё не могли тогда создать сильную армию с единым военным командованием, подобную византийской. Этим и можно объяснить военную тактику славян.

«Костёр»

Каждое поселение славяне обносили высокой бревенчатой стеной, домов за ней было не видно. Избушки были невелики, до половины уходили в землю. Крыши настилали в два ската камышом или соломенными снопами, для прочности обмазывали их сырой глиной.

На самой высокой сосне в городище устраивалась сторожевая вышка. Поднимались на неё не по лестнице, а по шесту с перекладинами. С вышки далеко видно. Если бдительный страж замечал, что подбираются к селению недобрые пришельцы, тотчас же поднимал тревогу. На вышке зажигали костёр, оповещали соседей.

За короткий срок все ближние селения узнавали об опасности, и люди сходились вместе, чтобы отразить нападение врагов.

Вопросы. Почему на сторожевую вышку поднимались по шесту с перекладинами, а не по лестнице? Каким должен быть сигнальный костёр?

Ответ. Славяне использовали шест с перекладинами, так как его легко можно было поднять наверх и спрятать в ветвях сосны, дозодрый был как в крепости. Сигнальный костёр разжигали на вышке с тем условием, чтобы он был с густым дымом. Именно густой дым и был сигналом для соседей о надвигающейся опасности.

«Для защиты»

Оборудование: чёрный ящик, сырая шкура.

Проходили годы, десятки лет, славяне уже владели всем арсеналом тогдашнего тяжёлого вооружения. Особенно это проявилось в 597 году при штурме греческого города Фессалоники. У славян теперь были осадные машины, железные тараны, огромные механизмы для метания камней. Были у них и так называемые «черепахи» - подвижные башни. Эти грозные сооружения медленно двигались к крепости. Помещавшихся на них воинов скрывали деревянные барьеры – щиты. Как только «черепахи» подбирались к крепости, воины выскакивали из укрытий и, осыпая защитников стрелами, овладевали стеной.

Византийцы признавали, что славяне к концу VI века «научились вести войну лучше, чем римляне» (т.е. чем они сами).

Уязвимым местом на подвижной башне – «черепахе» - были деревянные щиты, скрывавшие воинов, они могли загореться.

Вопрос. Предположите, что придумали славяне для предохранения этих щитов от огня.

Ответ. Для защиты от огня славяне покрывали деревянные щиты шкурами.

«Переправа»

Для того чтобы успешно воевать со славянами, византийский автор советует заготовить против них конницу и пехоту, главным образом легковооружённую, и приготовить большое количество метательного оружия – не только стрел, но и различных видов копий. Советует византиец также по возможности заготовлять материал для постройки так называемых плавучих мостов, чтобы переход через реки был заранее подготовлен. Ведь в стране славян много труднопроходимых рек, указывает автор.

Вопрос. Предположите, что имеет в виду автор источника, говоря о сооружении плавучих мостов.

«Ладья»

Реквизит: что-то вроде деревянного корыта и горсть углей.

В один из летних дней отправились славяне в лес искать подходящее дерево для ладьи. Долго ходили они по лесу. Деревьев в лесу много, да не всякое годится в дело: одно криво, другое гнило, третье суковато.

К вечеру набрели на вековой дуб. Измерили толщину ствола, получилось три обхвата с лишком. Острым топориком сделали на дубу три затёса: два вдоль ствола и один под ним – поперёк. Метка означала, что этот дуб будут рубить именно они, и никто другой.

Миновало лето, прошла осень. Первым делом дуб ошкурили: сняли с него кору. Потом принялись обтёсывать бревно сверху и с боков. День ото дня росла куча жёлтой щепы и выросла выше человеческого роста. День ото дня дубовая колода всё больше становилась похожа на лодку.

Потом наступил черёд выделывать ладью изнутри.

Вопрос. Покажите, как это делали славяне.

Ответ. Славяне разожгли костёр. Когда костёр разгорелся, они лопатой стали доставать из огня горячие угли и класть их на колоду сверху. Угли горели, ветерок их раздувал. От жарких углей дымилась колода. Угли прогорали, и в колоде оставалась выжженная ямка. Славяне клали в неё новые угли, и опять дымилась колода. Так мало-помалу выжигали ладью изнутри.

«Торговля»

Внимание на экран.

Новгородские купцы торговали с Царьградом. Везли туда разные товары: меха, мёд, воск, льняное полотно, жёлтый камень – янтарь, оружие, щиты, украшения.

Сначала новгородцы плыли по реке Волхов. С Волхова выплывали в Ильмень-озеро, Затем в Ловать-реку. Но Ловать вскоре поворачивала на восток, а купцам надо было на юг. Приходилось перетаскивать ладьи по суше до Днепра. И плыл новгородский купеческий караван далее вниз по Днепру.

В устье Днепра, где река впадает в Чёрное море, новгородцы становились на стоянку, чтобы приготовиться для морского плавания. Они ставили большие паруса, привозили много хвороста. И выплывали ладьи в море.

Вопрос. Для чего новгородцам нужно было так много вязанок хвороста?

Ответ. После того как были поставлены паруса, новгородцы обвязывали ладьи по бортам вязанками хвороста, чтобы они устойчиво держались на воде.

«Крашение»

Обычай красить яйца и дарить их друг другу в весенний праздник существовал у славян задолго до принятия христианства.

Над праздничной едой предварительно совершали специальный обряд, с помощью заклинаний придавали ей могущественные целебные свойства. Славяне, одаривая друг друга крашеными яйцами, взаимно желали здоровья, целовались, веря, что этот обряд передаёт их близким частичку той сверхъестественной силы, которая вошла в них вместе с праздничным угощением.

Вопрос. Предположите, почему яйца стали красить.

Ответ. Устраивая многодневные и многолюдные весенние праздники, кормления различных божеств и духов, славяне обычно обмазывали скорлупу яиц кровью, потому что кровь с давних времён считалась изысканным лакомством духов и богов. В последующем это перешло в обычай крашения яиц.

«Полководец»

Внимание на экран.

Полководцем великой славы был на Руси в X веке Святослав – сын князя Игоря и княгини Ольги. О его походах, победах и гибели знали и в ближних и дальних странах. Вся его жизнь, начиная с детства, прошла в борьбе с беспокойными соседями, угрожавшими восточным и юго-западным границам Древнерусского государства.

Византийский историк оставил достоверное описание Святослава в зрелом возрасте. После сражений на Дунае Святослав вёл переговоры об окончании войны с императором Византии Цимисхием: «Видом он был таков: среднего роста, не стишком высок, не слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритой бородой и густыми длинными волосами на верхней губе. Голова у него была голая, но только на одной её стороне висел локон волос… шея толстая, плечи широкие, и весь стан довольно стройный. В одном ухе висели золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином посередине. Одежда на нём была белая, ничем, кроме чистоты, от других не отличная».

Вопрос. Предположите, что означал висевший на одной стороне головы локон волос.

Ответ. У Святослава голова была выбрита, а локон волос означал знатность рода.

«Одежда»

Переговоры Святослава и Цимисхия проходили у реки. Русский князь сидел на скамье ладьи, причалившей к берегу, а византиец прискакал на коне.

Император Цимисхий был в золочёных доспехах. Золочёная сбруя украшала коня. Блистала дорогими нарядами много численная свита. Удивило византийцев то, что Святослав не отличался от своих воинов одеждой, кроме чистоты.

Вопрос. Предположите, почему Святослав носил одежду, не отличающуюся от одежды воинов.

Ответ. Святослав не отличался от своих воинов одеждой не случайно. Кроме серьги с жемчугами и рубином, богатый князь не хотел обременять семя ничем таким, что могло бы помешать походной жизни.

Суровый и простой быт во все времена отличал многих знаменитых военачальников. Задолго до Святослава Александр Македонский делил со своими воинами все походные тяготы. Намного позже Святослава Александр Васильевич Суворов, даже будучи стариком, спал на охапке сена, покрываясь плащом, и не надевал тёплого мундира до тех пор, пока зимнюю одежду не получали его солдаты.

«С собой»

Реквизит. Веник, совок.

Редкий человек может похвалиться, что видел домового. Для этого нужно надеть на себя в пасхальную ночь лошадиный хомут, покрыться бороной, зубьями на себя, и сидеть между лошадьми целую ночь. Если повезёт, то увидишь старичка – маленького, словно обрубочек, всего покрытого седенькой шерстью, даже ладошки у него волосатые. Иной раз, чтобы отвести от себя любопытный взор, он принимает облик хозяина дома – просто вылитый. Вообще домовой любит носить хозяйскую одежду, но всегда успевает положить её на место, как скоро понадобятся вещи человеку.

Если хозяева своего домового любят, если живут с ним в ладу, то нипочём не захотят с ним расстаться, даже переезжая в новый дом.

Вопрос. Покажите, как перевозили славяне с собой домового.

Ответ. При переезде в новый дом наши предки поступали так: поскребут под порогом, затем соберут мусор в совок и рассыпают его в новой избе, считая, что с этим мусором перебирается на новое место жительства «хозяин». Только надо не забыть принести ему на новоселье горшок каши и со всм возможным уважением сказать: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить»!

«Чур, меня!»

Почти до конца X века наши предки были язычниками. Мало дошло до нас сведений о языческой вере славян. Знаем мы, что восточные славяне чтили бога – громовника Перуна, а также бога ветра Стрибога. Божество солнца называли Даждьбог. Чтили славяне Велеса, который считался покровителем стад и потому назывался «скотьим богом», и других. Кроме того, славяне верили, что в лесу жил лесной бог – леший, в воде – водяной бог, в руслах рек – русалки.

Славяне, как и другие родственные им народы, думали, что души умерших предков не покидают родного очага. В случае какой-нибудь беды в старину говорили: «Чур, меня, защити»!

Вопрос. Предположите, что означали эти слова?

Ответ. Славяне считали, что души умерших предков не покидают родного очага, а значит, они заботятся о своих потомках, хранят их от всяких бед, если они чтят память своих предков. Если же нет, тогда эти домашние боги становятся беспокойными, наводят беду. Души предков называли часто «чурами» или «Щурами». Вот почему говорили в случае беды «Чур, меня защити»!

Блиц – вопросы

О ком идёт речь.

1.Славяне представляли его кузнецом и пахарем, статным, высокого роста, с чёрными волосами и длинной золотой бородой.

2. Его жена покровительствовала браку и семейному счастью, хотя её имя переводится как «мать наполненных корзин».

3. В отличие от своих близнецов в других странах его никогда не назначали старшим.

4. По преданию, его стрелы возвращались на Землю лишь через 7 лет.

5. Его деревянное изображение имело на серебряной голове золотые усы.

Скачать презентацию - Урок игра по истории России «Турнир эрудитов (из истории славян)».

МОУ «Ключевская СОШ» - Базовая школа

Тихомирова Екатерина Александровна

учитель начальных классов

МОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа»-

Базовая школа.

Номинация: организация духовно – нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения

Интеллектуальная игра

«С днём рождения, школа!»

(4-5 класс)

Ключи - 2015

Цель :

Познакомить учащихся с историей школы в форме интеллектуальной игры

Задачи:

Развитие познавательного интереса к изучению истории школы

Формирование уважительного отношения к тем, кто работал и работает в школе

В игре может принимать участие команда учителей, родителей, выпускников школы, учащихся.

Оформление зала : игровые столы (по количеству команд-участниц); 6 стульев возле каждого стола для участников; на столах бумага и ручки для ответов; стол для членов жюри, микрофон для ведущего, призы команде-победительнице.

Дополнительное оформление : экран, проектор, презентация

Протокол жюри :

Название команды

1 1 раунд

2 2 раунд

3 3 раунд

4 4 раунд

Ставка

Итог

Условия игры. В команде 6 человек, каждая команда сидит за своим игровым столом, у каждой своё название. На 4 листочках команды указывают название и во время игры записывают ответы под цифрами 10 , 20 , 30 , 40 , 50 столбиком. Цифры – это количество баллов, которое получит команда в случае правильного ответа. Если ответ неверный, баллы вычитаются. Если команда не дала ответа, получает 0 баллов. Ведущий зачитывает название раунда и 5 вопросов. Время на обсуждение каждого вопроса 20-секунд. После того как зачитаны все пять вопросов, ответы сдаются членам жюри. Когда все ответы сданы, ведущий зачитывает ещё раз вопросы раунда и правильные ответы, члены жюри подсчитывают баллы и вносят итоги в протокол. Во время ответов демонстрируются слайды презентации.

«Выпускники»

10б

20б

30б

40б

50б

1 Ответ +

2 Ответ +

3 Ответ -

4 Ответ +

Ответ +

90 баллов

После 4 раунда жюри сообщает итоги. Игру продолжают команды, имеющие положительный результат, они принимают участие в ставке. В ставке предлагается один вопрос. Команда назначает ставку не более того количества баллов, которое получила в предыдущих 4 раундах. Решение о ставке сообщается жюри. В случае правильного ответа ставка прибавляется к баллам 4 раундов, в случае неправильного ответа – вычитается. Окончательный итог игры подводится после ставки.

Ход игры :

1. Сообщение ведущим темы игры.

2. Представление команд, членов жюри.

3. Сообщение ведущим условий игры.

4. Первый раунд «История школы в цифрах».

5. Второй раунд «Учителями славится Россия - ученики приносят славу ей».

6. Третий раунд «Школьное расписание».

7. Четвёртый раунд «После уроков».

8. Ставка.

9. Подведение итогов. Награждение.

1 раунд «История школы в цифрах»

10 баллов.

В год, когда после Великой Октябрьской революции прошло 16 лет, а до Великой Отечественной войны оставалась половина от этой цифры, родилась наша школа. Назовите год рождения любимой школы?

(1933год)

20 баллов.

В 1934 году выпускники нашей школы были семиклассниками, в 1952 году впервые выпускники школы были девятиклассниками, а сколько классов окончили выпускники 1981 года?

(11 классов)

30 баллов. В Ключевской школе работает 18 педагогов, а сколько

педагогов является выпускниками нашей школы?

(14)

40 баллов .

Бабина Галина Николаевна, Рожкова Тамара Фёдоровна, Кожевников Геннадий Алексеевич… их всего десять, а кто же в данном списке первый?

(Первый директор школы Седегов Павел Пименович)

50 баллов.

Тьма-это тысяча, чёртова дюжина-это тринадцать, а если 252, то это …?

(коллектив школы)

2 раунд «Учителями славится Россия - ученики приносят славу ей»

10 баллов.

По инициативе педагога Манохина Сергея Николаевича, участника Великой Отечественной войны, в школе создана экспозиция «Зал боевой славы», под руководством какого учителя - предметника она была оформлена?

(Зал оформлял учитель рисования Чебыкин Михаил Никитич вместе с детьми во время работы летнего лагеря)

20 баллов.

«Заслуженный учитель»! Какое высокое звание! Всего в Суксунском районе 6 педагогов удостоены этого высокого звания. Из них в нашей школе работали трое. Они занимали разные должности: директор школы, учителя начальных классов. Назовите их?

(Кожевников Геннадий Алексеевич, Исаева Валентина Николаевна, Александра Андреевна Закомлистова)

30 баллов.

При входе в школу висит табличка «МОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа» Суксунского района Пермского края». Удивительно тонкой работы деревянная резьба, выведен резцом мастера каждый завиток буквы. Автора этой работы, выпускника школы, выдают три едва различимые буквы в нижнем правом углу «М.С.М». Расшифруйте их?

(Молокотин Сергей Михайлович)

40 баллов.

Общий педагогический стаж учительской династии Коклеминых в стенах нашей школы 80 лет. Папа-мастер производственного обучения, мама - учитель русского языка и литературы, а какой предмет преподаёт дочь?

(Бобина Светлана Сергеевна учитель географии)

50 баллов.

Она, выпускница нашей школы и педагог, в 2009 году стала первым победителем приоритетного национального проекта «Образование»?

(Хахилева Светлана Ивановна)

3раунд «Школьное расписание»

10 баллов .

Вы любите смотреть на звёзды? Вы знаете и можете найти ковш Большой Медведицы? В 80-е годы в школьном расписании был «звёздный урок», который вела Злыгостева Мария Андреевна. Как этот урок записывался в дневнике?

(Астрономия)

20 баллов.

Как мы любим убегать мимо спортзала вниз по лестнице! Запах золотистой стружки в кабинете технологии у мальчишек, запах блинчиков в кабинете технологии у девочек. Нас там встречают уже не один десяток лет Закомлистова Алевтина Александровна и Чебыкин Михаил Никитич. А ваши родители в эти же кабинеты спешили на какие уроки?

(Уроки обслуживающего труда (девочки), технического труда (мальчики).

30 баллов.

Это любимый предмет не одного поколения мальчишек и девчонок нашей школы, так как во время урока нужно лишь открывать рот. Какой это предмет, если сейчас он остался лишь в начальной школе, а когда- то оценка выставлялась в официальные документы об окончании школы?

(Пение)

40 баллов.

Сегодня на факультативе по трактороведению занимаются только юноши, девушки не изъявляют желания стать трактористками. В 1974 году выпускница нашей школы стала победителем областного конкурса «Юных трактористов». Назовите её, если после окончания школы и до сегодняшнего дня именно она возглавляет сельхозпредприятие в Ключах?

(Дьякова Нина Антоновна)

50 баллов.

Какие сейчас интересные факультативы! Например, «Решение задач повышенной сложности». В 80-годы, чтобы получить оценку по этому факультативу, нужно было встать в 5 часов утра, прийти на ферму, помочь дояркам. График работы на ферме составлся на месяц и висел рядом с расписанием уроков. Лучшие ученики могли представлять школу на районном конкурсе «Мастеров машинного доения». А как назывался этот факультатив?

(«Животноводство»)

3раунд «После уроков»

10 баллов.

Если над школой летели воздушные шары, то в школе - «Последний звонок», если был салют, то в школе…?

(Выпускной)

20 баллов.

В мае традиционно в школе проходит «Праздник достижений», а как назывался этот праздник 10 лет назад?

(«За честь школы»)

30 баллов.

Это внеклассное мероприятие проходит летом на реке Сылве. Если от Юлаево до Торговища, то в течение одного дня, если от Красного Луга до Торговища, то в течение трёх дней, если от Красного Луга до водопада «Плакун»-5 дней?

(Сплав)

40 баллов.

Наша школа носит имя Героя Советского Союза Ивана Леонтьевича Золина, который во время Великой Отечественной войны направил горящий самолёт на переправу через Днепр. На каких спортивных соревнованиях все дети Суксунского района борются за приз «Имени Ивана Леонтьевича Золина»?

(Соревнования по настольному теннису)

50 баллов.

19 мая. День Пионерии. Вся школа на плацу. Чеканные шаги, маршевые песни. В этот день всегда был праздник. Какой?

(«Смотр строя и песни»)

Ставка

Жюри подводит предварительные итоги. Команды определяют ставки.

Вопрос ставки.

Он родился в Ключах в 1942 году, его мама, Лидия Николаевна Чикулина – преподаватель математики в нашей школе, он член Союза журналистов и Союза писателей, в 2004 году стал лауреатом Всероссийской премии Мамина –Сибиряка?

(Кинёв Николай Георгиевич)

Итоги игры. Награждение

Жюри подводит итоги с учётом ставки. Командам, занявшим призовые места, вручаются грамоты и призы.

Описание материала:

Мой урок разработан для учащихся 8(10) класса по курсу История России. Он может быть проведён как повторительно-обобщающий для повторения и закрепления раннее изученного материала или как внеклассное мероприятие, в рамках недели истории.

Его целью является повышение кругозора обучающихся и развитие интереса к истории. В настоящее время очень немного возможностей у детей поиграть в интеллектуальную игру, поработать в команде.

В рамках игры проводятся следующие конкурсы

1. «Визитная карточка»

2“Историческая разминка”

3. «Найди ошибку».

4. Виртуальная экскурсия(задания по культуре)

5. «Историческая азбука». «П»

6. Письмо или «Можешь ли ты быть оратором?»

7. Блеф клуб

8. «Ты мне, я тебе». Конкурс домашних заданий.

9. Машина времени. Конкурс капитанов

10. Черный ящик.

Конкурс для болельщиков

Подбор содержания учебного материала осуществлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, внимания, памяти, восприятия, уровня интеллектуального развития, на основе принципов научности, наглядности, доступности.

Подобные уроки позволяют избежать однообразия, создают творческую атмосферу, обеспечивают интенсивную работу учащихся.

Игра «Колесо истории».

по истории России 18 век для учащихся 8(10) класса

Цели:
1) повторить, закрепить и обобщить учебный материал по истории России ХVIII века; повышать интерес к истории; расширение кругозора учащихся.

2) продолжить формирование умений логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения; развивать и совершенствовать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях

3) На примере истории России продолжать воспитывать чувство патриотизма, в ходе игры – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям.

Оборудование: портреты, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Участники игры: 2 команды по 6 человек, 2 ведущих, болельщики, жюри.

Ход урока.
I. Орг.момент . (Звучит музыка)

1 ведущий:
Скажите мне, найдется ли средь вас,
Тот человек, чтоб был к былому равнодушен.

2 ведущий: Кому б прославленных дедов наших дела не бередили трепетную душу

1 ведущий:
Кто б не хотел, хотя бы на денёк, перенестись в те сказочные дни
Когда наш предок - древний человек, зажег в пещерах первые огни.

2 ведущий:
Когда отважный рыцарь был готов забыть про жизнь ради прекрасной дамы.
Когда под мраком ночи во дворцах истории разыгрывались драмы.

1 ведущий:
Когда построен первый был фрегат, когда Россия силу набирала,
Благодаря деяниям Петра в Европе славу громкую сыскала.

2 ведущий:
Когда, страшась изгнанья, патриарх к кресту святому припадал в молитве.
Когда отважный русский наш солдат громил французов в Бородинской битве.

1 ведущий:
Как знать, возможно, даже среди вас сидят герои будущих творений.
Быть может, позже ваши имена останутся в истории нетленны.

2 ведущий:
Ну а сегодня приглашаем мы к тем временам далеким прикоснуться.
И в глубь веков, преграды не страшась, всем вместе на часочек окунуться.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами отправимся на машине времени и совершим путешествие в историю нашей страны. Целью нашего путешествия будет повторение и закрепление знаний по истории России, ее политическому устройству, культурно-историческому наследию. Закрепим умения логически мыслить, уметь делать выводы, знать даты и термины. В ходе командной игры вы должны проявить чувство товарищества, уважения и поддержки к своим одногруппникам. Играть будут 2 команды.

Ну, а оценивать успехи наших сегодняшних команд будет совет самых мудрейших - уважаемый Ареопаг (представление жюри).

Конкурс 1 : «Визитная карточка»
(команды в творческой форме представляют себя, обязательно название и девиз команды, эмблема, приветствие жюри и соперников).

А теперь мы посмотрим, насколько хорошо события далёкого прошлого знают наши команды.

Конкурс 2: “Историческая разминка”

Каждый правильный ответ 1 балл.)

Вопросы:

    В каком году Русь приняла христианство? (988).

    В каком году Россия стала империей? (1721)

3. Кто первым принял летоисчисление на Руси от Рождества Христова?(Петр I ).

4. Какой город был основан Петром I в 1703 году? (Санкт-Петрбург).

5. Что такое рекрутская повинность? (каждое податное сословие выставляло в армию определенное количество рекрутов).

6. Что такое табель о рангах? (классный список военных рангов и гражданских чинов)

8. Какую битву Петр I назвал «матерью полтавской битвы? (битва при д. «Лесной»)

9. Назовите имя ближайшего соратника Петра I, который был выходцем из низов? (А.Д. Меншиков)

10 . Назовите имя императрицы Екатерины 2 до замужества? (София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская)

11 . Как называют эпоху правления Екатерины II? (Просвященный абсолютизм) .

13. Как стала называться река Яик, переименованная Екатериной II после восстания Пугачева? (УРАЛ).

14. Сколько было разделов Польши?(ТРИ)

15. Царевич Алексей, сын Петра 1, стал одним из первых её узников.(Петропавловская крепость)

16. Где находится старейший из ныне существующих в России театров? (В Ярославле . Это Ярославский драматический театр, основанный в 1750 г.. Он носит имя ФГ.Волкова, которому обязан своим рождением).

17. Он не только сам был любителем утренней гимнастики, но и ввел её во всей русской армии? (А.В. Суворов).

18. Он уверял: «Науки юношей питают, отраду старцам подают…»(М.В. Ломоносов)

Конкурс 3. «Найди ошибку».

В текст закрались ошибки. Ваша задача найти их. За каждую найденную ошибку 1 балл.

Конкурс 4. Виртуальная экскурсия в виде презентации(задания по культуре)

1 балл за правильный ответ.

Конкурс 5. «Историческая азбука». «П»

Ребята, вам предлагается написать список, состоящий из слов, начинающихся с этой буквы и тесно связанных с историческим периодом, о котором идет речь за 7 минут.

Побеждает команда, составившая самый длинный список, слова которого строго соответствуют заданию. Списки слов зачитываются вслух.

Конкурс 6. Творческое задание. Или «Можешь ли ты быть оратором?»

Напишите рассказ (на ваш выбор) о 18 веке от лица:

1. «Сын, отправленный на учебу за границу, пишет родителям письмо».

2. «Письмо пленного шведского солдата».

3. « « Прелестное письмо» Емельяна Ивановича Пугачева, обращенное к крестьянам».

Конкурс 7. Блеф клуб

1. Верите ли вы, что при Петре 1, дворянских детей, отправляемых за границу учиться разным наукам называли пансионерами. (Да) За это они получали денежное пособие от русского правительства.

2. Верите ли вы, что 19 декабря 1709 г. в Москве был проведен парад победителей Полтавской битвы? (Да. Колонны победителей шли от Серпуховских ворот. По улицам Москвы проведены пленные шведские офицеры).

3. Верите ли вы, что после разгрома русской армии под Нарвой, Петр велел князю Прозоровскому, в чьём ведении находилась Оружейная палата, всю серебряную посуду перелить и перечеканить в деньги. Вскоре князь прислал множество монет, но не из серебряной посуды, которую спрятал, а из не прикосновенного запаса государственной казны, о которой Петр не знал. Сознался князь только когда праздновали победу над шведами .(Да)

4. Верите ли вы, что в казачьей станице Замовейской на Дону родились два лидера казацких и крестьянских восстаний С. Разин и Е. Пугачев (Да).

5. Верите ли вы, что фамильный герб А.В. Суворова, переделывали три раза, сначала девиз дворянина гласил « Вера, наука, честь», затем императрица Екатерина II пожаловала ему княжеский герб с девизом « За веру и верность», а император Павел I пожаловал герб князя Италийского с девизом « За веру и ревность» . (Да).

6. Верите ли вы, что едва ли не самый суровый приговор был вынесен Екатериной 2 помещице Дарье Салтыковой, которая замучила до смерти 139 крестьян. Помещица была приговорена к пожизненному заключению в подземной монастырской тюрьме. (Да)

7. Верите ли вы, что Мюнхаузен служил в Кирасирском пол­ку ея Величества во времена Елизаветы?

(Да. Дело в том, что барон Карл Фридрих Иеронимус фон Мюнхаузен - реальное лицо, и он действительно служил во Елизаветы в Кирасирском полку ея Величества, вышел полковником в отставку и уехал жить в Гановер.)

8. Верите ли вы, что цирюльников (парикмахеров) в XVII в. причисляли к медицинскому персоналу?

(Да. Цирюльник был почти то же, что и парикмахер, но вместе с тем и лекарь, исполнявший фельдшерские и даже докторские операции.)

9 . Верите ли вы, что Императрица Анна Иоанновна внешне была хороша собой. Стройная, высокая, с красивым лицом.(Ложь. Всё с точностью наоборот.)

Конкурс 8 . Машина времени. Конкурс капитанов

Назвать имена правителей России 18 века (по хронологии).
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Задание выполняется письменно в течение 5 минут.

Конкурс 9. «Ты мне, я тебе». Конкурс домашних заданий.

Конкурс 10. «Черный ящик»

А) В этом ящике находится репродукция с картины из­вестного русского художника. Как она называется? Этой кар­тине поэт Я. Полонский посвятил стихотворение

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,

Но красоту ее Боровиковский спас.

(«Портрет М. Лопухиной»)

Б) В этом ящике находится продукт, на производство ко­торого С 1705 г была введена государственная монополия , название этого продукта было увековечено в имени одного из городов. ( соль, Солъвычегодск)

3)При Петре 1 были учреждены ордена для новорожденных царской фамилии: для мальчиков – Святого Андрея Первозванного, для девочек –Святой Елены. До сих пор мы свято чтим этот обычай. В какой форме?(Повязываем новорожденным мальчикам голубую ленту, а девочкам – розовую).

Конкурс для болельщиков(часть вопросов может задаваться во время конкуров для команд).

Мозговой штурм”

Задача команд: восстановить хронологическую последовательность, указав даты перечисленных событий российской истории. Команда, выполнившая задание первой и без ошибок, получает 5 баллов, вторая – от 0 до 4 баллов.

    Кючук – Кайнарджийский мир

    Присоединение Крыма к Российской империи

    Созыв Уложенной комиссии Екатериной II

    Первый раздел Польши

    Начало восстания под предводительством Емельяна Пугачёва

    Ясский мир

    Открытие Смольного института в Петербурге

    Открытие в Петербурге памятника Петру I – “Медного всадника”.
    (правильная последовательность 7,3,5,1,4,8,2,6).

Вопросы:

1. Назовите фамилию Петра 1? (Романов)

2. Назовите настоящее имя Екатерины I?
(Марта Скавронская)

3. Кем приходился Пётр III Елизавете Петровне?
(Племянником, он был сыном родной сестры Елизаветы, Анны Петровны.)

4. Высший орган власти, учреждённый Екатериной I? (Верховный тайный совет)

5. Какой документ должна была подписать Анна Иоанновна? (Кондиции)

6. Кто был фактическим правителем во времена Екатерины I и начале царствования Петра II?(Меншиков)

7. Как звали дочь Петра I, занявшую престол в результате переворота?
(Елизавета Петровна)

8. При какой императрице отменили смертную казнь в России?
(При Елизавете Петровне)

9. Кем приходилась Анна Иоанновна Петру I?
(Племянницей, она была дочерью брата Петра. Ивана.)

10. Какие силы помогли Елизавете Петровне взойти на престол?
(Гвардия и финансовая поддержка Швеции и Франции.)

11. Сам ли Пётр II принимал важные политические решения?
(За ним стояли верховники – Долгоруковы – представители старой аристократии.)

13. Когда произошло воцарение Ивана Антоновича?
(В 1740 году)

14. Когда была создана Канцелярия тайных розыскных дел?
(В 1731 году)

Пословицы и поговорки

Ведущие игры называют пословицы, посвященные сол­датской службе и жизни, а командам нужно вспомнить их завершение. За каждый правильный ответ - балл.

1. Для Родины своей ни сил, ни жизни не... (жалей).

2. Родина - мать, умей за нее... (постоять).

3. Чужбина - калина, а Родина - ... (малина).

4. Мало победы ждать, надо победу.

5. В бою нужны смекалка, отвага и.

6. Честь солдата береги... (свято).

7. Умелый боец везде... (молодец).

8. Смелый побеждает - трус... (погибает).

9. Смелость города... (берет,).

10. Славу свою добывай... (в бою).

11. Русский солдат не знает... (преград).

12. Плох тот солдат, который не мечтает быть.

13. Кто честно служит, с тем слава... (дружит).

14. Кто храбр да стоек, тот десятерых... (стоит).

15. Кто за правое дело стоит, тот всегда... (победит).

16. Бой - святое дело, иди на врага... (смело).

17. Смелого пуля боится, смелого штык не... (берет).

Игра «Колесо истории»

Конкурсы

1. «Визитная карточка»

2“Историческая разминка”

3. «Найди ошибку».

4. Виртуальная экскурсия(задания по культуре)

5. «Историческая азбука». «П»

Конкурс для болельщиков

6. Письмо или «Можешь ли ты быть оратором?»

7. Блеф клуб

8. «Ты мне, я тебе». Конкурс домашних заданий.

9. Машина времени. Конкурс капитанов

10. Черный ящик.

Общее количество баллов

Подведение итогов. Награждение команд.



Поделиться: