Сообщение л бернстайн. Презентация по математике "Леонард Эйлер: жизнь, творчество, служение России"

ЛЕОНАРД БЕРНСТАЙН

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ДЕВА

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: АМЕРИКАНЕЦ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: НЕОРОМАНТИЗМ

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: ПЕСНЯ МАРИИ «Я КРАСИВА» ИЗ «ВЕСТСАЙДСКОЙ ИСТОРИИ»

ГДЕ ВЫ МОГЛИ СЛЫШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ: В ЧЕРНОЙ КОМЕДИИ «УБИТЬ СМУЧИ» (2002)

МУДРЫЕ СЛОВА: «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ СОТВОРИТЬ ВЕЛИКОЕ, НУЖНЫ ДВЕ ВЕЩИ: ПЛАН И ЧТОБЫ НЕМНОГО НЕ ХВАТАЛО ВРЕМЕНИ».

Кажется, в музыке Леонард Бернстайн мог и умел все. Дирижировать? Оркестры по мановению его волшебной палочки играли, как никогда. Сочинять классическую музыку? Симфонию, оперу - только скажите, и он сделает. Выдавать сногсшибательные хиты? Подвиньтесь, Коул Портер, освободите местечко для «Вестсайдской истории».

На самом деле единственное, чего не умел Бернстайн, так это держать себя в руках. Такой мощный талант, такая крупная личность, столько энергии - и так мало самодисциплины, чтобы управляться со своим добром с хозяйской рачительностью.

ПОРТРЕТ ЮНОГО ГЕНИЯ

Самуил Бернстайн прибыл в Америку в 1908 году в возрасте шестнадцати лет, бежав от нищеты и преследований на Украине. С женой Дженни (урожденной Парной Резник) он жил в несчастливом браке, и одним из ранних воспоминаний его старшего сына Леонарда было следующее: они с сестренкой Ширли прячутся, пока родители с воплями и руганью выясняют отношения. По настоянию Сэма Ленни окончил престижную Латинскую школу в Бостоне и поступил в Гарвард. Его музыкальные способности изумляли и друзей, и профессоров; он мог сыграть с листа что угодно, а теория музыки, казалось, была ему ведома от рождения. Леонард с легкостью сочинял в любом жанре, от песен до симфонических увертюр.

Бернстайн говорил, что его будущее определило знакомство с дирижером Димитрисом Митропулосом, походя пообещавшим взять его своим помощником в Миннеаполисский симфонический оркестр, если Леонард научится дирижировать. Бернстайн поступил в Кёртисовский институт музыки в Филадельфии, где дирижирование ему преподавал Фриц Райнер. Райнер требовал от студентов выучивать каждую ноту в партитуре, прежде чем браться за дирижерскую палочку. Когда на занятиях включали проигрыватель, Райнер внезапно приподнимал иглу и спрашивал: «Какую ноту сейчас исполняет второй кларнет?» Бернстайн знал, как отвечать на подобные вопросы, - он был единственным студентом, которому Райнер за долгие годы преподавания поставил «отлично».

ПРОРЫВ К СЛАВЕ

Митропулос обещания не сдержал, и летом 1939 года Бернстайн болтался без дела, пока не прослышал о том, что руководитель Бостонского симфонического оркестра Сергей Кусевицкий преподаст курс дирижерского мастерства на Тэнглвудском музыкальном фестивале. Уроки Кусевицкого мало напоминали муштру в классе Райнера - дирижер, например, пригласил балетмейстера, дабы тот обучил слушателей пируэтам, - но в комбинации со строгостью Райнера профессиональная пластика Кусевицкого окончательно отшлифовала мастерство самого Бернстайна.

Тем не менее, получив диплом Кёртисовского института, работу Бернстайн найти не смог. Митропулос снова его прокатил, а другие оркестры начинающим дирижером не заинтересовались. Разразилась Вторая мировая война, но по причине астмы Бернстайн был признан негодным к военной службе. В 1943 году Артур Родзинский, незадолго до того возглавивший Нью-йоркский филармонический оркестр, пригласил Бернстайна на должность помощника дирижера. И хотя это предложение было чрезвычайно лестным для двадцатипятилетнего и никому не ведомого музыканта, выступлений на публике должность помощника не предполагала - в лучшем случае Бернстайну поручали репетировать с оркестром.

Однако утром 14 ноября Бернстайну позвонили. Дирижер Бруно Вальтер, приглашенный Нью-йоркской филармонией, свалился с гриппом. Бернстайна попросили продирижировать воскресным вечерним концертом, который должен был транслироваться по радио на всю страну. Без каких-либо репетиций Бернстайн встал перед Нью-йоркским филармоническим оркестром и уверенно повел музыкантов за собой. В истории музыки трудно припомнить другой столь же блистательный дирижерский дебют.

СЕКРЕТАРША ПРИВЫЧНО ЗАПИСЫВАЛА ИМЕНА И НОМЕРА ТЕЛЕФОНОВ МУЖЧИН, ВЫВАЛИВШИХСЯ ПО УТРАМ ИЗ СПАЛЬНИ БЕРНСТАЙНА; САМ ОН НЕ ЗАПОМИНАЛ ТАКИЕ ПОДРОБНОСТИ.

БРОДВЕЙ ПОДОЖДЕТ

Сочинял Бернстайн всегда в свободное от основной работы время. В 1942 году он закончил Симфонию № 1 «Иеремия», основанную на библейской истории об иудейском пророке. Заметив, как его друг Аарон Копленд успешно справляется с балетной музыкой, Бернстайн, в союзе с хореографом и продюсером Джеромом Роббинсом, в 1944 году создает балет «Матросы на берегу». В балете рассказывается о том, как трое моряков, получив увольнительную на один день, сходят на берег в Нью-Йорке. Успех балета превзошел все ожидания, и тогда Бернстайн с Роббинсом, включив в свою команду либреттистов Бетти Комден и Адольфа Грина, решили написать мюзикл для Бродвея на тот же сюжет. Бернстайну требовалась операция по поводу искривленной носовой перегородки, а Грину нужно было удалить гланды; оперировались они в одно и то же время и лежали в одной больничной палате. Сновавшие вокруг медсестры нисколько не мешали активному творческому процессу. Мюзикл «Увольнение в город» впервые показали на Бродвее 28 декабря 1944 года, - и затем он выдержал 462 представления.

На премьере за кулисы явился Кусевицкий и набросился на Бернстайна с упреками в том, что композитор разбазаривает свой талант. Кусевицкий хотел, выйдя на пенсию, передать Бернастайну Бостонскую филармонию, но этому не бывать, если Бернстайн погрязнет в том, что русский человек Кусевицкий называл «джезз».

К словам учителя и наставника Бернстайн отнесся со всей серьезностью - признанием в мире классической музыки он явно дорожил больше, чем бродвейской славой. Бернстайн укрепил свою репутацию первоклассного дирижера гастролями по концертным залам и оперным театрам Европы, постом руководителя Нью-йоркского филармонического оркестра и должностью музыкального консультанта Израильского филармонического оркестра.

ПЕРЕМЕНА УЧАСТИ

Впрочем, Бостонскую филармонию не устраивали не только бродвейские эскапады Бернстайна. В политике его настолько клонило влево, что это грозило потерей всякого равновесия, а слухи о его гомосексуальности расползались все дальше и шире. Секретарь Бернстайна привычно записывала имена и номера телефонов мужчин, вывалившихся по утрам из спальни композитора, потому что сам он не запоминал такие подробности. Тем не менее женщины находили Бернстайна неотразимым, и многие пытались заставить его сменить ориентацию. Одной из них, актрисе и уроженке Чили Фелиции Монтеалегре, удалось даже добиться от него предложения руки и сердца. Но спустя недолгое время Бернстайн разорвал помолвку.

Здоровье Сергея Кусевицкого продолжало ухудшаться. Годами он продвигал Бернстайна в преемники, однако в 1949 году почувствовал, что совет директоров Бостонской филармонии категорически против такой замены. «Раз вы не хотите Бернстайна, - разгорячился Кусевицкий, - то я сейчас же подаю в отставку». Его отставку приняли немедленно.

Кусевицкий умер в июне 1951 года. Бернстайн был потрясен смертью своего наставника и покровителя. Он возобновил отношения с Фелицией; 9 сентября 1951 года они поженились. И зажили как полноценная семья. Их дочка Джейми родилась в 1952 году.

«КРАСНАЯ УГРОЗА»

Возможно, женитьбой Бернстайн надеялся поправить свою репутацию, но он не учел еще одного фактора - воинственности сенатора Джозефа Маккарти. В начале 1950-х композитору аукнулись его длительные связи с либеральными движениями - в памфлете «Красные каналы» он был назван агентом коммунистического влияния. Бернстайна никогда не вызывали ни на допрос к Джозефу Маккарти (в отличие от Аарона Копленда), ни на заседания комиссии Палаты Представителей по расследованию антиамериканской деятельности (в отличие от Джерома Роббинса), но внесли в голливудские черные списки.

Одним из позитивных результатов скандала стало возвращение Бернстайна на Бродвей - Кусевицкий умер, должность музыкального руководителя Бостонского симфонического оркестра уплыла из-под носа, так почему бы и нет? В сотрудничестве с писательницей и драматургом Лилиан Хеллман, такой же жертвой черных списков, он написал оперетту по классической сатире Вольтера «Кандид». Хеллман увидела в этой работе возможность обличить темные деяния маккартизма; Бернстайн - шанс написать красивую, поднимающую настроение музыку. В итоге получилось ни то ни сё, и спектакль сняли вскоре после премьеры.

Другому проекту повезло куда больше. Бернстайна и Роббинса давно увлекала идея создать современный вариант «Ромео и Джульетты», и в 1955 году дело сдвинулось с места; Артур Лорентс написал либретто, а молодой Стивен Сондхайм - тексты песен. Музыка Бернстайна изобиловала новаторскими трансформациями и адаптациями как традиционного стиля, так и модернизма. Главная тема Пятого концерта Бетховена («Император») преобразовалась в песню о любви «Где-то там», а песня «Круто» содержит двенадцатитоновые серии Шёнберга в виде фуги, написанной в стиле бибоп. После премьеры «Вестсайдской истории» 26 сентября 1957 года ее сыграли на бродвейской сцене еще 732 раза.

Благодаря «Вестсайдской истории» известность Бернстайна достигла немыслимых высот. И сразу после сногсшибательной премьеры мюзикла Бернстайн получил предложение, которого он так долго ждал: пост главного дирижера Нью-йоркского филармонического оркестра.

ЖИЗНЬ БЕЗ ВРАНЬЯ

Нью-йоркский филармонический оркестр и до Бернстайна был одним из самых знаменитых музыкальных коллективов в мире, но с новым дирижером престиж оркестра стал еще выше. Бернстайн пропагандировал американскую музыку, в том числе Айвза, Гершвина и Копленда, и записал восемь из девяти симфоний Густава Малера. Кроме того, он вернулся к сочинению серьезной музыки. В 1963 году Бернстайн написал Симфонию № 3 «Каддиш», посвятив ее президенту Кеннеди, погибшему в том же году в Далласе. «Чичестерские псалмы», содержащие три библейских псалма на иврите, были впервые исполнены в мае 1965 года: простая и прекрасная музыка «Псалмов» остается, пожалуй, самым популярным оркестровым произведением Бернстайна. Он руководил Нью-йоркским филармоническим оркестром десять незабываемых лет.

Однако тревог композитору хватало; Бернстайн был на пике славы, когда по поверхности его с виду благопристойной личной жизни пошли трещины. Бернстайн не мог держаться подальше от мужчин. Фелиция хранила внешнюю невозмутимость, обставляла семейные квартиры и дома изящной мебелью, украшала интерьеры изысканными букетами цветов и закатывала буйные вечеринки. Но чем дальше, тем чаще вечеринки заканчивались тем, что муж Фелиции оставался на ночь в гостевой спальне с другим мужчиной. Однажды младшая дочь Бернстайна Нина по дороге в школу увидела свежий выпуск нью-йоркской газеты «Дейли ньюс» с кричащим заголовком: «БЕРНСТАЙН РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ!» Созвав пресс- конференцию, Бернстайн объявил: «В жизни неизбежно наступает время, когда человек должен быть таким, каков он есть на самом деле». В последующие годы он присоединился к движению за права геев и сменил не одного бойфренда.

Отбросив все условности, которые он счел устаревшими, Бернстайн дал себе полную волю. «Месса», написанная в 1971 году по заказу Жаклин Кеннеди Онассис и приуроченная к открытию Оперного театра в вашингтонском Центре Кеннеди, была антивоенной, антиправительственной (президентом США тогда был Ричард Никсон), анти-церковной и в целом, по словам самого Бернстайна, этаким «Да пошли вы все на…!», обращенным к обществу. Хотя заканчивается это произведение гимном во славу мира во всем мире, в одной из сцен «Мессы» священник швыряет на пол освященный хлеб и вино в намеренном акте богохульства. Общественность откликнулась почти единодушно: эта работа - продукт самолюбования автора и его безмерного потакания своим дурным пристрастиям.

ПОСЛЕДНЕЕ «УРА!»

И все же Бернстайн оставался самым популярным композитором в мире. 25 декабря 1989 года именно он дирижировал Девятой симфонией Бетховена на торжествах по поводу падения Берлинской стены; это празднество напрямую транслировалось из Восточной Германии в двадцать с лишним стран с аудиторией в 100 миллионов человек.

Летом 1990 года Бернстайн отправился на Тэнглвудский музыкальный фестиваль, куда он ездил почти каждый год на протяжении последних пятидесяти лет. Здоровье его оставляло желать лучшего; от непрерывного курения обострилась астма, и Бернстайну часто требовался кислород. Он взошел на сцену, чтобы дирижировать Седьмой симфонией Бетховена; в первой части он с трудом поднимал руки, а во второй взял чересчур медленный темп. Во время исполнения третьей части на него напал приступ кашля. Однако, собравшись с силами, четвертой частью он продирижировал с лихостью прежнего Бернстайна. Это было его последнее появление на сцене. Из усадьбы Тэнглвуд его отвезли в нью-йоркскую больницу, где он и умер 14 октября.

На момент смерти Бернстайн котировался в профессии довольно низко. Многие критики, биографы и музыканты считали, что он попусту растратил свой талант, размазывая дарованное ему природой слишком тонким слоем; в придачу он слишком любил славу и чрезмерно расстраивался из-за неудач, вместо того чтобы привнести порядок и дисциплину в свою жизнь и творчество. Сегодня с этим мнением согласны далеко не все - как заметил некий нынешний критик, «провалы Бернстайна перевешивают многие другие победы».

БЕДА С ЭТИМИ ТЕНОРАМИ

Бернстайн не избежал проблем с исполнителями. Однажды, репетируя с одним хором в Вене, дирижер взорвался: «Знаю, у теноров историческая прерогатива на тупость, но вы, сэр, злоупотребляете этой привилегией!»

ВСЕ ОТЛИЧНО, ТОЛЬКО ВЗРЫВЫ МЕШАЮТ

С израильскими музыкантами Бернстайна связывали особые узы. В 1947 году он начал работать с Израильским филармоническим оркестром, и эти отношения длились до конца жизни композитора. В свое первое посещение только что образовавшейся страны он так описывал необычную атмосферу, в которой ему приходилось дирижировать:

«На утренней репетиции я резко опустил руку, обозначив сильную долю такта. И в этот миг на улице, как по команде, прогремел взрыв. Поднявшись с пола, мы спокойно возобновили работу. За два дня случилось четыре инцидента: из нашего отеля похитили человека, был подорван поезд, взорван полицейский участок и разбомблен военный грузовик. Однако няньки, сидящие с детьми, не откладывают газет, а дети продолжают прыгать через веревочку. Арабский пастух на площади готовится доить козу, и я даю следующую сильную долю такта. Оркестр работает отлично».

Во время второго турне по Израилю в 1948 году Бернстайн выступал с концертами в Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе, но ему хотелось поехать вглубь страны. Вместе с добровольцами из оркестра он колесил по опасным дорогам и предательским пустыням, добираясь до городов вроде израненной войной Беэр-Шевы, где впервые в истории города с подачи Бернстайна прозвучала симфония, слушателями были по преимуществу солдаты. В Израиле Бернстайна и сейчас считают героем.

А БЫЛО БЫ ЗДО?РОВО…

У Бернстайна имелся собственный оригинальный ответ на вопрос, почему ему так нелегко живется. Однажды он сказал композитору Неду Рорему: «У нас с тобой одинаковая проблема, Нед, мы хотим, чтобы все на свете нас любили и не вообще, а каждый персонально. Но ведь это невозможно: нельзя же повстречать всех и каждого на свете».

НАЗЫВАЙТЕ КАК ХОТИТЕ…

Фамилия Бернстайна доводила людей до истерики: как нужно произносить последний слог - «стин» или «стайн»? Бернстайн и сам колебался с произношением. В молодости он предпочитал «стин», поскольку так его фамилия звучит на идише, но, став руководителем Нью-йоркского филармонического оркестра, переключился на более «немецкую» Бернстайн . Сегодня правильным считается «стайн», а впрочем, называйте как хотите - Бернстайн и сам был глубоко непоследовательным человеком.

Из книги Асы шпионажа автора Даллес Аллен

Леонард Фолькнер НА ДЕЛАВЭРЕ В прилагаемом рассказе речь идет о сержанте Хонимене, проживавшем в период американской революции на нейтральной полосе между американскими и английскими позициями. Ему, конечно, не составляло большого труда навещать ту и другую стороны, на

Из книги Друзья не умирают автора Вольф Маркус

Из книги Не всё автора Спивакова Сати

«ПОТОМУ ЧТО Я - БЕРНСТАЙН!» Впервые Володя играл с Бернстайном в начале восьмидесятых годов в Зальцбурге. В день рождения Моцарта они играли его концерт. Сначала Спивакова долго не выпускали на фестиваль, не давали визу. Помню, он просидел в министерстве культуры до часа

Из книги Где небом кончилась земля: Биография. Стихи. Воспоминания автора Гумилев Николай Степанович

Леонард Три года чума и голод Разоряли большую страну, И народ сказал Леонарду: «Спаси нас, ты добр и мудр». Старинных, заветных свитков Все тайны знал Леонард. В одно короткое лето Страна была спасена. Случились распри и войны, Когда скончался король. Народ сказал

Из книги Перебирая старые блокноты автора Гендлин Леонард

Леонард Гендлин Перебирая старые блокноты (1923-????)Изд-во «ГЕЛИКОН». Амстердам. 1986.Leonard GENDLIN.LOOKING OVER THE OLD WRITING PADS, (Encounters, Essays, Literary Images).© 1986 by the author.Designed by Michael Michelson.HELICON Publishers. Amsterdam.

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

Об авторе Геннадий Брук. Леонард Гендлин. Владимир Высоцкий На днях я стал обладателем книги Леонарда Гендлина «Перебирая старые блокноты», Амстердам, «Геликон», 1986. Книга заинтересовала меня, прежде всего, из-за главы «Владимир Высоцкий», хотя В. Высоцкий - только один

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

АДАМОВ ЛЕОНАРД АДАМОВ ЛЕОНАРД (футболист, играл в столичном «Спартаке» (1959-1962), минском «Динамо» (1963-1970), сборной СССР (1965); покончил с собой 9 ноября 1977 года на 37-м году жизни).В начале 60-х Адамов был широко известным спортсменом. Он выступал за столичный «Спартак», после чего

Из книги Язык мой - друг мой автора Суходрев Виктор Михайлович

АДАМОВ Леонард АДАМОВ Леонард (футболист, играл в столичном «Спартаке» (1959–1962), минском «Динамо» (1963–1970), сборной СССР (1965); покончил с собой 9 ноября 1977 года на 37-м году жизни). В начале 60-х Адамов был широко известным спортсменом. Он выступал за столичный «Спартак», после

Из книги Сериал «Теория Большого взрыва» от А до Я автора Рикман Эми

Леонард в Москве Довелось мне однажды принимать Лайонса в Москве. Он приехал вместе с труппой чернокожих американских артистов, привезших на гастроли в столицу оперу Гершвина «Порги и Бесс». И тут, как говорится, у нас не обошлось без накладки. Мы с женой решили пригласить

Из книги Великие американцы. 100 выдающихся историй и судеб автора Гусаров Андрей Юрьевич

Леонард Шелдон Шелдон Леонард был TV -продюсером и актером в середине XX века. Он появился в таких фильмах, как «Иметь и не иметь» (1944) и «Эта прекрасная жизнь» (1946), но стал известен в качестве продюсера сериалов «Шоу Дика ван Дайка» и «Шоу Энди Гриффита». Он умер в 1997 году. Чак

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 2 автора Амиллс Росер

Хофстедтер Леонард Лики Доктор философских наук Леонард Лики Хофстедтер – физик-экспериментатор, работающий в Калифорнийском технологическом университете. Его часто показывают в процессе работы с лазерами, и Шелдон постоянно ругает его за ограниченность научных

Из книги Радуга Фейнмана [Поиск красоты в физике и в жизни] автора Млодинов Леонард

Автор «Вестсайдской истории» Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein) (25 августа 1918, Лоренс - 14 октября 1990, Нью-Йорк) Премьера мюзикла «Вестсайдская история» прошла в театре «Винтер Гарден» 26 сентября 1957 года, и он сразу стал безумно популярным. Прежде чем отправиться в

автора Айзексон Уолтер

Из книги Инноваторы. Как несколько гениев, хакеров и гиков совершили цифровую революцию автора Айзексон Уолтер

«(Нео)сознанное: как бессознательный ум управляет нашим поведение» Леонард Млодинов (перевод Ш. Мартиновой) Леонард Млодинов в книге «(Нео)сознанное» предлагает свои методы расшифровки подсознательного мышления, которые помогут пересмотреть представления о себе самих

Из книги автора

Из книги автора

Коммутация пакетов: Пол Бэран, Дональд Дэвис и Леонард Клейнрок Есть много способов передачи данных по сети. Самый простой, известный как коммутация каналов, это способ, которым работает телефонная сеть: с помощью коммутаторов создается специальный канал, по которому все

«Выбор спутника жизни» - Идеальный муж. Идеальная жена. Зрелость и ответственность. Неверные мотивы. Потолок. Уважение к родителю противоположного пола. Здоровье. Ограда. Труба. Желание читать библию. Крыша. Двери. Совместимость. Забор. Стены. Окна. Благоволение. Чудотворец. Рассветет. Отношение к людям. Виды любви. Фундамент.

«Анкета для сайта знакомств» - Поза для фотографии. Советы для идеального фото. Хорошая фотография - это 90% успеха. Архетипы. Для тех, кто давно на сайте. Когда найдете подходящего фотографа, посмотрите его работы. Прическа. Помните, что сайт, - это большой рынок. Используйте современную фотографию. Шаблон. Секреты идеального фото для женщин.

«Мудрость родительской любви» - Мудрость родительской любви. Притча о перевернутом камне. Ошибки в воспитании. Внимание родителей. Способы выражения любви к ребёнку. Не относись к его проблемам свысока. Варианты ответов. Ясное представление. Родительские ошибки. 10 «нельзя» для родителей. Любить своего ребенка. Советы родителям. Главные слова.

«Любовь и счастье» - На классный час сегодня мы пришли, С собою в подарок шары принесли. Внимательный. Умный. Справедливый. В синих шарах – голубые мечты, Чтобы мечтали по-прежнему вы. Классный час: «Сделай счастье своими руками!». Честный. Чуткий. Терпеливый. Решительный. Толерантный человек. Добрый. Крутится, вертится шарик земной, Годы, как птицы, летят чередой.

«Подготовка молодёжи к семейной жизни» - Образ социально благополучной семьи. Воспитание у родителей и подростков высокой нравственности. Государственная политика. Экономические тенденции. Успешная семья. Необходимость повышения внимания к воспитанию молодежи. Кто, по Вашему, должен заниматься воспитанием ребенка. Уровень подготовки молодежи.

«Что значит любовь» - "Что значит любовь?“. Люди забывают. Так вот, победителем стал четырехлетний малыш, чей старенький сосед недавно потерял жену… Ответы оказались намного более глубокими и обширными, чем кто-либо вообще мог себе представить. Если ты не любишь, ты ни в коем случае не должен говорить "я люблю тебя".

Всего в теме 10 презентаций

Американский дирижер, композитор, пианист (р.1918).

Леонард Бернстайн родился 25 августа 1918 года в городе Лоу-ренс (штат Массачусетс) в семье выходцев с Западной Украины, эмигрировавших в Америку до первой мировой войны. Любовь к музыке проявилась в нем с ранних лет; уже в десятилетнем возрасте Леонард уверенно играл на фортепиано, доставшемся ему в подарок от тети. В школьные годы он с удовольствием выступал в Бостоне в качестве солиста школьного оркестра.

После окончания школы Леонард по желанию родителей поступил в Гарвардский университет, где занимался, кроме музыки, еще и филологией. Будущий автор нашумевших мюзиклов словно чувствовал, что ему предстоит работать не только над музыкальной частью, но и над литературной. Музыкальными учителями Леонарда были У. Пистон и Э. Б. Хилл (композиция) и X. Коутс и Г. Гебхард (фортепиано). После окончания университета он продолжил образование в Музыкальном институте Кёртис, где проходил курсы инструментовки у Р. Томпсона, дирижирования у Ф. Рейнера и фортепиано у И. А. Венгеровой. Также Бернстайн считается учеником знаменитого дирижера и контрабасиста С. Кусевицкого.

В 1942 году Бернстайн завершил музыкальное образование и в этом же году написал Первую симфонию, которая называлась «Иеремия».

С 1943 года Леонард Бернстайн - ассистент дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра. Но через некоторое время он был вынужден поменять профиль деятельности и стал так называемым «гастролирующим дирижером», персонально не связанным ни с каким определенным оркестром. С 1944 года Бернстайн гастролировал во многих странах, в том числе (в 1959 и 1988 годах) бывал в СССР.

Бернстайн - автор нескольких симфоний. После Первой симфонии («Иеремия») он написал Вторую, которая появилась в 1949 году и называлась «Тревожный век». Третья симфония Л. Бернстайна была посвящена 75-летию Бостонского симфонического оркестра. Она появилась в 1958 году.

Но все эти бесспорно интересные достижения творческой мысли известного композитора и дирижера отступают в тень перед его славой автора мюзиклов. Американский мюзикл сродни европейским оперетте и балету. Это красочное театральное представление, наполненное музыкой и хореографическими номерами. Бернстайн - автор нескольких мюзиклов. Самые известные его творения -«On The Town» («По городу», 1944), «Wonderful Town» («Удивительный город», 1953), «Candide» («Кандид», 1957) и особенно «West Side Story» («Вестсайдская история», 1957).

«Вестсайдская история» - без сомнения, самый известный мюзикл Леонарда Бернстайна, поставленный в 1957 году по известному сюжету трагедии «Ромео и Джульетта» В. Шекспира. Впервые мысль обратиться к шекспировскому сюжету для раскрытия современной проблемы пришла в голову Леонарду Бер-нстайну еще в 1949 году, когда он стал свидетелем оглушительного успеха оперетты «Целуй меня, Кэт» композитора Коула Портера, переработки комедии Шекспира «Укрощение строптивой». Сборы от спектаклей были невиданными. Бернстайна поразило, что классический сюжет и по прошествии веков волнует людей, не теряет актуальности. Композитор загорелся идеей пойти по стопам коллеги, но в 1949 году его отвлекли другие планы.

В 1954 году Бернстайн написал оперу «Волнения на Таити» («Trouble In Taiti»). Ранее, в 40-е годы, он создал балеты «Не-влюбляющийся» («Fancy Free») и «Факсимиле». Пробовал он себя и в качестве музыкального критика. И вот наступил 1955 год, когда, пребывая в творческом кризисе, Бернстайн вернулся к замыслу «Вестсайдской истории». Работа была закончена за два года. Премьера мюзикла состоялась 26 сентября 1957 года в Нью-Йорке и вызвала сенсацию, родившую многочисленные подражания в пьесах других авторов и кинофильмах.

Действие мюзикла происходит на северо-западе Манхэттена.

История повествует о двух бандах подростков - «Ракет» и «Акул». Парень из банды «Ракеты», влюбляется в девушку из «Акул». Герои мюзикла совсем еще мальчишки и девчонки, но в их «тусовке» кипят настоящие страсти. Реально и оружие, оборвавшие юные жизни Тони и Марии - так зовут главных героев произведения Бернстайна.

Мюзикл изобиловал хореографическими номерами, которые были органически вплетены в ткань повествования. Немаловажно, что эти номера двигали действие вперед. Произведение предельно приближалось к балету. «Вестсайдская история» явила собой подлинный шаг вперед в жанре бродвейского мюзикла.

Будучи композитором с широким творческим кругозором, Леонард Бернстайн смело вводил в мюзикл новые формы, например оперные, а также добивался сквозного музыкального развития, характерного для симфоний. В его мюзиклах можно встретить формы джаза, негритянского, мексиканского и индейского фольклора. Бернстайн гармонично использовал в своих сочинениях различные уличные песенки, а также рок-н-ролл («Месса», 1971).

После триумфа «Вестсайдской истории» карьера Бернстайна развивалась весьма успешно. В 1958 году его пригласили на должность главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра, которую он занимал до 1969 года. На концертах он выступал как дирижер и исполнитель партии фортепиано, совершая дирижерские эксперименты в духе Вэна Клайберна и Давида Ойстраха. Идея заключалась в том, что Бернстайн сидел за роялем, а оркестр должен был следить не за его дирижерской палочкой, а слушать рояль и подчиняться исполнителю фортепианной партии.

Любимыми композиторами Бернстайна, по его собственному признанию, являются Д. Шостакович и И. Стравинский. Может быть, поэтому некоторые его произведения не лишены музыкального влияния Стравинского? Также Бернстайн, как американский автор, суммирует в своем творчестве мотивы популярной ныне американской музыки «кантри» и произведений негритянского и индейского фольклора. Все это вместе дает поразительный эффект - выдающийся музыкальный деятель США Леонард Бернстайн является одним из крупнейших музыкальных деятелей современности, а его музыкальное творчество успешно сочетает в себе как классическую, так и современную традиции.

Леонард Бернстайн известен как талантливый дирижер и композитор, как автор нашумевшего мюзикла «Вестсайдская история» и толковый преподаватель. Музыкальный язык Бернстайна выразителен и понятен слушателям в любой точке планеты. В узких кругах Леонарда называют одним из лучших учеников и продолжателем его традиций.

Судьба Бернстайна была предопределена заранее, и он не сворачивал со своей дороги, несмотря на многочисленные трудности.

К 10 годам он понял, что станет музыкантом. Но отец отказывался пускать деньги за пустую затею, и Леонарду пришлось самому изыскивать средства на обучение.

Поступив в престижный Гарвардский университет, Бернстайн ходил на предметы так или иначе связанные с музыкой: лекции по истории музыки, средневековое искусство, фортепианную игру. Впрочем, его интересовали все гуманитарные науки.

Закончив один университет, Леонард решил не останавливаться на достигнутом. Его следующей ступенью стала Кертисовская консерватория.

Поворотным моментом в жизни стало знакомство с талантливым русским дирижером Кусевицким. Под его началом Леонард прошел практику в Беркширском музыкальном центре. Кусевицкий остался чрезвычайно доволен своим даровитым помощником, и вскоре между ними завязалась настоящая дружба.

Леонард стал ассистентом русского музыканта, а чуть позже помощником дирижера в Нью-Йоркском филармоническом оркестре.

Перебиваясь до этих назначений случайными подработками: уроками и редкими концертами - Леонард едва сводил концы с концами.

Бернстайна выручил случай: когда дирижер Нью-Йоркского оркестра заболел, скромный ассистент получил шанс продемонстрировать свой талан широкой публике.

Бессонная ночь, проведенная за повторением партитур, обеспечила молодому Бернстайну триумф. Не проведя ни единой репетиции с оркестром, Леонард выдал такой концерт, что он надолго запомнился слушателям, а им было с кем сравнивать!

Это выступление распахнуло перед Леонардом двери в знаменитейшие концертные залы двух континентов.

В конце войны Бернстайн занял пост дирижера Нью-Йоркского городского симфонического оркестра. Леонарду довелось выступать перед самой взыскательной публикой: англичанами, испанцами и австрийцами.

Романтические, юношеские порывы, взрывной темперамент и нежные, лирические отступления - были характерными особенностями музыки Бернстайна.

Харизматичный композитор был до того артистичен, что ему ничего не стоило руководить оркестром без дирижерской палочки, при помощи выражения лица и вращения глаз.

Десять лет Бернстайн отдал Нью-Йоркскому филармоническому оркестру, и покинул его, когда решил посвятить все свое время сочинению музыки.

Написанная Бернстейном музыка уже не раз звучала со сцены. Так, например, дебют вокального цикла «Ненавижу музыку», балета «Невлюбляющиеся», симфонии «Иеремия» совпали с дирижерским дебютом.

В юности Леонард увлекался театром и сочинял музыку, подходящую для театральной сцены.

Бернстайн написал оперу «Волнения на Таити», два балета, но больший отклик получили четыре мюзикла, написанные специально для Бродвея. Постановка «В городе» вызвала большой резонанс, билеты на мюзикл расхватали, как горячие пирожки.

Музыка Бернстайна выросла на танцевальной музыке англо-кельтской традиции; на негритянской музыке, пропитанной любовью к свободе и неизбывной тоской по дому; на зажигательной мексиканской музыке и на изобретательных ритмах джаза.

Стиль джаза 30-х годов - суинг -Леонард выбрал для спектакля «В чудесном городе».

Мюзикл - это не просто красивая картинка, зажигательные ритмы и схематичные сюжеты, это поучительные истории, которые заставляют людей думать и глубоко переживать. Мюзикл «Кандид» написанный по мотивам повести Вольтера заставляет с непривычной стороны смотреть на бытие человека. Мюзикл «Вестсайдская история» - это самая печальная история любви Шекспира, перенесенная на американскую почву, с характерными для нее расовыми противоречиями.

Когда умер Кусевицкий, Леонард продолжил вести музыкальный класс старого друга. В 1951 году он также начинает преподавать в штате Массачусетс и читать лекции в Гарварде.

Чем бы Бернстайн не занимался: преподавал, дирижировал, сочинял книги, он желал только одно, чтобы как можно больше людей находили удовольствие в музыке.

К открытию Центра искусств им. Кеннеди в Вашингтоне Леонард сочинил Мессу, совместившую пение псалмов с джазовыми песнями и рок-музыкой.

Бернстайн -приверженец эклектичного стиля в музыке, он не боялся ломать стереотипы, он пробовал, искал, ломал и состыковывал, добиваясь неординарных, неоднозначных, но впечатляющих результатов.

Бернстайн всегда считал, что самым важным делом его жизни является воспитание молодежи, ведь молодежь продолжит то, что начали старики, она сохранит то, что передавалось из поколения в поколение и приумножит музыкальные богатства.

Музыкальные Сезоны

Все права защищены. Копирование зарещено

краткое содержание других презентаций

«Урок После бала» - Задачи урока. Беседа. Исповедь. История создания рассказа. Используемая литература. Личность и судьба писателя. Вспомним содержание рассказа. Цели урока: Детство. Выполнила: Учитель МОУ Магнитная СОШ Макашова Т.П. В рассказе, как правило, одна сюжетная линия. Формировать у учащихся сознание о моральной ответственности человека за всё происходящее. Свыше двухсот произведений написано Толстым. Содержание.

«Блок На куликовом поле» - План анализа стихотворений цикла. Мелькают вёрсты, кручи… О, Русь моя! И нет конца! Останови! Реконструкция. Определите роль повторов в тексте стихотворений цикла. ? Чем объединены стихотворения А. Блока в цикле «На поле Куликовом»? М. Авилов. Н. Сверчков. Родина. Удар засадного полка. Композиция цикла. Река раскинулась. Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль…

«Русская литература» - Б.Окуджава. Басня «Лягушки, просящие царя». Комедия «Недоросль». М.А.Осоргин. «Капитанская дочка». А.П.Чехов. Л.Н.Толстой. Древнерусская литература. Житие. А.Т.Твардовский. Н.Рубцов. У.Шекспир. Русская история в картинках. Тэффи (Надежда Александровна ЛОХВИЦКАЯ). Л.Ошанин. И.А.Крылов. Зарубежная литература. Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. «Куст сирени». «Ася». Житие Александра Невского. И.С.Шмелёв. 8 класс. А.Фатьянов.

«Пушкин Моцарт и Сальери» - Сальери признаёт гениальность Моцарта, но совершает преступление. Зависть… Написано 600 произведений во всех жанрах! Почему звучат дважды? Учебный предмет: Литература Участники: ученики 8-9 классов. Что такое цикл? Талант и гений. Шедевры! Хорошо? Антагонисты Моцарт и Сальери. Кто такой гений? Что гнетёт сердце Сальери? П.-О. Замысел и история создания «Маленьких трагедий».

«Творчество Карамзина» - Военная служба. Карамзин Николай Михайлович - знаменитый русский писатель, поэт, журналист, историк. Выполнил ученик 8В класса Залепухин Вадим. SENTIMENTAL – чувствительный. «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский.). От англ. Путешествие по Европе. Смерть отца Отставка Симбирск. Н.М.Карамзин. Увлечение масонством Занятие литературой Изучение истории. Сентиментализм.



Поделиться: