Одним из признаков приближения цунами является. Что делать при наступлении цунами? Можно ли как-либо противостоять этому

Гигантская разрушительная океаническая волна, возникающая на поверхности океана в результате сильных подводных землетрясений или извержений подводных и островных вулканов.

Цунами (с японского - волна в порту) - это морские гравитационные волны очень большой длины, возникающие в результате сдвига вверх или вниз протяжённых участков дна при сильных подводных и прибрежных землетрясениях и, изредка, вследствие вулканических извержений и других тектонических процессов. В первом разделе рассмотрим причины возникновения цунами, механизм формирования волн, их различные характеристики. На первый взгляд, тема реферата может показаться не актуальной для нашей местности. Несмотря на то, что в нашем регионе с цунами встретиться невозможно, все- таки необходимо знать признаки надвигающейся опасности. Эту необходимость продемонстрировала трагедия в юго-восточной Азии в 2004г., когда погибло более 230тыс. человек. Множество туристов, не знавших признаков надвигающегося цунами и правил поведения, могли бы спасти свои жизни с помощью этих знаний. Цунами способно приводить к катастрофическим последствиям и огромному количеству человеческих жертв. Именно вопросам распознавания угрозы цунами и правильного реагирования на эту угрозу и посвящен второй и третий разделы реферата.
11 марта 2011г. волны цунами разрушили многие населенные пункты в Японии. Точное число жертв еще не установлено, но оно будет всё же меньше, чем в менее развитых странах. Япония хорошо подготовлена к сильнейшим землетрясениям, но не к цунами. И все же, благодаря системе оповещения населения, его обучению поведению при ЧС, удалось избежать еще больших жертв. Это цунами также продемонстрировало опасность техногенных катастроф, следующих за природными катаклизмами. Столь большие и разрушительные цунами случаются не часто, но, как показал опыт, ни развивающиеся, ни развитые страны не готовы столкнуться с такой мощной стихией.
Зачастую, число жертв стихии можно было сократить за счет предварительной подготовки населения: обучения распознаванию признаков опасности, правильному поведению при обнаружении этих признаков. Несоблюдение элементарных правил поведения при надвигающейся опасности унесло множество жизней в разных странах: в юго-восточной Азии в 2004г., когда при сильном отходе воды люди просто не знали, что это признак надвигающейся опасности; я Японии в 1983г., когда, почувствовав землетрясение, люди не восприняли его как признак возможного цунами и другие. Каждый человек, проживающий или приезжающий в цунамоопасный регион, должен знать простые правила, чтобы сохранить жизнь себе и окружающим.

Основные результаты показывают, что. Значительное количество детей уже имело некоторую информацию о опасности цунами после освещения в средствах массовой информации декабрьских событий. Они знали, что цунами могут поражать почти всюду в Индонезии, что они вызваны извержениями вулканов и землетрясениями. предшествовавшей падению уровня моря. До кампании по повышению осведомленности 92% детей уже определили горы как самое безопасное место для спасения; короткая образовательная кампания может значительно повысить уровень знаний. Помимо улучшения базовых знаний, кампания вызвала внезапное осознание частоты цунами в Индонезии и ранних признаков; некоторые заблуждения, связанные с весом социально-культурного контекста в восприятии риска, остаются после кампании: 58% детей по-прежнему считают, что цунами происходят из-за человеческих грехов и 31%, что дукун может предвидеть цунами. Другие вопросы дают информацию о том, как дети видят мир: они считают места, которые они знакомы, безопасными местами, а автомобили, возможно потому, что они сделаны из стали, кажутся нерушимыми и позволят вам ускользнуть в умах детей. Удивительно, но только 31% из них считают мечеть убежищем, когда они видели образы, где среди руин Ачеха все еще стояли мечети. Со своей стороны, взрослые считают мечети самыми безопасными местами. Эти несколько наблюдений ясно указывают на то, что у детей есть собственное восприятие окружающего мира. Соответственно, соответствующие образовательные инструменты должны быть разработаны для повышения их устойчивости.

К наиболее распространенным причинам возникновения цунами относятся: подводные землетрясения, оползни, вулканические извержения. Рассмотрим каждую из них подробнее.
- Подводное землетрясение (около 85 % всех цунами). При землетрясении под водой образуется вертикальное движение дна: часть дна опускается, а часть приподнимается. Поверхность воды приходит в колебательное движение по вертикали, стремясь вернуться к исходному уровню,- среднему уровню моря,- и порождает серию волн. Далеко не каждое подводное землетрясение сопровождается цунами. Цунамигенным (то есть порождающим волну цунами) обычно является землетрясение с неглубоко расположенным очагом. Проблема распознавания цунамигенности землетрясения до сих пор не решена, и службы предупреждения ориентируются на магнитуду землетрясения. Наиболее сильные цунами генерируются в зонах субдукции (место, где океаническая кора погружается в мантию).
- Оползни. Цунами такого типа возникают чаще, чем это оценивали в ХХ веке (около 7% всех цунами). Зачастую землетрясение вызывает оползень и он же генерирует волну. 9 июля 1958 года в результате землетрясения на Аляске в бухте Литуйя возник оползень. Масса льда и земных пород обрушилась с высоты 1100м. Образовалась волна, достигшая на противоположном берегу бухты огромной высоты. Подобного рода случаи весьма редки и, конечно, не рассматриваются в качестве эталона. Но намного чаще происходят подводные оползни в дельтах рек, которые не менее опасны. Землетрясение может быть причиной оползня и, например, в Индонезии, где очень велико шельфовое осадконакопление, оползневые цунами особенно опасны, так как случаются регулярно, вызывая локальные волны высотой более 20 метров. Оползни могут приводить к возникновению локальных волн, но вряд ли к большим волнам, распространяющимся на весь океан.
- Вулканические извержения (около 5% всех цунами). При сильных вулканических взрывах образуются не только волны от взрыва, но вода также заполняет полости от извергнутого материала, в результате чего возникает длинная волна. Однако, при извержении подводного вулкана вряд ли возможно образование мощного цунами. Классическим примером является извержения Кракатау (когда от цунами погибло около 36 000 человек). Но этот случай нельзя считать доказательством цунамигенности извержений вулканов, поскольку во время извержения Кракатау под воду опустилось несколько близлежащих островов. Опускание островов говорит о том, что при извержении Кракатау опустилась часть земной коры. И, скорее всего, именно это быстрое опускание одного участка коры и поднятие другого было причиной цунами при извержении Кракатау.
Кроме рассмотренных выше существуют и другие возможные причины возникновения цунами: человеческая деятельность, падение крупного небесного тела. Кроме того, существуют так называемые метео-цунами. Рассмотрим подробнее эти причины.
- Человеческая деятельность. В наш век атомной энергии у человека в руках появилось средство вызывать сотрясения, раньше доступные лишь природе. В 1946 году США произвели в морской лагуне глубиной 60м подводный атомный взрыв с тротиловым эквивалентом 20 тыс. тонн. Возникшая при этом волна на расстоянии 300м от взрыва поднялась на высоту 28,6м, а в 6,5км от эпицентра ещё достигала 1,8м. Но для дальнего распространения волны нужно вытеснить или поглотить некоторый объём воды, и цунами от подводных оползней и взрывов всегда несут локальный характер. Если одновременно произвести взрыв нескольких водородных бомб на дне океана, вдоль какой-либо линии, то не будет никаких теоретических препятствий к возникновению цунами, такие эксперименты проводились, но не привели к каким-либо существенным результатам по сравнению с более доступными видами вооружений. В настоящее время любые подводные испытания атомного оружия запрещены серией международных договоров.
- Падение крупного небесного тела может вызвать огромное цунами, так как, имея огромную скорость падения (десятки километров в секунду), данные тела имеют также колоссальную кинетическую энергию, а масса их может достигать миллиарды тонн. Эта энергия будет передана воде, следствием чего и будет волна.
- Ветер может вызывать большие волны (примерно до 20м), но такие волны не являются цунами, так как они короткопериодные и не могут вызывать затопления на берегу. Однако возможно образование метео-цунами (вызваны метеорологическими причинами) при резком изменении давления или при быстром перемещении аномалии атмосферного давления. Такое явление наблюдается на Балеарских островах и называется риссага.

Продолжающиеся профилактические действия и сотрудничество с научными командами

Кажется необходимым пересмотреть состояние своих знаний за несколько месяцев, прежде чем внести новый вклад в превентивную информацию, скорректированную и обогащенную. Как и материалы, используемые во время кампании по проведению кампаний, документы, доступные в постоянном центре Парангрит, будут предметом размышлений, с тем чтобы они могли развиваться, если это необходимо.

Библиотека должна быть обогащена и предоставлять информацию как можно большему количеству прибрежных сообществ. Теперь цель состоит в том, чтобы распространить наши превентивные действия на другие находящиеся под угрозой территории. Восемь приоритетных сайтов, определенных в соответствии с картой опасности цунами в Индонезии, представленной в конце этой книги, потребуют нашего полного внимания. Аналогичные действия следует предпринять и на берегах французских островов Индийского океана, которым угрожают цунами, сгенерированные в Индонезии или на местном уровне.

Вследствие рассмотренных выше причин, в силу малой сжимаемости воды и быстроты процесса деформации участков дна опирающийся на них столб воды также смещается, не успевая растечься, в результате чего на поверхности океана образуется некоторое возвышение или понижение. Образовавшееся возмущение переходит в колебательные движения толщ воды - волны цунами. Эти волны распространяются с большой скоростью, составляющей от 50 до 1000 км/ч, пропорциональной квадратному корню из глубины моря. Расстояние между соседними гребнями волн меняется от 5 до 1500 км. Высота волн в области их возникновения колеблется в пределах 0,01-5 м. У побережья она может достигать 10 м, а в неблагоприятных по рельефу участках (клинообразных бухтах, долинах рек и т.д.) - свыше 50 м.
В соответствии с общей классификацией волн цунами относятся к длинным волнам. Длина их достигает несколько сотен километров, амплитуда над глубокой частью океана обычно порядка одного метра. Поэтому их трудно обнаружить с воздуха или с корабля.
Основные характеристики волн цунами приведены в таблице ниже.
Параметры цунами
Скорость распространения до 1000 км/час
Длина волны до 1000 км
Период до 2,5 часов
Глубина проникновения до самого дна
Высота волны в открытом море до 2 м
Высота волны у побережья до 70 м

Это полтора года сотрудничества между исследовательскими группами и ассоциативной командой было плодотворным и должно быть возобновлено. Эта система уже частично функционировала, когда в июле произошло цунами на южном побережье Явы. Еще раз уровень осведомленности и знаний людей и властей не предотвращал сотни смертей.

Необходимость участия и обучения населения, а также органов власти

Предупреждение не передавалось на местном уровне, иногда по политическим соображениям, и жители деревни не систематически распознавали предупреждающие знаки. Наш индонезийский опыт дает нам в первую очередь классическое наблюдение: глубокая потребность в образовании людей. Необходимо поддерживать усилия в области образования цунами. Один из наиболее подходящих способов - это, конечно, включить его в школьную учебную программу. Это школьное образование должно, насколько это возможно, сосредоточиться на многоуровневом подходе.

Из таблицы видно, что на глубине волны цунами длинные и пологие, поэтому в море они не страшны.
Достигнув континентального шельфа, волны цунами замедляют свое движение, а их высота возрастает. Подход цунами к берегу иногда сопровождается отливом, которому могут предшествовать короткопериодные колебания уровня воды малой амплитуды, называемые предвестниками. Этот отлив может длиться от нескольких минут до получаса. Чем дальше отступает океан от берегов после землетрясения, тем большей силы достигнут набегающие на сушу цунами. Однако надо помнить, что не все цунами начинаются с необычного отлива и что отход моря бывает иной раз незначительным и может остаться незамеченным.
Характер распространения цунами вглубь побережья определяется рельефом суши. Иногда волны распространяются вглубь на расстоянии до 1 км и чрезвычайно редко на расстояние до 2-3 км и более.
Энергетическое воздействие цунами на берег, то есть интенсивность цунами оценивается по шестибалльной шкале:
- 1 балл - очень слабое цунами. Волна отмечается (регистрируется) только мареографами.
- 2 балла - слабое цунами. Может затопить плоское побережье. Его замечают лишь специалисты.
- 3 балла - среднее цунами. Отмечается всеми. Плоское побережье затоплено, легкие суда могут быть выброшены на берег. Портовые сооружения подвергаются слабым разрушениям.
- 4 балла - сильное цунами. Побережье затоплено. Прибрежные постройки повреждены. Крупные парусные и небольшие моторные суда выброшены на сушу, а затем снова смыты в море. Берега засорены песком, илом. обломками камней, деревьев, мусора. Возможны человеческие жертвы.
- 5 баллов - очень сильное цунами. Приморские территории затоплены. Волноломы и молы сильно повреждены. Крупные суда выброшены на берег. Ущерб велик и во внутренних частях побережья. Здания и сооружения имеют разрушения разной степени сложности в зависимости от удаленности от берега. Все кругом усеяно обломками. В устьях рек высокие штормовые нагоны. Сильный шум воды. Имеются человеческие жертвы.
- 6 баллов - катастрофическое цунами. Полное опустошение побережья и приморских территорий. Суша затоплена на значительное расстояние вглубь от берега моря
Интенсивность цунами зависит от длины, высоты и фазовой скорости движения волны набега. Энергия цунами обычно составляет от 1 до 10% от энергии вызвавшего его землетрясения.
80% цунами возникают на периферии Тихого океана, включая западный склон Курило-Камчатского жёлоба. Исходя из закономерностей возникновения и распространения цунами, проводится районирование побережья по степени угрозы цунами. Мероприятия по частичной защите от цунами: создание искусственных береговых сооружений (волнорезов, молов и насыпей), посадка лесных полос вдоль берегов океана. В 40-х и 50-х гг. в США, Японии и СССР созданы службы предупреждения населения о приближении цунами, основанные на опережающей регистрации землетрясений береговыми сейсмографами.
После цунами 2004г. и в Индийском океане, вблизи Индонезии, предполагается организовать сеть наблюдений, а в дальнейшем есть намерения сделать глобальную сеть предупреждений о цунами и оснастить ее новейшими сейсмографами, специальными датчиками и бакенами, на которых будет размещена регистрирующая аппаратура, и все это объединить спутниковой системой.

Чтобы быть эффективными, меры профилактики должны учитывать местные особенности сенсибилизированных сайтов. Роль ученых в этом отношении имеет основополагающее значение. Точное картирование опасностей имеет важное значение для наилучшего определения районов с высокой степенью воздействия, зон убежища, путей эвакуации и т.д. поскольку большинство индонезийцев являются мусульманами, громкоговорители мечетей, используемых для призыва к молитве, находятся далеко, а муэдзины уважают мужчин, в некоторых районах предупреждающее сообщение передается мечети.

Естественным сигналом предупреждения о возможности цунами является землетрясение. Эпицентр землетрясения находится, как правило, в океане. На берегу землетрясение обычно гораздо слабее, а часто его нет вообще. В цунамоопасных регионах есть правило, что если ощущается землетрясение, то лучше уйти дальше от берега и при этом забраться на холм, таким образом, заранее подготовиться к приходу волны.
Перед началом цунами, как правило, вода отступает далеко от берега, обнажая морское дно на сотни метров и даже несколько километров. Этот отлив может длиться от нескольких минут до получаса. Люди, находящиеся на берегу и не знающие об опасности, могут остаться из любопытства или для сбора рыбы и ракушек, что и произошло на курортах юго-восточной Азии в 2004г. Чем дальше отступило море, тем выше могут быть волны цунами. Но волна может подходить без отступления воды.
Движение волн может сопровождаться громоподобными звуками, которые слышны до подхода волн цунами. Иногда перед волной цунами происходит подтопление побережья водяным «ковром». Возможно появление трещин в ледяном покрове у берегов.
Признаком приближающегося стихийного бедствия может быть изменение обычного поведения животных, которые заранее чувствуют опасности и стремятся переместиться на возвышенные места.

Признание особенностей в различных контекстах также поможет привлечь и обучить местные власти. Он является координационным центром для обеспечения защиты от цунами. Ученые должны сыграть определенную роль в разъяснении вопросов, связанных с запуском предупреждения для властей всех уровней и ответственных за передачу информации. Наличие системы оповещения не должно скрывать необходимость в институциональной и оперативной подготовке.

В этом смысле они должны получать специальные образовательные меры. Это свидетельствует о необходимости более точного и надежного освещения СМИ. Поэтому подход, основанный на участии, охватывающий все население в фокус-группах, абсолютно необходим. Образование должно учитывать потенциальные неудачи такой системы, чтобы люди могли их предвидеть.

Цунами - опаснейшее стихийное бедствие, к которому не готовы ни развивающиеся, ни развитые страны. Основной причиной возникновения волн цунами являются подводные землетрясения, мощнейшие из которых порождают огромные разрушительные волны. Последствия этих волн на суше исчисляются огромными экономическими потерями, человеческими жертвами и даже непоправимым ущербом окружающей среде, в случае техногенной катастрофы. Причина разрушительности цунами в том, что это не просто волны, возникающие на поверхности воды, а движение всей толщи воды-до самого дна. На разрушительность этого явления влияет множество факторов, поэтому по настоящему мощные цунами случаются нечасто. Тем не менее, странам, находящимся в цунапоопасных регионах, необходимо проводить предупредительные мероприятия, главным из которых создание системы оповещения населения (в Японии существует система оповещения при землетрясениях), наличие которой могло бы спасти тысячи жизней в юго-восточной Азии в 2004г, а также подготовку населения к реагированию.

Ответственность ученых за внедрение оперативных приложений их исследований

Уроки, извлеченные из этого опыта в Тихом океане, являются активом, который можно использовать для обеспечения максимальной эффективности новой системы Индийского океана. Это особенно заметно в области природных опасностей, основными задачами которых являются спасение человеческих жизней и минимизация экономических последствий за счет защиты собственности и инфраструктуры. Китинг является единственным автором, который четко подчеркивает, насколько важно думать о том, как исследования цунами способствуют просвещению в области общественного риска.

7 класс

Обобщающий урок №1

«Опасные и чрезвычайные ситуации и защита населения от их последствий» (часть 1)

1. Что такое землетрясение:

а) область возникновения подземного удара;

б) проекция центра очага землетрясения на земную поверхность;

в) подземные удары и колебания поверхности Земли .

Помимо научных публикаций, исследователи как-то несут гуманитарную ответственность, чтобы сделать их результаты доступными и обеспечив их применение. Рабочие группы - виртуальные или физические - необходимы для объединения научных и гражданских сообществ вокруг реализации этих результатов. Ученые могли бы найти через эти отношения возможность отнести свои результаты, эффективно используемые в интересах общественности. Это хороший способ для них продолжить свои исследовательские работы, в то время как другие продолжают усилия по смягчению последствий, основанные на их результатах.

2. Вы находитесь дома один. Вдруг задрожали стекла и люстра, с полок начали падать посуда и книги. Вы срочно:

а) займете место в дверном проеме;

б) позвоните родителям на работу, чтобы предупредить о происшествии и договориться о месте встречи;

в) закроете окна и двери, перейдете в подвальное помещение или защитное сооружение.

Он также лучше отражает интерес исследований, которые обычно кажутся отдаленными от материальных, и, таким образом, становится более восприимчивыми к проделанной работе. В Индонезии, как и во Франции и во многих других странах, связь между оперативным миром и миром исследований по-прежнему очень незначительна. Мы могли бы моделировать Японию и Соединенные Штаты, лидеров смягчения последствий цунами, впереди в этой области. Первая образовательная кампания, введенная в действие, привела к повышению осведомленности людей о рисках на южном побережье Явы.

3. Основной способ спасения людей при извержении вулканов:

а) эвакуация;

б) укрытие в специально оборудованных убежищах;

в) использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

4. Ветер скоростью до 13 м/с называется:

а) шторм;

б) бриз;

в) циклон.

5. Сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, называется:

Планетарный риск смог предоставить точные и эффективные сообщения, принимая во внимание данные, результаты и рекомендации ученых. Учения по эвакуации и школьные образовательные кампании проводились районным районом в регионе Паданг, где ученые ожидали крупного цунамигенного землетрясения.

Эта область оставалась незначительной, главным образом из-за отсутствия средств, а также из-за отсутствия видимости и признания. Недавнее распространение инициатив, которое также дает надежду на лучшее, должно приглашать бдительность, принимая во внимание необходимость проведения научных консультаций, чтобы предоставленная информация была справедливой.

а) ураган;

б) смерч;
в) буря;

г) циклон.

6. Лучшая защита от смерча:

а) мосты, большие деревья;

б) будки на автобусных остановках;

в) подвальные помещения, подземные сооружения.

7. При заблаговременном оповещении о наводнении необходимо:

а) открыть окна и двери нижних этажей;

Тем не менее, это образование никогда не будет полностью эффективным, если оно не учитывает местные социокультурные факторы и местную географию и территориальное планирование. Хорошие образовательные программы не могут обойтись без этих особенностей. Оперативные субъекты, в свою очередь, несут научную ответственность.

Цунами: скоро устойчивые сообщества в Индонезии?

Очевидно, что различные исследования, описанные в этой книге, потеряли бы большую часть их интереса, если бы не было применено применение в плане профилактики. Однако все научные усилия и финансовые взносы для поддержки программ образования в области цунами не могут быть достаточными для создания общин, устойчивых к цунами. Понятно, что проблемы развития в значительной степени способствуют возникновению бедствий. Сравнение между Японией и Индонезией, двумя странами, также подверженными стихийным бедствиям, доказывает, насколько уязвимость связана с уровнем развития.

б) включить телевизор, радио, выслушать сообщения и рекомендации ;

в) перенести на нижние этажи ценные вещи.

8. Одним из признаков приближения цунами является:

а)

9. Причиной землетрясений может стать:

а) сдвиг в скальных породах земной коры, разлом, вдоль которого один скальный массив с огромной силой трется о другой;

Следует также упомянуть национальные особенности. Уровень образования в Индонезии достаточно хорош, но вклад знаний о естественных рисках остается минимальным в школе. Однако Индонезии еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем достичь приемлемого уровня устойчивости. Структурные проблемы должны в первую очередь решаться индонезийским правительством для достижения этой цели: инвестиции в аварийные службы, обучение должностных лиц на уровне общин на национальном уровне, технологические инвестиции и т.д. А также до любого сокращения бедности.

б) волновые колебания в скальных породах;

в) строительство очистных сооружений в зонах тектонических разломов.

10. В какой последовательности вы постараетесь действовать, если, находясь дома, неожиданно почувствовали толчки, дребезжание стекла, посуды, а времени, чтобы выбежать из здания, нет:

а) отключить электричество, газ, воду, отойти от окон и предметов мебели, которые могут упасть, занять безопасное место в проеме дверей;

Тогда будут созданы оптимальные условия для содействия образованию риска. Людям, властям, лицам, принимающим решения, и средствам массовой информации следует предлагать образование с несколькими опасностями, адаптированное к местным соображениям. Гуманитарным партнерам предлагается предоставить средства и техническую помощь в этой перспективе, а правительство - обеспечить общий уровень развития страны.

Со своей стороны, все ученые должны обеспечить, чтобы их открытия были доступны и использовались с умом, особенно в образовательных целях. К сожалению, предотвращение рисков, к сожалению, слишком часто является результатом необходимости, выявленной в результате стихийного бедствия. Наша самая большая задача - обеспечить, чтобы индонезийцы были готовы столкнуться с следующим цунами, который ударит по их берегам, чтобы предотвратить дальнейшую катастрофу. В этом же духе следует подумать об уменьшении риска цунами и предотвращении возможных бедствий на всех находящихся под угрозой угрозах в глобальном масштабе.

б) позвонить в аварийную службу, отключить электричество, газ, воду, занять место у окна;

в) закрыть окна и двери и занять безопасное место в шкафу.

11. При извержении вулкана, находясь в непосредственной близости от него, необходимо:

а) убегать перпендикулярно от направления движения лавовых потоков;

б) защитить органы дыхания, следовать в укрытие;

Постоянный информационно-пропагандистский центр в Парангритти будет обновляться и обогащаться в максимально возможной степени, а образовательная деятельность будет постоянно подкрепляться результатами работы, которую ее научные партнеры продолжают предпринимать, чтобы лучше понять риск цунами. Входы, обеспечиваемые 12-недельными усилиями в течение семи полевых поездок, включают полевые измерения взлёта, высоты цунами, глубины потока, направления потока и хронологию событий. Мы доставляем подробные карты затопления западного и северного побережья Банда-Ачеха.

в) укрыться за большим камнем.

12. Область пониженного давления в атмосфере -это:

а) смерч; б) буря; в) циклон .

13. Принцип работы одного из указанных приборов напоминает принцип действия смерча. Что это за прибор:

а) пылесос; б) утюг; в) газовая плита; г)холодильник.

14. Безопасное естественное укрытие на улице во время урагана:

а) большие деревья; б) крупные камни; в) овраг.

15. При внезапном наводнении до прибытия помощи следует:

а) оставаться на месте и ждать указаний по телевидению (радио), при этом вывесить белое или цветное полотнище, чтобы вас обнаружили;

б) быстро занять ближайшее возвышенное место и оставаться там до схода воды, при этом подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить;

в) спуститься на нижний этаж здания и подавать световые сигналы.

в) выйти из здания и направиться как можно ближе к побережью.

16. Вы попали под завал в результате землетрясения, нога была придавлена упавшей конструкцией, но освобождена: шевелить пальцами и ступней ноги можете. В помещении есть немного свободного пространства, но выход заблокирован. Какова очередность ваших действий:

а) окажете себе первую помощь, установите под порки под конструкции над вами, найдете теплые вещи или одеяло, чтобы укрыться, будете кричать, звать на помощь, стучать металлическими предметами по трубам, плитам;

б) окажете себе первую помощь и начнете разгребать завал в сторону выхода из помещения;

в) установите подпорки под конструкции над вами, попробуете подойти к оконному проему, если найдете спички, попытаетесь развести небольшой костер, что бы согреться и осмотреться вокруг.

17. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с, - это:

а) шторм; б) ураган ; в) торнадо.

18. Какое из перечисленных последствий ураганов всегда вторично:

а) разрушение жилищ, линий электропередач;

б) пожары;

в) аварии на производстве;

г) эпидемии.

19. Проникновение воды в подвалы зданий через канализационную сеть (при сообщении канализации с рекой) по канавам и траншеям, а также из-за значительного подпора грунтовых вод - это:

а) подтопление;

б) затопление;
в) затор;

г) зажор.

20. Вынужденную самостоятельную эвакуацию во время внезапного наводнения необходимо начинать тогда, когда вода:

а) затопила подвальные помещения и достигла первого этажа здания, где вы находитесь;

б) достигла отметки вашего пребывания и создается реальная угроза вашей жизни;

в) стала резко подниматься.

21. Наиболее подходящие места для укрытия в здании при землетрясении:

а) места под подоконником, внутри шкафов, комодов, гардеробов, углы, образованные внутренними перегородками;

б) места под прочно закрепленными столами, рядом с кроватями, у колонн, проемы в капитальных внутренних стенах, углы, образованные капитальными внутренними стенами, дверные проемы;

в) вентиляционные шахты и короба, балконы и
лоджии, места внутри кладовок и встроенных шкафов.

22. Наибольшую опасность при извержении вулкана представляют:

а) взрывная волна и разброс обломков;

б) водяные и грязекаменные потоки;

в) резкие колебания температуры;

г) тучи пепла и газов («палящая туча»).

23. Разрушительная сила урагана заключается в совместном действии:

а) воды и атмосферного давления;

б) ветра и воды;

в) атмосферного давления и ветра;

г) ветра и верхнего слоя земли.

24. Разрушающее действие смерча связано:

а) с действием прямолинейного скоростного напора воздушных масс;

б) с действием стремительно вращающегося воздуха и резким вертикальным подъемом воздушных масс;

в) с динамическим воздействием масс, вовлеченных в движение, на различные постройки, здания, сооружения и т. п.

25. Покрытие окружающей местности слоем воды, заливающей дворы, улицы населенных пунктов и нижние этажи зданий,- это:

а) затопление;

б) половодье;

в) паводок;

г) подтопление.

26. При землетрясении необходимо попытаться:

а) открыть окна, попытаться быстро покинуть здание и поехать (пойти) домой;

б) успокоить домашних животных, быстро занять место на балконе или подальше от капитальных стен;

в) отключить электричество, эвакуироваться из здания, занять место вдали от зданий и линий электропередач.

27. «Палящая туча» - это:

а) тучи пепла, поднимающиеся на большую высоту;

б) тучи раскаленного газа под большим давлением, исходящие из жерла вулкана;

в) тучи раскаленного газа и пепла, поднимающиеся на высоту до 75 км;

г) тучи раскаленного газа и пепла, удерживающиеся у самой поверхности земли.

28. Сила ветра измеряется его скоростью. Кто из ученых создал шкалу силы ветра:

а) Бофорт;

б) Рихтер;

в) Ломоносов;

г) Менделеев.

29. Продолжительный и очень сильный ветер, скорость которого превышает выше 20 м/с:

а) вьюга;

б) буря;

в) торнадо.

30. При заблаговременном оповещении об угрозе бурь, ураганов, смерчей необходимо:

а) закрыть все окна и двери;

б) включить телевизор, радио и выслушать рекомендации;

в) выйти из дома и укрыться под ближайшим большим деревом.

31. Одним из последствий наводнения является:

а) нарушение сельскохозяйственной деятельности и гибель урожая;

б) взрывы промышленных объектов в результате действия волны прорыва;

в) возникновение местных пожаров, изменение климата.

32. При заблаговременном оповещении о приближении цунами прежде всего необходимо:

а)

б) открыть окна и двери нижних этажей;

Обобщающий урок №2

«ОС и ЧС и защита населения от их последствий» (часть2)

1. Наиболее безопасные места при сходе оползней, селей, обвалов, лавин:

б)

в) долины между гор с селе- и лавиноопасными участками, большие деревья с толстыми стволами, большие камни, за которыми можно укрыться.

2. Последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин:

а) лесные пожары, изменение климата и погодных условий, гибель людей и животных;

б) извержение вулканов, усиление сейсмической активности, повышение уровня воды в реках и водоемах;

в) перекрытие русел рек, изменение ландшафта, гибель людей и животных, разрушение зданий и сооружений, сокрытие их толщами пород. 3. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, -это:

а) стихийный пожар;

б) природный пожар;

в) лесной пожар .

4. Действие цунами не опасно:

а) в открытом океане;

б) на равнинных побережьях;

в) на побережьях с пологим берегом;

г) в открытых бухтах и заливах.

5. Одним из безопасных мест, где можно укрыться от цунами, являются:

а) расщелины скал и гор на побережье;

б) пространства, где есть всевозможные сооружения для укрытия;

в) помещения с закрытыми окнами и дверями со стороны движения цунами;

г) помещения в доме с противоположной стороны от побережья.

6. Основная причина крупных обвалов:

а) землетрясения;

б) таяние ледников;

в) ураганы;

г) наводнения.

7. Гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений и извержений вулканов,- это:

а) шторм;

б) моретрясение;

в) цунами.

8. Причины образования селей:

а) наводнения, вызванные авариями на гидросооружениях, лесные и торфяные пожары, прямое воздействие солнечных лучей на ледники;

б) подвижки земной коры или землетрясения, естественный процесс разрушения гор, извержение вулканов, хозяйственная деятельность человека;

в) нарушение почвенного покрова в результате хозяйственной деятельности человека, отсутствие растительности на горных склонах, массовая миграция
животных в осенне-зимний период.

9. Во время прохождения лавиноопасного участка в горах вы с группой туристов увидели внезапный сход снежной лавины. Опасность попадания в лавину велика. Ваши действия:

а) быстро начнете организованный выход из лавиноопасного участка;

б) разделитесь на несколько групп, каждая из которых начнет самостоятельно спускаться в долину;

в) при помощи веревок закрепитесь за большие камни;

г) укроетесь за скалой или ее выступом, ляжете и прижметесь к земле, закрыв голову руками.

10. При внезапном приходе цунами вы решили остаться в здании. Из всех необходимых действий вы прежде всего должны:

а) спуститься вниз как можно ближе к выходу;

б) закрыть двери на запоры;

11 Одна из причин образования оползней:

а) вода, просочившаяся по трещинам и порам в глубь пород и ведущая там разрушительную работу:

б) вулканическая деятельность;

в) сдвиг горных пород.

12. Находясь дома в селеопасном районе, вы услышали по радио сообщение об угрозе схода селя. У вас в запасе 30 минут. Ваши действия:

а) соберете все ценное имущество во дворе и укроете его в помещении, сами укроетесь в погребе;

б) плотно закроете вентиляционные и другие отверстия, закроете все двери, окна, будете выходить на склон горы через ущелье или небольшую долину;

в) выйдете из здания и направитесь в безопасное место, предупредите соседей об угрозе селя, будете выходить на склон горы, находящийся в селебезопасном направлении.

13. Наиболее безопасные места при сходе оползней, селей, обвалов, лавин:

а) склоны гор, где оползневые процессы не очень интенсивны, ущелья и выемки между горами;

б) возвышенности, расположенные с противоположной стороны селеопасного направления, склоны гор и возвышенностей, не расположенные к оползневому процессу;

в) долины между гор с селе- и лавиноопасными участками, большие деревья с толстыми стволами, большие камни, за которыми можно

14. Одним из признаков приближения цунами является:

а) поведение животных, которые торопливо уходят на склоны гор и возвышенности;

б) неожиданный ураган с выпадением обильных осадков;

в) резкое понижение или повышение температуры воздуха, сопровождающееся обильным таянием ледников в горных районах или сходом лавин.

15. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, это:

а) стихийный пожар;

б) природный пожар;

в) лесной пожар.

16. По характеру распространения лесные пожары подразделяются на:

а) низовые;

б) наземные;

в) верховые;

г) подземные;

17. Площадь, охваченная огнем, составляет 0,2 – 2,0 га:

а) крупный пожар;

б) малый пожар;

в) небольшой пожар;

г) катастрофический пожар.

18. К тушению лесных пожаров не допускаются лица моложе:

а) 14 лет;

б) 16 лет;

в) 18 лет;

г) 20 лет.

19. Вы с товарищами в лесу. Из-за неосторожного обращения с огнем одного из вас возник небольшой пожар. Как следует поступать в таких случаях. Назовите ваши дальнейшие действия и их очередность:

а) быстро выйти из зоны пожара;

б) попытаться захлестнуть кромку огня ветками, забросать ее землей;

в) послать кого-то из группы сообщить о пожаре в ближайший поселок.

20. Вы с товарищами в степи. Вас застиг пожар. О его тушении своими силами не может быть и речи. Как следует поступить в таком случае? Выберите ваши действия и определите их очередность:

а) если обойти опасную зону невозможно, то преодолевать границу огня по направлению ветра;

б) если обойти опасную зону невозможно, то преодолевать границу огня против ветра;

в) попытаться обойти опасную зону;

г) постараться найти возвышенное место и переждать пожар;

д) выходить из опасной зоны и переждать пожар.

21. Представьте себе, что во время прогулки по лесу вы увидели впереди себя на расстоянии 100-150 м огонь, который распространяется по кустарнику и деревьям. Выберите варианты ваших дальнейших действий и определите их очередность:

а) развернетесь и убежите;

б) попробуете определить направление распространения огня;

в) станете кричать и звать на помощь;

г) определите направление ветра;

д) быстро сориентируетесь и будете уходить в наветренную сторону от огня в безопасное место;

е) попробуете ветками или подручными средствами сбить огонь;

ж) найдете ближайший водоем и в нем дождетесь, когда пройдет огонь;

з) сообщите о пожаре взрослым в ближайшем поселке.

22. Какие из перечисленных способов применяются при тушении лесных пожаров:

а) захлестывание огня по кромке пожара ветками;

б) засыпка кромки грунтом;

в) устройство заградительных и минерализованных полос;

г) тушение водой и химическими огнетушащими веществами;

д) искусственное вызывание осадков.

23. Гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений и извержений вулканов, это:

а) шторм; б) моретрясение; в) цунами.

24. По интенсивности цунами классифицируются:

а) очень слабые; б) слабые;

в) средние; г) крупные;

д) очень крупные; е) сильные;
ж)очень сильные; з) катастрофические.

Найдите допущенные ошибки.

25. Основными поражающими факторами цунами являются:

а) наводнение; б) разряды статического электричества;

в) ударное воздействие волны; г) вихревые вращающиеся водяные потоки;

д) размывание.

26. Действие цунами не опасно:

а) на равнинных побережьях;

б) на побережьях с пологим берегом; в) в открытых бухтах и заливах;

г) в открытом океане.

27. Признаками приближающегося цунами являются:

а) выпадение обильных осадков (дождя, снега);

б) землетрясение;

в) извержение вулканов;

г) временное отступление воды от берега (отлив);

д) неожиданный ураган;

е) поведение животных, которые торопливо уходят на склоны гор и возвышенности;

ж) появление трещин в береговом льду зимой;

з) необычный дрейф льдин в безветренную погоду;

и) резкое понижение или повышение температуры воздуха;

к) выбросы воды у кромки льда.

28. Что необходимо сделать при заблаговременном оповещении о приближении цунами? Разместите предложенные действия в логической последовательности:

а) запастись пищей и водой в герметичной таре;

б) укрепить (забить) окна, двери нижних этажей;

в) включить телевизор, радио, выслушать сообщения и рекомендации;

г) отключить воду, газ, электричество, погасить огонь в печи;

д) выйти из здания и направиться в пункт сбора или безопасное место;

е) взять необходимые вещи и документы;

ж) эвакуироваться в безопасное место;

з) перенести на верхние этажи ценные вещи.

29. При оповещении о внезапном приходе цунами вы приняли решение об эвакуации из здания. Определите из предложенных вариантов порядок ваших действий:

а) при отсутствии возвышенности удалиться от берега на 2 - 3 км.;

б) оставаться в безопасном месте в течение 2 - 3 часов, пока не пройдут все волны;

в) подняться на возвышенное безопасное место.

30. При внезапном приходе цунами вы решили остаться в здании. Разместите указанные ниже действия в порядке очередности:

а) закрыть двери на запоры;

б) оставаться в прочном здании, по возможности на верхнем этаже;

в) подняться на верхние этажи.

31. Что нужно делать, если вы оказались в волне цунами? Определите очередностьдействий:

а) сбросьте одежду и обувь;

б) воспользуйтесь плавающими и возвышающимися предметами;

в) сгруппируйтесь и закройте голову руками;

г) наберите в грудь как можно больше воздуха;

д) приготовьтесь к возвратному движению волны;

е) переждав одну волну, период времени до следующей используйте для выхода в безопасное место.

32. Вспомните наиболее безопасные места, где можно укрыться от цунами. Выберите их в предлагаемых вариантах ответов:

а) холмы и другие возвышенные места высотой не менее 30-40м.;

б) низины и овраги глубиной не менее 2 м.;

в) места за валунами и камнями на побережье;

г) места, удаленные от берега на 2-3 км.;

д) расщелины скал и гор на побережье;

е) пространство, где есть всевозможные сооружения для укрытия;

ж) помещения с закрытыми окнами и дверями со стороны движения цунами;

з) проемы в капитальных внутренних стенах;
и) дверные проемы;

к) места у колонн и под балками каркаса здания; л) проемы в перегородках между помещениями;

м) углы, образованные капитальными стенами;

н) подвалы и погреба;

о) помещения в доме с противоположной стороны от побережья.

33. Представьте, что вы житель Дальневосточного побережья России, находитесь около дома и помогаете родителям по хозяйству. Неожиданно раздались гудки сирен. Включив радио, вы услышали сообщение, что через три часа ожидается приход цунами и вашему поселку угрожает опасность. Всем жителям поселка предлагается покинуть опасную зону и через 20 минут собраться на сборном пункте для эвакуации . Каковы ваши дальнейшие действия и их очередность:

а) закроете двери и поспешите на сборный пункт;

б) зная, что в 1 км от вашего поселка есть хутор с крепкими постройками, пойдете и там переждете цунами;

в) возьмете необходимые вещи, документы и направитесь на сборный пункт;

г) укрепите двери и окна нижних этажей; сделаете запас продуктов питания и воды в герметичной таре;

д) спуститесь к морю посмотреть, далеко ли волна цунами;

е) перенесете ценные вещи на верхние этажи или чердак;

ж) откроете все окна, чтобы вода свободно прошла через помещение, причинив минимум ущерба дому;

з) отключите воду, газ, электричество;

и) воспользуетесь лодкой, чтобы отплыть на несколько километров в море, где переждете цунами.

Контрольная работа №3

«Безопасность человека в повседневной жизни»

1. Избыточная энергия, поступающая в организм с пищей, опасна для здоровья человека, так как приводит:

а) к физическому утомлению;

б) к гиподинамии;

в) к увеличению массы тела (веса) человека.

2. Кладовыми углеводов в организме человека являются:

а) печень и мышцы;

б) желудок и легкие;

в) кости.

3. К каким последствиям в организме приводит недостаток йода:

а) к малокровию;

б) к развитию некоторых заболеваний щитовидной железы;

в) к нарушению роста.

4. К физическим качествам, обеспечивающим высокий уровень здоровья, не относятся:

а) скоростные качества;

б) силовые качества;

в) выносливость, гибкость;

г) психологические качества.

5. Регулярное закаливание способствует:

а) повышению аппетита;

б) замедлению процесса старения;

в) отвыканию от вредных привычек.

6. Одной из составляющих здорового образа жизни является:

а) малоподвижный образ жизни;

б) небольшие и умеренные физические нагрузки;

в) оптимальный уровень двигательной активности;

г) курение и употребление алкоголя в небольших количествах.

7. Из перечисленных ниже симптомов выберите те, которые являются признаками острого отравления никотином:

а) покраснение глаз, покашливание, отек лица;

б) горечь во рту, кашель, головокружение, тошнота, слабость, недомогание, бледность лица;

в) потеря ориентировки, увеличение лимфатических узлов.

8. Алкоголь, попавший в организм человека:

а) растворяется в крови и разносится по всему организму, оказывая разрушительное действие на все ткани и органы;

б) быстро выводится вместе с мочой;

в) не выводится из организма до самой смерти.

9. Какова последовательность оказания первой помощи при алкогольном отравлении:

а) уложить пострадавшего на спину и очистить ему дыхательные пути, промыть желудок, положить к ногам теплую грелку, дать пострадавшему понюхать ватку с нашатырным спиртом, вызвать «скорую помощь»;

б) уложить пострадавшего на бок и очистить ему дыхательные пути, промыть желудок, положить на голову холодный компресс, дать пострадавшему понюхать ватку с нашатырным спиртом, вызвать «скорую помощь»;

в) уложить пострадавшего на бок, промыть желудок,
положить на голову холодный компресс, дать пострадавшему понюхать ватку с нашатырным спиртом.

10. Основу опорно-двигательного аппарата составляет:

а) костная и мышечная системы;

б) система кровообращения;

в) сердечно-сосудистая система.

11. Чтобы сохранить правильную осанку, необходимо:

а) сидеть прямо, плечи держать на одном уровне, грудную клетку и голову держать прямо, лишь немного наклоняя вперед, руки свободно положить на стол, ноги согнуты в коленях под прямым углом, а ступни упереть в пол;

б) сидеть, опираясь левым локтем на стол, чтобы грудная клетка упиралась в край стола, ноги должны быть вытянуты под столом и опираться пятками о пол;

в) голова должна быть наклонена как можно ближе к плоскости (крышке) стола, ноги должны быть вытянуты под столом и опираться пятками о пол.

12. Белки не выполняют функцию:

а) поддержки обмена веществ;

б) психологической защиты организма;

в) защиты организма от внешней среды.

13. Какую роль играют витамины в развитии человека:

а) являются главным источником энергии;

б) являются строительным материалом;

в) обеспечивают устойчивость организма к воздействию болезнетворных микробов.

14. Последний прием пищи (ужин) должен быть не менее чем:

а) за 1-2 часа до сна;

б) за 3-4 часа до сна;

в) за 2-3 часа до сна.

15. Средством развития быстроты являются упражнения:

а) с преодолением веса собственного тела;

б) требующие энергичных двигательных реакций;

в) на растягивание мышц.

16. Солнечные ванны летом лучше всего принимать:

а) до полудня;

б) утром;

в) после полудня;

г) вечером.

17. Одним из лучших материалов для изготовления одежды являются:

а) искусственные материалы;

б) хлопчатобумажные ткани;

в) полимерные волокна;

г) прорезиненные ткани.

18. Образование раковых опухолей у курильщиков вызывают:

а) радиоактивные вещества, содержащиеся в табаке;

б) никотин;

в) эфирные масла, содержащиеся в табаке;

г) цианистый водород, содержащийся в табаке.

19. Отрицательное влияние алкоголя на органы человека характеризуется:

а) развитием сахарного диабета, увеличением мочевого пузыря;

б) усилением защитной функции организма при переохлаждении;

в) нарушением защитной функции печени, мозжечка, развитием туберкулеза.

20. Болезни, возникающие в результате злоупотребления веществами, вызывающими кратковременное чувство благоприятного психического состояния, - это:

а) наркомания и токсикомания;

б) табакокурение и алкоголизм;

в) пищевое отравление.

21. Полное развитие костно-мышечной системы человека заканчивается:

а) к 16-18 годам;

б) к 18-20 годам;

в) к 25-28 годам;

г) к 20-24 годам.

22. Все продукты питания подразделяются на две группы:

а) минеральные и искусственные;

б) мясные и молочные;

в) животного и растительного происхождения.

23. К жирам животного происхождения относится:

а) сметана;

б) кукурузное масло;

в) оливковое масло;

г) орехи.

24. К каким последствиям в организме приводит недостаток железа в пище:

а) к нарушению осанки;

б) к малокровию;

в) к разрушению костной ткани.

25. Правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение одного дня, недели, месяца, года - это:

а) режим;

б) жизнедеятельность человека;

в) динамика работоспособности.

26. Основными средствами развития силы мышц являются упражнения:

а) с внешним сопротивлением;

б) с выполнением наклонов и махов;

в) требующие высокой скорости.

27. В каком порядке необходимо проводить закаливание носоглотки:

а) полоскание горла теплой, а затем холодной водой;

б) полоскание горла прохладной, а затем холодной водой;

в) полоскание горла холодной водой в течение 5 минут.

28. Главным недостатком синтетических материалов является то, что они:

а) плохо впитывают влагу с поверхности кожи;

б) плохо греют;

в) проводят электрический ток.

29. Угарный газ (окись углерода), образующийся при горении табака, растворяется в крови курильщика быстрее, чем кислород:

а) в 300 раз;

б) в 100 раз;

в) в 200 раз;

г) в 400 раз.

30. Алкоголизм - это:

а) кратковременное состояние алкогольного опьянения;

б) заболевание на почве пьянства в большинстве случаев с неблагоприятным прогнозом;

в) умеренное потребление спиртных напитков.

31. Три основных признака наркомании и токсикомании - это:

а) вкусовая и биологическая зависимость, изменение сексуального влечения;

б) психическая" и физическая зависимость, изменение чувствительности к наркотику;

в) зрительная и химическая зависимость, изменение материального положения.

32. Гиподинамия - это:

а) избыток движения;

б) недостаток движения;

в) физическое перенапряжение организма.

33. Полноценное, разнообразное и сбалансированное питание достигается, если пищевые продукты животного и растительного происхождения, входящие в рацион питания человека, находятся в соотношении :

а) 40% и 60% ;

б) 50% и 50% ;

в) 30% и 70% .

34. Углеводы не обеспечивают работу:

а) сердца;

б) мышц;

в) мозга;

г) костей скелета.

35. К каким последствиям в организме приводит недостаток цинка в пище:

а) к ухудшению зрения;

б) к заболеванию щитовидной железы;

в) к нарушению роста.

36. Основной причиной умственного утомления является:

а) длительная и интенсивная умственная деятельность;

б) длительная и интенсивная деятельность опорно-двигательного аппарата;

в) нарушение деятельности системы кровообращения.

37. Для развития выносливости наиболее полезны:

а) силовые упражнения;

б) ходьба, бег, лыжи, плавание;

в) упражнения на растяжку мышц.

38. Из приведенных определений здоровья выберите то, которое принято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ):

а) здоровье человека - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков;

б) здоровье человека - это отсутствие у него болезней и физических недостатков;

в) здоровье человека - это отсутствие у него болезней, а также оптимальное сочетание здорового образа жизни с умственным и физическим трудом.

39. Почему при подборе обуви предпочтение необходимо отдавать обуви на небольшом каблуке:

а) высокий каблук перемещает центр тяжести при ходьбе и вызывает перенапряжение связок и мышц ног;

б) в обуви на небольшом каблуке распределение на грузки происходит по всей поверхности стопы;

в) у высокого каблука меньше площадь опоры, что может привести к травме.

40. У курильщиков заболевания сердца: сердечная недостаточность, стенокардия, инфаркт миокарда, сужение сосудов сердца чаще чем у некурящих:

а) в 2-3 раза;

б) в 12-13 раз;

в) в 18-20 раз.

41. Употребление какого количества алкоголя может привести к алкогольному отравлению:

а) 250 г;

б) 400 г;

в) 500 г и более.

42. Признаки наркотического отравления - это:

а) повышение мышечного тонуса, сужение зрачков и ослабление их реакции на свет, покраснение кожи;

б) тошнота и рвота, головокружение, кровотечение из носа, кашель, насморк;

в) насморк, горечь во рту, заливистый беспричинный смех, пожелтение кожи.

Контрольная работа №4

по теме «Первая помощь при ранениях и травмах»

1. Каковы правильные действия по нанесению прекардиального удара в области грудины:

а) прекардиальный удар наносится ладонью в точку, расположенную на грудине выше мечевидного отростка на 2-3 см и на 2 см влево от центра грудины, локоть руки, наносящей удар, должен быть направлен поперек тела пострадавшего, удар должен быть скользящим;

б) прекардиальный удар, короткий и достаточно резкий, наносится в точку, расположенную на груди не выше мечевидного отростка на 2-3 см и на 2 см влево от центра грудины, локоть руки, наносящей удар, должен быть направлен вдоль тела пострадавшего, сразу после удара выяснить - возобновилась ли работа сердца;

в) прекардиальный удар наносится ребром сжатой в кулак ладони в точку, расположенную на грудине выше мечевидного отростка на 2-3 см и на 2 см влево от центра грудины, после первого удара сделать второй удар.

2. К закрытым повреждениям относятся:

а) царапины и порезы;

б) ссадины и раны;

в) вывихи, растяжения, ушибы.

3. Артериальное кровотечение возникает при:

а) повреждении какой-либо артерии при глубоком ранении;

б) поверхностном ранении в случае повреждения сосуда;

в) неглубоком ранении в случае повреждения любого из сосудов.

4. Способ остановки кровотечения приданием возвышенного положения поврежденной конечности главным образом применяется при:

а) любых ранениях конечности;

б) поверхностных ранениях в случае венозного кровотечения;

в) смешанном кровотечении.

5. Какова последовательность оказания первой помощи при растяжении:

а) наложить тугую повязку на поврежденное место, обеспечить покой поврежденной конечности, опустив ее как можно ниже к земле, и доставить пострадавшего в медицинское учреждение;

б) приложить холод и наложить тугую повязку на поврежденное место, обеспечить покой поврежденной конечности, придать ей возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение;

в) нанести йодную сетку на поврежденное место, обеспечить покой поврежденной конечности, придать ей возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

6. При открытом переломе прежде всего необходимо:

а) дать обезболивающее средство;

б) провести иммобилизацию конечности в том положении, в котором она находится в момент повреждения;

в) на рану в области перелома наложить стерильную повязку;

г) остановить кровотечение .

7. Играя в футбол, один из игроков команды упал на руку. У него появилась сильная боль, деформация и ненормальная подвижность в предплечье. Какую первую медицинскую помощь вы должны оказать :

а) дать обезболивающее средство, наложить давящую повязку и доставить в медицинское учреждение;

б) дать обезболивающее средство, руку согнуть под прямым углом в локтевом суставе и провести иммобилизацию шиной или подручными средствами и доставить в медицинское учреждение ;

в) смазать место повреждения йодом, дать обезболивающее средство и доставить в медицинское учреждение.

8. В результате падения у подростка появилась тошнота и рвота, нарушилась координация движений его вторым туром. Какова последовательность действий по оказанию первой медицинской помощи:

а) дать обезболивающие таблетки и проводить подростка в ближайшую поликлинику, больницу;

б) сделать промывание желудка, поставить клизму, дать успокаивающие средства;

в) обеспечить покой, приложить к голове холодный компресс, вызвать «скорую помощь».

9. Пострадавшему необходимо сделать непрямой массаж сердца. Какова последовательность ваших действий:

а) положить пострадавшего на ровную твердую поверхность, встать на колени с левой стороны от пострадавшего параллельно его продольной оси, на область сердца положить разом две ладони, при этом пальцы рук должны быть разжаты, поочередно надавливать на грудину сначала правой, потом левой ладонью;

б) положить пострадавшего на кровать или на диван и встать от него с левой стороны, в точку проекции сердца на грудине положить ладони, давить на груди ну руками с полусогнутыми пальцами поочередно ритмично через каждые 2-3 секунды;

в) положить пострадавшего на ровную твердую поверхность, встать на колени с левой стороны от пострадавшего параллельно его продольной оси, в точку проекции сердца на грудине положить ладони, пальцы должны быть приподняты, большие пальцы должны смотреть в разные стороны, давить на грудь только прямыми руками, используя вес тела, ладони не отрывать от грудины пострадавшего, каждое следующее движение производить после того, как грудная клетка
вернется в исходное положение.

10. К открытым повреждениям относятся:

а) сдавливание мягких тканей;

б) разрывы связок и сухожилий;

в) раны, сопровождаемые кровотечениями.

11. Временную остановку кровотечения можно осуществить:

а) наложением асептической повязки на место кровотечения;

б) максимальным разгибанием конечности;

в) минимальным сгибанием конечности;

г) пальцевым прижатием артериального сосуда выше раны.

12. Как правильно оказать помощь при кровотечении из носа:

а) сказать пострадавшему, чтобы он стоял, запрокинув голову назад, и не шевелился;

б) усадить пострадавшего, наклонив его туловище вперед, смочить кусочки ваты раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы, измерить температуру и дать обезболивающее;

в) усадить пострадавшего, наклонив его туловище вперед, положить на спинку носа холод, плотно прижать крылья носа к перегородке на 5-10 минут, смочить кусочки ваты раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.

13. Первая помощь при разрывах связок и мышц -это:

а) на поврежденное место наложить холод и тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему, дать ему обезболивающее средство, придать поврежденной конечности возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение;

б) на поврежденное место нанести йодную сетку и наложить тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему, дать ему обезболивающее средство, придать поврежденной конечности возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение;

в) срочно распарить поврежденное место, а затем наложить тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему, дать ему обезболивающее средство, придать поврежденной конечности возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

14. При отморожении или охлаждении организма прежде всего необходимо:

а) согреть отмороженный участок тела и пострадавшего в целом;

б) дать пострадавшему горячий чай или кофе;

в) дать пострадавшему одну таблетку аспирина или анальгина;

г) на отмороженный участок тела наложить стерильную повязку.

15. Каким из правил пользуются при наложении бинта:

а) снизу вверх, справа налево;

б) сверху вниз, слева направо;

в) справа налево, сверху вниз;

г) снизу вверх, слева направо.

16. При закрытом переломе прежде всего необходимо:

а) доставить пострадавшего в медицинское учреждение;

б) дать обезболивающее средство;

в) провести иммобилизацию (обездвижить место перелома).

17. Какова очередность ваших действий в случае перелома костей кисти:

а) дать обезболивающее средство, наложить давящую повязку и доставить пострадавшего в медицинское учреждение;

б) дать обезболивающее средство, в ладонь пострадавшего вложить туго свернутый ватно-марлевый валик или небольшой мяч, фиксировать предплечье и кисть к шине, которая идет от конца пальцев до середины предплечья.

в) фиксировать предплечье и кисть к шине, которая идет от конца пальцев до середины предплечья, при этом ладонь плотно прибинтовать к шине.

18. Признаки клинической смерти - это:

а) отсутствие слуха, вкуса, наличие трупных пятен;

б) отсутствие сознания, реакции зрачков на свет, пульса на сонной артерии и дыхания;

в) отсутствие пульса и дыхания окоченение конечностей.

19. Проводить искусственную вентиляцию легких необходимо, если:

а) отсутствует сердцебиение и дыхание или когда сохранено сердцебиение и самостоятельное дыхание, но частота дыхательных движений не превышает 10 раз в минуту;

б) отсутствует координация и речь, наблюдается непрерывный кашель, приводящий к сбою дыхания;

в) отсутствует сердцебиение, но сохранено самостоятельное дыхание, при этом частота дыхательных движений превышает 10 раз в минуту.

20. В зависимости от характера повреждения кровотечение бывает:

а) внезапное;

б) повторное;

в) венозное.

21. Максимальное время наложения жгута летом не более:

а) 30 минут;

б) 60 минут;

в) 90 минут;

г) 120 минут.

22. При глубоком и обширном ранении прежде всего необходимо:

а) продезинфицировать рану;

б) дать пострадавшему успокоительное лекарство;

в) измерить температуру;

г) остановить кровотечение;

д) доставить пострадавшего в травмпункт.

23. При вывихе прежде всего необходимо:

а) попытаться вправить сустав;

б) доставить пострадавшего в медицинское учреждение;

в) сделать тугую повязку;

г) дать пострадавшему обезболивающее средство.

24. Основной материал, которым пользуются при перевязке, - это:

а) марлевые (плоские) бинты;

б) трубчатые бинты;

в) жгут.

25. Какую информацию необходимо указать в записке, прикрепляемой к кровоостанавливающему жгуту:

а) фамилию, имя, отчество пострадавшего;

б) дату и время получения ранения;

в) время наложения жгута (часы, минуты и секунды);

г) фамилию, имя и отчество наложившего жгут;

д) дату и точное время (часы и минуты) наложения жгута.

26. Что необходимо сделать с раной перед наложением давящей повязки:

а) обработать рану перекисью водорода или слабым раствором марганцовки;

б) промыть рану водой и обработать ее зеленкой;

в) обработать рану йодом.

27. Какие из перечисленных веществ относятся к дезинфицирующим веществам:

а) синтомициновая эмульсия;

б) бриллиантовая зелень:

в) мазь на основе змеиного яда;

г) борная кислота.

28. Первая помощь при сдавливании конечности - это:

а) извлечь пострадавшего из завала, на поврежденную конечность наложить жгут, нанести йодную сетку и приложить тепло, доставить пострадавшего в медицинское учреждение;

б) извлечь пострадавшего из завала, на поврежденную конечность наложить тугую повязку, обложить поврежденное место холодом, доставить пострадавшего в медицинское учреждение;

в) извлечь пострадавшего из завала, на поврежденную конечность наложить тугую повязку, приложить к поврежденному месту тепло.

29. Переломы возникают при резких движениях, ударах, падениях с высоты. Они могут быть:

а) внутренними;

б) закрытыми;

в) наружными.

30. При иммобилизации бедра, плеча шина обязательно должна захватывать:

а) три сустава;

б) два сустава (выше и ниже перелома);

в) два или три, в зависимости от наличия шин или подручных материалов.

31. Если у пострадавшего появились признаки травмы головы или позвоночника, нельзя до приезда «скорой помощи»:

а) держать голову и позвоночник пострадавшего в неподвижном состоянии, поддерживать проходимость дыхательных путей;

б) сниматьодежду, переносить пострадавшего в постель, делать промывание желудка;

в) останавливать наружное кровотечение, поддерживать нормальную температуру тела пострадавшего.

32. Порядок действий по определению признаков клинической смерти следующий:

а) убедиться в отсутствии сознания, реакции зрачка на свет, дыхания и пульса на сонной артерии;

б) определить наличие отечности нижних и верхних конечностей, в реагировании зрачков глаз на свет, в отсутствии речи у пострадавшего;

в) убедиться в полной дыхательной активности, в наличии у пострадавшего слуха, а также ушибов, травм головы или позвоночника.



Поделиться: