Нужна ли была встреча с папой? Игумен Кирилл (Сахаров): У старообрядцев на многострадальной Луганщине.

На противоположном от Храма Христа-Спасителя берегу Москва-реки - храм другой постройки. Его возводили на века, и в богоборческие времена молитва чья-то спасла от порухи. Он и сейчас как будто прячется в тени, словно не пришел в себя от лихолетья. (На нижних фото храм изображен на фоне знаменитого «Дома на набережной», построенного в сталинские времена для высших руководителей СССР — ред.)


(А этот пейзажная зарисовка «Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова и церковь Николы на Берсеневке. 1656 год». 1956 год. Музей истории и реконструкции Москвы — ред.)

С игуменом Кириллом мы беседовали после общей трапезы. Крупный от природы человек, настоятель храма представлялся мне подчас почти что невесомым: какая-то воздушная, может быть, духовная субстанция временами словно подменяла плоть.

В гостиной было тихо и величественно, как в музее. Патриарх Кирилл, как пастырь, кажется, вот-вот сойдет со своего портрета на стене. Другую стену занимают фотографии вождей Белого движения и фотографии семьи последнего царя. В небольшой рамке на столе выразительный портрет опричника Скуратова: и через почти пять веков не глянешь без опаски на него.

- Отец Кирилл, расскажите, пожалуйста, о себе, о своих родовых корнях.

- Я уроженец Донбасса, Луганской области, родился в небольшом шахтерском городке Артемовске, в 1957-м году. Отец, Сергей Яковлевич, из крестьянской семьи, закончил всего четыре класса и после службы в армии приехал в Луганскую область на заработки. Он работал на шахте. Мама, Евдокия Ивановна, работала в столовой.

- Они были верующими людьми?

- У отца был страх перед какими-то высшими силами, но он не был воцерковленным человеком, конечно, и в церковь не ходил.

Мать крестила меня на ночь, в доме были пасха и куличи, но церковь она оставляла на потом, когда выйдет на пенсию. Ну, и действительно, потом она усердно посещала храм.

- Что же привело вас в церковь?

- В школе я любил историю. В учебниках истории было много фотографий с видами храмов, и они меня завораживали, находили отклик в моей душе, звучали для меня небесной музыкой.

Церковь представлялась мне таинственной, окном в иной мир, влекла к себе, и подростком меня потянуло в храм.

Храм находился в соседнем городке, сейчас он называется Алчевск, и неотмирность храма мне запала в душу. Добирался я автобусом, старался никому не попадаться на глаза, и долго это было моей тайной. Но однажды, что, конечно, было неизбежно, тайна все равно открылась.

Отца это насторожило. Он пошел к директору школы и тот сказал, что тоже обратил на меня внимание. На следующий день, когда был разбор наших письменных работ по обществоведению, и очередь дошла до моего изложения, директор с удивлением возвысил голос: «Вы представляете, у нас в классе есть ученик, который слово Бог пишет с большой буквы?!» - И все как засмеялись. Директор должен был по должности отреагировать и вызвал меня на беседу. Это было уже в десятом классе.

- Сверстники не задирали в школе, не дразнили Вас?

- Нет, этого не было. Отец только добродушно, но и не без раздражения называл меня «дьячком».

- Что было после школы?

- После школы поступил в МГПИ имени Ленина, на исторический факультет.

В институте угнетала бездуховность, уже было время позднего брежневизма, уже шло разложение и не было идейной крепости. Во время учебы активно посещал московские храмы.

После института по распределению попал в Белгородскую область, в сельскую школу. Буквально две недели поработал, стало известно, что посещаю храм. Пошла молва. Вызвали в отдел районного образования и предложили уволиться по собственному желанию. Я рассчитался, порвал комсомольский билет и поехал домой. Примерно месяц пожил дома и затем отправился в Почаевскую Лавру. Сначала меня взяли трудником, но скоро дали подрясник, и я стал послушником.

В Лавре пробыл меньше года. Приехала комиссия из Киева, стали шерстить молодых, и благочинный посоветовал мне не идти на собеседование. Я собрал вещи, пошел на автовокзал, по дороге надумал поступать в семинарию, вернулся обратно в Лавру, попросил благословения, и духовник меня благословил.

- Что было необходимо для поступления в семинарию?

- Необходимо было пройти собеседование и знать основные молитвы. После семинарии в Загорске, так назывался тогда Сергиев Посад, я оказался в числе насельников Данилова монастыря. Это первый монастырь, который открыли в перестроечное время, и древнейший монастырь Москвы. Князь Даниил, сын Александра Невского, основал этот монастырь в 13-м веке.

- Вы монах?

- Да, я принял постриг в 1984-м году и пребывание в монастыре совмещал с учебой в Духовной академии.

- Вы уже 33 года живете по строгому обету. Монашество не тяготило никогда?

- Отец был против того, что я пошел в монашество, а мать не говорила ничего. Ну а потом, конечно, они смирились.

Дело в том, что монашество - это призвание. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал», — сказал Господь. В монашестве есть что-то сокровенное, но, конечно, если Бог не даст силы, если Бог не станет вести и ограждать, то монашество будет очень жалко выглядеть.

- Монахи, как известно, день рождения не отмечают, но все равно, скажите, пожалуйста, кто Вы по гороскопу и верите ли Вы в связь судьбы человека с местом и временем его рождения?

- Вообще и для обычных христиан день ангела является приоритетным над днем рождения. У нас членов общины чествуют именно в этот день. У монахов - это день святого, имя которого они получили при постриге.

Гороскопов мы чураемся, потому что это противоречит принципам христианской веры. Для христиан понятно, что ничего случайного в жизни не бывает, но определяющим является воля Божья, а не расположение звезд.

- Как давно Вы стали настоятелем?

- Я здесь с 1991-го года. Храм святителя Николы на Берсеневке - это древнейший храм Замоскворечья. На этом месте был сначала монастырь. Нынешнее здание храма было построено в 1657-м году и это был домовый храм Малюты Скуратова.

- Вот оно что! А я голову ломаю, почему его портрет на столе стоит.

- Портрет - это дань истории. Я точно не скажу, кто автор портрета, но усадьба, где мы находимся, была поместьем Малюты Скуратова, а сам он, как известно, погиб во время Ливонской войны, на ратном поле под стенами одной из крепостей в Прибалтике.

- Настоятель храма, игумен Кирилл… Как это надо понимать? Растолкуйте, может быть, для людей далеких от церковной жизни.

- Настоятель храма - это административная должность, а игумен - звание духовное. Оно примерно соответствует званию майора в армии. Иеромонах - лейтенант, игумен - майор, архимандрит - полковник, а уже дальше идут архиерейские чины - это генеральские звания, и, стало быть, Патриарх по такой аналогии - маршал.

- Ваши родители были у вас в храме?

- Да. Они неоднократно приезжали сюда. Отец говорил, что легче перекидать машину угля, чем выстоять одну службу у нас в храме. Самое трудное - это молиться Богу и ухаживать за престарелыми родителями. Отец тут очень много и активно потрудился, сад посадил своими руками. Мать жила по нескольку недель. На службу приходила раньше всех и уходила позже других. Она умерла за год до отца. Оба похоронены в Артемовске.

- У Вас есть духовный отец?

- Конечно. Это один из насельников Данилова монастыря. И так в идеале должно быть у каждого христианина, причем на всех уровнях: и мирянин, и священник, и епископ, и Патриарх должны иметь духовника. Святые отцы сравнивают духовника с капитаном корабля и учат, что с опытным капитаном корабль минует рифы и достигнет берега.

- Ваш храм является приходом РПЦ, но службы вы проводите по старому обряду.

- Что касается нас и вообще всех желающих практиковать старые обряды, то для этого есть все канонические основания. Поместный Собор РПЦ в 1971-м году признал равночестными и равноспасительны ми старые и новые обряды. В лоне Церкви есть те, кто стремится к более строгой модели служения, к корням, и нужно предоставить этим людям нишу в нашей Церкви, чтобы они не уходили никуда. Так рассуждал покойный Патриарх Алексий II.

У нас в храме уже 25 лет службы проводятся по старому обряду. Это было пожелание наших прихожан. Дониконовский богослужебный уклад - это живой голос средневековья. Россия утеряла соборность в церковном пении; в приходских храмах и монастырях привыкли к партесному, почти оперному пению, поют «партиями», как в миру. А в знаменном распеве мы слышим хор, который не поёт, а молится: истово и строго.

Что касается перстосложения, то двуперстное крестное знамение выражает ту же самую истину, что и троеперстие, только в другой комбинации пальцев. Но двуперстие является более древним и более глубоким по содержанию.

У нас в храме, в основном, все крестятся двуперстно, но новичков, когда они приходят, мы не заставляем сразу переходить на старый обряд. При наличии внутреннего догматического единения некоторые разнообразия во внешней обрядовой форме вполне допустимы, такова официальная позиция.

- Как жалко, что к такому разумному и простому решению не пришли в XVII веке, когда произошёл церковный раскол.

- В ряде случаев Церковь, в лице иерархов, причастна к кровавым гонениям на старообрядцев, которые имели место быть, и первое, что приходит на ум - это необходимость принести покаяние за обиды, которые были в прошлом старообрядцам нанесены.

Русская Зарубежная Церковь показала пример этого. Клятвы, которые были в XVII веке наложены на старый обряд, сняли, и следующим шагом должно стать покаяние. Это моя позиция. А моя главная задача, как я ее вижу и чувствую, - это воздействовать на РПЦ в плане ее возвращения к старому обряду, к исходным уставам и традициям.

- Возможно ли, что после покаяния произойдёт объединение Церквей?

- По-человечески, я думаю, что невозможно, и маловероятно, что это произойдёт. Покаяние не приведёт к объединению, но разрядке в наших отношениях послужит. И я при общении со старообрядцами стараюсь испрашивать у них прощения.

- Много сегодня храмов в РПЦ, где богослужения проводятся по старому обряду?

- Сейчас в Москве три таких храма и примерно тридцать приходов по стране.

- Вы член Союза писателей России?

- Меня приняли четыре года назад. Я издал пять книг, это воспоминания, и сейчас на подходе шестой том.

- Кого из писателей Вы выделяете в ряду других?

- Из духовных писателей мне импонирует архимандрит Рафаил (Карелин), он живет в Грузии, у него очень образный язык. А из светских - это Валентин Распутин и Владимир Крупин.

- Вы привыкли к обращению: батюшка, отец Кирилл. А по имени, по имени-отечеству Вас кто-то называет?

- Александр Сергеевич - это мое гражданское имя, оно, конечно, очень редко фигурирует. Например, когда я бываю в больнице на лечении, вот там обычно обращаются по имени-отчеству, но это редко бывает, и я от этого имени отвык. Правда, отец покойный говорил мне так: «Как я тебя называл Сашкой, так и буду называть, хоть ты меня убей».

- Как Вы относитесь к людям, которые не верят в Бога?

- Ну, во-первых, с недоумением. Мне кажется, что логика рассуждений должна прямо приводить к признанию Творца. А второе - это сожаление, жалость, что они лишены этого познания.

Богопознание предполагает наличие чистоты сердца. Бог открывается людям, которые живут в простоте, в чистоте, в духовном опыте, а размышления о Боге за чашкой кофе и с сигаретой в руке - это ложный путь.

У верующего человека намного больше стимулов делать добрые дела. Память о посмертном воздаянии, по выражению Иоанна Златоуста, она, как узда, которая удерживает человека от греха.

Мы созданы Богом по образу и подобию Его, мы призваны прославлять Творца, благодарить Его, обращаться к Нему с просьбами, а если мы этого не делаем, то проявляем, стало быть, неблагодарность.

- Спасибо за беседу…

У меня едва не вырвалось: Александр Сергеевич, да вовремя прикусил язык.

— Спасибо за беседу, отец Кирилл.

- Спаси Господи.

Владимир Смирнов, член Союза писателей России.

Игумен Кирилл (Сахаров): «О решении Поместного Собора 1971 года о признании равночестными и равноспасительными старых и новых обрядов почти ничего не знают» (интервью порталу «Русская вера»)

От редакции:

Психологические сложности в адаптации новопришедших в церковь являются проблемой всех существующих старообрядческих согласий, а также старообрядных приходов в лоне РПЦ (единоверие). Иногда прохожий случайно заходит в какой-то храм и пытается совершать молитвенные и обрядовые действия «по новому стилю» (например, бросается целовать все подряд иконы), а оказывается, что этот храм старообрядческий и подобные обычаи тут не одобряются. Может возникнуть некомфортная, конфузная ситуация.

Бывает, что человек узнает о древлеправославии из книг, фильмов или СМИ и решает посетить старообрядческий храм или даже присоединиться к старообрядческой Церкви. Однако он совершенно лишен знаний о поведении в храме. Поэтому человек порой страшится даже порог храма переступить. Ну, зайдешь в него, а вдруг что-то не так сделаешь или выглядеть будешь не так, как принято. На тебя косо посмотрят, а еще хуже — скажут что-либо осуждающее, или даже укажут на дверь. Испортится настроение, а то и обида появится на всю жизнь. Многие, опасаясь этого, предпочитают вовсе не заходить в церковь и обходят её стороной. Так человек и откладывает год за годом свое возвращение к Богу.

Сегодня мы беседуем сигуменом Кириллом (Сахаровым) , настоятелем московского старообрядного храма святителя Николы на Берсеневке (РПЦ МП). Что в единоверческой общине делается для научения новопришедших азам старообрядной церковности? Что малоцерковных людей настораживает или отталкивает в старом обряде? Кто и как объясняет случайно попавшим в храм людям об особенностях богослужения, внешнего вида, крестного знамения? Из интервью узнаем ответы на эти и другие вопросы.

Корр: Насколько важной вы считаете катехизацию? Возможно ли ее осуществлять повсеместно?

Иг. Кирилл: Катехизация, безусловно, важна. Приходская жизнь нашего храма насыщена просветительским элементом. Вот, только что закончили воскресную вечерню и стали читать толкование на 20-ю кафизму Псалтыри. Утром, после Литургии, была беседа по церковной истории. Говорили об Иоанне Грозном: был ли он причастен к убийству митрополита Филиппа (в Царском синодике нет его имени). Рассматривали вопрос о том, как относились к Церкви императоры Петр и Павел, императрица Екатерина. За трапезой читали поучение на Евангельское воскресное чтение (его начали читать в храме после исходных поклонов параллельно чтению благодарственных молитв по Святом Причащении). В конце обеда я предложил трем мужчинам и трем женщинам высказаться по поводу одного из текстов Священного Писания, висящего на стене трапезной (о лжепророках). В конце ужина (в летнее время он проходит на территории церковной усадьбы) читал и комментировал высказывания известного старца о. Николы Гурьянова с острова Залит (он говорил, что будет такое время, когда народ будет защищать Церковь от владык). Несколько человек, пришедших впервые, после экскурсии по храму были приглашены на трапезу и приняли участие в беседе. Считаю, что даже самое малое чинопоследование должно сопровождаться проповедью священника или чтением поучения. На любом мероприятии, на которое приглашен священник, ему желательно выступить.

На многочисленных «точках», в руинированных храмах в глубинке в нескольких регионах страны, мои помощники или уже и местные жители, проводя службы мирянским чином, по окончании молитв читают розданные им поучения. Были у нас и циклы бесед на догматические темы и по Священному Писанию — на занятиях с прихожанами я практически «прокрутил» весь материал, который изучал в духовных школах. Знакомясь с учением и практикой разных сект, я убедился в актуальности бесед именно на вероучительные темы. В этом плане у нас пробел, об этом очень мало говорится и на телеканале «Союз», и на радиостанции «Радонеж».

А разве не форма катехизации, когда я с группой прихожан методически обхожу более-менее приличные заведения на территории «Золотого острова» — условные границы нашего прихода. Если это чайная или кофейня, то мы уставно молимся перед и после приема пищи. Беседуем, раздаем литературу, приглашаем в храм, предлагаем освятить заведение. Когда бываем в глубинке, стараемся трапезничать в домах у разных прихожан, а это обязательно поучения за трапезой, беседа, ответы на вопросы.

Корр.: Практикуете ли вы в своей общине долгие сроки оглашения (от года и больше), и насколько это полезно?

Иг. Кирилл: Не перестаю удивляться, как удается другим священникам проводить для кандидатов на крещение какие-то занятия и выдерживать какие-то сроки оглашения. Вот один пример: недавно одна молодая башкирка изъявила желание у нас креститься. Во время исповеди прошла моя беседа с ней. Внесли мы ее в список кандидатов, еженедельно приглашали на службы и беседы, но она так больше и не пришла. Пришлось из списка ее убрать до возможного ее прихода. Очень многие хотят сразу покреститься или обвенчаться. Огорчает, что они не выказывают ни малейшего желания ознакомиться с основами нашей веры.

Корр.: Какую литературу вы рекомендуете читать оглашенным и интересующимся? (Священное Писание, труды отцов Церкви, агиографию, труды современных авторов). Можете ли назвать авторов, труды которых реально помогают в процессе воцерковления?

Иг. Кирилл: Литературы море. Обычно начинающим рекомендуют знакомиться из святоотеческих трудов с «Душеполезными наставлениями» Аввы Дорофея. Готовящимся ко крещению обязательно почитать Евангелие. Из современных авторов мне особенно импонируют книги архимандрита Рафаила (Карелина). На тему церковного раскола 17-го века — книги Б.П. Кутузова и известный многосерийный фильм. Могу порекомендовать, особенно тем, кто собирается влиться в общину, почитать и свои книги воспоминаний.

Корр.: Вы уже много лет служите в храме святителя Николы на Берсеневке. В вашу общину периодически приходят новые люди. Какие вы можете отметить психологические и социальные трудности, сопутствующие при обращении и воцерковлении этих людей?

Иг. Кирилл: Должен признаться, что существенного расширения общины нет уже несколько лет. Кто-то исчезает, кто-то появляется. По-прежнему все держится на отметке в 100 человек. Этого мало, да и не все полнокровно участвуют в жизни общины. Что затрудняет закрепление новых людей в общине? Приведу один пример. Одна женщина из Подмосковья потянулась к нам, стала моим духовным чадом. Подумав, что она созрела до вступления в общину, я передал ей материал на эту тему. Больше она не появлялась. Слышал, что под влиянием мужа она стала говорить, что чуть не попала в какую-то секту. Разворачиваются и уходят зачастую те, кто получил малейшее замечание в отношении себя или своих детей. Кого-то тяготят долгие службы, сопровождаемые знаменным пением.

Корр.: По какой причине люди сегодня идут в церковь? Ушла ли «мода на религию», которая была в 90-е годы, или нет?

Иг. Кирилл: Буду говорить конкретно о нашем храме. Привлекают несколько моментов. Во-первых, это строго уставные службы. Порядок и тишина на них. Общинная жизнь (хотя в ней случается немало всяких конфликтов и недоразумений). То, что храм остается без ИНН (единственный в столице).

Корр.: Что в вашем приходе делается для научения новопришедших азам старообрядной церковности? Что малоцерковных людей настораживает или отталкивает в старом обряде?

Иг. Кирилл: Не в первый приход человека, но вскоре после его появления, «по чайной ложке» его начинают просвещать. Вручают лестовку и объясняют, что это и для чего. Платок под булавку — то же самое. После включения его в список в кандидаты в члены общины ему дают устав о поклонах. Постепенно он включается в динамичный поток проповедей, бесед, исповедей.

Кого-то пугает, когда все одновременно на «прощении» падают ниц («как у мусульман!»). Приходится разъяснять смысл и каноническое достоинство двуперстия и вообще старых обрядов. Часто встречаемся с тем, что о решении Поместного Собора 1971 года о признании равночестными и равноспасительными старых и новых обрядов почти ничего не знают. Зато могут ссылаться на негативные высказывания прп. Серафима Саровского (точнее, на приписываемые ему высказывания).

Кор.: Насколько сегодня верующие понимают основы Богослужения, церковные догматы, или посещение церкви для них скорее привычный ритуал?

Иг. Кирилл: Когда мы только начинали свое служение на Берсеневке, приходилось сталкиваться с разными неожиданными вещами. Помню, одна прихожанка говорила: «Батюшка, а Вы, проходя мимо, задели меня своим фартучком (имеется в виду патрахиль)». Другая на вечерней беседе вдруг спрашивает: «А скоро начнут причащать?» (!) И сейчас иногда бывает, когда, несмотря на все усилия, не могут запомнить какие-то моменты из устава о поклонах или тексты молитв по старопечатным книгам. Каждый вечер мы делаем обход нашей большой территории с чтением Исусовой молитвы (на 10-й раз читаем «Богородице Дево, радуйся»). Проходя через наш сад в период до Преображения, я потребляю три горсти ягод: смородины красной и черной и малины или крыжовника. Если обход делается после Преображения, тогда одно яблоко, одну грушу и кисть винограда. Однажды в течение всего пути одна пожилая прихожанка так и не смогла правильно, без ошибок прочитать «Богородице Дево, радуйся».

Корр.: Есть ли у Вас «прохожане и захожане», как это бывает в обычных приходах РПЦ?

Иг. Кирилл: У нас их почти нет. Пара-тройка человек зайдет поставить свещи — вот и все. У нас сложно оставаться «немножко беременным». Такие люди просто не приживаются. Логика всего устроения направлена на то, чтобы человек полнокровно влился в коллектив. Помимо регулярного посещения служб, это еще и посещение трапез, которые, согласно святоотеческим наставлениям, являются продолжением богослужений. Это участие в поездках, внесение десятины. Особенно важно участие в собраниях, на которых рассматриваются почти все возникающие вопросы. Как вы понимаете, объединиться в общину даже ста человекам, соответствующим всем этим критериям, довольно непросто. Поэтому примерно четверть членов общины еще «не устоялась».

Корр.: Кто и как объясняет случайно попавшим в Ваш храм людям об особенностях богослужения, внешнего вида, крестного знамения? Есть ли случаи изгнания из храма или конфликтов на входе?

Иг. Кирилл: Только специально назначенные люди или, в случае их отсутствия, те, кто получат на это благословение. Особых конфликтов я не припомню. Кто-то может упираться в отношении платка, к примеру, и может сам развернуться и уйти. Если это член общины, который еще не все усвоил, — одно отношение, одна реакция. Я поручаю более «продвинутому» члену общины пройти с ним в северный притвор и подсказать, как правильно прикладываться к иконе, ставить свещу и т.п. Если это впервые вошедший человек, то отношение более снисходительное. Но если и он станет на колени или будет сидеть на Трисвятом, то ему обязательно подскажут. Есть у нас, как и на каждом приходе, «в свете решений священноначалия», свои миссионер и катехизатор.

Корр.: Вы часто совершаете паломнические поездки по монастырям и храмам. Как воспринимают духовенство и прихожане внешний вид и поведение Вашей делегации?

Иг. Кирилл: По-разному. Помню, в Дивеево благочинная расставила наши «белые платочки» по подсвечникам. Игумения вошла и ахнула. Но отношение было положительным. В Севастополе покойный благочинный, в напряжении ожидавший очередного вторжения филаретовцев, отнесся подозрительно. В Донбассе бабушки шушукались: «Он служит по-старообрядчески, но он не старообрядец». В Москве не припомню ни одной негативной реакции, хотя служил молебны по старому обряду в десятках храмов.

Корр.: Были случаи, о которых вы рассказывали, что некоторые ваши прихожане впоследствии уходили в старообрядчество, сожалеете ли вы о таких историях?

Иг. Кирилл: Очень болезненно я перенес первый уход через пару лет после открытия храма. Это был головщик, причем весьма искусный. Наонное пение у нас пошло именно от него. У него были большие сомнения по поводу своего крещения. Не будучи моим духовным чадом, своими сомнениями со мной он не делился. Примерно в это же время одна наша уставщица перешла на Преображенку к федосеевцам. Одного прихожанина «распропагандировали» рогожские казаки, и он влился в их ряды. Был случай, когда также уставщик (он был моим духовным чадом) ушел на Рогожское, а после армии вернулся обратно, но не к нам, а в монастырь. Поскольку он принял постриг без согласования со мной, по благословению старшего духовника, я завершил в отношении его свое духовничество.

Могу сказать, что в последние годы я более спокойно отношусь к уходу от нас кого-либо из прихожан, в т.ч. и к старообрядцам. Я так рассуждаю: «Насильно мил не будешь. Мы далеки от идеала, и я особенно. Человек читает, с кем-то встречается, размышляет, сравнивает, делает выводы. Одним словом, ситуация развивается в формате свободной конкуренции. На возникающие вопросы и недоумения я стараюсь отвечать, но не факт, что все мои ответы стопроцентно убедительны».

Корр.: Почему некоторые личности, которые у вас учились основам старого обряда, впоследствии превратились в «ревнителей», а затем и обличителей, переходящих из согласия в согласие с «разоблачениями» и скандалами? Как формируется современный типаж «ревнителя», который вчера еще не умел лба перекрестить, а сегодня уже говорит «от писания», «судит» священников и епископов?

Иг. Кирилл: Самый сложный вопрос. Не хочу упрощать. Сказать, что они учились у нас основам старого обряда, было бы не совсем верно. Они приходили уже ориентированными, и мы оказались для них переходным этапом. Это были эрудированные и искренние люди, в значительной степени максималистски настроенные. Были и те, кто психически, как мне кажется, были не вполне здоровы. Как я и предполагал, уйдя от нас, они также негативно воспринимали реалии и в других местах. Могу признать, что в значительной степени их критика была справедлива и объективна. Такую критику мы старались воспринимать и делать выводы. Огорчала неблагодарность. Желчность и тенденциозность. Ну, да Бог им судья. Некоторые из них просили прощения. Зла стараемся не помнить, но, по нашему несовершенству, долго остается осадок. К желающим проживать у нас стали относиться более серьезно и требовательно. Думаю, что возникшие неприятности были нам попущены с целью вразумления и очищения. Конечно, это не снимает ответственности с тех, кто поступал не по-христиански. Святые отцы призывают идти средним, царским путем, а всякие самочинные крайности до добра не доведут.

Вспомнил такой случай. Как-то на службе одному отроку я дал поклоны за то, что он что-то не так сделал. Через некоторое время выясняется, что поклоны им не были сделаны. Его кровный отец отменил благословение отца духовного. На мое недоумение была такая реакция: «Я кормлю и одеваю ребенка, и поэтому только мне он и должен оказывать послушание». Оказавшись не у дел, по совету старшего духовника, на полгода я приостановил духовничество в отношении этого папаши. Больше эта семья у нас не появлялась…

Корр.: Отец Кирилл, бурлит интернет, происходит массовое брожение среди мирян. Уже несколько священников публично выступили с критикой грядущего Собора, выражали тревогу в связи со встречей в Гаване. Удивляет молчание с вашей стороны. Что сейчас Вас заботит?

Иг. Кирилл: Проблемы глубинки - пьянство, вымирание. Разрушающиеся сельские храмы.

Корр.: А вот если произойдёт непоправимое - деформация веры. Какой тогда смысл заниматься всем этим? Как Вы думаете, что движет теми, кто стремится к сближению с католиками?

Иг. Кирилл: Бывает так, что какая-нибудь идея захватывает всего человека, становится чуть ли не целью жизни. У меня, например, это возвращение к нашим корням, к древнерусскому благочестию, а кому-то, наверное, представляется, что объединение с католиками - это триумф христианства.

Корр.: А разве плохо, если наступит единение христиан?

Иг. Кирилл: Безусловно хорошо, но каким путем? Через отказ от заблуждений, покаяние в них или через закрывание глаз на существенные отступления, которые теперь называют «богословскими тонкостями»?

Корр.: Что Вы имеете ввиду под «существенными отступлениями»?

Иг. Кирилл: Филиокве, например. Не я, святитель Марк Эфесский, говорит, что общества, содержащие в своём вероучении филиокве, являются еретическими и всякое молитвенное общение с ними беззаконно.

Корр.: Наверное, католикам будет сложно что-то изъять из своего кредо?

Храм, где служит о.Кирилл

Иг. Кирилл: Пусть добавят после изъятия филиокве слово «Истиннаго» в приложении к Третьей Ипостаси Святой Троицы, как это было в древнейшем варианте текста Символа веры и тогда баланс сохранится.

Корр.: А чем руководствовались на Западе, внося в Символ веры филиокве?

Иг. Кирилл: Хотели, как это часто бывает, как лучше, а получилось нехорошо. Ссылаются на некоторых святых отцов Запада, блаженного Августина, например. Стремились подчеркнуть равенство Лиц Святой Троицы, а получилось умаление Её Третьей Ипостаси, была внесена субординация. Тем самым был деформирован краеугольный догмат христианства - догмат о Боге едином в Троице славимом. Мы должны ориентироваться не на частные богословские мнения, так называемые теологомены, а на известный принцип - «согласие отцов». Неприемлемо, когда в Святой Троице позиционируется два источника исхождения Святаго Духа. Не надо путать «исхождение» как онтологическое свойство в приложении к Духу Святому с Его временным посольством «через Сына» (преп. Иоанн Дамаскин) с целью домостроительства нашего спасения.

Корр.: Как вы думаете, что движет Предстоятелем нашей Церкви? Нужна ли была его встреча с папой?

Иг. Кирилл: Не надо упрощать - вызывает смущение не сам факт встречи, а то, что она произошла, например, без предварительного соборного обсуждения. Мой приходской опыт показывает, что твердым является то, что обсуждено и принято общиной. Резкие телодвижения, сделанные односторонне, чреваты смутой. Недавно приходит в храм мужчина и просит покрестить ребёнка, но только с тем условием, чтобы при этом не поминать Патриарха. Я ему: «Да вы что, я не готов к таким вещам». Он: «Ну хорошо, я посоветуюсь с супругой». Вечером получаю записку: «Крестить не получится, так как жена не согласна».

Корр.: Получается недоверие к Патриарху…

Иг. Кирилл: Доверяем, уважаем, любим. Яркая личность, харизматический лидер. Ещё больше будем доверять, если уровень соборности будет повышаться.

Корр.: А чем объяснить такие действия Патриарха - «только пять человек знало о встрече» и т.п.?

Иг. Кирилл: Наверное, повлиял пример его учителя митрополита Никодима, который говорил, что «история меня оправдает», что нужно делать небольшие шаги, но идти неуклонно.

Корр.: А вы с католиками соприкасались?

Иг. Кирилл: Да, и много раз. Ещё в советское время во время посещения Львова и Прибалтики - бывал здесь в католических семинариях Риги и Каунаса. Позже в Карловых Варах. В Москве, конечно - сначала в костёле св. Людовика, позже в кафедральном соборе Непорочного Зачатия. Последний раз здесь был в декабре прошлого года на встрече с католическим архиепископом, который рассказывал своей пастве о Епископском Синоде в Риме, посвящённом проблемам брака и семьи. Кстати, у архиепископа тонкое чувство юмора. Запомнилось, как он говорил о том, что во время выступления папы некоторые епископы дремали.

Корр.: Вы находитесь в жестких рамках как клирик РПЦ?

Иг. Кирилл: Грех жаловаться. Вне Москвы сложнее - не раз знакомые собратья «плакались в жилетку», рассказывая о своём житье-бытье. В Москве, я по крайней мере, не чувствую никакой «крепостной зависимости». Здесь, как мне кажется, руководству удалось достичь гармоничного сочетания эффективного администрирования со свободой человеческой личности. Никто меня за шиворот не хватал и на ковер не вызывал. Иногда, правда, напрягают звонки, из викариатства, например. Думаешь: ну вот сейчас получишь по башке, но нет - вежливо попросят представить какую-нибудь справку. Так что жить можно вполне спокойно и уверенно, деньжат бы только побольше для покрытия расходов, особенно на коммуналку.

От редакции:

Игумен Кирилл (Сахаров) (РПЦ МП), настоятель Никольского храма на Берсеневской набережной в Москве, — личность, известная в старообрядчестве. Его можно встретить на научных конференциях, посвященных старообрядчеству, на церковно-общественных мероприятиях, организуемых как поповцами, так и безпоповцами. Отца Кирилла можно видеть на дорожках старообрядческих кладбищ, в притворах старообрядческих храмов и молелен, куда он приводит своих гостей из стран ближнего и дальнего зарубежья, желающих ознакомиться со старообрядческой историей и традицией.

Большую роль сыграл о. Кирилл в организации знаменитых диспутов, прошедших между представителями Русской Православной старообрядческой Церкви и ныне покойным новообрядческим миссионером о. Даниилом Сысоевым.

Вместе с тем, находятся люди, подозревающие в этой деятельности о. Кирилла что-то недоброе. В Московской Патриархии раздаются голоса, что игумен Кирилл (Сахаров) продвигает «старообрядческое лобби» в РПЦ. В старообрядческих же согласиях, наоборот, высказывают мнения о якобы секретной шпионской деятельности настоятеля церкви св. Николы на Берсеневке. Правда, не разъясняя, какие же страшные тайны могут скрывать современные старообрядцы.

В сегодняшней беседе с корреспондентом газеты «Русский Вестник» о. Кирилл, наконец, решил рассказать всё о своих секретах, связях и знакомствах в старообрядческой среде.

Отец Кирилл, насколько правдивы возникшие предположения о том, что священноначалие, наконец, обратило на Вас внимание — появились намерения использовать Вас в «мирных целях», подключить ваш потенциал для прорыва на старообрядческом направлении?

Я всегда был мирным человеком. Старался избегать крайностей, огульного критицизма, акцентировать, прежде всего, на положительных сторонах какой-либо личности или явления. Что касается Вашего вопроса об использовании меня в качестве орудия прорыва — мне об этом ничего неизвестно. Все это маловероятно — мой век приближается к шестидесятой отметке, нарастает ком болезней. Да и вообще, я при всей своей приверженности к уставности, ритму, все-таки по своей природе в определенном смысле «свободный художник». Мне близок и симпатичен образ «барбоса», о котором поет наш замечательный певец Михаил Иванович Ножкин. Этому дворняге обещают комфортную конуру, все блага, а он мечтает быть не на цепи, «рвануть по подворотням» — в этой стихии он чувствует себя как рыба в воде.

Ну, а все-таки, у вас десятки материалов в СМИ на тему старообрядчества, в старообрядческой среде наряду с настороженностью к вам проскальзывает и симпатия. А потом, после воссоединения с Зарубежной Церковью наступила некоторая эйфория — настал, мол, черед и старообрядчества — пора собираться воедино всему русскому Православию.

Только наивные, поверхностно знающие старообрядческую среду люди, могут так рассуждать. Прямо какое-то шапкозакидательство. Почему-то считается, что предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий и его ближайший сподвижник протоиерей Леонтий Пименов «слабые звенья», через которых можно как-то воздействовать на старообрядцев в нужном направлении. Упомянутые личности, на мой взгляд, тактичные и любвеобильные люди, очень любознательные, рассудительные и общительные. Отсюда такое обманчивое впечатление об их податливости и уязвимости. Иллюзии о возможности их использования в качестве «троянского коня». Уверяю вас, даже самый архилиберальный старообрядец никогда не согласится воспринимать как нормальное, равноценное явление такие вещи, как обливательное крещение или партесное пение. А поскольку эти печальные явления в лоне Московского Патриархата приобрели большой масштаб — отсюда вывод о тщетности надежд на какое-то воссоединение.

А вас не пытались использовать в качестве «троянского коня», внедрить для «приручения» старообрядцев?

Такие суждения имеют место быть. Для определенной категории старообрядцев, что бы я ни говорил, как бы не оправдывался — все будет напрасно: «шпиён» — и все тут!

Тогда в чем смысл вашей очень заметной активности на этом направлении, что движет вами?

Я от природы очень любознательный человек — ничего с этим не могу поделать. Любая активность в нашем подозрительном обществе, тем более в такой замкнутой среде, которой является старообрядчество, вызывает напряжение. Отдельные проницательные старообрядцы, как, например, редактор журнала «Церковь» Александр Васильевич Антонов, меня давно раскусили: «Мы долго думали: вот странный человек, приходит, расспрашивает, интересуется, «разнюхивает». А потом поняли, что это безобидный, просто любознательный человек».

Хорошо. Но ведь эта любознательность и общительность чреваты неизбежными неприятностями. Вы и писали о некоторых инцидентах при общении со старообрядцами.

Были еще и неописанные. Как-то одна прихожанка нашего храма попросила меня в день памяти св. благоверной княгини Анны Кашинской, день своего ангела, послужить у нее на даче молебен этой святой. Это в Подмосковье, в районе Гуслиц. Там компактно проживают старообрядцы. Дело было в субботу. Одну из приглашенных на молебен подвозили старообрядцы. Она поделилась с ними о моем приезде. Поскольку дело было в субботу, я попросил разрешения у старообрядческого священника в близлежащем храме поприсутствовать на всенощном бдении.

Во время службы в храм вошло несколько суровых бородатых мужиков (на их фоне я смотрелся как тщедушный интеллигентик). Они внимательно все осмотрели «буравчиками» из-под нависших бровей и удалились. Мне рассказывали, что они приезжали и на дачу прихожанки, расспрашивали о целях моего приезда: не агитировать ли? Не переманивать ли приехал? И т.п. Еще на одном старообрядческом сайте возмущались: вот, мол, разъезжает по подмосковным старообрядческим приходам, обхаживает их…

Почему такая подозрительность?

А у нас вообще подозрительное общество. Десятилетия доносительства не прошли даром. Я как-то исповедовал в знаменитом Доме на набережной, находящемся рядом с нашим храмом, одну древнюю старушку — многолетнюю узницу ГУЛАГа. Так вот, мои естественные наводящие вопросы она восприняла в штыки, подозрительно. Чего, мол, он выведывает? Вот сейчас Патриарх инициировал воссоздание общинной модели приходской жизни. Попробуйте составить анкету на потенциальных членов общины, чтобы знать, допустим, образовательный уровень человека, дабы не поставить дворником выпускника МГИМО или Литинститута, а руководителем Издательского отдела обладателя диплома об окончании восьмилетки.

Уверяю Вас, что будут подозрения, что сведения собираются не иначе как для подачи в ФСБ. А потом будут петь: покажите мне такую страну, где под рясой скрывают погоны сотрудники спецслужб. Я как-то обзванивал членов общины, интересовался, у всех ли освящены квартиры — ну, чтобы у всех была полнота во всех отношениях. Представляете, после этого одна прихожанка отошла от нас, мотивируя это тем, что батюшка набивается, стремится проникнуть в квартиру под предлогом ее освящения, а на самом деле, для того, чтобы овладеть ее квартирой…

Вы упомянули отца Леонтия Пименова. Вы по-прежнему с ним плотно общаетесь?

От случая к случаю, плюс консультации по телефону по богослужебным вопросам. Не так давно виделись в Андрониковом монастыре на по истории старообрядчества.

Показывали видеофильм о строительстве безпоповцами часовни в Пустозерске, на месте гибели протопопа Аввакума. Автор фильма — главный редактор издательства «Третий Рим» М. Е. Пашинин сказал перед фильмом: «Мы строили для всех». Еще посетовал, что епископ Иаков, глава Нарьян-Марской епархии, резко ополчился на часовню, требует ее сноса, называет Аввакума государственным преступником. О. Леонтий после впечатляющего фильма сказал:

— Молиться вместе нам нельзя, трапеза возбранена… Ну а бревно вместе положить можно? Или вместе гвоздь забить?!

Идем с ним по музею. Навстречу маленькая девочка. Отец Леонтий:

— Это одна из моих пятнадцати внучек.

— А у меня только трое (двоюродных, детей племянников). 5:1 в Вашу пользу, отец Леонтий. Исходя из демографической ситуации — будущее за вами.

Не так давно посетил приход о. Леонтия в г. Орехово-Зуево. Он сам ценитель и любитель знаменного пения, и поэтому неудивительно, что у него в этом плане все на высоте. Мне, однако, показалось пение слишком на высоких тонах, какое-то порывистое, надрывное несколько. У нас более спокойное, ровное. Устройство храма идеально, все очень гармонично, аскетично, никакой вычурности.

Полы уникальны, выложены смальтой, в каждом помещении свой рисунок — можно экскурсии водить. Глядя на пол собственно в храме, возникла ассоциация с разноцветной пастилой или зефиром.

Разве нет недостатков? Идеального ведь на земле нет ничего и в принципе быть не может.

Я обратил внимание на то, что был праздничный день, а колокольного звона не было. На это был ответ: «Звонарь не пришел». Я так отреагировал: «А у нас, если нет кого-то из группы звонарей, любой прихожанин может подняться на колокольню и несколько раз ударить в колокол в положенные по уставу моменты». За 25 лет нашего бытия было немного срывов со звоном — для таких случаев у меня хватит пальцев обеих рук.

Что еще Вам запомнилось при общении с о. Леонтием? Что для себя Вы приобрели, наблюдая за службой?

Что касается службы, то, например, при каждении священником на пении «Величит душа моя Господа» впереди со свечой идет стихарный. Что на 1-м часе священник не полностью разоблачается, а только снимает фелонь, и еще ряд нюансов. А из рассказов о. Леонтия запомнил два момента. Первый, как однажды подошли к нему два так называемых бомжа. Один просит, явно лукавя, на хлеб насущный, а другой говорит более откровенно («похмелиться надо») и при этом ссылается на свт. Иоанна Златоуста, мол, вы не должны мне отказывать: «просящему — дай». Я подумал:

— Если уже бомжи начинают цитировать святых отцов, стало быть, процесс воцерковления нашего народа значительно продвинулся вперед.

И второй. Подошли к о. Леонтию Пименову, старообрядческому священнику, двое приезжих военных поговорить. Желая расположить его к себе, стали «поливать» никонианство. О. Леонтий спрашивает:

— А чем же оно вам так насолило?

Один из них ответил:

— Отлучили от Церкви Льва Толстого, а он мой кумир…

Хотелось бы в заключение прямо спросить вас: вы пессимист в отношении перспектив диалога со старообрядцами и возможного объединения с ними?

По большому счету, да. Улучшение климата, дальнейшая разрядка напряженности, конечно, возможны. Но не более того. Никаких радужных перспектив я не вижу. А что вы хотите? Даже более полная по объему служба по обычному чину — «коротка кольчужка» для многих священников, а что говорить о большем? Попробуйте предложить прочитать кафизму не по 5-10 стихов на каждой «Славе», а полностью; прочитать на первом часе не один псалом «Милость и суд воспою Тебе, Господи», а три, положенные по уставу. Или предложите регенту правого хора пропеть не треть 1-го антифона «Благослови душе моя Господа», а полностью…

Я как-то служил в одном монастыре Литургию и попросил иеродиакона на сугубой ектенье вставить прошение то ли «о путешествующих», то ли «перед началом всякого доброго дела», а он недовольно поморщился, затягиваться, мол, будет служба. Помню, как я, юный монах, уставщик только что открывшегося Данилова монастыря, восторженно поделился с одним священником о возрождении у нас уставной службы, в частности, о чтении поучений. На что он скептически заметил: «И на несколько минут затягивать всенощную батюшке не с руки, это будет службу затягивать». Так что, если эти вещи являются неподъемной ношей, то что говорить о продолжительной службе по старому чину со знаменным распевом и многочисленными поклонами.

И все-таки, что вас привлекает в этой сфере, что движет вами?

Сердцу не прикажешь. Мне нравятся истовые службы, крепкие устои быта, строгость нравов, которыми всегда отличались старообрядцы. И, наверное, чувство вины: зачем отторгли такой большой массив не самых плохих русских людей, «переломали кости» многим из них?! Я был бы очень рад, если бы моя скромная деятельность послужила уменьшению зла в этом мире, хотя бы немножко.

Родился в крестьянской семье. Ещё учась в школе, интересовался религиозными вопросами (получая фактическую информацию в том числе из атеистической литературы) и богослужением, посещал церковь, регулярно читал «Православный вестник» на украинском языке - единственное доступное ему в то время православное издание. Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института (1979), Московскую духовную семинарию (1983), Московскую духовную академию (1987), аспирантуру при Отделе внешних церковных связей Московского патриархата (1994). Кандидат богословия (1989; тема кандидатской работы: «Преподобный Паисий Величковский как продолжатель исихастской традиции»).

Монах

После окончания института недолго работал в школе. В 1979-1980 - послушник Почаевской лавры. С 1983 - в братии вновь открытого Свято-Данилова монастыря в Москве. В монастыре был библиотекарем, звонарём, уставщиком, помощником благочинного, преподавателем литургики в воскресной школе, редактировал «Даниловский листок» - первое печатное издание этого монастыря. В 1985 был пострижен в рясофор с именем Борис и рукоположен во диакона, в 1986 - в мантию с именем Кирилл, с 1987 - иеромонах, с 1993 - игумен.

Настоятель храма

С 1992 - настоятель московского храма святителя Николая на Берсеневке с оставлением в числе братии Свято-Данилова монастыря. За время его настоятельства был отремонтирован храм и обустроена прихрамовая территория. Богослужения в храме проходят по полному чину без сокращений, с древним знаменным пением, практикуются только частная исповедь и погружательное крещение. По словам игумена Кирилла, его храм «практикует старообрядный, а лучше, древнерусский чин», находясь при этом в юрисдикции Московского патриархата (в связи с этим церковь нередко упоминается как «храм Николы на Берсеневке» - такая формулировка соответствует древнерусской традиции). При храме издаётся газета «Берсеневские страницы», в которой, в частности, публикуются проповеди и поучения его настоятеля. Община опекает среднюю школу № 19 им. В. Г. Белинского, расположенную в центре Москвы.

Храм святителя Николая на Берсеневке стал единственным московским храмом, отказавшимся принять ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика) и ОГРН (номер государственного реестра) - своё решение приход мотивировал религиозными соображениями, нежеланием втягиваться в «глобалистскую сеть» и участвовать в создании «электронного концлагеря». Кроме того, игумен Кирилл отказался принять новый российский паспорт, утверждая, что он «напичкан оккультной символикой». В связи с такой позицией существенно осложнились отношения прихода с государственными органами и церковными властями - в 2003 обсуждался вопрос об упразднении общины (посредством присвоения храму статуса Патриаршего подворья), в 2006 - о замене настоятеля храма. По словам игумена Кирилла, избежать ликвидации общины помогла «помощь Божия, прежде всего»:

Она явственно ощущалась. Было мироточение иконы преподобного Сергия в день отказа от принятия ИНН, иконы праведного Ноя в день отказа от номера госреестра и еще ряд знаменательных моментов мистического плана. К примеру, одна женщина очень молилась несколько дней и ночей святителю Николе о том, как жить ей, не принявшей ИНН и новый паспорт, без пенсии, в которой ей было отказано? В какой храм ей теперь ходить, где молиться? С её слов, однажды ночью, в чутком (тонком) сне ей было сказано несколько раз: «Берсень… Берсеневка…». Спрашивая у людей и ища в справочнике, она, таким образом, и пришла в храм святителя Николы на Берсеневке, который тоже не принял ИНН.

Одна из сторон деятельности прихода - помощь в восстановлении церковной жизни в российских сёлах Воронежской и Тверской областей. Прихожане под руководством настоятеля ездили по деревням, устанавливали поклонные кресты, у которых впоследствии собираются по воскресным и праздничным дням члены вновь созданных церковных общин. Кроме того, организуются сельские библиотеки духовной литературы. Ещё одна цель таких поездок - побудить сельских жителей к восстановлению полуразрушенных храмов. По воспоминаниям игумена Кирилла, они приезжали в какую-либо деревню, где был разрушенный храм


вешали колокола на дереве, начинали трезвон. Люди ничего сначала не понимали, потом собирались к церкви. Служим молебен, затем проповедь, общая трапеза. Потом приглашаем всех на трудовой час. Бывали настоящие чудеса. Помню через полтора месяца после нашего появления в селе Ерышевка получаю письмо от местных жителей, в котором мне они сообщают, что уже покрыли крышу, настелили полы, вставили окна и даже цветники вокруг церкви разбили.

Церковно-общественная деятельность

Игумен Кирилл являлся активным и последовательным сторонником канонизации царя Николая II и его семьи. В храме святителя Николая на Берсеневке впервые был совершён неканонический и по сути противоречащий догматам православной Церкви чин соборного покаяния русского народа в грехе «попущения цареубийству» (никаких соборных покаяний православная традиция не знает), позднее получивший распространение среди крайне консервативной части клира и около-церковных фундаменталистов.

Игумен Кирилл многократно посещал Украину, где совершал богослужения в различных храмах, часто проповедовал. Является убеждённым противником автокефалии Украинской православной церкви. Он активно выступал в поддержку православных сербов, в том числе в косовском вопросе. Так, в 1999 во время бомбардировок Югославии игумен Кирилл провёл крестный ход, завершившийся молебном на территории храма. 3 апреля 2004 он отслужил в Москве на Горбатом мосту молебен «За победу сербских братьев над супротивными». 26 февраля 2006 в церкви святого Николая на Берсеневке за божественной литургией «были вознесены сугубые молитвы о многострадальном Косово. Были помянуты иерархи Сербской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Павлом, узники Гаагского трибунала, гонимые сербские патриоты».

В марте 2007 игумен Кирилл поддержал обращение епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана) с резкой критикой экуменической деятельности Московской патриархии. По его словам, «епископ Диомид сказал то, о чем многие говорят давно. Экуменизм никуда не ушёл, совместные молитвы, пусть не так открыто и широко, как раньше, имеют место».

Союз православных братств

В 1991-1997 - председатель Союза православных братств, организации, объединяющей крайне консервативную часть клириков и мирян Русской православной церкви, выступающих против экуменизма и за «строгое» следование православной традиции (оппоненты называют участников союза «фундаменталистами»). В 1997-2007 был членом совета и ответственным секретарём Союза православных братств. Председатель и духовник Православного Братства во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших. Духовник Свято-Троицкого Православного братства.

В 2007 в Союзе православных братств произошёл конфликт. Вначале игумен Кирилл объявил о смещении с должности председателя Союза Леонида Симоновича-Никшича, одновременно являющегося главой Союза православных хоругвеносцев. В ответ сторонники смещённого председателя заявили об исключении из Союза самого игумена Кирилла. 9 августа 2007 на внеочередной отчётно-выборной конференции Союза было принято решение о размежевании с «хоругвеносцами» и избрании двух сопредседателей - игумена Кирилла и председателя Союза православных братств Украины Валентина Лукияника. Симонович-Никшич этого решения не признал.

В 2007 игумен Кирилл поддержал на выборах в Государственную думу Аграрную партию России: руководитель её отдела по культуре, искусству и духовному воспитанию Владимир Фролов - один из лидеров Союза православных братств. Ранее, на выборах 2003, он голосовал за избирательный блок «Родина».

Игумен Кирилл и Союз русского народа

В ноябре 2005 игумен Кирилл участвовал в молебне во время открытия учредительного съезда Союза русского народа (СРН), лидером которого был скульптор Вячеслав Клыков. После кончины Клыкова и избрания его преемником генерала Леонида Ивашова, в СРН произошёл раскол, и игумен Кирилл в ноябре 2006 стал духовником «альтернативного» СРН, главой совета которого был избран бывший диссидент Владимир Осипов.

Труды

  • Воспоминания. М., 2008.
  • Иностранцы о Русской Церкви XVI-ХVII вв.
  • Зарисовки из юношества.


Поделиться: