Луис салливан биография. Архитектор Луиc Салливен: «Форма определяется функцией

  1. Архитекторы
  2. Глубокие изменения всей культурной ситуации и, в частности, художественных вкусов в области архитектуры, оказались сфокусированными в творчестве и в самой личности Кристофера Рена, который по своему значению для эпохи справедливо ставится в один ряд с самыми замечательными англичанами XVII века -…

  3. Основоположниками, главными вождями неоклассического направления в английской архитектуре были братья Адамы, сыновья известного архитектора Уильяма Адама. Наиболее талантливым из них был Роберт. Архитектурная деятельность Роберта Адама была исключительно широкой. Вместе с братьями Джеймсом, Джоном и Уильямом, своими постоянными сотрудниками, он застраивал…

  4. В творчестве Беренса, которое было наиболее заметным явлением в архитектуре Германии начала 1920 х годов, сложно сплетались прогрессивные и реакционные тенденции его времени. Чопорность великопрусского шовинизма сочеталась с преклонением перед человеческим трудом, косная традиционность - с трезвым рационализмом и смелостью конструктивных…

  5. Пожалуй, ни одна творческая личность в истории советской архитектуры не привлекала такого пристального внимания, не вызывала столь противоположных мнений, яростных споров и противоречивых оценок, как личность Жолтовского. Его называли классиком и эпигоном, новатором и подражателем, у него желали учиться и потом…

  6. 20 сентября 1744 года у представителей двух известных итальянских семей Джакомо Антонио Кваренги и Марии Урсулы Рота родился второй сын, названный в честь отца Джакомо Антонио. Это произошло в живописном маленьком селении Капиатоне округа Рота д′Иманья, входящего в провинцию северо итальянского…

  7. Быть может, ни в одной другой области художественной культуры Италии поворот к новому пониманию не был в такой степени связан с именем одного гениального мастера, как в архитектуре, где родоначальником нового направления явился Брунеллески. Филиппо Брунеллески родился в 1377 году во…

  8. Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года. Год он учился в Гентской консерватории. Затем начал изучать архитектуру в Гентской Академии художеств. В 1878 году работал в Париже у архитектора Ж. Дюбуйссона. В 1880 году поступил в Брюссельскую Академию изящных…

  9. Исследуя "феномен Стерлинга" и подчеркивая его несомненную творческую самобытность, Дж. Саммерсон поражается славе мастера, "учитывая, что, вероятно, не более трех четырех его осуществленных зданий (ни одно из них не собор и не дворец вице короля) известно сколько нибудь значительной части населения".…

  10. Деятельность Фельтена пришлась на годы, когда барокко уступало место классицизму, ставшему вскоре главным направлением искусства. Наследие зодчего сфокусировало признаки архитектуры переходного времени. Георг Фридрих Фельтен, или, соответственно русскому варианту, Юрий Матвеевич Фельтен, родился в 1730 году. Отец его Матиас Фельтен 12…

  11. Бове прошел большой творческий путь - от безвестного ученика Кремлевской экспедиции до "главного архитектора" Москвы. Он был тонким художником, умеющим простоту и целесообразность композиционного решения сочетать с изысканностью и красотой архитектурных форм и декора. Зодчий глубоко понимал русскую архитектуру, творчески относился…

  12. Замечательный проектировщик и практик строитель, превосходный художник, теоретик искусства и педагог И.А. Фомин, оказал огромное влияние на творчество многих архитекторов. С его именем связано представление о зодчем мыслителе, мечтавшем воплотить в архитектурных образах ведущие идеи эпохи построения социализма, умевшем смело идти…

  13. В первой половине и середине 17 го столетия Франция переживает своего рода "возрождение Возрождения". Наиболее яркой личностью того периода является, без сомнения, Франсуа Мансар. Мансар не только оставил образцы зодчества, ставшие очень скоро объектом поклонения и паломничества архитекторов. Он еще закрепил…

  14. Иоганн Бальтазар Нейман родился в 1687 году. Он вырос в немецкой части Богемии, где имел хорошую возможность ознакомился с церквами в стиле итальянского барокко. Бальтазар происходил из буржуазной семьи - его отец был коммерсантом. Нейман получил разностороннее образование, повидал свет и…

  15. В итальянской архитектуре Гварини занял особое положение. Ему удалось внести в общий тон трезвой рациональности туринской архитектуры контрастную ноту. Именно в годы пребывания в столице Савойского герцогства Гварини создал свои главные произведения. Гварино Гварини родился в Модене 7 января 1624 года.…

ЛУИС САЛЛИВЕН


«ЛУИС САЛЛИВЕН»

Американский архитектор Луис Генри Салливен стал одним из пионеров рационалистической архитектуры 20 го столетия. Его работы в области теории зодчества еще более значительны. Салливен ставил перед собой грандиозную утопическую задачу: средствами архитектуры преобразовать общество и повести его к гуманистическим целям. Теория архитектуры, созданная Салливеном, по своей бурной эмоциональности граничит с поэзией.

Луис Генри Салливен родился 3 сентября 1856 года в Бостоне. Его отец, эмигрант из Ирландии, был скрипачом и танцмейстером. Почти все детство Луис провел на ферме деда, на всю жизнь сохранив любовь к природе. Последовательного профессионального образования он не получил. Поступив шестнадцати лет в первую архитектурную школу США, открытую в 1866 году Массачусетсским политехническим институтом, он уже через год покинул ее, и некоторое время работал в ателье филадельфийского архитектора Ф. Фарнесса, приверженца романтической неоготики.

В своей автобиографии - "Автобиографии идеи" - он позднее писал:

":Интерес Луиса к инженерному делу вообще и к [двум] мостам, в частности, так сильно завладел его воображением, что в течение некоторого времени он мечтал стать инженером мостовиком. Идея перекрытия пустоты властно влекла его и в теории и на практике. Он начал осознавать, что среди людей, живших в прошлом и живущих в его дни, есть люди - хозяева идей, люди мужества и что они стоят обособленно, каждый замкнувшись в собственном мире. Но практический результат воздействия мостов на Луиса был тот, что оно переключило его мысль с непосредственно инженерной науки на науку вообще, и он с новым рвением принялся за чтение трудов Спенсера, Дарвина, Хаксли, Тиндаля и немецких ученых, и перед ним стал раскрываться новый, грандиозный мир, мир, который, казалось, не имел границ ни по объему, ни по содержанию, ни по разнообразию. Этот курс чтения не был закончен за месяц, за год, за многие годы; он все еще продолжается".

В течение нескольких месяцев 1874 года Салливен посещал парижскую Школу изящных искусств, но уже в 1875 году он возвратился в США, в Чикаго, где обосновалась его семья, и стал работать в различных архитектурных мастерских.

В 1879 году Салливен поступил в ателье Данкмара Адлера и уже через два года стал его компаньоном. Еще раз обратимся к автобиографии архитектора:


«ЛУИС САЛЛИВЕН»

Адлер и К° въехала в прекрасную анфиладу конторских помещений на верхнем этаже здания Борден Блок. 1 мая 1881 года на дверях здания появилась надпись: "Архитектурная фирма Адлер и Салливен".

:Луис чувствовал теперь под ногами твердую точку опоры, точку, которая может послужить ему отправным пунктом для вступления в широкий мир. Приняв на себя ответственность за этот мир, он смело встретился с ним.

Теперь он мог без помехи пойти путем практического экспериментирования, к которому он давно стремился и который должен был привести к архитектуре, отвечающей своим функциям, - реалистической архитектуре, основанной на точно установленных утилитарных потребностях; все практические соображения полезности должны иметь первостепенное значение как основа планировки и проектирования. Никакие авторитетные суждения в архитектуре, никакая традиция или предрассудки, никакие привычки не должны стоять на пути. Он отметет все это, невзирая ни на чье мнение. Непреложным для него было убеждение: для того чтобы архитектурное искусство обрело отвечающую его времени непосредственную ценность, оно должно быть пластичным: всякая лишенная смысла условная косность должна быть изгнана из архитектуры; она должна разумно служить, а не подавлять. Так в его руках формы будут естественно вырастать из потребностей и отражать эти потребности откровенно и свежо. В его смелом воображении это означало, что он подвергнет проверке формулу, которую развил в процессе длительного наблюдения над живыми существами, а именно, что форма следует за функцией, которая на практике означает, что архитектура может вновь стать живым искусством, если только действительно придерживаться этой формулы:"

В совместной деятельности с Адлером - этим опытным инженером и организатором, способности Салливена проявились в полной мере В соответствии со специализацией, обычной для второй половины XIX века, Салливен взял на себя решение художественных проблем, в то время как Адлер занимался не только деловой и инженерной стороной их работы, но и планировкой, пространственной организацией зданий.

Первой крупной совместной работой Адлера и Салливена было создание "Аудиториума" в Чикаго (1887-1889) - крупнейшего в США театрального зала (4237 зрительских мест), заключенного в оболочку из десятиэтажных корпусов отеля и офисов.


«ЛУИС САЛЛИВЕН»

Работая над проектом, Салливен отошел от пассивного подражания европейским образцам, следуя примеру Ричардсона. Композиция многоярусной каменной аркады, образующей фасады, почти повторяет сурово романтичный облик складов оптовой торговли Маршалла - Филда, построенных в Чикаго Ричардсоном, но в решении интерьера зала, громадное пространство которого расчленено арочными диафрагмами, организующими акустику, Салливен проявил себя как самостоятельный мастер, сочетающий рациональную логику с буйной фантазией декоратора.

Земельные спекуляции привели к громадному росту стоимости участков в деловом центре Чикаго. Их порождением стал новый тип здания - небоскреб. Его развитие в высоту обеспечивалось применением металлического каркаса и пассажирского лифта, изобретенного в середине XIX века.

Чикагские архитекторы У. ле Барон Дженни, Д.Х. Бернхем и Дж.У. Рут сумели ясно и правдиво выразить новизну конструкции и внутренней организации построек. Салливен пошел дальше, стремясь соединить рациональность с эмоциональным выражением напряженности, концентрации урбанистической среды. Параллельно с экспериментами в строительстве небоскребов складывалась его архитектурная теория.

Высотные здания, спроектированные Салливеном, свидетельствуют о стремлении синтезировать законы композиции, идущие от традиций парижской Школы изящных искусств, и новое каркасное решение, новые пропорции и ритм, продиктованные ячеистой структурой конторского здания.

Десятиэтажное здание Уэнрайт билдинг в Сент Луисе (1890-1891) было первым этапом его борьбы за эстетическое освоение утилитарно конструктивной реальности. Его решение во многом компромиссно. Завершением экспериментов было здание Гаранти билдинг в Буффало (1894-1895). Членения вертикальной массы здания строго отвечают его функции. На первом этаже обнажены опоры несущего каркаса здания. Над вторым этажом, где начинаются конторские помещения, ритм простенков становится вдвое более частым, подчеркивая общую вертикальную устремленность композиции. Тринадцатый, технический этаж трактован как пластически насыщенное завершение здания. В 1896 году, после окончания строительства Гаранти билдинг, Салливен опубликовал статью "Высотные административные здания, рассматриваемые с художественной точки зрения", подводящую итоги творческих поисков, - первое и наиболее ясное изложение основ его теории.

В тот момент, когда Чикагская школа достигла мастерства в применении новых средств, созданных ею, ее дальнейшее развитие и влияние внезапно оборвались.


«ЛУИС САЛЛИВЕН»

Событием, которое непосредственно послужило поводом для этого процесса, была Всемирная выставка в Чикаго 1893 года. Но силы, уже действовавшие в этом направлении, проявились намного раньше в других районах страны. В XIX веке американская архитектура подпадала под самые различные влияния. Самым сильным из них было влияние "торгового классицизма", развивающегося на востоке страны.

Выставка 1893 года вызвала восхищение публики и большинства архитекторов. Однако некоторые европейские наблюдатели отнеслись к ней более скептически. Так, известный бельгийский инженер Вирендель считал "гипсовую архитектуру" выставки и продолженные конструктивные решения провинциальными и слабыми.

Однако к отдельным голосам американцев, протестовавших против развращения вкуса публики псевдовеликолепием выставки, не прислушивались. Салливен с горечью констатировал, что "последствия ущерба, который причинила стране Чикагская выставка, будут ощущаться не менее чем в течение полувека". Это было точным предсказанием того, что произошло впоследствии.

Престиж Парижской выставки 1889 года обусловил доминирующую роль Французской Школы изящных искусств на Чикагской выставке. Составитель биографии Джона Рута сказал: "В то время мало кто мог думать о соперничестве с французами. Их художественные способности и опыт заставляли нас сомневаться в собственных силах. Мы должны были организовать большую американскую выставку, но в отношении ее планировки и экспозиции должны были считаться с превосходством французского вкуса". В поисках образцов красоты американские устроители выставки обратились к Франции. Но это были образцы самого упадочного периода французского зодчества.

В 1895 году содружество Салливена с Адлером прекращается. Не имевший деловой хватки, Салливен не выдерживает соперничества с архитектурными фирмами, быстро создававшими обезличенные проекты. Успех ложноклассической архитектуры Всемирной выставки подорвал позиции структурного реализма, и постепенно все чикагские архитекторы возвращаются к эклектическому украшательству. Только Салливен не сдавался. Но после того как он построил павильон Транспорта для Чикагской выставки, его популярность как архитектора была утрачена. Период расцвета "чикагской школы" завершился. Это еще более обострило трудности с получением заказов.

С 1895 по 1905 год Салливен работал с Дж.


«ЛУИС САЛЛИВЕН»

Элмсли, занимаясь жилищным и банковским строительством. Последнюю крупную возможность реализовать свою концепцию Салливен получил в 1899 году, проектируя на оживленном угловом участке универсальный магазин Шлезингера и Мейера в Чикаго (теперь Карсон, Пири и Скотт).

Несмотря на сложность, здание Салливена остается непревзойденным по силе выразительности архитектуры. Внутри здания сохранен тип складского помещения со сплошным полом. Фасад спроектирован с учетом максимального освещения внутреннего пространства. Основными элементами фасада являются "чикагские окна", замечательные по своему соответствию рамно каркасной конструкции здания. Весь фасад выполнен с такой силой выразительности и точностью, которые нельзя встретить ни в одном здании того времени. Окна с их тонкими металлическими рамами точно врезаны в фасад. В нижних этажах окна объединены узкой полосой орнамента на терракоте, акцентирующей горизонтальную организацию фасада.

Как художник, Салливен интересовался лишь выразительностью внешнего облика здания, его связями с характером окружающей среды. Организацию внутренних пространств он еще не осознал как художественную задачу. Этот шаг в развитии концепции органичной архитектуры сделал уже Райт, который работал у Салливена в 1888-1893 годах и до конца жизни оставался под впечатлением идей "любимого мастера".

Мало загруженный практической работой, Салливен в 1901-1902 годах создает большую часть своего литературного наследия. В это время была написана книга "Беседы в детском саду", текст которой в течение целого года публиковался еженедельником "Интерстэйт аркитект энд билдер". Для более живой передачи своих мыслей Салливен избрал здесь форму диалога между учителем и детьми. Название книги отражает мнение автора, что лишь простота общения в детском саду может считаться плодотворной - он противопоставляет ее традиционным методам академической школы.

Неудовлетворенность, болезненные ноты становятся все более отчетливы в работах, написанных Салливеном после 1900 года. Его критика становится все более ядовитой, стиль - все более эпиграмматическим и в то же время все более сложным и насыщенным метафорами, напоминая медлительные ритмы прозы Г. Мелвилла. Чаще всего Салливен адресуется к архитектурной молодежи.

Однако теоретические высказывания архитектора не менее значительны, чем его постройки.

"Все в природе, - говорит Салливен, - имеет свой облик, другими словами, имеет форму, внешнее выражение, которые раскрывают нам их сущность и то, чем они отличаются друг от друга и от нас самих". Сравнение с природой приводит автора к выводу, что цель архитектурного решения должна заключаться в том, чтобы придать каждому сооружению ему одному свойственный неповторимый облик. "Будь то парящий орел или цветущая яблоня, везущая груз ломовая лошадь или ветвистый дуб, извилины реки или гонимые ветром облака, восходящее или заходящее солнце, - форма всегда отвечает функции - это закон". И, подчеркивая эту мысль, он заканчивает словами: "Если не меняется функция, не меняется и форма".

Первое десятилетие XX века было для Салливена нелегким. Его последние произведения невелики по объему. Они более лиричны; своеобразное сочетание богатого орнамента с крупной монументальной формой целого - их примечательная особенность. Наиболее интересная из его поздних построек - Национальный фермерский банк в Оватонне, штат Миннесота (1908), где Салливен создал лучший из своих интерьеров.

С 1908 года Салливен мало строил и ничего не писал. В 1918 году он окончательно разорился - лишился мастерской и возможности получать заказы. В последние годы жизни он написал "Автобиографию идеи" (1922-1923), в которой пытался воскресить в памяти свою юность и наиболее плодотворные годы своей работы в содружестве с Адлером. Умер он 14 апреля 1924 года, всеми забытый, в номере бедного чикагского отеля.

Райт на выставке работ Салливена в Бостоне в 1940 году сказал: "Они убили Салливена и почти убили меня".

Творчество Луиса Салливена - крупного архитектора этой школы - наложило отпечаток на творчество архитекторов следующего поколения на Среднем Западе, выдающимся представителем которого стал Фрэнк Ллойд Райт.

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

Marginalisimus

В 1868 году в Бостоне произошло совершенно непримечательное событие: 12-летний мальчик, как и положено маленькому мальчику, гулял по стройке и увидел огромного, как ему показалось, и очень значительного человека в большой шляпе и с огромной бородой. Самым захватывающим было то, что все люди, работавшие на строительстве, относились к бородатому мужчине с огромным почтением и стремглав бежали исполнять любое его распоряжение. Пораженный мальчик спросил у рабочих об этом господине и услышал, что это - архитектор. Мальчик прибежал домой и заявил отцу, что намерен стать архитектором. Так началась карьера Луиса Генри Салливана - человека, который изобрел небоскреб.

Здание Гаранти-билдинг в Буффало входит в число знаменитых зданий, созданных архитектором Луисом Генри Салливаном.

Луис Генри Салливан (Louis Henry Sullivan) — американский архитектор, представитель стиля модерн, первопроходец рационализма, отец американского модернизма. Создатель одного из первых небоскребов и концепции органической архитектуры, идеолог чикагской школы архитектуры и учитель Фрэнка Ллойда Райта. Ему принадлежит афоризм «форму в архитектуре определяет функция».


Новаторские многоэтажные здания деловых центров Салливана, включая Гаранти-билдинг в Буффало (1894), стали первенцами функционального подхода к архитектуре. Созданная им концепция органической архитектуры была развита затем Ф. Л. Райтом.


Салливана часто называют называют «отцом небоскребов» и «пророком современной архитектуры». Творчество Салливана, его афоризм "форму в архитектуре определяет функция" оказало значительное влияние на развитие европейского функционализма 1920-х гг.

Гаранти-билдинг (Guaranty Building) является одним из шедевров архитектурного творчества Луиса Салливaна. Луис Салливaн работал над проектом Гаранти вместе с Данкмаром Адлером, взявшим на себя всё инженерное обеспечение проекта. Здание Гаранти - это их совместное произведение. Здание Гаранти напоминает, построенное 5-ю годами ранее здание Уэйнрайт-билдинг (The Wainwright building), но воспринимается как дальнейшее развитие и индивидуального стиля Салливана. Строительство Гарантии - обработка и совершенство формы, которая была найдена в "The Wainwright building" , и ее преобразование в дух дизайна.

Местный нефтяной магнат, Хэскэл Л. Тэйлор задумал претенциозный проект: «создать лучшее офисное здание в стране», и был готов этот проект финансировать. Тэйлор на сам процесс проектирования и строительства не влиял, он давал деньги и ждал итогового результата. Итогового результата Тэйлор не дождался: во время строительства он умер.

Но у проекта нашлись новые спонсоры, главным среди которых стала Prudential Insurance Company. Это отразилось в названии проекта: Гаранти (Guaranty Building), - название, придуманное Тэйлором, одновременно стал называться Пруденшил (Prudential Building) - по имени нового спонсора. Оба эти названия были выбиты над центральным входом. Здание было построено всего за год: строительство длилось с марта 1895 по март 1896 годов.

Салливан, сумел придать высотным деловым зданиям художественный облик. Как художник, Салливaн интересовался лишь выразительностью внешнего облика здания, его связями с характером окружающей среды. Организацию внутренних пространств он еще не осознавал как художественную задачу. Этот шаг в развитии концепции органичной архитектуры сделал уже Ф.Л.Райт, который работал у Салливена в 1888 — 1893 годах и до конца жизни оставался под впечатлением идей любимого мастера.

Салливан делил сооружение на пять уровней в соответствии с их назначением. На первом уровне помещались подвалы с отопительными помещениями, на втором — банки и магазины, которые должны были хорошо освещаться. Третий уровень занимали просторные помещения, к которым вели широкие лестницы; четвертый (Салливан уподоблял его улью) включал многочисленные этажи, заполненные конторами. На пятом уровне архитектор помещал аттик (стенку над венчающим сооружение карнизом, обычно украшенную рельефами или надписями), который напоминал античные постройки.

Членение на уровни хорошо просматривается в небоскребе Гаранти -билдинг.

Во втором уровне Салливан использовал арки и пилястры. Членения вертикальной массы здания строго отвечают его функции. На первом этаже обнажены опоры несущего каркаса здания. Над вторым этажом, где начинаются конторские помещения, ритм простенков становится вдвое более частым, подчеркивая общую вертикальную устремленность композиции. Тринадцатый, технический этаж, трактован как пластически-насыщенное завершение здания. В 1896 году, после окончания строительства здания Гаранти, Салливан опубликовал статью "Высотные административные здания, рассматриваемые с художественной точки зрения", подводящую итоги творческих поисков, первое и наиболее ясное изложение основ его теории.


Среди американских архитекторов бытует мнение, что Салливан был в большей степени декоратором и дизайнером, нежели собственно архитектором. Создателем первого небоскреба также считается не Салливан, а Уильям Лебарон Дженни, который построил первое здание с внешним металлическим каркасом. Тем не менее именно Салливан создал небоскреб как символ и идею.

В понимании Салливана главная функция небоскреба в том, чтобы быть небоскребом, поскольку идеи силы и свободы, которые воплощены в этом типе зданий, самоценны. Поэтому, чтобы быть небоскребом, здание должно парить и рваться ввысь. Чтобы подчеркнуть "парение", Салливан отказался от горизонтального членения фасада, заменив его вертикальным. Опорные стойки, служащие внешним каркасом, были использованы, чтобы подчеркнуть устремленность здания в небо, а большие окна между опорами создавали ощущение воздушности.

Архитектор считал, что сама высота должна быть "доминирующим аккордом", центральной эстетической идеей возводимой башни, и добавлял, что в сооружении должны быть "сила и могущество высоты, слава и гордость экзальтации". Воистину, этот человек не зря выучил наизусть всего Вагнера.

Предшественник стиля, который впоследствии получил название "небоскребов", здание Гаранти было одним из первых зданий, имеющим несущий стальной каркас. Это избавляло стены от несущей нагрузки, а следовательно, облегчало их массу. Проект 1896 года имеет форму буквы U: здание ориентировано строго по линии "север-юг", - так, чтобы на юг выходила внутренняя часть здания. Благодаря этому окна, расположенные на внутренней стороне U получили дополнительный свет. Простенки между окнами имеют форму чётко обозначенных вертикалей, спонтанно направляющих взгляд вверх к внушительному карнизу.

Для украшения здания Салливан использовал ажурный керамический орнамент с геометрическими мотивами и натуралистическим дизайном цветов, а на верху здания в виде раскинувшихся ветвей дерева.

Терракота создаёт впечатление камня, но сравнительно легка и недорога. Это был один из любимых строительных материалов Салливана.

Утрачивая ценность самостоятельного элемента, декор здания Гаранти функционализируется. И эта функционализация декора является главной стилистической особенностью Гаранти, главным достижением Салливена в рамках этого архитектурного объекта. - Налагаясь на структурную композицию фасада, декор начинает эту композицию подчёркивать, являясь достаточно редким примером того, как декоративный элемент иллюстрирует собою функцию. По сути, главные задачи декоративного элемента здесь - это усиление «ритма восприятия» структуры и способствование более ЦЕЛОСТНОМУ восприятию этой структуры.

Когда в 1896 строительство Здания Гаранти было завершено, оно по оценкам современников было не только самым красивым зданием строительно-конструкторского бюро Буффало, но и одним из самых красивых в стране. Здание отражало оптимизм и процветание Соединенных Штатов того времени. Историки архитектуры рассматривают здание Гаранти, как один из самых больших архитектурных успехов в области офисных зданиях Луи Салливана.

Из студенческого эссе:

"Будучи родом из Буффало, Нью-Йорк, я раньше считал большую архитектуру само собой разумеющимся. Мне нравился Буффало, но я едва знал, что в других городах страны существует недостаток таких великолепных зданиях. Я проходил мимо здания Гаранти и всегда любовался тонкой ажурной листвой, вырезанной в терракоте. Городской пейзаж холодных серых зим был акцентирован темно-красной терракотой здания, оно возникало на фоне белого снега и, казалось, выражало собою силу природы и, как я понял позднее, что это впечатление достигалось через органическую теорию архитектуры ".

В течение многих лет Здание Гарантии было одним из самых престижных служебных адресов Буффало (кроме трудных времён Великой Депрессией). Хотя признано архитектурным шедевром уже в 1940, к середине 1950-ых здание было описано как "старое и грязное", и популярность его уменьшалось.

Хотя усилия по модернизации были полны благих намерений, тем не менее, они нарушили эстетику здания и повредили конструкции. В 1955 стекловолоконная поверхность была добавлена к цокольным этажам, а грубая пескоструйная очистка повредила сложный рельефный рисунок терракоты. Огонь в 1974 повредил верхние этажи, и здание было продано на аукционе. Несмотря на его признание в 1975 как Национальную Историческую достопримечательность, к 1977 владельцы здания планировали его разрушение, чтобы освободить место, востребованное рынком.

Благодаря защитникам архитектуры этим планам не дано было осуществиться. Вместо этого на восстановление здания была получена серия грантов и кредитов. К сентябрю 1982, с полным проектом реконструкции за $12.4 миллионов, Гаранти вновь стала престижным служебным адресом. Юридическая фирма Hodgson Russ LLP, ведущей силы в более раннем усилии по сохранению, купила здание для своих основных офисов в 2002.

Салливен стремился соединить рациональность с эмоциональным выражением напряженности, концентрации урбанистической среды. Параллельно с экспериментами в строительстве небоскребов, складывалась его архитектурная теория. Высотные здания, спроектированные Салливеном, свидетельствуют о стремлении синтезировать законы композиции, идущие от традиций парижской Школы изящных искусств, и новое каркасное решение, новые пропорции и ритм, продиктованные ячеистой структурой конторского здания.

Благодаря своим теоретическим разработкам Салливан вошёл в историю не только как практик, но и как теоретик архитектуры. Его статья «Высотное конторское здание с художественной точки зрения» имела большое значение для развития архитектуры высотных домов.


Теоретические высказывания архитектора не менее значительны, чем его постройки. Архитектор ставил перед собой грандиозную, но трудновыполнимую задачу: средствами архитектуры преобразовать общество и привести его к гуманистическим целям. Созданная им теория архитектуры, по степени эмоциональности граничит с поэзией.


«Все в природе, - говорит Салливан, - имеет свой облик, другими словами, имеет форму, внешнее выражение, которые раскрывают нам их сущность и то, чем они отличаются друг от друга и от нас самих». Сравнение с природой приводит автора к выводу, что цель архитектурного решения должна заключаться в том, чтобы придать каждому сооружению ему одному свойственный неповторимый облик. «Будь то парящий орел или цветущая яблоня, везущая груз ломовая лошадь или ветвистый дуб, извилины реки или гонимые ветром облака, восходящее или заходящее солнце, - форма всегда отвечает функции - это закон». И, подчеркивая эту мысль, он заканчивает словами «Если не меняется функция, не меняется и форма».

(18560903 ) - 14 апреля ) - американский архитектор , первопроходец рационализма , отец американского модернизма . Создатель одного из первых небоскребов и концепции органической архитектуры , один из самых видных представителей и идеолог Чикагской школы архитектуры , учитель Фрэнка Ллойда Райта . Ему принадлежит афоризм «форму в архитектуре определяет функция».

Жизнь и творчество

Салливен не получил законченного профессионального образования. Недолго он изучал архитектуру в (1872-1873). Его главным учителем был Уильям Роберт Уэйр (англ. ) . Потом Сулливен уехал в Филадельфию , где работал в мастерской Фёрнесса (англ. ). Из-за долгой депрессии работа у Фёрнесса закончилась, и Сулливен поехал в Чикаго , где застал строительный бум после большого чикагского пожара . Там он работал вместе с Уильямом Ле Барон Дженни (англ. ), а меньше чем через год уехал в Париж. Во Франции Сулливен посещал Школу изящных искусств (1874-75).

После возвращения в США Сулливен стал снова работать архитектором. Немного позже стал работать совместно с Данкмаром Адлером , в 1883 году они стали равноправными партнерами. Их фирма носила имя Adler&Sullivan, в таком виде просуществовала до 1895 года. Сулливен был автором декора, который он придумывал по французским примерам, в основном по Flore Ornamentale от Victor Ruprich-Robert (фр. ) .

Сулливен с Адлером прекрасно дополняли друг друга. Сулливен выступал как архитектор орнамента и интерьеров, а Адлер прекрасно планировал, занимался инженерными вопросами и акустикой. После того, как коллеги разошлись, заказов у Сулливена стало значительно меньше. Некоторую симпатию сохранил старый клиент Дэвид Майер, который в 1898 году попросил построить торговый дом Schlessinger&Meyer Store, более известный как Carson Pirie. Это было последним большим заказом Сулливена, оказавшим влияние на облик города .

Отправной точкой для его архитектурных экспериментов были произведения Ричардсона , в которых романтическая фантазия органично сочеталась со строгой логикой функциональности. Первое крупное произведение - Аудиториум в Чикаго (1886-89). На рубеже XX века первым разработал концепцию высотного здания , стремясь «использовать новые пропорции и ритмику, продиктованные ячеистой структурой конторского здания» (БСЭ). Изложил свои взгляды в статье «Высотное конторское здание с художественной точки зрения» (1896). Начиная с 1908 г. работал в тандеме с Джорджем Грантом Элмсли («дома прерий» и «алмазные шкатулки»). В 1918 г. объявил о своём банкротстве , закончил жизнь в бедности.

Смотреть что такое "Салливен, Луис Генри" в других словарях:

    - (Sullivan) (1856 1924), американский архитектор и теоретик архитектуры. Представитель чикагской архитектурной школы. Один из пионеров рационализма и родоначальников архитектуры XX в. Учился в Массачусетсском институте технологии в… … Художественная энциклопедия

    Салливен (Sullivan) Луис Генри (3.9.1856, Бостон, ‒ 14.4.1924, Чикаго), американский архитектор и теоретик архитектуры, один из пионеров рационализма. Законченного профессионального образования не получил. Работал в мастерской архитектора Ф.… … Большая советская энциклопедия

    Салливен, Луис Генри - (1856 1924) американский архитектор и теоретик архитектуры, лидер Чикагской школы, спроектировавший вместе с Д. Адлером более 100 зданий (1880 1895), в том числе первые небоскребы из стальных конструкций. (Архитектура: иллюстрированный… … Архитектурный словарь

    Салливен, Луис - Луис Генри Салливен. Конференц зал на Мичиган Авеню. Чикаго. САЛЛИВЕН (Sullivan) Луис (1856 1924), американский архитектор. Дал художественное осмысление высотного делового здания, введя композиционные членения и орнамент (универмаг в Чикаго,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Луис Салливан Луис Генри Салливен (Louis Henry Sullivan; 3 сентября, 1856 14 апреля, 1924) американский архитектор, первопроходец рационализма, отец американского модернизма. Создатель одного из первых небоскребов и концепции органической… … Википедия

    Луис Салливан Луис Генри Салливен (Louis Henry Sullivan; 3 сентября, 1856 14 апреля, 1924) американский архитектор, первопроходец рационализма, отец американского модернизма. Создатель одного из первых небоскребов и концепции органической… … Википедия

    - (Sullivan, Louis Henry) (1856 1924), американский архитектор. родился 3 сентября 1856 в Бостоне. Учился в Массачуссетском технологическом институте и в Школе изящных искусств в Париже. в 1880 начал архитектурную деятельность в Чикаго; с 1881 по… … Энциклопедия Кольера

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Салливан. Луис Салливан Луис Генри Салливен (англ. Louis Henry Sullivan; … Википедия

    Луис Салливан Луис Генри Салливен (Louis Henry Sullivan; 3 сентября, 1856 14 апреля, 1924) американский архитектор, первопроходец рационализма, отец американского модернизма. Создатель одного из первых небоскребов и концепции органической… … Википедия

Луис Генри Салливен родился 3 сентября 1856 года в Бостоне. Его отец – Ирландец, был танцмейстером и скрипачом. В 1872 году в возрасте шестнадцати лет он поступил в первую архитектурную школу США открытую в 1866 году Массачусетским политехническим институтом, но уже через год покинул ее и какое-то время работал в ателье филадельфийского архитектора Ф. Фарнесса, который был приверженцем романтической неоготики. В 1874 году в течение нескольких месяцев Луис Салливен посещал парижскую школу изящных искусств, но в 1875 году вернулся в Чикаго, где жила его семья и стал работать в разных архитектурных мастерских. В 1879 году Салливен пришел на работу в ателье Данкмара Адлера, а через два года стал его компаньоном. В совместной деятельности с Адлером, опытным инженером и организатором, способности Салливена проявились в полной мере В соответствии со специализацией, обычной для второй половины XIX века, Салливен взял на себя решение художественных проблем, в то время как Адлер занимался не только деловой и инженерной стороной их работы, но и планировкой, пространственной организацией зданий.

Первой крупной совместной работой Адлера и Салливена было создание Аудиториума в Чикаго (1887 - 1889 гг.). Аудиториум - крупнейший в США театральный зал (4237 зрительских мест), заключенный в оболочку из десятиэтажных корпусов отеля и офисов. Работая над проектом, Салливен отошел от пассивного подражания европейским образцам, следуя примеру Ричардсона. Композиция многоярусной каменной аркады, образующей фасады, почти повторяет сурово-романтичный облик складов оптовой торговли Маршалла Филда, построенных в Чикаго Ричардсоном, но в решении дизайна интерьера зала, громадное пространство которого расчленено арочными диафрагмами, организующими акустику, Салливен проявил себя как самостоятельный мастер, сочетающий рациональную логику с буйной фантазией декоратора. Земельные спекуляции привели к громадному росту стоимости участков в деловом центре Чикаго. Их порождением стал новый тип здания небоскреб. Его развитие в высоту обеспечивалось применением металлического каркаса и пассажирского лифта, изобретенного в середине XIX века. Чикагские архитекторы У. ле Барон Дженни, Д. Х. Бернхем и Дж. У. Рут сумели ясно и правдиво выразить новизну конструкции и внутренней организации построек. Салливен пошел еще дальше, стремясь соединить рациональность с эмоциональным выражением напряженности, концентрации урбанистической среды.

Десятиэтажное здание Уэнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890 - 1891) было первым этапом стремлений Салливена к эстетическому освоению утилитарно-конструктивной реальности. Завершением экспериментов было здание Гаранти-билдинг в Буффало (1894 - 1895). Членения вертикальной массы здания строго отвечают его функции. На первом этаже обнажены опоры несущего каркаса здания. Над вторым этажом, где начинаются конторские помещения, ритм простенков становится вдвое более частым, подчеркивая общую вертикальную устремленность композиции. Тринадцатый, технический этаж трактован как пластически-насыщенное завершение здания. В 1896 году, после окончания строительства Гаранти-билдинг, Салливен опубликовал статью Высотные административные здания, рассматриваемые с художественной точки зрения, подводящую итоги творческих поисков, первое и наиболее ясное изложение основ его теории.

Последнюю возможность реализовать свою концепцию Салливен получил в 1899 году, проектируя на оживленном угловом участке Универсальный магазин Шлезингера и Мейера в Чикаго (теперь - Карсон, Пири и Скотт). Несмотря на сложность, здание Салливена остается непревзойденным по силе выразительности архитектуры. Внутри здания сохранен тип складского помещения со сплошным полом. Фасад спроектирован с учетом максимального освещения внутреннего пространства. Основными элементами фасада являются чикагские окна, замечательные по своему соответствию рамнокаркасной конструкции здания. Весь фасад выполнен с такой силой выразительности и точностью, которые нельзя встретить ни в одном здании того времени. Окна с их тонкими металлическими рамами точно врезаны в фасад. В нижних этажах окна объединены узкой полосой орнамента на терракоте, акцентирующей горизонтальную организацию фасада.

В первом десятилетии XX века работы Салливена не велики по объему. В 1908 году он построил национальный фермерский банк в Оватоне, штат Миннесота, где создал лучший из своих интерьеров. С 1908 года он мало строил и ничего не писал, а в 1918 году разорился окончательно – потерял мастерскую и лишился возможности получать заказы. В 1922 -1923 годах он написал «Автобиографию идей» , в которой описал свою юность и наиболее плодотворные годы своей работы с Адлером. 14 апреля 1924 года умер всеми забытый в номере дешевого чикагского отеля. Луис Салливен считается самым ярким выдающимся представителем «чикагской школы» архитектуры.

Каждый день после школы маленький Луи прогуливался по улочкам Бостона, причина таилась в том, что ему нравилось изучать здания, он мог часами стоять и рассматривать дома. Однажды во время очередной прогулки, он забрел на стройку и увидел, как рабочие с почтением встречали и слушались их главного архитектора, с уважением выполняли любое поручение. В тот день он сказал отцу, что решил стать архитектором.

Луис Генри Салливан родился 3 сентября 1856 года в Бостоне в небогатой, творческой семье. Папа преподавал танцы, дедушка был малоизвестным художником, мама подрабатывала, обучая игре на фортепиано. Глава семейства с детства приучал сына к дисциплине и спорту - ранний подъем, закаливались по утрам, бегали, занимались физкультурой.

В шестнадцать Луи зачислили в первую архитектурную школу США при Массачусетском технологическом институте. Мальчик проучился всего лишь год. Мечтой всей его жизни была парижская школа изящных искусств. Прежде чем отправиться покорять Европу, Луи устроился на практику в архитектурную контору Фрэнка Фарнесса. Он был приверженцем романтической неоготики и являлся лучшим архитектором на тот момент. Обучение проходило по принципу - нет архитектуры и здания, есть задачи, которые решаются только за деньги.

Проработав какое - то время на Фарнесса, Салливан переезжает в Чикаго. Город сильно пострадал во время пожара 1871 года, администрация вложила около четырех миллионов на восстановление архитектуры, поэтому работы для проектировщиков было более чем достаточно. Следующим наставником Луи был Уильям Либарон Дженни. В скором времени он построит в Чикаго первое высотное здание с внешним металлическим каркасом.

За время работы на Дженни Салливан заработал достаточно средств, чтобы продолжить учебу в Париже. Он поступает в школу искусств «Ecole des Beaux Arts». Учеба дается сложно, все занятия ведутся на французском языке, но Луи продолжает усердно заниматься. Через год он снова бросает учебу и возвращается обратно в Чикаго.

Салливан пытается устроиться на работу в разные архитектурные школы, однако французский диплом не вызывает восторга у работодателей и ему предлагают должность простого чертежника. Город не ждал его с распростертыми объятьями, заказов по-прежнему хватало, но было слишком много конкурентов. Однако все работали по сложившимся традиционным стилям и считали, что после Ренессанса архитектура перестала существовать. Салливан, будучи настоящим ценителем, уходил за границы принятых норм, многих это раздражало. Его талант заметил владелец проектного бюро Данкмар Адлер и предложил Луи место чертежника. Адлеру нужны были дополнительные работники, так как он заключил крупный контракт на строительство Центрального мюзик – холла. Это было удачное сотрудничество, через год проект был сдан, а Салливан становиться полноценным партнером Адлера. Это было начало чего - то великого. Мечта маленького мальчика начинает потихоньку сбываться.

Партнеры работали в полном взаимопонимании. Адлер опытный инженер и организатор, с деловой хваткой и выгодными знакомствами. Салливан отвечал за художественную часть, был генератором новых идей, приемов, которые еще нигде не применялись.

После Гражданской войны в США меняется экономика, Чикаго нуждается в офисных зданиях. Каждый проектировщик стремился сделать побольше заказов, но проблема была в маленькой территории, на которой не построишь полноценное требуемое здание. Выходило шестиэтажное строение, лифты тогда никто не делал за их ненадобностью. Переворот осуществил Раймон Худ, в 1874 году в Нью-Йорке появляется Трибьюн-билдинг в десять этажей. Однако строение не до конца было усовершенствовано. У таких зданий были толстые стены, которые отнимали пространство, и маленькие окна, из-за этого возникали проблемы с освещением.

Фирма «Адлер и Салливан» тем временем взяли проект офисное строение Борден – Блок. Им удалось выдать идеальную модель здания с лучшим освещением, вентиляцией. А главное, за счет идеи использования внешних опор с отдельными фундаментами получилось добиться меньшей толщины стен, появилось больше пространства. Заказ был сдан, и это была удача, партнеры ликовали. Компанию завалили предложениями из разных штатов, бизнес процветал.

В 1885 году в городе проходил оперный фестиваль, главным организатором этого события был миллионер Фердинанд Пек. Мероприятие имело такой большой успех, что Пек решил подарить Чикаго свой оперный зал. Он вложил крупную сумму в строительство, привлек к участию инвесторов и разыграл тендер. Контракт достался Адлеру и Салливану.

«Аудиториум» (1887 – 1889) являлся самым крупным в США театральным залом на 4237 зрительских мест, заключенный в оболочку из десятиэтажных корпусов отеля и офисов. Площадь здания была около двадцати тысяч квадратных метров, семнадцать этажей. Это была первая высотка в городе, невероятный успех, но на этом компания не остановилась.

В 1896 году Адлер и Салливан сдают в эксплуатацию один из первых небоскребов современного вида - Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе. Саливан написал после этого проекта статью, где рассказывал, что изюминка таких зданий именно в высоте как последнем аккорде строительства. Также он определил пять принципов строительства небоскребов, которыми пользовался сам и многие его последователи. Он считал, что высотке нужен подземный этаж, в котором будут размещаться бойлерные, силовые установки и прочие устройства, обеспечивающие здание энергией и теплом. Первый этаж отдаем банкам, магазинам и иным заведениям, которым необходимо много пространства, света и легкий доступ с улицы.

Второй этаж должен быть таким же по характеристикам. Между вторым этажом и последним должны располагаться офисные помещения, которые могут не отличаться друг от друга в планировке. И последний этаж, как и подземный, должен быть техническим для системы вентиляции. Салливану принадлежит знаменитый афоризм: «Форму в архитектуре определяет функция», по его мнению, каждой высотки необходим свой неповторимый облик.

В 1893 году наступает кризис, многие проекты заморозили, заказов мало, к Адлеру и Салливану перестают обращаться из-за высоких цен. Партнеры начинают часто ссориться. Луи вечно летает в облаках, в творческих мыслях, наслаждается популярностью. В 1895 году Адлер уходит из бюро и всю дальнейшую карьеру посвящает своим идеям. Это был провал для Салливана. Без партнера, без его деловой хватки дела начинают идти плохо, он принимает решение переехать из шикарного офиса в помещение попроще, а через год и вовсе уходит из компании. Луи пытается отвлечься и наладить свою личную жизнь и в 1889 году женится. Однако брак оказался недолгим, через девять лет жена от него уходит, обвиняя Луи в несостоятельности. Из-за нехватки средств он распродает библиотеку, которую собирал многие годы, выставляет на продажу особняк, коллекцию произведения искусств, но долгов меньше не становится. Луи привык жить ни в чем себе не отказывая. Прошедший успех и слава заражает его звездной болезнью, он ощущает себя самым талантливым и могущественным архитектором всех времен. Его приглашают выступать с лекциями, он начинает много писать о демократии, образовании и искусстве, и видит себя не только блестящим градостроителем, но и выдающимся мыслителем. Самые известные произведения архитектора - книга «Автобиография идеи» (1924) и эссе «Что такое архитектура?».

Какое - то время заказы поступают в его мастерскую благодаря популярности. Но вскоре великий Луи разоряется, перестает работать и писать. Последняя работа забытого гения – небольшой музыкальный магазин.

Скончался Луи в 1924 году всеми забытый в дешевом чикагском отеле. Самые знаменитые его работы - оперный театр в Пуэбло, мавзолей Уэйнрайта в Сент-Луисе, павильон транспорта на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго, собор святой Троицы в Чикаго, здание Чикагской фондовой биржи, Пруденшл-билдинг в Буффал, Байярд-билдинг в Нью-Йорке, усадьба Генри Бэбсона в Риверсайде и Национальный сельскохозяйственный банк в Оватоне.

Луи считают не только талантливым архитектором, но и великолепным дизайнером интерьеров, он не боялся нести в массы свои инновационные идеи, многие из которых не признавали из-за сложившихся устоев.

Галина Юренкова



Поделиться: