Кто открыл сибирь. Русские землепроходцы в сибири К вопросу об открытии Сибири

Масштабы нашей страны поражают. Однажды мне довелось доехать на поезде от Москвы до Хабаровска. Путешествие длилось больше 6 суток. Огромную часть пути поезд ехал по Сибири. Ее территория занимает большую часть всей площади нашей страны. Интересна история освоения Сибири, ее вхождение в состав Российского государства.

Зачем русские присоединили Сибирь

  • пушные богатства Сибири;
  • драгоценные металлы и камни;
  • стремление ликвидировать Сибирское ханство ;
  • стремление расширить государство.

На Руси издавна было известно о пушных богатствах Сибири , именно пушнина длительное время привлекала русских в Сибирь. В ней были заинтересованы и государство, и частные предприниматели, поскольку она являлась важнейшим экспортным товаром. Определенную роль сыграла и потребность государства в драгоценных металлах и камнях , которые на территории европейской Руси не добывали, и которые рассчитывали найти в Сибири. Следует учитывать и стремление Русского государства ликвидировать военную угрозу с востока - Сибирское ханство . Все это дополнялось желанием московских светских и церковных властей расширить пределы Русского православного царства .


Кто открыл Сибирь

Присоединение Сибири началось с похода казачьего отряда под командованием атамана Ермака . В его организации большую роль сыграли уральские солепромышленники Строгановы , которые в 1572 г. получили от царя Ивана Грозного разрешение на вторжение в пределы Сибирского ханства и хозяйственное освоение зауральских территорий. Но непосредственными инициаторами похода выступили казаки, рассчитывавшие на богатую добычу. Точные даты и последовательность событий похода Ермака неизвестны. Уверенно можно утверждать лишь то, что он состоялся в первой половине 1580-х гг. , сопровождался разгромом Сибирского ханства, военным или мирным подчинением местного населения, обложением его данью-ясаком и закончился гибелью Ермака и уходом оставшихся в живых казаков «на Русь». Однако казаки «прорубили» «ворота в Сибирь» . С середины 1580-х гг. за Урал стали прибывать правительственные войска во главе с царскими воеводами.


Освоение края

Начиная с XVI в., начинается активное освоение Сибири . Вслед за казаками сюда стали прибывать охотники, крестьяне, священники и чиновники. Все перешедшие Уральский хребет становились вольными людьми. Сибирь не знала ни крепостного права , ни помещичьего землевладения. Нужно было только платить государству налог. Присоединение Сибири сопровождалось строительством острогов , из которых позднее выросли многие сибирские города.

В XVI-XVII вв. развертывается грандиозная эпопея открытия и освоения русскими Сибири. Первые русские поселения на территории Сибири и Дальнего Востока возникли в XVI-XVII вв., в период, когда казачьи отряды, пересекая Сибирь от Урала до Тихого океана, воздвигали на своем пути остроги. Это беспримерное продвижение через горы, леса, реки, произошедшее при жизни одного- двух поколений, способствовало созданию как бы «вчерне» современной географии Сибири. Даты основания острогов дают представление о поразительных темпах освоения Сибири. В течение нескольких десятилетий основаны остроги Тюменский (1586), Тобольский (1587), Сургутский (1594), Нарымский (1598), Кетский (1602), Томский (1604), Енисейский (1618), Братский (1631), Якутский (1632), Охотский (1648). Поставленные в глубине тайги, они обрастали пашенными селами и служили опорными базами для дальнейшего продвижения на восток.

Из материалов Сибирского приказа и других сохранившихся источников того времени ясно видно, что московское правительство твердо держало в своих руках все нити градостроительной деятельности, развертывавшейся на территории Сибири. Решения о постройке новых острогов принимались, как правило, в Москве. Для выбора места основания острогов выезжали специалисты-«градодсльцы», а отряды для их постройки комплектовались по специальным указам.

Московские градодельцы, «помыс- ля», по словам летописи, ставили города по берегам рек - главным магистралям движения. Здесь находились надежные источники водоснабжения, пойменные луга, «рыбные ловли», в приречных лесах - древесину для строительных надобностей и на топливо, а обрывистый речной берег, возможность «вписаться» в береговую излучину или расположить город на стрелке, с трех сторон окруженной водой, предоставляли особые удобства для обороны. В местах, выбранных для городов Сибири их первыми основателями, отразилась вырабатывавшаяся веками градостроительная традиция сооружения острогов, влияние которой можно проследить и в Сибири, и на Волге, и в Поморье.

Особое значение приобретает движение вверх по Оби, Томи, Енисею и создание острогов в южных лесостепных районах Сибири. Основание Кузнецкого острога (1618), Красноярска (1628), попытки подняться вверх по Иртышу, Оби, Енисею, приведшие лишь спустя несколько десятилетий к основанию Омского (1716), Бийского (1709), Абаканского (1707) острогов, преследовали цель прикрыть с юга главную водную коммуникационную линию, проходящую в глубине тайги по широтным участкам рек Тура - Тобол - Обь - Кеть - Кас - Енисей - Ангара, разделенным волоками.

Положение здесь осложнялось характером местности, в которой приходилось действовать русским отрядам. Тайга сменялась открытой степью или лесостепью - сибирским вариантом «дикого поля», в течение нескольких столетий служившего дорогой опустошительных набегов на русские «Украины» в европейской части страны. Красноярску, Томску, Таре, Тюмени и даже Тобольску предписывалось в это время «жить с великим сбережением, держать в готовности оружие огневое и островое». В начале и, особенно, в середине XVIII в. положение на южных границах Сибири в корне меняется.

В Западной Сибири формируется укрепленная линия от Урала до Кузнецкого Алатау. Оренбургскую линию, созданную в Предуралье после экспедиций И.К. Кириллова и

В.И. Татищева, к востоку от Урала между Тоболом и Иртышем продолжает Горьковская (Ишимская), далее вдоль Иртыша к ней примыкает Иртышская, заканчивающаяся у Усть- Каменогорской крепости. Вдоль Уби и Алея идет Колывань-Воскресенская линия, прикрывавшая построенный к тому времени Колывань- Воскресенский медеплавильный завод, от Бийска до Кузнецка - Кузнецкая линия.

В Восточной Сибири казачьи отряды поднимаются вверх по Енисею и в 1701 г. в неприступной горной теснине основывают Верхний Караульный острог, в 1707 г. - Абаканский острог, в 1709 г. - Саянский.

Хотя огромная градостроительная работа в Сибири направлялась и координировалась из Москвы, а затем, по мере продвижения на восток, в значительной мере, из сибирских столиц - Тобольска, Иркутска, Томска и др., вся тяжесть испытаний, с которыми было связано освоение Сибири, легла на плечи простых русских людей, прокладывавших новые пути, рубивших остроги, заводивших пашню, оборонявшихся от кочевников. Их мужеству инициативе, умению нельзя не воздать должное. Напомним проникнутое глубоким уважением высказывание А.И. Герцена (1859): «Горсть казаков и несколько сот бездомных мужиков перешли на свой страх океаны снега и льда и везде, где оседали усталые кучки, в мерзлых степях, забытых природой, закипала жизнь, поля покрывались нивами и стадами, и это от Перми до Тихого океана...».

Английский историк Дж. Бейкер (1990. С. 231-232) справедливо отмечал: «Продвижение русских через Сибирь в течение XVII в. шло с ошеломляющей быстротой. Успех русских отчасти объясняется наличием таких удобных путей сообщения, какими являются речные системы Северной Азии, хотя преувеличивать значение этого фактора не следует, и, если даже принять в расчет все природные преимущества для продвижения, то на долю этого безвестного воинства достается такой подвиг, который навсегда останется памятником его мужеству, предприимчивости, равного которому не совершал никакой другой европейский народ».

Важно отметить, что немногочисленные отряды казаков, служилых людей и крестьян, насчитывавшие, как правило, по нескольку десятков человек, реже около 100-150 человек, могли преодолевать огромные пространства, строить города и ставить вокруг них деревни потому, что обширная территория Сибири, говоря словами К.И. Арсеньева {Арсеньев К.И., 1848), еще лежала «впусте». Развитие производительных сил Сибири, ее экономическое формирование как «хозяй- ственной территории», превращение в арену активного и плодотворного человеческого труда, начатые четыреста лет назад русскими людьми, были событиями мирового значения.

Развитие в сибирских поселениях хлебопашества, ремесел, торговли, интенсивное приобщение местного населения к культуре русских поселенцев способствовали быстрому освоению края. Российского дипломата и ученого Н.Г. Спафария (1635-1708), проезжавшего в 1675 г. через Енисейск, поразила населенность и оживленность берегов Енисея.

В письме из Енисейска он пишет: «Енисейская страна весьма хороша, будто Волоская земля. А река Енисей, будто Дунай, самая веселая и великая. И дал бог изобилие всякое, хлеба много, и дешев, и иное всякое, и многолюдство». Он насчитывает в Енисейском уезде до пятисот деревень с «пашенными крестьянами»; в самом Енисейске, по его словам, «промышленных людей много» (Спафарий , 1882).

Численность населения в начале XVII в. составляла, по ориентировочным оценкам, около 0,2 млн человек, а к концу этого века - около 0,5 млн человек (к концу XIX в. общее население Сибири и Дальнего Востока достигло 5,9 млн человек). При этом ничего подобного кровавым сценариям истребления конкистадорами миллионов индейцев в Латинской Америке, превращения европейскими работорговцами Африки в заповедное поле для охоты на рабов, завоевания богатых прежде провинций Индии с безжалостным подавлением непокорных, в Сибири не происходило. Сохранялся уклад жизни и традиции немногочисленных аборигенных народностей, с которыми поддерживались взаимоприемлемые отношения.

В историю географических открытий вошли имена отважных и энергичных «землепроходцев» и «море- проходцев», прокладывавших пути в неведомые прежде европейцам земли Сибири, пробивавшихся сквозь льды вокруг северо-восточных берегов Азии, в Тихий океан и Северную Америку.

В 1639 г. И.Ю. Москвитин «сотоварищи» прошел из Якутска к Охотскому морю и поставил здесь, в устье реки Ульи, зимовье с острогом (по дороге «кормились деревом, травою и кореньями»). В 1646 г. из Якутска вышел новый отряд Алексея Филиппова, который вновь пробился к Охотскому морю.

В 1643 г. В.Д. Поярков, выйдя с отрядом казаков из Якутска, спустился по Алдану на юг и, перевалив с огромным трудом через Становой хребет к Зее и Амуру, прошел к студеному морю («соленой воде»), затем, по берегу Охотского моря, дошел до зимовья, оставленного Москвитиным в устье реки Ульи. В походе погибло восемьдесят человек от голода, холода и болезней.

С. Лежнев (1605-1673) совершил одно из величайших мировых географических открытий, обогнув впервые в 1648 г. северо-восточный берег Азии и установив существование пролива меду Азией и Америкой, соединение Северного Ледовитого океана с Тихим.

Е.П. Хабаров в 1649-1651 гг. спустился из Якутска по реке через горные хребты в бассейн Амура, с большими трудностями прошел по Амуру до впадения Уссури, основывая но пути зимовья и остроги. По-видимому, ему принадлежит честь открытия для европейцев Амурского края. После возвращения в Москву, Хабаров подал царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой, перечислив свои заслуги в открытии новых земель, просил «поверстать в какой чин» и «из своей государевой казны денег дать, что ты, государь, укажешь, чтоб мне бедному и изувеченному, за бедностью ныне по Москве голодом не помирать и в конец не сгинуть». Хабарову было присвоено звание сына боярского и он отправился служить в Киренский острог.

В.Г. Атласов во главе отряда казаков совершил поход на Камчатку, плавал вокруг нее и этим, в основном, завершил открытие русскими Сибири. Заслуги Атласова заключаются не только в присоединении новых камчатских земель к России, но и в том, что, по словам отечественного физико- географа Л.С. Берга, «ни один из сибирских землепроходцев XVII в. и начала XVIII в., не исключая и самого Беринга, не дает таких содержательных отчетов, какими были «скаски» Владимира Атласова». Очень важно, что все походы и открытия землепроходцы совершали, отправляя в Москву в Сибирский приказ и воеводам в местные администрации в Якутск, Томск, Тобольск, Иркутск подробные «росписи», «скаски», «отписки», содержавшие подробные и, как правило, достоверные сведения о реках и волоках, с указанием расстояний в днях пути, характеристикой открытых «землиц», на основании собственных наблюдений и «расспросных речей» встреченных ими немногочисленных местных жителей, что представляло собой уникальные источники сведений о вновь открытой части мира. На основе этих материалов составлялись такие сводки, как «Роспись сибирским городам и острогам» (составлена в первой половине XVII в.), «Чертеж всей Сибири» воеводы Тобольска П. Годунова (1668) и другие, на основании которых Сибирский приказ и местные администрации могли разрабатывать обстоятельные инструкции градодельцам, участвовавшим в закладке острогов отрядам, направлявшимся дальше на восток для открытия новых земель.

Еще раньше следует отметить ряд выдающихся географических событий и литературных произведений. К ним относится знаменитое «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (1406-1472), посетившего Индию за тридцать лет до Васко да Гамы и проникшего в отличие от Васко да Гамы в глубь Индии (Васко да Гаме известна была только прибрежная часть Индийского полуострова). Л.С. Берг отмечал, что «Хождение за три моря» (подразумевалось Каспийское, Аравийское и Черное моря) - литературный памятник мирового значения, в котором впервые было дано правдивое описание Индии, основанное на личных впечатлениях. Никитин спустился по Волге в Каспий, затем через Дербент, Баку, Персию, Ормуз, достиг Индии, провел здесь около четырех лет, заслужив доверие индийцев и описав все, что он увидел (Васко да Гама запятнал себя неслыханными жестокостями у берегов Индии), затем через Ормуз, Трапезунд и Кафу (Феодосия) вернулся на Родину. Он скончался близ Смоленска на последнем этапе пути в родную Тверь. Побывав во многих богатых заморских странах, Никитин с гордостью, болью и надеждой замечает: «А русская земля, на этом свете нет страны подобной ей, хотя бояре русской земли несправедливы. Но да устроится русская земля и да будет в ней справедливость».

Древнейшим памятником русской географической литературы была «Повесть временных лет», входившая разными частями в русские летописи XVII-XVIII вв., «Книга Большому чертежу», содержащая более 1500 географических названий по европейской России и частично Сибири.

Советский археолог и историк Б.А. Рыбаков, исследовавший письменные и картографические источники XVI-XVII вв. отмечал, что «множество географических материалов позволяли получить общее представление о новой державе, объединившей множество мелких феодальных владений в единое государственное целое» .

Сведениями о Московском государстве, распространившимся на значительную часть двух континентов - Европы и Азии - очень интересовались в Западной Европе, тем более что через это государство лежали пути дальше на восток, в издавна привлекавшие европейцев страны - Китай, Персию и другие еще неизвестные или малоизвестные европейцам страны. В Европе знали описания Московии иностранцев Сигизмунда Герберштсйна (1549), Адама Алеария (1647 г. и других несколько изданий) и других авторов. Их сочинения, включая карты и рисунки, давали представление о новом огромном государстве. Помимо личных впечатлений их авторов, эти сочинения опирались на материалы, полученные из русских источников, которые европейские путешественники находили во время своего пребывания в Москве. Путешествия способствовали возникновению торговых и политических связей, в Москве в Немецкой слободе находилось немало купцов, лекарей, а нередко и дипломатов и военных. В Европу отправлялись русские купцы, а также чиновники с дипломатическими миссиями.

Известно, что Р. Ченслер, участник английской экспедиции, безуспешно пытавшийся пробиться северовосточным проходом вокруг Азии в Тихий океан, добрался из Архангельска в Москву (1553), был принят царем Иваном Грозным, получил от него письмо к английской королеве с предложениями о развитии торговых и политических отношений между двумя странами.

  • Рыбаков Б.А. 1974. С. 109-110.

За великим Каменным поясом, Уралом, раскинулись необъятные просторы Сибири. Эта территория занимает почти три четверти от всей площади нашей страны. Сибирь больше второго по величине (после России) государства мира — Канады. Более двенадцати миллионов квадратных километров хранят в своих недрах неисчерпаемые запасы природных богатств, при разумном использовании достаточных для жизни и процветания многих поколений людей.

Поход за Каменный Пояс

Начало освоения Сибири приходится на последние годы царствования Ивана Грозного. Наиболее удобным форпостом для продвижения вглубь этого дикого и необжитого по тем временам края было среднее Приуралье, безраздельным хозяином которого являлась семья купцов Строгановых. Пользуясь покровительством московских царей, они владели огромными земельными территориями, на которых находились тридцать девять деревень и город Сольвычегодск с монастырём. Им также принадлежала цепь острогов, вытянувшаяся по границе с владениями хана Кучума.

История Сибири, а точнее, её завоевания русскими казаками, началась с того, что населявшие её племена отказались платить русскому царю ясык — дань, которой они были обложены в течение многих лет. Более того, племянник их правителя — хана Кучума — с большим отрядом конницы совершил ряд набегов на деревни, принадлежавшие Строгановым. Для защиты от столь нежеланных гостей богатые купцы наняли казаков во главе с атаманом Василием Тимофеевичем Алениным, прозванным Ермаком. Под этим именем он и вошёл в русскую историю.

Первые шаги в неизведанном крае

В сентябре 1582 года отряд из семисот пятидесяти человек начал свой легендарный поход за Урал. Это было своего рода открытие Сибири. На всём пути следования казакам сопутствовала удача. Татары, населявшие те края, хотя и превосходили их своей численностью, но уступали в военном отношении. Они практически не знали огнестрельного оружия, столь широко распространённого к тому времени в России, и в панике бежали каждый раз, когда слышали залп.

Навстречу русским хан выслал своего племянника Маметкула с десятитысячным войском. Сражение произошло у реки Тобол. Несмотря на своё численное превосходство, татары потерпели сокрушительное поражение. Казаки, развивая успех, вплотную приблизились к ханской столице Кашлык и здесь окончательно сокрушили врагов. Бывший повелитель края бежал, а его воинственный племянник попал в плен. С этого дня ханство практически перестало существовать. История Сибири делает новый виток.

Схватки с инородцами

В те времена татарам подчинялось большое количество племён, покорённых ими и являвшихся их данниками. Денег они не знали и свой ясык платили шкурами пушных зверей. С момента разгрома Кучума эти народы перешли под власть русского царя, и обозы с соболями и куницами потянулись в далёкую Москву. Этот ценный товар всегда и везде пользовался большим спросом, а в особенности - на европейском рынке.

Однако не все племена смирились с неизбежным. Некоторые из них продолжали сопротивление, хотя с каждым годом оно ослабевало. Казачьи отряды продолжали свой поход. В 1584 году погиб их легендарный атаман Ермак Тимофеевич. Произошло это, как нередко бывает в России, по халатности и недосмотру — на одном из привалов не выставили часовых. Случилось же так, что сбежавший за несколько дней до этого пленный привёл ночью отряд неприятеля. Пользуясь оплошностью казаков, те внезапно напали и начали резать спящих людей. Ермак, пытаясь спастись, прыгнул в реку, но массивный панцирь — личный подарок Ивана Грозного — увлёк его на дно.

Жизнь в завоёванном крае

С этого времени началось активное освоение Вслед за казачьими отрядами потянулись в таёжную глушь охотники, крестьяне, духовенство и, разумеется, чиновники. Все, кто оказывался за Уральским хребтом, становились вольными людьми. Здесь не было ни крепостного права, ни помещичьего землевладения. Платили только установленный государством налог. Местные же племена, как было сказано выше, облагались меховым ясыком. В этот период доходы от поступления в казну от сибирской пушнины являлись существенным вкладом в российский бюджет.

История Сибири неразрывно связана с созданием системы острогов — оборонительных укреплений (вокруг которых, к слову, впоследствии выросли многие города), послуживших форпостами для дальнейшего покорения края. Так, в 1604 году был заложен город Томск, ставший затем крупнейшим экономическим и культурным центром. Через непродолжительное время появились Кузнецкий и Енисейский остроги. В них расположились военные гарнизоны и администрация, контролировавшая сбор ясыка.

Документы тех лет свидетельствуют о многих фактах коррумпированности представителей власти. Несмотря на то что по закону вся пушнина должна была поступать в казну, некоторые чиновники, а также казаки, непосредственно занятые сбором дани, завышали установленные нормы, присваивая разницу в свою пользу. Уже тогда подобные беззакония строго карались, и известно немало случаев, когда лихоимцы расплачивались за содеянное свободой и даже жизнями.

Дальнейшее проникновение в новые земли

Особенно интенсивным процесс колонизации стал после окончания Смутного времени. Целью всех, кто рискнул искать счастье в новых, неизведанных краях, была на этот раз Восточная Сибирь. Процесс этот шёл весьма скорыми темпами, и уже к концу XVII века русские достигли берегов Тихого океана. К этому времени появилась новая правительственная структура — Сибирский приказ. В его обязанности входило установление новых порядков управления подконтрольными территориями и выдвижения воевод, являвшихся на местах полномочными представителями царской власти.

Помимо ясычного сбора пушнины, производились также закупки мехов, расчёт за которые вёлся не деньгами, а всевозможными товарами: топорами, пилами, различными инструментами, а также тканями. История, к сожалению, и тут сохранила немало случаев злоупотреблений. Нередко самоуправство чиновников и казачьих старшин заканчивалось бунтами местных жителей, усмирять которые приходилось силой.

Главные направления колонизации

Восточная Сибирь осваивалась по двум основным направлениям: на север вдоль побережья морей, и на юг по линии границ с прилежащими к ней государствами. В начале XVII века были заселены россиянами берега Иртыша и Оби, а вслед за ними и значительные области, прилегающие к Енисею. Были заложены и начали строиться такие города, как Тюмень, Тобольск и Красноярск. Всем им предстояло со временем стать крупными промышленными и культурными центрами.

Дальнейшее продвижение русских колонистов осуществлялось главным образом по реке Лене. Здесь в 1632 году был заложен острог, давший начало городу Якутску — важнейшему по тем временам опорному пункту в дальнейшем освоении северных и восточных территорий. Во многом благодаря этому уже через два года казакам во главе с удалось достичь побережья Тихого океана, а вскоре впервые увидели Курилы и Сахалин.

Покорители дикого края

История Сибири и Дальнего Востока хранит память об ещё одном выдающемся путешественнике — казаке Семёне Дежнёве. В 1648 году он и возглавляемый им отряд на нескольких судах впервые обогнул побережье Северной Азии и доказал существование пролива, отделяющего Сибирь от Америки. Одновременно с ним другой путешественник, Пояров, пройдя вдоль южной границы Сибири и поднявшись вверх по Амуру, достиг Охотского моря.

Ещё через некоторое время был основан Нерчинск. Его значение во многом определяется тем, что в результате продвижения на восток казаки приблизились к Китаю, который тоже претендовал на эти территории. К тому времени Российская империя достигла своих естественных границ. В течение следующего столетия шёл неуклонный процесс закрепления достигнутых в ходе колонизации результатов.

Законодательные акты, связанные с новыми территориями

История Сибири 19 века характерна главным образом обилием административных новшеств, вносимых в жизнь края. Одним из ранних было утверждённое в 1822 году именным указом Александра I разделение этой обширной территории на два генерал-губернаторства. Центром Западного стал Тобольск, а Восточного — Иркутск. Они, в свою очередь, подразделялись на губернии, а те — на волостные и инородческие управы. Такое преобразование явилось следствием известной реформы

В том же году увидели свет десять законодательных актов, подписанных царём и регламентирующих все стороны административной, хозяйственной и юридической жизни. Большое внимание в этом документе уделялось вопросам, связанным с обустройством мест лишения свободы и порядком отбывания сроков заключения. К XIX веку каторга и остроги стали неотъемлемой частью этого края.

Сибирь на карте тех лет изобилует названиями рудников, работы в которых велись исключительно силами осуждённых. Это и Нерчинский, и Забайкальский, и Благодатный и многие другие. В результате большого притока ссыльных из числа декабристов и участников польского мятежа 1831 года правительство даже объединило все сибирские губернии под надзор специально сформированного жандармского округа.

Начало индустриализации края

Из основных получивших в этот период широкое развитие, следует отметить прежде всего добычу золота. К середине века она составляла большую часть всего объёма добываемого в стране драгоценного металла. Также большие поступления в государственную казну шли от предприятий горнодобывающей промышленности, которые в значительной степени увеличили к этому времени объём добычи полезных ископаемых. Развиваются и многие другие отросли.

В новом столетии

В начале XX века толчком для дальнейшего развития края послужило строительство Транссибирской магистрали. История Сибири в послереволюционный период полна драматизма. По её просторам прокатилась чудовищная по своим масштабам братоубийственная война, закончившаяся ликвидацией Белого движения и установлением советской власти. В период Великой Отечественной войны в этот регион эвакуируются многие промышленные и военные предприятия. В связи с этим резко увеличивается численность населения многих городов.

Известно, что только за период 1941-1942 гг. сюда прибыло более миллиона человек. В послевоенный период, когда строились многочисленные заводы-гиганты, электростанции и железнодорожные линии, также был отмечен значительный приток приезжих — всех тех, для кого новой родиной стала Сибирь. На карте этого обширного края появились названия, ставшие символами эпохи, — Байкало-Амурская магистраль, Новосибирский Академгородок и многое другое.

Среди Великих географических открытий 15-17 веков особенно выделяется этап, имеющий колоссальное значение для «российской цивилизации», а именно: открытие и освоение огромных просторов Северо-Восточной Азии и вовлечение этих земель в сферу Русского государства. Честь этого открытия принадлежит русским землепроходцам. Благодаря в том числе и этим людям, мы имеем территорию России в своих современных границах.

Землепроходцами принято называть в Русском государстве 16-17 веков организаторов и участников походов в Сибирь и на Дальний Восток. Эти походы привели к крупным географическим открытиям на территории Сибири, Дальнего Востока и в омывающих их водах Северного Ледовитого и Тихого океанов.

В большинстве это были служилые люди (казаки), купцы и «промышленные люди» (занимавшиеся промыслами, преимущественно пушными).

Сначала освоение и изучение севера было хаотичным и имело чисто прагматический характер - промысел пушного и морского зверя, птичьих базаров, поиск новых стоянок. Издавна поморы, населявшие побережье Белого моря, отправлялись в длительные плавания на небольших парусных судах-кочах (одномачтовых парусно-гребных однопалубных кораблях с малой осадкой, способных вмещать несколько тонн груза и легкими на ходу), открывали берега Заполярья, острова Северного Ледовитого океана. Умелые судостроители и моряки они искусно проводили свои суда через льды и непогоду. Задолго до голландцев и англичан, русские люди путешествовали по арктическим морям, доходя до устья Оби и Енисея.

Они то и были первыми землепроходцами. Сведения о жизненном пути большинства землепроходцев отрывочны. В редких случаях установлены годы и места рождения, у некоторых не известны отчества. В массе своей землепроходцы были выходцами из Поморья - обширного региона на севере России, включающего бассейны рек Онеги, Северной Двины, Мезени. Небольшая часть вышла из Москвы и Поволжья. Среди землепроходцев встречались «новокрещеные» (в основном, татары) и военнопленные иноземцы («литва»); буквально единицы умели читать и писать. В Сибирь их толкало увеличение спроса на «мягкую рухлядь» (пушнину) и истощение пушных ресурсов пермских и печорских земель. Многие хотели избавиться от налогового гнета, нищенской жизни.

Исследование внутренних районов Сибири и Дальнего Востока

В 1582-1585 годах Ермак Тимофеевич, казачий атаман и предводитель московского войска, перейдя Уральские горы, разгромил отряды татарского хана Кучума, покорив Сибирское ханство и начав тем самым масштабное освоение Сибири. В 1587 был заложен город Тобольск, длительное время остававшийся столицей русской Сибири. На севере Западной Сибири на реке Таз в 1601 году на месте поселений поморских промышленников был основан город Мангазея - центр торговли пушниной и опорный пункт для дальнейшего продвижения на восток. О богатстве и золоте города слагались легенды. Он являлся центром притяжения российских и европейских купцов, промысловых людей.

На северо-востоке землепроходцы в погоне за пушниной землепроходцы открыли Сибирские Увалы, реки Пур и Таз. На юго-востоке они прошли среднее и верхнее течение Иртыша и Оби, обнаружили Барабинскую низменность и добрались до Салаирского кряжа, Кузнецкого Алатау, Абаканского хребта. В результате деятельности землепроходцев, поддерживаемой и частично направляемой русским правительством и местной сибирской администрацией, значительная часть Западной Сибири до Енисея была к началу 17 века обследована и присоединена к Русскому государству.

Первым из землепроходцев, побывавшим в Центральной Азии, оказался атаман Василий Тюменец. В 1616, получив дипломатическое поручение, он проследовал из Томска на Оби через Кузнецкий Алатау и Минусинскую котловину и первым перевалил Западный Саян на верховья Енисея. В Котловине Больших озер Тюменец провел переговоры с монгольским ханом и вернулся в Томск с его послом и известиями о северо-западной Монголии и «Табынской землице» (Туве). В 1632 Федор Пущин проник в ее верхнее течение Оби. В конце 1630-х - начале 1640-х гг. Петр Собанский исследовал Горный Алтай, проследил все течение Бии, обнаружил Телецкое озеро.

Стремительно шло продвижение землепроходцев на восток от Енисея вглубь Восточной Сибири. Первооткрывателем Среднесибирского плоскогорья стал ненец Игнатий Ханептек Пустозерец. В 1608-1621 он собирал ясак (ежегодную подать) с тунгусов (эвенков) в бассейне Нижней Тургуски (ее низовья обследовал М. Кашмылов). Их дело продолжил Пантелей Демидович Пянда: в 1620-1623 во главе небольшого отряда он прошел речными путями около 8 тысяч км, открыл верховья Нижней Тунгуски и Ангары, верхнюю и среднюю Лену.

В 1626 безвестные землепроходцы пересекли всю Северо-Сибирскую низменность, обнаружили реку Хету и поднялись по Котую на Среднесибирское плоскогорье к озеру Ессей. В конце 1620-х или начале 1630-х гг. они проникли в глубинные районы Таймырского полуострова, открыли реки Верхняя и Нижняя Таймыра, одноименное озеро - самый северный водоем планеты, горы Бырранга, первые вышли к берегам Карского моря. В 1633-1634 землепроходцы во главе с И. Ребровым вышли по реке Лене к Ледовитому океану. В 1630-1635 Василий Ермолаевич Бугор, Иван Алексеевич Галкин, Мартын Васильев, Петр Иванович Бекетов выявили значительную часть бассейна Лены, проследили все (4400 км) ее течение, а также ряд притоков. В 1637-1638 Посник Иванов первым перевалил хребты Верхоянский и Черского, открыв Индигирку.

В 1633-1635 Илья Перфильев, пройдя со сбором ясака всю открытую им реку Яна, выявил западную часть Яно-Индигирской низменности и основал город Верхоянск. Скитания Ивана Родионовича Ерастова (Велькова) в новых «землицах» для сбора ясака в 1637-1642 привели к открытию Янского и Алазейского плоскогорий, реки Алазея и Колымской низменности. В бассейне реки Анабар в 1643-1648 собирал ясак Василий Сычев. Он попал туда из Туруханска уже разведанным путем до Хеты и Хатанги, а затем еще дальше к востоку - на среднее течение Анабар. Летом 1648 он первым спустился по Анабару к берегам Хатангского залива. Не позднее 1640 землепроходцы столкнулись с многолетнемерзлыми почвами. Об этом открытии в 1640-1643 ленские воеводы сообщили царю.

С Байкалом и Прибайкальем русские ознакомились в 1643-1648. Основную роль в обследовании региона сыграли Курбат Афанасьевич Иванов, Семен Скороход, Иван Похабов. В поисках Амура Антон Маломолка в 1641 положил начало исследования Станового хребта, Алданского нагорья и проследил Алдан (правый приток Лены) от истоков до устья.

Зимой 1641 на верховья Индигирки вышел конный отряд Михаила Васильевича Стадухина (уроженца Пинеги, с ранних лет, жившего в Сибири). Он первый пересек Оймяконское плоскогорье, занимаясь сбором ясака. Вместе с казаками Дмитрия Михайловича Зыряна в начале лета 1643 на кочах Стадухин спустился по Индигирке к морю и направился на восток. В июле 1643 они открыли устье Колымы и поднялись по реке до среднего течения, выявив Колымскую низменность. В 1644 в низовье Колымы казаки построили зимовье, ставшее базой для продвижения на юг и восток.

Осенью 1648 казак Семен Иванович Дежнев (уроженец Великого Устюга) был выброшен штормом на берег в районе Олюторского залива Берингова моря. В тяжелейших условиях во главе группы казаков он перевалил открытое им Корякское нагорье и вышел к реке Анадырь. По ее притокам в 1652-1654 Дежнев безуспешно искал «соболиные места», обнаружив Анадырскую низменность. Отряд промысловиков, возглавляемый Семеном Ивановичем Моторой, в 1649-1650 первым из русских, пройдя от Колымы на восток, пересек Анадырское плоскогорье и в верхнем течении Анадыря встретился с людьми Дежнева. После первого исторически доказанного пешего путешествия длиной около 200 км по льдам Восточно-Сибирского моря (1649) Тимофей Булдаков преодолел восточную часть Яно-Индигирской низменности и Алазейское плоскогорье (1649-1651).

В 1643 в Приамурье двинулась экспедиция Василия Даниловича Пояркова. Выходец из Кашина, письменный голова, Поярков был довольно образованным человеком, но при этом достаточно жестким. За три года он прошел около 8 тысяч км от Лены до Амура, открыв реку Зея, Амурско-Зейское плато, реку Уссури. От устья Зеи Поярков спустился по Амуру до устья, предпринял плавание вдоль юго-западного берега Охотского моря и побывал на одном из Шантарских островов. Дело Пояркова продолжили в 1650-1656 Ерофей Павлович Хабаров, бывший крестьянин из Великого Устюга, и Петр Иванович Бекетов. Хабаров не был первооткрывателем Амура, но, благодаря его успешной деятельности, Приамурье вошло в состав Российского государства. Бекетов осуществил первое плавание по всему течению Амура.

В конце зимы 1651 Михаил Васильевич Стадухин из бассейна Анадыря на лыжах и нартах первым проник к устью Пенжины, впадающей в одноименную губу Охотского моря. Там он построил кочи из леса, доставленного казаками с западного побережья Камчатки. «Для прииску новых землиц» Иван Абрамович Баранов весной 1651 проследил весь Омолон (правый приток Колымы) и первым пересек Колымское нагорье. На реке Гижиге он собрал ясак и тем же путем вернулся на Колыму.

Первооткрывателями внутренних районов Каматки стали Федор Алексеевич Чукичев и Иван Иванович Камчатой (1658-1661). Примерно тогда же К. Иванов, ранее занесший на карту Байкал, выполнил первую съемку бассейна Анадыря. Первые сведения о вулканах и климате Камчатки, о морях, ее омывающих, и о ее населении сообщил Владимир Владимирович Атласов, еще один устюжанин, побывавший на полуострове в 1697-1699. Он открыл Срединный хребет и Ключевскую сопку. Именно после его похода началось присоединение Камчатки к России. Он же привез в Москву первые сведения о Японии (а также первого японца, ставшего «толмачем» при государевом дворе), а также о неведомой земле восточнее Чукотки.

Плавания в северных морях

Начало открытиям в полярных водах положили неизвестные мореходы-поморы, открывшие в конце 16 века Обскую и Тазовскую губы Карского моря. Позднее эти глубоко вдающиеся в сушу заливы посетил Федор Дьяков. В 1598 на кочах он спустился по Оби к устью и побывал в ряде мест Обской губы, а к Тазовской добрался сушей в 1599. Туда же, но Карским морем и по рекам полуострова Ямал в 1602 прибыл арктический мореход и промышленник Лев (Леонтий) Иванович Шубин, оставивший описание своего плавания.

В Енисейскую губу морем в 1605 впервые прошел купец Лука Москвитин. В том же году он продвинулся восточнее, где обнаружил Пясинский залив и устье одноименной реки. Его достижение в 1610 повторил «торговый человек» Кондратий Курочкин, который дал первое описание Енисея и прилегающих к нему районов. Самый трудный в навигационном отношении участок пути по «Студеному» морю в обход северной оконечности Азии в 17 веке арктическим мореходам преодолеть не удалось.

Илья Перфильев и Иван Иванович Ребров в 1633-1634 первые плавали в море Лаптевых, обнаружили бухту Буор-Хая, Оленекский и Янский заливы с устьями одноименных рек. В 1638 Ребров с Елисеем Юрьевичем Бузой прошли на кочах через пролив (Дмитрия Лаптева) на восток, став первооткрывателями Восточно-Сибирского моря и побережья Северной Азии между устьями Яны и Индигирки. Еще восточнее в 1643 проникли Ерастов, Зырян и Стадухин: им принадлежит честь открытия берегов Азии до устья Колымы и Колымского залива. Еще дальше к востоку удалось продвинуться Исаю Игнатьеву: в 1646 он достиг Чаунской губы.

На запад от дельты Лены в 1640-х гг. на двух кочах отплыла экспедиция с грузом пушнины. Она открыла западную часть моря Лаптевых и восточное побережье полуострова Таймыр. Большинство участников погибло безымянными, в том числе одна женщина - первая полярная мореплавательница. Сохранились лишь два имени, вырезанные на рукоятках ножей, - Акакий и Иван Муромцы.

На берегах Охотского моря землепроходцы появились в 1639 - это был отряд Ивана Москвитина. В 1640 на построенных кочах он проследовал вдоль западного и южного побережья моря, положив начало русскому мореходству на Тихом океане. Открыв Шантарские острова, Сахалинский залив, Амурский лиман и устье Амура, Москвитин стал первооткрывателем российского Дальнего Востока. Он доставил также первые известия о Сахалине. Спутник И. Москвитина Нехорошко Иванович Колобов составил «скаску», дополняющую и уточняющую сведения начальника похода.

Путем Москвитина в 1648 на Охотское море вышел отряд Алексея Филиппова. Казаки проследили 500 км северного побережья от устья Охоты до Тауйской губы. У полуострова Лисянского они наткнулись на лежбище моржей. Филиппов составил первую лоцию Охотского моря.

Открытия Филиппова продолжил Стадухин: осенью 1651 на кочах вдоль взморья Пенжинской губы он прошел в вершину Гижигинской губы, где перезимовал. Летом 1652 вновь морем он проследил берега и приморскую полосу залива Шелихова до устья Тауй. Там он промышлял до 1657, а затем через Охотск вернулся в Якутск. Поход Ивана Антоновича Нагибы по Амуру в поисках Хабарова и его людей в 1652 привел к вынужденному плаванию вдоль южной береговой черты Охотского моря и открытию заливов Ульбанского и Тугурского.

Выдающимся достижением русских мореходов стало плавание холмогорца Федота Попова и устюжанина Семена Дежнева. В 1648 они прошли проливом Лонга, первыми обогнули морем крайнюю северо-восточную точку Азии и доказали существование прохода (Берингова пролива) из Северного Ледовитого океана в Тихий. Они выявили Чукотский полуостров и стали первооткрывателями Чукотского и Берингова морей. Вторично этим путем в 1662 проплыл Иван Меркурьевич Рубец (Бакшеев). Фома Семенов Пермяк, по кличке Медведь или Старик, участвовал в экспедиции Попова-Дежнева, вместе с Дежневым пережил корякско-анадырскую эпопею, до 1659 служил под его командой, а в 1668 сопровождал Рубца в плавании на Камчатку.

К. Иванов, ставший после Дежнева приказчиком Анадырского острога, в 1660 проплыл вдоль южных берегов Чукотки, открыл залив Креста и бухту Провидения. Между 1662 и 1665 он проследил часть западного побережья Берингова моря, фактически выявив Анадырский залив. По результатам двух походов Иванов составил карту.

Во второй половине 17 века безымянные арктические мореходы открыли Новосибирский архипелаг или, по крайней мере, часть его. Об этом свидетельствовали многочисленные кресты, обнаруженные в 1690 Максимом Мухоплевом (Мухоплеевым) на острове Столбовой. Вторичное открытие всей группы островов было совершено промысловиками в 1712-1773. Так, Меркурий Вагин в 1712 обнаружил Ляховские острова.

В первой четверти 18 века Даниил Яковлевич Анциферов и Иван Петрович Козыревский продолжили открытие Камчатки, дойдя в 1711 до южной оконечности полуострова. Они высадились на Шумшу - самом северном из Курильских островов. Летом 1713 Козыревский побывал на Парамушире, по расспросам составил описание всей Курильской гряды и ее чертеж.

Результаты деятельности землепроходцев

Землепроходцы стали первооткрывателями севера Западно-Сибирской равнины, Северо-Сибирской, Яно-Индигирской, Колымской и менее крупных низменностей. С характеристикой рельефа этих орографических единиц у них практически не было проблем: «низкие, ровные луговые или болотистые места». Если Обь, Енисей и Амур в большей или меньшей степени были известны издавна, как и озеро Байкал, то Лена, Индигирка, Колыма и ряд более коротких рек севера Сибири и Северо-Восточной Азии оставались неведомыми до появления землепроходцев, проследивших их от истоков до устьев.

Менее чем за 60 лет землепроходцы преодолели неведомые просторы Азии от Урала до побережья Тихого океана, а к началу 18 века собрали относительно точные данные о речной сети практически всей Сибири и Дальнего Востока (около 13 млн кв.км) и довольно туманные - о ее рельефе. Этот гигантский, совершенно необходимый для освоения огромной территории труд был выполнен всего за одно столетие.

Арктические мореходы выявили береговую черту Северной Азии на значительном протяжении. Данные, собранные землепроходцами и мореходами, заложили основу знаний о Северной Азии. Для европейской географической науки их материалы более века служили единственным источником сведений об этой части материка. Кроме того, землепроходцы сыграли основополагающую роль в становлении и развитии хлебопашества и бортничества, разработке полезных ископаемых, а также дерево- и металлобрабатывающих производств.

Землепроходцы действовали в тяжелых климатических условиях на гигантских таежных и тундровых просторах, а также в горных областях Северной Азии. Кровососущие насекомые и голод, стужа и нехватка боеприпасов, необходимого снаряжения и одежды, шторма и льды арктических морей были их постоянными «спутниками». Землепроходцам приходилось участвовать в стычках с «немирными инородцами». Порой группы казаков, посланцев городов-конкурентов по сбору ясака, вступали друг с другом в вооруженные столкновения. Открытие «новых землиц» и покорение «неясашных иногородцев» сопровождались значительными людскими потерями. В экспедиции Попова-Дежнева погибло почти девять десятых состава, у Стадухина - три четверти, у Пояркова - две трети.

В подавляющем большинстве случаев дальнейшая судьба оставшихся в живых не выяснена. Немногие из рядовых казаков выбились в атаманы, чаще они не поднимались выше десятников или пятидесятников. Во время или вскоре после походов погибли Л. Москвитин (около 1608), Зырян (начало 1646), Попов (осенью 1648 или зимой 1649/1650), Мотора (1652), Чукичев и Камчатой (1661), К. Иванов, Ребров, Стадухин (1666).

Память о землепроходцах осталась в географических названиях: остров Атласова, бухта и мыс Дежнева, населенные пункты Атласово, Бекетово, Дежнево, Ерофей Павлович, Нагибово, Поярково, Стадухино, Хабаровск. Имя Камчатого носит полуостров и производные от него названия реки, залива, мыса и пролива. Река Ожогина и озеро Ожогино названы - в честь И. Ожоги; река Бадяриха - от искаженной фамилии Н. Падеры.

Из материалов о плаваниях и походах дошли расспросные «речи» землепроходцев и арктических мореходов, а также аманатов (заложников). В этих «скасках» содержались данные об обстоятельствах и результатах похода или плавания, известия об особенностях новых «землиц», их богатствах и населении. Другим источником являются челобитные на имя царя с сообщениями о службах в разных местах, о заслугах, лишениях, затратах, гибели спутников, с просьбами назначить на какую-либо должность, повысить в звании, выплатить жалование. Книги ясашного сбора позволяют в ряде случаев определить в общих чертах маршруты сборщиков к новым «неясашным народцам».

Докладные воевод и приказчиков царю («отписки»), составленные на основе показаний землепроходцев, дополняют данные «скасок» и челобитных. В них можно найти упоминания о рыбных и пушных (особенно соболиных) местах, о лежбищах моржей, наличии леса, скоплениях «заморной кости» («рыбьего зуба», то есть моржовых клыков). В них также приводились соображения о возможности освоения новых районов и возникающих проблемах с численностью гарнизонов и обеспечением их всем необходимым.

Наглядно иллюстрировали совершенные открытия так называемые «чертежи». Это рисунки, дающие представление о течении рек, конфигурации берегов и в редких случаях примерное направление хребтов, показываемых в виде цепочки «горок». Почти все «чертежи» землепроходцев утрачены. Не известны судьбы чертежей: гидрографической сети Забайкалья Бекетова, озера Байкал К. Иванова, рек и гор Якутии и Чукотки Стадухина, реки Амур Пояркова, «Даурской земли» Хабарова, «Анадырской землицы» Дежнева.

При этом об открытиях землепроходцев зачастую становилось известно не сразу: например, челобитная Дежнева об открытии им пролива между Азией и Америкой пролежала забытой несколько десятилетий в архиве якутского воеводства.

В конце 18 века дело землепроходцев продолжил Василий Иванов. Во главе промысловой артели он совершил поход по внутренним районам Аляски (1792-1793). Землепроходцами уважительно называли и других поздних русских путешественников: последним считался Никифор Бегичев, а единственным из ученых - Николай Урванцев.

«Российское могущество прирастать будет Сибирью…» - кто не знает этих слов, произнесённых великим российским учёным Михаилом Ломоносовым! Но первым, кто связал своё имя с Сибирью, был лихой атаман Ермак, отправившийся в 1582 году с Верхней Камы на покорение её просторов.

Исторический центр Соликамска.

Верстовой столб Бабиновской дороги. Отсюда начиналась первая верста в Сибирь.

Фото Елены Деревниной.

Село Городище, через которое в XVI веке прошла Бабиновская дорога, и его древняя Знаменская церковь.

В том же ряду людей, некогда обративших взор на восток, стоит и мой земляк Артемий Бабинов. В 1597 году он открыл первую дорогу через Урал - от Соликамска до Верхотурья, построенную им. Она соединила Центральную Россию с Сибирью. Не случайно дорога получила статус Государевой.

Из жизни Бабинова мало что известно. Впервые его имя упомянуто в грамоте царя Фёдора Иоанновича в 1595 году: «По Указу Царя и Великого Князя Белыя, Малыя и Великия Руси Фёдора Иоановича велено прокладывать дорогу от Соли Камской до р. Туры <…> проведал прямую дорогу верх-усолец крестьянин Ортюшка Бабинов».

Нужда в прямой короткой дороге в Сибирь уже тогда ощущалась чрезвычайно остро. Все существовавшие прежде дороги были сезонными, водно-сухопутными, что крайне затрудняло бесперебойное движение по ним. С таким положением мирились, пока не присоединили земли Сибирского ханства к Руси.

По указу царя в помощь А. Бабинову для прокладки дороги было дано 40 человек из местных крестьян «с топорами, пилами да лопатами». Два с половиной года прорубали и прокладывали они через тайгу просеку длиной 250 вёрст, шириной три сажени (то есть 6 метров). Пилили и валили деревья, корчевали пни, разравнивали землю, сооружали мосты через реки (всего их было сделано 37), через болота прокладывали гати.

Много это или мало для 40 человек? Конечно, очень и очень много. Да и прокладывали они не простую дорогу, а большую, ямскую, дорогу общегосударственного значения - как бы сейчас сказали, федерального. Представьте себе современную автодорогу Соликамск - Пермь: она ненамного длиннее Бабиновской. А сколько времени её строили! Сколько народу и техники было занято!

Прокладка дороги через Уральские горы, первый обоз по которой отправился в путь в конце декабря 1597 года, стала подвигом, подвигом Артемия Бабинова и сорока безвестных его сподвижников.

Бабиновская дорога соединила Россию с Сибирью. А если точнее - Европу с Азией. Она положила начало пути на восток, к Тихому океану. Спустя сорок лет после открытия движения по дороге, в конце 30-х годов XVII века, русские землепроходцы достигли берегов Тихого океана. В начале 1640-х годов караваны российских купцов прошли до Китая.

А для Артемия Бабинова дорога в Сибирь стала делом всей жизни. В течение многих лет, а по сути до самой смерти, он следил за состоянием дороги, поддерживал её в порядке, исправлял, улучшал… Для удобства Бабинов даже переселился поближе к середине пути, на реку Яйву, основав там новое поселение - село Верх-Яйвинское.

В одной из статей о Бабиновской дороге сказано, что её роль в истории страны можно сравнить с путём «из варяг в греки». С кем же тогда сравнить верхусольского крестьянина Бабинова?! Путь «из варяг в греки» создавали, прокладывали несколько поколений славянских и неславянских племён. А здесь - всего два года и один с бригадой в 40 человек. Бабиновская дорога, как прочная нить, скрепила разные части Московского государства в одно целое.

Нередко в литературе железные дороги сравнивают с кровеносными сосудами, которые питают государство. Но так можно сказать обо всех дорогах. Бабиновская в этой интерпретации не просто сосуд, она стала артерией. Безмерные объёмы грузов (до пяти тысяч подвод в год), значительные людские массы (до двух с половиной тысяч человек) стекались со всей страны на соликамскую землю и через узкое горлышко дороги в три сажени шириной мимо Верх-Усолки и Сурмога проникали на восток, в Сибирь. И там растекались по множеству сосудов, питая её.

Тогда новые российские земли за Уралом нуждались буквально во всём. Приведу перечень товаров, ввезённых в 1633 году в один только город Мангазею: воск - 14,5 пуда, пилы - 49 штук, свёрла - 40 штук, топоры - 635, скобы железные - 3000, судовые скобы - 7500, лыжи - 11 пар, сети неводные - 2395 сажен, хмель - 9 пудов, рубахи холщовые - 210, штаны - 748, коты - 1098 пар, медь зелёная - 14,5 пуда, сера - 13 фунтов… Всего 117 наименований товаров, принятых одним лишь городом, который питался соликамской артерией.

Нелишне вспомнить, на какое время выпали первые годы существования дороги. Конец XVI - начало XVII века. В стране - смута, гражданская война, западные и центральные районы государства заняты польскими войсками. В Москве всякого рода самозванцы. До Сибири ли тогда было московским правителям, когда они столицу в руках удержать не могли?

Дороге требовалось много чего: корм для лошадей, провиант для путников, дворы для отдыха обозов, люди для подправки полотна дороги, канав по обочинам, ремонта мостов, ремонта подвод… Всё бремя забот по содержанию дороги легло на плечи жителей Перми Великой, в первую очередь на крестьян, поселившихся невдалеке от дороги. Вдоль тракта в восточной, неосвоенной ранее части пермской земли один за другим стали возникать починки, деревни и сёла.

И не только содержание дороги легло на плечи тех, кто жил в те годы в нашем крае, но и снабжение всем необходимым сибирских городов и острогов (укреплений). А для этого требовалось собрать хотя бы самое необходимое: иметь хлебные запасы, воинское снаряжение, соль (её в Сибири тогда ещё не добывали), найти подводы, людей, выбрать время для отправки всего этого за Урал. Иногда приходилось помогать и людьми - далеко не всё спокойно было в недавно присоединённой Сибири.

Однако множество повседневных дел не мешали жителям края следить за тем, что происходит в Москве. В 1611 году выборные люди из города и уезда, видя бездействие воеводы в сборе ратных людей в ополчение, взяли на себя все функции управления, объявив воеводе: «Так ли государевым делом промышляют? Добро государевым делом промышляти вправду, делом, а не словом». Чтобы заявить подобное царскому наместнику, надобно было обладать недюжинным гражданским мужеством.

И, надо сказать, эти мужественные люди проявили тогда настоящий государственный подход к делам: рассматривали судебные иски, вели переписку, касающуюся общегосударственного порядка, с другими местностями страны, собирали средства на содержание ратных людей, отправили в помощь народному ополчению под руководством Минина и Пожарского отряд в 48 человек. Конечно, на подмогу Москве из нашего края ушло намного меньше людей, чем, например, из Нижнего Новгорода. Но нижегородцы, к слову сказать, не отправили в Сибирь ни пуда хлеба, ни фунта пороха, ни алтына денег, ни одного человека... А всё это легло в трудные годы на плечи жителей Пермского края.

Не знаю почему, - возможно, в характере российского человека подвиг считать чем-то обыденным, само собой разумеющимся делом, - но мы мало знаем о своих героях, редко вспоминаем о них. Западноевропейские землепроходцы, искавшие пути в Китай и Индию через северные моря и земли, не выполнили своей задачи, путь на восток они здесь не проложили. Но взгляните на географические карты: Баренцево море - в честь голландского мореплавателя В. Баренца, Гудзонов залив - в честь англичанина Г. Гудзона, остров Баффинова Земля - в честь английского полярного исследователя У. Баффина… Перечень можно продолжить. Об этих людях написано немало книг. Причём пишут о них не только там, на Западе, но и наши российские авторы.

А что же Артемий Бабинов? До сих пор о нём нет ни одной книги, да и на карте не найдёте его имени. Не встретите вы ни в одной книге и рассказа о том, как простые соликамские крестьяне в тяжёлое, смутное для страны время взяли на себя весь груз ответственности за поддержание порядка в крае, сохранение вновь приобретённых сибирских земель в составе Руси и сбор ратных людей для народного ополчения…

Совсем ещё узкая в этом месте река Усолка, старый деревянный мостик… Правый берег неторопливо взбегает вверх, к дороге, идущей от водозабора в город Березники. Луга, несколько огородов, засаженных картофелем, невысокий лес. И среди этого на пригорке возвышается колокольня полуразрушенной церкви. Она стоит как единственный уцелевший памятник деревне Верх-Усолка, родине российского землепроходца Артемия Бабинова.

Почти два столетия через Соликамский уезд пролегала и жила напряжённой жизнью первая Государева дорога в Сибирь. Благодаря дороге, «разведанной» Бабиновым, Соликамск к началу XVII века входит в десятку самых крупных городов России. Кто посчитает, сколько пудов соли было перевезено по Бабиновскому тракту из Урала в Сибирь? Сколько сороков шкурок привезено из Сибири? Доподлинно известно, что все ссыльные в Сибирь ехали именно по Бабиновской дороге через Соликамск.

Бабиновскую дорогу совершенно заслуженно называют дорогой, создавшей Россию. Именно по ней шло первое истинное освоение Сибири, Дальнего Востока, Русской Америки - Аляски. Благодаря ей к XVIII веку Соль Камская (ставшая городом Соликамском), достигнув зенита торгово-промышленного развития, играла ведущую роль в жизни Урала, была транзитным торговым, таможенным, военно-административным и религиозным центром.



Поделиться: