Их осталось двое: США и Украина совсем не против героизации нацизма. Фашизм vs

Накануне 9 мая обычно рассказывают о великих победах и горьких поражениях, просчетах политиков и разведки, публикуют секретные официальные документы и снова рассуждают о том, что могло бы изменить ход истории. И порой забывают помянуть самых обычных людей, оказавшихся в центре событий. Это не активисты, не политики, от решения которых многое зависело. Это самые обычные люди. Но у них есть своя история маленькой борьбы. Ruposters рассказывает об Августе Ландмессере - человеке со знаменитой фотографии, который не поднял руку, чтобы поприветствовать Гитлера в 1936 году.

Умереть за идеалы

Июнь 1936 года, Гамбург. На верфи Blohm und Voss праздничные мероприятия: на воду спускают гордость судостроительного дела – парусное судно "Хорст Вессель". На спуске присутствует сам Адольф Гитлер, речь читает Рудольф Гесс, тысячи рабочих приветствуют своего лидера. Корабль назван в честь Хорста Весселя - немецкого поэта, известного не столько своими стихотворениями, сколько резонансной смертью.

Остов судна "Хорст Вессель", подготовка к спуску

В 1930 году к Весселю в квартиру ворвались активисты коммунистической партии и ранили его в голову. Ранение не было серьезным, приехавший врач мог бы на месте оказать медицинскую помощь, но Вессель отказался от нее, потому что врач был евреем. Прошло слишком много времени, прежде чем его довезли до клиники во Фридрихсхайне, - Вессель скончался через месяц от заражения крови.

Смерть поэта и видного члена НСДАП была быстро политизирована министерством пропаганды: о нем сняли фильм, его именем назвали улочки, станции метро, школы и парки, Вессель стал ассоциироваться с нацистом-героем, готовым умереть за свои идеалы.

Хорст Вессель

Однако в Германии был как минимум один человек, который не считал Весселя героем. Он не был известен, не был активистом или политиком. Его борьба с нацистским режимом шла от сердца, в сердце же и оставалась. Этого человека зовут Август Ландмессер. На этом фото он единственный, кто не вскидывает руку в нацистском приветствии. Напротив, пока на воду спускают "Хорста Весселя", Август пренебрежительно усмехается, противопоставляя себя политической вакханалии, творящейся вокруг него.

Что вынудило его устроить маленький бунт? Почему он выдал себя? Можно не поддерживать режим, но поднять руку и не навлечь на себя гнев окружающих было вопросом безопасности. Но для Ландмессера поднять руку означало предать собственную любовь.

Борьба за счастье

Август родился в 1910 году в Морреге, близ Гамбурга, он был единственным ребенком в семье.

"Несмотря на все несчастья, приключившиеся с твоим отцом, он был порядочным человеком. Сметливый, но немного избалованный собственной матерью, он с легкостью справлялся с учебой в школе. Я бы описал его как того самого деревенского парня, который мог бы перепрыгнуть самого себя, будь у него больше возможностей в том месте, где он родился", - вспоминает родственник Рудольф Ландмессер в письме к своей племяннице.

Семья Ландмессеров: родители Август Франц и Вильгельмина Магдалена

В районном полицейском участке о роде Ландмессеров сохранились данные как о чистокровных немцах. Любой член из этой семьи мог бы сделать блестящую карьеру при нацистском правительстве. Вместе со своими родственниками Август становится членом НСДАП в 1931 году в надежде получить достойную работу.

Через четыре года он вышел из партии, потому что влюбился. Сердцу не прикажешь, избранницей Ландмессера стала представительница врагов немецких нацистов – девушка с еврейскими корнями Ирма Эклер. Он обручился с ней в том же 1935 году, брак был законно зарегистрирован гамбургским ЗАГСом. А через месяц после свадьбы, в сентябре 1935-го, принимается "Закон о защите немецкой крови и немецкой чести", предусматривавший исключение евреев из социальной и политической жизни государства.

Единственная фотография с помолвки

Несмотря на то что в законе фактически прописаны четкие правила, кого считать, а кого не считать евреем, а также то, что закон не касался браков, заключенных до его принятия, новообразованной семье Ландмессеров не суждено было избежать гонений.

Родителями Ирмы были еврейка Фредерика Софи Эклер и чистокровный ариец Эрнст Грауманн. Они не были членами еврейской общины, более того, они исповедали протестантизм. Кроме Ирмы, у них было еще две дочери, Герта и Лили, но несмотря на то что их браки были тоже "смешанными", им удалось прожить благополучную жизнь в Третьем Рейхе.

1915 год, Ирма сидит в правом углу на бордюре, Лили - над ней, Герта - самая старшая и высокая девочка в заднем ряду.

Любовь против закона

Ландмессерам повезло меньше. Так как по закону о расе наказанию подвергался только мужчина, в 1937 году Август принимает решение бежать в Данию. Ирма на тот момент уже родила девочку Ингрид и ожидала второго ребенка. Их план был плохо продуман: предполагалось, что Ландмессер поедет первым и приготовит все для своей семьи в Дании, но его схватили на границе.

Сохранилось письмо, которое он написал, сидя в тюрьме:

"Я прошу отозвать наказание, по которому я был заключен третьего августа 1937 года. Моя жена ждет второго ребенка, и перед тем, как это случится, я не хотел бы оставлять ее одну с двумя детьми. Прошу принять во внимание, что я не сделал ничего дурного, а преступление было совершено по незнанию и в состоянии психического расстройства. Я готов расплатиться за все, что я сделал, как только на свет появится второй ребенок".

Письмо это он посылал не только в местный суд. Он пробовал достучаться до судебных инстанций в Берлине, но ему отказали. Через три дня после этого письма родилась вторая дочь - Ирена. Отца продержали в тюрьме до мая 1938 года. На суде Август пытался доказать, что не знал о еврейской крови собственной жены, а также напирал на то, что ее отец был чистокровным арийцем.

Этого было недостаточно для оправдания, но по какой-то причине Ландмессера отпустили, запретив встречаться с собственной женой. Однако Август нарушил постановление суда. В сети можно найти фото счастливой семьи июня 1938 года, которое было сделано сразу после выхода Ландмессера из тюрьмы. Они запечатлены на нем в полном составе.

Буквально через месяц Августа снова арестовали, а через три дня - и его жену. Об Августе в местной газете даже вышла статья под заголовком "Ариец нарушает закон о чистоте расы":

"Арестованный Август Ландмессер не смог вынести факта, что он больше не увидит собственных детей. Судья дал ему шанс как чистокровному арийцу, настоящему немецкому мужчине, но Август не оправдал доверия. Несмотря на смягчающие обстоятельства, в этой ситуации долгое тюремное заключение было единственным выходом. Обвинение просило три с половиной года заключения. Ему дали два с половиной. Суд не смог остаться беспристрастным из-за сострадания к детям обвиняемого".

Семью разделили. Август остался в тюрьме под Эмсландом в Западной Германии, а Ирма оказалась в руках Гестапо, и до мая 1939 о ней ничего не было известно. Родственники полагали, что она находилась сначала в лагере близ Лихтенбурга - в настоящей средневековой крепости, переделанной под нужды Гестапо. Потом она оказалась в женском концлагере "Равенсбрюк", в 1942 году она и 14 тысяч других узников были убиты в лагере под Дессау.

Концлагерь "Лихтенбург"

Дети оказались на попечении сиротского дома, бабушке удалось забрать их только в 1941 году. В 1953 бабушка умерла, а детей забрала другая семья.

Ландмессер был освобожден в 1941 году и работал до 1944 в транспортном предприятии "Пюст". В 1943 году на работе он познакомился с украинкой Соней Пастушенко. Тогда же ему удалось в последний раз встретиться с семьей и представить им свою новую пассию, которая тоже была гонима ослабевающим, но все таким же жестоким нацистским режимом.

Через год Ландмессер был призван в батальон 999 штрафбата и пропал без вести во время военных действий в Хорватии. Районный суд Ростока признал его погибшим в 1949 году.

Предположительно, последняя фотография Августа Ландмессера

Через 42 года после этого (в 1991) Ирена, младшая дочь Августа, увидела в газете снимок и узнала в человеке, гордо скрестившем руки на груди, своего отца. Ее потрясла экспрессия снимка и газетной заметки. Она решила по крупицам воссоздать историю своей семьи, оказавшейся разлученной из-за пропаганды, на их глазах превращавшейся в закон. Так появилась автобиографическая книга "Семья, разделенная законом о чистоте нации", рассказывающая о маленькой борьбе маленького человека с большой машиной.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Ruposters в ленте "Яндекса"

Комитет Генассамблеи ООН по социальным, гуманитарным и культурным вопросам в очередной раз принял Резолюцию о борьбе с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практик, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. «За» проголосовало 131 государство. Воздержались 48, включая страны Евросоюза. Против выступили США, Украина и Палау, крошечное островное государство в Тихом океане. Подобная резолюция по инициативе России вносится ежегодно. Результат всегда одинаковый: Евросоюз воздерживается, США голосуют против, но за счёт мнения большинства членов ООН документ принимается. Из-за американского вето он необязателен к исполнению, носит лишь рекомендательный характер.

Резолюция резко осуждает любую героизацию нацистов и неонацистов, в том числе бывших членов Ваффен СС. К героизации относится возведение памятников и проведение публичных мероприятий во имя прославления «нацистского прошлого». Отдельно осуждается провозглашение бойцов СС, коллаборантов и всех, кто воевал против антигитлеровской коалиции, «участниками национально-освободительных движений». Подчёркивается, что феномен неонацизма, неофашизма, агрессивного национализма не может быть оправдан ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах. В резолюции приводится рекомендация специального докладчика ООН по современным формам расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и нетерпимости запрещать на государственном уровне официальные и неофициальные памятные акции, восхваляющие нацистский режим и его союзников.

Дебаты вокруг резолюции отражают состояние политико-идеологической борьбы в мире. Арабские страны в основном исправно поддерживают документ, преследуя цель осудить политику Израиля в Палестине (действия израильских властей в арабском мире принято приравнивать к нацизму и расизму). Африканские государства голосуют «за» в память о колониальном прошлом и для того, чтобы давить на соседей при обсуждении многочисленных межэтнических и религиозных конфликтов на континенте.

Противники резолюции утверждают, что они и так адекватно борются с ксенофобией и нетерпимостью, соответственно, дополнительные документы не требуются.

Кроме того, резолюцию называют политизированной. «Нас продолжает беспокоить, что Россия использует резолюцию для политических нападок на своих соседей», – объяснила свой голос «против» заместитель представителя США в Экономическом и социальном совете ООН Стефани Амадео. Поэтому из всех форм нетерпимости сознательно делается большой акцент на событиях Второй мировой войны, уверены американцы. Аналогично раньше обосновывали свои голоса представители Канады, называвшие резолюцию «контрпродуктивной». Канада, после войны ставшая убежищем для многих украинских коллаборантов, в 2014–2015 годах присоединялась к США, выступая против резолюции, но в этот раз решила воздержаться.

Первая поправка

Наряду с поддержкой своих союзников – стран Балтии и Украины, США торпедируют резолюцию, исходя из собственного исторического опыта (во многом уникального) и собственной трактовки свободы слова. Американский представитель пояснила, что запрет героизации нацизма накладывает «недопустимые ограничения» на фундаментальную свободу выражения мнений. Это, в свою очередь, приводит к нарушению гарантированной Первой поправкой к Конституции США свободы слова, собраний и ассоциации.

Отношение к неонацистам со стороны властей хорошо иллюстрирует вышедший недавно фильм «Абсолютная власть» . Последователи Гитлера совершенно открыто маршируют по улицам со свастикой, несут портреты фюрера, кричат: «Зиг хайль!» – и салютуют в нацистском приветствии под охраной полиции. Параллельно на ультраправых радиопередачах транслируются лекции о необходимости защиты белой расы. Спецслужбы пристально следят за этими организациями, периодически внедряют в них своих агентов, но вмешиваются только при непосредственной угрозе совершения преступлений. Считается, что в здоровом, демократическом обществе маргинальные течения можно победить пропагандой и просвещением, а не запретами. Какими бы ужасными ни были идеи, запретительные меры воспринимаются как большее зло. Этими доводами руководствовался Верховный суд в 1990 году («Соединённые Штаты против Эйкмана»), когда разрешил сожжение американского флага напротив Капитолия.

Судьи заключили, что свобода слова важнее уважения к государственным символам.

В 1977 году мэрия Чикаго запретила марш Национал-социалистической партии Америки из-за свастики. В знак протеста партия решила побороться за право промаршировать по улицам городка Скоки, населённого преимущественно евреями. Примечательно, что защищать нацистов взялся Американский союз защиты гражданских свобод (ACLU), организация, обычно вступающаяся за чёрных и «цветных» в борьбе против дискриминации. Директор ACLU еврей Арье Нейер, чья семья бежала из нацистской Германии, говорил, что Америка отличается от диктатуры тем, что должна позволять любые мнения, сколь бы отвратительными они ни были. Суд встал на его сторону. «Дело Скоки» стало хрестоматийным образцом защиты Первой поправки и впоследствии было экранизировано.

Группы вроде Ку-клукс-клана и Американской нацистской партии действуют открыто, имеют интернет-порталы, издают газеты, проводят массовые акции и манифестации. Крупнейшая неонацистская организация Национал-социалистическое движение (NSM) имеет 61 отделение в 35 штатах. На последнем митинге NSM в столице Пенсильвании Гаррисберге 4 ноября известный неонацист Артур Джонс провозгласил : «Америка была создана белыми христианами для белых христиан!» Такие высказывания не считаются экстремистскими. Ещё в 1969 году Верховный суд, разбирая речи на митингах ККК в деле «Бранденбург против Огайо», постановил, что провокационные и «разжигающие» высказывания допустимы, если они не содержат конкретных призывов к насилию – убийствам, погромам. Простое оправдание насилия при этом разрешается. Поэтому предложенный Россией метод борьбы с героизацией нацизма в корне противоречит американской правовой доктрине.

«Миф освобождения»

Евросоюз, чьи законы против неонацистов и радикалов намного строже американских, предпочитает отмалчиваться. Европейские делегации в ООН воздерживаются не только при голосовании за резолюцию, но и от развёрнутых комментариев по этому поводу. В 2014 году консолидированную позицию ЕС озвучивала Литва. По мнению литовских делегатов, предложение коллективно осудить героизацию ветеранов Ваффен СС – историческая манипуляция. Россию обвинили в проталкивании «односторонней интерпретации истории» с целью оправдания пакта Молотова – Риббентропа 23 августа 1939 года и секретного протокола к нему о разделе Восточной Европы на сферы влияния между Третьим рейхом и СССР. Кроме того, ЕС заподозрил Россию в использовании борьбы с нацизмом для оправдания своих действий на Украине.

Литва отметила, что позиция Европы опровергает «миф так называемого освобождения Европы после Второй мировой войны».

Украина в свою очередь отказывается принимать любые российские резолюции, осуждающие нацизм, пока Россия не согласится на том же уровне осудить сталинизм. Украинская миссия при ООН отмечала , что украинцы одинаково осуждают Сталина и Гитлера. Украина также увязала борьбу с героизацией нацизма с проблематикой «аннексии Крыма» и выступила против «циничной попытки Российской Федерации представить себя главным борцом против нацизма и неонацизма, когда она повторяет аналогичные преступления против целых народов». В качестве примера украинский представитель сослался на непровозглашённую гибридную войну, которую, по мнению Киева, развязала Москва.

Преступления прибалтийских легионов СС и формирований УПА хорошо задокументированы историками. В частности, источников и данных о терроре украинских националистов в отношении поляков в 40-е годы на Волыни хватило для того, чтобы польский Сейм летом признал Волынскую резню геноцидом. Но при существующих политических баталиях между странами единодушное осуждение героизации неонацистов и коллаборантов не представляется возможным. В итоге получаются казусы, когда Польша готова всеми фибрами души осуждать последователей Степана Бандеры у себя дома, в стенах родного Сейма, но тихо отмалчивается в стенах ООН в знак солидарности с союзниками.

Считанные недели остались до дня победы в Великой Отечественной войне. А тут еще события в Украине, где уже почти полтора года обе стороны конфликта обзывают друг друга «фашистами». Само слово «фашизм» все активнее проникает в массовое сознание - и вот уже формируется устойчивая ассоциация: «Вторая Мировая война была войной против фашизма». А может, против нацизма? Сегодня многим недосуг разбираться - вот и мешают все понятия воедино. Но журналисты не должны себе этого позволять.

Сегодня все чаще и чаще мы слышим из разных велеречивых уст высказывания как по шаблону: «Не допустим реабилитации фашизма!». Ну и конечно здесь «Победа над немецко-фашистскими захватчиками», «Фашистская власть в Киеве», «Фашиствующие молодчики на Майдане», «Немецкие фашисты устроили холокост чтобы уничтожить евреев». Удивительная мешанина! Но если от ответственных за идеологию чиновников какой-либо компетентности ожидать не приходится (их по другому принципу отбирают), то когда им начинают вторить журналисты - становится совсем грустно.

Давайте разберемся, в чем же разница между «фашизмом» и «нацизмом», кто из них действительно развязал самую страшную войну в истории и почему «немецко-фашистских полчищ» на самом деле никогда не существовало. Почему евреев и цыган уничтожали - нацисты, а спасали - фашисты. Удивительно? Давайте разбираться.

Фашизм

Обычно современный обыватель знает, что фашизм зародился в Италии, и что первым фашистом, вставшим во главе государства, был, соответственно, Бенито Муссолини. К сожалению, на этом знания у большинства заканчиваются. И дальше в массовом сознании почему-то следуют Гитлер и концлагеря.

Подобная ситуация - в странах, в которых запрещена как нацистская, так и коммунистическая символика. Например, в Литве или в Украине (с начала апреля этого года). Украинский закон так и называется: «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики».

Похожий закон есть в России - там запрещена нацистская символика. Правда, в России юристам сложнее - каждый суд по-своему решает, что считать нацистской символикой, а что - нет. Отсюда и масса спорных вопросов . Но в любом случае, опять же, запрещена нацистская символика. Но не фашистская.

P.S.

И последнее, специально для тех, кому лень включать мозг и кто уже готов обвинить автора в «пересмотре итогов» и «обелении фашизма». Мне одинаково противны нацизм и фашизм. Я за либерализм и против любого вождизма; хождение строем со знаменами вызывает у меня зубную боль, а любой призыв «сплотиться вокруг» - понос. Я за совершенно свободную прессу, против любой цензуры. Я за парламентскую республику и множество партий в законодательном органе. Но я против смешения исторических понятий. Потому что это как раз и есть переписывание истории. А я слишком хорошо ее знаю, чтобы примириться с этим.

ООН, 18 ноября. /Корр. ТАСС Олег Зеленин/. Третий комитет Генеральной Ассамблеи ООН принял в четверг резолюцию о необходимости борьбы с героизацией нацизма и противодействия современным формам расизма, расовой дискриминации и ксенофобии. США, Украина и Палау оказались единственными странами, проголосовавшими против документа, представленного Россией в соавторстве с 54 государствами.

За резолюцию высказалась 131 страна, в том числе Белоруссия, Венесуэла, Индия, Израиль, Казахстан, Китай и Сирия. Еще 48 государств, в том числе члены Европейского союза, при голосовании воздержались. В прошлом году аналогичный текст поддержали 126 стран и четыре выступили против (Канада, Палау, США и Украина). В этот раз канадские дипломаты оказались в числе делегаций, воздержавшихся при голосовании.

В документе, который будет вынесен на рассмотрение пленарной сессии ГА в декабре, выражается "глубокая озабоченность по поводу прославления в любой форме" нацистского движения и бывших членов организации "Ваффен СС", в том числе путем сооружения им мемориалов, а также "непрекращающихся попыток осквернения или разрушения памятников, воздвигнутых в память о тех, кто боролся против нацизма в годы Второй мировой войны". В этой ситуации Третий комитет ГА призвал страны "принять конкретные меры, в том числе в законодательной области и в сфере образования, чтобы предотвратить отрицание преступлений против человечности и военных преступлений, совершенных во время Второй мировой войны".

В условиях все более широкого использования интернета для пропаганды и распространения идей расизма, расовой ненависти и ксенофобии в резолюции подчеркивается необходимость поощрения использования информационно-коммуникационных технологий для борьбы с этой тенденцией.

Долг перед будущими поколениями

Выступая на заседании Третьего комитета, директор Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД РФ Анатолий Викторов напомнил о том, что в этом году международное сообщество отмечает 70-летие вынесения приговора Нюрнбергским трибуналом. По его словам, решения суда "ознаменовали победу цивилизованного мира над национал-социализмом".

"Это была победа над идеологией расового превосходства и человеконенавистничества. Никогда прежде государства, разделяемые идеологическими и политическими противоречиями, не объединялись перед лицом общей угрозы. Государства - члены антигитлеровской коалиции, назвавшие себя Объединенными Нациями, показали пример, которому мы обязаны следовать и сегодня при поиске общих ответов на глобальные вызовы", - указал дипломат.

Он напомнил о том, что с момента окончания Второй мировой войны были приняты такие основополагающие документы, как Всеобщая декларация прав человека и Международные пакты по правам человека, которые стали "ответом Объединенных Наций на преступления нацизма, на политику попрания достоинства человеческой личности". Несмотря на это, отметил Викторов, в наши дни в ряде стран "развернута война с памятниками в честь борцов с нацизмом и фашизмом", а тех, кто воевал на стороне гитлеровской Германии, пытаются "возвести в ранг национальных героев". "Это происходит главным образом в Европе, которая ощутила на себе опыты национал-социализма, в странах, оккупированных в годы Второй мировой войны нацистами, и чьи героические народы внесли весомый вклад в разгром нацизма", - констатировал дипломат.

По его словам, речь идет о стремлении фальсифицировать историю, а также об "откровенном цинизме и кощунстве по отношению к тем, кто освободил мир от судьбы, уготованной ему национал-социалистами". Дипломат подчеркнул, что одобрение резолюции - это не просто долг "перед теми, кто создавал ООН". "Это наша обязанность перед будущими поколениями, которые отцы-основатели Организации стремились "навсегда избавить от ужасов войны", - процитировал Викторов вступительную часть Устава ООН.



Поделиться: