Христианин ли ты? проверь свое христианство. «Но у меня такая грязная жизнь!»

«…и ученики в Антиохии
в первый раз стали
называться Христианами». ()

Христиани́н – человек старающийся уподобиться Христу, член созданной Им Церкви. У христианина существует чёткая иерархия ценностей, высшая из которых – Богочеловек Иисус Христос, а всё остальное имеет значение лишь в той мере, в какой соотносится с Ним и приближает к Нему.
В священном Писании наименование христианин встречается три раза (), (), ().

Фраза невоцерковлённый христианин — оксюморон, наподобие женатый холостяк. Готовящийся стать христианином именуется катехуменом или , после крещения он попадает в разряд . Не причащающий более 3-х седмиц подряд без веских причин, переходит в разряд (от Бога, Его Церкви и спасения). Отлучённые — несущие в виде запрета причащаться на определённый срок.

О причинах появления термина христианин пишет : «Пока приверженцы казненного в Иерусалиме около 30 г. галилейского Проповедника Иисуса не покидали пределов Палестины, у них не было ни малейшей нужды в каком-то особом самообозначении. Ведь они, вспомним это, вовсе не собирались «основывать» новую религию, а себя самих считали наиболее верными из иудеев, сумевшими узнать и признать Мессию, когда Он наконец явился. В своем кругу, среди своих все было просто: друг для друга они «братья», в общем отношении к Учителю – «ученики», для враждебно настроенных раввинских авторитетов – «отщепенцы» (евр. «миним» ). Но вот когда ареал их проповеди, распространяясь на север, дошел до столицы на Оронте, тут-то для них понадобилось какое-то более общезначимое, более похожее на термин наименование, которое выражало бы их место среди чужих, в широком мире, фиксировало статус движения наряду с другими движениями, религиозными или еще какими-то».


Мы продолжаем разговор на тему: «Быть Православным!», начатый правящим архиереем Майкопской и Адыгейской епархии епископом Тихоном. Сегодня мы предоставляем слово матушке Ольге Евенко.

Что значит быть православным христианином?

Сегодня, наверное, каждый человек, крещенный в православной церкви, считает себя христианином, но не каждый задумывается над вопросом: что это значит - быть православным христианином? Святитель Феофан, затворник Вышинский дал такой ответ на этот вопрос: «Значит и веровать право, и жить свято, и освящаться таинствами, и слушаться руководства пастырей, и к Церкви Божией Православной принадлежать, и всё ею повеленное строго исполнять…» [Святитель Феофан Затворник, Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни].

Например, человек крестился и считает себя православным христианином, но он не имеет даже приблизительного понятия о Христе, о домостоительстве нашего спасения, об обязанностях христианина перед Церковью. Если после Крещения человек не живет по-христиански, он теряет то благодатное общение, которое приобрел в Крещении. Священномученик Киприан Карфагенский писал: «Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа».

А если человек и заповеди старается соблюдать, и в церковь ходит регулярно, молится, постится, зажигает свечи, исполняет другие духовные правила, можно ли его считать православным христианином?

Мало выполнять правила, нужно жить по заповедям Божиим, возрастить в себе любовь к Богу и ближним, творить дела милосердия, стараться исправиться. Вера должна менять человека, преображать душу. Быть христианином - это не выполнение правил, это образ жизни.

Бог хочет видеть нас своими детьми. Об этом можно прочитать в Первом послании апостола Иоанна Богослова: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.» (1 Ин. 3:1). То есть мы люди должны любить Его как своего Небесного Отца, должны понимать это отцовство. Не написано, что Бог хочет видеть нас своими рабами. Рабы выполняют повеления начальника ради заработной платы или из страха наказания, а дети выполняют все, что хочет отец из любви к нему. Как научиться любить Бога? Сам Господь научил нас этому, сказав: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». (Ин.14:15)

Людям Иисус Христос дал заповедь: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею» (Мк. 12:30). Из этой заповеди ясно, что Бог хочет, чтоб мы Его любили. А когда любишь, то делаешь все чтобы не огорчить, не обидеть своим поведением Того, Кого любишь, стараешься радовать Его, благодарить за всякую малость, не расстраиваешься, если Он тебе чего-то не разрешает или не дает того, чего просишь. Любить Бога - значить посвящать ему время изо дня в день, чтобы помолиться, чтобы открыть перед Богом наши сердца, чтобы поблагодарить Его и прославить Его, чтобы поразмыслить над Его спасительным словом. И если истинно любишь Бога, то и ближнего будешь любить, потому что он тоже Божие творение, и в нем есть Его частичка. Любовь ко Христу и ближнему должна быть основой жизни христианина, его деятельности в церкви, поведения дома или на работе, ежедневного общения с семьей, друзьями, посторонними людьми. Она должна руководить мыслями, чувствами, разговорами, электронной перепиской христианина и непременно должна являться основой его литургической жизни.

Именно это означает — быть православным христианином. Не называться, не казаться, а именно быть.

Ольга Евенко

Разговор на тему «Быть Православным!» будет продолжен. Мы ждём новых материалов, размышлений и рассуждений от священников, богословов и мирян на эту непростую тему.


Христиани́н - это человек, исповедующий христианство , монотеистическую религию , основанную на жизни и учении Иисуса Христа , описанных в Новом Завете . Христианин верит, что Иисус из Назарета это Мессия , Сын Божий и Спаситель человечества . Христианин не сомневается в историчности Иисуса Христа .

Этимология

Слово происходит от греческого Χριστιανός (христианин ), образованного на основе латинского языка:

1) Основная часть слова - Χριστός (Христос ) греческого происхождения, что означает «Помазанник». По греческой септуагинте Библии слово Христос было использовано для перевода с иврита слова מָשִׁיחַ (Маши́ах , Мессия), имеющее то же значение «Помазанник».

2) Окончание -ιανός латинского происхождения, используемое при обозначении чьего-либо приверженца (употреблялось применительно к рабам, принадлежавшим знатным семействам в Римской Империи или же означало принадлежность к какой-то партии (к примеру к «партии Кесаря»)). Например, того, кто поклонялся императору, то есть кесарю, или «кайсару», называли кайсариано́с , что означает приверженец «кайсара», человек, принадлежащий «кайсару» .

Первое известное использование этого термина в контексте священных писаний можно найти в Новом Завете (Деяния 11:26; 26:28 ; 1-е послание Петра 4:16). Последователи Иисуса Христа впервые были названы христианами в Антиохии , потому что своим поведением, действиями и словами они были подобны Иисусу Христу (известно, что Антиохийцы славились своей способностью давать людям насмешливые клички. Когда впоследствии Антиохию посетил бородатый император Юлиан, они окрестили его кличкой «Козел».). Сначала это слово использовалось язычниками Антиохии как насмешливое прозвище, но христиане приняли и прославили его на весь мир. Это прозвище буквально значило «принадлежащие группе Христа» или «последователи Христа», что довольно близко к определению современного толкового словаря. Иудейский царь сказал, что апостол Павел почти убедил его «стать христианином» (Деяния 26:28). Апостол Пётр призвал верующих, которые злоупотребляли, «впредь не делать этого, потому что вы христиане. Гордитесь безупречным статусом, отражённым в этом имени!» (1Петра 4:16).

Самое первое употребление термина вне Библии принадлежит Тациту , который отметил, что Нерон обвинил «христиан» в Большом пожаре Рима в 64 г. н.э

Кто является христианином

С точки зрения большинства неопротестантских общин, чтобы быть христианином, нужно придерживаться нижеперечисленных семи принципов. . Практическое значение этих положений состоит в том, что неопротестанты не признают полноценными христианами членов традиционных деноминаций («Христианин - это не просто религиозный человек»), в том числе протестантских - лютеранства или епископального англиканства. Главными отличиями считается активное и постоянное изучение Библии и «харизматическая» молитва (составленная собственными словами - использование написанных другими людьми, широко распространённых молитв, в том числе почерпнутых из Ветхого и Нового Завета - считается проявлением «догматизма»). Исполнение остальных принципов (посвящение жизни Богу, принятие Иисуса верой и т. п.) - сложно проверить формально. Как правило, на практике следование им означает активное участие в жизни неопротестантской общины. Данные утверждения обычно формулируются следующим образом:

  • 1. Христианин - это ученик или последователь Иисуса Христа.
  • 2. Христианин - это человек, который верой принял Иисуса Христа своим Богом и Спасителем, умершим за его грехи на Голгофском кресте.
  • 3. Христианин - это человек, в котором живёт Дух Христа - Святой Дух Божий.
  • 4. Христианин - это человек, изучающий Слово Божье и применяющий его к себе и к своей жизни: 1 Тимофею 4:16 «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя».
  • 5. Христианин - это человек, который лично общается со своим Творцом.
  • 6. Христианин - это человек, посвятивший свою жизнь служению Богу (независимо от рода деятельности, которой он занимается).
  • 7. Христианин - это человек, который служит своими дарами Телу Христа - братьям и сестрам по вере.

Первыми христианами считались ученики и последователи апостолов в Евангельских учениях, и прозелиты (верующие в отличие от язычников в Единого Бога), считавшие Иисуса из Назарета Мессией или «Христом» (по-гречески Христос). После того, как первое естественное отчуждение от «природных» язычников (не стремившихся влиться в иудейскую общину и не выполнявших еврейских обрядов) было преодолено (Деяния 10), признание Иисуса Христом и Сыном Божьим стало доминирующим признаком. Впрочем, на протяжении первого века общины первых христиан не теряли некоторого организационного единства (все они были основаны апостолами или их учениками) и не выделялись окончательно из иудейской среды. После иудейской войны, ряда конфликтов между иудейской средой и новым течением и возникновением общин, модифицировавших учение апостолов в ту или иную сторону, вопрос о том, кто является христианином, а кто - нет, стал более проблематичным. Как правило, подтвердить христианский статус человек мог принадлежностью к конкретной христианской общине, а община утверждала свою христианскую суть возведением своего происхождения к апостолам или мужам апостольским и связями с другими христианскими общинами.

С широким распространением как т. н. «ересей» (искажающих с точки зрения самих христиан суть христианства лжеучений) и общин их разделявших, но также именовавших себя христианскими, так и споров внутри собственно христианской среды появился ряд кратких формулировок христианской веры - исповеданий и символов веры, по которым можно было определить придерживается ли тот или иной человек минимальных положений, важных для христианской веры, а также некоторые дополнительные наименования (так «православные» христиане отличали себя от тех, кто по их мнению был «неправославен», то есть допускал ошибки в представлениях о том, во что надо верить, термин «католик» означал приверженца веры, распространённой по всей «вселенной», а не частного местного заблуждения). Так к критерию принадлежности к общине, называющей себя христианской, добавился критерий исповедания определённых принципов (основ) веры.

После разделения целого ряда церквей (халкидонских и нехалкидонских, т. н. «православных»[дохалкидониты тоже называют себя православными] и католиков, католиков и протестантов), не согласных друг с другом в важных вопросах вероучения, но не отрицающих христианский характер оппонентов, основным критерием стала принадлежность к той или иной деноминации. Зачастую эта принадлежность могла превращаться в формальность - семейную традицию или факт идентичности. Протест против такого формального «христианства» и выражен в доктрине неопротестантизма (также в ней присутствует и полемика вокруг «форм христианской жизни» - для неопротестантов ритуализм и спиритуализм традиционных христиан представлется малоценным, не стоящим в сравнении с интеллектуальным исследованием текста Бибилии практически ничего). Современные традиционные деноминации также различают между формальными христианами и реальными. Главными критериями являются активное участие в Богослужебной и приходской жизни - то есть членство в определённой христианской общине.

В других языках

Во всех европейских языках это слово звучит аналогично, например, Chrétien во французском языке. В китайском языке слово 基督徒 означает буквально «последователь Христа».

Поскольку определение «Христос», связанное с Иисусом, не принято в иудаизме, в талмудическом иврите христиане называются «Ноцри» («назаретяне»), ибо Иисус вырос в Назарете .

Среди арабов (будь то христиане, мусульмане или принадлежащих к другим религиям), а также в других языках, испытывающих влияние арабского (в основном мусульманская культура оказывает влияние через арабский язык, как литургический язык ислама), обычно используются два слова для обозначения христиан: назаритяне (نصراني) и масиха (مسيحي), имеющих смысл последователей Мессии. Там, где есть различия, «назаритяне» относится к людям с христианской культурой, а масиха - с религиозной верой в Иисуса. В некоторых странах «назаритяне» зачастую используется в общем смысле для обозначения не мусульманских белых людей. Ещё одно арабское слово, иногда используемое для христиан, особенно в политическом контексте, является салиба . Оно относится к крестоносцам и имеет негативный оттенок.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Христиани, Николай Васильевич
  • Христианская демонология

Смотреть что такое "Христианин" в других словарях:

    ХРИСТИАНИН - (лат. christianus, от christus Христос). Человек крещенный и исповедующий религию Христа; принадлежащей к христианской религии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. христианин христианина, мн. христиане … Словарь иностранных слов русского языка

    христианин - крещеный, крестопоклонник; протестант, назарей, навафей, мосараб, маронит, пелагианин, новациан, католик, православный, несторианин Словарь русских синонимов. христианин крещёный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.:… … Словарь синонимов

    христианин - христьянинъ (1) 1. Последователь христианского вероучения. Яко кровъ тя хрьстьяни спасьныи, чистая, и прибѣжище сътяжавъше, мати дѣво. Мин. окт., 32 (1096 г.). И ставше крѣпко иже о христианех, възвратиша ревнителя, цьркъве отъемше стѣны, а онѣмь … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    христианин - ХРИСТИАНИН, разг. сниж. крещеный ХРИСТИАНКА, разг. сниж. крещеная … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    христианин - (устарелое християнин, христианин), род. христианина; мн. христиане, род. христиан … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Христианин - Христианин ♦ Chretien Не только последователь учения Христа (в этом случае Спинозу пришлось бы причислить к христианам). Христианин – это прежде всего тот, кто верит в божественную сущность Христа. Это маловероятное, почти немыслимое… … Философский словарь Спонвиля


- Мир христианский многолик и многообразен. И человеку несведущему трудно найти в нем истину. Как-то раз я спросила у одного американского христианского миссионера, к какой конфессии он принадлежит, на что он мне ответил: "Я просто христианин". Для многих понятие "христианин" сводится лишь к исполнению десяти ветхозаветных заповедей, но интуитивно мы понимаем, что "христианин" - это нечто большее. Что же значит: быть христианином? Об этом мы размышляем сегодня вместе со священником Аркадием Штейнбергом.

Прежде, чем ответить на вопрос: "Что значит: быть христианином?", - нужно понять, кому будет адресован ответ. Христианам? Для них этот ответ ясен. Людям, которые считают себя не христианами? Скорее всего, для них наши объяснения ничего значить не будут. Таким образом, мы приходим к выводу, что ответ на этот вопрос будет интересен, в первую очередь, тем, кто только идет к пониманию христианской жизни, кто только начинает к ней приобщаться. Человек этот, как минимум, крещен, иногда ходит в церковь, но чувствует все-таки какую-то недостаточность в своей жизни, ощущает и знает, что для звания христианина ему чего-то не достает. Откуда знает? Эти представления берутся из какого-то идеала или даже нормы, которую себе человек представляет. Вопрос - что же это за норма? На этот вопрос мы и попробуем ответить.

Итак, первое. Очевидно, что для того, чтобы быть христианином, надо быть крещеным. Потому что если человек не крещен, то трудно его и называть христианином. Ясно, что крещение необходимо, но недостаточно. Крещеных полно, а христиан почти нет. Второе. Человек должен ходить в церковь и молиться, то есть иметь какое-то непосредственное общение, соприкосновение с Богом, естественно, веруя в Него по-христиански. Достаточно ли этого? Ясно, что недостаточно. Потому что и молиться можно по-разному. Некоторые говорят: "У меня Бог в душе, я дома молюсь, зачем мне ходить в церковь?", - то есть, люди создают себе альтернативы. Обобщая сказанное, приходим к выводу: конечно, нужно ходить в церковь, нужно молиться, нужно, чтобы Бог был в душе, но этого все равно мало.

Обратимся теперь к такому понятию, как вера. Это "сильное" понятие. Нужно веровать во Христа. Причем не просто абстрактно веровать - и бесы веруют и трепещут, зная, что их ждет суд Божий. Вера нужна конкретная, вера спасающая. И к этому понятию уже труднее подойти. Вот, допустим, я верую. Верую во Христа, верую, что Он - Спаситель, верую, что Он - действительно Сын Божий. Во все верую, и в церковь хожу, и молюсь, и все, что от меня требуется, я делаю, но изнутри-то у меня все равно какой-то "червяк" сидит. Внешне я, вроде бы, христианин. Но внутренне я не уверен, что угоден Богу. Значит, только верить тоже недостаточно, хотя это и необходимо.

Что же мы имеем в итоге? Человек в церковь ходит, молится, верует, исповедуется, причащается, посты соблюдает - в общем, старается жить по-христиански. Достаточно ли этого? У католиков этого было бы достаточно. У православных - нет. Потому что внутрь себя трудно заглянуть. Вроде бы каешься, а грехи совершаешь одни и те же, и не из раза в раз, а из года в год. Видишь грех, а ничего с ним поделать не можешь. В таком случае - христианин ли я? В общем, ситуация - караул!

Так почему же, если все эти внешние действия мы выполним и соблюдем, мы еще не чувствуем, что мы христиане? Нашу жизнь можно сравнить со стрельбой по мишеням. Мы - как солдат, который видит впереди мишень, стреляет - и все мимо. Вроде бы правильно все делает: целится, курок нажимает, а пуля - когда попадет, а когда и в "молоко". Так же и человек. Он мечется по жизни в поисках счастья и все равно находится в неудовлетворенном состоянии. Почему? Мне кажется, это происходит потому, что цель у нас потеряна, цель христианской жизни. И действительно, ведь какая-то цель должна нами преследоваться, и мы не должны эту цель из виду упускать.

Обычно, когда говорят о цели христианской жизни, сразу вспоминают преподобного Серафима Саровского, его беседу с Мотовиловым. Стяжание Духа Святого - вот она, цель, а все посты, молитвы наши, коленопреклонения, чтение Священного Писания и добрые дела, которые мы творим, являются только средством. Но должен сказать, что мы совершенно другие, мы не понимаем, что это такое - стяжание Духа Святого - и как этого добиться. Должен сказать, что преподобному Серафиму принадлежит одно замечательное высказывание. Один из монахов Саровской обители спросил его: "Как мне спасти других людей? Вот у меня родственник погибает, как мне молиться за него?" Преподобный ответил: "Радость моя, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся". Надо стяжать мир в своей душе. Для нас это понятие кажется уже более близким. Но даже такого объяснения нам недостаточно. Какова все-таки цель? Спасение. Наверное, с этим все согласятся. Все, что мы делаем, мы делаем для того, чтобы спастись. Конечно, не в утилитарном смысле спастись, не в католическом, то есть избежать наказания Божия. Спасение надо понимать в более широком смысле. Это перерождение, которое начинается при крещении и продолжается на протяжении всей жизни человека во Святом Духе. Мы как-то должны избавиться от греха. Вспомним проповедь Христа: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное (Мф. 4, 17). Вот цель - войти в Царствие Божие, войти в реальное соприкосновение с Богом, жить по воле Божией, быть в единении с Богом, минимум - в нравственном, максимум - в духовном. Когда Святой Дух сошел на апостолов, они Его передавали другим людям, и Господь… ежедневно прилагал спасаемых к церкви (Деян. 2, 47). Так написано в Деяниях святых апостолов. Спасение давалось через Церковь; значит, чтобы стяжать Святого Духа, нужна Церковь. Кто-то из святых отцов сказал: "Отворяющие врата Царствия впустят нас туда не по тому, сколько мы постились, а по тому, найдут ли в нас черты, делающие нас похожими на Христа". Итак, похож ли ты на Христа? То есть, христианин ли ты? Выполняешь ли ты евангельские заповеди? А исполнить их ты можешь только посредством труда. Если ты хотя бы внешне пытаешься приобрести христианские добродетели, то действием Духа Святого они действительно становятся твоими, ты действительно становишься похожим на Христа.

Теперь вспомним о тех учениках Христовых в Антиохии, о которых написал евангелист Лука в книге Деяний святых апостолов: целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами (Деян. 11, 26). То есть, христианами стали называться те, кто учился у Христа. Чему? Жизни, тому, чтобы быть таким, как Он. Чему же все-таки надо учиться у Христа? Ответ, опять же, в Евангелии: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, - говорит Христос, - возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня (Мф. 11, 28). Прямо говорит: Возьмите иго Мое . Что это за иго? Мы знаем, что каждый должен нести свой крест, но иго Христово - это не только свой крест. Он нес крест за весь род человеческий. Поэтому апостол потом и добавляет: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Возьмите иго Его на себя. И еще Он говорит: Научитесь от Меня, потому что Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Тот покой, которого не имеет душа, не чувствующая, что она - христианка. Важнейшие свойства христианина - кротость и смирение. Смирение - это не слабость, не пассивность, а сила духа в преданности воле Божией и любви к людям. Как у Серафима Саровского - "стяжи дух мирен". Вот это главное.

- Батюшка, а существует ли конкретный рецепт того, как человек может избавиться от грехов, от своей внутренней испорченности, или душа сама, методом проб и ошибок должна искать путь ко спасению?

Мы учимся. Например, какой прок, если человек учится в школе, а в результате ничему не научится? Получит он аттестат? Нет. Нужно прилагать усилия, Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Другими словами, с самим грехом нужно бороться и верить, что Бог, если ты искренне и честно это делаешь, поможет тебе, и ты победишь эти грехи.

- Но покаяться ведь трудно, легче просто осознавать свой грех .

Это, в некоторой степени, можно сопоставить с покаянием. Главное, что здесь нужно - это надежда и вера. Мы никогда не сможем сказать о себе, что покаялись абсолютно. Так только католики говорят. Франциск Ассизкий, например, говорил: "Я не знаю за собой никакого греха, которого бы я не искупил покаянием". А истинное покаяние - внутри человека. Когда человек только головой думает, что будет смиренным и кротким, а в сердце у него царит духовный разлад, то, конечно, ему трудно чего-то добиться.

- К такой жизни стремились первые христиане, когда мир еще не был расколот на христианские конфессии. Кстати, можем ли мы католиков или протестантов называть христианами?

Мы их называем христианами, потому что они исповедуют какие-то христианские нормы жизни. Но дерево по плодам познается. Вот мы православными называемся, но и нам трудно сказать о себе, что мы христиане. Однако, у нас есть та самая малая закваска, которая квасит все тесто. У католиков она другая. Там подсчет идет, производятся расчеты с Богом. Если не хватает тебе добрых дел для покрытия грехов, можешь купить индульгенцию, она существует у католиков до сих пор. То есть тебе трудиться над собой не надо, у тебя нет цели стать истинным христианином. Для католичества важны совершаемые действия: надо делать добрые дела. Для Православия важно не столько сами действия, сколько результат или цель, к какой они ведут: быть и стать по-настоящему добрым, чтобы добрые дела стали органическими и естественными для доброго человека.

- Если быть христианином так непросто, то имеем ли мы право сказать, что мы христиане, если нас спросят - кто мы?

Если ты ученик Христа - да. Ученики стали называться христианами . Вот критерий. Ты ученик? Учишься ты у Христа или ты живешь в мирской суете? Когда миряне пришли к преподобному Иоанну Лествичнику и сказали: "Мы, миряне, не можем жить такой аскетической жизнью, как вы, монахи. Как же нам спастись?" Он же им ответил: "Всякое добро, которое можете делать, делайте и будете недалеко от Царствия Божиего". То есть, надо бороться со злом и понуждать себя на добро.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Нередко мы можем услышать как в храме, так и в светском обществе адресованную верующему человеку (в том числе и нам) крылатую присказку: «Не подобает вести себя так православному христианину».

Так какой же должен быть истинных христианин? В чем его отличие от обыкновенного человека?

Протоиерей Валентин Мордасов в своем поучительном слове дал главные определения истинно верующему человеку. Давайте, с ними и ознакомимся:

Должно нам душу свою очищать, омывать слезами раскаяния о прежней греховной жизни.

Делать дела милосердные, украшать свою жизнь постом, молитвами, бдением, богомыслием.

Должно нам не завидовать, не враждовать, плотские похоти обуздывать, воздерживаться от всякого излишества как в пище, питье, так и сне.

Быть неленостными на молитву.

Дела начинать краткой молитвой, всем желать добра.

Чтобы нам не замечать чужих грехов, упрекать за них ближних, презирать их, нам должно прежде зреть свои грехи и оплакивать себя, как духовных мертвецов.

Чтобы найти покой, внутренний мир, нам надо ходить в Церковь. Она все это даст с избытком. Она все доставит через богослужение, Святые Таинства. Она учит всему истинному. Не напрасно мы читаем молитвы в Церкви и дома. Через них мы очищаемся от наших скверных грехов. Избавляемся от искушений, бед, обстояний.

Для чего нам нужно дома молиться и ходить в Церковь к богослужению? Для того, чтобы поддерживать, возбуждать жизнь души, очищать ее. В Церкви мы отделяемся от мирского обаяния и похотей житейских. Просветляемся, освящаемся, с Богом соединяемся.

Ходите чаще в храм Божий и питайте душу благодатью. От храма, через молитву церковную, получают утешение, помилование и усопшие наши.

Следует нам любить обличение правильное, чтобы исправиться здесь и не быть обличенным на Страшном Суде перед всем миром, ангелами и людьми.

Жалеть надо всякого злого человека, а не злиться на него, угождая тем сатане. Отходить от него надо.

Нам надо быть всегда кроткими, незлобными, милосердными, терпеливыми.

Надо злых побеждать благим.

Не нужно обременять себя заботами житейскими, приобщаться к земным благам, богатствам, сластям,отличиям, чтобы эти заботы, пристрастия, не погубили нас в час кончины.

Всегда нужно думать о Боге, о Его делах и всегда удаляться от дел лукавых и злых. Эти искушения диавольские состоят в том, что он прельщает нас любить мирское, все земное: богатство, славу, пищу, одежду, знатность, сладости земные и не думать о Боге и вечном блаженстве. В наших мыслях, в нашем сердце, есть сила злая, которая ежеминутно будет удалять нас от Бога, внушая суетные мысли, желания, заботы, славу, дела, возбуждая к злобе, зависти, гордости, безделью, непослушанию, упрямству, невоздержанию. Ей-то надо идти наперекор нам.

Не должно отвергать посты, ибо грехопадение первых людей произошло от невоздержания. Воздержание — орудие против греха, им мы угождаем Богу. Должно нам знать, что человек отпадает через невоздержание от Бога, ибо от него происходит всякий грех.

Пост послан людям орудием против диавола. Должно нам расставаться с худыми привычками, греховными желаниями, спасать себя постом, бдением, молитвами, трудами и душу упражнять чтением духовных книг, богомыслием. Не должно нам нарушать посты, как только по причине величайшей болезни.

Христиане должны непременно поучаться в законе Божием, читать чаще Евангелие, вникать в богослужение, исполнять заповеди,уставы церковные, читать писания святых Отцов, чтобы жить по-христиански.

Читаете ли божественное — дома начинайте это делать с молитвой, с кротостью сердечной, чтобы Бог вразумил, укрепил вас в вере, благочестии, помог найти и вспомнить нужное, полезное.

Бываете с грешниками — говорите разумно, осмотрительно, поучительно, назидательно.

Придя домой со службы, читайте Святое Евангелие. Разумно проводите жизнь,живите чисто, кайтесь, молитесь при жизни, чтобы не постигла вас внезапная смерть.

Не уклоняйтесь от молитвенного правила, живите ниже травы, тише воды — и спасетесь.

Будьте послушными отцам духовным, кроткими, молчаливыми.

Будь довольны любой, даже самой скромной, трапезой.

Смиряйтесь до конца жизни.



Поделиться: