Характеристика скульптуры как вида искусства. Виды и жанры скульптуры

Скульптуру принято подразделять на 2 основных вида: круглую и рельеф. Круглая свободно размещается в пространстве, ее можно обойти и увидеть со всех сторон. К произведениям данного вида относятся статуя, статуэтка, бюст и скульптурная группа.

Трехмерность скульптуры – очень важное качество. При ее осмотре образ может по-разному восприниматься с разных точек зрения. К примеру, знаменитая «Менада» Скопаса при изменении ракурса как будто принимает очередную позу бешеной дионисийской пляски.

Рельеф – это объемное изображение на плоскости, которая образует фон. В зависимости от высоты и глубины изображения, рельефы подразделяют на барельеф, горельеф и .

Барельефом называют невысокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину своего объема. Барельефы часто встречались в Древнего Египта.

Горельеф – это высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину своего объема. Широкую известность получили горельефы Парфенона, изображающие битву и титанов и сражение с амазонками. Горельефы украшают и одно из семи чудес света – Пергамский алтарь.

Контррельеф – это углубленный рельеф. Чаще всего его применяли для изготовления печатей. В технике контррельефа выполнен и один из памятников Анне Андреевне Ахматовой, установленный в 2006 году в Санкт-Петербурге.

Классификация скульптуры по содержанию и функциям

Кроме того, по содержанию и функциям скульптуру подразделяют на монументальную, станковую и скульптуру малых форм.

Монументальная скульптура размещается на улицах и площадях, в городских садах и парках. К ней относятся памятники, мемориалы и монументы.

Станковая скульптура рассчитана на небольшие помещения и близкие расстояния. Она включает такие виды композиции, как голова, бюст, фигура или группа. К примеру, всемирно известный бюст царицы Нефертити может послужить классическим образцом станковой скульптуры.

Скульптура малых форм предназначена для украшения интерьера. Как правило, к ней относят небольшие статуэтки, а также медали, геммы и монеты.

Скульптура по сей день является одним из наиболее популярных видов изобразительного искусства. Скульптурные произведения украшают собой площади и улицы крупных городов, садово-парковые комплексы и фонтаны, музейные залы и обычные жилые интерьеры.

15 знаменитых и значимых скульптур

Без скульптуры искусство не может быть полноценным.

Вырезание и вылепливание людей, животных и разнообразных предметов появились в истории человечества едва ли не одновременно с наскальной живописью. Скульптуры - это те же картины, только телесные, а значит и выражающие эмоции немного по-другому. То, что говорят нам статуи, мы воспринимаем во многом проще, потому что они осязаемы и более похожи на нас, чем произведения любого другого вида искусства.
В этом материале мы собрали 15 знаменитых и значимых скульптур, созданных в разные времена из разных материалов с разными целями. Пожалуйста, делитесь в комментариях своими любимыми произведениями скульптурного искусства.

Давид

Микеланджело

Пятиметровое изваяние библейского героя Давида, созданное Микеланджело, когда тому было всего 28 лет, воспринимается как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.
Самый тиражируемый скульптурный образ в мире.


Мыслитель

Огюст Роден

Еще один до крайности популярный образ создан Огюстом Роденом в 1882 году. Изначально скульптура должна была называться "Поэт" и быть частью композиции "Врата ада" по мотивам "Божественной комедии". Моделью для скульптуры послужил француз по имени Жан Бо, мускулистый боксёр, в основном выступавший в Париже, в квартале красных фонарей.

Шагающий человек

Альберто Джакометти

Самая дорогая скульптура в истории человечества. В 2010 году 183-сантиметровая скульптура "Шагающий человек", выполненная швейцарским скульптором в 1961 году, была продана с аукциона Sotheby’s за рекордную сумму в 104,3 миллиона долларов.
Скульптура считается одной из самых важных в творчестве этого мастера, ее изображение также размещено на банкноте в 100 швейцарских франков.


Венера Милосская

вероятно Агесандр Антиохийский

Знаменитая древнегреческая скульптура, созданная примерно в середине второго века до нашей эры, была найдена на острове Мелос в 1820 году французским моряком, решившим поискать на берегу древности на продажу. Руки тогда были в целости и сохранности, но были утрачены в момент конфликта между французами (нашедшими) и турками (владельцами острова).


Ника Самофракийская


Древнегреческая мраморная скульптура богини Ники была найдена на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года. Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя. Она стояла на отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. В настоящее время находится в Лувре.


Пьета

Микеланджело

Пьета - распространенное название для изображений сцены оплакивания Девы Марии ее сына. Лучшая из них была сделано Микеланджело в 24 года. Безупречная композиция, эмоциональность, человечность и глубокая символичность скульптуры сделали ее образцом культуры Высокого Возрождения.


Нефертити


Один из самых известных скульптурных памятников культуры Древного Египта. Нефертити была супругой фараона-реформатора Эхнатона. Бюст целиком изготовлен из известняка и полностью окрашен. Особенная сохранность красивых цветов, дающих большой контраст между коричневым цветом лица Нефертити и драгоценностями короны, делают его уникальным произведением искусства. Египет и Германия, где хранится бюст царицы, уже много лет ругаются из-за нее, но никак не могут прийти к согласию.


Капитолийская волчица



Этрусская бронзовая скульптура, по стилистическим признакам датируемая V веком до н.э., никогда не покидала Рима, города, который основали те, кого выкормила волчица. Во времена Бенито Муссолини Капитолийская волчица использовалась как пропагандистский символ, воплощавший стремление фашистского режима возродить Римскую империю.


Родина-мать

Вучетич и Никитин

Одна из самых высоких статуй в мире расположена в Волгограде и является едва ли не главным символом борьбы советского народа с фашизмом. 52-метровая фигура женщины, шагнувшей вперед, зовет своих сыновей на бой с врагом.


Другое место

Энтони Гормли


Ландшафтная инсталляция "Другое место" - образец современного искусства, вызывающий философские размышления и наводящий меланхолию. Ровно сто чугунных скульптур высотой в человеческий рост расставлены в 2006 году на трехкилометровой пляжной линии к северу от Ливерпуля. Они обращены лицом к морю, и во время приливов некоторые из скульптур частично или полностью погружаются под воду.


Граждане Кале

Огюст Роден


Скульптурная группа "Граждане Кале", заказанная муниципалитетом города Кале, была завершена Роденом в 1888 году. Во время Столетней войны английский король Эдуард III осадил город, и спустя некоторое время голод вынудил оборонявшихся к сдаче. Король обещал пощадить жителей, только если шесть знатнейших граждан выйдут к нему в рубище и с верёвками на шее, отдавая себя на казнь. Это требование было исполнено. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.
Роден революционно настоял на отказе от постамента, хоть волю его выполнили только после смерти скульптора, и фигуры находятся на одном уровне со зрителями.


Писающий мальчик


Главная достопримечательность Брюсселя. Точное время и обстоятельства возникновения статуи неизвестны. По некоторым сведениям, статуя существовала уже в XV веке. Одни брюссельцы рассказывают, что она установлена в напоминание о событиях гримбергенской войны, когда люлька с сыном Готфрида III Лёвенского была подвешена на дереве, чтобы видом будущего монарха воодушевлять горожан, а ребёнок оттуда мочился на сражающихся под деревом воинов. По другому преданию, статуя была изначально призвана напоминать горожанам о том мальчике, который струёй мочи потушил разложенные неприятелем под городскими стенами боеприпасы.
Начиная с 1695 года статую неоднократно похищали, в последний раз статую украли в 1960-е годы, после чего её в очередной раз заменили копией.


Терракотовая армия



Как минимум 8099 скульптур китайских воинов и их лошадей составляют это достояние Китая. Терракотовые статуи, каждая из которых абсолютно индивидуальна, были захоронены в боевом построении вместе с первым императором династии Цинь - Цинь Шихуанди, объединившим Китай и соединившим все звенья Великой стены в III веке до нашей эры.
Воины должны были поддержать власть императора и в загробном мире.



Золотой Будда


Самая большая в мире цельнолитая золотая статуя расположена в бангкокском храме Ват Траймит - в ней около трех метров, а весит она более пяти тонн.
В период войны с Бирмой статуя была намерена покрыта гипсом, а затем никто уже не мог раскрыть секрета этого Будды. До 1957 года на статую особо не обращали внимания - до тех пор, пока она не была перевезена на новое место. Согласно слухам, во время перевозки начался дождь, перед которым статуя из-за своего веса ещё и упала с перевозившего её крана; она была укрыта от дождя, но вода всё равно смыла покрытие с одного из участков в достаточной степени, чтобы один их монахов заметил странный блеск. По другой версии, от падения гипс потрескался.

СКУЛЬПТУРА (лат. sculpture, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы.

Скульптура подразделяется на круглую , свободно размещающуюся в пространстве, и рельеф , в котором объемные изображения располагаются на плоскости.

Скульптура может быть разделена на виды – станковую, монументальную , монументально-декоративную скульптуру, мелкую пластику . В скульптуре воспроизводится реальный мир, но основным объектом изображения является человек, через внешний облик которого передается его внутренний мир, характер, психологическое состояние, а также человеческое тело, передача движения (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа). Изображения животного мира составляют анималистический жанр скульптуры.

Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа. Материалами скульптуры являются камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др.), глина и обожженная глина (керамика – терракота, майолика, фаянс, фарфор и др.), гипс.

Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Используются различные технические методы – лепка, высекание, резьба, литье, чеканка, ковка, сварка, применяются разнообразные материалы – камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др.).

Один из самых древних видов искусства. Различные формы скульптуры существовали у всех народов мира издавна: женские фигуры и рельефы неолита (Венера из Савиньяно (Модена), 10–8 тыс. до н.э.). Развитые формы скульптуры известны у народов Древнего Востока (Царица Нефертити , 14 в. до н.э., Берлин Государственные музеи; рельефы из дворца Ашшурнасирапала II в Нимруде, 883–859 до н.э., Лондон, Британский музей), Древней Америки. Важным этапом истории скульптуры является античность, идеалами которой были создание образа гармонически развитого человека (Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, Скопас).

Европейская скульптура средних веков существовала в тесной связи с архитектурой. В 15–19 вв. скульптура становится более свободной в композиционных решениях, создает сложные по психологическим и пластическим концепциям образы человека (Донателло , Микеланджело , Л.Бернини , А.Гудон , О.Роден , Ф.И.Шубин). В 20 в. обновляются методы и материалы скульптуры, скульпторы (А.Майоль , А.Бурдель , Г.Мур , С.Т.Коненков, В.И.Мухина) расширяют круг тем, жанров, изобразительных и выразительных возможностей скульптуры, находят возможности ее обновления (мемориальные ансамбли, музеи и комплексы скульптур на открытом воздухе и т.д.).



Один из видов скульптуры, обозримой со всех сторон, называюткруглой скульптурой (статуя или композиция). Обход – одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Чтобы рассмотреть трехмерный объем скульптуры, представить себе решение статуи в целом или увидеть все фигуры скульптурной группы, зрителю надо обойти вокруг скульптурное произведение. Особенностью круглой скульптуры является то, что образ может по-разному восприниматься с разных точек зрения: рождаются новые впечатления, раскрывающие модель в непрерывно меняющихся силуэтах. Пластическая выразительность приобретает особую силу воздействия благодаря использованию переходов света и тени. Мирон Дискобол (ок. 450 до н.э., Рим, Национальный Римский музей) (), Венера Милосская (ок. 130–120 до н.э., Париж, Лувр) (), Донателло Св. Георгий (1415–1417, Флоренция, Национальный музей), Микеланджело Пьета (1498–1501, Рим, собор св. Петра), Л.Бернини Экстаз св. Терезы (1645–1652, Рим, церковь Санта-Мария делла Виттория)

Рельефом (фр. relief) называют вид скульптуры, в котором изображаемые фигуры и предметы размещены на плоскости и выступают из нее. Фоном рельефа могут быть выступающие изображения (пейзаж, архитектура). Рельефные изображения связаны с плоскостью и не воспроизводят полного объема изображаемого тела. Мастера рельефа часто используют средства и возможности живописи и графики. Часто при создании рельефов используется цвет. Появился рельеф в Древнем Египте, Ассирии, получив дальнейшее развитие в Древней Греции и Древнем Риме, в средневековой Европе, в эпоху Возрождения, существует и в настоящее время. Л.Гиберти, двери Баптистерия во Флоренции (1404–1424) (), барельеф Ф.Рюда Марсельеза (1832, Париж, Триумфальная арка) ().

Разновидностью выпуклого рельефа является барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – низкий рельеф, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема. Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали, камеи.

Еще одной разновидностью выпуклого рельефа является горельеф (фр. haut-relief – высокий рельеф) – высокий рельеф, в котором изображение возвышаются над плоскостью фона более чем на половину своего объема и могут восприниматься почти круглой скульптурой, немного соприкасающейся с плоскостью. Выпуклый рельеф, барельеф и горельеф известен с эпохи палеолита, распространен в искусстве Древнего Востока, античности и средних веков, Возрождения и в последующие эпохи как часть архитектурного декора.

Разновидностью барельефа, распространенного в эпоху Возрождения, является живописный рельеф , в которой фигуры, предметы сильно уплощены, а фон – пейзаж, архитектура – намечен слабым рельефом. Живописный рельеф занимает промежуточное положение между скульптурой и живописью и является подобием картины, т.к. в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Разница между сильно и слабо выступающими над фоном изображениями в живописном рельефе невелика, большую роль играет почти графический линейный рисунок. Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана (рельеф алтаря церкви Сан-Антонио в Падуе, 1446–1450, Донателло).

Рельеф, в котором изображение располагается в нескольких пространственных планах, называется многоплановым рельефом . Это дает возможность изображать множество фигур на архитектурном и пейзажном фоне, который в свою очередь зрительно воссоздает уходящее вглубь пространство с использованием перспективных сокращений. Многоплановый рельеф использует светотеневые контрасты, падающие тени, элементы архитектуры и пейзажа для создания иллюзии пространства. «Райские» восточные врата баптистерия во Флоренции (1425–1452, Л.Гиберти).

Вид барельефа, в котором изображение возвышается над фоном в минимальной степени, называется сплющенным рельефом . Требующий особой виртуозности, тонкости пространственных отношений, сплющенный рельеф возник в Италии и получил высшее развитие скульптуре 15 в. (Донателло).

Рельеф может выступать над плоскостью фона (выпуклый рельеф) или углубляться в нее. Углубленный рельеф имеет две разновидности: контррельеф – своего рода негатив выпуклого рельефа (на печатях-инталиях он служит для получения отпечатков в виде миниатюрного барельефа), и койланаглиф (en creux – фр. «полый рельеф»), с углубленным контуром и выпуклой моделировкой. Углубленный рельеф встречается в архитектуре Древнего Египта, на древневосточных и античных инталиях, служивших главным образом печатями. Инталия (ит. intaglio – резьба) – камень с вырезанным углубленным рельефом в противоположность камее, имевшей выпуклое изображение и являвшееся украшением

Станковая скульптура–род скульптуры, имеющий самостоятельное значение. Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистический жанр). Станковая скульптура рассчитана на восприятие с близкого расстояния, не связана с предметным окружением и архитектурой. Обычный размер станковой скульптуры – приближенный к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны повествовательность, психологизм, часто используется язык метафоры и символа. Одним из наиболее развитых жанров станковой скульптуры является портрет (бюст, портретные статуи, рельеф), дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого. Скульптурный портрет известен со времен Древнего Египта (Статуя писца Каи, сер. 3 тыс. до н.э., Париж, Лувр).

Монументальная скульптура является одним из древнейших родов скульптуры, имевших культовое, мемориальное назначение. К монументальной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции, конные памятники, мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения, мемориальные формы (триумфальная арка, триумфальная колонна, обелиск, плита с рельефом и надписями), монументальную скульптуру. Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях). Большое значение в монументальной скульптуре имеют активный силуэт и обобщенная трактовка объемов. Марк Аврелий , 161–180, Рим, площадь Капитолия; П.К.Клодт Укротители коней , Санкт-Петербург, Аничков мост, 1849–1850.

Род скульптуры, тесно связанной с архитектурой и природным ландшафтом, называется монументально-декоративной скульптурой. Она занимается оформлением фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, включается в естественную среду садов и парков. Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции (атланты, кариатиды) или украшать здания (фронтоны, метопы, порталы, лепные плафоны, панно). Парковая скульптура взаимодействует с природным окружением, что определяет ее лирическое звучание и тяготение к аллегорическим образам. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой.

Скульптура, будучи искусством объемным, требует соответствующей организации окружающего пространства, архитектурной среды. В результате возникает синтез архитектуры и скульптуры, что значительно усиливает как идейную, так и художественную силу произведения. Вопросы синтеза с архитектурой – один из важнейших в понимании и восприятии монументальной и монументально-декоративной скульптуры. Уникальным примером высокохудожественного синтеза архитектуры и скульптуры представляет собой афинский Акрополь (450–410 до н.э.) (), дворцовый ансамбль Версаля (). Монументально-декоративная скульптура начала развиваться с античности: Марк Аврелий (161–180, Рим), Микеланджело Давид (1501–1504, Флоренция), Э.М.Фальконе Петр I (1766–1778, Санкт-Петербург), В.И.Мухина Рабочий и колхозница (1935–1937, Москва).

Мелкая пластика, малая пластика, скульптура малых форм – самый распространенный вид скульптуры. Мелкая пластика зародилась еще на заре человеческого общества, ее находят при раскопках самых древних поселений: изделия из обожженной глины, резьба по дереву, кости, камню. Пластика малых форм – это небольшие произведения жанрово-бытовой тематики, портретные статуэтки и др., изготавливающиеся во многих экземплярах и рассчитанные на широкое распространение. Мелкая пластика включает в себя как произведения круглой скульптуры, так и рельефы: декоративные медальоны, памятные медали, глиптику.Глиптикой (греч. glyptike, от glypho – вырезаю) называют искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, на стекле и слоновой кости. Резные камни (геммы) служили амулетами, печатями, украшениями (Камея Гонзага , 3 в. до н.э., С.-Петербург, Эрмитаж). К мелкой пластике относят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ (с 17 в.), фарфоровые статуэтки, народную игрушку.

Основнымижанрами скульптуры(фр. genre – род, вид) являются портрет, бытовая скульптура, тематическая композиция (двухфигурная, многофигурная композиция), анималистический жанр.

Одним из древнейших жанров искусства в скульптуре является портрет – изображение человека или группы людей, дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого. Существуют определенные обобщения в этом жанре: портрет-характер, показывающий природные свойства человека; портрет-тип, дающий характеристику определенному типу людей; портрет-настроение, дающий эмоциональную характеристику человека; портрет-символ. Портрет в скульптуре подразделяется на следующие формы: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура. Бюстом (фр. buste, от ит. busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Появившись в Древнем Египте, Древней Греции, бюст получил яркое развитие в искусстве Древнего Рима, был распространен в искусстве Возрождения, 17–20 вв. (Донателло, Л.Бернини, Гудон, Ф.И.Шубин, В.И.Мухина).

Скульптура бытового жанра показывает людей в привычной для них среде, за постоянным занятием. Скульптура этого жанра бывает небольших или средних размеров. Работы могут быть однофигурными и многофигурными. Произведения на бытовые темы существуют с древних времен, близки народному искусству, популярны в мелкой пластике.

Произведения скульптуры, относящиеся к тематической композиции , могут показывать одну фигуру или несколько. Чаще всего фигура дается крупным планом и это значительное по размерам произведение круглой скульптуры, изображающее человеческую фигуру в рост, называют статуя(лат. statua). Для многофигурной композиции важно такое построение группы, при котором каждая фигура согласуется с другими, не теряя при этом собственной роли. (Мирон Афина и Марсий ; Микеланджело Пьета , 1498–1501, Рим, Собор св. Петра; А.Майоль Три нимфы ).

Жанр скульптуры, посвященный изображению животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal – животное). Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Выразительность фигуры, силуэт, расцветка особо существенны в парковой скульптуре, мелкой пластике. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек. Животных скульпторы изображают начиная с первобытнообщинного строя, они широко распространены в искусстве Древнего Египта, в античной скульптуре и в последующие эпохи.

Скульптура - один из самых древних видов искусства. Скульптура [от лат. skulpo - вырезаю, высекаю] - ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются их твердых или пластичных материалов. Это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Сами эти произведения (статуи, бюсты, рельефы, и тому подобное) также называют скульптурой.

Скульптура - пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений.

Скульптура проявляет определенную близость к архитектуре: она также имеет дело с пространством и объемом, подчиняется законам тектоники и материальна по своей природе. Но в отличие от архитектуры она не функциональна, а изобразительна. Главными специфическими чертами скульптуры являются телесность, материальность, лаконизм и универсальность.

Материальность скульптуры обусловлена способностью человека осязать объем. Но высшей формой осязания в скульптуре, выводящей его на новый уровень восприятия, становится способность человека «зрительно осязать» воспринимаемую через скульптуру форму, когда глаз приобретает способность соотносить глубину и выпуклость разных поверхностей, подчиняя их смысловой целостности всего восприятия.

Материальность скульптуры проявляется в конкретности материала, который обретая форму, перестает быть объективной реальностью для человека и становиться материальным носителем художественной идеи.

Скульптура - это искусство преображения пространства посредством объема. Каждая культура приносит свое понимание соотношения объема и пространства: античность понимает объем тела как расположение в пространстве, средние века - пространство как ирреальный мир, эпоха барокко - пространство как среда, захваченная скульптурным объемом и покоренная им, классицизм - равновесие пространства, объема и формы. XIX век позволил пространству “войти “ в мир скульптуры, подарив объему текучесть в пространстве, а XX век, продолжив этот процесс, сделал скульптуру подвижной и проходимой для пространства.

Лаконичность скульптуры связана с тем фактом, что она практически лишена сюжетности и повествовательности. Поэтому ее можно назвать выразителем отвлеченного в конкретном. Легкость восприятия скульптуры - только кажущаяся. Скульптура символична, условна и художественна, а значит сложна и глубинна для восприятия.

Виды и жанры скульптуры

Скульптура делится на два вида: круглая, свободно размещающаяся в реальном пространстве, обозримая со всех сторон (статуя или композиция), и рельеф (барельеф и горельеф), в котором объемные изображения располагаются на плоскости и выступают из нее.

Обход - одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Особенностью круглой скульптуры является то, что образ может по-разному восприниматься с разных точек зрения: рождаются новые впечатления, раскрывающие модель в непрерывно меняющихся силуэтах. Пластическая выразительность приобретает особую силу воздействия благодаря использованию переходов света и тени

Рельефные изображения связаны с плоскостью и не воспроизводят полного объема изображаемого тела. Появился рельеф в Древнем Египте.

Разновидностью выпуклого рельефа является барельеф низкий рельеф, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема. Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали, камеи.

Еще одной разновидностью выпуклого рельефа является горельеф - высокий рельеф, в котором изображение возвышаются над плоскостью фона более чем на половину своего объема и могут восприниматься почти круглой скульптурой, немного соприкасающейся с плоскостью.

Рельеф может выступать над плоскостью фона (выпуклый рельеф) или углубляться в нее. Углубленный рельеф - контррельеф - встречается в архитектуре Древнего Египта, на древневосточных и античных печатях.

Мир скульптуры представлен большим разнообразием видов и жанров.

Виды скульптуры:

Мелкая пластика [древние глиптики - резьба на полудрагоценных минералах; резьба по кости; фигурки из разных материалов, амулеты и талисманы; медали и т.д.];

Скульптура малых форм [статуэтки до полуметра жанровой тематики, предназначенные для интерьеров и рассчитанные на камерность восприятия];

Станковая скульптура [статуя, предназначенная для кругового обозрения, близкая к натуре реальных размеров человеческого тела, автономна и не требующая связи с конкретным интерьером];

Монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений [атланты, кариатиды, фризы, парковая, фонтанная и фронтонная скульптура, произведения предназначенные для скверов, рельефы, и т.д.];

Монументальная [надгробия, монументы, памятники] связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами;

Монументальная скульптура является одним из древнейших родов скульптуры, имевших культовое, мемориальное назначение. К монументальной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции, конные памятники, мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции. Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях).

Отдельно выделяется скульптура малых форм.

Жанры скульптуры:

Самый популярный жанр в скульптуре - портрет. Развитие портретного жанра в скульптуре идет практически параллельно с представлениями о роли личности в истории. В зависимости от этого понимания портрет становится то более реалистичным, то идеализированным. Формы портрета в истории были разнообразными: маски мумий, герма [четырехгранный столб с портретной головой] у греков, римский бюст. Портрет стал разделяться по назначению: парадный и камерный.

Бытовая скульптура.

Тематическая композиция (двухфигурная, многофигурная композиция).

Анималистический жанр развивается в скульптуре еще раньше, чем портрет. Но настоящее развитие он получает с крушением антропоцентрических представлений о мире и осознании человеком единой материальности мира.

Символические изображения.

Аллегорические изображения.

Анималистический и мифологический жанр.

Жанр скульптуры, посвященный изображению животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal - животное). Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Животных скульпторы изображают, начиная с первобытнообщинного строя, они широко распространены в искусстве Древнего Египта, в античной скульптуре и в последующие эпохи.

Особое место в скульптуре получает жанр фрагмента - отдельных частей тела человека (голова, бюст, статуя, скульптурная группа). Скульптурный фрагмент возникает на основе коллекционирования фрагментов античных статуй и развивается как самостоятельное явление, обладающее новыми художественно-эстетическими возможностями для выражения содержания, в котором нет заданного сюжета, а есть только пластический мотив. Родоначальником этого жанра считают О. Родена.

Исторический жанр связан с отражением конкретных исторических событий и рассказом об их участниках. Чаще всего этот жанр реализует себя в монументальных формах.

Скульптурными средствами могут быть воссозданы пейзаж и натюрморт. Но главным объектом для скульптора является человек, который может быть воплощен в разнообразных формах.

Как это бывает и в любом другом искусстве, объемные художественные изображения несут в себе признаки эксклюзивности. Скульптуру можно копировать, однако полного совпадения с оригиналом ждать не приходится. Точные копии возможны только при использовании метода литья, когда сплав заливается в одну и ту же форму.

Что такое скульптура с точки зрения художника? Прежде всего, это возможность самовыразиться, воплотить в изображении свое видение того или иного образа. Существующие виды скульптуры позволяют в полной мере отразить любой сюжет, все зависит от мастерства скульптора. При этом немаловажное значение имеет правильный выбор материала. Нередко в практике создания скульптурных изображений становится очевидным несоответствие задуманного творения и качества исходного сырья. Глину заменяют мрамором или наоборот, твердый камень уступает место глиняной массе с последующим обжигом готового изделия.

Особенно тщательно скульптор выбирает материал при изготовлении миниатюр.

Давид и Галатея

И, наконец, что такое скульптура в понимании простых людей, которые тянутся к искусству и жаждут познакомиться с его глубинным содержанием? Безусловно, это шедевры мирового значения - мраморная скульптура Давида, которую изваял Микеланджело Буонарроти, или Галатея Пигмалиона, боготворившего творение рук своих. Он полюбил красивое изваяние так, как может полюбить мужчина женщину. Не в этом ли заключается подлинное искусство?

На вопрос о том, чтотакое скульптура, существует множество ответов, но самый правильный из них лежит на поверхности - скульптурное изображение должно отражать действительность. Сюрреализм также не чужд этому виду искусства, но его специфика не позволяет в полной мере реализовать идею, зрителю приходится домысливать.

Статуя Нефертити

Скульптура как вид изобразительного искусства имеет древние корни. В свое время были найдены изображения датированные 14-м веком до нашей эры. Художественные достоинства статуи не всегда соответствовали классическим канонам, однако сам факт того, что в древние времена были мастера, которые ваяли объемные изображения, говорит о многом.

Виды и жанры скульптуры уже тогда могли быть достаточно разнообразными. Доступные материалы древних времен - глина, мрамор и песчаник. Благодаря разнообразию доступных материалов скульптура как вид изобразительного искусства существует уже более пятнадцати столетий. Сменилось не одно поколение мастеров, и сегодня художественные изваяния напоминают нам о прошлом.

Разновидности изображений

Рассмотрим основные виды скульптуры. Список включает следующие типы:

- Круглая, или объемная, - самый распространенный вид. Рассматривается со всех сторон, необходим круговой доступ. Фон в плоскости отсутствует. В категорию круглой скульптуры входят статуи, статуэтки и бюсты. Отдельную позицию занимает деревянная скульптура, которая нередко является подлинным Как пример можно привести пермскую художественную

- Скульптура монументальная. Отличается, прежде всего, размерами. Может достигать нескольких десятков метров в высоту. Например, американская установленная в Гудзоновом проливе (высота - сорок шесть метров), аргентинская статуя Христа в Рио-де-Жанейро (38 метров), "Родина-мать" в Волгограде (85 метров), монумент "Родина-мать" в Киеве (шестьдесят два метра). В большинстве случаев подобные изваяния носят героический характер. Статуи поменьше имеют другое предназначение, чаще всего декоративное.

Скульптуры на постаментах - это памятники, посвященные великим людям или событиям.

- Тондо - круглая скульптура в форме барельефа. В этой манере творил Микеланджело Буонарроти. Две его наиболее известные работы - "Мадонна Дони" и "Тондо Тадеи". Использовал эту методику и Рафаэль - им были созданы "Мадонна Альба" и "Мадонна в кресле".

- Эффигия - скульптурное надгробие. Она использовалась при захоронениях знатных вельмож. Чаще всего изображение повторяло облик умершего. Также эффигия применялась для символической казни осужденного преступника, если тому удавалось скрыться. В этом случае казнили его скульптурное изображение.

Популярные виды

- Скульптуры из снега. Самой распространенной является снеговик или снежная баба. Существуют примеры постройки гигантских снеговиков. Так, в 1992 году в США была слеплена баба высотой в 37 метров, которая вошла в Книгу рекордов Гиннеса. Ежегодно в разных концах света устраиваются конкурсы на лучшего снеговика и скульптурные группы из снега и льда.

- Мелкая пластика - скульптурные изображения высотой не более 15 сантиметров. Включает целый ряд тематических направлений: чукотская резная кость, богородская резьба, оловянная миниатюра, глиптика миниатюрные изображения зверей. Наиболее трудоемкий метод - это художественные изделия в манере глиптики. Также ценится резьба по кости. Материалом для этого промысла служит клык моржа - достаточно пластичный, хорошо поддающийся полировке. В основном скульптуры малых форм предназначены для обустройства интерьеров и олицетворяют декоративно-прикладное искусство.

Редкие виды

- Нэцкэ - миниатюрные скульптурные изображения, высокохудожественное искусство резьбы по кости, национальное японское ремесло. В качестве материала используются клыки морских животных или слоновая кость (то есть бивни обычных сухопутных слонов). Сюжеты миниатюр в стиле нэцкэ могут быть самыми разнообразными. Это всевозможные фигурки на библейские темы, статуэтки божков, звери и рыбы. Искусство японской резьбы по кости славится во всем мире. Высоко ценятся старинные нэцкэ, которым более ста лет. Такие изделия считаются раритетами и стоят достаточно дорого. Мастера-резчики старой школы уходят в мир иной, и искусство нэцкэ постепенно вырождается. Школы, в которых преподают методики резьбы по кости, не в состоянии передать новому поколению все тонкости ремесла.

- Медальерное искусство - скульптурные изображения на плоскости, которые изготавливаются по принципу барельефа. В отдельных случаях, когда изображение должно быть более выпуклым, как при изготовлении орденов, применяются свойства горельефа.

- Маскарон - гротескное скульптурное изображение головы животного или человеческого лица. Часто применяется для иллюстрации мифических сюжетов, олицетворяет зло и опасность. Многие скульптуры, выполненные в стиле маскарон, используются для украшения храмов, крупных сакральных построек или грандиозных архитектурных сооружений.

Станковая скульптура

Предполагает восприятие с близкого расстояния. Акцентируется условная связь с внутренним миром человека, при этом просматривается повествовательная сюжетность, а также абсолютное отсутствие взаимосвязи с предметным окружением, и особенно с интерьерной конкретикой.

Перечислены далеко не все виды скульптуры, но мы постарались представить читателю основные направления этого поистине удивительного творчества.

Цельность творения

Выразительность скульптуры зависит от того, как выстраиваются основные планы, объемы, световые плоскости и ритмические соотношения. Критериев построения достаточно много, и конечный результат достигается именно за счет их соблюдения. Скульптурное искусство - это наука со многими неизвестными, но главным условием успешности является цельность силуэта и четкие контуры изображения. При этом мастер должен в процессе своего творчества привносить все новые и новые элементы художественности. Только так можно достичь высокого результата.

Технологии скульптуры сопряжены с огромным физическим трудом, они к тому же связаны с множеством технических процессов: чеканкой, ковкой, литьем, сваркой, резьбой, всевозможными просечками. Одному скульптору не под силу изготовление изделия от начала до конца, поэтому к работе привлекаются мастера-помощники, которые рубят камень, формуют отливки и чеканят начальные фазы изображения.

Прочная связь времен

Во все времена существовали талантливые мастера своего дела. Одни скульпторы ваяли из цельного куска мрамора, другие предпочитали более податливый материал, но как в том, так и в другом случае из-под резца выходили неповторимые шедевры.

Историческая и в достаточной степени идентичны, их объединяет тематическая общность - стремление мастеров изобразить действительность, в которой они живут и занимаются творчеством. Используемые при этом материалы также могут способствовать сближению эпох.

История и виды скульптуры тесно переплетаются. Так, в древности существовали направления объемного ваяния, которые имеют место и сегодня. Таким образом, изобразительное искусство прошедших столетий органично связано с культурными ценностями современности. Практически все европейские виды скульптуры доминировали в культурных образованиях благодаря мастерам, жившим в пятнадцатом - девятнадцатом веках, среди которых были Огюст Роден, Джованни Бернини, Бетто Барди Донателло, Жан-Антуан Гудон, Микеланджело Буонаротти, Федот Шубин. Непревзойденный талант этих мастеров позволил собрать в музеях всего мира значительное количество шедевров скульптурного искусства.

Современность

Двадцатый век также подарил человечеству целую плеяду талантливых мастеров художественной скульптуры, таких как Вера Мухина, Сергей Коненков, Аристид Майоль, Генри Мур, Эмиль Антуан Бурдель. На счету этих гениев своего дела - множество мемориальных ансамблей, групповых и единичных скульптур, парковых комплексов на открытом воздухе. Все виды скульптуры, ориентированные на установку в общественных местах, должны были выдерживаться в определенном идеологическом стиле, и авторы отлично справлялись с этой задачей.

Как отгадать вид скульптуры



Поделиться: