Философия медитации.

Н. Мальбранша и А. Гейлинкса, философия Б. Спинозы, в которой и материя не могут непосредственно взаимодействовать. Принцип М. в такого рода системах обеспечивает Бог. М. является существенным аспектом доктрины и практики многих религий. В частности, в иудаизме и христианстве М. неизбежна в силу трансцендентности Бога и несовершенства человека. М. - важная Христа: как Богочеловек он призван быть связующим звеном между Богом и людьми.
Восточный М., представленный йогой в Индии и даосизмом в Китае, предполагает религиозно-мистическое индивидуального сознания в безличном, неохватном абсолюте. Медитирующий уподобляется при этом мотыльку, сгорающему в пламени свечи, или соляной кукле, растворяющейся в воде моря.
Методы М. разнообразны. Интерес к ней и ее психотерапевтическим аспектам проявляют некоторые течения психоанализа.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

МЕДИТАЦИЯ

(лат. meditatio, от meditor - размышляю, обдумываю) , умств. действие, направленное на приведение психики человека в углублённой сосредоточенности. В психологич. аспекте М. предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значит. понижение реактивности. Соматич. состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение - приподнятостью и некоторой отрешённостью (от внеш. объектов и отд. внутр. переживаний) .

В разных медитативных практиках (культовых, религиозно-философских, психотерапевтических, дидактико-пропедевтических и т. п.) вызывание и протекание М., как , связаны с определ. последовательностью умств. актов, складывающихся в естеств. . Поэтому почти во всех языках обозначение М. семантически связано с понятиями «ум» и «думание» одновременно - как природных способностей человека, не зависящих от его сознат. намерения (санскр. дхьяна, рус. думанье, греч. - размышляю, англ. musing - дремотное мечтание и т. п.) .

Методики М. различаются наборами технич. приёмов и последовательностью ступеней достижения уравновешенности ума и нереактивности психики. Особое М. получила в индийской и буддийской йоге, в антич. «филос. экстазе» платоников и неоплатоников (причём у первых она выступила как необходимая теоретич. мышления, в частности математического) , в православном «умном делании» («логос-медитация», или «Иисусова ») , в «экзерцициях» (духовных упражнениях) иезуитов, в учении о «пути» мусульман-суфиев, а также в некоторых школах совр. психоанализа (Юнг) , ставящих целью интеграцию личности.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

МЕДИТАЦИЯ

(от лат. meditatio размышление)

интенсивное, проникающее вглубь размышление, умом в , идею и т. д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих , как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и др. напряжение). Восточный тип медитации (представленный всеми формами йоги в Индии, даосизмом в Китае) предлагает религиозно-мистическое растворение индивидуального сознания в безличностном, океаноподобном абсолюте – , реализуемая образами мотылька, сгорающего в пламени свечи, или соляной куклы, которая растворяется в воде моря. Др. религиозно-мистическое направление медитации, культивировавшееся христианством, трактовало ее как слияние двух личностей (человеческой и божественной). Вообще методы медитации разнообразны. Интерес к ней и ее психотерапевтическим аспектам характерен для некоторых течений психоанализа (Юнг).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Синонимы :

Смотреть что такое "МЕДИТАЦИЯ" в других словарях:

    - [лат. meditatio размышление] 1) состояние полного сосредоточения и самоуглубленности, сопровождаемое физической расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешнего мира; 2) размышление, мысленное созерцание. Ср.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Сосредоточенность, рефлексия, дума, медитирование Словарь русских синонимов. медитация см. дума Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    медитация - (от лат. meditatio размышление) интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних… … Большая психологическая энциклопедия

    См. Размышления. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    медитация - и, ж. méditation f. устар. Размышление, рассуждение. БАС 1. Он <шатобриан> осуждает Ламартина за то, что он печатает son premier jet.. перепортил многие из медитаций своих. 5. 3. 1836. А. И.Тургенев П. А. Вяземскому. // Звезда 1999 6 107.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от лат. meditatio размышление) умственное действие, цель которого приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. meditatiо размышление) измененное состояние сознания. Может вызываться различными причинами, как внешними (прием наркотиков, нарушение обмена веществ, гипоксия, гипогликемия), так и внутренними (сенсорная депривация, специальными… … Психологический словарь

    - (лат. meditatio размышлять, обдумывать, инд. аналог дхиана, кит. цинь лу «размышление в тиши») форма психической активности, обеспечивающая погружение человека в особые трансовые состояния. Физиологической основой М. является способность коры… … Новейший философский словарь

    МЕДИТАЦИЯ, и, жен. 1. Состояние глубокой умственной сосредоточенности на чём н. одном, отрешённость от всего остального; действие, приводящее в такое состояние (спец.). Погрузиться в медитацию. Заниматься медитацией. 2. Вообще глубокие… … Толковый словарь Ожегова

    - (от лат. meditatio размышление) англ. meditation; нем. Meditation. 1. Умственный процесс, направленный на приведение психики в Состояние углубленности и сосредоточенности. М. сопровождается расслабленностью, снижением эмоциональной реактивности,… … Энциклопедия социологии

Книги

  • Медитация - величайшее приключение! Баланс тела - ума. Как научиться слушать и понимать свое тело (комплект из 2 книг + CD-ROM) , Ошо. В комплект входят книги Ошо "Медитация - величайшее приключение!" (из серии "Ошо-классика", мягкая обложка, формат книги: 84x108/32) и "Баланс тела - ума. Как научиться слушать и понимать…

Первая часть программы будет теоретическая, я буду говорить о философии медитации. Вторая часть будет практическая, мы, на самом деле, выполним медитацию.

Прежде чем начать, я хотел бы выразить почтение своим духовным учителям. Они научили меня этой медитации много лет назад. С тех пор я применяю её в своей жизни на регулярной основе. И могу уверить вас в том, что это работает.

Вся информация, которую я представляю, исходит из Ведических Писаний. Веды – очень древние, они были записаны пять тысяч лет назад. Но, конечно же, само знание вечно. Поэтому до того как оно было записано, оно передавалось из уст в уста, от одного совершенного учителя другому. И эта цепь ученической преемственности духовных учителей называется парампара. И мы находимся в парампаре, которая известна как Брахма-сампрадая. Мы очень удачливы в том, что можем получать знание по этой цепи. Когда я говорю это, становится очевидным, что это не моё мнение. Я здесь не для того, чтобы рассказать вам своё мнение о медитации. Я здесь не для того, чтобы научить вас чему-то, чему я однажды научился на вершине какой-то горы. Я просто передаю эту вечную науку.

В мире можно обнаружить, что всё больше и больше людей интересуются медитацией. Люди таких профессий как доктора, профессора, медицинские работники прописывают своим пациентам курсы медитации.

Когда мы думаем о медитации, обычно, мы думаем о молчаливом процессе, где мы сидим, скрестив ноги, с закрытыми глазами и занимаемся какой-то внутренней деятельностью. Есть много разных техник. Одна из них называется визуализация – когда мы садимся, закрываем глаза и представляем себе красивые пейзажи природы. Это очень успокаивает. Другая техника называется – техника молчаливого свидетеля, где мы становимся молчаливым свидетелем деятельности своего ума. Мы знаем, что деятельность ума – думать. Поэтому мы наблюдаем за мыслями, которые проносятся на экране ума так же, как если бы мы смотрели фильм. Мы не принимаем участие, мы не вовлекаемся в это. Мы остаёмся молчаливым свидетелем. Много лет назад в боевых искусствах я научился одной из техник медитаций, когда вы заходите в тёмную комнату, зажигаете свечу и сосредотачиваетесь на пламени. Идея заключается в том, чтобы развить стопроцентное сосредоточение. И ещё одна техника называется – контроль дыхания. Это медитация на вдох и выдох, начиная с кончика носа. Так много разных техник.

Но идея заключается в том, чтобы достичь такого уровня совершенства, когда у нас нет мыслей. Я уверен, что некоторые из вас занимались молчаливой медитацией. Если это так, то вы, вероятно, согласитесь, что вам не удалось полностью достичь этого совершенства. Мы сидим в медитации, применяем технику, мысли замедляются, мы становимся очень умиротворенными. И может наступить такой короткий момент, когда покажется, что у нас нет мыслей. И тогда мы думаем: «я ни о чём не думаю». А это мысль. И тогда мы думаем: «Зачем же я это сделал», и мне нужно вернуться и пробовать снова достигать этого момента.

И так же, молчаливая медитация очень трудна внешне. Во-первых, нужно найти тихое место. И это не всегда так просто сделать. Во-вторых, нужно иметь время, чтобы медитировать. И это не означает тридцать минут до того, как вы идёте на работу или в школу. Потому что в таком случае, всё время, которое вы медитируете, вы постоянно думаете: «сколько же времени у меня осталось?» Вы сидите в своей медитации «о, ещё десять минут», «о, ещё пять минут». Так нельзя. Это отвлекает.

Также мы должны быть в состоянии контролировать тело длительные периоды времени. Мы сейчас сидим на сиденьях. Надеюсь, что всем удобно. Но могу пообещать вам, что в течение пятнадцати минут все совершат какое-то движение. Мы не можем слишком долго оставаться в одном положении, чтобы нам было комфортно. И опять же, в нашей медитации: пять минут – нет проблем, десять минут – в порядке, пятнадцать минут – начинает болеть колено, и теперь мы медитируем на колено, чуть позже неудобно спине, и теперь мы медитируем на колено и на спину. Снова, это отвлекает.

И также, вокруг не должно быть людей. И это касается не только людей. Один комар может разрушить вашу медитацию. З-ззззз. Не может быть слишком жарко, не может быть слишком холодно. И так далее. По этим и по другим причинам мы не будем учиться такого рода медитации.

Мы научимся медитации, которая очень простая, очень лёгкая. Мы будем использовать то, с чем мы очень хорошо знакомы. Главный инструмент в молчаливой медитации – тишина. Тишина не привычна для нас, многие люди чувствуют себя неудобно в тишине. Многие люди боятся тишины. Помню, я однажды зашёл в дом, там был включен телевизор в комнате, но в этой комнате никого не было. Я зашёл на кухню, и там был человек, занятый какими-то делами на кухне. И я спросил его: «зачем у тебя там включен телевизор?» И ответ был: «а, мне нравиться компания! Здесь слишком тихо. Я не могу быть один». Тишина не привычна для нас, но звуки нам очень привычны. Звуки окружают нас всю нашу жизнь.

Некоторые звуки очень расслабляющие, очень успокаивающие. Например, говоря о природе, хорошо, иногда, отправиться на природу и понаблюдать за её красотой. Но также хорошо отправиться на природу, сесть, закрыть глаза и слушать красоту природы. Слушать шум ветра, качающего деревья, слушать пение птиц, звуки воды, стекающей по камням. Это настолько успокаивающе, что можно даже купить записи со звуками природы для расслабления.

Некоторые звуки противоположны этому. Очень раздражающие. Например, наш будильник. Кому нравиться звук будильника? Однажды, одна женщина сказала: «Мне нравится». Это очень необычно. А знаете, что ещё хуже, чем ваш будильник? Будильник кого-то другого.

И, конечно же, есть звуки, которые нам очень нравятся. И вот почему у нас есть проигрыватели, компакт-диски, мп3 плееры. Мы ходим в наушниках. Чтобы внести звуки, которые нам нравятся в нашу жизнь.

А также, звуки необходимы. Мы общаемся при помощи звуков. Так же как мы это делаем сейчас.

Все эти звуки, о которых я говорил, относятся к одной категории – материальные звуки. Но, есть другая категория звука. И она известна как трансцендентный звук. Трансцендентный звук не берёт своё начало в этом материальном мире. На самом деле, он берёт своё начало в духовном мире. И он нисходит в материальный мир. И так как он нисходит из духовного мира, он приносит с собой духовную силу. И поскольку там присутствует эта духовная сила, мне не нужно в это верить, мне не нужно это понимать, мне не нужно знать, что это означает, мне не нужно заставлять это работать, и даже не нужно иметь веру в это. Всё, что нужно сделать, это прийти в соприкосновение с этой трансцендентной звуковой вибрацией, и автоматически я получу духовную пользу.

Мы можем использовать в качестве примера солнце. Мы все знаем, что солнце обладает большой силой. Оно приходит к нам в виде солнечного света. Поэтому мы можем выйти на солнце с любой философией – солнце для меня хорошо, или солнце для меня плохо, солнце обожжёт меня или не обожжёт. Не имеет значения, что я думаю. Результат будет один и тот же. На самом деле, когда мы сгораем на солнце, мы говорим: «О, я и не думал, что сегодня сгорю!» Но не имеет значения, что мы думаем. Результат один и тот же. И точно также с трансцендентным звуком.

И на самом деле, для нас это очень хорошие новости. Все другие медитации настолько хороши, насколько я мне удаётся сделать так, чтобы они заработали. Насколько мне удаётся найти тихое место, организовать своё время, управлять своим телом, управлять своим умом и так далее. И это определит исход медитации. Но при трансцендентном звуке все эти факторы не так важны. Так что, это идеально подходит для того занятого образа жизни, который мы ведём сегодня.

состояние углубленной сосредоточенности. В психологическом смысле медитация характеризуется расслабленностью, умонастроение медитирующего - некоторой отрешенностью от внешнего мира. Медитация возникает в результате определенной последовательности умственных актов. Состояние самоуглубленности и уравновешенности ума, эмоциональной безмятежности достигается в результате различных технических приемов. Известна методика медитации в индийской и буддийской йоге, в православной «Иисусовой молитве», в «экзерциях» (духовных упражнениях иезуитов), в некоторых школах современного психоанализа.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МЕДИТАЦИЯ

от лат. "размышление") - сосредоточенное размышление о каком-либо предмете, в ходе которого достигается полная концентрация сознания, отвлечение от внешне-случайных обстоятельств, необычная ясность понимания сущностной стороны объекта. М., как правило, опосредуется вспомогательными процедурами: созерцанием определенного объекта (часто условного, не относящегося непосредственно к предмету М.), ритуальными действиями, использованием материальных средств медитационного сосредоточения (четки, мандала, янтра, символы, мантры и др.). В качестве способа познания М. наиболее широко распространена в разнообразных мистических школах философии, оккультных практиках, религиозной деятельности. Сам принцип М. тесно сопряжен с центральной гносеологической установкой философского мистицизма: познание сущности универсума возможно благодаря непосредственному проникновению в глубь собственного сознания. Практически все философские учения, так или иначе утверждающие иллюзорность, несубстанциональность феноменального мира, эзотерический характер первореальности, используют те или иные элементы М. для подготовки адептов, дисциплинирования чувственноэмоциональной сферы, интеллектуального тренинга. Особо важное значение М. имеет в теории и практике восточных (индийской, китайской, японской) типов философии. Принципиальные основания М. как мистико-познавательной и психотренинговой практики существенно отличны от иных, традиционных для религиозной философии, методов познания, таких как откровение (поскольку оно не зависит от какой бы то ни было активности субъекта), мистический экстаз (т. к. это состояние трансцендирования порой неподконтрольно интеллекту и сродни художественному вдохновению, инсайту), духовидение и др·. По сути, М. в сравнении с перечисленными способами познания представляет собой наиболее методически и теоретически обоснованный вариант, требующий специальных усилий, а не только предрасположенности субъекта. Некоторые элементы медитативных практик из арсенала восточной религиозной культуры используются в современное время вне всякой осмысленной связи с их происхождением в качестве средств психотренинга.

Отличное определение

Неполное определение ↓

…Очевидно, не случайно сито истории устроено так, что многое оно отсеивает, но все, что должно было остаться, - остается. Все забытое - должно быть забыто, а все, что достойно памяти, - помнится. Ничего не пропадает…

«Философия начинается с удивления», - говорил Мераб Константинович своим студентам. Но это не удивление тому, что чего-то нет, - нет справедливости, нет мира, нет любви. Это удивление тому, что что-то есть. Нет никаких причин для любви - а она есть. Все естественно стремится к хаосу, распаду - а в мире возникают островки порядка. И это чудо. В этом смысле чудо и то, что лекции Мамардашвили сохранились, не сгинули совершенно естественным образом. Ведь даже рукописи горят, что уж говорить о такой нестойкой материи, как живое слово. Где ему сохраниться? В памяти благодарных учеников? Да, ходили на лекции толпами, впечатления - колоссальные: «Мы наблюдали чудо рождения мысли!» Но лекция заканчивалась, и оказывалось, что запомнилось из нее очень немногое. Как вспоминал один из его слушателей: «Это была пониматель-ная вспышка, которая каждый раз рождалась вокруг Мера-ба Константиновича. Полезность этой вспышки была необычайна, но она была краткосрочна, потому что энергия после выхода из этого пространства терялась».

Не стоит обвинять студентов в недостаточном умственном развитии: они слушали не лекции, на самом деле они слушали книгу - очень цельный, но сложнейшей структуры текст, объем которого удержать в памяти, наверное, выше человеческих сил.

А писал Мераб Константинович очень тяжело. Ссылался на лень и на Пруста, у которого тоже бывало что-то в этом роде: «…Пруст удивлялся тому, где люди находят веселую искру, приводящую человека в трудовое движение. Действительно, чтобы писать (ведь это физический труд, - например, написать 10 страниц, - это же надо конкретно написать), для этого нужна искра такая, радостная. Откуда люди ее находят? Мне лень, говорит Пруст. И его вполне можно понять» («Психологическая топология пути»). Шутка, конечно. Но и требование от себя совершенства - «чтобы не писать бездарные, никому не нужные книги». Поэтому свои письменные тексты Мамардашвили правил бесконечно, язык их считал ужасным, в итоге - бросал, не доделав, просто терял к ним интерес. На оформление «отработанного материала» жаль было времени: «Дело в том, что текст иногда как бы пробует себя на кончике пера, написанием его человек что-то в себе устанавливает - какой-то порождающий механизм движения или состояния мысли. И если такой механизм установлен, то текст не имеет значения. Его можно или не печатать, если он дописан, или вообще не дописывать» («Психологическая топология пути»).

Его «искрой» был собеседник, резонансное напряжение общения, может быть - глаза человека, к которому он обращался. Что-то происходило при этом, какая-то алхимия раскаленной магмы смыслового пространства, которая рождала мысль - «событие мысли». А может быть, просто не хотелось говорить в пустоту - кому, на каком языке? Он знал их множество, но иногда кажется, что ни один не был ему родным. И вся его речь - перевод с неизвестного - на какой из многих? Нужен был конкретный адресат. Со студентами ему было интересно: он переводил им Пруста с неизвестного для них французского, проблемы сознания и бытия с неизвестного для них философского, разделы топологии судьбы - с неизвестного никому.

А то, что лекции сохранились, - чудо. Потребовавшее, впрочем, немало труда. Юрий Сенокосов вспоминал, как они с Мерабом ночами переписывали лекции с магнитофонной кассеты, потому что кассет мало, а утром надо снова идти в аудиторию.

Как бы то ни было, нам действительно повезло: именно лекционные курсы содержат разработанную версию прагматики сознания - механизма перехода человека в сознательный режим бытия.

О его лекциях можно сказать то же, что он сказал о Канте: «…Это раскручивание какой-то бесконечной, но одной ленты. Очень часто Кант делал один заход, второй, третий, и на третьем заходе понятней прописывалось то, что делалось в первом». Поэтому мы тоже возьмем его лекции как одну работу или один мир, весьма условно разделяя эту работу на главы.

Ибо только самому (и из собственного источника), независимо мысля и упражняясь в способности независимо спрашивать и различать, человеку удается открыть для себя философию…

М. Мамардашвили. «Введение в философию»

Курс «Введение в философию» для Мамардашвили был очень важным: он считал, что пришло время заново продумать основы философии. Хотя бы в связи с разговорами о ее «смерти». Книга по материалам этого курса была составлена еще при его жизни, и в 86-м году он даже написал к ней «Предварительные замечания».

Что такое «введение»? Начало, пропедевтика, знакомство с чем-либо. Самая простая, казалось бы, вещь. Допустим, решили мы изучить какую-нибудь науку. С чего мы начнем? Попытаемся, наверное, определить, чем же она занимается, - выделим ее «предмет», затем ознакомимся с основными понятиями, с помощью которых она свой предмет описывает, с теориями, желательно последними, «правильнее всего» этот предмет трактующими. Войдем, так сказать, в курс дела. Но вот в философию так войти нельзя. Так что же мы изучаем, занимаясь философией?

Дело в том, что в философии нет раз и навсегда заданного предмета. Ее интересуют «предельные основания бытия», а этот предел все время смещается, в зависимости от того, что мы называем объективным (миром), а что включаем в понятие «субъект», и какую полагаем меж ними связь, Что такое сознание - объект или субъект? А это с какой точки посмотреть. Мы сдвигаем точку, меняется угол зрения, мир поворачивается новой гранью - заново устанавливается.

И еще: философия смотрит на мир как на целое. Но невозможно же увидеть что-то целиком, находясь внутри. Значит, мир как целое предполагает взгляд снаружи, с какой-то точки, которая находится за его пределами. Но такой точки не существует, из мира выскочить невозможно. А философия позволяет ее найти - с помощью техники трансцендирования. В философии есть, конечно, множество разных концепций, теорий, но это ее видимый, поверхностный слой. Суть же в другом: философия есть техника достижения определенного, вневременного и внепространственного восприятия мира, через которое только и возможно его понимание. И если мы не научились входить в это состояние, то ни одну философскую теорию правильно не поймем. Точнее, поймем, но неправильно: как знание, измышление, логическую конструкцию, основанную на произволе автора.

На самом же деле, настоящая философская теория - это описание условий, при которых возможно постижение реальности, существующей вне наглядной формы и являющейся матрицей эмпирических состояний. А различными философские теории кажутся чаще всего из-за разного языка, который используют, разной расстановки акцентов.

Трансцендирование доступно не каждому: как минимум, трансцендирующее существо должно быть свободным. Свобода - условие сознания. Поэтому философия еще и техника самоконструирования человека как свободной сознательной личности. Ведь сознание вовсе не является неотъемлемым свойством человека. Можно всю жизнь прожить бессознательно и весьма комфортно (как овечка на выгоне). Это естественно, как естественна всякая животная жизнь. А вот появление человеческого в человеке - неестественно, сверхприродно, не вытекает из эмпирического опыта. Оно требует усилия, «собирания себя». Естественный человек ведь не способен воспринять полноту бытия: да некому ее воспринимать, не дергающейся же судорожно марионетке. Как вывести себя из состояния вечной зависимости, что может помочь сконцентрировать нестойкие, распадающиеся желания в реальную силу - это тоже вопрос философии.

Ну и конечно, философия - это особый язык. Он-то (в отличие от философских проблем) довольно широко варьирует от системы к системе. Западная философия, например, использует понятийный аппарат древних греков, с логосом (словом) в основании всего. Индийская философия основывалась на изучении различных состояний человеческой психики - совершенно другой подход и, соответственно, терминология. Но вот задача везде ставится одна: выход на онтологическую реальность.

Ведь что такое философия вообще? Философия - это извлечение следствий из того компота, в который мы уже вляпались.

М. Мамардашвили. «Картезианские размышлении»

Проще всего понять, что такое философия, наблюдая ее в действии. А что такое «философия в действии»? Это тексты человека, для которого философия стала жизнью. Например, тексты Декарта - «с трудом проделанная медитация, внутренним стержнем которой явилось преобразование себя, перерождение, или, как выражались древние: рождение нового человека в теле человека ветхого». Или тексты Канта, на которых лежит «отсвет незнаемого». И если мы попытаемся читать их, как написанное о нас, то, может быть, поймем что-то и в своей жизни, что до этого понять не могли.

Кант и Декарт были любимыми философами Мамардашвили. Две книги - «Картезианские размышления» и «Кантианские вариации» - посвящены именно им. Трудно придумать более несходные биографии: один - вояка, бретер, исколесивший пол-Европы (за 20 лет 30 перемен места жительства), другой - университетский профессор, «кенигс-бергский отшельник», не покидавший родной город больше чем на несколько дней. Какие «переклички» между ними можно обнаружить? Рассказывая о путешествиях Декарта, Мамардашвили вдруг говорит странную фразу: «Декарт не имел биографии». Непонятно. Ладно, когда говорили такое о Канте, всю жизнь безвылазно просидевшем в Кенигсберге. Но Декарт, тот, кажется, мог бы стать героем приключенческого романа. Однако вот так. Истинная жизнь философа проходит в метафизическом измерении, и с этой точки зрения, его «земная» биография не имеет значения. «Весь мир - театр». (В трактате «О страстях», написанном для принцессы Элизабет, Декарт говорит ей: на нас могут обрушиваться разные несчастья, но в нашей власти рассматривать события собственной жизни с точки зрения вечности, «не иначе, как если бы мы так смотрели на них, как смотрят комедии»). И кто-то самозабвенно играет, а кому-то интереснее разгадывать правила игры.

Можно по-разному читать философские тексты. Мамардашвили читал их, как карту сферы сознания. В текстах Декарта и Канта он нашел подтверждение собственным размышлениям. И, воспользовавшись этими текстами как «интеллектуальной материей», вывел ряд постулатов и принципов познания как «сознательного эксперимента». Как попасть в ту «великую точку безразличия», в которой возможно неискаженное восприятие действительности? Что мешает нам быть полностью сознательными, какими экранами сознания отгорожена от нас реальность? «Картезианские размышления» и «Кантианские вариации», по сути - описание техники трансцендирования.


Медитация представляет собой особое психо-физическое состояние, в котором пребывает человек определенный промежуток времени . Как отмечают сами медитирующие, – это поток чистого сознания, без какого-либо содержания. Для того чтобы правильно входить в состояние транса и медитировать, следует запастись терпением, усердием, знанием и желанием научиться.

История медитации

Одни из самых ранних источников, которые посвящены медитации, относятся к 1500 г. до нашей эры и восходят к древним традициям Индии. Они состоят из религиозных писаний Вед и отражают давние индийские способы медитирования. В 6-ом столетии до нашей эры было заложено развитие различных медитативных форм – древнегреческой, буддистской, таоистской.

Среди христиан первыми, кто начал практиковать медитацию, стали отшельники , проживавшие в пустынях Египта в 4 столетии нашей эры. Их способы напоминали уже традиционную буддистскую и дзеновскую медитативные практики. В 11-12 столетиях нашей эры дзеновская медитация приобрела невероятную популярность в Японии. Однако особую направленность и конкретное развитие медитация нашла в буддизме и индийской йоге, где она использовалась как один из методов достижения полного освобождения энергии.

На сегодня медитация входит в религиозные и национальные культуры большинства восточных стран и не только. К примеру, в Соединенных Штатах наибольший толчок к внедрению в общество медитация получила в 60/70-х годах прошлого столетия и продвигалась движением хиппи. Они считали медитативную практику одним из базовых средств достижения полной гармонии с окружающим миром. Несмотря на то, что хиппи как движение прекратило существование, медитация все же распространилась в развитых странах Запада.

В России тяга к медитации возникла в перестроечный период , достигнув пика в начале 1990-ых г. Сейчас медитация находит применение в современном психоанализе (в школе Юнга, например), ставя перед собой цель интегрирования и познания личности.

Виды медитации

Базово медитация делится на 2 основных вида, куда входят:

  1. однонаправленное медитирование (созерцание, сосредоточение на каком-либо одном объекте – к примеру, на визуальном образе, собственном дыхании, сознании с целью погружения в медитативное состояние для обретения просветления);
  2. медитирование на пустоте (практика входа в состояние самоосознания и самоощущения себя в качестве составной единицы мира и окружения; вызвано просветлением).

Считается, что все виды медитации способствуют внутренней гармонизации, установлению душевного спокойствия, умиротворению, освобождению от стрессов , расслаблению, очищению сознания от переживаний и посторонних мыслей. Большинство из них, особенно связанных с психотерапевтическими упражнениями, рекомендуют погружаться в медитативное состояние на всплеске мышечной релаксации (расслабления). Как отмечают современные специалисты, любой вид медитации можно освоить на приемлемом уровне за время получасовых ежедневных занятий в течение 6 месяцев.

Основы медитации

В основу медитации положены пассивные и динамические способы упражнений . Пассивная медитация связана со своеобразным «отключением» от реального мира и окружения. Это словно выпадение из материального и вход в ментальное. Для ее освоения потребуется немало практики, времени и тренировок. Важно и соблюдение определенных правил, которые позволят верно постичь данную методику. В момент пассивной медитации необходимо принять особую позу. Самые удобные из них: полулотоса, лотоса или алмаза, просто лежа на спине, сидя со скрещенными ногами «по-турецки», полулежа в кресле с выпрямленной спиной.

Динамическая медитация базируется на упражнениях, которые связаны с реально происходящей в данный момент деятельностью . Она служит способом увеличения устойчивости психологических процессов и средством для развития сверхчувственного восприятия окружения. Наилучшее время для занятий данной медитацией – утренние часы.

Основы медитации также предусматривают ряд запретов на медитативные упражнения в определенных ситуациях: нельзя упражняться на фоне психической и физической усталости , крайнего эмоционального всплеска, после принятия пищи (лучше всего медитировать натощак или ходя бы спустя 1 час после еды). Важно и время медитации: вечером – с 19 до 20 часов или утром – с 4 до 8 часов. Оптимальное количество тренировок – от 3 до 5 в неделю.

Техника медитации

Для погружения в транс (особое состояние при медитации) повсеместно пользуются разнообразными техниками, именуемыми также медитативными практиками. В целом техника медитации подразделяется на следующие категории:

  • дидактикопропедевтическая;
  • психотерапевтическая;
  • философско-религиозная;
  • культовая.

Известны сотни способов для вхождения в медитативное состояние, однако наиболее распространенный из них – полное сосредоточение внимания на монотонном и повторяющемся действии. Он является общим почти для всех техник медитации. Основой может выступать физическое или психическое действие.

В первом случае – это перебирание четок, концентрация на ритме дыхания, чтение мантр, исполнение ритуальных танцев и др., во втором – концентрация на пульсировании астрального тела, на чакре и проч. Базовое условие подобной техники – уход от ментального напряжения. Также распространены особые медитативные позы, способствующие технике глубокого погружения в состояние чистого сознания.

Правильно использованная техника медитации вводит человека в особое состояние «безмыслия», транса , при котором исчезает осознание собственного «Я», возникает приятное чувство растворенности в окружающей среде, отрешенности от бренного. Уходят все желания и мысли, формируется состояние абсолюта и полного покоя. Все это в итоге вызывает озарение высшим светом внутреннего сознания человека и устанавливается настрой невыразимого словами блаженства.

Типы медитативных техник

Исходя из объектов концентрации, существует несколько типов медитативных техник:

  • медитация випассана (собственное сознание);
  • медитация тратака (зеркальное отражение или свеча);
  • медитация анапанасати (дыхание);
  • анахата нада, шабд, наам (внутренний звук);
  • медитация трансцендентальная;
  • мантра;
  • чакра.

дочкин папа, бывший муж.

Здравствуйте. Год назад б/папа, вскоре после рождения ребенка, ушел из семьи. Купил себе квартиру и живет своей жизнью. Ребенка не касается, даже если оч.просить. Постепенно вывозит все из дома,…



Поделиться: