Дипломатические отношения израиля. Россия и Израиль: друзья или противники? Вопросы сирийского урегулирования

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. ОТНОШЕНИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С ИЗРАИЛЕМ

Отношения СССР с Израилем определялись тремя факторами: борьбой между великими державами за преобладание на Ближнем Востоке, стремлением советского руководства сколотить и возглавить всемирный «антиимпериалистический фронт», а также наличием в самом СССР еврейского национального меньшинства. В период Второй мировой войны и сразу после нее, когда позиции Великобритании в арабском мире казались незыблемыми, СССР сделал ставку на вовлечение Израиля в орбиту своего влияния. После вступления СССР в войну (1941 г.) его дипломатические представители неоднократно встречались с лидерами сионистского движения и посещали Эрец-Исраэль, выражая свое восхищение достижениями ишува . В январе 1944 г. в Москве прошла выставка сельскохозяйственной продукции еврейских поселений в Эрец-Исраэль, а в феврале 1945 г. советские участники учредительной конференции Всемирной федерации профсоюзов поддержали резолюцию, гласившую, что «еврейский народ должен получить возможность продолжить строительство своего национального очага в Палестине».

В феврале 1947 г. делегация СССР в Организации Объединенных Наций (ООН) приветствовала решение Великобритании передать палестинский вопрос на рассмотрение этой организации, а 14 мая того же года А. Громыко, заместитель министра иностранных дел СССР, заявил на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН: «...Тот факт, что ни одна западноевропейская держава не смогла защитить элементарные права еврейского народа и спасти его от рук фашистских палачей, объясняет стремление евреев создать свое собственное государство... Было бы несправедливо лишить еврейский народ этого права, особенно ввиду того, что ему пришлось пережить во время Второй мировой войны». 13 октября 1947 г. советское посольство в США сообщило, что СССР поддерживает план раздела Палестины , а 29 ноября делегации СССР и всех входивших в его состав или зависимых от него стран - членов ООН (Белоруссии, Украины, Польши, Чехословакии) проголосовали на сессии Генеральной Ассамблеи за соответствующую резолюцию, обеспечив тем самым необходимое для ее принятия большинство в 2/3 голосов. На заседании Совета Безопасности ООН, созванном для обсуждения военно-политической обстановки в Палестине, резко обострившейся после утверждения плана раздела страны, А. Громыко отверг как «небеспристрастное и несправедливое» предложение США обратиться к «арабским и еврейским вооруженным группам» с призывом «немедленно прекратить акты насилия» и потребовал внести в текст резолюции фразу о «немедленном выводе всех вооруженных групп, вторгшихся в Палестину извне» (то есть арабских боевиков из соседних стран) и «недопущении впредь вторжения таких групп в Палестину». 30 марта 1948 г. А. Громыко резко выступил против разработанного США проекта установления временной опеки ООН над Палестиной и отсрочки создания еврейского и арабского государств, заявив, что американская делегация пытается таким образом «похоронить» план раздела, и решительно высказался в пользу безоговорочного выполнения резолюции Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 г.

СССР стал первой великой державой, признавшей Государство Израиль де-юре; советское руководство организовало (через Чехословакию) снабжение Х аганы , а затем Армии Обороны Израиля вооружением, в том числе тяжелым, вплоть до боевых самолетов, и боеприпасами (эти поставки стали важным фактором победы израильских вооруженных сил в Войне за Независимость), оказало вновь созданному еврейскому государству экономическую помощь (через Польшу) и дало согласие на репатриацию в Израиль десятков тысяч евреев из стран коммунистического блока (но не из самого СССР). В сентябре 1948 г. в Москве начало работать израильское представительство; первым послом Израиля в СССР стала Голда Меир (в апреле 1949 г. ее сменил М. Намир). П. Ершов, глава советской дипломатической миссии, открывшейся в Тель-Авиве, на протяжении некоторого времени был единственным чрезвычайным и полномочным послом в Израиле. Одной из первых крупных внешнеполитических акций израильского правительства стала передача находившемуся под полным контролем советских властей московскому патриархату («красной церкви») недвижимого имущества русской православной церкви на территории Израиля.

Ситуация резко изменилась уже в первой половине 1949 г.; это было вызвано отказом правительства Д. Бен-Гуриона от односторонней ориентации на коммунистический лагерь (которому симпатизировали многие лидеры доминировавших в то время в стране левосионистских партий) и тем, что солидарность советских евреев с Государством Израиль (одним из ее проявлений стала восторженная встреча, устроенная ими Голде Меир: несколько десятков тысяч человек приветствовали ее при посещении Московской хоральной синагоги на Рош х а-Шана и Иом-Киппур) вызвала недовольство И. В. Сталина. СССР постепенно перестал поддерживать Израиль в ООН, отверг его просьбу об оказании технической помощи, а в начале 1953 г. в советской прессе прозвучали (в связи с делом врачей) утверждения о существовании «сионистской шпионской сети», плетущей интриги против СССР и стран «народной демократии». 9 февраля 1953 г. члены тайного кружка крайних националистов (так называемого Црифинского подполья) взорвали бомбу на территории советского посольства в Тель-Авиве (в знак протеста против антисемитской кампании в СССР и зависимых от него странах). Несмотря на то, что организаторов и исполнителей этой акции (в результате которой никто не пострадал) арестовали и предали суду, СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем. В июле того же года (после смерти И. В. Сталина и прекращения дела врачей) дипломатические отношения были восстановлены, однако антиизраильские тенденции в советской внешней политике продолжали усиливаться. СССР начал сближаться с теми арабскими странами (Египтом , затем Сирией), где к власти пришли леворадикальные режимы. В январе 1954 г. он впервые блокировал в Совете Безопасности ООН принятие двух благоприятных для Израиля резолюций, а в сентябре 1955 г. продал Египту (через Чехословакию) большую партию вооружения, что привело к серьезному нарушению стратегического баланса на Ближнем Востоке и в конечном итоге - к израильско-египетской войне 1956 г. (см. Синайская кампания). В ходе этого конфликта советское руководство выступило с угрозами в адрес Израиля (Н. Булганин, председатель совета министров СССР, направил Д. Бен-Гуриону ноту, в которой говорилось, что наступление израильской армии в Синае «ставит под вопрос самое существование Израиля как государства») и выразило готовность «разрешить выезд добровольцев» (то есть фактически послать регулярные военные части) в Египет для оказания ему помощи в «отражении агрессии». В середине 1950-х гг. началось свертывание советско-израильских экономических связей: если в 1954 г. объем товарооборота между двумя странами составил 3 млн долларов, то уже в 1955 г. - немногим более 1,5 млн; в последующие годы он продолжал снижаться (в ноябре 1956 г., сразу после окончания Синайской кампании, СССР в одностороннем порядке денонсировал заключенное ранее соглашение о поставках сырой нефти в Израиль).

Во второй половине 1950-х гг. - первой половине 1960-х гг. СССР, руководители которого рассматривали Израиль как верного союзника Великобритании и Франции, а затем США, и стремились добиться стратегического перевеса над странами Запада, отрезав их от источников сырья (особенно нефти) и рынков сбыта в «третьем мире», окончательно перешел на проарабские позиции. Несмотря на то, что израильская сторона неоднократно выражала готовность наладить дружественные отношения с СССР и сотрудничать с ним во всех областях (об этом говорилось, например, в ноте израильского министерства иностранных дел от января 1958 г. и в постановлении комиссии Кнесета по иностранным делам и обороне, принятом в декабре 1961 г.), политические, экономические и культурные контакты между двумя государствами были сведены к минимуму. Одновременно СССР оказывал широкую экономическую помощь арабским странам, находившимся в состоянии войны с Израилем, главным образом Сирии и Египту, поставлял им оружие, всемерно поддерживал их на международной арене, прежде всего в ООН. Советские средства массовой информации резко критиковали государственный и общественный строй Израиля и в особенности его внешнюю политику. В 1958 г. Израиль впервые посетила группа туристов из СССР (в основном писатели и деятели искусств); однако по возвращении они выступили в печати с крайне тенденциозными отзывами о еврейском государстве, показав тем самым, что главной целью этой поездки было дальнейшее развертывание антиизраильской кампании. В 1964 г. представители Израиля и СССР заключили соглашение о покупке Израилем части недвижимости, переданной ранее «красной церкви» (см. выше), однако это осталось эпизодом и ни в коей мере не способствовало развитию двусторонних экономических связей. В октябре 1965 г., когда США и Бразилия предложили обсуждавшийся в ООН проект Конвенции об искоренении всех видов расовой дискриминации дополнить списком расистских идеологий, включив в него антисемитизм, советская делегация потребовала, чтобы в этом списке фигурировал и сионизм (в результате закулисных маневров оба предложения были сняты).

Весной 1967 г. действия СССР на Ближнем Востоке во многом способствовали нагнетанию напряженности в регионе, приведшему в итоге к Шестидневной войне. В апреле 1967 г. советские средства массовой информации без всякого на то основания заявили, что Израиль концентрирует войска на севере страны, а дипломатические и военные представители СССР в Египте потребовали, чтобы он принял меры для предотвращения «израильской агрессии» против Сирии. Попытки правительства Израиля ознакомить советское руководство с истинным положением дел (премьер-министр Л. Эшкол даже предложил послу СССР в Израиле Д. Чувахину лично съездить на линию прекращения огня, дабы убедиться в том, что сообщение о сосредоточении израильских сил представляет собой фальшивку) не увенчались успехом. Все агрессивные по отношению к Израилю акции Египта в мае 1967 г. (переброска войск в Синай, блокада Тиранского пролива, обращение в ООН с требованием вывести ее воинские подразделения с линии прекращения огня, заключение военного союза с Иорданией) были осуществлены по инициативе СССР или с его одобрения. Одновременно советские представители в ООН блокировали обсуждение обстановки на Ближнем Востоке в Совете Безопасности; лишь 6 июня, когда война уже началась и поступили первые сообщения о поражении арабских армий, СССР поддержал резолюцию о прекращении огня. 10 июня он разорвал дипломатические отношения с Израилем; по его требованию так же поступили все остальные страны, входившие в коммунистический блок, кроме Румынии.

С лета 1967 г. до второй половины 1980-х гг. СССР не поддерживал с Израилем никаких политических, экономических или культурных контактов (исключением были спорадические встречи министров иностранных дел, например, перед открытием Женевской мирной конференции по Ближнему Востоку в декабре 1973 г. или на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН). Советские дипломаты время от времени посещали Израиль, а в Москве при посольстве Нидерландов фактически действовало израильское представительство, занимавшееся почти исключительно вопросами репатриации советских евреев. СССР оказывал политическую, экономическую и военную помощь арабским странам и террористическим организациям, осуществлявшим вооруженные акции против Израиля, неизменно поддерживал в ООН антиизраильские резолюции (включая принятую в 1975 г. резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН, приравнивавшую сионизм к расизму), а нередко и выступал в качестве их инициатора. Советская печать, радио и телевидение вели массированную антиизраильскую и антисионистскую кампанию, в ряде случаев принимавшую антисемитский характер; резкой критике подвергались как военные акции Израиля (см. «Энтеббе» операция , Ливанская война), так и достигнутые им соглашения с арабскими странами (в особенности заключенный в 1979 г. мирный договор с Египтом).

Лишь в конце 1980-х гг. советское руководство, проводившее в то время политику «перестройки» (одним из внешнеполитических аспектов которой было прекращение безоговорочной поддержки всех «антиимпериалистических» сил), постепенно отказалось от одностороннего подхода к ближневосточному конфликту и Государству Израиль как таковому. В советских средствах массовой информации впервые за долгое время появились материалы об Израиле, выдержанные в более или менее объективном или даже сочувственном тоне. В июле 1987 г. в Израиль прибыла советская консульская делегация в составе трех человек (первоначально было объявлено, что их единственная задача - провести с израильскими властями переговоры по вопросу о собственности русской православной церкви в Израиле; однако по завершении этих переговоров советские дипломаты остались в Тель-Авиве). В июне 1988 г. министр иностранных дел СССР Э. Шеварднадзе встретился с главой правительства Израиля И. Шамиром , а в июле того же года израильская консульская делегация прибыла в Москву. В октябре 1989 г. СССР посетил министр сельского хозяйства Израиля А. Кац-Оз; в соответствии с соглашением, подписанным во время этого визита, Израиль начал в декабре 1989 г. поставлять в СССР продукты питания. В ноябре 1990 г. был подписан советско-израильский договор о научно-техническом сотрудничестве, а в январе 1991 г. в Москве открылось консульство Израиля. В мае 1991 г. А. Бессмертных стал первым министром иностранных дел СССР, посетившим Израиль с официальным визитом. В октябре 1991 г. два государства достигли договоренности о восстановлении дипломатических отношений в полном объеме; А. Бовин был назначен советским послом в Израиле (приступил к выполнению своих обязанностей уже как посол России, поскольку к тому времени СССР распался). Мадридская мирная конференция по Ближнему Востоку, открывшаяся в конце октября 1991 г., проходила первоначально под эгидой США и СССР; во время ее 1-й сессии М. Горбачев, президент СССР, встретился с главой правительства Израиля И. Шамиром (единственная в истории советско-израильских отношений встреча на высшем уровне). В декабре 1991 г. советская делегация в ООН проголосовала за отмену резолюции, приравнивавшей сионизм к расизму.

Об отношениях между Израилем и государствами, образовавшимися после распада СССР, см. соответствующие статьи.

КЕЭ, том: 8.
Кол.: 289–293.
Издано: 1996.

Советский Союз установил дипломатические отношения с Государством Израилем сразу после его создания в мае 1948 года. С июня 1967 года по октябрь 1991 года дипотношения были прерваны. В 1987 году дипломатические контакты были возобновлены на уровне обмена консульскими группами, а в октябре 1991 года восстановлены дипотношения в полном объёме. В декабре 1991 года были открыты израильское посольство в Москве и советское (российское) посольство в Тель-Авиве.

Поступательный характер российско-израильских отношений подтверждается активным делегационным обменом, в том числе и на высшем уровне. С официальными визитами Москву посетили израильские премьер-министры И. Рабин (1994), Б. Нетаньяху (1999), Э. Барак (1999), А. Шарон (трижды в период с 2001 по 2003 год), Э. Ольмерт (2006). Важным событием в истории развития российско-израильских отношений стал официальный визит Президента Российской Федерации В. В. Путина в Израиль в апреле 2005 года Министр иностранных дел России С. В. Лавров нанёс шесть визитов в Израиль в рамках рабочих поездок по странам Ближнего Востока. Политический диалог между двумя странами развивается по широкому кругу вопросов, в том числе по меж-мидовской линии в рамках двустороннего рабочего Комитета по Ближнему Востоку. Обмен мнениями по проблематике ближневосточного урегулирования идёт постоянно и на различных уровнях. На регулярной основе в регионе работает спецпредставитель министра иностранных дел России (в настоящее время С. Я. Яковлев), который проводит консультации с израильской и палестинской сторонами в рамках международной «четвёрки» наблюдателей по урегулированию регионального конфликта.

Русскоязычная община израильтян является важным фактором развития всесторонних отношений между Россией и Израилем, которые за последние пятнадцать лет можно охарактеризовать как динамично развивающиеся. Результатом дипломатических усилий обеих сторон стало подписание следующих межправительственных соглашений, охватывающих все области взаимного сотрудничества:

— о воздушном сообщении (1993 год);

— о торгово-экономическом сотрудничестве (1994 год);

— о научно-техническом сотрудничестве (1994 год);

— о сотрудничестве в области агропромышленного комплекса (1994 год);

— о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки (1994 год);

— о сотрудничестве в области культуры и образования (1994 год);

— о сотрудничестве в области туризма (1994 год);

— о сотрудничестве в области физической культуры и спорта (1996 год);

— Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (1994 год);

— о сотрудничестве в области почтовой и электрической связи (1995 год);

— об учреждении и условиях деятельности культурных центров (1996 год);

— о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (1997 год);

— о сотрудничестве в области борьбы с преступностью (1997 год);

— о специальных мерах по обеспечению безопасности гражданской авиации (1997 год);

— о сроках и порядке выдачи виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов (2002 год);

— о сотрудничестве в области морского транспорта (декабрь 2003 год);

— об отмене визового режима (2008).

Активно развиваются межпарламентские связи: в Госдуме парламентскую группу «Россия—Израиль» возглавляет депутат Н. Н. Гончар; ассоциацией дружбы «Израиль— Россия» в Кнессете руководит З. Элькин.

В июне 1995 года в Москве состоялось первое заседание Смешанной Российско-Израильской Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Заседания Комиссии поочерёдно проводятся в России и Израиле. Последнее, пятое по счету заседание прошло в Москве в 2005 году. За последние три года объём товарооборота вырос вдвое, превысив 1,5 миллиарда долларов. Продолжается сотрудничество в области освоения космоса. С помощью российских ракет-носителей на орбиту были выведены израильские спутники: в июне 1998 года — «ТехСат-2», в декабре 2000 года — «Эрос-Al», в декабре 2003 года — «Амос-2», в декабре 2004 года — «Эрос-Б», в апреле 2006 года — «Эрос-Б 1».

В последние годы значительно укрепились партнёрские связи израильских городов с Россией и властями российских городов и регионов. Этому способствовало подписание в Иерусалиме в 2003 году. Соглашения о сотрудничестве между конгрессом муниципальных образований Российской Федерации и Центром местной власти Израиля. Во время празднования 300-летия Санкт-Петербурга было достигнуто соглашение о том, что израильский город Ришон ле-Цион и Северная столица России являются городами побратимами. В мае 2001 года состоялся визит мэра Тель-Авива Р. Хульдаи в Москву, во время которого был подписан Протокол о партнёрстве между Москвой и Тель-Авивом.

Насыщеннее и разнообразнее за последнее десятилетие стали культурные, общественные, молодёжные, научно-технические контакты, спортивные связи. В 2007 году в Тель-Авиве открылся российский культурный центр. Около 50 тысяч граждан России ежегодно посещают Израиль и почти 40 тысяч израильтян — Россию. Подписанное в 2008 году соглашение об отмене визового обмена способствует развитию туристического обмена.

Нынешний официальный визит главы израильского правительства в Россию — четвертый за последние полтора года. В прошлом июне во время празднования 25-летия дипломатических отношений между РФ и Израилем Путин и Нетаньяху демонстрировали идиллические взаимоотношения, обменивались шутками на сцене Большого театра. По дороге домой, в самолете, Нетаньяху даже заявил журналистам, что «мы превратили Россию из противника в друга».

Сегодня июньская декларация израильского главы правительства стоит перед серьезным испытанием, отмечает Алекс Ниренберг. Это придает его нынешнему визиту в Москву особый драматизм. Порой создается впечатление, что в последние полтора года обе стороны всячески старались игнорировать серьезнейшие разногласия, связанные с сирийской проблемой. Однако далее избегать этой темы невозможно. Ожидаются судьбоносные решения, которые могут оказать огромное влияние на достаточно деликатные и хрупкие отношения между Москвой и Иерусалимом.

Контекст

Израиль торгуется с Россией

Al-Akhbar 14.03.2017

Путин и Нетаньяху скрестили шпаги

Neue Zürcher Zeitung 13.01.2017

Между Путиным и Нетаньяху

Haaretz 14.12.2016

ООН: антиизраильский курс России

Maariv 27.10.2016 Главной проблемой является то, что Россия взаимодействует с Ираном и «Хезболлой» в войне против «Исламского государства» (запрещенная в России организация — прим. ред.) в Сирии и поддерживает разветвленные торговые отношения с Тегераном. В том числе и в военной сфере. Между тем, Израиль считает Иран главной угрозой своей безопасности. Он не готов смириться с тем, что «Исламское государство» и «Хезболла», с помощью России, пытаются закрепиться на сирийской части Голанского плато, вблизи от северных рубежей еврейского государства. Следует отметить, что российские военные руководители и представители военно-промышленного комплекса настаивают на сближении с Ираном — даже если это приведет к охлаждению отношений с Израилем.

Речь идет о практических соображениях: с Ираном можно заключать миллиардные сделки в оборонной сфере. В то же время, с точки зрения российских военных, Израиль был и остается не более, чем американским сателлитом, с которым так или иначе невозможно реализовывать серьезные торговые проекты в военной сфере. В прошлом году российские СМИ подробно освещали заключение многомиллиардного договора о военной помощи между США и Израилем, подчеркивая, что таким образом Америка привязывает Израиль к своим стратегическим интересам.

И в Израиле, и в России многие задают вопрос: в чем подлинная суть российско-израильских отношений? Идет ли речь о партнерах, имеющих общие стратегические интересы, как это официально декларируют обе стороны. Или эти страны были и остаются жестокими противниками, как это имело место в советский период после Шестидневной войны 1967 года?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Израильские правящие круги связывали поддержку Советского Союза в вопросе о создании государства Израиль с разрешением свободной эмиграции евреев из СССР.

Советское правительство разграничило вопрос поддержки политики Израиля в ООН и в международной политике и вопрос репатриации советских граждан еврейской национальности. Последний вопрос стал камнем преткновения в советско‑израильских отношениях. Признание за евреями права свободного выезда из СССР на постоянное место жительства в Израиль означало признание сионизма, что подрывало коммунистическую идеологию Советского государства.

Разногласия между двумя странами вызывала и советская политика на Ближнем Востоке. СССР требовал создания арабского государства в Палестине, в то время как Израиль и Великобритания предпочли аннексию этой территории Иорданией. СССР выступил за опеку Совета Безопасности ООН над Иерусалимом, что также шло вразрез с планами Израиля. Как отмечали советские дипломаты, Израиль на Ближнем Востоке стал проводить политику, созвучную стратегическим интересам США.

Во второй половине 1949 года были прекращены торговые отношения между Израилем и СССР. Советский Союз отклонил просьбу Израиля о предоставлении кредита, и после этого закупки продукции Израилем прекратились.

"Дело врачей" в начале 1953 года, по которому в СССР была арестована группа медиков еврейской национальности, вызвало большой резонанс в Израиле и дало повод обвинить советское правительства в политике антисемитизма.

9 февраля 1953 года на территории миссии СССР в Израиле произошел взрыв бомбы, произведенный неизвестными террористами, в результате чего были ранены три человека. В ноте протеста от 11 февраля от имени правительства Советского Союза ответственность за террористический акт возлагалась на правительство Израиля. 12 февраля 1953 года нота была вручена посланнику Израиля в СССР, дипломатические отношения с Израилем были разорваны.

После реабилитации обвиняемых по "делу врачей" началась серия переговоров о восстановлении дипломатических отношений между двумя странами. 6 июля 1953 года министр иностранных дел Израиля Моше Шаретт направил министру иностранных дел СССР Вячеславу Молотову официальное предложение "восстановить в духе подлинной международной дружбы нормальные дипломатические отношения, которые были прерваны 12 февраля 1953 года". В ответном письме от 15 июля 1953 года Молотов сообщил о "желании иметь дружественные отношения с Израилем и считает возможным восстановить дипломатические отношения с правительством Израиля".

10 июня 1967 года дипотношения между двумя странами вновь были прерваны с началом войны Израиля с Египтом, Иорданией, Сирией, Ираком и Алжиром, которая получила название Шестидневной войны. Война окончилась серьезным поражением арабских государств. СССР, демонстрируя свою солидарность с арабскими странами, разорвал дипломатические отношения с Израилем.

С лета 1967 года до второй половины 1980‑х годов СССР не поддерживал с Израилем никаких политических, экономических или культурных контактов (исключением были единичные встречи министров иностранных дел, например, перед открытием Женевской мирной конференции по Ближнему Востоку в декабре 1973 года или на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН). Советские дипломаты время от времени посещали Израиль. Израильское представительство действовало при посольстве Нидерландов в Москве и занималось почти исключительно вопросами репатриации советских евреев.

Интересы Советского Союза в Израиле представлял а Финляндия.

В 1985 году между Москвой и Тель‑Авивом начались переговоры о восстановлении дипломатических отношений, которые завершились визитом первой израильской делегации в Москву в 1988 году. В 1987 году были возобновлены контакты по консульской линии.

Дипломатические отношения между СССР и Израилем были восстановлены в полном объеме 18 октября 1991 года. Совместное заявление о восстановлении дипотношений было принято в ходе визита советского министра иностранных дел Бориса Панкина в Иерусалим. Генеральные консульства обеих стран получили статус посольств. Это произошло накануне открытия Мадридской конференции по урегулированию арабо‑израильского конфликта, проходившей под эгидой США и СССР.

Советским послом в Израиле был назначен известный публицист Александр Бовин. Опытный дипломат Арье Левин стал первым после восстановления отношений чрезвычайным и полномочным послом Израиля в СССР.

В декабре 1991 года были открыты российское посольство в Тель‑Авиве, израильское посольство в Москве.

13 декабря 1991 года посол Советского Союза Александр Бовин вручил в Иерусалиме верительные грамоты президенту Израиля Хаиму Герцогу. Новый посол СССР пробыл на своем посту всего несколько дней, так как Советский Союз перестал существовать. Посол СССР Александр Бовин стал послом Российской Федерации.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В 1947 году СССР принял решение поддержать в ООН план раздела Палестины и признал Израиль сразу после его провозглашения. Дипломатические отношения между СССР и Израилем были установлены в мае 1948 г. 10 июня 1967 г. дипотношения были прерваны с началом Шестидневной войны. В 1985 г. между Москвой и Тель-Авивом начались переговоры о восстановлении дипломатических отношений, которые завершились визитом первой израильской делегации в Москву в 1988 г. В 1987 г. были возобновлены контакты по консульской линии, а 8 октября 1991 г. дипотношения были восстановлены в полном объеме. В декабре 1991 г. были открыты российское посольство в Тель-Авиве, израильское посольство в Москве.

Между нашими странами поддерживается активный политический диалог. Важным фактором двусторонних отношений является наличие в Израиле многочисленной (более миллиона человек) общины русскоязычных выходцев из бывшего СССР. Сложилась практика регулярных политических консультаций, осуществляется делегационный обмен на различных уровнях.

Историческое значение имел визит В.В.Путина в апреле 2005 г. – первый визит главы Российского Государства в Государство Израиль. В последнее время российско-израильские саммиты проходят практически ежегодно (сентябрь 2009 г., февраль 2010 г., март 2011 г.) В июне 2012 г. Президент В.В.Путин в рамках двухдневного ближневосточного турне вновь посетил в Израиль, где принял участие в церемонии открытия мемориала в честь победы Красной армии над фашистской Германией в г.Нетанья. В ноябре 2012 г. состоялся визит президента Израиля Ш.Переса в Москву. В июне 2013 г. – встреча В.В.Путина и премьер-министра Б.Нетаньяху.

Между Россией и Израилем действуют следующие межправительственные соглашения: О воздушном сообщении (1993 г.); О торгово-экономическом сотрудничестве (1994 г.); О научно-техническом сотрудничестве (1994 г.), О сотрудничестве в области агропромышленного комплекса (1994 г.); О сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки (1994 г.); О сотрудничестве в области культуры и образования (1994 г.); О сотрудничестве в области туризма (1994 г.); Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (1994 г.); О сотрудничестве в области почтовой и электрической связи (1995 г.); Об учреждении и условиях деятельности культурных центров (1996 г.); О сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (1997 г.); О сотрудничестве в области борьбы с преступностью (1997 г.); О специальных мерах по обеспечению безопасности гражданской авиации (1997 г.); О сроках и порядке выдачи виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов (2002 г.); О сотрудничестве в области морского транспорта (2003 г.); О военно-техническом сотрудничестве в интересах третьих стран (2005 г.); Об отказе от визовых требований при взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Государства Израиль (2008 г.); О сотрудничестве в области промышленных НИОКР (2010 г.).

Заключены также: Межмидовский меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области совершенствования профессиональной и языковой подготовки дипломатических кадров (1998 г.); Меморандум об углублении межмидовского взаимодействия (2004 г.); Меморандум о сотрудничестве Счетной палаты Российской Федерации с ведомством Госконтролера Израиля (2006 г.); Соглашение о сотрудничестве и партнерстве между российской ТПП и Федерацией израильских экономических организаций (2006 г.); Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (2011 г.); Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения (2016); Соглашение об обмене об обмене информацией по линии таможенных служб (2016); Соглашение о взаимодействии в сферах строительства и жилищного хозяйства (2016), Меморандум о сотрудничестве между Генпрокуратурой России и Минюстом Израиля (2017), Меморандум о сотрудничестве между Росархивом и Госархивом Израиля (2017), Протокол о внесении изменений в Соглашение между правительствами России и Израиля о воздушном сообщении (2017).



Поделиться: