Денежная реформа с.Ю. Витте (1895—1897 годов)

Проведение денежной реформы было направлено на закрепление финансовой стабильности, ускорения расчетов, вовлечение в банковскую систему избыточной наличности, обеспечение стабильности курса национальной валюты к иностранным валютам.

Прогнозы относительно последствий реформы, которые были разработаны Правительством и Национальным банком Украины, полностью оправдались.

Во-первых, удалось побеждать инфляцию в прогнозируемых параметрах: 5,7% ѕ для августа, 2,0% ѕ быть сентябрь, 1,5% ѕ для октября.

Во-вторых, с первых дней реформы Национальный банк Украины поддерживал стабильный курс гривни к иностранным валютам, в частности 176 гривен для 100 дол. США, который отвечало курсу, который сложился в карбованцах в канун денежной реформы. Фактически в промежуток реформы и в первые 20 дней после ее завершения был зафиксирован курс украинской денежной единицы для обеспечения финансовой стабильности. Некоторое кризис курса гривни, которое началось 7 октября, является подтверждением повторение режима плавающего курса и выведения его для реальное значння с целью поддержки отечественного производителя и стимулирования экспорта.

Национальный банк Украины разработал новые нормативные документы, которые гораздо расширяют возможности физических лиц ѕ резидентов и неризидентив, в осуществлении посредством украинские уполномоченные банки социальных платежей в иностранной валюте для пределы Украины, которая довольно помогать созданию условий для присоединения Украины древле 8 статьи Статуса Международного валютного фонда и довольно обозначать официальное международное признание гривни конвертированной валютой для текущими операциями. В-третьих, проведение реформы ускорило предписание денег и способствовало улучшению состояния денежно-кредитного рынка Украины. Это в первую очередь уменьшение объемов наличности в обращении для фоне дякого барыш цен и ощутимое нарастание ликвидности коммерческих банков, который не наблюдалось в последнее время. Да, в путь августа-октября темпы роста цен потребительского рынка составляли 9,4%, а объемы наличности в обращении для сей промежуток не единственно не выросли, а уменьшились для сумму быть 150 млн.грн.

За счет увеличения срочных депозитов субъектов понимание хозяйства и житель ликвидность коммерческих банков выросла почти для такую же сумму и для гибель октября достигла 500-600 млн.грн.

Это способствовало росту объемов кредитов, какие коммерческие банки предоставляют субъектам понимание хозяйства. Общий величина задолженности для кредитами в национальной валюте увеличился из 3,2 млрд.грн. для 1 августа к почти 3,5 млрд.грн. для 1 ноября, а в иностранной валюте сообразно из 1,30 млрд.грн. древле 1,35 млрд.грн. Наметилась желание роста объемов долгосрочного кредитования.

Улучшилась строение денежной массы. Если для 1 августа удельный авторитет наличности в общем объеме денежной массы превышал 45%, то для 1 ноября сей показатель уменьшился и составляет 43%.

В канун денежной реформы ускоренными темпами происходило привлечение средств населения для депозиты в коммерческих банках. Эта желание сохранялась во век реформы и после ее окончания. За промежуток с 1 августа сообразно 1 ноября объемы вкладов увеличились для 101 млн.грн. (15%) и достигли 785 млн.грн., который свидетельствует о доверии населения к гривни.

Необходимо отметить также стабильность уровня процентных ставок банковской системы Украины для сей промежуток и их постепенное снижение для последние три месяца. Средний высота процентных ставок для кредитами коммерческих банков с 73,4% в июне малопомалу снизился древле 63,6% в октябре, а для депозитами сообразно с 32,3% древле 27,7% (в годовом вычислении).

Проведение реформы способствовало более активному поступлению платежей посредством населения для коммунальные и другие услуги, увеличению объемов реализации товаров. В результате для 12 дней реформы в банки поступило в целом торговой выручки для сумму 761 млн.грн., alias для 21,5% больше чем для заслуженный промежуток августа месяца.

Сегодня можно уверенно заявить, что денежная реформа:

  • * обеспечила внедрение одного из важнейших атрибутов государственности - платежные средства.
  • * способствовало неуклонному снижению инфляции;
  • * позволила устранить значительные колебания обменного курса;
  • * стимулировала рост поступлений иностранной валюты в государство (в том числе и возвращение украинских капиталов, хранящихся за рубежом);
  • * способствовала созданию лучших условий для привлечения иностранных инвестиций.

Все это, безусловно, положительно повлияло на финансовую ситуацию в Украине. В результате резко сократилось количество банкнот в обращении, что существенно облегчило бухгалтерский учет, работу кассиров, банковских учреждений, торговой сети, всех субъектов хозяйствования.

Но за весь период от начала реформы сохраняется устойчивый курс украинской гривны относительно иностранных валют.

Председатель правления «Проминвестбанка» Владимир Матвиенко считает, что одним из главных недостатков реформы является ее некомплексность, «так как были, в том же виде и остаются налоговая система, механизм расходов бюджета, валютное регулирование. Кроме некомплексности, уязвимым местом в проведении реформы является ее опоздания. Уникальную возможность, которая была примерно четыре года назад, нормализовать денежное обращение путем конфискационных реформы потеряно ».

Относительно сложная экономическая ситуация в Украине вызывает необходимость постановки и направления усилий на достижение одновременно нескольких целей денежно-кредитной политики. Стратегической целью признается поддержания стабильности национальной валюты. При этом официально признается необходимость сдерживания уровня инфляции. Другой целью, которая публично в качестве денежно-кредитного ориентира не признается, является увеличение международных валютных резервов путем покупки Национальным банком Украины избытка предложения валюты над спросом на нее и связанная с этим выплата внешних долгов Украины.

С середины 2000 года курс национальной валюты остается стабильным (так, в 2001 году гривна девальвировала всего на 2,5%). Главной причиной подобной устойчивости на фоне увеличения притока валюты в страны в виде выручки экспортеров стало активное вмешательство Национального банка в операции на межбанковском валютном рынке. Хотя официально курс национальной валюты в Украине свободно плавающим, что в классическом варианте должно исключать вмешательство НБУ с целью влияния на курс, фактически динамика изменения курса гривны в течение последних двух лет находилась под пристальным вниманием Центрального Банка страны.

С целью регулирования курса национальной валюты курсовая политика страны может осуществляться в двух направлениях: снижение (девальвация) и повышение валютного курса (ревальвация).

Анализ ситуации на наличном денежном рынке в период реформы свидетельствует о том, что наибольшие объемы исключения из обращения карбованцев имели место в первые 5 дней реформы, когда ежедневно изымалось из обращения 31-38,6 трлн. крб., или 9-12% карбованцевой массы, которая находилась в обращении в канун реформы. Некоторый рост инфляции в августе является следствием последующей либерализации цен на платные услуги. Цены на продовольственные товары за августа снизили на 1,7%, а на непродовольственных выросли лишь на 0,8%. Индекс оптовых цен за января-августа составлял 113,6%, что значительно нижет индекса цен потребительского рынка (132,2%), и свидетельствует о снижении давления инфляции расходов на уровень потребительских цен.

Начиная с марта 1996 года постоянно повышался курс украинского карбованца к доллару США и вторых иностранных валют. Практически вон был зафиксирован на уровне 176 тис.крб. за 1 доллар США, что вместе с понижением инфляции обеспечивало финансовую стабилизацию в Украине.

Существенно приостановлен спад производства в сравнении с предыдущим годом (с 14,1% за января-августа 1995 года до 3,7% за соответствующий период 1996 года).Падение объемов валового внутреннего продукта за отмеченный период снизило с 12,4% до 9,5%.

Денежные доходы населения в июле 1996 года по сравнению с июнем выросли на 26%.

Невзирая на ревальвацию украинского карбванця в течение первого полугодия 1996 года экспорт товаров и услуг в сравнении с соответствующим периодом 1995 года вырос на 30,6%, что при меньшем темпе роста импорта (27,3%) обеспечило снижение на 2,3% отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса Украины и стало предпосылкой последующего развития внешнего сектора экономики.

Состоянием на 19 сентября остались неизмятыми 10,2 трлн. крб., в том числе из обращения 9,5 трлн. крб. но из касс коммерческих банков 0,7 трлн. крб.

Начиная с 17 сентября 1996 года функционирования в наличном обращении карбованцев прекращено и единственным средством платежа на территории Украины стала гривна и ее разменная монета (копейка. Учреждениями Сберегательного банка Украины и других коммерческих банков, которые привлекают средства населения, были перечислены в установленном порядке все вклады населения по состоянию на 2 сентября 1996 года с соответствующими записями в лицевых счетах вкладчиков. Перечисление вкладов осуществлялось без любых ограничений в соотношении 100000 руб. за 1 гривну.

За период проведения реформы (с 2 по 16 сентября этого года) национальный банк Украины осуществил выпуск в наличное обращение 3132,5 млн. гривен. Выпуск гривны в обращение осуществлялся путем обмена на карбованце, выдачи средств на оплату труда, закупку сельскохозяйственных продуктов и из вкладов населения, подкрепления отделений связи, а также других выдач.

Положительные и отрицательные стороны проведения девальвации или ревальвации курса украинской валюты-гривны в систематизированном виде изображены в рисунке 2.1.

Падения валютного курсу (девальвация)

Увеличения валютного курсу (ревальвация)

Позитивы

Негативы

Позитивы

Негативы

1. Увеличение способности конкурировать отечественных производителей на мировых рынках (увеличение экспорта товаров)

1. Ускорения темпов инфляции

1. Становятся дешевле товары, импортируемые и которые признаются критическими для экономики (речь идет об энергоносителях и оборудование, импортируемые)

1. Снижение прибыльности экспорта товаров (отсюда падение темпов роста экспорта)

2. Потеря доверия к национальной валюте

3. Сокращение сбережений и падение реальных доходов населения

2. Замещение импортных товаров отечественными, вытеснения первого с внутреннего рынка (уменьшение импорта товаров)

4. Уменьшение притока иностранных инвестиций в страну

2. Дешевеет обслуживание государственного долга Украины

2. Через получение курсовой преимущества импортными товарами падает производство у отечественных производителей, которые не могут конкурировать с иностранными

5. Увеличиваются расходы государственного бюджета на обслуживание внутренних и внешних долговых обязательств

1. Отток валюты за границу (в связи с невозвратом в Украину валютной выручки экспортерами)

Рисунок 2.1. - Оценка девальвации или ревальвации гривны

Увеличение предложения иностранной валюты позволило существенно укрепить курс национальной валюты относительно доллара США и обеспечить его стабильность в течение 2000-2001 годов (порой Национальному банку приходилось даже сдерживать рост курса гривны, чтобы не вызвать "перегрев" экономики и не нанести ущерб экспортерам).

Проведение реформы способствовало более активному поступлению платежей посредством населения для коммунальные и другие услуги, увеличению объемов реализации товаров. В результате для 12 дней реформы в банки поступило в целом торговой выручки для сумму 761 млн. грн. , alias для 21,5% больше чем для заслуженный промежуток августа месяца.

Денежная перемена в Украине ѕ это чрезвычайное событие для нашего государства, в результате которого создан единовластно из неотъемлемых атрибутов государственности. Такое широкомасштабное мероприятие, которое предусматривало добиваться полную замену в наличном обращении для гнусный срок (две недели) денежных знаков, перемена масштаба цен и перевода всей денежной системы, включая и безналичные расчеты, для новую денежную единицу ѕ гривну, в истории Украины проводился впервые.

Вместе по увеличению экспорта встала проблема поступления в Украину большого количества иностранной валюты (что в обязательном порядке продавалась экспортерами на валютном рынке), которая осуществляла ревальвационный давление на гривну (возможные негативные последствия значительного роста курса национальной валюты объяснялись ранее). Это могло свести на нет положительный эффект от девальвации гривны, болезненно ударить по экспортерам, которые обеспечивали существенную долю национального продукта.

Чтобы избежать этого, Национальному банку пришлось активно скупать избыточное количество валюты, поступавшей в виде выручки экспортеров. С одной стороны, это дало ему возможность построить свои валютные резервы (на начало 2002 года их объем достиг рекордных за годы независимости размеров - больше, чем 3 млрд. долларов) и обеспечить своевременное выполнение обязательств Украины по внешнему долгу, но, с другой, повлекло значительное инфляционное давление на экономику (связан по увеличению количества денег в обращении, которые выпускались для покупки иностранной валюты). Отсюда возникла острая дилемма содержание стабильным валютного курса и недопущения роста цен на товары и услуги. Эта проблема актуальна и по сей день .

В этом году исполнилось десять лет со времени проведения денежной реформы и введение украинской национальной валюты-гривны. В своем поздравлении Президент Украины Виктор Ющенко отметил, что проведена в Украине в 1996 году денежная реформа, признана зарубежной общественностью, специалистами международных финансовых организаций и стала одной из самых успешных в современной мировой практике. Такая оценка является свидетельством профессиональной зрелости всех, кто приложил усилия для внедрения этого масштабного мероприятия, прежде всего банковских работников.

Политика Украины, которая проводилась в 1995 году и первой половине 1996 года, обеспечила увеличение стабилизационных процессов в экономике, в частности:

  • · существенно замедлилась инфляция;
  • · отсутствие беспричинно называемого “денежного нависания”, если суждение денег гораздо превышает зов для них;
  • · окреп курс национальной валюты;
  • · замедлились темпы снижения промышленного производства и объемов валового внутреннего продукта;
  • · выросла активность домохозяйств внимательный субъектов экономики;
  • · выросли доходы и сбережения населения;
  • · улучшились результаты внешнеэкономической деятельности.

Значительное снижение темпов инфляции началось с февраля 1996 возраст и приобрело стабильный характер. В июне и июле индекс цен потребительского рынка составлял единственно 100,1%, в августе ѕ 105,7% древле предыдущего месяца быть 109,4% в январе. Некоторый барыш инфляции в августе является следствием последующей либерализации цен для платные услуги. Цены для продовольственные товары для августа снизились для 1,7%, а для непродовольственных выросли единственно для 0,8%. Индекс оптовых цен для января - август составлял 113,6%, который гораздо ниже индекса цен потребительского рынка (132,2%), и свидетельствует о снижении давления инфляции расходов для высота потребительских цен.

Начиная с марта в 1996 году безостановочно повышался курс украинского карбованца к доллару США и других иностранных валют. Практически он был зафиксирован для уровне 176 тыс. крб. для 1 доллар США, который вместе с понижением инфляции обеспечивало финансовую стабилизацию в Украине.

За десять лет, прошедшие мы сохранили стабильность национальной валюты, укрепили доверие к ней, что является надежным рычагом для экономического и социального развития Украины ».

Председатель Национального банка Украины Владимир Стельмах подчеркнул, что «гривна надежно вошла в жизнь каждого гражданина Украины и являются определяющим фактором экономического и социального развития, утверждения и развития национального денежно-кредитного рынка, стимулом высокопроизводительного труда. Ее возрождение тоже не имело аналогов в мире - потому введения гривны в жизнь было осуществлено на основе проведения открытого и безконфискацийного обмена купонокарбованцы, дало возможность обеспечить стабильность на денежном, потребительском и валютном рынках и, в итоге, возродить и утвердить доверие к национальным деньгам и банков целом ».

В результате проведения денежной реформы удалось обеспечить определенное реформа состояния финансово денежной системы. Это довольно помогать целеустремленному развитию экономики Украины.

Реформа от лат. означает «претворение». В более широком понятии реформа - это превращение, изменение чего-либо. Реформы могут быть коренными или частичными, касаться или не касаться основ общественного строя, иметь прогрессивный или реакционный характер.

Денежная реформа - это полное или частичное изменение денежной системы с целью ее построения и укрепления. На практике денежная реформа является основным инструментом в ослаблении инфляции и ликвидации ее наиболее тяжелых последствий.

Денежная реформа -- это преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращении, сопровождающееся выпуском в обращение новых денежных знаков и принудительным изъятием старых.

Как правило, денежные реформы осуществляются при смене типа производства или общественно-экономической формации (золотой стандарт сменился кредитными деньгами), а также в период восстановления экономики, разрушенной вследствие различных причин (революций, войн).

Виды денежных реформ

Полная денежная реформа - это создание новой денежной системы. Проводится при образовании новых государств или создании национальной денежной системы в случае объединения денежных систем нескольких стран (например, создание единой денежной системы стран Европейского союза).

Частичная денежная реформа - это упорядочение существующей денежной системы с целью стабилизации денежного обращения. При проведении частичной денежной реформы меняются отдельные элементы денежной системы: порядок эмиссии, денежные знаки, название денежной единицы.

Конфискационные денежные реформы - реформа, изменяющая (как правило уменьшающая) покупательную способность денег.

Неконфискационные денежные реформы - реформа без изменения покупательной способности денег.

Денежные реформы бывают "мягкие" и "жесткие" в зависимости от степени девальвации или ревальвации.

«Мягкая» реформа допускает поэтапную реализацию изменений. Например, постепенный переход к новой валюте. Самая мягкая денежная реформа: деноминация.

" Жесткая" реформа осуществляется мгновенно. Самая жесткая денежная реформа: нуллификация.

В широком понятии денежные реформы означают переход от одной денежной системы к другой; в узком - частичное изменение элементов денежной системы.

Реформы осуществляются разными методами в зависимости от существующей политической системы, положения отдельных классов, состояния экономики стран. Денежные реформы сопровождаются изъятием из обращения всех или части обесцененных бумажных знаков и замены их новыми деньгами (как в наличной, так и в безналичной форме); изменением валютного курса; перестройкой денежной системы с введением нового эмиссионного законодательства. А в период использования золота как монетарного металла (до 1973 г.) денежной реформой являлось и изменение золотого содержания денег.

В истории денежного обращения известны следующие механизмы денежных реформ.

1. Переход от одного денежного товара к другому, от одного типа денежной системы к другой.

2. Исключение неполноценных, обесцененных или неразменных денежных знаков из обращения и замена их полноценными, разменными знаками.

3. Введение нового эмиссионного законодательства.

4. Стабилизация валюты или частичные мероприятия по упорядочению денежного обращения.

5. Образование новой денежной системы в связи с государственной перестройкой.

Примером первого вида изменений в денежной системе может служить переход от одних денежных единиц к другим.

Переход от одного металла к другому (более ценному), например, от меди к серебру, а от серебра к золоту или переход от биметаллизма к монометаллизму, а от мономёталлизма к бумажно-кредитной системе.

Можно определить, что переход от медных денег к серебряным, а потом золотым осуществляется уже в древнем Риме. А денежные реформы, направленные на внедрение биметаллической денежной системы с последующим переходом к монометаллизму, характерны, в основном для США.

Примером второго вида денежной реформы может служить принятый в 1695 г. в Великобритании Закон, согласно которому, все старые монеты, которые утратили весовое содержание, надо было сдать для перечеканки в полноценные монеты.

К денежным реформам третьего вида, относится, например, отмена порядка эмиссии денег в США в 1913 г., когда право выпуска банкнот получили 12 Федеральных резервных банков. Порядок обеспечения банкнот был также изменен. Банкноты стали выпускаться не под государственные ценные бумаги, а под золото(40% обеспечения) и коммерческие векселя (60%).

Четвертым видом денежных реформ является стабилизация денежного обращения: может осуществляться разными методами, из которых наиболее типичные:

Нуллификация - объявление государством обесценившихся денег недействительными. Иногда представляет собой обмен старых денег, на новые по курсу, который сводит операцию обмена к техническому инструменту. По сути является видом денежной реформы. Проводится в период стабилизации экономики после гиперинфляции, как правило, для восстановления доверия к национальной валюте.

Девальвация - происходит от латинского:де - приставка, означающая понижение,vа1ео - имею стоимость. Означает снижение курса национальной валюты к международным валютным единицам; ранее - до отмены золотых паритетов в 1976 ~ 1978 г.г. - к золоту.

Объективной основой девальвации является курсовой перекос - завышение официального курса валюты по сравнению с рыночной.

Ревальвация - происходит от латинского: ре -приставка, означающая обратное действие,vа1ео - имею стоимость. Означает повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или к международным валютным единицам (ранее к золоту);

Деноминация - изменение масштаба цен и способом увеличения нарицательной стоимости денежных знаков. Обмен денежных знаков на новые, с одновременным пересчетом цен, тарифов, заработной платы.

Указанные методы широко использовались в истории денежного обращения.

Нуллификация была проведена во Франции в 1796-1797 гг. при переходе от асигнатов и денежных мандатов, которые обесценились (без их выкупа) к полноценным металлическим деньгам; в 1924 году в Германии был проведен обмен: новая марка менялась на 1 трлн. старых марок; после окончания 2-й мировой войны была проведена нуллификация в Югославии, Румынии, Греции, Венгрии.

Девальвация осуществлялась в США в 1780 г., в России - в 1895 г.

Деноминация проводилась в Австрии в 1811 г., когда старые гульдены были выменяны на новые по соотношению 5:1. В 70-80 г.г.XXвека в развивающихся странах так же неоднократно проводились денежные реформы в форме деноминации по соотношению 1000: 1: в Бразилии, Заире, Чили, Уругвае.

Чаще всего деноминация проводится на завершающем этапе стабилизации экономики после периода ускоренной инфляции. В процессе деноминации обмен, как правило, проводится без ограничения. Для более плавного вхождения в оборот новых денег вводится период параллельного хождения денег нового и старого образцов. Технически обмен в современном обществе осуществляется в виде эмиссии наличных денег только нового образца и постепенного изъятия из оборота старых денег.

Пятым видом денежных реформ являетсясоздание новых денежных систем. Осуществляются такие реформы в период распада империй и создания новых государств. К последнему виду денежной реформы следует отнести реформу, которая была проведена в Украине в 1996 г.

Денежная реформа в Украине

Необходимость проведения денежной реформы на территории Украины обусловливалась двумя главными причинами:

Причины проведения денежной реформы в Украине

Провозглашение Украины самостоятельным и независимым государствам, Экономическая независимость Украины могла быть реальной лишь при образовании собственной стабильной национальной валюты.

Украина, как и все субъекты прежнего СССР, находилась в глубоком денежном кризисе, что выражалось в значительном обесценивании карбованца, расстройстве денежного обращения, падении роли денег и натурализации хозяйственных связей.

Эти процессы усиливали падение общественного производства, снижали жизненный уровень населения, тормозили переход к рыночной экономике и формированию рыночной инфраструктуры.

О своих намерениях ввести в обращение гривну Украина провозгласила еще летом в 1990 г., разработав и издав такие нормативные документы: "Декларацию о государственном суверенитете Украины", Закон "Об экономической самостоятельности Украины", "Концепцию перехода к рыночной экономике". В них были разработаны основы введения в обращение национальной денежной единицы.

Однако денежная реформа была проведена в 1996 году.

Это объясняется следующими причинами:

Причины постепенного осуществления денежной реформы в Украине

Во-первых, недостаточная компетентность органов власти в проведении подобных экономических мероприятий

Во-вторых, наличие и углубление финансово-экономического кризиса и структурной диспропорции производства

В-третьих, размытые границы рублевой зоны, которая продолжали функционировать и после распада СССР во всех постсоветских республиках, в том числе и Украине

10 января 1992 г. была введена квазиденежная единица многократного использования - украинский купоно-карбованец. Позитивное значение этого мероприятия заключалось в том, что Украина смогла избежать опасного для суверенитета государства углубления платежного кризиса. Одновременно, эта мера не способствовала выходу Украины из рублевой зоны, так как весь безналичный оборот продолжал обслуживаться российским рублем.

Ситуация продолжала оставаться неизменной достаточно длительный период времени - до ноября 1992 г. 12 ноября 1992 г. Президент подписал Указ "О реформе денежной системы Украины", в соответствии с которым купоно-карбованец был введен и в безналичную сферу денежных отношений.

Российский рубль перестал функционировать в денежном обращении Украины.

До введения на территории Украины гривны в денежном обращении можно было наблюдать множество негативных экономических явлений. Например, при росте темпов инфляции (июль 1992 г. в результате проведения инфляционной монетарной политики), а позже и гиперинфляции (в 1993 г.) можно было наблюдать спад производства.

На протяжении ноября 1993 г. ситуация ухудшилась: изменение законодательства в сфере валютного регулирования привело к углублению кризиса финансово- кредитной системы, резкому скачку цен (цены увеличились в 25 раз), что привело к искусственному дефициту денежных знаков.

Однако на протяжении 1995 - 1996 годов указанные недостатки удалось ликвидировать, что привело к ускорению оборачиваемости денежной массы. Показатель оборачиваемости денежной массы значительно увеличился и составил свыше 10 оборотов, что свидетельствует о формировании эффективной монетарной политике НБУ.

Усиление стабилизационных процессов в первой половине 1996 г. в экономике Украины позволило начать процесс осуществления денежной реформы.

Реализация денежной реформы происходила активно в обеспечивало неконфискационной цивилизованной форме, что неприкосновенность денежных сбережений населения.

Денежная реформа в Украине была проведена в соответствии с Указом Президента «О денежной реформе в Украине» от 25.08.1996 г., на основе которого в денежный оборот была введена полноценная национальная валюта - гривна

Согласно Указу Президента Украины переход на новую валюту совершался постепенно:

На протяжении двух недель со 2 по 16 сентября - действительными были два платёжные средства - купоно-карбованец и гривня.

Со второго сентября 1996 г. НБУ прекратил эмиссию украинских карбованцев и выпустил в обращение банкноты стоимостью 1,2,5,10,20,50 и 100 (а с 2002 г. - 200) гривен и биллонные монеты номинальной стоимостью 1,2,5,10,25,50 (а с 2002 - 1 и 5 грн.) копеек. Обмен совершался в соотношении 100 тыс. карбованцев за 1 гривну.

Осуществленная денежная реформа привела к значительному уменьшению уровня инфляции - в 1997 году он был одним из наименьших за весь период с 1992 по 1996 годы (10%) и в этом году скорость оборота денег уменьшилась до 8,52 оборота за год. Такое соотношение показателей можно объяснить тем, что на протяжении 1997 года еще действовали положительные тенденции заложенные в 1995 - 1996 годах Реформа повлияла и на уровень долларизации экономики, если в 1994 году он составлял 32,5%, то в 1997 году снизился до 13,33%.

Общие черты денежной реформы в Украине 1996 г..

Необходимость обусловлена:

- провозглашением экономической независимости Украины;

Глубоким экономическим кризисом, при котором не функционировали инструменты управления денежным обращением, снижалась роль денег.

Предпосылками проведения денежной реформы явились;

Достижение относительной денежной стабилизации.;

Неукоснительное соблюдение границ установленного дефицита государственного бюджета;

Создание валютного рынка и обеспечение достаточного запаса валютных резервов;

Привлечение внешней финансовой и технической помощи для создания стабилизационного фонда.

Цели проведения денежной реформы:

Замена временной денежной, единицы - украинского карбованца на полноценную национальную валюту -гривну;

Изменение масштаба цен;

Оздоровление и упорядочение денежного оборота, преодоление катастрофических, социально-экономических последствий обесценения денег.

Результаты проведения денежной реформы дают основания утверждать, что с технической стороны всё было детально продумано, реформа проводилась без ажиотажа, согласно установленному порядку и в определенные сроки.

Последствия инфляции и антиинфляционная политика

Как экономическое явление инфляция хорошо известна и достаточно подробно описана в экономической литературе. И это естественно, поскольку XXвек для большинства стран мира был веком инфляции. Только в немногих странах и в краткие строки отмечалось ее отсутствие.

Проблемы регулирования инфляции занимают важное место в теории и практике денежно-кредитной политики, поскольку показатели инфляции и ее социальные последствия являются индикаторами для оценки экономического состояния страны. Базовыми показателями, которые используют для измерения инфляции, служат индексы цен:

Индексы оптовых цен

Индексы розничных цен

Индексы экспортных и импортных цен

Дефляторы ВНП

ВНП - валовый национальный продукт, который определяет результат деятельности национальных факторов производства как внутри страны, так и за рубежом.

Индексы оптовых цен показывают изменения среднего уровня реализации продукции промышленных, торговых и сельскохозяйственных предприятий.

Индексы розничных цен рассчитывают либо как совокупный индекс цен на продукцию, продаваемую в розничной торговле, либо только по корзине социально значимых товаров. Второй из этих индексов отражает стоимость жизни в стране и особенно важен для населения.

Дефляторы ВНП определяются по объему конечной продукции, которая формирует стоимость ВНП. ВНП определяется как сумма цен на товары и услуги, приобретаемые домашними хозяйствами, государственными организациями, валовые внутренние государственные и частные инвестиции, внешнеторговые цены.

Предлагаются и альтернативные варианты измерения уровня инфляции, например, определение избыточной денежной массы по уравнению обмена (закон денежного обращения) или сопоставление возросшего уровня цен в национальной валюте с их уровнем в относительно устойчивой валюте.

Зарубежные экономисты также предлагают различные методы определения уровня инфляции. Например, использование показателя индекса цен, который измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода и совокупной идентичной и сходной группой товаров и услуг в базовый период.

Индекс цен Цена «рыночной корзины» в текущем году

в текущем = _____________________________________

году Цена аналогичной «рыночной корзины» в базовом периоде

Существуют три основных индекса цен: Г. Пааше, З. Ласпейреса и И. Фишера. Индексы цен зависят не только от уровня цен на товары и услуги, но и от количества реализованных благ.

Для расчета индекса Пааше используется ассортиментный набор текущего года:

Уровень цен і -го товара в х Объем реализации і -го

Индекс цен = текущем году товара в т екущем году

Пааше Уровень цен і -го товара в х Объем реализации і -го

базисном году товара в текущем году

Индекс Пааше несколько занижает уровень инфляции, так как не учитывает ассортиментных сдвигов и приписывает базисному году новый, сложившийся в анализируемом году ассортиментный набор.

Для расчета индекса цен Ласпейреса используется ассортиментный набор базисного года:

Индекс Уровень цен і -го товара х Объем реализации і -го

Ласперейса = в текущем году______ товара в базисном год;

Уровень цен і -го х Объем реализации і -го

товара в базисном году товара в базисном году

Индекс Ласпейреса несколько завышает уровень инфляции, так как показывает не только рост цен, но и изменения в ассортиментном наборе, включая и ценовой, и структурный факторы.

Индекс Фишера усредняет индексы Пааше и Ласпейреса:

Индекс Фишера = индекс цен Паше хиндекс цен Ласпейреса

Однако индекс Фишера является достаточно громоздким и применяется на практике весьма редко.

Чаще других используется индекс Ласпейреса, так как для его расчета достаточно учесть только изменение цен.

Необходимо различать внутренние и внешние факторы инфляции.

К внутренним факторам относятся денежные (монетарные) и неденежные.

Денежн ые факторы инфляции:

    Переполнение сферы обращения избыточной массой денежных средств за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой на покрытие бюджетного дефицита

    Перенасыщение банковскими ссудами экономики государства

    Методы правительства по поддержанию курса национальной валюты, ограничение его движения

Инфляция может развиваться при стабильной массе денег в обороте, при сокращении обращения объема товаров и услуг, что обусловлено ускорением оборота денег. По экономическому эффекту ускорение оборота денег при прочих неизменных условиях равнозначно выпуску дополнительной массы денег в обращение.

Неденежн ые факторы инфляции:

    Структурные диспропорции в общественном воспроизводстве

    Затратный механизм хозяйствования

    Государственная экономическая политика, в том числе налоговая

    Внешнеэкономическая политика

При инфляции капитал перемещается из сферы производства в сферу обращения, так как там скорость обращения намного выше, что позволяет получать огромные прибыли, но одновременно усиливает инфляционные тенденции.

Механизм инфляции самовоспроизводится, а на его основе возрастает дефицит сбережений, сокращаются кредитные вложения, инвестиции в производство и предложение товаров.

Внешними факторами инфляции являются структурные кризисы: сырьевой, энергетический, валютный

Социально-экономические последствия инфляции выражаются в следующем:

В перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, фирмами, государством;

В обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;

В неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибыли в разных отраслях, усугубляет диспропорции воспроизводства;

В искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту (ускоряется оборачиваемость денежных средств, соответственно ускоряется инфляционный процесс);

В возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах, ссудах, что активно способствует развитию теневой экономики;

В снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;

В социальном расслоении общества, обострении антагонистических противоречий.

Кроме указанных последствий инфляции существует еще эффект инфляционного налогообложения.

Инфляция порождает инфляционный налог, бремя которого несет все население страны. В результате этого налога сокращаются реальные сбережения, падает платежеспособный спрос, снижаются стимулы к труду.

В условиях прогрессивной налоговой системы и открытой инфляции действует так называемый эффект инфляционного налогообложения.

Эффект инфляционного налогообложения - получение государством дополнительного дохода за счет перехода налогоплательщиков из одной налоговой группы в другую (подпадающую под более высокую налоговую ставку) в результате индексации.

Таким образом, последствия инфляции носят противоречивый характер и научиться управлять ее уровнем - сложная и многогранная задача. Для решения этой задачи государство разрабатывает антиинфляционную политику.

Антиинфляционная политика - это комплекс мер государственного регулирования экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

В настоящее время используется три основных вида антиинфляционной политики.

1. Дефляционная политика (регулирование спроса)

2. Политика доходов (регулирование издержек)

3. Конкурентное стимулирование производства

Дефляционная политика: используются методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитные и налоговые механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки по ссудам, усиления налогового процесса, ограничения денежной массы. Такая политика, как правило, вызывает замедление экономического роста и кризисные явления.

Политика доходов: предполагает одновременный (параллельный) контроль за ценами и заработной платой путем их полного замораживания или установления им пределов роста. Такая политика малоэффективна, поскольку замедление роста цен вызывает дефицит товаров, а последующая отмена ограничений опять вызывает скачок цен. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко.

Конкурентное стимулирование производства: промышленная политика, которая характеризуется всемерной государственной поддержкой отечественного товаропроизводителя и национального производства, включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов, так и по косвенному стимулированию сбережений для населения (снижение налогов с населения).

Существуют также и другие меры:

Индексация (полная или частичная) - это компенсация потерь в результате обесценения денег;

Формы сдерживания контролируемого роста цен, которые проявляются:

Во-первых, в «замораживании» контролируемого роста цен на определенные товары;

Во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных пределах.

При выборе варианта антиинфляционной политики необходимо в первую очередь правильно выявить ее источники.

Если мы имеет дело преимущественно с инфляцией спроса, основными направлениями антиинфляционной политики будут:

Сокращение темпов роста денежной массы за счет осуществления ограничительной денежно-кредитной политики: повышения процентных ставок, сокращение выпуска денег и т.д.;

Запрет на эмиссионный способ покрытия бюджетного дефицита. Если речь идет об инфляции предложения, правительство будет осуществлять:

Понижение налоговых ставок в целях создания стимулов для развития производства;

Снижение степени монополизации экономики с помощью осуществления активного антимонопольного регулирования;

Повышение производительности факторов производства. Незащищенность денежной системы от инфляции требует совершенствования методов регулирования денежного обращения и внедрения новых инструментов денежно-кредитной политики.

Одним из новых инструментов регулирования денежного оборота в экономике является таргетирование (установление целей или параметров). Существуют следующие инструменты таргетирования:

- политика валютного таргетирования: использование фиксированного валютного коридора и фиксированного обменного курса;

- политика таргетирования денежных агрегатов: использование заданной зависимости между показателями денежных агрегатов в качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики.

- политика таргетирования инфляции.

Таргетирование инфляции

Термин «таргетирование» заимствован из английского языка таргет и означает установление целевых ориентиров или количественных параметров.

Таргетирование инфляции является сравнительно новым режимом монетарной политики. Считается, что впервые его применил Центральный банк Новой Зеландии в 1990 году. За прошедшее время число стран, перешедших к проведению монетарной политики с использованием инфляционного таргетирования, быстро росло: Канада (1991), Великобритания (1992), Швеция, Финляндия и Австралия (1993) и другие.

Первой страной с переходной экономикой, применившей инфляционное таргетирование на практике, была Чехия, первой из развивающихся стран - стала Бразилия.

Инфляционное таргетирование можно охарактеризовать как режим монетарной политики, основанный на использовании прогноза инфляции в качестве промежуточного целевого ориентира.

Осуществляет таргетирование Центральный банк, который прогнозирует предстоящую динамику инфляции и на основе этого прогноза задает количественно целевой ориентир по инфляции на планируемый период, не принимая на себя обязательств по достижению каких-либо других целевых ориентиров.

Основные преимущества инфляционного таргетирования:

Для проведения монетарной политики односторонний характер промежуточных целевых ориентиров (по обменному курсу или агрегатам денежной массы) замещается синтезом целого ряда макроэкономических показателей

Инфляционное таргетирование предполагает большую свободу и гибкость действий Центрального банка

Центральный банк принимает на себя официальные обязательства по достижению лишь главного целевого ориентира на основании своего прогноза динамики цен, который выступает в качестве своеобразного промежуточного целевого ориентира.

Государство, субъекты хозяйственной деятельности и население, не могут оперативно отслеживать состояние монетарной политики, что увеличивает ответственность Центрального банка за результаты его деятельности. В связи с этим, одним из важных аспектов политики таргетирования инфляции является возможность общественности оценивать успешность политики, проводимой Центральным банком, что требует определенной наглядности результатов. Устанавливая плановые показатели инфляции, Центральный банк тем самым определяет критерии оценки своей деятельности. Всякое отклонение от намеченных целей будет требовать от него объяснений о причинах происходящего.

Во-первых, должен обладать большим кредитом доверия со стороны общества;

Во-вторых, его действия должны быть прозрачны.

Условия, минимально необходимые для использования таргетирования инфляции:

1. Инфляционное таргетирование возможно только в тех государствах, где низкая инфляция существует фактически, а не формально.

2. Таргетирование фактически является основополагающей целью монетарной политики.

3. Обеспечение должной степени автономности Центрального банка и использование им таргетирования только для прогноза инфляции.

4. Центральный банк должен обладать полной свободой в принятии решений относительно применения инструментов монетарной политики

При наличии рассмотренных условий для использования инфляционного таргетирования, Центральный банк должен определить контролируемый показатель, характеризующий темпы роста цен в экономике страны.

Преимущественно в качестве контролируемого показателя инфляции Центральными банками используется индекс потребительских цен. В обычный индекс потребительских цен входят группы товаров и услуг, цены на которые подвержены воздействию факторов, неподконтрольных Центральному банку: административное регулирование цен, повышение косвенных налогов, рост цен на импортируемые товары и др.

При таргетировании возникает необходимость в определении индекса потребительских цен, очищенных от указанных факторов.

В качестве контролируемого Центральным банком показателя используется скорректированный, «очищенный» индекс, когда из обычного индекса потребительских цен исключается отдельные группы товаров и услуг, цены на которые регулируются правительством либо подвержены существенным колебаниям, независящим от действия Центрального банка.

Известно, что любые прогнозы связаны с наличием неопределенности относительно будущего и редко полностью совпадают с фактическим развитием событий. При прогнозировании инфляции определяющую роль играет знание работы передаточного механизма монетарной политики. Однако это знание всегда несовершенно даже в промышленно развитых странах с устойчивой экономикой, поскольку временные лаги и каналы передаточного механизма подвержены постоянным изменениям, что, безусловно, влияет на качество прогнозирования.

В условиях переходного периода использование инфляционного таргетирования предъявляет повышенные требования к статистическим и исследовательским подразделениям Центрального банка

Точность прогнозов затрудняется и наличием факторов, которые сложно прогнозировать, но оказывающих существенное влияние на уровень цен в экономике.

Факторы, затрудняющие таргетирование

Колебание цен на сырье и материалы (особенно на энергоносители) на мировых рынках;

Изменение условий сельскохозяйственного производства, оказывающих влияние на цены продукции агропромышленного производства;

Природные катаклизмы и другие форс-мажорные события, проявляющиеся в форме шоков спроса и предложения;

Отклонение обменного курса национальной валюты от прогнозных значений, не являющихся результатом внутренней экономической и монетарной политики;

Проблемы качества статистических данных и их сопоставимости.

Центральный банк при определении режима таргетирования имеет свободу действий в выборе моделей, инструментов и даже целей с единственной оговоркой, что его политика в обязательном порядке должна в своих итогах отображать показатели инфляции, находящиеся на заранее определенном уровне.

Таргетирование инфляции включает в себя ряд элементов.

Публичное провозглашение среднесрочных плановых показателей инфляции

Закрепленная ценовая стабильность в разработанной денежно-кредитной политике

Относительная свобода Центрального банка в выборе промежуточных целей

Публичное оповещение общественности рынка о целях и планах денежно-кредитной

политики

Повышенная ответственность регулирующих органов за достижение плановых показателей

Рассматривая подходы к определению инфляции как количественно определенной цели денежно-кредитной политики (таргета), можно выделить несколько важных аспектов:

Период, на который устанавливается цель, или в течение которого эту цель планируется достичь;

Мера инфляции или ценовой индекс, численное значение которого собственно и является целью;

Способы задания цели.

В Украине осуществляется постепенный переход к использованию элементов таргетирования инфляции. Однако, как показывает практика проведения Национальным банком Украины монетарной политики, одновременное достижение нескольких целевых ориентиров, зафиксированных в «Основных направлениях денежно-кредитной политики», как правило, не обеспечивается.

Частично это объясняется недостаточной согласованностью основных денежно-кредитных и макроэкономических показателей, включаемых в расчеты основных ориентиров денежно-кредитной политики.

Устранению этих недостатков будет способствовать более широкое применение методов финансового программирования, то есть разработка и внедрение экономических моделей и соответствующего программного обеспечения в практику макроэкономического анализа и прогнозирования в Национальном банке и Правительстве Украины в целях обеспечения большей сбалансированности важнейших макроэкономических и денежно-кредитных показателей.

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков в России существовало немало проблем, требовавших неотложного решения. Одной из таких проблем были финансы - а точнее, стремительное обесценивание ходившей в то время бумажной валюты.

Жители Российской империи могли расплачиваться как серебряными монетами, так и ассигнациями - однако два этих платежных средства никак не зависели друг от друга, и к тому же бумажных денег было намного больше. С каждым годом их число возрастало, и соответственно, ценились они все меньше и меньше.

Суть реформы Витте

Сергей Витте, бывший в то время министром финансов, решил обратиться к опыту других стран - Франции, Англии, Греции. В перечисленных странах функционировала двойная система валют - бумажные деньги поддерживались золотом или серебром, а во Франции обоими металлами одновременно. И количество ассигнаций строго зависело от количества реальных драгоценных запасов - поэтому и обесценивания при такой системе не происходило.

В 1895 году проект был представлен на рассмотрение самому императору - и получил высочайшее одобрение. Надо отметить, что такую финансовую реформу пытались провести и до Сергея Витте. Однако его предшественники не добивались успеха из-за ослабленных резервов империи. Витте повезло - на тот момент, когда он предложил свой законопроект, золотые запасы страны находились в стабильном, уверенном состоянии.

В ходе реформы, продолжавшейся с 1895 по 1897 год, в финансовой системе изменилось следующее:

  • госбанки получили право свободно приобретать золото, как и некоторые частные финансовые конторы;
  • золото беспрепятственно принималось к оплате во всех государственных учреждениях, причем касалось это как недавно отчеканенных, так и старых золотых монет;
  • были введены «ходовые» золотые монеты десятирублевого и пятирублевого достоинства;
  • государство установило четкий обменный курс - одна монета достоинством в пять рублей стоила ровно 7 бумажных рублей и 40 копеек.

Результат денежной реформы С.Ю. Витте.

Реформу и её итоги можно оценивать положительно. В результате проведения денежной реформы Витте за два года количество бумажных ассигнаций приблизительно сравнялось с объемами золотого запаса - и таким образом, финансовая система стала абсолютно стабильной . Это взбодрило как внутреннюю экономику, так и иностранные вливания. Важно отметить, что инновации Витте не сказались негативно на жизни простых граждан империи - потрясений из-за девальвации не произошло, качество жизни людей осталось прежним.

Денежная реформа С.Ю. Витте по праву считается важнейшей темой как целом комплексе его же реформ, так и в развитии индустриального общества конце XIX — начале XX века. Однако за многие годы переписывания школьных учебников многие так и не знают, в чем же собственно заключалась денежная реформа Витте? У всех на устах, что он ввел золотое обеспечение рубля..., и всё что ли?

Поэтому мы считаем своим долгом разобрать эту реформу детальнее. Кстати, этим постом мы продолжаем начатую ранее тему: так вы можете ознакомиться также о известном советском денежном реформаторе .

Предпосылки денежной реформы С.Ю.Витте

В догматической исторической литературе доминирует мнение, что предшественникам Сергея Юльевича Витте не удалось сделать то, что сделал этот великий реформатор. На самом деле все обстоит так, что денежная реформа Витте как раз завершила финансовые мероприятия Н.Х Бунге (минфин с 1882 по 1886 годы) и И.А. Вышнеградского (минфин с 1887 по 1892 годы). Также необходимо помнить, что финансовое развитие было неотделимо от и других важных исторических процессов.

И.А. Вышнеградский (минфин с 1887 по 1892 год)

Вот каких целей пытались добиться все эти государственные мужи в области государственных финансов:

Переход к сбалансированному бюджету. В Российской империи второй половины XIX века бюджет был дефицитный. Причина такого бюджета, при котором государственные доходы ниже государственных расходов, был в том, что налоги собирались только с крестьян да с рабочего люда. Зажиточные слои особо налогов не платили. Следовательно первейшая задача для перехода к сбалансированному бюджету была в необходимости перехода к справедливому налогообложению.

Н.Х Бунге (минфин с 1882 по 1886 год)

Так, в целях реализации такой политики Бунге отменил подушную подать в 1883 году с крестьян, одновременно с этим были понижены выкупные платежи.

Второе финансовое бедствие России — кредитные займы. Государство покрывало дефицит бюджета новыми внешними кредитами. Выход из этого положения был в том, чтобы предоставить населению возможность брать дешевый кредит для своих нужд, тем самым собирая свой процент в казну. Частично это было достигнуто в 1882 году созданием Крестьянского поземельного банка.

Третья задача , которую решали опять же все министры финансов — стабилизация рубля на мировых финансовых рынках, крупнейшим и богатейшим из которых был французский. Стабилизировать рубль можно было только одним способом — ввести металлическое денежное обращение наряду с бумажным. Проблема была в том, что не было в России столько золота, чтобы ввести золотое обеспечение рубля — самое надежное.

Рассмотрим, как все это решал С.Ю. Витте.

Суть денежной реформы С.Ю. Витте

Благодаря финансовой политике предшественников, Россия мало-помалу пришла к сбалансированному бюджету. Этого удалось добиться благодаря жесточайшей экономии, усиленному экспорту хлеба, а также игрой в деньги на международной валютной бирже.

Денежная реформа С.Ю. Витте заключалась в повышении доходов казны, введению, наконец, золотого обеспечения рубля и переходу к более справедливой системе налогообложения, расширение государственного железнодорожного хозяйства. Рассмотрим все это детальнее.

В целях повышения доходов казны, что как мы уже успели выяснить, это надо было для сбалансированного бюджета, государство в лице С.Ю. Витте повысило налоги на спиртное: на продажу пива налог вырос на 50 %, питейный акциз вырос с 9, 25 копеек до 10 копеек, с продаж фруктовых водок — с 6 до 7 копеек, нефтяной акциз вырос на 50 %, табачный акциз — на 50 %. В 1893 году был введен квартирный налог, что обложило податью владельцев какой-никакой недвижимости. Одновременно был отменен налог на получение наследства ближайшими родственниками, который был введен ещё при предшественниках С.Ю. Витте.

В дальнейшем питейная торговля при Витте была ограничена, а в конце концов была введена государственная монополия на продажу спиртного.

Причинами такого повышения налогов был ещё и жесткий неурожай хлеба в 1891 году, в результате которого хлеб не то, что не удалось вывезти на продажу, - вымерло от голода население — около 800 — 900 тысяч крестьян. Так что у голода 1932 года были предшественники, о чем забывают многие либерально настроенные граждане. Вообще, чтобы лучше запомнить историю России 20 века, рекомендую ознакомиться с .

Так долго ожидаемое металлическое обращение денег было утверждено в ходе денежной реформы С.Ю. Витте высочайшим указом от 8 ноября 1895 года. Теперь можно было совершать сделки с использованием золотых денег по курсу: за 1 рубль золотом к 1 рублю 50 копейкам кредитным рублем (кредитные рубли были введены Е. Ф. Канкриным ещё при Николае Палкине). 3 января 1897 году утверждена государственная чеканка золотых монет для денежного обращения: империалов и полуимпериалов с номинальной стоимостью 15 рублей и 7 рублей 50 копеек соответственно.

«Добить» девальвацию удалось в том же 1897 году указном о выпуске кредитных билетов (рублей) под обеспечение золотым запасом. Обеспечение золотым запасом означает, что ты можешь прийти в банк и обменять рубль бумагой на рубль золотом по установленному государством курсу.

Следует также помнить, что в денежную реформу С.Ю. Витте входило и вспомогательное хождение серебряной монеты, что было окончательно установлено в 1898 году. Денежная реформа Витте окончательно завершилась 7 июня 1899 года , когда был издан новый монетный устав Российской империи.

Результаты денежной реформы С.Ю. Витте

В конечном итоге, в результате денежной реформы С.Ю. Витте, денежное обращение Российской империи конца XIX — начала XX века стало полностью золотым. Если у тебя есть слиток золота не меньше чем 900-й пробы, ты мог прийти в банк и начеканить себе золотых монет, достоинством в 15 рублей (империал), 10 рублей, 7 рублей 50 копеек (полуимпериал) и 5 рублей.

Все бумажные деньги выпускались только под обеспечение золотого запаса Российской империи. Такие меры повысили ликвидность российского рубля на мировой арене, и создали условия для ещё большего притока в российскую экономику западных инвесторов.

Вы должны понимать, что тема эта очень обширна и невозможно в одном посте учесть все нюансы. Эти нюансы, равно как и другие важнейшие в истории России события, исторические явления и процессы раскрыты в моем авторском видеокурсе «История России. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов» :


«Я совершил денежную реформу так, что население России совсем и не заметило её, будто ничего не было... И ни единой жалобы! Ни единого недоразумения со стороны людей».

C . Ю. Витте.

7 (19) июня 1899 г. императором Николаем II был утверждён Монетный устав, завершивший денежную реформу министра финансов Сергея Юльевича Витте , в результате которой был совершён переход к полной золотой конвертируемости русского рубля.

Устав состоял из вводной части и 3-х глав: О монетной системе; Об обращении монеты; О Санкт-Петербургском Монетном дворе (управление Монетным двором; Предметы и порядок деятельности Монетного двора).

Монетный устав 1899 г. объединил все законоположения денежной реформы 1895-1897 гг., которая привела к ликвидации серебряного рубля, как основной денежной единицы Российской империи. С 29 августа 1897 г. до 1915 г. по указу об эмиссионных операциях Госбанка, получившего право выпуска банкнот, обеспеченных золотом, серебряный рубль превратился в физическое платёжное средство, прикреплённое к новой денежной единице - золотому рублю.

В соответствии с Монетным уставом рубль стал содержать 17,424 доли чистого золота. Десятирублевая монета регулярного чекана, например, содержала 1 золотник 74,24 доли золота, т. е. 7,74 г.

Монеты из серебра и меди стали вспомогательным платёжным средством, поэтому серебряные деньги были обязательны к приёму в платежах только в пределах 25 руб., а медные разменные монеты - лишь до 3 руб. Сумма находящихся в обращении серебряных монет не должна была превышать 3 руб. на душу населения Российской империи. При этом высокопробными (полноценными) являлись монеты номиналом в 1 руб., 50 коп. и 25 коп., которые содержали 900 частей чистого серебра и 100 частей меди. Монеты из серебра достоинством в 20, 15, 10 и 5 копеек содержали 500 частей серебра и 500 частей меди. Все серебряные монеты изготовлялись в условиях т. н. «закрытой чеканки», в отличие от золотых монет, имевших право «свободной чеканки».

В результате проведения денежной реформы графа С. Ю. Витте изменилась структура денежного обращения страны, Россия на период до 1914 г. получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Если в 1895 г. кредитные билеты составляли 91,7% от общей денежной массы, то к январю 1914 г. в общей денежной массе золото составляло 21,2%, серебро - 5,4% и кредитные билеты - 73,4%.

Денежная реформа 1895-1897 гг. укрепила внешний и внутренний курс рубля, улучшила инвестиционный климат в стране, способствовала привлечению в экономику отечественных и иностранных капиталов.

См. также в Президентской библиотеке:



Поделиться: