Балыкинская икона божией матери. Балыкинская икона молитва

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы особенно почитаются православными христианами. Балыкинский образ Божией матери обладает способностью исцелять от любых недугов: душевных и телесных терзаний, смертельных болезней.

Обращаться к Пресвятой Деве следует в молитвах и покаянии. В минуты тяжелых испытаний, ниспосланных Свыше за грешную жизнь, Богородица не отвернется от ваших просьб. Ее любовь станет защитным щитом для людей, которые покаялись в грехах и нашли спасение подле чудотворных икон Божией матери.

История иконы

Впервые икона была явлена людям в селе Балыкине Черниговской губернии. События датируются 30 июня 1711 года. По преданию, чудотворный образ некогда принадлежал офицеру. Во время шведских ополчений на иконе выступали слезы Девы Марии, символ скорби по погибшим. Офицер решил передать образ в балыкинскую церковь, которую в тот момент выстраивали на нужды прихожан и во спасение невинных душ.

В скором времени храм был построен и с нетерпением ожидал столь ценный дар. Однако офицер был настолько увлечен своей жизнью, что о данном обете быстро забыл. Через несколько дней сама Дева Мария решила напомнить бесчестному человеку о данном слове, явившись к нему во сне. Но это видение не насторожило офицера, он не стремился расставаться с иконой.

Тогда Божия матерь во второй раз снизошла к нему во сне. По словам офицера, Богородица предрекла ему жизнь в тяжких мучениях, если он незамедлительно не перевезет Ее святой образ в село под Черниговской губернией. Тимофей Дульский в тот же день поспешил передать чудодейственный образ в село Балыкино, в церковь во имя Святителя Николая .

Где находится святой образ

Точный список чудотворной иконы находится в городе Орле, в Свято-Введенском женском монастыре. Сама Балыкинская икона была перенесена в храм в 1712 году. Однако в 1923 году церковь была закрыта, разрушена и разграблена. К великому счастью, святой образ был тайно вынесен из монастыря и долгие годы хранился у праведных и честных людей, любящих Бога и Пречистую Деву всем сердцем. В 1993 году Введенская женская обитель была полностью восстановлена, и уже в 1995 году икона Божией матери вернулась на свое место, где хранится и поныне.

Описание Балыкинской иконы

Образ написан на холсте, прибитом на деревянное основание. Позолоченный металлический оклад вокруг иконы и крепкое стекло защищает святыню от механических и иных воздействий.

Богородица изображена в венце или диадеме с двенадцатью звездами, со сложенными в молитвенном жесте руками. Взор ее обращен на Младенца, который расположился на коленях Пречистой Девы. Украшением иконы служит серебренная риза.

Иконография образа вобрала в себя западные традиции письма. Наблюдается схожесть с иконами «Рождество Христово » и «Поклонение волхвов».

В чем помогает чудотворный образ

Согласно преданию, образ Пречистой Девы являл собой подлинное заступничество Богородицы к нуждам просящих людей. До нашего времени дошла история о чудесном исцелении смертельно больного младенца подле Балыкинской иконы. В 1858 году могущественная сила святыни исцелила одержимую женщину.

Все чудесные события записывались священнослужителями. Икона прославилась огромным количеством исцелений душевных и телесных болезней . Перед ней молились в минуты ослабления веры, просили о заступничестве при нашествии врагов и проповедников чужой веры. Сила, заложенная в святыне, спасает прихожан и паломников от смертельных недугов, слепоты и безверия.

Молитва Божией матери перед Балыкинской иконой

Молитву следует читать искренне, уповая на могущественную помощь Богородицы. Не будет лишним, если перед прочтением вы обратитесь к Божией матери с помощью своих слов, поведаете историю своей жизни, расскажете о терзаниях сердца.

«О, Матерь Божия, явившая грешным и недостойным милость свою, отразившая ополчение шведов от земли русской, прославившая образ свой горькими слезами о потерянных жизнях в то страшное время, услышь молитвы наши. Ты, дающая здоровье всякому прокаженному, слепому и неимущему, исцеляла и тех, кто был испытан грехом и дьявольской силой, не отвернись от просьб наших. Твое милосердие, несущие в себе любовь Божию и помощь всесильную, пусть снизойдет на жизнь нашу. Преклоняя колени, мы отдаем судьбу свою в руки Твои. Наставь на путь истинный, Пречистая Дева, доведи нас до Царствия Небесного и защити от пороков мирских, желаний непристойных и лжеучений. Только с Твоей могущественной помощью мы сможем сохранить в своем сердце чистоту и очиститься перед Господом-Богом. На Твое милосердие возлагаем все надежды и воспеваем Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

День почитания Балыкинской иконы — 13 июля по новому стилю. В это время двери Свято-Введенского женского монастыря в городе Орле открыты для каждого желающего поклониться святыне. Накануне вечером начинается всенощное бдение и крестный ход с чудотворным образом Божией матери. Молитвы Богородице в этот день особенно сильны. Будьте счастливы, успехов, и не забывайте нажимать на кнопки и

Икона Божией Матери Балыкинская

В храме во имя Святителя и Чудотворца Николая в селе Балыкино Стародубского района Брянской области пребывает чудотворный образ Божией Матери, именуемый «Балыкинским». Икона находится в алтаре храма в особом киоте. Написана она на холсте, наклеенном на доску. О явлении этой иконы существует следующее предание. Святой образ Божией Матери находился в доме пана Дульского, значкового товарища Стародубского полка. Во время шведской войны, когда шведы шли мимо города Стародуба, пан Дульский увидел на иконе слезы из глаз Божией Матери и дал обет поставить Святой образ в храм, как только такой будет строиться.

Вскоре он узнал, что в селе Балыкино в это именно время строится храм во имя Святителя Николая и, убедившись в бедности Балыкинского прихода, обещал передать Святую икону, но медлил с исполнением своего обета. Пресвятая Богородица явилась ему во сне и приказала немедленно передать икону в Балыкинский храм; но Дульский и после этого все еще медлил. Царица Небесная вторично явилась ему во сне и, под угрозою наказания, приказала отдать икону в Балыкинский храм. После этого пан Дульский поспешил передать Святой образ в Балыкино. Это было 4 августа 1711 года.

Риза иконы, серебряная вызолоченная и украшенная драгоценными камнями, была обновлена 24 июня 1811 года графиней Анной Ивановной Безбородко. Не только из Черниговской губернии, но и из соседних к ней Орловской, Курской, Полтавской и Смоленской губерний, приходили в селение Балыкино благочестивые люди на поклонение чудотворной иконе Божией Матери. В летнюю по преимуществу пору переносили эту Святую икону жители окрестных к Балыкину сел и деревень для совершения у себя молебствий по случаю общественных бедствий: повальных эпидемических болезней, падежа скота, засухи и по случаю появления вредоносных насекомых, как это было, например, в 1892 году в селениях Севастьяны и Посудичи. Целый ряд чудотворений последовал от новопрославленной иконы, именуемой Балыкинскою.

Первое письменное известие о чудотворениях от Балыкинскаго образа имеется от 1712 года: «Року 1712 девица Иулиания, дщерь пана Феодора Случановскаго, значного товарища войсковаго полку Стародубскаго, болела очами; в болезни два раза не видела света. Родитель ея пан Случановский прибыл с тою дщерью невидящею в Балыкин и зараз Преблагословенная даде девице прозрение очей, чем прославляется имя Матери Божией».

В Балыкинский храм было пожертвовано Евангелие, напечатанное в 1703 или 1705 годув Москве, в надписи на котором Балыкинская икона названа «чудотворною». Это, конечно, свидетельствует о тех чудотворениях, которые исходили от сего образа. Вот надпись: «Року 1715 сие Святое Евангелие купих аз недостойный иерей Петр Александрович Балыкинский в пользу души своей, во славу Божию и Пресвятые Богородицы, Чудотворной Балыкинской, за гроши добри, за 200 золотых из своего трудолюбия; сие бысть помощию Божиею».

В августе 1872 года, во время эпидемии холеры, в деревне Рожках Балыкинскаго прихода умерло от холеры пять человек. Жителями этой деревни была принесена Святая икона и отслужен был молебен с водоосвящением, а потом совершен Крестный ход с иконою вокруг деревни. Болезнь сразу миновала и в этой деревне, и во всем Балыкинском приходе.

В 1871 году в Балыкине появилась чума на рогатом скоте; в 1876 году в селе Ковалевке пред собранным скотом был отслужен молебен, и чума исчезла.

В январе 1886 года заболела жена местного казака Евдокия Стефанова Кончина. У нее было воспаление легких, перешедшее затем в тиф. Семья больной состояла из мужа ее, престарелых родителей, сестры девицы и четырех малолетних детей. Священник, приглашенный для напутствия больной в другой мир, нашел ее совершенно не подававшею никакой надежды к выздоровлению. Чрез день после этого пришел в храм отец больной и сказал священнику, что хотя дочь его, видимо, умирает уже, но он и его жена просят принести в дом к ним Балыкинский чудотворный образ Божией Матери и отслужить молебен о здравии болящей рабы Божией Евдокии. Добрый иерей помолился во время Божественной Литургиио болящей и потом отправился к ней с чудотворным образом. Здесь был совершен молебен с водосвятием и прочитан Акафист Божией Матери. По окончании этого Богослужения священник подошел к больной с Крестом и со Святою водою. Умирающая, которой дана уже была в руки зажженная восковая свеча, вдруг сама, без посторонней помощи, приподнялась исела на постели. Когда же поднесли к ней Балыкинский чудотворный образ Божией Матери, она благоговейно поцеловала его и собственноручно возложила на него скромный свой дар— полотенце. К вечеру того же дня ей стало лучше, а через три дня она была совершенно здорова.

В 1888 году жена казака села Артюшкова Стародубского уезда Евдокия Иванова Золотникова была 17 апреля на своем скотном дворе, где разъяренный вол нанес ей не менее пятнадцати ран в спину, живот и грудь. Истекая кровью, несчастная была поднята. Несмотря на врачебный уход за нею и на самые нежные попечения о ней родных, больная двенадцать дней почти ничего не ела, не спала, не могла свободно ни сесть, ни лечь. На тринадцатый день после этого несчастного случая приехал в село Балыкино муж больной, два ее сына и невестка; они просили священника храма во имя Святителя Николая отслужить молебен пред чудотворным образом Божией Матери о здравии болящей. По окончании этого Богослужения священник послал больной елея от лампады, теплящейся пред образом, и Святой воды от иконы, для смачивания ран у болящей. Оказалось потом, что в тот самый час, когда был совершен молебен, больная почувствовала себя настолько лучше, что посидела около часа на постели, потом часа три она спала и, после смазывания ее ран Святым елеем и водою, стала заметно поправляться. Через месяц она выздоровела совершенно. Эта женщина прожила еще четыре года и скончалась совершенно от другой болезни.

Храм во имя Святителя Николая в селе Балыкино был сохранен во время гонений милостью Божией и заступлением Пресвятой Богородицы. Святая икона находится в нем и в настоящее время. Список с чудотворной Балыкинской иконы Божией Матери находится в Орловском Введенском женском монастыре. Эта икона прославилась в 1858 году исцелением бесноватой женщины. Во время гонений она бережно сохранялась сестрами и прихожанамии была возвращена в возрождающуюся обитель в 1995 году. И в селе Балыкино, и в городе Орле, в день празднования в честь Балыкинской иконы совершалась служба Божией Материв честь Казанской Ее иконы. Местное празднование в честь этой иконы совершалось также 24 и 29 июня, 1 сентября, в Субботу Акафиста и в 10-ю пятницу по Пасхе.

икона Богородицы «БАЛЫКИНСКАЯ»

_____________________________________________
Описание иконы Божьей Матери БАЛЫКИНСКАЯ:

Очень редкой иконографии образ получил название от села Балыкино Черниговской губернии, где икона находилась в храме во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Предполагается, что икону Божией Матери принесли в русские земли в XVII веке во времена царствования Михаила Фёдоровича Романова православные беженцы из Галиции. Написана икона на холсте, наклеенном на доску. Прославилась икона БогоМатери БАЛЫКИНСКАЯ многими исцелениями больных, которые стекались в село со всех окрестностей.

В селе Балыкине Стародубского уезда Черниговской епархии в церкви святителя Николая находится свято чтимая икона БогоМатери, от имени слободы наименованная Балыкинскою. Икона написана на холсте, а холст приклеен на доску. Величина иконы в вышину 5 четвертей, в ширину 15 вер. На серебряной вызолоченной ризе иконы надпись: «1811 г., июня 24, коштом графини Анны Ивановны Безбородко переделана и вызлащена». О явлении сей иконы Божией Матери существует следующее предание: икона находилась в доме пана Дульского, значкового товарища Стародубского полка. Во время шведской войны, когда шведы шли мимо г. Стародуба, на иконе заметны были слезы из глаз Божией Матери, что увидя, пан Дульский дал обет поставить св. икону в храм, который бы тогда строился. В скором времени он узнал, что в селе Балыкине именно в это время строится храм, и, убедившись в бедности Балыкинского прихода, обещался передать св. икону, но медлил исполнением своего обета. Ему во сне явилась Пресвятая Богородица и приказала немедленно передать икону в Балыкинскую церковь. Дульский и после этого все еще медлил. Вторично явилась ему во сне Пресвятая Богородица и, под угрозой наказания, приказала отдать икону Божией Матери в Балыкинский храм; после этого пан Дульский поспешил передать икону в Балыкино. Это было в 1711 году 4 августа.

От сей благодатной иконы было много чудесных исцелений и к ней приходят богомольцы во множестве.Точный список с чудотворной иконы Балыкинской Божией Матери находится в Орловском Введенском женском монастыре. Эта икона прославилась в 1858 году исцелением бесноватой женщины.

Точный список (копия) чудотворной иконы в своё время принадлежал святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому, когда он был правящим архиереем Черниговской епархии. В 1712 году святитель благословил своей келейной иконой новосозданную Введенскую девичью обитель. В 1923 году монастырь закрыли и разрушили. Восстановление разрушенного монастыря началось в 1993 году, а через два года древняя святыня, которую все эти годы тайно хранили верующие люди, была возвращена в обитель.

___________________________________________

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Балыкинская» молятся об исцелении от беснования, болезней глаз и слепоты, об избавлении от моровых поветрий и нашествия иноплеменных.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Балыкинской»

Некогда от шведов град Твой защитившая, о, Мати Божия, милосердие нам явила еси, праведный гнев и прещение Божие от земли Российския отвративши, и тако во области северстей Твоего всечестнаго лика образ прославила еси, видимыя слезы о прадедах наших, от супостат воюемых, изливающи. Таже здравие слепым и бесным от сея коны многажди подавала еси, и предстательством Твоим мор на человеки бывший и язю на скоты пришедшую прекратила еси. Ты и ныне струи милосердия всем с несумненною верою во Твою всесильную помощь прибегающым изливаеши. Вонми убо молению нашему, и путь нашего земнаго скитания управи, в жизнь вечную сей приводящи. Темже и люди церковныя от сетей лжепророков и лжеучителей, вземлющихся на разум Божий, сохрани, и всем нам чистоту помышлений подаждь. Аще бо слезы и моления наша не довлеют прегрешений наших очистити, но к сим да приложится Твое всесильное предстательство, на неже уповающе, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Балыкинской»

Тропарь, глас 4
Заступнице земли Российския от нашествия Свейскаго и непрестанная за нас Молитвеннице, мир земли и душам нашим у Господа испроси, да святится в нас Имя Божие во веки.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже источаеши исцеления всем, с верою к Тебе притекающим.

_________________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы - О чудесных явлениях БогоМатери.

Иконы Богородицы - Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице - Основные молитвы. - Описание некоторых суеверий.

__________________________________________________

http://pravkurs.ru/ - Православный интернет курс дистанционного обучения . Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

(празд. 30 июня),прославилась в России в 1709 г., во время Северной войны; названа по местонахождению в с. Балыкине Стародубского у. Черниговской губ. (ныне Брянская обл.). История чудотворного образа была изложена в рукописном «Сказании», хранившемся в храме свт. Николая в Балыкине. В 1866 г. рукопись была вывезена архиеп. Черниговским Филаретом (Гумилевским) для исследования и публикации (Филарет (Гумилевский) . С. 61-63); в наст. время ее местонахождение неизвестно. Впосл. текст «Сказания» был дополнен новыми чудесами (Кулжинский Г. С. 376-383). По преданию, когда войска швед. кор. Карла XII подходили к Стародубу, в очах Царицы Небесной на иконе появились слезы. Владелец иконы офицер Стародубского полка Тимофей Дульский решил пожертвовать явивший чудо образ одному из бедных приходов, но медлил с исполнением обета. После того как ему дважды явилась Богородица, он в 1711 г. передал Б. и. в новопостроенную деревянную ц. во имя свт. Николая в с. Балыкине. Икона прославилась чудотворениями: первое, прозрение дочери военачальника Стародубского полка Ф. Случановского, было записано в 1712 г., известны исцеления после молебна перед Б. и. Е. С. Кончиной (в 1866) и Е. И. Золотниковой (в 1888). К святыне стекались паломники не только Черниговской, но и Курской, Смоленской и Полтавской губерний. Незадолго до Октябрьской революции образ был сильно поврежден в результате самовозгорания, но огонь не коснулся лика Божией Матери.

В 20-30-е гг. XX в. храм в с. Балыкине и его убранство были спасены заступничеством Богородицы: она явилась во сне председателю колхоза и обещала ему помощь, если он сохранит святыни. Председатель собрал церковную утварь в алтарь, а в помещении храма устроил сенохранилище. Во время Великой Отечественной войны он, командир партизанского отряда, попал в плен, но избежал расстрела.

Икона написана на холсте, приклеенном на доску, в живописном стиле в XVII (?) в., закрыта стеклом и металлическим окладом с покрытием, имитирующим золочение (размер 90´ 66 см). Богородица изображена с молитвенно сложенными у груди руками, с немного склоненной головой к лежащему на Ее коленях Младенцу, волосы спускаются прядями на плечи, голову венчает украшение, напоминающее диадему, вокруг нимба - 7 шестиконечных звезд. Существует неск. иконографических вариантов Б. и.: Младенец держит в руках яблоко или державу, Его тело прикрыто на бедрах белой тканью или обнажено, правая ножка вытянута или подогнута.

Иконография Б. и. восходит к зап. образцам, иконам «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов» (Богородица нередко изображалась коленопреклоненной, с прижатыми к груди руками, перед лежащим в яслях Богомладенцем), изображениям Мадонны «del Umilta» (известны с XVI в. в живописи Сев. Италии), где Богоматерь также представлена с Младенцем на коленях, как правило с сомкнутыми на груди в молении руками.

В 1770 г. В. Юркевич пожертвовал серебряный оклад на Б. и.; в 1811 г., согласно надписи, оклад переделан и позолочен «коштом» гр. А. И. Безбородко, 11 аметистов были вставлены в венец Богородицы и 3 - в венец Младенца. Нити жемчуга, золотые кольца, цепочки и др. ювелирные изделия, пожертвованные верующими, получившими благодатную помощь от иконы, дополняли украшения иконы. Весь драгоценный убор Б. и. после 1918 г. был утрачен.

В наст. время Б. и. находится в алтаре ц. во имя свт. Николая в с. Балыкине за престолом в резном киоте и во время праздничных богослужений выносится на середину храма.

Празднование Б. и. до 1917 г. совершалось (по чину праздника Казанской иконы Божией Матери на 8 июля) в с. Балыкине 24 июня, 29 июня и 1 сент. (в память последнего поновления ризы в сер. XIX в.); в Орле 30 июня; указывается также 10-я пятница по Пасхе. В наст. время местное празднование в с. Балыкине 1 сент., в Ростове 19 июля. Существует акафист Б. и., написанный в ХХ в.

Чудотворные списки Б. и.

Образ из орловского Введенского жен. мон-ря (до 1788 относился к Черниговской епархии) исполнен в размер оригинала, закрыт серебряным позолоченным окладом. Богородица изображена в венце, с 12 звездами вокруг нимба. По преданию, икона попала в обитель в 1712 г. как благословение свт. Иоанна (Максимовича) , архиеп. Черниговского. Заступничеством Божией Матери инокини и монастырское имущество не пострадали во время пожара 1843 г.; обитель была быстро отстроена на новом месте «без всяких денежных средств». Чудеса, происходившие от иконы, записывались в мон-ре (первое зафиксировано в 1858), среди них преобладают исцеления больных младенцев. Чудотворная Орловская Б. и., находившаяся в уездном городе, была более известна, чем первообраз из с. Балыкина. В наст. время она находится в алтаре монастырского собора.

Особенностью Ростовской иконы Божией Матери «Умиление» (празд. 19 июля) (кон. XVIII - нач. XIX в.) является изображение венца на голове Богородицы, яблока и свитка в руках Младенца. Икона (размер 64´ 52 см) была выносной и имела специальную рукоять. Прославилась в 1910 г. в Ростове Вел. после чуда исцеления от эпилепсии и малокровия 10-летней Лизы Лепёшкиной. Известие о чуде быстро распространилось по всей России, и в Ростов стали стекаться паломники. Перед чудотворным образом неоднократно служил свт. Тихон (Белавин) , архиеп. Ярославский и Ростовский. 22-23 мая 1913 г., во время торжеств, посвященных 300-летию Дома Романовых, св. царь-страстотерпец и мч. Николай II с августейшей семьей молился в Ростове Вел. перед чудотворным образом; во время посещения ростовского Спасо-Иаковлевского мон-ря он беседовал с исцеленной девочкой.

В 10-е гг. XX в. с чудотворной иконы сделали неск. списков (напр., 2 иконы и хоругвь с живописным изображением из ц. свт. Николая на Всполье в Ростове Вел., образ в Спасо-Иаковлевском мон-ре). Паломники разносили по России небольшие эмалевые образки (10-е гг. XX в. ГМЗРК, ЦМиАР) с наименованием иконы «Умиление» или «Умиление Ростовская». Был издан эстамп с изображением чудотворной иконы и молитвы к ней (предположительно написана еп. Угличским Иосифом (Петровых)). Перед разрушением Благовещенского храма в 1930 г. икона в резном киоте (10-е гг. XX в.) была перенесена в ц. свт. Николая на Всполье, где хранится в наст. время.

Чтимые списки Б. и. находились также в Мозоловском мон-ре Мстиславского у. Могилёвской губ. (пожертвована гр. Чернышевой, владелицей с. Балыкина); в Стародубе Черниговской губ. и в с. Бацкине (ныне Дятьковский р-н Брянской обл.). В 1823 г. В. С. Жданова подарила список с чудотворной Б. и. в московский храм свт. Николая в Плотниках; в 1852-1856 гг. при перестройке церкви на средства А. А. Небольсиной был устроен придел во имя Б. и.

Сохранились один из списков Б. и. на холсте (1792; ЦМиАР), икона 2-й четв. XIX в. (ЦАК МДА) - с образом мч. Татианы, эмалевая икона нач. XX в. (ЦМиАР).

Ист.: Сказание и Акафист в прославление чудотворного образа Божьей Матери, именуемого Балыкинским. Брянск, 1997; Орел, 1999; Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская обл. М., 1998. С. 403-404.

Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 7. С. 61-63; Лазаревский А. М . Описание старой Малороссии: Мат-лы для истории заселения, землевладения и управления. К., 1888. Т. 1: Полк Стародубский. С. 268; Кулжинский Г . Сказание о явлении Балыкинского чудотворного образа Богоматери в Черниговской губернии и чудесных знамениях от списка с онаго в Орловском Введенском девичьем мон-ре, составленные на основании достоверных свидетельств и письменных документов // Орловские ЕВ. 1893. № 5, 6; 1895. № 44-47; он же . Балыкинский чудотворный образ Божией Матери в Черниговской губернии и список с онаго в г. Орле // Черниговские епарх. изв. 1896. № 11. С. 343-348; № 12. С. 376-383; Корноухов Е. А. Алфавитный список церквей Черниговской епархии // Тр. ЧГУАК, 1906-1908 гг. Чернигов, 1908. Вып. 7. Прил. С. 39; Новое чудо милосердия Царицы Небесной в г. Ростове Великом. Серг. П., 1911; Сорок сороков. Т. 2. С. 425.

Е. В. Давыдова, В. И. Вахрина, Е. А. Яскевич

Взбранней Воеводе, Заступнице рода христианскаго дарованней Богом на спасение рода человеческаго благодарственное приносим Ти, Богородице, пение. Ты же яко всемилостивая Мати милосердия всех нас милуй, заступай и спасай, да зовем Ти:

Икос 1

Ангел во плоти бысть первозданный человек, славою и честию венчанный и малым чим от Ангел умаленный, гордынею же и преслушанием Творца и Создателя своего по прелести диавола на тяжкия труды и скорби из рая изгнанный. Недугуя тою же гордынею, повергающею нас в пучину бед и скорбей, к кому прибегнем, аще не к Тебе, единей Матери милосердия и спасения погибающих. Виждь наши беды и напасти, имиже лукавый враг хощет нас погубити. Но Ты, Пречистая, препни его злохитрое коварство, да избавльшеся славим Тя, твердую Заступницу, и радующеся вопием Ти:
Радуйся, от начала веков во главизну нашего спасения предызбранная.
Радуйся, светоносная палато, Владыце уготованная.
Радуйся, неплоднаго корене благоплодное прозябение.
Радуйся, от младенчества Богу посвященная.
Радуйся, во святем храме воспитанная.
Радуйся, всеми добродетельми преукрашенная.
Радуйся, Богоизбранная Отроковице.
Радуйся, израстившая нам плод живота.
Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

Кондак 2

Видящи Тя, благосердая Мати, в пречудней иконе Твоей якоже сущу с нами, страждущии в неисцельнем недузе людие со слезами и верою припадают к ней, лобызающе ю и чающе от Тебе великия и богатыя милости. Тем же исцеление улучивше, велегласно вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум богопросвещен благодатию получивши от чудныя Твоея иконы, исцелевшии всем людем проповедаша о чудесех, явленных от святыя иконы сея, да вси притекают к ней с верою и приемлюще скорыя исцеления прославляют Тя, взывающе:
Радуйся, яко Тобою возсия свет миру.
Радуйся, яко призре Господь на смирение Рабы Своея.
Радуйся, се бо ублажат Тя вси роди.
Радуйся, яко сотвори Тебе величие Сильный.
Радуйся, Сыну Божию плоть заимодавшая.
Радуйся, Бога с человеки соединившая.
Радуйся, паче всех святых миру благодеющая.
Радуйся, благодатию Божиею и нас освящающая.
Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

Кондак 3

Силу и величие Твое, Богомати, мир весь проповедует, славит Тя наипаче страна Российская немолчно, ликуют обители и храмы святии, святителей лик воспевает Тя присно, монаси и мирстии к иконе Твоей припадают и хор земнородных согласно взывает: не забуди всех нас, Всепетая Дево, мир мирови даруй и в скорби обрадуй, всем радость пошли и воплю нашему вонми, да с небожительми купно воззовем вси Небесному Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея промышление о людех земли Российския, благоволила еси, Владычице, устроити в веси Балыкинской храм яко тихое пристанище страждущим в мире сем и посвятити оный имени вернаго служителя Святыя Троицы, теплаго молитвенника Христова святителя Николая, и даровала ему яко щит и ограждение святую икону Свою, да вси утружденнии скорбию и бурями житейскими прибегают к цельбоносному образу сему, яко к Самей Тебе сущей, вознося благохваления сицевая:
Радуйся, купино, законоположником предзримая.
Радуйся, столпе огненный, наставляяй сущия во тьме.
Радуйся, лествице, досязающая до небес, еюже сниде Бог.
Радуйся, мосте, преводяй сущих от земли к небеси.
Радуйся, отчаянных из глубины зол исхищающая.
Радуйся, молние, души просвещающая.
Радуйся, верных смыслы озаряющая.
Радуйся, звездо, путь нам во тьме указующая.
Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

Кондак 4

Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, Тимофей Дульский смятеся, зря родом его святочтимую икону Богоматере, источившую слезы в день брани свейския, страхом бысть одержим и с молитвою слезоточаще обеща отдати икону Твою, Владычице, в новозданный храм; исполнь же волю Пречистыя, с радостию возопи: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша Елисавет целование Твое, пришедшей убо Тебе во град Иудов, и исполнися Духа Святаго и возопи гласом велиим и рече: "Откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне?" О, Пречистая Дево, посети и нас, немощных и убогих, и вознеси воздыхания наша, яко дым кадильный, ко Престолу Всевышняго, да от полноты благодарнаго сердца поем Тебе сице:
Радуйся, одушевленный Престоле Вседержителя.
Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения.
Радуйся, праведным душам утверждение.
Радуйся, Ангельским чином славо и поклонение.
Радуйся, источниче жизни и безсмертия.
Радуйся, заре таинственнаго дне.
Радуйся, яко Тобою душам нашим утешение получаем.
Радуйся, яко во успении Твоем залог безсмертия обретаем.
Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

Кондак 5

Боготечная звезда явися икона Твоя, Богомати, всю страну нашу озаряющи и сущих во тьме невежествия светом боговедения просвещающи, скорбящих радостию осиявающи, заблуждших же на путь делания заповедей Сына Твоего и Бога наставляющи. Ему же благодарственне вопием: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще, яко возсияла еси в пречестней иконе Твоей, Дево Богородице, свет спасения всем, блуждающим во тьме грехов и страстей, и сию цельбоносную икону даровала еси храму сему и веси сей, молимся пред нею с верою: скорую помощь Твою подаждь вопиющим Ти таковая:
Радуйся, Мати Божия, прошения болящих приемлющая.
Радуйся, Целительнице, недуги благодатию исцеляющая.
Радуйся, Всемилостивая, спасение от Бога являющая.
Радуйся, Всещедрая, Своими щедротами нас одаряющая.
Радуйся, младенцев охранение.
Радуйся, юных наставление.
Радуйся, в разуме нас просвещающая.
Радуйся, гордыню и самомнение от нас отгоняющая.
Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

Кондак 6

Проповедь любве, кротости и всепрощения мирови возвещающая, со Христом Сыном Твоим вся горести земныя претерпевшая, апостола Иоанна и с ним весь род христианский Своему материнскому сердцу усыновившая, Приснодево Пренепорочная, не отвержи и нас, во тьме грехов сущих и утешения материнскаго требующих, да с благодарением Господу зовем: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявшу свету богопознания явлением иконы Твоея Балыкинския, свет веры возжещи благоволила еси, Богомати, в земли Северстей во дни нашествия свейскаго, да вси людие. избавленнии Тобою от скорби, пленения и смерти, непрестанно вопиют Ти:
Радуйся, радосте наша безконечная.
Радуйся, светлая отрадо сердечная.
Радуйся, странным прибежище.
Радуйся, сирым приятелище.
Радуйся, печалей наших утоление.
Радуйся, в скорбех наше утешение.
Радуйся, обидимым Покровительнице.
Радуйся, от пленения и смерти избавительнице.
Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

Кондак 7

Хотя отъити от града Чернигова в пределы Сибирстии святитель чудный Иоанн Тобольский дарова пречестную икону Твою, именуемую Балыкинская, сестрам новосозданныя обители Орловския, да почиет на ней благословение Царицы Небесныя, Ей же и обитель та посвящена бысть. Они же приимше чудоточный дар дивнаго святителя, образу Твоему с любовию поклонишася, Богу же воспеша: Аллилуиа.

Икос 7

Новую показующи тварь, возсияла еси всей вселенней яко дивный храм Божий, исполненный Божественныя славы и благодати. О, Дево Марие Пречистая, Царице Небесная человеков и Ангелов, апостолов и мучеников, возсияй и нам путеводною звездою во мраке скорбных дней наших, возвесели сердца наша, во уныние поверженныя, просвети умы наша, тьмою отчаяния объятыя, возстави силы наша, от скорби изсякающия, умножи веру нашу, укрепи надежду нашу и согрей огнем пламенныя любве ожесточенныя и озлобленныя души наша, да зряще Тя, на небесех нам внемлющую, молитвенно зовем Ти сице:
Радуйся, непостыдное наше упование.
Радуйся, несокрушимое веры утверждение.
Радуйся, незаходимая заре истины.
Радуйся, света неизреченнаго Таиннице.
Радуйся, земное бытие освящающая.
Радуйся, путеводная звездо, нас к правде Божией направляющая.
Радуйся, едина благословенная, скорбный наш мир в печали посещающая.
Радуйся, двери покаяния и спасения нам отверзающая.
Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

Кондак 8

Чудеса и милости Твоя, Преблагословенная Мати Господа нашего, проповедует земля Российская и светло красуется многими чудотворными Твоими иконами, посреде коих икона Твоя Балыкинская, яко луна полная, лучами чудес немерцаемо сияет, просвещая души наша светом Божия благодати и подвизая нас хвалебно взывати прославльшему Тя Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Всяк земнородный да взыграется, духом просвещаем от цельбоносныя святыни Твоея, Радосте наша и похвало. Не умолчим никогда силы Твоея глаголати, аще и недостойни есмы пред величеством славы Твоея, обаче приими сицевыя от нас из глубины души возносимыя хвалы:
Радуйся, Молебнице теплая, Судию всех умилостивляющая.
Радуйся, заблуждших от пути истины к покаянию призывающая.
Радуйся, Хранительнице наша, в настоящем веце охраняющая.
Радуйся, Предстательнице, в будущем присно ходатайствующая.
Радуйся, жестокость сердца благодатию Твоею умягчающая.
Радуйся, чистым и благим сердцем познавати Тя научающая.
Радуйся, приносящая Сыну Твоему верных моления.
Радуйся, яко Сама еси наше пред Богом заступление.
Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

Кондак 9

Всем нам подобает явитися пред Судищем Христовым, да приимет кийждо по делом своим, или благая или злая. Како явлюся тамо, како отвещаю Безсмертному Царю, коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз? О, Мати милосердия и Взыскание погибших! На спасения стези настави мя, Богородице, и в день Суда явися, Владычице, и предстани ми, муки и огня свобождающи, да спасен Тобою воспою Твою необоримую благодать и принесу благодарственно хвалебную песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещании, святым Псалмопевцем нарицаемии безумнии, рекут: несть Бога, несть души у человека, несть Промысла Божия, и прочия безумныя глаголы, не памятуя неисчетных милостей Творца и Создателя своего, дающаго нам всем день и нощь, пищу и питие, дыхание и жизнь и всякое бытие, о Нем же мы вси движемся и живем. Уповающии токмо на разум человеческий, тщетно ищут благобытия своего. Мы же не надеемся на князи, на сыны человеческия, но все упование свое возлагаем на Сына Твоего, Богородице, яко Той есть спасение наше, да не постыдимся. Ты же, о Мати Божия, помози нам веры нашея светильницы донести до конца негасимыми, да во умилении сердца вопием Ти:
Радуйся, пагубных учений низложение.
Радуйся, неверия, ересей и расколов искоренение.
Радуйся, зловерия явное обличение.
Радуйся, заблуждающихся доброе вразумление.
Радуйся, от прелести и обольщения наше охранение.
Радуйся, в православной вере наше утверждение.
Радуйся, демонския полки побеждающая.
Радуйся, путем спасительным шествовати помогающая.
Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

Кондак 10

Спасти хотя многия люди от бед и скорбей, источаеши, Богомати, неоскудный источник милости от Своея иконы роду нашему и всем с верою и любовию покланяющимся Тебе скорое вспоможение подаеши. Во святем храме сем благодати струи от иконы Твоея испущаеши, всем чтущим Тя полезное прошение исполняеши. Тем же прославляя Бога, давшаго нам благодать таковую, вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стену и помощь, покров и защищение даровала еси Балыкинскую икону Твою, Владычице, Орловской обители инокинь, внегда благоволила еси, минувшу гонению, возвратити ю на место, идеже пребывала прежде даже до лютаго разорения. Сестры же обители тоя и вси людие, приимше Тя яко печальным утешение, скорбящим радование и отчаянным надежду, благодарне прославиша Тя сице:
Радуйся, святую икону дати нам изволившая.
Радуйся, любовь Твою к обители сей показавшая.
Радуйся, житие иноческое устроившая.
Радуйся, благословение образом Твоим подающая.
Радуйся, во всяких нуждах скорое вспоможение.
Радуйся, в печалех быстрое утешение.
Радуйся, оставленных врачами на Свои руце приемлющая.
Радуйся, скорбь их на радость претворяющая.
Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим Ти, раби Твои, Богородице, яко всесильней Заступнице рода нашего: утоли болезни многовоздыхающих душ наших, укроти гнев Божий, праведно на ны движимый грех ради наших, избави нас от всякия лютыя скорби и болезни, вопиющих о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемную свешу, сущим во тьме бед явльшуюся, зрим святую икону Богоматере; невещественный бо огнь благодати приемлющи, лучами чудес всех озаряет, научая сице взывати Благословенней:
Радуйся, оклеветанных оправдание.
Радуйся, обидимых защищение.
Радуйся, тела моего врачевание.
Радуйся, души моея спасение.
Радуйся, сильным Твоим заступлением от бед избавляющая.
Радуйся, от глада и напрасныя смерти свобождающая.
Радуйся, от огня, меча и нашествия иноплеменных сохраняющая.
Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго ограждающая.
Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

Кондак 12

Благодать приявшая от Бога Сына Твоего, Дево Богородице, и ту изливающая на всех к образу Твоему с верою притекающих, не лиши и нас ныне богатыя Твоея милости, даруй нам покаяние о гресех, да чистым сердцем и усты взываем к возлюбленному Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твоя милости и чудеса, хвалим Тя вси, Богородице, и яко древний Израиль к кивоту завета притекаем ко образу Твоему и из глубины души вопием: воздвигни руце к Сыну Твоему, да подаст нам вся благая и спасительная, с верою и любовию вопиющим Ти:
Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице.
Радуйся, помоще тепло молящихся Тебе.
Радуйся, скорбящих Радосте и погибших Взыскание.
Радуйся, всего мира надежде и утешение.
Радуйся, нечаянную радость подавающая.
Радуйся, иконою Твоею нам присно помогающая.
Радуйся, прошения наша во благо исполняющая.
Радуйся, от иконы Твоея милости нам источающая.
Радуйся, земли Российския Заступнице, вразумляющая нас и на путь спасения наставляющая.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, Небесная Царице и Владычице, Дево Богородице, Споручнице грешных, ненадежных надеяние, отчаянных и погибающих спасение. Ты в напастех и скорбех милостивно защищаеши, в тяжких болезнех исцеляеши всех под честный Твой покров прибегающих. Приими, Пречистая, нынешнее малое приносимое Тебе моление, утоли наша печали и избави нас от всяких зол, напастей, бед, скорбей и вечнаго осуждения; да не погибнем во отчаянии нашем, но спасении Тобою присно Богу вопием: Аллилуиа.
(Сей кондак читается трижды, а по сем икос 1 и Кондак 1)

Молитва первая

О, Мати Божия, некогда от нашествия иноверных свеев в велицей беде Отечеству нашему бывшу, явила еси всемощное заступление прославлением в стране Северстей всечестнаго образа Твоего, именуемаго Балыкинским, и зримыми на нем слезами очес Твоих умолила Сына Твоего и Бога нашего даровати православным Христианом преславную победу и одоление на супостаты. Ты, Премилосердная Мати, и в мимошедшия дни во граде Орле пред Пречистым образом Твоим даровала исцеление страждущей от духа нечистаго девице, возвратив ю родителям здраву и невредиму.
Ты, скорая Помощнице в бедах человеческих, услышала вопль матери детища, с высоты жилища внезапу спадша, и возставила е здраво и безвредно. Ты, неизсякаемый источниче чудес и щедрот, принесенной к дивному образу Твоему отроковице зело разслабленной благоизволила даровати скорое исцеление, укрепив плесне ея к желанному хождению. Ты, всемощная Царице неба и земли, воздвигла от неисцельнаго недуга младенцев, их же родители притекоша к Тебе с верою и любовию.
Ты, Подательнице мира душам нашим, избавила юношу от свирепеющих страстей и преклонила злонравие его ко благонравию и покорению родителям. Ты неоскудно изливала струи Своей милости на всех, притекающих к пресвятому образу Твоему в душевных скорбех, телесных недузех и житейских напастех. Вонми, о Всеблагая, и нынешнему усердному молению нашему: управи пути земнаго странствия нашего к мирному и благодетельному житию, украси жительство наше благими обычаи, загради всесильною дланию Твоею уста лжеучителей, вздымающихся на Разум Божий, тлящих обычаи православных предков наших и развращающих умы и сердца юных чад наших, посли нам во все дни жития нашего имети чистоту помыслов и сердечных движений. Сама, о Всепетая, заступи и имиже веси судьбами спаси и введи нас в прерадостныя обители Сына Твоего и Бога нашего. Аминь.

Молитва вторая

О Владычице, Царице Небесная, Ты явила еси милосердие Свое прославлением во области Северстей всечестнаго лика Твоего, именуемаго Балыкинским и отвратила еси праведный гнев и прещение сына Твоего и Бога нашего от отечества российскаго, некогда близ погибели бывшаго в нашествие полчищ свейских. Видящи скорбь верных чад православной церкви, Ты, сердобольная Мати, проливала еси видимыя слезы о страждущем народе нашем. Ты укротила еси мор людей и язю скотов. Ты уврачевала душевныя и телесныя раны пораненной жены. Ты даровала прозрение отроковице. Ты возставила от лютаго недуга всеми оставленную в болезни. Ты исхитила из когтей велиара девицу. Ты и поныне неоскудно изливаеши струи милостей и щедрот Твоих всем прибегающим с несумненною верою в Твою всесильную помощь. Вонми ныне молению нашему, управи пути земнаго скитания и даруй тихое и безмятежное пристанище по преставлении нашем. Украси нашу жизнь добрыми и благочестивыми обычаи. Удержи Твоею всесильною дланию лжепророков и лжеучителей, вздымающихся на разум Божий. Пошли нам чистоту помышлений, просвети очи сердечныя ко зрению спасения и обнови нас благостию Своея милости. О Госпоже Пречистая, слезы не довлеют во еже загладити множество прегрешений наших. Ободри нас, укрепи и веди, аможе хощеши. Аминь.

Молитва третья

О Пресвятая Владычице, Пречистая Дево Богородице, Господа Бога моего Иисуса Христа Мати, припадаю и молюся Тебе яко Матери Царевой, предначиная к Тебе недостойное сие моление, еже приемши, о Мати Царя небесе и земли, принеси к Царю царствующих, всех Господу, Сыну Твоему и Богу, и прощение всем согрешением моим испроси, житию моему подаждь исправление и на кончине от воздушных врагов немятежное прошествие; Царствия Божественный вход отверсти исходатайствуй ми; и тамо райския пищи наслаждения, горняго онаго града вышняго прекраснаго Иерусалима веселия и неизреченных того красот, светлости же трисияннаго Троичнаго света и сладкаго гласа Ангельских пений наслаждатися; ея же славы и радости наследника мя и святым всем сопричастника сотвори: вся бо можеши, яко Мати Царя Всемогущаго. И ныне убо, изряднее же в час сей услыши мя, Всемилостивая Владычице, предстояща Ти, вонми, Госпоже Царице, молебное пение приносящу Ти, и вопиюще Богу и Владыце всех: Слава Тебе, Боже, во веки. Аминь.



Поделиться: