7 июля день иоанна предтечи. Иконография Рождества Иоанна Предтечи

Рождество святого славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна
Преподобного Антония Дымского, Новгородского (1224).

Мучеников семи братьев: Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина (ок. 284-305). Святителя Никиты, епископа Ремесианского (ок. 420). Праведных отроков Иакова и Иоанна Менюжских, Новгородских (обретение мощей, XVII; 1566-1569). Мученика Панагиота Кесарийского (1765).

Рождество святого Предтечи и Крестителя Иоанна

Сегодня мы празднуем День рождения великого Предтечи Господня. Праздник, замечательный уже по тому, что само Рождество Предтечи было необыкновенным и чудесным, оно было плодом усердных, нескончаемых молитв его родителей, наградой их веры и упования, их праведности и благочестия, их терпения и преданности воле Божией. Святой пророк, чье чудесное рождение было предметом всеобщей радости, предвозвестил явление Сына Божия во плоти и удостоился крестить Его во Иордане. Поэтому он прославился как ангел, апостол, мученик, пророк.

Событие это отражено в первой главе Евангелия от Луки, в которой рассказывается о том, как священник Захария и его супруга Елисавета, жившие в Хевроне, состарились, но, по неплодству Елисаветы, не имели детей.
Однажды во время богослужения в Иерусалимском храме Захарии явился Архангел Гавриил, который предсказал священнику, что скоро у него родится сын, который станет провозвестником (предтечей) ожидаемого Мессии.
Захария же, слыша слова Архангела Гавриила, усомнился в них и попросил знамения. На это Архангел Гавриил ответил: «ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк. 1, 20).
Святая Елисавета зачала, но скрывала свою беременность пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. И святой Иоанн, еще находившийся в утробе своей матери, взыграл радостно во чреве (Лк. 1, 44).
Настало время, и святая Елисавета родила сына. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Когда мать назвала его Иоанном, все родственники были удивлены, так как никто в их роду не носил этого имени. Когда об имени, выбранном для новорожденного сына, спросили святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Как только Захария это сделал, узы, связывавшие по предсказанию Архангела его речь, разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне – Предтече Господа.
После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел убить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась там в пещере. А святой Захария, продолжая свое священническое служение, находился в Иерусалимском храме, когда Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что оно ему неизвестно, и был убит прямо в храме (Мф. 23:35). Праведная Елисавета осталась с сыном в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, возмужав, вышел из пустыни на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.

Преподобный Антоний Дымский

Преподобный Антоний Дымский происходил из Новгорода. Однажды, когда во время литургии он услышал слова Христовы в Евангелии: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), то решился оставить мир. Он поселился в обители святого Варлаама на Хутыни. Святой Варлаам постриг его. Умирая, св. Варлаам поставил Антония настоятелем вместо себя; но он, избегая славы, тайно удалился из обители и поселился в пещере на берегу Дымского озера, в 15 верстах от г. Тихвина. Здесь, когда стали собираться к нему братья, основана была обитель. Св. Антоний скончался в 1224 г. В 1336 г. обретены были мощи его нетленными.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
15.03.2019 -
16.03.2019 -
17.03.2019 -

Ежегодно верующие отмечают один из величайших церковных праздников - Рождество Иоанна Предтечи. День появления на свет святого, которому суждено было крестить Спасителя в водах реки Иордан, стал знаковым для всего христианского мира.

Иоанн Предтеча — самый почитаемый после Богородицы святой. Его издавна считают покровителем всех верующих людей. Считается, что через молитвы перед иконой Иоанна Предтечи можно исцелиться от физических и духовных недугов, добиться справедливости, понять свое предназначение, потому к святому обращаются в самых разных жизненных ситуациях, ища покровительства и помощи.

Согласно евангельской истории, Иоанн был предвестником Иисуса Христа, провозглашавшим пришествие мессии, за что позднее и был прозван «Предтечей». Святой вел праведную и аскетичную жизнь, проповедовал и совершал особый священный обряд омовения, который позволял выразить покаяние и избавиться от грехов . Позднее этот ритуал и трансформировался в таинство крещения.

Через него в возрасте 30 лет прошел и Иисус Христос. Именно тогда Иоанн, который крестил Спасителя, узрел подтверждение своего пророчества. В Евангелие святой вошел с прозванием «Креститель», указывающим на то, что он сопровождал Христа в один из важнейших моментов его земной жизни.

Особый «статус» святого подтверждает и то, что праздники, призванные восславить появление святых на свет, в христианстве крайне малочисленны — их всего три: Светлое Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи.

История праздника

О рождении Иоанна Предтечи повествует Евангелие от Луки. Согласно Писанию, святой появился на свет от двух праведных родителей — Захария, который был священником, и Елизаветы. Пара дожила до почтенных лет, но не познала радости быть родителями. Супруги неустанно молились о рождении ребенка, и счастье было даровано.

Совершая службу в храме, Захария узрел ангела, возвестившего, что старцу суждено стать отцом сына, который будет прославлен в веках и велик перед Господом. Священник, памятуя о своих преклонных годах, усомнился в такой возможности. Тогда в подтверждение правдивости своей вести ангел лишил Захарию голоса. Через некоторое время пророчество исполнилось: супруга старца зачала. На восьмой день после появления Иоанна Крестителя на свет, когда пришло время выбирать новорожденному имя, к отцу святого вернулся дар речи.

Дата празднования Рождества Иоанна Предтечи была установлена на основе сведений о его шестимесячной разнице в возрасте с Иисусом Христом. Рождество Христово было приближено к зимнему солнцестоянию, а рождение Иоанна Крестителя — к летнему.

Современная православная церковь придерживается юлианского календаря, поэтому Рождество Иоанна Предтечи ежегодно празднуется 7 июля. В народной традиции церковное торжество совпало с празднованием Ивана Купалы .

Как празднуют Рождество Иоанна Крестителя в 2017 году

Рождество Иоанна Крестителя имеет статус великого праздника. 7 июля в церквях пройдет торжественная служба, призванная восславить святого. Считается, что молитвы к Иоанну Крестителю в этот день обладают особой силой, поэтому следует поставить свечу перед образом святого и попросить его о том, в чем вы нуждаетесь.

Из-за совмещения праздников Рождества Иоанна Предтечи и дня Ивана Купалы появилось немало народных традиций, которые почитаются и соблюдаются наряду с церковными. Узнать больше о приметах и обычаях, связанных с праздником , вы можете у нас на сайте.

С помощью молитв можно не только попросить о помощи в сложные моменты, но и полностью изменить свою жизнь . Пусть радость наполняет каждый ваш день. Мы желаем вам благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

04.07.2017 15:46

Все любят Рождество и ждут его с нетерпением. Однако существуют некоторые правила, которые помогут правильно...

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК ПО САЙТУ


О НАС, НАШЕМ САЙТЕ

Статистика

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Все как следует. Душа отдыхает на вашем сайте: нет многословной и пустой информации. Видно, что ваш храм любят прихожане. Это так здорово. Судя по всему, и настоятель у вас то, что надо, раз ведется такая работа. Удачи и Бог вам в помощь. С удовольствием жду ваших обновлений. Игорь. Калуга

________________________

Все по делу у вас. Спасибо и удачи. Воронеж

________________________

Очень интересный сайт!!! Храм помню с детства... В этом Храме меня крестили и моих детей тоже. И в 09г мужа окрестил о.Феодор. Очень благодарна ему... Публикации интересны и познавательны.Я теперь частый гость... Магадан

___________________

Пост, воскресный день, путешествие в Вифлеем. Что еще нужно для души? Молитва. Спаси Господи батюшка Федор Вас и сотрудников сайта за вашу заботу о наших душах, сердцах и умах. Светлана

____________________

Здравствуйте! Сегодня увидела объявление в храме о том, что существует сайт у нашего Воскресенского собора. Так радостно и приятно посетить сайт, каждый день теперь буду заходить на сайт нашего храма и читать душеполезную литературу. Спаси Господи всех трудящихся в храме! Спасибо Вам большое за вашу заботу и труды! Юлия

______________________

Неплохой дизайн, качественные статьи. Ваш сайт понравился. Удачи! Липецк

Иоанн Предтеча - самый чтимый христианский святой после Богородицы. Сам Спаситель так говорил о пророке Иоанне Крестителе: Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф 11:11). Рождество Иоанна Крестителя - уникальный праздник для православия. Есть лишь три праздника, когда христиане вспоминают не день смерти, а день рождения лица, которое прославляют: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Этот факт - еще одно свидетельство того, что пророк Иоанн Предтеча особо почитается в Церкви

«Сегодня празднуем день рождества святого Иоанна. Эта честь, которой не удостоился ни один святой. Во всем христианском мире назначен и почитается только день Рождества Господа и Иоанна» - так писал Блаженный Августин.

В наше время следовало бы добавить «и Богородицы». Святой Августин не упомянул Ее, потому что тогда в западной традиции РождествоБогородицы еще не было праздником.

Отчего же для нас так важен этот день? Для тех, кто был знаком с иудейскими пророчествами о приходе Мессии, факт рождения Иоанна значил очень многое.

«Вот, Я пошлю вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я не поразил земли проклятием», - записал пророк Малахия в своей Книге.

Явление на земле особого человека было указанием на то, что вскоре надо ждать прихода Мессии. И этого указания иудеи ждали на протяжении многих веков.

Писания пророков аллегоричны. Некоторые люди действительно ждали, что на земле явится сам Илия. «Что же, ты Илия?», - спрашивали самого Иоанна посланные из Иерусалима, когда тот уже начал крестить и проповедовать.

Иисус Христос указал на аллегоричность слов пророка Малахии. «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. Кто имеет уши слышать, да слышит!», - сказал Спаситель об Иоанне, объяснив его роль в спасении человечества.

Отчего должен был прийти кто-то перед тем, как явится Мессия? Чтобы духовно подготовить народ к тому, что будет говорить Спаситель. Еще несколько веков назад пророк Малахия говорил о необходимости обращения людских сердец, чтобы по своим грехам люди не навлекли на землю проклятия.

И вот на земле родился Иоанн Предтеча (Предшественник).


Это был очень необычный человек. «Из рожденных женами не восставал больший», - сказал про него Христос. Вся его жизнь была служением Богу, даже само рождение во многом готовило людей к будущему рождению Господа.

Отец Иоанна, Захария, был священником. Он и его жена Елизавета жили благочестиво, исполняли все заповеди, но никак не могли родить ребенка. Захария был уже в преклонных летах, когда вдруг, войдя в храм для того, чтобы кадить, увидел Ангела.

Вестник предсказал, что у Захарии родится сын Иоанн, который «многих сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в Духе и силе Илии... дабы представить Господу народ приготовленный».

Казалось бы, надо радоваться и после службы поспешить домой обрадовать жену, но Захария усомнился в том, что это будет. Спустя полгода Ангел Гавриил так же неожиданно явится Марии, и юная Дева смиренно покорится воле Господа. Но знающий Писания священник не принял слов Ангела. Подобно тому, как впоследствии иудейский народ не принял мессию.

За это Захария был наказан: Ангел лишил его возможности говорить до того момента, как сбудется предсказание.

Когда через положенный срок Елисавета родила и на 8-й день (как делали и до сегодняшнего дня делают иудеи) надо было обрезать младенца и выбрать ему имя, соседи и родственники очень удивились тому, что мать захотела назвать его Иоанн - до этого никто из ее родственников не носил это имя. Спросили Захарию, и тот на дощечке написал: «Иоанн имя ему», потому что несколько месяцев назад так сказал ему Гавриил. Предсказание Ангела сбылось, Захария обрел дар речи и стал восхвалять Творца.

Об этих событиях говорили по всей стране Иудейской, потому что знали, что Захарии было видение в храме и что с его сыном «была рука Господня». Люди пытались понять, какое назначение уготовано ребенку, чье рождение сопровождали такие чудеса. Захария исполнился Святого Духа и пророчествовал о том, что младенец «предъидет пред лицем Господа - приготовить пути Ему... просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира».

Как видим, во всех пророчествах Иоанн уподобляется пророку Илии. Однако обстоятельства его рождения напоминают историю Исаака, сына Авраама и Сарры. Примерно за 18 столетий до рождения Иоанна престарелому Аврааму, как и Захарии, было обещано, что у него родится сын. Его жена, как и Елисавета, была неплодна всю жизнь. Однако, в отличие от Захарии, Авраам поверил предсказанию.

Эти события относились к глубокой древности, возможно, их воспринимали не как реальную историю, а как фантастическую легенду. И вот на земле, обещанной Богом Аврааму, произошло такое же чудо, как и много веков назад. Чудо, которое не могло не напомнить о ветхозаветной истории, которое показывало, что описанные там события - реальность.

Не было ли рождение Иоанна воспринято людьми как знак того, что сбываются древние Писания, в которых говорится и о приходе Мессии - Спасителя?

Иоанн Златоуст пишет о том, что сам факт рождения Иоанна у бесплодной и престарелой матери как бы приготовлял людей к той мысли, что по Слову Божию и Дева, никогда не знавшая мужа, может родить: «...старица осязала перворожденное дитя, и бесплодная неожиданно родила, чтобы поверили Деве, рождающей сверх естества. То и другое ново и необыкновенно, потому что и бесплодная, и Дева - неожиданные матери».

После рождения Иисуса Христа царь Ирод приказал убить всех младенцев. Услышав об этом, Елисавета с сыном убежала в пустыню и скрывалась в пещере, а Захария, как священник, оставался при храме в Иерусалиме. Конечно, от царя не могло укрыться, что у Захарии родился сын - об этом говорила вся округа. Когда Захария отказался сказать воинам, где скрываются его жена и сын, его убили.

После смерти Елисаветы Иоанн, которого охранял Ангел, остался жить в пустыне до того времени, когда начал проповедовать о покаянии и крестил в Иордане народ израильский и пришедшего в мир Господа.

Традиция праздновать день рождения Иоанна Предтечи существовала уже в первых христианских общинах. В христианский календарь этот праздник был введен в IV веке.

Источник: taday.ru

ВЕЛИКИЙ ПОСТ


понедельник 8:30


Со второй недели по понедельникам Великого Поста (кроме Страстной недели) в нашем храме совершается ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ. Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство.

__________________

ВТОРНИК, ЧЕТВЕРГ - утреннее великопостное богослужение

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ НЕ СЛУЖИТСЯ

__________________

среда, пятница утром


По будням Литургия не совершается , причащаются только в среду и пятницу ранее освященными Дарами.

___________________

пятница вечер

Парастас с греческого так и переводится – «ходатайство». Мы будем ходатайствовать, просить Бога за наших ближних. К счастью, этим вечером нам в храме будет всё более-менее


_____________________

Третья суббота Великого Поста (утро)

ПАНИХИДА

Каждому из нас необходимо понимать всю значимость поминовения умерших. Грешный человек, попадая в загробный мир, и не достойный Царствия Божия, уже более не может молится Господу за себя и за других. Такую возможность получают лишь святые угодники и особенно благочестивые люди. Если здесь, на земле, он может исповедать свои грехи и получить их прощение, то там он лишен этой возможности.

Иоанн Предтеча - первый проповедник, предсказавший пришествие Спасителя. Прародитель молитвы и святого таинства крещения, собственноручно окрестивший Иисуса Христа, сыграл важнейшую роль в становлении христианской религии .

Иоанн Предтеча - ближайший предшественник Иисуса, помазанник Божий, евангелист и прародитель святого омовения. К его помощи в молитве обращаются люди, желающие покаяния и ищущие заступничества. Православная церковь чтит появление на свет Иоанна Крестителя. Это единственный Святой кроме Спасителя и Девы Марии, чье рождение имеет статус праздника в церковном календаре. Молитвы, прочтенные в день Рождества Пророка, обладают особой силой.

Рождество Крестителя - один из самых значимых христианских праздников, отмечающийся 7 июля по новому стилю. Рождение великого пророка было предрешено Господом. Родители Иоанна дожили до преклонного возраста в тяжелом испытании: они не могли иметь детей. Однако за покорность Божественной воле и искреннюю веру они были вознаграждены: к отцу Крестителя, Захарии, снизошел ангел с благой вестью о скором появлении наследника на свет. Мужчине было сложно поверить в такое чудо, и он попросил доказательство. За сомнения и в знак подтверждения вести о рождении Великого Пророка Захария лишился дара речи до рождества Иоанна.

У Иоанна была своя миссия на земле: он должен был подготовить людей к приходу Спасителя. Он проповедовал слово Божие и крестил людей в реке Иордан, где позднее окрестил самого Иисуса.

На сегодняшний день великий праздник широко отмечают все христиане. В некоторых странах Рождество Иоанна Предтечи имеет статус государственного праздника. Становление торжества берет свое начало с третьего века и празднуется повсеместно у католиков, протестантов и православных.

Обращаться в молитвах к Святому лучше всего в дни его памяти. 7 июля каждый человек может ощутить на себе могущественную помощь Крестителя. Пророк был рожден в молитве и стал символом исполнения всех просьб, обращенных к Богу. У Святого Иоанна христиане просят заступничества, крепкой веры, исцеления, терпимости и исполнения желаний.

Первая молитва:

«Креститель Иоанн, проповедник покаяния, услышь молитвы мои и передай просьбы Владыке Небесному. Я, как недостойный, унылый, немощный и терзающейся печалью, призываю к Твоему участию и заступничеству. Умоляю очистить думы и душу мою, избавить от терзающих злых помыслов и наставить на пусть истинный. Святой Иоанн, Ты видел грехи земные и дарил искупление людям. О, Проповедник земной, сумевший коснуться самого Иисуса и окрестить его, даруй мне спасение перед Господом. Помолись за грешного раба Божьего (имя) и не оставляй меня на произвол дьявольских сил. Я умоляю о благе, которое пронесу с собой всю оставшуюся жизнь. Проповедник и мученик пустынный, не отрекайся от меня, обнови душу мою покаянием и наполни сердце неподдельной верой. Вечно Царствие Небесное. Аминь».

Молитва вторая:

«Святой Иоанн Предтеча, не отвернись от кающихся людей. Проповедник, рожденный в молитве, укажи на путь истинный и помолись за недостойных рабов Божьих (имя) о спасении душ наших. Покаявшись в грехах, совершенных по неосторожности, по незнанию, от недостатка веры ли или по злому умыслу, молим простить все. Ищем спасения подле ног Твоих, Креститель Христов. Хотим принять в дар второе крещение Твое, омыть наши раны, души и сердца. Защити силой Небесной от любого врага, напасти и смертных грехов. Спаси нас, греховных и недостойных помощи Твоей и вразумления Твоего. Надежду возлагаем на Имя Твое, сейчас и во веки веков. Аминь».

Молитва третья:

«О, Иоанн Предтеча, проповедник и креститель рода человеческого. Молим о помощи Твоей, о спасении и заступничестве. Умоли Господа-Бога о нас, грешных и смертных рабах Его. Всели, с Божьей помощью, в сердца каждого чувство покаяния, терпимости и любви к Творцу. Избавь нас от злости, лицемерия, беззакония и неверия. Ты, Святой, учитель правды и заступник всех грешных. Умоляем, снизойди светом ярким и озари тернистый путь, не оставь нас в тяжелые минуты и помоги бороться с несправедливостью. Подари нам, грешным (имя), терпимость в делах, какую испытывал Ты, находясь в заточении и гонении за веру праведную. Мы готовы нести крест, который достался нам, но не оставь нас без поддержки и любви. Ты проводник между Господом и людьми, ближе всех находящийся к Спасителю. Да услышь молитвы наши и подари благодать Свою. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

В тяжелые времена прочитайте молитву перед чудотворной иконой Иоанна Предтечи. Святой поможет в трудный час, в дни муки и гонений, в счастье и горести.

Православная церковь отмечает 7 июля день рождения (рождества) предтечи и крестителя Господня Иоанна. Для большинства людей 7 июля - это праздник Ивана Купалы, связанный с гаданиями, прыжками через костер и массовыми гуляниями на берегу реки.

Жара. Лето. Иван Купала. Фото: Михаил Хаустов.

1 Кто такой Иоанн Креститель?

Иоанн - один из величайших христианских пророков. Он был сыном пожилого священника Захарии и праведной Елизаветы, у которых долго не было детей. Он - самый чтимый христианский святой после Богородицы. Хотя бы потому, что церковь отмечает дни рождения только трех лиц - Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи.

Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей, потому что он пришел до Иисуса Христа и рассказывал о нем людям, а крестителем, потому что он крестил Спасителя в Иордане.

2 За что церковь чтит Иоанна Предтечу?

За проповедь учения о Христе, мученическую смерть и крещение водой, как прообраз современного таинства крещения. Память Иоанна Крестителя церковь празднует целых шесть раз в году.

Иоанна Крестителя постигла жестокая расправа. Ему отрубили голову. Царь Ирод Антипа посадил пророка в темницу за то, что тот обличал его преступном браке с Иродиадой. Когда на пиру в честь дня рождения царя дочь Иродиады Саломея танцевала для Ирода, то в награду за свой чудесный танец, по наущению матери, попросила у Ирода Антипы голову пророка. Царь исполнил обещание и голову Иоанна Крестителя принесли на блюде. В память об этом установлен религиозный праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи.

В Барнауле два Иоанно-Предтеченских храма - в Нагорной части и на Черницком кладбище. Иоанно-Предтеченский женский скит есть в селе Сорочий Лог. 7 июля везде пройдут праздничные богослужения.

3 Что такое Ивана Купала?

Так как в народном сознании порой тесно переплетены традиции церковные и языческие, 7 июля многие отмечают день Ивана Купалы. Это славянский праздник, который отчасти связан с рождеством Иоанна Предтечи. Изначально он отмечался в честь летнего солнцестояния и середины лета.

Традиции праздника неразрывно связаны с водой и огнем. В этот день по берегам рек разводились костры, раздавалось угощение, девушки гадали, искали суженого, собирали целебные травы. Считалось, что с 7 июля по 2 августа в реках и озерах становится безопасно купаться, так как из них уходит вся нечисть.

Изначально люди стали обливать друг друга водой как бы очищая и обновляя. Считалось, что если в этот день не искупаешься, то ничего хорошего тебя не ждет. Лучше в домашних условиях в ванной облить себя водой и прочитать молитву святому Иоанну Крестителю.

4 Что общего у Предтечи и Купалы?

Само слово «купала» в некотором смысле означает «креститель», так как Иоанн Предтеча «купал» тех, кто к нему приходил, в реке. Иван - это, соответственно, Иоанн. То есть, по большому счету, это «одно лицо».

Иоанн Креститель омывал людей в реке, сегодня этот обряд называют еще «иоанновым крещением». Похожий ритуал был и в ветхозаветной традиции - считалось, что через воду можно «очистить» тех, кто, к примеру, прикоснулся к запретной для иудеев пище или как-то согрешил против древнего закона.

5 Что едят на праздник?

Так как 7 июля широко отмечали не столько в России, сколько в Белоруссии и Украине, то основными блюдами за столом были вареники с капустой, картошкой, творогом, ягодами и разные виды сыра. Мясо в этот день еще не разрешается, так как до 12 июля длится Петров пост.

6 Как церковь относится к народным традициям?

Русская православная церковь на протяжении многих веков осуждает языческие традиции, характерные для 7 июля. В некоторых регионах России, по просьбе РПЦ, с 2013 года официально не проводят массовые праздники типа «День Нептуна» и «Купальская ночь».

  • если утром 7 июля обильная роса, то будет хороший урожай огурцов;
  • если весь день идет дождь, то сено будет плохое;
  • если в воздухе стоит сильный запах разнотравья, то в ближайшие дни пройдут сильные дожди.

РАЗМЕЩАЮ ТРИ РАЗНЫХ МАТЕРИАЛА (ЧАСТИЧНО ПОВТОР) - ДЛЯ БОЛЕЕ ПОЛНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ЖЕ СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЭТОТ ПРАЗДНИК.

1)
Иоанн Предтеча - ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии.
Жил в пустыне аскетом, проповедовал и совершал священные омовения для очищения от грехов, которые впоследствии стали называться таинством крещения.
Крестил в водах реки Иордан Иисуса Христа, окунув его в воду.
Был обезглавлен по желанию иудейской царицы Иродиады и её дочери Саломеи.
Является исторической фигурой. О нём есть упоминание во всех известных рукописях «Иудейских древностей» Иосифа Флавия.

В христианских представлениях является последним в ряду пророков — предвозвестников прихода мессии.
В исламе, а также мандеями и бахаи почитается под именем Яхья, в христианских арабских церквях — под именем Юханна.

Иоанн носит эпитеты Крестителя и Предтечи по двум своим основным функциям — как крестивший Иисуса Христа и как тот, кто пришёл с проповедью прежде него в соответствии с ветхозаветными пророчествами.

Иоанн был сыном священника Захарии («из Авиевой чреды») и праведной Елисаветы (происходившей из рода Аарона), пожилой бесплодной пары.
Как повествует евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в Храме, возвестил о рождении у него сына, сказав «многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей».
Захария выразил недоверие ангелу - и за это тот покарал его немотой.

После того, как Дева Мария узнала, что её родственница Елисавета беременна, она пришла навестить её и «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа».
Таким образом, своей матери Иоанн предсказал мессию, ещё будучи в утробе.

Согласно Евангелию, его рождение случилось на полгода раньше Иисуса (его родственника).
Отец Иоанна всё ещё оставался немым, и когда Елисавета пожелала дать сыну указанное ангелом нетрадиционное для своей семьи имя Иоанн («Яхве (Бог) смилостивился»), родственники потребовали от отца подтвердить его письменно:
«Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всём этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своём и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.»
О последующем детстве Иоанна, Евангелие упоминает вкратце, говоря лишь, что он «был в пустынях до дня явления своего Израилю».

Упоминается, что отец Иоанна, Захария, был убит «между храмом и жертвенником» слугами Ирода.

Как пишет евангелист Лука, в пустыне случился «глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии», после чего он отправился проповедовать. Иоанн вёл аскетичный образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, питался диким мёдом и акридами (вид саранчи).

Свою проповедь Иоанн начал в 28 или в 29 году н. э. («в пятнадцатый год правления Тиберия кесаря»). Он ходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

Проповедь Иоанна выражала гнев Божий на грешников и призывы к раскаянию, а также эсхатологическую весть. Он укорял народ за самовольную гордость своим избранничеством (в особенности саддукеев и фарисеев), требовал восстановления патриархальных норм социальной этики.

Иоанн не был обычным проповедником — он передавал людям волю Бога, как древние ветхозаветные пророки, и даже более этого, ведь был исполнен Духа Святого будучи ещё во чреве матери. Иисус указал на Иоанна как на приход пророка Илии, которого ожидали.

Основной темой проповедей Иоанна был призыв к покаянию. Приходившим к нему фарисеям Иоанн говорил:

« …порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.»
В 3 главе Евангелия от Луки приводятся также его поучения, обращённые к воинам («Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем»), мытарям («Ничего не требуйте более определённого вам») и всему народу («У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же»). Приходившие к нему люди принимали от него крещение в водах реки Иордан. Некоторые «помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он». Его последователи образовали особую общину — «ученики Иоанновы», в которой господствовал строгий аскетизм.

Пришедшим из Иерусалима священникам и левитам, явившимся, чтобы проверить его, он ответил, что не является ни Илией, ни пророком, но: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя».

На вопрос иерусалимских фарисеев Иоанн ответил: «я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его».

На следующий день Иоанн увидел подходящего к нему Иисуса и сказал: «вот Агнец Божий, Который берёт [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». Затем последовало крещение.

К Иоанну, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре, пришёл и Иисус с целью принять крещение. (Точное расположение Вифавары, возможно, Бейт-Авара, не определено, с XVI века им считается место, где сейчас находится монастырь Святого Иоанна, в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона).

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду» и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!».

Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса. Крещение, свершившееся тогда, сильно повлияло на Иисуса и рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его общественной деятельности. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились». Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом». Около 30 года н. э. Иоанн был арестован, и его проповедническая деятельность завершилась.

В числе прочих преступлений против праведности Иоанн обличал тетрарха Галилеи Ирода Антипу, который отнял у своего брата Ирода Филиппа жену (и одновременно племянницу обоих) Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив еврейский обычай. За это Иоанн был заключён тетрархом в тюрьму, но Ирод Антипа не решался казнить его по причине популярности проповедника.

В соответствии с Евангелиями от Матфея и от Марка, Иоанн был арестован во время пребывания Иисуса в пустыне, из этого следует, что Иисус начал свою общественную деятельность только после того, как деятельность Иоанна прекратилась. Находясь в темнице, Иоанн услышал «о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?".

Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей». В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец, который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей». Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу.

В память этих событий установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи. Русская Православная Церковь отмечает его 29 августа (11 сентября). В какой бы день недели этот праздник не попадал, включая воскресение, этот день всегда в Православной церкви в память о великом постнике Иоанне (который питался в пустыни только акридами и диким мёдом) является, согласно Уставу, днём строго поста, запрещено есть не только мясную и молочную пищу, но и рыбу.

Место рождения Иоанна (монастырь Святой Иоанн на го́рах)

«Наречение Иоанна Крестителя» (картина Рогира ван дер Вейдена. Разрешившаяся от бремени Елизавета лежит в кровати, на переднем плане Захария пишет имя сына)

«Иоанн Креститель» (картина Эль Греко)

"Святой Иоанн Креститель в пустыне". Художник Иероним Босх. 1504-05 г.

«Явление Христа народу» (картина А. А. Иванова. Иоанн Креститель стоит на берегу Иордана, проповедуя народу о грядущем мессии, в то время как вдали на пригорке появляется Христос)

«Крещение Господне» (картина Тинторетто)

«Месть Иродиады» (картина Хуана Фландеса)

Саломея (картина Бартоломео Венето)

Батистелло, "Саломея", 1615

Франц фон Штук, "Саломея", Ленбаххаус

«Казнь Иоанна Крестителя» (картина Караваджо)

Голова Иоанна Крестителя (Сан-Сильвестро-ин-Капите, Рим)

Десница (рука) Иоанна Крестителя (Цетиньский монастырь, Черногория)

Гробница Иоанна Крестителя в мечети Омейядов (Дамаск)

2)
День Ивана Купала - изначально языческий праздник, посвященный Солнцу и славянскому божеству Купале. Ещё до принятия Русью христианства этот праздник отмечали 22 июня, в день летнего солнцеворота. Однако уже в христианской Руси праздник приурочили к дню рождения Иоанна Крестителя, и теперь отмечался он 24 июня. Во многих селениях праздник Ивана Купала начали называть Иванов День.

После перехода на с юлианского на григорианский календарь день Ивана Купала передвинулся еще вперед и до сегодняшнего дня его отмечают 7 июля. Поэтому, как мы видим, начальное значение праздника уже потеряло всякий смысл, так как он уже не приходится на день летнего солнцестояния. Однако в ряде европейских стран день Ивана Купала все же отмечают в период с 20 по 24 июня.

Иванов день, как его еще называли в старину, достаточно богат традициями, обрядами и ритуалами. При этом стоит отметить, несмотря на специфичность обычаев, многие из них можно встретить и сегодня.

Особое внимание в этот праздник посвящалось силам природы. Так, символом Ивана Купала было Солнце. Как утверждали крестьяне это период самого высокого уровня активности Солнца, после чего оно двигалось уже к зиме. После принятия христианства Русью, солнце стало символизировать Иоанна, а праздник обрел свое второе название - Иванов день.

С самого раннего утра весь народ можно было встретить на реках и озерах. Считалось, что это очищает человека как физически, отгоняя все болезни, так и духовно. Те, у кого не было по близости водоемов, отправлялись в баню. Однако не все спешили в этот день купаться. Ведь часть народа считала, что в водоемах кроется огромное количество нечисти, которая может и погубить.

Огонь также обладал особенным волшебством в этот день, поэтому всей деревней разжигали костры, и прыгали через него. Обязательно огонь разводили около водоемов. Считалось, что они обладают магической силой, которая способна очистить и подарить везение на весь год. Поэтому появилось поверье, что тот, кто перепрыгнет и не заденет пламя весь год будет удачливым и, возможно, сможет обрести настоящее счастье. Традиция перепрыгивать через костер сохранилась и до нашего времени, сегодня также можно встретить деревни, где в этот день соблюдают эту традицию.

Так как природа в этот день обладала особой силой и волшебством, многие женщины пытались сохранить эту магическую частичку на случай болезни или беды. Поэтому после купания все отправлялись за травами. Одни собирали их для гаданий, другие для обрядов, некоторые для того, чтобы впоследствии лечить этими травами себя и близких. Особое значение придавалось в этот праздник папоротнику. Считалось, что если встретить цветок папоротника, то это хороший знак, такой человек обладает особенной добротой и с ним можно найти любое сокровище. Особенностью этого растения считалось, является то, что он в эту ночь расцветает на несколько секунд, а потом исчезает, поэтому его не так легко отыскать.

Еще задолго до праздника всем селением выбирали так называемого урядника, который занимался проведением праздника. Основной его задачей было подготовиться к празднику и провести его. Безусловно, он должен был знать все традиции и обычаи. В этот день они пели песни, произносили заклинания.

В то время пока женщины собирали травы, мужчинам необходимо было срубить деревце, высота которого должна была составить примерно полтора или два роста среднестатистического человека. Затем его устанавливают там, где договорено провести гуляния. Когда же деревце на месте, девушки украшали его цветами и лентами. В народе такое деревце называли "марена" или "купала".

Все празднество происходило только у костра. Там устраивали пир, играли в горелки, молодые выбирали себе пару и проводилось множество обрядов. С появлением православной церкви, все эти обряды были осуждены, так как связаны они с язычеством. Однако народ не мог отказаться от них и все же продолжал следовать им. Таким образом все смешалось - народные поверья с религией.

Также в этот день было принято рассказывать истории и рассказы, в которых описывали особенное волшебство, связанное с растениями. Так, благодаря растениям, можно было найти и клады, деньги, исцелиться и так далее. Согласно древней легенде, в ночь на Ивана Купала расцветает папоротник и кто найдет этот волшебный цветок, тот сможет видеть спрятанные под землей сокровища и научится понимать язык животных.

Помимо традиций, которые соблюдали в этот день, также Ивана Купала буквально пропитан различными языческими обрядами.

Многие в ночь на Ивана Купала не ложились спать. Все это ради того, чтобы самыми первыми умыться утренней росой. Считалось именно она может подарить здоровье и красоту.

Если в этот день кого-то обливали грязной водой, то никто не злился, а наоборот радовались. Ведь чем чаще в этот день искупаться, тем лучше. Человек проживет последующий год счастливо, а также тем самым сильнее очистится.

Во время гуляний молодежь из сена создавала куклу, которая являлась символом бога Купала. Когда водили хоровод и пели песни, по сценарию один из участников должен был зацепить куклу так, чтобы она упала. После чего все сбегались, чтобы посмотреть умер ли "Купала". Когда же объявляют, что он не дышит, девушки начинали оплакивать его посредством песен. Пока девушки поют, парни берут куклу и несут к заранее подготовленному погребальному костру, где его и сжигают. После этого ритуала и начинался настоящий пир.

Чтобы сжечь в буквальном смысле все болезни и несчастья своих детей, женщины собирали вещи своих сыновей и дочерей, в которых они переболели и бросали в огонь. Так, согласно их верованиям, дети будут здоровые и сильные.

На Ивана Купала молодые люди присматривались друг к другу и искали себе пару. Когда же выбор сделан, то девушка и парень перепрыгивали вместе через костер, держась за руки. Таким образом они пытались проверить свои чувства и заглянуть в будущее. Если пара перепрыгнула, не разжимая рук, то их брак будет крепкий и счастливый, если же наоборот, то лучше и не сходиться им.

Также в этот праздник раньше хозяйки на порог стелили крапиву. По их мнению, таким образом можно было спастись от злых духов и ведьм.

В эту ночь, когда девушки водили хороводы вокруг срубленного дерева, парни совершали набеги, пытаясь тем самым украсть Марену. Тот счастливчик, которому это удалось, убегал подальше к реке, а за ним уже все остальные. Все срывали по одно ветке, которая считалось приносит плодородие. Дальше дерево пускали по реке.

Наши предки, как и в любой другой праздник внимательно следили в этот день за погодой. Если на Иванов день пойдет дождь, то все лето будет жарко и погода будет засушливой.

А вот если ночью небо будет щедро усеяно звездами, а поутру природа одарит обильно росой, то будет хороший урожай огурцов, грибов, да и вообще всех овощей.

В этот день старались избегать встречи со змеями, ведь если её повидать в этот праздник, то беды не избежать и в скором времени ожидаются сильные потери.

После сбора трав все женщины внимательно пересчитывали их. Если наберется двенадцать видов растений, то в семье обязательно в грядущем году будет свадьба.

Многие верили, что особая опасность подстерегает лошадей, которых нечистая сила может использовать для своих целей. В таком случае им не выбраться живыми. Поэтому их пытались запереть надежно.

Ранее мы уже писали о том, как гадать в ночь на Ивана Купала, а сейчас хотели бы вам рассказать еще о некоторых гадания в Иванов день.

Одним из самых распространенных гаданий в Иванов день - было гадание на венке. Девушки зажигали свечи и вставляли их в венок, после чего опускали их в реку. Если венок не утонул и свеча не погасла, то в этом году девушка обязательно выйдет замуж. Если же венок все-таки утонул или уплыл далеко, то в этом году не быть ей невестой.

Также девушки гадали и на ромашках. Для этого они брали два цветка, один из них символизировал определенного парня, а другой её саму. Интерпретация этого гадания достаточно проста - если цветы тянутся друг к другу, то это её суженный и вскоре они поженятся, если нет, то не судьба ей быть вместе с этим молодым человеком и лучше его забыть.

В ночь с 6 на 7 июля выйдите к водоему, прошепчите над водой заветное желание. После киньте в воду небольшой камушек. Четное количество образовавшихся кругов будет означать, что желание исполнится, а нечетное - что сбыться ему не суждено. Если водоема поблизости нет, найдите белый одуванчик. Аккуратно нашепчите ему о своей мечте. Затем - дуньте на крону. Удалось сдуть всю шапочку - мечта непременно осуществится, улетела; лишь половина - случится загаданное нескоро. А если большая часть парашютиков осталась на месте - задумайтесь, не разумнее ли мечтать о чем-то более реальном?

Чтобы узнать ответ на интересующий вопрос, девушки задавали его прям перед ритуальным огнем. Затем внимательно следили за пламенем - если оно ровное, спокойное и яркое, то желание сбудется, если прерывистое, то нет.
Чтобы уберечь скотину от болезней, хозяева проводили животных между купальских костров.

3)
ЗАМОК СМАЛЬГОЛЬМ ИЛИ ИВАНОВ ВЕЧЕР

До рассвета поднявшись, коня оседлал
Знаменитый Смальгольмский барон;
И без отдыха гнал, меж утесов и скал,
Он коня, торопясь в Бротерстон.

Не с могучим Боклю совокупно спешил
На военное дело барон;
Не в кровавом бою переведаться мнил
За Шотландию с Англией он;

Но в железной броне он сидит на коне;
Наточил он свой меч боевой;
И покрыт он щитом; и топор за седлом
Укреплен двадцатифунтовой.

Через три дни домой возвратился барон,
Отуманен и бледен лицом;
Через силу и конь, опенен, запылен,
Под тяжелым ступал седоком.

Анкрамморскую битву барон не видал,
Где потоками кровь их лилась,
Где на Эверса грозно Боклю напирал,
Где за родину бился Дуглас;

Но железный шелом был иссечен на нем,
Был изрублен и панцирь и щит,
Был недавнею кровью топор за седлом,
Но не английской кровью покрыт.

Соскочив у часовни с коня за стеной,
Притаяся в кустах, он стоял;
И три раза он свистнул-и паж молодой
На условленный свист прибежал.

"Подойди, мой малютка, мой паж молодой,
И присядь на колена мои;
Ты младенец, но ты откровенен душой,
И слова непритворны твои.

Я в отлучке был три дни, мой паж молодой;
Мне теперь ты всю правду скажи:
Что заметил? Что было с твоей госпожой?
И кто был у твоей госпожи?"

"Госпожа по ночам к отдаленным скалам,
Где маяк, приходила тайком
(Ведь огни по горам зажжены, чтоб врагам
Не прокрасться во мраке ночном).

И на первую ночь непогода была,
И без умолку филин кричал;
И она в непогоду ночную пошла
На вершину пустынную скал.

Тихомолком подкрался я к ней в темноте;
И сидела одна-я узрел;
Не стоял часовой на пустой высоте;
Одиноко маяк пламенел.

На другую же ночь-я за ней по следам
На вершину опять побежал,
- О творец, у огня одинокого там
Мне неведомый рыцарь стоял.

Подпершися мечом, он стоял пред огнем,
И беседовал долго он с ней;
Но под шумным дождем, но при ветре ночном
Я расслушать не мог их речей

И последняя ночь безненастна была.
И порывистый ветер молчал;
И к маяку она на свиданье пошла;
У маяка уж рыцарь стоял.

И сказала (я слышал): "В полуночный час,
Перед светлым Ивановым днем,
Приходи ты; мой муж не опасен для нас;
Он теперь на свиданье ином;

Он с могучим Боклю ополчился теперь;
Он в сраженье забыл про меня-
И тайком отопру я для милого дверь
Накануне Иванова дня".

"Я не властен прийти, я не должен прийти,
Я не смею прийти (был ответ);
Пред Ивановым днем одиноким путем
Я пойду... мне товарища нет".

"О, сомнение прочь! безмятежная ночь
Пред великим Ивановым днем
И тиха и темна, и свиданьям она
Благосклонна в молчанье своем.

Я собак привяжу, часовых уложу,
Я крыльцо пересыплю травой,
И в приюте моем, пред Ивановым днем,
Безопасен ты будешь со мной".

"Пусть собака молчит, часовой не трубит,
И трава не слышна под ногой,
Но священник есть там; он не спит по ночам:
Он приход мой узнает ночной".

"Он уйдет к той поре: в монастырь на горе
Панихиду он позван служить:
Кто-то был умерщвлен; по душе его он
Будет три дни поминки творить".

Он нахмурясь глядел, он как мертвый бледнел,
Он ужасен стоял при огне.
"Пусть о том, кто убит, он поминки творит:
То, быть может, поминки по мне.

Но полуночный час благосклонен для нас:
Я приду под защитою мглы".
Он сказал... и она... я смотрю... уж одна
У маяка пустынной скалы".

И Смальгольмский барон, поражен, раздражен,
И кипел, и горел, и сверкал.
Но скажи наконец, кто ночной сей пришлец?
Он, клянусь небесами, пропал!"

"Показалося мне при блестящем огне:
Был шелом с соколиным пером,
И палаш боевой на цепи золотой,
Три звезды на щите голубом".

"Нет, мой паж молодой, ты обманут мечтой;
Сей полуночный мрачный пришлец
Был не властен прийти: он убит на пути;
Он в могилу зарыт, он мертвец".

"Нет! не чудилось мне: я стоял при огне
И увидел, услышал я сам,
Как его обняла, как его назвала:
То был рыцарь Ричард Кольдингам".

И Смальгольмский барон, изумлен, поражен,
И хладел, и бледнел, и дрожал.
"Нет! в могиле покой; он лежит под землей.
Ты неправду мне, паж мой, сказал.

Где бежит и шумит меж утесами Твид.
Где подъемлется мрачный Эльдон.
Уж три ночи, как там твой Ричард Кольдингам
Потаенным врагом умерщвлен.

Нет! сверканье огня ослепило твой взгляд;
Оглушен был ты бурей ночной;
Уж три ночи, три дня, как поминки творят
Чернецы за его упокой".

Он идет в ворота, он уже на крыльце,
Он взошел по крутым ступеням
На площадку, и видит: с печалью в лице,
Одиноко-унылая, там

Молодая жена - и тиха, и бледна,
И в мечтании грустном глядит
На поля, небеса, на Мертонски леса,
На прозрачно бегущую Твид.

"Я с тобою опять, молодая жена".-
"В добрый час, благородный барон.
Что расскажешь ты мне? Решена ли война?
Поразил ли Боклю иль сражен?"

"Англичанин разбит: англичанин бежит
С Анкрамморских кровавых полей:
И Боклю наблюдать мне маяк мой велит
И беречься недобрых гостей".

При ответе таком изменилась лицом
И ни слова... ни слова и он;
И пошла в свой покой с наклоненной главой,
И за нею суровый барон.

Ночь покойна была, но заснуть не дала.
Он вздыхал, он с собой говорил:
"Не пробудится он; не подымется он;
Мертвецы не встают из могил".

Уж заря занялась; был таинственный час
Меж рассветом и утренней тьмой;
И глубоким он сном пред Ивановым днем
Вдруг заснул близ жены молодой.

Не спалося лишь ей, не смыкала очей...
И бродящим, открытым очам,
При лампадном огне, в шишаке и броне
Вдруг явился Ричард Кольдингам.

"Воротись, удалися",-она говорит.
"Я к свиданью тобой приглашен;
Мне известно, кто здесь, неожиданный, спит,
Не страшись, не услышит нас он.

Я во мраке ночном потаенным врагом
На дороге изменой убит;
Уж три ночи, три дня, как монахи меня
Поминают-и труп мой зарыт.

Он с тобой, он с тобой, сей убийца ночной!
И ужасный теперь ему сон!
И надолго во мгле на пустынной скале,
Где маяк, я бродить осужден;

Где видалися мы под защитою тьмы,
Там скитаюсь теперь мертвецом;
И сюда с высоты не сошел бы... но ты
Заклинала Ивановым днем".

Содрогнулась она и, смятенья полна,
Вопросила: "Но что же с тобой?
Дай один мне ответ-ты спасен ли иль нет?.. "
Он печально потряс головой.

"Выкупается кровью пролитая кровь,-
То убийце скажи моему.
Беззаконную небо карает любовь,-
Ты сама будь свидетель тому".

Он тяжелого шуйцей коснулся стола;
Ей десницею руку пожал-
И десница как острое пламя была,
И по членам огонь пробежал.

И печать роковая в столе возжена:
Отразилися пальцы на нем;
На руке ж - но таинственно руку она
Закрывала с тех пор полотном.

Есть монахиня в древних Драйбургских стенах;
И грустна и на свет не глядит;
Есть в Мельрозской обители мрачный монах:
И дичится людей и молчит.

Сей монах молчаливый и мрачный - кто он?
Та монахиня - кто же она? То убийца, суровый
Смальгольмский барон;
То его молодая жена.

ВАЛЬТЕР СКОТТ

"Гадание на венках". Художник С.Л. Кожин. 2009 г.

"Русалки". Художник К.Е. Маковский. 1879 г.



Поделиться: