5 популярных образовательных технологий. Перечень современных образовательных технологий (по Г.К

ПЕДАГОГ
Перечень технологий для аттестации

Перечень современных образовательных технологий

(по Г. К. Селевко)

№ Название технологий

1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

1.1. Педагогика сотрудничества

1.2. Гуманно-личностная технология Ш . А. Амонашвили

1.3. Система Е. Н. Ильина : преподавание литературы как предмета, формирующего человека

2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации еятельности учащихся

2.1Игровые технологии

2.2. Проблемное обучение

2.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е. И. Пассов)

2.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов)

3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесс

3.1. Технология  ; С. Н. Лысенковой :перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении

3.2. Технология уровневой дифференциации обучения.

3.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В. В. Фирсов

3.4. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И. И. Закатова) .

3.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт,А. С. Границкая,В. Д. Шадриков

3.6. Технология программного обучения

3.7. Коллективный способ обучения КСО (А. Г. Ривин,В. К. Дьяченко)

3.8. Групповые технологии .

3.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения .

4. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

4.1.«Экология и диалектика» (Л. В. Тарасов)

4.2.«Диалог культур» (В. С. Библер,С. Ю Курганов)

4.3. Укрупнение дидактических единиц-УДЕ (П. М. Эрдниев)

4.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М. Б. Волович)

5. Частнопредметные педагогические технологии .

5.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н. А. Зайцев)

5.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В. Н. Зайцев)

5.3. Технология обучения математике на основе решений задач (Р. Г. Хазанкин)

5.4. Педагогичесакя технология на основе  ; системы эффективных уроков (А. А. Окунев)

5.5. Система поэтапного обучения физике (Н. Н. Палтышев)

6. Альтернативные технологии

6.1. Вальдорская педагогика (Р. Штейнер)

6.2. Технология свободного труда (С. Френе)

6.3. Технология вероятностного образования (А. М. Лобок)

6.4. Технология мастерских

7. Природосообразные технологии

7.1. Природосообразное воспитание грамотности (А. М. Кушнир)

7.2. Технология саморазвития (М. Монтессори)

8. Технология развивающего обучения

8.1. Общие основы технологий развивающего обучения.

8.2. Система развивающего обучения Л. В. Занкова

8.3. Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова.

8.4. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И. П. Волков,Г. С. Альтшуллер,

И. П. Иванов)

8.5. Личностно-ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)

8.6. Технология саморазвивающего обучения (Г. К. Селевко)

9.1. Школа адаптирующей педагогики (Е. А. Ямбург,Б. А. Бройде)

9.2. Модель «Русская школа»

9.4. Школа-парк (М. А. Балабан)

9.5. Агрошкола А. А. Католикова.

9.6. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард)

Учитель также может использовать другие современные образовательные технологии .

  • Педагогические технологии

Перечень современных педагогических технологий (по Селевко Г.)

(по Селевко Г.)

Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса

4.1. Педагогика сотрудничества
4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин)

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)

5.1. Игровые технологии
Игровые технологии в дошкольном периоде
Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

5.2. Проблемное обучение
5.3. Технология современного проектного обучения
5.4. Интерактивные технологии
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)
Технология проведения дискуссий
Технология «Дебаты»
Тренинговые технологии

5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

6.1. Технология программированного обучения
6.2. Технологии уровневой дифференциации
Дифференциация по уровню развития способностей
Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик)
Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов)
Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель сводных групп», «стратовая» дифференциация)

6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова)
6.4. Технология индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)
Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного образования
Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении
6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)
6.6. Технологии групповой деятельности
Модель: групповая работа в классе
Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ)
Модели коллективного творческого решения проблем

6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов)
7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов)
7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович)
7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов)
7.6. Технологии интеграции в образовании
Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева
Технология воспитания экологической культуры
Концепция глобального образования
Концепция холистической педагогики
Концепция гражданского образования

7.7. Модели интеграции содержания учебных дисциплин
Модель «Интеграция естественнонаучных дисциплин»
Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем
Модель «Интегрированные занятия (уроки)»
Модель «Интегрированные дни»
Модель межпредметных связей

7.8. Технологии концентрированного обучения
Модель суггестивного погружения
Модель временнoго погружения М.П. Щетинина
Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур
Особенности идеографических моделей

Частнопредметные педагогические технологии

8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)
8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)
8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев)
8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского
8.7. Авторские педагогические технологии «Учителей года России»
Авторская технология формирования музыкального мышления «Учителя года России - 92» А.В. Зарубы
Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России - 93» О.Г. Парамонова
Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России - 94» М.А. Нянковского
Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России - 95» З.В. Климентовской
Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка «Учителя года России? 96» Е.А. Филипповой
Авторская технология трудового обучения и воспитания «Учителя года России? 97» А.Е. Глозмана
Авторская технология преподавания математики «Учителя года-98» В.Л. Ильина
Авторская технология музыкального воспитания «Учителя года России - 99» В.В. Шилова
Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России-2000» В.А. Морара
Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России - 2001» А.В. Крылова
Авторская технология преподавания иностранного языка «Учителя года России - 2002» И.Б. Смирнова

8.8. Технологии учебников и учебно-методических комплексов
Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100»

Альтернативные технологии

9.1. Технология обучения детей с признаками одаренности
9.2. Технология продуктивного образования (Productive Learning)
9.3. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок)
Особенности усвоения языковой культуры
Технология «Другая математика»

9.4. Технология мастерских
9.5. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской)
Предтечи, разновидности, последователи

Природосообразные технологии

10.1. Природосообразные технологии обучения языку (А.М. Кушнир)
Природосообразная технология обучения чтению А.М. Кушнира
Природосообразная технология обучения письму А.М. Кушнира
Природосообразная технология обучения иностранному языку А.М. Кушнира

10.2. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл)
10.3. Педагогика свободы Л.Н. Толстого
10.4. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)
10.5. Технология саморазвития (М. Монтессори)
10.6. Технология Дальтон-план
10.7. Технология свободного труда (С. Френе)
10.8. Школа-парк (М. А. Балабан)
10.9. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко

Технологии развивающего образования

Общие основы технологий развивающего образования
11.1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова
11.2. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
11.3. Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков)
11.4. Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)
11.5. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
11.6. Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко
11.7. Школа авторизованного образования (Н.Н. Халаджан, М.Н. Халаджан)
11.8. Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон

Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств

12.1. Технологии освоения информационной культуры
Модель «Информатизация (компьютеризация) ОУ»
12.2. Компьютер как объект и предмет изучения
12.3. Технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении
12.4. Технологии компьютерного урока
12.5. Технология освоения и разработки средств компьютерной поддержки процесса обучения
12.6. Технология использования Internet в учебно-воспитательном процессе
Модель ТОГИС (В.В. Гузеев, г. Москва)
Технологии телекоммуникаций

12.7. Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации
12.8. Технология медиаобразования
Модель «Медиаобразование» как учебный курс
Модель «Медиаобразование, интегрированное с базовым»
Модель «Школьный Центр СМК»

12.9. Использование средств ИКТ в управлении школой

Социально-воспитательные технологии

13.1. Технология семейного воспитания
13.2. Технологии дошкольного воспитания
13.3. Технология «Школа - центр воспитания в социальной среде» (С.Т. Шацкий)
13.4. Технологии социально-педагогических комплексов
Модель «Школа - координатор воспитательной деятельности социальных институтов»
Модель «Содружество школы и производства»
Модель «Комплекс социально-педагогической поддержки ребенка»
Модель «СПК как специально спроектированная среда»

13.5. Технологии дополнительного образования
13.6. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья
13.7. Технологии трудового и профессионального воспитания и образования
Технология трудового воспитания и обучения в современной массовой школе
Технология контекстного профессионально-ориентированного обучения

13.8. Технология воспитания духовной культуры молодого поколения
13.9. Технологии религиозного (конфессионального) воспитания
13.10. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами
Модель дифференциации и индивидуализации обучения
Технологии компенсирующего обучения
Технология работы с проблемными детьми в массовой школе
Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

13.11. Технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов)
Технология работы с умственно отсталыми детьми
Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями

13.12. Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений
Модель «КДН - координационный центр социально-воспитательной работы в районе»
Модель «Центр социальной реабилитации несовершеннолетних»
Модель «Социальный приют»
Технология антиалкогольного и антинаркотического воспитания детей и подростков
Модель «Исправительное (пенитенциарное) учреждение»

13.13. Технологии воспитания субъектной социальной активности человека
13.14. Технология установления связей с общественностью (PR?технологии)

Воспитательные технологии

14.1. Технология коммунистического воспитания советского периода
14.2. Технология «жесткого» коллективного воспитания А.С. Макаренко
14.3. Технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова
14.4. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского
14.5. Технология воспитания на основе системного подхода (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова)
14.6. Технологии воспитания в современной массовой школе
14.7. Технологии индивидуализированного воспитания
Обобщенная классификационная характеристика технологий индивидуализированного воспитания
Модель (технология) педагогической поддержки (О.С. Газман)
Технология тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ (Т.М. Ковалева)
Технология нейролингвистического программирования

14.8. Воспитание в процессе обучения
14.9. Технология организации самовоспитания по А.И. Кочетову, Л.И. Рувинскому

15.1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде)
15.2. Модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров)
15.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)
15.4. Агрошкола А.А. Католикова
15.5. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард)
15.6. Центр дистанционного образования «Эйдос» (Хуторской А.В., Андрианова Г.А.)
Другие разновидности авторских школ

Технологии внутришкольного управления

16.1. Базовая технология управления общеобразовательной школой
Технология управления школой в режиме развития
Технология управления школой по результатам (по П.И. Третьякову)

16.2 Технология управления методической работой (Г.К. Селевко)
Педагогические советы
16.3. Технология оптимизации управления образовательным учреждением (Ю.К. Бабанский)
16.4. Технология педагогического эксперимента
16.5. Технология внутришкольного мониторинга
16.6. Технологии проектирования и освоения технологий

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности.

В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного). Оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:

Ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

Самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

Грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения и аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

Быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

Самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики выделяются педагогические технологии (образовательные технологии). Это обусловлено тем, что:

В условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежат, каким бы то ни было серьёзным коррективам;

Образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;

Образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии - гуманизации образования и личностно-ориентированного подхода;

Они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

Обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

Отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности; четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

Что же подразумевается под понятием «педагогические образовательные технологии»?

В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая образовательная технология».

«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Анализируя определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

Однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

Отбор и структура содержания (что);

Оптимальная организация учебного процесса (как);

Методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

Учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

Объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Существенными признаками присущими педагогической технологии являются:

Диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированные достижения целей и эффективности процесса обучения;

Экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя, и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;

Алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;

Корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, ориентированной на четко определенные цели;

Визуализация затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а так же конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и наглядных пособий.

В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий. Поэтому среди технологий выделяют:

п/п

Цель использования технологий и/или методик

Описание внедрения

технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности

Результат использования технологий и/или методик

Проектная технология

Развить воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества; создание благоприятного психологического климата на уроке, стимулирование познавательной деятельности, формирование навыков презентации и самопрезентации, повышение мотивации к изучению языка.

Учащиеся рисуют поздравительные открытки, выпускают стенгазеты, ведут тематические альбомы, выполняют мультимедийные и интерактивные проекты (презентации). Затем ребята демонстрируют свои работы в классе, рассказывают о её достоинствах и, таким образом, овладевают искусством презентации и самопрезентации.

Повышение мотивации к изучению языка, самостоятельное осуществление учащимися исследовательской и познавательной деятельности, применение полученных знаний в практической деятельности, прочное усвоение учебного материала. В результате проектной деятельности были созданы следующие работы - «Праздники в России и Австралии», группа «Битлз», «Мультфильмы Уолта Диснея». Повысился интерес к предмету. Развитие самостоятельности.

Метод проектов, Л. Выготский

этот метод позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

ознакомление студентов с методикой работы над проектом;

знакомство с программной лексикой и грамматикой, овладение учебными умениями, предусмотренными программой;

ознакомление с аутентичным материалом по теме

подготовка материала для создания компьютерной презентации по банковским системам и непосредственно банков

выдвижение учащимися своих идей о мини-проектах;

формирование групп и распределение заданий по проектной работе; самостоятельная работа учащихся над мини-проектами, взаимо- и самоконтроль;

контроль преподавателем подготовленных материалов, внесение дополнений и изменений; оформление отчетов в виде мультимедийной презентации, создания буклетов, составления диалогов;

презентация и защита проектов;

обсуждение результатов, подведение итогов работы

Работая над проектом, студенты повышают культуру устной и письменной речи, самостоятельно подбирают информацию, практически используют знания, полученные на уроке. Проектная деятельность стимулирует студентов к высказываниям на английском языке без боязни ошибиться, дать неправильный ответ. Работа в группе создаёт ситуацию успеха для каждого студента. Совместное выполнение проектных заданий приводит к созданию доброжелательной атмосферы.

Групповые технологии

О.С.Анисимов

Любое задание в контексте группового обучения строится таким образом, чтобы каждый участник группы активно работал в течение определенного времени.

Например, используя работу в группах на уроке английского языка с целью развития навыков устной речи, мы предоставляем возможность каждому студенту говорить в течение 10-15 минут на одном уроке, в то время как при традиционном обучении потребуется 3-4 часа на то, чтобы опросить каждого из 10 студентов.

Учителя, использующие работу в группе, без особого труда могут обеспечить студентов с разным потенциалом и способностями разноуровневыми заданиями. При этом студент, считавшийся самым “слабым”, почувствует себя способным выполнить данное ему задание, что в конечном итоге повысит его мотивацию к изучению данного предмета.

Таким образом, одним из преимуществ данной технологии является интенсификация учебного процесса, что в большинстве случаев приводит к повышению успеваемости.

Еще одним преимуществом группового обучения является возможность осуществлять разноуровневый подход к преподаванию иностранного языка

Групповые технологии.

(Г.К.Селевко)

Развитие речи учащихся, коммуникативности, мышления, интеллекта, взаимное обогащение. самостоятельное решение учебной задачи

Используя данную технологию, урок строю следующим образом:

I. Подготовка к выполнению группового задания.

1. Постановка познавательной задачи.

2. Инструктаж о последовательности работы

3. Раздача дидактического материала по группам.

II Групповая работа.

4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

5.Распределение заданий внутри группы.. Индивидуальное выполнение задания.

7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.

III. Заключительная часть.

9. Сообщение о результатах работы в группах.

10. Анализ познавательной задачи, рефлексия.

11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы

Групповая форма работы − это форма самостоятельной работы учащихся при непосредственном взаимодействии их между собой.

Используя групповые технологии в образовательном процессе, учитель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Групповая форма работы − это форма самостоятельной работы учащихся при непосредственном взаимодействии их между собой

Групповые технологии обучения оптимизируют учебный процесс, делают его более эффективным и личностно направленным. Снимается состояние неуверенности учащихся, что способствует формированию социальных мотивов учения, в основе которых лежат стремления к обретению желаемого статуса в среде одноклассников..

Цель технологии обучения – основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения.

Основное описание данной технологии это – нравственно-волевая и познавательная мотивация у учащихся.

Результатом технологии развивающего обучения является формирование у учащихся психологической установки (доминанты) на самосовершенствование.

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре

Интенсивная технология обучения иностранному языку разработана болгарским ученым Г. Лозановым и породила ряд практических вариантов у нас в стране, например, методика Г. А. Китайгородской.

Технология коммуникативного обучения иноязычному говорению детально разработана Липецкой школой, которую возглавляет заслуженный деятель культуры Е. И. Пассов.

Формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции,осуществлять межкультурное общение с носителями языка

Иноязычная коммуникативная обучение предусматривает развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорение, понимании воспринимаемого на слух (аудирование), чтении и письма

Применяется для:

1. Развития навыков саморегуляции и

самообразования у обучающихся;

2. Стимулированиия интереса к занятиям;

3. Развития личностных качеств обучающихся;

4. Формирования навыков монологической речи;

5. Формирования навыков аудирования;

6. Развития творческих способностей обучающихся по грамматике;

7. Создания условий закрепления на практике знаний обучающихся по грамматике;

8. Организации межпредметных связей приобщения школьников к культуре мировой цивилизации.

Расширение образовательных возможностей в организации учебной работы и большей успешности в обучении

Информационно-коммуникационные технологии обучения иностранному языку, М.Н.Евстигнеев, П.В.Сысоев

Развитие лексических, грамматических, произносительных навыков учащихся;

Эффективное обучение чтению и письму, монологической и диалогической речи;

Развитие умения понимать иноязычную речь на слух;

Развитие коммуникативных навыков;

Расширение кругозора;

Развитие навыков работы с компьютерными программами, приложениями MS Office.

Использование компьютера в качестве источника учебной информации, наглядного пособия, тренажёра, средства диагностики и контроля; средства подготовки текстов, их хранения; графический редактора, средства подготовки выступлений.

Создание собственной медиатеки.

Использование Интернет-ресурсов, презентаций и учебных видеофильмов на всех этапах изучения определённой темы / раздела, а также на различных этапах урока: на этапе целеполагания, речевой разминки, ознакомления с новым материалом, закрепления материала, контроля усвоения полученной информации.

Применение компьютерных программ для

изучения лексики, отработки произношения, обучения диалогической и монологической речи, обучения письму, отработка грамматических явлений.

Повышение интереса учащихся к процессу изучения английского языка; положительная динамика качества знаний, среднего балла; совершенствование навыков работы с приложениями MS Office (создание собственных презентаций, использование Интернет-ресурсов и т.д.).Участие в городском семинаре учителей иностранного языка «Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной работе», 26.03.2009 (внеклассное мероприятие «Мамин день»). 2-е место в городском конкурсе «Первые шаги», посвящённом Ю.Гагарину.

Компьютерные технологии

Г.Р. Громов, А.П. Ершова

Использование мультимедиа технологии в учебном процессе предполагает и допускает более полное, более глубокое управление непосредственно самим учебным процессом

Студенты готовят презентации в программе Power Point для демонстрации раннее изученного материала, которые подкреплены аудио и видео сопровождением.

Применение компьютерных технологий позволяет активизировать познавательную деятельность студентов.

Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес студентов к занятию.

Информационно-коммуникационная технология

Активизация процесса обучения,

Повышение наглядности,

Повышение эффективности преподавания и усвоения знаний,

Сделать процесс обучения более интересным, что способствуют успешному усвоению изученного материала,

Формирование навыков индивидуальной работы,

Для реализации всех достоинств использования ИКТ я создаю собственные компьютерные презентации в программе POWER POINT, все компоненты которых должны быть адекватны целям обучения. Такие презентации помогают быстро и эффективно использовать необходимую наглядность на уроке. При изучении новых лексических единиц целесообразно использовать картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод предоставления лексики.

При изучении грамматики возможно анимировано выделять наиболее сложную и важную информацию. Анимация объектов позволяет учащимся дополнительно акцентировать внимание на значимых компонентах. При дальнейшем изучении данной темы можно неоднократно возвращаться к любому слайду, вникая во все тонкости изучаемого явления. Данная форма предъявления материала подходит для каждодневной работы.

Игровые технологии служат для активизации познавательной деятельности школьников. Например, вариант известной телевикторины «Кто хочет стать миллионером?» (Кто лучше всех знает английский) – это не вариант для каждого урока, но завершение, таким образом, четверти или изучение большого раздела учебника кажется вполне приемлемым именно для повышения познавательной активности современных школьников.

Возможности предъявления новой учебной информации значительно расширяются при использовании компьютера.

Использование ИКТ на уроках английского языка способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет рационально использовать учебное время и увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися, вносит элемент новизны, позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком.

Здоровьесберегающая технология

Митяев А.М.

Формирование навыков здорового образа жизни

Цикл мероприятий:

Выступления по теме:

« Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка»;

« Новые Санитарно- эпидемиологические нормы »

« Технологии построения здоровьесберегающей среды обучения школьников»;

Формула здорового роста»;

Беседы по здоровому образу жизни;

Внеклассное мероприятие « НЕТ наркотикам»

Специальный выпуск СМИ о наркотиках.

Проведение социального опроса среди учащихся старших классов по вредным привычкам;

Участие в « Едином дне здоровья»

Разработка программы « Здоровье»

Физкультминутки на уроке иностранного языка.

Дыхательная гимнастика;

Спортивно –игровые мероприятия

Повышение мотивации учащихся к ЗОЖ

Положительная динамика влияния занятий спортом на вредные привычки

Игровые технологии (ролевые и деловые игры)

В.П.Беспаленко

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

– дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
– развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
– воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
– социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды.

Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки студентов, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.

Игровая форма позволяют активизировать познавательную деятельность студентов.

Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры

Г.К.Селевко

С.А.Шмаков

Р.В.Овчарова

А.К.Маркова

А.Б.Фридман

А.Б.Орлов

Обучать, воспитывать,
развивать, вызывая интерес у
учащихся посредством
применения игровых моментов
на уроках и внеклассных
мероприятиях; сохранение
традиций игровой культуры
народа, организация познавательной
деятельности

Использование на уроках и во внеурочной
деятельности, динамических, офтальмологических
пауз, на переменах, праздниках.

Обучение осуществляется через активные формы:

игры-состязания; викторины; олимпиады; ролевые игры и т.д.

Игровые технологии эффективны лишь в сочетании с
другими методами и средствами обучения.
В своей практике использую систематически на
следующих этапах урока:

Актуализация знаний (приём создание игровой
ситуации)

закрепление нового материала (игровая ситуация)

Повышение интереса учащихся к изучению предмета, повышение результативности учебной деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка. Улучшение качества знаний проверяемых устным опросом, анкетированием и диагностическими работами

Метод индивидуального подхода Пассов Е.И, Китайгородская Г.А.

Активизация учебных навыков, самостоятельной работы

Повышение учебной активности, качества усвоения учебного материала

Повышение мотивации к обучению

Диалог культур

(В.С.Библер, С.Ю Курганов)

Формирование социо – культурной компетенции

Воспитание толерантности, уважения к чужой культуре и традициям

Знакомство с культурой стран изучаемого языка.

Сравнение традиций и культур своей страны и страны изучаемого языка.

Преодоление культурного барьера и минимализация культурного шока в условиях глобализации мира.

Планомерная работа с текстами страноведческой направленности. Изучение истории, культуры, традиций, достопримечательностей страны изучаемого языка (Заложена в УМК).

Работа над проектами страноведческого характера.

Создание презентаций

Проведение индивидуально – групповых или факультативных курсов по страноведению: « Страноведение Франции» , « Деловой французский» Проведение внеклассных мероприятий по данной тематике (праздники «Пасха», «Рождество» , ….). сравнение с традициями их проведения в России.

Участие в районных конкурсах презентаций «Достопримечательности стран изучаемого языка», «Огни большого города» и т.д., а также в интернет – конкурсах по страноведению и фестивалях.

Ежегодное проведение (участие) декады иностранного языка с мероприятиями страноведческого содержания: просмотры видеофильмов и презентаций по истории, культуре, традициям, достопримечательностям страны изучаемого языка; проведение внеклассных мероприятий страноведческого характера, конкурсов чтецов, викторин.

Изучение литературы страны изучаемого языка.

Адаптация учащихся к условиям и реалиям современного мира в условиях глобализации.

Расширение кругозора учащихся.

Воспитание терпимости и уважения учащихся к элементам чужой культуры.

Повышение интереса к предмету и мотивации к изучению иностранного языка.

Педагогика сотрудничества

Авт. Амонашвили Ш.А.,Шаталов В.Ф., Лысенкова С.Н.

Научить учащихся работать по принципу: «делай, как я»

Оценивание деятельности ребенка, использование отметок ограничено, индивидуальный подход, мастерство общения, свобода выбора и радость познания, лингвистическое чутье, постижение прекрасного, постижение красоты всего окружающего, обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний

Происходит: учение без принуждения; идея опережения в обучении; свобода выбора и т.д.

Обучение в сотрудничестве

Аронсон Д, Славин М.Б., Джонсон М.

Развитие коммуникативных навыков

В ходе занятия; на различных этапах

Повышение мотивации

Проблемное обучение, И.Я. Лернер

Создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности студентов по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, потому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций

Преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет студентов на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, студент становится субъектом своего обучения и, как результат, он овладевает новыми знаниями, новыми способами действия.

Активизация учебно-познавательной деятельности, поднятая на уровень творческих процессов, более всего выражает преобразующий характер деятельности. Ее творческий характер всегда связан с привнесением нового, с изменением стереотипа действий, условий деятельности.

Главное – удовлетворенность деятельностью, что благоприятно влияет и на мотивы, и на способы учения, и на расположенность студентов к общению с преподавателем, с одногруппниками, на создание благоприятных отношений в деятельности.

Интегрирование (объединение) учебных дисциплин

Формирование научной картины мира, объединение разделов науки на единой логической основе.

Происходит изучение не только отдельных дисциплин, но их объединение. Ученики понимают, что важно не только само знание иностранного языка, но и умение выразить на иностранном языке то, что для них важно и необходимо: рассказать о том, куда можно сходить иностранному другу в городе, познакомить семью по обмену с традиционной русской кухней. Кроме того, интегрирование учебных дисциплин позволяет понять явления одного предмета через другой (русский и английский языки).

Происходит реализация главной функции языка (коммуникативной): ученик не просто говорит на иностранном языке, но обсуждает те вопросы, которые ему важны и интересны.

Интерактивные технологии

Активизация обратной связи между учителем и учеником, активизация познавательной деятельности учащегося

При возникновении вопросов, трудностей или потребности обсуждения какого-либо явления происходит активизация обратной связи между учителем и учеником. Устраняются трудности, обсуждаются проблемы, вопросы.

Происходит устранение возникших трудностей, активизируется познавательная деятельность учащегося.

Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)

Развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания,самореализации.

Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями

учебный материал (характер его предъявления) строится на выявлении содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

изложение знаний должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

в ходе обучения постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний:

активное стимулирование ученика к образовательной деятельности, которая обеспечивает ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

учебный материал организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

контроль и оценка не только результата, но и процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

100% успеваемость; высокое качество;

Реализация талантов, возможностей, самосознания учащихся;

Повысился стимул познавательной деятельности у учащихся.

Технология личностно-ориентированного обучения.

Личностно-ориентированное обучение в современной школе. (Якиманская И.С.) Современные образовательные технологии. (Селевко Г.К.)

Формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной личности.

1. Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику. 2. Дифференцированный подход – выделение детей по знаниям, способностям. 3. Индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям. 4. Субъектно-личностный подход – отношение к каждому ребенку как к уникальности, неповторимости.

Повышение интереса учащихся к учебной деятельности;

Формирование положительной мотивации к обучению.

Диалоговые

технологии

Цели: формировать диалогическую личность учащихся,

развивать гуманитарное мышление,

способствовать накоплению опыта

диалогического восприятия (диалог идей, диалог культур, диалог людей, рефлексия ученика)

Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. При этом диалог рассматривается как особая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, изменения ряда утвердившихся смыслов.

Диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение). На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения, в ходе которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания.

Диалогическая педагогическая деятельность направлена на создание педагогом такой среды, которая способствует накоплению диалогического опыта решения личностью гуманитарных проблем. Важно не просто научить ребенка склонениям и спряжениям, не просто передать накопленные человечеством знания, а помочь ему «вписаться» в контекст культуры, помочь найти общий язык с другим (миром, природой, человеком) и осознать взаимозависимость друг от друга в этом мире.

Формирование навыков диалогической речи

Формирование и развитие умений активно слушать собеседника

Развитие умений грамотно высказывать собственные мысли

Привитие интереса к урокам

иностранного языка

Проведение диспутов и семинаров

Подготовка публичных выступлений школьников на конференциях

Проведение интегрированных уроков

Кейс-метод,

преподаватели школы бизнеса Гарвардского университета

Повышение уровня знания ИЯ в целом;

Эффективное усвоение и употребление терминов;

Развитие творческого мышления, умения вести дискуссию;

Развитие умения работать в команде.

В рамках элективного курса «Английский язык в сфере межкультурных коммуникаций» учащиеся решают предварительно составленные учителем кейсы, которые включают в себя тематические вопросы проблемного характера, задания к аудио- и видеофрагментам, утверждения для дискуссий (в т.ч.пословицы и поговорки), актуальные проблемные ситуации коммуникативной направленности.

Получение знаний, умений и навыков делового общения, развитие монологической и диалогической речи учащихся.

Лингвострановедческий подход , Н.А.Саланович, Е.С.Дикова

Расширение кругозора учащихся;

Знакомство учащихся с реалиями и культурой стран изучаемого языка.

Проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий: «Мамин День», «В мире сленга», «Карадагский заповедник», проведение ежегодной «Декады английского языка».

Участие в городском семинаре учителей иностранного языка «Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной работе», 26.03.2009 (внеклассное мероприятие «Мамин день»).

Технология развития речи

Развитию речи на уроках английского языка

Чтение рассказов, с усложненным пересказом (от третьего лица, от лица случайного свидетеля, прохожего).Составление рассказов и предложений по подстановочным таблицам; Написание изложений и сочинений по плану; Составление рассказов по сюжетным картинам; Разучивание ролей, инсценирование; Сочинение стихов по заданной теме; Заучивание пословиц, поговорок, фразеологизмов; Словарная работа, этимология слов

Развитие грамотной речи, правильного построения предложений, высказывание мыслей

Перечень современных образовательных технологий

(по Г.К. Селевко)

Название технологий

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

1.1.

Педагогика сотрудничества

1.2.

Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили

Педагогические технологии на основе активизации и интесификации деятельности учащихся

Игровые технологии

2.2.

Проблемное обучение

2.3.

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесс

3.2.

Технология уровневой дифференциации обучения.

3.3.

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов)

3.4.

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.И.Закатова).

3.5.

Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков

3.6.

Технология программного обучения

3.7.

Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)

3.8.

Групповые технологии.

3.9.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

4.2.

«Диалог культур» (В.С.Библер,С.Ю Курганов)

4.4.

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович)

Частнопредметные педагогические технологии.

5.4.

Педагогичесакя технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)

Альтернативные технологии

6.1.

Вальдорская педагогика (Р.Штейнер)

6.3.

Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)

Природосообразные технологии

7.1.

Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)

7.2.

Технология саморазвития (М.Монтессори)

Технология развивающего обучения

8.5.

Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская)

8.6.

Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

9.1.

Школа адаптирующей педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде)

9.2.

Модель «Русская школа»

9.3.

9.4.

Школа-парк (М.А.Балабан)

9.5.

Агрошкола А.А.Католикова.

9.6.

Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)

Современные образовательные технологии и/или методики


Перечень современных педагогических технологий (по Селевко Г.) Материалы сайта управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь http://www.asabliva.by/print.aspx?guid=12603 Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса4.1. Педагогика сотрудничества 4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили 4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека 4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин)Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)5.1. Игровые технологии Игровые технологии в дошкольном периоде Игровые технологии в младшем школьном возрасте Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте 5.2. Проблемное обучение 5.3. Технология современного проектного обучения 5.4. Интерактивные технологии Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) Технология проведения дискуссий Технология "Дебаты" Тренинговые технологии 5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) 5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса6.1. Технология программированного обучения 6.2. Технологии уровневой дифференциации Дифференциация по уровню развития способностей Модель "Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация" (Н.П. Гузик) Модель "Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов" (В.В. Фирсов) Модель "Смешанная дифференциация" (предметно-урочная дифференциация, "модель сводных групп", "стратовая" дифференциация) 6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова) 6.4. Технология индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного образования Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении 6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) 6.6. Технологии групповой деятельности Модель: групповая работа в классе Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ) Модели коллективного творческого решения проблем 6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управленииПедагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала7.1. "Экология и диалектика" (Л.В. Тарасов) 7.2. "Диалог культур" (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) 7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев) 7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович) 7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов) 7.6. Технологии интеграции в образовании Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева Технология воспитания экологической культуры Концепция глобального образования Концепция холистической педагогики Концепция гражданского образования 7.7. Модели интеграции содержания учебных дисциплин Модель "Интеграция естественнонаучных дисциплин" Модель "синхронизации" параллельных программ, учебных курсов и тем Модель "Интегрированные занятия (уроки)" Модель "Интегрированные дни" Модель межпредметных связей 7.8. Технологии концентрированного обучения Модель суггестивного погружения Модель временнoго погружения М.П. Щетинина Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур Особенности идеографических моделейЧастнопредметные педагогические технологии8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев) 8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) 8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин) 8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) 8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев) 8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского 8.7. Авторские педагогические технологии "Учителей года России" Авторская технология формирования музыкального мышления "Учителя года России - 92" А.В. Зарубы Авторская технология преподавания русского языка и литературы "Учителя года России - 93" О.Г. Парамонова Авторская технология преподавания литературы "Учителя года России - 94" М.А. Нянковского Авторская технология развития речи младших школьников "Учителя года России - 95" З.В. Климентовской Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка "Учителя года России? 96" Е.А. Филипповой Авторская технология трудового обучения и воспитания "Учителя года России? 97" А.Е. Глозмана Авторская технология преподавания математики "Учителя года-98" В.Л. Ильина Авторская технология музыкального воспитания "Учителя года России - 99" В.В. Шилова Авторская технология преподавания русского языка и литературы "Учителя года России-2000" В.А. Морара Авторская технология преподавания "Технологии" "Учителя года России - 2001" А.В. Крылова Авторская технология преподавания иностранного языка "Учителя года России - 2002" И.Б. Смирнова 8.8. Технологии учебников и учебно-методических комплексов Технология УМК "Образовательная программа "Школа 2000-2100"Альтернативные технологии9.1. Технология обучения детей с признаками одаренности 9.2. Технология продуктивного образования (Productive Learning) 9.3. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок) Особенности усвоения языковой культуры Технология "Другая математика" 9.4. Технология мастерских 9.5. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской) Предтечи, разновидности, последователиПриродосообразные технологии10.1. Природосообразные технологии обучения языку (А.М. Кушнир) Природосообразная технология обучения чтению А.М. Кушнира Природосообразная технология обучения письму А.М. Кушнира Природосообразная технология обучения иностранному языку А.М. Кушнира 10.2. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл) 10.3. Педагогика свободы Л.Н. Толстого 10.4. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер) 10.5. Технология саморазвития (М. Монтессори) 10.6. Технология Дальтон-план 10.7. Технология свободного труда (С. Френе) 10.8. Школа-парк (М. А. Балабан) 10.9. Целостная модель свободной школы Т.П. ВойтенкоТехнологии развивающего образования Общие основы технологий развивающего образования 11.1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова 11.2. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова 11.3. Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков) 11.4. Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов) 11.5. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская) 11.6. Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко 11.7. Школа авторизованного образования (Н.Н. Халаджан, М.Н. Халаджан) 11.8. Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. ПетерсонПедагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств12.1. Технологии освоения информационной культуры Модель "Информатизация (компьютеризация) ОУ" 12.2. Компьютер как объект и предмет изучения 12.3. Технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении 12.4. Технологии компьютерного урока 12.5. Технология освоения и разработки средств компьютерной поддержки процесса обучения 12.6. Технология использования Internet в учебно-воспитательном процессе Модель ТОГИС (В.В. Гузеев, г. Москва) Технологии телекоммуникаций 12.7. Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации 12.8. Технология медиаобразования Модель "Медиаобразование" как учебный курс Модель "Медиаобразование, интегрированное с базовым" Модель "Школьный Центр СМК" 12.9. Использование средств ИКТ в управлении школойСоциально-воспитательные технологии13.1. Технология семейного воспитания 13.2. Технологии дошкольного воспитания 13.3. Технология "Школа - центр воспитания в социальной среде" (С.Т. Шацкий) 13.4. Технологии социально-педагогических комплексов Модель "Школа - координатор воспитательной деятельности социальных институтов" Модель "Содружество школы и производства" Модель "Комплекс социально-педагогической поддержки ребенка" Модель "СПК как специально спроектированная среда" 13.5. Технологии дополнительного образования 13.6. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья 13.7. Технологии трудового и профессионального воспитания и образования Технология трудового воспитания и обучения в современной массовой школе Технология контекстного профессионально-ориентированного обучения 13.8. Технология воспитания духовной культуры молодого поколения 13.9. Технологии религиозного (конфессионального) воспитания 13.10. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами Модель дифференциации и индивидуализации обучения Технологии компенсирующего обучения Технология работы с проблемными детьми в массовой школе Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР 13.11. Технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов) Технология работы с умственно отсталыми детьми Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями 13.12. Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений Модель "КДН - координационный центр социально-воспитательной работы в районе" Модель "Центр социальной реабилитации несовершеннолетних" Модель "Социальный приют" Технология антиалкогольного и антинаркотического воспитания детей и подростков Модель "Исправительное (пенитенциарное) учреждение" 13.13. Технологии воспитания субъектной социальной активности человека 13.14. Технология установления связей с общественностью (PR?технологии)Воспитательные технологии14.1. Технология коммунистического воспитания советского периода 14.2. Технология "жесткого" коллективного воспитания А.С. Макаренко 14.3. Технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова 14.4. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского 14.5. Технология воспитания на основе системного подхода (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова) 14.6. Технологии воспитания в современной массовой школе 14.7. Технологии индивидуализированного воспитания Обобщенная классификационная характеристика технологий индивидуализированного воспитания Модель (технология) педагогической поддержки (О.С. Газман) Технология тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ (Т.М. Ковалева) Технология нейролингвистического программирования 14.8. Воспитание в процессе обучения 14.9. Технология организации самовоспитания по А.И. Кочетову, Л.И. РувинскомуПедагогические технологии авторских школ15.1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) 15.2. Модель "Русская школа" (И.Ф. Гончаров) 15.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский) 15.4. Агрошкола А.А. Католикова 15.5. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард) 15.6. Центр дистанционного образования "Эйдос" (Хуторской А.В., Андрианова Г.А.) Другие разновидности авторских школТехнологии внутришкольного управления16.1. Базовая технология управления общеобразовательной школой Технология управления школой в режиме развития Технология управления школой по результатам (по П.И. Третьякову) 16.2 Технология управления методической работой (Г.К. Селевко) Педагогические советы 16.3. Технология оптимизации управления образовательным учреждением (Ю.К. Бабанский) 16.4. Технология педагогического эксперимента 16.5. Технология внутришкольного мониторинга (c) Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь

Перечень современных педагогических технологий (по Селевко Г.)

Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса

4.1. Педагогика сотрудничества
4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин)

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)

5.1. Игровые технологии
Игровые технологии в дошкольном периоде
Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

5.2. Проблемное обучение
5.3. Технология современного проектного обучения
5.4. Интерактивные технологии
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)
Технология проведения дискуссий
Технология «Дебаты»
Тренинговые технологии

5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

6.1. Технология программированного обучения
6.2. Технологии уровневой дифференциации
Дифференциация по уровню развития способностей
Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик)
Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов)
Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель сводных групп», «стратовая» дифференциация)

6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова)
6.4. Технология индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)
Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного образования
Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении
6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)
6.6. Технологии групповой деятельности
Модель: групповая работа в классе
Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ)
Модели коллективного творческого решения проблем

6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов)
7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов)
7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович)
7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов)
7.6. Технологии интеграции в образовании
Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева
Технология воспитания экологической культуры
Концепция глобального образования
Концепция холистической педагогики
Концепция гражданского образования

7.7. Модели интеграции содержания учебных дисциплин
Модель «Интеграция естественнонаучных дисциплин»
Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем
Модель «Интегрированные занятия (уроки)»
Модель «Интегрированные дни»
Модель межпредметных связей

7.8. Технологии концентрированного обучения
Модель суггестивного погружения
Модель временнoго погружения М.П. Щетинина
Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур
Особенности идеографических моделей

Частнопредметные педагогические технологии

8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)
8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)
8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев)
8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского
8.7. Авторские педагогические технологии «Учителей года России»
Авторская технология формирования музыкального мышления «Учителя года России – 92» А.В. Зарубы
Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России - 93» О.Г. Парамонова
Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России - 94» М.А. Нянковского
Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России - 95» З.В. Климентовской
Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка «Учителя года России? 96» Е.А. Филипповой
Авторская технология трудового обучения и воспитания «Учителя года России? 97» А.Е. Глозмана
Авторская технология преподавания математики «Учителя года-98» В.Л. Ильина
Авторская технология музыкального воспитания «Учителя года России - 99» В.В. Шилова
Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России-2000» В.А. Морара
Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России – 2001» А.В. Крылова
Авторская технология преподавания иностранного языка «Учителя года России – 2002» И.Б. Смирнова

8.8. Технологии учебников и учебно-методических комплексов
Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100»

Альтернативные технологии

9.1. Технология обучения детей с признаками одаренности
9.2. Технология продуктивного образования (Productive Learning)
9.3. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок)
Особенности усвоения языковой культуры
Технология «Другая математика»
9.4. Технология мастерских
9.5. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской)
Предтечи, разновидности, последователи

Природосообразные технологии

10.1. Природосообразные технологии обучения языку (А.М. Кушнир)
Природосообразная технология обучения чтению А.М. Кушнира
Природосообразная технология обучения письму А.М. Кушнира
Природосообразная технология обучения иностранному языку А.М. Кушнира

10.2. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл)
10.3. Педагогика свободы Л.Н. Толстого
10.4. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)
10.5. Технология саморазвития (М. Монтессори)
10.6. Технология Дальтон-план
10.7. Технология свободного труда (С. Френе)
10.8. Школа-парк (М. А. Балабан)
10.9. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко

Технологии развивающего образования

Общие основы технологий развивающего образования
11.1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова
11.2. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
11.3. Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков)
11.4. Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)
11.5. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
11.6. Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко
11.7. Школа авторизованного образования (Н.Н. Халаджан, М.Н. Халаджан)
11.8. Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон

Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств

12.1. Технологии освоения информационной культуры
Модель «Информатизация (компьютеризация) ОУ»
12.2. Компьютер как объект и предмет изучения
12.3. Технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении
12.4. Технологии компьютерного урока
12.5. Технология освоения и разработки средств компьютерной поддержки процесса обучения
12.6. Технология использования Internet в учебно-воспитательном процессе
Модель ТОГИС (В.В. Гузеев, г. Москва)
Технологии телекоммуникаций
12.7. Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации
12.8. Технология медиаобразования
Модель «Медиаобразование» как учебный курс
Модель «Медиаобразование, интегрированное с базовым»
Модель «Школьный Центр СМК»

12.9. Использование средств ИКТ в управлении школой

Социально-воспитательные технологии

13.1. Технология семейного воспитания
13.2. Технологии дошкольного воспитания
13.3. Технология «Школа – центр воспитания в социальной среде» (С.Т. Шацкий)
13.4. Технологии социально-педагогических комплексов
Модель «Школа – координатор воспитательной деятельности социальных институтов»
Модель «Содружество школы и производства»
Модель «Комплекс социально-педагогической поддержки ребенка»
Модель «СПК как специально спроектированная среда»

13.5. Технологии дополнительного образования
13.6. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья
13.7. Технологии трудового и профессионального воспитания и образования
Технология трудового воспитания и обучения в современной массовой школе
Технология контекстного профессионально-ориентированного обучения
13.8. Технология воспитания духовной культуры молодого поколения
13.9. Технологии религиозного (конфессионального) воспитания
13.10. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами
Модель дифференциации и индивидуализации обучения
Технологии компенсирующего обучения
Технология работы с проблемными детьми в массовой школе
Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

13.11. Технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов)
Технология работы с умственно отсталыми детьми
Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями
13.12. Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений
Модель «КДН – координационный центр социально-воспитательной работы в районе»
Модель «Центр социальной реабилитации несовершеннолетних»
Модель «Социальный приют»
Технология антиалкогольного и антинаркотического воспитания детей и подростков
Модель «Исправительное (пенитенциарное) учреждение»

13.13. Технологии воспитания субъектной социальной активности человека
13.14. Технология установления связей с общественностью (PR?технологии)

Воспитательные технологии

14.1. Технология коммунистического воспитания советского периода
14.2. Технология «жесткого» коллективного воспитания А.С. Макаренко
14.3. Технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова
14.4. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского
14.5. Технология воспитания на основе системного подхода (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова)
14.6. Технологии воспитания в современной массовой школе
14.7. Технологии индивидуализированного воспитания
Обобщенная классификационная характеристика технологий индивидуализированного воспитания
Модель (технология) педагогической поддержки (О.С. Газман)
Технология тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ (Т.М. Ковалева)
Технология нейролингвистического программирования

14.8. Воспитание в процессе обучения
14.9. Технология организации самовоспитания по А.И. Кочетову, Л.И. Рувинскому

Педагогические технологии авторских школ

15.1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде)
15.2. Модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров)
15.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)
15.4. Агрошкола А.А. Католикова
15.5. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард)
15.6. Центр дистанционного образования «Эйдос» (Хуторской А.В., Андрианова Г.А.)
Другие разновидности авторских школ

Технологии внутришкольного управления

16.1. Базовая технология управления общеобразовательной школой
Технология управления школой в режиме развития
Технология управления школой по результатам (по П.И. Третьякову)
16.2 Технология управления методической работой (Г.К. Селевко)
Педагогические советы
16.3. Технология оптимизации управления образовательным учреждением (Ю.К. Бабанский)
16.4. Технология педагогического эксперимента
16.5. Технология внутришкольного мониторинга
16.6. Технологии проектирования и освоения технологий



Поделиться: