Животные болот. Какие животные живут на болотах

Болото - это широко распространенное в нашей стране природное сообщество. Посмотрите на физическую карту России: какую значительную территорию занимают болота. Топкое место, кочки, трясина, камышовые заросли, редкие кустарники.

Как образовалось болото? Когда-то на этом месте было небольшое озеро, которое не имело стока, берега его быстро поросли камышом, рогозом. Со дна поднимались кувшинки, лилии. Каждый год камыши и тростник разрастались, все больше выступали с берегов на воду, переплетались стеблями, закрывая воду, на стеблях селились мхи, они впитывали влагу и вода застаивалась. Прошло несколько десятков лет, и растения совсем захватили озеро и закрыли воду. С каждым годом заросли становились все гуще. И вот образовался толстый слой почти до самого дна. Вот почему, когда идешь по болоту, так пружинят кочки, вязнут ноги, того и гляди - провалишься. Может быть, речушка лесная текла не спеша и постепенно в низинах зарастала травами или ключ бил из земли и все вокруг пропитал водой. Вот так возникли на этих местах копилки воды - болота.

Много воды - значит, стали расти влаголюбивые травы и кустарники, и звери с птицами селятся такие, каких только на болоте и увидишь. Поверхность некоторых болот густо покрыта мхами. Особенно много воды способен впитывать мох сфагнум, что с греческого значит «губка» (рис. 2).

Сфагнум обладает особым свойством убивать микробов. Поэтому остатки отмерших организмов полностью не перерабатываются, скапливаются под слоем мха, уплотняются, и в результате образуется торф - горючее полезное ископаемое. Толщина торфа может достигать 3-4 метров и более. Именно на этой торфяной подушке живут другие обитатели болота. Торф очень насыщен водой, и он почти не содержит кислорода, необходимого для дыхания корней. Поэтому на болотах могут расти лишь немногие растения. Чаще всего на густом ковре мха поселяются багульник, осока, клюква (рис. 3-5).

Рис. 3. Багульник болотный ()

Среди болотных растений клюква особенно ценится. Люди издавна собирают эту целебную ягоду. Кроме клюквы на болотах растут и другие вкусные ягоды: голубика (рис. 6), морошка.

Рис. 6. Голубика ()

На болотах приспособились такие травянистые растения, как пушица, тростник, аир, камыш и рогоз (рис. 7, 8).

Рогоз имеет большие темно коричневые головки, которые плотно сложены из сырых волосков. Под волосками зреют семена, осенью, когда семена созревают, волоски подсыхают и сама головка становится очень легкой. Заденешь ее - и вот вокруг тебя летает светлый пух. На волосках-парашютиках семена рогозы разлетаются в разные стороны. Еще в прошлом веке из этого пуха делали спасательные жилеты. А из стебля рогозы изготавливали круглую упаковочную ткань.

На болотах встречаются и необыкновенные растения. Росянка (рис. 9) и пузырчатка - это растения-хищники.

Росянка ловит и поедает насекомых. Насекомые быстрые и подвижные, как же им может угрожать это растение? Мелкие листочки росянки покрыты мелкими волосками и капельками клейкого сока, похожего на росу, оттого растение так и назвали - росянка. Яркая окраска листьев и капелек привлекает насекомых, но, как только комар или муха сядет на растение, он тут же приклеивается к нему. Листок сжимается, а его клейкие волоски высасывают из насекомого все соки. Почему же росянка превратилась в растение-хищника? Потому что на бедных болотистых почвах ей не хватает питательных веществ. В день росянка способна проглотить и переварить до 25 комаров.

Похожим способом ловит добычу и венерина мухоловка (рис. 10).

Рис. 10. Венерина мухоловка ()

Она имеет листочки, которые закрываются как челюсти, когда кто-нибудь прикоснется к волоскам на поверхности листьев. Поскольку эти растения редкие, их нужно охранять.

Другую ловушку придумала пузырчатка, назвали это растение за липкие зеленые пузырьки, которыми густо покрыты его тонкие, как ниточки, листья (рис. 11, 12).

Рис. 11. Пузырьки пузырчатки ()

Рис. 12. Пузырчатка ()

Все листья у растения в воде, корней нет, а над поверхностью поднимается лишь тонкий стебелек с желтыми цветками. Пузырьки нужны растению для охоты, а охотится эта травка на водяных жителей: маленьких рачков, водяных блох, инфузорий. Каждый пузырек - это хитро устроенная ловушка и одновременно пищеварительный орган. Особая дверца закрывает пузырек до тех пор, пока к волоскам этого отверстия не прикоснется какое-нибудь существо. Тогда клапан открывается и пузырек засасывает добычу. Из пузырька уже не выбраться, клапан, как дверь в комнату, открывается только в одну сторону. Внутри пузырька находятся железки, которые вырабатывают пищеварительный сок. В этом соке добыча растворяется, а затем всасывается растением. Пузырчатка очень прожорлива. Уже примерно через 20 минут пузырек готов захватить новую жертву.

Как животные болот приспособились к жизни на влажных местах? Среди обитателей болот известна лягушка. Сырость помогает лягушкам поддерживать постоянно свою кожу во влажном состоянии, а обилие комаров обеспечивает им питание. На болотистых берегах рек селятся бобры (рис. 13), водяные крысы, можно увидеть ужа и болотную гадюку.

Слышали ли вы поговорку: «Всякий кулик свое болото хвалит»? Кулик - стройная птица, похожа на чайку. Эта птица имеет защитное оперение, своим длинным клювом кулик находит в иле затаившихся там личинок комаров (рис. 14).

Часто на болотах можно встретить цапель (рис. 15) и журавлей (рис. 16), у этих птиц длинные и тонкие ноги, это позволяет им ходить по топкой холодной грязи, не проваливаясь.

Питаются цапли и журавли лягушками, моллюсками, червями, которых много на болоте. Сладкими ягодами любят лакомиться на болоте белые куропатки, а сочными частями растений - лоси и косули.

Вечерами и ночами по болоту разносится чей-то рев, напоминающий рев быка. Что только не рассказывали люди по этому поводу! Будто водяной кричит или леший с ним повздорил. Кто ревет и хохочет на болоте? Страшно ревет и ухает небольшая по размеру птица выпь (рис. 17).

У выпи очень громкий крик, разносящийся на 2-3 километра в округи. Выпь живет в тростниковых зарослях, в камышах. Охотится выпь на карасей, окуней, щук, лягушек и головастиков. Часами неподвижно стоит выпь в зарослях у воды и вдруг молниеносно метнет свой острый, как кинжал, клюв - и рыбке не уйти. Начнешь искать выпь на болоте - и мимо пройдешь. Она клюв вертикально поднимет, шею вытянет, и ни за что не отличишь ее от пучка сухой травы или камыша.

Но не только выпь кричит ночью на болоте. Вот сидит на ветке хищная птица филин. Длиной она почти 80 сантиметров (рис. 18).

Это ночной разбойник и нет от него спасения ни птицам, ни грызунам. Это он так хохочет на болоте, когда стемнеет.

Жители болотистых мест иной раз ночами могут наблюдать удивительное зрелище, как на болоте танцует множество голубоватых огоньков. Что же это такое? Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению по этому вопросу. Возможно, это воспламеняется болотный газ. Выйдут его облачка на поверхность и на воздухе загораются.

Люди с давних пор побаивались болот. Стремились осушать и использовать земли под пастбища и поля и тем самым думали, что помогают природе. Так ли это? Болото приносит большую пользу. Во-первых, это природное водохранилище пресной воды. Вытекающие из болот ручейки питают большие реки и озера. В дождь мхи болот впитывают излишнюю влагу, как губки. А в засушливые годы спасают водоемы от высыхания. Поэтому нередко после осушения болот реки и озера мелеют. Васюганское болото - одно из самых больших болот в мире, его площадь больше площади Швейцарии (рис. 19).

Рис. 19. Васюганское болото ()

Расположено между реками Обь и Иртыш. В этом болоте берет начало река Васюган. Такие реки, как Волга, Днепр, Москва-река, также вытекают из болот. Во-вторых, болота - это прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. В реки из болот поступает чистая вода. В-третьих, на болотах растут ценные ягодные растения: клюква, морошка, голубика. В них содержится сахар, витамины, минеральные вещества. Также на болотах растут лекарственные растения. Например, в годы Великой Отечественной войны сфагновый мох использовали как перевязочный материал для быстрого заживления ран. Росянка применяется для лечения простуды и кашля. К тому же, болото - это природная фабрика торфа, которое используется и как топливо, и как удобрение.

Запомни: нельзя подходить к заболоченной местности и к торфяным разработкам на болоте! Это очень опасно.

На болота заходят медведи, олени, кабаны, лоси, косули, которые тоже находят здесь для себя пищу.

Болото - такая же необходимая часть природы, как леса и луга, их тоже надо охранять. Уничтожение болот приведет к изменению природы на всей планете. В настоящее время 150 болот России взято под охрану.

Сегодня на уроке вы получили новые знания о болоте как природном сообществе и познакомились с его обитателями.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Biofile.ru ().
  2. Liveinternet.ru ().
  3. Animalworld.com.ua ().

Домашнее задание

  1. Что такое болото?
  2. Почему нельзя высушивать болота?
  3. Каких животных можно встретить на болоте?

Ольга Азовская
Конспект н. о. д. «Болото и его обитатели» с использованием элементов ТРИЗ-технологии.

Конспект н . о. д. «Болото и его обитатели » с использованием элементов ТРИЗ-технологии . для детей старшей группы. Познание.

Тема : болото и его обитатели

Цель : Обобщить и систематизировать представления о болоте и его обитателях .

Задачи :

образовательные : Формировать знания о значении болот в экологической системе Земли, представления о некоторых обитателях болот ;

развивающие : развивать речь, познавательные способности; активизировать и обогащать словарный запас детей

воспитательные : развивать умение работать в группе и самостоятельно; высказывать и отстаивать свое мнение

предварительная работа : рассматривание и обсуждение различных водоемов (река,озеро,пруд,болото ) ; чтение сказки «маленький водяной»

оборудование : проектор (показ презентации,аудиозапись «звуки болота » , разрезные картинки, картинки для игры «раньше-позже» , материалы для свободной изобразительной деятельности.

Ход н. о. д.

1. организационный момент : Игра психологической направленности «Приветствие»

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. постановка цели :

Ребята, сегодня мы отправимся в страну «Загадляндию» - там нас ждет много интересного. На чем мы туда поедем, вы узнаете, отгадав загадку :

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой

Ведет всех за собой. (Поезд)

Верно, это поезд. Итак, в путь!

3. Игра - имитация «поезд» (под музыку «мы едем,едем,едем» ) – 1 мин.

4. остановка «город загадочных дел и мест» (показ слайда «болото » )

Куда же мы попали? Все обходят это место :

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи,

Нет опоры для ноги. (болото )

Что же такое болото ? Посмотрите внимательно на картинку, что вы можете сказать про это место? (ответы детей)

Там, где почва сильно увлажнена, образуются болота . Это происходит от того, что растения у берегов постепенно разрастаются и продвигаются в глубь водоема. Мелкие водоемы быстрее превращаются в болота .

В далекие времена люди боялись болот . Все звуки которые слышались на болоте - кваканье лягушки , жужжание комаров, хлопанье крыльев птиц - люди приписывали разным чудищам – хозяевам болот (слайд - Болотник , Болотница , Кикимора, Водяной). Включение аудиозапись «Звуки на болоте »

На самом деле это особый мир растений и животных. Почти вся поверхность болот покрыта влаголюбивыми растениями - здесь растёт очень высокая трава под названием тростник. В ней легко спрятаться и даже заблудиться. А земля на болоте - это вязкий ил и грязь. (слайд с изображением растений)

Весной и осенью отдыхают на болотах перелётные птицы . Утки и гуси - это самые шумные обитатели болот . Когда они собираются в стаи, на воде разыгрывается целый спектакль. Но за ними интересно наблюдать и тогда, когда они спокойно плавают. Вот утка, секунду назад, казалось, дремала, и вдруг - нырнула головой вниз, только хвостик смешно торчит над водой. Зачем? Она поймала рыбу или лягушку. А спать она пойдёт в своё гнездо, в зарослях тростника на берегу. (слайды с изображением птиц)

Каждый вечер на болоте можно услышать концерт. Лягушки-папы квакают без умолку, глядя на луну, а лягушки-мамы в это время мечут икру среди водорослей. (слайд-лягушки с икрой)

5. Динамическая пауза «лягушки»

Посмотрите, две лягушки, пальцы растопырить как «лягушачьи лапки»

Две зеленые подружки, поворот с приседанием

Прискакали на пригорок

И заквакали спросонок :

Ква-ква-ква-ква-ква-ква-ква, прыжки с поворотом вокруг себя

Всем вам доброго утра.

Поскакали, порезвились медленная остановка

И водичкою умылись. имитация умывания

После дружно развернулись поворот в сторону изображения

И к своей икре вернулись.

А кто знает, почему лягушки к икре вернулись и зачем она им нужна?

Правильно, вскоре из икринок появятся маленькие головастики, точно такие же, как те, что уже резвятся в болоте . Все они скоро подрастут, у них появятся лапки, исчезнет хвост, и они станут похожи на своих родителей. (слайд – стадии развития лягушки)

6. Игра «собери целое»

Ребята, маленький водяной прислал нам картинки с изображением своего болота , но по дороге они рассыпались на мелкие части и перепутались – помогите мне их собрать.

7. Заключительный этап.

Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о болотах .

Вам понравилось? Что было интереснее всего?

Ребята, как вы думаете, нужны ли болота на Земле ? (Ответы детей)

Осенью и весной (когда тает снег или идут частые дожди) - болота накапливают воду , а в сухое время года отдают её ручьям, рекам и не дают им обмелеть. Люди осознали пользу болот и перестали их осушать. Главная польза от болот – сохранение воды Живущих птиц, животных, растущих растений на болотах , люди должны беречь и охранять.

т. р. и. з - игра на определение линии развития объекта «Раньше – позже»

Правило игры : Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

Ход игры:

Воспитатель : посмотрите, что вы можете сказать о болоте ? Оно какое?

Дети : вязкое, заросшее, топкое.

Воспитатель : Оно всегда было таким? Что было раньше?

Дети : Его не было, было озеро или прудик.

Воспитатель : Правильно, а еще раньше?

Дети : возможно была ямка.

Воспитатель : А еще раньше?

Дети : просто земля, поле, лес и т. д.

Воспитатель : А что будет с болотом потом ?

Дети : Оно может стать еще шире или наоборот пересохнет.

(Аналогично можно провести игру по теме «лягушка» по желанию)

Вы молодцы, справились с заданием,но Маленький водяной просил,чтобы вы как-нибудь изобразили его болото (если оно вам понравилось)

На столе вы найдете краски и листы бумаги, пластилин и многое другое-пофантазируйте! Изобразите болото или обитателей как вам нравится .

Свободная изо. деятельность и выставка работ.

Публикации по теме:

«Что такое горы?» Конспект НОД по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ для детей 5–6 лет Программное содержание: Продолжать формировать представления детей о планете Земля (имеет разную поверхность, на ней можно обнаружить впадины,.

Конспект игротренинга с использованием игр и упражнений ТРИЗ технологии у детей 4–5 лет Конспект игротренинга по развитию коммуникативных навыков с использованием игр и упражнений ТРИЗ технологии у детей 4-5 лет Цель: Развивать.

Конспект НОД по познавательному развитию «Как человек победил ночь» с использованием элементов ТРИЗ (средняя группа) Цель: Развитие воображения и логического мышления, побуждение детей к самостоятельному поиску причин, способов действий; разрешение противоречий,.

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе «Расскажем медвежонку, что такое зима» Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Расскажем медвежонку что такое зима»(решение задач.

Конспект НОД в средней группе с использованием элементов технологии ТРИЗ. Цель: развивать речь, творческое воображение, мышление, системность, поисковую активность. Ход и приемы руководства: 1 часть – Ребята,.

Конспект НОД «Волшебные превращения Капельки» с использованием элементов ТРИЗ-технологии (подготовительная группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи: 1. Уточнить.

Конспект занятия по математике и ориентировке в пространстве в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ Конспект занятия по математике и ориентировке в пространстве в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема:«Путешествие в Африку».

НОД «Путешествие в страну Математику» с использованием элементов ТРИЗ-технологии План-конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы. Тема: «Путешествие.

Открытое занятие в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ «В гостях у сказки» Конспект занятия в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ «В гости к сказкам» Цель: Развивать познавательную активность,.

«Бумага». Экспериментальная деятельность с использованием элементов технологии ТРИЗ Экспериментальная деятельность с использованием элементов технологии ТРИЗ Тема: «Бумага». Возрастная группа: средняя группа Предварительная.

Библиотека изображений:

Болото это очень сильно увлажненный участок земной поверхности, заросший влаголюбивыми растениями. В болоте обычно происходит накопление неразложившихся растительных остатков и образование торфа.
Многоклеточные водоросли образуют на болотах заросли, давая приют разнообразным беспозвоночным червям, моллюскам, ракообразным.
Рассмотрим различных представителей проживающих на болотах.

Обыкновенный уж – неядовитые змеи. Ужи встречаются в травянистых болотах. Они хорошо плавают, зигзагообразно извивая свое тело и выставив над водой голову.

Болотистые леса являются местообитанием гадюки обыкновенной. Это ядовитые змеи, длина тела реже 1м. Их укус, хотя и болезненный, но не смертельный, если своевременно оказана медицинская помощь.

В зарослях тростника, камышей, хвощей и других растений, образующих над поверхностью болота густую щетину из тесно стоящих высоких и узких стеблей и линейных листьев быстро снуют в погон за более мелкими насекомыми – стрекозы.

Среди плавающих на воде листьев кувшинок, кубышек и выступающих над водой стеблей упомянутых выше растений бегают крупные пауки-доломеды, окаймленные по бокам туловища полоской кремового цвета.

Здесь же живут и водяные клопы-водомерки. Они скользят по поверхности водоема, как конькобежцы, бороздя его гладь в разных направлениях.

Недалеко от берегов обращают на себя внимание стайки насекомых черной окраски с металлическим блеском, которые быстро плавают, делая резкие повороты, кружатся и вертятся. Это хищные жучки-вертячки. Они охотятся на мелких насекомых, живущих в воде или упавших в воду.

Единственный среди пауков – водяной паук-серебрянка устраивает своеобразное жилище под водой в виде паутинного колокола. При погружении в воду он становится как бы серебряным,

Помимо клопов-водомерок, живущих на поверхности воды, в пресных водоемах обитает немало других видов клопов, которые держатся под водой и ведут там различный образ жизни.
одлинная сокровищница болот – ее растительный мир. Здесь есть деревья и кустарники, кустарнички и травы, мхи и лишайники, грибы и водоросли. Среди всех этих растений встречаются ягодные и лекарственные, медоносные и красящие, крахмалоносные и дубильные, эфироносные и ядовитые или совмещающие целый букет полезных свойств. На болотах в заболоченных лесах встречается около 300 видов цветковых растений.

Кувшинка чисто-белая большой белоснежный цветок водяной лилии. Растет по тихим заводям рек и глубоким мочажинам болот. Цветы достигают 12 см в диаметре, а округлые листья – 30 см.
Кувшинка – это живые часы. Вечером в 6-7 часов цветы ее закрываются и погружаются в воду, а утром, тоже в 6-7 часов, они появляются над водой и вновь раскрываются.

Тростник обыкновенный. Вездесущий тростник встречается от лесотундры до тропиков. Он образует плавни в устьях рек, заросли в мелководьях озер и на засоленных побережьях морей, фитоценозы на открытых и лесных низинных и переходных болотах. На болотах в оптимальных условиях он достигает высоты 2м, а в крайних – всего 50-70см.

Кроме водяных клопов и пауков, к обитателям пресных вод относятся различные жучки и их личинки. Наиболее крупные из них – плавунец и водолюб. Личинки плавунцов очень агрессивны и нападают на все живое, что находится поблизости от них. Там, где живет много личинок плавунцов, они наносят заметный урон рыбному хозяйству.

Какие болота бывают в природе?

Для того чтобы понять это нужно разобраться в том, как возникают болота.
Все болота делятся на низинные и верховые. Низинные – питаются водой из-под земли, а верховые – разными осадками.
Некоторые болота возникают в прибрежной части больших водоемов - озер или морей. В тех участках побережья, где грунт состоит из мелких глинистых частиц постепенно формируется тип болота, который называется "марш". Значительная часть марша покрыта водой либо постоянно, либо заливается во время прилива.
Совсем по-другому выглядят лесные болота. Заболачивание леса - обычное явление, особенно на севере нашей страны.
По долинам и поймам рек формируются болота другого типа. Они связаны с грунтовыми водами, вымывающими минеральные вещества из почвы в болото, поэтому на этих болотах формируется богатая растительность.
Еще один тип формирования болот - это заболачивание озер.

Разделы: Начальная школа

Цель: познакомить учащихся с животными растений и болот, их “профессиями” в экосистеме; рассказать о значении болот в жизни человека.

Оборудование: мультимедийная презентация, плакат “ экосистема болот”.

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

– Что вы изучаете сейчас на уроке? Какова тема раздела? (экосистемы)

– Назовите составные части экосистемы. (воздух, вода, почва, горные породы, производители, потребители, разрушители).

3.Проверка домашнего задания

– Как выглядит экосистема озеро? (двухэтажная)

“Верхний этаж” составляют – рачки, мелкие организмы – планктон.

“Нижний этаж” – растения, рыбы, животные.

– Что выяснили о круговороте веществ в озере?

– О чем свидетельствует черная стрелка? (Круговорот замкнут не полностью, поэтому со временем озеро превращается в болото)

– Какова тема сегодняшнего урока?

– Сегодня на уроке мы будем изучать экосистему болот.

– Какое озеро может превратиться в болото? (бессточное) – Почему?

4.Совместное открытие знаний

Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи.
Нет опоры для ноги.

Учитель : Болота могут образовываться в пониженных местах, где накапливается и застаивается вода, местность заболачивается. Также болота образуются на местах зарастающих водоемов. Каждое болото по-своему интересно, их множество.

– О чем подсказывают названия?

– Рассмотрите на стр.48 процесс зарастания озера.

– Почему на дне откладывается столько останков мертвых организмов?

Учитель: Ручьи, реки, впадающие в озеро, несут множество песчинок и мелких частиц почвы. Все это оседает на дно озера. Дно, заполненное илом и остатками, становится все выше. Заросшее озеро превращается в болото.

Работа с текстом учебника.

  1. Самостоятельное чтение текста;
  2. Ответы на вопросы.

Ковер-сплавина – сплошной ковер из растений, которые корнями сплетаются друг с другом.

– Что это за удивительное растение мох-сфагнум вы узнаете из текста (стр. 50).

Чтение вслух.

– Что интересного узнали об этом растении? (демонстрация гербария)

– Во время войны врачи использовали мох вместо бинтов и ваты. Мох вытягивал гной из ран, обеззараживал их. Так были спасены многие советские солдаты.

Физкультминутка (выполняется дыхательная гимнастика “Задуем свечу”, зрительная гимнастика “Рисуем с закрытыми глазами”)

Учитель: Болота издавна пугали людей, особенно по ночам, когда на болоте появляются огни, которые перебегают с места на место, пропадают, вновь появляются. Это связывали с нечистой силой. А суть в том, что растения отмирая, при гниении в сырой почве и воде выделяют газ порциями. Выходит газ пузырьками – вспыхивает и гаснет, создавая впечатление, что он перебегает.

Как вы знаете в каждой экосистеме свой растительный и животный мир.

– Во многих местах на болотах есть озерца воды, где растут водные растения.

РОГОЗ часто называют камышом. Растение с темно-коричневыми головками.

РЯСКА, ее мелкие листочки достигают размера ноготка мизинца.

БАГУЛЬНИК Цветы его содержат много эфирного масла с одурманивающим запахом, поэтому над болотом часто ощущается своеобразный аромат.

РОСЯНКА – хищное растение. Листья его покрыты волосками. На волосках капельки жидкости похожи на мелкие росинки. Жидкость привлекает насекомых, которые садятся на растение и приклеиваются. Лист мгновенно закрывается, и насекомое переваривается, остается только твердый покров и крылышки. Так питается росянка.

БОЛОТНЫЙ МИРТ (другое название КАССАНДРА) Дочь царя Трои Приама, в древнегреческой мифологии. Она отвергла любовь Апполона и была наказана. Никто не верил ее предсказаниям, хотя они всегда сбывались.

– На болотах растет множество ягодных растений. Они съедобные и очень полезны.

КЛЮКВА – вечнозеленый кустарник с кислыми красными ягодами, полезными для здоровья. Из них делают кисель, варенье, компот, морс.

ЧЕРНИКА – с темно-зелеными ягодами. Богат витаминами, укрепляющий зрение.

БРУСНИКА – вечнозеленое растение. В переводе на русский язык означает “виноградная лоза”.

МОРОШКА – хорошее средство против цинги – заболевания десен.

ГОЛУБИКА – растет кустиком. Ягоды голубого цвета, отсюда и название.

На болотах много насекомых: КОМАРЫ, МОШКИ ими питаются хищники: СТРЕКОЗЫ, они очень прожорливы, охотятся в полете.

Другой хищник – ВОДОМЕРКА . Ее тело и лапки покрыты волосками, смоченными жиром. Волоски не намокают и образуют воздушную шубу, поэтому водомерку невозможно утопить. Быстро бегает за насекомыми. Умеет летать, но когда совсем пересыхает. ГЛАДЫШ – в ночное время летает.

ЖУК-ПЛАВУНЕЦ – отлично плавает.

Насекомыми питаются УЖИ, ЖАБЫ, ЛЯГУШКИ . Здесь встречается ЯЩЕРИЦА, УЛИТКА.

Что общего во внешнем виде аиста, журавля, цапли?

(Длинные ноги, чтобы удобно было ходить по болоту. Хорошие длинные клювы, чтобы достать пищу. Все они хорошо летают. Питаются головастиками, ягодами, насекомыми).

В камышах прячется КАМЫШОВКА (устар. малиновка) питается насекомыми, умеет голосом подражать другим птицам и даже животным.

КУЛИК И ЧИБИС – питаются насекомыми.

Своеобразное пение и у КУРОПАТКИ (слушание голоса куропатки)

БОЛОТНАЯ СОВА – одна из самых полезных птиц. Питается грызунами. Охотится утром и вечером.

БОЛОТНЫЙ ЛУНЬ – летает низко над землей. Питается рыбой, лягушками, птицами.

Иногда на болота заходят зайцы, олени, кабаны, лоси.

ЛОСИ – любят водоросли, даже ныряют в воду за ними.

Физкультминутка (упражнения на предупреждение сколиоза)

5.Первичное закрепление

1. - Теперь вам нужно применить свои знания, выполняя задание.

Практические упражнения стр. 51 №3 (в тетради)

Распределите болотных жителей.

Берем зеленый карандаш, подчеркиваем производителей, красным – потребителей, коричневым – разрушителей.

2. Составим цепи питания, используя раздаточный материал – карточки (практическая работа в группе)

Цепи питания:

Клюква>куропатка>лунь

Водоросли>рачки>карась>щука

3)- А теперь самостоятельная работа . Разгадайте кроссворд.

Назовите “профессию” организмов, которым приходится туго на болоте.

Кроссворд проверим.

– И главный вопрос:

Какое значение имеют болота для человека?

  • Добыча торфа.
  • Болота смягчают климат окружающей среды. Увеличивают влажность воздуха.
  • Болота – это хранилища и регуляторы пресной воды рек.
  • Поэтому более 150 болот в нашей стране находятся под охраной.

    (Возврат к 4 СЛАЙДУ)

    6.Итог урока

    С какой экосистемой познакомились?

    Что нового и интересного узнали о болоте?

    Что можете сказать о круговороте веществ в болоте? (со временем болото может превратиться в луг, так как круговорот незамкнут полностью)

    Оценки за работу на уроке и домашнее задание.



    Поделиться: