Познавательное развитие старшая группа тема зима. Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к зимушке – зиме» (образовательные области «Познание», «Коммуникация»)

Татьяна Деревянко
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимушка-зима»

Цель: расширение и систематизация знаний детей о зиме.

Задачи:

Образовательная: уточнить представление детей о состоянии погоды зимой; о жизни зверей в холодное время года; закрепить знание геометрических фигур, умение из частей составлять целое; закрепить знание правил безопасного поведения зимой на реке.

Развивающая: развивать умение поддерживать беседу, подбирать слова -прилагательные; развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство доброты,сопереживания ко всему живому и прекрасному, воспитывать умение работать в парах.

Словарная работа: снегопад, хлопья, заснеженные, снежная крупа, метелица, зимующие, льдинка.

Предварительная работа: беседа о приметах зимы; рассматривание зимних пейзажей, картинок с изображением зверей и птиц; отгадывание загадок, чтение стихов, рассказов и сказок на зимнюю тематику; изготовление цветных льдинок; художественное творчество-рисование на тему: «Здравствуй, Зимушка-зима», лепка из соленого теста «Снеговик», аппликация «Елочка», «Снежинка», оригами «Зайчик»; создание мини-музея «Птицы», дидактические игры «Чей дом?», «Назови птицу», «Найди такую же снежинку», разучивание физкультминуток

Подготовка к занятию: снежинки-большая и маленькие, снежинки с веселыми и грустными лицами; карточки «Узнай чей след», «Поменяй зайчику шубку»; схема зайчика, набор геометрических фигур белого цвета; «волшебная палочка», материал синего цвета.

Слайды: Зимний лес, снежинки, звери в зимнем лесу и их следы, река Вологда зимой

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, безопасность, художественное творчество, физическая культура.

Ход занятия: Обратить внимание на снежинку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетела снежинка. Откуда она взялась? Как попала к нам в группу? (предположения детей). Вы знаете, это не простая снежинка, а волшебная. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Простая снежинка растаяла бы, потому что она из снега. На снежинке что-то написано, послушайте (чтение):

«Здравствуйте, меня зовут Снежинка. Я летала со своими сестричками, радуясь приходу зимы, но вдруг подул сильный ветер, он раздул все снежинки. Меня ветер занес к вам в группу, а где мои сестрички-снежинки, я не знаю. Помогите мне их найти, нас ждет домой мама-Тучка. Ребята, поможем Снежинке. Как мы можем ей помочь? Где мы можем поискать снежинок? (на улице, в лесу, на речке). Давайте сначала отправимся в лес. Какая зимой погода? Что нам нужно сделать перед прогулкой? (одеться). Какая одежда нам нужна? (имитация одевания).

Посмотрите, у меня есть волшебная палочка, с помощью ее мы попадем туда, куда захотим (закрывайте глаза).

Раз, два, три, обернись и в лесу ты окажись!

Вот мы и в зимнем лесу. (на экране-зимний лес).Посмотрите, ребята, как красиво вокруг, какая тишина, только снег поскрипывает под ногами (использовать мешочек- шуршалку).

Послушайте, какие замечательные слова о зиме написал русский поэт Суриков:

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

А под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной

И уснул под нею крепко, непробудно (читает ребенок).

Ребята, с чем еще можно сравнить снег на деревьях и кустах? (С шапками, валенками, с шубами).

Откуда же берется снег? (зимой капли воды замерзают в облаках и превращаются в снежинки). Форма снега зависит от погоды.

В безветренный морозный день снег летит большими снежинками, похожими на звездочки. Снежинки летят медленно и их можно рассмотреть. - Как называется явление, когда падает снег? (снегопад).

При слабом морозе снежинки похожи на маленькие шарики, говорят, идет снежная крупа.

Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Что такое хлопья? (множество слипшихся снежинок).

При сильном ветре летит снежная пыль, потому что ветер обломал у снежинок красивые лучики. Как называется такое явление? (снежная метель). Чем метель отличается от вьюги? (метель метет, а вьюга метет и воет). А еще бывает снежная поземка? Что это такое? (когда метель стелется по земле).

Ребята, выходите на полянку, покажем, как метет снежок.

Физкультминутка

Снег-снежок, снег - снежок по дороге стелется,

Снег-снежок, снег-снежок, белая метелица.

Снег - снежок, снег - снежок, замело дорожки,

Снег - снежок, снег-снежок тает на ладошке.

Мы налепим снежков, вместе поиграем

И в друг друга снежки весело бросаем.

А сейчас давайте сядем на пенечки (садятся на стулья).

Ребята, а для чего нужен снег? Как он помогает животным? Посмотрите, на снегу какие-то следы. Как вы думаете чьи? Какие звери живут в лесу? (показ слайда). Почему здесь не видно медведя и ежа? Давайте мы угадаем, какому животному принадлежат следы (садятся за столы).

Игра «Узнай животное по следу» (работа с карточкой)

Давайте проверим, правильно вы выполнили задание или нет (берут карточку и встают к экрану). Назовите, чьи это следы? (лисьи, волчьи, беличьи). Чьи следы похожи?

Как животные приготовились к зиме? (поменяли шубки, приготовили запасы). Зачем они это делают? Посмотрите, все правильно на нашей картинке? (зайчик серый)

Вы знаете, все звери поменяли шубку, а заяц не успел. Какого цвета должна быть у него шубка зимой? Почему? Давайте поможем зайчику. Возьмите под стульями подносы и проходите за столы.

Работа с карточками: «Поменяй зайчику шубку»

Наш заяц не простой, а математический. Посмотрите, из каких геометрических фигур состоит заяц? Сколько на схеме квадратов, кругов, овалов? Какой формы лапки у нашего зайчика? Поменяйте ему шубку (работа с карточками - выкладывают зайчика из геометрических фигур).

Ребята, вы помогли зайчику, теперь ему будет тепло, и его не заметят в снегу ни волк, ни лиса.

Физкультминутка про зайчика:

Из сугроба на опушке чьи –то выглянули ушки (показать ушки на голове

И помчался, скок-скок, скок белый маленький зверек. (прыжки)

Ветер у березок кружит, шевелит зайчишке уши. (махи перед собой)

Ветер, ветер, поиграй-ка, не догнать лихого зайки! (хлопки)

Сели на пеньки.

Обратить внимание на экран. Ребята, посмотрите на снежинки в лесу. Похожи они на нашу снежинку? Нет.

Давайте искать снежинки на речке.

Раз, два, три, обернись и на речке окажись. (волшебная палочка).

Слайд-река Вологда зимой.

Ребята, как называется река, которая протекает в нашем городе? Чем покрыта река зимой? Для чего реке лед? Кому он помогает? Обитатели реки благодарны морозу за ледяную крышу, которая защищает их от холода. Ребята, а что можно делать зимой на реке? Какие опасности могут ожидать человека на реке зимой? Давайте посмотрим, какие снежинки приземлились на речку? Похожи они на нашу снежинку? (нет).

Дети, а снежинка хочет поиграть с вами, она хочет, чтобы вы назвали, какая она.

Игра «Расскажи про снежинку» (Дети передают друг другу снежинку и называют прилагательные).

Не нашли мы снежинку на реке, пора возвращаться в детский сад.

Ра, два, три, обернись,в садике ты окажись! Давайте снимем одежду, чтобы нам не было жарко.

Не нашли мы сестричек - снежинок ни в лесу, ни на реке. Что же нам делать, как помочь снежинке? (предположения детей).

Посмотрите, сколько у меня маленьких снежинок. Я предлагаю составить из них снежинки, похожие на нашу. Работать будем в парах. Проходите к нашему голубому ковру, на нем мы и выложим снежинки. Посмотрите на снежинку и сравните ее с теми, которые выложили мы. Молодцы, ребята!

Мы помогли нашей снежинке обрести сестричек. А наше путешествие закончилось. Вам оно понравилось? Что понравилось, а что нет? У меня на столе много снежинок, если вам понравилось путешествие, то возьмите себе веселую снежинку, а если нет –грустную. Спасибо всем.

Занятие по окружающему миру в старшей группе на тему: Зима

Конспект занятия по окружающему миру для старших дошкольников «Здравствуй, Зимушка-Зима!»

Составила: Педагог ШРЭР "Всезнайка" Карасенко Людмила Николаевна МАУ ДО "Дворец Детского Творчества",г.Таганрог

Описание работы: Данный материал может быть использован на занятии по окружающему миру на зимнюю тематику, как педагогами школ раннего развития детей, так и воспитателями дошкольных учреждений.

Тип занятия: Занятие закрепляющего типа.

Цель занятия: Закрепить и обобщить знания детей о зимнем времени года.
Задачи:
Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;
Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года;
Способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышление, памяти, целостного восприятия;
Развивать способность видеть красоту окружающего мира;
Вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности на занятии;
Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
Подготовка к занятию: подбор иллюстраций и музыкального сопровождения.

Демонстрационные материалы: красочная коробка от «Зимушки-Зимы», мешочек с поощрительными призами, снежинки, иллюстрации на зимнюю тематику (согласно ходу занятия), аудиозапись песни «Снежный вальс», «Кабы не было зимы..» (из мультфильма «Простоквашино»), мультимедийный проектор.

Ход занятия:
Педагог: Ребята, вы любите ходить в гости?
Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости. А к кому мы отправимся, вы догадаетесь сами, прослушав загадку (педагог читает загадку)
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, -
Значит, к нам пришла...
(Зима)

Педагог: Сегодня мы отправимся в гости к Зимушке-Зиме.
Педагог: На чем можно к ней добраться?
(Ответы детей)
Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку
По дорожке катят... (санки)


(На экране изображение Зимушки – Зимы и зимние пейзажи)
Педагог: На санях к тебе летели
Мы сквозь вьюги и метели
Через речку перебрались
У Зимы мы оказались!
Вот мы и в гостях у Зимушки.


Педагог: Давайте рассмотрим картинки, какое время года на них изображено?


Педагог: Зима своим очарованием вдохновляет художников, писателей, поэтов, композиторов они создают прекрасные произведения. Ребята, очень много написано стихотворений о зиме, невозможно не восхищаться красотой, этого волшебного и чудесного времени года. Послушайте, какие замечательные строки написал о зимней природе поэт И.Суриков.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
(Отрывок стихотворения И.Сурикова.)


Педагог: Ребята, понравилось вам стихотворение? О чем в нем говорится?
Педагог: Ребята, что это за волшебная коробка?
(на столе стоит, заранее приготовленная коробка, в ней карточки с заданиями)


Педагог: Дети, Зимушка приготовила для нас интересные задания! Ребята вы хотите, чтобы зима была снежная? За свои ответы на занятии вы будете получать снежинку из этой коробочки. (На протяжении занятия дети получают снежинки)

Задание 1. « Что мы знаем о зиме?»

Педагог: Дети, Зимушка просит нас рассказать ей, что мы знаем о зиме?
Педагог: Кто знает, сколько месяцев длится зима?
Дети: Три
Педагог: Какие это месяцы?
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Педагог: Ребята, какие изменения произошли с приходом зимы в неживой природе? Как изменилась погода?


Дети: На улице очень холодно, дует сильный ветер. Идет снег, начинаются заморозки.
Педагог: Каким стало солнце, небо?


(Ответы детей)
Дети: Дни стали короче, солнышко светит мало. С приходом зимы становится все холодней, начинаются морозы. На небе мы видим облака, они приносят уже не дождь, как осенью, а снег. Пушистый белый снег покрывает землю, ложится на ветки деревьев, крыши домов. Замерзают водоемы: озера, реки, ручьи.
Педагог: Ребята, хочу напомнить вам о том, что необходимо соблюдать правила поведения, находясь вблизи водоемов покрытых льдом. Чтобы избежать опасности нужно быть очень аккуратными, внимательными. Не в коем случае не выходить на лед без присмотра взрослых!
Педагог: А сейчас настало время поиграть.

Задание 2.Игра «Зимний ветер и снежинки»

(у детей в руках бумажные снежинки, под музыку дети, словно снежинки на ветру, разбегаются в разные стороны, танцуют, кружатся, покачиваются, как только музыка заканчивается, дети должны вновь стать в круг)

Задание 3 «Жизнь животных и птиц зимой»

(На экране появляются картинки «жизнь животных и птиц зимой»)




Педагог: Дети, а кто знает, какие изменения произошли с приходом зимы в жизни животных и птиц?
(Ответы детей)
Педагог: Пушистый мех и теплая шубка животных помогает им справиться даже с самыми лютыми морозами. О том, чтобы тепло и сытно зимовать, некоторые животные стараются позаботиться заранее, готовят себе запасы на зиму. Некоторые животные впадают зимой в спячку.
Очень холодно, голодно птичкам в зимнее время года. Перелетные птицы в конце осени улетают в теплые края. Не легко приходится зимующим пташкам. Трудно из-под снега корм доставать. От голода птицы могут погибнуть.



Педагог: Ребята как мы можем помочь маленьким беззащитным пташкам?
(ответы детей)
Правильно ребята, очень важно помогать птичкам - подкармливать их. Вместе с родителями можно вывесить для них кормушки в парках, садах и скверах.


Задание 4. Пальчиковая игра «Медведь в берлоге»

Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).
Только заиньке не спится (Делаем зайчика: указательный и средний пальцы подняты вверх).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Напетлял – и был таков (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)!

Задание 5. «Жизнь растений зимой»

(На экране появляются картинки «жизнь растений зимой»)


Педагог: Ребята, что происходит зимой с растениями? Некоторые люди думают, что растения погибают, как вы думаете, так ли это?
(Дети высказывают свое мнение)


Педагог: Правильно ребята растения зимой не погибают, а просто засыпают, «отдыхают», находятся в состоянии вынужденного покоя. Осенью с растений облетели листья, но почки, в которых спрятана жизнь растений, остались Растения нужно беречь - не затаптывать, не ломать ветки, только при бережном обращении весной мы увидим на них зеленые листочки.

Задание 6. «Жизнь людей зимой»

(На экране появляются картинки «жизнь людей зимой»)




Педагог: Ребята, а как изменилась жизнь людей с приходом зимы?
(Ответы детей)
Педагог: Ребята скажите, одежда нам понадобятся в зимнее время года?
Чем вы любите заниматься зимой? В какие зимние игры любите играть?
Дети: Лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься на санках, лыжах, на коньках.
Педагог: Ребята, а какие зимние праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, Масленица




Педагог: Все мы с нетерпением ждем волшебства, подарков, веселья, праздничного настроения.

Задание 7. "Снеговик"

Педагог: А сейчас, давайте отдохнем.
Физкультминутка "Снеговик"
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок
Он превратится в снежный ком
И станет ком снеговиком
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка -
Увы! - и нет снеговика.
(Дети идут по кругу, и показывают движениями рук будто катят перед собой снежный ком,рисуют руками снеговика. Улыбаются. Показывают глаза, шляпу, нос, метлу в руках, потом приседают, разводят руками и пожимают плечами.

Задание 8. Игра «Доскажи словечко»

Педагог: Давайте с вами поиграем. Я буду начинать предложение, а вы будете добавлять нужное слово
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю...
(снег)


Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице...
(мороз)
Он всю зиму в шубе спал,
лапу бурую сосал,
а проснувшись, стал реветь
этот зверь лесной …
(медведь)


Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это...
(белка)


Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг.
И растает...
(снеговик)


Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим...
(лед)


Мчусь как пуля я вперёд,
лишь поскрипывает лёд,
да мелькают огоньки!
Кто несёт меня …
(коньки)


Елочка с игрушками,
Клоуны с хлопушками.
Веселится весь народ!
Что за праздник?
(Новый год)


Он с подарками приходит,
Хороводы с нами водит.
Белой бородой оброс
Добрый Дедушка...
(Мороз)

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы

Тема «Зима»

Цель занятия :

Развивать умение воспринимать характерные особенности зимы посредством интеграции областей: познание, коммуникация, безопасность,

здоровье, музыка, физическая культура, художественное творчество.

Задачи :

Расширить представления детей о характерных признаках зимы.

Активизировать словарь по теме «Зима».

Вызвать у детей интерес к экспериментированию, уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.

Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий.

Развивать творческое воображение, художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние зимней природы, выражая свои впечатления в детском творчестве.

Материалы и оборудование :

Стаканчики с водой и снегом по количеству детей, блюдо со льдом, салфетки, ложки, баночки с гуашью, формочки, верёвочки- петельки, интерактивная доска, сумка-холодильник(для хранения снега и льда) , аудиозаписи: песни” Три белых коня”, игры “Поиграем в снежки ",мелодии на тему зимы по выбору воспитателя.

Ход занятия:

Звучит песня “Три белых коня” (музыка У. Крылатова, слова А. Дербенёва). Входит девочка-негретёнок. (Дети сидят на стульчиках).

Лу: Ой, как холодно. Куда я попала?

Воспитатель: Ты находишься у ребят в детском саду. А тебя как зовут девочка?

Лу: Меня зовут Лу. Я живу в Африке, и у нас очень жарко. Я загадала желание очутиться там, где холодно. Закрыла глаза и вот я здесь. Привезла меня к вам тройка странных коней.

Воспитатель: Лу, ты оказалась в Сибири. И кони эти непростые, и имена у них необыкновенные. Ребята, о каких лошадях поётся в песне, какие у них имена? (Декабрь, январь, февраль. Это зимние месяцы.)

Воспитатель: Правильно. Это зимние месяцы. Как называется первый зимний месяц? Второй зимний месяц? Третий зимний месяц? (Ответы детей).

Воспитатель: Лу, как ты думаешь, без чего не бывает зимы?

Отгадай загадку:

Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось -
С неба на землю свалилось.

Лу: Не знаю. Ребята помогите мне. (Ответ детей). А что такое снег?

Дети: Снег- это замёрзшие кристаллики льда.

(Воспитатель вносит ёмкость со снегом. Приглашает детей пройти к столам. Каждый ребёнок берёт стакан со снегом.

Лу: Интересно, что будет со снегом, если его взять в руки?

Воспитатель: Это мы сейчас проверим. Ребята возьмите ложкой немного снега и положите его к себе на ладошку и будем наблюдать.

(Пока снег тает, воспитатель беседует с детьми).

Лу: Ребята, расскажите мне, какой снег?

Воспитатель: Какой снег на ощупь? (Холодный, мягкий.) Какой по весу? (Лёгкий.) В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). А почему в сильный мороз снег скрипит под ногами? (Потому, что ломаются под ногами лучики снежинок.) В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).

Воспитатель: Ребята, пока вы рассказывали нашей гостье о снеге, что же с ним произошло?

Дети: Снег растаял и превратился в воду.

Лу: Почему это произошло?

Дети: Снег тает от тепла, а ладошка тёплая.

Воспитатель: Ребята, после игры со снегом необходимо всегда мыть руки. Вы знаете, почему? (Снег грязный.) Мы с вами будем протирать руки салфетками. Ребята, а ваша ладошка осталась такой же тёплой, как и прежде? (Она стала холодной.)

Воспитатель: Вот почему нельзя долго держать рук в снегу без варежек, чтобы не было переохлаждения и вы не заболели. А есть можно снег?

Воспитатель: Давайте погреем наши руки. Мы с вами сейчас поиграем. Проводится музыкальная игра “Поиграем в снежки“. (Игра проводится на ковре)

(Лу стоит задумавшись)

Воспитатель: Лу, о чём ты думаешь?

Лу: Мой друг загадывал мне тоже загадку и я её не отгадала. А теперь думаю, что отгадка связана с зимой?

Воспитатель: Загадай ребятам загадку, они тебе помогут.

(Лу загадывает загадку).

Загадка

Зимнее стекло
Весною потекло. (Лёд).

Лу: Я никогда не видела льда.

(Воспитатель вносит лёд, снег. Приглашает детей к столам. Часть детей стоит справа, часть - слева от стола).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете из чего образуется лёд? (Из замёрзшей воды). А чем лёд отличается от снега? (Лёд твёрдый, а снег рассыпчатый). Ребята, мы ещё узнаем одно отличие. Возьмите картинку и подложите те, кто стоит справа от меня под стакан со снегом, кто стоит слева - под лёд. У кого видно картинку? Какой вывод можно сделать? Лёд какой? (Лёд прозрачный, так как видно картинку, а снег- нет).

Лу: А интересно, что быстрее тает – снег или лёд?

Воспитатель: А мы сейчас проверим. Ребята, опустите в стаканчике с водой кусочки льда и ложку снега. Ребята, что мы видим? (Лёд и снег плавает в воде.) А у тебя Максим плавает? А у Полины? Лу, а ты можешь сказать, почему лёд и снег плавают и не тонут?

(Лу затрудняется).

Воспитатель: Ребята, помогайте. (Лёд легче воды.)

Лу: Ребята, а как выиграете зимой? (Катаемся на санкам, лыжах, коньках. Строим снежные крепости, лепим снеговиков).

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы покажем, как можно отдыхать зимой. Проходите на ковёр.

Проводится разминка под музыкальное сопровождение.

За окном у нас зима. (Разводят руки в стороны.)

Стали белыми дома. (Складывают руки над головой в виде крыши.)

Снег на улице идёт, (Поднимают и опускают медленно руки.)

Дворник улицы метёт. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)

Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)

Ловко бегаем на лыжах, (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)

И играем мы в снежки. (Имитируют метание.)

Лу: Ребята, а с помощи каких звуков можно воспроизвести завывание ветра? (Гласных звуков).

Воспитатель: Верно. Ты послушай лучше. Катя поёт первый звук, Федя второй и далее по-цепочке. (а- о- у- ы- и-э-а –о).

Воспитатель: Но не только ветер можно услышать зимой. Мы сейчас с вами поиграем. Как только вы услышите звук, который мы можем услышать зимой- хлопаем в ладоши. Если мы зимой его не слышим, стоим тихо.

(Проводится игра на интерактивной доске.)

Лу: Как у вас зимой весело и интересно!

Воспитатель: Но вот птицам не до веселья. Зима много принесла им хлопот. Многим пришлось улететь в тёплые края. (Беседа по интерактивной доске.) Ребята давайте выберем птиц, которые улетели в тёплые края. Как мы их называем? (Перелётные). Почему они улетели? (Нет корма; насекомые попрятались под кору деревьев, в землю; нет семян; речки замёрзли). Ребята, а какие птицы остались на зиму у нас? Как мы их называем? (Зимующие).

Ребята, посчитайте сколько здесь зимующих птиц? Сколько перелётных? На сколько перелётных больше, чем зимующих?

Лу: Так вот почему люди развешивают кормушки. Они помогают птицам пережить холодную зиму. А чем можно покормить птиц? (Семечки, пшено, синички любят сало, хлебные крошки.)

Воспитатель: Ребята, давайте вернёмся к столам и посмотрим, что произошло со снегом и льдом. Что вы видите в своих стаканчиках? Что быстрее растаяло: снег или лёд? (Снег и лёд растаяли, снег быстрее растаял, а несколько льдинок ещё плавают на поверхности воды.) Ребята, а как вы думаете вода в стаканчиках после того как мы опустили лёд, осталась прежней температуры? (Дети предлагают ответы.)

Воспитатель: Давайте проверим. Опустим указательный пальчик сначала в стаканчик безо льда, а теперь в стакан где был лёд. Что вы почувствовали? (Где был лёд, вода холоднее.) Какой можно сделать вывод? (Лёд охлаждает воду.) А ведь это свойство- охлаждать жидкость люди используют в быту. Можно кусочками льда охлаждать сок, чай, кофе.

Лу: А можно я сейчас расскажу о зиме?

Проводится игра “Бывает- не бывает. “

1. Наступила зима. Кругом бело. Под деревьями появились подснежники.

2. Зимой в лесу тихо. Лишь изредка слышно, как стучит клювом по дереву дятел. Он ищет под корой червяков.

3. Зимой птицам холодно и голодно. Дети им помогают. Они насыпают в кормушки крошки хлеба, семечки и наливают сок.

4. Пройдёт зима, уйдут морозы и метели. И наступит лето.

5. Зимой дети катаются на лыжах, а летом- на велосипедах. (По ходу игры дети исправляют ошибки.)

Воспитатель: Лу, не расстраивайся. Мы с ребятами хотели для тебя сделать подарки - цветные льдинки. Ребята, вода в ваших стаканчиках имеет цвет? (Нет.) А что произойдёт, если мы капнем в стаканчик краску? (Она окрасится в цвет краски.) Возьмите краску ложечкой и размешайте в воде. Какого цвета стала вода?

А сейчас мы будем переливать цветную воду из стаканчиков в формочки. Переливаем аккуратно, не разбрызгивая. Опустите в формочку часть петли. Всё готово. Теперь нам осталось во время прогулки вынести формочки на улицу и оставить на некоторое время и мороз сделает своё дело. Что случится с водой? (Она замёрзнет.) Нам только останется вынуть эти льдинки из формочек и можно будет украсить ими деревья и ёлки.

Лу: Спасибо ребята. Мне очень понравилось у вас. Я очень многое узнала о зиме, это прекрасное время года.

Воспитатель: Ребята, а вам что больше всего понравилось?

План-конспект интегрированной НОД «Зимушка-зима» в старшей группе

Интеграция (НОД) :

«Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Музыка», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Образовательные задачи:

Закрепить представления детей о времени года «Зима» и ее месяцах.

Закрепить знания детей о изменениях в природе.

Обобщать и систематизировать представления о характерных признаках зимы.

Упражнять в умении устанавливать простые причинно-следственные связи.

Познакомить с опасными ситуациями зимой.

Продолжать знакомить детей с загадками, стихами.

Коррекционно-развивающие задачи:

Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Зима».

Продолжать развивать умение применять образные выражения.

Воспитательные задачи:

Воспитывать в детях желание заботиться о своем здоровье.

Воспитывать навыки сотрудничества в играх.

Воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность.

Материалы и оборудование: Конверт, нитки шерстяные цветные, картинки о зиме, магнитофон, снежинки из тонкой фольги.

Методические приемы : Проблемные ситуации, ситуативный разговор, дид. /игры, дид. /упражнения, игровые ситуации, беседа, рассуждения, подвижные речевые игры, логоритмика.

Ход НОД :

«Давайте поздороваемся! »-ритуал приветствия. (Дети передвигаются по комнате. По сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться с как можно большим числом играющих.

Хлопок в ладоши -пожать руки всем возможным партнерам.

Звонок колокольчика -поздороваться локтями.

2 хлопка – погладить по спине партнера.)

Воспитатель показывает детям загадочный конверт и предлагает прочитать письмо от кого он, и что в нем написано.

«Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век?

Нос морковкой, в руке метла,

Боится солнца и тепла.

(Снеговик)

Это письмо от снеговика, а в нем загадка.

«Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом

Все покрыло серебром.

(Зима)

Ситуативный разговор на ковре.

Как вы думаете о ком идет речь в этой загадке?

Почему зиму называют царицей?

На какой тройке прилетела зима?

Что за скакуны в этой тройке? Вспомните названия.

А вот еще послушайте загадку про зиму . Подумайте какие образные выражения сравнения используется в загадке. «Кто, угадай-ка? Седая хозяйка тряхнет перинки- над миром пушинки». (снежинки)

Беседа рассуждение:

С чем сравнивается зима?

Какие перинки выметают из них?

Дидактическая игра: «Без чего не бывает зимы? » (Показ, выбор картинок и обоснование)

Речевое упражнение : «Подбери слово».(В игровой форме закрепить рода прилагательных какой? какая? какие, формировать умение подбирать синонимы) .

Беседа: Какие опасные ситуации нас подстерегают зимой.

Ответы детей:

А чтобы нам зимой не болеть давайте сделаем себе массаж.

«Выпал снег, но вот досада

Не готовы мы к зиме.

Простужаться нам не надо, сделаем массаж себе!

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело,

Чтоб не кашлять, не чихать- надо носик растирать.

Лоб мы тоже разотрем- ладошку ставим козырьком.

Знаем, знаем! Да-да-да! Нам простуда не страшна! »

Ну вот теперь нам не страшна простуда.

Дидактические игры : «Третий лишний», «Месяца», «Времена года».

В какие игры вы любите играть зимой?

Давайте в них поиграем.

Речевая подвижная игра:

«Мы зимой в снежки играем, по сугробам мы шагаем. И на лыжах мы бежим, на коньках по льду летим.

И снегурке лепим мы, гостью зиму- любим мы! » Имитировать движения.

Беседа:

Какого цвета снег?

Имеет запах?

Бывает ли летом?

Из чего состоит снег?

Продуктивная деятельность:

Ребята, а сейчас я предлагаю каждому создать свою снежинку, выложить ее из цветных шерстяных нитей на бархатной бумаге.

Молодцы! Замечательная снежинка у вас получилась.

Игра «Снежинка»:

(Под музыку Далиба «Вальс снежинок» дети превращаются в снежинки изображая эмоциональное настроение) .

Ритуал прощания:

«Тепло- ладоней». Ведущий предлагает детям взяться за руки, осторожно пожать их и передать тепло своих ладоней друг другу.

Цель: продолжать развивать связную речь детей, закреплять представления о времени года - зима, развивать общий кругозор детей, память, внимание, воображение, мелкую моторику, упражнять в словообразовании, формировать коммуникативные навыки, воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающая среда: картинка с изображением снеговика (или игрушка-снеговик), карточки с изображением (на обратной стороне карточки - буква):

заяц-з, санки -и, месяц-м, морозные узоры-у, шуба-ш, коньки-к, елочка-а, сюжетные картинки по теме «Зима», сенсорное поле с контурами снежинок, снежинки, спокойная музыка, «снежок», сосновые шишки, клей ПВА, клеевые кисточки, манка, одноразовые чайные ложки, картон, пластилин для крепления елочек.

Ход деятельности:

1. Воспитатель предлагает детям коммуникативную игру «Назови ласково». Дети встают в круг и по очереди называют друг друга ласково по имени.

2. Воспитатель:

Ребята, к нам пришел снеговик, и принес письмо от лесных обитателей. Давайте сядем поудобнее на ковер и прочтем его. Воспитатель читает отрывок из сказки К.Д.Ушинского «Проказы старухи-зимы»:

«Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.

Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом.»

Ребята, лесные жители просят помочь им разгадать волшебное слово, от которого злая старуха-зима станет добрее. Для этого вам нужно выполнить задания снеговика.

Ребята, вы хотите помочь? -Да!

Здорово! За правильно выполненные задания снеговик будет вручать вам карточки с различными изображениями.

3. Воспитатель:

В первом задании снеговик дает одному из вас волшебный снежок, нужно ответить полным ответом на вопрос и только тогда передать снежок следующему ребенку:

Какое сейчас время года?

Какое время года было время года до зимы?

Какое время года будет после зимы?

Назови зимние месяцы по порядку.

Назови первый зимний месяц.

Назови последний зимний месяц.

Назови зимний месяц между декабрем и февралем.

Назови зимующую птицу.

Какое животное меняет к зиме серую шубку на белую?

Воспитатель:

Молодцы, ребята, снеговик вручает вам карточку с изображением зайца . Воспитатель выкладывает карточку, и все последующие, на магнитной доске, чтобы потом, перевернув их обратной стороной, прочитать слово «зимушка».

4. Воспитатель:

Следующее задание. Ребята, придумайте слова, отвечающие на вопрос какой? Какая? Какое? Какие? Зимой солнце какое?, небо, снег, снежинки, погода, воздух, ветер, иней, узоры, день, мороз.

Молодцы, ребята! Снеговик вручает вам карточку с изображением санок.

5. Воспитатель:

Ребята, придумайте слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?

После осени наступает…, зимой валит…, зимой свищет…, бушует…, кружатся…, замерзает…, блестит…, лежит…, впадает в спячку…, катаются…

Молодцы, справились с заданием, снеговик вручает вам карточку с изображением месяца .

6. Воспитатель:

Ребята, садитесь на ковер, в следующем задании нужно внимательно выполнять движения вместе со мной:

Пальчиковая игра «У зимы в лесу изба»

У зимы в лесу изба - «крыша» руками над головой

Во все стороны резьба —вращение указательными пальцами

Два столба хрустальных врыты,

Сторожить поставлены —стучим кулачком о кулачок

Ледяные окна скрыты —сомкнутые, раскрытые ладони перед собой

Ледяными ставнями —поворачивать ладонями, тыльной стороной

На шесте на ледяном —указательный палец правой руки накрываем

ладонью левой руки

указательным правой

Ребята, вы внимательно выполняли движения, снеговик вручает вам карточку с изображением морозных узоров .

7. Воспитатель:

Снеговик предлагает поиграть в игру «Назови действие», вам нужно закончить предложение:

Зимой метель…метет

Ночью ветер в трубах…воет, завывает

Из снеговой тучи снежинки…падают, кружатся, летят

В лесу зимой голодный волк…воет

Зимой медведь в берлоге…спит

Мороз щеки и носы…щиплет

Зимой вода в реке…замерзает

Зимой снег все вокруг…накрывает

Под снегом травка зимой…греется

Зимой мы на санках…катаемся.

Молодцы, справились с заданием! Снеговик вручает вам карточку с изображением шубы.

8. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Что за звездочки такие,

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь, вода в руке?

Правильно, снежинка! Снеговик принес вам снежинки, возьмите их и повторяйте за мной. Ребята, головой не двигаем, двигаются только наши глазки. (Звучит спокойная музыка)

Гимнастика для снятия напряжения глаз «Снежинка»

Мы снежинку увидали (вытягиваем руку со снежинкой перед собой )

Со снежинкою играли

Снежинки вправо полетели (отвести снежинку вправо, проследить глазами )

Дети вправо посмотрели

Вот снежинки полетели (отвести снежинку влево, проследить глазами )

Глазки влево посмотрели

Ветер снег вверх поднимал (поднять снежинку вверх, проследить глазами )

И на землю опускал (опустить снежинку вниз, проследить глазами )

Снежинки покружились (покружиться )

И на землю опустились (положить снежинку, присесть )

Глазки закрываем, глазки отдыхают (закрыть ладонями глаза )

Пока дети сидят с закрытыми глазами, воспитатель кладет перед детьми сенсорное поле с контурами снежинок.

Воспитатель:

Наши глазки отдохнули, а снежинкам пора в лес возвращаться. Расположите свою снежинку на полянке и скажите, где лежит снежинка: на елке, под елкой, перед елкой, между елкой, над елкой.

Молодцы, ребята! Снеговик вручает вам карточку с изображением фигурных коньков.

9. Воспитатель приглашает детей к столу с приготовленными материалами:

Ребята, снеговик предлагает вам превратить эти шишки в маленькие елочки и укрыть их снегом, чтобы им было теплее. Но у нас есть только манная крупа и клей… Ребята, может, вы придумаете, как сделать снег? Дети предлагают покрыть шишки клеем и посыпать манкой.

Молодцы, вы здорово придумали! Если шишку прикрепить с помощью кусочка пластилина на картон, затем кисточкой нанести клей на шишку и посыпать манкой (лишнюю манку аккуратно стряхнуть) - получатся настоящие елочки укрытые снегом!

Звучит спокойная музыка, дети выполняют задание.

Прекрасные елочки! Снеговик вручает вам карточку с изображением елочки.

10. Воспитатель: Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями снеговика. Сейчас мы с вами разгадаем волшебное слово, от которого старуха-зима станет добрее.

Воспитатель предлагает детям назвать звук в словах:

Воспитатель переворачивает карточки буквами, дети читают получившееся слово - зимушка.

Вот оно, волшебное слово! Чтобы зима не злилась, будем называть ее ласково - зимушка!

Воспитатель:

Ребята, о каком времени года мы с вами говорили?

О времени года - зима, ее признаках.

Что вам больше всего понравилось? - Ответы детей.

Воспитатель раздает детям призы - звездочки из самоклеящейся бумаги.



Поделиться: