Занятие по подготовке к егэ. «Морфологические нормы (образование форм слова)» - Документ

Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм.

Ошибкоопасные формы. Запомните примеры списками.

Имя существительное

Образование множественного числа :

Слова на Ы — И:

инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры;
векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады;
возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты

Слова на А — Я:

директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера;
округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря

Образование форм родительного падежа множественного числа :

Форма на ОВ — ЕВ:

несколько килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, каратов, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, баклажанов, гольфов, носков, погон, кедов (кед), рельсов, нервов;

много платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, подмастерьев, хлопьев, устьев

Форма с нулевым окончанием:

пара полотенец, чулок, шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок, яблок, дынь, слив;
отряд солдат, гусар, драгун, гренадёр (гренадер), кадет, улан, партизан;
сто ампер, ватт, вольт;
много башен, басен, блюдец, брызг, дел, макарон, петель, нянь, манжет, полотенец, серёг, сплетен, яблонь;
много раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий

Употребление существительных разного рода:

хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну;
страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);
старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;
широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;
новое метро, кашне, пальто

Употребление несклоняемых имён собственных:

издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко

Имя прилагательное

Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней :

Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый красивейший (просторечие).

Правильно: более поздний — позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший .

Образование сравнительной степени:

Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).

Правильно: красивее, лучше, хуже .

Имя числительное

Словоизменение числительных — традиционно трудный учебный материал.

1. Образование и изменение форм составных числительных :

в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью

2. Склонение сложных и составных числительных:

двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах

Совет:

Слов: сорок, девяносто, сто.

И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей)
Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)
В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)
П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)

пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят . При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (рублями)
П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Р.п. пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот (рублей)
Д.п. пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам (рублям)
В.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Т.п. пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами (рублями)
П.п. (о) пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:

И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

Обратите внимание на склонение составных количественных числительных : в них изменяется каждое слово:

И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)

Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных : в них изменяется только последнее слово:

И.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)
Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)
В.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)
П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)

3. Употребление собирательных числительных:

двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.

Совет:

Поскольку тема вызывает много проблем, запомни случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные, списком:

1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
2.
С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей.
3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
4. С существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
5. С существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
6. С местоимениями: нас двоих, их пятерых.

4. Употребление числительных оба, обе:

Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги.

С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна.

Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами.

Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами.

Местоимение

Образование форм:

Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.

Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников

* Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них . После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н .

Глагол

1. Образование личных форм :

У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.

Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.

Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.

Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).

Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.

2. Образование возвратных форм :

Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).

Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся , а -сь ), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом - грубая ошибка).

3. Образование форм повелительного наклонения :

Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).

Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.

Совет:

Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:

Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

4. Образование форм прошедшего времени:

Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

Причастие

Образование причастий :

Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).

Правильно: полощущий, машущий, хотящий; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

Деепричастие

Образование деепричастий :

Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).

Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки ), поехав.

Наречие

1. Образование наречий:

Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).

Правильно: оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.

2. Образование сравнительной степени наречий:

Ошибочно: плохо — плоше, красиво — красивше и красившее, хорошо — лучшее и хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие).

Правильно: плохо — хуже, красиво — краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее

Для подготовки к экзамену, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

Желаем Вам успешной сдачи экзамена!

Морфологические нормы килограмм баклажан вместо килограмм баклажанов , белая тюль вместо белый тюль , перед шестистами зрителями вместо перед шестьюстами зрителями , в ихнем доме вместо в их доме , едь вместо поезжай.

Особенности употребления и образования форм имён прилагательных

Может вызвать трудности образование некоторых форм сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных, а также использование этих форм в речи.
Формы сравнительной степени чаще всего образуются при помощи суффиксов -ее/-ей: умный - умнее/умней. Если основа прилагательного оканчивается на г, к, х, а также д, т, ст, ск, зк, то используется суффикс и происходит чередование согласных: мягкий - мягче, строгий - строже, тихий - тише, богатый - богаче, молодой - моложе, густой - гуще, низкий - ниже. Лишь иногда используется суффикс -ше: ранний - раньше, старый - старше, тонкий - тоньше, горький - горше, далёкий - дальше, долгий - дольше. Несколько прилагательных образуют сравнительную степень от другого корня: хороший - лучше, плохой - хуже, маленький, малый - меньше.
Значение сравнения может быть выражено с помощью слов более/менее (сравнительная степень) и слов самый/наиболее (превосходная степень): более подходящий, самый трудный, наиболее трудный.

Внимание! Абсолютно недопустимо использовать оба способа выражения сравнения одновременно. Нельзя: эта задача более труднее , чем предыдущая; он самый величайш ий поэт. Правильно: эта задача труднее , чем предыдущая или эта задача более трудная, чем предыдущая; он величайш ий поэт или он самый великий поэт. Это относится и к употреблению наречий: нельзя говорить бежит более быстрее , правильно бежит быстрее или бежит более быстро.
Но: самый лучший, самый худший.

Необходимо учитывать, что не от всех качественных прилагательных образуются степени сравнения вообще (например, слова бессмертный, слепой в силу их значения нельзя использовать в сравнительной степени) и с помощью суффиксов в частности. В этом случае для выражения сравнения можно использовать слова более, менее, самый: более срочный, менее хмурый, самый юный.

Прилагательные в сравнительной степени употребляются с существительными в родительном падеже (апельсины слаще лимонов) или с союзом чем (сегодня погода теплее, чем вчера).

Особенности употребления и образования форм имён числительных

Сложности возникают при образовании падежных форм числительных и сочетании их с существительными. Большинство числительных склоняется по третьему склонению, при этом в составных и сложных количественных числительных должна изменяться каждая часть: выступил перед девятьюстами шестьюдесятью семью зрителями. Числительное тысяча изменяется как существительное первого склонения. Числительные сорок и сто в косвенных падежах имеют только одну форму - сорока, ста; но в составе сложных числительных сто изменяется иначе: трёхсот, трёмстам, тремястами, о трёхстах.
При склонении составных порядковых числительных изменяется только их последняя часть (как прилагательные): две тысячи четырнадцатый год - к две тысячи четырнадцатому году - до две тысячи четырнадцатого года.
Собирательные числительные (от двух до десяти) используются только со следующими существительными:
а) называющими лиц мужского пола (пятеро друзей, четверо сыновей);
б) имеющими только форму множественного числа (трое джинсов, двое шорт);
в) дети, люди, ребята, лицо (в значении «человек») и словами, обозначающими детёнышей животных (трое ребят, пятеро молодых людей, несколько незнакомых лиц, семеро козлят, шестеро котят );
г) с личными местоимениями (нас двое, их пятеро);
д) а также когда они сами выступают в роли существительного (вошли двое, трое в серых шинелях).

Внимание! Сочетания составных числительных с существительными, не имеющими формы единственного числа типа 22 суток - двадцать двое суток недопустимы. Правильно: двадцать два дня, двадцать три штуки ножниц, двадцать четыре пары брюк, ясли в количестве двадцати четырёх.

Слова оба, полтора имеют две родовые формы: оба друга (с обоими друзьями), полтора года, оба задания, полтора яблока и обе задачи (обех задач, обеими задачами), полторы тысячи. Стоит обратить внимание на то, что слова полтора, полторы, полтораста в косвенных падежах (кроме винительного) имеют форму полутора, полутораста (не прошло полутора часов, располагаю полутора тысячами рублей, разослали квитанции полутораста абонентам).

В словосочетаниях с существительными в именительном падеже числительное управляет родительным падежом существительного (построено шестьдесят домов); в косвенных падежах числительное согласуется с главным словом, выраженным именем существительным (о шестидесяти домах). Числительные тысяча, миллион, миллиард во всех падежах сохраняют управление: миллион жителей, для миллиона жителей, о миллионе жителей.

После числительных один, два, три, четыре употребляется форма единственного числа существительных (два яблока, три эпизода) , а после числительных от пяти и далее - множественного (пять яблок, двенадцать эпизодов) . Числительные полтора, полтораста в именительном и винительном падежах управляют существительными в единственном числе, а в остальных падежах существительное стоит в форме множественного числа: пригласил полтора десятка учеников - беседовал с полутора десятками учеников.

Особенности употребления и образования форм местоимений

Нарушения в образовании отдельных форм местоимений связаны в первую очередь с притяжательными местоимениями его, её, их, которые в литературном языке не изменяются (с его друзьями, о её планах, в их доме).
Когда личное местоимение он употребляется в косвенных падежах с предлогами, к нему прибавляется начальное н-: горжусь им - увижусь с н им.
Местоимения играют важную роль в организации текста, когда замещают другие слова. С этой целью используются указательные местоимения (этот, тот, такой и др.), местоименные наречия (там, туда, тогда и др.), личное местоимение он (она, оно, они), относительное местоимение который. Если предложение содержит несколько существительных, то недопустимо использовать личные местоимения он, она, его, её, т. к. это может привести к возникновению двусмысленности: Эту селёдку передала мне продавщица Люба, ввиду жаркой погоды она уже припахивала. Внимательно нужно относиться и к построению сложноподчинённых предложений со словом который , иначе может быть непонятно, о чём идёт речь: В зале собрались родители ребят, которым сегодня предстояло бороться за звание «самого умного». Кто будет бороться за это звание - родители или ребята - из данного предложения установить невозможно.

Недочёты могут быть связаны с употреблением возвратного местоимения себя, которое не имеет форм рода и числа и может относиться ко всем лицам и обоим числам (Комендант сказал дворнику отнести вещи жильца к себе. Кто получит вещи?). Обычно реальное значение местоимения себя совпадает с реальным значением подлежащего (налью себе чаю), но может и не совпадать (вспомните о людях, не способных о себе позаботиться) . Возвратное местоимение может использоваться и в безличных предложениях (мне удалось заставить себя прекратить это) . Двусмысленность обычно создаётся, когда инфинитив связан с другим действующим лицом: Учитель попросил ученика отнести тетради к себе домой. Для точности необходим более широкий контекст, например: Учителю было тяжело нести домой тетради, и он попросил ученика помочь ему.

Может вызывать трудности и употребление в тексте притяжательного местоимения свой: Учитель попросил ученика положить тетради на свой стол - остаётся неясным, на чей стол надо положить тетради. Чтобы избежать неточности, нужно помнить следующее: а) если в предложении подлежащее выражено личным местоимением, а дополнение существительным, то принадлежность к дополнению выражается местоимением его, её, их: Я застал брата в своей комнате - Я застал брата в его комнате;
б) если подлежащее и дополнение выражены существительными одного и того же числа и рода, надо изменить предложение так, чтобы было названо одно лицо: Учитель попросил положить тетради на свой (учителя) стол; По просьбе учителя ученик положил тетради на свой (ученика) стол.


Морфологические нормы современного русского языка (имя существительное)

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

Морфологические нормы - это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи. Их нарушение приводит к ошибкам, которые затрудняют понимание высказывания и свидетельствуют о низкой речевой культуре говорящего: килограмм баклажан вместо килограмм баклажанов , белая тюль вместо белый тюль, перед шестистами зрителями вместо перед шестьюстами зрителями, в ихнем доме вместо в их доме, едь вместо поезжай.

Морфологические нормы употребления и образования имён существительных

Трудные случаи определения рода существительных

Неодушевлённые существительные порой с течением времени меняют род, что может привести
к возникновению равноправных вариантов: банкнот и банкнота, георгин и георгина, заусенец и заусеница, оладушек и оладушка, спазм и спазма. Обратите внимание на род следующих парных существительных: женская босоножка, футбольная бутса, спортивная гетра, удобная кроссовка, кожаный мокасин, стальной рельс, детская сандалия, домашняя тапка (тапочка), изящная туфля, лакированная штиблета. Следует также помнить, к какому роду относятся данные слова: существенный корректив, вкусная оладья, железнодорожная плацкарта, длинное щупальце, удобная антресоль, лёгкая бандероль, тёмная вуаль, тяжёлая гантель, старая мозоль, кровельный толь, шоколадный трюфель, прозрачный тюль, белый ферзь, новый шампунь.
Большинство неодушевлённых несклоняемых нарицательных существительных относится к среднему роду (строгое жюри, хрустальное бра), но в некоторых случаях соотносится с родовым понятием или старой формой: седьмая авеню (улица), свежая кольраби (капуста), ароматный кофе (старые формы «кофей», «кофий»), вкусная салями (колбаса), удачный пенальти (штрафной удар), знойный сирокко (африканский ветер).
Род существительных, называющих лиц, зависит от пола: очаровательная мисс, лондонский денди.
Существительные, называющие лиц по профессии, относятся к мужскому роду, хотя могут называть и лиц женского пола (как и склоняемые существительные): военный атташе, опытный импресарио, известный скульптор В. Мухина.
Несклоняемые названия животных и птиц обычно относятся к мужскому роду, но нужно принимать во внимание контекст: быстроногий эму, забавный какаду, но шимпанзе кормила детёныша. В некоторых случаях учитывается родовое понятие: вкусная иваси (сельдь), африканская цеце (муха).
Род несклоняемых имён собственных определяется по родовому понятию: полноводная Лимпопо (река), живописный Сан-Бартоломео (остров).
Род сложносокращённых слов (аббревиатур) определяется двумя способами. Если слово не изменяется, то по роду главного слова в полном наименовании: ООН приняла резолюцию (Организация Объединённых Наций), РИА сообщило (Российское информационное агентство). Если же слово склоняется, то род определяется на общих основаниях - по окончанию и конечному звуку основы: поступить в технический вуз (высшее учебное заведение), МИД сделал заявление (Министерство иностранных дел); но: ТАСС уполномочен заявить (Телеграфное агентство Советского Союза).
Род сложносоставных слов обычно определяется по слову, которое выражает более общее понятие (красивая бабочка-адмирал) или по первой части (удобное кресло-кровать).

Именительный падеж множественного числа

Среди существительных мужского рода второго склонения наиболее распространены окончания -ы/-и и -а/-я: компьютеры, полисы, поезда, профессора.

При выборе окончания нужно учитывать следующие факторы:
а) окончания -а/-я имеют существительные, обозначающие парные понятия: глаза, бока, рога;
б) слова, состоящие из одного слога, как правило, имеют окончание -ы/-и (торты, шумы) , но есть исключения (дома, сорта) ;
в) слова, состоящие из двух слогов с ударением на первом, как правило, имеют окончание -а/-я : катер - катера, сторож - сторожа; если ударение падает на второй слог, то во множественном числе обычно окончание -ы/-и: арбуз - арбузы;
г) в словах из трёх и более слогов распространено окончание -ы/-и с ударением на середине слова: аптекари, догово́ры (допустимо договора́);
д) иноязычные слова, оканчивающиеся на ударные -ёр/-ер, обычно имеют окончание -ы/-и: офицер - офицеры, инженер - инженеры, шофёр - шофёры;
е) слова на -тор/-сор обычно имеют окончание -ы/-и (инвестор - инвесторы) , хотя у одушевлённых существительных, достаточно часто употребляемых в речи, распространённым становится ударное окончание -а/-я: редакторы, комментаторы, но доктора, профессора;
ж) существительные на -л/-ль и -р/-рь с ударением на первом слоге обычно имеют окончание -а/-я:
кивер - кивера, тополь - тополя.

Нужно иметь в виду, что иногда выбор окончания зависит от значения и сочетаемости слова:
пропуска (документы) - пропуски (недосмотры, прогулы);
тона (переливы цвета) - тоны (звуковые);
тормоза (приборы) - тормозы (препятствия);
учителя (преподаватели) - учители (наставники);
хлеба (на корню) - хлебы (печёные);
меха (шкуры) - мехи (кузнечные);
лагеря (военные, туристические) - лагери (политические группировки);
корпуса (здания, войсковые соединения) - корпусы (туловища);
сыновья (у родителей) - сыны (родины);
образа (иконы) - образы (в искусстве) и т. п.

Существительные среднего рода обычно во множественном числе имеют окончание -а/-я (блюдце - блюдца, окно - окна) , значительно реже -ы/-и (плечо - плечи).

Некоторые существительные характеризуются нестандартным образованием формы именительного падежа множественного числа:
а) существительные мужского рода на -ёнок во множественном числе имеют суффикс -ят- и безударное окончание -а: телёнок - телята, котёнок - котята;
б) существительные на -анин/-янин во множественном числе оканчиваются на -ане/-яне: гражданин - граждане, крестьянин - крестьяне.

Внимание! Хозяин - хозяева, ребёнок - дети, человек - люди, курица - куры, судно - суда, дно - донья, шило - шилья.

Собирательные, абстрактные существительные имеют только форму единственного числа: добро, вера, детвора, старьё.
Некоторые конкретные существительные не имеют формы единственного числа: ножницы, джинсы .
Наименования веществ обычно имеют одну форму: либо множественного числа (чернила, опилки ), либо единственного (молоко, сахар, уголь ), но при обозначении сорта, разновидности вещества часто используются во множественном числе (прекрасный сыр - алтайские сыры ).

Родительный падеж множественного числа

В большинстве случаев действует такая закономерность: если в начальной форме (именительный падеж единственного числа) слово имеет нулевое окончание, то в родительном падеже множественного числа окончание обычно ненулевое: абрикос - много абрикосов, кость - много костей, снадобье - нет снадобий (-ий в подобных формах входит в основу, не являясь окончанием); и наоборот: газета - нет газет, дело - много дел. Но есть нарушения данной закономерности: один солдат - много солдат, один партизан - отряд партизан, доля - несколько долей, платье - много платьев.
У существительных на -анин/-янин (кроме слова семьянин, которое не изменяется по числам), а также слов барин, боярин, господин, татарин в родительном падеже множественного числа нулевое окончание с отсечением -ин: много славян, бар, граждан, татар.
Большинство названий фруктов и овощей мужского рода с основой на твёрдый согласный имеет окончание -ов: килограмм помидоров, мандаринов, баклажанов.
Названия парных предметов обычно имеют в родительном падеже множественного числа нулевое окончание: пара сапог, пара чулок, но пара ботфортов и ботов.

Внимание! Пара туфель, пять цапель, несколько свечей, пять простынь и простыней, нет макарон, пара джинсов, из яслей, много бурят и бурятов, без комментариев, нет коррективов, несколько турок, из ушей.

Особенности склонения некоторых существительных и словосочетаний

Среди существительных довольно большая группа несклоняемых слов:
а) иноязычные слова на гласные -о, -у, -ю, -и, -е, ударное -а: пальто, рагу, меню, кофе, буржуа;
б) иноязычные названия лиц женского пола: пани, мадам, мисс;
в) русские фамилии на -ово, -аго, -ых/-их и украинские на -ко: Седых, Живаго, Шевченко;
г) многие иноязычные имена и фамилии: Жаклин, Дюма.

В сложных словах с первой частью пол- в косвенных падежах происходит замена на полу-: полгода - около полугода.
В родительном падеже единственного числа существительных мужского рода два варианта окончания:
-а/-я и -у/-я: много народа - много народу, чашка чая - чашка чаю. Формы на -у/-ю обычно сохраняются, если существительное зависит от глагола: выпить квасу, добавить сахару.
В предложном падеже единственного числа неодушевлённые существительные мужского рода второго склонения могут иметь окончания -е или -у/-ю: думать о саде (дополнение) - работать в саду (обстоятельство). В некоторых случаях выбор окончания зависит от значения и сочетаемости существительного: в первом ряду - в ряде случаев, весь в поту - трудиться в поте лица, единственный в мире - на миру и смерть красна, быть не в духе - как на духу.


Морфологические нормы современного русского языка (глагол)

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

Образование некоторых глагольных форм может вызывать определённые трудности.
1. При образовании глаголов несовершенного вида в отдельных случаях наблюдается чередование гласных о в основе: устроить - устраивать, опоздать - опаздывать. Но при образовании подобных форм от глаголов обусловить, сосредоточить нужно помнить, что варианты обуславливать, сосредотачивать являются допустимыми, а литературная норма - обусловливать, сосредоточивать.

Внимание! Класть - положить (недопустимо ложить, покласть!).

2. Необходимо помнить о чередовании соласных г-ж, к-ч, в-вл, ф-фл, п-пл, б-бл, м-мл, ст-щ, т-ч, д/з-ж, с-ш в основе при образовании ряда форм: печь - пеку - печёт; лечь - лягу - ляжет - ляг, стеречь - стерегу - стережёт - стерегут; ловить - ловлю, блестеть - блещу, весить - вешу - весишь. Но: тку - ткёт - ткут.

Внимание! жечь - жгу - жжёт - жжём - жжёте - жгут; хотеть - хочу - хочешь - хочет - хотим - хотите - хотят; бежать - бегу - бежишь - бежит - бежим - бежите - бегут.

3. Иногда возможно существование вариантов форм: внимать - внимают и внемлют (равноправны); махать, сыпать - машут, сыплют (основные), махают, сыпят (допустимые); капать - каплет (с крыш, из крана), (на)капает (лекарство).

4. Обратите внимание на формы будущего времени от глаголов выздороветь, обессилеть, ослабеть (глаголы на -еть указывают, что действие направлено на субъекта): я выздоровею, обессилею, ты выздоровеешь, обессилеешь, он выздоровеет, обессилеет и т.д.

5. Ряд глаголов не имеет некоторых форм настоящего и будущего времени:
не используется форма 1-го лица единственного числа у глаголов: затмить, очутиться, победить, родиться, стонать, убедить, убедиться;
не имеют форм 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа глаголы: кипеть, вскипеть, выкипеть (о воде), закатиться, наступить (о времени), обступить, осуществиться, получиться, произойти, раздаваться, создаваться, состояться, течь, удаваться;
при необходимости нужно использовать описательные конструкции: Мне удастся победить (убедить); Я одержу победу.

6. От глаголов с суффиксом -ну- образуются следующие формы прошедшего времени:
с утратой суффикса: возникнуть - возник, проникнуть - проник, привыкнуть - привык, промокнуть - промок, высохнуть - высох, погибнуть - погиб, исчезнуть - исчез;
равноправные варианты: глохнуть - глох и глохнул, киснуть - кис и киснул, пахнуть - пах и пахнул, вянуть - вял и вянул, подвергнуться - подвергся и подвергнулся;
основные варианты гаснуть - гас, мёрзнуть - мёрз, сохнуть - сох, тухнуть - тух, но допустимо гаснул, мёрзнул, сохнул, тухнул.

7. От некоторых глаголов не образуется форма повелительного наклонения: весить, видеть, слышать, мочь, ненавидеть, произойти, хотеть и др.

Внимание! Лечь - ляг (!), сесть - сядь, сядьте, бежать - беги, искать - ищи, класть - клади, ехать - поезжай, поезжайте (!).

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА (ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ)

При использовании причастий в речи порой возникают трудности, связанные с образованием форм причастий и деепричастий, а также с употреблением их в предложениях.

1. При образовании форм причастий нужно иметь в виду следующее:
а) действительные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени, оканчивающейся на гласную букву, с помощью суффикса -вш- , а от основы на согласную - с помощью -ш-: купи-ть - купивший, нес-ти - нёсший;

Внимание! Вытереть - вытерший, ушибить - ушибший.

Б) не нужно путать суффиксы страдательных причастий прошедшего времении -нн-(-н-), -енн- (-ен-) и -т-: собранный, заклеенный, допитый. Все вещи убраны (не убраты!);
в) при образовании причастий от возвратных глаголов постфикс -ся остаётся: На стены падали колеблющиеся тени;
г) не употребляются формы страдательных причастий настоящего времени (с суффиксами -им-, -ем-, -ом- ) от глаголов: беречь, бить, вязать, гладить, готовить, держать, жалеть, знать, иметь, лечить, печь, писать, портить, резать, ставить, тянуть, учить, чистить, шептать и др.; прошедшего времени: вернуть, достать, заставить, затмить, миновать, напомнить, облететь, подождать, пожелать, полюбить, приветствовать, пробежать, разглядеть, толкнуть и др.
2. При использовании причастий в речи необходимо обращать внимание на следующее:
а) не нужно путать действительные (признак того, кто производит действие) и страдательные (признак того, кто (что) подвергается действию) причастия: учёный, исследующий объект - объект, исследуемый учёным;
б) страдательное значение может быть выражено не только страдательными причастиями, но и действительными, образованными от возвратных глаголов с суффиксом (постфиксом) -ся: изучаемый нами предмет - изучающийся нами предмет. Но недопустимо употребление форм одевающийся мамой ребёнок, приготовившийся поваром обед; использование возвратных причастий оправдано в том случае, если соответствующего страдательного причастия нет или оно малоупотребительно: ср. писанный мной мной текст не сохранился - писавшийся мной текст не сохранился.
3. При образовании форм деепричастий нужно учитывать ряд моментов:
а) деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффикса -а/-я: строить - строят - строя, скакать - скачут --скача; от некоторых глаголов деепричастия образуются с помощью суффикса (не получившие широкого распространения и воспринимаемые как устаревшие) -учи/-ючи: будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись;

Внимание! Лазать - лазая, плыть - плывя, щипать - щипля, махать, сыпать - махая, сыпля (допустимо маша, сыпя), страдать - страдая (в художественной речи - страждя), внимать - внимая (внемля - устар.)

б) не от всех глаголов образуются деепричастия:
как правило, от глаголов несовершенного вида, не имеющих в основе настоящего времени гласных (лгать - лгут): бить, вить, врать, есть, жать, ждать, лить, мять, пить, рвать, спать, тереть, шить и др.;
от глаголов с чередованием в основах инфинитива и настоящего времени з-ж, с-ш (резать - режут, плясать - пляшут): весить, вязать, казаться, косить, лизать, чесать;
от глаголов несовершенного вида на -чь, -нуть: беречь, жечь, мочь, печь, стеречь, стричься, течь, вянуть, гаснуть, глохнуть, крепнуть, мёрзнуть, мокнуть, пахнуть, тонуть, тянуть;
не употребляются деепричастия от глаголов несовершенного вида арестовать, бежать, колоть, лезть, пахать, петь, родиться, стыть, хотеть;
в) деепричастия совершенного вида образуются от основы прошедшего времени (инфинитива) глаголов совершенного вида с помощью суффикса -в (написать - написав), иногда с помощью суффикса -а/-я (прийти - придя, вычесть - вычтя) или суффиксов -вши, -ши (обычно от возвратных глаголов) (рассмеявшись, вознесшись);
г) ошибкой является использование одного суффикса вместо другого: в предложении Ответя, он положил трубку нужно употребить деепричастие ответив; подобные устаревшие формы сохраняются лишь во фразеологизмах: положа руку на сердце, очертя голову, скрепя сердце.

Справочная информация

Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм.

Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками.

Имя существительное

Образование множественного числа :

Слова на Ы - И:

инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры;
векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады;
возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты

Слова на А - Я:

директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера;
округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря

Образование форм родительного падежа множественного числа :

1. Образование и изменение форм составных числительных :

в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью

2. Склонение сложных и составных числительных:

двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах

Слов: сорок, девяносто, сто.

И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей)
Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)
В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)
П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)

пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят . При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (рублями)
П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Р.п. пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот (рублей)
Д.п. пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам (рублям)
В.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Т.п. пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами (рублями)
П.п. (о) пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:

И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

Обратите внимание на склонение составных количественных числительных : в них изменяется каждое слово:

И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)

Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных : в них изменяется только последнее слово:

И.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)
Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)
В.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)
П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)

3. Употребление собирательных числительных:

двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых .

Поскольку тема вызывает много проблем, запомни случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные, списком:

1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
2.
С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей.
3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
4. С существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
5. С существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
6. С местоимениями: нас двоих, их пятерых.

4. Употребление числительных оба, обе:

Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги .
С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна .

Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами.
Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами .

Местоимение

Образование форм:

Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.
Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников

* Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них . После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н .

Глагол

1. Образование личных форм :

У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.

Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят .

2. Образование возвратных форм :

Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся , а -сь ), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом - грубая ошибка).

3. Образование форм повелительного наклонения :

Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг .

Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:

Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

4. Образование форм прошедшего времени:

Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

Причастие

Образование причастий :

Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
Правильно: полощущий, машущий, хотящий ; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

Деепричастие

Образование деепричастий :

Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки ), поехав .

«Морфологические нормы (образование форм слова)».

Е. А. Щербакова, учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СОШ № 1» г. Тарко-Сале

Аннотация

Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий обобщения знаний, умения организовать свою работу. Один из самых трудных экзаменов для выпускников – это ЕГЭ по русскому языку.

Цель данных методических рекомендаций – мотивировать учащихся на безошибочное выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку, привить выпускникам навыки грамотной речи. Рекомендации представляют собой блок из трех занятий по отработке морфологических и синтаксических норм. Каждое занятие содержит теоретическую часть (набор обобщенных таблиц и небольшой комментарий к ним) и практическую (тест) часть.

Занятие по подготовке к ЕГЭ. «Морфологические нормы (образование форм слова)».

Каждая часть речи имеет свои слабые стороны при образовании форм слов. В КИМах широко представлены примеры с ошибками в образовании форм имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.

Образование форм имен существительных является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.

Трудные случаи образования форм имён существительных

    Именительный падеж множественного числа

- а, - я

- ы, -и

борт - борта

вексель - векселя

вензель – вензеля

ворох – вороха

директор – директора

инспектор – инспектора

катер – катера

китель – кителя

кузов – кузова

купол – купола

окорок – окорока

округ – округа

ордер – ордера

паспорт – паспорта

погреб – погреба

профессор – профессора

сторож –сторожа

тенор – тенора

фельдшер – фельдшера

флюгер – флюгера

хутор - хутора

штабель – штабеля

штемпель – штемпеля

шулер - шулера

бухгалтер –бухгАлтеры

возраст - вОзрасты

грифель – грИфели

грунт – грУнты

диспетчер – диспЕтчеры

договор – договОры

драйвер – дрАйверы

инженер – инженЕры

конструктор – констрУкторы

лектор – лЕкторы

лифт – лИфты

плейер – плЕйеры

порт – пОрты

приговор – приговОры

принтер – прИнтеры

прожектор – прожЕкторы

редактор – редАкторы

ректор – ректоры

свитер – свИтеры

сектор – секторы

склад – склАды

слесарь – слЕсари

торт – тОрты

тренер – тренеры

штаб – штабЫ

штурман - штурманы

Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей именительного падежа множественного числа:

    Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на – ко , имеют безударную флексию множественного числа именительного падежа – и (личики, перышки, яблоки, брюхи). Исключения составляют существительные с ударными окончаниями множественного числа: войска и облака.

    Остальные существительные среднего рода в форме множественного числа принимают окончание –а (- я): болта, поля, моря, окна.

В некоторых случаях окончания существительных в и.п. ед. ч. служат для разграничения лексического значения слов:

- а, - я

- ы, -и

адресА (новосёлов)

векА (средние)

годА (мои)

колЕна (трубы)

корпусА (заводские)

кренделЯ (выводить ногами)

мехА (соболиные)

мужьЯ (и жёны)

образА (святых)

орденА (и медали)

пропускА (временные)

Адресы (поздравительные)

вЕки (вечные)

гОды (войны)

колЕни (больные)

кОрпусы (часов)

крЕндели (вкусные)

мехИ (кузнечные)

мужИ (учёные)

Образы (литературные)

Ордены (монашеские)

прОпуски (занятий)

2. Родительный падеж множественного числа

-ов, -ев

нулевое

Названия национальностей:

бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, монголов, семитов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов

армян, башкир, болгар, бурят, грузин

Названия отдельных лиц:

(пять) гардемаринов, гренадеров, гусаров, драгунов, кирасиров, уланов

Названия воинских соединений: (эскадрон)

гусар, (отряд) гардемарин, гренадер, драгун, кирасир, улан

Растительный мир:

абрикосов, ананасов, апельсинов,

баклажанов, бананов, георгинов, гранатов, мандаринов, помидоров, томатов

Единицы измерения:

байтов, гектаров, граммов, децибелов, каратов, килограммов, километров

ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген

Парные предметы:

боков, бронхов, джинсов, гольфов,

клипсов, носков, рельсов

ботинок, валенок, плеч, погон, сапог, чулок, шорт

Названия предметов и явлений:

браслетов, брелоков, габаритов, купонов, нервов, рельсов

погонь, мест, окон, стёкол

Сущ. ср.р. на -це:

болотцев, деревцев, кружевцев, оконцев

блюдец, зеркалец, копытец, одеялец, полотенец, сердец

нулевое

Сущ. ж.р. и общ. р. :

Сущ. ж.р. и общ. р. :

ведомостЕй, лопастЕй, скоростЕй, четвертЕй, мОщностей, Отраслей, рАспрей, скАтертей

вАфель, пЕтель, потЕрь, тУфель, барж, копЁн, кочерЁг, манжЕт, обОем (обойма), пелЁн, серЁг, сирОт

Сущ. ж.р. на -ия, ья:

армий, аудиторий, бегуний, гостий, колдуний, оладий, пародий, плясуний, эскадрилий. ПолынЕй (полынья), статей, судей

Сущ. ср.р. на -ье:

гуляний, застолий, кушаний, надгробий, новоселий, ожерелий, раздумий, сидений, снАдобий, солений, ущелий

Сущ. ср.р. на -ьё :

ружей, питЕй, НО копий

Сущ. ж.р. на –ня:

богинь, погонь, тихонь, яблонь;

басен, башен, боен, вишен, двоен (двойня), пашен, сотен, спален, сплетен, тамОжен, черешен;

барышень, боярышень, деревень, кухонь

Следует запомнить: солнце – солнц.

3. Родительный падеж множественного числа сущ., употребляющихся преимущественно во множественном числе

нулевое

вЫборов, дебАтов,джИнсов,

зАморозков, кулуАров, манЁвров, мУскулов, нАрдов, очИстков, сОтов,

бУдней, дрОвней, кОзней, пельмЕней, Яслей

зраз, жабр, канИкул, лосИн, макарОн, невзгОд, окОв, сардИн, уз, шорт, шпрот

Для некоторых существительных образование форм множественного числа затруднительно; это слова мечта, мольба, башка. Слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы множественного числа родительного падежа.

Трудные случаи образования форм имён прилагательных

Образование степеней сравнения

прилагательных

сравнительная степень

превосходная степень

составная

составная

качественные

Ее (-ей): сильнее

Ше: раньше

более сильный

менее сильный

строжайший

сильнейший

простая сравнит. степень +

всего (всех): глубже всех

наиболее (наименее) …:

наиболее качественный

самый глубокий

относительные

Не образуется

притяжательные

Не образуется

Очень часто в задании А4 встречаются примеры, в которых допущены ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных. Чтобы научиться их видеть, необходимо помнить следующее: НЕЛЬЗЯ смешивать простую и составную формы степеней сравнения.

Трудные случаи образования форм числительных

    Склонение имён числительных

    один

    один

    одного

    одному

    один

    одного

    одним

    об одном

    одно

    одно

    одна

    одной

    одной

    одну

    одной

    одной

    одни

    одних

    одним

    одни

    одних

    одними

    одних

    двух

    двум

    двух

    двумя

    двух

    обоих

    обоим

    обоих

    обоими

    обоих

    обеих

    обеим

    обеих

    обеими

    обеих

    полтора (-ы)

    полтора

    полутора

    полутора

    полтора

    полутора

    полутора

    полторы

    полторы

    трех

    трем

    трех

    тремя

    трех

    5 – 20, 30

    пять

    пяти

    пяти

    пять

    пятью

    пяти

    40, 90, 100

    сорок

    сорока

    сорока

    сорок

    сорока

    сорока

    Сложные (состоят из двух корней; имеют два окончания при склонении)

    полтораста

    полтораста

    полутораста

    полутораста

    полтораста

    полутораста

    полутораста

    50, 60, 70, 80

    пятьдесят

    пятидесяти

    пятидесяти

    пятьдесят

    пятью-десятью

    пятидесяти

    двести

    двухсот

    двумстам

    двести

    двумястами

    о двухстах

    300, 400

    триста

    трехсот

    тремстам

    триста

    тремястами

    о трехстах

    500, 600, 700, 800, 900

    пятьсот

    пятисот

    пятистам

    пятьсот

    пятьюстами

    о пятистах

    Составные (состоят из нескольких слов)

    Например:

    Триста семьдесят пять

    Трёхсот семидесяти

    пяти

    Трёмстам семидесяти

    пяти

    Триста семьдесят пять

    тремястами

    семьюдесятью пятью

    о трёхстах семидесяти

    пяти

    Собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро)

    двое

    двоих

    двоим

    двое

    двоих

    двоими

    двоих

    пятеро

    пятерых

    пятерым

    пятеро

    пятерых

    пятерыми

    пятерых

  1. Нормы сочетания числительных с существительными

Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро) употребляются только в следующих случаях:

    с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев);

    с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат);

    с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).

Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).

Трудные случаи образования форм местоимений

Притяжательное местоимение их имеет только эту форму.

Трудные случаи образования форм глаголов

    Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов

    Инфинитив

    Ед.ч.

    Мн.ч.

    поезжайте

    полезай, лезь

    полезайте, лезьте

    трогайте

  1. В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс – сь: умываться – умывайся, умывайтесь.

    Глагол класть (всегда без приставки)

    Глаголы по лож ить, вы лож ить, у лож ить, с лож ить (всегда с приставкой)

    У глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, подтвердить, пылесосить нет формы 1л. ед.ч.

Тренировочные упражнения

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) мокла под дождём

2) косвенных падежов

З) чудеснейшим образом

4) здоровые дёсны

2. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) лягте на пол

2) самый красивейший

3) пара носков

4) пятисот лет

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) больше шестиста рублей

2) нет мест

3) проиграв вступление

4) в двухстах метрах

4. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) пять апельсинов

2) наиболее решительнее

3) в двухстах метрах

4) на их территории

5. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) несколько ножниц

2) умелые повара

3) двое подружек

4) в полутора часах

6. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) несколько килограммов

2) скучать по вам

3) до тысяча восемьсот двенадцатого года

4) строгие инспектора

7. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) несколько грамм

2) выправь текст

3) двадцать три юноши

4) старые профессора

8 . Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) немного апельсин

2) в обеих руках

3) до тысяча девятьсот пятого года

4) уважаемые директора

9. В каком случае форма слова не соответствует норме литературного языка:

3) платьев

4) блюдцев

10. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) более глубочайший

2) лягте на пол

4) в трехстах метрах

11. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) лажу по крышам

2) часовые пояса

3) с семьюстами метрами

4) разожгёт костер

12. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) двести граммов

2) их тетради

3) из полутора метров материи

4) самый молодой

13. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) служебные пропуска

2) пропуски занятий

3) работа в аэропорту

4) заключить выгодные договора

14. Укажите ошибку в образовании формы слова:

2) вздрогнул

3) иссякнул

15. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) поезжайте

2) съездите

4) более моложе

Ответы: 1 - 2, 2 - 2, 3 – 1, 4 – 2, 5 – 3, 6 – 2, 7 – 1, 8 – 1, 9 – 4, 10 – 1, 1 – 4, 12 – 3, 13 - 4, 14 – 3, 15 – 4.

Список литературы

    Голуб И.Б. ЕГЭ 2010. Русский язык без репетитора: сдаем без проблем!/ И.Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2009.

    Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10 – 11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

    Гостева Ю.Н. ЕГЭ. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ/ Ю.Н.Гостева, В.В.Львов. – М: издательство «Экзамен», 2010.

    Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка: 1000 тестов для подготовки к Всероссийскому тестированию ЕГЭ; Орфография. Пунктуация. Культура речи. Система языка. Выразительные средства. Анализ текста/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 5-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.

    Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка. Почему так говорят по – русски: пособие по культуре речи/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – М.: Флинта: Наука, 2007.

    Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка: пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.

    Мамона Т.Н. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ Т.Н. Мамона, Е.С.Сергеева, Е.М. Михайлова, Е.Л. Ерохина, Г.Т. Егораева. – М: издательство «Экзамен», 2010.

    Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – 3-е изд., испр. – М.: Айрис – пресс, 2002.

    Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2007.Цыбулько И.П. ЕГЭ 2010. Русский язык: тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львова, В.А. Коханова. – М.: Эксмо, 2009.

    образовании формы слова ...

  1. Приказ № От 2014г рабочая программа по русскому языку (указать предмет, курс, модуль)

    Рабочая программа

    ... подготовка к ЕГЭ Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по ... состав слова ; - способы образования слов ; - нормы формообразования; - правописание морфем; - морфологический принцип...

  2. Организация образовательного процесса на основе требований СанПиН. Директор Халимова Г. К. зам директора по икт халиуллина Г. С. зам директора по увр бадретдинова А. М

    Документ

    ... Морфологические нормы (образование форм слова ) 7/63,6% 4. А4 Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием). 5/45,4% 5. А5 Синтаксические нормы . Нормы согласования. Нормы ...

  3. Тема опыта: Применение оптимальных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к егэ

    Урок

    ... занятия ... по подготовке к ЕГЭ . Например, в пособии Б.Г. Меркина, Л.Г. Смирновой "Русский язык: Подготовка к ЕГЭ ... Девочка образоваННа , ... морфологическую природу опорного слова ... по содержанию, так и по форме ... дефектных текстах нарушения норм : а) управления...



Поделиться: