Что нужно чтобы уйти в монастырь девушке. Монашество – легкий ли это путь?

Получение благословения. У каждого кто решил уйти в монастырь, имеются разные причины, но какие бы они, ни были, всем придется пройти определенные шаги, чтобы стать монахом. Перед тем как уйти в монастырь мужской, следует получить благословение от священника, но это очень непросто. Сначала священнослужитель долго присматривается к мирянину, возжелавшему принять постриг, пытаясь понять подлинную цель такого решения. Нередко бывает, что он отказывает человеку, поскольку не видит его готовности оставить все земные дела ради служения Господу. Однако если он является истинным христианином, ходит каждое воскресенье в церковь и имеет своего духовника, то получить благословение будет намного проще, так как священнику будет намного легче разглядеть мотивы человека постричься в монахи. Но такое в современном мире встречается очень редко, поэтому человеку придется ждать довольно долго благословения священнослужителя.

Одним словом, дьявол будет стремиться отделить нас от духовного и в то же время от Бога. Игнатий советует тем, кто охвачены мыслями суждения духовника им и сказал, что если бы он увидел, что он использовал его, чтобы взять всю власть его, непослушание или дающие нарушения привели дьявол Отделился от отца.

Никто не оставляет вам грехи, другой не оставляет вам ваших грехов. Любой духовник - независимо от богатства, бедности, культур меньше, или даже моральная бедность - это представитель Бога, посланник Бога, верующие не имеют никаких оснований, чтобы избежать этого. Этот дар находится в вечности Бога, а не в человеке, который его несет. По голосу слуги он простит вас, исповедуя Его к жертвеннику.

Стать послушником. Если решение уйти в монастырь непоколебимо, то для реализации своей цели следует поступить туда послушником. Для этого нужно спросить своего духовника или любого священнослужителя, в какой монастырь лучше обратиться с этим вопросом. После того как он даст свое благословение, потребуется договориться о встрече с настоятелем и поговорить о возможности стать послушником. Стоит отметить, что послушничество предусматривает жизнь в монастыре, ежедневную молитву, соблюдение внутренних распорядков, работу, а также соблюдение всех постов, тщательное изучение Библии и прочие занятия, причем длительность данного периода может доходить до 10 лет, поэтому перед тем как уйти в монастырь, следует, хорошо подумать. Но за это время послушник может изменить свое решение, поняв, что это не его путь и вернуться в мир. В связи с тем, что не многие становятся монахами, настоятель монастыря может предложить человеку стать вначале трудником, и если он будет усерден в своем труде, то после этого он сможет стать послушником. Трудники, как правило, практически не участвуют в церковных делах, а работают в хозяйстве при монастыре.

Не от вас требуются качества священника; От вас требуется покаяние сердца и желание исправлять вас. И отец Арсений нам не выбрать духовника с нашими умами, полными так называемой «науки» и копченой гордости: Как могло прийти, что они, кто знает, все те, кто господствуют над людьми, чтобы прийти вниз, прежде чем простой Священник, и показать все их беззаконие и беду?! Нет, эта гордость не может делать хорошо, чтобы прийти охотно смирение. Таким образом, они дают резкости справедливости, что сок и варить их, пока они не смягчают кости гордости.

Но во всяком случае, божественное имеет божественную благодать, ставя руки первосвященника, чтобы советовать вам, пока его ум делает, пока у него есть дар Божий. Ни при каких обстоятельствах он не советует вам против вашего зла. По крайней мере, насколько он прост, он вам посоветует в вашу пользу. И если вы сошли смиренными мыслями в своей душе, тогда вы знаете, что благодать Святого Духа приходит к разуму спиритуалиста, и он скажет такие слова, что он также задается вопросом, где Бог дал ей этот ум, посоветуйте вам спасти свою душу, которая застряла в грехах.

Принятие пострига. Только после того как человек докажет настоятелю монастыря, что он действительно готов стать монахом и в будущем не поменяет своего решения, он разрешит ему принять постриг. Следует знать, что каждый человек должен пройти 3 степени монашества. Сначала послушник становится рясофорным монахом, принимая обет целомудрия, нестяжательства и послушания. Затем он становится схимонахом, давая обет отречения от мира. И только поле этих двух ступеней человек может принять постриг, представляющий собой символическое действие, в ходе которого человек дает обещание, что с этого момента он будет слугой Господа. Как правило, постриг совершается лично настоятелем. Чтобы стать монахом следует пройти нелегкий путь, но только так можно укрепиться в своей вере, либо предпочесть вернуться в мир. В любом случае нужно хорошо подумать, чтобы впоследствии не менять своего решения.

Это божественная благодать, божественная благодать, поэтому святые отцы нам так говорят. Ну, есть некоторые, духовные преданные, близкие к Богу в целом, а другие простые, но благодать духовности все еще есть. Видите ли, Бог мог бы поместить ангела в исповедника, но нет!

Но так, если духовник - человек, теперь вы называете его человеком, но у него есть такая благодать, данная Богом, что молитва, которая говорит вам над вашей головой, благословлять вас и прощать все, что вы исповедовали смиренным мысль. Ну, это хорошо, но другая, такая же грация! Оба супруга имеют одного и того же исповедника!

Что заставляет россиянок становиться монашками

Сегодня мы на волне патриотизма становимся все более набожными — по крайней мере, внешне. А что у нас с женским монашеством — нашим отношением к нему и его к нам? Кто и почему становится монахинями? Есть ли у Бога испытательный срок, а то вдруг желание пройдет? И можно ли вернуться в мир, если оно прошло?

Что помогает женатым людям не оправдывать себя. Если они оправдывают себя, независимо от того, сколько духовных книг они читают, они не используются. Если у них есть хорошее намерение, если у них есть исповедник и повиноваться ему, у них не будет проблем. Без исповедника арбитража нет. Лучше всего иметь обоих мужей одного и того же исповедника. Не человек исповедник, а другая женщина. Если два дерева будут вырезаны двумя плотниками, они никогда не подойдут. Хотя, если у них есть тот же духовный духовник, исповедник бьет отек - слабые стороны одного, сокрушая другие удары, и поэтому тяготы применяются.

При СССР толковый словарь толковал монашество как зародившуюся при самодержавии «форму пассивного протеста против бесчеловечных условий жизни, как жест отчаяния и неверия в возможность изменить эти условия». Тогда при слове «монахиня» представлялась разве что пожилая бабуля, так и не избавившаяся от предрассудков прошлого. Сегодня же те, кто отправляются в монастырь, выглядят совсем иначе.

Но даже сегодня духовные пары имеют разные духовности. Они редко имеют одного и того же исповедника, поэтому они тоже не используются. Конечно, когда у всей семьи есть тот же исповедник, это еще лучше. Герцог будет слушать их всех, и возникшая проблема решит их в соответствии с ситуацией.

Иногда он будет немного смотреть на отца или мать, иногда он будет призывать детей, если он не может сделать выводы из того, что говорят его родители. Крестите своего духовного отца через молитву! Вот небольшая скобка, чтобы сказать слово святого Серафима Саровского, который знал не только вашу жизнь, то, что происходило в семье, в жизни ваших друзей, но и то, что делали другие.

Например, романтические барышни, «книжные» девушки, почерпнувшие свои представления о монастырях из романов и фильмов. Москвичка Лариса Гарина в 2006 году соблюдала послушание в испанском монастыре босоногих кармелиток (одном из самых строгих, с обетом молчания), готовилась к принятию обета и уверяла, что в эти стены ее привела только любовь к Богу. «Это неделю без секса тяжело, — уверяла Лариса, — а всю жизнь — нормально!» Сегодня Лариса счастлива, замужем, мать двоих детей. Юность на то и юность, чтобы ставить эксперименты.

И тогда эта тайна происходит - и это послушание - что, направляя нас к Богу через духовного отца, как сказал Отец Софроний, мы делаем нашего духовника пророком. Возможно, это уже пророк, возможно, нет, но мое послушание делает моего отца пророком. В некотором роде, если мое послушание истинно, оно порождает духовного отца.

Это вещи для Бога; Часто вы знаете, как это сделать! Спросите Господа: «Господи, поместите Его слово в Его Слово». И смиритесь перед Отцом во имя Господа и Отца через молитву, найди слово, которое он не знает, как это, как сказал Серафим Саров, но в своей молитве он верит и надеется, что Бог не обманет вас, он не подведет вас. Сегодня самое срочное - найти духовного духовника, исповедовать, довериться и проконсультироваться с ним. Если у них есть исповедник и он совершает молитвенную программу, с небольшим изучением, если они идут в церковь и делятся, тогда им нечего бояться в этой жизни.

Значительный контингент представляют собой девушки с проблемами, изначально попадающие в монастырь лишь на время. 25-летняя Алина 7 лет назад, в свои 18 пристрастилась к наркотикам. «Родители отправили меня в монастырь на 9 месяцев, — вспоминает она. — Это специальный монастырь, там таких, как я, было 15 послушниц. Тяжело было — вставать до рассвета к заутрене, целый день молиться и в огороде ковыряться, спать жестко... Некоторые сбежать пытались, ходили в поле какую-нибудь траву найти, чтобы хоть чем-то «убиться». Через какое-то время организм, видимо, очищается. А еще чуть позже наступает просветление. Я хорошо помню это состояние: как пелена с глаз падает! Я полностью пришла в себя, пересмотрела свою жизнь — и родители меня забрали».

Душа должна контролироваться духовником, чтобы не ошибиться. В духовном учении может помочь, например, духовное изучение, но если у кого-то нет духовного лидера, он может дать свои интерпретации тем, кого он читает, и таким образом обмануть. Видите, и когда кто-то идет где-то на машине, он может видеть карту, но он останавливается и просит, чтобы не пойти не так.

Абсолютно необходимо, чтобы каждый верующий имел исповедника, который будет руководить его своим советом и помогать ему через Тайну Исповеди. Только тогда вы сможете жить православной духовной жизнью и быть уверенным, что это на правильном пути. Конечно, каждый будет выбирать своего духовного лидера.

— Монастырь — это еще и своего рода реабилитационный центр для людей «заблудших»: пьющих, бездомных, — подтверждает слова Алины духовник Богороднично-Албазинского Свято-Никольского женского монастыря отец Павел. — Заблудшие живут и работают в монастыре и пробуют начать нормальную жизнь.

Среди уходивших в монастыри немало и известных людей. Например, младшая сестра актрисы Марии Шукшиной Ольга, дочь Лидии и Василия Шукшиных. Сначала Ольга пошла по стопам родителей и снялась в нескольких кинофильмах, но вскоре поняла, что в этой среде ей некомфортно. Смысл жизни молодая женщина нашла в Боге, жила при православном монастыре в Ивановской области, где некоторое время воспитывался ее больной сын. Ольга несла «послушание» — помимо молитв пекла хлеб и помогала по монастырскому хозяйству.

Он никому не доверяет свою душу. Святой Евфросин жил во времена императора Феодосия Малого. И действительно было замечательно видеть красивую женщину, живущую посередине монахов. Таким образом, можно было сиять посреди людей добродетелями, а изумрудная скала сияла посреди других камней. Эта Евфросина, странная неведомая, а не год или два или три, но тридцать восемь лет, то есть в конце своей жизни, была действительно изумрудом. Ибо только в конце жизни выяснилось, что он женщина, а не мужчина. Пападнио, ее отец, однажды отправился в монастырь, в течение которого она умирала.

В 1993 году оставила сцену и ушла в монастырь актриса Екатерина Васильева. В 1996 году актриса вернулась в мир и в кино и объяснила причину своего ухода: «Я лгала, пила, разводилась с мужьями, аборты делала…» Супруг Васильевой, драматург Михаил Рощин, после развода с которым она и покинула мир, уверял, что монастырь излечил его бывшую жену от алкогольной зависимости: «В каких только клиниках она не лечилась, ничего не помогало. Но встретила священника отца Владимира — и он помог ей вылечиться. Думаю, она искренне стала верующей, иначе бы ничего не получилось».

И когда она связала его, он сказал последнему слову: «О, мой отец!» И поэтому он отдал свой дух в руки Бога, наслаждаясь собой и радуясь добрым вещам, которые он имел бы для своих обманов и прощения. Ее отец, услышав это слово, испугался, за радость, которую он принял, что он видел свою дочь и умер как мертвец. И какой еще подарок нужно было страдать, когда он услышал слово радости? Он покинул свою родину, мир и мир в мире, и в своей душе, и желание властной императрицы его дочери, он также стал монахом.

Для этого он был показан наследником этого места, а также к лицу, монастырю и достоинствам его дочери. Также в этот день, память о Святом мученике Пафнути Египтяне. Святой мученик Пафння был вызван из Египта и вытеснен в пустыню. Во время преследования Диоклетиана губернатор Адриан приказал представить ему Святого Павла. Неожиданного святого послали завести его, явился перед губернатором, чтобы исповедать Христа и принять мученичество.


В 2008 году народная артистка России Любовь Стриженова (мать Александра Стриженова) поменяла мирскую жизнь на монастырскую, дождавшись, когда вырастут ее внуки. Стриженова ушла в Алатырский монастырь в Чувашии.

Знаменитая актриса Ирина Муравьева не скрывает своего желания скрыться в обители: «Что чаще всего приводит в храм? Болезни, страдания, душевные муки... Вот и меня к Богу привела скорбь и щемящая пустота внутри». Но духовник актрисы пока не разрешает ей покинуть сцену.

Из солдат, которые посадили его в фурункулы, Дионисий и Каллимачи, увидев силу, с которой Бог сохранил неприкасаемого мученика, уверовали во Христа самого Спасителя, действие, за которое их головы были отрезаны. После этого стойка преподобного Пафнутия был брошен в тюрьму, где заключенные Христа приносит в общей сложности 40, что является ее мученичество, сжигая живых.

Через некоторое время святой Пафнья остался свободным, невредимым, проявив себя через заботу о Христе, и христианин по имени Несторий получил танец сам по себе. Это, вместе со своей семьей, получившее духовное руководство святого, вскоре стало одним из самых достойных веры, и до конца он получил смерть мученика. Святой был советником и укреплял в вере многих других христиан, чтобы исповедовать Хритоса и получать от Бога благословенные фурункулы. Некоторые были разгромлены, другие горели живыми, 546 - их число.

Отправляюсь в подворье Новоспасского мужского монастыря в ближнем Подмосковье, известный тем, что принимает послушниц, а также предоставляет приют женщинам — жертвам домашнего насилия. Притом что сам монастырь — мужской.

Сообщаю батюшке, что приехала посоветоваться насчет 20-летней племянницы Лизы — мол, хочет уйти в монастырь и никаких уговоров не слушает.

Сам святой был выброшен колесницей в реку с камнем, брошенным ему в горло, но было чудесно показать, как он плывет по берегу с камнем. Наконец они послали святого мученика перед самим Диоклетианом, Император приказал святому распят на фига. В этот день, вспоминая великое землетрясение, в котором было совершено похищение младенца.

Во время правления Феодосия Маленького, надеясь, что Бог покажет людям, до дня воскресения он умолял ужасное землетрясение. Для этого все люди с императором Феодосием и Патриархом Проклу и всем духовенством Церкви и со всем городом из страха вне мира сделали ектение. И с тех пор, из искушения дьявола, герой Теопатитов начал, и ребенок был похищен без единого слова и поднялся в воздух. И все они многократно закричали от страха и страха: «Господи, он любит», и снова спустился с ребенком, как облако, и сказал с великим голосом, что ангелы из рядов похвалили: Святый Бог, святой, святой, святой К смерти, пожалуйста, нам.

Батюшка, отец Владимир, успокаивает:

— Вы приводите ее. Взять не возьмем, но поговорим непременно. Наверняка безответная любовь была. Возраст располагает... Нельзя ей в монастырь! К Богу нельзя приходить от горя и отчаяния — неразделенная ли это любовь или еще что. В монастырь приходят только от осознанной любви к Богу. Вон у матушки Георгии спросите, она 15 лет назад в сестричество пришла, хотя все у нее было хорошо — и работа, и дом полная чаша.

И с этими голосами он отдал ребенку свою душу Богу и прекратил землетрясение. Также в этот день, память святых мучеников Павла и Татиса со своими сыновьями. Эти Святые Павел и Татис и их дети Савиньин, Максим, Руф и Евгения были из города Дамаск. И, будучи христианами, они были заключены в тюрьму и закованы в цепи. И, будучи подвергнутым сомнению, их избивали и пытали мирские беззаконники, их души к Богу.

Его родители, Кирилл и Мария, крестили его именем Варфоломея. С самого начала своей матери Бог позволяет себе осознать величие, которое будет дано его предмету позже. Таким образом, во время Литургии, перед чтением Евангелия, ребенок начал кричать в утробе матери, настолько сильным, что его голос был услышан другими. Когда песня Херувима пела, снова раздался голос ребенка, который пугал Мэри. Когда священник рассказал церковные «Святые святых», ребенок в третий раз закричал, и его мать заплакала.

Сестру, а ныне матушку, в монастыре названную в честь Святого Георгия, в миру звали по-другому. Несмотря на черные одеяния и отсутствие макияжа, выглядит она лет на 38-40.

— В 45 пришла, — лукаво улыбается матушка, — а сейчас мне 61-й год пошел.

То ли взгляд просветленный дает такой эффект, то ли лицо расслабленное, доброе... Интересуюсь, что же привело ее к Богу?

Те, кто присутствовал, хотели видеть ребенка; Но моя мать должна была сказать, что он не плакал от его рук, а из его кулака. После этой необычной аварии Мэри на протяжении всей своей беременности не питалась никакой плотью и молоком; Он питался только хлебом и водой, и он только обрабатывал молитву. Когда ей было семь лет, ее отправили в школу. Но в отличие от своих братьев Стефана и Питера, которые хорошо учатся, Бартоломеу сталкивается с трудностями. Учитель наказывал его, его коллеги катались на нем, его родители спорили; Но Бартоломью, со всей доброй волей, не смог учиться.

— Вот у вас цель в жизни есть? — отвечает матушка вопросом на вопрос. — И какая она?

— Ну, жить счастливо, любить детей и близких, пользу обществу приносить... — пытаюсь формулировать я.

Матушка Георгия кивает головой: «Хорошо, а зачем?»

И как я ни стараюсь подобрать к своим, вроде бы благородным, целям объяснение, все время встаю в тупик: действительно, а зачем? Получается, что вроде как и цели мои не высокие, а суетные. Мелкие хлопоты — все затем, чтобы жилось комфортно, чтобы ни совесть, ни нищета не тревожили.

— Вот пока цели своей земной жизни не осознаешь, в монастыре делать нечего, — резюмирует матушка Георгия, а отец Владимир одобрительно улыбается. — Я пришла, когда вдруг одним прекрасным утром поняла, для чего живу. И проснулась с четким пониманием, куда мне идти. Даже не пришла в монастырь, ноги сами принесли. Все бросила, не задумываясь.

— И неужели ни разу не пожалели?

— Это такое состояние, когда ты ясно видишь свой путь, — улыбается матушка. — В нем нет места сомнениям и сожалениям. А Лизу свою приводите, мы с ней поговорим, расскажем, что не надо ей от мирской суеты отказываться — рано еще. Идти в монастырь только из-за неприятностей в личной жизни не годится! Да и от юной плоти все равно будут искушения, не до молитвы ей будет. Но поговорить надо непременно: а то если упрямая, секта какая заманить может.

— Вы молодых вообще, что ли, не берете? А вот эти женщины кто? — указываю на группу женщин в черных одеяниях, работающих на приусадебном хозяйстве. Некоторые из них кажутся молодыми.

— Есть те, кто пострига ждет, — поясняет батюшка, — но они давно тут послушницами, уж проверили свою любовь к Господу. А вообще до 30 лет женщине обычно настоятель благословения не дает. Есть те, кто просто послушание несет, они всегда могут уйти. А есть те, кто от мужа-изверга сбежал, они вон там живут, некоторые с детишками, — батюшка указывает на отдельно стоящий бревенчатый дом. Мы каждую приютим, но, чтобы как-то жить, надо трудиться в монастырском хозяйстве.

— А есть такие, кого принципиально не берут в монашки?

— Противопоказания примерно такие же, как к вождению, — улыбается батюшка, указуя перстом на свое авто. — Эпилепсия, психические отклонения и нетрезвый ум.

Но от какого же такого счастья может потянуть в монастырь, если от горя и разочарований нельзя? Мои беседы с теми, кто лишь собирался в монастырь или побывал, но вернулся в мир, показывают, что от хорошей жизни такие мысли не приходят.

У москвички Елены попала в страшную аварию взрослая дочь. Пока за ее жизнь боролись в реанимации, она поклялась, что уйдет в монастырь, если девушка выживет. Но дочь спасти не удалось. Через год после трагедии Елена признается, что иногда ей кажется, что дочь умерла, чтобы избавить ее от монашества. Потому что Елена рада, что ей не пришлось исполнить свое обещание и отказаться от мирской жизни. Сейчас осиротевшая мать корит себя за то, что тогда не сформулировала свою мысль иначе: пусть дочь выживет — и мы будем вместе жить полной жизнью и наслаждаться ею.

32-летняя саратовчанка Елена признается, что год назад хотела уйти в монастырь, депрессию вызвали серьезные осложнения после операции. Сегодня Лена счастлива, что нашлись добрые люди, которые сумели ее отговорить:

— От этого шага меня удержал мой духовник, а еще родные, близкие, друзья и психологи. Батюшка мне попался хороший, он меня выслушал и сказал: у тебя семья — это самое главное! И посоветовал обратиться к православному психологу. Сегодня я понимаю, что мое желание уйти в монастырь было лишь попыткой убежать от реальности и не имело ничего общего с истинным желанием придти к Богу.

— Стремление девушек в монастырь — чаще всего попытка самореализации таким образом, — подтверждает Эллада Пакаленко, психолог с редкой «православной» специализацией. Она является одним из немногих специалистов, работающих именно с «монашеством» — теми, кто хочет уйти от мирской жизни, но сомневается. К Элладе приходят сами, иногда приводят родственники, которым не удается самостоятельно отговорить близких от такого шага. Именно Пакаленко помогла Лене из Саратова избежать монастырской кельи. Эллада знает, о чем говорит: она сама в 20 лет ушла в Донецкий монастырь послушницей.


Эллада Пакаленко. Фото: из личного архива

— Вообще повальным бегством в монастыри всегда сопровождается экономический кризис, геноцид и перенаселенность, — утверждает Эллада. — Если обратиться к истории, видно, что массовые исходы мирян всегда происходят на фоне и как следствие больного социума. А массовый исход женщин — верный признак давления на них. Это происходит, когда женщины перестают справляться с поставленной перед ними задачей и хотят сбросить с себя груз ответственности, доверившись Богу. А у нас исстари девочек воспитывают с очень высокими требованиями: она должна быть и жена, и мать, и красавица, и образованная, и уметь детей прокормить. А мальчики вырастают безответственными, ощущая, что они сами по себе — счастье и подарок для любой женщины.

Православный психолог уверена: уход в монастырь замещает женщине нереализованную любовь:

— Как показывает практика, в монастырь идут девушки вовсе не из воцерковленных семей, а эмоционально закрытые, с низкой самооценкой и со слабой сексуальностью, полагая, что только в монастырских стенах они будут «поняты». Они не понимают, что это не выход и уж тем более никакое не благо Богу. Для усмирения плоти монастырь тоже не лучшее место: девушкам с нормальной сексуальностью, пытающимся ее таким образом подавить, в монастыре будет тяжко. В том смысле, что они не обретут там успокоения, которого ждут.

Пакаленко рассказывает, что посещала много монастырей, беседовала с послушницами и монахинями и может точно сказать, что приводит вчерашних беззаботных девчонок в кельи. Это плохие отношения с родителями, особенно с матерью, заниженная самооценка и перфекционизм.

— В одном монастыре я увидела таких монахинь, что Голливуд отдыхает! — вспоминает Эллада. — Высокие, стройные девушки модельной внешности. Оказалось, и правда — вчерашние модели, содержанки богатых людей. И такой вызов у них и в глазах, и в речах: «Мне здесь лучше!». Для молодых монастырь — это всегда убегание от проблем, от неудач. Попытка «смены координат» в собственной жизни, чтобы к ним относились иначе. Это не плохо, но это не про истинную веру, а про то, что у этих девушек нет другого инструментария, чтобы изменить свою жизнь — не унывать, работать, учиться, любить. Это про слабость и отсутствие воли к жизни, а вовсе не про любовь к Богу. Хорошие духовники таких отговаривают. А вот всякие секты, напротив, ищут и заманивают. Сектам всегда нужна свежая кровь из разочарованных, отчаявшихся, морально неустойчивых. И они всегда заманивают именно тем, что сулят избранность: «Мы особенные, мы другие, мы выше».

Эллада рассказывает о собственном пути в монастырские стены. Дело было в ее родном Донецке, ей было 20, она была статная и красивая девушка, пользовалась повышенным вниманием мужчин, за что в строгой семье ее постоянно упрекали. В какой-то момент ей захотелось паузы — внутренней тишины, чтобы познать себя. И она убежала в монастырь. С тех пор прошло 20 лет, и Эллада уверяет, что путь назад из монастыря есть. Хотя он, безусловно, нелегкий.

— Я знаю, что такое жить в монастыре послушницей, а потом понять, что это не твое, и уйти оттуда и вернуться в эти стены только в качестве специалиста — «отговаривателя» от монастыря. Сейчас мне 40, я учу людей верить в Бога и соблюдать его заповеди, а не отгораживать себя от внешнего мира просто потому, что нет сил получить то, что хочется, противостоять насилию, злу, боли.

Эллада вспоминает, что при монастыре кроме послушниц и монахинь жили и просто женщины с детьми, которым некуда было идти. У всех обитательниц монастырских стен были свои истории, но в постриг сразу не брали никого. Нужно было пробыть в обители от полугода и, если желание сохранялось, испросить благословения настоятельницы. В основном это были простые женщины, без особых запросов и образования.

Эксперт по православной этике и психологии Наталья Лясковская признает, что после наступления кризиса женщин, желающих удалиться от мира, стало больше. И выделяет 5 основных типажей «кандидаток в монашки».


Наталья Лясковская. Фото: из личного архива

1. На сегодняшний день чаще всего становятся монахинями воспитанницы монастырей. В России существует множество приютов, где находят защиту, заботу и уход девочки-сироты, потерявшие родителей, дети из неблагополучных семей. Эти девочки растут в женских монастырях под опекой сестер во Христе, которые не только заботятся о физическом здоровье своих воспитанниц, но и душевном — к детям относятся с той любовью, которой они были лишены. По окончании средней школы они могут выйти из стен монастыря, найти свое место в социуме, что нетрудно при обретенных навыках. Однако часто девушки остаются в родном монастыре на всю оставшуюся жизнь, принимают постриг и, в свою очередь, работают в приютах, домах престарелых, в больницах (по послушанию), в школах — а при монастырях есть и музыкальные, и художественные, и гончарные, и другие школы, не только общеобразовательные и церковно-приходские. Эти девушки не мыслят себе жизни без монастыря, вне монашества.

2. Вторая частая причина, по которой приходят в монастырь уже взрослые девушки и женщины, — большое несчастье, перенесенное в миру: потеря ребенка, смерть близких, измена мужа и т.п. Их принимают на послушание, если в течение долгого времени женщина все еще хочет стать монахиней и матушка-настоятельница видит: из нее получится монахиня, ее постригают. Но чаще всего такие женщины постепенно приходят в себя, обретают в монастыре душевные силы и возвращаются в мир.

4. Есть еще одна категория женщин, над которыми все чаще берут опеку наши монастыри. Это женщины, не сумевшие встроиться в социальную модель общества или по каким-то причинам выброшенные на обочину жизни: например, потерявшие жилье по вине черных риелторов, изгнанные из дому детьми, пьющие, борющиеся с другими зависимостями. Они живут в монастыре, кормятся при нем, работают по силам, но монахини из них получаются крайне редко. Нужно пройти большой духовный путь, чтобы в таком человеке возгорелся монашеский дух.

5. Иногда встречаются экзотические причины: например, я знаю одну монахиню, которая пошла в монастырь (кроме искренней душевной расположенности к монашескому образу жизни) из-за уникальной библиотеки, которой располагала обитель, избранная ею. В одном из сибирских монастырей есть девушка-негритянка, она приехала в Россию специально для того, чтобы стать монахиней и «жить в тишине»: на ее родине ей приходилось жить в негритянском гетто, где день и ночь стоял ужасный шум. Девушка приняла святое крещение и вот уже четыре года как постриглась в монахини.


Отец Алексей Яндушев-Румянцев. Фото: из личного архива

А отец Алексей Яндушев-Румянцев, префект по учебной и научной работе высшей католической духовной семинарии в Санкт-Петербурге, так объяснил мне истинное женское монашество:

«В избрании женщинами монашеского пути церковь видит особое благословение — как и всегда, когда ее чада посвящают себя молитве и духовному подвигу за мир и за все человечество, ибо в этом и есть любовь к ближнему. Сегодня, как и во все предыдущие эпохи, начиная с раннего Средневековья, среди людей, посвящавших всю свою жизнь служению Богу и молитве, большинство были женщины. Опыт нашей жизни говорит о том, что, будучи по природе деликатными и беззащитными, женщины на самом деле нередко являются более сильными и несравненно более самоотверженными личностями, нежели мужчины. Это сказывается и на их жизненном выборе».



Поделиться: