Виктор Черномырдин: "красный директор", реформатор, дипломат. Премьер черномырдин

В ночь на среду в возрасте 72 лет, войдет в российскую историю в разных ипостасях: как создатель крупнейшей российской компании "Газпром", как премьер, сохранивший политику рыночных реформ несмотря на репутацию "красного директора", как несостоявшийся кандидат в президенты, как первый российский политик высшего ранга, севший за стол переговоров с чеченскими боевиками, и как посол на Украине, который не смог сгладить политические противоречия между Москвой и Киевом.

Политическая карьера Черномырдина была менее успешна, чем его работа на посту премьера. После того, как в 1998 году в разгар экономического кризиса он не смог преодолеть сопротивления Думы и вернуться на пост премьер-министра, он фактически отказался от активной роли в российской политике и вскоре после избрания Владимира Путина президентом России уехал на Украину послом.

Обладая ярким и достаточно специфическим чувством юмора, Черномырдин запомнился многим как автор афоризмов, вошедших в народную речь и выражающих многие специфические для России особенности поведения и управления. Самым известным его высказыванием стало "хотели как лучше, а получилось как всегда".

Из "красных директоров" в премьеры-либералы

Черномырдин всю свою "советскую карьеру" проработал в газовой промышленности, и именно он стал инициатором преобразования министерства газовой промышленности в государственный концерн "Газпром" , впоследствии ставший крупнейшей российской корпорацией. Возглавив его в 1989 году, Черномырдин стал одним из самых могущественных промышленников в Советском Союзе.

Поэтому неудивительно, что в 1992 году он попал в правительство президента Бориса Ельцина , которое начало проводить шоковые экономические реформы. Однако в команде Егора Гайдара , который фактически возглавлял правительство, он играл роль противовеса ультралибералам, выступая за более медленные темпы экономических преобразований. В конце 1992 года, в момент очередного обострения отношений между Ельциным и Верховным Советом глава государства принял решение назначить именно Черномырдина главой кабинета.

Однако опасения либералов и надежды консерваторов, что экономические реформы будут свернуты, не оправдались. Именно при Черномырдине были проведены многие ключевые решения, связанные с приватизацией, реформой денежного рынка, укреплением рубля и установлением валютного коридора. Он лично проводил переговоры с руководством Международного валютного фонда, который стал крупнейшим иностранным донором российской экономики.

"Черномырдин был хороший премьер, с ним можно было работать. Напомню, что весь 1993-й и почти весь 1994 год, экономическим советником Черномырдина был Андрей Илларионов, один из либеральнейших экономистов России, да и не только России. Андрей с премьером вел реальную просветительскую работу. Эту же работу с ним вел еще и Вацлав Клаус. Он часто приезжал в Россию и вел многочасовые беседы с Черномырдиным в Белом Доме и за городом. Во многом Черномырдин стал лидером команды реформаторов. И если это не случилось окончательно, то лишь потому, что в ключевые моменты реформаторы сами не брали его в свою команду. Так было и в декабре 1992, и осенью 1993, и в январе 1994", - вспоминал в недавнем интервью журналу "Форбс " Александр Шохин, глава Российского союза промышленников и предпринимателей, а в начале 90-х один из лидеров реформаторского крыла в правительстве.

Однако на Черномырдина возлагают ответственность за непоследовательность реформ в середине 1990-х годов, когда многие либеральные в финансовой сфере действия компенсировались пробуксовыванием в других сферах, в частности, в промышленной политике.

"Шамиль Басаев, вас не слышно"

Как политик Черномырдин прославился в 1995 году, когда ему пришлось практически в прямом эфире под телекамерами вести переговоры с одним из лидеров чеченских сепаратистов Шамилем Басаевым, получившим прозвище "террорист номер один в России" за свои акции насилия против мирных жителей.

В июне 1995 году группа боевиков во главе с Басаевым захватила в Буденновске больницу и более тысячи заложников. Основным требованием Басаева было прекращение военных действий на территории Чечни, где в тот момент шла активная фаза военных действий против сепаратистов.

Фраза Черномырдина "Шамиль Басаев, вас не слышно, говорите громче", сказанная во время этих переговоров, стала для одних символом бессилия власти перед лицом террористов, а для других - редким примером, когда политики сумели пойти на компромисс с преступниками ради сохранения жизней сотен заложников.

В результате переговоров Черномырдин согласился дать войскам приказ не штурмовать больницу и не ставить под угрозу жизни мирных людей, а Басаев под прикрытием "живого щита" освободил больницу и на колонне автобусов, в которых были и боевики, и заложники, вернулся в Чечню.

Больше не премьер

Ельцин всегда говорил, что безгранично доверял своему премьеру. В 1996 году тот даже менее чем на сутки формально возглавил страну - во время операции на сердце, которую перенес тогда президент. Однако в апреле 1998 года Борис Ельцин принял неожиданное для всех решение уволить Черномырдина и назначить вместо него молодого заместителя министра топлива и энергетики Сергея Кириенко , который не имел тогда ни политического, ни аппаратного веса. Отставка Черномырдина выглядела особенно удивительно, ведь в 1997 году в России впервые с конца 80-х был зафиксирован экономический рост.

Вот как сам Ельцин объяснял свое решение в своей последней книге "президентский марафон": "Весной 98-го года я принял окончательное решение: во главе правительства должен стоять другой человек. С Виктором Степановичем надо расставаться. Главная сила Черномырдина - его уникальная способность к компромиссам. Может помирить всех со всеми, ни одна конфликтная ситуация для него не страшна. Но вот в чем дело: главный компромисс, на котором Черномырдин и "просидел" все эти годы - компромисс между рыночными отношениями и советским директорским корпусом, - сейчас уже невозможен. Он себя исчерпал, этот компромисс. Нужно двигаться дальше. Ну и еще одно, уже из области чистой политики. Черномырдин не сможет удержать страну после моего ухода в 2000 году. Для этого нужен человек более сильный и молодой".

При этом Ельцин отвергал такой мотив, как его ревность к усиливавшемуся влиянию Черномырдина - или "ЧВС", как его называли в правительстве и прессе - особенно на международной арене, где его, по сообщениям прессы, встречали как фактического главу государства при больном и политически слабеющем президенте.

"На самом деле все было с точностью до наоборот. Если бы я действительно верил в то, что Черномырдин сможет стать будущим президентом, провести болезненные и непопулярные реформы в социальной сфере, добиться экономического прорыва, я бы обязательно отдал в его руки часть президентских полномочий, изо всех сил помогал ему готовиться к выборам. Но я видел, что Черномырдин выборы не выиграет. Сказываются политический опыт вечных компромиссов, шаблоны осторожного управления, усталость людей от привычных лиц в политике", - писал Ельцин.

Однако молодой технократический премьер Кириенко через полгода после назначения был вынужден инициировать решения, ставшие толчком для глубочайшего финансового кризиса: девальвировать рубль и отказаться от платежей по государственным рублевым обязательствам, обслуживание которых стало непомерным грузом для бюджета. Эти события вошли в историю как "августовский дефолт 1998 года".

Справедливости ради нужно сказать, что основные заимствования, груз обслуживания которых оказался роковым для правительства Кириенко, были сделаны именно в бытность Черномырдина премьером. В 1995-1997 годах правительство активно использовало деньги от продажи ГКО для погашения социальных обязательств, "покупая" таким образом лояльность избирателей на президентских выборах 1996 года.

В конце августа 1998 года - после того, как Кириенко был уволен с поста председателя правительства - Ельцин вновь призвал Черномырдина в строй, предложив его кандидатуру в премьеры.

"Была абсолютная уверенность в том, что в период обострения Черномырдин - единственная реальная кандидатура в премьеры", - писал Ельцин.

Однако президент ошибся - Дума, где роль оппозиции тогда была очень велика, дважды отказалась голосовать за Черномырдина, чувствуя слабость Кремля. В результате Ельцин принял решение внести более "проходную" кандидатуру - министра иностранных дел Евгения Примакова. Больше Черномырдин в большую политику не вернулся.

Черномырдин -дипломат

После 1998 года вся активность Черномырдина сосредоточилась в основном на дипломатической ниве. В 1999 году он стал спецпредставителем президента России на Балканах и лично пытался посадить за стол переговоров президента Югославии Слободана Милошевича и представителей Североатлантического альянса, который весной того же года начал бомбить сербские города в ответ на военные действия против косовских албанцев.

Несмотря на достаточно скромные успехи - бомбардировки Югославии были прекращены, однако все условия Москвы учтены не были, и в конечном итоге Косово со своим преимущественно албанским населением отделилось от Сербии - Черномырдин был выдвинут на соискание Нобелевской премии мира.

В 2001 году Черномырдин опять неожиданно для многих был назначен послом на Украину. Многие наблюдатели восприняли это назначение как "почетную ссылку", однако представители власти объясняли это назначение стратегическим значением Украины как партнера России и главного транзитера российского газа в Европу в условиях, когда значение энергетических контрактов в политических связях стран возрастает.

Однако на посольство Черномырдина пришлось беспрецедентное в истории России ухудшение отношений со своим ближайшим соседом, последовавшее вслед за так называемой "оранжевой революцией". Осенью 2004 года по всей Украине прокатилась волна многодневных протестов против результатов выборов, на которых победителем был признан тогдашний премьер Виктор Янукович. Оппозиция утверждала, что Янукович победил благодаря масштабному использованию административного ресурса и поддержке Кремля, и в знак протеста вывела на улицу сотни тысяч своих сторонников под оранжевыми знаменами. Политический кризис удалось погасить только объявив третий тур выборов, на которых победу одержал лидер оппозиции Виктор Ющенко.

После прихода Ющенко к власти, который стал проводить ориентированную на Запад внешнюю политику, Россия резко ужесточила свою позицию в отношении Киева. Именно на этот период пришлось несколько раундов "газовых войн", когда из-за несогласованности условий контрактов на транзит и поставку газа Россия перекрывала газовый вентиль и прекращала поставки топлива не только на Украину, но и остальной Европе.

Черномырдин как посол не смог примирить Москву и Киев и даже выступал с жесткими заявлениями. Так, в январе 2009 года в интервью "Комсомольской правде " он сказал: "С этим украинским руководством договориться нельзя. Придут другие люди - посмотрим".

Последний год жизни, по сообщению прессы, Черномырдин тяжело болел. Кроме того, за полгода до смерти его постигла тяжелая утрата - скончалась его супруга Валентина Федоровна , с которой он одного года не дожил до "золотой свадьбы".

С приходом к руководству российским правительством В. Черномырдина в декабре 1992 г. во всем мире были связаны опасения полного прекращения экономических реформ в России. К этому побуждали его заявления о готовности бороться с инфляцией "немонетарными методами", о недопущении впредь "шоковой терапии" и выделении низкопроцентного кредита топливно-энергетическому комплексу в размере 200 млрд. руб. Он даже подписал постановление о прямом контроле над ценами на ряд товаров, которое через две недели отменил. Однако и 1993, и 1994, и последующие годы показали, что Черномырдин не отошел от эволюционистской практики умеренно реформаторского курса второй половины 1992 г. и, по существу, ввел страну в состояние застоя реформ, не отступая назад. В 1997 г. с приходом в правительство молодых реформаторов реформы стали проводиться более последовательно и активно. Но в марте 1998 г. правительство Черномырдина ушло в отставку из-за неспособности к радикальным реформам, а в августе случился дефолт из-за слабости и непоследовательности самих реформаторов.

После же апрельского референдума о доверии Президенту позиции правительства укрепились, и оно ожесточило свою кредитно-финансовую политику, темпы инфляции стали снижаться. Но этот антиинфляционный курс вновь подвергся критике оппозиции после парламентских выборов в декабре 1993 г., и правительство опять смягчило свою экономическую политику, уступив требованиям директоров крупных государственных предприятий, прежде всего ВПК и агропромышленного комплекса.

Проект бюджета на 1994 г. вызвал бурю в Государственной Думе. Последняя требовала увеличения кредитов и субсидий производству, социальной защиты населения. Правительство вновь отступило, запустив печатный станок. Цены и бюджетный дефицит опять поползли вверх. Подобное маятниковое движение, свидетельствующее о непоследовательности и нерешительности курса, продолжалось вплоть до 1997 г. Более того, из-за высокой инфляции падение производства в 1994 г. оказалось более глубоким, чем в 1993 г.

Так же как и правительство Е. Гайдара, правительство В. Черномырдина приняло ряд программ экономических реформ. В 1993 г. оно разработало и приняло программу "Развитие реформ и стабилизация российской экономики" на 1993-1995 гг. Летом 1994 г. появилась новая программа. В ней содержался тезис об уже начавшейся стабилизации российской экономики. Провозглашались цели возобновления экономического роста, снижение уровня инфляции до 3-5% в месяц к концу 1995 г., сокращение бюджетного дефицита до 5-6% ВНП и т. д. Конечно, эти цели в указанные сроки достигнуты не были. Лишь в 1997-1998 гг. ситуация стала улучшаться. В 1998 г. появилась новая правительственная программа, казалось, с более реалистичными целями.

По мнению разработчиков этих программ, для их реализации необходимо было продолжать умеренноограничительную финансово-кредитную политику. Основными ее элементами являются:
сокращение дотаций и льгот, военных расходов;
налоговая реформа; переключение расходов государства с поддержки старых и бесперспективных производств на стимулирование роста частного сектора.

На словах все правильно. Однако на деле в 1993-1997 гг. экономическая политика правительства Черномырдина не отличалась последовательностью и не принесла ожидаемых результатов. Прежде всего не была достигнута макроэкономическая стабилизация, валютной бирже 11 октября 1994 г.

В этот день Министерство финансов продало Центральному банку около 450 млн. долл. по курсу около 4000 руб. за доллар, выручив тем самым около 2 трлн. руб. Все это говорит о том, что правительство было даже заинтересовано в дестабилизации валютного и финансового рынков. Во всяком случае, оно явно стимулировало финансовый крах многих коммерческих банков для финансирования бюджетного дефицита и погашения своей задолженности предприятиям. Все это нанесло серьезный ущерб не только коммерческим банкам, но и значительной части населения страны.

Не оправдались и другие программные цели правительства Черномырдина. Разработанные программы намечали прекращение спада производства уже в 1993 г. При этом локомотивом экономического оживления признавалась инвестиционная сфера, где темпы роста капиталовложений в 1993 и 1994 гг. ожидались на уровне 10% ежегодно. На деле же они все время снижались. Не оправдались прогнозы и в отношении уровней инфляции и размеров бюджетного дефицита.

Более того, правительство Черномырдина вместо того, чтобы всячески содействовать рыночным преобразованиям в стране, приняло ряд антирыночных мер. Так, оно ужесточило правила экспорта и импорта ряда товаров, нарушив требования свободной торговли, приняло антилиберальные документы по регулированию рынка ценных бумаг.

Несмотря на проведенную либерализацию цен и дерегулирование деятельности предприятий (еще при Гайдаре), ряд важных отраслей народного хозяйства сохраняют прежний статус, не переходят на рыночные рельсы, что явно не соответствует программам и интересам рыночной трансформации. Так, справедливо считается, что самой богатой и прибыльной сферой экономической деятельности в России является топливно-энергетический комплекс. Но именно эта "золотая жила" не либерализована и не разукрупнена до сих пор. Более того, эта курица, несущая золотые яйца, получает огромные субсидии и льготы со стороны государства и находится под его прямым бюрократическим управлением. Бизнес не отделен от государства, что недопустимо для зрелой рыночной экономики.

Главным условием успеха является достижение политического примирения, прекращения политических баталий и амбициозных выпадов во имя достижения национальной цели, которую следует сделать знаменем нашего развития. На этом пути, кстати, достигнуты нужные результаты. Исполнительная (Правительство) и законодательная (Государственная Дума) власти, похоже, начали сотрудничать, и уже нет той непримиримости и враждебности в их отношениях, которые наблюдались еще совсем недавно. Думские коммунисты явно дрейфуют в сторону социал-демократизма, и Президент и премьер-министр, Е. Примаков, учитывают в своих действиях перипетии политического расклада в Государственной Думе.

Второе условие состоит в принятии системы законов, создающих реальную правовую основу для защиты частной собственности, предпринимательства, ликвидации преступности в стране, развития рыночных отношений, продолжения демократизации страны. Этот блок законов должен стать фундаментом правового гражданского общества, ради которого, по существу, и стоит проводить экономические реформы.

Третье условие успеха - принятие главного приоритета в политике, каковым является экономика, экономические реформы. Подчинить политику интересам экономики, жизни людей - вот что нужно сделать в преддверии завершения XX в.

Четвертое условие успеха заключается в придании предстоящим реформам надлежащей морально-нравственной основы, выражающейся прежде всего в соблюдении важнейших прав человека, в частности права на жизнь, на труд, на безбедное существование, на качественное образование и раскрытие потенций личности, права быть свободным от криминального диктата, наконец, в оздоровлении морального климата в отношениях государственных чиновников и бизнеса.

При сохранении уже принятой общей стратегии экономических реформ, ориентированной прежде всего на борьбу с инфляцией и обеспечение финансовой стабильности, необходимо внести в нее Переживаемый нами временной период - это период не только трансформации, но и первоначального накопления. Всегда и везде он был довольно грязным и грабительским. Но через него надо пройти и, очистившись, двинуться широким шагом вперед - к зрелому рынку и гражданскому обществу. Хотим мы того или не хотим, но мы уже живем в рыночной экономике. И ее надо совершенствовать.

Вопросы дальнейшего развития экономических реформ в стране, перехода экономики на рельсы, ведущие к зрелому и цивилизованному рынку, являются предметом острейшей внутриполитической борьбы и в наши дни. Оппозиционное большинство Государственной Думы, возглавляемое фракцией КПРФ, стремится заблокировать реальные рыночные преобразования и повернуть развитие вспять. Для этого вынашиваются законы о национализации уже приватизированной собственности и возврате к планированию.

В начале 1998 г. во фракции КПРФ был подготовлен и разослан в комитеты Думы проект закона "О государственном плане восстановления экономики и улучшения положения населения (до 2000 г.) и программе социально-экономического развития России (до 2005 г.)". В нем содержится поэтапная схема движения страны назад, - в частности, речь идет о создании особого сектора в экономике, базирующегося на сохранении убыточных и ныне часто простаивающих предприятий, которые поступят на содержание государства. Будут созданы "островки социализма" в рыночной среде. Ясно, что все это не отвечает главным тенденциям и перспективам мирового развития.

Силы оппозиции реальным рыночным реформам сегодня, однако, не столь сильны и сплоченны, как раньше. КПРФ испытывает раскол во внутренних рядах и острую критику со стороны еще более консервативных политических течений ("Трудовая Россия" и др.), явно дрейфует в сторону социал-демократизма. В партии ощущаются теоретическая и идеологическая аморфность и рыхлость. Нет ярких и влиятельных харизматических лидеров.

и, вспоминают как яркого политика, обеспечившего переход от менеджмента "красных директоров" к новой системе управления в экономике, прекрасного организатора, верного друга, настоящего русского мужика, чьи емкие и сочные высказывания удивительно точно отражали непростую и неоднозначную ситуацию в политике и экономике России 90-х годов.

Черномырдин с декабря 1992 по март 1998 года возглавлял правительство, в 2001-2009 годах был российским послом на Украине. После возвращения в Москву занимал пост спецпредставителя президента РФ по вопросам экономического сотрудничества с государствами - участниками СНГ.

В окружении политика рассказали, что в последнее время Виктор Степанович сильно болел - он очень переживал смерть жены , которая скончалась в марте этого года после продолжительной болезни. Супруги прожили почти полвека, воспитали двоих сыновей, которые подарили им четырех внуков. Политик будет будет похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, рядом с могилой своей супруги Валентины Федоровны.

О значении Черномырдина как выдающегося государственного деятеля свидетельствует и решение президента Дмитрия Медведева создать госкомиссию по организации похорон политика во главе с руководителем кремлевской администрации Сергеем Нарышкиным. Траурная церемония будет транслироваться в прямом эфире. Похороны пройдут 5 ноября.

Тонкий человек и патриот

Соболезнования родным и близким Черномырдина выразили президент РФ Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин, президент Украины Виктор Янукович и премьер-министр Николай Азаров.

"Виктор Степанович был не просто главой правительства в течение нескольких лет, Виктор Степанович, безусловно, являлся крупным политическим деятелем нашей страны и настоящим патриотом России. За внешней красотой, за шутками, за игрой в свои собственные афоризмы, за игрой, в которую он сам включился с присущим ему юмором и легкостью, на самом деле скрывался тонкий, умный, порядочный человек ", - сказал Путин, добавив, что Черномырдин много сделал для становления России, для развития ее экономики, социальной сферы, для укрепления ее внешнеполитических позиций.

Украинские политики называют Черномырдина другом своей страны, но помнят и ценят его на всем постсоветском пространстве.

Как порядочного, принципиального человека и верного друга охарактеризовал Черномырдина экс-президент Молдавии Петр Лучинский.

"Я знал Виктора Степановича очень давно - еще с советских времен, у нас были общие друзья. В сложное перестроечное время, когда распался Союз и когда вокруг себя мы увидели столько изменившихся людей, Виктор Степанович сохранил человеческие качества , находясь на самых высоких должностях в России. Я мог в любое время, будучи президентом Молдавии, обратиться к нему, и он оперативно откликался, решал проблемы, связанные с молдавско-российскими отношениями", - рассказал Лучинский.

Экс-президент Грузии Эдуард Шеварднадзе сказал, что Черномырдин - "прекрасный организатор и замечательный человек , у которого были хорошие отношения со многими представителями Грузии".

Последний исполин 90-х

Вдова первого президента РФ Бориса Ельцина Наина назвала смерть Виктора Черномырдина уходом последнего политического исполина эпохи 90-х.

"Взвалило время это тяжелое такой груз на плечи троих человек - и Бориса Николаевича (Ельцина), и Егора Тимуровича (Гайдара), и Виктора Степановича (Черномырдина). И вот они так друг за другом и ушли. Понимаете", - сказала она.

"Потому что они настолько болели за страну и за людей и настолько пропускали всю эту боль через сердце, они даже чем-то похожи, вот три человека. Вот мне кажется, последний исполин ушел. Правда", - сказала Наина Ельцина.

С приходом к руководству российским правительством В. Черномырдина в декабре 1992 г. появились опасения полного прекращения экономических реформ в России. Они были связаны с его заявлениями о готовности бороться с инфляцией " немонетарными методами", о недопущении впредь "шоковой терапии" и выделении низкопроцентного кредита топливно-энергетическому комплексу в размере 200 млрд руб.

Было даже подписано постановление о прямом контроле над ценами

на ряд товаров, которое, однако, через две недели было отменено. Тем не менее 1993-й, 1994-й и последующие годы показали, что Черномырдин не отошел от эволюционистской практики умеренно реформаторского курса второй половины 1992 г. и по существу, не отступая назад, ввел страну в состояние застоя реформ. С приходом в 1997 г. в правительство молодых реформаторов реформы стали проводиться более последовательно и активно. Но в марте 1998 г. правительство Черномырдина ушло в отставку из-за неспособности к радикальным реформам, а в августе случился дефолт из-за слабости и непоследовательности самих реформаторов.

В первые месяцы пребывания у власти (по крайней мере до апреля 1993 г.) правительство В. Черномырдина вновь вернулось к проинфляционной кредитно-финансовой политике. Несмотря на падение производства, денежно-кредитная эмиссия продолжалась. После апрельского референдума о доверии президенту позиции правительства укрепились, оно ужесточило кредитно-финансовую политику, и темпы инфляции стали снижаться. Но после парламентских выборов в декабре 1993 г. этот антиинфляционный курс вновь подвергся критике оппозиции, и правительство опять смягчило свою экономическую политику, уступив требованиям директоров крупных государственных предприятий, прежде всего ВПК и агропромышленного комплекса.

В октябре 1993 г. в Москве произошел антиправительственный мятеж, направленный против трансформационных и системных реформ. Оппозиция использовала давно сформировавшийся раскол в обществе, чтобы добиться реванша. В случае победы оппозиции возникла бы угроза установления недемократического режима, приостановления приватизации и других реформ. Однако в любом случае октябрьский путч 1993 г. был актом гражданской войны, вооруженного противостояния с

человеческими жертвами. Противостоящие стороны шли в нем до конца, при этом президент Б. Ельцин опирался на поддержку сторонников апрельского референдума 1993 г. и как Верховный главнокомандующий - на армию, а Р. Хасбулатов, А. Руцкой и весь оппозиционный Верховный Совет РФ - на левую оппозицию в стране, на КПРФ, имевшую большинство членов в Совете. Обе противоборствующие стороны нарушали Конституцию и стремились реализовать свои политические интересы: Ельцин - сохранить власть, Хасбулатов - перехва-

тить эту власть. Но в итоге правительственные силы остановили мятеж и насилие, не допустили гражданской войны и восстановления диктаторского режима, к которому шла оппозиция, вновь открыли путь к дальнейшим демократическим и экономическим реформам.

Проект бюджета на 1994 г. вызвал бурю в Государственной Думе, которая требовала увеличения кредитов и субсидий производству, социальной защиты населения. Правительство вновь отступило, запустив печатный станок, цены и бюджетный дефицит опять поползли вверх. Подобное маятниковое движение, свидетельствующее о непоследовательности и нерешительности проводимого курса, продолжалось вплоть до 1997 г. Более того, из-за высокой инфляции падение производства в 1994 г. оказалось более глубоким, чем в 1993 г.

Так же как и правительство Е. Гайдара, правительство В. Черномырдина приняло ряд программ экономических реформ. В 1993 г. оно разработало и приняло программу "Развитие реформ и стабилизация российской экономики" на 1993- 1995 гг.

Летом 1994 г. появилась новая программа. В ней содержался тезис об уже начавшейся стабилизации российской экономики. Провозглашались такие цели, как возобновление экономического роста, снижение к концу 1995 г. уровня инфляции до 3-5% в месяц, сокращение бюджетного дефицита до 5-6% ВНП и т. д. Конечно, в указанные сроки эти цели достигнуты не были. Ситуация стала улучшаться лишь в 1997- 1998 гг. В 1998 г. появилась новая правительственная программа с более реалистичными целями.

По мнению разработчиков этих программ, для их реализации необходимо было продолжать умеренно-ограничительную финансово-кредитную политику, которая опиралась бы на сокращение дотаций и льгот, военных расходов; налоговую реформу; переключение расходов государства с поддержки старых и бесперспективных производств на стимулирование роста частного сектора.

На словах все правильно. Однако на деле в 1993-1997 гг. экономическая политика правительства Черномырдина не отличалась последовательностью и не принесла ожидаемых результатов. Прежде всего не была достигнута макроэкономическая стабилизация, что стало особенно очевидно, когда произошел известный крах на валютной бирже 11 октября 1994 г.

В этот день Министерство финансов продало Центральному банку около 450 млн долл. по курсу около 4000 руб. за доллар, выручив тем самым около 2 трлн руб. Все это говорило о том, что правительство было даже заинтересовано в дестабилизации валютного и финансового рынков. Во всяком случае, оно явно стимулировало финансовый крах многих коммерческих банков с целью финансирования бюджетного дефицита и погашения своей задолженности предприятиям. Это нанесло серьезный ущерб не только коммерческим банкам, но и значительной части населения страны.

Не оправдались и другие программные цели правительства Черномырдина. Разработанные программы намечали прекращение спада производства уже в 1993 г. При этом локомотивом экономического оживления признавалась инвестиционная

сфера, где ежегодные темпы роста капиталовложений в 1993 и 1994 гг. ожидались на уровне 10%. На деле же капвложения все время снижались. Не оправдались прогнозы и в отношении уровней инфляции и размеров бюджетного дефицита.

Более того, правительство Черномырдина вместо того, чтобы всячески содействовать рыночным преобразованиям в стране, приняло ряд антирыночных мер. Так, были ужесточены правила экспорта и импорта ряда товаров и тем самым нарушены требования свободной торговли, приняты антилиберальные документы по регулированию рынка ценных бумаг.

Несмотря на проведенную еще при Гайдаре либерализацию цен и дерегулирование деятельности предприятий, ряд важных отраслей народного хозяйства сохранил прежний статус, не перешел на рыночные рельсы, что явно не соответствовало программам и интересам рыночной трансформации. Так, справедливо считается, что самой богатой и прибыльной сферой экономической деятельности в России является топливно-энергетический комплекс. Но именно в этой "золотой жиле" не проведена либерализация и разукрупнение. Более того, эта курица, несущая золотые яйца, получала огромные субсидии и льготы со стороны государства и находилась под его прямым бюрократическим управлением. Бизнес не отделен от государства, что недопустимо для зрелой рыночной экономики.

И тем не менее, несмотря на все эти негативные явления, нерешительность и противоречивость экономической политики правительства В. Черномырдина, Россия сохранила потенциал

для перехода к новому этапу экономических реформ, призванному реализовать на практике те программные требования по дальнейшему развитию реформ, которые само же правительство неоднократно выдвигало и постоянно не выполняло.

История российского правительства - от Черномырдина до Медведева

Правительство Медведева работает более трех лет. По нашим расчетам, оно стало худшим кабинетом в истории России начиная с 1992 года. Конкуренцию Медведеву может составить разве что Виктор Черномырдин, принявший этот пост двадцать три года назад на руинах СССР и после «шоковой терапии» Гайдара. Об успехах Медведева свидетельствует объективная макроэкономическая статистика: ни один премьер-министр не приводил экономику к таким ужасающим показателям. В 2012 году Россия была страной с растущей экономикой, стабильной национальной валютой и солидными финансовыми резервами. От всего этого не осталось следов, и обычно за такие результаты работы правительство отправляют в отставку — чтобы на его место пришли новые люди, способные скорректировать прежний курс и провести реформы. Но только не в нашем случае.

Президент Путин и премьер-министр Медведев пьют чай в загородной резиденции после освежающей утренней тренировки и завтрака отечественными стейками. Это событие оживленно обсуждают пользователи интернета. Чаепитие проходит на фоне рекордного обвала экономики в новейшей истории России — сокращения реальных доходов населения, разбалансировки финансовой системы, высоких темпов инфляции и роста дефицита бюджетов всех уровней. Чаепитие — это, разумеется, демонстративный жест, обращенный к миру: дружба крепка как никогда, почти забытый уже «тандем» все еще существует. Президент России готов закрывать глаза на некоторые недоработки премьер-министра.

При этом, по данным газеты «Ведомости», в нынешнем кабинете обострилась дискуссия о возможном слиянии Минфина как структуры, призванной в первую очередь экономить, и Минэкономразвития — задача которого, как следует из названия, состоит в разработке стратегий развития. В нынешней экономической ситуации у Минэкономразвития остается все меньше самостоятельных задач — стране нужно экономить, а развиваться мы будем когда-нибудь потом — вероятно, когда случится легендарный «отскок цен на нефть». Параллельно правительство предложило вернуться к однолетнему бюджету. Среднесрочное планирование стало невозможным, и Минфин призывает «минимизировать вероятность ошибок при подготовке бюджета» в условиях «экономической неопределенности».

Подобные явления — отказ правительства от выполнения части своих обязательств, связанных с экономическим развитием, — в прежние годы, когда президенты еще не пили с премьерами чай, провоцировали правительственный кризис. Чтобы напомнить, как работало правительство в прежние годы и за что отправляли в отставку его руководителей, мы вспомнили все прежние российские кабинеты начиная с 1992 года. Чье правительство работало эффективнее? С чем принимали Россию премьеры и с чем ее оставляли?

В нашем списке нет нескольких государственных деятелей, занимавших должность премьер-министра РФ непродолжительное время. Среди них — Егор Гайдар, начавший процесс радикальных экономических реформ и через полгода уступивший свое место Виктору Черномырдину, а также Виктор Зубков, возглавлявший кабинет министров после «тучных лет» Михаила Фрадкова и не успевший оказать существенного влияния на развитие российской экономики.

Правительства
Виктора Черномырдина
(два кабинета, 1992-1998)

В декабре 1992 года председателем Совета министров Российской Федерации стал Виктор Черномырдин. Его правительство должно было продолжать придерживаться рыночно ориентированного курса, предложив вместо дискредитировавшей себя в глазах населения «шоковой терапии» более сбалансированные механизмы либерализации экономики с серьезным государственным участием.

Ранее, в начале июля, было введено свободное курсообразование рубля, вследствие чего к концу года доллар стоил больше 400 рублей. По итогам 1992 года Россия потеряла 14,5% ВВП, а по населению ударила волна гиперинфляции в 2500%.

Глубокий спад в промышленности, болезненные девальвационные и инфляционные процессы в российской экономике продолжились и после назначения Черномырдина премьером. Так, в 1994 году среднегодовой курс валюты уже превышал 2,2 тысячи рублей за доллар, а темпы роста цен еще три года оставались трехзначными. В точке максимума рыночного валютного курса доллар стоил 5,5 тысячи рублей (1997 год). После деноминации в 1998 году это значение упало до 5,6 рубля.

В 1994 году российская экономика пока что в последний раз пережила двухзначный спад ВВП на 12,6%. В последующие годы спад замедлялся, и к 1997 году российский ВВП впервые за 90-е годы показал слабый прирост — порядка 1,5%.

При двух правительствах Черномырдина внешний государственный долг РФ практически удвоился, превысив $188 млрд. К концу 1998 года он в 15 раз превышал объем валютных резервов и составлял 150% ВВП. Бюджет все это время оставался дефицитным, стремительно нарастал и внутренний долг государства по ГКО и ОФЗ. Опрометчивая бюджетная политика государства, осуществляемая на протяжении нескольких лет подряд, стала одной из первостепенных структурных причин последовавшего вскоре финансового коллапса 1998 года.

К весне 1998 года, когда Черномырдин покидал свой пост, в российской экономике уже накопились серьезные проблемы. Тем не менее в последующие годы завершился переход к рынку, что помогло России войти в полосу интенсивного экономического роста в 2000-х.

Правительство
Сергея Кириенко
(апрель—август 1998-го)

Правительство Кириенко приступило к исполнению своих обязанностей в крайне неблагоприятной ситуации. На макроэкономическом фронте азиатский финансовый кризис привел к существенному падению цен на нефть и оттоку капитала из России, а внутри страны диспропорции бюджета больше не позволяли государству выполнять свои обязательства.

Антикризисная программа Кириенко не получила достаточной поддержки от Государственной думы и не смогла предотвратить коллапс экономики. 17 августа был объявлен технический дефолт Российской Федерации. Неделю спустя, проработав к тому времени премьером 4 месяца, Кириенко подал в отставку, после чего начался обвал курса рубля с 6,3 до 20,8 рубля за доллар к первой половине сентября. Банковская система оказалась парализована, большое число российских предприятий признали себя банкротами, а количество бедных россиян в 1998 году выросло с 34 до 42 млн граждан. После неуверенного роста в 1997 году в 1998-м ВВП упал на 5,3%, завершив эпоху турбулентных 90-х, — впереди у России было десятилетие уверенного экономического роста.

Правительство
Евгения Примакова
(сентябрь—май 1999-го)

Кандидатура Примакова являлась компромиссом между президентом России Борисом Ельциным и Государственной думой в период после дефолта 1998 года. Главной целью кабинета министров Примакова была стабилизация политической обстановки в стране и сохранение рыночного экономического курса в условиях острого социального кризиса.

На этом этапе резкая девальвация рубля оказалась мощным стимулом для роста конкурентоспособности отечественного производства. В 1999 году ВВП вырос почти на 6,5%. Инфляция по-прежнему оставалась на высоком уровне (36,6%), но по сравнению с прошлым годом рост цен замедлился более чем в 2 раза. Государственный бюджет по итогам 1999 года вышел в небольшой профицит. В мае, накануне назначенного в Думе рассмотрения вопроса об импичменте Ельцина, президент из политических соображений отправил правительство Примакова в отставку.

Правительство
Михаила Касьянова
(2000-2004 гг.)

Первая пятилетка нулевых часто оценивается экспертами как самый экономически продуктивный период в истории современной России. Средние темпы роста ВВП за этот период составили 6,8%, быстро росло благосостояние населения. Правительство Касьянова провело ряд важных реформ, включая налоговую. Вместе с тем к концу 2004 года произошло окончательное формирование сырьевой модели экономики: уже вскоре для устойчивого развития России потребуется постоянный рост стоимости углеводородов.

В 2000 году рост цен в России превысил 20%, а к концу 2003 года, незадолго до отставки Касьянова, замедлился до 12%. В итоге средний показатель инфляции составил чуть более 16%. Курс доллара к моменту назначения Касьянова составлял примерно 28 рублей. В течение всего срока он колебался в диапазоне от 27,7 до 31,9 рубля за доллар. За этот период удалось существенно сократить количество бедных в стране: с 42 млн в 2000 году до 25 млн в 2004 году. Золотовалютные резервы Центробанка пополнились с $33 млрд до $87 млрд.

Правительство
Михаила Фрадкова
(2004-2007 гг.)

За годы премьерства Фрадкова (с 2005 по 2007 год) российская экономика росла в среднем на 7,7% в год. За тот же период средние темпы роста реальных доходов граждан равнялись 12,7% (лучший отрезок в современной российской истории по этому показателю). На 2007 год пришелся пик по прямым иностранным инвестициям в Российскую Федерацию — почти $28 млрд. Курс доллара опустился с 28,5 рубля в 2004 году до 25,5 рубля к моменту отставки Фрадкова в 2007 году. Золотовалютные резервы со времени вступления Фрадкова в должность премьера и до его ухода выросли с $85 млрд до $420 млрд.

В 2005 году правительство Фрадкова провело реформу по монетизации льгот, которая вызвала массовое недовольство среди социально незащищенных слоев населения. По стране прокатились масштабные протесты, но федеральным и региональным властям совместными усилиями удалось стабилизировать ситуацию.

Правительство
Владимира Путина
(2008-2012 гг.)

Через два месяца после занятия Путиным кресла премьера цены на нефть марки Brent установили исторический максимум — $143,95 за баррель. К июлю 2008 года курс доллара опустился до 23,2 рубля, но затем финансовый кризис и падение нефтяных котировок привели к его росту до 36,4 рубля в феврале 2009 года. На фоне кризиса государство успело значительно нарастить свои социальные обязательства. В последующие месяцы произошла коррекция курса, кризис утих, и к моменту ухода Путина доллар стоил 30,2 рубля.

По итогам 2009 года экономика России сократилась на 7,8%, но уже в следующем году был зафиксирован рост в 4,5%. На 2011 год пришелся пик иностранных инвестиций в абсолютном выражении ($190 млрд), а также пик темпов роста инвестиций в основной капитал (10,8% в годовом исчислении). Инфляция достигла исторического минимума в 6,1%, равно как и количество россиян, живущих за чертой бедности (10,7%).

В то же время уже в 2012 году произошло замедление темпов роста ВВП до 3,4%, инфляция начала ускоряться, а прирост инвестиций и производительности труда — буксовать. Несмотря на быстрое восстановление экономики после потрясений 2008 года, становилось ясно, что теперь ключевую роль начинают играть фундаментальные внутренние проблемы.

Правительство
Дмитрия Медведева
(2012-й — настоящее время)

Торможение экономики, которое началось еще в 2011 году, приняло гораздо более наглядные формы, когда на должность премьера был назначен экс-президент России Дмитрий Медведев. В 2013 году ВВП вырос на 1,3%, в 2014-м — всего на 0,6%, а в первом полугодии 2015-го экономика сократилась на 3,6%. Если ранее уровень инвестиций в российскую экономику просто замедлял свой рост, то при Медведеве началось падение в абсолютных значениях.

2014 год стал первым годом для России за последние полтора десятилетия, когда реальные располагаемые доходы населения продемонстрировали снижение. Инфляция в том же году впервые с 2008 года оказалась двузначной, отток капитала составил рекордные $151 млрд. Рост цен и падение доходов продолжалось и в 2015 году, что в первом квартале привело к росту численности граждан РФ, живущих за чертой бедности, до 23 млн против 15 млн в годом ранее.

Осенью 2014-го и летом 2015 года прокатились две волны девальвации рубля. В мае 2012 года, когда Медведев вступил в свою нынешнюю должность, доллар стоил порядка 30 рублей. В августе 2015-го стоимость американской валюты поднималась выше 70 рублей, что означает суммарное обесценивание практически в 2,5 раза за этот период. Объем золотовалютных резервов ЦБ с мая 2012-го по август 2015-го сократился с $520 млрд до $365 млрд.

Сегодня рынок энергоресурсов не показывает никаких предпосылок для роста цен до прежнего уровня. Если чуда не случится, то российский федеральный бюджет без серьезного сокращения расходов вскоре начнет трещать по швам. На этом фоне наращивание военных трат в России продолжается непрерывно с 2012 года, и на сегодняшний день их объем составляет 4% ВВП, что ставит Россию по этому критерию на одно из первых мест в мире.

Председатель последнего на сегодняшний день правительства РФ Дмитрий Медведев продолжает уверенно чувствовать себя на своем посту.

Фото РИА Новости, ТАСС



Поделиться: